Ольховский монастырь волгоградская область

Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка)

Координаты: N49 47.916 E44 25.656. Удобней всего ехать до стороны Иловли, с трассы М6. Проехав несколько поселков нужно свернуть с трассы налево по указателю. Подробнее.

В XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка).

Он ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой). Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнно-Бродской Белогорской обители.

История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет из Ольховки в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод недалеко от Ольховки. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.

Рядом с Ольховкой они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство — монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики.

На 1887 г. здесь подвизаются 9 монахинь и 7 послушниц. Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Но вернулись к этому вопросу позже — лишь в 1903 г. духовные власти утверждают название смену статуса общины в Ольховке и название Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь.

В 30-е годы Белогорский Каменнобродский монастырь (Ольховка) находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны в Белогорском Каменнобродском монастыры устраивают госпиталь, а после – государственный конезавод.

Возрождение Белогорского Каменнобродского монастыря в Ольховке началось с приездом сюда 20 августа 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». На кирпичах сохранившейся части ограды можно увидеть надпись «М.С.С.» (монастырь святых сестёр), а на уцелевшем надгробном камне следующие слова: «Под сим камнем покоится настоятельница Каменнобродской женской обители монахиня Афанасия, в миру — Марфа Николаевна Филиппова». Эта подвижница умерла в возрасте 68 лет, 52 из которых отдала служению Богу и людям.

Одной из самых главных достопримечательностей Белогорского Каменнобродского монастыря являются пещеры, вырытые в меловой горе чуть ли не во времена монголо-татарского ига.

По преданию, в пещерах Белогорского Каменнобродского монастыря близ Ольховки было три яруса, по словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса, и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась выточенная также из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). По воспоминаниям стариков в ходах были келии, в которых подвизались затворницы.

Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Но здесь и терялись, бывало, дети, откапывавшие старые входы в подземелье. Сохранились десятки автографов, как хулиганов или туристов, так и верующих или монахинь дореволюционного времени. На дне же колодца, уходящего на второй уровень, видны залежи песка. Сегодняшние послушники Белогорского Каменнобродского монастыря эпизодически расчищают колодец, находя здесь старые куски воска, обломки медной кружки для сбора пожертвований, монетки начала XX в. и т.п. вещи.

Получить хотя бы краткое представление о сегодняшнем состоянии пещер Белогорского Каменнобродского монастыря можно из работ исследователей-спелестологов К. Э. и Ю. В. Полевых: «Пещеры при Белогорском Каменнобродском монастыре… имеют вход с восточной стороны, разветвление ходов соответствует четкой ориентации по сторонам света. Сами пещеры также занимают весьма удачное стратегическое положение, что неоднократно констатировалось исследователями на других примерах для данной категории памятников. От входа просматривается обширная открытая местность, склон достаточно крут, а возможный выход в балку, по другую сторону холма, давал возможность максимально полного контроля местности. От входа в пещеры идут три основные галереи в северном, южном и западном направлении, выход ориентирован на восток. Первый ярус представляет собой пещерный комплекс общей протяженностью около 200 м. По воспоминаниям старожилов из них был выход в балку по другую сторону холма. Этот выход не обнаружен. Так же среди местного населения распространены мемораты о существовании второго яруса, который шел до с. Ольховка, Михайловка и т.д.».

Также на землях Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря в Ольховском районе имеется памятник природы — дубы-великаны. Возраст дубов — от 300 до 400 лет, величина крон у некоторых из них более 20 м., высота — 15 м., а диаметр стволов — 2 м. В средней полосе нечасто таких великанов встретишь, а для здешних мест эта уникальная дубовая роща — удивительное чудо.

Привлекают множество верующих и несколько святых источников с различной на вкус и запах водой – от сероводородной до серебряной.

У одного из источников находится бассейн, выложенный бутовым камнем. В него собирается вода из родника. Здесь купаются летом и подают воду на монастырский огород. Недалеко – заброшенная купальня.

До последней достопримечательности в районе Ольховки, «Святой могилы», от села Каменный Брод несколько километров. Находится она на землях Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря, в километре от нее — монастырский лес. Красивой легендой окутана небольшая сопка. Рядом ни деревца, ни кустарника. Стоит на сопке крест, видимый с проходящей около холма дороги. Рассказывают, будто семь с половиной веков назад был в этих краях князь Александр Невский. С просьбой к татарскому хану: облегчить тяжелый труд русских невольников, занятых устройством каменного брода через полноводную реку Иловлю. Шатер княжеский стоял на этой сопке. А когда по дороге домой князь заболел и скончался, на вершине ее забил родник. Совсем недавно строители восстанавливающегося Гусевского монастыря обнаружили уничтоженный советскими войсками священный источник с целебной водой. Нашли же его по рядом стоящему дереву, своей крестообразной формой как бы символизирующему святость этого места.

У Белогорского монастырья есть своё подворье в Волгограде — приход и храм Иоанна Кронштадтского.

Путеводитель: как доехать до Белогорского Каменнобродского монастыря

Монастырь находится недалеко от автодороги Иловля-Камышин, поэтому подъехать к нему можно с двух сторон. Жителям Волгограда или Москвы удобней всего заезжать со стороны Иловли, с трассы М6. При движении со стороны Волгограда достаточно выехать из центра города на север, ориентируясь на указатели на Москву и двигаться до Иловли (вы проедете Солдатское поле, Царицынскую сторожевую линию, сероводородный источник). На подъезде к Иловли будет большая стоянка с множеством кафе и фур, сразу за ней перекресток (N49 19.636 E44 01.067), на котором необходимо повернуть направо и далее двигаться прямо (ориентируйтесь на указатель на Ольховку). Вы проедет несколько населенных пунктов, мост через Иловлю, затем начнутся меловые горы. Последний населенный пункт перед поворотом на монастырь — село Михайловка. На перекрестке (N49 47.110 E44 25.589) сверните налево (будет указатель на монастырь) и езжайте прямо около 1.5 километров. Стоянка для автомашин и вход для посетителей находятся справа от центрального входа.

При движении со стороны Камышина вам необходимо свернуть на перекрестке (N50 03.349 E45 13.814) на север в сторону Котово и на следующем перекрестке (N50 03.409 E45 13.756) менее чем через 100 метров свернуть налево по указателю на Ольховку. Далее двигайтесь прямо, проехав Ольховку и село Каменный брод, не пропустите указатель на Каменнобродский Белогорский монастырь.

Ближайшая к монастырю железнодорожная станция, находящаяся примерно в 20 километрах, — Зензеватка, до неё можно добраться электричкой от вокзала Волгоград-1 или поездом со многих станций.

Возможно, по автодороге Иловля-Камышин также ходят какие-то рейсовые автобусы с остановкой в Ольховке или у поворота на монастырь, однако нам такая информация неизвестна.

Что посмотреть и что делать в Каменнобродском Свято-Троицком монастыре в Ольховке

Приехав в Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (N49 47.914 E44 25.657) первым делом самое логичное будет зайти на территорию монастыря. При подготовке поездки обратите внимание, что служители очень ревностного относятся к внешнему виду посетителей. На территории находится храм (по состоянию на 2012 год не функционирует), зимний храм (функционирует круглый год), церковная лавка и другие постройки.

Именно в церковной лавке можно купить билеты в пещеры в меловых горах (50р. взрослый, 25р детский) и свечи (в пещерах запрещено пользоваться фонарем). Вход в пещеры (N49 47.657 E44 25.495) находится немного в стороне от Свято-Троицкого монастыря почти на вершине горы. Подняться туда можно по крутому спуску со стороны автомобильной дороге или по пологой тропинке от монастыря. У входа в пещеру собираются группы, которые уходит вглубь сопровождающий. Если вы подошли к прикрытому входу, но никого нет, значит, в данный момент гид проводит экскурсию и скоро вернется. Не забывайте, что в пещерах прохладно даже в жаркий летний день.

