Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Ещё один сайт сети «Московская епархия Русской Православной Церкви»

Контактная информация

  • Ставропигия: да
  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): 17.00 — вечерня и утреня, 7.00 — полунощница, 8.00 — часы, Литургия. В воскр. дни, в храмовые и двунадесятые праздники совершаются 2 Литургии: 7.00 — в храме прп. Романа Сладкопевца и в 9.00 — в Преображенском храме (летн. период) или в Покровском храме (зимн. период). Накануне с 17.00 совершается всенощное бдение. Ежедневно, после Литургии совершается заупокойная лития и молебен перед чудотворной иконой «Всецарица» (кроме двунадесятых и храмовых праздников). В периоды между постами на молебне «Всецарице» по воскресным дням служится акафист Божией Матери в честь этой Её иконы. Акафист перед Нерукотворенным образом Спасителя (летн. период) или Покрову Божией Матери (зимн. период) служится на богослужении в воскр. вечером (кроме праздн. богослужений)
  • Наместник: Епископ Воскресенский Савва, викарий Московской епархии
  • Престольные праздники:
    • Спаса Нерукотворного — Август 29 [по н.с.]
  • Святыни: Иконостас XVIII в. с иконами XVII в., остатки чтимого образа Спасителя, чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» – список с чудотворного образа со Святой Горы Афон, Смоленская икона Божией Матери — вклад матери царя Михаила Феодоровича инокини Марфы, частицы мощей прп. Серафима Саровского, ап. и еванг. Марка, свт. Иоанна Златоуста, прмц. Елисаветы Феодоровны и др. угодников Божиих, частицы мощей двух египетских святых первых веков христианства — Паисия Великого и Порфирия Лампаксийского.
  • Краткая историческая справка: Монастырь был основан св. блгв. кн. Даниилом Московским, сыном св. Александра Невского, на месте, ныне занимаемом Свято-Даниловым монастырём, вблизи Серпуховской заставы. Монастырь был перенесён вел. кн. Иоанном III на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки и получил название «Новоспасский». Особенно почитался российскими государями из династии Романовых как место погребения их предков. Настоятелями в разные периоды истории монастыря были: свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон, Патриарх Питирим, свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский и другие достойные иерархи и священнослужители РПЦ. Монастырь закрыли в 1918 г., В 1991 г. Новоспасский монастырь возвращён РПЦ.

Ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I). Прп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского (ок. 850). Прп. Льва Оптинского (1841). Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших1.

Прп. Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мцц. Зинаиды и Филониллы (I).

Сщмчч. Филарета Великанова и Александра Гривского пресвитеров (1918).

Флп., 238 зач., I, 20–27. Лк., 41 зач., IX, 7–11. Ап.: Деян., 20 зач., VIII, 26–39. Лк., 50 зач., X, 1–21.

Новоспасский монастырь

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Новоспасский монастырь – одна из древнейших православных обителей Москвы. Действующий мужской монастырь находится в центре города, на левом берегу реки Москвы, выше Новоспасского моста. Он известен как место захоронения членов дома Романовых и именитых боярских родов России.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Новоспасский монастырь

Основные моменты

Новоспасский монастырь был основан в XIII веке, когда русскими землями правил князь Московский Даниил. В 90-е годы XV века великий князь Иван III перевел братию на Крутицкий холм, возвышающийся над рекой. Это место монастырь занимает и в наши дни. За несколько столетий древняя обитель переживала периоды расцвета и падения. Она служила надежной крепостью, защищавшей Москву от неприятеля, и крупным реставрационным центром. На монастырской территории хоронили самых известных людей России и держали концентрационный лагерь.

С начала 1990-х годов православная обитель была возвращена церкви и вновь стала действующей. В наши дни ее территория и памятники почти полностью отреставрированы. Ежедневно в Новоспасском монастыре бывает много паломников и туристов. Верующие приезжают сюда, чтобы прикоснуться к православным святыням и помолиться перед старинными иконами. Путешественники посещают монастырь, чтобы познакомиться с его ролью в истории страны, а также полюбоваться на выдающиеся памятники русского зодчества.

Возле главного входа в обитель возвышается одна из самых высоких в столице колоколен. Ее высота до главы составляет 80,41 м, что лишь немного ниже колокольни Ивана Великого, расположенной в Московском Кремле (81 м).

Ансамбль монастыря в вечерней подсветке Вид на монастырскую колокольню снизу

Среди монастырских храмов огромными размерами выделяется Преображенский собор, появившийся в Новоспасском монастыре во второй половине XVII века. Внутри этого величественного храма сохранились фрески, написанные знаменитым русским изографом Гурием Никитиным.

Территория Новоспасского монастыря небольшая, но очень ухоженная. В теплое время года здесь можно увидеть красивые цветущие клумбы, плодоносящие абрикосы и усыпанные спелыми ягодами виноградные лозы. Между обителью и Краснохолмской набережной расположен вытянутый Новоспасский пруд. Особенно красиво монастырский ансамбль смотрится от него и с берега реки – со стороны Краснохолмской набережной.

Сирень в монастырском саду Цветущий миндаль Петуньи на клумбах монастыря

История обители в XIII-XIX веках

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь основал в XIII веке правящий в Московии князь Даниил Александрович, сын князя Александра Невского. Находилась новая обитель там, где в наши дни стоит Данилов монастырь. Спустя несколько десятков лет обитель переехала. Такое решение принял сын Даниила – великий князь Иван I Данилович, по прозвищу Калита. Он захотел, чтобы монастырь располагался рядом с княжескими палатами в Кремле, и для монастыря было выбрано новое место – Боровицкий холм. По нему обитель стали именовать Спасом на Бору. Здесь молились сам князь и члены его семьи, а также останавливались церковные архиереи, приезжавшие в город для решения дел местных епархий.

Новоспасский монастырь на рисунке начала XIX века

Великий князь Иван III затеял в Московском Кремле крупномасштабное строительство, поэтому решено было перенести обитель за кремлевские стены. Князь выбрал высокое левобережье Москвы-реки на тогдашней окраине города. Из-за нового расположения монастырь стали именовать Новоспасским.

При Иоанне IV Грозном обитель превратили в могучее укрепление. Его территорию окружили мощными деревянными стенами и земляными валами. Несколько раз с монастырских стен раздавались пушечные залпы и выстрелы ружей, встречавшие набеги на Москву крымских татар. Отпор приближающимся отрядам неприятеля оказывали вооруженные стрельцы, а братия помогала им, готовя горячую смолу и кипяток, которые потом выливали на головы идущих в наступление врагов. Новоспасский монастырь оказал достойное сопротивление польским захватчикам и стал тем местом, где в начале XVII века ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского готовилось освобождать Москву.

Когда на российский престол вступил Михаил Федорович Романов, для обители началась эпоха процветания. Вплоть до XVIII века на ее территории хоронили представителей правящей династии Романовых и других именитых боярских родов. Несмотря на то, что Новоспасский монастырь находился вне стен Московского Кремля, царская семья регулярно приходила сюда на богомолье. Российские цари дарили обители старинные книги, иконы, ценную богослужебную утварь и облачения, поэтому монастырская ризница из года в год становилась все богаче и богаче.

