Новодевичий монастырь на карте

Новодевичий монастырь

Новодевичий проспект 1, станция метро Спортивная

В силу переменчивого и не всегда приятного климата русской средней полосы не так-то просто отыскать здесь место, которое будет казаться прекрасным в любое время года. Новодевичий монастырь — одно из таких мест. Толстые, но при этом изысканно-ажурные стены из красного и белого кирпича освещает жаркое солнце, на золотых куполах церквей лежит снег, уединенные дорожки устилают желтые листья, а величественный ансамбль остается все также хорош и пользуется все таким же успехом у его гостей.

Новодевичий монастырь на карте

Монастырь был основан в 1524 году в честь отвоевывания Смоленска у княжества Литовского и присоединения его к Москве. С самого момента открытия Новодевичий служил местом, в которое удалялись от мирской суеты представительницы знатнейших русских семей (правда, не всегда по собственной воле). Особенно значительный вклад в строительство монастыря в знакомом нам виде внесла царевна Софья Алексеевна, питавшая в нему большую привязанность. По ее приказу суровость внешних стен смягчили кружевной вязью, на территории поставили несколько новых церквей и высокую колокольню, а комплексу в целом предали черты, позже названные стилем «московское барокко». Перестройка монастыря еще не была завершена окончательно, когда Софья узнала, что ей придется проводить здесь куда больше времени, чем ей бы хотелось: молодой царь Петр I насильно постриг сестру в монахини под именем инокини Сусанны после стрелецкого бунта. В стенах Новодевичьего закончила свою жизнь и Евдокия Лопухина, первая жена Петра, которую он счел для себя обузой.

Вход на территорию монастыря осуществляется через северные ворота, украшенные надвратной Преображенской церковью. Старейшей и главной монастырской постройкой является Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери, схожий по архитектуре с Успенским собором Московского Кремля. Расположенная за храмом колокольня высотой 72 метра, считается одним из самых красивых примеров московского барокко. В палатах царицы Ирины Годуновой, когда-то скрывшейся в монастыре от бремени власти, в наши дни выставлена музейная экспозиция, включающая иконы, церковные одежды и предметы обихода.

К монастырю примыкает Новодевичье кладбище, одно из главных кладбищ Москвы, последнее пристанище для множества знаменитостей, от Николая Гоголя, Антона Чехова и Владимира Маяковского до Надежды Аллилуевой, Виктора Черномырдина и Бориса Ельцина. Посетить кладбище стоит хотя бы для того, чтобы полюбоваться на местные надгробия, многие из которых считаются произведениями искусства. Одним из самых известных можно назвать надгробие Никиты Хрущева работы Эрнста Неизвестного — переплетение белых и черных каменных блоков, символ противоречивой натуры генсека.

Новодевичий монастырь на карте

Новодевичий монастырь находится в Москве, столице России. Год его создания – 1524, 13 мая. Великий князь Василий III основал его как память о присоединении Смоленска, который больше 100 лет был в подчинении у Литвы. Поэтому главный храм святой обители он построил в честь Смоленской иконы Божией Матери, которая именуется Одигитрия. Как указано в документах XVI-XVII вв., монастырю сразу было определено положение Царского богомолья, что повлекло за собой большие денежные вливания, всевозможные льготы, были выделены земли с крестьянами. В течение 400 лет в это святое место ходили Крестным ходом, который начинался в Кремле. Впереди всегда шествовали цари, потом шли священнослужители. После этого священного ритуала устраивался праздник и гуляния на Девичьем поле.

Святая обитель строилась и хорошела. Великая стройка развернулась и при царевне Софье Алексеевне. Но как только к власти пришел Петр I, Софья была заключена в эту обитель, приняв постриг в 1698 году. Ей дали новое имя – Сусанна. Софья не была единственной знатной узницей святой обители. В Новодевичью обитель из Суздаля, уже при Петре II, перевезли первую супругу Петра I Евдокию Лопухину. В разное время сюда было отправлено немало богатых женщин из дворянских фамилий. Все они становились послушницами или монахинями, и при принятии послушания отдавали все свои деньги и богатства.

