Пайгарма пайгармский параскево вознесенский женский монастырь

Параскево- Вознесенский женский монастырь село Пайгарма Епархиальный женский монастырь

Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, «сильно заболел ногами». Врачи вскоре убедились в безнадежности лечения и записали солдата в разряд неизлечимых. Утешение он находил только в постоянной слезной молитве к Господу. Однажды во сне ему явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала: « Хочешь быть здоровым и желаешь идти на родину?». Вскоре видение повторилось во второй и третий раз. В последний раз женщина сказала солдату, что он через три дня будет здоровым и возвратится домой. Еще она сказала, чтобы он сходил в деревню Пайгарму, нашел в лесу яму с водой, а в ней-ее образ, и постороил на источнике часовню. Солдат выздоровел и выполнил наказ святой мученицы Параскевы. И потянулись люди к источнику и стали исцеляться.

С построением часовни, а затем и церкви, обитель быстро начала расти. Был открыт приют для малолетних детей-сирот. Открыты иконописная, златошвейная и сапожные мастерские, библиотека и 4 сада.

В июне 2005 года монастырь посетил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В этом же году были построены и освящены купели в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

В 2006 году в Пайгарм приезжал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В настоящее время Параскево-Вознесенский женский монастырь продолжает обустраиваться.

Настоятельница

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Домовая церковь при монастырской больнице была устроена 1892 году игуминей Параскевой (Смирновой). Помещена в восточной части двухэтажного кирпичного корпуса, стоящего в северной части монастыря, выделена главкой.

Возвращена верующим в 1997 году, отреставрирована. В здании бывшей монастырской больницы сейчас расположены келии.

Молодой ленинец | Чудеса исцеления в Параскево-Вознесенском женском монастыре

«Раб Божий, блаженный старец Григорий! Прозорливец и скиталец терпеливый на земле ради Бога, не имевший главы где приклонить. Помоги нам, пожалуйста! И не оставь нас заступничеством и молитвами своими небесными пред Господом!». Эту молитву мы услышали на месте упокоения юродивого Гриши, похороненного на территории Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря.

К соседям в Мордовию корреспонденты «МЛ» отправились для того, чтобы побольше узнать о нашем земляке и рассказать читателям о блаженном Григории Пайгармском. Однако получилась наша экскурсия намного обстоятельнее.

Уже не по-зимнему пригревавшее солнце слепило глаза и настраивало на весенний лад. Кое-где на холмах на пригреве выглядывала черная и влажная земля. А проявившиеся на шоссе лужицы говорили о том, что совсем скоро повсюду пойдут проталины и зазвенят ручьи. По такой погоде полтора часа дороги пролетели незаметно. Вот справа осталась Рузаевка, и до монастыря теперь рукой подать — всего-то шесть километров.

Обитель, как и заведено нашими предками, выстроили на возвышенности, чтобы видна была издалека. Золотые купола старинных храмов и устремившаяся ввысь колокольня невольно притягивали взгляд. Ощущение такое, будто из нашего сумасшедшего века мы попали как минимум в век позапрошлый. Тишина первозданная, и только снег скрипит под ногами.

Первое, что поразило, — аккуратно расчищенные дорожки, разбегающиеся во всех направлениях: к церквям и часовням, святому источнику и трапезной, колодцу и сестринскому корпусу. Но вокруг ни души. Словно все сделано, как в сказке, по щучьему велению.

Набираем телефонный номер игуменьи матушки Ангелины: «Добрый день! Это журналисты из Пензы». А в ответ: «Храни вас Бог! Здравствуйте. Ждем вас. Ступайте в трапезную. Перекусите с дороги, а там вас уже ждет матушка Антонина. Она все вам и покажет, и расскажет».

О монастырской кухне легенды можно слагать: вроде бы ничего особенного, ан нет, всегда удивит. И в этот раз гречневая каша с топленым молоком была ну просто ум отъешь! Хлеб из монастырской пекарни напомнил бабушкин — из русской печи. А свежий творог и блины (Масленица как-никак!) просто таяли во рту. Спаси Господи! Ну, извините, не на кухню же мы вас звали.

СПАСИБО ГОСПОЖЕ КИСЕЛЕВОЙ!

«И-и, милый мой, давно это было. Говорят, лет триста назад, — нараспев тянет монахиня Павлина. — У одного солдата, который был родом из Рузаевки, сильно заболели ноги, да так, что болезнь не поддавалась лечению. И вот тогда во сне служивому явилась женщина с крестом в руках: «Хочешь быть здоровым? Желаешь ли идти на родину?» И так три ночи кряду.

В последний раз святая сказала солдату, что ему надо отправиться в деревню Пайгарма, где он увидит бочаг с водою и в нем образ. Вот там и надлежит поставить часовню и поместить в ней найденную икону. Так все и вышло, касатик. На найденном образе была мученица Параскева. Так и появилась на источнике часовня, и с этого времени стали туда ходить православные люди, поток которых не иссякает и по сей день». — «А что же тот солдат?» — живо интересуемся мы. «Выздоровел, — кивает монахиня. — Все хвори стали обходить его стороной».

Увы, завистливых людей на земле всегда хватало. Не стал исключением и местный барин из рода Струйских, приказавший водоем закопать, а икону перенести в рузаевскую церковь. Только вот вода вновь и вновь пробивалась сквозь земляные завалы, а образ Параскевы чудесным образом возвращался на прежнее место.

Лишь после того, как эта земля отошла здешним крестьянам из Мордовской Пишли и Болдова, они решили отдать ее под монастырь. А за помощью и поддержкой обратились в Пензу к широко известной всей России благотворительнице, «статской советнице и кавалерственной даме» Марии Михайловне Киселевой. И 20 июля 1865 года та добилась разрешения на открытие общины.

Наша землячка стала главной жертвовательницей и попечительницей общины. А после ее смерти новой попечительницей обители стала еще одна пензячка, Александра Степановна Радищева.

Жили первые монахини в деревянных кельях, крытых соломой. С Божьей помощью через год была построена и освящена церковь в честь Вознесения Господня, потом небольшой келейный корпус, а 18 октября 1884 года указом Святейшего синода общину переименовали в Параскево-Вознесенский общежительный женский монастырь.

Кстати, первой начальницей общины служила тоже наша землячка, рясофорная монахиня Керенской Тихвинской обители Пелагея Смирнова. Вместе с ней в Пайгарму пришла и ее помощница Анисия Карякина.

«Не все окрестные крестьяне отнеслись к первым насельницам доброжелательно, — говорит наш экскурсовод по монастырю матушка Антонина (тоже, между прочим, пензячка, в прошлом директор средней школы в Иссинском районе). — Но подвижническая жизнь и христианская кротость инокинь вскоре растопили лед отчуждения».

Скоро среди женщин и девиц из окрестных сел появились и такие, кто пожелал разделить с монахинями их тяжелую жизнь. Видно, твердая вера в Бога всецело владела их душами, а потому не знали они препятствий, не видели врагов, помня слова Священного Писания: «Господь-защититель живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое».