Вернувшись к Каменнобродскому монастырю Ольховки, прогуляйтесь в противоположную сторону: там находится несколько источников. Первый из них — с питьевой водой. Второй, оформленный в виде деревянного домика, — сероводородный, в нем можно принимать ванны, выстояв очередь. Третий (радоновый) находится чуть дальше, он также используется для купаний, умываний и обливаний.

Завершить посещение Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря можно прогулкой к огромным, 400-летним дубам, которые находятся с другой стороны дороги напротив входа в пещеру.

Если вы не планируете самостоятельное путешествие, вы можете присоединиться к экскурсии в Ольховку и Белогорский Каменнобродский монастырь.

Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь

Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь — православный монастырь Урюпинской епархии Русской православной церкви, а также одноимённый региональный памятник природы (Белогорский Свято-Троицкий Каменнобродский монастырь по документам), расположенный в Ольховском районе Волгоградской области неподалёку от села Каменный Брод.

Основан в 1860 году. При Советской власти многие строения монастыря были разрушены и вместо них были построены конюшни, но сейчас ведётся реконструкция храмов.

Содержание

Ольховская волость, место, где основывается монастырь, начала обживаться довольно поздно — 30-е годы XVIII в. Селения Каменный Брод и Ольховка заселялись выходцами из Украины.

Ю.В. Полева обнаружила в Российском государственном историческом архиве письмо крестьянина Андрея Ветрова в Святейший Синод. Этот бывший молоканин, направляясь паломником в Киево-Печерскую лавру, встретил в Воронеже некого старца Григория. Старец и благословил его на основание монастыря, подчеркнув древнюю святость этого места, где подвизались пустынники в пещерах меловой горы, а в самих пещерах, по его сведениям, находилось множество святынь. В источнике говориться: «Возле пруда еще маленький прудик, возле лес под горой там святая Гора. Ступай туда тебе помещик одаст ето место онъ даже Сам будить с тобой строить Монастырь царица Небесная благословила Мужской там Есть в горах Святые Мощи тамъ есть пещеры в которых жили пустыники терчи они закрыты ето Святые Места иди туда».

Крестьянин с. Рыбинка Андрей Карпович Ветров в своем прошении в Синод в мае 1901 г. писал, что в 1863 г. именно он обратился к помещику Персидскому с желанием основать мужскую обитель. В этом документе Ветров сообщал : «Вышеуказанный помещик Персидский отделил от своих владений шестьсот (600) десятин земли, и кроме того изъявил свое согласие принять участие в постройке зданий для обители, расходовав на этот предмет свои собственные средства. Прежде всего была сооружена каменная церковь во имя Рождества Богородицы, при ней богадельня, и больница, затем были поставлены два жилых корпуса, тоже каменных, и затем построены необходимые для обители деревянные корпуса».

В прошении начальницы общины монахини Афанасии к саратовскому епископу Аврамию в 1893 г. упоминалось, что дворянин Персидский основал эту общину «в память посещения города Царицына в Боге почившим Государем Наследником Цесаревичем Великим Князем Николаем Александровичем».

Сама же женская община возникла здесь в начале 1860-х гг., когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом. Официально же земля «удобная и неудобная в количестве 485 десят. 1995 саж, стоящая 6000 руб.» была подарена в 1874 г. его женой.

Со всех сторон это место окружено белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьет родник. По легенде, останавливавшийся здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через р.Иловлю. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменно-Бродской Белогорской обители. А в годы гражданской войны, по рассказам местного жителя Н.В. Гайворонского, большевики расстреляли на кургане более десятка стариков, которые просили их не обстреливать Ольховскую церковь во имя Трех Святителей.

В книге В.В. Зверинского «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» Каменно-Бродская община отнесена к разделу А: «возникновение обителей после их упразднения по штатам и учреждение новых на местах прежде существовавших», «Каменнобродская Троицкая ж. Община № 242».

История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет в Москву, где приобретает три иконы: Преображение Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и «Богородицы Всех Скорбящих Радости» и две большие иконы Святой Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав его, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство.

Владыка назначил старшей сестрой в период 1865-1867 гг. Пелагею Николаевну Водолагину мещанского происхождения из Дубовской женской общины и четырех сестер. Община сначала управлялась 12-ю выборными старшими сестрами. Сами общинницы числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек. Историки церкви отмечают в это время резкий рост числа женских общин, говоря, что «с 60-х годов явно обнаружилась тенденция к феминизации монашества».

Насельницы ходили по селам, прося крестьян помочь в строительстве. Сразу начали возводить каменный двухэтажный келейный корпус, на первом этаже которого, рядом с трапезной, на средства Серафимы Персидской устроили домовую церковь — теплую, однопрестольную, без колокольни в честь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радости». 5 октября 1865 г. владыка Иоаникий прибыл в общину и освятил церковь. Хотя по данным «Саратовского епархиального вестника» домовая церковь при Каменно-Бродской общине Царицынского уезда была освящена в 1869 г. «местным благочинным: 5-гоминувшего октября месяца».

Каменный монашеский корпус был окончательно построен в 1867 — 1868 гг. В 1868 г. настоятельницей стала инокиня Смарагда из Рыбинского монастыря Ярославской губернии, в 1869 — 1874 гг. обителью управляла Александра Агафоновна Виноградова (бывшая дворовая крестьянка Тульской губернии). Именно при ней 08.12.1873 г. император «завизировал» определения Священного Синода от 18.05.1873 г. и 14.091873г. об утверждении женской общины в Каменном Броде.А 16 января 1874 г. Святейший Синод сообщил Правительствующему Сенату об учреждении общины и укреплении за ней недвижимого имущества.

Современное состояние

Количество монахов и трудников колеблется от 10 до 20 человек. На сегодня стараниями насельников монастыря оставшиеся от прошлых веков шесть зданий восстановлены, в одной из построек действует церковь, в которой хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». Полностью очищен фундамент разрушенного Свято-Троицкого храма.

Ведётся строительство гостиничного и банно-прачечного корпусов. Подведен водопровод. Идет восстановление ограды. Благоустраивается монастырская территория. Обитель также взяла на свой баланс и переданное епархии здание бывшей пекарни в с. Солодча для перестройки его под храм. Планируется газификация монастыря.

Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь в селе Каменный Брод Ольховского района Волгоградской области Монастырь имеет свое подсобное хозяйство: коров, лошадей, кур, а также земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 673 гектар, из них 349 гектар пахотной земли, 20 гектар сенокосов, 148 гектар пастбищ, 48 гектар лесов. Было засеяно 30 гектар ячменя, заготовлено сено, дрова. В хозяйстве имеются 2 трактора и 2 грузовые машины.

В этой местности растут много лекарственных трав, есть вековые дубы с величиной крон у некоторых более 20 м., высота – 15 м., а диаметр стволов – 2 м. Примерный их возраст колеблется в пределах от 300 до 400 лет.

На территории монастыря имеется девять целебных источников, содержащих в своей воде сероводород, натрий, радон. Одним из них является источник Иоанна Богослова, где в 1999 году была построена деревянная закрытая купальня.

В Волгограде монастырь имеет свое подворье – Иоанно-Кронштадский храм. При храме действует воскресная школа, дети из которой летом отдыхают в лагере, который обустроен на территории монастыря.

Местные жители издавна знали о существовании неподалеку от малороссийской слободы Каменный Брод, что в 12 верстах от Ольховки на берегу р.Иловли, пещер со святыми мощами, где ранее жили некие пустынники, скрывавшиеся от людей. В меловых горах, по легенде, имелись как природные, так и рукотворные пещеры, со временем объединенные в общий комплекс. В них якобы прятались от монголов племена волжских булгар. Время создания ходов неизвестно, но еще дореволюционные археологи отмечали схожесть данных пещер по высоте и технике отделки (наличию следов острого орудия на стенах) с Дивногорскими монастырскими пещерами Среднего Дона.

