Посещение царевной женского монастыря

В. Суриков. Посещение царевной женского монастыря

Василий Суриков.Посещение царевной женского монастыря.1912 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Это последняя крупная работа Сурикова — «Посещение царевной женского монастыря» с торжественной живописностью повествует о трагических судьбах царских дочерей.

Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода, но где найти на Руси свободных царевичей, которые бы не были их родными братьями?

Королевичи, принцы и прочие знатные иностранцы считались еретиками, никто из них и не видел этих затворниц. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу.

Именно такую царевну изобразил Суриков. На ее еще детском личике — безысходность и покорность судьбе.

Настоятельница, поджав губы, пристально наблюдает за реакцией высокой гостьи, которая вскоре поступит под ее крылышко: нравится ли ей все, нет ли в лице строптивости или капризности, а мамка зорко следит, чтобы никто вокруг не нарушил царевнино благочестие. Монахини ведут себя по-разному: одни низко склонились, другие с любопытством осматривают гостью.

Для образа царевны Сурикову позировали очень религиозная дочь его знакомых, которая собиралась стать монахиней, и внучка Наталья Кончаловская.

Галина Васильева-Шляпина доктор искусствоведения, профессор Сибирского Федерального Университета:

«Были портреты женщин, которые потом входили в его картины, например, «Посещение царевной женского монастыря», позировала сначала его внучка, Наташечка, Наталья Петровна Кончаловская, девочка была хрупкая и этот венец царевны большой был ей тяжёл.

Он нашёл Асю Добринскую, сестру. Ася слишком унылая царевна получилась. И эту картину, первый вариант, купил потом японец, так что «Посещение царевны» в двух вариантах. Настоящая картина, последняя, окончательная – в Третьяковке, а та – в Японии. Она к нам приезжала. Ну, забавная, но рабочий вариант.

Там Ася Добринская, плакучая такая царевна. А потом он нашёл белую лебедь прямо, красавицу, в Таганроге этюд. Она вошла в картину окончательно, «Посещение царевной женского монастыря».

Посещение царевной женского монастыря

Посещение царевной женского монастыря.

1912г.

Работать над картиной Суриков начал в 1908 году, писал ее в 1910—1911 годах и экспонировал в декабре 1912 года на X выставке «Союза русских художников» в Москве.

В «Посещении царевной женского монастыря» Суриковым взят не исключительный случай (как борьба боярыни Морозовой или царевны Софьи, когда русская женщина так или иначе восставала против господствующих представлений и порывала с установленными для нее правилами жизни), а то распространенное явление, когда женщина Древней Руси безропотно подчиняется господствующим правилам и понятиям, не давая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. Такой жертвой добровольного подчинения аскетическому монашескому идеалу предстает царевна в картине Сурикова.

В Древней Руси дочери богатых и знатных родителей, воспитанные в условиях терема, могли избежать монастыря в случае замужества и тем самым найти счастье в супружестве и материнстве, хотя семейная жизнь и была стеснена жесткими рамками Домостроя. Но дочери царской семьи — царевны Древней Руси — в силу тогдашних религиозных представлений не могли выходить замуж. Выходить замуж за равных по сану, то есть иностранных царевичей, им было нельзя: церковь запрещала брак с иноверцами; выходить замуж за русских бояр или князей им тоже было нельзя, так как считалось, что брак с вассалом унижал царское достоинство. Поскольку замужество для царевен в допетровской Руси было невозможно, другого пути, кроме монастыря, для них не было. Зная это, царевны заблаговременно заботились о благосостоянии, постройках, убранстве монастыря, в котором им предстояло жить до конца своих дней, посещали его. Момент такого посещения и изобразил Суриков, показав контраст между исполненной светлой, наивной веры молодой красавицей царевной, в сияющем драгоценностями наряде входящей под своды древнего монастыря, и встречающими ее игуменьей и монашенками в черных одеяниях, рассматривающими царевну испытующе, с любопытством, завистью, злорадством либо с апатией.

Несмотря на, казалось бы, камерный характер сюжета, произведение это имело определенную общественную направленность. Нельзя игнорировать тот факт, что, хотя Суриков был верующим, он резко отрицательно относился к монастырям, к ханжеству служителей казенной церкви, что отражено в ряде его шаржей 1900-х годов. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах, игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Вспомним, что в 1890—1900-х годах в России модными стали религиозно-мистические настроения, теософия, богоискательство, некоторых молодых людей манила тишина, отрешенность от земной суеты, пряная атмосфера монастырей. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре, и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю „поэзией» монастырской жизни». С Аси Добринской, своей любимицы, Суриков сделал ряд этюдов для царевны, входящей в монастырь, и, создавая образ, перерабатывал их вместе с этюдами, написанными с молоденькой, жизнерадостной внучки художника Натальи Петровны Кончаловской.

Главная роль в композиции отведена царевне. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Лицо царевны озарено искренней верой, внутренней чистотой и какой-то светлой, детской мечтательностью. Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Матовая нежная кожа с теплым золотисто-розовым отсветом румянца, русые волосы, широкий ровный лоб, прямой, чуть короткий нос, излюбленный Суриковым круглый под бородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, — это реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не мешала радоваться красивым нарядам и развлекаться в тереме со своими мамками, нянюшками, дурками.

