Первые монастыри на кубани

Монастыри Кубани

Презентация: «Монастыри Кубани». Автор: uchitel. Файл: «Монастыри Кубани.ppt». Размер zip-архива: 1870 КБ.

Монастыри Кубани

Монастыри Кубани

Презентацию подготовила преподаватель кубановедения лицея №95 г. Сочи

Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежавших ей.

Возрождение православия

Возрождение православия, открытие храмов и монастырей – характерная черта современной России.

Первые монастыри Кубани

Уже в 1794 году, согласно прошениям черноморцев, последовал указ Екатерины II об устроении Екатерино-Лебяжьей-Свято-Николаевской мужской пустыни. Вторым монастырем была женская монашеская пустынь во имя СВ. Марии Магдалены, выстроенная по многочисленным прошениям казачек в 1849 году на левом берегу реки Кирпили у станиц Тимашевской и Роговской.

Принимают в монахи тех, кто способен переносить тяготы монашеской жизни. И пусть у монахов разнятся дарования, но у всех есть общность аскетического подвига, приближающего к богу.

Действующие монастыри Кубани

Самым крупным благоустроенным монастырем Кубани следует считать Свято-Михайло-Афонскую Закубанскую общежительскую мужскую пустынь, построенную в 1877 году иеромонахом Мартирием в 45 верстах от г. Майкопа у подошвы горы Физианхо.

Частица животворящего креста господня

Святынями Свято-Михайло-Афонской пустыни являются: Частица животворящего креста господня. Частицы мощей 36 святых.

Архимандрит Георгий

В 1995 году архимандрит Георгий основал в ст. Роговской Святой равноапостольной Марии Магдалены женский монастырь, который ныне насчитывает 35 насельниц.

Икона Божьей Матери

Святыней этого монастыря является икона Божьей Матери «Державная Игуменья».

Церковь Христова

Церковь Христова не лишила женщин возможности всецело, душой и телом, посвятить себя Христу и его церкви.

В этом женском монастыре «В честь иконы Божьей Матери «Всецарица» в июле 2007года произошло настоящее чудо: из под земли забили 3 фонтана воды.

Свято-Духов мужской монастырь

Свято-Духов мужской монастырь был открыт в г. Тимашевске в 1992 году

Ковчег с частицами мощей святых

К святыням этого монастыря относятся:

Ковчег с частицами мощей святых

Свято-Успенский женский монастырь

Это первый женский монастырь, открытый на Кубани после 70-летнего перерыва. В1998 году силами монастыря построена церковь.

Святыней этого монастыря является ковчег с частицами мощей святых.

Женский монастырь

Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Нерушимая стена». Основан не позднее 2002 года в г. Апшеронск.

Святыни этого монастыря: два ковчега и иконы с частицами мощей святых

Троице-Георгиевский епархиальный женский монастырь

В городе Сочи действующими являются два монастыря: Троице-Георгиевский епархиальный женский монастырь и мужской монастырь «Крестовая пустынь». Их святыни – это иконы с частицами мощей святых, частица пояса Пресвятой Богородицы, частицы мощей святых.

Женская обитель

Троице- Георгиевская женская обитель является преемником имени и традиций упраздненного Советской властью мужского монастыря. Рождество Христово в 2013 году насельницы и прихожане встретили с В.Путиным, посетившим монастырь.

Село Лесное Адлерский р-н

Мужской монастырь

Действующий мужской монастырь «Крестовая пустынь» построен в конце 1990-х годов. Занимает небольшую территорию и имеет всего одно здание.

История первого храма на Кубани.

В царствование Екатерины Великой (1762-1796 годы) во внутренней жизни России вводились более правильное государственное устройство и порядок: страну разделили на губернии, упорядочили административное устройство. Изменения должны были коснуться и ее окраин — областей казачьих войск.

После того, как границы России вынесли на побережье Черного моря и Кубань, совершенно менялись роль и значение казаков, а также их внутренний быт и условия существования. В 1790 году создано было из запорожцев, возвратившихся после войны из Турции, «черноморское войско».

В 1792 году (30 июня ст.ст.) Императрицей Екатериной была подписана Грамота на имя войска верных Черноморских казаков об укреплении на вечное владение занятых Войском земель. Утверждена карта этих земель, расположенных в нижнем течении реки Кубань. В Высочайшей Грамоте отмечалось: «…желая воздать заслугам войска Черноморского утверждением всегдашнего его благосостояния и доставления способов к благополучному пребыванию, Мы пожаловали в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне реки Кубань от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны была река Кубань, с другой Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли… Все состоящие на упомянутой земле всякого рода угодия, в водах же рыбная ловля остаются в точном и полном владении и распоряжении войска Черноморского… Войску Черноморскому подлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских… Всемилостивше жалуем войску Черноморскому знамя войсковое и литавры, подтверждая также употребление уже имевших знамен, булавы, войсковой печати… Мы надеемся, что войско Черноморское, соответствуя Монаршему Нашему попечению, будет не только бдительно охранять границы, беречь храбрых воинов, но и развивать звание добрых и полезных граждан внутренним благоустройством и семейной жизнью».

16 августа 1792 года флотилия в составе 51 лодки под командованием полковника Саввы Леонтьевича Белого отплыла на Тамань. 25 августа казаки прибыли к Таманскому берегу. В этот день вместе с полковником Белым высадилось на Тамани четыре полковых старшины, четыре есаула, четыре хорунжих, 51 сотник, 21 атаманов и пушкарей, 124 канонира, 3031 казак, всего же – 3247 человек. «Черноморцы» заняли территорию по реке Кубань 30 000 кв. верст.

25 августа 1792 года, день высадки на Тамани первой партии «Черноморцев», стало знаменательным и историческим днем не только в истории войска, но и в истории России.

Первопоселенцы станицы Таманской были глубоко верующие православные. Поэтому параллельно с возведением жилых и бытовых построек, подбиралось место для строительства православного храма. Однако возведение здания не понадобилось, так как было определено довольно хорошо сохранившееся необитаемое четырехугольное здание, уцелевшее от бывших здесь когда-то греческих колоний. Здание легко можно было приспособить для церкви. Начались ремонтные работы.

Спустя два года, в 1794 году на Тамани церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы, под защитой и покровительством которой всегда были запорожцы.

Праздник Покрова Божией Матери – один из наиболее почитаемых в Православной церкви. Чудное явление Пресвятой Богородицы, в котором отразилось ее материнское заступничество о всех христианах, произошло в 9-м веке в церкви Константинополя. Не имея возможности противостоять сарацинам-захватчикам, жители Константинополя уповали к Пресвятой Богородице о помощи. Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя.

В России праздник Покрова Божией Матери был установлен в середине 12-го века стараниями святого князя Андрея Боголюбского. В 1165 году вблизи Владимира был построен всемирно известный шедевр древнерусского зодчества – храм Покрова на Нерли. Другой известный собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы, на Красной площади. Его строительство связано с походом царя Иоанна Грозного на Казань в 1552 году. В праздник Покрова Богородицы (1 октября ст.ст.) русские войска одержали решающую победу над татарами.