Но жизнь в общине была явно не сахар. Из-за такой скудности инокиня Анисия решила покинуть обитель и вернуться в Керенск. Тогда во сне ей явилась святая Параскева и «. показала много благоустроенных келий и обширную трапезную, где за большим столом по обе его стороны сидели монашествующие сестры». Параскева сказала Анисии: «Нет вам воли уходить отсюда, я ваша покровительница».

Помнят в монастыре и всех, кто утверждал среди сестер «дух непрестанного молитвенного трезвения, кротости и смирения», тех, кто живым примером учил насельниц, что «истинное счастье состоит не в благах жизни, а в очищении души от всякой скверны в подвигах поста, молитвы, непрерывного бодрствования». В первую очередь игумений Параскеву и Евпраксию.

К 1914 году в монастыре проживали 502 человека (70 малолетних), из которых 332 были на испытании. На территории обители находились два каменных собора — Успенский и Вознесенский, величественная колокольня, три домовые и две деревянные церкви. И это не считая жилых корпусов и хозпостроек. А сегодня обустройство монастыря продолжает монахиня Ангелина, у которой два высших образования: экономическое и юридическое. В 2006 году во время посещения Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II инокиня была возведена в сан игуменьи.

НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ

«Приезжают к нам целыми семьями и на коленях стоят перед Параскевушкой, благодарят за помощь, — истово крестится матушка Антонина. — Необъяснимые медициной выздоровления не раз случались на здешней земле, в том числе и в последние годы. В 1998 году замироточила икона Пресвятой Богородицы. Событие собрало множество людей, среди которых был мой ученик Ваня Жувайкин. Мальчик с рождения был слепым на левый глаз. Но после нескольких помазаний Ваня стал видеть!»

Недавно здесь несколько дней прожила женщина с Украины с раковой шишкой величиной с куриное яйцо. Врачи настаивали на операции, но брат болящей, в свое время служивший недалеко от Пайгармы, привез сестру к Параскеве. Когда они приехали, у онкологической больной температура зашкаливала за сорок. Но она все же пошла на источник, где искупалась.

К утру женщина чувствовала себя гораздо лучше, а после неоднократных молитв Параскеве, блаженному старцу Григорию и омовений на роднике шишка рассосалась. Даже следа не осталось. Не верите? Так все это зафиксировано в монастырских книгах и собственноручных записях исцелившихся.

А еще у местного водителя вдруг запаршивел сын, да так, что все тело покрылось гнойными струпьями. Однако уже после первого купания «. все болячки оказались плавающими в воде», а через неделю паренек и вовсе исцелился.

Сегодняшний благодетель обители — рузаевский предприниматель — после молитв Параскеве и Грише Пайгармскому и купания в источнике вылечился от радикулита. И подобных примеров уже десятки.

Родился «прозорливец и скиталец терпеливый на земле» в 1851 году в селе Кочетовка Наровчатского уезда Пензенской губернии. Юродствовать начал еще в раннем возрасте, во всем уподобляясь младенцу. Юношей поселился в Пайгарме и часто посещал обитель. Ходил всегда босой, надевал на себя красный женский мордовский сарафан и кофту. На голове носил платок и белый монашеский апостольник. На шее у него всегда висело много крестов, образков, вериг, четок, бус, камней и игрушечных украшений.

Подвижник очень часто обличал местных и приезжавших в обитель грешников, предсказывал им судьбу, которая сбывалась в точности. Своей прозорливостью юродивый прославился по всей России. К нему ехали, шли и крестьяне, и очень богатые и известные в империи люди самых знатных фамилий. Однажды блаженный с гармошкой вбежал в находившиеся на территории монастыря архиерейские покои и начал в них петь и плясать. Сестры взашей выгнали юродивого: не могли они уразуметь, что этим он предсказывал будущую участь покоев владыки и храма Архистратига Михаила, в котором в советское время разместился клуб.

Несколько лет перед смертью блаженный жил в самом монастыре. Собственную кончину он предсказал ровно за неделю: «Мне надо выходить замуж в пятницу, после праздника Покрова Богородицы. Будет свадьба, и жених возьмет меня замуж». Аккурат на Покров Гриша заболел воспалением легких, а умер через неделю в октябре 1906 года. Похоронен он в обители. И год от года паломничество к его могиле только возрастает.

Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь

Параскево-Вознесенский женский монастырь был основан в 1865 году. При монастыре действует гостиница.

История села Пайгарма тесно переплетается с историей Параскево-Вознесенского женского монастыря, называвшегося еще и Пайгармским по деревне, рядом с которой он располагался.

Содержание

Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, «сильно заболел ногами». Врачи вскоре убедились в безнадежности лечения и записали солдата в разряд неизлечимых. Утешение он находил только в постоянной слезной молитве к Господу. Однажды во сне ему явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала: » Хочешь быть здоровым и желаешь идти на родину?». Вскоре видение повторилось во второй и третий раз. В последний раз женщина сказала солдату, что он через три дня будет здоровым и возвратится домой. Еще она сказала, чтобы он сходил в деревню Пайгарму, нашел в лесу яму с водой, а в ней-ее образ, и постороил на источнике часовню. Солдат выздоровел и выполнил наказ святой мученицы Параскевы. И потянулись люди к источнику и стали исцеляться.

С построением часовни, а затем и церкви, обитель быстро начала расти. Был открыт приют для малолетних детей-сирот. Открыты иконописная, златошвейная и сапожные мастерские, библиотека и 4 сада.

Современное состояние

Сегодня в монастыре более 60 сестер. Главная икона монастыря — икона святой мученицы Параскевы с частицей ее мощей, написанная на Афоне в 19 веке. Выстроен храм-часовня над источником и купальня. Монастырь славится тремя целебными источниками: Николая Угодника, Серафима Саровского и святой мученицы Параскевы.

Строения монастыря

Собор Вознесения Господня

Первоначально община владела деревянной часовней и землей вокруг нее, покрытой лесом. Первые инокини не имели даже келий для жилья, а окрестные жители с недоверием отнеслись к иночествующим строительницам. «Но истинная подвижническая жизнь, христианская кротость и смирение инокинь стали ослаблять недоверие это».

Собор Успения Пресвятой Богородицы

В 1874 году западнее Вознесенской церкви был заложен большой Успенский собор, на возведение которого ушло 16 лет. Собор проектировался четырехстолпным, пятиглавым, двухсветным, трехпрестольным (центральный престол — в память Успения Божией Матери, боковые престолы — в честь Воздвижения Креста Господня и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи).

Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Это домовая церковь при монастырской больнице, устроенная в 1892 игуминей Параскевой (Смирновой). Помещена в восточной части двухэтажного кирпичного корпуса, стоящего в северной части монастыря, выделена главкой. Возвращена верующим в 1997 году, отремонтирована. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» представляет из себя обыкновенное жилое здание-общежитие для монахинь.

Церковь Михаила Архангела

Домовая церковь в кирпичном здании архиерейских покоев, стоящем в южной части монастыря. Устроена в 1904 году. Корпус уцелел, долгие годы был занят домом культуры военной части, в середине 2000-х возвращен верующим.

Часовня Николая Чудотворца в нижнем ярусе строящейся колокольни

Устроена в нижнем ярусе монастырской колокольни, строящейся к западу от Успенского собора по образцу прежней многоярусной колокольни 1890-х, снесенной в 1930-х.