И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Справа за царевной пожилая боярыня — мамка — в меховой шапке и пестром узорном платке. Она внимательно смотрит вправо — все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Эта мамка, повидавшая много на своем веку, с морщинистым лицом, в котором сквозит жизненный опыт, со сверлящим подозрительным взглядом, — какой контраст с детской наивностью царевны! Образ мамки — типичный образ старой Руси — очень убедителен. За мамкой — молодая девушка в светлом платке поверх повязки, с живым лицом и быстрым взглядом. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. За ней, в глубине картины, — разбитная прислужница, постельница либо златошвея, словом, представительница челяди терема. Все лица, сопровождающие царевну, охарактеризованы художником точно и именно так, чтобы напомнить зрителю о светской жизни царевны во дворце, напомнить о ее быте, утехах, развлечениях.

Войдя под своды монастыря, красавица царевна поддалась настроению торжественной тишины церкви, благолепию темноликих икон, мерцанию горящих свечей и лампад и со всей непосредственностью отдалась охватившему ее религиозному чувству. Но удивительное дело — среди всех присутствующих в монастыре молится она одна! Контраст между царевной и монахинями, задуманный Суриковым, только глубже, чем только противопоставление ее земной сверкающей одежды черным рясам и клобукам; это также контраст между искренностью ее порыва и поведением окружающих черниц. Из-за плеча царевны слева выглядывают монахини, на лицах которых написаны совсем земные чувства: любопытство и зависть. Несколько поодаль стоит пожилая монахиня с Евангелием, возможно настоятельница, и испытующе, с земным раздумьем смотрит на царевну. Рядом с ней, за старым подсвечником, — молодая монахиня в черном куколе. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. На ее совсем еще молодом красивом лице — особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Этот образ молодой монашенки, почти сверстницы царевны, важен еще и потому, что в нем приоткрывается будущее, ожидающее царевну после пострижения, когда она, светлая, поэтически прекрасная, сияющая молодостью и красотой, будет неизбежно поглощена утробой монастыря; ее сказочно прекрасный наряд сменит черная монашеская ряса; ее щеки поблекнут, взгляд станет тусклым и равнодушным, ее охватит та страшная апатия, которая есть признак медленного умирания и отпечаток которой уже виден на прелестном лице молодой склонившейся монашенки.

Посещение царевной женского монастыря

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди:

первое и второе воскресенье каждого месяца:

для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота — для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов — для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное .

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке (в том числе Инженерный корпус) и Новая Третьяковка открыты для посещения:

4 ноября (воскресенье) — в обычном режиме;

5 ноября (понедельник) — с 10.00 до 18.00 (кассы и вход до 17.00).

4 ноября (воскресенье) — открыты для посещения в обычном режиме;

5 ноября (понедельник) — закрыты.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по ссылке.

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).

Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея — вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Посещение царевной женского монастыря

Суриков В.И. ПОСЕЩЕНИЕ ЦАРЕВНОЙ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. 1912

Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины — трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь — в монастырь. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». (Источник: 50 художников. Суриков: Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 8./ автор текста Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.)

Новая картина Сурикова изображала «Посещение царевной женского монастыря». Тема эта пришла не неожиданно, — он много раз читал «Домашний быт русских цариц» Забелина. Там он нашел боярыню Морозову, там нашел княгиню Ольгу, оттуда появилась идея написать царевну Софью, наброски которой уже были сделаны, но что-то останавливало художника, и он увлекся чтением Домостроя и описанием жизни теремов.
Царский терем в жизни русских царевен играл жестокую роль. Каждой самой бедной девушке могла позавидовать царская дочь, потому что в любой русской семье дочерей старались «сбыть с рук» — выдать замуж. Волей или неволей, но она становилась женой, хозяйкой, матерью. Только царевны были лишены всякой возможности самого обыкновенного человеческого счастья. Выйти замуж за человека не царской крови они не могли, — кем бы он ни был, он «холоп». Только в сказках царевен завоевывали герои из народа, преодолевая опасности и злые чары. За принцев царской или королевской крови русские царевны тоже не могли выйти замуж, — иноземцы считались еретиками, да и никто из них не видел этих узниц, живших взаперти, погрязших в невежестве, вечных пленниц душного терема, окруженных мамками, кормилицами, шутихами, ворожеями и сенными девками. Темный, истеричный, подобострастный и лживый мир окружал их, и путь у них был один — только в монастырь. Царевны приносили в монастырь богатое приданое, и монастыри стерегли царевен, словно капкан добычу.
На картине Сурикова царевна, осмотрев обитель и отстояв обедню, выходит из монастырской церкви. Испытующе, выжидательно смотрит сбоку на царевну игуменья: «Понравилось ли ей?» Старые монахини с любопытством заглядывают в светлое прелестное лицо царевны. А молодые послушницы смиренно склонили полные живого и трепетного лукавства лица — трудно убить в молодых существах брожение жизни. И как в скитах, так и в теремах «Житейские грехи можно было всегда прикрыть постническою мантией… Весьма понятно, чем должны были казаться Петру все эти богомольные, постнические подвиги царевны и ее сестер, весь этот старый домострой жизни, прикрывавший своими досточтимыми формами самые растленные нравственные начала». Так говорил историк Забелин, описывая быт русских цариц.
Но та царевна, которую изображал Суриков, еще чиста и по-детски доверчива. Она выходит из церкви, полная восторженного спокойствия и убеждения в чистоте помыслов обитательниц монастыря, «спасающих свои души за его стенами». Недаром боярыня-мамка, знающая все и вся, зорко смотрит за тем, чтобы окружающее царевну благочиние ни в чем не нарушалось. Под озаренными горячим полыханием свечей иконами в золотых окладах вытянулся ряд монахинь, как темная сила, которой суждено затащить, опутать и опустошить душу и ларцы этой юной красавицы, которая медленно плывет в платье серебристого атласа, украшенном расшитым золотом оплечьем с самоцветами и жемчугами. Словно чистое голубое холодное сияние исходит от этого платья.
Василий Иванович писал картину крупными мазками — «по отлипу», как он сам выражался об этой манере накладывать свежие мазки по еще не просохшему, липкому вчерашнему слою краски. Эти крупные мазки придавали блеск рефлексам в лепке лиц, игре самоцветов, полыханию пламени на тяжелых подсвечниках. Конечно, картина эта была не такого крупного значения и масштаба, как предыдущие работы, но она была богата и празднична по колориту, убедительна в своей интимной проникновенности.

