Подворье коневского монастыря в Санкт Петербурге

Расписание богослужений

17-я седмица по Пятидесятнице.
Понедельник, 7 октября

07.30 Службы нет.

18.00 Вечерня.

Утреня (полиелей). Исповедь.

Вторник, 8 октября

Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

08.00 Часы. Литургия.

18.00 Вечерня.

Утреня (полиелей). Исповедь.

Среда, 9 октября

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Служ.: священноинок Василиск.

08.00 Часы. Литургия.

18.00 Службы нет.

Четверг, 10 октября

07.30 Службы нет.

18.00 Вечерня.

Утреня (полиелей). Исповедь.

Пятница, 11 октября

Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Обретение мощей прмц. вел. кн. Елисаветы.

Служ.: священноинок Василиск.

08.00 Часы. Литургия.

18.00 Вечерня. Акафист

Пресвятой Богородице. Исповедь.

Суббота, 12 октября

Прп. Кириака отшельника.

07.30 Утреня.

09.00 Литургия.

17.00 Бдение.

Исповедь.

Воскресенье, 13 октября

Неделя 17-я по Пятидесятнице.

Глас 8-й.

Свт. Михаила, первого митрополита Киевского.

Служ.: Все.

08.15 Исповедь.

08.30 Часы.

09.00 Литургия.

17.00 Бдение.

Исповедь.

Понедельник, 14 октября

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

Служ.: Все.

08.00 Часы. Литургия.

18.00 Службы нет.

18-я седмица по Пятидесятнице.
Понедельник, 14 октября

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

Служ.: Все.

08.00 Часы. Литургия.

18.00 Службы нет.

Вторник, 15 октября

07.30 Службы нет.

18.00 Службы нет.

Среда, 16 октября

07.30 Службы нет.

18.00 Вечерня. Акафист

Пресвятой Богородице. Исповедь.

Четверг, 17 октября

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского.

Служ.: священноинок Василиск.

07.30 Утреня.

09.00 Литургия.

18.00 Вечерня.

Утреня (полиелей). Исповедь.

Пятница, 18 октября

Свтт. Московских Петра, Алексия, Филиппа, Иова, Ермогена и прочих.

Служ.: священноинок Василиск.

08.00 Часы. Литургия.

18.00 Вечерня.

Утреня (полиелей). Исповедь.

Суббота, 19 октября

Апостола Фомы.

08.00 Часы. Литургия.

17.00 Бдение.

Исповедь.

Воскресенье, 20 октября

Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Глас 1-й.

Мчч. Сергия и Вакха.

Служ.: Все.

08.15 Исповедь.

08.30 Часы.

09.00 Литургия.

18.00 Службы нет.

19-я седмица по Пятидесятнице.
Понедельник, 21 октября

07.30 Службы нет.

18.00 Вечерня.

Утреня (полиелей). Исповедь.

Вторник, 22 октября

Ап. Иакова Алфеева.

08.00 Часы. Литургия.

18.00 Вечерня.

Утреня (полиелей). Исповедь.

Среда, 23 октября

Прп. Амвросия Оптинского.

Свв. 26-ти прмчч. Зографских.

Служ.: священноинок Василиск.

08.00 Часы. Литургия.

18.00 Вечерня. Акафист

Пресвятой Богородице. Исповедь.

Четверг, 24 октября

Ап. Филиппа, единого от семи диаконов.

Служ.: священноинок Василиск.

07.30 Утреня.

09.00 Литургия.

18.00 Службы нет.

Пятница, 25 октября

07.30 Службы нет.

18.00 Вечерня.

Утреня (полиелей). Исповедь.

Суббота, 26 октября

Иверской иконы Божией Матери.

08.00 Часы. Литургия.

17.00 Бдение.

Исповедь.

Воскресенье, 27 октября

Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Глас 2-й.

Память святых отцов VII Вселенского Собора.

Подворье Коневского монастыря Подворье епархиального мужского монастыря

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время от Коневского образа совершилось множество чудесных исцелений. Братия монастыря радостно встретила долгожданную святыню колокольным звоном и крестным ходом.

Чудесные исцеления от святой иконы в 1799 году вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли по Загородному проспекту для устройства подворья. 8 сентября 1821 года настоятелем Коневского монастыря там была заложена церковь. Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список иконы, как и сама икона, прославился многими чудесами, в том числе — и защитой от страшного пожара 1862 года. Во время этого пожара, когда огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора и сжег многое вокруг, все иконы были вынесены с подворья во Владимирский собор.

Купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В память об этом купцы отстроили новое каменное здание подворья по проекту архитектора Ивана Слупского с флигелем во дворе.

После Октябрьской революции, в 1919 году, храм стала приходским, а 11 июля 1932 года его закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его до конца 1996 года. Только 6 января 1997 года здесь появились первые насельники.

Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, духовно окормляет православных жителей Петербурга. Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на 1-м этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей. 27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.

В здании подворья также располагается Паломническая служба Коневского монастыря и лавка, где можно приобрести иконы, книги, свечи и другие товары, а также подать записки о родных и близких.

Подворье Коневского монастыря

История Коневского подворья в Петербурге неотделима от истории главной святыни обители — чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений принес с Афонской Святой Горы.

Когда в 1610 году Коневец отошел к Швеции, братия, взяв Коневскую икону, была вынуждена переселиться в Новгород. И только в 1718 году отвоевавший обратно эти земли император Петр Великий повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде.

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время от Коневского образа совершилось множество чудесных исцелений. Братия монастыря радостно встретила долгожданную святыню колокольным звоном и крестным ходом.

Чудесные исцеления от святой иконы в 1799 году вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли по Загородному проспекту для устройства подворья. 8 сентября 1821 года настоятелем Коневского монастыря там была заложена церковь. Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список иконы, как и сама икона, прославился многими чудесами, в том числе — и защитой от страшного пожара 1862 года. Во время этого пожара, когда огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора и сжег многое вокруг, все иконы были вынесены с подворья во Владимирский собор.

Купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В память об этом купцы отстроили новое каменное здание подворья по проекту архитектора Ивана Слупского с флигелем во дворе.

После Октябрьской революции, в 1919 году, храм стала приходским, а 11 июля 1932 года его закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его до конца 1996 года. Только 6 января 1997 года здесь появились первые насельники.

Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, духовно окормляет православных жителей Петербурга. Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на 1-м этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей. 27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.

В здании подворья также располагается Паломническая служба Коневского монастыря и лавка, где можно приобрести иконы, книги, свечи и другие товары, а также подать записки о родных и близких.

Адрес Петербургского подворья Коневского монастыря:

Храм Коневской иконы Божией Матери,
подворье Коневского Рождества Богородицы мужского монастыря в Санкт-Петербурге

В 1393 году преподобный Арсений принес со Святой Горы Афонской Чудотворную Коневскую икону Божией Матери. Он вернулся в Новгород, на свою родину и Архиепископ Новгородский Иоанн благословил его на устройство новой обители. Отправившись по реке Волхов в Ладожское озеро, преподобный Арсений прибыл на остров Коневец, где и основал монастырь.

В 1617 году по Столбовскому мирному договору Коневец отошел к Швеции, братия монастыря, взяв Коневскую икону, была переселилась в Новгород, в Деревяницкий монастырь. В 1718 году Император Петр I отвоевал эти земли обратно и повелел восстановить Коневский монастырь. В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель иеромонах Варфоломей получил дозволение возвратить святую икону в монастырь на остров Коневец.

В 1799 году по пути в монастырь чудотворная икона два месяца пребывала в Санкт-Петербурге, пока для неё изготовлялась позолоченная серебряная риза. Чудесные исцеления от святой иконы вызвали желание петербуржцев оставить икону в столице. Однако по распоряжению Священного Синода святыня должна была отплыть на Коневец, но с неё дозволено было сделать список, который решили поместить на петербургском подворье Коневского монастыря. Первоначально предполагалось устроить его на зимней Конной площади, но расположенная там часовня (между пл. Александра Невского, Лаврским и Чернорецким переулками) была невелика, на площади непрестанно проводились шумные ярмарки, что мешало молящимся.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли размером в 17,5 кв. саженей по Загородному проспекту для устройства подворья. 5 августа 1821 года, по личному ходатайству петербургского генерал-губернатора М.А. Милорадовича от Императора Александра I последовало разрешение на землевладение и на устройство часовни. Земля была дана «в собственность и вечное владение Коневской обители» (ЦГИА, ф.797, оп.2, д.5129, л.50, Историко-статистическое описание. с. 75-77)

8 (28) сентября 1821 года строителем Коневского монастыря иеромонахом Илларионом (Кирилловым) была заложена каменная часовня на гранитном фундаменте и монашеские кельи.

Подворье простояло до 1862 года. Но 28 мая того года страшный пожар уничтожил все строения от Гостиного и Апраксина дворов до Загородного проспекта. Чудотворная икона в тот момент была укрыта во Владимирском храме. Во время пожара огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора, купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен.