Часовня-усыпальница

Кирпичная одноглавая часовня над могилой первой настоятельницы монастыря, игумени Параскевы (Пелагеи Смирновой), умершей в 1895 году. Стоит между Успенским и Вознесенским соборами. В часовне осуществлялось круглосуточное чтение Псалтыри. Возвращена верующим в начале 1990-х, отремонтирована.

Часовня Параскевы Пятницы на источнике

В монастыре почитаются три источника, освященные в честь святого преподобного Серафима Саровского, святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы. Вода из третьего источника направлена в купальню. В середине храма-часовни бьет источник Святой мученицы Параскевы, и по желобу вода из него направляется к кресту за часовней и в две купальни, что рядом.

Престольные праздники

  • св. вмц. Параскева
  • Чудотворная икона вмц. Параскевы
  • Святой источник Параскевы Пятницы

Как добраться

Адрес: 431481, Республика Мордовия, Рузаевский район, село Пайгарма.

Тел./факс: 8 (83451) 5-11-47, моб.: 8 927 274 65 44, 8 927 188 10 10.

Пайгарма. Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь.

Пайгармский Параскево-Вознесенский (во имя великомученицы Параскевы и в честь Вознесения Господня) женский монастырь расположен в 35 км от г. Саранска, в 5 км от крупной узловой железнодорожной станции Рузаевка, близ д. Пайгарма, по которой он и получил свое название. Основан в 1864 по инициативе местных крестьян и на землях, подаренных благотворительницей статской советницей Марией Михайловной Киселевой. Местные жители приметили некоторые особенности Пайгармских окрестностей еще в древности, но только в ХVIII в популярность местных реликтовых вод вошла в сферу православных ритуалов. Основных источников три: два освящены в память прп. Сарафима Саровского и угодника Николая Мирликийского, а третий — во имя великомученицы Параскевы. Из двух первых источников, Серафимовского и Никольского, вода берется для умывания; из источника великомученицы Параскевы часть воды направляется в купальни, а часть выводится в сток под алтарем храма, откуда вода берется для питья. При основании монастыря верующие опирались на уже сложившиеся представления о святости пайгармских родников. Во второй половине ХVIII в. пустошь возле д. Пайгармы принадлежала рузаевскому помещику Еремею Струйскому. Он продал бесполезные участки помещикам Дятковым, а те перепродали дровяной лес на холмах четырем богатым мордвинам. Вскоре в одном из лесных источников была явлена икона великомученицы Параскевы, от которой получил исцеление получивший отставку больной солдат. Исцеленный сделал сруб, опустил его в родник — и с тех пор, вот уже два века, к источнику не зарастает народная тропа. После реформы 1861 владельцы пайгармских дач решили пожертвовать пустошь на богоугодное дело — открыть здесь монастырь при родниках. В 1863-65 крестьяне из нескольких мордовских сел настойчиво ходатайствовали перед епархиальным начальством об устроении женской общины, в чем им помогала пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева, владевшая под Пайгармой немалым куском земли. К концу 1864 основная тяжесть трудов по монастырским делам легла на ее плечи. М. М. Киселева добилась того, чтобы 20 июля 1865 Св. Синод открыл при ключах сестринскую общину. Чтобы обеспечить ее материально, Киселева передала инокиням принадлежавшие ей 20 десятин пашни под Пайгармой, то же самое сделали еще несколько богатых крестьян: Василий Губков из Болдова, Николай Росланкин, Дмитрий и Петр Костины, Семен и Степан Захаровы из Мордовской Пишли. Всего за общиной оказалось 46 десятин пашни и леса. в 1878 внес вклад император Александр Второй — 75 десятин земли в семи верстах от монастыря (т. н. «Царская дача»). Избранная попечительницей новой общины М. М. Киселева поручила устройство монастыря рясофорной инокине из Керенска Пелагее Степановне Смирновой. Весной 1865 началось строительство храма над источниками. За несколько месяцев число сестер увеличилось до 20 человек, потом к ним пришли еще десять «черничек». В 1882 община достигла численности 220 чел. В 1895 постоянный штат состоял из 47 монахинь, 8 указных послушниц, 271 живущих на испытании, на иждивении жили 15 стариц и 36 сирот из семей священнослужителей. По некоторым данным, к 1915 число монахинь, послушниц и иждивенцев достигло почти 600 чел. В Петербурге пайгармские сестры нашли поддержку в лице графа А. С. Апраксина и его жены графини Марии Дмитриевны. В Апраксином Дворе существовала часовня Пайгармского монастыря. Деньги в Пайгарму поступали от жертвователей из Тобольска, Москвы, Пензы, Ростова-на-Дону, Саранска, из Области Кубанского войска, Псковской, Астраханской, Казанской губ. В конце XIX в. открылись подворья в Саранске, Пензе, Инсаре и С.-Петербурге (вторая).

Инсарское подворье в 1909 стало самостоятельным Свято-Ольгинским монастырем. До 1865 в Пайгарме стояла небольшая часовенка над источником и две полуразрушенные кельи. В 1866 была освящена обновленная часовня — Параскево-Пятницкая. На пожертвования многих доброхотов в 1874 была возведена Вознесенская церковь, позднее значительно расширенная. Окончательный ее вариант — трехпрестольный храм с центральным престолом во имя Вознесения Господня и придельными в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, с пятью главами и колокольней. С внешней стороны ее обшили тесом и покрасили, внутри оштукатурили. Иконостас вырезали из дуба и покрыли сусальным золотом. Все иконы первого и второго чина считались дорогими по качеству письма. Особо ценной являлась Тихвинская икона Божией Матери, оправленная в серебряно-золотую ризу с драгоценными камнями. Монастырь получил ее в подарок от патриарха Иерусалимского Прокопия в 1874. Среди других святынь почитались две иконы мученицы Параскевы — дар М. М. Киселевой и саранского дворянина Андрея Николаевича Салова, заказавшего эту икону на Афоне, в Болгарском монастыре, где хранились мощи мученицы Параскевы.

В 1873 взамен часовни над источником благотворители срубили небольшую деревянную церковь во имя великомученицы Параскевы; тогда же источник, оказавшийся внутри храма, оправили в кувшин, а выход воды оградили металлической решеткой. Этот храм особенно хорошо вписывался в заросший лесом перелог. Разрушенный в 1950-е, ныне он восстановлен в общих чертах сходным с прежним. С его появлением овраг преобразился, лес приобрел парковые черты. Стратегически архитектурный замысел обители опирался на естественные перепады высот. Крутой спуск к пруду и источникам ограждался рядом келий, начинавшихся архиерейскими покоями и продолжавшихся двухэтажными каменными и каменно-деревянными жилыми зданиями, которых насчитывалось четыре. Это — южная сторона комплекса. С западной стороны над распадком архитекторы поставили двухэтажный корпус трапезной и вытянутый в длину келейный одноэтажный корпус. С севера площадь окаймляли больничный корпус с внутренней домовой церковью и еще два корпуса келий для «жаждущих испытания». С восточной стороны монастыря помещались общественные здания: лавка, школа, интернат, хозяйственные службы. Немного дальше, за стенами игуменья Параскева построила две гостиницы для паломников. Вся центральная часть монастыря — это соборная площадь, сердце общины — два храма, усыпальница и колокольня.

