Пюхтицкий монастырь в эстонии

Пюхтицкий женский монастырь

Пюхтицкий монастырь в Эстонии – это не только интереснейшая достопримечательность, привлекающая туристов.

Пюхтицкий монастырь – особое место паломничества православных верующих, приезжающих не только из стран Прибалтики и России, но и из многих других стран мира.

Сюда можно приехать на экскурсию и познакомиться поближе с ежедневной жизнью монастыря, а можно совершить паломническую поездку для молитвы.

Пюхтицкий Успенский монастырь является православным женским ставропигиальным монастырем, относящимся к ведению Русской православной церкви. Название монастыря происходит от эстонского слова «Пюхтица» (Pühtitsa), которое означает по-эстонски «святое место».

История Пюхтицкого монастыря

Пюхтицкий Успенский монастырь был основан в 1891 году, и с тех пор эстонский женский монастырь никогда не закрывался.

Считается, что в районе, где был возведен монастырь, местным жителям было явление Богородицы, а на месте ее явления рядом с дубом люди обнаружили Успенскую икону Божией Матери.

В XVI веке местными жителями в этом месте была построена часовня иконы Божией Матери.

А в 1885 году, благодаря губернатору Эстляндии князю С. В. Шаховскому и его супруге княгине Шаховской, был открыт на месте часовни Пюхтицкий православный приход, а также построен храм для ценной иконы.

В апреле 1891 года земля Богородицкой горы, на которой была расположена и недостроенная лютеранская церковь, перешла в исключительное и полное владение православной церкви.

Обязательно https://vpribaltike.com/estoniya/ee-info/estonskaya-kuhnya.html питательную и вкусную национальную кухню. Подкрепившись простыми, но сытными блюдами можно будет продолжать прогулку.

15 августа 1891 года произошло торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины, на которое был приглашен епископ Рижский Арсений. К этому дню было достроено новое помещение для служительниц монастыря. В день открытия российский царь Александр III подарил Пюхтицкой церкви богатые священнические облачения.

Чуть позже при общине открылся приют для детей из малообеспеченных семей, а затем и лечебница для больных. В конце 1891 года женская община состояла из 21 послушницы, 2 сестёр милосердия и 22 воспитанниц приюта.

С этого времени популярность Пюхтицкой общины начинает расти среди православных верующих, и в 1893 община была преобразована в Пюхтицкий монастырь.

Весь монастырский ансамбль того времени был спроектирован архитектором Преображенским М.Т. А главный Собор Успения Пресвятой Богородицы построили уже в 1908-1910 года (архитектор Полищук А.А.).

В настоящее время в Пюхтицком женском монастыре живут около 120 послушниц и монахинь.

Комплекс Пюхтицкого женского монастыря

Пюхтицкий монастырь в Эстонии представляет собой законченный архитектурный ансамбль, который привлекает внимание даже туристов, далеких от православия. Эстонские туристические фирмы включают экскурсию в Пюхтицкий монастырь в свои экскурсионные программы по основным достопримечательностям Эстонии.

Эстонцы и гости страны любят Пюхтицкий женский монастырь не только как место хранения чудотворной иконы Богородицы и святое место, но и как известный памятник архитектуры и как одно из самых красивых мест в Эстонии.

В настоящее время комплекс Пюхтицкого монастыря включает в себя несколько объектов.

Успенский собор

В настоящее время является главным храмом монастыря.

В Успенском соборе, построенном в 1910 году, совершается большинство богослужений. Именно в соборе и находится знаменитая чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, найденная более 400 лет назад.

Кроме того, в главном храме хранятся Пюхтицкая икона Божией Матери, чудотворный образ святителя Николая и другие святыни женского монастыря.

Успенский собор представляет собой и интересную архитектурную достопримечательность. Высота собора составляет от земли до креста 38.4 метра, ширина – 21.3 метра, длина – 40.5 метров.

Собор является трехпрестольным:

  • Главный придел – посвящен Успению Божией Матери;
  • Правый придел – преподобному Иоанну Лествичнику и преподобному Серафиму Саровскому;
  • Левый придел – Николаю Чудотворцу и святому великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому.

Иконостас, изготовленный в Санкт-Петербурге из сосны известным резчиком по дереву П. Абросимовым и расписанный мастером церковной живописи Ф. Егоровым, привлекает внимание туристов и паломников. Роспись купола Успенского собора полностью повторяет роспись купола храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Трапезный храм

Храм во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, построенный в 1895 году. Здесь находится трапезная, в которой питаются паломники.

Иногда в трапезном храме также проходят церковные службы.

Сергиевская церковь

Церковь (1895 года постройки), в которой также иногда проходят церковные богослужения. Церковь во имя Сергия Радонежского находится на самой высокой точке Богородицкой горы, откуда открывается красивейшая панорама на окрестности монастыря.

Также в комплексе расположены:

  • Николо-Арсениевский кладбищенский храм, 1885 года постройки;
  • Святые врата обители со звонницей из 10 колоколов, 1893 год;
  • Домовая церковь при богадельне во имя святого Алексия и великомученицы Варвары, 1986 год;
  • Дом для представительских целей;
  • Колокольня Сергиевской церкви, построенная в 1988 году;
  • Крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи, возведенная в 1990 году;
  • Часовня у дуба, рядом с которым по приданию было явление Богородицы;
  • Георгиевская часовня, 1989 год постройки;
  • Монастырская гостиница, где размещаются паломники и туристы, приезжающие в Пюхтицкий Успенский монастырь;
  • Хозяйственные помещения монастыря (рукодельные, хозяйственные службы, келейные корпуса).

Экскурсии и паломничество в Пюхтицкий женский монастырь

В монастыре созданы все условия для проживания паломников, включая монастырскую гостиницу и организованное питание в трапезной монастыря. Кроме того, для паломников и туристов Пюхтицкий монастырь оформляет приглашения для получения визы. Для этого достаточно выслать на электронную почту монастыря (kloster.ee@gmail.com):

  • паспортные данные;
  • дату рождения;
  • сведения о месте проживания.

В течение недели приглашение будет готово.