До революции рядом с обителью насчитывалось до 9 источников с различной на вкус и запах водой – от сероводородной до серебряной. В настоящее время найдено 4 из них.

У истока основного источника, из которого берется вода для нужд монастыря и набирают воду паломники, водружен большой восьмиконечный крест.

  • Особо чтимая чудотоворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 403665, Волгоградская область, Ольховский район, с. Каменный Брод

Телефон: благочинный монастыря Петр — 8-84456-5-66-88, 8-937-704-90-25; церковная лавка — 8-961-068-61-05.

Желающие совершить паломническую поездку в монастырь могут обратиться в местные туристические агентства, или добраться на автобусных рейсах/автомобиле.

Ближайшие населенные пункты к Монастырю — Каменный Брод (4 км) и Михайловка (3 км), между которыми и располагается монастырь. От Ольховки до монастыря по карте 13 км точно на юго-запад.

Чтобы доехать на общественном транспорте из Волгограда, садитесь на автобус или маршрутку до Ольховки (через Иловлю). За Михайловкой поворот с указателем и крестом. Выходите здесь. До монастыря 10 минут ходьбы по дороге. Если будете ехать на машине из Волгограда, то выезжаете на третью продольную (Пост ГАИ), поворот налево к Землячке — ул.Землячка — поворот под мостом направо на Московскую трассу — перед районным центром Иловля (пост ГАИ ГИБДД 73-й км) поворот направо на Песчанку. Отсюда до монастыря 73км. Доехать до Михайловки и после неё поворот налево, обозначенный крестом и указателем с надписью «Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь».

Чтобы доехать на общественном транспорте из Камышина, садитесь на автобус или маршрутку до Ольховки. Пересаживаетесь на автобус до Волгограда (уточните расписание рейса на автовокзале), сообщаете, что едете в монастырь, просите водителя остановить у поворота с указателем и крестом. Выходите здесь. До монастыря 10 минут ходьбы по дороге.

Если будете ехать на машине из Камышина — выезжаете на Волгоградскую трассу — едете до поворота на Петров Вал — поворачиваете на Ольховку — въезжаете в Ольховку и на светофоре поворачиваете налево на Солодчу — проезжаете село Каменный Брод, едете дальше 4 км — поворот направо, обозначенный крестом и указателем с надписью «Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь».

Троицкий Каменно-Бродский мужской монастырь

Официальный приходской сайт

Контактная информация

  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский

Святыни: Святые источники
На землях монастыря имеется много святых источников с различной на вкус водой (всего найдено 5 источников), в том числе радоновый, серебряный и сероводородный.
Монастырские пещеры
Рядом с монастырём расположена Святая гора, в которой находятся монастырские пещеры. Свободного входа в пещеры нет, экскурсию проводит представитель монастыря, и только по малой части подземных ходов. Зато остается множество неразгаданных загадок, будоражащих воображение. Согласно легендам, преданиям и воспоминаниям старожилов: трех- или четырехъярусные подземелья тянутся на десятки километров, в том числе под самим монастырем, через подземные ручьи и горы. Помимо келий монахов, подземной часовни есть и большой круглый зал с выточенными из мела круглым столом посередине, стульями, чашами для масла и святой воды. В пещерах в советские времена атеизма скрывались монахи. Лабиринты строились таким образом, что их легко можно было затворить. По рассказам местных жителей в пещерах находили даже лодку. Сейчас периодически наблюдаются провалы и просадки грунта, в том числе на территории монастыря. Сегодня работу по исследованию и расчистке второго яруса ведут специалисты-спелестологи и сами монахи. Туристам же пока доступен для осмотра только верхний первый ярус, а также огороженный таинственный ход вниз, на котором экскурсия и заканчивается.

На землях Свято-Троицкого монастыря находится природный памятник — дубы-великаны возрастом от 300 до 400 лет. Величина крон достигает у некоторых более 20 м, высота — 15 м, диаметр стволов — 2 м. Среди этих дубов идет дорога, специально вымощенная к приезду императрицы Елизаветы Петровны. Как и Петр I, она посещала целебные источники, в которых течет различная на вкус и по составу вода.

В монастыре хранится особо чтимая чудотоворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Краткая историческая справка: Каменный монашеский корпус был окончательно построен в 1867 — 1868 гг. В 1868 г. настоятельницей стала инокиня Смарагда из Рыбинского монастыря Ярославской губернии, в 1869 — 1874 гг. обителью управляла Александра Агафоновна Виноградова (бывшая дворовая крестьянка Тульской губернии). Именно при ней 08.12.1873 г. император «завизировал» определения Священного Синода от 18.05.1873 г. и 14.091873г. об утверждении женской общины в Каменном Броде. А 16 января 1874 г. Святейший Синод сообщил Правительствующему Сенату об учреждении общины и укреплении за ней недвижимого имущества.

После строительства первых зданий приступили к сооружению собора Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Холодная, однопрестольная, церковь без колокольни была построена на пожертвования П.И. Персидского. По некоторым данным, стройка началась в 1879 г.. Освятил храм 17 сентября 1895 г. саратовский епископ Николай в сослужении прот. Иакова Ивановского, местного благочинного о. Владимира Веселовского, батюшек из окрестных сел и общинного священника Михаила Малова.

По страховой описи 1910 г. в монастыре располагались два каменных храма: Скорбяшенская церковь и соборная церковь во имя Святой Троицы, часовня с жилым помещением, большое число каменных и деревянных строений — ветряная мельница на горе, келейные корпуса, амбары и другие хозяйственные службы. Опись была подписана игуменьей Сусанной, священником Симеоном Туркиным, казначей Таисией, экономом Капитолиной, криторшей Евлампией и благочинной Марианной. В 1914 г. уже при игуменье Еннафе к этим строениям добавилась деревянная колокольня, примыкавшая к жилым кельям.

Судя по косвенным данным, у монастыря имелось свое подворье в Донской епархии (ныне ст. Арчадинская Михайловского района). Именно через него в 1917 г. сестричество при Псковской церкви с. Солодчи и решило выписать икону святителя Николая Чудотворца. Образ стоимостью в 70 руб. был выслан через Арчадинское подворье и встречен в конце ноября в самом монастыре. Тысячи верующих из Солодчи и других сел пришли в обитель за этим образом, и после торжественных богослужений монахини проводили крестный ход до с. Михайловка.

Обитель считалась достаточно зажиточной — один только иконостас Свято-Троицкого храма оценивался в 10 тысяч руб. Иконы с ризами для двухъярусного престола заказывали в Царицыне в иконописной мастерской купца В. Рысина. Очевидцы якобы видели здесь иконы руки Андрея Рублева. По рассказу Л. Поповой, до революции жители Ольховской волости услышали о явлении в меловых горах иконы Божией Матери и пошли к этой пещере. Здесь собралось множество людей со священниками, молившимися о том, чтобы икона вышла из пещеры к народу. Молитвы сбылись, икона вышла, и ее занесли в храм с. Ольховка, поместили в золотой киот. Последним священником Белогорского монастыря был Симеон Туркин, сын которого рассказывал, что пещеры, доступные ныне для паломников, созданы неким монахом в знак покояния.

В Волгоградском государственном архиве храниться документ со следующей резолюцией одного из новых начальников: «: предложить принять срочные меры к ликвидации этих религиозных общин, даже и тех, которые: успели получить юридическое оформление на предмет своего существования». Чиновники Сталинградского уездного финансового отдела собрали со всех 65 монахинь подписку о том, что они отказываются от проживания в монастыре и обязуются освободить его к 1 февраля 1928 г. (насельницам предложили платить за «квартиры» в созданной ими же обители по 323 руб. 84 коп. в месяц). Монахини стали постепенно расходиться, кто куда.