Новоспасский монастырь в 1852 году. Фото Р. Фентона Монастырь в 1913 году

В 1640-е годы в обители стали строить стены из камня. Они поднимались на высоту 7,5 м и достигали толщины до 2 м. А в 1647 году в присутствии государя прошло торжественное освящение Преображенского собора. Благодаря царским подаркам, Новоспасский монастырь стал считаться одной из самых богатых московских обителей. Он владел множеством деревень и земельных угодий.

Серьезные испытания на долю Новоспасского монастыря выпали во время вторжения Наполеона в Россию. В 1812 году он был разграблен и подожжен. Известно, что до начала отступления из Москвы французские войска вырыли под Преображенским собором ямы и намеревались взорвать храм, однако, по каким-то причинам этого не произошло. До 1840-х годов древний монастырь залечивал раны, нанесенные Отечественной войной.

Каменные стены и башня Старинные надгробия Вход в монастырь

Испытания XX века

В начале прошлого века Новоспасский монастырь выполнял роль центра религиозного просвещения. При нем действовали Общества пения и трезвости, а неграмотные учились читать и считать на специальных занятиях. В 1913 году, когда вся страна отмечала 300-летие царствования Романовых, в монастырь приезжал российский император Николай II.

Затем в жизни обители, как во всей России, произошел резкий поворот. В 1918 году монастырь закрыли, а на освобожденной от монахов территории организовали концентрационный лагерь. Сначала здесь была тюрьма для женщин, а потом исправительно-трудовое учреждение, где содержались уголовники и политические заключенные. В древних храмах проходили пытки и расстрелы.

В 1930-е годы занимавший большую часть обители огромный некрополь по решению властей срыли, а бывшие монастырские здания передали в ведение НКВД. В них стали хранить архивы и конфискованную мебель. Часть зданий переделали под жилье, а в Никольской церкви было создано картофелехранилище. Со временем старинные строения ветшали, и новые владельцы хотели просто разрушить Новоспасский монастырь, однако этим планам помешала осуществиться Великая Отечественная война.

Вид на монастырь из 4-го Крутицкого переулка в начале 1950-х годов Вид на монастырь из 4-го Крутицкого переулка в начале 1950-х годов

В конце 1960-х годов при монастыре появился музей, посвященный реставрационному делу. Одновременно в обители начали проводить масштабные восстановительные работы, растянувшиеся на два десятилетия.

В начале 1990-х годов Новоспасский монастырь наконец вернули церкви. Возрожденная братия тогда состояла из настоятеля и двух иеромонахов. С тех пор в обители ведется реставрация. Сегодня большая часть монастыря восстановлена, однако реставрационные работы до конца еще не закончены.

Что можно увидеть на монастырской территории в наши дни

Центральное место в монастыре занимает большой Преображенский собор, внутри которого расположена фамильная усыпальница Романовых. В храме хранятся древние иконы, а его пол сделан из отлитых из чугуна плит. Вблизи от входа в собор можно увидеть изображение родословного дерева Рюриковичей. Все цари на нем нарисованы в полный рост. Церковные службы здесь ведутся только летом.

Преображенский собор Богослужение в Преображенском соборе Памятник династии Романовых возле стен собора Крыльцо усыпальницы Романовых Усыпальница Романовых

Самое высокое здание Новоспасского монастыря – четырехъярусная колокольня с церковью Сергия Радонежского. Она была построена в 50-80-е годы XVIII века по проекту известного русского зодчего Ивана Жеребцова. Колокола занимают четвертый ярус здания, а наверху видны часы с боем, мелодичный звук которых раздается каждые полчаса. Раньше на территорию монастыря попадали через саму колокольню, но в наши дни вход в обитель расположен правее нее.

Из построек XVII века в Новоспасской обители сохранились Покровская церковь, мощные каменные крепостные стены и башни, а также корпуса для настоятеля и братии. С XVIII века здесь стоят Никольская церковь, Знаменский храм с усыпальницей князей Шереметевых и иконная лавка. В более позднее время были возведены часовня (место захоронения княжны Таракановой), поминальный крест-памятник, свечная мастерская и хозяйственный двор.

окровская церковь Поминальный крест Знаменский храм

В 2011 году в обители появился собственный музей, который создали к 20-летию ее возрождения. Музейные экспонаты рассказывают об истории братской общины Новоспасского монастыря, его архитектурных памятниках, а также о жизни великого князя С. А. Романова.

В 2012 году в монастыре возрожден Итальянский дворик. Это памятное место, где в 1920-е годы проходили расстрелы заключенных.

При обители открыты воскресная школа и певческая школа для мальчиков.

Колокол весом 1000 пудов Настенные росписи

Советы при посещении монастыря

Туристы, желающие осмотреть Новоспасский монастырь, должны учитывать, что это действующая мужская православная обитель, живущая по своему уставу и правилам. Территория монастыря открыта ежедневно с утра до вечера. Богослужения в храмах проходят каждый день в 8.00 и 17.00, однако часть помещений и корпусов закрыта для посетителей.

Гости обители должны позаботиться о соответствующей, скромной одежде. Женщинам рекомендуют находиться на монастырской территории с покрытой головой. Внутри обители разрешают фотографировать, но просят не снимать монахов и послушников.

Посетители на выставке в Знаменском храме монастыря

Музей при Новоспасском монастыре принимает посетителей ежедневно с 10.00 до 17.00, и вход в него свободный. Кроме того, паломническая служба предлагает для всех желающих интересные тематические экскурсии по территории монастыря.

Как добраться

До Новоспасского монастыря можно дойти пешком от станций московского метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава» (600 м). Интересно также приплыть к обители по реке на прогулочном теплоходе. Выходить нужно на причале «Новоспасский мост».

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

М онастырь во имя Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов монастырь. Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским.

На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору». Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома.

Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889). В монастыре перезахоронена инокиня Досифея (†1810), погребенная на территории, монастыря по завещанию. Духоносная московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал Великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по хранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели Великого князя и уничтоженный в XX в. На территории монастыря погребен известный в XIX в. старец Филарет (иеросхимонах Феодор), почти 50 лет подвизавшийся в обители и за преподобническую жизнь сподобившийся от Бога обильных духовных дарований. Его почитал и часто навещал свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский.

Настоятельский корпус выстроен Патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII в. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII в. В разное время архимандритами Новоспасскими были выдающиеся иерархи, среди которых свт. Вассиан I., архиепископ Ростовский, свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон и Патриарх Питирим, свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

В бытность Патриарха Никона архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители. Два настоятеля монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев, †1918), епископ Орловский, и священномученик Павлин (Крошечкин, †1937), архиепископ Могилевский.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Обширный некрополь был уничтожен. В его стенах был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г. монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез.