Таманский храм Покрова Пресвятой Богородицы долгое время был первым и единственным во всей Черномории. Сюда, несмотря на дальность расстояния, в любое время года и всякой погоды, тянулись на волах «черноморские казаки» из других куреней для удовлетворения своих духовных побуждений. Обустроив церковь, казаки, как люди, ждавшие каждую минуту врага-недруга, вокруг церкви построили каменную стену с бойницами.

Шло время. Более чем за сто лет храм обветшал и стал разрушаться. Летом 1911 года, на пожертвования кошевого атамана и казаков, храм, по плану и под наблюдением инженера Мальгерба, был отремонтирован и реставрирован «в воздаяние доброй памяти наших предков и в назидание грядущим поколениям». Работы были закончены перед открытием (5 октября ст.ст. 1911 года) в станице Таманской памятника «Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25-го августа 1792 года», в честь казаков Кубанского казачьего войска.

После окончания ремонтных работ, 30 сентября (ст.ст.) проходили торжества в станице Таманской. Есаул К.П. Гаденко в книге «Кубанский памятник» писал: «Церковь полна молящихся, а кто не поместился, те стоят во дворе. Впереди молящихся по правую сторону хор войсковых певчих в черных черкесках, затем начальник Войскового Штаба генерал-майор Кияшко, а за ним офицеры, чиновники – форма вседневная, по левую сторону хор местных певчих, а за ними местная интеллигенция, все остальное место занято непроницаемой стеной казаков…».

На следующий день, 1 октября (ст.ст.), отмечался праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Услышав торжественный звон колокола, отлитого из меди разбитых войсковых пушек, к храму перед его престолом помолиться собрались со всей станицы старый и малый.

Ныне храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани является, в своем роде, живым свидетелем о далеком прошлом, о первых годах жизни казаков-первопереселенцев. Здесь они молились, изливали свои радости и скорби перед Подателем всех земных благ, здесь они направляли свои помыслы к Богу с надеждой на лучшее будущее.

Материалы научного архива фондов Геленджикского историко-краеведческого музея.

На перекрестке веков: как живет первый на Кубани женский монастырь

История первой в Черномории женской пустыни корнями уходит в середину XIX века.

После переселения запорожского казачества на Кубань прошло уже более полувека, а монастыря женского на этих землях до сих пор не было. Казачки-вдовы, потерявшие на войнах мужей и сыновей, искали последнего утешения в молитве к Богу. Не пришло еще на Кубань и московское женское обучение. Мальчиков, к слову, обучали в школе при Екатерино-Лебяжинской мужской пустыни, но и с этим возникали трудности: из ста мужчин грамотными были всего двое.

Дабы не были лишены христианского утешения

К тогдашнему генералу, исполняющему обязанности наказного атамана Черноморского казачьего войска, Григорию Рашпилю обратилась монахиня Митрофания. «Создание монастыря даст средства беспомощным старцам и вдовам казаков, испытавшим в жизни невозвратные утраты, обрести утешение в молитвах; обитель могла бы служить местом воспитания женского юношества», – говорила Митрофания Рашпилю. Так 22 сентября 1849 года была начата закладка первого храма обители – в день памяти святителя Дмитрия Ростовского, почитаемого казаками. А саму пустынь назвали в честь святой Марии Магдалины, имя которой носила Ея Высочество Августейшая супруга будущего императора Александра II – Мария Александровна. Место выбрали просторное – на излучине степной реки Кирпили меж станицами Тимашевской и Роговской (ныне хутор Димитрова).

«Дабы дщери мне вверенной обители не были совершенно лишены христианского утешения – слышать Богослужение», – писала игуменья Митрофания Владыке Иеремии, испрашивая архипастырского благословения на сие нелегкое дело.

За первые 20 лет существования Черноморской женской пустыни трудами монахинь было создано большое хозяйство: мельница, огороды, пашни. Сын войскового старшины Гавриил Холявко подарил монастырю рыболовный завод на Ахтарской косе. Вскоре открыли училище для сирот женского пола и исправительный приют. В 1905 году Марие-Магдалинская женская пустынь имела 500 десятин земли, 14 корпусов, 2 деревянные церкви и один каменный собор и даже собственный кирпичный завод. Были и мастерские – иконописная, кожевенная, златошвейная, имелись торговые лавки – книжная и бакалейная, своя аптека и больница. В Тимашевском музее семьи Степановых хранится карта Марие-Магдалинского женского монастыря, датированная концом XIX века. На ней едва видим план расположения построек на территории обители. Нынешние монахини часто приходят в музей за информацией об истории монастыря и его обитателей.

Монахини принимали участие в военных кампаниях во время войны с Турцией: на долю сестер Черноморской пустыни выпало служение раненым и больным воинам.

С приходом советской власти жизнь в монастыре изменилась. Земля переходила от белых к красным и обратно, в итоге на территории обители в мае 1918 года была образована коммуна. В марте 1920 монахини организовали свою, отдельную иноческую артель: пытались выжить в пришедшие суровые времена и сохранить монастырские помещения. Но притеснение сестер продолжилось. А вскоре – в сентябре того же года – в обители прошли обыски; красногвардейцы обвинили монахинь в помощи белоказакам.

Сильное слово монахини Мокрины

В апреле 1921 все 450 монахинь и послушниц были выгнаны по решению собрания коммуны. Но одну монахиню – Мокрину – все же оставили. «Умру, но не уйду», – заявила она коммунарам.

В годы Великой Отечественной матушка не раз спасала односельчан. Ожесточенные патризанскими действиями немцы хотели наказать мирных станичников. Собрали их для расстрела, уже готовы были его совершить, но вперед вышла женщина в черном. «Вы христиане, и мы христиане», – сказала Мокрина карателям. Фашисты почувствовали в ней Бога, пытающегося спасти их грешные души и распустили жителей.

Стараниями монахини в августе 1942 года немцы казнили меньшее число заложников. «Карательный отряд немцев повесил 5 человек. Окружили хутор, нас всех отделили: мальчиков, девочек, женщин, мужчин, – кучками. Допытывались, кто напал на румын. Монашка Мокрина упала перед старшим на колени, рассказала, что она шла с хутора и видела нападавших – все в черное одеты, моряки. Это нас и спасло, немцы ей поверили», – вспоминали старожилы.

Спустя 150 лет истории

За полтора века существования, от первой в Черномории женской пустыни практически не осталось ничего. Подумать только – не уцелел ни один храм, и земли к рубежу двух столетий стали собственностью агрофирмы. Но в 1997 году обитель в честь святой Марии Магдалины возобновили на новом месте в станице Роговской – стараниями схиархимандрита Георгия (Саввы), ныне почившего.