Но существует и другая версия закрытия монастыря. В канун одного из двунадесятых праздников (вероятно, Введения во храм Пресвятой Богородицы) настенная икона Божией Матери начала плакать кровавыми слезами, что сестры расценили, как печальное знамение. А вскоре ночью нагрянули красноармейцы, арестовали остававшихся насельниц, а кого то даже утопили в болоте.

Как указывают некоторые исследователи культовых пещерных комплексов, например, Ю.В. и К.Э. Полевы, вопрос о наличии других ярусов остается дискуссионным. Но, по словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали иеромонаху Евстафию подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась также изваянная из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). Далее мальчишки дошли до подземной реки, через которую был перекинут мост, и повернули отсюда из-за недостатка воздуха.

По воспоминаниям стариков, в ходах были кельи, в которых подвизались затворницы, а на стенах имелись вырезанные в известняке святые лики и распятия. Уже упоминавшаяся Таисия Вассалатая, старожил с. Успенки, говорит о трех выходах из подземелий (один выходил к с. Михайловка, находящемуся в нескольких километрах, второй — к реке Иловле, а третий в церковь). Ее мать упоминала о том, что ходы нельзя раскапывать, так как в них замурован «золотой Иисус Христос» (вероятно, деревянная статуя, покрытая позолотой), а нашедшего его ждет страшная кара. Пожилые жители окрестных сел еще помнят, как их детьми водили по пещерам монахини, причем происходили такие паломничества уже в конце 20-х годов XX в.По словам жительницы с. Солодча Марфы Тимофеевны Морозовой (1908 г.р.), она сама ходила туда, а когда пришла на третий год, встретила у входа в подземелье комсомольцев. Они обругали пришедших матом и пригрозили замуровать в ходах. Также М.Т. Морозова еще вспомнила имена нескольких насельниц — например, монахини Татианы (Ломовой), происходившей родом из Солодчи. Эта сестра пришла в село в 1935 или 1936 г., вся покрытая вшами и, немного пожив здесь, уехала во Фролово, где и скончалась. В Солодчу к брату добрела и монахиня Евдокия Зайчикова, которую вызвали в правление колхоза, загнали под стол и начали бить ногами комсомольцы. Потом ее увезли в неизвестном направлении. Некую сестру Зинаиду, бывшую сиротой, во время закрытия монастыря забрал себе в жены и увез в Кумылженский район парень по имени Филипп. Жительница с. Каменный Брод Фаина Павловна Сухолозова назвала имя монахини Маврикии, воспитывавшей свою племянницу — ее мать.

Изучение монастырских пещер началось еще в 1984 г., когда волгоградские спелеологи раскопали заваленный вход в подземелье. Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Часто бывавшие здесь волгоградские журналисты собрали о монастыре массу легенд и небылиц, начиная от существования пещер еще в годы правления ханов, до спрятанных здесь Разиным сокровищ и пропажи людей в подземных ходах (якобы примерно в 1992 г. два мальчика бесследно пропали в подземном лабиринте).

С 1996 года в монастыре началось восстановление ограды. В 1999 году был совершен внутренний ремонт церкви «Всех Скорбящих Радосте», проведено отопление, сделаны теплые полы, оштукатурены и покрашены стены. С 2001 года в церкви стали совершаться богослужения круглый год, до этого в зимний период богослужения совершались в домовой Свято-Троицкой церкви. С 1999 года началось строительство хозяйственных построек, которые до этого находились в центре усадьбы монастыря; определено место хозяйственного двора, где находиться новый коровник, зерносклад, птичник. В 1999 году была сооружена деревянная купель над Святым источником, который посещают множество людей в разное время года. В 2001 — 2002 годах при помощи Котовского отделения компании «ЛУКойл» был отстроен и облагорожен вход в пещеру, который постоянно до этого засыпался. В 2002 году на территории монастыря была пробурена глубинная скважина и построена водонапорная башня, планируется водоснабжение всех жилых и подсобных корпусов.

В 2004 году заложен фундамент и построены стены, сделаны перекрытия гостиничного банно-прачечного корпуса. В 2006 году продолжается строительство гостинно-банно-прачечного корпуса — подведено водоснабжение и начато строительство второго этажа. В 2004 году началось детальное восстановление здания бывшей трапезной, которая по благословению священноархимандрита монастыря митрополита Германа восстанавливается как архиерейские покои, келья настоятеля, гостиные комнаты и зал для приема гостей (архондарик). В 2006 году благоустраивается братский корпус, капитально отремонтированы братские кельи, подсобные помещения, созданы два гостиничных номера, полностью заменена электропроводка. В 2005 году вновь построен и функционирует благоустроенный отдельно стоящий теплый душ. В 2006 году благодаря помощи районной администрации (к которой неоднократно обращались по этому вопросу) в монастыре заменено более 500 метров линий электропередач (поставлены новые железобетонные столбы, убрана старая, опасная для жизни людей проводка). Заменена проводка во многих строениях монастыря.

Проезд:
если ехать на машине из Волгограда, то выезжаете на третью продольную (Пост ГАИ), поворот налево к Землячке — ул.Землячка — поворот под мостом направо на Московскую трассу — перед районным центром Иловля (пост ГАИ ГИБДД 73-й км) поворот направо на Песчанку. Отсюда до монастыря 73км. Доехать до Михайловки и после неё поворот налево, обозначенный крестом и указателем с надписью «Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь»

Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь Урюпинская и Новоаннинская епархия, Ольховка, Волгоградская область — отзыв

Подземный монастырь в меловой пещере, древний храм, дубовая роща и святой источник – это место обязательно стоит посетить. Свято-Троицкий Каменно-Бродский мужской монастырь Волгоградская область, Ольховский район.

Здравствуйте, всем кто заглянул!

Сегодня я хочу рассказать о необычном месте, которое мне довелось посетить этим летом и которое оставило неизгладимое впечатление и радость за то, что наша страна так богата подобными местами. Предлагаю, вместе со мной познакомиться с одним из памятников природы нашей страны Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь.

Расположен монастырь в Волгоградской области, Ольховский район.

Любой житель Волгоградской, Камышинской области знает, где находится этот монастырь и подскажет дорогу.

Ближайшие населенные пункты к Монастырю — Каменный Брод (4 км) и село Михайловка (3 км) Ольховского района, между которыми и располагается монастырь.
От Ольховки до монастыря по карте 13 км точно на юго-запад.

А знаменит этот монастырь своей многовековой историей, подземной пещерой и святыми источниками.

В XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка).

Он ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой). Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнно-Бродской Белогорской обители.

Каменно-Бродский монастырь в 30-е годы был практически разрушен и заброшен, но, по словам местных жителей здесь скрывались несколько монахов. А во времена войны здесь располагался госпиталь.

Возрождение Белогорского Каменнобродского монастыря в Ольховке началось с приездом сюда 20 августа 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». На кирпичах сохранившейся части ограды можно увидеть надпись «М.С.С.» (монастырь святых сестёр), а на уцелевшем надгробном камне следующие слова: «Под сим камнем покоится настоятельница Каменнобродской женской обители монахиня Афанасия, в миру — Марфа Николаевна Филиппова». Эта подвижница умерла в возрасте 68 лет, 52 из которых отдала служению Богу и людям.

На сегодняшний день в монастыре восстанавливают здания храмов, на территории монастыря ведутся ремонтные работы, построена новая колокольня, монахи, живущие здесь, благоустраивают территорию, высаживают цветы, фруктовые деревья и т.д.