В истории этого монастыря были и годы расцвета, и годы затишья. В 1994 г. в Новодевичьей святой обители снова началась обычная жизнь, какая идет во всех монастырях. Первая настоятельница — игуменья Серафима, в светской жизни была видным учёным-химиком. Она много сделала добрых дел по возрождению монастыря. Здесь, в трудах и молитвах живут 30 сестер. Они, несут послушания на подворьях, пекут просфоры, проводят экскурсии, трудятся в мастерских: швейной, иконописной и золотошвейной.

Туристов поражает внешний вид монастыря с его высоченными крепостными стенами, причудливыми башенками. Внутреннее убранство также никого не оставляет равнодушным. Здесь открыт музей, где любопытно взглянуть на иконостас, созданный в XVIII в, посмотреть интереснейшие выставки.

Добраться пешком до Новодевичьего монастыря можно от ст. метро «Спортивная».

Новодевичий монастырь

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО №1097 с 2004 года

Новодевичий монастырь является выдающимся примером отлично сохранившегося монастырского комплекса, выполненного в стиле московского барокко в конце 17 века. Кроме прекрасной архитектуры и декоративных элементов, это место отличается показательно высоким уровнем планирования застройки. Ансамбль объединяет политическую и культурную природу существующего объекта Всемирного наследия — Московского Кремля. Монастырь тесно связан с русской православной верой, а также с русской историей, особенно 16-го и 17-го веков.

Монастырь находится в юго-западной части исторического города Москвы, недалеко от Москвы-реки. Территория монастыря огорожена стенами и окружена парком, который образует буферную зону. Парк ограничен городской застройкой на северной и восточной сторонах. На западной стороне он ограничивается Москвой-рекой, а на южной стороне находится городское шоссе. Северо-западный берег озера открывает живописные панорамы, важные для восприятия ансамбля.

Монастырь был основан великим князем Василием III в 1520-е годы по случаю освобождения Смоленска и его возвращения в состав Российского государства в 1514 году. Он был посвящен иконе Смоленской Божьей Матери, которая именуется «Одигитрия», высшей святыне русского православия. Монастырь окружен высокой каменной стеной с 12 башнями. Подъезды есть с севера (со стороны города) и с юга. Смоленский собор, сориентированный с запада на восток, находится в центре осей между двумя воротами. Схема территории монастыря является неправильным прямоугольником и простирается с запада на восток. Возникнув в 16 веке, ключевые особенности архитектуры монастырь получил от московского барокко в 17 веке. Расположение объектов на территории условно создаёт две оси. Восточно-западная ось формируется Успенской церковью и колокольней. Ось север-юг определяется двумя воротами. Северные ворота ведут к церкви Преображения, а южные – к церкви Пресвятой Богородицы. Трапезная и церковь Святого Амвросия располагаются возле южных ворот. Колокольня, построенная в 1683-1690 годах, в высоту достигает 72 м и состоит из пяти ярусов. Она построена из красного кирпича в стиле московского барокко с использованием декоративных элементов из белого камня. В монастыре есть ряд жилых и служебных зданий, многие располагаются вдоль стен.

Необычное расположение колокольни на дальнем конце оси восток-запад, недалеко от восточной границы, подчеркивает её органическую связь с близлежащими улицами, и особенно с Московским Кремлем. Этот аспект подчеркнут в визуальных связях и пространственной ориентации его планировки. Смоленский собор, ключевая точка монастыря расположен на пересечении двух осей территории и посвящен Смоленской Божьей Матери (постройка 1524-25 годов, картины 16-го века, иконостас 17 века).

Это было первое каменное сооружение ансамбля, возможно, спроектированное итальянским архитектором, из кирпичной кладки с каменными деталями. Здание имеет три нефа и заканчивается тремя апсидами; оно окружено двухъярусными галереями и увенчано пятью куполами. Наружные стены оштукатурены белым и сформулированы вертикально в секциях, каждая из которых заканчивается полукругом по линии крыши. Внутренние стены, столбы и своды покрыты фресками. Главная тема картин — текст акафиста с молитвами Богородице, выполненный в стиле, стремящемся к классическому древнерусскому. Деревянный иконостас, украшенный покрытой золотом резьбой, характерной для Московского барокко, включает в себя иконы 16 и 17 веков.