Сегодня в обители есть собственный яблоневый и сливовый сад, большой виноградник, земляничные и клубничные плантации, аптекарский огород, пасека. Также тут содержат животных – коз, кроликов. Имеются сушилки для фруктов, теплицы, в которых выращивают помидоры разных сортов, перец, баклажаны, арбузы, огурцы.

Кроме того, есть иконописная, швейная и мыловарная мастерские. Монахини развели большой розарий, из лепестков роз варят варенье. Из трав, выращиваемых в аптекарском огороде, делают лекарства и чаи.

На службе в пустыни сейчас состоят 25 монахинь, настоятельница монастыря – игуменья Тавифа.

4 апреля 2019 года Священный Синод РПЦ постановил включить имя клирика Марии-Магдалинской Пустыни протоиерея Григория Никольского в Собор новомучеников и исповедников.

Священник родился 13 ноября 1854 года в станице Ярыженской Области Всевеликого войска Донского. После учебы и работы сначала в Новочеркасске, затем в Астрахани и Ставрополе, Григорий Никольский с 1915 года стал клириком Черноморской Марие-Магдалинской женской Пустыни в Кубанской губернии. Здесь он возглавил школу для девочек при монастыре. Заботился о раненых воинах, находившихся в монастырском госпитале. За безупречную службу отец Григорий отмечался епархиальным начальством.

Летом 1918 года на Кубань пришла советская власть. 27 июня большевики ворвались в обитель. После службы солдаты арестовали священника и с глумлениями вывели его за пределы монастыря. Священнослужителя жестоко избили, а когда он в последний раз осенил себя крестом, красногвардейцы со словами «мы тебя приобщим» выстрелили ему в рот из револьвера.

Место его погребения до сих пор не известно, но Священный Синод РПЦ постановил: если останки новомученика будут обнаружены, считать их святыми мощами и относиться к ним бережно и с уважением.

Икона святого Григория хранится в монастыре, особый день его памяти Церковь установила 10 июля.

На старом месте

На историческом месте монастыря в хуторе Димитрова (где изначально была построена пустынь, впоследствии ставшая вожделенным куском земли для коммунаров), ныне открыт храм святого Дмитрия Ростовского и освящены источники в честь Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила. Старинное здание требует реставрации, сейчас там устраивается подворье монастыря, на Крещение Господня – по православной традиции – христиане окунаются в протекающую реку Кирпили. Ее берег 150 лет назад был выбран специально для постройки первой Черноморской женской пустыни. Но этот год стал исключением – Кирпили сильно высохла, поэтому крещенские купания не были возможными…

Монастыри Кубани Презентацию подготовила преподаватель кубановедения лицея 95 г. Сочи. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемИнга Мусакова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Монастыри Кубани Презентацию подготовила преподаватель кубановедения лицея 95 г. Сочи.» — Транскрипт:

1 Монастыри Кубани Презентацию подготовила преподаватель кубановедения лицея 95 г. Сочи

2 Монастырь Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежавших ей.

3 Возрождение православия, открытие храмов и монастырей – характерная черта современной России.

4 Первые монастыри Кубани Уже в 1794 году, согласно прошениям черноморцев, последовал указ Екатерины II об устроении Екатерино-Лебяжьей-Свято- Николаевской мужской пустыни. Вторым монастырем была женская монашеская пустынь во имя СВ. Марии Магдалены, выстроенная по многочисленным прошениям казачек в 1849 году на левом берегу реки Кирпили у станиц Тимашевской и Роговской.

5 Принимают в монахи тех, кто способен переносить тяготы монашеской жизни. И пусть у монахов разнятся дарования, но у всех есть общность аскетического подвига, приближающего к богу.

6 Действующие монастыри Кубани Самым крупным благоустроенным монастырем Кубани следует считать Свято-Михайло-Афонскую Закубанскую общежительскую мужскую пустынь, построенную в 1877 году иеромонахом Мартирием в 45 верстах от г. Майкопа у подошвы горы Физианхо.

7 Святынями Свято-Михайло-Афонской пустыни являются: Частица животворящего креста господня. Частицы мощей 36 святых.

8 В 1995 году архимандрит Георгий основал в ст. Роговской Святой равноапостольной Марии Магдалены женский монастырь, который ныне насчитывает 35 насельниц.

9 Святыней этого монастыря является икона Божьей Матери «Державная Игуменья».

10 Церковь Христова не лишила женщин возможности всецело, душой и телом, посвятить себя Христу и его церкви.

11 В этом женском монастыре «В честь иконы Божьей Матери «Всецарица» в июле 2007 года произошло настоящее чудо: из под земли забили 3 фонтана воды.

12 Свято-Духов мужской монастырь был открыт в г. Тимашевске в 1992 году

14 К святыням этого монастыря относятся : ковчег с частицами мощей святых

15 Свято-Успенский женский монастырь. Это первый женский монастырь, открытый на Кубани после 70-летнего перерыва. В1998 году силами монастыря построена церковь. Г. Кореновск

16 Святыней этого монастыря является ковчег с частицами мощей святых.

17 Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Нерушимая стена». Основан не позднее 2002 года в г. Апшеронск.

18 Святыни этого монастыря: два ковчега и иконы с частицами мощей святых

20 В городе Сочи действующими являются два монастыря: Троице-Георгиевский епархиальный женский монастырь и мужской монастырь «Крестовая пустынь». Их святыни – это иконы с частицами мощей святых, частица пояса Пресвятой Богородицы, частицы мощей святых.

21 Троице- Георгиевская женская обитель является преемником имени и традиций упраздненного Советской властью мужского монастыря. Рождество Христово в 2013 году насельницы и прихожане встретили с В.Путиным, посетившим монастырь. Село Лесное Адлерский р-н

22 Действующий мужской монастырь «Крестовая пустынь» построен в конце х годов. Занимает небольшую территорию и имеет всего одно здание. Нижний Солох-Аул

Из истории монашества на Кубани

История монастырей на Кубани уходит в глубину веков, в Тмутараканское княжество. Вскоре после крещения Руси при покровительстве князя Мстислава Владимировича, сына святого равноапостольного князя Владимира, на Тамани была сооружена церковь во имя Пресвятой Богородицы, а трудами преподобного Никона — монастырь. После падения Тмутараканского княжества монастырская жизнь прерывается, но христианство не исчезает благодаря миссионерским усилиям Византии. С конца ХVII века на Кубани начинают селиться казаки. Но официально возрождение Православия начинается только после присоединения правобережья Кубани к России (1783) и заселения этих земель черноморскими и донскими казаками.