Но главной достопримечательностью Белогорского мужского монастыря остаются пещеры, основанные в меловой горе почти во времена монголо-татарского ига.

Легенда гласит, что пещера имела трех ярусные подземелья, которые тянулись десятки километров, через подземные ручьи и горы.

Открытого входа в пещеры нет, для начала нужно купить билет на экскурсию в Церковной лавке.

Цена билета 95 руб. В стоимость билета входят свечи, которые нужны для освещения пути в пещере, ну и чтобы поставить свечи помолившись.

Далее нужно пройти по указателям, через небольшую рощу и подняться по горе и тут открывается шикарнейший вид ♥

Вход в пещеру разрешен только с экскурсоводом и группой не более 20 человек.

Первое, что ощущается войдя в пещеру – это прохлада. Температура тут 14-15 градусов круглый год.

. Желательно взять с собой верхнюю одежду, особенно детям .

На сегодняшний день, для туристов открыт лишь один этаж подземного храма. По словам служителя монастыря, пещера имела многоэтажное строение с коридорами в виде лабиринтов, здесь располагались не только кельи монахов, говорят, тут даже был зал с большим гипсовым столом. Все коридоры строились таким образом, чтобы при надобности можно было заблокировать вход. Таким образом, большая часть пещеры завалена.

Пещера имеет узкие коридоры с невысокими потолками. Стены на ощупь, холодные и влажные, с множеством разнообразных надписей, как современных, так и сохранившихся с древних времен.

Прямо в стенах организованы небольшие нишы, в которых установлены иконы. Таких ниш тут несколько есть совсем небольшие, для одной иконы, а есть и большие в которых стоит много икон и где можно поставить свечи.

Про иконы хочу отметить отдельно, большинство из низ деревянные и видно, что сохранились спустя многие многие годы. Свечи ставятся в чашу наполненную песком. В пещере ощущается чувство умиротворенности и любви к Богу, одна мысль о том, какой сильной была эта любовь у тех людей, которые служили и молились здесь, несмотря на страх смерти – вдохновляет!

Общее время экскурсии минут 15-20.

Также, на территории мужского монастыря находится купель, которая совсем недавно было отремонтирована или построена новая.

Раньше здесь было совсем маленькое и старое строение, а теперь она имеет 2 бассейна, мужской и женский, здесь могут искупаться все желающие.

Около купели бьют святые источники, говорят что, раньше их было более пяти, и в каждом была разная вода, разная по составу и вкусу. Сейчас мы нашли лишь один источник.

Еще одной достопримечательностью Свято-Троицкого монастыря является дубовая роща. Здесь сохранились многовековые дубы, диаметр которых достигает 2-х метров. Эти дубы находятся под охраной государства, т.к. являются памятниками природы.

Мы немного зарядились энергией, от этих дубов-великанов и на этом закончилось наше путешествие, мы отправились домой.

Словами не передать той благодати и энергии, которой мы зарядились в этом святом месте. Рекомендую это место к посещению всем, у кого есть возможность туда съездить)))

На этом у меня всё. Надеюсь, что кому-то мое мнение было интересно, всем отличного настроения ♥♥♥

«ОЛЬХОВКА-ГУСЕВКА»

в Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской и Гусевский Ахтырский женский монастыри

ВЫЕЗД ПО ЗАПРОСУ

ГРУППОВАЯ ОТ 1500 РУБЧЕЛ*

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПО ЗАПРОСУ

Православная обитель основана в 1860 году. Увлекательная и познавательная экскурсия по территории монастыря и его окрестностям. Рядом с обителью находятся незамерзающие целебные источники, дубы-великаны возрастом до 400 лет. Таинственные пещеры в меловых горах.

*На группы более 30 человек применяется гибкая система скидок.

ЗВОНИТЕ 8-906-169-75-57 8-902-652-72-12

Посещение пещер в меловых горах проходит в сопровождении послушника. По легендам и преданиям известно, что многоярусные подземелья протянуты на десятки километров, проходят также под монастырем, через подземные ручьи и горы.

На землях Свято-Троицкого монастыря находится памятник природы — дубы-великаны возрастом до 400 лет. Кроны этих дубов достигают 20 -26 метров, высота — 15 м, ствол в диаметре на уровне груди — до 1,8 метров.

Женский монастырь Ахтырской иконы Божией Матери в селе Гусевка. Святыни монастыря — чудотворная икона Ахтырской Божьей и мощевик с частицами мощей 14 Оптинских старцев. Святой источник, обнаруженный по молитвам отца Ионна Левитского.

Святой колодец, который был обнаружен по дереву над ним в виде Креста, в Гусевском монастыре.

ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА «ОЛЬХОВКА — ГУСЕВКА»

08:00 Отъезд из Волгограда.

10.30-11.00 Прибытие в женский монастырь Ахтырской иконы Божией Матери. Экскурсия по монастырю. Чудотворная икона Ахтырской Божьей матери и мощевик с частицами мощей 14 Оптинских старцев. В 2015 г. в монастырь возвращена чудотворная икона Божией Матери «Ахтырская», с которой пришел со святой горы Афон в 1865 г. один из основателей монастыря – схимонах Никодим. Святой источник, обретенный по молитвам отца Иоанна Левитского, одного из основателей женской общины, был обнаружен 2005 г. по дереву над ним в виде Креста, расчищен, можно совершить омовение, есть купальня.

12:30-13.00 Отъезд в Каменнобродский Свято-Троицкий мужской монастырь (Ольховка). Чудотворная икона «Всех скорбящих радость». Экскурсия в меловые пещеры, в которых по преданию молились монахи с Афона и уходили в затвор старообрядцы. Прогулка к дубам-великанам. Святые целебные источники, слава о которых распространялась далеко за пределы нашего края, приезжали сюда полечиться и царственные особы. По преданию был здесь и Святой Благоверный князь Александр Невский. По благословению обед в трапезной (пожертвование).

15:00-16.00 Окончание программы. Трансфер в Волгоград. По желанию остановка на пикник на берегу р. Иловли (еда для пикника с собой).

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • (1)
  • анекдоты (293)
  • анимация (6)
  • антиквариат (71)
  • артисты (248)
  • архитектура (54)
  • афоризмы (79)
  • видео (700)
  • водный мир (75)
  • гифки (6)
  • дети (110)
  • дети и животные (16)
  • ЖЗЛ (20)
  • живопись (156)
  • животные (553)
  • замки. дворцы (63)
  • здоровье (234)
  • искусство (132)
  • картинки (102)
  • кино (296)
  • клипарт (0)
  • кнопочки-переходы (8)
  • коллаж (8)
  • коллажи для рамочек (2)
  • кулинария (298)
  • медицина (2)
  • музеи (59)
  • музыка (270)
  • мультики (1)
  • натюрморты (37)
  • открытки (49)
  • пейзажи (26)
  • плееры (1)
  • плейкасты (174)
  • пожелания (25)
  • поздравления (146)
  • полезные советы (61)
  • пособие для блоггеров (35)
  • природа (190)
  • притчи (26)
  • психология (140)
  • путешествия (402)
  • разное (692)
  • рамки (152)
  • рамки для видео (20)
  • религия (6)
  • религия (6)
  • рукоделие (70)
  • сады, парки (66)
  • сады., парки (58)
  • слайды (1)
  • спорт (20)
  • стихи, проза (318)
  • схемы (22)
  • творчество (196)
  • театр (9)
  • флешки (16)
  • фоны (4)
  • фото (408)
  • храмы,соборы (64)
  • художники (511)
  • цветы (82)
  • цитаты (111)
  • часики (5)
  • чтобы помнили (29)
  • шпаргалки (2)
  • эпиграфы (21)
  • юмор (906)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь. Ольховский район Волгоградской области.

