Покровско васильевский монастырь павловский посад

Покровско-Васильевский мужской монастырь в Павловском Посаде

Одно из главных намоленных мест Подмосковья своим появлением обязано тем самым знаменитым на весь мир павлопосадским платкам. Покровско-Васильевский мужской монастырь построили в Павловском Посаде на деньги владельца фабрики Якова Лабзина, компаньоном которого был крестьянин и миссионер Василий Грязнов, позже причисленный к лику святых.

Монастырь начинался с женской богадельни, и только с 1995 года стал мужским. Тихое место поможет на время забыть о мирской суете. Паломники едут сюда к мощам Василия Павлово-Посадского и просят об исцелении.

Сегодня главный храм монастыря реставрируется снаружи, но он открыт для прихожан, там регулярно проводятся службы.

Адрес: Павловский Посад, ул. Максима Горького, 25

Координаты: 55.788893, 38.651024

Режим работы: 8:30-19:00

Павловский Посад впервые упоминается в «Духовной грамоте» Ивана Калиты как село Павлово в 1328 году. Земля, где сливаются реки Вохна и Клязьма, была вотчиной Дмитрия Донского. Городом Посад стал в 1844 году по решению императора Николая I.

В конце 19 века часть старообрядцев перешли в православие. Среди них — промышленники Яков Лабзин и Василий Грязнов, основатели платочной мануфактуры. Лабзин и его супруга Акилина (она была сестрой Василия Грязнова) жертвовали нищим, помогали строить школы, храмы, богадельни.

В 1885 году Лабзин устроил при храме женскую богадельню. Через шесть лет его не стало, а вскоре Святейший Синод переименовал место в Покровско-Васильевскую общину.

В начале 20 века тут жили 150 монахинь. При обители был детский приют. В советские годы монастырь постигла общая для всех намоленных мест беда: его закрыли, а Василия Грязнова в газетах представляли как преступника и пьяницу. Обитель разграбили и часть строений уничтожили.

Церкви ее передали в 1989 году. Стали возрождать как мужской монастырь. От старожилов священники храма узнали о почитании праведного Василия. Стали собирать материалы для канонизации. Выяснилось, что жива еще последняя монахиня старой обители. Инокиня Ксения стала регентом восстанавливаемого монастыря.

В 1999 году Священный Синод прославил праведного Василия Грязнова в лике святых.

Интересные факты

О Василии Павлово-Посадком в 1924 году режиссер Чеслав Сабинский снял фильм «Старец Василий Грязнов». Тональность характерна для того периода времени: картина антирелигиозная. Сейчас она хранится в Госфильмофонде.

Что посмотреть на территории монастыря

Покрово-Васильевский храм

Храм был построен во второй половине 19 века в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества.
Фото: globallookpress.com

Восстановлен в 1989 году. В нижнем храме икона святого великомученика Пантелеймона удивительным образом сохранилась еще от старого собора. В городе рассказывают немало историй чудесного исцеления. В верхнем храме особо почитаемые — иконы Покрова Божией Матери и «Скоропослушница», которую писали на святой горе Афон. Здесь же хранятся нетленные мощи Василия Павлово-Посадского.

Храм в честь Архистратига Божия Михаила

Этот храм — самое новое строение на территории монастыря.
Фото: Юлия ХОЖАТЕЛЕВА

Церковь построена в 2013 году. Деньги на ее строительство завещала прихожанка Александра, которая многие годы трудилась в монастыре. На первом этаже есть трапезная для монахов. Обратите внимание на фарфоровый иконостас в храме.

Храм в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна был построен совсем недавно, в 2009 году.
Фото: Юлия ХОЖАТЕЛЕВА

На территории стоят также храм в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна (2009 год), храм в честь преподобного Андрея Рублева (1994 год), часовня в честь великомученика Георгия Победоносца (2000 год).

Покровско-Васильевский монастырь

Покровско-Васильевский монастырь — православный мужской монастырь, основанный в середине 70-х годов XIX столетия. Монастырь был закрыт в 1920, возвращен Церкви в 1989 году.

Содержание

История Покровско — Васильевского монастыря в городе Павловский Посад относится к середине 70-х годов XIX столетия. Благодаря своим устроителям и попечителям в лице потомственного и почетного гражданина города, крупного фабриканта и благотворителя- Якова Ивановича Лабзина и его семьи, обитель в короткий срок стала одним из красивейших монастырей Московской Епархии по церковному убранству и внутренней жизни насельниц.

Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых павловопосадских фабрикантов — Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816—1869).

Я.И. Лабзин и В.И. Грязнов были не только компаньонами в выгодном деле, они были связаны родственной близостью: сестра В.И. Грязнова Акилина стала женой Я.И. Лабзина, а главное, они были единомышленниками в общефилософском значении этого слова.

Как добропорядочные православные люди они не мыслили свою жизнь только во имя увеличения своего благосостояния и домашнего счастья, они считали, что их богатство должно быть использовано не только во имя их личного процветания, но и служить Богу, людям. Вот почему они мечтали со временем основать монастырь, вели широкую благотворительную деятельность. Они устраивали и содержали школы и богадельни, жертвовали крупные суммы на строительство, благоустройство, украшение храмов и монастырей.

В личном плане Я.И. Лабзину повезло: у него была хорошая жена и дочери. У В.И. Грязнова, купца 2 гильдии — одного из главных богачей в Павловском Посаде, семьи не было, он всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о. Иоанном Кронштадтским (1829—1908, канонизирован в 1998 г.). В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью.

В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязной много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского.

В личном плане Я.И. Лабзину повезло: у него была хорошая жена и дочери. У В.И. Грязнова, купца 2 гильдии — одного из главных богачей в Павловском Посаде, семьи не было, он всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о. Иоанном Кронштадтским (1829—1908, канонизирован в 1998 г.). В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью.

В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязной много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского.

Смерть друга и компаньона В.И. Грязнова, усилившиеся болезни в семье, отсутствие сына — наследника созданного дела по производству знаменитых павловских шалей, заставили Я.И. Лабзина остро осознать всю краткость земного счастья, благополучия. Ранняя смерть очень дорогих ему людей — В.И. Грязнова и жены Акилины — еще более обострили его потребность в творении молитв, обращении к Господу Богу с просьбой дать терпение и сил пережить непоправимые потери.

Я.И. Лабзин над могилами своей жены Акилины и ее брата В.И. Грязнова построил на кладбище двухэтажный каменный Покровско-Васильевский храм. В нем нижний храм был посвящен святому Василию Исповеднику, а верхний — церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. При этом храме. Я.И. Лабзин в 1885 г. основал женское общежитие, затем при нем открыли богадельню. После смерти основателя этого кладбищенского храма Я.И. Лабзина его дочери подали прошение в Святейший синод об учреждении Покровско-Васильевской общины; ее официально зарегистрировали и торжественно открыли в 1894 г.