К середине 1870-х весь монастырь уже был обнесен стеной с угловыми башнями, имитировавшими храмовые мотивы. Соборная площадь складывалась долго, больше двух десятилетий.

В 1874 западнее Вознесенской церкви был заложен большой Успенский собор, на возведение которого ушло 16 лет. Собор проектировался четырехстолпным, пятиглавым, двухсветным, трехпрестольным (центральный престол — в память Успения Божией Матери, боковые престолы — в честь Воздвижения Креста Господня и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи). Обликом он схож с храмом Христа Спасителя, но имеет черты глубокой оригинальности. Росписи собора отличались исключительной красотой и монументальностью. Часть фресок дожила до наших дней, утратив лишь небольшую часть красочного слоя: варвары ХХ века стреляли по ликам из винтовок, выскабливали ножами глаза у святых, местами отбивали куски штукатурки.

Реставраторы восстановили, а частью переписали заново росписи в конце 1990-х. Собор отремонтирован, приведен в нормальный вид, в нем идет служба; акустические данные храма великолепны, а внутреннее пространство, пронизанное пятью столпами света из пяти глав, наполнено торжеством духа.

Второй, уже каменный Вознесенский храм был заложен в 1893 по проекту пензенского епархиального архитектора А. Е. Эренберга, сразу после окончания строительных работ в Успенском соборе, точно по его оси, за апсидами, метрах в сорока-пятидесяти на восток. В основных чертах Вознесенская церковь повторила абрис собора, но это не было механическим копированием, – новый храм хотя и ставился по методе эклектики, однако зодчий не допустил бездумного переноса типовых решений. Архитектурно Вознесенская церковь недалеко ушла от привычного «тоновского» пятиглавия, но целью монахинь было получить зимний храм, отопление которого не требовало больших денежных затрат. Ныне порушенные в советское время главы храма восстановлены, но росписи еще ждут своего часа. В храме имеется одна фреска, закрашенная в 1950-е, но все отчетливее проступающая сквозь краску без вмешательства реставраторов. Из росписей храма наиболее интересно изображение св. Пантелеймона на столпе, а на западной стене, наверху – три большие росписи на новозаветные темы: Преображение в левом приделе, Воскресение в центральном нефе и Вознесение в правом приделе. В этих картинах видна рука монахинь-живописцев, пробовавших свои силы в настенных росписях. Кроме трех основных храмов, к началу ХХ в. появились еще несколько: на возникшем кладбище в 1892 была построена деревянная церковь во имя Всех Святых (Всесвятская); с увеличением штата до 300—350 чел. появились домовые церкви в больнице во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1892), в архиерейских покоях — Архистратига Михаила, в настоятельском корпусе – во имя великомученицы Параскевы. Ансамбль венчала 50-метровая колокольня. В 1895-97 над могилой первоначальницы игумении Параскевы, между Успенским и Вознесенским храмами была возведена часовня, т. н. усыпальница.

С конца 1870-х в монастыре плодотворно работала иконописная мастерская, в которой живописали лики сначала три монахини, в 1882 при мастерицах уже состояли семь учениц-послушниц, а к концу века число художниц выросло до пятнадцати чел. Все иконы помечались специальной маркой обители — листком бумаги с соответствующим текстом; марку приклеивали на тыльные стороны икон, писавшихся на досках. По данным 1880-х, успешно действовали несколько мастерских: целый корпус был отдан кельям мастериц-золотошвеек, в другом корпусе работали 20 образниц, занимавшихся тиснением на фольге. Кроме того, развивалось портняжное, красильное, сапожное, шорное, скорняжное ремесла. Крупный скотный двор обслуживало до 40 чел., имелась пасека, сад, парк и три хутора. К началу 1890-х Пайгармская женская община по размерам, штату и значению переросла большинство женских монастырей не только Пензенской, но и многих соседних епархий. Поэтому официальное признание общины монастырем (указ Синода от 18 апреля 1884) лишь узаконило существовавшее положение вещей. Глава общины Пелагея Смирнова тогда же была пострижена в мантию и возведена в сан игумении. Монастырь славился своей благотворительностью. При обители имелись сиротский приют со школой, богадельня, школа для приходящих крестьянских девочек, смешанная школа для крестьянских детей (при Всесвятской церкви), а также школа в с. Лемжа (ныне Стрелецкая Слобода Рузаевского р-на РМ). Для размещения учениц-сирот и педагогов было построило специальное двухэтажное здание, на первом этаже которого размещались столовая, кухня и комната дла инспекторов-монахинь, присматривавших за детьми, а на втором – спальни примерно на 40 воспитанниц и квартиры учительницы и ее помощницы. Сиротская школа монастыря получала золотые медали на всероссийских выставках церковного просветительства. В нач. ХХ в. сиротская школа была реорганизована в школу-церковь – оригинальное духовно-образовательное учреждение, не имевшее аналогов в Поволжье. В 1918 монастырь был избран в качестве штаба 1 Революционной армии, а также местом размещения военного госпиталя. Монахини стали сестрами милосердия. В 1919 на землях монастыря был образован Пайгармский совхоз, просуществовавший очень недолго. После развалившегося совхоза в обители разместилась районная больница, часть зданий была занята железнодорожными складами, в т. ч. Вознесенский храм. На месте садов и части парка вырос поселок, пошли на слом кладбищенская церковь, храм над источником, колокольня, стены и въездные башни.

Последним хозяином монастыря стало Министерство обороны, разместившее в Пайгарме резервные аптечные склады. Оба каменных храма для удобства хранения ящиков с препаратами были рассечены перекрытиями на два этажа, причем двутавровые металлические балки вмуровывались прямо во фрески. С организацией Саранской епархии встал вопрос о возвращении монастыря верующим. Министерство обороны сначала вернуло Успенский собор, усыпальницу и здание бывшей трапезной, затем Вознесенскую церковь, несколько келейных корпусов южного ряда. Во второй половине 1997 к монахиням вернулись большой каменный корпус западной части комплекса и здание бывшей монастырской больницы, утратившее главу домовой церкви, но сохранившее апсиду. Сегодня в Пайгармском монастыре живут, трудятся и молятся уже свыше пятидесяти насельниц. Возвращен к жизни Успенский собор, отстроена церковь над источником, восстанавливается Вознесенская церковь, заложен фундамент колокольни. Монастырь имеет подворье в Саранске – церковь во имя Рождества Христова, переделанную из бытового пристроя к типовой многоэтажке в Северо-Западном микрорайоне. Храм имеет большой приход, а все доходы идут на реставрацию пайгармских зданий. Яркий показатель нового «узнавания» старинной обители — поток паломников, нарастающий изо дня в день, и особенно много бывает в Пайгарме молодежи, школьников и студентов.