А примет ваш самолет самый крупнейший аэропорт международного класса в Эстонии. Подробнее о том, какие услуги вам может предложить таллинский аэропорт узнайте из нашей статьи.

Но добраться до Таллина вполне можно и наземным транспортом. https://vpribaltike.com/estoniya/tallin/transport-tal/avtobus-sankt-peterburg-tallin.html Прочитав наши материалы, вы сможете выбрать более удобный способ передвижения.

Рядом с монастырем есть кафе, где можно пообедать.

Адрес 41201, Kuremäe, Эстония
Телефон +(372) 339 2124
Эл.почта kloster.ee@gmail.com
Официальный сайт www.puhtitsa.ee

Как добраться до Пюхтицкого Успенского монастыря

Пюхтицкий женский монастырь находится на северо-востоке Эстонии, в небольшом эстонском селении Куремяэ. Селение расположено примерно в тридцати километрах от эстонско-российской границы.

В Пюхтицкий монастырь из Таллинна можно добраться на автобусе, такси или личном транспорте. Дважды в неделю (в понедельник и пятницу) до Куремяэ из Таллинна ходит прямой автобус. Время в дороге – около трех часов. Во все остальные дни до Пюхтицкого монастыря можно добраться с пересадкой.

Чтобы добраться из Таллинна, сначала нужно доехать на междугороднем автобусе до города Йыхви, а оттуда добраться на пригородном автобусе до Куремяэ (время в дороге от Йыхви – около часа). В будние дни обычно бывает 7-8 рейсов в день, а в выходные автобусы ходят реже.

Из Москвы можно доехать до станции Йыхви на поезде, следующем по маршруту Москва-Таллинн, далее также нужно добираться на местном автобусе № 116 или такси до Куремяэ.

Из Санкт-Петербурга – на междугороднем автобусе или поезде до станции Йыхви, далее пригородным автобусом № 116 или такси до Куеремяэ.

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии Ставропигиальный женский монастырь

Основание монастыря (1891 г.) связано преданием: в месте, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте Её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI в. местные жители построили там часовню. В знак особого покровительства в 1990 г. Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был дарован статус ставропигиального.

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Душа монастыря, его духовное сердце – пятиглавый собор во имя Успения Божией Матери, построенный по проекту Александра Полещука в 1910 году.

Величественный и монументальный, увенчанный золочеными крестами, он господствует над равнинной округой, органично сливаясь со сдержанной красотой северной природы.

В архитектурном облике Успенского собора, в гармоничном сочетании медных куполов, светлых подкупольных барабанов и высоких стен, сложенных из облицовочного, прекрасной фактуры кирпича цвета песчаника с орнаментальным узором и арочным обрамлением из красного кренгольмского кирпича, прослеживается влияние московско-ярославской школы.

«Яко един камень» смотрится храм во всем многообразии цветов.

Трехпрестольный, рассчитанный на 1200 человек, он вместителен и просторен. Средний, главный престол посвящен Успению Божией Матери; правый, южный придел – преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу, «печальнику земли русской», и преподобному Иоанну Лествичнику, наставнику монашества; левый, северный – почитаемому святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу и великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому.

В 1986 году в монастырской богадельне освящена домовая церковь во имя сСвятителя Алексия и великомученицы Варвары.

29 августа 2016 года, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы и день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре состоялась закладка новой церкви для чтения псалтири во имя свт. Алексия митрополита Московского и вмчц. Варвары и богадельни.

Построим вместе!

Расписание богослужений

Международная научно-практическая конференция ВОСЬМЫЕ ПЮХТИЦКИЕ ЧТЕНИЯ «Православие и духовно-нравственное становление личности современника» состоится 11-12 декабря 2019 года. Информационное письмо № 1 (pdf) | Регистрация

Мысли на каждый день года. Неделя восемнадцатая по Пятидесятнице

Святитель Феофан Затворник

Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения.

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Воскрешение сына наинской вдовы

Митрополит Сурожский Антоний

В чудесах Христовых открывается богатое и изумляющее нас отношение Бога к нашей земле и к нам, людям. С одной стороны, Его сострадание – не только способность любить и жалеть как бы извне, но сострадать вместе с нами, глубже нас (потому что Он бездонно глубок) пережить страдание, скорбь и, порой, ужас нашего земного бытия. В сегодняшнем рассказе мы слышим, что жалко стало Христу этой матери, вдовы, потерявшей единственного сына, жалко, больно, потому что не на то Он творил мир, не на то рождался человек, не на то мать его произвела на свет, чтобы преждевременно он умер.

Седьмые Пюхтицкие чтения

Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание человека: традиции и современность»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 11-12 декабря 2018 г в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре состоялись Седьмые Пюхтицкие чтения – международная научно-практическая конференция, традиционно посвященная памяти настоятельницы монастыря схиигумении Варвары (Трофимовой) (1930-2011). Возглавлял конференцию Высокопреосвященнейший Евгений, митрополит Таллиннский и всея Эстонии.

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Пюхтицком монастыре 1 декабря 2018 года

Ваше преосвященство, дорогие Владыки, досточтимые пастыри, досточтимая Матушка игуменья, сестры святой Обители, паломники, сердечно приветствую и поздравляю всех вас с днем Всех святых земли Эстонской! Если мы откроем церковный календарь, то увидим, что каждый день Церковь прославляет кого-либо из святых, иногда очень многих святых. Всем нам известно, что не все те, кто прославились перед Богом, знаемы людьми, ибо подвиги некоторых сокрыты от людей. Поэтому Церковь установила праздновать день Всех святых, день Всех Русских святых и святых, подвизавшихся в то или иной земле.

Перенесение св. мощей святой блаженной Екатерины Пюхтицкой

30 ноября накануне празднования Собора святых Эстонской земли в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре перед Всенощным бдением митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Евгением, в присутствии духовенства, насельниц обители и многочисленных паломников были перенесены св. мощи святой блаженной Екатерины Пюхтицкой в Успенский собор. Крестным ходом со св. мощами молящиеся обошли собор и внесли их внутрь. Теперь мощи святой блаженной старицы покоятся в резной раке в левом приделе монастырского собора, под сводами которого она провела в молитвах немало часов.

ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян

Преп. Ефрем Сирин

– Восприимем попечение о спасении души, ибо это едино же есть на потребу (Лк. 10, 42). Требует своего попечения и тело, но немного, ибо душа всего выше.

– Состоишь из души и тела, и давай душе – душевные снеди, а телу – телесные. Не дай душе умереть, но питай ее словом Божиим, псалмами, пением и песнями духовными, чтением душеспасительных писаний, постом, бдением, молитвами, слезами, надеждою и помышлениями о будущих благах. Все сие и подобное сему есть пища и жизнь для души.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Эстонии

Пюхтицкий Успенский монастырь расположен на Богородицкой горе возле деревни Куремяэ в Эстонии.

Это место тесно связано с именем многих святых и подвижников Русской православной церкви. Например, со св. Иоанном Кронштадтским и патриархом Алексием II. Поездка в эту православную святыню будет интересна и полезна не только паломникам, но и тем, кто еще не открыл для себя света Православной Веры.

История возникновения обители

Возле эстонской деревни Куремяэ есть холм, который с незапамятных времен зовут «святым», по-эстонски Pühtitsa. На нем до сих пор растет дуб, возраст которого ученые-дендрологи оценивают никак не меньше, чем в тысячу лет. По всей видимости, на этом холме у финно-угорских племен было место языческого поклонения.

Вот на нем, оправдывая русскую поговорку «свято место…», в XVI веке два эстонских пастуха увидели необыкновенную женщину, излучавшую неземное сияние. Не посмев обратиться к ней напрямую, эти пастухи сбегали в деревню за односельчанами и, вернувшись, на месте видения обнаружили икону Успения Пресвятой Богородицы. С этого момента Пюхтица стала не языческой, а почитаемой православной святыней.

Явление Пресвятой Богородицы на Пюхтицкой горе

На месте обретения иконы была построена деревянная часовня, в которой и пребывала чудотворная икона до момента начала строительства на этом месте православной обители.

Эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской

О том, чтобы это святое место приобрело приличествующий его статусу вид, очень радели князь Сергей Владимирович Шаховский, губернатор Эстляндии, и его супруга Елизавета Дмитриевна Шаховская. Их усилиями, в 1885 году на Богородицкой горе, возле дуба, где была обретена икона, построили деревянный двуглавый храм с колокольней, в стенах которого заключили часовню и почитаемую икону.

С этого года в Пюхтице образовался православный приход, который, как и везде, куда приходил свет Православной Веры, выполнял не только сакральные, но и просветительские, а также попечительские обязанности. В городе Йыхви, находящимся в семнадцати километрах от Куремяэ, были открыты приют для сирот, школа, больница, аптека. Все эти благотворительные заведения планировалось, после основания в Пюхтице женского православного монастыря, перенести поближе к нему.

29 апреля 1891 года Высочайшим соизволением Богородицкая гора была передана во владение Русской Православной Церкви. А 15 августа этого же года была открыта Пюхтицкая Успенская женская община. При ней действовали приют для сирот и лечебница.

Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892

За три года Пюхтица стала местом молитвенного поклонения и призрения убогих, ее популярность стала столь высока, что княгиня Е. Д. Шаховская ходатайствовала перед Св. Синодом о том, чтобы преобразовать общину в монастырь. Оно было удовлетворено 23 октября 1893 года. К моменту образования монастыря в нем проживали двадцать одна послушница, 22 воспитанницы приюта и две сестры милосердия.

Документальный фильм о Пюхтицком монастыре

Архитектурный ансамбль обители

Архитектурный ансамбль этой обители начал складываться в 1883 году. Автором его проекта выступил М.Т. Преображенский. Из-за сложностей рельефа и гидрологической обстановки (в момент образования монастыря местность была сильно заболочена) основные постройки были расположены в некотором отдалении от места обретения чудотворной иконы Успения Богородицы.

Ниже можно найти план и фото Пюхтицкого монастыря.

(1) Главный храм монастыря – пятиглавый Успенский собор. Он был построен в 1910 году, одним из жертвователей на строительство был св. праведный Иоанн Кронштадтский. Дорога, которая ведет к собору, проходит через арку ворот Святых врат (1895 год) – четырехугольной каменной постройки с шатровым верхом.

(10) Справа перед входом в обитель находятся Святой дуб, где была обретена икона Богородицы, и (4) Николо-Арсениевский кладбищенский храм. Дальше за ней – Святой источник.

Справа — Святой дуб, слева — Никольский храм

За Успенским собором, где сейчас находится почитаемая икона Успения Пресвятой Богородицы, находятся еще два старейших здания обители:

(2) Симеоно-Аннинская церковь (1895 год), объединенная с трапезной.

Деревянная Сергиевская церковь (3), у стен которой нашли упокоение супруги Шаховские – радетели и основатели монастыря.

Также в комплексе расположены: (5) Святые врата со звонницей.

Святые врата обители со звонницей

За все время существования обители она никогда не подвергалась гонениям, в ней ничего не разрушалось, а только дополнялось и украшалось. Не прекращалось в ней и богослужение. С 1986 по 1990 год в монастыре, радением митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (в последующем патриарха Русской Православной Церкви Алексия II), были построены:

(8) Дом для представительских целей.

(13) Монастырская гостиница для паломников (они находятся справа от Успенского собора, за Симеоно-Аннинской церковью).

(7) Крестильная церковь.

(6) Колокольня Сергиевской церкви.

Колокольня Сергиевской церкви.

Основной ансамбль обители обнесен каменной стеной с четырьмя башнями. В ней есть еще одни ворота, ведущие к часовне св. Николая.

Пюхтицкая обитель и св. Иоанн Кронштадтский

Св. праведный Иоанн Кронштадтский является одним из главных попечителей и радетелей обители. В принципе, она сама начала формироваться лишь после того, как он дал благословение на ее устроение княгине Е. Д. Шаховской и пожертвовал на это 200 рублей.

Он часто приезжал и надолго останавливался в Пюхтице. Именно благодаря его чудесному видению, был возведен Успенский собор. Святой Иоанн Кронштадтский очень любил этот монастырь. Известно его изречение, что от него до Бога всего три ступени.

