Новоспасский монастырь освящение яиц

Новоспасский монастырь освящение яиц

  • История
    • Летопись
    • Подвижники благочестия
    • Исторические личности
    • Памятные даты
  • Духовенство
    • Патриарх
    • Наместник
    • Братия монастыря
    • Хор
  • Паломникам
    • Архитектурный ансамбль монастыря
    • Музей
      • Музей: взгляд в будущее
      • Наша коллекция
    • Святыни монастыря
    • Виртуальный 3d тур
  • Магазины
    • Книжная лавка. Интернет магазин nsmbooks.ru
  • Экскурсии
    • Общая информация
    • Пешие экскурсии по Москве
    • Автобусные экскурсии по Москве
    • Паломнические поездки по России
  • Расписание богослужений
  • Подать записку
  • Вопрос священнику
  • Поиск

В Новоспасском монастыре освятили куличи для российских военнослужащих в Сирии

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на авиабазу Хмеймим к Пасхе будут отправлены несколько тысяч куличей.

В канун Светлого Христова Воскресения, в Великую Субботу 7 апреля, по окончании Литургии наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва освятил куличи, переданные в дар российским воинам в рамках гуманитарной акции «Пасха в Сирии», которая традиционно проводится Московской Патриархией, Главным управлением по работе с личным составом ВС РФ и Всероссийской организацией ветеранов «Боевое братство».

Ученики воскресной школы Новоспасского монастыря также раскрасили пасхальные яйца, которые украсят в это воскресенье столы российских военнослужащих на авиабазе Хмеймим.

Куличи, украшенные яйца и иконы для военнослужащих сразу после освящения будут отправлены на подмосковный аэродром Чкаловский, откуда самолетами военно-транспортной авиации их доставят на авиабазу Хмеймим в Сирии.

Их будут сопровождать представители Министерство обороны, ветеранской организации «Боевое братство», а также хор «Благозвонница», который будет петь за пасхальным богослужением в храме Ильи Пророка на авиабазе Хмеймим.

Хор также даст концерт для российских военнослужащих, на который приглашены сирийские военные и священнослужители Антиохийской Православной Церкви.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Контакты: Телефон: (495) 676-95-70
115172 Москва, Крестьянская пл. 10
метро «Крестьянская застава»
Реквизиты монастыря

Служба распространения церковной утвари и литературы

Новоспасский монастырь освящение яиц

7 апреля 2018 года, в Великую субботу, по окончании Литургии наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископ Воскресенский Савва освятит пасхальные куличи, собранные в рамках совместной акции Московской Патриархии, управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом ВС РФ и Всероссийской организации ветеранов «Боевое братство».

«Мы рады, что можем отправить частицу праздника, частицу Родины нашим военным, которые борются с глобальной угрозой — международным терроризмом. Освященные в Москве куличи доставят и сотрудникам нашего посольства в Дамаске, которые все эти годы под постоянными обстрелами, во фронтовой обстановке отстаивали интересы нашей страны. Пасха — праздник жизни. Наши ребята в Сирии сделали все, чтобы жизнь начала возвращаться в истерзанную войной страну», — отметил первый заместитель председателя «Боевого братства», депутат Государственной Думы ФС РФ Дмитрий Саблин.

После освящения куличи и иконы будут отправлены на подмосковный аэродром Чкаловский, затем самолетами военно-транспортной авиации их доставят на авиабазу Хмеймим в Сирии. Груз будут сопровождать представители Министерства обороны, ветеранской организации «Боевое братство», а также хор «Благозвонница», который будет петь за пасхальным богослужением в храме Ильи Пророка на авиабазе Хмеймим. Хоровой коллектив также выступит с концертом для российских военнослужащих, сирийских военных и священнослужителей Антиохийской Православной Церкви.

На чине освящения в Новоспасском монастыре будут присутствовать представители Министерства обороны РФ, общественных организаций, известные спортсмены и артисты, приезжавшие на авиабазу Хмеймим, чтобы поддержать российских военных.

С 2013 года Новоспасский монастырь совместно с общественными организациями неоднократно собирал и отправлял помощь страдающему от войны народу Сирии.

Освящение куличей состоится в 10.00 в братской трапезной Новоспасского монастыря по адресу: г. Москва, Крестьянская площадь, д. 10.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на авиабазу Хмеймим к Пасхе будут отправлены несколько тысяч куличей.

В канун Светлого Христова Воскресения, в Великую Субботу 7 апреля, по окончании Литургии наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва освятил куличи, переданные в дар российским воинам в рамках гуманитарной акции «Пасха в Сирии», которая традиционно проводится Московской Патриархией, Главным управлением по работе с личным составом ВС РФ и Всероссийской организацией ветеранов «Боевое братство».

Ученики воскресной школы Новоспасского монастыря также раскрасили пасхальные яйца, которые украсят в это воскресенье столы российских военнослужащих на авиабазе Хмеймим.

Куличи, украшенные яйца и иконы для военнослужащих сразу после освящения будут отправлены на подмосковный аэродром Чкаловский, откуда самолетами военно-транспортной авиации их доставят на авиабазу Хмеймим в Сирии. Их будут сопровождать представители Министерство обороны, ветеранской организации «Боевое братство», а также хор «Благозвонница», который будет петь за пасхальным богослужением в храме Ильи Пророка на авиабазе Хмеймим.

Хор также даст концерт для российских военнослужащих, на который приглашены сирийские военные и священнослужители Антиохийской Православной Церкви.

В Новоспасском монастыре освятили куличи для российских военных в Сирии

07.04.2018 в 14:46, просмотров: 1376

На авиабазу Хмеймим к Пасхе будут отправлены несколько тысяч куличей, которые были освящены в субботу в Новоспасском монастыре.

Ученики воскресной школы монастыря также раскрасили пасхальные яйца, которые тоже отправят к столу российским военным вместе с иконами.

Как сообщили в Минобороны, хор «Благозвонница» будет петь за пасхальным богослужением в храме Ильи Пророка на авиабазе Хмеймим. На концерт приглашены сирийские военные и священнослужители Антиохийской Православной Церкви.