Суббота, 17 Мая 2014 г. 09:57 + в цитатник

Монастырь ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой). Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник.

История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.

Возрождение Белогорского Каменнобродского монастыря началось с приездом сюда 20 августа 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». На кирпичах сохранившейся части ограды можно увидеть надпись «М.С.С.» (монастырь святых сестёр)

Свободного входа в пещеры нет, экскурсию проводит представитель монастыря, и только по малой части подземных ходов.

Cогласно легендам, преданиям и воспоминаниям старожилов: трех- или четырехъярусные подземелья тянутся на десятки километров, в том числе под самим монастырем, через подземные ручьи и горы. Помимо келий монахов, подземной часовни есть и большой круглый зал с выточенными из мела круглым столом посередине, стульями, чашами для масла и святой воды. В пещерах в советские времена атеизма скрывались монахи. Лабиринты строились таким образом, что их легко можно было затворить. По рассказам местных жителей в пещерах находили даже лодку. Сейчас периодически наблюдаются провалы и просадки грунта, в том числе на территории монастыря. Сегодня работу по исследованию и расчистке второго яруса ведут специалисты-спелестологи и сами монахи.

Туристам же пока доступен для осмотра только верхний первый ярус, а также огороженный таинственный ход вниз, на котором экскурсия и заканчивается.

Неподалеку от Свято-Троицкого Белогорского Каменно-Бродского монастыря, в его северной части, бьют святые источники, а над одним из них (сероводородным) сооружена деревянная купель для погружения в воду.

До революции рядом с обителью насчитывалось до 9 источников с различной на вкус и запах водой — от сероводородной до серебряной. В настоящее время найдено 5 из них.

В пойме Иловли близ Каменно- Бродского Свято-Троицкого монастыря, сохранилось несколько вековых дубов — остатки некогда многочисленной заповедной дубовой рощи. Все эти дубы-великаны являются памятниками природы и находятся под охраной государства. Возраст дубов — от 300 до 400 лет, величина крон у некоторых из них более 20 м., высота — 15 м., а диаметр стволов — 2 м.

Вот такую табличку надо ставить около каждого дерева в местах где бывают туристы 🙂

После выполнения культурной программы душа и тело требовали отдыха. Тем более около речки мы нашли специально оборудованное место. Рядом с нами были очень подготовленные туристы с самоваром

И напоследок, автор части фотографий в этом и других постах отважно покорила вот эту гору и сделала оттуда много красивых фото.

Ольховка — экскурсия в монастырь

Телефоны для справок по турам Волгоградской области:
(8442) 25-03-25, 98-38-41, 8-917-338-38-41, 8-937-530-88-60

Белогорский Свято-Троицкий мужской монастырь

Волгоград – г. Ольховка – Волгоград

Стоимость тура на 1 чел. – 1500 руб. / дети до 12 лет 1300 руб.
проезд, экскурсионное облуживание,входные билеты в пещеры, страховка в пути.

Дополнительно оплачивается: свечи в храм, пожертвования в монастыри.

Взять с собой: продукты питания, женщинам (платки, юбки), емкость для Святой воды.

Даты выездов:

  • Март: 10,24
  • Апрель: 7,21, 29
  • Май:18
  • Июнь:22
  • Июль:20
  • Август:31
  • Сентябрь:14
  • Октябрь:по запросу

Белогорский Свято-Троицкий мужской монастырь, расположен в Ольховском районе, рядом с селом Каменный брод.

В Каменном Броде в 1860 г основана Свято-Троицкая Каменно-бродская женская община. А в 1865 г была возведена церковь в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В советский период монастырь был закрыт, находился в заброшенном и полуразрушенном состоянии. В 1992 — восстановлен и получил название Каменнобродский Свято-Троицкий мужской монастырь.

Рядом с обителью монахинями были обнаружены незамерзающие целебные источники — 9 родников — серебряный , радоновый, сероводородный натриевые, калиевые, кальциевые.

Возле монастыря находится Святая гора с монастырскими пещерами. Свободного доступа в пещеры нет, представитель монастыря проводит экскурсии, только по некоторой части подземных ходов. Но при этом остается много неразгаданных загадок, которые будоражат воображение. По легендам, преданиям и воспоминаниям старожилов известно, что 3-х или 4-х ярусные подземелья протянуты на десятки километров, проходят также под монастырем, через подземные ручьи и горы. Кроме монашеских келий, подземной часовни есть круглый большой зал с выточенными из мела круглым столом посередине, стульями, чашами для масла и святой воды. В советские времена в пещерах скрывались монахи. Лабиринты строились так, чтобы их быстро и несложно было закрыть. В настоящее время исследования и расчистку второго яруса проводят спелестологи и сами монахи. Экскурсантам для осмотра доступен только первый верхний ярус, а также таинственный ход вниз, огороженный, где и заканчивается экскурсия.

На землях Свято-Троицкого монастыря находится памятник природы — дубы-великаны возрастом до 400 лет. Кроны этих дубов достигают 20 -26 метров, высота — 15 м, ствол в диаметре на уровне груди— до 1,8 метров. Среди этих дубов идет дорога, вымощенная специально к приезду императрицы Елизаветы Петровны. Как и Петр I, она посещала целебные источники.

На сегодняшний день огромное количество верующих и экскурсантов привлекают сюда, с чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте» — святыня монастыря, 5 сохранившихся источников, таинственные пещеры, дубы великаны и, конечно же, сам монастырь.

Отправление (группы набираются со всех районов города). Продолжительность тура: 13 часов.

  • 07.00 Волжский (37-й квартал, Трансагенство, пр Ленина 48 Б. / 07.00 остановка кинотеатр Юбилейный
  • 07.15 ТЗР, 3-я школа (напротив ТЦ 7 звезд)
  • 08.00 Отправление из Волгограда, от площади Ленина ( со стороны памятника)

Ольховский монастырь волгоградская область

Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь, расположен в поселке Госконюшня, вблизи от села Каменный брод, Ольховского района Волгоградской области. Святая обитель началась с образования, здесь, в 1860 году, женской общины монахинь-золотошвей, которые славились на Дону. Надворный советник помещик Петр Иванович Персидский выделил надел из своей земли для основания обители, 455 десятин, со старым дубовым лесом, позже эта земля будет и вовсе подарена церкви его женой.

А началось всё с поездки Персидского П.И. в Москву, где он приобрел три небольшие иконы: Преображения Господня, две Богородичные, одна из которых была иконой Богородицы Всех Скорбящих Радосте и две большие иконы Святой Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поговорил с женой Серафимой об основании здесь женской общины. И жена оказалась достойна мужа своего — поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей и первую настоятельницу общинки. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме села Каменный Брод. Но вскоре их прибавилось до девяноста сестер.

Вблизи обители монахини обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали девять родников, в том числе с серебряной водой и минеральных радоновый и сероводородный. Сюда приезжали лечиться с молитвой и члены известных дворянских фамилий — Голицыны, Строгановы, Трубецкие. У подножия пещерной горы сохранились остатки «царской дороги», вымощенной камнем, для проезда «на воды» дочери Петра I будущей императрицы Елизаветы.

На 1887 г. здесь подвизаются 9 монахинь и 7 послушниц. Укрепление духовности и хозяйственной деятельности обители привело к прошению о переименовании Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Но вернулись к этому вопросу позже — лишь в 1903 г. верхоначальное духовенство утвердило название и смену статуса на Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий женский монастырь.

После революции 1917 года монастырское имущество было национализировано. В 30-е годы XX века монастырь находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее храм и многие постройки монастыря были осквернены, какие частично, а какие полностью разрушены. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны здесь устраивают госпиталь, а после – государственный конезавод.