В общине было около 150 сестер, был открыт приют на 12 бедных детей и сирот. В 1903 г. эту женскую православную общину преобразовали в женский общежительный монастырь. Монахини занимались рукоделием, вели обширное монастырское хозяйство, в котором были большой огород и сад с несколькими прудами.

Со временем в монастыре построили келейные корпуса, обнесли обитель большой каменной стеной. Покровско-Васильевский женский монастырь не был очень богатым, он вел размеренную жизнь скромной женской обители, посильно служил Богу и людям.

События конца 1917 г. изменили жизнь монастыря, новая власть не нуждалась в православной идеологии.

В 1920 г. Покровско-Васильевский монастырь закрыли, но до 1932 г. он еще действовал, правда, уже как приходской Покровско-Васильевский храм. При закрытии монастыря в 1920 г. большевики устроили суд над игуменьей Алевтиной, а монахинь обманули и обокрали. Монахини при известии о закрытии их обители забрали из нее иконы, золотую и серебряную церковную утварь. Тогда власти известили их об открытии монастыря. Монахини вернули ценности в монастырь и стали готовиться к его возрождению. После того как материальные ценности вернулись в монастырь, представители советской власти их конфисковали, а иконы сожгли или разрубили.

Советские годы привели обитель в запустение. Были разрушены монастырские стены и многие постройки, пострадал храм. В бывших келейных корпусах разместили общежитие для рабочих. В 1960-х гг. на территории монастыря находилась база городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период.

Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. — принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему.

В 1989 г. Покровско-Васильевский храм был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский храм, ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей.

Приехав в Покровско-Васильевский мужской монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине XIX в. в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества XVII в. В нем, как и прежде, нижний храм посвящен Василию Исповеднику (1874 г.), а верхний — Покрову Пресвятой Богородицы (1895 г.). В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы — святой мученицы Акилины и Всех Святых (1911 г.).

В крипте Покровско-Васильевского храма покоятся мощи святого праведного старца Василия Павлово-Посадского.

Хотя к началу XXI в. в монастыре жили около 10 человек братии (8 человек в 2000 г.), работы в обители проведены и проводятся ощутимые: поднялись братские корпуса, построены келейный корпус, ограда, просфорня, богадельня, новое здание воскресной школы.

В 1994 г. построили и открыли привратный храм во имя преподобного Андрея Рублева.

В обители почитаются храмовая икона Покрова Божией Матери и икона Божией Матери «Скоропослушница», написанные на св. горе Афон. Чудом сохранилась ещё от старого монастыря икона св. великомученика и целителя Пантелеймона, которая прославилась уже в наше время чудесами исцелений неизлечимых больных.

В 2002 году в монастырь были доставлены более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых, которые выставлены для поклонения молитвенной поддержки верующих. Перед иконостасом по обе стороны находятся ещё два ковчега с мощами древних святых, а также святых, которые просияли в Московских, Владимирских, Нижегородских и Воронежских приделах нашей земли. Особенное поклонение и внимание оказывается частице мощей святителя Иннокентия еп. Пензенского, который родился и получил своё первоначальное образование в Павловском Посаде.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

Богослужения в монастырских храмах совершаются ежедневно.

В монастыре активно возрождается духовная жизнь и совершенствуются формы социального служения.

  • Собор Покрова Пресвятой Богородицы
  • Церковь Андрея Рублева
  • Церковь Иоанна Предтечи
  • Церковь Михаила Архангела
  • Часовня Георгия Победоносца
  • Частицы мощей Киево-Печерских святых
  • Частица мощей святителя Иннокентия епископа Пензенского
  • Храмовая икона Покрова Божией Матери, написанная на св. горе Афон
  • Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона

Престольные праздники

Церковь Андрея Рублева — 17 июля

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Михаила Архангела



Как добраться

Адрес: Московская обл., Павловский Посад г., пос. Максима Горького, 19

Проезд на общественном транспорте: с Курского вокзала до станции «Павловский Посад».

Автобусом № 386 от ст. метро «Измайловский парк».

Покровско-Васильевский монастырь приглашает православных паломников принять участие в богослужениях и поклониться святыням монастыря.

Покровско-Васильевский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

История Покровско — Васильевского монастыря в городе Павловский Посад относится к середине 70-х годов XIX столетия. Благодаря своим устроителям и попечителям в лице потомственного и почетного гражданина города, крупного фабриканта и благотворителя- Якова Ивановича Лабзина и его семьи, обитель в короткий срок стала одним из красивейших монастырей Московской Епархии по церковному убранству и внутренней жизни насельниц.

Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых павловопосадских фабрикантов — Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816—1869).

Как добропорядочные православные люди они не мыслили свою жизнь только во имя увеличения своего благосостояния и домашнего счастья, они считали, что их богатство должно быть использовано не только во имя их личного процветания, но и служить Богу, людям. Вот почему они мечтали со временем основать монастырь, вели широкую благотворительную деятельность. Они устраивали и содержали школы и богадельни, жертвовали крупные суммы на строительство, благоустройство, украшение храмов и монастырей.

В личном плане Я.И. Лабзину повезло: у него была хорошая жена и дочери. У В.И. Грязнова, купца 2 гильдии — одного из главных богачей в Павловском Посаде, семьи не было, он всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о. Иоанном Кронштадтским. В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью.

В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета ( Дроздова) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязной много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского.

Смерть друга и компаньона В.И. Грязнова, усилившиеся болезни в семье, отсутствие сына — наследника созданного дела по производству знаменитых павловских шалей, заставили Я.И. Лабзина остро осознать всю краткость земного счастья, благополучия. Ранняя смерть очень дорогих ему людей — В.И. Грязнова и жены Акилины — еще более обострили его потребность в творении молитв, обращении к Господу Богу с просьбой дать терпение и сил пережить непоправимые потери.

Я.И. Лабзин над могилами своей жены Акилины и ее брата В.И. Грязнова построил на кладбище двухэтажный каменный Покровско-Васильевский храм. В нем нижний храм был посвящен святому Василию Исповеднику, а верхний — церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. При этом храме. Я.И. Лабзин в 1885 г. основал женское общежитие, затем при нем открыли богадельню. После смерти основателя этого кладбищенского храма Я.И. Лабзина его дочери подали прошение в Святейший Синод об учреждении Покровско-Васильевской общины; ее официально зарегистрировали и торжественно открыли в 1894 г.

В общине было около 150 сестер, был открыт приют на 12 бедных детей и сирот. В 1903 г. эту женскую православную общину преобразовали в женский общежительный монастырь. Монахини занимались рукоделием, вели обширное монастырское хозяйство, в котором были большой огород и сад с несколькими прудами.

Со временем в монастыре построили келейные корпуса, обнесли обитель большой каменной стеной. Покровско-Васильевский женский монастырь не был очень богатым, он вел размеренную жизнь скромной женской обители, посильно служил Богу и людям.

События конца 1917 г. изменили жизнь монастыря, новая власть не нуждалась в православной идеологии.