seeing_art

Искусство видеть

Сообщество искусствоведов и сочувствующих

В.И. Суриков «Посещение царевной женского монастыря» 1912 год


Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины — трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь — в монастырь. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». (Источник: 50 художников. Суриков: Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 8./ автор текста Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.)

Новая картина Сурикова изображала «Посещение царевной женского монастыря». Тема эта пришла не неожиданно, — он много раз читал «Домашний быт русских цариц» Забелина. Там он нашел боярыню Морозову, там нашел княгиню Ольгу, оттуда появилась идея написать царевну Софью, наброски которой уже были сделаны, но что-то останавливало художника, и он увлекся чтением Домостроя и описанием жизни теремов.
Царский терем в жизни русских царевен играл жестокую роль. Каждой самой бедной девушке могла позавидовать царская дочь, потому что в любой русской семье дочерей старались «сбыть с рук» — выдать замуж. Волей или неволей, но она становилась женой, хозяйкой, матерью. Только царевны были лишены всякой возможности самого обыкновенного человеческого счастья. Выйти замуж за человека не царской крови они не могли, — кем бы он ни был, он «холоп». Только в сказках царевен завоевывали герои из народа, преодолевая опасности и злые чары. За принцев царской или королевской крови русские царевны тоже не могли выйти замуж, — иноземцы считались еретиками, да и никто из них не видел этих узниц, живших взаперти, погрязших в невежестве, вечных пленниц душного терема, окруженных мамками, кормилицами, шутихами, ворожеями и сенными девками. Темный, истеричный, подобострастный и лживый мир окружал их, и путь у них был один — только в монастырь. Царевны приносили в монастырь богатое приданое, и монастыри стерегли царевен, словно капкан добычу.
На картине Сурикова царевна, осмотрев обитель и отстояв обедню, выходит из монастырской церкви. Испытующе, выжидательно смотрит сбоку на царевну игуменья: «Понравилось ли ей?» Старые монахини с любопытством заглядывают в светлое прелестное лицо царевны. А молодые послушницы смиренно склонили полные живого и трепетного лукавства лица — трудно убить в молодых существах брожение жизни. И как в скитах, так и в теремах «Житейские грехи можно было всегда прикрыть постническою мантией… Весьма понятно, чем должны были казаться Петру все эти богомольные, постнические подвиги царевны и ее сестер, весь этот старый домострой жизни, прикрывавший своими досточтимыми формами самые растленные нравственные начала». Так говорил историк Забелин, описывая быт русских цариц.
Но та царевна, которую изображал Суриков, еще чиста и по-детски доверчива. Она выходит из церкви, полная восторженного спокойствия и убеждения в чистоте помыслов обитательниц монастыря, «спасающих свои души за его стенами». Недаром боярыня-мамка, знающая все и вся, зорко смотрит за тем, чтобы окружающее царевну благочиние ни в чем не нарушалось. Под озаренными горячим полыханием свечей иконами в золотых окладах вытянулся ряд монахинь, как темная сила, которой суждено затащить, опутать и опустошить душу и ларцы этой юной красавицы, которая медленно плывет в платье серебристого атласа, украшенном расшитым золотом оплечьем с самоцветами и жемчугами. Словно чистое голубое холодное сияние исходит от этого платья.
Василий Иванович писал картину крупными мазками — «по отлипу», как он сам выражался об этой манере накладывать свежие мазки по еще не просохшему, липкому вчерашнему слою краски. Эти крупные мазки придавали блеск рефлексам в лепке лиц, игре самоцветов, полыханию пламени на тяжелых подсвечниках. Конечно, картина эта была не такого крупного значения и масштаба, как предыдущие работы, но она была богата и празднична по колориту, убедительна в своей интимной проникновенности.
http://aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article& >

«Посещение царевной женского монастыря», 1912

Работать над картиной Суриков начал в 1908 году, писал ее в 1910—1911 годах и экспонировал в декабре 1912 года на X выставке «Союза русских художников» в Москве.

