Основание троицкого монастыря сергием радонежским

История Троице Сергиевой Лавры

Около 1337 года там, где сейчас величественно возвышается Троице-Сергиева Лавра, был глухой лес, в котором Сергий Радонежский со своим братом Стефаном основали небольшую обитель, чтобы сосредоточившись в уединении, слать Создателю молитвы о помощи всей Руси.

Дело в том, что было это в те далекие времена, когда Русь страдала от постоянных опустошительных набегов ордынских войск. Спасая свою семью от гибели, родители будущего Сергия — Кирилл и Мария с тремя детьми бежали из Ростова в городок Радонеж. В конце жизни родители ушли в Хотьков монастырь, где впоследствии и скончались. А Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан решили стать отшельниками.

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию, и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым.

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу, в результате которой Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси.

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен, превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше, чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

История Сергиевой Лавры после революции

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.

В 90-х 20 века в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры. А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.

Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Знаменитый православный монастырь, основанный прп. Сергием Радонежским в 1337 году. Находится на территории города Сергиев Посад Московской области. Здесь действует Московская Духовная академия. В Свято-Троицком соборе хранятся мощи Сергия Радонежского. В 1993 году ансамбль монастыря вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь при Сергии Радонежском

В 1337 году инок Варфоломей вместе с братом Стефаном поселились на холме Маковец, находившимся недалеко от Радонежа. Здесь они выстроили бревенчатую келью и Троицкую церковь. Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Некоторое время Варфоломей жил один, но постепенно слух о молодом отшельнике начал распространяться в монашеской среде. К нему начали приходить иноки, желавшие разделить с ним духовный подвиг. Пустынь разрасталась. Варфоломей, постриженный в монахи игуменом Митрофаном и получивший имя Сергий, стал игуменом нового монастыря в 1354 году. Тогда же он был рукоположен в сан священника епископом Волынским Афанасием. Вскоре в Троицком монастыре был введен общежительный устав. Это было новшеством, так как почти все русские монастыри того времени придерживались особножительного устава, при котором иноки жили отдельно и устраивались согласно своим личным средствам. Общежительный монастырь (киновия) был устроен иначе. Здесь предусматривалось имущественное равенство монахов, которые отказывались от личной собственности. Всем распоряжалась иноческая община во главе с игуменом. Насельники жили одинаково, одинаково ели и одевались. Различие было только в степени подвижничества каждого из них. Сергий и его ближайшие ученики основали десятки новых монастырей-киновий.

Постепенно Троицкий монастырь становился центром духовной жизни страны. Именно сюда в 1380 году приехал князь Дмитрий Донской для благословения на Куликовскую битву. Иноки монастыря Ослябя и Пересвет, присоединившиеся к походу князя, прославились своей храбростью. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в Троицком храме.

XVXVII века

Новым игуменом стал ученик Сергия Никон Радонежский. В 1408 году обитель пострадала от набега татар хана Едигея, устремившегося в поход на Москву. После этого монастырь восстанавливался. В 1422-1423 годах на месте старого деревянного был построен новый белокаменный Троицкий собор. При его возведении были обретены мощи св. Сергия. Храм расписывали знаменитые иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев, специально для нового собора создавший легендарную «Троицу». В 1469 году была построена каменная трапезная. В 1476 году к востоку от Троицкого собора псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Св. Духа на апостолов.

Монастырь почитался московскими князьями. Здесь они совершали молебны по случаю важных событий, здесь крестили наследников престола (например, в 1530 году в монастыре был крещен будущий царь Иван Грозный).

В 1540-1550-е годы обитель опоясали крепостные стены с 12 башнями общей протяженностью 1370 м. Современный вид они приобрели в XVII веке. В 1559-1585 годах создавался Успенский собор. В 1684 году в нем появились фрески, а в 1780 году на месте западной паперти собора была устроена усыпальница Годуновых.

К концу XVI века Троицкий монастырь был крупнейшим в стране.

В 1608-1610 годах, во время Смуты, обитель пережила осаду польско-литовских войск. Об этом событии повествует «Сказание Авраама Палицына», бывшего монастырским келарем. Монастырь внес большой вклад в деятельность Второго ополчения Минина и Пожарского. После Смуты монастырь восстанавливался. В 1635-1638 годах напротив Успенского собора появился комплекс казначейского корпуса и больничных палат с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1682-1692 годах в стиле «нарышкинского» барокко была возведена трапезная с храмом прп. Сергия Радонежского В 1692-1699 годах был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Также в конце XVII века были созданы Царские чертоги и Надкладезная часовня.

В 1688 году Троицкий монастырь получил статус ставропигиального.

В 1689 году в нем укрылся от царевны Софьи царь Петр I. Отсюда он выехал уже полноправный правителем, здесь же пытали сторонников Софьи.

XVIIIXIX века

В 1738 году управление обителью было передано Духовному совету. В 1742 году здесь была открыта духовная семинария. В 1744 году монастырь получил почетный статус Лавры, его главой теперь был митрополит Московский.

В 1734 году над гробом прп. Михея Радонежского была возведена церковь. В 1746-1748 годах появилась церковь Смоленской иконы Богоматери, выполненная в стиле елизаветинского барокко. К лучшим памятникам русского зодчества XVIII века относится пятиярусная колокольня (1741-1770), занявшая одно из центральных мест архитектурного ансамбля лавры.