В 1920 г. Покровско-Васильевский монастырь закрыли, но до 1932 г. он еще действовал, правда, уже как приходской Покровско-Васильевский храм. При закрытии монастыря в 1920 г. большевики устроили суд над игуменьей Алевтиной, а монахинь обманули и обокрали. Монахини при известии о закрытии их обители забрали из нее иконы, золотую и серебряную церковную утварь. Тогда власти известили их об открытии монастыря. Монахини вернули ценности в монастырь и стали готовиться к его возрождению. После того как материальные ценности вернулись в монастырь, представители советской власти их конфисковали, а иконы сожгли или разрубили.

Советские годы привели обитель в запустение. Были разрушены монастырские стены и многие постройки, пострадал храм. В бывших келейных корпусах разместили общежитие для рабочих. В 1960-х гг. на территории монастыря находилась база городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период.

Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. — принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему.

В 1989 г. Покровско-Васильевский храм был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский храм, ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей.

Приехав в Покровско-Васильевский мужской монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине XIX в. в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества XVII в. В нем, как и прежде, нижний храм посвящен Василию Исповеднику (1874 г.), а верхний — Покрову Пресвятой Богородицы (1895 г.). В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы — святой мученицы Акилины и Всех Святых (1911 г.).

В крипте Покровско-Васильевского храма покоятся мощи святого праведного старца Василия Павлово-Посадского.

Хотя к началу XXI в. в монастыре жили около 10 человек братии (8 человек в 2000 г.), работы в обители проведены и проводятся ощутимые: поднялись братские корпуса, построены келейный корпус, ограда, просфорня, богадельня, новое здание воскресной школы.

В 1994 г. построили и открыли привратный храм во имя преподобного Андрея Рублева.

В обители почитаются храмовая икона Покрова Божией Матери и икона Божией Матери «Скоропослушница», написанные на св. горе Афон. Чудом сохранилась ещё от старого монастыря икона св. великомученика и целителя Пантелеймона, которая прославилась уже в наше время чудесами исцелений неизлечимых больных.

В 2002 году в монастырь были доставлены более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых, которые выставлены для поклонения молитвенной поддержки верующих. Перед иконостасом по обе стороны находятся ещё два ковчега с мощами древних святых, а также святых, которые просияли в Московских, Владимирских, Нижегородских и Воронежских приделах нашей земли. Особо почитается в обители святитель Иннокентий епископ Пензенский, который родился и получил своё первоначальное образование в Павловском Посаде, и частица мощей которого находится в обители.

В монастыре работают реставрационная и пошивочная мастерские, есть подсобное хозяйство, пасека; братия обрабатывает свои 2 га земли.

Покровско васильевский монастырь павловский посад

Покровско-Васильевский мужской монастырь является ещё одной достопримечательностью подмосковного Павловского Посада. У монастыря интересная история.

Описания Павловского Посада обязательно затрагивают как одну из важных тем Павлово-Посадские платки. Широкий масштаб этого сложного производства наладили Яков Иванович Лабзин и св. прав. Василий Иванович Грязнов. Основана платочная фабрика была в 1812 году Я. И. Лабзиным. Позднее в дело вошёл В. И. Грязнов. Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых Павлово Посадских фабрикантов — Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816-1869).

В. И. Грязнов отличался глубокой верой. Будучи компаньоном Я. И. Лабзина он большее внимание уделял покаянию о соделаных в юности грехах и делу спасения души. Достигнув праведной жизни, угодник Божий оказывал духовную помощь многим страждущим, и прикладывал старания в укреплении православной веры в уезде. Одним из желаний его было устройство мужского монастыря в городе. О этом он просил свт. Филарета, митрополита Московского, с которым был лично знаком. Он также много потрудился в деле обращения старообрядцев в Православие.

В 1885 году при храме Я. И. Лабзин устраивает женскую богадельню с надеждой, что со временем она преобразуется в монастырь, о котором после его смерти будут заботиться его дочери. Так и произошло. В 1891 году Я. И. Лабзин умер и дочери с усердием восприняли на себя заботы о богадельне и о храме. Надо отметить, что более других старалась Ольга Яковлевна, которая постоянно жила и трудилась вместе с сёстрами богадельни.

В январе 1894 года Святейший Синод «постановил благотворительное женское общежитие переименовать в Покровско-Васильевскую женскую общину с числом сестер, какое дозволят средства общины и приютом на 12 человек бедных детей». Третьего июля того же года было совершено торжественное открытие общины. Богослужения возглавлял преосвященный Тихон, епископ Можайский.

В начале XX века в общине жили до 150 сестёр во главе с настоятельницей игуменьей Алевтиной (1834-1838 гг.).

После революции монастырь был уничтожен. Сестер монастыря приняли в свои дома благочестивые христиане города. Покровско-Васильевский храм действовал как кладбищенский до 1931 года. После закрытия монастыря была снесена кирпичная ограда, в жилых корпусах разместили рабочее общежитие. Также было сфабриковано дело и устроен показательный суд, на котором попечителей и игуменью Алевтину обвиняли в «духовном одурманивании и экономическом угнетении трудящихся масс». Службы в храме совершались до 1932 года. Затем арестовали последних священников — о. Владимира Лейциуса и о. Владимира Морозова. Храм использовался как помещение для складов и гаражей. Из-за этого сильно пострадал.

В 1989 году усердием православных христиан на месте заброшенного монастыря был открыт храм. Монастырь был возвращен Церкви в 1995 году как мужской. Началось возрождение обители. Открылась школа, стала работать реставрационная мастерская. В обители почитаются храмовая икона Покрова Божией Матери и «Скоропослушница», написанные на св. горе Афон. Чудом сохранилась ещё от старого монастыря икона св. великомученика и целителя Пантелеймона, которая прославилась уже в наше время чудесами исцелений неизлечимых больных.
В 2002 году в монастырь были доставлены более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых, которые выставлены для поклонения молитвенной поддержки верующих. Перед иконостасом по обе стороны находятся ещё два ковчега с мощами древних святых, а также святых, которые просияли в Московских, Владимирских, Нижегородских и Воронежских приделах нашей земли. Особенное поклонение и внимание оказывается частице мощей святителя Иннокентия еп. Пензенского, который родился и получил своё первоначальное образование в Павловском Посаде.

За годы восстановления были построены привратная церковь прп. Андрея Рублёва (1993 г.), часовня вмч. Георгия Победоносца на территории подсобного хозяйства (2001 г.), просфорная, братские корпуса, трапезная и богадельня, восстановлена монастырская ограда. На данный момент на территории монастыря расположены следующие объекты:

Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Васильевского монастыря (Покровский собор).

Церковь Андрея Рублева Покровско-Васильевского монастыря (Андреевская церковь).

Церковь Иоанна Предтечи Покровско-Васильевского монастыря (Предтеченская церковь).

Церковь Михаила Архангела Покровско-Васильевского монастыря.

Часовня Георгия Победоносца Покровско-Васильевского монастыря (Гергиевская часовня)

А также: монастырские постройки, келейные корпуса, Святые ворота, хозяйственные ворота, Поклонный крест, вырыт пруд, который является несомненным украшением территории монастыря.