  • Самое интересное
  • По теме
  • Комментарии

Оставьте ваш комментарий

Комментарии пользователей

  • Поздравления с Пасхой в стихах классиков: СМС для близких
  • Готовимся к Пасхе со смыслом: как необычно украсить яйца
  • Раскрыта тайна возникновения Благодатного огня: зажигаем в домашних условиях

Популярно в соцсетях

Популярно в соцсетях

© ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» Электронное периодическое издание «MK.ru»

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Куличи и творожная пасха: рецепты Кремля и Новоспасского монастыря

Пасха, или Христово Воскресение — главный православный праздник, посвященный воскресению Иисуса Христа. Подготовка к празднику начинается во время последней недели Великого поста — Страстной. Так в четверг начинают печь пасхальные куличи и красить яйца. Корреспонденты ТАСС узнали старинный рецепт кулича из Новоспасского монастыря, а также кремлевские рецепты кулича и творожной пасхи.

Пасхальный кулич по рецепту Новоспасского монастыря

для теста: 450 грамм муки высшего сорта, один стакан изюма, 220 грамм размягченного сливочного масла, 150 грамм сахара, три желтка, два белка, мелко натертая цедра одного апельсина, 20 грамм свежих дрожжей, 300 мл молока, 6-7 стручков кардамона, одна чайная ложка ванильного экстракта, половина чайной ложки мускатного ореха, один пакетик ванильного сахара, щепотка шафрана, половина чайной ложки морской соли.

для смазывания кулича: один желток, одна столовая ложка молока.

Пасхальный кулич по кремлевскому рецепту

205 грамм пшеничной муки, 65 грамм масла сливочного 82,5%, 6 грамм сухих дрожжей, 4 грамма ванилина, 65 грамм изюма, 85 грамм сахара, 5 грамм соли, 28 грамм цукатов, 36 грамм куриных яиц, 20 грамм молока 3,2%, 5 грамм коньяка, 50 грамм сахарной помадки, 5 грамм сахарной разноцветной посыпки.

Творожная пасха по кремлевскому рецепту

для приготовления 1 кг пасхи: 652 грамм творога 9%, 172 грамма масла сливочного 82,5%, 132 грамма сахара, 30 грамм изюма, 10 грамм лепестков миндаля, 0,1 грамм ванилина, 10 грамм кураги, 32 грамма цукатов.

Творог протереть через сито. Изюм,курагу промыть, замочить в горячей кипяченой воде на 30 минут. Затем жидкость слить, сухофрукты обсушить на салфетке. Кугару порезать кубиком с ребром 0,5 см. Ванилин растворить в горячей воде. Сливочное масло выдержать при комнатной температуре до мягкого состояния. Затем размять лопаточкой. Масло и сахарный песок тщательно перемешать миксером на медленной скорости до тех пор, пока не получится пышная масса, как крем. Затем небольшими порциями добавить творог, каждый раз хорошо перемешивая лопаточкой, чтобы масса оставалась однородной. Далее ввести изюм, ванилин, курагу, цукаты и лепестки миндаля. Перемешать. Массу положить в форму под пресс на несколько часов.

Этот материал также опубликован в разделе «Добрости» – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом «Жить», призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

В Новоспасском монастыре освятили куличи для российских военных в Сирии

07.04.2018 в 14:46, просмотров: 1402

На авиабазу Хмеймим к Пасхе будут отправлены несколько тысяч куличей, которые были освящены в субботу в Новоспасском монастыре.

Ученики воскресной школы монастыря также раскрасили пасхальные яйца, которые тоже отправят к столу российским военным вместе с иконами.

Как сообщили в Минобороны, хор «Благозвонница» будет петь за пасхальным богослужением в храме Ильи Пророка на авиабазе Хмеймим. На концерт приглашены сирийские военные и священнослужители Антиохийской Православной Церкви.

  • Самое интересное
  • По теме
  • Комментарии

Оставьте ваш комментарий

Популярно в соцсетях

© ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» Электронное периодическое издание «MK.ru»

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция — ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец». Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail info@mk.ru. Главный редактор и учредитель — П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Москва. Новоспасский монастырь

В районе этих всех Крутицких улиц, валов и переулков есть чУдное место — кусок древности в центре Москвы — Крутицкое подворье.
Я прям туда даже задала маршрут навигатора, пользуясь случаем.
Но передумала. С детьми хочу и с фотиком нормальным.
Поэтому я пошла в Новоспасский монастырь.

Отдохнула душой.. Я человек неверующий и к действующим местам религиозного культа отношусь очень. ну как бы мне тревожно как-то и неспокойно обычно 🙁
Но я все равно люблю ходить в храмы — это такая приятная, щекочущая смесь ужаса и торжественности, да.

А тут.. тут я сегодня отдохнула душой. Вот прям по-настоящему.
Внутрь Храма я не заходила, я погуляла по территории.
День сегодня был.. просто потрясающий. Зимний, яркий, морозный, солнечный, такой, каким и должен быть зимний день.. такой, какой я помню зиму.
Вышла из машины.

Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским.
Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 г. перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город.
По своему новому местоположению монастырь получил название Спаса на Новом, или Новоспасского.

Колокольня Новоспасского монастыря:

Поклонный крест у входа в Новоспасский монастырь и вход в монастырь

Каждый день ворота монастыря открываются в семь утра. Паломники могут посещать обитель до восьми часов вечера. Потом наступает время тишины, время отдыха для монахов. На сегодня в братии монастыря 25 человек.

Вид на юго-западную башню, слева стена и вход в хозяйственный двор и Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу Романову:

В Спасском монастыре хоронили представителей княжеских родов и духовенства. Еще здесь хоронили Шереметевых и Голицыных. Последним Романовым, погребенным в некрополе стал Сергей Александрович Романов, дядя последнего царя, московский губернатор, убитый террористом. Его прах был обнаружен в 1995 году при раскопках разрушенного Чудова монастыря и был перенесен в Новоспасский некрополь. Говорят, при вскрытии его захоронения прах обнаружился в практически неистлевшем мундире с эполетами и в сияющих сапогах, словно только что начищенных. На месте его гибели когда-то был установлен крест, выполненный по эскизу Васнецова, однако пришедшие к власти большевики его немедленно снесли. Сейчас на территории монастыря установлена точная копия этого креста.