В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г. в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

4 декабря 1990 г. возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия в возрожденной обители совершена 23 марта 1991 г. В архитектурный комплекс монастыря входят храмы: Спасо-Преображенский собор (1645-1647 гг., иконостас и росписи XVII в.) — действующий; храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архит. С.У. Соловьев, воссоздан в 1995-2002 гг.); действующий храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.).

Исторически существовали престолы верхнего храма — вмц. Варвары, свт. Димитрия Ростовского; нижнего — вмц. Екатерины, Печерской иконы Божией Матери, прп. Саввы Освященного; верхний храм Покрова Пресвятой Богородицы — действующий; храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев Патриарха Филарета (1795 г., архит. Е.С. Назаров); храм свт. Николая, бывший больничный, братский (1652 г.).

С 1911 по 1918 гг. существовал придел мч. Петра Авессаломита (восстанавливается); храм прп. Сергия Радонежского устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архит. И. Жеребцов. Храм восстанавливается. Имеются святыни: два мощевика с частицами свв.мощей вселенских и других святых, чтимая икона Смоленской Божией Матери, вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича (XVI в.); икона Божией Матери «Всецарица» — список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре, написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.; икона Нерукотворенного Образа Спасителя (XIX век) — список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре. Иконы святых с частицами святых мощей.

При монастыре действуют: воскресная школа, учебно-методический центр «Православие и образование», молодежное движение «Молодая Русь». Монастырь выпускает периодическое издание для подростков «Православная юношеская газета». Работает филиал сектора заочного обучения Московской духовной семинарии. На территории монастыря проводит занятия Центр по реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости.

Издается православный молодежный журнал «Наследник». Имеется библиотека.

Наместник: Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Михеев Александр Евгеньев).

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Новоспасский монастырь – древнейшая обитель Москвы. Монастырь был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловским монастырем. Сын святого Даниила Иван Калита в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.

В период княжения Иоанна Третьего монастырь третий и последний раз за свою историю «переезжает» – в этот раз на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки. Каждый день ворота монастыря открываются в семь утра. Паломники могут посещать обитель до восьми часов вечера. Потом наступает время тишины, время отдыха для монахов. На сегодня в братии монастыря 25 человек. Ежедневно монастырь посещает до тысячи человек паломников. Каменные стены монастыря возведены в 30-х годах 17 века как фортификационное сооружение. По указу царя Михаила Феодоровича монастырь был оснащен пушками, пищалями, порохом. Но сегодня стены защищают обитель от холодов – они создают особый микроклимат, при котором температура на территории монастыря немного выше, чем за его стенами. Это позволяет в монастырском саду произрастать южным растениям.

Сначала монастырь именовался великокняжеской обителью, а в 17 веке стал «царской, комнатной» обителью. Спасо-Преображенский собор начал строить над гробами своих предков первый из Романовых – Михаил Федорович, а завершил дело его сын – царь Алексей Михайлович. Преображенский собор – один из величественных храмов Москвы, второй по размерам после Успенского кафедрального собора. Когда подобный собор захотели построить в Костромском Ипатьевском монастыре, свыше поступил отказ: «Такой величественный храм достоин только первопрестольного града». Чугунные ступени лестницы ведут в галерею Преображенского собора. В 1812 году французы по ним пытались ввести лошадей, чтобы в храме устроить конюшни. Однако им это не удалось – лощади отказались подниматься по ступеням. Ежедневно в Новоспасском монастыре совершаются молебны перед почитаемым образом и главной святыней монастыря – иконой Божией Матери «Всецарица». На протяжении 20 лет братия Новоспасского монастыря окормляет онкологический институт им. Герцена. В Ватопедском монастыре Святой Горы Афон был написан список иконы Божией Матери « Всецарица» специально для московской обители. Икона писалась после долгих молитв всей братии Ватопеда. Доска и краски для нее освящались от самой чудотворной иконы. Установленный в 1997 году в галерее Спасо-Преображенского собора образ Пантанассы, что в переводе с греческого означает Всецарица, встречает каждого входящего в храм.

Перед иконой ежедневно служится молебен о здравии, читается акафист, а для молящихся и страждущих освящаются вода и масло. Празднование в честь иконы Божией Матери «Всецарица» совершается 31 августа. Каждую пятницу эту икону везут в онкологический институт Герцена, где создан больничный храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица». На сводах галереи Новоспасского монастыря – изображение так называемого древа Рюриковичей. Этот род дал Вселенской Церкви 63 святых. Древо поливают равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Собор был расписан в 1689 году. К 20-летию возрождения обители росписи были полностью восстановлены. Перед фреской «Страшный суд» ежедневно совершается Таинство исповеди. Когда-то в Преображенском соборе находился архив НКВД, именно это и спасло храм от полного разорения и уничтожения. От пола до купола храма высота составляет 36 метров.

Икона Божией Матери Смоленская – вклад инокини Марфы, матери первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Ранее считалось, что эта древняя икона была написана в XVI веке, однако произведенная расчистка нескольких слоев поздних росписей открыла письмо второй половины XV века. Можно предположить, что Богоматерь Смоленская происходит из иконостаса древнего собора 1491-1496 годов и принадлежит иконописцу круга Дионисия.

За последние 20 лет в Новоспасском монастыре создан прекрасный сад. Здесь самый большой розарий в Москве. На месте уничтоженного в 20-ые годы прошлого века некрополя Новоспасского монастыря находится сад – причем не просто сад, а научная площадка ботанического сада, где собрана вся коллекция московских абрикосов. Август-сентябрь в Новоспасском монастыре – время роз. В саду Новоспасского монастыря работают всего два садовника, поэтому можно не только прийти полюбоваться розами, но и помочь. Благодаря царским пожалованиям и льготам монастырь к концу XVII столетия стал одним из самых богатых в Москве. По «ружной книге» 1681 года числилось «крестьян за Новоспасским монастырем 2257 дворов», а всего 14 тыс. крепостных. Приписанные к монастырю вотчины, рыбные ловли, многие угодья с лесами, лугами и селами приумножали его богатства. В 1764 году при Екатерине II последовала секуляризация церковного имущества, и монастырь лишился всех своих поместий, а значит и доходов. Число обитателей заметно сократилось.

Никольский храм, построенный как больничный на средства князей Черкасских, родственников Романовых, в середине 17 века, пока не действует. Здесь ведутся реставрационные работы.