В «Посещении царевной женского монастыря» Суриковым взят не исключительный случай (как борьба боярыни Морозовой или царевны Софьи, когда русская женщина так или иначе восставала против господствующих представлений и порывала с установленными для нее правилами жизни), а то распространенное явление, когда женщина Древней Руси безропотно подчиняется господствующим правилам и понятиям, не давая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. Такой жертвой добровольного подчинения аскетическому монашескому идеалу предстает царевна в картине Сурикова.

В Древней Руси дочери богатых и знатных родителей, воспитанные в условиях терема, могли избежать монастыря в случае замужества и тем самым найти счастье в супружестве и материнстве, хотя семейная жизнь и была стеснена жесткими рамками Домостроя. Но дочери царской семьи — царевны Древней Руси — в силу тогдашних религиозных представлений не могли выходить замуж. Выходить замуж за равных по сану, то есть иностранных царевичей, им было нельзя: церковь запрещала брак с иноверцами; выходить замуж за русских бояр или князей им тоже было нельзя, так как считалось, что брак с вассалом унижал царское достоинство. Поскольку замужество для царевен в допетровской Руси было невозможно, другого пути, кроме монастыря, для них не было. Зная это, царевны заблаговременно заботились о благосостоянии, постройках, убранстве монастыря, в котором им предстояло жить до конца своих дней, посещали его. Момент такого посещения и изобразил Суриков, показав контраст между исполненной светлой, наивной веры молодой красавицей царевной, в сияющем драгоценностями наряде входящей под своды древнего монастыря, и встречающими ее игуменьей и монашенками в черных одеяниях, рассматривающими царевну испытующе, с любопытством, завистью, злорадством либо с апатией.

Несмотря на, казалось бы, камерный характер сюжета, произведение это имело определенную общественную направленность. Нельзя игнорировать тот факт, что, хотя Суриков был верующим, он резко отрицательно относился к монастырям, к ханжеству служителей казенной церкви, что отражено в ряде его шаржей 1900-х годов. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах, игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Вспомним, что в 1890—1900-х годах в России модными стали религиозно-мистические настроения, теософия, богоискательство, некоторых молодых людей манила тишина, отрешенность от земной суеты, пряная атмосфера монастырей. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре, и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю „поэзией» монастырской жизни». С Аси Добринской, своей любимицы, Суриков сделал ряд этюдов для царевны, входящей в монастырь, и, создавая образ, перерабатывал их вместе с этюдами, написанными с молоденькой, жизнерадостной внучки художника Натальи Петровны Кончаловской.

Главная роль в композиции отведена царевне. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Лицо царевны озарено искренней верой, внутренней чистотой и какой-то светлой, детской мечтательностью. Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Матовая нежная кожа с теплым золотисто-розовым отсветом румянца, русые волосы, широкий ровный лоб, прямой, чуть короткий нос, излюбленный Суриковым круглый под бородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, — это реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не мешала радоваться красивым нарядам и развлекаться в тереме со своими мамками, нянюшками, дурками.

И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Справа за царевной пожилая боярыня — мамка — в меховой шапке и пестром узорном платке. Она внимательно смотрит вправо — все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Эта мамка, повидавшая много на своем веку, с морщинистым лицом, в котором сквозит жизненный опыт, со сверлящим подозрительным взглядом, — какой контраст с детской наивностью царевны! Образ мамки — типичный образ старой Руси — очень убедителен. За мамкой — молодая девушка в светлом платке поверх повязки, с живым лицом и быстрым взглядом. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. За ней, в глубине картины, — разбитная прислужница, постельница либо златошвея, словом, представительница челяди терема. Все лица, сопровождающие царевну, охарактеризованы художником точно и именно так, чтобы напомнить зрителю о светской жизни царевны во дворце, напомнить о ее быте, утехах, развлечениях.

Войдя под своды монастыря, красавица царевна поддалась настроению торжественной тишины церкви, благолепию темноликих икон, мерцанию горящих свечей и лампад и со всей непосредственностью отдалась охватившему ее религиозному чувству. Но удивительное дело — среди всех присутствующих в монастыре молится она одна! Контраст между царевной и монахинями, задуманный Суриковым, только глубже, чем только противопоставление ее земной сверкающей одежды черным рясам и клобукам; это также контраст между искренностью ее порыва и поведением окружающих черниц. Из-за плеча царевны слева выглядывают монахини, на лицах которых написаны совсем земные чувства: любопытство и зависть. Несколько поодаль стоит пожилая монахиня с Евангелием, возможно настоятельница, и испытующе, с земным раздумьем смотрит на царевну. Рядом с ней, за старым подсвечником, — молодая монахиня в черном куколе. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. На ее совсем еще молодом красивом лице — особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Этот образ молодой монашенки, почти сверстницы царевны, важен еще и потому, что в нем приоткрывается будущее, ожидающее царевну после пострижения, когда она, светлая, поэтически прекрасная, сияющая молодостью и красотой, будет неизбежно поглощена утробой монастыря; ее сказочно прекрасный наряд сменит черная монашеская ряса; ее щеки поблекнут, взгляд станет тусклым и равнодушным, ее охватит та страшная апатия, которая есть признак медленного умирания и отпечаток которой уже виден на прелестном лице молодой склонившейся монашенки. «Посещение царевной женского монастыря» — последняя историческая картина Сурикова.