Дeло в том, что большинство черноморцев были холостыми. На прежней родине, в Запорожской Сечи, одинокие казаки (их называли сиромы) заканчивали свой жизненный путь в Спасо-Преображенском Киево-Межигорском во имя св. Николая монастыре. Этот монастырь находился в 20 верстах от Киева и считался главной святыней запорожского казачества. По преданию, он был основан греческими монахами, прибывшими в 988 году вместе со св. Михаилом, первым киевским митрополитом. 10 апреля 1786 года обитель была закрыта согласно указу о преобразовании монастырей в Малороссии. В 1787 году оставшиеся межигорские монастырские постройки сгорели до основания (восстановлен монастырь был лишь в 1884 году). Поэтому создание обители в Черномории стало жизненной необходимостью. Кошевой атаман З. А. Чепега и остальное руководство войска откликнулись на просьбы казаков. В начале 1794 года на общем собрании старшин в Екатеринодаре было решено просить Св. Синод о разрешении учредить в войске Черноморском на войсковой счет монастырь. А в августе 1794 года последовал указ Екатерины II о создании обители: «Снисходя на прошение нашего верного войска Черноморского войскового правительства и старшин всемилостивейше позволяем в селениях сего войска в избранном ими месте устроить монашескую пустыню, в которой бы престарелые и раненые на войне казаки по богоугодному желанию своему могли воспользоваться спокойною в монашестве жизнию . «

Ею стала Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская общежительная мужская пустынь. Пустынь назвали в честь св. великомученицы Екатерины — небесного покровителя императрицы Екатерины II — за ее милость и в память о Межигорском Николаевском монастыре. Обитель располагалась на северном берегу Лебяжьего лимана, на двух небольших полуостровках. Именно туда, по прошению войскового атамана Т. Т. Котляревского, была передана ризница и библиотека Межигорского монастыря. В 1809 году в трех верстах от Екатерино-Лебяжской пустыни была основана киновия для престарелых и увечных казаков.

Создание монастырей в Кубанской области имело свои особенности. Главной из них являлось основание сословных казачьих монастырей, что закреплялось юридически. Для получения разрешения на устройство монастыря на войсковой территории необходимо было пройти несколько инстанций в военном ведомстве: вначале прошение адресовалось командующему войском, потом главнокомандующему Отдельным Кавказским корпусом (с 1857 года Кавказской армией), который в свою очередь обращался в военное министерство, а оттуда прошение доводилось до обер-прокурора Св. Синода и утверждалось императором. Если монастырь возникал не на войсковой земле, то процедура не была такой сложной и затяжной. В конце XIX и в начале ХХ века новые монастыри и женские общины в Кубанской области создавались лишь по указу Св. Синода, без последующего утверждения императором. Такое право Св. Синод имел тогда, когда обитель учреждалась без назначения окладов содержания из казны.

Другой особенностью было то, что войсковая земля, на которой располагались монастыри, находилась в общинной собственности и не подлежала отчуждению в чью-либо пользу. Это приводило к противоречию между законом «Об имущественных правах монастырей» и земельным правом, существовавшим у казаков. В начале ХХ века все монастыри Кубанской области, кроме Марие-Магдалинского, были заштатными, существовали в основном за счет собственных доходов и пожертвований и не пользовались содержанием из государственной казны.

Православные монастыри на территории Кубани

Основание в ст. Роговской женского монастыря Святой равноапостольной Марии Магдалины в 1995 г. Занятия сестер монастыря, его настоятельница. Монастырь иконы Божией матери «Всецарица» в г. Краснодар. Монастырь Горный Феодосия Кавказского в г. Новороссийск.

Слайд Текст
1
Рубрика Религия и мифология
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 13.03.2013

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

История возникновения монастыря. Становление монастыря. Роль монастыря до революции. Монастырь в советское время. Монастырь в настоящее время. Махрищский монастырь в 1995 году стал самостоятельным монастырем.

реферат [23,5 K], добавлен 11.04.2004

Монастырь — оплот духовности русского народа. История русского монастыря. Письменные известия об отдельных монастырях в первые годы крещения Руси. Развитие иночества в процессе эволюции общества и государства. Архитектура русского монастыря.

реферат [23,7 K], добавлен 09.01.2008

Основные этапы развития Спасо-Яковлевского монастыря. Значение назначения митрополита Димитрия на Ростовскую кафедру и присоединения монастыря к ней. Формирование архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского монастыря. Вклад Екатерины II в его развитие.

реферат [94,2 K], добавлен 15.07.2009

История создания Ферапонтом монастыря, установление общежительного устава для иноков, порядка проживания и принятия трапезы. Разорение монастыря польско-литовскими и казацкими отрядами. Сохранение древних святынь в экспозиции Музея фресок Дионисия.

реферат [27,2 K], добавлен 15.07.2009

История основания Саввино-Сторожевского монастыря, его расположение и получение статуса первой в России Лавры. Характеристика этапов строительства и архитектурные особенности зданий и сооружений, значение монастыря как памятника гражданского зодчества.

презентация [2,0 M], добавлен 03.04.2013

История основания православного мужского монастыря на берегу реки Нурмы Вологодской области учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Закрытие и переоборудование монастыря при Советской власти и его восстановление и обновление в 1994 году.

презентация [1,6 M], добавлен 19.03.2013

Православные монастыри как объекты паломнического туризма. Влияние православных монастырей на многие аспекты жизни русского средневековья. Наследование Русью идеи монашеской аскезы (отречения от мира). Возникновение первых русских монастырей в городах.

реферат [21,4 K], добавлен 25.12.2009

Взлеты и падения, чудеса Хутынского монастыря, происходившими при мощах его основателя, преподобного Варлаама. Возрождение обители в самом конце XX века. Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни. Новый Спасо-Преображенский собор.

реферат [31,2 K], добавлен 15.07.2009

Серафимо-Дивеевский монастырь как четвертый земной удел Пресвятой Богородицы. Становление монастыря под присмотром преподобного Серафима Саровского. Соединение Казанской и Мельничной общин. Освящение главного престола в честь Преображения Господня.

реферат [28,3 K], добавлен 16.07.2009

История монастыря, начиная со второй половины XIV века и заканчивая нашим временем, перспективы его развития. Духовный подвиг его подвижников. Святыни и особенности архитектуры Николо-Пешношской обители. Историческая и культурная значимость монастыря.

презентация [5,3 M], добавлен 04.04.2014

Урок по кубановедению на тему «Монастыри- как центры культуры» (8 класс)

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Урок кубановедения 8 класс

Раздел «Духовные истоки Кубани»

Учитель кубановедения МБОУ СОШ № 13

Тема: «Монастыри как центры духовной культуры»

Познакомить учащихся с истоками монашества на Кубани и показать связь с казачьими традициями.

Экскурсия по монастырям Кубанской епархии XXI века.

Роль монашества как центра духовного возрождения.

Переселение черноморских казаков в XVIII веке и начало монашества на Кубани.

Монастыри Кубанской епархии в XXI веке.

Влияние монашества на духовно-нравственную жизнь Кубани.

1. Вводное слово учителя. Значение темы урока в контексте кубановедения и основ православной культуры.

— Перелистаем страницы истории Кубани и перенесемся во вторую половину XVIII века.

(карта Краснодарского края)

Заселение нашего края началось после присоединения к России правобережья Кубани в 1783 году черноморскими и донскими казаками. Особенности казачьего уклада сыграли решающую роль в появлении монастырей на Кубани.

