Оптина пустынь женский монастырь

Женский монастырь Шамордино

Казанский Свято-Амвросиевский ставропигиальный женский монастырь или женский монастырь Шамордино, как его часто называют паломники, является одним из самых любимых верующими святых мест России. Шамординский монастырь располагается между старинным русским городом Козельском и Калугой, неподалеку от еще одной святыни — Оптиной пустыни. Он стоит на горе, густо поросшей лесом, у подножия которой извивается речка Серена.

Казанская Амвросиевская женская пустынь Шамордино была построена в 1884 году благодаря настоянию оптинского старца Амвросия, принимавшего деятельное участие в создании множества монастырских общин, куда принимались преимущественно бедные женщины. Денежные средства на возведение Шамординской пустыни были выделены состоятельным купцом из Москвы — Сергеем Васильевичем Перловым. Они, вместе с супругой Анной Яковлевной, принимали деятельное участие в строительстве и в дальнейшей жизни обители, так как были духовными чадами почтенного старца. Обитель, получила первоначальное название – «Шамординская Казанская Горская женская община», — она стала последним и самым любимым детищем отца Амвросия. Место для возведения монастыря было предоставлено духовной дочерью старца Амвросия — монахиней Амвросией, которая написала об этом в своем завещании, потому что и при своей жизни видела цель в том, чтобы опекать одиноких вдов и девушек-сирот, которые хотели посвятить себя Господу. Вот почему после смерти она пожелала устроить в своем имении в деревеньке Шамордино Калужской области женскую общину и богадельню.

Обитель посвятили Казанской иконе Божией Матери, этот почитаемый чудотворный образ был привезен сюда монахиней Амвросией, и когда ее впервые увидел старец Амвросий, он вознес молитву и сказал, чтобы хранили эту иконы, как зеницу ока, потому что она чудотворная. Величественный Казанский собор, трапезную, корпус для сестер-монахинь, больницу, прочие вспомогательные постройки возвели из красного кирпича в едином стиле. Главный храм строили по благословению преподобного старца Амвросия, а его проект создал талантливый архитектор С. В. Шервуд. Этот прекрасный пятнадцатиглавый собор в изысканном «русском стиле» стал главным архитектурным украшением женской обители Шамордино. Здание украсили изящными кокошниками, красивыми полуколоннами, щипцами и подзорами, а арочные окна декорировали узорами наличников. Северный и южный фасады собора украсили крыльца, которые покрывали шатры с крестами. К 1902 году храм Шамордино был освящен.

Преподобный Амвросий без устали собирал в святую обитель всех сирых, вдовых, обездоленных женщин и девиц. Были в монастыре и послушницы из дворянских и купеческих русских родов, решившие посвятить свою жизнь богу. Неустанной помощницей для старца Амвросия стала схимонахиня София, которая в миру имела фамилию Астафьева-Болотова. Монахиня София — стала первой настоятельницей Шамординского монастыря. До того, как прийти к богу, она вела жизнь обычной женщины: вышла замуж, родила дочку, но вскоре овдовела и тогда приехала в Оптину пустынь к старцу Амвросию за советом, как ей жить дальше. Прозорливец посоветовал ей выйти замуж снова за некоего помещика из Козельска и предупредил, что это станет проверкой ее характера, для того чтобы пройти это испытание понадобится либо твердость, либо ангельское смирение. Через некоторое время София стала деятельной помощницей Амвросия и перешла в монастырь Шамордино насовсем. Благодаря матушке Софье, на территории обители появились богадельня, приют для детей, живописная и золотошвейная мастерские. Умерла она очень молодой, в тридцать три года, тогда отец Амвросий сказал, что эта женщина святая. Забегая вперед стоит сказать, что позже это начало подтверждаться чудесами исцеления, после молитв страждущих людей на ее могиле. Могила находится на территории Шамординской обители: за алтарной стеной Казанского собора, с улицы. К скромному кресту крепится фотография матушки Софии – это очень красивая женщины с аристократическими чертами лица и печальным взглядом. Именно к ней приходят многочисленные паломники, чтобы попросить ее о заступничестве перед Господом, исцелении душевных и телесных хворей. И, что самое интересное, на этой могилке часто случаются чудеса в виде скорой небесной помощи и быстрого исцеления. Вот почему тут можно увидеть табличку с просьбой к паломникам сообщать о подобных случаях. С 1987 года матушку Софию отнесли местночтимым тульским святым.

Уже в 1918 году в женском монастыре в Шамордино насчитывалось восемь сотен сестер, работала богадельня, больница, детский сиротский приют, было несколько монашеских скитов. Но пришли грозные и лихие годы, когда управлять русским государством стала Советская власть, в 1923 году монастырь осквернили, обезглавили и закрыли, некоторых монахинь расстреляли, других сослали в лагеря.

Возрождение монашеской жизни случилось в Шамордино только в 1990 году. Началось долгое и тяжелое восстановление порушенной святыни тяжкими трудами насельниц, паломников и благодаря финансовой помощи благотворителей. Храм освятили в 1996 году, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. С той поры в Храме в честь преподобного Амвросия Оптинского каждый день проходят богослужения.

Сегодня Шамординский женский монастырь – одно из самых посещаемых святых мест Калужской области, и тут действительно есть ради чего приехать. Территория обители большая и очень красивая, летом она вся благоухает и радует глаз гостей многочисленными яркими цветами в клумбах. На территории, для удобства паломников, имеется схема со всеми постройками обители. Стоит предупредить, что на внешней территории обители можно делать фотографии, а вот внутри помещений, к сожалению, запрещено. Давайте расскажем какие сооружения имеются в Шамординской обители.

Казанский собор, о котором мы уже начинали рассказывать выше, — это очень красивое и примечательное сооружение в русском стиле. Сооружение заслуживает внимания не только снаружи, но и изнутри, благодаря важным святыням тут расположенным. В Казанском соборе хранятся две чудесные иконы: икона Казанской Божией матери и икона Божией Матери Спорительницы Хлебов.

Что касается иконы Казанской Божьей матери, то она попала сюда давно. К матушке Амвросии в Белевский монастырь пришла женщина с этой иконой, чтобы отдать ее в залог под десять рублей, которые были нужны ей для пропитания. Матушка дала страждущей деньги, но прошло время, а забирать икону так никто и не приходил. А между тем, икона Казанской Божьей матери оказалась чудотворной, потому что масло, которое наливали в лампадку и зажигали перед образом, было способно исцелять людей. Прошло время и икона переехала вместе с Амвросией в женский монастырь Шамордино. И там она не переставала поражать паломников и сестер обители своими чудесами. Многие из них видели лучи света, отбрасываемые от лика Богородицы на иконе, причем, этот свет не могли выдержать, не отведя глаз, люди с нечистой совестью. К огромному сожалению, в шестидесятые годы двадцатого века икону передали в другой храм, расположенный поблизости, откуда чудотворный образ украли. Сегодня в Казанском соборе хранится список с того образа, который создал афонский настоятель скита — монах Арсений.