27 сентября 2013 года в Новоспасский монастырь был доставлен тысячепудовый колокол, отлитый в год 400-летия Дома Романовых на колокололитейном заводе Николая Шувалова. Работа над колоколом шла на протяжении восьми месяцев. Отливка состоялась 29 августа 2013 г. Справа главный храм монастыря Спасо-Преображенский собор (1645-1647 гг.) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых

Храм во имя Покрова Богоматери был заложен царем Алексием Михайловичем Тишайшим в 1673 году, возведен на его средства за два года и освящен 7 октября 1675 года патриархом Иоакимом. Храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году. В 1812 году французы превратили Покровский храм в склад. В 1813 году вновь он был освящен архимандритом Амвросием Вторым. На фотографии храм слева

Памятник первому и последнему царям Романовым. Памятник также был изготовлен к 400 летию дома Романовых

Перед алтарем Спасо-Преображенского собора в 21 веке погребены архимандрит Иннокентий (Просвирин) и схиархимандрит Гурий (Мищенко), бывшие для многих духовными отцами

Просто виды. Разбирают Рождественскую ель

Воскресная школа при Новоспасском монастыре действует с 1991 года

Братский корпус — 17 век

Знаменский храм был построен на месте прежнего, деревянного, на средства Н.П. Шереметьева. Здесь были погребены его родители. Также Знаменский храм стал усыпальницей для князей Ситских, Ярославских, Черкасских, Шереметьевых и других:

Несмотря на зиму, понять то, что территория монастыря, это сад и парк не составляет никакого труда. Посмотрев летний фотографии я просто захлебнулась от восторга. Вот что пишут об этом:

Каменные стены монастыря возведены в 30-х годах 17 века как фортификационное сооружение. По указу царя Михаила Феодоровича монастырь был оснащен пушками, пищалями, порохом. Но сегодня стены защищают обитель от холодов – они создают особый микроклимат, при котором температура на территории монастыря немного выше, чем за его стенами. Это позволяет в монастырском саду произрастать южным растениям

За последние 20 лет в Новоспасском монастыре создан прекрасный сад. Здесь самый большой розарий в Москве.

Обязательно приедем сюда еще раз с детьми и летом.

Рассказ написан в январе 2014 года,
опубликовано 13.03.15,
Кондолиза Райс,
Москва

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, г.Москва

Храм был основан помыслами благоверного князя Даниила, сына великого Александра Невского, который посвятил его имени Спасителя. Это было первое иноческое пристанище в Москве, начавшее свою жизнь в XIII веке. Первое время он находился на месте современного Даниловского храма, а через несколько десятилетий был перенесён. Сын князя Даниила, святой Иоанн Калита, который получил корону правителя в 1328 году, захотел иметь возле собственного особняка иноческий храм, после чего Новоспасский монастырь перенесли на Кремлевский Боровицкий холм, возле Преображенской церкви.

Всю жизнь князь Иоанн и его семейство чинно молились в Ставропигиальном монастыре. Также сюда приезжали российские епископы, останавливающиеся в Москве по делам епархий. Начиная с 1491 года, Иоанном Третьим была заложена соборная церковь, которая была символом Преображения Господня. Через пять лет, в 1496 году её освятили по всем религиозным правилам.

В период с 1640 до 1642 года усилиями и финансами Михаила Федоровича было воздвигнуто жилое каменное здание и собор в честь Святой Богоматери. Тогда же построили большую шатровую колокольню с монастырём имени святейшего Саввы Освященного. А в последние несколько лет своего правления Михаил Федорович занимался строительством нынешней Преображенской церкви и Покровского собора.

Сложные времена пережила Новоспасская церковь во время нашествия войск Наполеона. В первые дни атаки на город святыню разрушил неприятель, а после и неожиданно вспыхнувший пожар. Как сообщают историки, французы копали ямы возле монастыря, чтобы заложить туда взрывчатку и уничтожить Ставропигиальный собор. К счастью, они не успели это сделать, и через некоторое время, с уходом вражеских войск, её отреставрировали и повторно освятили.

1913 год ознаменовался великим юбилеем. Тогда отмечалось 300-летие особняка Романовых, и в честь праздника монастыря посетил Император Николай Второй. Весной, 26 мая правитель, растрогавшийся воодушевляющим и искренним пением народного хора церкви, пожелав им удачи и мирного неба над головой. Не суждено было долго пожить мирно – в конце осени 1918 года Ставропигиальный храм закрыли, соорудив в его резиденции концентрационный лагерь строгого режима. Ранее святое место стало символом тюремного заключения и множества смертей.

В 1990 году, в день празднования Введения Богородицы, Новоспасскую церковь вернули Московской Патриархии. После этого, каждый желающий может зайти в святыню, чтобы помолиться.

В Новоспасском ставропигиальном монастыре освятят куличи для российских военнослужащих в Сирии

7 апреля 2018 года, в Великую субботу, по окончании Литургии наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископ Воскресенский Савва освятит пасхальные куличи, собранные в рамках совместной акции Московской Патриархии, управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом ВС РФ и Всероссийской организации ветеранов «Боевое братство».

«Мы рады, что можем отправить частицу праздника, частицу Родины нашим военным, которые борются с глобальной угрозой — международным терроризмом. Освященные в Москве куличи доставят и сотрудникам нашего посольства в Дамаске, которые все эти годы под постоянными обстрелами, во фронтовой обстановке отстаивали интересы нашей страны. Пасха — праздник жизни. Наши ребята в Сирии сделали все, чтобы жизнь начала возвращаться в истерзанную войной страну», — отметил первый заместитель председателя «Боевого братства», депутат Государственной Думы ФС РФ Дмитрий Саблин.

После освящения куличи и иконы будут отправлены на подмосковный аэродром Чкаловский, затем самолетами военно-транспортной авиации их доставят на авиабазу Хмеймим в Сирии. Груз будут сопровождать представители Министерства обороны, ветеранской организации «Боевое братство», а также хор «Благозвонница», который будет петь за пасхальным богослужением в храме Ильи Пророка на авиабазе Хмеймим. Хоровой коллектив также выступит с концертом для российских военнослужащих, сирийских военных и священнослужителей Антиохийской Православной Церкви.

На чине освящения в Новоспасском монастыре будут присутствовать представители Министерства обороны РФ, общественных организаций, известные спортсмены и артисты, приезжавшие на авиабазу Хмеймим, чтобы поддержать российских военных.

С 2013 года Новоспасский монастырь совместно с общественными организациями неоднократно собирал и отправлял помощь страдающему от войны народу Сирии.

Освящение куличей состоится в 10.00 в братской трапезной Новоспасского монастыря по адресу: г. Москва, Крестьянская площадь, д. 10.