Настоятелем монастыря является Игумен Андрей (Тонков)

Покровско-Васильевский мужской монастырь

Покровско-Васильевский мужской монастырь

Адрес Покровско-Васильевского монастыря: Московская область, г. Павловский Посад, пос. Максима Горького, 19
Как проехать к Покровско-Васильевскому монастырю.
Проезд на общественном транспорте: с Курского вокзала до станции «Павловский Посад».
Автобусом № 386 от ст. метро «Измайловский парк»
Расписания автобусов — в полезных ссылках.
Как проехать к Покровско-Васильевскому монастырю на автомобиле: по Горьковскому шоссе.
Рассказ о поездке в Павловский Посад в марте 2011 года.
Покровско-Васильевский монастырь: http://www.vmonastyr.ru/
Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.
Книга «Купующий царство небесное».

Покровско-Васильевский монастырь. Колокольня и Покровский собор.

История Покровско — Васильевского монастыря в городе Павловский Посад относится к середине 70-х годов XIX столетия. Благодаря своим устроителям и попечителям в лице потомственного и почетного гражданина города, крупного фабриканта и благотворителя- Якова Ивановича Лабзина и его семьи, обитель в короткий срок стала одним из красивейших монастырей Московской Епархии по церковному убранству и внутренней жизни насельниц.

Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых павловопосадских фабрикантов — Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816—1869).

Я.И. Лабзин и В.И. Грязнов были не только компаньонами в выгодном деле, они были связаны родственной близостью: сестра В.И. Грязнова Акилина стала женой Я.И. Лабзина, а главное, они были единомышленниками в общефилософском значении этого слова.


Павловский Посад. Колокольня Покровско-Васильевского монастыря.

Как добропорядочные православные люди они не мыслили свою жизнь только во имя увеличения своего благосостояния и домашнего счастья, они считали, что их богатство должно быть использовано не только во имя их личного процветания, но и служить Богу, людям. Вот почему они мечтали со временем основать монастырь, вели широкую благотворительную деятельность. Они устраивали и содержали школы и богадельни, жертвовали крупные суммы на строительство, благоустройство, украшение храмов и монастырей.


Шпиль колокольни.

В личном плане Я.И. Лабзину повезло: у него была хорошая жена и дочери. У В.И. Грязнова, купца 2 гильдии — одного из главных богачей в Павловском Посаде, семьи не было, он всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о. Иоанном Кронштадтским (1829—1908, канонизирован в 1998 г.). В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью.


Церковь Иоанна Предтечи в Покровско-Васильевском монастыре (2008 г.).

В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязной много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского.


Павловский Посад. Иоанно-Предтечинская церковь. Покровско-Васильевский монастырь.

Смерть друга и компаньона В.И. Грязнова, усилившиеся болезни в семье, отсутствие сына — наследника созданного дела по производству знаменитых павловских шалей, заставили Я.И. Лабзина остро осознать всю краткость земного счастья, благополучия. Ранняя смерть очень дорогих ему людей — В.И. Грязнова и жены Акилины — еще более обострили его потребность в творении молитв, обращении к Господу Богу с просьбой дать терпение и сил пережить непоправимые потери.

Святой праведный Василий Павлово-Посадский.

Я.И. Лабзин над могилами своей жены Акилины и ее брата В.И. Грязнова построил на кладбище двухэтажный каменный Покровско-Васильевский храм. В нем нижний храм был посвящен святому Василию Исповеднику, а верхний — церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. При этом храме. Я.И. Лабзин в 1885 г. основал женское общежитие, затем при нем открыли богадельню. После смерти основателя этого кладбищенского храма Я.И. Лабзина его дочери подали прошение в Святейший синод об учреждении Покровско-Васильевской общины; ее официально зарегистрировали и торжественно открыли в 1894 г.


Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Покровско-Васильевском монастыре.

В общине было около 150 сестер, был открыт приют на 12 бедных детей и сирот. В 1903 г. эту женскую православную общину преобразовали в женский общежительный монастырь. Монахини занимались рукоделием, вели обширное монастырское хозяйство, в котором были большой огород и сад с несколькими прудами.


Павловский Посад. Покровско-Васильевский монастырь. Иконостас Покровского собора.

Со временем в монастыре построили келейные корпуса, обнесли обитель большой каменной стеной. Покровско-Васильевский женский монастырь не был очень богатым, он вел размеренную жизнь скромной женской обители, посильно служил Богу и людям.

События конца 1917 г. изменили жизнь монастыря, новая власть не нуждалась в православной идеологии.


Павловский Посад. Покровско-Васильевский монастырь.

В 1920 г. Покровско-Васильевский монастырь закрыли, но до 1932 г. он еще действовал, правда, уже как приходской Покровско-Васильевский храм. При закрытии монастыря в 1920 г. большевики устроили суд над игуменьей Алевтиной, а монахинь обманули и обокрали. Монахини при известии о закрытии их обители забрали из нее иконы, золотую и серебряную церковную утварь. Тогда власти известили их об открытии монастыря. Монахини вернули ценности в монастырь и стали готовиться к его возрождению. После того как материальные ценности вернулись в монастырь, представители советской власти их конфисковали, а иконы сожгли или разрубили.

Советские годы привели обитель в запустение. Были разрушены монастырские стены и многие постройки, пострадал храм. В бывших келейных корпусах разместили общежитие для рабочих. В 1960-х гг. на территории монастыря находилась база городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период.

Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. — принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему.

В 1989 г. Покровско-Васильевский храм был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский храм, ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей.

Приехав в Покровско-Васильевский мужской монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине XIX в. в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества XVII в. В нем, как и прежде, нижний храм посвящен Василию Исповеднику (1874 г.), а верхний — Покрову Пресвятой Богородицы (1895 г.). В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы — святой мученицы Акилины и Всех Святых (1911 г.).

Хотя к началу XXI в. в монастыре жили около 10 человек братии (8 человек в 2000 г.), работы в обители проведены и проводятся ощутимые: поднялись братские корпуса, построены келейный корпус, ограда, просфорня, богадельня, новое здание воскресной школы.

В 1994 г. построили и открыли привратный храм во имя преподобного Андрея Рублева.

В обители почитаются храмовая икона Покрова Божией Матери и икона Божией Матери «Скоропослушница», написанные на св. горе Афон. Чудом сохранилась ещё от старого монастыря икона св. великомученика и целителя Пантелеймона, которая прославилась уже в наше время чудесами исцелений неизлечимых больных.

В 2002 году в монастырь были доставлены более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых, которые выставлены для поклонения молитвенной поддержки верующих. Перед иконостасом по обе стороны находятся ещё два ковчега с мощами древних святых, а также святых, которые просияли в Московских, Владимирских, Нижегородских и Воронежских приделах нашей земли. Особенное поклонение и внимание оказывается частице мощей святителя Иннокентия еп. Пензенского, который родился и получил своё первоначальное образование в Павловском Посаде.