В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском – склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. В 1997 году в Новоспасский монастырь были торжественно перенесены останки Великого Князя Сергея Александровича Романова, чудесным образом сохранившиеся и обретенные в месте его погребения на территории уничтоженного Чудова монастыря в Московском Кремле. В 1997 году, после завершения восстановительных работ в храме преподобного Романа Сладкопевца, гроб с останками Великого Князя был торжественно захоронен в усыпальнице его предков – бояр Романовых. Здесь же нашли место упокоения и выдающиеся настоятели монастыря, среди которых подвижник – аскет архимандрит Агапит (Введенский), ученый и собиратель христианских древностей епископ Порфирий ( Успенский), богослов епископ Петр (Екатерининский). Недалеко от могилы инокини Марфы – почитаемая в Новоспасском монастыре Феодоровская икона Божией Матери. К 400-летию избрания Михаила Феодоровича на царствование икона «оделась» в оклад замечательной работы с драгоценными камнями. Надгробие Никиты Романовича Захарьина, родного брата царицы Анастасии – первой супруги Иоанна Грозного. Выдающий политический деятель своего времени, отец будущего Патриарха Филарета. В двадцатилетнюю годовщину открытия Новоспасского монастыря в усыпальнице храма преподобного Романа Сладкопевца был создан музей, основой коллекции которого стали личные вещи Великого Князя Сергея Александровича Романова, уникальные документы и фотоматериалы, старинные предметы и фрагменты одеяний, найденные во время археологических исследований крипты Спасо-Преображенского собора. Музей открыт с 10.30 до 17.00 ежедневно.

Из храма Преподобного Сергия можно попасть на террасу, которая устроена на втором ярусе колокольни. В четвёртом ярусе расположены колокола. Наверху устроены часы с боем, исполняющее мелодию каждые полчаса. Высота колокольни до главы 80,41 метра. По высоте она немного уступает колокольне Ивана Великого в Кремле, высота которой – 81 метр. В конце 50-х годов XVIII века были построены первый и второй этажи колокольни, затем её постройка была приостановлена из-за нехватки средств вследствие проведённой императрицей Екатериной II секуляризации церковного имущества. Лишь через 20 лет при поддержке императрицы Екатерины II постройка колокольни была возобновлена. Колокольня была построена в 1759-1785 году. Автором проекта колокольни стал зодчий Иван Жеребцов, наиболее известный из учеников архитектора Евлашева. Его могила расположена в основании колокольни. Первая колокольня монастыря была сооружена в начале XVII века на средства Патриарха Филарета Никитича справа от Спасо-Преображенского собора близ церкви Знамения. Это была шатровая колокольня, на ней были устроены «часы боевые, колокол боевой, да два колокола перечастных». В колокольне Патриарх устроил храм во имя преподобного Саввы Освященного, поскольку в день преподобного Саввы Освященного, 5 декабря 1618 года, будущий Патриарх Филарет был освобождён из польского плена.

Новоспасский монастырь

Этот монастырь несколько раз менял свой адрес, статус, он закрывался и открывался вновь, разорялся и восстанавливался, но неизменно входил в число значительных обителей Московского государства и пользовался покровительством великих князей, царей и императоров России.

Изначально монастырь был основан с южной стороны от Москвы, на месте современного Данилова монастыря — около 1282 г. ему положил начало первый московский князь Даниил Александрович. Здесь он просуществовал полвека, пока около 1330 г. князь Иван Калита не перенес обитель непосредственно в Кремль. Обитель была посвящена Преображению Господню и приобрела статус «комнатного монастыря», что особо подчеркивалось ее местонахождением непосредственно возле дворца. (От этого монастыря до 1930-х гг. сохранялась церковь Спаса на Бору). Однако после разрушительного кремлевского пожара 1488 г. великокняжеская резиденция подверглась полной перестройке, и по приказу Ивана III Спасо-Преображенская обитель в 1490 г. была вновь перенесена за пределы города — теперь на юго-восток, на Крутицы (название напоминает о крутом левом береге Москвы-реки). В связи с этим монастырь получил название «Спас на Новом», или «Новоспасский».

Собор во имя Преображения Господня был первоначально построен в 1491–1497 гг. Возведенный на южных подступах к Москве, Новоспасский монастырь также был крепостью, при необходимости отражавшей удары крымских татар. Существующие каменные стены с мощными башнями возведены в 1640–1642 гг. при царе Михаиле Федоровиче — в обители находились захоронения его предков, бояр Романовых. Продолжилось обновление монастыря и при царе Алексее Михайловиче: в 1645–1649 гг. на подклете разобранного монастырского собора возведено новое здание, сохранившееся и поныне, в 1652 г. — церковь святого Николая Чудотворца при кельях и больнице, в 1673–1675 гг. — церковь Покрова Богородицы с трапезной и хлебодарной палатами. В XVIII в. монастырский ансамбль пополнился церковью Знамения Пресвятой Богородицы постройкой 1791–1795 гг. с усыпальницей князей Черкасских и графов Шереметевых, а также новой колокольней 1759–1785 гг. с церковью преподобного Сергия Радонежского на втором ярусе. Оба здания выдержаны в стиле классицизм и поэтому ярко контрастируют с остальными постройками обители. Тогда же с южной стороны была пристроена дополнительная ограда с низкими стенами, отделившая хозяйственный двор. Монастырь серьезно пострадал от огня и грабежей во время французской оккупации Москвы в 1812 г., но в течение следующих восьми лет был полностью восстановлен.

В 1810 г. на монастырском кладбище была похоронена инокиня Досифея — легендарная дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. История ее жизни стала основой для множества легенд и художественных произведений. Но тот факт, что после ее смерти в Ивановском монастыре погребение прошло именно в Новоспасском монастыре, близ усыпальницы бояр Романовых, косвенно подтверждает ее родство с правившей династией. В начале ХХ века над ее могилой была установлена небольшая белая часовня, сохранившаяся до наших дней рядом с колокольней.

Новая и страшная страница в истории монастыря была открыта в 1918 г.: монашеская жизнь полностью прекратилась, а комплекс оказался передан в ведение ВЧК под концентрационный лагерь — подобная участь постигла еще три московских монастыря. Официально здесь перевоспитывались проститутки, но есть данные и о политических заключенных, среди которых около года была и дочь Льва Толстого Александра. В 1923 г. лагерь был «перепрофилирован» в женский исправдом, а в 1926 г. — в детскую колонию. Часть зданий была превращена в жилье и общежитие НКВД, кладбище разграблено и уничтожено, в Знаменской церкви расположился вытрезвитель, в 1930-х гг. на территории продолжались расстрелы. В начале 1940-х гг. появилось решение о полном сносе монастыря — его реализацию остановила начавшая Великая Отечественная война.

После войны планы уничтожения обители были отменены, но здания по-прежнему находились в плохом состоянии. В относительной сохранности был лишь Спасо-Преображенский собор, превращенный в архивохранилище, в нем уцелела большая часть росписей. Часть территории занимала мебельная фабрика. Лишь в 1980-х гг. комплекс был приведен в порядок, здания частично отреставрированы. С 1991 года шел процесс передачи монастыря верующим. Сегодня здесь снова располагается монашеская обитель. В 1995 г. были перезахоронены останки великого князя Сергея Александровича, а усыпальница Романовых вновь открыта для посещения.

Ремонтные и реставрационные работы в рамках Государственной программы города Москвы «Культура Москвы 2012–2018 гг.» и Городской программы субсидий:

В 2018 году на территории монастыря была отреставрирована колокольня архитектора И. Жеребцова 1759-1785 годов постройки. Высота колокольни – 80,4 метра.
В результате реставрации восстановлены стены, кровля, выступающие детали фасадов, своды, купол и главка, исторические оконные и дверные заполнения, лестницы, монументальная живопись, конструкции подвеса главного колокола и коммунальные сети, идет работа по воссозданию иконостаса.