Новоспасский монастырь освящение яиц

Каждый день ворота монастыря открываются в семь утра. Паломники могут посещать обитель до восьми часов вечера. Потом наступает время тишины, время отдыха для монахов. На сегодня в братии монастыря 25 человек. Ежедневно монастырь посещает до тысячи человек паломников

Каменные стены монастыря возведены в 30-х годах 17 века как фортификационное сооружение. По указу царя Михаила Феодоровича монастырь был оснащен пушками, пищалями, порохом. Но сегодня стены защищают обитель от холодов – они создают особый микроклимат, при котором температура на территории монастыря немного выше, чем за его стенами. Это позволяет в монастырском саду произрастать южным растениям


Сначала монастырь именовался великокняжеской обителью, а в 17 веке стал «царской, комнатной» обителью. Спасо-Преображенский собор начал строить над гробами своих предков первый из Романовых – Михаил Федорович, а завершил дело его сын – царь Алексей Михайлович

Ежедневно в Новоспасском монастыре совершаются молебны перед почитаемым образом и главной святыней монастыря – иконой Божией Матери «Всецарица»

На протяжении 20 лет братия Новоспасского монастыря окормляет онкологический институт им. Герцена. В Ватопедском монастыре Святой Горы Афон был написан список иконы Божией Матери « Всецарица» специально для московской обители

Икона писалась после долгих молитв всей братии Ватопеда. Доска и краски для нее освящались от самой чудотворной иконы. Установленный в 1997 году в галерее Спасо-Преображенского собора образ Пантанассы, что в переводе с греческого означает Всецарица, встречает каждого входящего в храм

Перед иконой ежедневно служится молебен о здравии, читается акафист, а для молящихся и страждущих освящаются вода и масло. Празднование в честь иконы Божией Матери «Всецарица» совершается 31 августа

Каждую пятницу эту икону везут в онкологический институт Герцена, где создан больничный храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

На сводах галереи Новоспасского монастыря – изображение так называемого древа Рюриковичей. Этот род дал Вселенской Церкви 63 святых. Древо поливают равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир

Собор был расписан в 1689 году. К 20-летию возрождения обители росписи были полностью восстановлены. Перед фреской «Страшный суд» ежедневно совершается Таинство исповеди

Когда-то в Преображенском соборе находился архив НКВД, именно это и спасло храм от полного разорения и уничтожения

От пола до купола храма высота составляет 36 метров

Рядом с первыми Романовыми – последние. На иконе – страстотерпцы Николай II, Александра Федоровна и их дети

Будущий Патриарх Никон в этот период был «собинным другом» Алексея Михайловича. И без сомнения, взгляды и вкусы Никона, яростного противника «обмирщения» церковного искусства, нашли отражения в архитектуре и внутреннем убранстве собора

Над входом в усыпальницу Романовых – образ Спасителя. В советские годы его прикрывала фанерный щит с лозунгом «Дома культуры вместо монастырей». В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия вывеска упала, открыв чудесный мозаичный образ Спаса Нерукотворного

За последние 20 лет в Новоспасском монастыре создан прекрасный сад. Здесь самый большой розарий в Москве

Август-сентябрь в Новоспасском монастыре – время роз. В саду Новоспасского монастыря работают всего два садовника, поэтому можно не только прийти полюбоваться розами, но и помочь

Благодаря царским пожалованиям и льготам монастырь к концу XVII столетия стал одним из самых богатых в Москве. По «ружной книге» 1681 года числилось «крестьян за Новоспасским монастырем 2257 дворов», а всего 14 тыс. крепостных. Приписанные к монастырю вотчины, рыбные ловли, многие угодья с лесами, лугами и селами приумножали его богатства

В 1764 году при Екатерине II последовала секуляризация церковного имущества, и монастырь лишился всех своих поместий, а значит и доходов. Число обитателей заметно сократилось

Архитектором Знаменского храма был Е.С. Назаров. Перед ним стояла сложная задача: построить храм-усыпальницу, который со всех сторон «поджимали» два других храма. Но архитектор решил этот вопрос. Им был устроен храм классических форм: на первом этаже – усыпальница, на втором – место совершения служб. На второй этаж вела витиеватая лестница. Она не сохранилась даже на фотографиях. Теперь мы точно не знаем , какой она была. Сейчас в Знаменском храме идут реставрационные работы и службы не совершаются

Монах Адриан. На его плечи выпало восстанавливать и Даниловский монастырь , и Оптину пустынь. В Новоспасской обители он долгое время занимался печением просфор. Монаха Адриана в монастыре называют Патриархом просфоры: ему случалось выпекать 16-килограммовую просфору


В этом неоштукатуренном келейном корпусе ныне располагается организация ФГУП ГНРПМ«Старинные ткани». В этих стенах трудятся 20 женщин, которые работают еще на ткацких станках прошлых веков. Они восстанавливают старые ткани и создают новые. Например, новый занавес Большого театра сделан здесь, в Новоспасском монастыре. Сама организация «Старинные ткани» находится в подчинении министерства культуры


Пространство, которое создают стены этих храмов, называется Итальянским двориком. В 1918 году он становится местом расстрелов

В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском – склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены

В 1997 году в Новоспасский монастырь были торжественно перенесены останки Великого Князя Сергея Александровича Романова, чудесным образом сохранившиеся и обретенные в месте его погребения на территории уничтоженного Чудова монастыря в Московском Кремле. В 1997 году, после завершения восстановительных работ в храме преподобного Романа Сладкопевца, гроб с останками Великого Князя был торжественно захоронен в усыпальнице его предков – бояр Романовых

Здесь же нашли место упокоения и выдающиеся настоятели монастыря, среди которых подвижник – аскет архимандрит Агапит (Введенский), ученый и собиратель христианских древностей епископ Порфирий ( Успенский), богослов епископ Петр (Екатерининский)

Надгробие Никиты Романовича Захарьина, родного брата царицы Анастасии – первой супруги Иоанна Грозного. Выдающий политический деятель своего времени, отец будущего Патриарха Филарета

В двадцатилетнюю годовщину открытия Новоспасского монастыря в усыпальнице храма преподобного Романа Сладкопевца был создан музей, основой коллекции которого стали личные вещи Великого Князя Сергея Александровича Романова, уникальные документы и фотоматериалы, старинные предметы и фрагменты одеяний, найденные во время археологических исследований крипты Спасо-Преображенского собора. Музей открыт с 10.30 до 17.00 ежедневно