Лит.: Параскево-Вознесенский женский монастырь. – Пенза, 1892; Параскево-Вознесенский общежительный женский монастырь. – Саранск, 1994; С юными паломниками в Пайгармский монастырь. Торжество 40-летия Пайгармской женской обители. – Саранск, 1909; Бурлуцкий Н. Параскево-Вознесенская женская община // ПЕВ, 1882, № 21-23; Русские православные обители. – М., 1912 (?), с. 389-390; Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. – Саранск, 2000; он же: Пайгармский монастырь // Веч. Саранск, 1994, 11 февр.; он же: Дом мученицы Параскевы // Сар. ЕВ, 1995, № 8-9; ПЕВ, 1866, № 18 (оф.), с. 256; Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. – Пенза, 1896, с. 256; ПГВ, 1909, №18; С юными паломниками в Пайгармский монастырь // ПЕВ, 1909, № 7, с. 733-744; Паломничество учеников Бугро-Ключевской церковно-приходской школы в Пайгармский монастырь // ПЕВ, 1901, № 14, с. 485-488.

Комментарии и обсуждение

Чудо повторяется. В Пайгармском монастыре произошло чудесное исцеление. Монахини утверждают, что обстоятельства очень похожи на те, при которых два века назад была основана обитель.

О чудесах выздоровления в монастыре великомученицы Параскевы Пятницы есть много историй. Но эта — похоже самая необычная. Одна из сестер обители согласилась нам рассказать об этом. Сама она не может показывать свое лицо в силу обета. Зато она готова поручиться, что это чудо очень похоже на то, которое произошло три века назад. Когда монастырь был основан.

На месте обретения – в той самой яме с водой, где и был найден образ — монахини устроили и освятили купальню. Теперь она едва ли не самая посещаемая в Мордовии. Правда икона найденная исцеленным солдатом в 19 веке была утеряна. Вместо нее на святой горе Афон была написана новая. Теперь она –главная святыня Параскево –Вознесенского монастыря. Чтобы ей поклониться сюда приходят паломники и просто туристы. В одной из экскурсионных групп и был второй солдат. И у него тоже болели ноги, как и у того, что нашел первую икону великомученицы.

Сразу после чудесного исцеления солдат принес в дар обители икону святой великомученицы Параскевы. Сейчас она находиться в зимнем храме монастыря. После того как слухи о чудесном исцелении стали распространяться среди верующих – поток паломников только увеличился — замечают монахини. Приходят даже неправославные. Потому что уж очень осязаемы чудеса в Пайгарме.

Посещение Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря

Людмила Кикина
Посещение Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря

Приближался один из главных христианских праздников — Рождество Христово, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Это самый тёплый и семейный праздник, который почитается в православной России.

И в преддверии этого большого праздника мне очень захотелось побывать в Параскево-Вознесенском женском монастыре, святыне Мордовии. Он находится в Рузаевском районе республики, село Пайгарм; от города Саранска в 25 километрах.

Этот монастырь был основан в 1865 году.

Монастырь — это обитель, в которой живут иноки, люди, удалившиеся от мирского общества, посвятившие себя на подвиги поста и молитвы, и давшие обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Это место, где славится имя Божие.

Территория женского монастыря открыта для посетителей с 6 часов утра. В 22:00 монастырские ворота запираются на ночь.

Исключение делается только для ночных служб в дни великих праздников, на Рождество Христово и Пасху.

Это территория и строения Параскево-Вознесенского женского монастыря. Я ее увидела такой.

Действительно, место это — необычное, святое, намоленное, тихо кругом, мне здесь было находиться очень приятно, спокойно, я получила духовное удовлетворение.

Сегодня в монастыре более 60 сестер. Здесь расположены их кельи.

Главная икона монастыря — икона святой мученицы Параскевы с частицей ее мощей, написанная на Афоне в 19 веке. Мы посетили одну из церквей монастыря. Убранство праздничное, стояли нарядные елки, все было готово к Рождеству Христову.

Женский монастырь управляется игуменией — Ангелиной.

А здесь она проживает.

А внизу, под горкой стоит храм-часовня над источником и купальня.

Большая табличка со сводом правил поведения на территории монастыря.

Монастырь славится тремя целебными источниками: Николая Угодника, Серафима Саровского и святой мученицы Параскевы.

Вода в источниках вкусная, пьешь и все хочется пить.

Все три источника впадают в святое озеро.

(там оказались рыбаки)

Тропинка к озеру.

В наши дни Параскево-Вознесенский женский монастырь считается историко-архитектурной жемчужиной Мордовского края и местом паломничества православных христиан.

Уезжать с этого святого места очень не хотелось.

Большое спасибо за внимание.

Фотоотчет «Посещение музея» Пройдет и сто, и двести лет, И триста лет пройдет, Но каждый снимок и портрет Любую вещь, любой предмет Здесь сохранит народ. (С. Михалков).

Фотоотчет «Посещение кондитерской мастерской» Детям в возрасте 5 лет- возраст «почемучек»- все и всегда интересно. Откуда хлеб? Кто его делает? А почему он белый и черный? А что такое.

Фотоотчет «Посещение планетария» Планетарий помогает для наглядного изучения различных явлений и объектов находящихся в космосе вокруг нашей планеты. Даже в садике необходимо.

Кукла «Параскева Пятница» — покровительница женщин и женского труда Уютного вечера вам, коллеги. Вот и близится осень к концу. Появилось время для ручного творчества. В старину именно осенью, когда заканчивались.

Первое посещение театра. Наше первое посещение театра. Театр — всегда праздник. Театр для детей дошкольного возраста, а тем более для малышей – это красочое и.

Посещение «Белой виллы» в Кисловодске Возвращение в усадьбу Сегодня, дорогие друзья и коллеги, после достаточно длительного отсутствия, я хочу увести вас в волшебный, зачарованный.

Сценарий развлечения «Посещение кафе «Дары осени» Цель: систематизировать представления детей о фруктах и овощах; упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах; познакомить с технологией.

Посещение музея А. М. Герасимова В эти выходные сотрудникам нашего детского сада посчастливилось побывать в одном из музеев нашего города, доме-музее А. М. Герасимова..

Посещение музея «Арсенал». Фоторепортаж После 70-ти лет разрушения, в Александровском парке, наконец-то, был отреставрирован и отремонтирован первый в России музей оружия — Арсенал.

Посещение школьной библиотеки. Недавно мы с детьми нашей подготовительной группы посетили школьную библиотеку. Основной целью посещения было : знакомство с библиотекой,.

Параскево-Вознесенский женский монастырь в Пайгарме – места силы и исцеления, родники

Параскево-Вознесенский женский монастырь является памятником архитектуры 18 века. Он расположен в уютном месте, в селе Пайгарма. Данная святыня имеет статус возрождающийся. Обитель построена в честь святой мученицы Параскевы. На этом месте когда-то произошло необычное явление. Привиделась икона мученицы в 1865 году. Сегодня святыня выступает в роли главной святыни комплекса. Ее написали в 19 веке, на Афоне. В процессе ее создания использовались частицы мощей святой. Божия угодница отличается особой благодатью. Она помогает устроить семейную жизнь.

