Островной монастырь в покрове

Свято-Введенский монастырь Покрова

Свято-Введенский женский монастырь расположен на живописном острове посреди Введенского озера, в 4 км от Покрова. Попасть на него можно по одному из двух мостов, перекинутых с берега, а зимой и по льду. Большую часть острова занимают монастырь и хозяйственные постройки, укутанные кронами могучих деревьев. Над их ветвями возвышаются купола 5-главого Введенского храма — строгие черные луковки контрастируют с краснокирпичным «телом» собора и резко выделяются на фоне окружающей зелени. Зимой, когда заснеженные пределы острова сливаются с озером, именно красные стены храма служат ориентиром для паломников.

Немного истории

Считается, что монастырь был основан в конце 17 века, когда два монаха-отшельника построили небольшую деревянную часовню и кельи на одном из островов Введенского озера. Старцы хотели дожить отпущенное им время в уединении, но на живописный остров потянулись паломники, и уже к началу 18 столетия было решено возвести новый, вместительный островной храм. Монастырь быстро рос и богател — к нему пристроили колокольню, столовую и гостиницу для богомольцев. В 1918 г. храм и прилегающие территории национализировали, вернув в лоно церкви лишь в 90-х гг.

Первую деревянную церковь, построенную старцами-отшельниками, разобрали и перенесли на Владимирский тракт, где она до 1740-х гг. служила домом для сбора податей.

Что посмотреть

На острове расположены два храма — Никольская церковь, полностью отреставрированная несколько лет назад, и Введенский храм, интерьеры которого еще предстоит восстановить. Монастырь славится своими фресками и редкими иконами, в их числе изумительная фреска святого Александра Невского, поднявшего очи горе. Другая святыня обители — мощи старца Клеопы, местного святого, похороненного здесь же.

При монастыре открыт приют для беспризорных детей «Ковчег», в котором сейчас живут и учатся 12 девочек.

Обитель известна отменным гостеприимством — монахини с удовольствием общаются с гостями, делятся историями из жизни монастыря и проводят небольшие экскурсии по территории. Большинство посетителей остаются отобедать в трапезной для паломников, где подают простую и вкусную еду, приготовленную из местных продуктов. В монастыре можно купить свежую или копченую рыбу, выловленную тут же у берегов острова, — все вырученные средства идут на благотворительность. Летом многие паломники спускаются к воде, чтобы искупаться и полюбоваться умиротворяющими пейзажами Введенского озера.

Практическая информация

Адрес: Владимирская обл., Покров, 601120. Координаты: 55.925258, 39.120597.

Как добраться: на общественном транспорте — с Центрального автовокзала Москвы экспрессом до ост. «Покров», далее на местном автобусе до автостанции «Покров», оттуда на автобусе до пос. Введенский, от остановки пешком вдоль озера на север до моста, ведущего на остров. На личном транспорте — из Москвы по Горьковскому ш. около 100 км до Покрова, перед знаком «Начало населенного пункта» поворот налево, далее не сворачивая, до озера Введенское.

Свято-Введенский островной монастырь

Свято-Введенская женская пустынь, что в 4 км от г. Покров у западной окраины Владимирской области, относится к редким в средней полосе России островным монастырям. Обитель расположена в живописнейших местах – на острове посреди Вятского (ныне Введенского) озера.

Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.

На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.

После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.

Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.

В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.

В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.

В 1994 г. Свято-Введенская островная пустынь была передана Владимиро-Суздальской епархии и сегодня действует как женский монастырь. Настоятельница монастыря игуменья Феврония с сестрами прилагают немалые усилия для возрождения обители. Первым был отреставрирован Никольский храм, его роспись и иконостас. Восстанавливается и Введенский собор.

Монахини содержат золотошвейную мастерскую, изготавливают церковную утварь и реставрируют старые иконы. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную, расположенную на террасе над водами озера.

При возрождённой обители действует православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних детей. 1 сентября 2009 года в нем начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Монахини обучают воспитанниц вышивке. Дети участвуют в богослужениях, старшие девочки поют в монастырском хоре.

Свято-Введенская островная пустынь привлекает необыкновенной красотой пейзажа и старинных храмов, ощущением святости и душевной гармонии.

Контакты:
По вопросам посещения монастыря – телефон: +7 (49243) 6-31-36.
Заказать экскурсию по монастырю для организованных групп можно в Краеведческом музее г. Покров по телефону: +7 (49243) 6-22-14.