С 2015 года проводились работы в трапезной палате XVII века: была отреставрирована медная кровля, позолочены кресты, подкрестные яблоки, главки, обновлены фасады и белокаменные крыльца, осуществлена реставрация живописи в интерьерах.

В 2016 году было отреставрировано две церкви: Церковь Знамения, архитектора Е. С. Назарова (1795 г., 1802 г.) и Никольская церковь при больничных палатах, 1652 года постройки. Была проведена реставрация фасадов, барабана и завершений Никольского храма.

В 2017 году проведена реставрация пятигранной башни на западной стене монастыря.

История и святыни московского Новоспасского монастыря

Новоспасский монастырь в Москве – одно из самых старых в городе, его святыни чтят во всем мире, а уникальная архитектура впечатляет самобытностью.

Понять, как добраться к Новоспасскому монастырю в Москве, вам поможет его адрес, приведенный на официальном сайте. Знаменитый памятник архитектуры, и сейчас использующийся в качестве действующего храма, расположен в районе Таганки на Крестьянской площади дом 10.

Монастырь является ставропигиальным, то есть находится в прямом подчинении патриарха Русской православной церкви и не связан с местными епархиальными властями. Удобное расположение на Крутицком холме прямо у вод реки, в честь которой названа российская столица, сделало его любимым храмом династии Романовых.

История Новоспасского монастыря

История Новоспасского монастыря восходит к XIII веку. Идея постройки храма, при котором бы могла проживать иноческая братия российской столицы, впервые посетила князя Даниила Московского. Потомок знаменитого Александра Невского, впоследствии причисленный к лику святых, основал первую монашескую обитель Москвы непосредственно на территории Кремля. Однако в 1330 году его наследник Иоанн Калита принял решение перенести ее на Боровицкий холм и заменить старую деревянную постройку каменной.

Монастырь, посвященный Иисусу Христу и в те времена называвшийся Спасским, стал настоящим средоточием церковной жизни столицы России. При нем даже был организован приют, где бедные люди всегда могли получить кров и еду.

Однако обители предстоял еще один переезд. Супруга царя Ивана III запланировала строительство грандиозного каменного дворца, однако этому плану серьезно мешало скромное святилище. Поэтому снова было принято решение о его переносе ближе к Москве-реке. Это произошло в 1490 году, после чего монастырь и получил имя Новоспасского. Уже через год по приказу монарха был заложен первый камень будущей церкви Преображения Господня.

В этот период монастырь служил не только местом проведения богослужений, но и усыпальницей для родовитых боярских семейств. В основном здесь хоронили представителей рода Романовых, которому суждено было сыграть важную роль в истории России.

При Иване Грозном обитель превратилась в настоящую средневековую цитадель. Царь, не отличавшийся особой набожностью, видел в нем преимущественно стратегически важный опорный пункт обороны столицы от врагов.

В 1640-х годах при Михаиле Романове монастырь подвергся значительной перестройке. На его территории появились:

  • каменный забор с башенками и бойницами;
  • церковь Знамения Богородицы, построенная на месте погребения близких родственников царя;
  • жилые помещения для монахов, выполненные из камня;
  • церковь Саввы Освященного с колокольней шатрового типа.

Также к этому периоду относится начало строительства Преображенского собора и Покровской церкви на территории монастыря.

В середине XVII века в обитель из Вятской губернии был доставлен нерукотворный образ Христа Спасителя, которому приписывали многочисленные чудесные исцеления. В первые годы советской власти икона бесследно исчезла.

В смутные времена монастырь не только являлся местом отправления религиозных обрядов, но и служил мрачной темницей для еретиков и осужденных за преступления. В начале XVII века здесь оказался преподобный Дионисий – настоятель Троице-Сергиевой лавры. Оклеветанного священнослужителя обвинили в отступлении от догм православной веры. Несчастному многие часы приводилось проводить в обкуренной дымом келье без еды и воды.

К концу царствования Петра I монастырь постепенно пришел в упадок. В первой половине XVIII века его строения серьезно пострадали от двух больших пожаров, а при Екатерине II большая часть земель, принадлежавших братии, была конфискована. В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы, и множество жителей столицы стекались в обитель, чтобы не заразиться страшным заболеванием. Во время Отечественной войны 1812 года святилище также было частично разрушено и разграблено.

После Октябрьской революции богослужения в монастыре уже не проводились. Его постройки отвели сначала под женскую тюрьму, потом под концентрационный исправительный лагерь для преступников и политзаключенных. В 1930-х годах был полностью уничтожен некрополь обители, после чего в ней разместили архив НКВД, овощехранилище и склады. Часть помещений переоборудовали в жилые квартиры. Перед Великой Отечественной войной святилище собирались взорвать, однако не успели это сделать.

В 1960-е годы здесь открылся Музей истории и реставрационного дела. Также были начаты первые работы по восстановлению уникальных монастырских строений. В 1990 году обитель перешла под юрисдикцию Московского патриархата.

Архитектурный ансамбль

Войти в монастырь можно, пройдя через арку, сделанную в Надвратной колокольне – одной из самых высоких звонниц российской столицы. Однако это парадный вход, недоступный для обычных туристов. Рядом сделаны более скромные ворота, через которые в обитель и попадают паломники. Все постройки максимально приближены друг к другу. Среди них выделяются:

  • Спасо-Преображенский собор и церковь прпп. Романа Сладкопевца. Именно здесь находится усыпальница рода Романовых, где в середине 1990-х был перезахоронен прах великого князя Сергея Александровича. Своды собора украшают изображения родословного древа российских правителей, начиная с великих князей из династии Рюриковичей, Страшного Суда, библейского Апокалипсиса и 7 Вселенских соборов.
  • Покровский храм Пресвятой Богоматери XVII века. Этот трехглавый храм выстроен в традиционном русском стиле и разделен на два придела, которые носят имена великомученицы Варвары и св. Дмитрия Ростовского. Первый из них расписан картинами с изображениями святых дев и мучениц, второй украшают лики тех, кто причислен к святым, и выдающихся священнослужителей православной церкви.
  • Знаменский храм. Он уникален своей двухэтажностью: на верхнем обустроены хоры и проводятся богослужения, а нижний представляет собой усыпальницу. В ней захоронен прах графов Шереметьевых, а также князей Черкасских, Лобановых-Ростовских, Урусовых и других.
  • Храм св. Николая Чудотворца. Это скромное сооружение, увенчанное одной главой, расположено в северо-западной части монастыря. Именно под ним находятся подземные темницы и каменные мешки, куда в средние века сажали непокорных бунтарей.
  • Часовня монахини Досифеи. Изысканная постройка, вход в которую украшает подобие колоннады, знаменита тем, что здесь до недавнего времени была погребена княжна Тараканова. Предполагаемая самозванка, называвшая себя дочерью императрицы Елизаветы, некогда претендовала на российский престол.
  • Памятник великому князю Сергею Романову в виде золотого креста с распятым Иисусом на синем фоне. Он является точной копией креста, некогда установленного на месте гибели этого представителя царской династии.