Икона «Спорительница хлебов», находящаяся в монастыре Шамордино, — еще одна святыня. На ней Божья Мать изображена сидящей на облаке, раскинув руки, а под ней золотистое поле, на котором лежат скошенные снопы ржи. Это очень необычная икона, которую писали по просьбе старца Амвросия, после посетившего его во время сна видения. В монастыре также находится список с иконы, потому что оригинал теперь в Литве, куда его перевезли в 1917 году.

Снаружи за стеной, где располагается алтарь Казанского собора, расположились захоронения бывших настоятельниц Шамординской обители. Последней могилкой стало надгробие схиигумении Валентины, похороненной в 1919 году, а потом обитель закрыли. В усыпальнице монастыря был похоронен в 1910 году главный благотворитель возведения обители — Сергей Васильевич Перлов, правда, как только большевики закрыли монастырь, усыпальницу сразу разрушили, теперь от нее остался только фундамент.

Монастырская трапезная расположена в двухэтажном здании за Казанским собором. В помещении могут разместиться пятьсот человек. Тут высокий потолок и огромные окна. Трапезную возвели в 1893 году вместо особняка бывших владельцев Шамордино – помещиков Калыгиных. Это сооружение стало самым первым каменным строением обители. Его проект составлял архитектор Р.И. Клейн. За трапезной стоит водонапорная башня.

Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского – был возведен в конце двадцатого века на месте, где раньше стоял домик-келья старца, в котором он жил, когда приезжал в обитель Шамордино. Сюда за утешением и советом к отцу Амвросию приходили все страждущие, больные, несчастные, а он старался вдохнуть в них веру, вытащить из пропасти отчаяния, учил смирению перед промыслом Божьим. Здесь же отец Амвросий и умер в октябре 1891 года. А после смерти над домиком выстроили футляр из кирпича. Когда монастырь закрылся в 1923 году, дом-келью переместили на территорию деревни Шамордино, а каменный короб стал гаражом. Лишь после того как обитель начала возрождаться, тут возвели храм, который освятили в 1996 году.

Дом Перлова – особняк, в котором проживали во время своего приезда в монастырь супруги Перловы. Они были благотворителями этой святой обители, практически все, что на ее территории построено, было сделано на их деньги, в том числе мастерские по иконописи, чеканке, по золотому шитью, переплету книг, изготовлению ковров, швейная, типографская, фотомастерская, мастерская золочения металла и дерева.

Храм во имя Пресвятой Троицы в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» — был самым первым храмом обители Шамордино. Его освящение прошло в день открытия четырнадцатого октября 1884 года. Правда, вплоть до 1890 года, храм стоял там, где теперь расположен Казанский собор, затем старец Амвросий благословил его перемещение на территорию кладбища. В 1891 году тут прошло отпевание преподобного. Когда монастырь закрылся, храм разрушили. Лишь в 2005 году начали вести восстановительные работы. За этим храмом начинается кладбище обители. Если вы спуститесь от этого храма вниз по лестнице, ведущей к реке, то попадете к святому чудотворному источнику, где организована купальня.

Источник освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Помимо, этого источника, тут имеется еще пара: источник в честь Казанской иконы Божией Матери, источник в честь преподобного Амвросия Оптинского. К источникам постоянно выстраивается очередь из паломников, которые рассказывают о чудесах исцеления от этой освященной воды, даруемого Господом по вере просящих.

Богадельня – место, где живут больные и старые насельницы. Тут находится храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», а также стоит сестринский корпус, представляющий из себя здание из двух этажей, на первом расположилась больница монастыря, где могут лечиться монахини, местные жители, паломники.

Монастырская церковная лавка — место, где паломники и верующие посетители заказывают требы и при необходимости приобретают предметы церковной утвари – свечи, икона, крестики, цепочки, венчальные кольца, духовные книги. Здесь же паломники подают записки на молебны.

Требы в женском монастыре Шамордино:
— записка молебен о здравии или панихида об упокоении может включать до двенадцати имен;
— сорокоуст может быть о здравии или упокоении, простой — на сорок дней, во время которого идет литургия;
— неусыпаемая псалтирь о здравии или об упокоении;
— акафист – сорокодневное моление о здравии. Акафисты проводят перед иконами Богородицы: «Казанской», «Утоли моя печали», «Спорительницей хлебов», «Неупиваемой чашей», а также перед иконой преподобного Амвросия Оптинского.

Помимо простого Сорокоуста, в монастыре можно заказать Сорокоуст с сорока литургиями, что редкость для монастырей. Данную службу с литургиями верующие имеют возможность заказать по почте. Вы можете написать свою просьбу и имена за кого нужно молиться и сделать добровольное пожертвование в виде перевода, сколько вам не жалко. Для информации: в монастыре Шамордино заказать одно имя стоит триста рублей.

Адрес монастыря Шамордино: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь.

В настоящее время настоятельница Шамординского монастыря Калужской области — игумения Никона, которая является матушкой для ста тридцати сестер. Сестры несут различные послушания, они и сами кормятся от своего труда, и угощают паломников, прибывающих в обитель. Очень часто в обители питаются дети из малоимущих и многодетных семей, дети-инвалиды. При монастыре Шамордино работает воскресная школа, в нее ходят двадцать деревенских ребятишек.

Благодаря трудам насельниц и помощи благотворителей русская святыня Калужской области — Шамординская обитель с каждым годом становиться все прекраснее. В планах настоятельницы создать здесь сиротский приют для девочек, реставрировать порушенную усыпальницу, которая ранее стояла над могилами бывших настоятельниц, возвести колокольню, часовни над всеми святыми источниками. Вот почему насельницы обители с благодарностью принимает помощь во всех видах от желающих для восстановления обители.

В мае 2010 года, Шамординскую обитель в честь ее двадцатилетия после восстановления, посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в честь этого было проведено богослужение в Казанском соборе.

Поделиться ссылкой на статью с друзьями в соцсети:

Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь)

Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша́мординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни. Обитель основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства.