Покровско-Васильевский монастырь в Павловском Посаде

Покровско-Васильевский монастырь — мужской (до революции женский) монастырь в городе Павловский Посад.

Описания Павловского Посада обязательно затрагивают как одну из важных тем Павлово-Посадские платки. Широкий масштаб этого сложного производства наладили Яков Иванович Лабзин и св. прав. Василий Иванович Грязнов. Основана платочная фабрика была в 1812 году Я. И. Лабзиным. Позднее в дело вошёл В. И. Грязнов. Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых Павлово-Посадских фабрикантов — Я. И. Лабзина и В. И. Грязнова (1816—1869).

прав. Василий

В. И. Грязнов отличался глубокой верой. Будучи компаньоном Я. И. Лабзина он большее внимание уделял покаянию о соделаных в юности грехах и делу спасения души. Достигнув праведной жизни, угодник Божий оказывал духовную помощь многим страждущим и прикладывал старания в укреплении православной веры в уезде. Одним из желаний его было устройство мужского монастыря в городе. Об этом он просил свт. Филарета, митрополита Московского, с которым был лично знаком. Он также много потрудился в деле обращения старообрядцев в православие.

Лабзины и начало обители

Я. И. Лабзин и его жена Акилина Ивановна также были людьми крепкой веры и будучи людьми состоятельными много жертвовали на строительство храмов, школ, богаделен. После смерти Василия Грязнова (1869 г.) и Акилины Ивановны Я. И. Лабзин решил построить над их могилами двухэтажный храм. Храм был возведён и освящён в 1874 году. Нижний придел в честь преп. Василия Исповедника, покровителя В. И. Грязнова. Верхние приделы в честь Покрова Богородицы (центральный). Приделы св. мч. Акилины, покровительницы Акилины Ивановны Лабзиной (левый) и Всех Святых (правый) были освящены позднее, 21 августа 1895 года.

В 1885 году при храме Я. И. Лабзин устраивает женскую богадельню с надеждой, что со временем она преобразуется в монастырь, о котором после его смерти будут заботиться его дочери. Так и произошло. В 1891 году Я. И. Лабзин умер и дочери с усердием восприняли на себя заботы о богадельне и о храме. Надо отметить, что более других старалась Ольга Яковлевна, которая постоянно жила и трудилась вместе с сёстрами богадельни.

В январе 1894 года Святейший Синод «постановил благотворительное женское общежитие переименовать в Покровско-Васильевскую женскую общину с числом сестер, какое дозволят средства общины и приютом на 12 человек бедных детей». Третьего июля того же года было совершено торжественное открытие общины. Богослужения возглавлял преосвященный Тихон, епископ Можайский.

В начале XX века в общине жили до 150 сестёр во главе с настоятельницей игуменьей Алевтиной (1834—1838 гг.).

После революции монастырь был уничтожен. Сначала были выгнаны насельницы и обманным путём отняты храмовые драгоценности. Также было сфабриковано дело и устроен показательный суд, на котором попечителей и игуменью Алевтину обвиняли в «духовном одурманивании и экономическом угнетении трудящихся масс». Службы в храме совершались до 1932 года. Затем арестовали последних священников — о. Владимира Лейциуса и о. Владимира Морозова. Храм использовался как помещение для складов и гаражей. Из-за этого сильно пострадал.

Восстановление

В 1989 году усердием православных христиан на месте заброшенного монастыря был открыт храм. Восстановительные работы возглавил игумен Андрей (Тонков), который начал свой душеспасительный путь в храме Вознесения на Городке. Первые силы были положены на то, чтобы появилась возможность совершать Божественную литургию. Первую службу совершили на праздник Рождества Христова.

23 июня 1995 года решением Священного Синода приходской храм был преобразован в мужской монастырь. Торжественное Богослужение возглавил митр. Ювеналий.

Канонизация

В марте 1999 г. на заседании Синодальной Комиссии по канонизации святых обсуждались материалы о святой жизни В. И. Грязнова. «Учитывая праведное житие и чудотворения, миссионерскую деятельность, служение ближним во имя Христово, не прекращающееся на протяжении 130 лет народное почитание» 7 августа 1999 года В. И. Грязнов был причислен к лику местночтимых святых.

Мощи святого праведного Василия Павлово-Посадского (1816—1869 гг, память 1 марта и 7 августа по п. ст.) почивают в раке для общего поклонения в верхнем Покровском храме. Многочисленные паломники и экскурсионные группы приезжают в обитель.

В 2002 году в монастырь были доставлены более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых, которые выставлены для почитания и молитвенной поддержки верующих. Перед иконостасом по обе стороны находятся ещё два ковчега с мощами древних святых, а также святых, которые просияли в Московских, Владимирских, Нижегородских и Воронежских приделах нашей земли. Особенное почитание и внимание оказывается частице мощей святителя Иннокентия епископа Пензенского, который родился и получил своё первоначальное образование в Павловском Посаде. В обители почитается храмовая икона Покрова Божией Матери, написанная на св. горе Афон. Чудом сохранилась ещё от старого монастыря икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, которая прославилась уже в наше время чудесами исцелений неизлечимых больных.

За годы восстановления были построены привратная церковь прп. Андрея Рублёва (1993 г.), часовня вмч. Георгия Победоносца на территории подсобного хозяйства (2001 г.), просфорная, братские корпуса, трапезная и богадельня, восстановлена монастырская ограда. На данный момент строится новое здание трапезной.

Покровско васильевский монастырь павловский посад

Покровско-Васильевский мужской монастырь

История Покровско — Васильевского монастыря в горском округе Павловский Посад относится к середине 70-х годов XIX столетия. Благодаря своим устроителям и попечителям в лице потомственного и почетного гражданина города, крупного фабриканта и благотворителя- Якова Ивановича Лабзина и его семьи, обитель в короткий срок стала одним из красивейших монастырей Московской Епархии по церковному убранству и внутренней жизни насельниц.

Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых павловопосадских фабрикантов — Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816—1869).

Я.И. Лабзин и В.И. Грязнов были не только компаньонами в выгодном деле, они были связаны родственной близостью: сестра В.И. Грязнова Акилина стала женой Я.И. Лабзина, а главное, они были единомышленниками в общефилософском значении этого слова.

Как добропорядочные православные люди они не мыслили свою жизнь только во имя увеличения своего благосостояния и домашнего счастья, они считали, что их богатство должно быть использовано не только во имя их личного процветания, но и служить Богу, людям. Вот почему они мечтали со временем основать монастырь, вели широкую благотворительную деятельность. Они устраивали и содержали школы и богадельни, жертвовали крупные суммы на строительство, благоустройство, украшение храмов и монастырей.

В личном плане Я.И. Лабзину повезло: у него была хорошая жена и дочери. У В.И. Грязнова, купца 2 гильдии — одного из главных богачей в Павловском Посаде, семьи не было, он всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о. Иоанном Кронштадтским. В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью.

В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязной много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского.