Ценнейший экспонат музея Новоспасского монастыря – сапог, в который был обут Великий Князь Сергей Александрович в день своей гибели. Второй сапог ныне экспонируется на выставке в Екатеринбурге

Некоторые сохранившиеся после разорения некрополя памятники ныне стоят вдоль монастырских стен. Когда-то в земле Новоспасского монастыря нашел последнее пристанище Ф.С. Рокотов, известный живописец-портретист 18 века. Но где его могила, теперь неизвестно

В память о Великом Князе Сергее Александровиче 17 сентября 1998 года в Новоспасском монастыре был установлен поклонный крест – точная копия памятника, воздвигнутого в Кремле на месте мученической кончины Великого Князя по проекту русского художника В.М. Васнецова. В 1918 году оригинальный крест-памятник был осквернен большевиками и стал одним из первых христианских символов уничтоженных богоборческой властью в России. По преданию, в сносе этого Креста в Кремле принял личное участие В.И. Ленин

МОСКОВСКИЙ НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

Московский Новоспасский монастырь

Монастырь во имя Всемилостивого Спаса в Москве, «Спас на Новом», ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

  • Адрес: Россия, 115172, г. Москва, Крестьянская пл., 10
  • Тел.: 676-95-70
  • Официальный сайт: http://www.novospasskiymon.ru/
  • Проезд: ст. м. «Пролетарская», «Крестьянская застава»
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь во имя Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов монастырь. Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новоcпасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

    Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (+ 1543 г.), отец патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, + 1586 г.), мать царя Михаила Федоровича Ксения Иоанновна Романова (вел.государыня инокиня Марфа, + 1631 г.) и его дочь царевна Ирина Михайловна (+ 1679 г.), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский) (+ 1885 г.) и Петр (Екатериновский) (+ 1889 г.).

    Московский Новоспасский монастырь, 1912 г.

    В монастыре перезахоронена инокиня Досифея (+ 1810 г.), погребенная на территории, монастыря по завещанию. Духоносная московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

    Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал вел.кн. Сергей Александрович (+ 1905 г.), дядя св.страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы вел.кн. Елизаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссоданный по хранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в 20 веке.

    Настоятельский корпус выстроен патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII века. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII веке.

    В бытность Патриарха Никона, архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

    Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Обширный некрополь был уничтожен. В его стенах был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г. монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г. в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

    Монастырь возвращен Русской Православной Церкви в декабре 1990 г.. Богослужение возобновлено в марте 1991 г., с середины 1992 г. совершается ежедневно. Возродилась монашеская жизнь.

    При монастыре действуют: Воскресная школа, учебно-методический центр «Православие и образование», молодежное движение «Молодая Русь». Монастырь выпускает периодическое издание для подростков «Православная юношеская газета». Работает филиал сектора заочного обучения Московской духовной семинарии. На территории монастыря проводит занятия Центр по реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Издается православный молодежный журнал «Наследник». Имеется библиотека.

    • Спасо-Преображенский собор (1645-1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)
    • Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архит. С.У. Соловьев, воссоздан в 1995—2002 гг.).
    • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.).
    • Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев патриарха Филарета (1795 г., архит. Е.С. Назаров).
    • Храм свт. Николая, бывший больничный, братский (1652 г.). С 1911 по 1918 гг. существовал придел мч. Петра Авессаломита (храм восстанавливается).
    • Храм прп. Сергия Радонежского устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архит. И. Жеребцов (храм восстанавливается).
    Московский Новоспасский монастырь, план-схема

    План монастыря

    1. Спасо-Преображенский собор (XVII век) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. Архит. Я. Бухвостов.
    2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век).
    3. Храм иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых. Архит. Е. С. Назаров.
    4. Храм Святителя Николая чудотворца (XVIII век).
    5. Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).
    6. Часовня (начало XX века).
    7. Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.
    8. Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век). Архит. И. Жеребцов.
    9. Крепостные стены монастыря (XVII век). Архит. Ф. Конь.
    10. Юго-восточная башня (XVII век).
    11. Юго-западная башня (XVII век).
    12. Западная башня (XVII век).
    13. Северо-западная башня (XVII век).
    14. Северо-восточная башня (XVII век).
    15. Настоятельский корпус (XVII век).
    16. Братский корпус (XVII век).
    17. Иконная лавка (конец XVIII века)
    18. Свечная мастерская (конец XX века)
    19. Хозяйственный двор.

    Два мощевика с частицами свв.мощей вселенских и других святых, чтимая икона Смоленской Божией Матери, вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича (XVI в.); икона Божией Матери «Всецарица» — список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре на св.горе Афон. Написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.; икона Нерукотворенного Образа Спасителя (19 век) — список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре. Иконы святых с частицами святых мощей.

    Богослужение

    Ежедневно — часы и Литургия в 8.00; вечерня и утреня в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00. Ежедневно (за исключением седмичных дней Великого Поста), по окончанию Литургии молебен Божией Матери перед иконой «Всецарица», по воскресным дням — водосвятный молебен.

    Монастырь имеет подворье с действующим храмом Архистратига Михаила (адрес: 143397, Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20. 913-76-62).