Содержание

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Незаменимой помощницей преподобного Амвросия в устроении пустыни была всецело преданная старцу его духовная дочь схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). 1 октября 1884 года в день открытия обители матушка София была назначена ее первой настоятельницей, а обитель стала называться Казанскою в честь чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери. Вся жизнь Шамординской пустыни проходила под старческим руководством: богослужебный устав, монастырские порядки, строительные дела, назначение послушаний и др. устраивались с благословения преподобного Амвросия. Число насельниц обители пополнялось большей частью сестрами, которых направлял сюда сам батюшка. Приезжая в Шамордино, он все осматривал, размечал места для строительства будущих храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие. Несмотря на то, что схимонахиня София только четыре года управляла обителью, ей удалось многое сделать за это время и заслужить безграничную любовь сестер. В 1987 году первоначальница Шамординской обители была прославлена в Соборе Тульских святых.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель стала крупным духовным центром, здесь подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. Благодаря щедрому покровительству известного московского купца Сергея Васильевича Перлова были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки: величественный Казанский собор, здание богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», водокачка. При его же содействии были созданы различные мастерские: живописная, чеканная, золотошвейная, переплетная, коверная и др.

В годы гонений на Православие Шамординскую пустынь постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках. Все земли и угодья обители стали собственностью колхоза, в бывших монастырских строениях расположились дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. Но без Божиего благословения и умелого управления огромное хозяйство вскоре пришло в упадок. Все созданное трудом сестер было разорено безбожной властью.

С марта 1990 года в Шамординской пустыни возобновилась монашеская жизнь. Настоятельницей была назначена игумения Никона (Перетягина, 1941-2012), насельница Рижского монастыря. Вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. Этот храм является одним из основных в обители, в нем ежедневно совершается весь богослужебный круг.

Сохранившаяся до наших дней келья батюшки Амвросия сейчас находится около храма, недалеко от места своего исторического расположения.

13 августа 2005 года после завершения основных восстановительных работ был освящен Казанский собор, главный храм монастыря. Святейший Патриарх Алексий II и прибывшие с ним архиереи освятили помимо центрального еще два боковых престола.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) были вновь открыты монастырская богадельня и больница, для детей из окрестных селений организована воскресная школа. Обитель имеет собственное подсобное хозяйство: молочную ферму, огороды, поля, пасеку, полностью обеспечивает себя продуктами сельского хозяйства. Сейчас в Шамордине подвизается более ста тридцати сестер, все они находятся на полном обеспечении, получая от обители все необходимое.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне пустынь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение, что стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей. Эту дату можно считать началом периода расцвета, когда самые тяжелые восстановительные работы были завершены, физические перегрузки первых лет отошли в прошлое и основные силы сестер перенаправлены на духовный труд как основную цель монашеского звания.

Скорбной страницей в истории этого благодатного времени стала безвременная и скоропостижная кончина дорогой и приснопамятной матушки игумении Никоны, последовавшая 28 мая 2012 года. Только вера в бесконечную милость, которую должна обрести у Господа ее праведная душа, помогла сестрам перенести эту утрату.

В настоящее время обитель живет под руководством новой настоятельницы – игумении Сергии (Щербаковой), возведенной в игуменский сан 6 июля 2014 года в Новодевичьем монастыре г.Москвы. Матушка Сергия, бывшая более двадцати лет в монастыре и помогавшая почившей игумении Никоне в делах, продолжила сложившиеся традиции и сложившийся монастырский уклад.

В 2015 году по случаю 25-летия возрождения обители Святейший Патриарх Кирилл вновь посетил Шамординскую пустынь и наградил Казанский собор, отмечавший 10-летие со дня своего освящения, правом служения в нем с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

Под благодатным покровом Божией Матери, преподобного старца Амвросия, матушки Софии возрожденная Шамординская обитель продолжает жить и возносить смиренные молитвы о нашем земном Отечестве и православных христианах всего мира.

  • Казанский собор — главный храм обители

Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда.

  • Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского

В прошлом веке на этом месте располагался дом-келья, в которой, приезжая в обитель, жил Старец. Сюда приходил старый и малый, богатый и убогий. В этом доме батюшка Амвросий отошел ко Господу 10/23 октября 1891 года. После смерти стараниями духовного чада С.В. Перлова над этим домом был построен кирпичный футляр.

  • Храм в честь Пресвятой Троицы

Церковь во имя Пресвятой Троицы с пределом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Это первый храм обители, первоначально освященный в день ее открытия, 1/14 октября 1884 года, в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь перед Ее чудотворным образом возносил свои молитвы смиренный старец Амвросий.

  • Храм в честь иконы Божия Матери «Утоли моя печали»

В северной части обители стараниями и на средства Анны Яковлевны Перловой в конце XIX века выстроено двухэтажное кирпичное здание богадельни. При ней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освящение которого было совершено 25 октября/7 ноября 1902 года Калужским архиепископом Вениамином.

Оптина Пустынь

Мо­на­ше­ст­во есть внеш­нее и внут­рен­нее. Ми­но­вать внеш­нее нель­зя, но и удов­лет­во­рить­ся им од­ним то­же нель­зя. Од­но внеш­нее без внут­рен­не­го да­же при­но­сит вред. Внеш­нее мо­на­ше­ст­во мож­но упо­до­бить вспа­хи­ва­нию зем­ли. Сколь­ко ни па­хай – ни­че­го не вы­рас­тет, ес­ли ни­че­го не по­се­ешь. Вот внут­рен­нее мо­на­ше­ст­во и есть се­я­ние, а пше­но – мо­лит­ва Ии­су­со­ва. Мо­лит­ва ос­ве­ща­ет всю внут­рен­нюю жизнь мо­на­ха, да­ет ему си­лу в борь­бе, в осо­бен­нос­ти она не­об­хо­ди­ма при пе­ре­не­се­нии скор­бей и ис­ку­ше­ний.

11 октября ст. ст.

Собор преподобных Оптинских Старцев: Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия I (1894), Исаакия I (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия II (1922), Нектария (1928), Никона исп. (1931), прмч. Исаакия II (1938)

Расписание Богослужений

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Последний фотоальбом

Духовные беседы с паломниками

Шамордино. Казанская Амвросиевская женская пустынь

К азанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818–1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845–1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830–1904), Екатерина (Самбикина, 1842–1911) и Валентина (Розанцева, 1864–1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.

Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор — главный храм обители. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Сейчас в обители подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.

Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Ставропигиальный женский монастырь

Казанская Амвросиевская пустынь расположена рядом с деревней Шамордино Калужской области, в двенадцати километрах от прославленной Оптиной пустыни. Обитель была основана преподобным Амвросием Оптинским в 1884 году.

Когда-то на этом месте на высоком берегу реки Серены находилась усадьба помещика В.П. Калыгина, который продал свое имение с условием, что ему будет дано место в монастырской гостинице в Оптиной Пустыни, чтобы он смог там дожить свои последние дни вместе с женой. В 1875 году преподобный Амвросий благословил своей духовной дочери монахине Амвросии (в миру Александре Николаевне Ключаревой) приобрести это имение. Она купила его для своих малолетних внучек-близнецов Веры и Любы, которых взяла на воспитание после смерти их матери всего трех недель от роду. При ее заботливом воспитании девочки росли необыкновенными детьми: кроткими, набожными, любящими друг друга и очень привязанными к преподобному Амвросию, своему крестному отцу. Матушка Амвросия часто забирала внучек в Оптину или сама надолго приезжала в Шамордино.