Это связано с тем, что большинство черноморцев были холостыми. На прежней родине, в Запорожской Сечи, одинокие казаки
(их называли сироты) заканчивали свой жизненный путь в Спасо-Преображенском Киево-Межигорском во имя св. Николая монастыре, который находился в 20 верстах от Киева и считался главной святыней запорожского казачества.

Поэтому казаки на новом месте почувствовали себя неуютно без православных храмов и монастырей, так как духовная жизнь была неотъемлемой частью традиционного быта казака.

В начале 1794 года кошевой атаман Захарий Чепега и руководство Черноморского войска откликнулись на желание казаков и отправили в Святейший Синод прошение о разрешении учредить в войске Черноморском на войсковой счет монастырь.

В августе 1794 года последовал указ Екатерины II о создании обители. Ею стала Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская общежительная пустынь. Она была названа так честь святой великомученицы Екатерины, которая была небесной покровительницей Екатерины 11 и за милость императрицы в память о Межигорском монастыре. В 1809 году учредили киновию для увечных и престарелых казаков

(Рассказ о том, где находилась пустынь. Показать на карте . Судьба монастыря)

Второй монастырь, появившийся на территории Кубани– женская обитель: Черноморская войсковая во имя святой Марии Магдалины общежительная пустынь.

Она также была основана по прошению казаков. ЕЕ история началась с 1846 года в день святой великомученицы Марии Магдалины, небесной покровительницы Марии Федоровны, будущей императрицы. Исполняющий обязанности наказного атамана Г.А. Рашпиль составил проект об учреждении обители. В 1848 году последовал указ Николая 1 об учреждении обители.

Монастырь располагался между ст. Роговской и станицей Тимашевской на реке Кирпили.

Роль первых монастырей это время была очень велика. Это были центры хозяйственной, культурно-просветительной и духовной деятельности на Кубани.

Вот сведения из документов: из Марии-Магдалинской пустыни отправились на театр военных действий Кавказской и Крымской войны 7 послушниц для оказания помощи раненным ( судьба монастыря )

К концу XIX века на Кубани было учреждено еще 5 монастырей, а в начале XX века еще 2 мужских обители и одна женская община:

(показать по карте)

— Свято-Троицкий мужской монастырь возле Адлера – 1902 г.

-Свято- Покровский монастырь в городе Новороссийске– 1912г.

— Иверско-Алексеевская женская община недалеко от Туапсе 1913г. (сейчас ее нет)

(Необходимо заметить, что современные границы не совпадают с дореволюционными границами Кубанской области (1860) и Черноморской губернии (1896).

Начало Кубанской епархии было положено 30.09.1916 года. До этого религиозное руководство православными храмами и монастырями Кубанской области осуществлялось Ставропольской епархией.
( до 1885г. Кавказской)

Поэтому два монастыря, возникшие на Кубани: Михайло-Афонская мужская пустынь близ Майкопа (1877г) и Александро-Афонская пустынь (1887г) в Зеленчукском ущелье находятся сейчас на территории Ставропольской и Майкопской епархий.

Итак, строительство монастырей на Кубани тесно связано с казачьим традициями. Одной из особенностей их основания явилось создание сословных казачьих монастырей, что закреплялось юридически.

Другой особенностью было то, что войсковая земля, на которой располагались монастыри, находилась в общинной собственности и не подлежала отчуждению в чью-либо пользу.

2. А теперь совершим экскурсию по современным монастырям Кубанской и Екатеринодарской епархии.

— Первая обитель, которую мы посетим, – это Свято-Духов мужской монастырь в городе Тимашевске. Он располагается на реке Кирпили.

(Показать на карте)

Этот монастырь виден всем, въезжающим в город. Центром и главной святыней мужского монастыря является храм, освященный в честь Духа Святага.

История монастыря началась в 1987 году. В этом году приход Свято-Вознесенского молитвенного дома в г. Тимашевске по благословению епископа владыки Исидора (ныне митрополита) возглавил архимандрит Георгий. С большими трудностями началось строительство храма. Светские власти запрещали строить церковь с колокольней , куполом и алтарной апсидой. Место выделялось для строительства гнилое и болотистое. Участок под строительство храма было разрешено купить путем приобретения хатки с 15 сотками земли на окраине города. Однако, архимандрит Георгий радовался и этому:

«Если нет другой возможности, если есть произволение Божие
на то, значит надо строить там, где Бог благоволит»

Скоро на этом месте вырос храм, освященный в 1991 году, и архимандрит Георгий решил вернуться в один из монастырей Архангельской епархии, где его ждали духовные чада и откуда он приехал на кубанскую землю. Однако, батюшка заболел и не смог вернуться в Архангельскую губернию, а владыка Исидор предложил в то же время открыть в Тимашевске мужской монастырь.

Архимандрит принял предложение. Вскоре прошла и болезнь по Промыслу Божиему

В июне 1992 года решением Священного Синода РПЦ в г. Тимашевске был открыт Свято-Духов мужской монастырь. Открытие монастыря совпало с большими переменами в стране. Трудно было преодолевать все препятствии, чинимые властью, но несмотря ни на что , он есть на кубанской земле.

В начале насельников в монастыре было 12 человек. Кормились они от трудов своих. Как говорил апостол Павел:

«… нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили
руки мои сии» (Деян. 20, 34)

Монастырю выделили тогда почти триста гектар (сегодня уже около 400 га)

Обитель благоустраивается. Насельники снимают урожай зерновых, овощей, картофеля, занимаются животноводством, мясо реализуют населению. Продолжается роспись храма, которую начинал Николай Рекуха, а после его смерти иеромонах Мартирий (Князько) и инок Прокопий (Сыроегин). Резьбу по дереву выполняет трудник Владимир Кобзев.

(история Владимирской иконы Божией матери)

Сегодня в монастыре живут и несут послушание около 80 человек. Возглавляет обитель по-прежнему наместник архимандрит Георгий.

Под его руководством состоят 6 священномонахов, 2 иеродиакона, 3 монаха, 24 инока и послушника.

Главное в жизни монастыря – это молитва. Молитва – основа жизни монаха.

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите:
ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не
угашайте». (1 фес. 5. 16-19)

Не все выдерживают Устав монастырской жизни, но тот, кто имеет в себе достаточно жизненной силы, тот остается и служит Господу Богу и людям. В монастыре от человека требуются иные, чем в мирской жизни, черты характера: смирение, святость, кротость, долготерпения и любовь!

С именем архимандрита Георгия неразрывно связано возрождение Православия на Кубани. А Свято-Духов монастырь родился и укрепляется милостию Божией во благо и спасение многих жителей земли кубанской.

— Здесь же, на Тимашевской земле, действует Марии-Магдалинская женская обитель.