Он также предрек: эта обитель будет стоять нерушимо, несмотря на то, что многие православные святыни будут уничтожены и осквернены. Это пророчество сбылось.

Сейчас в монастыре бережно сохраняют память об этом почитаемом русском святом. В монастырском музее можно увидеть его личные вещи и церковное облачение. Среди монахинь ходит немало книг, подписанных именно им. Они достались современным послушницам от своих предшественниц.

Паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь

Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный (подчиняющийся только Патриарху РПЦ) женский монастырь открыт для посещения паломниками обоего пола. Вы можете приехать туда целенаправленно на богомолье или просто познакомиться с монастырем, как с одной из достопримечательностей Эстонии.

Программа пребывания в обители может быть светской, в ходе которой вы познакомитесь с архитектурным ансамблем, бытом, хозяйственным устроением, посетите музей, Святой источник, сможете купить то, что монахини делают своими руками в монастырской мастерской.

Все пребывающие в монастыре допускаются к службам в Успенском соборе. Для желающих принять Святое Крещение, действует крестильный храм. Обряд совершается по субботам и воскресеньям. Крестить можно и детей до 15 лет, и взрослых. Если у вас не христианское имя (Артур, Алина…) то выберите себе по святцам подходящее. Обладатели христианских имен таковыми и останутся.

Во время пребывания в обители, надо вести себя с приличествующим моменту благочестием. Женщинам обязателен строгий дресс-код: юбка ниже колен и платок. Мужчинам проще, им не запрещают ходить в шортах, майках с коротким рукавом и с непокрытой головой.

Как получить приглашение

Если Вы решили совершить целенаправленное паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь, то напишите письмо по электронной почте: kloster.ee@gmail.com, в котором сообщите:

  • Фамилию, имя, отчество латинскими печатными буквами.
  • Дату рождения (только цифры).
  • Серию и номер паспорта (только цифры).
  • Город проживания (латинскими буквами)
  • Консульский отдел, оформляющий визу.

Ответят вам на запрос в течение семи дней.

Кров и пищу во время паломничества можно получить прямо в монастыре. Денег за это с Вас не возьмут, хотя ответную вежливость, размеры которой никто не устанавливает, – пожертвование на устроение обители, примут с благодарностью.

Учесть надо лишь одно: в монастырской трапезной вы никаких особых разносолов не получите, а в дни постов меню будет вкусным, но особенно строгим. Про спиртное лучше сразу забыть.

Как приехать в Пюхтицу

Адрес 41201, Kuremäe, Эстония
Телефон +(372) 339 2124
Эл.почта kloster.ee@gmail.com
Официальный сайт www.puhtitsa.ee

Добраться в эту обитель можно разными путями:

  • Из Москвы – сев на поезд Москва-Таллин, до станции Йыхви, а там, пересев на автобус №116 или поймав такси, добраться до Куремяэ.
  • Из Санкт-Петербурга – все тем же поездом или междугородним автобусом до города Йыхви.
  • С автовокзала Таллина автобусом до Йыхви и дальше автобусом №116.

Время в дороге — 3 часа.

Несмотря на то, что паломничество в эту обитель не обещает каких-то особенных развлечений, оно понравится вам просто каким-то непостижимым образом и запомнится надолго.

Estoniia.ru

Древние легенды, живущие в местечке Куремяэ Эстонии, как будто охраняют величественный монастырь, к которому многие столетия ведут исхоженные паломниками тропы. Вот она Журавлиная гора или Святое место (Pühtitsa), на котором возвышается вечная обитель. Её нерушимая жизнь предсказана святыми пророками. На высоком холме, созданным ледником и легендарной личностью эпоса Эстонии Калевипоэгом застыли, зовущие к себе, купола собора. Благодаря силе героя образовалась Журавлиная гора, самое большое озеро Консу из ближайших окрестностей. Как только не называли место ритуальных действий языческих богов, шабаша ведьм в древности. Может быть, действительно, под огромным стволом засохшего дуба захоронены ноги героя, преданного невестой?

История монастыря

Именно, под ним, как говорит легенда, эстонские пастухи нашли икону Успения Божьей Матери, предопределившей возведение величественного монастыря. На земле Эстляндии в 1885 году создан православный Пюхтицкий приход. Благодаря инициативе местного губернатора в 1891 года здесь открыли женскую монашескую общину. Через несколько лет из неё вырос монастырь. Разрушительные исторические события, проносившиеся над Эстонией несколько веков подряд, не нанесли вреда этому удивительному православному комплексу, вызывающему интерес у бесчисленных туристов. Монастырь всегда оставался действующим. С 1990 года монастырь находится под каноническим управлением Патриарха Московского, всея Руси.

Вид Пюхтицкой обители по проекту М.Т. Преображенского, 1892 год

Первоначально на месте нахождения иконы построили маленькую часовню. В ней находилась найденная икона до возведения главного Успенского собора. Архитектурный комплекс женской обители возводился по проекту М.Т.Преображенского.

Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892 год

Паломники начинают знакомство с комплексом, обойдя трижды вокруг дуба. Рядом с ним находится самая старая постройка ансамбля деревянная церковь Николая Чудотворца, стоящая на кладбище, где захоронены сестры, чьи могилы обозначены аккуратным рядом белях крестов из металла.

Сейчас в его состав входят следующие постройки:

  1. Пятиглавый Успенский собор, возведённый в 1910 году. Он является главным храмом, украшающим комплекс зданий монастыря. Среди главных святынь вместе с найденной иконой под куполами храма находятся иконы Божьей Матери Владимирской, мощи святых угодников, другие ценности. Дорога к храму проходит через Святые врата, построенные в 1895 году в виде четырёхугольного здания из камня, заканчивающегося шатром. Они открыты всегда. Существует возможность спокойно погулять по территории комплекса.
  2. Симеоно-Аннинская церковь, возведённая (1895 год) В ней расположена трапезная. Рядом с ней стоят известные поленницы Пюхтицы. Сложенные дрова похожи на стога из сена. Они дополняют древний дух святого места на Журавлиной горе.
  3. Сергиевская церковь.
  4. Здание странноприимного корпуса. По древней монашеской традиции здесь и сейчас дают приют странникам. Три дня их кормят, обеспечивают ночлег бесплатно, а потом на основе сотруднических послушаний.
  5. Дом врача. Местная больница образовалась на территории монастыря в 1895 году. В то время сельские местности не имели своего врача. Медицинская помощь, оказываемая в монастыре, была важным направлением в его деятельности. При больнице действовал приют сиротам, лечебница. С 1996 года в здании находится библиотека, архив.
  6. Святой источник. Лечебные свойства воды, появившейся на склоне горы, известны давно. Со всех сторон Эстонии, близлежащих стран спешат сюда люди за помощью. Пьют святую воду источника, окунаются в её ледяную свежесть за стенами оборудованной уютной купальни.
  7. Крестильный храм. Обряд крещения совершается в выходные дни для детей в возрасте до 15 лет, взрослых. Во время обряда выбирают по святцам ближайшее христианское имя. Всю жизнь оно будет охранять человека.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь сегодня