Церковь Святого Амвросия со старой трапезной и Ирининские камеры (конец 16-го – начало 17 века) включает в себя три основные объемы, сделанные из кирпича. Этот комплекс, из одного и двух этажей, довольно прост в архитектурном исполнении. Фасад церкви имеет типичные декоративные элементы 17-го века. Церковь Успения Пресвятой Богородицы и трапезная (1685-1687) построены из кирпича в стиле московского барокко: в основном, в один этаж с низкой линией крыши, исключение – башенная часть, увенчанная небольшими куполами. Имеется три входных подъезда, выступающих из здания. На внутренних стенах — украшения и иконостас, датируемый 17 — 20 веками.

Новодевичий монастырь

Практически в самом центре Москвы располагается Новодевичий монастырь, который находится на историческом месте, что несколько веков назад звался Девичьим Полем.

Монастырь открыт в любой день, кроме вторника с 10:00 до 17:30. Санитарный день – первый понедельник месяца.

Нельзя воспринимать монастырь, как отдельную часть, без кладбища и парка, что его окружает, поэтому говорить о нем необходимо в купе со всеми прилегающими территориями. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, внес Новодевичий монастырь в свой состав.

Историю этого монастыря можно начать с того, что Великий Московский князь Василий III пообещал, что создаст уникальный монастырь в честь иконы Богоматери Смоленской, в том случае, если сможет отвоевать Смоленские территории у литовцев. Уже в 1514 году Смоленск вошел в состав Московского княжества, и ровно через 10 лет в 1524 по личному указу Василия III началось возведение монастыря.

Во времена Ивана Грозного в этот монастырь было сослано большое количество женщин из знатных родов, которые попали в немилость царя. В конце 16 века, монастырь был под покровительством Бориса Годунова и в этот же момент, как его избрали, монастырь был сожжен Крымским ханом Девлет Гиреем практически дотла. Новый царь принялся за полное обновление монастыря, так как он задумал сделать из него западный форпост. Тут были воздвигнуты укрепленные стены и башни. Таким он остался и до сих пор.

Новодевичий монастырь являлся неким местом ссылки, куда отправляли царственных и знатных особ. Например Петр I сослал сюда свою родную сестру Софью после стрелецкого бунта. Тут доживала свой век и Евдокия Лопухина (первая жена Петра I). Стоит также добавить, что с Софьей связано одно суеверие в этом монастыре. Исходя из этого, если загадать желание и прислониться после этого к Напрудной башне, то оно непременно сбудется. На самом деле такое паломничество превратилось в откровенный вандализм, так как люди, исписывали всю башню маркерами, и ее приходилось белить по новой практически каждый месяц.

Во времена Советского Союза Новодевичий монастырь, как и многие подобные святые места постигла неприятная участь, он был закрыт. Очень долго тут был один из филиалов Исторического музея. Уже после ВОВ тут некоторое время была духовная семинария, а действующим он стал вновь в 1994 году.

В состав Московской Епархии, он вошел в 2010 году.

Самым старым сооружением на территории монастыря считается – Собор Смоленской иконы Божьей матери. Поначалу, это было единственное каменное здание. А подклете собора имеется усыпальница, где покоятся первая жена и сестры А подклете собора имеется усыпальница, где покоятся первая жена и сестры Петра I. На территории монастыря имеются палаты Евдокии Лопухиной и Ирины Годуновой. В основной части, все здания и постройки, что находятся на территории монастыря, сохранились еще с 17 века.

История монастыря

В память взятия города Смоленска 1524 году великий князь Василий III принял решение основать в Москве Новодевичий монастырь, который являлся частью системы оборонительных сооружений города. За образец при строительстве был взят Смоленский собор Кремля.

С приходом к власти царя Ивана Грозного в монастыре постригали насильно в монахини жен неугодных царю и казненных бояр. В числе этих женщин оказались и такие известные личности, как Евдокия Лопухина и царевна Софья (сводная сестра Петра I). Эти женщины впоследствии и жили при Новодевичьем монастыре.