Мы уже говорили о нем. Его история началась в 1846 году, в день памяти святой Марии Магдалины. Потом он был разрушен. Вы сейчас видите остатки первого храма, в котором начинались богослужения. ( Слайд10 )

Большой вклад в строительство монастыря сделал Первосвященник Иеремия, первый кавказский епископ. Игуменией монастыряв то время была матушка Митрофания. Она сумела воплотить в монастыре дух искренней верноподданнической любви к священным царствующим особам. Место монастыря ( карта ) между Тимашевском и Роговской. Закладка первого камня обители началась 22 сентября 1849 года в День памяти святителя Дмитрия Ростовского. Монастырь строился при содействии местного населения и на добровольные пожертвования казаков-черноморцев. При монастыре было организовано духовное училище для девочек.

После революции 1917 года и расстрела царской семьи на месте монастыря поселилась коммуна «Всемирная дружба». Коммунары выгнали всех сестер (около 500 человек) и довели монастырское хозяйство до разорения. В 1918 году они изуверски убили монастырского священнослужителя Григория. Затем руководство колхоза имени Димитрова начало разрушать храм в честь Покрова Божией Матери, взорвали огромный Вознесенский собор. Во время Великой Отечественной войны началось отрезвление. Многие стали каяться. В монастыре осталась одна монахиня -сестра Макарина, которая чудом осталась жива. Своей страстной речью спасла станичников от расстрела.

Именно сестра Макарина хлопотала после войны о восстановлении монастыря.

Духовная жизнь в обители начала возрождаться с 17 июля 1997 года по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II . Этот день – день Памяти царя-мученика Николая II и всего Августейшего семейства.

Сейчас настоятельница монастыря-монахиня Севастиана.Духовник монастыря –архимандрит Георгий.

( Вы видите на слайде сестер обители и архимандрита Георгия .)

В монакстыре издается ежемесячная газета «Ковчег». Все помнят и генерала Рашпиля, и игуменью Митрофанию, которые начинали создавать этот монастырь.

А теперь наш путь лежит в город Кореновск.

Здесь в 1992 году был основан женский Свято-Успенский монастырь на базе прихода церкви в честь Успения Божией матери.

Успенским приходом руководил тогда отец Виссарион, старейший клирик Екатеринодарской и Кубанской епархии. У него давно появилась мысль о создании женского монастыря на Кубани. Владыка Исидор благословил основание женской обители. Священный Синод вынес решение о создании монастыря и настоятелем определил архимандрита Виссариона.

Много было сложностей в строительстве монастыря, не хватало средств. Однако первые насельницы не испугались трудностей. С молитвой дело заспорилось.

Первые годы становления монастыря были особенно трудными. Помогали всем миром. Помощь в реконструкции первого этажа оказал протоиерей Сергий Максимец, тогда Благочинный Динского округа. Обитель постепенно благоустраивалась, на подворье появился прекрасный сад.

После смерти Виссариона настоятелем и духовником монастыря был определен игумен Николай. Старшая сестра – монахиня Ефросинья.

Теперь наш путь лежит в Лазаревский район ,в село
Солох-Аул, что в 30 км. от города Сочи

19 апреля 2000 года Священный синод утвердил прошение епископа Майкопского и Армавирского Филарета об открытии мужской православной обители «Крестовая Пустынь».

Место обители находится на территории государственного заказника, в 7 км. от Кавказского заповедника. Добраться от асфальтированной дороги туда можно только вездеходом.

В монастыре был взят ориентир на Афонский устав,который устанавливает более строгую жизнь, богослужение, уединение.

Монастырь «Крестовая пустынь» связан со Святой Афонской горой. Афонские монахи-частые гости обители, они оказывают монастырю поддержку.

Недалеко от Сочи , в Адлерском районе, в селе Лесном, в районе Красной поляны с осени 2004 года обустраивается женский Свято-Троице-Георгиевский монастырь. ( СЛАЙД 13)

Монастырь строится быстро трудами игуменьи монастыря матушки Анастасии и владыки Исидора, и конечно с помощью благодетелей.

А теперь мы посетим удивительный монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы « Нерушимая стена».

Здесь монастырей не было никогда. В 2000 году на улице Юдина отвели место под строительство обители, но стройка так и не началась. Тогда владыка Исидор предложил монахине Зосиме (Быстровой), которая в то время была заведующей епархиальной канцелярией и ответственным секретарем газеты «Православный голос Кубани», взять на себя это нелегкое дело – возведение обители в честь иконы Пресвятой богородицы «Нерушимя Стена» (Слайд15)

( Рассказ об иконе Пресвятой Богородицы « Нерушимая Стена »

Сейчас икона находится в молельной матушки Зосимы.

— Мне бы хотелось, чтобы вы полнее ощутили чувство радости, духовного созидания во имя Господа Бога и поэтому о женском монастыре в честь иконы Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» мы вместе посмотрим небольшой фильм. Я думаю, несмотря на отдаленность монастыря от города Тихорецка, вы сможете испытать радость общения с матушкой Зосимой, узнать о духовных трудах насельниц монастыря и ощутить необыкновенную атмосферу этой обители.

( Просмотр фильма « Святые места Кубани»

Божиею милостию, неустанным попечением Преосвященнейшего Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского, монастырские твердыни сами крепко стоят и окружающую хлябь силою Святого Духа, целительной силой Церкви Православной превращают в духовную твердь. Творится в монастырях непрестанная молитва, невидимая миру и сохраняющая благодатную кубанскую землю, южно-российские рубежи – всю нашу Богоспасаемую Родину.

Народный каталог православной архитектуры

Авторские фотографии с описаниями православных монастырей, храмов и других православных строений в России и за её пределами
| СТАТЬ СОАВТОРОМ | ГЛАВНАЯ | ПОИСК ПО САЙТУ | ОГЛАВЛЕНИЕ | КАРТА | УЧАСТНИКИ | О ПРОЕКТЕ | МОНАСТЫРИ РОССИИ | ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ

  • Непрочитанные сообщения
  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Наша команда

уничтоженные монастыри Кубани.

  • Отправить тему по email
  • Версия для печати

уничтоженные монастыри Кубани.

Непрочитанное сообщение АЛМАРК » 24 ноя 2011, 19:21

Доброе время суток всем,

Недавно родич купил дачу на о.Лебяжьем (Брюховецкий р-н) от местных узнали что весь остров до 20-х гг. занимал первый монастырь на Кубани — Екатерино-Лебяжья Свято-Никольская пустынь. В двадцатых все взорвали, противоречивых историй тьма, хотелось бы узнать подробнее об этом месте.
Также интересует любая информация о Никольском Обвальном мужском монастыре (где-то возле ст. Кавказской). Уничтожен в 30-х гг. Отец вырос в этой станице, о монастыре узнал от меня. Буду благодарен за помощь.

Re: уничтоженные монастыри Кубани.

Черноморская Екатеринино-Лебяжская Николаевская пустынь, заштатная, общежительная, в Кубанской области, близ острова Тамани, на Лебяжьем острове, в 120 верстах от города Екатеринодара, в 20 верстах от Каневской и Брюховецкой станиц. Основана в 1796 году. При ней школа, больница, детский приют и мастерские: иконописная, столярная и др.