Посетить знаменитое место Эстонии можно в форме паломничества лицами обоего пола, экскурсии по территории монастыря, спрятанной за старинными каменными стенами с четырьмя башнями. Проводят экскурсии по монастырю монахини, открывая тайны самых таинственных мест пяти храмов монастырского комплекса, показывая их внутреннюю красоту. Заказать её можно заблаговременно. В действующей достопримечательности страны проводятся различные типы церковных служб. Участие в них может принять каждый. Работа, связанная с уходом за красивыми зданиями, прилегающему монашескому саду проводится сёстрами, прихожанами качественно, аккуратно в старых традициях страны.

Можно воспользоваться многочисленными предложениями туристических служб, оплатив экскурсионный тур. В него входит знакомство с шестью храмами комплекса, кладбищенской церковью во имя святого Николая, Преподобного Арсения Великого, трапезной, Святым источником. Посетить мемориальное помещение музея монастыря, оборудованного в честь Иоанна Кронштадтского. Он поддерживал обитель, помогая служителям материально, морально. Принимал участие в торжествах по случаю освящения главного храма монастыря. Его личные вещи хранятся в музее, как бесценный святой дар монастырю. Дойдя на вершину горы, можно увидеть деревянный храм, возведённый во имя Сергия Радонежского, Рядом находится могила основателя монастыря знаменитого князя С.В. Шаховского. Большой интерес вызывает рассказ о жизни патриарха Алексия II, чей трудовой путь начинался в стенах знаменито монастыря с 1950 по 1958 год.

Адрес на карте

Пюхтицкий Успенский женский монастырь расположен недалеко от Нарвы, в местечке Куремяэ по адресу:

Пюхтицкий Успенский женский монастырь

Пюхтицкий Успенский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, основан в 1891, никогда не закрывался, расположен в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место». Эстонское название монастыря — Pühtitsa Jumalaema Uinumise naisklooster.

Содержание

До 1893 года

История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI веке местные жители рядом с дубом, где была найдена икона, построили часовню иконы Божией Матери.

Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретённой ранее иконы. Позднее, после переноса иконы в собор этот храм стал кладбищенским и был переосвящён во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. В 1887 году по инициативе князя С. В. Шаховскаго было учреждено отделение православного прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери под председательством супруги князя — княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской, и открыты благотворительные учреждения в м. Иевве: школа, лечебница с аптекой и приемным покоем для помещения амбулаторных больных, приют для сирот, рукодельная. Однако главной целью братство полагало устройство женской обители на Богородицкой горе в Пюхтице, куда со временем могли бы быть перенесены открытые в Иевве (г.Йыхви) благотворительные учреждения.

Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который прислал ей своё благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году: «Ваше сиятельство, достоуважаемая княгиня Елизавета! Получил ваше письмо и с сердечным сочувствием прочитал его. Да наградит Вас Господь за ваше посильное содействие в утверждении Православия в крае, где Господь судил Вам жить и действовать на благо народу и во славу Божию… Вы просите у Бога чуда для успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам и латышам. Бог есть Бог чудес во все времена… Он сотворил и сотворит чудеса в Вашем братстве и утвердит Ваше дело до конца. Имею честь прислать на нужды общества 200 рублей. Сердечно Вам кланяюсь, княгиня. Ваш покорный слуга и богомолец — протоиерей Иоанн Сергиев».

Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако: «Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными… и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. … Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды: 1) надо призреть 88 стариков и немощных; 2) надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи; 3) надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы».

29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение православной церкви.

15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестёр. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался приём больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.

Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.

1894—1980 годы

Ансамбль монастырский построек спроектировал архитектор М. Т. Преображенский. Кроме келейных корпусов, он включает Трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), ограду со Святыми воротами.

Здесь погребён один из благодетелей монастыря — русский государственный, общественный и культурный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она сама нашла здесь последний приют. Главный Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен позже, в 1908—1910 годах (архитектор А. А. Полещук), на месте первоначального малого храма.

В 1920-1930-е годы обитель находилась на территории независимой Эстонии. После Второй Мировой войны власти СССР были вынуждены признать за монастырями право на существование. В первые послевоенные годы помощь монастырю оказывал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). С 1961 года большую заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построен дом для «представительских целей» с домовой церковью Свт. Алексия и вмц. Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.

1990 — настоящее время

В 1989 году открыто подворье Пюхтицкого монастыря в городе Когалыме.

В монастыре построен крестильный храм Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского (1990). В Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях открыто подворье Пюхтицкого монастыря. В 2006 году в обители перезахоронены останки архиепископа Нарвского Евсевия (Гроздова)

В настоящее время (2012 год) в обители около 120 монахинь и послушниц.

Престольные праздники

Kuremäe küla Illuka vald Ida-Virumaa 41200 ESTONIA

Эстонский Пюхтицкий Успенский женский монастырь

Визит в Пюхтицкий женский монастырь. Желающие побывать в обители познакомятся с историческими моментами развития православной религии, с бытом монахинь.

Среди паломников и туристов, посещающих Эстонию, Пюхтицкий женский монастырь слывет местом почитания истории православного вероисповедания. Эта обитель никогда не прекращала богослужения. Как предрекал святой Иоанн Кронштадтский, данная православная святыня стоит нерушимая, не знающая ни гонений, ни осквернений. Все её архитектурное богатство постоянно облагораживалось и увеличивалось.