Отец Амвросий благословил построить в имении большой новый дом – одноэтажный деревянный, на высоком каменном фундаменте, вместо старого полуразвалившегося. Жизнь в имении была близка к монашеской. Вместе с девочками здесь поселились вдовы и девицы-сироты из бывших крепостных, преданных матери Амвросии. Постепенно к ним стали присоединяться их родственницы, искавшие уединения и молитвы. Старец Амвросий часто навещал усадьбу и не раз говорил, что на этом месте вскоре будет монастырь. По его благословению матушка Амвросия ходатайствовала перед священноначалием о разрешении устроить в имении женскую общину с богадельней и церковью.

В 1881 году мать Амвросия скончалась, а через два года скончались и ее внучки. По духовному завещанию монахини Амвросии, в случае смерти ее наследниц, в Шамордине должна быть устроена женская община. Помощницей старцу Амвросию в устроении новой обители стала его духовная дочь София Михайловна Болотова, происходившая из древнего благочестивого дворянского рода. Открытие общины, освящение в ней домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии (Болотовой) настоятельницей состоялось 1/14 октября 1884 года на праздник Покрова Божией Матери.

Все порядки в обители были установлены преподобным Амвросием: поступить в нее можно было только по благословению самого старца, ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. С особой любовью он принимал несчастных: бедных вдов, сирот, убогих, калек, брошенных детей, обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Многих сестер он собственноручно постриг в монашество. Одними из самых светлых моментов в жизни сестер были приезды батюшки в Шамордино: он непременно заходил в келью к каждой сестре, беседуя, наставляя и утешая ее. Из-за своей болезни батюшка не мог оставаться духовником все растущего числа сестер обители и передал часть из них под духовное руководство преподобного Анатолия (Зерцалова).

С благословения старца в обители были устроены скиты, две деревянные часовни, многие хозяйственные здания, водокачки, сестринские кельи, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской. Матушка София была настоятельницей всего около трех лет: тяжелые труды и строгая подвижническая жизнь подорвали ее здоровье – в 1888 году в возрасте сорока двух лет она скончалась.

Новой настоятельницей обители стала другая духовная дочь старца Амвросия – монахиня Евфросиния (Розова). В 1890–1902 годах был выстроен новый каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Проект разработал архитектор С.В. Шервуд, а деньги на возведение пожертвовал богатый московский чаеторговец С.В. Перлов. Величественный пятнадцатиглавый собор, вмещавший до пяти тысяч человек, поражал своими размерами и в то же время изяществом.

8/21 июля 1901 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, Шамординская община получила статус общежительного монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью. Преподобный не дожил до этого события – он скончался 10 октября 1891 года, проведя последний год в Шамордине. Предчувствуя скорую кончину, батюшка много времени уделял благоустройству обители, он спешил закончить все незавершенные дела и дать необходимые указания настоятельнице.

Шамординская обитель во все времена находилась под духовным окормлением Оптинских старцев. При открытии общины ее благочинным был назначен преподобный Исаакий (Антимонов). Впоследствии духовниками обители были Оптинские старцы – преподобные Иосиф (Литовкин), Варсонофий (Плиханков) и Анатолий (Потапов), которые так же, как преподобный Амвросий, относились к сестрам с отеческой любовью. К 1917 году в обители подвизались до восьмисот сестер, все они ревностно выполняли заветы старца Амвросия, монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия.

Революционное лихолетье не пощадило Шамординскую обитель. Ее постигла общая участь всех русских монастырей. В апреле 1918 года в обитель прибыла оценочная комиссия для передачи монастыря в распоряжение совета большевиков. В марте 1923 года обитель окончательно ликвидировали «как рассадник контрреволюции». В 1929 году значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения. Некогда величественный архитектурный ансамбль за десятилетия правления безбожной власти превратился в развалины.

В марте 1990 года в обители была возобновлена монашеская жизнь. 3 мая 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине. За двадцать дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день возвели в сан игумении первую настоятельницу обители монахиню Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никону (Перетягину). При ее деятельном участии монастырь восстал из руин. Она посвятила всю себя без остатка монастырю и сестрам и отошла ко Господу на другой день после празднования 22-летия возрождения Шамордина. Следующей настоятельницей обители стала ее духовная дочь монахиня Сергия (Щербакова), почти с самого начала устроения обители усердная помощница во всех монастырских делах игумении Никоны.

24 октября 2015 года, в день празднования Собора Оптинских старцев, обитель молитвенно отметила 25-летие возрождения монашеской жизни. Празднование возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив в Казанском соборе торжественное богослужение, ставшее для сестер и гостей обители незабываемым праздником.

Созданная трудами и молитвами преподобного старца Амвросия его любимое детище Шамординская обитель продолжает жить, чтобы светить миру истинно евангельским светом, являя собой образ Царства Божия на земле.

На автомобиле: Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186-ом километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину. В конце моста будет висеть указатель — Козельск. Далее все время прямо и прямо, до монумента г.Перемышль, там по указателю, направо. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.

Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе

Своим ходом: от метро «Теплый стан» рейсовым автобусом на г.Козельск., г.Сосенский или г.Хвастовичи

Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)

Как добраться: выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.

С расписанием движения автобусов от Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции м.Теплый Стан

С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться на сайте г. Козельска

Перед поездкой рекомендуем позвонить на автостанцию для уточнения расписания движения автобусов, так как возможны сезонные изменения расписания, а так же перенос и отмена рейсов по техническим причинам.

Автостанция Козельск: +7 (48442)22502

Козельское АТП: +7 (48442)22240

Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или г. Хвастовичи.

Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря.

Оптина пустынь женский монастырь

Шамордино. Казанская Амвросиевская женская пустынь

Она была первой на пути в пустынь Оптинскую.
И вот, в первых строках этого поста, я прямо сразу хочу от всего нашего семейства выразить большую благодарность семейству Клещенковых. За то что они, не смотря на свою детскую многочисленность, легки на подъём, за то, что с ними просто, спокойно и надёжно. Не Бог весть какое дальнее путешествие, но всё же.

В Оптиной пустыни, а следовательно и в Шамордино, мы, дожив уже до вполне ощутимых седин, не были. И вот этим замечательным постом всё как-то само собой сложилось. Государственные выходные, когда всё прогрессивное человечество празднует светлый день 8 марта, консерваторам и мракобесам вроде нас пришлись очень кстати. В первую очередь потому, что дороги банально свободны. И доехали мы очень хорошо. Единственно, уже перед монастырём навигатор загнал нас на сельскую грунтовку, которая заканчивалась на разрушенном скотном дворе. Правильная дорога была далее, в трёхстах метрах.