Возрождение уже как мужской обители началось с приездом сюда 20 августа 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Уцелевшие 6 зданий восстанавливаются, действует церковь в одной из построек. Ныне множество верующих и туристов привлекают сюда пять оставшихся источников, пещеры, дубы великаны, святыня монастыря чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте» и сам монастырь.

Это место с меловыми белыми горами, пещерах в них, и вековыми дубами на берегах Иловли, хранит много легенд и тайн. Рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков живших здесь. По преданию катакомбы рыли руками греческие монахи в XIV веке, бежавшие на Иловлю от преследователей христианства. Говорят, что здесь они сокрыли главные святыни православного мира. В это можно верить или нет, но в 2002 году с Афона приезжали монахи, спускались на глубину, однако, местных священников с собой не взяли. Другое предание гласит, что выходы из них ведут на четыре стороны света.

В 2002 году был открыт для посещений паломников первый ярус Каменнобродских пещер. Пока для посещений открыта лишь мизерная часть подземелий. В 2006 году пресс-секретарь, Волгоградской епархии, кандидат философских наук, Сергей Иванов говорил: «Монастырские подземелья имеют три яруса. Первый сейчас открыт для посещений многочисленных паломников, на второй ярус выход тоже есть, монахи сейчас постепенно откапывают его из груды песка. Но вот третий ярус остался недоступен и вот там-то как раз таится самое интересное. По преданиям там надо было переходить через специальный мостик, через подземную речку или ручей, там была вырублена из мела скамья и круглый стол большой с чашей. Возможно, символика такая христианская».

«Пещеры при монастыре имеют вход с восточной стороны, разветвление ходов соответствует четкой ориентации по сторонам света. Сами пещеры также занимают весьма удачное стратегическое положение, что неоднократно констатировалось исследователями на других примерах для данной категории памятников. От входа просматривается обширная открытая местность, склон достаточно крут, а возможный выход в балку, по другую сторону холма, давал возможность максимально полного контроля местности. От входа в пещеры идут три основные галереи в северном, южном и западном направлении, выход ориентирован на восток. Первый ярус представляет собой пещерный комплекс общей протяженностью около 200 м. По воспоминаниям старожилов из них был выход в балку по другую сторону холма. Этот выход не обнаружен. Так же среди местного населения распространены мемораты о существовании второго яруса, который шел до с. Ольховка, Михайловка и т.д.».

Уже после того как свернули на монастырь с основной дороги справа на лугу можно увидеть удивительно большие, в несколько обхватов, дуба. Их возраст приблизительно от трехсот до четырехсот лет, они помечены номерами и находятся под охраной государства. «Дубы-патриархи», о них ещё упоминал в своих путевых записях Петр I путешествовавший в этих краях в начале XVIII века. По другой легенде в тени этих дубов отдыхал Степан Разин.

Как добраться: на общественном транспорте несколько раз в день мимо монастыря проезжают автобусы и маршрутные такси «Волгоград-Ольховка».

на своем транспорте из Волгограда нужно ехать по Московской трассе до перекрестка у поселка Иловля, здесь нужно повернуть направо по указателю на Ольховка-Камышин и двигаться дальше по дороге мимо больших сел Солодча и Александровка. От перекоестка примерно через 50 километров слева будут видны большие меловые горы, их высота над дорогой – 130-150 метров. На 69-ом километре от перекрестка у левой обочины установлен деревянный крест и указатель поворота на монастырь. Отсюда уже видно сам монастырь в конце прямой асфальтированной дороги, от основной дороги до него около километра. На карте автомобильных дорог монастырь обозначен как поселок Госконюшня, видимо это наследие советских времен.

Если же ехать не из Волгограда, а из Камышина расстояние от города примерно 80 километров.

Если из города Фролово, то нужно двигаться по дороге Фролово-Камышин и лучше доехать до Ольховки. От Фролово до Ольховки весь путь составит 67 километров. В Ольховке нужно ехать по Базарной улице до здания милиции и кладбища, а на перекрестке регулируемым светофором повернуть направо по указателю «Солодча». Далее через село Каменный Брод до монастыря. С дороги монастырь не видно за высокими деревьями, пока не доберешься до поворота на монастырь, но зато наверху на склоне горы можно увидеть вход в пещеры.

Адрес: 403665, Волгоградская область, Ольховский район, село Каменный Брод (поселок Госконюшня)
Телефон: +7 (844 56) 5 66 88

Ольховский монастырь волгоградская область

Описание Каменно-Бродского Свято-Троицкого Белогорского мужского монастыря

Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь — православный храм Волгоградской епархии Русской православной церкви. Расположен в Ольховском районе Волгоградской области неподалёку от села Каменный Брод. При Советской власти многие строения монастыря были разрушены и вместо них были построены конюшни, но сейчас ведётся реконструкция храмов.

В 1860 году в Каменном Броде была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община. В 1865 году на средства народной советницы Серафимы Персидской была построена церковь в честь чудотоворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». После 1928 года был закрыт, находился в заброшенном состоянии. В 1992 году монастырь был восстановлен как Каменнобродский Свято-Троицкий мужской монастырь.

Достопримечательности

На землях монастыря имеется много святых источников с различной на вкус водой (всего найдено 5 источников), в том числе радоновый, серебряный и сероводородный.

Рядом с монастырём расположена Святая гора, в которой находятся монастырские пещеры. В пещерах множество келий и ходов, есть и подземная часовня.

На землях Свято-Троицкого монастыря находится природный памятник — дубы-великаны возрастом от 300 до 400 лет. Величина крон достигает у некоторых более 20 м, высота — 15 м, диаметр стволов — 2 м.

В монастыре хранится особо чтимая чудотоворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

На месте Свято-Троицкого Белогорского мужского монастыря, по преданию, ещё до нашествия татаро-монголов существовал мужской скит с очень строгим уставом. Бывший молоканин, крестьянин Андрей Ветров, направляясь паломником в Киево-Печерскую лавру, встретил в Воронеже некоего старца Григория. Старец и благословил его на основание монастыря, подчеркнув древнюю святость этого места, где подвизались пустынники в пещерах меловой горы, а в самих пещерах по его сведениям находилось множество святынь. Андрей просит старцев с Афона, пришедших на паломничество к святой горе указать место пещер, которое им известно и получает ответ «время их еще не пришло».

Женская община возникла здесь в начале 1860-х гг. Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. По легенде, останавливавшийся здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через р. Иловлю. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнно-Бродской Белогорской обители.

История будущей обители началась с приобретения в Москве трех икон помещиком Персидским П.И: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись из Москвы, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. В октябре 1865 г. владыка Иоанникий освятил построенную однопрестольную домовую церковь, без колокольни в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радости». Каменный монашеский корпус был окончательно построен позже. В 1872г. император утвердил определения Священного Синода об утверждении женской общины в Каменном Броде. По своей структуре женская община напоминает монастырь, отличаясь лишь тем, что её члены следуют монастырскому уставу, не принося монашеского обета.

Рядом с монастырем обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство, разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики. Приезжали лечиться с молитвой и члены известных дворянских фамилий — Голицыны, Строгановы, Трубецкие. У подножия пещерной горы сохранились остатки мощёной кирпичом так называемой «царской дороги», проложенной якобы для проезда на лечение «на воды» дочери Петра I будущей императрицы Елизаветы.

Сестры обшивали и крестьян, ходили по сёлам и помогали бедным многодетным семьям. В 1877 г. во время русско-турецкой войны в общине образовался так называемый «отряд сердобольных монахинь» из 10 человек. Они изготовляли корпию, бинты и бельё для отправки раненым солдатам. Видя их трудолюбие, местные жители не оставались в долгу и поддерживали обитель. Растет число сестер, выполнявших массу обычных крестьянских обязанностей — они пахали, косили, рубили дрова и даже ловили зайцев. Насельницы устроили приют и начальную одноклассную школу для девочек, а продолжалось обучение последних в церковно-приходской школе при Казанской церкви в сл. Каменный Брод. Девочек учили золотошвейному мастерству. После строительства первых зданий приступили к строительству соборного Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Холодная, однопрестольная, церковь без колокольни была построена на пожертвования П.И. Персидского по некоторым данным в 1879 г.Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Община получила статус монастыря по указу государя и Синода от 8 октября 1903 г.