Легенда о возникновении Пюхтицы

Пюхтицкий монастырь стоит на холме Пюхтица возле деревни Куремяэ в Эстонии.

Интересно. Легенда гласит, что в шестнадцатом веке на этой горе под дубом двум эстонским пастухам привиделся сияющий образ женщины. Озаренные её светом, пастухи бросились за другими селянами. Но по возвращению вместо святого образа на холме нашли икону Успения Богородицы.

Чудодейственная реликвия хранилась в выстроенной здесь деревянной часовне. Стараниями князя Сергея Владимировича Шаховского, занимавшего пост губернатора Эстляндии, и его жены год 1885 ознаменовался строительством церкви с образованием православного прихода.

29.04.1891. Пюхтица передается под покровительство Московского патриархата. С 15 августа действует Успенская женская община. За следующий трехлетний период происходят большие преобразования, появляются новые постройки:

  • Святые врата;
  • Успенская церковь;
  • Богадельня для осиротевших;
  • Больница для неимущих.

По ходатайству Е.Д.Шаховской Святейший синод позволяет дать общине статус монастыря.

Достопримечательности монастыря

Местность, где находится Пюхтицкий монастырь, сложная по рельефу, гидрологическим свойствам. По архитектурному проекту М.Т. Преображенского центральным зданием окруженной стеной территории считается пятикупольный собор Успения (1910). По обеим сторонам основной дороги располагаются кельи, корпуса для рукоделия, служебно-хозяйственные помещения.

Позади соборного здания выстроены Трапезное помещение, церковь Симеона и Анны (1895). В правой части территории гости могут посетить Домовой храм при богадельне, освященный во имя святого Алексия, Митрополита Московского, и святой Варвары (1986). Там же располагаются Представительский Дом, гостиница.

Противоположно входу стоит действующая церковь Сергия Радонежского (1895), башня колокольни (1988), Крестьянская церковь Иоанна Предтечи и святого мученика Исидора (1990), ещё одна монастырская гостиница.

Посещающие церковный архитектурный ансамбль попадают на территорию через центральный вход, т.е. Святые врата обители со звонницей (1893). Нельзя пройти мимо Заповедного дуба, который по оценке дендрологов имеет возраст не менее одной тысячи лет. Около дуба расположены часовня, Николо-Арсениевский кладбищенский храм (1885). Спустившись по ступеням, можно попасть к святому источнику.

Слева желающие посещают подсобное хозяйство, скотный двор, Георгиевскую часовню (1989). За пределами огороженной площади у другого выхода туристы видят Часовню святого Николая.

Как самостоятельно добраться

Точный адрес нахождения Пюхтицкого монастыря — Ида-Вирумааский уезд, волость Иллука, деревня Куремяэ, как доехать до него, зависит от места отправки:

  • из Таллина автобусом до ст. Йыхви;
  • из Москвы железнодорожным транспортом «Москва – Таллин» до ст. Йыхви;
  • из Санкт-Петербурга автобусным или железнодорожным маршрутом до той же станции.

В дальнейшем от станции Йыхви можно воспользоваться автобусным маршрутом № 116 либо услугами такси. Длительность автобусной поездки – около 3 часов.

Паломники, желающие для визового оформления иметь пригласительный документ, могут подать заявку на электронный адрес монастыря, передав необходимые сведения о себе:

  • латинским шрифтом должны быть написаны фамилия, имя (по загранпаспорту);
  • указывается дата рождения (формат дд.мм.гггг);
  • предоставляется серия, номер загранпаспорта;
  • прописываются желаемые время, срок посещения;
  • предоставляется некоторая информация, в том числе, где живет человек, был ли уже в монастыре, цель визита.

В течение недели будет отправлено приглашение.

Экскурсии в монастырь

Несмотря на то, что Пюхтица – женский монастырь, допускаются лица обоих полов.

Экскурсии могут носить как паломнический, так и светский характер. Светская программа пребывания включает:

  • посещение музейного ансамбля, источника освященной воды;
  • присутствие на службах;
  • приобретение товаров, изготовленных монахинями.

Интересно. По выходным дням проводятся церемонии Святого крещения. Крестить позволяется людей разного возраста. Если человек наречен именем не общехристианского происхождения, по спискам святцев выбирается соответствующее.

При нахождении в пределах монастыря требуется соблюдение правил:

  • поведение должно быть благочестивым;
  • женщины должны носить длинные юбки и иметь покрытую голову;
  • мужчины не могут надевать шорты, майки с коротким рукавом;
  • запрещено употребление спиртного;
  • пища скромная, но вкусная;
  • соблюдается пост.

Стоимость экскурсионных поездок:

  • из Таллина – от 115 до 230 EUR (зависит от количества человек, выбранного транспортного средства);
  • из Москвы (8 дней) – 220 EUR;
  • из Санкт-Петербурга (4 дня) – 230 EUR.

Цена экскурсионного сопровождения монахиней по территории – 30 EUR.

Во время паломничества кров, пища бесплатны. Но принято вносить добровольные пожертвования на поддержку монастыря.

Человеку, почувствовавшему необходимость временно отойти от мирской суеты, насладиться атмосферой осмысления, уравновешенности, визит в Пюхтицкий монастырь поможет осуществить свои намерения.

Куремяэ — Эстония, Ида-Вирумаа, Пюхтица

Православный женский монастырь Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Пюхтица — от Эстонского «Pühitsetud» святое место.

Основан в 1891 году. Монастырь никогда не закрывался. С 1990-х имеет статус ставропигиального. На сайте предоставлены фотографии сделанные в различное время.