В память об этом в 1864-1866 годах купцы собрали пожертвования на строительство нового каменного здания подворья. 28 марта 1863 года новый проект часовни с шатровой звонницей на месте сгоревшей был Высочайше утвержден. 15 декабря построенное здание было освящено настоятелем монастыря архимандритом Израилем (Андреевым) во имя Коневской иконы Божией Матери. Автор проекта академик архитектуры И.Б. Слупский (1826 — 1891) был автором и других проектов Коневского монастыря: скит, гостиница, хозяйственные постройки. Во дворе нового петербургского подворья был выстроен каменный трехэтажный флигель для жилья. Над храмом третьим этажом возвышалась восьмигранная башня с шатровым куполом и маковкой на вершине. Аттик представлял собой треугольный фронтон, продолжающий оформление второго этажа. Общий стиль архитектуры был выбран русско-византийский.

На первом этаже помещался храм с большим алтарем возле винтовой лестницы, ризница, комната рядом с клиросом и дежурная комната. Основную часть храма от алтаря отделял резной деревянный иконостас с иконами Спаса Нерукотворного, свт. Николая Чудотворца, свт. Алексия митрополита Московского, архистратига Михаила и св. князя Александра Невского. Престол и жертвенник были мраморными. Чудотворная икона Коневской Божией Матери помещалась в храме в мраморном киоте. На втором этаже, где помещались хоры, среди многочисленных икон выделялись образа Божией Матери — Казанской, Смоленской и Спаса Нерукотворного. В главном храме подворья службы совершались ежедневно.

В верхнем этаже помещалась ныне утраченная домовая часовня с иконостасом, освящённая, предположительно, во Имя Вознесения Господня или Божией Матери. Этот домовый храм располагался в левой части здания над аркой с воротами и был обращен окнами во двор. Здесь служились требы совершались крестины, по непроверенной информации, совершались и венчания, хотя по правилам, венчания в монастырских храмах проводить не полагалось.

После революции, в 1919 году остров Коневец отошел Финляндии, а храм подворья стал приходской церковью, подчиненной Епархии.

11 июля 1932 года храм был закрыт и передан новой властью под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости — снести возвышавшийся над церковью барабан с шатровым завершием и крестом. Самому зданию был придан облик обычного двухэтажного дома, который ничем не выделялся среди других домов Загородного проспекта и на церковь никак не походил.

Чудотворный список Коневской иконы был перенесен в действующую церковь Св. Симеона и Анны Пророчицы.

С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», затем — ТСО «Ленстройреконструкция» при районной администрации.

В 1993 одно здание подворья — корпус, выходящий на Загородный проспект — было возвращено монастырю, однако трест продолжал занимать здание более трёх лет и покинул его только 4 декабря 1996 года.

6 января 1997 года на подворье появились первые насельники. Первым управляющим подворья был протоиерей Сергий Бельков. Первая литургия была отслужена 19 сентября 1997 года. Храм теперь действует как церковь.

27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест, первоначально — деревянный. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.

Осенью 2013 года началось восстановление прежнего облика подворья по проекту ООО «Строительная компания «Подземстройреконструкция»». Деньги на это выделил городской бюджет через дирекцию КГИОПа. Подрядчиком выбрали ЗАО «Балтстрой», входящее в холдинг «Форум». В контракт с «Балтстроем» не входили фасады первого и второго этажей, поэтому новый объем выделяется более яркими цветами.

Подворье Коневецкого Монастыря — объект федерального значения (Указ Президента РФ от 20.02.1995 №176).

Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на первом этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей и икона равноапостольной Марии Магдалины.

В здании подворья располагается Паломническая служба Коневского монастыря и иконная лавка.

Богослужения совершаются ежедневно с 8.00 и 18.00 ч., кроме понедельников. Ежедневно совершаются молебные пения и заупокойные литии о усопших.
Еженедельно кроме дней поста и попразднств совершается акафист перед Коневской иконой Божией Матери.
Тел (812) 571-71-94
Паломническая служба (812) 571-80-79
e-mail: spb.podvorie@gmail.com
Адрес 191002, Санкт-Петербург, Загородный пр., 7.
Проезд: метро — Достоевская (140 м); Владимирская (200 м); Звенигородская (740 м).

Подворье Коневецкого Монастыря, восстановление утраченной башни с шатровым куполом над храмом. Фото — май, 2014.

Фрагмент здания подворья во время ремонтных работ. «Звонница». Фото — май, 2014.

Восстановленный фронтон подворья. Фото — март, 2015.

Решетка на окне первого этажа и вывеска. Фото — март, 2015.

Фрагмент первого этажа здания. Фото — март, 2015.

Вход в Подворье Коневецкого Монастыря со стороны Загородного проспекта. Фото — март, 2015.

Фрагмент здания Подворья Коневецкого Монастыря. Фото — март, 2015.

Ворота и фрагмент внутреннего двора со стороны Загородного проспекта. Фото — март, 2015.

Загородный проспект и соседние с подворьем дома. Фото — март, 2015.

Подворье Коневецкого Монастыря. Фото — март, 2015.