Свято-Введенский Островной женский монастырь

Покро́вская Свя́то-Введе́нская Островна́я пу́стынь (Свято-Введенский Островной монастырь) — православный женский (в прошлом мужской) монастырь. Подворье Александровской епархии Русской Православной Церкви. Расположен на острове посреди Вятского (теперь — Введенского) озера.

Содержание

Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.

На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.

После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.

Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.

В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.

В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.

В 1994 г. Свято-Введенская островная пустынь была передана Владимиро-Суздальской епархии и сегодня действует как женский монастырь. Настоятельница монастыря игуменья Феврония с сестрами прилагают немалые усилия для возрождения обители. Первым был отреставрирован Никольский храм, его роспись и иконостас. Восстанавливается и Введенский собор.

Современное состояние

При возрождённой обители действует православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних детей. 1 сентября 2009 года в нем начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Монахини обучают воспитанниц вышивке. Дети участвуют в богослужениях, старшие девочки поют в монастырском хоре.

Монахини содержат золотошвейную мастерскую, изготавливают церковную утварь и реставрируют старые иконы. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную, расположенную на террасе над водами озера.

  • Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Церковь свт.Николая Чудотворца

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Владимирская область, Петушинский район, Введенское, остров Вятского озера.

Телефон: Телефон: +7 492 436-31-36

Проезд: Из Покрова пару км на запад (в сторону Москвы), затем пару км на север до Введенского озера (асфальт), в тупике — колония, которую надо обойти по берегу озера и выйти на мост. На многих картах место так и обозначено — «труд. колония». Рейсовый автобус ходит, но не часто

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.



Отзыв: Свято-Введенский Островной монастырь (Россия, Владимирская область) — Монастырь на острове среди кувшинок.

Переезд на дачу не стал для нас причиной сидеть дома, пусть и на собственной территории. Жажда перемещений, вернее путешествий — это видимо страсть врожденная, а у кого-то может и приобретенная. Как бы то не было, нам хочется путешествовать, узнавать что-то новое и открывать для себя интересные места.

Так недавно я узнала о красивом Черном озере в сосновом бору расположенном во Владимирской области в 2 км. от города Покрова. Но это не единственные водные ресурсы вблизи Покрова, рядом с Черным озером, находится Белое и Введенское озера.

Белое озеро совсем маленькое, больше похоже на большой пруд, а вот Введенское побольше. Изучая на карте местность, я обнаружила очень интересную вещь, на Введенском озере есть остров, куда ведут два моста, а на острове расположен Свято-Введенский Островной монастырь.

Вот туда-то мы и направились.

Свято-Введенский Островной монастырь или Покровская Свято-Введенская Островная пустынь — это православный женский монастырь в прошлом мужской.

На территорию монастыря ведут два моста, один бетонный, по которому может передвигаться автотранспорт.

Второй деревянный (бревенчатый) он исключительно пешеходный.

На большой суше есть небольшая автомобильная парковка. При входе в монастырь нас встречают гостеприимно открытые ворота. Здесь же можно ознакомится с правилами поведения на территории монастыря.

Пока шли по бетонному мосту я все не могла налюбоваться на поле кувшинок усеявших гладь Введенского озера.

Перед входом в монастырь есть кафе (о нем мы видели информацию на трассе), правда внутрь мы не заходили, так что про цены, меню и интерьер сказать ничего не могу.

Информация для женщин. Если вдруг вы оказались около Свято-Введенского Островного монастыря без подобающей одежды (длинной юбки и платка), это не повод расстраиваться и поворачивать назад. В церкви Николая Чудотворца вы найдете все необходимое.

А теперь несколько слов об истории монастыря.

Монастырь был основан на острове в конце XVII века двумя иноками, Сергием и Тимофеем, построившими там деревянную часовню и келью. Их уединенный образ жизни продолжался недолго, вскоре о старцах узнали и потянулись на остров желающие стать насельниками новой пустыни. Иноки принимали всех.

Вскоре братия так разрослась, что возникла необходимость постройки собственного храма. После того как разрешение на строительство было получено, в начале XVIII века построили и освятили деревянный храм.

Вятское озеро, также как и земли вокруг, являлись собственностью князей Голицыных. С появлением пустыни, Голицины и озеро и остров отдали в собственность монастыря. Монастырь бедствовал и в 1722 году потерял свою самостоятельность, его приписали к Иоанно-Богословской пустыни.