    Настоятели, наместники

    • Иоанн I (1330 — 1346)
    • Петр (1346 — 1353)
    • Иоанн II (Непейца) (1353 — 1374)
    • Михаил (Митяй) (1375 — 1377)
    • Симеон (1382 — 1382)
    • Сергий I (1389 — 1389)
    • Игнатий (1389 — 1404)
    • Феодосий (1404 — 1404)
    • Матфей (1404 — 1404)
    • Иларион (1406 — 1406)
    • Савва (1410 — 1410)
    • Трифон (1453 — 1462)
    • Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 — 1468)
    • Герман (1474 — 1474)
    • Елисей (1483 — 1488)
    • Афанасий I (Щедрый) (1496 — 1515)
    • Савва (1526 — 1530)
    • Феодосий (1539 — 1542)
    • Нифонт I (Кормилицын) (1543 — 1554)
    • Никифор (1554 — 1558)
    • Галактион (1558 — 1565)
    • Антоний (1565 — 1568)
    • Вассиан II (1569 — 1575)
    • Свт. Иов (1575 — 1581)
    • Иоаким (1581 — 1589)
    • Сергий II (1589 — 1589)
    • Сильвестр (1589 — 1598)
    • Закхей (1598 — 1599)
    • Сергий III (1599 — 1606)
    • Евфимий I (1610 — 1613)
    • Иосиф I (1613 — 1619)
    • Нифонт II (1623 — 1623)
    • Лаврентий I (1627 — 1629)
    • Митрофан (1629 — 1629)
    • Тихон I (1630 — 1631)
    • Иосиф II (1631 — 1637)
    • Лаврентий II (1638 — 1638)
    • Иона (1639 — 1645)
    • Никон I (Минич или Минов) (1646 — 1649)
    • Никон II (1649 — 1654)
    • Питирим (1654 — 1655)
    • Сергий IV (1656 — 1656)
    • Иосиф III (1658 — 1663)
    • Прохор (1663 — 1664)
    • Иосиф IV (22 декабря 1664 — 9 августа 1674)
    • Нифонт III (1674 — 1697)
    • Макарий I (1674 — 1681)
    • Гавриил I (Кичигин) (1681 — 1684)
    • Игнатий (Римский-Корсаков) (1684 — 1692)
    • Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 — 21 апреля 1695)
    • Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 — 17 мая 1697)
    • Исаия (1697 — 23 июля 1699)
    • Иларион I (1699 — 1701)
    • Иларион II (Властелинский) (1701 — 1702)
    • Иоасаф II (1702 — 1710)
    • Досифей (Глебов) (1710 — 1711)
    • Моисей (1711 — 1714)
    • Арсений (1715 — 1716)
    • Сергий V (1716 — 1720)
    • Иерофей (Прилуцкий) (1721 — 1728)
    • Евфимий II (Коллети), Грек (1728 — 1730)
    • Феофил (1730 — 1732)
    • Иларион II (1733 — 1735)
    • Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 — 1738)
    • Антоний (Илляшевич) (1739 — 1748)
    • Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 — 1749)
    • Мисаил (Чирский) (1749 — 17 августа 1764 [1])
    • Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля — 6 августа 1758 [2])
    • Симон (Лагов) (1764 — 1769)
    • Иоанн III (Черепанов) (1770 — 1778)
    • Иоасаф III (Маслов) (1779 — 1785)
    • Павел (Пономарев) (14 января 1786 — 1794)
    • Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 — 1795)
    • Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 — 1796)
    • Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 — 1797)
    • Иакинф (Карпинский) (1797 — 1798)
    • Варлаам (Головин) (1799 — 1811)
    • Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 — 1812)
    • Амвросий II (Орнатский) (1812 — 1816)
    • Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 — 1819)
    • Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 — 1824)
    • Поликарп (Гойтанников) (1824 — 1834)
    • Аполлос (Алексеевский) (1834 — 1851)
    • Агапит I (Вознесенский) (1851 — 1852)
    • Агапит II (Введенский) (август 1852 — 28 мая 1877)
    • Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
    • Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
    • Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 — ?) еп. б. Владикавказский
    • Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 — 29 января 1894) еп. б. Смоленский
    • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
    • Климент (Стояновский) (1898 — 1906)
    • Борис (Шипулин) (1906 — 1909)
    • сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 — 1914)
    • Евфимий III (Елиев) (1914 — 1918)
    • Кирилл (Соколов) (конец 1917 — 1920)
    • Палладий (Добронравов) (1919 — 1922)
    • сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 — 1921)
    • сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 — 1922)
    • Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) архиеп. Костромской
    • Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
    • Иоанн (Руденко) (14 июля 2018 — 26 февраля 2019)
    • Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019)

    Использованные материалы

    [1] В 1758 году назначен во епископа Воронежского, но отказался.

    [2] 17 апреля назначен, но не был, а 6 августа хиротонисан во епископа Воронежского

    Новоспасский монастырь в Москве

    Новоспасский монастырь в Москве расположен в юго-восточной части столицы, за Таганкой, на левом возвышенном берегу Москвы-реки. Обитель служила крепостью и защищала город от набегов врагов из Польши и Литвы, а также татар.

    Новоспасский монастырь в Москве – из истории

    Новоспасский монастырь в Москве, посвященный Спасителю, стал первой иноческой обителью столицы. Он был основан в 13 веке князем Даниилом на небольшом холмe в месте слияния реки Худенец с Москвой-рекой, там где сегодня находится Даниловская обитель. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес Спасскую обитель в Кремль. Во время нашествия татарского хана Тахтомыша она была разграблена и сожжена, а ее настоятель архим. Симеон был убит. В конце 15 века обитель была переведена на Крутицкий холм, в Васильевский стан на берег Москвы-реки. По своему новому местоположению обитель получила название Спаса на Новом, то есть Новоспасский монастырь. На старом же месте в Кремле оставлен Преображенский храм, известный так же под именем Спаса на Бору. При Иоанне Грозном обитель стала важнейшим оборонительным пунктом, отражающим нападения врагов на город. Во времена царя Михаила Федоровича Романова с 1640 по 1642 годы в обители деревянная ограда была заменена каменной с бойницами. Строятся жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери — родовой святыни бояр Романовых. Сооружается шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович начал строить Преображенский собор и Покровский храм. В 1647 году сюда был принесен чудесный нерукотворный образ Христа Спасителя, которому стали преклоняться цари. Образ исчез с приходом большевиков. В 17-ом веке здесь были заточены преступники и еретики. К последним был причислен и преподобный Дионисий, настоятель Троице-Сергиевой Лавры, которого в обители морили голодом и дымом. С почтением относился к обители Петр Первый. Хотя в то время шла война со Швецией и лишние колокола были перелиты в пушки, для Спасской обители был вылит большой колокол. Царь Феодор Алексеевич раздавал здесь милостыню. Посещали обитель царевна София и Иоанн Алексеевич. После Петровских времен обитель приходит в упадок. Пострадала она от московских пожаров, а при Екатерине II лишилась своих поместий. Во время войны с Наполеоном была разрушена. Солдаты хотели взорвать ее, но чудом ей удалось уцелеть.

    В 19 веке, когда настоятелем был архимандрит Агапит Введенский, был поднят дух иночества обители и Новоспасский монастырь в Москве стал образцом для других обителей. В начале 20 века это был центр религиозно-нравстенного просвещения населения. Здесь проводились миссионерские занятия и обучение неграмотных. Работало Общество церковного пения и трезвости. По воскресным и праздничным дням храмы были переполнены.