Посещение царевной женского монастыря

Василий Суриков. Галерея живописи. Посещение царевной женского монастыря.
1912

Магические сны Василия Сурикова

Самое ценное в Сурикове — глубокая правда мистической поэзии. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова — магические сны. Такого дара сновидца я не знаю ни в ком из наших художников. Может быть, этим и объясняются его недостатки — ограниченностью вкуса и сознательного умения в сравнении с надсознательною прозорливостью. Уайльд сказал о Браунинге — «он заикается тысячью ртов». О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Его долго ценили за идейно-передвижническую правду. Теперь мы знаем: ценное в нем — глубокая правда мистической поэзии. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова — магические сны. Такого дара сновидца я не знаю ни в ком из наших художников. Может быть, этим и объясняются его недостатки — ограниченностью вкуса и сознательного умения в сравнении с надсознательною прозорливостью. Уайльд сказал о Браунинге — он заикается тысячью ртов. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. В его творчестве — повелительная убежденность галлюцината. Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души.

Рекламный блок наших партнеров:
• Экспертная клиника красоты Салон красоты «Центр эстетики Primae».

«Рассказывали, как Василий Иванович в последние годы жизни, когда знаменитая картина («Христос» Иванова) была уже в лучших условиях, стояла в помещении с верхним светом приходил в Румянцевский музей за час, за два до его закрытия, и, одинокий, оставался перед картиной, стоял, садился, снова вставал, подходил к ней вплотную, впиваясь в нее, ерошил свои волосы и с великим волнением уходил домой, чтобы опять прийти, опять насладиться, приходить в смущение и восторг от того, что видел своим духовным оком, оком творца «Морозовой», «Меншикова», «Ермака».

Посещение царевной женского монастыря

Сияют златом монастырские оклады.
Бледна царевна.Ее царственный наряд
Притягивает к ней монашеские взгляды.
Насельницы, что образуют плотный ряд,

Почти что явно, не скрывая любопытства,
С вниманьем царскую разглядывают дочь .
У них, буквально, обезличенные лица.
Царевне предстоит такою стать точь в точь.

Судьба трагична на Руси для всех царевен.
Нигде средь разных женихов им ровни нет.
Один путь — в монастырь. Историей проверен.
Здесь совершат они монашеский обет.

Сюда приданное богатое поступит,
Обогатив собой казну монастыря.
Прием царевны здесь — приданное окупит.
Игуменья волнуется совсем не зря.

На репетицию похоже посещенье.
Царевна навсегда придет сюда на днях
Насельницей монастыря, как в заключенье,
Свой прежний царский облик тут же потеряв.

И кто склонился перед ней подобострастно
К ней вовсе потеряют всякий интерес.
Станет игуменье монастыря подвластна,
Как другие девы, кто оказался здесь.

Лампады, тлеют тускло что под образами,
Напоминают погребальный здесь обряд.
Молитву шепчет дева вялыми устами,
Бледна ,а на ее лице покорный взгляд.

Прекрасный экфрасис!
Спасибо большое, Борис!
Здоровья и радости жизни!

Благодарю за оценку,Иван.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Посещение царевной женского монастыря

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

первое и второе воскресенье каждого месяца:

для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота — для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов — для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное .

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке (в том числе Инженерный корпус) и Новая Третьяковка открыты для посещения:

4 ноября (воскресенье) — в обычном режиме;

5 ноября (понедельник) — с 10.00 до 18.00 (кассы и вход до 17.00).

4 ноября (воскресенье) — открыты для посещения в обычном режиме;

5 ноября (понедельник) — закрыты.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по ссылке.

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).

Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея — вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Суриков В. И. — Посещение царевной женского монастыря

На данном полотне Суриков изобразил не индивидуальный случай, подобный борьбе боярыни Морозовой, когда русская женщина решила восстать против господствующих представлений и пыталась порвать с установленными для нее правилами жизни. Здесь отображено распространенное в Древней Руси явление, когда женщина покорно и безропотно подчинялась господствующим в обществе правилам, не отдавая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. Такой жертвой добровольного подчинения аскетическому монашескому идеалу предстает царевна в картине Сурикова. Главная роль в композиции отведена именно ей.

Ее светлый лик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Лицо царевны озарено искренней верой, внутренней чистотой и какой-то светлой, детской мечтательностью. Вместе с тем ей присуще все обаяние юности. Матовая нежная кожа, теплый золотисто-розовый румянец, русые волосы, красивый ровный лоб, круглый подбородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, — перед нами реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не помешала бы радоваться красивым платьям и развлекаться в тереме со своими мамками и нянюшками.

В. Суриков. Посещение царевной женского монастыря

Василий Суриков.Посещение царевной женского монастыря.1912 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Это последняя крупная работа Сурикова — «Посещение царевной женского монастыря» с торжественной живописностью повествует о трагических судьбах царских дочерей.

Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода, но где найти на Руси свободных царевичей, которые бы не были их родными братьями?