В 1729 году Свято-Введенский Островной монастырь снова обрел самостоятельность.

Вскоре построили теплую каменную церковь Николая Чудотворца.

С 1760 по 1778 г. настоятелем монастыря был иеромонах Клеопа. Он ввел в пустыни строгие правила и особый Афонский устав, требовавший от братии молитвенного подвига.

В XIX веке монастырь становится все богаче. На его территории со временем возвели монастырскую гостиницу, где богомольцы могли бесплатно провести три дня.

В 1856 г. князь К. Ф. Голицын пожелал вернуть отданные его предками земли. Окончательное решение по этому делу не принималось в течение пяти лет и завершилась история в пользу Введенской островной пустыни без последующего права апелляции со стороны князя Голицына.

К началу 10 гг. 20 века монастырь закрыли, а имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях продолжалось до 1924 г. Остальные здания как и сама территория использовались по-разному. Здесь находился дом престарелых и инвалидов, после детский дом. В 1932 г. на территории бывшего монастыря разместилась женская подростковая колония. В 1940 г. начали перестраивать здания, а оставшуюся монастырскую собственность перевезли в Покров. Купола срубили, во Введенском храме сделали школу для заключённых девушек-подростков. В Никольской церкви разместился клуб и кинозал.

В 1991 г. островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не одновременно — 2 этаж Свято-Введенского собора и Николькая церковь вернулись к монастырю только через 3 года. Состояние их оставляло желать лучшего, кровля протекала, ремонта здания н видели давно, купола отсутствовали. К тому времени на 2-м этаже Веденского собора располагался музей, на первом был устроены спортзал, мастерские и склад мебели. Никольская церковь была клубом.

6 июня 1995 года подворию был присвоен статус «женской обители».

В 2001 г. вместо уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, оснастив ее отлитыми колоколами.

Мы зашли и в Никольскую церковь и в Введенский храм.

Никольская церковь действующая.

В 1891—1894 гг. вместо старого здания Введенского храма отстроили здание из красного кирпича.

В данный момент храм находится на реставрации.

Внутрь зайти можно, на стенах кое-где сохранились старые фрески (правда по-хорошему они тоже требуют реставрации). Мощные стены храма овевают холодом, спасаться здесь от жары самое то.

Далее заходим в арку и оказываемся опять около озера на пристани. Подозреваю, что на Крещение это место пользуется популярностью.

А сейчас кругом тихая и спокойная гладь озера.

Вернувшись к Введенскому храму мы обошли его вокруг и обнаружили с обратной стороны храма внушительный монастырский огородик.

Территория монастыря пусть и небольшая, но чистенькая и ухоженная, разбиты розарии.

Со стороны тыльной части Введенского храма есть выход на второй деревянный мост. И опять кругом красота.

При выходе из храма или входе на территорию можно познакомится с историей этого места.

А пока нас не было, на машину прилетело вот такое Чудо-юдо усатое.

Свято-Введенская Островная пустынь близ г. Покрова Епархиальный женский монастырь

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.

На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.

После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.

Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.

В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.

В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.

16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви.

6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия была создана иноческая община как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию был присвоен статус женского монастыря.

Первым был отреставрирован Никольский храм, затем Введенский собор. В монастыре есть золотошвейная мастерская, изготавливается церковная утварь и реставрируются старые иконы. Проводятся экскурсии. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную.

В 2007 году рядом с монастырем при подъезде к острову по благословению игумении Февронии был построен детский приют-пансионат «Ковчег», куда стали принимать девочек разного возраста, некоторых – с мамами, поскольку женщинам в силу разных жизненных обстоятельств некуда было идти.

Свято-Введенская островная пустынь

Покров: полезная информация

Автобус автобус «Покров – поселок Введенский» до остановки «Поселок Введенский»
Такси приложение Такси «Покров»

Свято-Введенская островная пустынь — это женский православный монастырь недалеко от города Покров Владимирской области. Свято-Введенская островная пустынь была основана в начале VIII века как мужская обитель, с 1995 года — стала женским монастырем. На восточном берегу озера находится поселок с одноименным названием — Введенский, с которым Введенскую пустынь связывают два моста — деревянный и бетонный.