В XVIII-XIX веках обитель стала одной из самых богатых в России, чему способствовали обильные пожертвования и торговля, которую вели монахи. Также лавра являлась образовательным и культурным центром. В 1814 году сюда была переведена Московская Духовная академия.

В 1895 году в монастыре был построен больнично-богадельный корпус с храмом прп. Иоанна Лествичника. В настоящее время здесь находится Московская духовная семинария.

XXXXI века

С 1905 года в лавре существовала своя типография, лавки и мастерские. В самом Сергиевом Посаде ей принадлежали две гостиницы. К лавре были приписаны малые монастыри и скиты.

В 1918 году, с приходом к власти большевиков, монастырь стал трудовой артелью. В следующем году его монахи были переселены в Черниговский скит, Московская Духовная академия была распущена. В 1920 году лавра превратилась в историко-архитектурный музей. Также на территории обители до 1953 года располагался Загорский учительский институт.

Еще в 1918 году была создана комиссия по охране памятников искусств и старины Троице-Сергиевой лавры. Тогда же предпринимались первые попытки реставрации, возобновленные в 1920-1930-е годы. В 1940 году памятники лавры вошли в Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Реставрационные работы велись вплоть до 1970-х годов. Они проводились и в 1990-2000-е годы. В 1993 году ансамбль Троице-Сергиевой лавры был включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Духовная жизнь в лавре возобновилась в 1946 году, новым настоятелем стал патриарх Алексий I (до 1983 года обитель была основным местом пребывания патриархов). Тогда же в Свято-Троицкий собор были перенесены мощи Сергия Радонежского, которые с 1919 года были экспонатом музея. В 1949 году в стенах лавры вновь заработала Московская Духовная академия. В 1959 году был принят новый устав монастыря. В лавре проходили Поместные церковные соборы 1971, 1988, 1990 годов.

С 1988 года и по настоящее время наместником Троице-Сергиевой лавры является архиепископ Феогност (Гузиков). Настоятель – патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас в монастыре подвизается около 200 монахов. При нем действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр.

Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?

Основание Троицкого монастыря

11 августа 1337 г. преподобный Сергий Радонежский основал монастырь, позднее ставший Троице-Сергиевой лаврой. Согласно Житию (жизнеописанию) святого, созданному его младшим современником Епифанием Премудрым, Сергий (в миру Варфоломей) происходил из семьи ростовского боярина Кирилла, переехавшего из Ростова в г. Радонеж, центр небольшого удельного княжества, под покровительство великого московского князя. С юных лет Варфоломей чувствовал склонность к отшельническому монашескому житию, но по просьбе родителей вынужден был отложить постриг и осуществил свое намерение только после их смерти. Похоронив родителей в Хотьковском Покровском монастыре, Варфоломей и его брат Стефан, уже принявший монашество, удаляются в леса, окружавшие Радонеж, и в 15 километрах от него находят место для уединенной обители.

На большом холме, омываемом речкой Кончурой, поставили братья «церковь малу» да келью. Не выдержав тягот отшельнической жизни, Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив брата, теперь уже монаха Сергия, в одиночестве. Однако уже через год сюда начинают стекаться монахи, ищущие уединения. Автор Жития Сергия, помимо тягот и лишений, которые терпели обитатели монастыря, описывает многие чудеса и предсказания, предвещавшие превращение скромной обители, где «блаженная скудность бьыа источником сокровищ», в самую богатую и знаменитую в России Троице-Сергиеву лавру. Многие живописные и резные иконы воспроизводят описанное в Житии явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, когда она обещала свое вечное покровительство основанной им обители в художественных произведениях более позднего времени получил отражение сюжет «Видение птиц преподобному Сергию» дабы рассеять сомнения стремившегося к отшельничеству преподобного Сергия, которого огорчало увеличение численности братии, Богоматерь послала ему видение множества птиц как символ множества его учеников и последователей.

Как выглядел Троицкий монастырь в XV-XVI вв. можно только предполагать. Время и пожары лишили нас возможности видеть его древние деревянные соору­жения. В 1408 г. монастырь был дотла сожжен во время набега хана Едигея. Обитатели его во главе с учеником и преемником преподобного Сергия игуменом Никоном успели уйти в леса, и уже через несколько лет по их возвращении монастырь был восстановлен. Игумен Никон, пользуясь покровительством великих московских князей, вел активную хозяйственную деятельность, закладывая основу экономического и политического могущества Троице-Сергиева монастыря.

Еще при жизни преподобного Сергия Радонежского Троицкая обитель получила первые пожертвования и привилегии от великих князей, а с XV в. сюда регулярно стали поступать денежные, земельные и другие вклады от представителей различных слоев населения. На одно из таких пожертвований от сына Дмитрия Донского князя Юрия Звенигородского, крестника преподобного Сергия, согласно преданию, был построен самый древний из сохранившихся памятников архитектурного ансамбля монастыря — белокаменный Троицкий собор. Он воздвигнут в 1422 г. «в похвалу» преподобному Сергию Радонежскому и стал одним из первых мемориальных памятников России. Древнерусские зодчие возвели строгий и лаконичный по форме, сдержанный по декору храм, неудержимо каждой своей линией рвущийся ввысь. Этот небольшой, но величественный и монументальный собор, созданный в традициях раннемосковского зодчества, как нельзя более созвучен суровому времени, в которое жил преподобный Сергий, его аскетизму и просветленности, чистой и высокой идее единства и всеобъемлющей любви, которой он посвятил монастырь.