2. Фрагмент нашей компании у заправки на выезде из Москвы

А всего, на момент выезда из Москвы, компания насчитывала пятерых взрослых, двух больших детей, трёх небольших и двух очень маленьких. Вернулось впрочем тоже количество. И вот, проделав без малого триста километров, мы у стен Шамордина, а правильнее будет сказать в Казанской Амвросиевой пустыни:

4. Главный храм монастыря — Казанский собор

Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной — вышивают плащаницы и хоругви. [отсюда].

4. Родство с Оптиной здесь не только духовное, но и визуальное — знаменитый трубящий ангел-флюгер

5. Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, на заднем плане Троицкая церковь

В прошлом веке на этом месте располагался дом-келья, в котором, приезжая в обитель, жил Старец. Сюда приходил старый и малый, богатый и убогий. В этом доме батюшка Амвросий отошел ко Господу 10/23 октября 1891 года. После его смерти стараниями духовного чада С. В. Перлова над этим домом был построен кирпичный футляр. После закрытия монастыря дом-келья был вывезен в деревню Шамордино, а в каменном футляре находился гараж. С возобновлением монашеской жизни здесь был устроен храм, и освящен 15/28 июля 1996 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в честь преподобного Амвросия Оптинского. В этом храме ежедневно совершаются богослужения.

6.Ещё одна «монахиня», в белой, правда, ризе.

В монастыре чрезвычайно много кошек и котов. Стало быть есть и котята. И любой желающий может получить благовоспитанное православное животное в дар, вот соответствующее объявление:

7. Дом С. В. Перлова (1836-1910), московского купца, в котором он останавливался с семьей, приезжая в монастырь

Сергей Васильевич и его супруга Анна Яковлевна были духовными чадами преп. Амвросия и благотворителями обители. На их средства построены практически все фундаментальные монастырские постройки, устроены мастерские: иконописная, чеканная, золочения по металлу и дереву, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская. Сергей Васильевич похоронен по его завещанию в обители, рядом с настоятельницами. Анна Яковлевна после его смерти жила в Москве, часто приезжая в Шамордино с детьми и внуками. Перед смертью (1919 г.) приняла постриг с именем Амвросия. В настоящее время дом Перловых восстановлен и используется для монастырских нужд.

9. Главы Казанского собора

10. Главная «улица» монастыря

12. Троицкий храм

15. Продолжение «кошачьей» темы. Вторая часть прайда по ту сторону крыльца

16. Старые постройки пустыни. Из этой валил такой ароматный дымок.

18. Интерьер Казанского собора

Снимок (каюсь!) сделан вопреки указу не фотографировать внутри храмов. Реакция последовала незамедлительная, но корректная. А вообще жаль что так. Мне теперь всё больше кажется что часто (люди) внутри храма интереснее того что снаружи. Такая же ситуация и в Оптиной, но там я пробова, хотя, по опыту мужские монастыри обычно либеральнее в этом плане женских. Но что делать, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом.

21. Дом С.В. Перлова

23. Монастырское кладбище на котором нашли место своего упокоения несколько поколений шамординских сестер.

В 1998 году еще над одним из источников поставили часовню и освятили его в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», рядом устроили купальню. Усердием благотворителя монастыря Анатолия была построена из более 200 ступенек удобная лестница, ведущая к источнику. На ней – смотровая площадка с красивым видом на Царский луг. В 2008 году над источником в честь Казанской иконы Матери Божией также построили часовню и вновь освятили. Множество паломников, посещающих обитель, набирают святую воду и погружаются в источник [отсюда].

Прошлись и мы по этой лестнице — чувствительная надо сказать затея. Особенно с дитём на руках.

29. Место упокоения настоятельниц обители и С.В. Перлова.

За алтарем Казанского собора находятся могилки настоятельниц обители. До начала 20-х гг. XX века на этом месте была усыпальница, устроенная в 1910 году по проекту губернского инженера Б. А. Савицкого стараниями благотворителя монастыря Сергея Васильевича Перлова. В феврале 1911 года в этой усыпальнице была погребена схиигумения Екатерина (Самбикина, 1842-1911 гг.). В октябре того же года в неё были перенесены ранее почившие настоятельницы схимонахиня София (Болотова, 1845-1888 гг.) и схиигумения Евфросиния (Розова, 1830-1904 гг.). В 1919 году здесь же была похоронена схиигумения Валентина (Розанцева, 1864-1919 гг.), последняя перед закрытием монастыря настоятельница.

30. Казанский собор

31. Незамысловатая частная торговля на площади перед Пустынью

По выходи из монастыря прикупили пожевать себе пирожков и двинули непосредственно в Оптину.

Казанская Амвросиевская женская пустынь. Шамордино

Известный монастырь Казанская Амвросиевская женская пустынь находится рядом с поселком Шамордино. Основана эта обитель в 1884 году преподобным Амвросием Старцем Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. В Шамординский монастырь старец собрал престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу. Монахиня Амвросия Ключарева завещала устроить здесь богадельню и женский монастырь Шамордино.

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия Оптинского в благосутройстве обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). Устав обители и распорядок были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство построек и давал ценные указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была стала огромным духовным центром. Здесь подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения.
Благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, здесь были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки.

В годы социалистических гонений Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году монастырь закрыли и разорили. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших деревнях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.

Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор – главный храм обители Шамордино. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) сейчас в ней подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.

Женская Оптина

В 1837 году, в возрасте 63 лет, основательница монастыря и его первая игумения, матушка Евгения, скончалась и была погребена в монастырском Троицком храме возле придела святых благоверных князей Бориса и Глеба. Настоятельницей обители стала ее крестница и воспитанница, сестра Анастасия, прежде бывшая крепостной княгини Мещерской, служанкой ее дочери Анастасии. Сопребывание с игуменией Евгенией, при которой она была довольно долго казначеей, образовало ее, и так как она благоговела перед памятью покойной настоятельницы, то старалась о том, чтобы поддержать заведенный ею порядок, и ее игуменство было продолжением предыдущего. Она управляла Аносиным монастырем в течение двадцати лет (до перевода в Серпуховской Владычный монастырь).

Во время ее игуменства поступила в монастырь и постриглась в монахини внучка основательницы обители Евдокия (в монашестве Евгения) Озерова, ставшая третьей настоятельницей монастыря (1854–1875). Как и ее бабушка, в сан игумении новая настоятельница была возведена митрополитом Московским Филаретом. Прежде принятия должности настоятельницы, Евдокия Семеновна, нисколько не кичась своим происхождением и родством с матушкой-основательницей, в течение 5 лет со смирением и любовью проходила все послушания: носила воду и дрова на поварню, стирала белье, готовила пищу для трапезы сестер, мыла полы, сама закладывала лошадь.