История возникновения и развития

В конце XVI века на острове живописного Введенского озера (тогда — Вятского) обосновались два монаха — Сергий и Тимофей. И соорудили для себя деревянную церквушку и келью. Так появилось первое маленькое святое поселение из двух человек на острове. Но недолго монахи оставались в одиночестве. Слухи об их скромном житие поползли по окрестностям. И потянулись к ним люди, просились поселиться рядом с иноками. А те и не отказывали приходящим. Так, поселение становилось все больше, а жившие здесь верующие задумали построить храм, на что и стали просить благословения православной Церкви. В 1708 году митрополит Стефан благословляет строительство новой святыни.

Деревянный храм построили монахи уже через год, а первопоселенец Сергий становится первым наставником монастыря, названного Введенской островной пустынью. В 1713 году Сергий умирает, а новым настоятелем становится монах Нектарий. Хоть его наставничество и было недолгим, но за это время он успевает продать новый храм и колокол в соседние села. Цена сделок была смехотворной — 17 рублей за храм и 11 рублей за колокол. А нищий монастырь потерял независимость и был приписан к Иоанно-Богословскому монастырю Московского уезда. Лишь В 1729 году независимость была возвращена святому дому монахов.

Проданный колокол вновь был передан в собственность монастыря, а вместо проданного деревянного храма отстроен новый основательный каменный храм при настоятеле Лаврентии. Отстроены церковь Николая Чудотворца и церковь Илии, а на Владимирском тракте — новая каменная часовня для сбора подаяний от неравнодушных людей. Были построены новые кельи и возведена ограда монастыря. Так, стараниями Лаврентия, преображалась святая обитель.

Одним из настоятелей обители, оставившим свой существенный след в истории обители, стал старец Клеопа. Старец и сам был к себе строг в части соблюдения монашеских устоев, и требовал того же от братьев. По установленному им общежитийному уставу от монахов требовался особо усиленный молитвенный подвиг. Старец Клеопа после 18 лет наставничества умер в день праздника сорока мучеников.

В конце XIX века, при наставничестве Иосифа, перестраивается церковь Николая Чудотворца, построены здания келий и настоятельский корпус, заменено ограждение на новое и основательное из кирпича, а на берегу — построены и обустроены дома для паломников.

В начале XX века монастырь процветал до тех пор, пока в Россию не нагрянула революция. И для монастыря не пришло ничего хорошего — в 1918 году его здания передали в собственность государства, а монастырь фактически прекратил свое существование. Здания монастыря передавались из года в год разным государственным организациям — дому для престарелых, детскому дому, женской колонии… А в 1940 году с Введенского храма даже были срублены купола, а в изуродованных зданиях открыли школу для девиц, отбывающих срок в колонии.

Только через 73 года в 1991 году началось возраждение Свято-Введенской островной обители. До 1993 года здания острова постепенно были переданы святой обители. А в 1995 году Островная пустынь получила статус теперь уже женского монастыря и свою первую наставницу — игумению Февронию.

Свято-введенская островная пустынь в наше время

После возвращения зданий монастырь находится в стадии восстановления до сих пор, хотя реставрационные и строительные работы проведены просто огромные. Обрела прежний вид церковь Николая Чудотворца, Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы находится пока еще в стадии реставрации, построена новая звонница, открыт детский приют-пансионат «Ковчег». Имеются обустроенные келейные корпуса, часовня-купальня, трапезная для монахинь и трапезная для паломников. Территория монастыря ухожена и красива. Радуют взгляд красивые клумбы с розами, а отдохнуть можно на установленных лавочках. Спокойная вода озера заросла романтичными кувшинками, а чайки, в огромном количестве здесь живущие, высиживают птенцов даже на клумбах монастыря.

Монастырю принадлежит небольшое подворье с живностью, где производятся различные молочные продукты — молоко, сметана, масло, творог, мороженое. Выпекается различная выпечка и хлеб. Одно их важных производств — золотошвейная мастерская. Все продукты, вышивку, вязание можно приобрести.

Расписание проведения богослужений

  • 5:00 — Утренние молитвы. Полунощница.
  • 5:45 —Божественная литургия.
  • 17:00 — Всенощное бдение.
  • 7:30 — Божественная литургия,
  • 17:00 — Всенощное бдение.

По субботам проводится обряд крещения (собеседование до крещения — в 10:00).

Детский приют-пансионат «Ковчег»

В 2007 году на берегу Введенского озера по благословению настоятельницы Февронии был построен детский приют «Ковчег» для девочек разного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это девочки, оставшиеся без попечения родителей, из малообеспеченных семей, бездомные. Живут здесь и мамы со своими ребятишками. Кирпичное здание приюта рассчитано на 50 человек.