В древности, когда вход в монастырь был с западной стороны, Троицкий собор встречал пришельца почти у самых ворот, подобно самому игумену Сергию. Теперь, по прошествии более чем пяти веков, мы входим в мона­стырь с противоположной стороны, с востока, и кажется символичным, что наш путь к Троицкому собору, сердцу монастыря, лежит через всю его территорию, как сквозь всю его историю, сквозь все эти пять веков, оста­вивших замечательные памятники в его архитектурном ансамбле.

В 1792 г. рядом с колокольней поставили обелиск из дикого камня, на котором установили солнечные часы и четыре овальные доски с текстом, напоминающим посетителям о роли обители в «сохранении Отечества». Автором текста был сам митрополит Платон. Колокольня Лавры, самая высокая в России (более 87 м), стала архитектурным центром, объединившим все разновременные и разнохарактерные постройки монастыря. Она стала заключительным «аккордом» изумительной архитектурной «симфонии» — ансамбля Троице-Сергиева монастыря, в котором каждый памятник имеет свою неповторимую «партию», подчеркивая своей индивидуально­стью особенности находящихся рядом с ним сооружений.

В XIX — начале XX в. в Троицком монастыре производились лишь различные переделки и делались попытки приспособления их под те или иные нужды, что искажало вид древнего ансамбля. Только благодаря широкомасштабным реставрационным работам 40-60-х годов XX в. уникальные памятники были освобождены от искажавших их новоделов. В 1993 г. архитектурный ансамбль монастыря внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сергиев Посад. Страницы истории. Первые поселения. XIV–XVI вв.

Троице-Сергиева Лавра — историческое ядро Сергиева Посада. Поэтому начало истории города справедливо отнести ко времени основания самой Лавры Преподобным Сергием Радонежским в 1337 г., считая самого троицкого игумена основателем и покровителем Сергиева Посада.

Весть о Троицкой обители и ее игумене дошла до главы православной церкви в Константинополе. Особым посольством из Константинополя на Маковец были доставлены крест и грамота патриарха с благословением на введение в монастыре устава общинной жизни. Простота и скромность монашеского быта в Троицком монастыре при игумене Сергии еще более подчеркивали богатство духовной жизни троицкой братии, все дни которой были наполнены «молитвами непрестанными к Богу», перепиской книг, летописанием, помощью приходящим и утешением их.

Благодарность современников и потомков заслужила миротворческая деятельность Сергия. Миссии, совершенные Троицким игуменом по просьбам великого московского князя Дмитрия Ивановича в столицы соперничавших с Москвой княжеств, предотвратили многие междоусобицы, спасли жизни тысяч людей, сохранили от разорения многие города и села, закладывали основу для будущего объединения русских земель.

Памятником игумену Сергию Радонежскому стали построенный в 1422 г. белокаменный Троицкий Собор, сама Троице-Сергиева Лавра, выросшая на месте небольшого Троицкого монастыря, и наконец окружающий Лавру город Сергиев Посад.

Приведенный отрывок свидетельствует, что через 25—30 лет после смерти Сергия Радонежского, вокруг новопостроенного в память о нем белокаменного Троицкого собора и четырехугольника деревянных монашеских келий на холме Маковец, уже стояли первые села — основа будущего Сергиева Посада. Первыми в непосредственной близости от Троице-Сергиева монастыря в XIV—XV вв. были села Панино, Кокуево и Клементьево.

Село Кокуево разместилось севернее Троице-Сергиева монастыря [4]. В конце XVIII в. одна часть села вошла в состав Сергиева Посада, а другая, под именем Кокуевской слободы, или Верхнего Кокуева, сохраняла свой сельский статус вплоть до XX в. Старое название улицы 1-й Ударной армии — Кокуевская — знакомо многим жителям современного Сергиева Посада.

Село Клементьево, давшее впоследствии имя одному из районов современного города, — старейшее и наиболее крупное поселение при Троице-Сергиевом монастыре в середине XIV — начале XV в [5]. Оно возникло к югу от монастыря в середине XIV в., а в первой четверти XV в. было пожаловано Троице-Сергиеву монастырю первым владельцем села и всех окрестных земель князем Андреем Владимировичем Радонежским [6]. «Начальный посад Клемянтеево» назвал село в начале XVII в. троицкий келарь Авраамий Палицын [7]. В 1504 г. в селе Клементьеве насчитывалось 134 двора.

Появившись в середине XIV в., село Клементьево очень рано приняло не земледельческий, а торгово-промышленный характер. Этому способствовала оживленная дорога из Москвы в Перея- славль-Залесский и Ярославль, которая пролегла через село не позднее середины XV в.; село Кле- ментьево находилось как раз на середине пути между Москвой и Переяславлем, на расстоянии одного перехода верхом от каждого из названных городов. Развитию села способствовали и развернувшиеся в 40—50-х годах XVI в. работы по перестройке Троице-Сергиева монастыря. В это время территория монастыря была расширена, на освободившейся площади построен деревянный дворец для царя, заложен грандиозный пятиглавый Успенский собор, сам монастырь обведен каменной крепостной стеной.