Подворье Коневецкого Монастыря. Фото — март, 2015.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Санкт-Петербург. Церковь Василия Великого и Успения Пресвятой Богородицы при подворье Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря.

Церкви свт. Василия Великого, Успения Пресвятой Богородицы и часовня Божией Матери Коневской Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря Финляндской епархии.

Монастырь основал в конце XIV века прп. Арсений на небольшом острове Коневце, в 35 верстах от Кексгольма (ныне Приозерск), в северо-западной части Ладожского озера. Он был возобновлен в 1719 г. после освобождения края от шведов. Главными святынями в обители были: чудотворная икона Коневской Божией Матери „Акафистная“ (или „Голубица“), привезенная прп. Арсением с Афона, и его мощи в серебряной раке.

В 1811 г. начались попытки выстроить в столице на Сенной или Знаменской площади часовню с кельями, чтобы перенести в нее чудотворную икону Коневской Божией Матери. Игумен монастыря согласился, однако, передать лишь список этой иконы. В 1817 г. Л. Руска составил проект постройки часовни на Зимней конной площади, а В.П. Стасов в 1819 г. – в Каретной части, на Невском, „между лавками“. Эти проекты остались на бумаге. Наконец, после того как купец Николай Козулин подарил монастырю место на Загородном проспекте, 8 сентября 1821 г., в престольный праздник обители, архимандрит Товия, наместник Александро-Невской лавры, заложил там небольшую ампирную часовню с плоским куполом. Ее освящение последовало летом следующего года. Иноки поселились в прилегающем деревянном флигеле. В 1849 г. архимандрит Игнатий (Брянчанинов) освятил в часовне небольшой придел во имя прп. Арсения.

Во время страшного пожара 28 мая 1862 г., который истребил Апраксин, Щукин дворы и толкучий рынок, огонь перекинулся через Фонтанку и, достигнув деревянных келий, внезапно остановился. Иконы и утварь из часовни успели вынести на паперть Владимирской церкви. По просьбе купцов иноки с пением обнесли список Коневской Божией Матери и икону прп. Арсения вокруг Гостиного двора, который после этого чудом уцелел от огня. Благодарные купцы и окрестные жители пожертвовали значительные средства на постройку по проекту И.Б. Слупского новой двухэтажной шатровой часовни с дворовым флигелем для келий. Она была начата весной 1864 г., 15 декабря 1866 г. ее освятил игумен монастыря Израиль.

Похожая на храм часовня, которая обошлась в 35 тыс. руб., внутри была украшена росписью и имела двухъярусный иконостас изящной резьбы. В 1873 г. образа с золотым фоном „возобновил“ К.А. Ясевич. Список чудотворной иконы Коневской Божией Матери помещался в особом мраморном киоте. В часовне хранился также ковчег с частицами св. мощей. Известно, что часовню посещали Император Александр II со своей семьей, а также жившие неподалеку писатели Достоевский и Лесков. С 1911 г. до революции подворьем управлял иеромонах Трифилий (Константинов). Временами здесь также служил св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Кроме часовни в центре Петербурга, на Б. Охте стояла подворская церковь, история которой началась в 1898 г., когда купец К.И. Чистяков подарил для нее свой земельный участок. Вначале здесь, по проекту В.И. Баранкеева, возвели и освятили как церковь 10 февраля 1902 г. небольшую шатровую часовню, а затем рядом начали строить монастырское подворье. В 1903 г. часовню расширили приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи, мч. Адриана и прп. Арсения Коневского.

Отдельный трехпридельный храм в стиле XVII века был заложен 15 августа 1906 г. по проекту Н.Н. Никонова, и уже 7 октября 1908 г. архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий освятил в нем придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, а 30 ноября – главный придел во имя Успения Богородицы и свт. Василия Великого. Иконостас был белого цвета с золотом. Храм имел статус домового. Переходом его соединили c перестроенной часовней. Подворье перед революцией возглавлял игумен Тихон. Еще одна монастырская часовня с иконой Нерукотворного Спаса находилась в Гостином дворе.

После того как Коневский монастырь отошел к Финляндии, часовня на Загородном весной 1919 г. стала приходской церковью. Ее пытались в 1930 г. закрыть, но это удалось только 11 июля 1932 г., после чего здание передали райкоммунотделу. Чтимый образ Божией Матери перенесли в Симеоновскую церковь. Верх часовни был снесен, фасад сильно изменен. После внутренних перестроек в здании долго размещалось строительное управление. Подворье на Охте закрыто 12 августа 1929 г. и в конце 1932 – летом 1933 гг. снесено; ныне на его месте стоит жилой дом.

В 1991 г. Коневский монастырь был возобновлен и стал ходатайствовать о возвращении своего подворья. Летом 1993 г. принято решение о передаче часовни на Загородном проспекте восстановленному монастырю, но первая литургия состоялась лишь 19 сентября 1997 г. , после чего началась медленная реставрация здания.

Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т. http://www.encspb.ru/object/2855718431?dv=1000000000&lc=ru

В конце XIX века территорию на углу Среднеохтинского проспекта и улицы Панфилова приобрел Коневский монастырь, здесь было устроено подворье; при подворье по проекту В.И. Баранкеева построили и освятили 10 февраля 1902 г. как церковь небольшую шатровую часовню. В 1903 г. часовню расширили приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи, мученика Адриана и преподобного Арсения Коневского.

Отдельный трехпридельный храм в стиле XVII века был заложен 15 августа 1906 года по проекту Н.Н. Никонова при участии Н.Н. Никонова-младшего. Уже 7 октября 1908 г. архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий освятил в нем придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, а 30 ноября — главный престол во имя Успения Богородицы и святителя Василия Великого. Иконостас был белого цвета с золотом. Переходом храм соединили с перестроенной часовней.

Здание храма, располагавшееся недалеко от Большеохтинского кладбища. Закрытое 12 августа 1929 года, подворье было снесено в начале 1933 года. На его месте ныне стоит жилой дом.

Подворье Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря – Санкт-Петербург

История петербургского подворья Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря неотделима от истории главной святыни обители – чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений Коневский принес в XIV веке со Святой Горы Афон.

Более двух веков святой образ находился в монастыре на острове. В 1617 году по Столбовскому мирному договору вместе со всем северным и западным Приладожьем Коневец был отдан Швеции, и братия, взяв Коневскую икону, вынуждена была переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь. В 1799 году митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) благословил возвратить святыню в монастырь. По пути на Коневец икона на два месяца задержалась в Петербурге, пока для неё изготовлялась серебряная позолоченная риза. По причине отсутствия подворья образ Пресвятой Богородицы приходилось хранить в частных домах. В это время по молитвам перед ним совершалось множество чудесных исцелений. Помощь, которую получали верующие через эту святую икону, вызвала желание петербуржцев оставить её в столице. Однако игумен монастыря был против, но согласился изготовить и передать список для верующих Петербурга. Был сделан заказ, и начались поиски места для подворья, где могла бы находиться копия чудотворного образа. Усердствующие к этому делу в 1811 году обратились с ходатайством об устройстве в столице подворья Коневского монастыря. В 1817 году архитектор Луиджи Руска составил проект постройки часовни на Зимней конной площади, а зодчий Василий Петрович Стасов – в Каретной части, на Невском проспекте, «между лавками». Эти проекты остались нереализованными.

Наконец, после того как купцы Николай Козулин и Иван Кувшинников пожертвовали участки своей земли по Загородному проспекту (17,5 кв. саж.) для устройства часовни, 5 августа 1821 года от Императора Александра Первого последовало разрешение на землевладение и строительство подворья. По личному ходатайству петербургского генерал-губернатора Михаила Андреевича Милорадовича земля была дана «в собственность и вечное владение Коневской обители».

8 сентября 1821 года на престольный праздник монастыря архимандрит Товия, наместник Александро-Невской лавры, заложил на Загородном проспекте постройку небольшой ампирной часовни с плоским куполом. Ее освящение состоялось летом следующего года. С острова прибыли несколько иноков, которые поселились в прилегающем к часовне деревянном флигеле. В 1849 году архимандрит Игнатий (Брянчанинов) освятил в часовне небольшой придел во имя преподобного Арсения.

Во время пожара 28 мая 1862 года, который истребил Апраксин и Щукин дворы, огонь перекинулся через Фонтанку и, достигнув деревянных подворских келий, внезапно остановился. Иконы и утварь из часовни успели вынести на паперть Владимирской церкви. По просьбе купцов иноки с пением обнесли список Коневской иконы Божией Матери и икону преподобного. Арсения вокруг Гостиного двора, который после этого чудом уцелел. Благодарные купцы и окрестные жители пожертвовали значительные средства на постройку новой двухэтажной шатровой часовни с дворовым флигелем для келий по проекту академика архитектуры И. Б. Слупского.

Строительство началось весной 1864 года, а 15 декабря 1866 года храм торжественно освятил во имя Коневской иконы Божией Матери игумен монастыря архимандрит Израиль. Часовня, строительство которой обошлось в 35 тыс. рублей, внутри была украшена росписью и имела двухъярусный иконостас изящной резьбы. Список чудотворной Коневской иконы Божией Матери помещался в особом мраморном киоте. В часовне хранился также ковчег с частицами святых мощей. Известно, что храм посещали Император Александр II со своей семьей, а также жившие неподалеку писатели Федор Достоевский и Николай Лесков. Временами здесь служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. С 1911 по 1916 год подворьем управлял иеромонах Трифилий (Константинов). В 1903 году на Большой Охте было построено новое подворье.