Девочки в приюте учатся, поют и танцуют, помогают монахиням на кухне, монастырском коровнике, огороде, а также обучаются мастерству золотого шитья.

Как добраться до Свято-Введенской островной пустыни

Из Москвы до города Покров (станция «Покров»):

  • электропоездом с Курского вокзала г. Москвы,
  • автобусом со Щелковского автовокзала г. Москвы.

От города Покров до поселка расстояние всего 4 километра (от Моксквы — 100 км) и добраться до него можно несколькими способами:

  • пешком (около 50 минут) — маршрут,
  • местным автобусом «Покров — поселок Введенский» до остановки «Поселок Введенский» — расписание,
  • на личном автотранспорте — координаты 55°55′31″N 39°7′11″E (возле моста имеется бесплатная автостоянка),
  • на такси — приложение Такси «Покров».

Свято-Введенская Островная пустынь: google-панорама

Свято-Введенская Островная пустынь: видео

Фотоблог Александра Зайцева

Монастырь на острове

Возвращаясь из Храповицкого замка, мы заехали в г. Покров. На этот раз нас интересовал не сам город, а Свято-Введенский Островной монастырь. Хотелось полюбоваться на него в вечернее время, при мягком свете.

Свято-Введенский Островной монастырь в г Покров

Основан сей монастырь в XVII веке иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем. Два монаха удалились на остров Вятского озера, построили деревянную часовню и келью.

Природа вокруг монастыря

Вот только не долго им пришлось в одиночестве предаваться молитвам. Узнал народ, что на острове «старцы» поселились, ну и потянулись к ним со всех сторон, желая стать насельниками. Старцы никому не отказывали, всех принимали.

Введенское. Покровская Свято-Введенская Островная женская пустынь

Вот здесь хочу сделать небольшое отступление. Я второй раз пишу о монастырях (первая статья Град пресвятого Макария) и думаю, а что это народ косяками тянулся в святую обитель? Нет, идут конечно и сейчас, но идут все же умеренно. А раньше, как только узнают где скит «старца», так туда шасть скорей. Вот и подумалось мне, что не зря это. Решил я, что надоедало крепостному крестьянину работать на злого барина, вот он и бежал к старцам, искал в монастырях спасение. Оказалось немного не так. Просто уйти от барина крестьянин не мог, сбежишь, поймают и накажут. Но вот если сказать барину, что я мол в монастырь хочу податься, тут уж барин сделать ничего не мог. Хочешь, не хочешь, а должен благословить крестьянина, отдать ему все сопроводительные документы (что бы по дороге в полицию не «загребли») и отпустить.

К началу XVIII века желающих уединиться на острове было настолько много, что приняли решение просить благословения на строительство Храма. В 1708 году благословение получили, а в 1710 году построили деревянный Храм Введения Пресвятой Богородицы.

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (год постройки 1894)

Старую, деревянную часовню перенесли на Владимирский тракт для сбора денег на содержание монастыря. Только больших денег она не приносила. Ее переносили, разбирали, перестраивали. К часовне ежегодно до 1918 года в Ильин день совершался Крестный ход.

Церковь Николая Чудотворца (год постройки 1885)

После строительства монастыря его настоятелем стал инок Сергий, который был рукоположен в иеромонахи. Умер Сергий в 1713 году. После его смерти из Москвы прислали настоятелем монаха Нектария. При этом настоятеле монастырь пришел в упадок. Нектарий распродал все церковное имущество, а его самого приписали к Иоанно-Богословской пустыни (ныне село Богослово Московской области). Интересно, что Храм он продал в село Покровское за 17 рублей и монастырскую колокольню за 11 рублей священнику в село Воскресенское. В пустыне осталось всего 14 монахов.

В 1729 году «правительствующий Синод» вернул самостоятельность монастырю и прислал в монастырь нового настоятеля. Колокол монастырю возвратили, вместо деревянного Храма возвели новый, каменный. Построили рядом церковь во имя Николая Чудотворца и деревянную церковь в честь Ильи пророка.
Вот что пишет академик П.С. Паллас, побывавший в пустыне в 1768 году: «Недалеко от Покрова . протекающая река Воля делает залив или озеро с островом, на котором находится Введенская пустыня, имеющая наиприятнейшее положение в свете.»