Кавказский Николаевский Обвальный монастырь, миссионерский, общежительный, на берегу реки Кубани, в 2 верстах от станицы Кавказской, Кубанской области. Учрежден в 1897 году на месте бывшего Никольского старообрядческого скита.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Re: уничтоженные монастыри Кубани.

Re: уничтоженные монастыри Кубани.

Непрочитанное сообщение Юрий Васильевич » 16 окт 2016, 00:03

Re: уничтоженные монастыри Кубани.

Re: уничтоженные монастыри Кубани.

Непрочитанное сообщение олег 26 » 29 мар 2019, 15:32

Епископ Иов был погребен на кладбище основанного им Кавказско-Никольского монастыря. Значительная часть местного населения почитала его святым. 11 февраля 1894 года в старообрядческий Никольский скит близ вблизи станицы Кавказской, прибыл новообрядческий миссионер архимандрит Исидор (Колоколов). В издании «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря» С. Г. Вургафта, И. А. Ушакова данный эпизод описан так: «под тем предлогом, что желает ознакомиться с храмом Никольского старообрядческого мужского монастыря близ станицы Кавказской, он вошёл в церковь в сопровождении всего лишь одного ветхого старообрядческого инока, и вдруг бывшие с ним два служки достали из своих узелков священническое облачение и все необходимое к службе. Оттеснив в сторону пораженного святотатством инока, миссионер начал свое богослужение. Ожидавшая его знака сотня казаков тут же захватила монастырь, который с той минуты был объявлен единоверческим. Инокам-старообрядцам было приказано убираться на все четыре стороны. Отобранный монастырь Исидор сделал своей резиденцией». Резолюцией новообрядческого епископа Агафодора, архимандрит Исидор назначен управляющим этим монастырём.[2]

После этого иноки разбрелись, а живший там старообрядческий Кавказский епископ Силуян (Морозов) отправлен в станицу Урюпинскую. По указанию архимандрита Исидора, 7 февр. 1896 г. выкопали и разбили гробы с останками епископа Иова и священноиерея Григория, оказавшимися нетленными; останки были сожжены. За такой «подвиг», действительно достойный подражания для грядущего потомства, Синод произвел Исидора Колоколова в сан епископа, сначала викарного, Нижегородской епархии, затем в самостоятельного — другой епархии.

Соберут по кирпичику. На Кубани восстанавливают первый в России казачий монастырь

Прислала
Елена Горбачева

В Краснодарском крае восстановят первый казачий монастырь. Такое решение принял глава края Александр Ткачев. Православная обитель была уничтожена большевиками в начале прошлого века, а ее настоятели — расстреляны. Воссоздание церкви начнут с нуля. А средства на реконструкцию соберут в интернете.

Решение восстановить первый казачий монастырь приняли совместно губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и глава администрации Брюховецкого района Владимир Мусатов.

Лебяжья пустынь, основанная в 1794 году по прошению казаков и указу императрицы Екатерины II, стала первым казачьим монастырем на Кубани и первой обителью. В 20-е годы прошлого века пустынь почти полностью разрушили, большую часть монахов расстреляли. За годы советской власти от монастыря почти ничего не осталось.

Восстановление таких уникальных духовных центров, памятников истории и культуры русского народа — очень важное дело. Я думаю, что этот монастырь должен стать номером один на Кубанской земле для всех православных. Не сомневаюсь, что это будет место паломничества для тысяч верующих со всего края и не только.

Справка SmartNews

Кошевой атаман Захарий Чепега откликнулся на просьбы казаков об открытии на Кубани монастыря. Было составлено прошение, которое сопровождалось письмом кошевого атамана Чепеги от 24 апреля 1794 года епископу Иову Феодосийскому и Мариупольскому для представления в Синод. В письме атаман просил владыку поддержать просьбу «о построении на войсковой земле ради престарелых, раненых и изувеченных сего войска старшин и казаков пустыни». И уже 24 июля 1794 года последовал величайший именной указ Святейшему синоду, в котором разрешалось устроить в Черномории монашескую пустынь.

Прислала
Елена Горбачева

Фото: Екатеринодарская и Кубанская епархия

Штат монастыря состоял из 30 монахов и послушников, еще 10 человек — раненые бойцы. Нынешним же и. о. настоятеля Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни назначен архимандрит Трифон.

Богослужения сейчас проходят в переоборудованном под церковь бывшем Доме культуры. Наш приход пока небольшой. Администрацией Брюховецкого района нам выделено еще небольшое здание гостиницы (бывшей мельницы). Большая работа ведется по восстановлению мужского монастыря. Уже почти готов генеральный план реконструкции всего комплекса и определено место строительства главного трехпрестольного храма. Для разработки и архитектурного надзора за его осуществлением была приглашена опытный московский архитектор-реставратор Галина Анисимова. Ее проект уже утвержден.

Здесь позиция Русской православной церкви и всего казачества едина. Тема возрождения традиций и истинных ценностей России нам необходима. И не важно, где мы живем — на Кубани, Дону, Урале или Тереке. Ведь на самом деле вопросы духовного возрождения нашего народа стоят очень остро. Поэтому навалимся всем миром, поможем восстановлению монастыря.

Справка SmartNews

Переселение казаков Запорожской Сечи на Кубань началось в 17921793 годах. Императрица Екатерина II выдала казакам две грамоты, в которых пожаловала Черноморскому казачеству примерно 30 691 кв. версту земельных и водных угодий. Территория, полученная казаками, стала называться Черноморией. Так на территории под Азовом, недалеко от устья реки Бейсуг основался Брюховецкий курень. Недалеко от Брюховецкого куреня был основан хутор Величковский, переименованный в 1896 году в станицу Чепигинскую, названную так в честь Захария Чепеги, кошевого атамана Черноморского казачества. Этот населенный пункт вскоре после заселения стал воротами к мужскому монастырюЕкатерино-Лебяжской Свято-Николаевской общежительной пустыни.

В монастырь ходили на богомолье, налагали на себя искус, жертвовали деньгами и имуществом от избытка сердца, горели желанием угодить Богу и сделать добро людям бесхитростные сердца казаков и казачек. Монастырь и его святыни давали людям то, что они искали здесь, действовали умиротворяющим образом на их настроение. Этим и определялось значение монастыря для войска и его настроения.

По словам помощника главы администрации Брюховецкого района Натальи Малышкиной, вся Кубань готова участвовать в возрождении обители.

Пока не совсем готова документация. Но чтобы привлечь внимание кубанцев к монастырскому комплексу, в прошлом году мы провели фестиваль «Лебяжий остров.РФ». Перед открытием фестиваля утром 28 октября в храме Святой Великомученицы Екатерины была совершена Божественная литургия. В фестивале также приняли участие хор Екатеринодарской духовной семинарии, почетный караул Кубанского казачьего войска. Состоялась казачья джигитовка, выступления духовных и фольклорных коллективов, исторические реконструкции, мастер-классы по народным ремеслам, колокольному и прикладному искусству. Были открыты детские аттракционы.