С 1919 года, после того как Финляндия получила независимость, а Коневец оказался на ее территории, подворская церковь стала приходской. Ее пытались закрыть в 1930 году, но это произошло только 11 июля 1932 года, после чего здание передали райкоммунотделу. Чтимый образ Божией Матери перенесли в приходскую церковь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В дворовом флигеле устроили коммунальные квартиры. Примерно в это же время было взорвано подворье на Большой Охте, участок на углу Среднеохтинского проспекта и улицы Панфилова впоследствии был застроен.

Здание подворья на Загородном проспекте является памятником архитектуры, однако это не помешало «новым владельцам» обезобразить его до неузнаваемости – был снесен купол, в храмовом здании был устроен второй этаж. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой».

В 1992 году настоятель возрожденного Коневского монастыря архимандрит Назарий поручил эконому иерею Сергию Белькову и архитектору обители Никите Веселову установить количество подворий, принадлежавших Коневскому монастырю, их месторасположение и возможность возврата их Церкви. При помощи историка Александра Берташа (сейчас протоиерей Александр является клириком Берлинско-Германской епархии) удалось собрать необходимые документы и процесс возвращения подворья на Загородном проспекте был запущен. 24 мая 1993 года вышло распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о передаче здания на Загородном проспекте Санкт-Петербургской епархии.

Несмотря на это, занимавшая здание подворья организация отказывалась освобождать помещения. Лишь через несколько лет усердных трудов отец Сергий получил ключи, и 4 декабря 1996 года удалось въехать. 6 января 1997 года был совершен первый молебен, а 19 сентября 1997 года, после 65-летнего перерыва, – первая Божественная литургия. 27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья воздвигнут восьмиконечный Крест.

На подворье же располагается Паломническая служба монастыря, которая занимается организацией поездок на Коневец и по другим маршрутам.

Подворье Коневского монастыря в г. Санкт-Петербург

История Коневского подворья в Петербурге неотделима от истории главной святыни обители — чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений принес с Афонской Святой Горы.

Когда в 1610 году Коневец отошел к Швеции, братия, взяв Коневскую икону, была вынуждена переселиться в Новгород. И только в 1718 году отвоевавший обратно эти земли император Петр Великий повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде.

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время от Коневского образа совершилось множество чудесных исцелений. Братия монастыря радостно встретила долгожданную святыню колокольным звоном и крестным ходом.

Чудесные исцеления от святой иконы в 1799 году вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли по Загородному проспекту для устройства подворья. 8 сентября 1821 года настоятелем Коневского монастыря там была заложена церковь. Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список иконы, как и сама икона, прославился многими чудесами, в том числе — и защитой от страшного пожара 1862 года. Во время этого пожара, когда огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора и сжег многое вокруг, все иконы были вынесены с подворья во Владимирский собор.

Купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В память об этом купцы отстроили новое каменное здание подворья по проекту архитектора Ивана Слупского с флигелем во дворе.

После Октябрьской революции, в 1919 году, храм стала приходским, а 11 июля 1932 года ее закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья является памятником архитектуры российского значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его до конца 1996 года. Только 6 января 1997 года здесь появились первые насельники.

Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, переправляет паломников, духовно окормляет православных Петербурга. Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на 1-м этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей. 27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка. Нынешний управляющий подворья — игумен Борис (Шпак).

В здании подворья также располагается Паломническая служба Коневского монастыря и лавка, где можно приобрести иконы, книги, свечи и другие товары, а также подать записки о родных и близких.

Адрес Петербургского подворья Коневского монастыря:

Подворье Коневского Рождество-Богородичного монастыря

Загородный пр., 7

Архитекторы, годы постройки:

Участок дома №7 по Загородному проспекту занимает подворье Коневского монастыря. Впервые идея о его строительстве возникла в 1811 году [1, с. 37]. Первоначально подворье планировали возвести на Зимней Конной площади. Но имевшаяся там часовня была маленькой, проводимые на площади шумные ярмарки мешали богослужениям.

Эту территорию под строительство подворья в 1821 году пожертвовали петербургские купцы Николай Козулин и Иван Кувшинников. «Высочайшее» разрешение на постройку последовало 5 августа 1821 года в ответ на ходатайство генерал-губернатора М. А. Милорадовича. Строительные работы организовывал настоятель Коневского монастыря архимандрит Израиль (Андреев), иеромонахи Дионисий и Авраамий. В итоге на Загородном проспекте появилась часовня с кельями и иконостасом «изящной резьбы». Атлас Н. Цылова показывает, что была она небольшой, располагалась в правой части участка. В сторону соседнего дома №9 тянулся деревянный забор [2]. Посетителями подворья Коневского монастыря были многие местные жители, в том числе Ф. М. Достоевский.