Введенское. Покровская Свято-Введенская Островная женская пустынь

В XIX веке монастырь стал приносить прибыль. Здания церквей реконструировали.
После революции в 1918 году монастырь закрыли, хотя службы вели до 1924 года. С 1932 года в монастыре обосновалась женская подростковая колония. Купола у церквей срубили, в Введенском храме расположилась школа для заключенных, Никольская церковь служила клубом и кинозалом.

Звонница (год постройки 2001)

В 1991 году было принято решение вернуть монастырь Владимирской Епархии. Сейчас это действующий, но уже не мужской, а женский монастырь.

Необычайно красивое и тихое место, ухоженный монастырь оставили в нашей памяти только самые теплые чувства.

Свято-Введенский Островной Монастырь

Расположен на острове посреди Введенского озера близ Покрова

Покровская Свято-Введенская Островная пустынь — православный женский монастырь. Расположен на острове посреди Вятского (ныне — Введенского) озера, близ города Покрова, Владимирской области.

Монастырь основан в конце XVII в. старцами Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера. Ими были построены деревянная часовня и кельи. Вскоре к ним потянулись желающие стать насельниками новой пустыни, так постепенно основался монастырь. Вятское озеро и земли вокруг являлись вотчиной князей Голицыных. С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. В центре острова в 1710 году был построен деревянный храм.

» . осмерик, а поверх шестерик, крыша тёсом, глава и шея обиты чешуёю деревянной, на главе крест деревянный опаен жестью . «

А в 1735 году был возведен каменный храм взамен деревянному. Храм имел пять глав (в 1891—1894 гг. был заменён новым — из красного кирпича — также пятиглавым), при нём была построена шатровая колокольня (не сохранилась) с колоколом и часами с боем. Рядом поставили зимнюю каменную церковь во имя Николая Чудотворца (в1876—1878 гг. перестроена и расширена), а на воротах пустыни выстроили надвратную деревянную церковку в честь пророка Илии. В XIX веке по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду.

В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт — имущество национализировали. Территория острова использовались сначала под дом престарелых и инвалидов, затем — под детский дом, а с 1932 г. как женская подростковая и трудовая воспитательная колония. В 1993 году была образована иноческая женская община, монастырь отреставрировали и в 2001 году построили новую кирпичную звонницу взамен утраченной.

Свято-Введенский Островной монастырь в г. Покров

Покровская Свято-Введенская Островная женская пустынь (Свято-Введенский Островной монастырь) — в 1708-1918 гг. мужской монастырь, с 1993 г. — женский. Подворье Владимирской и Суздальской епархии Русской Православной Церкви. Расположен на острове посреди Вятского (теперь — Введенского) озера, по прямой в 3-х верстах от города Покрова, Петушинского района Владимирской области.

Монастырь основан в самом конце XVII в. иноками Антониевой пу?стыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера и поставившими там деревянную часовню и деревянную же келью. Уединение, по преданию, длилось недолго — о «старцах» пошёл слух по округе и начали приходить желающие стать насельниками новой пу?стыни. Иноки принимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить о благословлении на постройку собственного островного храма. Что и было сделано.

В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, Митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), в которой монахи благословлялись:

« . на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте . построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы . »

Храм был построен в центре острова, на очищенном от леса месте, и 14 января 1710 г. освящён приехавшим из Москвы иеромонахом Иоакинием. Был тот храм деревянным:

« . осмерик, а поверх шестерик, крыша тёсом, глава и шея обиты чешуёю деревянной, на главе крест деревянный опаен жестью . »

Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем «для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы — когда Владимирская дорога сместилась — часовня была перенесена вслед за трактом. Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пу?стыни к часовне совершался Крестный ход.

Инок Сергий по постройке храма был рукоположен в иеромонахи и назначен первым настоятелем (строителем) монастыря. Его наставничество длилось недолго — в 1713 г. он почил в Бозе и на его место из Москвы был прислан монах Нектарий.

Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных. С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. — ещё при Сергии — монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пу?стыни:

« Лета 1711 июня 11 дня по указу Великого Государя . отданы по разряду . рыбные ловли Антониевы пустыни . озеро Вяцкое . и большое озеро Беленское . из него проток в Шитское озеро . озеро Ланковское . для того, что прежние обротчики отказали, а вновь никого не нашлось, а оброку платить ему строителю с братией присланного канцелярского три рубли шестнадцать алтын четыре деньги . »

Иными словами, налог на рыбную ловлю в названных озёрах платить было некому, и промысел отдали — с обязательством этот налог платить — только что возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал — сбор денег в городах и на Владимирском тракте не спасал, — и в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пу?стыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда (ныне — село Богослово на трассе М7). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, предварительно продав за 17 руб. храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву. В пу?стыни осталось 14 монахов.