Смерть друга и компаньона В.И. Грязнова, усилившиеся болезни в семье, отсутствие сына — наследника созданного дела по производству знаменитых павловских шалей, заставили Я.И. Лабзина остро осознать всю краткость земного счастья, благополучия. Ранняя смерть очень дорогих ему людей — В.И. Грязнова и жены Акилины — еще более обострили его потребность в творении молитв, обращении к Господу Богу с просьбой дать терпение и сил пережить непоправимые потери.

Я.И. Лабзин над могилами своей жены Акилины и ее брата В.И. Грязнова построил на кладбище двухэтажный каменный Покровско-Васильевский храм. В нем нижний храм был посвящен святому Василию Исповеднику, а верхний — церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. При этом храме. Я.И. Лабзин в 1885 г. основал женское общежитие, затем при нем открыли богадельню. После смерти основателя этого кладбищенского храма Я.И. Лабзина его дочери подали прошение в Святейший синод об учреждении Покровско-Васильевской общины; ее официально зарегистрировали и торжественно открыли в 1894 г.

В общине было около 150 сестер, был открыт приют на 12 бедных детей и сирот. В 1903 г. эту женскую православную общину преобразовали в женский общежительный монастырь. Монахини занимались рукоделием, вели обширное монастырское хозяйство, в котором были большой огород и сад с несколькими прудами.

Со временем в монастыре построили келейные корпуса, обнесли обитель большой каменной стеной. Покровско-Васильевский женский монастырь не был очень богатым, он вел размеренную жизнь скромной женской обители, посильно служил Богу и людям.

События конца 1917 г. изменили жизнь монастыря, новая власть не нуждалась в православной идеологии.

В 1920 г. Покровско-Васильевский монастырь закрыли, но до 1932 г. он еще действовал, правда, уже как приходской Покровско-Васильевский храм. При закрытии монастыря в 1920 г. большевики устроили суд над игуменьей Алевтиной, а монахинь обманули и обокрали. Монахини при известии о закрытии их обители забрали из нее иконы, золотую и серебряную церковную утварь. Тогда власти известили их об открытии монастыря. Монахини вернули ценности в монастырь и стали готовиться к его возрождению. После того как материальные ценности вернулись в монастырь, представители советской власти их конфисковали, а иконы сожгли или разрубили.

Советские годы привели обитель в запустение. Были разрушены монастырские стены и многие постройки, пострадал храм. В бывших келейных корпусах разместили общежитие для рабочих. В 1960-х гг. на территории монастыря находилась база городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период.

Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. — принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему.

В 1989 г. Покровско-Васильевский храм был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский храм, ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей.

Адрес:
Московская область, городской округ Павловский Посад, пер. Максима Горького, 25a, индекс 142500

Павловский Посад. Покровско-Васильевский мужской монастырь.

Храмы монастыря:

Другие постройки и сооружения:

6. Монастырская постройка (больничный корпус?)
7. Монастырские постройки
8. Келейный корпус
9. Келейный корпус
10. Деревянный келейный корпус (1884 г.)
11. Ограда (2000-е гг.)
12. Святые ворота (2000-е гг.)
13. Хозяйственные ворота (2000-е гг.)
14. Пруд
15. Поклонный крест

etienne
14 сентября 2006

etienne
14 сентября 2006

etienne
14 сентября 2006

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

В.И. Грязнов, один из главных богачей Павловского Посада, купец 2-й гильдии всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о.Иоанном Кронштадтским (1829-1908, канонизирован в 1998 г.). В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова, среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью.

В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязнов много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского.

После смерти друга и компаньона В.И. Грязнова, а затем и жены Акилины (сестры В.И.Грязнова), Я.И. Лабзин над могилами своей жены Акилины и ее брата В.И. Грязнова построил на кладбище двухэтажный каменный Покровско-Васильевскии храм. В нем нижний храм был посвящен святому Василию Исповеднику, а верхний — церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. При этом храме Я.И.Лабзин в 1885 г. основал женское общежитие, затем при нем открыли богадельню. После смерти основателя этого кладбищенского храма Я.И. Лабзина его дочери подали прошение в Святейший синод об учреждении Покровско-Васильевской общины; ее официально зарегистрировали и торжественно открыли в 1894 г. В общине было около 150 сестер, был открыт приют на 12 бедных детей и сирот. В 1903 г. эту женскую православную общину преобразовали в женский общежительный монастырь. Монахини занимались рукоделием, вели обширное монастырское хозяйство, в котором были большой огород и сад с несколькими прудами. Воспитанниц мо¬настырского приюта с 7 лет учили Закону Божию, чтению, арифметике, летом они работали в огороде, круглый год пели в церковном хоре. Когда воспитанницам исполнялось 16 лет, по желанию их или отпускали с приданым, или оставляли в обители. Обитель славилась тем, что в ней воспитывали благочестивых и мудрых жен, матерей, хозяек. Со временем в монастыре построили келейные корпуса, обнесли обитель большой каменной стеной. Покровско-Васильевскии женский монастырь не был очень богатым, он вел размеренную жизнь скром¬ной женской обители, посильно служил Богу и людям.

События конца 1917 г. изменили жизнь монастыря, новая власть не нуждалась в православной идеологии. В 1920 г. Покровско-Васильевскии монастырь закрыли, но до 1932 г. он еще действовал, правда, уже как приходской Покровско-Васильевский храм. При закрытии монастыря в 1920 г. большевики устроили суд над игуменьей Алевтиной, а монахинь обманули и обокрали. Монахини при известии о закрытии их обители забрали из нее иконы, золотую и серебряную церковную утварь. Тогда власти известили их об открытии монастыря. Монахини вернули ценности в монастырь и стали готовиться к его возрождению. После того как материальные ценности вернулись в монастырь, представители советской власти их конфисковали, а иконы сожгли или разрубили.

Советские годы привели обитель в запустение. Были разрушены монастырские стены и многие постройки, пострадал храм. В бывших келейных корпусах разместили общежитие для рабочих. В 1960-х гг. на территории монастыря находилась база городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период. Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. — принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему. В 1989 г. Покровско-Васильевский храм был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский храм, ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей.

Приехав в Покровско-Васильевский мужской монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине XIX в. в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества XVII в. В нем, как и прежде, нижний храм посвящен Василию Исповеднику (1874 г.), а верхний — Покрову Пресвятой Богородицы (1895 г.). В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы — святой мученицы Акилины и Всех Святых (1911 г.). В крипте Покровско-Васильевского храма покоятся мощи святого праведного старца — Василия Павлово-Посадского. Хотя к началу XXI в. в монастыре жили около 10 человек братии (8 человек в 2000 г.), работы в обители проведены и проводятся ощутимые: поднялись братские корпуса, построены келейный корпус, ограда, просфорня, бо¬гадельня, новое здание воскресной школы. В 1994 г. по¬строили и открыли привратный храм во имя преподоб¬ного Андрея Рублева. В монастыре работают реставрационная и пошивочная мастерские, есть подсобное хозяйство, пасека; братия обрабатывает свои 2 га земли.