    В 1918 году обитель была закрыта. Ее территория использовалась под тюрьму. Была разрушена большая часть некрополя. В храмах разместились архив НКВД Московской области, склады и овощехранилище. В планах было взорвать обитель. Этому помешала Великая Отечественная война. С 1968 года начинается восстановление внешнего облика храмов. 4 декабря 1990 года обитель была возвращена Патриархии. Обитель стала восстанавливаться.

    Храмы Новоспасского монастыря в Москве

    Первоначально храм и другие строения были деревянными. В 1491 году Иоанн Третий заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645-1647 гг. над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году. А через год на средства князя Я.К. Черкасского в северо-западной части обители возвели больничную Никольскую церковь. На входе в обитель мы видим монастырскую колокольню, строительство которой началось в 1759 году при императрице Елизавете Петровне. Ее высота всего на три метра меньше колокольни Ивана Великого. Архитектором строительства является Иван Жеребцов. В первом ее ярусе находятся парадные входные ворота. Во втором ярусе — храм Преподобного Сергия Радонежского.

    Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673-1675 гг. Храм освящали 3 раза. Впервые – по завершению строительства – в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз – в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.

    Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на месте церкви начала XVII века по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В.И. Баженова. Знаменская церковь стала усыпальницей графов Шереметевых. В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н.П. Шереметева. В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых – преподобного Романа Сладкопевца.

    Захоронения Новоспасского монастыря в Москве

    Почти со времени своего основания обитель становится местом погребения представителей знатных боярских родов, преимущественно Романовых. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников. Здесь погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин и его сыновья. Мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова) также нашла здесь покой. В стенах обители похоронены 4 родных брата Патриарха Филарета. Трое из них, пострадавшие при Годунове, скончались в ссылке и были перезахоронены в обители. Здесь также похоронен их отец Никита Романович Юрьев и дочь Михаила Феодоровича, а также другие представители этого рода. Последним здесь был похоронен великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, сын Императора-освободителя Александра II и дядя императора Николая II. Он погиб в 1905 году от рук террориста Ивана Каляева. Останки князя были торжественно перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 году из Кремля. И здесь установлен ему памятный крест, созданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова.

    После Октябрьской революции усыпальница была разорена. Восстановили ее в конце 20 века. Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, совершали «царские выходы» в обитель, чтобы поклониться отеческим гробам.

    Новоспасский монастырь в Москве – информация для туристов

    Сейчас Новоспасский монастырь в Москве – это мужской ставропигиальный монастырь. Является действующим с 1991 года. В последние годы в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы. Благоустраивается территория. Возобновляются богослужения в храмах обители.

    Богослужения в Новоспасском монастыре в Москве

    Сегодня в обители действуют три храма, два из которых – Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца были освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Ежедневно в них совершается уставное богослужение. Полунощница в 7 час., Литургия в 8 час.; вечерня и утреня в 17 час., по воскресным и праздничным дням — Литургия в 9 час., накануне всенощное бдение. Новоспасский монастырь в Москве в воскресные и праздничные дни собирает многочисленных прихожан и паломников, полюбивших обитель и ее святыни.

    Новоспасский Мужской Монастырь

    Новоспасский монастырь был основан в 13 веке святым князем Даниилом Московским, сыном князя Александра Невского. Изначально монастырь был основан на месте, где сегодня расположен Данилов монастырь, потом, сын Даниила, Иван Калита, ставший великим князем в 1328 году, перенес монастырь на Боровицкий холм, ближе к своему дворцу.

    В период правления княза Иоанна III, по инициативе его супруги Софии Палеолог, была начата постройка обширного великокняжеского дворца. Спасский монастырь мешал строительству, и его решили перенести на Васильевский стан на берегу Москвы-реки. По своему новому месторасположению, Спасский монастырь стал называться монастырем Спаса на Новом (месте) или Новоспасским. Новое место для монастыря было выбрано не случайно — на этом месте Василий Темный стоял против татарского хана.

    Изначально, все постройки монастыря были деревянными, только храм в честь Преображения Господня, заложенный в 1491 и освященный в 1497 году был каменным. При Иване Грозном монастырь превратился в неприступную крепость — были усилены крепостные стены с башнями, и проведены прочие работы, в том числе, вырыт ров.

    Вид на монастырь с площади Крестьянская застава.

    Монастырь сыграл немаловажную роль в защите Москвы от нападения татар. В 1521 году монастырь оборонялся от набега хана Махмет-Гирея, в 1571 году к его стенам подступил Давлет-Гирей. По врагам били из пушек и вели ружейный огонь, как с крепостных башен и стен, так и из нижних бойниц. По тревоге, стрельцы поднимались на стены к бойницам, а монахи разводили костры и готовили кипяток или горячую смолу, что бы вылить ее со стен на подступающих врагов. При обороне Москвы от хана Казы-Гирея в 1591 году, Новоспасский монастырь стал рубежом, далее которого татарской войско уже не смогло пройти. Крымская орда понесла в этом бою огромные потери, и с тех пор уже не подходила в Москве.

    Вид на колокольню.

    Однако воинские подвиги монастыря на этом не закончились. В начале 17 века монастырь выдержал осаду польских войск. «У стен Новоспасского в 1612 году князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы».

    Вид на Спасо-Преображенский собор с площади Крестьянская Застава.

    В 1613 году после вступления на престол царя Михаила Федоровича Романова, в истории Новоспасского монастыря началась эпоха процветания. В далеком 1498 году рядом с храмом Преображения Господня был похоронен предок Романовых, основатель династии — боярин Василий Захарьин, а позже и другие представители рода Романовых. К их могилам в определенные дни совершались царские «выходы». Монастырь стал местом великокняжеского и царского богомолья. Российские государи покровительствовали обители на протяжении всей ее дальнейшей истории. Даже Петр I, не испытывающий особой «любви к монастырям», велел в 1689 году украсить собор росписями, а в 1717 году отлить тысячепудовый колокол.

    Вид на Спасо-Преображенский собор и Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

    Благодаря царским пожертвованиям, к концу 17 века Новоспасский монастырь стал одним из богатейших в Москве. Однако, после переноса столицы в Петербург, монастырь постепенно стал приходить в упадок. Здания монастыря сильно пострадали от многочисленных пожаров, часть из них сгорела дотла. При Екатерине II монастырь лишился своих поместий. Во время эпидемии чумы в 1771 году монастырь стал карантинной зоной, куда стекались жители Москвы и окрестностей.