Самостоятельность монастырю вернул своим указом «правительствующий Синод» в 1729 г. На место Нектария приехал иеромонах Александр из Антониево-Любецкого монастыря Черниговской губернии. Колокол возвратили в 1735 г., при новом настоятеле Лаврентии, а церковь так и осталась в Покровском — взамен неё на острове возвели новый, каменный, храм. Храм был пятиглав, при нём была построена шатровая колокольня с колоколом и часами с боем. Рядом поставили каменную же церковь во имя Николая Чудотворца — «тёплую», для служб в зимние времена. На воротах пу?стыни выстроили деревянную церковку в честь пророка Илии.

Лаврентий оставался настоятелем обители по 1758 г. — до самой своей кончины — с небольшим перерывом в 1752-54 гг. (настоятель — Иоасаф). Затем строителем был игумен Алимпий, а с 1760 по 1778 г. — старец Клеопа, ученик преподобного Паисия Величковского.

Будучи строителем монастыря, иеромонах Клеопа ввел в пу?стыни строгое общежитие и особый Афонский устав, требовавший от монастырской братии молитвенного подвига. Ища уединённой иноческой жизни, он дважды, в 1765 и в 1770 гг., внезапно покидал обитель, но всякий раз просьбами монахов по возвращении восстанавливался в чине настоятеля. После исчезновения и возвращения 1770 года, некоторое время — до 1773 — пребывал в монастыре рядовым монахом, затем вновь стал его строителем. Почил в Бозе, в полном согласии со своим предсказанием, 9 марта 1778 г., в свой любимый праздник — День памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

При Клеопе, в 1768 г., пу?стынь посетил академик П. С. Паллас со своею экспедицией, предпринятой по Высочайшему указу Екатерины II Великой. Об этом событии в его дневнике имеется запись:

« Недалеко от Покрова . протекающая река Воля делает залив или озеро с островом, на котором находится Введенская пустыня, имеющая наиприятнейшее положение в свете. »

В XIX столетии монастырь прирастал имуществом и богател. Павел I пожаловал пустыни сенные покосы и мельницу на реке Мелёже при деревне Новой (ныне — деревня Глазуны Фряновского городского поселения). Мельница сдавалась монахами в аренду и приносила доходу 200 руб. в год. В 1831 г. княгиня Татьяна Михайловна Прозоровская, владевшая селом Ивановским в 7-и км от обители, передала монастырю 20 десятин земли на ближайшем берегу озера:

« . пожертвована в вечное монастырское владение болотная, находящаяся на берегу Вятского озера земля . »

На этой территории со временем возвели монастырскую гостиницу со двором, где по обычаю, введённому ещё Клеопой, богомольцы могли бесплатно провести три дня — но не более,- и так же бесплатно столоваться в обители. В 1856 г. эти 20 десятин стали предметом спора между монастырём и ротмистром князем К. Ф. Голицыным, который к тому времени стал владельцем Ивановского и пожелал забрать себе «самовластно присвоенную в пользу Пустыни» землю. Тяжба длилась 5 лет и завершилась 28 октября 1861 г. вердиктом Гражданского суда, по которому спорная земля передавалась «в полное и неотъемлемое владение Введенской островной пустыни без права апелляции со стороны князя Голицына».

В 1876-1878 гг., при настоятеле Иосифе, была перестроена и расширена зимняя церковь святителя Николая Чудотворца. В числе жертвователей на реконструкцию значатся промышленники Морозовы. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменён новым — из красного кирпича — также пятиглавым. Иконостас был посеребрён и позлащён, а соборные стены — расписаны образами «греческого письма». Этому храму досталось пережить в следующем, XX-ом, веке разорение, реконструкцию и новое освящение. При храме поставили колокольню (не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и кирпичную же ограду.

К началу 10-х гг. монастырь выглядел вполне благополучным: его запасной капитал в 1910 г. оценивался в 65 тыс. руб., пахотной земли в 1911 г. было 15 десятин 128 саженей, сенокосной — 23 дес. 230 саж., лесу — 227 дес. 936 саж., болота и неугодий — 52 дес. 1152 саж. Из этого числа в аренду сдавалось 34 дес. 1124 саж., обрабатывалось собственными силами 8 дес. 1512 саж. Братии было 30 человек, в обитель тянулись паломники — в том же 1911 г. монастырь отпустил 1500 бесплатных обедов, — при обители работала школа (в 1911 г. учились: 12 мальчиков и 11 девочек).