Под руководством игумении Евгении-младшей Аносин монастырь успешно благоустраивался и к семидесятым годам прошлого века стал образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным своим достижениям. Обитель славилась прежде всего своим подвижничеством. Ее монахини нередко становились настоятельницами других монастырей и общин. Не случайно портрет Аносинской игумении Евгении украшал настоятельский корпус Оптиной пустыни – оптинские старцы часто направляли своих духовных дочерей в Аносину пустынь, зная, что именно там они получат помощь в монашеском подвиге и духовное окормление. Вообще Аносинский монастырь часто называли «женской Оптиной пустынью»: здесь также было развито старчество – традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер. Каждая из них вручалась опытной монахине – старице, и отношения между ними строились на взаимном доверии, без чего невозможно стяжать смирение и послушание – начало всех других христианских добродетелей.

В 1875 году мать Евгению перевели в Москву, где до своей кончины в 1890 году она была настоятельницей московского Страстного монастыря. А настоятельницей Аносина монастыря после нее сталамонахиня Рафаила (Ровинская), единодушно избранная сестрами и утвержденная епархиальным начальством. Игумения Рафаила была достойной преемницей игумении Евгении в 1875–1879 годах; после Аносиной обители она управляла еще рядом монастырей Московской епархии.

Пятая игумения матушка Иоанна (Макарова) стояла во главе монастыря около сорока лет (1879–1918-1919?) и преставилась в возрасте 90 лет уже после революции (пришла в обитель матушка еще 18-тилетней девушкой). Она была строгой подвижницей, не принимала никаких личных услуг, сама делала все в своей келлии: убирала, топила, ставила самовар, отдельного стола не имела, а пользовалась общим, сестринским, и, как свидетельствовали современники, за все свое долговременное игуменство ни разу не нарушила этого правила. Церковные службы матушка посещала неопустительно, последний ее выход в церковь был за два дня до смерти. После смерти на ней нашли власяницу. Как настоятельница игумения Иоанна была строга. Принимая в обитель сестер, она брала с них подписку до смерти безвыходно пребывать в монастыре, не разрешала никаких поездок и отпусков на родину. Вела старческое окрмление и всемерно заботилась, дабы насельницы обители не проводили времени праздно. В то же время строгость настоятельницы в отношении духовного уклада монастырской жизни не была ни черствостью, ни жестокостью. К сестрам она была милостива, как мать, а они благоговели перед своей игуменией. По свидетельству епископа Арсения (Жадановского), «святое сродство» объединяло ее душу с душой известного старца Зосимовой пустыни схиигумена Германа (Гомзина), который «время от времени проведывал ее с целью поучиться монашеству и поутешиться беседою».

Перед революцией 1917 года Борисоглебская Аносинская обитель была процветающей. В ней подвизалось около 180 монахинь и послушниц, хозяйство было хорошо налажено, здесь производили почти все виды сельскохозяйственных работ, занимались вышивкой и другими рукоделиями.

Казанская пустынь в Шамордино

История Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино.

Адрес Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни: 249706, Калужская обл., Козельский р-н, п/о Каменка, Шамордино, монастырь.
Телефон Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни: (48442) 2-61-62; телефон-факс (48442) 2-16-49.
Сайт Казанской пустыни в Шамордино: http://www.shamordino-m.ru/

Богослужения в Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни, что в Шамордино совершаются ежедневно: в 3.00 — молебен, утренние молитвы, полунощница, утреня, 1-й час, акафист дня; в 7.00 — часы 3-й и 6-й, Божественная Литургия; в 9.00 (в субботу) — панихида по усопшим; в 18.00 — 9-й час, вечерня, малое повечерие с правилом;

В воскресные и праздничные дни совершаются — две или три Божественные Литургии: с 3.00 — в храме преп. Амвросия Оптинского с 6.00 — в храме «Утоли моя печали» с 8.00 — в «Казанском» соборе.

В двух километрах от большой Калужской дороги, близ деревни Шамордино, на крутой горе, поросшей лесом и спускающейся к извилистой речке Серене, расположен Казанский Свято-Амвросиевский ставропигиальный женский монастырь. Это последняя и любимая женская обитель преподобного Амвросия старца Оптинского, устроенная его молитвами и трудами в 1884 году и первоначально называвшаяся Шамординская Казанская Горская женская община.

Обитель посвящена Казанской иконе Божией Матери, чудотворный образ которой находился в ней. Эта икона была привезена в монастырь духовной дочерью Старца монахиней Амвросией (Ключаревой). Батюшка Амвросий не раз возносил пред ней свои молитвы и говорил шамординским сестрам: «Храните эту икону: она — чудотворная!». В настоящее время местонахождение этого чудотворного образа неизвестно, но Заступница Усердная и в подобиях Своих икон возжигает новые светильники благодати.

Казанская икона Божией Матери. Сия святая икона написана на Афоне иером. Арсением, настоятелем Святогорского греческого братства келии св. Николая Буразери. Пожертвована обители 28 октября 1999 года и помещена в иконостас Казанского собора.

Как и раньше, сестры обители обращаются с молитвой к Божией Матери, уповая на Ее милость и всесильную помощь.

Преподобный Амвросий, как чадолюбивый отец, собирал в свою обитель сирот, бедных вдов, убогих и обездоленных женщин, не имеющих возможности поступить ни в какой другой монастырь. Покой и утешение находили здесь и многие состоятельные и образованные женщины из дворянского и купеческого сословий: Ключаревы, Долинино-Иванские, Болотовы, Толстые, Хрущевы, и др., — идя по пути, указанному преподобным, к Свету и Истине.

Икона прп. Амвросия Оптинского и св. Софии.

Верной помощницей старца Амвросия, положившей много труда в устроении Шамординской обители, была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888 гг.). Ее стараниями были основаны богадельня и детский приют, положено начало живописной, золотошвейной мастерских. Находясь в полном послушании у батюшки Амвросия, она отказалась от своей воли, земных радостей, возненавидев себя Царствия ради Небесного. Вскоре после ее кончины преподобный Амвросий сказал: «Мать София свята!». В 1987 году она была прославлена как местночтимая в Соборе Тульских святых. К матушке Софии возносят молитвы с верой и надеждой на ее заступничество перед Господом, и она слышит всех, обращающихся к ней за помощью, о чем свидетельствуют многие исцеления и чудотворения.

Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда. Величественный, 15-главый собор выполнен в «русском стиле» — с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасаде — стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами. В 1902 году 11 / 24 октября Калужский Преосвященный Вениамин совершил его освящение. В годы лихолетья храм, как и весь монастырь, сильно пострадал: был осквернен и обезглавлен. С возрождением обители началось его восстановление.