По страховой описи 1910 г. монастырь имел два каменных храма: Скорбященскую церковь и соборную церковь во имя Святой Троицы, а так же часовню с жилым помещением. Обитель считалась достаточно зажиточной — один только иконостас Свято-Троицкого храма оценивался в 10 тысяч руб. Очевидцы якобы видели здесь иконы руки Андрея Рублёва. По рассказу Л. Поповой, до революции жители Ольховской волости услышали о явлении в меловых горах иконы Божией Матери, и пошли к этой пещере. Здесь собралось множество людей со священниками, молившихся о том, чтобы икона вышла из пещеры к народу. Молитвы сбылись, икона вышла, и её занесли в храм с. Ольховка, поместили в золотой киот.

Не остался монастырь в стороне во время I- ой Мировой войне. Некоторые насельницы даже уходят с сёстрами милосердия на фронт, а весь монастырь активно собирает пожертвования для солдат.

Настали богоборческие времена, и монастырское имущество было национализировано. Монастырь был закрыт в 1927г. и версии тому разные. В 30-е годы монастырь находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов..Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны здесь устраивают госпиталь, а после — государственный конезавод.

Возрождение началось с приездом сюда в 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». На территории монастыря имеется девять целебных источников, содержащих в своей воде сероводород, натрий, радон. Одним из них является источник Иоанна Богослова с купальней. Последним священником Белогорского монастыря был Симеон Туркин, сын которого рассказывал, что пещеры, доступные ныне для паломников, созданы неким монахом в знак покаяния. Согласно легендам, преданиям и воспоминаниям старожилов: трех- или четырехъярусные подземелья тянутся на десятки километров, в том числе под самим монастырем, через подземные ручьи и горы. Помимо келий монахов, в подземной часовни есть и большой круглый зал с выточенными из мела круглым столом посередине, стульями, чашами для масла и святой воды. Лабиринты строились таким образом, что их легко можно было затворить. Сейчас периодически наблюдаются провалы и просадки грунта, в том числе на территории монастыря.

Паломнические поездки к Каменно-Бродскому Свято-Троицкому Белогорскому мужскому монастырю

Ольховский монастырь волгоградская область

Свято-Троицкий Каменнобродский (Белогорский) мужской монастырь находится в Ольховском районе. Если ехать из Волгограда по московской трассе, то на перекрестке у поселка Иловля нужно свернуть направо по указателю «Ольховка-Камышин» Дорога проходит по живописной долине реки Иловля мимо больших сел Солодча и Александровка. Через полсотни километров слева поднимаются большие меловые горы, их высота над дорогой – 130-150 метров. На шестьдесят девятом километре у левой обочины стоит деревянный крест и табличка, указывающая поворот на монастырь. Сам монастырь тоже виден в конце прямой асфальтированной дороги, от поворота до него около километра. На карте автомобильных дорог монастырь обозначен как «Госконюшня», которая действительно размещалась в нем некоторое время при Советской власти.

Если ехать не из Волгограда, а из Фролово, то сначала нужно доехать по автодороге Фролово-Камышин до райцентра Ольховки. Дорога идет по засушливым степям по северной стороне холмов, которые с юга громоздятся меловыми обрывами над рекой Иловлей. До Ольховки от Фролово 67 километров, нужно проехать через Ольховку по Базарной улице до здания милиции и кладбища и на перекрестке со светофором свернуть направо по указателю «Солодча». При выезде из села впереди в пяти километрах видны те же меловые горы. Дорога проходит через село Каменный Брод, по преданию основанному на месте древнего брода через Иловлю, где переправлялись ехавшие в Орду русские князья, в том числе св. благоверный князь Александр Невский. С дороги монастырь не видно за высокими деревьями, пока не доедешь до поворота, но наверху виден вход в пещеры.
После поворота на монастырь справа от дороги удивляют стоящие на лугу огромные дубы, по два метра толщиной. Под их широкими кронами обычно останавливаются на отдых приезжающие туристы. Дубы помечены номерами и охраняются, их возраст двести-триста лет.

После луга с дубами слева высоко на склоне горы виден вход в знаменитые пещеры. Можно остановиться здесь и подняться к ним по крутой меловой тропинке, а можно пройти от монастыря по более удобной дорожке. Пещеры, в которых в древности жили монахи вырублены в толще мела, в них всегда прохладно (10-12 градусов). Несколько лет назад котовские нефтяники построили вход, защитив его от осыпей, и площадку перед ним. Теперь вход в древние пещеры запирается на замок. В выходные дни энтузиасты-спелеологи проводят экскурсии по пещерам, показывая кельи. К сожалению сейчас доступен только верхний ярус пещер, два нижних, основных засыпаны песком. Тесные тоннели с гладкими меловыми стенами не освещены.

Сам монастырь, стоящий в окружении деревьев у подножия горы, занимает довольно большую территорию, восстановить которую его немногочисленной братии пока не по силам. Понемногу, стараниями благодетелей восстанавливаются жилые корпуса (пока пустующие). Один из корпусов оборудован под храм во имя Святой Троицы. В храме хранится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радосте», обильно украшенная пожертвованиями благодарных богомольцев. На праздник этой иконы 11 октября в монастырь съезжается множество паломников из окрестных районов. До революции Свято-Троицкий храм стоял между корпусами, его место сейчас обозначено крестом.

Дорожка мимо храма за монастырскую ограду приводит к двум действующим источникам, пробивающимся из-под отрога горы с водруженным крестом. Вода, просачивающаяся через меловые пласты, прозрачная и очень вкусная. В первом источнике набирают воду братья монастыря и паломники, а над вторым устроена купальня для омовений. Когда-то вода из источников наполняла пруд. За прошедшие годы он совершенно зарос, но в этом году его расчистили и есть надежда, что он снова наполнится.

Слева от святых ворот монастыря начинается дорожка к пещерам. Она проходит через заросли, в которых угадываются остатки источников и каменных водоемов. Вода очень слабо сочится и сейчас, но нужны большие работы по расчистке родников, чтобы восстановить источники, которыми некогда славилась обитель. Пешеходная тропа поднимается наискосок по склону и приводит к той же площадке перед входом в пещеры. С площадки открывается прекрасный вид на пойму реки Иловля и на отроги меловых холмов. На площадке растет яблоня и туристы гадают, как она сюда попала и выросла на горе и камне. Если подняться мимо входа на вершину горы, можно увидеть другую яблоню, а чуть дальше – балку с деревьями. Южными меловыми склонами над Иловлей обрываются холмы, пологие с севера, на которых растут обычные здесь деревья, в том числе и дикие яблони. Есть предание, что существует выход из пещер в эту балку, но он пока не найден. Всюду на горе встречаются обнажения мела, в которых легко найти отпечатки водорослей и моллюсков древнего моря.

Монашеская жизнь в обители только возрождается. Наместник монастыря игумен Елисей является настоятелем волгоградского храма святого Иоанна Кронштадтского – подворья монастыря, в монастыре часто трудятся прихожане из Волгограда.
К Каменно-Бродскому монастырю легко доехать на автомобиле по асфальтированным дорогам, которые ведут прямо к воротам обители, несколько раз в день проходят автобусы и маршрутные такси «Волгоград-Ольховка».

Фотографии сделаны 17 июня 2007 года автором сайта.

Ссылка на основную публикацию