В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт — имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях происходило до 1924 г., хором руководили покровские монахини Екатерина и Евпраския. Остальные островные здания и сама территория острова использовались сначала под дом престарелых и инвалидов, затем — под детский дом. В 1932 г. в бывшем монастыре обосновалась женская подростковая колония, с 1935 г. переданная в ведение МВД и поменявшая в связи с этим название на «трудовую воспитательную колонию». В 1940 г. всю оставшуюся монастырскую собственность перевезли в Покров и начали перестраивать здания. Срубили купола и подкупольные барабаны, во Введенском храме устроили школу для заключённых девиц, а в Никольской церкви — клуб и кинозал.

16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу — 2 этаж Свято-Введенского собора и Николькая церковь отошли монастырю только через 3 года, в 1994 г. Оба были в «жалком» виде: с протёкшими кровлями, без какого-либо ремонта и без куполов — кресты пришлось устанавливать непосредственно на крышах. К этому времени в Веденском соборе на 2-ом этаже располагался музей, а на первом — спортзал, мастерские и склад мебели. Никольская церковь оставалась клубом.

6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковно-приходская община островных храмов была закрыта, и на её месте образована община иноческая — как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Ещё в августе 1993 г. из названной обители на остров прибыли первые насельницы, старшей из которых была инокиня Христина. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию присвоен статус «женской обители», а сестра Христина, ставшая к этому времени монахиньей Февроньей, назначена настоятельницей возрождённого монастыря.

В 2001 г. взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами.

Почтовый адрес монастыря: Россия, 601120, Владимирская область, Петушинский район, г. Покров, п/о Введенское.

Островной монастырь в покрове

Покров. 3. Свято-Введенский островной монастырь

Ну вот я и добралась, наконец, до того, с чего следовало бы начать рассказ о Покрове.
Монастырь совсем небольшой и, судя по всему, не очень богатый, километрах в трёх от города. (Тут начало путешествия в город Покров, тут продолжение)
Конечно, посетить монастырь, расположенный на острове посреди озера, лучше всего было бы летом. Но уж как получилось.
Летом, что и говорить, красота!


(Притащила отсюда)


(Притащила отсюда)

Впрочем, зимой тоже неплохо:

Изначально на острове посреди Введенского (Вятского) озера неподалёку от Покрова подвизались жить два монаха-отшельника Сергий и Тимофей. В конце XVII века они построили деревянную часовню, в которую приходили на поклон другие иноки и покорённые святостью мест оставались со старцами. Так в начале XVIII века возник монастырь.
И озеро и земли вокруг принадлежали Голицыным. С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной.
Но не надо обманываться и думать, что земли и рыбный промысел в близлежащих озерах были отданы из высших, духовных и благородных побуждений, по доброте душевной — налог на рыбную ловлю в этих озёрах платить было некому, и промысел отдали — с обязательством этот налог платить — только что возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал.
«И в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пу́стыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда. «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, предварительно продав за 17 руб. храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву. В пу́стыни осталось 14 монахов». (Отсюда)
(Читаю, и оживают образы монахов, созданные Люфановым в «Великом сидении», Алексеем Толстым в «Петре первом».)

Прихватил с собой Нектарий из Введенской пустыни и утварь, книги, хлеб, скот и монастырские припасы. Оставшиеся монахи долго терпели бедствия и голод, пока, наконец, двое из них не написали жалобу в Синод.
В итоге самостоятельность монастырю вскоре вернули. Колокол и прочее имущество тоже вернули, но после длительного процесса. Церковь возвращать не стали — построили новую.

Сейчас Свято-Введенский монастырь стал женским и относится к Подворью Владимирской и Суздальской епархии РПЦ.
При возрождённой обители действует православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних малообеспеченных, бездомных и беженцев – для всех тех, кто нуждается в социальной защите. 1 сентября 2009 года в этом здании начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Сёстры монастыря обучают воспитанниц вышивке – ремеслу, которым славится обитель с первых дней основания. Дети участвуют в богослужениях, старшие поют в монастырском хоре. (Отсюда)

А в Покрове сохранилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы, бывшей когда-то частью Антониевой Пустыни, с которой и начинался город:

Ссылка на основную публикацию