В 2005 году 31 июля / 13 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и два придела: правый — в честь свят. Николая Мирликийского и свят. Амвросия Медиоланского, левый — в честь свщмуч. Игнатия Богоносца и свщмуч. Поликарпа Смирнского. Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной — вышивают плащаницы и хоругви.

За алтарем Казанского собора находятся могилки настоятельниц обители. До начала 20-х гг. XX века на этом месте была усыпальница, устроенная в 1910 году по проекту губернского инженера Б. А. Савицкого стараниями благотворителя монастыря Сергея Васильевича Перлова. В феврале 1911 года в этой усыпальнице была погребена схиигумения Екатерина (Самбикина, 1842-1911 гг.). В октябре того же года в неё были перенесены ранее почившие настоятельницы схимонахиня София (Болотова, 1845-1888 гг.) и схиигумения Евфросиния (Розова, 1830-1904 гг.). В 1919 году здесь же была похоронена схиигумения Валентина (Розанцева, 1864-1919 гг.), последняя перед закрытием монастыря настоятельница. В одном из отделений усыпальницы в 1910 году похоронили Сергея Васильевича по его завещанию: «Я хочу лечь в Шамордино, чтобы мои дети не забывали его. Моя могила будет привлекать их сюда». После закрытия обители усыпальница была полностью разрушена, сохранился только фундамент.

Сразу за Казанским собором располагается монастырская трапезная — красивое двухэтажное строение, с высоким потолком и большими светлыми окнами, вмещающее до 500 человек. Она соединена с собором каменным переходом. Трапезная построена в 1893 году на месте дома помещиков Калыгиных — первых владельцев имения Шамордино. Это первая каменная постройка в монастыре, выполнена по проекту архитектора Р.И. Клейна на средства СВ. Перлова. В возвышающемся за трапезной здании находится водонапорная башня.

Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского. В прошлом веке на этом месте располагался дом-келья, в котором, приезжая в обитель, жил Старец. Сюда приходил старый и малый, богатый и убогий. «Батюшка старец о. Амвросий был действительно олицетворением здесь, на земле, самоотверженной христианской любви и всю свою жизнь до последнего вздоха отдал ближним, спасая их из пропасти неверия, уныния и отчаяния». Учил предаваться во всем воле и промыслу Божию и не роптать. «. В жизни человеческой все идет вперемежку, как пряжа, — идет ровная нить, а потом вдруг тонкая нить». «Бог любит только смиренных, и, как только смирится человек, так сейчас Господь поставляет его в предверие Царства Небесного, но когда человек не хочет добровольно смиряться, то Господь скорбями и болезнями смиряет его».

В этом доме батюшка Амвросий отошел ко Господу 10/23 октября 1891 года. После его смерти стараниями духовного чада С. В. Перлова над этим домом был построен кирпичный футляр. После закрытия монастыря дом-келья был вывезен в деревню Шамордино, а в каменном футляре находился гараж. С возобновлением монашеской жизни здесь был устроен храм, и освящен 15/28 июля 1996 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в честь преподобного Амвросия Оптинского. В этом храме ежедневно совершаются богослужения.

Дом С. В. Перлова (1836-1910 гг.), московского купца, в котором он останавливался с семьей, приезжая в монастырь. Сергей Васильевич и его супруга Анна Яковлевна Перловы были духовными чадами прей. Амвросия и благотворителями обители. На их средства построены практически все фундаментальные монастырские постройки, устроены мастерские: иконописная, чеканная, золочения по металлу и дереву, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская.

Храм во имя Пресвятой Троицы с пределом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Это первый храм обители, первоначально освященный в день ее открытия, 1/14 октября 1884 года, в честь Казанской иконы Божией Матери. До 1890 года находился на месте ныне существующего Казанского собора, во время закладки фундамента которого, по благословению преподобного Амвросия, был перенесен на кладбище и освящен в честь Пресвятой Троицы. 15/28 октября 1891 года в нем отпевали в Бозе почившего старца Амвросия. После закрытия монастыря храм был разрушен. В 2005 году начались работы по его восстановлению. За храмом расположено монастырское кладбище.

От Троицкого храма вниз, в сторону реки Серены, ведет лестница к святому источнику с купальней, освященному в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Рядом находятся еще два источника: в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Паломники, приезжающие в обитель, посещают эти святые источники и по вере получают исцеления.

В северной части обители устроены богадельня для немощных и престарелых насельниц с храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и сестринский корпус. Рядом расположено двухэтажное здание, на первом этаже которого находится монастырская больница; в ней получают квалифицированную помощь как сестры обители, так местные жители и паломники.

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь продолжает жить под благодатным покровом преподобного старца Амвросия и первой настоятельницы обители схимонахини Софии, храня их заветы и вознося к ним свои молитвы. После долгого разорения и запустения, в марте 1990 года в обители возобновилась монашеская жизнь. Совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преп. Амвросия Оптинского. Настоятельница монастыря — матушка игумения Никона (Перетягина), под ее попечением более 130 сестер. Они несут послушания в золотошвейной, иконописной, витражной, чеканной, гончарной, пошивочной мастерских; вышивают бисером оклады на иконы, пекут просфоры, выпекают свой хлеб. Трудятся на пчельне, скотном дворе, огородах. Сестры, сами питаясь от своих трудов, кормят гостей и паломников обители, среди которых дети из многодетных и малоимущих семей, а также дети-инвалиды. При монастыре имеется воскресная школа, которую посещают около 20-ти детей из окрестных деревень.

Помощию Божиею, трудами подвизающихся насельниц, благотворителей и паломников, Шамординская обитель возрождается и благоукрашается. Многое уже сделано, но еще предстоит возродить монастырский приют для девочек-сирот, восстановить разрушенную усыпальницу над могилами настоятельниц, построить колокольню, надкладезные часовни над святыми источниками и многое другое. С молитвенной благодарностью обитель примет любую помощь всех желающих внести посильную лепту для восстановления любимой обители преп. Амвросия старца Оптинского.

В монастырской церковной лавке можно заказать требы, приобрести некоторые предметы церковной утвари и книги.

Пожертвование на требы:

Записка: (10-12 имен)

О здравии или о упокоении

На молебен (о здравии)

На панихиду (о упокоении

Сорокоуст: (простой — 40 дней)

О здравии или о упокоении

Сорокоуст — 40 литургий:

(за проскомидией вынимается частица)

О здравии или о упокоении

О здравии или о упокоении

Имена в записках пашутся в родительном падеже.

Акафист с молением о здравии: (40 дней)

Акафисты читаются перед чтимыми иконами Божией Матери: «Казанская», «Утоли моя печали», «Спорительница хлебов», «Неупиваемая чаша» и перед иконой преп. Амвросия Оптинского.