    Вид на Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

    Еще сильнее монастырь пострадал от нашествия Наполеона — обитель была подвергнута разорению и сожжена. Перед бегством, французы вырыли ямы под собором, что бы взорвать его, но, к счастью, не успели. К 1820 году все пострадавшие от французов здания были отремонтированы, построен новый двухэтажный корпус с кельями и хозяйственными помещениями. Из разбитого при пожаре колокола Петра I отлили новый, к середине 19 века обновили храмы монастыря.

    Вид на колокольню.

    В 1913 году, в год 300-летия Дома Романовых, монастырь в третий раз посетил Николай II. В начале века монастырь становится центром религиозно-нравственного просвещения населения, простые люди обучались грамоте, проводились миссионерские занятия.

    Купол Спасо-Преображенского собора.

    После Революции монастырь постигла страшная участь, тем не менее, спасшая его от разрушения — в 1918 году на его территории действовал концентрационный лагерь, позже женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политзаключенных. Было уничтожено огромное старинное кладбище, где покоились Романовы и прочие видные деятели прошлых времен. В 1935 году территория монастыря была передана в ведомство НКВД, часть помещений была занята архивом НКВД, часть картофелехранилищем, некоторые помещения были заселены. В конце тридцатых годов было принято решение взорвать обитель, но планам помешала начавшаяся Великая Отечественная Война.

    Вид на Спасо-Преображенский собор.

    После войны, на территории уцелевшего монастыря располагались различные учреждения, в том числе, в Знаменском храме был медвытрезвитель. В 1986 году территория храма была освобождена, и был создан «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР», что явно лучше, чем расстрельный лагерь и вытрезвитель.

    Вид на Спасо-Преображенский собор из-под арки Колокольни.

    4 декабря 1990 года, ровно 500 лет спустя закладки Спасо-Преображенского собора, Новоспасский монастырь был возвращен Московской Патриархии.

    Небольшой колокол на Спасо-Преображенском соборе.

    Храмы и постройки Новоспасского монастыря.

    Спасо-Преображенский собор (1645—1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)

    Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900—1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, воссоздан в 1995—2002 гг.).

    1491 году Иоанн III заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645—1647 гг. над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году.

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.)

    Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673—1675 гг. храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году. Храм освящали 3 раза. Впервые — по завершению строительства — в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз — в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.

    Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых (1795 г.).

    Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на средства графа Шереметьева, на месте церкви начала XVII века. Строительство велось по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В. И. Баженова. Знаменский храм стал усыпальницей графов Шереметевых. В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н. П. Шереметева. В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых — преподобного Романа Сладкопевца.

    В 1812 году французы превратили храм в конюшню, а при Советской власти тут была женская тюрьма, потом исправительно-трудовой лагерь. В тридцатые года, во время репрессий, в храме рассреливали людей. После войны храм превратили в медвытрезвитель.

    Храм святителя Николая Чудотворца, бывший больничный, братский (1652 г.).

    В северо-западном углу братских келий стоит одноглавый храм во имя святителя Николая. Храм был построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской больнице. В подвальном этаже под церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, куда сажали преступников. После революции Никольский храм не закрывался вплоть до 1926 года, дольше других храмов. В 30-е годы храм превратили в склад конфискованной мебели и картофелехранилище.

    Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).

    Инокиня Досифея умерла 4 февраля 1810 года. На отпевание прибыла вся знать во главе с главнокомандующим Московским гарнизоном гр. Гудовичем, присутствовали генералы, сенаторы и прочие. Инокиню Досифею похоронили справа от ворот у стены. На плите написали: «Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет, а скончавшейся февраля 4, 1810 года. Всего ея жития было 64 года. Боже, всели ее в вечных Твоих обителях!» В 1910 году на могиле поставили частовню.

    Часовня 300-летия дома Романовых.

    В 1913 г. в России торжественно отмечалось 300-летие царствующей династии. В Новоспасском монастыре, исторически тесно связанном с домом Романовых, это событие отметили строительством часовни. Небольшая, квадратная в плане шатровая часовня в псевдорусском стиле расположена у северной стены Спасо-Преображенского собора.

    Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.

    На территории Новоспасского монастыря находится крест — памятник Великому князю Сергею Александровичу Романову, убитому в 1905 году на выезде из Кремля. Изначально крест-памятник был установлен на месте гибели генерала-губернатора Москвы С. А. Романова. В советское время был разрушен. Крест-памятник был восстановлен на новом месте в 1998 году, он выглядит так же, как и стоявший ранее на месте гибели С. А. Романова, выполненный по эскизам художника В. М. Васнецова.

    Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век).

    Колокольня была построена в 1759–85 годах зодчим Иваном Жеребцовым. После смерти он был погребен в первом ярусе колокольни. В середине 18 века были построены первые два этажа колокольни, затем, в связи с нехваткой средств, ее строительство было приостановлено на 20 лет. Когда колокольня была достроена, то на средства московского купца Васильева, была позолочена ее глава. Общая смета постройки — около 80 тысяч рублей, сумма, по тем временам, очень внушительная. Высота колокольни 80,41 метра, что лишь немногим ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, высота которой составляет 81 метр. Во втором ярусе колокольни, в 1787 году, на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной, был устроен храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского.

    В 1812 году с храме выгорели все деревянные части, и каменные своды обрушились, в следствие падения двух колоколов весом 1100 и 425 пудов. Четыре года спустя колокольня и храм были восстановлены. На верху колокольни установлены часы с боем, в основании — главные ворота монастыря.

    Крепостные стены монастыря (XVII век).

    В 1640 году, по указу царя Михаила Федоровича, деревянная стена была заменена на каменную. Стена, высотой 7,5 метров, толщиной в два, длинной 650 метров в восемью башнями, была оборудована множеством бойниц разного предназначения. Каменщики, строящие стену, поселились вблизи монастыря, и образовали слободу под названием Каменщики, именно она дала название двум улицам Москвы, ведущим от монастыря к Таганской площади — улицы Большие и Малые Каменщики.

    Башни монастыря (XVII век).

    Помимо военных функций, в мирное время, башни использовались по хозяйству — в них были кладовые, мастерские, и жилье служителей монастыря.

    Братский корпус (XVII век).

    В 1619 году, Патриарх Филарет «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келийное строение денег сто рублей». На эти средства был построен корпус келий, в котором разместились баня, пекарня, кухня и прочие помещения.

Ссылка на основную публикацию