Святыни Новоспасского монастыря

К наиболее почитаемым святыням обители, куда ежегодно стекаются тысячи паломников, относятся:

  • икона Богоматери «Всецарица» в Новоспасском монастыре, являющаяся копией с чудотворного образа, хранящегося в Ватопедской обители на греческой горе Афон;
  • икона «Нерукотворный Спас» – копия реликвии, утраченной в годы прихода к власти большевиков;
  • пояс св. Иоанна Кронштадтского, с помощью молитвы сотворившего не одно чудо исцеления при жизни;
  • колокол «Романовский» массой около 16 т, представляющий собой копию колокола, уничтоженного в годы Советской власти;
  • пятиярусный иконостас Преображенского собора, который украшает Смоленская икона Богоматери, а также изображения Христа, апостолов, пророков и Бога-Отца;
  • 2 ковчежца с мощами: первый содержит мощи святых настоятелей монастыря, другой – частицы риз Богоматери и Иисуса, иерусалимского Креста Господня, а также мощей учеников Христа, великомучеников, преподобных оптинских старцев и других святых.

Экскурсии по обители

Самостоятельно осмотреть храмы монастыря можно только во время утренней и вечерней служб, которые традиционно проходят в 8:00 и 17:00 с понедельника по субботу и в 7:00, 9:00 и 17:00 по воскресеньям. Также при обители работает экскурсионная служба. После предварительного заказа ее сотрудники подробно расскажут посетителям об истории и архитектурном ансамбле святилища и познакомят их с экспонатами монастырского музея. Продолжительность осмотра составляет 40-60 минут, а стоимость равна 600 RUB для взрослого, 500 RUB для студента и 400 RUB для школьника.

Также на территории монастыря можно посетить книжную лавку, где продается разнообразная литература по религиозной философии, богословию, религиоведению, культуре, истории, искусству, а также жития святых и мучеников.

Важно соблюдать правила посещения обители. Женщинам следует обязательно покрыть голову платком или шалью. Запрещено заходить в здешние храмы в коротких шортах, мини-юбках и одежде, открывающей плечи.

Как доехать на метро до Новоспасского монастыря в Москве

Понять, как быстро добраться на метро до монастырского комплекса, совсем несложно. Вам следует доехать до станций метро Пролетарская или Крестьянская застава и пройти около 500 м по 3-му Крутицкому переулку в направлении Новоспасского шоссе. На перекрестке, где вы окажетесь через 10 минут, здания монастыря уже будут заметны.

Новоспасский монастырь в Москве – один из самых значимых символов русского православия, в котором отчетливо чувствуется атмосфера прошлых эпох.

Получить исчерпывающую информацию об истории обители и богослужениях можно на сайте новоспасский-монастырь.рф.

Новоспасский монастырь

Фото Новоспасского монастыря

Новоспасский монастырь — Москва, Крестьянская пл. 10

Пролетарская, Крестьянская застава

На обратном пути с Крутицкого подворья мы, как и планировали, зашли в Новоспасский монастырь. Если вы не читали про Крутицкое подворье и не знаете, где находится Новоспасский монастырь, то специально для вас скажу, что он расположен на ст.м. Пролетарская, выход на 3-й Крутицкий переулок в сторону Новоспасского шоссе, 5 минут пешком, и справа вы увидите высокую колокольню монастыря.


Колокольня Новоспасского монастыря

Когда мы подошли к монастырю увидели табличку с надписью, что женщинам без головного убора и в брюках на территорию монастыря заходить запрещено, только в платке и в юбке. А подруга моя была в джинсах, и никакого платка с собой у нас тем более не было. Мы же не мусульмане, однако.


Женщинам без платка на голове и в брюках входить на территорию монастыря запрещено

Оказалось, что всё гораздо проще. Перед входом лежали две корзины: одна с платками, другая с тряпками, из которых можно смастрячить что-то наподобие юбки. Подруга, после того как напялила всё это на себя, стала похожа то ли на монашку, то ли на шпионку.

У Новоспасского монастыря интересная история. Основан он был князем Даниилом, сыном Александра Невского на месте, где сейчас расположен Даниловский монастырь. Сын Даниила Иван Калита перенёс монастырь в Кремль, т.к. хотел иметь возле своего дворца монашескую обитель. Во время нашествия на Москву татарского Хана Тохтамыша Спасский монастырь разграбили и сожгли, убили настоятеля. Однако великий князь Дмитрий Донской отстроил Спасский монастырь заново. Во время правления Иоанна III началось строительство нового каменного царского дворца на территории Московского Кремля, и нахождение здесь монастыря посчитали неудобным. Он был перенесён туда, где находится по сей день и стал называться монастырем Спаса на Новом или Новоспасским.


Спасо-Преображенский собор

Вообще все эти переносы довольно странные. Перенос – это фактически снос старого и строительство нового монастыря. Не проще ли было оставить старый монастырь там, где он был, а на новом месте построить новый. Тем более странно, что князь Даниил построил монастырь за пределами города. В то время Москва была небольшим поселением, и место где сейчас расположен Данииловский монастырь возле нынешней Серпуховской заставы находилось бы за пределами города, а в те времена монастыри выполняли ещё и оборонительную функцию. Поэтому как-то нелогично. Но это пусть историки разбираются.

В Новоспасском монастыре изначально хоронили представителей знаменитых боярских родов, в основном Романовых. Их погребенья до сих пор находятся в Преображенском соборе. В период правления Михаила Фёдоровича начинается расцвет монастыря. Его окружают каменными стенами с бойницами, дают охрану от набегов татар. Монастырь приобретает большое военное значение. Начинают обустраивать жилые здания, а в свои последние годы Михаил Фёдорович приступает к постройке Преображенского собора, который достраивает уже его сын Алексей Михайлович.


В Новоспасском монастыре покоится княжна Тараканова — внебрачная дочь Елизаветы Петровны

На территории Новоспасскогом монастыря кроме рода Романовых покоятся останки рода Шереметьевых, в чьих усадьбах Кусково и Останкино мы бывали ранее, а также княгини Таракановой – внебрачной дочери императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Григорьевича Разумовского.

Многие строения в Новоспасском монастыре сейчас находятся на реконструкции, в том числе и главный собор монастыря – Спасо-Преображенский, внутри проводятся реставрационные работы. Думаю, вскоре монастырь предстанет перед всеми во всей своей красе. Весной здесь особенно красиво. Мы попали на время цветения вишни и было приятно прогуливаться по ухоженными дорожкам и тропинкам, вдыхая сладковатый аромат вишни. Пока весна, у вас ещё есть время застать этот период, поспешите!