Королевичи, принцы и прочие знатные иностранцы считались еретиками, никто из них и не видел этих затворниц. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу.

Именно такую царевну изобразил Суриков. На ее еще детском личике — безысходность и покорность судьбе.

Настоятельница, поджав губы, пристально наблюдает за реакцией высокой гостьи, которая вскоре поступит под ее крылышко: нравится ли ей все, нет ли в лице строптивости или капризности, а мамка зорко следит, чтобы никто вокруг не нарушил царевнино благочестие. Монахини ведут себя по-разному: одни низко склонились, другие с любопытством осматривают гостью.

Для образа царевны Сурикову позировали очень религиозная дочь его знакомых, которая собиралась стать монахиней, и внучка Наталья Кончаловская.

Галина Васильева-Шляпина доктор искусствоведения, профессор Сибирского Федерального Университета:

«Были портреты женщин, которые потом входили в его картины, например, «Посещение царевной женского монастыря», позировала сначала его внучка, Наташечка, Наталья Петровна Кончаловская, девочка была хрупкая и этот венец царевны большой был ей тяжёл.

Он нашёл Асю Добринскую, сестру. Ася слишком унылая царевна получилась. И эту картину, первый вариант, купил потом японец, так что «Посещение царевны» в двух вариантах. Настоящая картина, последняя, окончательная – в Третьяковке, а та – в Японии. Она к нам приезжала. Ну, забавная, но рабочий вариант.

Там Ася Добринская, плакучая такая царевна. А потом он нашёл белую лебедь прямо, красавицу, в Таганроге этюд. Она вошла в картину окончательно, «Посещение царевной женского монастыря».

Сияют златом монастырские оклады.
Бледна царевна.Ее царственный наряд
Притягивает к ней монашеские взгляды.
Насельницы, что образуют плотный ряд,

Почти что явно, не скрывая любопытства,
С вниманьем царскую разглядывают дочь .
У них, буквально, обезличенные лица.
Царевне предстоит такою стать точь в точь.

Судьба трагична на Руси для всех царевен.
Нигде средь разных женихов им ровни нет.
Один путь — в монастырь. Историей проверен.
Здесь совершат они монашеский обет.

Сюда приданное богатое поступит,
Обогатив собой казну монастыря.
Прием царевны здесь — приданное окупит.
Игуменья волнуется совсем не зря.

На репетицию похоже посещенье.
Царевна навсегда придет сюда на днях
Насельницей монастыря, как в заключенье,
Свой прежний царский облик тут же потеряв.

И кто склонился перед ней подобострастно
К ней вовсе потеряют всякий интерес.
Станет игуменье монастыря подвластна,
Как другие девы, кто оказался здесь.

Лампады, тлеют тускло что под образами,
Напоминают погребальный здесь обряд.
Молитву шепчет дева вялыми устами,
Бледна ,а на ее лице покорный взгляд.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Суриков посещение царевной женского монастыря

Surikov Vasily. Холст, масло. Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода, но где найти на Руси свободных царевичей, которые бы не были их родными братьями? Королевичи, принцы и прочие знатные иностранцы считались еретиками, никто из них и не видел этих затворниц.

Посещение царевной женского монастыря. Такой жертвой добровольного подчинения аскетическому монашескому идеалу предстает царевна в картине Сурикова. В Древней Руси дочери богатых и знатных родителей, воспитанные в условиях терема, могли избежать монастыря в случае замужества и тем самым найти счастье в супружестве и материнстве, хотя семейная жизнь и была стеснена жесткими рамками Домостроя. Но дочери царской семьи — царевны Древней Руси — в силу тогдашних религиозных представлений не могли выходить замуж.

Описание картины Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

Описание картины В. Это последняя значительная работа великого художника. В этом историко-бытовом произведении художник повествует не о каком-то конкретном историческом событии, а рассказывает о жизни в допетровской Руси. Поскольку для царевны в ту эпоху из-за религиозных соображений замужество было почти невозможно, единственной дорогой для нее была дорога в монастырь.

Момент посещения монастыря, в котором девушке предстояло жить, и описывает Суриков в своей картине. Основная роль в композиции полотна отведена царевне, которая вошла под своды монастыря. На царевне красивые одежды, украшенные золотом и серебром, на венце — множество драгоценных камней. Пожилая боярыня в меховой шапке, идущая следом, внимательно следит, все ли соответствует заведенному порядку.

Перед титулованной госпожой склонились прислужницы и монашки в черных одеяниях. С любопытством, может быть, и с завистью, поглядывают они на нее. Помещение кажется каким-то таинственным из-за света мерцающих свечей. С большим мастерством художник передает душевную чистоту царевны. Лицо девушки озаряет какая-то детская мечтательность и настоящая вера.

Есть в девушке и обаяние молодости. Нежная кожа с теплым румянцем, русые волосы, очень красиво очерченные губы, ясные серые глаза — перед нами красивая юная девушка, которая умеет радоваться красивым нарядам и развлечениям, и с удовольствием дурачится в тереме с нянюшками и мамками.

Что ждет царевну после пострижения? Сияющую молодость проглотит утроба монастыря, а взгляд станет апатичным и равнодушным. Художник сравнивает и противопоставляет наивную веру, светлые надежды молодой царевны мрачному разочарованию монахинь, давно не ищущих радости ни в жизни, ни в религии.