В 1594 г. в Клементьеве насчитывалось 125 дворов пашенных крестьян и 137 дворов непашенных крестьян и бобылей [8]. Дворы располагались по сторонам пересекавшей село Московской дороги (совр. Клементьевской ул.), спускаясь к плотине, разделявшей Клементьевский и Келарский пруды. В центре села возвышались две деревянные церкви: Успенская и Никольская. Вокруг них, на обширной площади, стояли монастырская гостиница, 30 шалашей для приезжающих торговцев, 22 кельи стариц-черноризиц, дворы, в которых размещались управлявшие всеми делами в селе тиун, земский и губной старосты и наконец тюрьма [9].

Так выглядело село Клементьево в конце XVI в.

Еще более живописно выглядел в конце XVI в. Троице-Сергиев монастырь, окруженный каменной крепостной стеной, увенчанный пятиглавием Успенского собора. Башни монастырской крепости с островерхими деревянными шатровыми кровлями, золоченый купол Троицкого Собора, обитые жестью («белым немецким железом») главки Никоновской и Духовской церквей, звонницы, главы Успенского собора причудливо отражались в зеркале Келарского пруда.

Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н.Соловьев, К.Филимонов. Предисловие: Т. Манушина. — М., ИД «Подкова», 1997.

ОСНОВАНИЕ ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ

670 лет со времени основания

Троице-Сергиев монастырь стоит в самом центре города Сергиев Посад на невысоком холме, называвшимся в древности Маковцем. Начало монастырю было положено в 30-40-х годах ХIV века (имеется несколько аргументировано доказанных дат основания монастыря: 1337, 1342, 1345 гг.*).

«Троицкий монастырь был основан преподобным Сергием, способствовавшим объединению удельных княжеств вокруг Москвы в период татаро-монгольского ига. Начавшись с малой церковки и единственной кельи, срубленными основателем, обитель со временем стала красивейшим монастырём северо-восточной Руси и остаётся таковой.

О древнейшем облике монастыря мы знаем очень немного. В ХV в. составители «Житий» преподобного Сергия Епифаний Премудрый и Пахомий Серб обрисовали «Дом Живоначальной Троицы» как пустынную, дикую, поросшую, где медведи подходили к кельям, а по ночам выли волки.

Уже при жизни Сергия, во второй половине ХIV в., была несколько расширена территория обители и осуществлена её планировка. Кельи были расставлены «четверообразно», с церковью посередине, что определило особенность её архитектурного облика — главная площадь с храмом, окруженная прямоугольником жилых построек…» Токарева, Т. Ю. Памятники архитектуры ХIV-ХVIII веков // Сергиев Посад. Взгляд сквозь века. — Сергиев Посад: Ремарко, 2009. — С. 31-32.

*На все аргументировано доказанные даты основания Троице-Сергиева монастыря (1337г., 1342 г.;1345г.) имеются ссылки на источники:

Балдин, В.И. Основание Троицкого монастыря. Возникновение поселений. Подмонастырские сёла и слободы в конце ХV в. // Загорск. История города и его планировки. — М.: Стройиздат, 1981. — С.12-15. — (Памятники зодчества).

Бурейченко, И.И. К вопросу о дате основания Троице-Сергиева монастыря // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея заповедника. Вып.2. / под.ред. И.И.Бурейченко. — Загорск: ЦБТИ Мособлсовнархоза, 1958. — С.3-11.

Голубинский, Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра [Электронный ресурс] / Е.Голубинский // Дом Живоначальной Троицы: официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры. — Режим доступа: http://www.stsl.ru/lib/book7/index.htm . — 22.11.2011.

Клосс, Б.М. Избранные труды. T.I. Житие Сергия Радонежского / Б.М. Клосс. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С.30.

Летопись Троице-Сергиевой Лавры [Электронный ресурс] // Дом Живоначальной Троицы: официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры. — Режим доступа: http://www.stsl.ru/history/xiv/xiv.htm . — 22.11.2011.

Страницы истории / Загорский музей-заповедник: путеводитель / сост.:Т.Н. Манушина; авт.:О.И. Зарицкая и [др.]; рецензент: В.И. Балдин. — Изд. доп. и перераб. — М.: Московский рабочий, 1990. — С.10-35.

Филимонов, К.А. Первые поселения. ХIV-ХVI вв. Преподобный Сергий Радонежский. Основание Троицкого монастыря // Сергиев Посад. Страницы истории / текст: К.Филимонов, сост. : Н.Соловьёв, К.Филимонов; предисл.:Т. Манушина. — М.: Подкова, 1997. — С.15-19.

Коротко о Троице-Сергиевой лавре

Архидиакон антиохийского патриарха Павел Алеппский, посетивший Троицкую обитель 11 июля 1655г., восхищенно заметил: «Этот монастырь не имеет ничего подобного не только в стране Московской, но и во всем мире».

Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия.

В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней.

Особый этап в истории монастыря — канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия.

В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители.

В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра» В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

В 1764 г. в результате секуляризации монастырских земель (объявления их государственной собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания «штата»: 100 иноков и 100 служителей, средства выделялись государством.

С 1919 по 1946 г. Троицкий монастырь был закрыт.

На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра — действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.

Памятники Троице-Сергиевой лавры

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV — XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Троицкий собор (1422 — 1423 гг.) — один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников.

Духовская церковь (1476 — 1477 гг.) — оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.