Новоспасский ставропигиальный мужской Монастырь

Суровые монастырские стены поднимаются над высокой обрывистой горой на берегу Москвы-реки. Из-за стен, в зелени деревьев, виднеются могучие главы большого собора и высокая колокольня с позолоченной главой. Это — Новоспасский монастырь в Москве, некогда один из каменных стражей Москвы, защищавший Коломенскую дорогу.

Новоспасский монастырь — «внук» Данилова монастыря. Он был основан в 1330 году, первоначально назывался Спасским и располагался в Кремле, а первыми его насельниками были монахи переведенного в Кремль Данилова монастыря. В связи с начавшейся в конце XV века перестройкой Кремля, в 1462 году, Спасский монастырь был перенесен на новое место — на Крутицы, на Васильевский лужок, и назван Новоспасским.

В 1491 — 1496 годах в Новоспасском монастыре был сооружен каменный монастырский собор. Вероятно, его строил итальянский архитектор, из числа работавших в ту пору в Москве итальянцев, — об этом говорит фрагмент первоначальной постройки, сохранивший яркие черты итальянского зодчества.

С XVI века Спасский собор стал родовой усыпальницей боярской семьи Романовых. Здесь погребена, в частности, инокиня Марфа — мать царя Михаила Федоровича. Поэтому нет ничего удивительного, что после восхождения на престол царя Михаила Романова в Новоспасском монастыре началось грандиозное каменное строительство. Уже в 1620-х годах были построены палаты патриарха Филарета — Архиерейский дом. В 1630 году на средства царя Михаила Федоровича и его матери вокруг монастыря начали возводиться стены «с мушкетным, лучным и пушечными боями», башнями и стрельницами. Сооружение монастырской ограды было завершено в 1640-х годах. Протяженность стен Новоспасского монастыря составляет более полукилометра, высота — до 7,5 метров, толщина — 2 метра. В эти же годы были построены корпуса келий.

В середине XVII века при архимандрите Никоне, будущем патриархе, старый собор был почти полностью разобран, и на его месте в 1645 году началось строительство нового собора — грандиозного, торжественного, увенчанного могучим пятиглавием. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, к которым стремился Никон и которые семь лет спустя были объявлены им «образцовыми» для всей России. Внутри собора сохранились фрески XVII века.

Интересной особенностью Спасского собора были изображения в основании столбов соборной паперти, в самом низу, древнегреческих философов и мудрецов: Гомера, Орфея, Платона и других. Эти персонажи, казалось бы, не имеют никакого отношения к христианству. Как же их изображения появились на стенах православного храма? Ответ прост: тем самым художники хотели подчеркнуть, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше самых нижних ступеней христианского храма. Спасо-Преображенский собор был освящен 19 сентября 1649 года. Годом позже в северо-западном углу монастыря на средства князя Я. К. Черкасского возвели больничную Никольскую церковь.

Теплая церковь Покрова Богоматери была построена в 1673 — 1675 годах. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.
Монастырскую колокольню строил даровитый архитектор Иван Жеребцов (род. в 1724 году — ум. в конце 1780-х). Очевидно, что Жеребцов был вдохновлен образом колокольни Троице-Сергиевой лавры. Строительство Новоспасской колокольни началось в 1758 году, однако выделенных денег хватило только на возведение основания и второго яруса, после чего строительство остановилось. В таком виде колокольня простояла 17 лет. В 1779 году Жеребцов возобновил строительство. Колокольня была завершена только в 1784 году. Ее высота всего на три метра ниже колокольни Ивана Великого.

В 1791 — 1795 годах у северо-западного угла собора, на месте церкви начала XVII века, по проекту архитектора Е. Назарова, помощника и родственника В. И. Баженова, была построена Знаменская церковь — усыпальница графов Шереметевых. В этой церкви среди надгробий Шереметевых находится могила
Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой (1768 — 1803) — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н. П. Шереметева.

В некрополе Новоспасского монастыря были похоронены художник Ф. С. Рокотов (1735 — 1808), бояре Колычевы, князья Черкасские, Урусовы, Лобановы-Ростовские. Здесь же погребена инокиня московского Ивановского монастыря Досифея, которую молва долгое время считала подлинной «княжной Таракановой» — дочерью императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Таинственность, которой окружала себя Досифея, и многие загадочные обстоятельства ее жизни впоследствии позволили некоторым говорить о «царском» происхождении Досифеи чуть ли не со стопроцентной уверенностью. Однако исследования погребений Спасо-Преображенского собора, в том числе и инокини Досифеи, проведенные в 1997 — 1998 годах, обнаружили, что «царская дочь», «женщина со следами былой красоты на лице», судя по сохранившимся останкам, была на самом деле маленькой горбуньей, инвалидом детства, в молодости часто страдавшей от голода или недоедания.

В 1918 году Московский Новоспасский монастырь был закрыт и превращен в тюрьму. Позднее здесь находились различные учреждения, вытрезвитель, жилые квартиры. С 1991 года Новоспасский монастырь является действующим монастырем.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, г.Москва

Храм был основан помыслами благоверного князя Даниила, сына великого Александра Невского, который посвятил его имени Спасителя. Это было первое иноческое пристанище в Москве, начавшее свою жизнь в XIII веке. Первое время он находился на месте современного Даниловского храма, а через несколько десятилетий был перенесён. Сын князя Даниила, святой Иоанн Калита, который получил корону правителя в 1328 году, захотел иметь возле собственного особняка иноческий храм, после чего Новоспасский монастырь перенесли на Кремлевский Боровицкий холм, возле Преображенской церкви.

Всю жизнь князь Иоанн и его семейство чинно молились в Ставропигиальном монастыре. Также сюда приезжали российские епископы, останавливающиеся в Москве по делам епархий. Начиная с 1491 года, Иоанном Третьим была заложена соборная церковь, которая была символом Преображения Господня. Через пять лет, в 1496 году её освятили по всем религиозным правилам.

В период с 1640 до 1642 года усилиями и финансами Михаила Федоровича было воздвигнуто жилое каменное здание и собор в честь Святой Богоматери. Тогда же построили большую шатровую колокольню с монастырём имени святейшего Саввы Освященного. А в последние несколько лет своего правления Михаил Федорович занимался строительством нынешней Преображенской церкви и Покровского собора.

Сложные времена пережила Новоспасская церковь во время нашествия войск Наполеона. В первые дни атаки на город святыню разрушил неприятель, а после и неожиданно вспыхнувший пожар. Как сообщают историки, французы копали ямы возле монастыря, чтобы заложить туда взрывчатку и уничтожить Ставропигиальный собор. К счастью, они не успели это сделать, и через некоторое время, с уходом вражеских войск, её отреставрировали и повторно освятили.

1913 год ознаменовался великим юбилеем. Тогда отмечалось 300-летие особняка Романовых, и в честь праздника монастыря посетил Император Николай Второй. Весной, 26 мая правитель, растрогавшийся воодушевляющим и искренним пением народного хора церкви, пожелав им удачи и мирного неба над головой. Не суждено было долго пожить мирно – в конце осени 1918 года Ставропигиальный храм закрыли, соорудив в его резиденции концентрационный лагерь строгого режима. Ранее святое место стало символом тюремного заключения и множества смертей.