Устное предание связывает место основания монастыря с явлением Богоматери, которое произошло в конце XVI века. Согласно преданию, эстонским пастухам лютеранского вероисповедания у источника в основании Журавлиной горки (эст.Kuremae, русс. Куремяэ) случилось видение Госпожи в лучезарном сиянии. Позже в ветвях священного дуба, сохранившегося до нашего времени, была обнаружена чудотворная икона Успения Богоматери. Пастухи отдали явленный образ православным русским крестьянам из деревни Яамa.
В XVI веке на нижнем уступе святой Богородицкой Горы у Живоносного источника для чудотворной иконы была построена Успенская часовня. Какое-то время в целях безопасности икону хранили в Нарве. Позже Успенскую часовню приписали к православной церкви, построенной в селе Сыренец (ныне Васкнарва), куда и была перенесена чудотворная икона. Местное православное население постановило ежегодно, 15 августа (по новому стилю 28 августа), в день Успения Пресвятой Богородицы, совершать Крестный ход с чудотворной иконой в Куремяэ на Святую Богородицкую Гору к источнику и часовне.
Во второй половине XIX века на ежегодные торжества совершаемые в Пюхтицах, обратило внимание рижское епархиальное начальство во главе с преосвященным Донатом. По распоряжению епископа Доната, духовная консистория специальным указом уполномочила Эстляндского благочинного протоиерея Симеона Попова вести дело о приобретении земли в Куремяэ под церковные здания и кладбище.
В 1885 году был учрежден Пюхтицкий православный приход, который возглавил священник Карп (Тизик). В 1890 году обер-прокурор Священного Синода К.П.Победоносцев издал указ о выделении в течение шести лет ежегодно 70 тысяч рублей на церковно-строительные надобности Прибалтийского края, часть средств из которых впоследствии пошла на строение монастыря.15 августа 1891 года преосвященный епископ Арсений в присутствии генерал-губернатора Эстляндии князя С.В.Шаховского и обер-прокурор Святейшего Синода В.К.Саблера совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины .

Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который прислал ей свое благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году

Ваше сиятельство, достоуважаемая княгиня Елизавета! Получил ваше письмо и с сердечным сочувствием прочитал его. Да наградит Вас Господь за ваше посильное содействие в утверждении Православия в крае, где Господь судил Вам жить и действовать на благо народу и во славу Божию… Вы просите у Бога чуда для успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам и латышам. Бог есть Бог чудес во все времена… Он сотворил и сотворит чудеса в Вашем братстве и утвердит Ваше дело до конца. Имею честь прислать на нужды общества 200 рублей. Сердечно Вам кланяюсь, княгиня. Ваш покорный слуга и богомолец – протоиерей Иоанн Сергиев ”.

Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако:

«Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными. и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. . Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды:
1) надо призреть 88 стариков и немощных;
2) надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи;
3) надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы».

29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на предоставление Богородицкой горы в полное и исключительное владение православной церкви. 15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестер. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался прием больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.

Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.

нажмите на изображение что бы увеличить

Также были построны Трапезный храм
свв. прав. Симеона Богоприимца
и Анны Пророчицы (1895).

Крестильный храм Иоанна Предтечи
и священномученика Исидора
Юрьевского (1990)

Храм во имя преподобного
Сергия Радонежского (1895)

домовая церковь Свт. Алексия
и вмц. Варвары (1986)

Пюхтицкий монастырь

Собор Успения Пресвятой Богородицы Страна Эстония Деревня Куремяэ Координаты Ошибка скрипта

Конфессия Православие Епархия Русская православная церковь Дата основания 1891 Статус Действующий Сайт Официальный сайт Пюхтицкий Успенский женский монастырь на Викискладе

Пюхтицкий Успенский монастырь — православный женский монастырь Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Основан в 1891 году. Находится в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). С 1990-х имеет статус ставропигиального. Монастырь никогда не закрывался. Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место».

История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI веке местные жители построили часовню для обретённой ранее иконы Божией Матери.

По инициативе православного прибалтийскoго братства Христа Спасителя и Покрова Божьей Матери, учреждённое трудами губернатора Эстляндии князем С. В. Шаховским под председательством супруги князя, — княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской и благодаря её заботе в 1885 году был открыт Пюхтицкий православный приход, а в 1891 году на Богородицкой горе была устроена женская обитель вместе с благотворительными учреждениями.

15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. В тот же знаменательный для жизни Пюхтицкого края день община была осчастливлена Монаршей милостью — пожалованием в Бозе почившим Государем Императором Александром III богатых священнических облачений в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался прием больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.

Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.

Файл:Kuremäe kloostri värav.jpg В 1910 году построен главный Собор Успения Пресвятой Богородицы. Также имеются Трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), Храм прп. Сергия Радонежского (1895), Храм свт. Николая и прп. Арсения Великого (1885, на кладбище), Крестильный храм Иоанна Предтечи и сщмч. Исидора Юрьевского (1990), домовая церковь Свт. Алексия и вмц. Варвары (1986).

Здесь погребён один из благодетелей монастыря — русский государственный, общественный и культурный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она сама нашла здесь последний приют.

Библиография Править

1. Иоанн Кронштадтский и Пюхтицкий монастырь. Неизвестная переписка о. Иоанна Кронштадтского с княгиней Е. Д. Шаховской. Свято-Иоановские Чтения. Протоиерей Владимир Сорокин, Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, Настоятель Князь-Владимирского собора (г. Санкт-Петербург).

Пюхтицкий монастырь в Эстонии

Этот женский монастырь, основан не в столь далекое время. Но он стал одним из самых почитаемых в Русской Церкви. Ежегодно Пюхтицкий монастырь посещают тысячи паломников из разных стран.

История основания обители

Пюхтицкий женский монастырь расположен в местности называемой по-эстонски Куремяэ, что переводится как Журавлиная гора. Неслучайно, что именно в этом местности возникла обитель, ведь тут проходил древний торговый путь между Новгородом и Таллинном (в древности назывался Колывань). Поэтому с течением времени возникли русские поселения, а значит, появилось и православное население.

Предание, отраженное в летописях XVI века, отмечают, что жители окрестных сел не раз видели в сиянии Пресвятую Богородицу, а в одном месте, где она явилась, забил источник.

Интересный факт! Именно эстонцы-лютеране нашли в расщелине дуба на вершине горы икону Успения Пресвятой Богородицы, которую передали православным. На месте обретения иконы была воздвигнута часовня.

И только спустя столетия после всех этих событий, на Журавлиной горе был основан Пюхтицкий Успенский женский монастырь в истории, которого можно выделить несколько этапов.