Успенский собор (1559 — 1585 гг.) — самый большой храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий по внешним формам Успенский собор Московского Кремля XV в.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 — 1637 гг.) — один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь, Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 — 1692 гг.) — великолепный образец «русского узорочья», бесстолная трехапсидная церковь с одной декоративной главой, перекрытая сомкнутым сводом на распалубках. Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня

Колокольня (1741 — 1769 гг.) — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины.

Колокольня — последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Троице-Сергиева лавра

Содержание:

История Троице-Сергиевой лавры началась с маленького храма, поставленного на холме братьями Варфоломеем и Стефаном.

Варфоломеем в миру звали преподобного Сергия Радонежского. Новая церковь была посвящена Святой Троице и впоследствии стала основой для создания большого храмового комплекса Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — православного, духовного и культурного центра России.

Популярность Лавры во многом связана с личностью Сергия Радонежского. Для простого народа он был воплощением святости мирского человека, а для правителей — мудрым советчиком и политиком. По некоторым сведениям, перед сражением на Куликовом поле в монастырь приезжал Дмитрий Донской за наставлением и благословением преподобного. Сергий Радонежский отправил с ним иноков, один из которых, монах Пересеет, поразил перед началом битвы могучего монгольского поединщика Челубея и погиб сам.

Когда в России разгорелись стрелецкие бунты, Троице-Сергиев монастырь укрыл в своих стенах царевичей Ивана и Петра; последний в 1689 году спасся тут же от происков честолюбивой сестры, царевны Софьи. Тут Петр и расправился с ее соратниками, став единовластным самодержцем.

В XVIII веке на территории монастыря разместились Духовная семинария и Московская духовная академия, а в 1744 году императрица Елизавета Петровна даровала Троице-Сергиевой обители почетное имя Лавры.

Троице-Сергиева лавра – общероссийская святыня

Основанная преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. прославленная обитель Живоначальной Троицы на протяжении столетий считается одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.

За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608 — 1610 гг. обитель выдержала осаду 30-тысячного польско-литовского войска при численности осажденных монахов и жителей около 3 тысяч. Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других Божиих угодников, укреплявших героический дух защитников славных стен. В 1744 г. монастырь получил почетное наименование лавры.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях разместились историко-художественный музей и другие учреждения. В Великую субботу 1946 г. ожившие колокола возрожденной лавры возвестили о первом после закрытия богослужении в Успенском соборе.

Сегодня тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву лавру со всех концов России и других стран. Лавра знаменита уникальной библиотекой рукописных и старопечатных книг, которую собирали на протяжении многих веков. В древнейшем Троицком соборе почивают святые мощи преподобного Сергия Радонежского, которого называют игуменом земли Русской, а иконостас хранит иконы письма Андрея Рублёва. Величественный Успенский собор лавры возведен в 1559-1585 гг. по велению царя Ивана Грозного, рядом расположена усыпальница царя Бориса Годунова.

Одним из самых знаменитых монастырей России является Троице-Сергиева лавра. Ее создание неразрывно связано с великим подвижником и православным святым XIV века Сергием Радонежским. До монашеского пострига, в миру, он звался Варфоломеем. Свое детство юноша провел в селе Варницы, близ Ростова. В семье родителей — боярина Кирилла и его жены Марии — у него было два брата: старший, Стефан и младший, Петр.

С самых ранних лет Варфоломею были милы и горячая молитва, и святые образа в церкви. Легенда рассказывает, что мальчику не давалась грамота. Он начал бегло читать церковные книги лишь после встречи с монахом, который дал отроку кусочек церковного хлеба — просфоры.

Странник зашел в дом к родителям Варфоломея и предрек им, что «. велик будет сын ваш перед Богом и людьми». Позже люди рассказывали про знамения, которые происходили с матерью будущего святого еще до рождения сына. Были они на самом деле или стали лишь частью легенды, сложенной о великом подвижнике, не так и важно, поскольку сама жизнь Варфоломея стала удивительным чудом и подвигом веры.

В 1328 году родители отрока подались не от хорошей жизни в глухой лесной угол, на Радонеж, подальше от Ростова, где присланные из Москвы сборщики податей стали попирать закон и порядок. Уже в то время Варфоломей мечтал о тихой уединенной жизни монаха вдали от человеческой злобы и алчности. Однако когда оба его брата обзавелись семьями, Варфоломею пришлось ухаживать за стареющими родителями. Свой сыновний долг он выполнил до конца.

Перед кончиной Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском монастыре, что находился близ Радонежа. Теперь они почитаются как православные святые. Похоронив родителей, Варфоломей уступил брату Петру свою часть наследства, раздал имущество нищим и отправился в окрестные леса искать место для пустынного житья. Он нашел его на берегу реки Кончуры, и вскоре на холме Маковец была срублена маленькая церковь Пресвятой Троицы. Под ее бревенчатыми сводами Сергий принял постриг. Совершить этот церковный обряд ему помог посетивший церковь игумен Митрофан. Он же дал иноку новое, церковное имя. Так Варфоломей стал монахом Сергием.