Как сообщил корреспонденту SmartNews отец Трифон, на данный момент удалось собрать средства на шесть колоколов. Деньги собирали через социальные сети.

Прислала
Валентина Клеменко

Знаете, что самое радостное и приятное в этой новости? Даже не то, что будет восстанавливаться храм, а то, что средства собираются через социальные сети — и люди откликаются, жертвуют деньги. Нет равнодушия.

Прислал
Владимир Музыченко

У меня, честно скажу, двойственное чувство и к казакам, и к казачеству. Однако, нельзя не заметить главного в этом сообществе русских людей: они мало говорят, но много делают. А еще они явно создают то, чего катастрофически не хватает России для того самого рывка, о котором так часто и так красиво говорят наши правители. — а именно ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Вот на какие мысли навела меня эта информация.

На Кубани восстанавливают первый в России казачий монастырь

В Краснодарском крае восстановят первый казачий монастырь. Такое решение принял глава края Александр Ткачев. Православная обитель была уничтожена большевиками в начале прошлого века, а ее настоятели — расстреляны. Воссоздание церкви начнут с нуля. А средства на реконструкцию соберут в интернете.

В Краснодарском крае восстановят первый казачий монастырь. Такое решение принял глава края Александр Ткачев. Православная обитель была уничтожена большевиками в начале прошлого века, а ее настоятели — расстреляны. Воссоздание церкви начнут с нуля. А средства на реконструкцию соберут в интернете.

Решение восстановить первый казачий монастырь приняли совместно губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и глава администрации Брюховецкого района Владимир Мусатов.

Лебяжья пустынь, основанная в 1794 году по прошению казаков и указу императрицы Екатерины II, стала первым казачьим монастырем на Кубани и первой обителью. В 20-е годы прошлого века пустынь почти полностью разрушили, большую часть монахов расстреляли. За годы советской власти от монастыря почти ничего не осталось.

Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края:
Восстановление таких уникальных духовных центров, памятников истории и культуры русского народа — очень важное дело. Я думаю, что этот монастырь должен стать номером один на Кубанской земле для всех православных. Не сомневаюсь, что это будет место паломничества для тысяч верующих со всего края и не только.

Кошевой атаман Захарий Чепега откликнулся на просьбы казаков об открытии на Кубани монастыря. Было составлено прошение, которое сопровождалось письмом кошевого атамана Чепеги от 24 апреля 1794 года епископу Иову Феодосийскому и Мариупольскому для представления в Синод. В письме атаман просил владыку поддержать просьбу «о построении на войсковой земле ради престарелых, раненых и изувеченных сего войска старшин и казаков пустыни». И уже 24 июля 1794 года последовал величайший именной указ Святейшему синоду, в котором разрешалось устроить в Черномории монашескую пустынь.


Фото: Екатеринодарская и Кубанская епархия

Штат монастыря состоял из 30 монахов и послушников, еще 10 человек — раненые бойцы. Нынешним же и. о. настоятеля Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни назначен архимандрит Трифон.

Архимандрит Трифон, исполняющий обязанности настоятеля Кубанской Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни:
Богослужения сейчас проходят в переоборудованном под церковь бывшем Доме культуры. Наш приход пока небольшой. Администрацией Брюховецкого района нам выделено еще небольшое здание гостиницы (бывшей мельницы). Большая работа ведется по восстановлению мужского монастыря. Уже почти готов генеральный план реконструкции всего комплекса и определено место строительства главного трехпрестольного храма. Для разработки и архитектурного надзора за его осуществлением была приглашена опытный московский архитектор-реставратор Галина Анисимова. Ее проект уже утвержден.

Сергий Моргун, войсковой священник ВКО «Всевеликое войско Донское»:
Здесь позиция Русской православной церкви и всего казачества едина. Тема возрождения традиций и истинных ценностей России нам необходима. И не важно, где мы живем — на Кубани, Дону, Урале или Тереке. Ведь на самом деле вопросы духовного возрождения нашего народа стоят очень остро. Поэтому навалимся всем миром, поможем восстановлению монастыря.

Переселение казаков Запорожской Сечи на Кубань началось в 1792–1793 годах. Императрица Екатерина II выдала казакам две грамоты, в которых пожаловала Черноморскому казачеству примерно 30 691 кв. версту земельных и водных угодий. Территория, полученная казаками, стала называться Черноморией. Так на территории под Азовом, недалеко от устья реки Бейсуг основался Брюховецкий курень. Недалеко от Брюховецкого куреня был основан хутор Величковский, переименованный в 1896 году в станицу Чепигинскую, названную так в честь Захария Чепеги, кошевого атамана Черноморского казачества. Этот населенный пункт вскоре после заселения стал воротами к мужскому монастырю — Екатерино-Лебяжской Свято-Николаевской общежительной пустыни.

Федор Щербина, историк войска Кубанского, из книги «История православия на Кубани»:
В монастырь ходили на богомолье, налагали на себя искус, жертвовали деньгами и имуществом от избытка сердца, горели желанием угодить Богу и сделать добро людям бесхитростные сердца казаков и казачек. Монастырь и его святыни давали людям то, что они искали здесь, действовали умиротворяющим образом на их настроение. Этим и определялось значение монастыря для войска и его настроения.

По словам помощника главы администрации Брюховецкого района Натальи Малышкиной, вся Кубань готова участвовать в возрождении обители.

Наталья Малышкина, помощник главы администрации Брюховецкого района Краснодарского края:
Пока не совсем готова документация. Но чтобы привлечь внимание кубанцев к монастырскому комплексу, в прошлом году мы провели фестиваль «Лебяжий остров.РФ». Перед открытием фестиваля утром 28 октября в храме Святой Великомученицы Екатерины была совершена Божественная литургия. В фестивале также приняли участие хор Екатеринодарской духовной семинарии, почетный караул Кубанского казачьего войска. Состоялась казачья джигитовка, выступления духовных и фольклорных коллективов, исторические реконструкции, мастер-классы по народным ремеслам, колокольному и прикладному искусству. Были открыты детские аттракционы.

Как сообщил отец Трифон, на данный момент удалось собрать средства на шесть колоколов. Деньги собирали через социальные сети.

Валентина Клеменко:
Знаете, что самое радостное и приятное в этой новости? Даже не то, что будет восстанавливаться храм, а то, что средства собираются через социальные сети — и люди откликаются, жертвуют деньги. Нет равнодушия.

Владимир Музыченко, журналист, блогер:
У меня, честно скажу, двойственное чувство и к казакам, и к казачеству. Однако, нельзя не заметить главного в этом сообществе русских людей: они мало говорят, но много делают. А еще они явно создают то, чего катастрофически не хватает России для того самого рывка, о котором так часто и так красиво говорят наши правители. — а именно ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Вот на какие мысли навела меня эта информация.

Ссылка на основную публикацию