Также образ считают покровителем торговли. Неподалеку от монастыря образовалось три родника — Параскевы Пятницы с купелью, Николая Чудотворца, Серафима Саровского (минеральный источник). Женщины, страдающие бесплодием, нередко обращаются к ключу святой Параскевы. Здесь они получают особую помощь для лечения бесплодия и зрения. Неподалеку много озер, лесов. Деревня живописная.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Места силы

В истории имеется большое количество случаев, когда люди, страдающие различными заболеваниями, выздоравливали, купаясь в местных родниках. Так, в 1998 году, за несколько дней до начала Великого Поста в монастыре произошло чудесное явление. Всем известная икона «Благодатное небо» замироточила. Это явление смогли увидеть прихожане, которые присутствовали в тот период на службе. Из иконы струилось миро. Так называют благоухающее церковное масло. Все присутствующие на службе были помазаны миром.

Кроме того, через определенный отрезок времени стало известно, что один из прихожан смог излечиться от болезни, которая мучила его годами. Это был молодой человек по имени Павел Жувайкин. Ему было 12 лет. С самого рождения ребенок был слепым на левый глаз. После помазания мальчик прозрел. Икона за всю историю существования мироточила три раза — 27 февраля, 1 и 8 марта.

Параскево-Вознесенский женский монастырь находится в 35 километрах от Саранска. Недалеко от святыни есть крупная железнодорожная станция. Дата основания приходится на 1864 год. Это была инициатива местных жителей. Популярность местных источников велика. К ним приезжают из различных регионов. Местная вода применяется для умывания, часть воды используется для купальни, а часть выводится в сток, который расположился под алтарем.

История монастыря

При основании монастыря местные жители опирались на информацию о святости пайгармских родников. История русской земли непростая. Во второй половине 18 столетия она находилась во власти помещика Еремея Струйского. Бесполезные земли он начал распродавать. Так дровяной лес ушел к зажиточным мордвинам. Лесной массив славился родниками. На одном из них и появилась икона Параскевы. От нее впоследствии смог исцелиться раненный боец. Солдат соорудил сруб и провел в него источник. С этого момента уже на протяжении многих лет к роднику не зарастает тропа. Желающих посетить данное место большое.

В 1861 году пустошь была пожертвована церкви. На этом месте открыли монастырь. В 1863-1865 гг. началось активное прошение крестьян о том, чтобы открыть здесь женскую общину. В данном процессе активное участие приняла дворянка Мария Михайловна Киселева. Она смогла добиться поставленных целей. При ключах организовали сестринскую общину. Для ее обеспечения Киселева продала 20 десятин пашни под Пайгармой. Ее поступок стал примером и для других богатых крестьян.

Всего, в конечном итоге, за общиной стояло около 46 га пашни, лесной зоны. Строительный процесс храма начался в 1865 году. Деньги на стройку поступали за счет пожертвования из различных городов. В конце 19 века подворья стали образовываться в Пензе, Саранске, Санкт-Петербурге и других населенных пунктах.

До 1865 года в Пайгарме находилась маленькая часовня. В 1866 году осветили другую часовню — Параскево-Пятницкую. На деньги народа построили Вознесенскую церковь. В 1873 году на месте часовни было принято решение возвести церковь из дерева во имя великомученицы Параскевы. Внутри храма был ключ, его оправили в кувшин. Деревянная постройка гармонично смотрелась на фоне лесного массива. Ее разрушили в 1950-х годах.

Сегодня на его месте стоит другая обитель, созданная по подобию ранее возведенной. От обители начинается короткий спуск к ключам и источникам. Рядом находился ряд келий. Западнее можно было увидеть корпус трапезной, а с севера больничный корпус. На востоке стояли общественные объекты. Это были школа, церковная лавка, гостиницы для паломников. Центральная часть монастыря преимущественно представлена соборной площадью.

Монастырь с 1870 гг. являлся полностью обнесенным стеной с башнями, в которых четко прослеживаются церковные мотивы. Соборная площадь формировалась длительное время. Весь процесс занял несколько десятилетий.

Большой Успенский собор заложили в 1874 году. Он возводился на протяжении 16 лет. Проект был реализован в память Успения Божией Матери. Внешнее оформление напоминает Храм Христа спасителя. Однако нотки оригинальности также прослеживаются. Отдельного внимания заслуживают росписи на стенах, которые могли похвастаться исключительной выразительностью и утонченностью. Примечательно, что часть фресок прекрасно сохранилась до нашего времени. Красочный слой повредился местами. Образы на стенах безжалостно были повреждены из огнестрельного оружия варварами 20 века. Отбивалась штукатурка, осквернялись иконы.

Реставраторам предстоял широкий спектр работ. Вначале 1990 гг. многие образы были переписаны заново. Успенский собор в настоящее время является полностью отремонтированным. В нем регулярно проводятся службы. Кроме того, храм отличается прекрасными акустическими данными. Внутреннее пространство светлое и наполнено торжественностью.

Вознесенский храм возвели уже в 1893 году. Работа проводилась по проекту архитектора А. Е. Эренберга. Если брать во внимание основные черты, то святыня копирует абрис собора. Она состоит из пяти глав, оснащена отоплением. В советское время главы были разрушены. Впоследствии их заново отстроили. Но росписи еще не завершены. В храме есть фреска, которую закрасили в 1950-м году. Также интересно изображение св. Пантелеймона на столпе. Оно находится с запада. Много росписей на новозаветную тематику.

Монастырская деятельность

С 1870-х гг. при монастыре длительное время существовала иконописная мастерская. В ней писали лики монахинь. В роли учениц были послушницы. Все работы имели специальную пометку. Прикрепляли листок бумаги, на которой был написан необходимый текст. Под мастерские был отдан целый корпус, так как они пользовались большим успехом. Более того, развивались такие направления деятельности, как тиснение на фольге, портняжное, сапожное ремесла. Существовал скотный двор, который обслуживался до 40 работниками. Функционировали пасека, сад. К 1890 гг. женская община существенно увеличилась в размерах. Ей могли позавидовать многие ведущие монастырские комплексы. Пелагея Смирнова являлась главой общины. Впоследствии она также была пострижена в монахини.

Обитель много внимания уделяла монастырской деятельности. При нем длительное время существовал сиротский приют, школа, богадельня. Ученицы-сироты размещались в отдельном двухэтажном здании. Первый ярус был выделен под кухню, столовую, комнаты для помощниц. Сиротская школа являлась примером для подражания. На всероссийских выставках она завоевывала золотые медали. В 20 столетии ее переоформили в оригинальное духовно-образовательное учреждение. Подобных организаций больше не было в Поволжье.

В 1918 году монастырь активно использовался в роли штаба русской армии. Впоследствии тут разместили военный госпиталь. Монахини являлись сестрами милосердия. Вскоре на святых землях сформировался Пайгармский совхоз. Его существование не было длительным. Затем здание использовалось, как районная больница, железнодорожные склады. На территории садов и парков образовался поселок. Церковь возле кладбища и колокольню снесли.

В роли последнего владельца выступило Министерство обороны. Оно пришло к выводу эксплуатировать обитель, как резервный аптечный склад. Оба храма с целью удобства хранения раздели при помощи перекрытий на два яруса. При чем балки вкручивались прямо в фрески.