Помимо описания картины В. Дети и искусство Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. Народное искусство Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна.

Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам. С чего начинать Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Первые занятия Основная цель приобщения детей к искусству — это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение. Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию — это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство.

Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Преимущества этих красок очевидны — для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами — создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы.

О творчестве Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность. Занятия лепкой Для детского творчества используются два основных материала — глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки. Плетение из бисера Плетение из бисера — это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Скульптура Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета. Макраме Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию. Плетение из проволоки Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Живопись русских художников. Картина Василия Ивановича Сурикова « Посещение царевной женского монастыря». Холст, масло. Последняя крупная. Описание картины Сурикова Посещение царевной женского монастыря.

Алина Алексеева-Маркезин Василий Суриков. Посещение царевной женского монастыря. Русский музей, Санкт-Петербург. Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода, но где найти на Руси свободных царевичей, которые бы не были их родными братьями? Королевичи, принцы и прочие знатные иностранцы считались еретиками, никто из них и не видел этих затворниц. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу. Именно такую царевну изобразил Суриков. На ее еще детском личике — безысходность и покорность судьбе. Настоятельница, поджав губы, пристально наблюдает за реакцией высокой гостьи, которая вскоре поступит под ее крылышко: нравится ли ей все, нет ли в лице строптивости или капризности, а мамка зорко следит, чтобы никто вокруг не нарушил царевнино благочестие. Монахини ведут себя по-разному: одни низко склонились, другие с любопытством осматривают гостью. Для образа царевны Сурикову позировали очень религиозная дочь его знакомых, которая собиралась стать монахиней, и внучка Наталья Кончаловская. Он нашёл Асю Добринскую, сестру. Ася слишком унылая царевна получилась. Настоящая картина, последняя, окончательная — в Третьяковке, а та — в Японии. Она к нам приезжала.

Галерея живописи. Посещение царевной женского монастыря.

Полотно не несет в себе смысловую нагрузку какого-то значимого события, которое было в реальности в определенный период времени. Она отражает, прежде всего, сам быт и уклад Руси до восхождения на престол Петра I. Картина повествует зрителю о безрадостном событии.

Сочинение по картине В.И. Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

Описание картины В. Это последняя значительная работа великого художника. В этом историко-бытовом произведении художник повествует не о каком-то конкретном историческом событии, а рассказывает о жизни в допетровской Руси. Поскольку для царевны в ту эпоху из-за религиозных соображений замужество было почти невозможно, единственной дорогой для нее была дорога в монастырь. Момент посещения монастыря, в котором девушке предстояло жить, и описывает Суриков в своей картине.

Посещение царевной женского монастыря, Суриков, 1912

Сочинение по картине В. Такой контраст между светлыми одеждами молодой царевны и черными, словно смоль рясами монахинь. Как намек на тусклую и ничем не примечательную жизнь в монастыре, где одно развлечение — каждодневные молитвы, да редкий приезд гостей. Тогда все качества, над которыми работают эти несчастные женщины годами, бледнеют перед завистью и некой долей издевки, что и красота и высокое положение царевны не спасет ее от той же блеклой жизни, которую ведут и они. Благодаря одной маленькой искорки, зажженной от милого и наивного лица девушки, мне картина показала пример того, как важно научиться ценить молодость и возможность права выбора, чтобы самой распоряжаться своей жизнью. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Она вынуждена будет навечно, до конца своих лет остаться жить в этом монастыре без всякой надежды на свободу. Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Некоторые монашки, которые живут здесь, по своей воле оказались закрытыми от мира.

Картина Посещение царевной женского монастыря Василия Сурикова

В стоимость заказа включено:

  • Подготовка файла репродукции к печати, ретушь (при необходимости);
  • Печать изображения на широкоформатном плоттере с использованием только оригинальных расходных материалов;
  • Создание подрамника из натурального дерево (высушенная сосна);
  • Натяжка холста на подрамник;
  • Покрытие холста лаком для защиты от внешних воздействий (УФ, влага);
  • Производство индивидуальной багетной рамы (если выбран багет);
  • Монтаж картины в багетную раму с изолированием щелей;
  • Монтаж крепления;
  • Упаковка репродукции для перевозки;

В стоимость не входит доставка репродукции до клиента.

Мы гордимся тем качеством репродукций, которые производим. Мы используем только самый качественный натуральный холст, только оригинальные краски, для подрамников используется настоящая древесина, а защитный лак, которым покрывается холст не имеет никакого постороннего запаха. Мы используем только самое современное багетное оборудование, которое вкупе с опытом и навыками наших багетных мастеров позволяет создавать по-настоящему КАЧЕСТВЕННЫЙ продукт!

Найти дешевле можно. Найти качественнее — вряд ли.

для картины Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря размером на

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Посещение царевной женского монастыря художника Василия Сурикова на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Василия Сурикова на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Василия Сурикова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Василия Сурикова на натуральном холсте.

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске в семье коллежского регистратора.