Книга «Монастыри Подмосковья», Глушкова В.Г., 2008 г., г.Москва «Издательство Вече-2000»

Среди монастырских святынь: храмовая икона Покрова Божией Матери. Более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых. Частица мощей свт. Иннокентия, епикопа Пензенского. Икона свт.Пантелеймона Целителя.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • БИОГРАФИИ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ (31)
  • Театр (21)
  • АФОРИЗМЫ (13)
  • Страны и народы (13)
  • ДИВНАЯ РОССИЯ(цитатник) (4)
  • Русская мифология (2)
  • Нечистая сила,духи. (2)
  • ВЛАСТЬ (0)
  • Водяной (17)
  • ВСЕ ДЛЯ ДАЧИ (61)
  • Дом и украшения участка (11)
  • Огород (46)
  • Цветы и цветники (3)
  • Все для дневника (52)
  • Отдых от компа (11)
  • Открытки (3)
  • Флешки (9)
  • все о Бабе Яге (29)
  • все о Горыныче (4)
  • все о Домовом (36)
  • все о Лешем (19)
  • все о славянах (210)
  • славянская мифология (63)
  • славянские праздники (45)
  • Вышивка крестиком (72)
  • Города России (440)
  • На букву *К* (97)
  • На букву * Г * (37)
  • На букву *З* (33)
  • На букву *И* (21)
  • На букву *Е* (14)
  • На букву *Ж* (12)
  • На букву *А* (52)
  • На букву *Б* (82)
  • На букву *В* (57)
  • На букву *Д* (35)
  • Дед мороз из разных стран (3)
  • ЖИВОТНЫЙ МИР (6)
  • ВОЗДУХ (4)
  • ЗЕМЛЯ (2)
  • ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ (5)
  • заговоры (18)
  • ЗДОРОВЫЙ ДУХ (161)
  • Здоровье (156)
  • ИКОНЫ (27)
  • Иконы Богородицы (26)
  • Иконы святых женские (1)
  • интересно (114)
  • поделочные и драгоценные камни (35)
  • интересные люди (199)
  • Графы (4)
  • Дворяне (30)
  • Князья (29)
  • Купцы (49)
  • Романовы (2)
  • художники (85)
  • интересные подделки (35)
  • из газет (11)
  • из дерева (10)
  • из пластиковых бутылок (10)
  • Интересные сайты (59)
  • ИССКУСТВО (618)
  • Зарубежная живопись (3)
  • Итальянская живопись (13)
  • Картины и изделия из бересты (8)
  • Нидерландская живопись (58)
  • Русская живопись (440)
  • Русская поэзия и литература (8)
  • Французская живопись (88)
  • История вещей (118)
  • КОЛЛЕКЦИИ (10)
  • наперстки (9)
  • спичечные этикетки (1)
  • Краеведение (237)
  • Башкирия (1)
  • Богородск и окрестности (3)
  • Владимирская область (34)
  • Воронежская область (3)
  • домодедовский район (18)
  • Костромская область (33)
  • Красногорье (6)
  • Москва (13)
  • Московская область (68)
  • пермский край (13)
  • свердловская область (18)
  • Талдомский район (1)
  • тюменская область (6)
  • урал (11)
  • челябинская область (9)
  • кулинария (1951)
  • вторые блюда из мяса (169)
  • Колбасы,рулеты,копчености и . (31)
  • Формы для кексов (10)
  • Мультиварка (5)
  • Котлетки и . (3)
  • вторые блюда из овощей (183)
  • вторые блюда из птицы (161)
  • вторые блюда из рыбы (96)
  • выпечка (167)
  • Заготовки (115)
  • закуски (201)
  • Мороженое (30)
  • напитки (112)
  • национальная кухня (156)
  • Немного о продуктах и кухне (33)
  • первые блюда (55)
  • салаты (202)
  • Сборная солянка (16)
  • Сервировка (7)
  • соусы (49)
  • торты и сладости (154)
  • Шаурма (13)
  • культурные объекты (110)
  • города (49)
  • музеи (11)
  • памятники (26)
  • усадьбы (24)
  • МИСТИКА (15)
  • байки,истории из жизни (14)
  • невероятное (1)
  • мифы или реальность (2)
  • Мои путешествия (4)
  • МОНАСТЫРИ БЕЛАРУСИИ (20)
  • МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ РОССИИ (803)
  • Алтайский край (15)
  • Амурская область (4)
  • Архангельская область (111)
  • Астраханская область (18)
  • Белгородская область (99)
  • Брянская область (72)
  • Владимирская область (68)
  • Вологодская область (25)
  • Воронежская область (6)
  • Ивановская область (14)
  • Калужская область (12)
  • Карелия (11)
  • Кировская область (6)
  • Коми (4)
  • Костромская область (11)
  • Краснодарский край (7)
  • Красноярский край (5)
  • Курганская область (3)
  • Курская область (7)
  • Ленинградская область (11)
  • Липецкая область (11)
  • Мордовия (13)
  • Московская область (38)
  • Мурманская область (1)
  • Нижегородская область (24)
  • Новгородская область (18)
  • Новосибирская область (6)
  • Омская область (4)
  • Орловская область (8)
  • Пензенская область (9)
  • Пермский край (7)
  • Приморский край (3)
  • Псковская область (13)
  • Ростовская область (4)
  • Рязанская область (11)
  • Самарская область (3)
  • Саратовская область (8)
  • Свердловская область (15)
  • Смоленская область (7)
  • Ставропольский край (3)
  • Тамбовская область (7)
  • Татарстан (12)
  • Тверская область (23)
  • Тульская область (9)
  • Тюменская область (4)
  • Чувашия (6)
  • Ярославская область (27)
  • МОНАСТЫРИ УКРАИНЫ (0)
  • МОСКВА (55)
  • монастыри Москвы (26)
  • ЯКИМАНКА (9)
  • Москва,которую мы потеряли (6)
  • Пешком по Москве(видео) (3)
  • Старая новая Москва (10)
  • МОСКВА И ОКРЕСТНОСТИ(видео) (11)
  • МУЗЫКА (81)
  • зарубежная (14)
  • русская (58)
  • Флешмоб (7)
  • Обычаи и обряды (56)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (133)
  • ПОЛЕЗНЫЙ СОФТ (4)
  • посуда (16)
  • Фарфор (16)
  • ПРАЗДНИКИ (16)
  • католические (2)
  • православные (1)
  • славянские (4)
  • языческие (9)
  • ПРИРОДА (33)
  • горы, озера,реки,водопады (20)
  • пейзаж (13)
  • путешествия по миру (86)
  • азия (9)
  • америка (4)
  • европа (19)
  • россия (3)
  • самые-самые (51)
  • религии мира (20)
  • Русский календарь (305)
  • СВОИМИ РУКАМИ (214)
  • Хитрости для дома (25)
  • ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ (209)
  • жесты и приметы (43)
  • мифы и легенды (26)
  • ЮМОР (15)
  • язычество и древность (91)
  • волхвы (1)
  • русский язык (69)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Павловский Посад. Покровско-Васильевский мужской монастырь

Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 10:32 + в цитатник

Основание Покровско-Васильевского монастыря связа¬но с именами двух богатых Павлово Посадских фабрикантов — Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816-1869).