Много удивительных историй рассказывали о его уединенной жизни в лесной чащобе. Как однажды явилась в сиянии света Сергию Пресвятая Дева Мария. Как приходил к его келье медведь, с которым будущий святой делил свою скудную пищу. Как носились в сумерках вокруг церкви бесы в островерхих литовских шапках и как Сергий укрощал эту нечисть своей молитвой. Вскоре об отшельнике пошла людская молва и на Маковец потянулись монахи. Вначале их было лишь двенадцать — по числу первых учеников Христа. Сергий запрещал им принимать милостыню от людей и подавал пример своими трудами — колол дрова, носил воду, молол муку и пек просфоры.

Прошли годы, и на Маковце возник небольшой монастырь. Лишь с большим трудом удалось братии уговорить Сергия стать его игуменом. Он исполнял эту обязанность, оставаясь таким же простым монахом, что и в годы уединенной жизни. Рассказывают, как в монастырь пришел за советом селянин и отказался признать игумена в простом монахе, копающем грядки. Лишь когда к нему с поклоном обратился приехавший со свитой князь, мужичок понял, что перед ним действительно знаменитый Сергий Радонежский. А власть имущие стали часто наведываться к старцу. Меж князей нередко случались кровавые споры за власть. Сергий же своим тихим проникновенным словом и молитвой уговаривал враждующих и склонял их подчиниться великому князю московскому. Так постепенно крепил он единство русичей, а оно было так им необходимо для борьбы с заклятыми врагами — монголо-татарами.

Перед знаменитой Куликовской битвой с полчищем Мамая в монастырь к Сергию Радонежскому за благословением приезжал Дмитрий Донской. Вместе с князем на ратный подвиг из обители отправились два инока — Пересвет и Ослябя. Оба они пали в битве, которая закончилась славной победой. Говорят, что преподобный Сергий видел все сражение духовным взором и молился за павших, поминая каждого по имени.

Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1392 года и через шестьдесят лет был причислен к лику святых.
В первой четверти XV века на территории монастыря было завершено строительство каменного Троицкого собора. В него внесли мощи преподобного Сергия; их не коснулось тление. В нижнем ряду иконостаса собора талантливый иконописец Андрей Рублев поместил икону святой Троицы; она позже стала всемирно знаменитой.

По указу Ивана Грозного на территории монастыря был возведен большой каменный Успенский собор. У его стен впоследствии были погребены останки царя Бориса Годунова. В Смутное время монастырь отразил нападение 30 тысяч врагов и тем сыграл важную роль в приближении конца смуты.

Рассказывают, что однажды Сергию после жаркой молитвы о своих духовных детях было видение. Среди ночи в лесу возник небесный свет и над обителью появились десятки удивительных птиц. В тишине раздался голос: «Как велико число этих птиц, так умножится стадо твоих учеников, и после тебя они не оскудеют, но будут украшены разными добродетелями, если захотят последовать твоим стопам».

Пророчество сбылось. По примеру Троицкого монастыря ученики Сергия стали создавать другие монашеские обители. На Руси их стараниями возникло более семидесяти монастырей. Многие из них сыграли важную роль не только в истории Православной церкви, но и в истории нашей страны. Сама Троице-Сергиева лавра стала одним из крупнейших монастырей России.

В XIX веке ее ежегодно посещало до 300 тысяч паломников со всех концов страны. Всех их бесплатно кормили во время пребывания в монастыре, при лавре работала больница, которая во время Первой мировой войны стала лазаретом для раненых.

После бурных революционных событий 1917 года лавру закрыли. В ее помещениях были размещены клуб, столовая, спортзал и даже стрелковый тир. Были сброшены и разбиты почти все колокола обители.

Монастырь вновь заработал почти сразу после окончания Великой Отечественной войны, когда властям страны стало ясно, насколько большую роль лавра продолжает играть для поднятия патриотического духа людей. Переосвящение Троицкого собора состоялось 21 ноября 1946 года. С тех пор Троице-Сергиева лавра продолжает оставаться крупнейшим монастырем России и одним из ее главнейших духовных центров.

Троице-Сергиева Лавра

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 году близ Хотькова, на холме Маковец.

На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918).

Троице-Сергиева Лавра в начале XIX века. Вид с юга

Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную; игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окружённый с четырёх сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, поддержкой московских князей.

Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.

Общий вид Лавры с юго-восточной стороны

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. В 1422 году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм обители — Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косова, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом поле; позднее за монастырём закрепилось название «Троице-Сергиева Лавра». При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского. В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, для иконостаса собора была написана знаменитая Троица.

В 1446 году в монастыре можайский князь Иван Андреевич захватил в плен московского князя Василия ll.

В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесён белокаменной стеной (длиной 1284 метра, с 12-ю башнями); в 1561 году он получил статус архимандрии.

В 1585 году был освящен Успенский собор, после этого в 1585-1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Федора Иоановича и царицы Ирины Федоровны Годуновой не было детей, хотя венчание состоялось в 1575 году. Это был не единичный случай — дорогими подарками были одарены знаменитые монастыри и храмы государства “в моление” о чадородии.

В Успенском монастыре был устроен придел Федора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы.

В Смутное время монастырь, выдержав 16 месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А.Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска.

Последний раз монастырь видел под своими стенами врага в 1618 году, в ходе похода на Москву польского королевича Владислава.

Церковь преподобного Никона Монастырю благоволили русские цари: они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»), в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году во время Стрелецкого бунта монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Петр l; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского.

Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву.

В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету.

Троицкий собор. 1890 год 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта Духовная семинария (позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России). Академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.).

Вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула Лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.

Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

За алтарем Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

В 1920 г. Троице-Сергиева Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье.

Возрождение обители началось в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.

. История основания Троицкого монастыря. Роль Преподобного Сергия Радонежского.

I. История основания Троицкого монастыря. Роль Преподобного Сергия Радонежского.

Троицкий монастырь был основан в середине XIV века (вероятнее всего в 1345г.) в глухих лесах северного Подмосковья. На холме Маковец, при слиянии рек Вондюги и Кончуры братья Варфоломей и Стефан, из города Радонеж, построили небольшую деревянную келью. Варфоломей приняв монашество войдет в историю под именем Преподобного Сергия. После основания монастыря его территория расширяется, сюда стекаются люди. В 1355 году в монастыре вводится общежитейный устав.

Основатель монастыря Сергий Радонежский (1314 — 1392) поддерживал политику московских князей по единению сил для борьбы за национальную независимость. Он становится духовным наставником московского князя Дмитрия Ивановича, крестит его детей, участвует в разрешении междоусобных споров.

Во второй половине XIV века произошло значительное изменение в политической жизни Руси. Все больше ослабевает ее зависимость от Золотой Орды. Дмитрий Иванович отказался от выплаты ей дани. Правитель Орды темник Мамай начал готовится к большому походу на русские земли. Летом 1380 года, собрав огромные военные силы, он двинулся к русским границам. Ему противостояли не разобщенные княжеские дружины, а общерусское войско. Перед решающим сражением князь Дмитрий приезжает в Троицкий монастырь, чтобы получить у Сергия Радонежского благословение на ратный подвиг. Игумен посылает с князем на битву двух монахов- воинов Александра Пересвета и Андрея Осляблю.

Русские войска действовали быстро и решительно, навязав ордынцам сражение в невыгодных условиях. С поединка между богатырями Пересветом и Темир- Мурзою (Челубеем) началось историческое сражение на Куликовом поле. Значение Куликовой битвы было огромно. Она укрепила влияние вдохновителей великой победы — Сергия Радонежского и его монастыря. Для того чтобы почтить память погибших в битве князь Дмитрий, уже получивший прозвище Донской, вновь посещает Троицкий монастырь.

После смерти Сергий был погребен на территории монастыря. В 1422 году он причислен к лику святых и провозглашен “покровителем земли Русской” и “заступником перед богом”. Над гробом Преподобного Сергия в том же году закончено строительство Троицкого собора, который и в наши дни является действующим.

II. Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры

Белокаменный Троицкий собор (1422- 1423) стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей — 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастырского ансамбля. Небольшая площадь перед ним до сих пор сохранила те же размеры что и во времена скромной обители Сергия. Но за шесть столетий вокруг этого здания появилось такое количество первоклассных памятников разных времен и стилей, какое вряд ли можно увидеть вместе где — либо еще. Так, непосредственно к Троицкому собору примкнул небольшой одноаписный храм — Никоновский придел (1548), недалеко от них разместилась Духовская церковь (1478); восточнее расположен величественный пятиглавый Успенский собор (1559- 1585), рядом с ним видна филигранная Надкладезная часовня (конец XVII в.); с северной стороны взметнулась в высь свеча пятиярусной колокольни (1740 — 1770), а всю западную сторону занимает протяженный Казначейский корпус келий (XVII — XIX вв.). В просветах между этими зданиями и как бы обрамляя их видны Митрополичьи покои (1778), монументальная Трапезная на высоких арках гульбища (1686- 1692) с миниатюрной восьмигранной Михеевской церковью (1734) у ее подножия, букет золотых глав высокой надвратной церкви (1693- 1699) над главным входом в монастырь, великолепно убранные изразцами торжественные царские Чертоги (конец XVII в.), вычурная ротонда Смоленской церкви на своеобразном стилобате из четырех криволинейных лестниц- папертей (1745) и нарядные Больничные палаты с шатровой церковью Зосима и Савватия (1635- 1638). Центр этой главной монастырской площади отмечен памятным четырехгранным обелиском из песчяника (1792), на гранях которого, говоря словами Н.М. Карамзина, “ изображены четыре эпохи славы монастыря и незабвенные услуги, оказанные им России”.

Троицкий собор, как главная святыня монастыря, больше и чаще других зданий подвергался различным дополнениям и переделкам. В следствии этого к началу XX века облик Троицкого собора оказался существенно искаженным.

III. Архитектура Троицкого собора .

Исследования, а затем полная реставрация памятника (1966) показали, что он представляет собой образец того нового типа храма, который был выработан на московской земле в годы высокого подъема национального искусства, последовавшего за знаменательной победой на Куликовом поле. Это относительно небольшая четырехстолпная церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами; строгую гладь ее стен завершают киливидные закомары, форму которых подхватывают два ряда кокошников, создавая переход к башнеобразному барабану, увенчанному шлемовидным куполом и крестом простого рисунка. Однако, несмотря на небольшие размеры, Троицкий собор производит впечатление величественного и мощного сооружения; весь его облик как бы подчеркивает мемориальное назначение храма, поставленного над гробом Сергия Радонежского. Так, необычен эффектный наклон стен к центру здания (до 45 см), придающий ему особую зрительную устойчивость и вместе с тем устремленность ввысь. Это впечатление усиливается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента, а также последовательным применением подобного приема построения порталов, окон, кокошников и т.д.