Род Суриковых принадлежал к казачьему сословию. Дед по материнской линии Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске, двоюродный брат деда по отцовской линии Александр Степанович Суриков был атаманом Енисейского казачьего полка (в его честь на Енисее назван остров Атаманский: обладая большой силой, однажды в бурю, бросившись в реку, он вытащил оторвавшийся от берега плот)

В возрасте 8 лет Василий Суриков переехал с семьей в Сухой Бузим, куда отца перевели на службу, и там закончил два класса приходской школы при Всехсвятской церкви, в 1858 году начал учиться в уездном училище.

В 1859 году умер от туберкулеза его отец, и матери с детьми пришлось вернуться в Красноярск. Первые уроки живописи Василий получил от учителя рисования Красноярского уездного училища Николая Васильевича Гребнева.

После окончания учебы в училище Суриков устроился работать писцом в губернское управление: денег на продолжение образования сына в гимназии у матери не было.

Енисейский губернатор Замятин, увидев в управлении рисунки Сурикова, нашел мецената золотопромышленника Кузнецова, который оплатил обучение талантливого юноши в Академии художеств.

По приезде в Санкт-Петербург в 1868 году Суриков сначала учился в рисовальной школе Общества поощрения художников, а в 1869 году стал вольнослушателем Академии, через год был зачислен воспитанником.

За время учебы с 1869 по 1875 год за свои работы Суриков получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл его покровитель Петр Иванович Кузнецов.

В 1874 году художник за картину «Милосердный самаритянин» получил Малую золотую медаль.(Эту картину он подарил Кузнецову)

По окончании Академию художеств Суриков получил звание классного художника первой степени.

В 1877 году Суриков переехал в Москву, получив заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя.

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре. У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга и Елена. (Дочь Сурикова Ольга впоследствии была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская стала писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский)

В 1881 году Суриков стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1883 году художник на деньги от продажи картины «Меншиков в Березове» (ее приобрел Павел Третьяков) смог побывать в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником Петром Кончаловским посетил Испанию.

В 1915 году Василий Иванович из-за ишемической болезни сердца уезжает на лечение в Крым.

Скончался в Москве в 1916 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Василия Сурикова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Посещение царевной женского монастыря

Скачать
презентацию

Женские портреты >>

Посещение царевной женского монастыря. 1912. Холст, масло. 144х202. Новая картина Сурикова изображала «Посещение царевной женского монастыря». Тема эта пришла не неожиданно, — он много раз читал «Домашний быт русских цариц» Забелина.

Слайд 70 из презентации «Биография Сурикова». Размер архива с презентацией 5866 КБ.

Изо 7 класс

«Чёрное и белое» — Работы учеников. Графические изображения в древнейшей культуре мочика. Черное и белое в природе. Черное и белое в компьютерной графике. Шишлянникова Е.В.. Черное и белое в работах учеников. Черное и белое в дизайне. Игра в черное и белое. Игра с пространством, создание иллюзий. Мауриц Корнелис Эшер. Задание. Работы учеников 7 класса. Графическую работу можно сделать и в графическом редакторе Pain.

«Леонардо да Винчи как учёный» — Голова Христа в терновом венце. Рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант. Благовещение. Голова воина. Разработал чертеж . Голова кричащего человека и профиль. Для ускорения плавания ученый разработал схему перепончатых перчаток. Анатомические зарисовки плечевого пояса человека. Голова Христа. Автоматическое зажигание от огнива. Мадонна в скалах. Изобретения. Средневековый дельтаплан напоминает сверху скелет птицы.

«Сказочные картины» — Словарик. Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван царевич и серый волк». Иллюстрации к сказке «Марья Моревна». Три царевны подземного царства. Иллюстрации к сказке «О царе Салтане». Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Белый всадник. Путешествие в мир сказок и былин. Народное творчество-душа народа и его сила и гордость. «Богатыри».

«Библейские темы в изобразительном искусстве» — Благовещение. Изображения святых. Ангел Хранитель. Райский сад. Работы учащихся. Юность и цветение. Эскиз композиции. Отечество. Символика цвета в христианстве. Библия. Вавилонская башня. Сотворение мира. Библейские темы. Рождество Христово. Победители. Православные иконописцы. Росписи храма. Сложное время. Святое семейство. Библейские темы в изобразительном искусстве. Возвращение блудного сына. Всемирный потоп.

«Иван Иванович Шишкин» — «Старые липы». «Ручей в березовом лесу». Рубка леса. «Папоротники в лесу. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. Биография. «Лес перед грозой». «Дубовая роща». Шишкин Иван Иванович. Место самого сильного художника. «Утро в сосновом бору». «Швейцарский пейзаж». Рожь. Реалистичность нередко вредила его пейзажам. «Тевтобурский лес».

«Жизнь Леонардо да Винчи» — Евангельская легенда. Неизменный интерес. Мадонна с младенцем. Леонардо да Винчи. Двухколёсный движущийся механизм. Портрет Жиневры де Бенчи. Винт. Приспособление. Портрет Моны Лизы. Мадонна с гвоздикой. Парашют. Мир художественной культуры Возрождения. Дама с горностаем. Культура эпохи Возрождения. Фургон. Прекрасные картины. Конец жизни Леонардо. Витрувианский человек. Тайная вечеря. Музыкальный инструмент.

Ссылка на основную публикацию