В.И. Грязнов, один из главных богачей Павловского Посада, купец 2-й гильдии всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о.Иоанном Кронштадтским (1829-1908, канонизирован в 1998 г.). В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова, среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью.

В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязнов много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского.

После смерти друга и компаньона В.И. Грязнова, а затем и жены Акилины (сестры В.И.Грязнова), Я.И. Лабзин над могилами своей жены Акилины и ее брата В.И. Грязнова построил на кладбище двухэтажный каменный Покровско-Васильевскии храм. В нем нижний был посвящен святому Василию Исповеднику, а верхний — церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. При этом храме Я.И.Лабзин в 1885 г. основал женское общежитие, затем при нем открыли богадельню. После смерти основателя этого кладбищенского храма Я.И. Лабзина его дочери подали прошение в Святейший синод об учреждении Покровско-Васильевской общины; ее официально зарегистрировали и торжественно открыли в 1894 г.

В общине было около 150 сестер, был открыт приют на 12 бедных детей и сирот. В 1903 г. эту женскую православную общину преобразовали в женский общежительный монастырь. Монахини занимались рукоделием, вели обширное монастырское хозяйство, в котором были большой огород и сад с несколькими прудами. Воспитанниц мо¬настырского приюта с 7 лет учили Закону Божию, чтению, арифметике, летом они работали в огороде, круглый год пели в церковном хоре. Когда воспитанницам исполнялось 16 лет, по желанию их или отпускали с приданым, или оставляли в обители. Обитель славилась тем, что в ней воспитывали благочестивых и мудрых жен, матерей, хозяек. Со временем в монастыре построили келейные корпуса, обнесли обитель большой каменной стеной. Покровско-Васильевскии женский монастырь не был очень богатым, он вел размеренную жизнь скром¬ной женской обители, посильно служил Богу и людям.

События конца 1917 г. изменили жизнь монастыря, новая власть не нуждалась в православной идеологии. В 1920 г. Покровско-Васильевскии монастырь закрыли, но до 1932 г. он еще действовал, правда, уже как приходской Покровско-Васильевский храм. При закрытии монастыря в 1920 г. большевики устроили суд над игуменьей Алевтиной, а монахинь обманули и обокрали.

Монахини при известии о закрытии их обители забрали из нее иконы, золотую и серебряную церковную утварь. Тогда власти известили их об открытии монастыря. Монахини вернули ценности в монастырь и стали готовиться к его возрождению. После того как материальные ценности вернулись в монастырь, представители советской власти их конфисковали, а иконы сожгли или разрубили.

Советские годы привели обитель в запустение. Были разрушены монастырские стены и многие постройки, пострадал храм. В бывших келейных корпусах разместили общежитие для рабочих. В 1960-х гг. на территории монастыря находилась городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период. Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. — принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему. В 1989 г. Покровско-Васильевский был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский , ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей.

Приехав в Покровско-Васильевский мужской монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине XIX в. в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества XVII в. В нем, как и прежде, нижний посвящен Василию Исповеднику (1874 г.), а верхний — Покрову Пресвятой Богородицы (1895 г.). В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы — святой мученицы Акилины и Всех Святых (1911 г.). В крипте Покровско-Васильевского храма покоятся мощи святого праведного старца — Василия Павлово-Посадского. Хотя к началу XXI в. в монастыре жили около 10 человек братии (8 человек в 2000 г.), работы в обители проведены и проводятся ощутимые: поднялись братские корпуса, построены келейный корпус, ограда, , бо¬гадельня, новое здание воскресной школы. В 1994 г. по¬строили и открыли привратный во имя преподоб¬ного Андрея Рублева. В монастыре работают реставрационная и пошивочная мастерские, есть подсобное хозяйство, пасека; братия обрабатывает свои 2 га земли.

Покровско-Васильевский монастырь

Русским женщинам очень идут яркие шелковые платки, сотканные в Павловском Посаде. Основали и «раскрутили» их производство в конце 19 века местные коммерсанты В. И. Грязнов и его зять Я. И. Лабзин. Немалая часть их прибыли тратилась на благотворительность и миссионерство. Особенным благочестием отличался Василий Грязнов, основавший в 1860 г. небольшую общину, намереваясь вскоре преобразовать ее в монастырь. Но через 9 лет умер, не успев осуществить желаемое.

В 1999 г. Синод признал В. Грязнова местночтимым святым православной церкви под именем Василий Павлово-Посадский.

Вскоре умерла и его сестра Акилина, жена Якова Лабзина. Во исполнение обета своего компаньона, родственника и друга тот возвел на кладбище, где они лежат, двухэтажный Покровско-Васильевскии храм. При нем учредили женскую православную общину с богадельней. В 1904 г. она стала монастырем. В 1918 г. новые власти его закрыли, церковные ценности обманом изъяли, в строениях разместили склады и автохозяйство. Только в 1989 г. храм вернули церкви. Обитель возродилась, теперь уже как мужская.

Что посмотреть

Монастырский Покровско-Васильевскии храм построен из кирпича в византийском стиле с элементами русского декора. Нижний предел посвящен Василию Исповеднику, верхний — Покрову Пресвятой Богородицы. Над входом возвышается 6-ярусная колокольня, украшенная белыми полуколоннами. Одна из них повреждена колоколом, сброшенным с высоты советскими богоборцами. «Шрам» специально не устраняют, чтобы не утратилась память о прошлых бедах. Потолок и стены внутреннего помещения полностью расписаны, однако никаких следов прежнего убранства не сохранилось.

В крипте покоятся мощи святого праведного старца — Василия Павлово-Посадского. Из Киево-Печерской лавры привезены около 100 частиц святых мощей и выставлены для поклонения в прозрачных ковчегах с обеих сторон алтаря. Особо почитаются мощи уроженца Павловского Посада святителя Иннокентия епископа Пензенского. На горе Афон написаны образы Покрова Божией Матери и «Скоропослушница». Единственная икона, сохранившаяся от прежних времен, — образ святого великомученика Пантелеймона. Возле нее уже случались чудодейственные исцеления.

За недолгое время, прошедшее после восстановления обители, построены церковь преподобного Андрея Рублева, корпуса для братии, трапезная и богадельня. В монастырской лавке торгуют освященными образками, продуктами собственной молочной фермы и пасеки. Обширная территория обихожена, засажена цветами и сиренью.

Практическая информация

Адрес: Павловский Посад, ул. Мал. Горького, 25.

Как проехать: на автомобиле из Москвы по Горьковскому шоссе, на электричке с Курского вокзала до станции «Павловский Посад», на автобусе № 386 от ст. метро «Измайловский парк».

Ссылка на основную публикацию