Список Коневской иконы Пресвятой Богородицы поучаствовал в спасении от огня Гостиного двора 28 мая 1862 года. Начавшийся в Апраксином дворе пожар уничтожил многие соседние кварталы, мог распространиться и на Гостиный двор. Тогда купцы уговорили духовенство провести крестный ход с образом Коневской иконы, в ходе которого пожар вдруг стал стихать. В благодарность за спасение гостинодворское купечество собрало средства на возведение каменного здания подворья.

Новое здание подворья Коневского монастыря спроектировал академик архитектуры И. Б. Слупский, много работавший и в самой обители. Строительные работы велись с 1864 года. 15 декабря 1866 года новую постройку освятил архимандрит Израиль [1, с. 38].

Дворовой флигель подворья всегда был жилым. Здесь обитали не только служители подворья, но и разночинцы, купцы.

После обретения Финляндией в 1919 году независимости, когда Коневский монастырь оказался за пределами России, подворье стало приходским храмом. 11 июля 1932 году его закрыли и передали под райкоммунотдел. Купол храма снесли, внутри устроили второй этаж. С 1956 года здание занимал трест «Фасадремстрой».

В 1993 году подворье было возвращено монастырю. Но несколько лет трест отказывался покидать помещение. Только в конце 1996 года управляющий подворьем протоиерей Сергий Бельков добился окончательной передачи подворья. 6 января 1997 года здесь возобновились богослужения. При подворье работает книжная лавка, паломническая служба.

В 2013-1014 водах зданию вернули купол. С подрядчиком при этом договор был заключён так, что он был ответственен только за воссоздание верхнего объёма здания, без ремонта фасада. Поэтому сейчас подворье имеет несколько странный вид. Яркий свежий верх и тёмный грязный основной объём первых этажей.

Церковь свт. Василия Великого и Успения Божией Матери .
Подворье Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря

Архитекторы: Баранкеев В. И.
Никонов Н. Н.
Никонов Н. Н. мл.
Год постройки: 1902, 1906-1908
Стиль:

Церковь во имя свт. Василия Великого и Успения Божией Матери .

Подворье Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря Финляндской епархии

исторический адрес: Панфилова ул., 30 — Среднеохтенский пр., 10

1902 — Баранкеев Василий Иванович

Церковь во имя свт. Василия Великого и Успения Божией Матери

1906-1908 — арх. Никонов Николай Никитич, при участии Н. Н. Никонова-младшего

В 1898 г. территорию на углу Среднеохтинского пр. и Панфиловой ул. приобрел Коневский монастырь (купец К. И. Чистяков подарил свой земельный участок), и здесь было устроено подворье.

В 1902 г. при подворье по проекту В. И. Баранкеева построили небольшую шатровую часовню. 10 февраля 1902 г. часовню освятили как церковь, а в 1903 г. ее расширили приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи, мученика Адриана и преподобного Арсения Коневского.

Фото 1930- х гг.
Коневское подворье на Б. Охте.
Церковь во имя свт. Василия
Великого и Успения Божией Матери.

В 1906-1908 гг. был возведен отдельный трехпридельный храм по проекту Н. Н. Никонова при участии Н. Н. Никонова-младшего.

7 октября 1908 г. архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий освятил в нем придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, а 30 ноября — главный престол во имя Успения Богородицы и святителя Василия Великого.

Церковь была выполнена в стиле церквей XVII века. Иконостас был белого цвета с золотом. Переходом храм соединили с перестроенной часовней.

Часовня Коневского подворья
на Большой Охте.
(где находилась ?)

Подворье перед революцией возглавлял игумен Тихон.

Здание храма было закрыто 12 августа 1929 г. Подворье было снесено в начале 1933 г.

На его месте стоит жилой дом.

Коневский Богородице-Рождественский мужской монастырь Финляндской епархии

Монастырь основал в конце XIV в. прп. Арсений на небольшом острове Коневце, в 35 верстах от Кексгольма (Приозерска), в северо-западной части Ладожского озера.

Монастырь был возобновлен в 1719 г. после освобождения края от шведов.

Главными святынями в обители были: чудотворная икона Коневской Божией Матери „Акафистная» (или „Голубица»), привезенная прп. Арсением с Афона, и его мощи в серебряной раке.

Подворье коневского монастыря в Санкт Петербурге

История Санкт-Петербургского подворья Коневского Рождество-Богородичного монастыря неотделима от истории главной святыни обители — чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений Коневский принес со Святой Горы Афон. Много духовных радостей и житейских скорбей перенесли иноки монастыря. В 1617 г.по Столбовскому мирному договору вместе со всем северным и западным Приладожьем Коневец отходит к Швеции, и братия, взяв Коневскую икону, вынуждена была переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь. Только в 1718 г. отвоевавший эти земли император Петр Первого повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде.