Следующий исторический этап знаменателен образованием Саранской епархии. Стал вопрос о том, чтобы вернуть обитель верующим. Сначала православию был возвращен Успенский собор, затем усыпальница и трапезная, келейные постройки. К 1997 году возвратили большое белокаменное здание и дом бывшей больницы.

В настоящее время здесь проживает боле 50-ти священнослужителей. Обитель полностью возвращена православию. Святыню над источником пришлось отстраивать заново. Вознесенская церковь находится на этапе реконструкции. Фундамент колокольни недавно заложили.

У комплекса есть подворье в Саранске — церковь во имя Рождества Христова Саранской епархии. Она отличается наличием достаточно большого прихода. Все доходы отправляются на восстановление зданий в Пайгарме. Поток туристов большой. С каждым годом он становится только больше. Среди приезжающих немало молодежи.

Особенности происхождения земли, Параскева Пятница

Пайгарма в переводе с мордовского звучит, как «осиновый лес». Сегодня на территории и до сих пор встречается много насаждении осин. Один из них вы можете увидеть, подъехав к разъезду Пайгарм. Он тянется до станции Хованщина. В мордве почему-то такое дерево, как осина, не популярно. Кто-то сказал, что это дерево даже является злым. По народным поверьям в осинниках живет нечисть. В Мордовии насчитывается большое количество богов. Среди них есть как злые, так и добрые Боги. Коренные жители хорошо помнят имена, их характер.

Параскева явилась народу из воды. Она является покровительнице женщин, оказывая помощь в замужестве и деторождении. Она поддерживает в быту, особенно в прядении и ткачестве. Поэтому, ей жертвуют ткани, холсты, лен, шерсть и т.д. В былые времена все дары бросались людьми в колодец. Данный обряд получил название «мокрида».

Родители святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, были христиане. Они особенно относились к дню страданий Господних. Когда у них родилась дочь, они назвали ее Параскевой Пятницей. В скором времени становится понятным, что Параскева стала приобщаться к страстям Христовым. Дева посвятила свою жизнь Господу. За дерзновенное исповедание власти заточили девушку в темницу и подвергли истязаниям. Ее муки были тяжелыми. В темнице посетил деву ангел. Раны мученицы стали закрываться, она выздоровела. Затем на исповедницу напали новые испытания. Ее пытались истязать огнем. Но факелы сильно воспламенились и опалили самих недоброжелателей. Святая была усечена мечом.

Пайгармский монастырь поражает большой территорией. Здесь легко дышится и уютно. Вы сможете посетить несколько церквей, родники. Архитектура объектов восхищает своим величием. Сине-белый окрас невероятно идет комплексу. Вода в родниках жесткая и содержит много железа.

Бывая в Пайгарме, непременно посетите Саранск. Если получится, то вы сможете совершить подъем к золотым куполам храма адмирала Ушакова. С верхней площадки открываются красивые виды на внешние окрестности. Туда поднимаются в основном только «звонари». С ними можно договориться для посещения высотки. Город Саранск с каждым годом только хорошеет. С высоты он необыкновенно красив. Сами золотые купола храма выполнены с использованием современных технологий и отличаются высоким качеством.

Пайгарма пайгармский параскево вознесенский женский монастырь

Иоанно-Богословский мужской монастырь, село Макаровка
Иоанно-Богословский мужской монастырь является выдающимся памятником архитектуры XVIII века. Его составляют: летний собор Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (1704), колокольня высотой 36 м. (1720-30гг.), зимняя отапливаемая церковь Михаила Архангела (1702 г.), а также церковь иконы Божией Матери «Знамение» (начала XVII в.)
Монастырь возрождается с 1994 года. С помощью Божией братии уже многое удалось сделать: обновилось и улучшилось богослужение, введен распорядок дня по примеру благоустроенных монастырей горы Афон. Большинство насельников монастыря составляют иеромонахи.

В монастыре подвизается схиигумен Феофан – известный старец Мордовской епархии. Он имеет благословение на сугубую помощь болящим: проводит молебны-отчитки с использованием копия. Молитва его действенна и помогла уже многим людям, среди которых есть и жители нашего города.

Параскево-Вознесенский женский монастырь, с. Пайгарма
Параскево-Вознесенский женский монастырь – возрождающаяся святыня нашего Отечества. Обитель во имя святой мученицы Параскевы устроена на месте чудесного явления ее иконы в 1865 году. Главной святыней монастыря является икона великомученицы Параскевы, написанная в XIX веке на Афоне, с частицей мощей св. Параскевы. Эта угодница Божия имеет особую благодать в устроении семейной жизни, ее также считают покровительницей торговли.
Рядом с монастырем – 3 святых источника: Параскевы Пятницы с купелью, преп. Серафима Саровского (минеральный), свят. Николая Чудотворца. Особую помощь на источнике св. Параскевы Пятницы получают женщины, страдающие недугом бесплодия и глазными болезнями.
Известно немало случаев, когда немощные люди, искупавшись в целебных источниках, исцелялись от, казалось бы, неизлечимых болезней. А в 1998 году, за неделю до Великого Поста в монастыре произошло Великое Чудо — замироточила икона «Благодатное небо». Присутствовавшие 22 февраля 1998 года на воскресной службе монахини и прихожане с благоговением увидели, как из иконы заструилось миро (благоухающее церковное масло). Священники немедля помазали миром всех присутствующих. И некоторое время спустя стало известно об исцелении одного из прихожан. 12-летний житель села Пайгарма Ваня Жувайкин, с рождения слепой на левый глаз, прозрел после помазания. Икона мироточила еще три раза — 27 февраля, 1 и 8 марта

Святыни Мордовии
Иоанно-Богословский мужской монастырь, село Макаровка
Иоанно-Богословский мужской монастырь является выдающимся памятником архитектуры XVIII века. Его составляют: летний собор Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (1704), колокольня высотой 36 м. (1720-30гг.), зимняя отапливаемая церковь Михаила Архангела (1702 г.), а также церковь иконы Божией Матери «Знамение» (начала XVII в.) Монастырь возрождается с 1994 года. С помощью Божией братии уже многое удалось сделать: обновилось и улучшилось богослужение, введен распорядок дня по примеру благоустроенных монастырей горы Афон. Большинство насельников монастыря составляют иеромонахи.
Параскево-Вознесенский женский монастырь, село Пайгарма
Параскево-Вознесенский женский монастырь – возрождающаяся святыня нашего Отечества. Обитель во имя святой мученицы Параскевы устроена на месте чудесного явления ее иконы в 1865 году. Главной святыней монастыря является икона великомученицы Параскевы, написанная в XIX веке на Афоне, с частицей мощей св. Параскевы. Эта угодница Божия имеет особую благодать в устроении семейной жизни, ее также считают покровительницей торговли. Рядом с монастырем – 3 святых источника: Параскевы Пятницы с купелью, преп. Серафима Саровского (минеральный), свят. Николая Чудотворца. Особую помощь на источнике св. Параскевы Пятницы получают женщины, страдающие недугом бесплодия и глазными болезнями. Известно немало случаев, когда немощные люди, искупавшись в целебных источниках, исцелялись от, казалось бы, неизлечимых болезней. А в 1998 году, за неделю до Великого Поста в монастыре произошло Великое Чудо — замироточила икона «Благодатное небо». Присутствовавшие 22 февраля 1998 года на воскресной службе монахини и прихожане с благоговением увидели, как из иконы заструилось миро (благоухающее церковное масло). Священники немедля помазали миром всех присутствующих. И некоторое время спустя стало известно об исцелении одного из прихожан. 12-летний житель села Пайгарма Ваня Жувайкин, с рождения слепой на левый глаз, прозрел после помазания. Икона мироточила еще три раза — 27 февраля, 1 и 8 марта. Во время последнего мироточения исцелилась монахиня Маргарита.

Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь в с. Пайгарма

Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь — возрождающаяся святыня нашего Отечества. Это крупнейшая обитель Саранской и Мордовской Епархии, историко-архитектурная жемчужина самого значительного, после Саранска, муниципального образования Рузаевка. Обитель во имя святой мученицы Параскевы была устроена здесь в 1865 году. На этом месте чудесным образом была найдена в XVIII веке ее икона.

В летописях монастыря говорится об этом. Солдат из крестьян села Рузаевка Инсарского уезда, находясь на военной службе, сильно страдал от болезни ног. Томясь тоскою по родине, но терпеливо перенося страдания, солдат находил истинное утешение лишь в слезной молитве Господу Богу. Однажды больному во сне явилась женщина «небесной красоты» в голубом одеянии с крестом в руках. Но он отнес это видения к обычным снамдаже тогда, когда оно повторилось. В третий раз прекрасная женщина явилась со словами: «Через три дня ты будешь совершенно здоров и возвратишься на родину. Когда придешь на домой, сходи в деревню Пайгарму, в лесу увидишь источник и в нем найдешь мой образ. Устрой над источником часовнюи поставь в ней найденный образ; после этого ты будешь совершенно здоров, никогда не будешь болеть ногами.» исполняя обет служивый построил часовню и после этого поведал о своем чудесном исцелении местным жителям.

Обрадованный благодатной вестью верующий православный люд устремился на поклонение обретенной святыне.Многие, с верою прибегавшие к святой иконе, получали чудесные исцеления от болезней и благодатноеутешение в скорбях и напастях. На иконе, обретенной рузаевским солдатом, был образ святой мученицы Параскевы. Этот первоначальный образ не раз приносили крестьяне из часовни в Рузаевскую церковь, но она чудесным образом снова и снова появлялась на источнике в своей часовне. Впоследствии она была утеряна. Вместо утраченной иконы в XIX веке, на святой горе Афон, была написана новая икона святой мученицы Параскевы, в которую вложена часть святых мощей сей «страстотерпицы Христовой», специально для Пайгармского монастыря.

С тех пор она является гласною святынею Параскево-Вознесенской обители. От целебного же источника и поныне подается исцеление всем приходящим с вероюна это святое место и приемлющим святую воду.

Пайгарма пайгармский параскево вознесенский женский монастырь

Один из самых почитаемых монастырей на территории Мордовии расположен в 35 километрах от Саранска. Основан в 1864 году.

В Рузаевском районе Мордовского края, в селе Пайгарма находится Вознесенский женский монастырь, основанный в 1865 году. Обитель была освящена во имя святой мученицы Параскевы, чья икона чудесным образом была найдена на этом месте в 18 веке. По летописям монастыря, история мордовской святыни начинается с солдата, сильно страдавшего от болезни ног и находившего утешение только в молитве. Лик святой Параскевы, явившийся больному солдату, возвестил о местонахождении исцеляющей иконы и святого источника в селе Пайгарма. Вставший на исцелённые ноги солдат построил над источником часовню с найденным образом. Весть о чудотворной иконе разнеслась далеко за пределы района и вызвала массовое паломничество в эти места.

Первоначальный образ со временем был утерян. В 19 веке вместо утраченной иконы в Афонском монастыре была написана новая икона мученицы Параскевы, обрамленная ризу с частицами святых мощей специально для Пайгармского монастыря. В июле 1865 года на месте нахождения иконы была образована община. В 1895 году был выстроена храмовый комплекс, включающий Успенскую и Вознесенскую церковь. Основные здания монастыря построены на рубеже 19−20 веков в неорусском стиле. Главный собор — Успенский — был возведён в 1890 году, здесь сохранились первоначальные росписи. В 1918 году в монастыре размещался штаб Первой революционной армии. В начале 1920 годов монастырь закрыли, здесь располагались больница, затем военная часть. Восстановлен монастырь в 1994 году. Сейчас здесь почитаются три источника, освященные в честь Серафима Саровского, угодника Николая Мирликийского и великомученицы Параскевы. Вода из третьего источника направлена в купальню.

Вознесенский монастырь в девятнадцатом веке был одним из многолюдных и благоустроенных монастырей России. В наши дни женский монастырь считается жемчужиной Мордовского края и местом паломничества православных христиан. Сегодня в монастыре проживают более 60 сестер. Окрыты приют для иконописная и золотошвейная мастерские, библиотека. Главная святыня монастыря – икона Святой мученицы Параскевы с частицей ее мощей, написанная в 19 веке на Афоне.

Адрес: Республика Мордовия, Рузаевский район, село Пайгарма

5.00 — Приезд в Пайгарму.
6.00
— Посещение святого источника Николая Угодника.
7.30-10.00
— Утренняя служба в Параскево-Вознесенском храме.
11.00-12.00
— Посещение минеральных источников.
12.00-13.30 — Экскурсия по монастырю.
14.00-15.00
— Свободное время (обед).
15.00-16.30
— Посещение источника Параскевы, купание в источнике.
17.00-19.00
— Вечерняя служба.
19.30
— Выезд

Параскево-Вознесенский женский монастырь был основан в 1865 году. Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, «сильно заболел ногами». Врачи вскоре убедились в безнадежности лечения и записали солдата в разряд неизлечимых. Утешение он находил только в постоянной слезной молитве к Господу. Однажды во сне ему явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала: » Хочешь быть здоровым и желаешь идти на родину?». Вскоре видение повторилось во второй и третий раз. В последний раз женщина сказала солдату, что он через три дня будет здоровым и возвратится домой. Еще она сказала, чтобы он сходил в деревню Пайгарму, нашел в лесу яму с водой, а в ней-ее образ, и постороил на источнике часовню. Солдат выздоровел и выполнил наказ святой мученицы Параскевы. И потянулись люди к источнику и стали исцеляться.

С построением часовни, а затем и церкви, обитель быстро начала расти. Был открыт приют для малолетних детей-сирот. Открыты иконописная, златошвейная и сапожные мастерские, библиотека и 4 сада. Сегодня в монастыре более 60 сестер. Главная икона монастыря — икона святой мученицы Параскевы с частицей ее мощей, написанная на Афоне в 19 веке.Выстроен храм-часовня над источником и купальни. Монастырь славится тремя целебными источниками: Николая Угодника, Серафима Саровского и святой мученицы Параскевы. Все три источника впадают в святое озеро. Монастырь славится своим гостеприимством, в любой день здесь можно исповедаться, причаститься и, конечно, искупаться в целебной чудо-воде.

Ссылка на основную публикацию