В 1990 году, в день празднования Введения Богородицы, Новоспасскую церковь вернули Московской Патриархии. После этого, каждый желающий может зайти в святыню, чтобы помолиться.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

В Кремле — с 1330 года.
Спасский монастырь, переведенный в 1490—91 из Кремля на место бывшего Васильевского стана, на Крутицкий холм, получил названия «Нового Преображения», «Спаса Нового» или Новоспасского.

Строения обители, кроме Преображенского собора, долгое время были деревянными. Собор был построен в 1491—96 итальянскими мастерами. Монастырь, расположенный на Коломенской дороге, являлся передовым форпостом, защищавшим Москву от набегов крымских и ногайских татар. В 1571 у стен м. происходило сражение с отрядами хана Девлет-Гирея. В 1591 м. отразил атаки войск Казы-Гирея. В Смутное время, в нач. XVII в., был разорен. Восстановлен после 1613.

При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче переживал пору расцвета. Монастырь считался «комнатным», «царским богомольем» и находился в ведении Приказа Большого дворца. В монастыре, в подклете Преображенского собора были похоронены предки государей из Дома Романовых. В XVII в. в м. велось большое каменное стр-во. За сравнительно небольшой срок были возведены братские кельи, шатровая колокольня, каменные стены и башни, новый Спасо-Преображенский собор, хлебодарная и больничные палаты, храм свт. Николая Чудотворца, настоятельский корпус. Все эти здания в основном сохранились до нашего времени. В царствование императрицы Анны Иоанновны служил пристанищем для военных инвалидов. В 1771 в м. располагался чумной карантин.

В 1812 сильно пострадал от нашествия наполеоновских войск, к-рые разграбили не только достояние м., но и спрятанное в нем имущество окрестных жителей. Наместник, престарелый архимандрит Никодим, был подвергнут пыткам. Священник соседнего храма Сорока мучеников Севастийских Петр Гаврилов, замученный французами, был похоронен на кладбище м. Горел. Спасо-Пбраженский собор, Покровский и Знаменский храмы уцелели. После наполеоновского нашествия м. постепенно оправился, и на протяжении XIX в. все его строения неоднократно обновлялись. Большие работы проводились в преддверии 300-летия Дома Романовых (1913).

Из настоятелей м. наиболее известны: свт. Иов — первый Патриарх Всероссийский, Патриархи Никон и Питирим, свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский, епископ Порфирий (Успенский) — известный исследователь православного Востока. Из подвижников — иеромонах Филарет (в схиме — Феодор, ск. 1842). На территории м. в 1810 похоронена известная
подвижница инокиня Досифея (в миру -княжна Августа Тараканова, дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа А.Г.Разумовского). Ныне останки ее — в Романовской усыпальнице.

Закрыт в 1918. Территория м. была обращена в лагерь для заключенных. Никольский храм действовал до 1926. Впоследствии на территории м. размещались: филиал Таганской тюрьмы (в Знаменском храме производились расстрелы заключенных), архив НКВД, женская, а позднее — детская колония. Существовал план сноса зданий м., но с началом Великой Отечественной войны от него решили отказаться. После войны здания м. использовались под жилье, хозяйственные и складские помещения. В 1960-х в Знаменском храме размещался медвытрезвитель. Затем в м. располагался Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации.

Возрожден в 1991 году.

При м. действуют филиал сектора заочного обучения Московской Духовной семинарии, воскресная школа.

Спасо-Преображенский собор (1645-47) стоит на основании частично разобранного храма (1491—97, coop. над могилами бояр Романовых, предков Царственного дома). Постр. по образцу Успенского собора Московского Кремля. Пятикупольный, четырехстолпный, трехапсидный собор, с южной и западной сторон окружен папертью, на сводах к-рой (в южной части) сохранилось изображение родословного древа российских государей. Иконостас XVIII в. с иконами XVII в. До революции 1917 в местном ряду иконостаса помещался чудотворный Нерукотворный Образ Спасителя, перенесенный в Москву из Вятки в 1647. В наст, время на его месте — копия. Местонахождение чудотворной иконы неизвестно. В соборе — мощевики с частицами мощей: апостола и евангелиста Марка, свт. Иоанна Златоуста, преп. Серафима Саровского, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны. На юж. паперти — икона Божией Матери «Всецарица», перед к-рой молятся об исцелении онкологических больных. На сев. стороне зап. части соборной паперти остатки фрески чтимого образа Спасителя. Первоначальная роспись подновлялась в XVII—XIX вв.

В подклети собора — усыпальница рода Романовых с храмом преп. Романа Сладкопевца (1901 -02, арх. С.У.Соловьев). Над входом в усыпальницу, с вост. стороны соборного храма — портал с мозаичной иконой Нерукотворного Образа Спасителя. В 1995 в усыпальницу перенесены останки Вел. кн. Сергея Александровича, погибшего 4.02.1905 от рук эсера-террориста И.П.Каляева. На территории м. сооружен памятный крест, подобный стоявшему в Кремле на месте гибели Великого князя.

С с.-з. к собору примыкает храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1791—95, арх. Е.С.Назаров), постр. на средства графа Н.П.Шереметева. Под алтарем — фамильная усыпальница Шереметевых, братьев Патриарха Филарета.

У ю.-з. угла собора — храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с хлебодарными палатами (1673—75). Впоследствии к Покровскому храму пристроили трапезную. В храме приделы: вверху — св. великомученицы Варвары, свт. Димитрия Ростовского. В нижнем этаже — св. великомученицы Екатерины, преп. Саввы Освященного и Печерской иконы Божией Матери. В с.-в. углу м. — храм свт. Николая Чудотворца (1652) при больничной палате и братских кельях. Постр. на средства князя Я.Черкасского.

Надвратная колокольня м. постр. в 1759— 85 по проекту архитектора И.П.Жеребцова. Ее высота превышает 70 м. В стиле барокко, возведена на месте проездной башни, является парадным входом в м. и одновременно — главной вертикалью всего
архитектурного ансамбля. Во втором ярусе колокольни — храм преп. Сергия Радонежского (1787).

Святыни: мощевик с частицами свв. мощей свт. Спиридона Тримифунтского, великомученика Пантелеймона, великомученицы Варвары, свт. Димитрия Ростовского, свт. Феофана Затворника Вышенского, свтт. Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Тихона, митрополитов Московских Иннокентия и Филарета, преп. Серафима Саровского, преп. схимника Кирилла и преп. схимницы Марии, преподобномученицы Елизаветы, препп. Старцев Оптинских и др. святых, мощевик с частицами свв. мощей препп. Отцов Киево-Печерских, выносной резной крест с мощами Владимирских святых, особо чтимая Смоленская икона Божией Матери — вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича (XVI в.), икона Божией Матери «Всецарица» — список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском Афонском м., принесенная в дар м. в июле 1997, икона мученицы Татианы с частицей ее свв. мощей.

Ссылка на основную публикацию