Стены собора выложены из правильных блоков белого камня; узкие, редко расположенные щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Членение фасадов сохраняет традиционную трехчастность, но это уже не обычная владимиро- суздальская разбивка поверхности стен лопатками тонкого профиля с полуколонками, переходящими в обрамление закомар. Плоские лопатки Троицкого собора очень массивны и приобретают значение конструктивных пилястр; на их копители опирается арочная кладка килевидных закомар, поле которых отделено от плоскости стен дополнительным уступом. Таким образом, здесь впервые в русской архитектуре появляется оригинальная трактовка классической ордерной системы, получившая затем своебразное развитие в сооружениях последующего столетия.

Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искустно высеченного орнамента; он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части, а также огибает верх алтарных апсид и высокого барабана главы.

Благодаря строгой закономерности в построении каждого элемента интерьера наклон стен и пилонов, крутые формы арок и сводов создают впечатление значительно большей высоты в храме, нежели это есть на самом деле. Такая стройная система хорошо продуманных искусственных ракурсов и оптических поправок (курватур) лучше всего свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве строителей этого храма, в совершенстве владевших сложным искусством архитектуры.

Торжественная архитектура Троицкого собора, строгость и монументальность форм хорошо соответствовала его назначению в качестве усыпальницы одного из популярных поборников единения земли Русской.

Список используемой литературы

1. Балдин В. Загорск, М., “Искусство”, 1989

2. Балдин В. Загорск, М., “Стройиздат”, 1981

3. Граф Сергей Шереметьев Свято- Троицкая Сергиева лавра, М., Типо-Лит. Н.И. Куманина , Мясницкая, близъ Почтампа., 1898

4. Греков А. Загорский музей заповедник, М., “Московский рабочий”, 1991

5. Нефедов А.Н. На древнем Маковце, М., “Московский рабочий”, 1987

троице-сергиева лавра

Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И.Ф. Мичурин и Д.В. Ухтомский.

Основателями ее стали братья Стефан и Варфоломей, во иночестве – Сергий, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж, стоявший на притоке реки Клязьмы – Паже. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец в десяти верстах от Хотькова монастыря и срубили здесь келью и «церквицу малую» во имя Святой Троицы. Так началась история Троице-Сергиевой лавры. Было это по одним данным – в 1337 году, по другим – в 1345 году.

Св. Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Обитель окружал деревянный тын с небольшой церковью св. Дмитрия Солунского над воротами. Позднее этот план – четырехугольник келий и собор в центре – распространился на все русские монастыри. Недаром впоследствии говорили, что святой Сергий был «начальник и учитель всем монастырям на Руси».

Св. Сергий стал духовником князя Дмитрия Донского, он крестил его детей и был советником в государственных делах. Русские князья призывали игумена для решения междоусобных споров. Выдающаяся личность преподобного Сергия, его высочайший духовный и нравственный авторитет выдвинули его в ряд крупнейших церковных деятелей России.

Сергий, заступник земли русской, скончался 25 сентября 1391 года и был погребен в Троицком соборе основанного им монастыря. В 1422 году преподобный Сергий был канонизирован русской православной церковью. Над его гробом было начато строительство белокаменного Троицкого собора.

Игумен Никон, преемник св. Сергия Радонежского, пригласил
расписывать собор преподобного Андрея Рублева – величайшего
русского художника, творца образов, олицетворявших собой эпоху русского национального возрождения. Тогда-то и была создана гениальная «Троица» — главная храмовая икона собора, непревзойденный шедевр древнерусской живописи. Ныне подлинник иконы находится в Третьяковской галерее, а копия –в иконостасе Троицкого собора.

В 1476 году рядом с Троицким собором была возведена кирпичная Свято-Духовская церковь «иже под колоколы», то есть в одном здании были соединены собственно храм и колокольня.

Успенский собор Троицкого монастыря сооружен по образцу московского Успенского собора. Его строительство велось двадцать шесть лет.

С 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться лаврой.

На протяжении столетий в Троице-Сергиеву лавру стремились тысячи паломников. В лавре бывали «гости беспрестанно день и ночь». Побывать у Троицы считалось святой обязанностью каждого. В 1859 году, возвращаясь из сибирской ссылки, Достоевский сделал крюк, чтобы взглянуть на Троице-Сергиеву лавру, памятную ему с детства. «Что за архитектура, какие памятники, — писал он. – Ризница привела нас в изумление…Одежды нескольких веков – работы собственноручные русских цариц и царевен, домашние одежды Ивана Грозного, монеты, старые книги, всевозможные редкости – не вышел бы оттуда».

После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева лавра была возрождена и на протяжении многих лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей. Как и прежде, лавра является сегодня главным духовным и просветительским центром Русской Православной Церкви, куда ежегодно стекаются тысячи людей – поклониться гробу преподобного Сергия.

За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду 30-тысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около 3 тысяч).

Преподобный Сергий родился в Ростове, в 1314 году, от родителей именитых и благочестивых — Кирилла и Марии и назван был Варфоломеем. От утробы матери Бог предзнаменовал будущую славу Своего избранника. В один день мать его пришла к литургии.

Повадился приходить к Сергию медведь, с которым отшельник делил кусок хлеба, иногда же, когда не было хлеба “тогда бо абие пребываста алчюща, сам же и зверь”.

Ссылка на основную публикацию