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель иеромонах Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время по молитвам перед образом Пресвятой, который за отсутствием подворья приходилось хранить в частных домах, совершилось множество чудесных исцелений, восемь из которых были документально зафиксированы (Историко-статистическое описание Рождественского Коневского монастыря. СПб, 1869г., 71-73; ЦГИА СПб, ф19, оп1, д.11959).

Эти чудесные исцеления от святой иконы вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

Усердствующие к этому образу в 1811 году обратились с ходатайством об устройстве в столице подворья Коневского монастыря. Первоначально предполагалось устроить его на зимней Конной площади, но расположенная там часовня (между пл. Александра Невского, Лаврским и Чернорецким переулками) была невелика, на площади непрестанно проводились шумные ярмарки, да и власти чинили различные препоны этому начинанию.

Лишь в 1821 году петербургские купцы Николай Козулин и Иван Кувшинников пожертвовали участки своей земли по Загородному пр. (17,5 кв.саж.) для устройства часовни., «удобнее, чем на Зимней Конной торговой площади между тележных лавок» (ЦГИА Спб, ф.921, оп.18., д.1099). Н.Козулин затем пожертвовал еще 7 кв.саж., а И.Кувшинников уступил монастырю 84 и 5/6 кв.саж. за 857 руб. 14 и 2/7 коп. Разрешение на землевладение и на устройство часовни последовало от Императора Александра Первого 5 августа 1821г. по личному ходатайству петербургского генерал-губернатора М.А.Милорадовича, земля была дана «в собственность и вечное владение Коневской обители»( ЦГИА, ф.797, оп.2, д.5129, л.50, Историко-статистическое описание………, с. 75-77). Планы участка и последующих строений на нем, документы о дарении и продаже земли сохранились в архивах Санкт-Петербурга (СПб, ф.513, оп.102; Загородный пр., д.7; ЦГИА, ф.797, оп.2, д.5129).

8 сентября 1821 года строителем Коневского монастыря иеромонахом Илларионом (Кирилловым) была заложена каменная часовня на гранитном фундаменте и кельи.

Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список Коневской иконы Пресвятой Богородицы, находящейся на подворье, прославился многими чудесами, среди которых — спасение Гостиного Двора от пожара в 1862 г. Во время этого страшного пожара, когда 28 мая огонь уничтожил тысячи лавок Апраксина двора и сжег вокруг многие строения, купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно в самый разгар пожара ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В благодарность и в память о чудесном избавлении гостинодворское купечество добровольно собрало пожертвования на новое каменное здание подворья с флигелем.

Усердием настоятеля монастыря архимандрита Израиля (Андреева), иеромонахов Дионисия и Авраамия, поднялась новая «великолепная, похожая более на храм часовня с кельями». Внутри она была расписана, иконостас был «изящной резьбы». Проект составил много работавший для Коневского монастыря (скит, гостиница, хозяйственные постройки) академик архитектуры Иван Слупский (1826-1891гг.). Дело о строительстве часовни хранится в ЦГИА Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб, ф.1883, оп.1, д.250). 15 декабря 1866 г. она была торжественно освящена архимандритом Израилем во имя Коневской иконы Божией Матери.

После Октябрьского переворота, когда Финляндия стала независимой а Коневец оказался на ее территории, подворская церковь становится приходской (с 1919 года).

11 июля 1932 года церковь во имя Коневской иконы Пресвятой Богородицы закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья является памятником архитектуры, однако это не помешало «новым владельцам» обезобразить его до неузнаваемости — был снесен купол, в храмовом здании устроен второй этаж. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его.

Лишь в конце 1996 года усердными заботами первого управляющего подворьем протоиерея Сергия Белькова храм был передан Коневскому монастырю. 6 января 1997 года здесь было совершено первое богослужение.

27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка. Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, переправляет паломников, духовно окормляет прихожан подворского храма.

Богослужения совершаются в устроенной на первом этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного Коневского образа, частицы мощей преподобного Арсения Коневского и равноапостольной Марии Магдалины. При подворье действует иконно-книжная лавка с большим выбором книг и икон, здесь можно подать записки о поминовении родных и близких в монастыре и на подворье.

С сентября по май действует подворская Воскресная школа для детей, а для взрослых проводятся еженедельные беседы. Также проводится катехизация готовящихся к таинству Крещения. Действует приходская библиотека.

На подворье располагается Паломническая служба Коневского Рождество-Богородичного монастыря, которая занимается организацией паломнических поездок паломнических поездок в Коневский монастырь, к православным святыням Приладожья и Финляндии.

Ссылка на основную публикацию