Пожертвование на уставную деятельность монастыря и на долгосрочные требы можно присылать почтовым переводом в адрес монастыря на имя Новгородовой И.А. (канцелярия).

Шамордино: история ставропигиального женского монастыря Русской православной церкви

На территории Российской империи было организовано огромное количество различных монастырей. Как правило, культовые сооружения строились известными архитекторами своего времени.

Такие строения со временем становились памятниками культуры и в настоящее время составляют историческое наследие России.

Одним из таких исторических памятников является женский монастырь в Шамордино — Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь.

Где находится

Обитель находится в Калужской области недалеко от деревни Шамордино (в исторических документах можно еще отыскать название Шевардино).

Вид с высоты птичьего полета

Расстояние до Козельска составляет всего 14 километров, а до известной Оптиной пустыни 20 километров. Со стороны трассы номер Р92 уже видны купола комплекса, поэтому заблудиться достаточно тяжело.

История создания

В селе Шамордино в 1884 году указом Святейшего Синода организована женская община, которую опекала вдова Ключарева.

Дальнейшая история связана с именем Софьи Михайловны Болотовой. В 1884 году она подала прошение в консисторию епископа калужского о принятии монашеского пострига и вступление в организованную общину.

Схимонахиня София (1845 — 1888)

После ходатайства со стороны ее духовника преподобного Амвросия получено благословение на монашеский постриг Софьи Михайловны, который состоялся 4 сентября 1884 г. При постриге ей было сохранено имя София.

Трудами преподобного Амвросия был построен первый храм в общине, который освятили 1 октября 1884 г. После освящения храма, по указу правящего епископа Владимира, община была реорганизована. Монахиня София стала первой игуменьей.

Состояние обители было удручающим, денег катастрофически не хватало. Однако, преподобный Амвросий смог отыскать меценатов, которые выделили средства на строительство Свято – Казанского храма, а также двух Церквей.

В течение нескольких последующих лет количество монахинь увеличилось. Сестры стали заниматься не только молитвой, но и делами милосердия, так на прилегающей территории был открыт дом милосердия и начальная школа для детей крестьян.

Матушка София серьезно заболела в 1888 г. и после нескольких месяцев болезни была пострижена в Великую схиму и 24 января скончалась.

Расцвет обители

Целый ряд святых подвизались в этой обители. После кончины игуменьи на послушание настоятельницы была назначена монахиня Ефросинья, которая была прославлена в лике святых в 1987 г.

Раньше здесь имелись богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов

В 1901 году монашеская община получила статус монастыря и была переименована в Свято–Амвросиевскую пустынь. В том же году монашеский постриг здесь приняла сестра известного писателя Льва Толстого.

Сооруженные храмы, а также здания признаны памятниками архитектуры. До революции поднимался вопрос относительно предоставления ставропигиального статуса монастырю, однако революция помешала этому.

В 1918 году количество монахинь превышало 1000 человек. В 1923 году состоялось окончательное закрытие.

Возрождение

Восстановление обители состоялось в 1991 году, патриарх Пимен подписал указ о воссоздании обители. Послушание игуменьи было возложено на монахиню Сергию (Щербакову).

В октябре 2015 года Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино посетил и совершил литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

На территории монастыря в кратчайшие сроки был сооружен деревянный храм в честь иконы «Утоли мои печали». После чего появились первые насельницы и был организован быт и устав монастыря.

С подробной информацией о монастыре, правилах посещения и расписании богослужений можно ознакомиться на официальном сайте http://www.shamordino-m.ru.

На сегодняшний день здесь функционируют несколько храмов, где можно заказать требы, устроена гостиница для паломников.

Вскоре восстановленный монастырь вернется на все карты России, вновь станет яркой жемчужиной Калужской области. Посетители и паломники оставляют исключительно положительные отзывы после пребывания в стенах святой обители.

Предлагаем Вашему вниманию видео-экскурсию по Шамордино — Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыне:

Оптина пустынь женский монастырь

Шамордино. Монастырь.

В Шамордино один из самых красивых монастырей Калужской области. В отличие от Оптиной пустыни, он мене известен, зато тут пахнет стариной, природы больше, архитектура краше, а добираться также — автобусом до Козельска — не доезжая несколько километров до него, выйти на повороте к Шамордино и пройти пешком километр.

На полпути к монастырю — полевая кухня.

Шамординский монастырь. Официально Казанская Амвросиевская женская пустынь

Стоит остановится и сделать фото. Место интересное — монастырь стоит на обрыве у реки Серены, которая делает петлю в обширной пойме

Экскурсия. Обычно за день показывают Оптину пустынь, Козельск и Шамордино.

Стены монастыря радуют бесплатной парковкой.

0Стенд на территории пугает запретом на фотосъемку в частности. Но на сайте монастыря все не так печально и вполне в рамках закона — там написано таки что можно. Да и с юбками к женщинам никто не пристает. Атмосфера более дружелюбная, чем в Оптиной пустыни.

Главный храм очень красив, замораживает своим обнаженным кирпичным телом без привычных слоев штукатурки.

Такой кирпич не делают давно.

За рощей видны жилые корпуса. До революции при монастыре также была и больница.

Разумеется, коммунисты монастырь разогнали. Википедия пишет, что «в 1923 году монастырь был закрыт; часть сестёр расстреляна, часть сослана». Такая обобщенная цитата с сайта монастыря, если туда пройти, на сайт, то увидим другое: «Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.» То ест истина где-то посередине — массовых расстрелов не было, но и от коммунистов пострадали изрядно, как и все в то время.

Водонапорная башня. Через полчаса мы открыли тайну и нашли место, откуда там она появлялась.

На закате все вдвойне краше

Кот давно понял бренность мирского и никуда не убегал. Вот так религия порабощает всякую волю.

Только в женском монастыре кота могут назвать Кисой. Чтоб не палиться — мужик все таки. Возможно что и кастрированный. Но скорее нет — его просто изгоняют в добрые руки, чтоб не соблазнял сестер весенними песнями. А есть кого!

Смотровая площадка и лестница к источникам

Источник чистой силы

Серена — одна из самых красивых рек Калужской области.

Ледопад из воды еще одного источника

Наноцерковь очень понравилась всем. Напомнило Николо-Ленивец

Ой, кажется это заброшенная ракетная шахта. Их тут полно по козельским лесам.

Все таки водокачка. Или командный пункт под видом водокачки.

Монахини в основном пожилые, но и молодые тоже есть. Супруга в столовой побеседовала с 22-летней девушкой, решившей принести себя в жертву богу.

Схема Шамординского монастыря

Шамордино, Козельский район, Калужская область.

Ссылка на основную публикацию