  1. В 1887 году открыта школа с приютом для девочек и мальчиков. Принимали туда детей, не различая их исповедание.
  2. В 1888 году здесь поселилась монахиня Варвара (Блохина), приехавшая из Костромского Богоявленского монастыря вместе с еще пятью монахинями.
  3. В 1891 году указом Святейшего Синода в Пюхтицах открыта монашеская женская община, преобразованная в 1893 году в Пюхтицкий Успенский монастырь.

Важно! Особенно много сделали для открытия монастыря и дальнейшего попечение о нем губернатор Эстляндии Сергей Васильевич Шаховской и его жена Елизавета Дмитриевна, оба они похоронены на территории обители.

На новый монастырь в Эстонии не раз жертвовал деньги св. праведный Иоанна Кронштадский. В благодарность насельницы подарили ему список с явленной иконы Успения Божией Матери, который св. Иоанн всегда имел при себе до самой своей смерти. Впоследствии этот список также прославился и получил особое название — Пюхтицкий.

После революции 1917 года Эстония становится самостоятельным государством. Пюхтицкий монастырь в Эстонии продолжает развиваться и действовать и даже после присоединения Эстонии к СССР, советские власти не решились его закрыть. Таким образом этот монастырь, один из немногих в Русской Церкви, не закрывавшийся со дня своего основания.

Комплекс Пюхтицкого монастыря

Изначально монастырь строился по определенному плану. Он очень удачно вписан в местный ландшафт, окружен красивым лесом, а храмы построены в основном в русском стиле. Комплекс монастыря включается в себя:

  • Никольский храм, самый первый в обители, построенный в 1885 году на том месте, где крестьяне-эстонцы обнаружили икону Божией Матери;
  • храм прп. Сергия Радонежского в котором расположена усыпальница Шаховских, построен в 1895 г.;
  • трапезная церковь в честь св. Симеона Богоприимца и Пророчицы Анна, также построен в 1895 году;
  • в период с 1908 по 1910 годы в центре обители возведен собор Успения Пресвятой Богородицы;
  • в 1986 году освятили небольшой домовый храм в честь свт. Алексия Московского;
  • в 1990 году построена крестильная церковь в честь св. Иоанна Предтечи.

С 1990 года обитель официально называется Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, т. е. теперь он непосредственно находится под личным покровительством Патриарха Московского и всея Руси.

Важно! Весь храмовый комплекс был сформирован до 1917 года под плану академика художеств Михаила Преображенского, который считается одним из основоположников «русского стиля» в церковной архитектуре и Александра Полищука.

Подворье Пюхтицкого монастыря находится в городе Когалыме, это Ханты-Мансийский автономный округ, расположенный в сотни километров от монастыря. Здесь построен храм в честь Успения Божией матери, единственный в городе и сформирован небольшой монастырский комплекс зданий, состоящий из храмовых построек и служебных помещений.

Деятельность прихода

Пюхтицкий монастырь известен как один из паломнических центров мирового православия, но сегодня деятельность обители гораздо шире, чем просто принимать паломников и включает в себя следующие аспекты деятельности:

  • монастырь осуществляет активную книгоиздательскую деятельность, за последнее десятилетие опубликовано несколько книг, посвященных истории обители и его наиболее известным насельницам;
  • с 2012 года проводится научная конференция Пюхтицкие духовно-нравственные чтения, которые собирают всех, кто интересуется православием и вопросами духовного воспитания.

Довольно большое внимание в обители оказывается паломникам. Так тем, кто желает оформить визу, для посещения монастыря высылают приглашение, которое дает право на семидневное пребывание в Эстонии.

Святыни и достопримечательности

Пюхтицкий женский монастырь в Эстония, имеет недолгую историю, но это уникальная обитель. В переводе с эстонского «пюхтица» это святыня. И они сосредоточены в обители обильно:

  • в Успенском соборе находится чтимая Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника», это точная копия явленной иконы, которая в 1894 году была подарена св. Иоанну Кронштадтскому, именно она пребывала с ним до самой его смерти, теперь икона находится в главном соборе монастыря;
  • образ Успенской Божией Матери, тот самый, который был обретен в расщелине дуба, ныне пребывает в Успенском храме и является главной его святыней.

В монастыре с очень короткой историей, по меркам общей истории православия есть и свои достопримечательности:

  • источник на месте явления Пресвятой Богородицы под названием Спасов ключ, прославлен многими чудесами, сейчас здесь есть благоустроенная часовня;
  • дуб, в котором была найдена икона;
  • на кладбище монастыря почивают останки подвижниц Пюхтицкого монастыря монахини Елены (Кушаньевой), монахини Екатерины (Малковой-Паниной).

Также некрополь обители содержит останки первой настоятельницы монастыря игумении Варвары (Блохиной) и всех последующих. Учитывая, что обитель никогда не закрывалась и не осквернялась, здесь можно побродить по кладбищу, помолиться и заказать панихиду о почивших подвижниках.

Престольные праздники

На территории обители немало храмов и некоторые из них имеют несколько престолов. Можно только перечислить главные праздники, и отметить дату их празднования:

  • Успения Пресвятой Богородицы (28 августа);
  • святителя Николая 19 декабря и 22 мая;
  • св. Арсения Великого (21 мая);
  • 16 февраля празднуется день памяти праведного Симеона и Анны Пророчицы;
  • прп. Сергия Радонежского (8 октября и 18 июля);
  • свт. Алексия Московского 25 февраля и 2 июня;
  • вмч Варвару вспоминают 17 декабря;
  • память св. Иоанна Предтечи 11 сентября (Усекновение), 24 июня (Рождество), три обретения главы 24 февраля (два обретения) и 25 мая.

Еще один предел в крестильном храме монастыря в честь свщмч. Исидора Юрьевского, память его 21 января.

Как добраться

Монастырь находится в Эстонии, для россиян, чтобы посетить эту страну, необходима виза, которую надо оформить заранее. Адрес обители: Ида-Вирумааский уезд, волость Иллука д. Киремяэ. Из Москвы и Санкт-Петербурга на поезде, следующем до столицы Эстонии Таллинна надо добраться до ст. Йыхви, а отсюда рейсовым автобусом № 116 непосредственно отправиться в монастырь.

Ссылка на основную публикацию