К концу 17 века при царевне Софье Алексеевне монастырь начинает приобретать нынешний облик: башни украшаются ажурными колонами, вдоль стен появляются зубцы в виде хвостов ласточек, а к древнему Смоленскому собору добавляется колокольня и красно-белые церкви, выполненные в стиле «нарышкинского» барокко. С 1923 по 1934 монастырь был закрыт.

А в 1934 его передают как филиал Историческому музею, коим он и является в данный момент, одновременно выступая и в качестве активно действующего монастыря.

Сейчас Новодевичий монастырь круглый год привлекает к себе несметное количество посетителей. При любой погоде здесь вы всегда сможете пройтись по тенистой аллее вдоль Новодевичьего пруда, погулять по тихому скверу, подняться на белокаменный мост или посетить Новодевичье кладбище.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Пожалуй, самое красивое и знаменитое православное здание города Москвы – это Новодевичий монастырь. Его возвели в далёком шестнадцатом веке и он стоит на своем месте и сейчас. Для русской души всегда было так, что монастырь – это место, где можно побыть в состоянии невероятного.

Пожалуй, самое красивое и знаменитое православное здание города Москвы – это Новодевичий монастырь. Его возвели в далёком шестнадцатом веке и он стоит на своем месте и сейчас. Для русской души всегда было так, что монастырь – это место, где можно побыть в состоянии невероятного покоя с самим собой, услышать красивый величественный звон колоколов.

Даже несмотря на строгие монастырские стены здесь можно почувствовать себя нужным среди этих серьезных спокойных людей в чёрных мантиях, вдохнуть запаха ладана и чего-то особого, свойственного лишь для этих мест. Лишь здесь можно уловить что-то важное, что необходимо понять каждому перед тем как принять верный жизненный курс. А также тут можно отойти от мирской суеты и спешащего мира, забыть на время о заботах и делах.

В наши дни Новодевичий монастырь является любимейшим местом для прогулок как москвичей, так и гостей столицы России. Если смотреть издалека, то видны бело-красные стены церкви и ее блестящие купола, выглядят они немного чужими среди современных зданий города, и именно этим приковывают взгляд. Они как яркое пятно прошлого на новом холсте жизни. Были времена, когда в стенах монастыря проживали самые знатные монахини – здесь обучали правильным молитвам, познавали смирение дочери, сёстры и вдовы русских царей, в редких случаях даже их жёны.

Например, именно здесь проводила свое время первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Однако, переехала на постоянное проживание она туда только когда правил уже Петр II. Во времена СССР из монастыря сделали музей.

В наши дни сохранилась часть экспозиций, которые можно увидеть и сегодня. Они располагаются по соседству с существующим женским монастырём. Как и вокруг любого архитектурного памятника, вокруг Новодевичьего монастыря роится много легенд и слухов. К примеру, есть поверье, что можно поцеловать башню, в которой проживала царевна Софья, и загаданное любовное желание обязательно сбудется. Еще говорят, что Наполеон Бонапарт так хотел уничтожить монастырь, как и монахини – спасти его.

Их смекалки хватило на то, чтобы залить водой все фитили, из-за которых должны были подорваться бочки с порохом. Упертый император Франции наблюдал за тем, как загорится здание, поэтому пришлось поджечь соседний дом, чтобы обмануть его. Изрядную долю мистики монастырю добавляет слух, что в пруду на территории храма и сейчас томятся души стрельцов, казнённых Петром I.

Новодевичий монастырь на карте

Новодевичий монастырь — подробная карта со спутника онлайн. Интерактивная карта Москвы.

Как добраться до Новодевичьего монастыря:

Что посмотреть в Новодевичьем монастыре:

Основные достопримечательности Новодевичьего монастыря: Надвратная церковь Преображения Господня, Купола церкви, Смоленский собор 1525 года, Чудотворная икона Смоленской Божьей матери, Колокольня Новодевичьего монастыря, Успенский храм с трапезной палатой, Чудотворная Иверская икона Божьей Матери, Амвросиевская церковь, Филатьевское училище, больница для ветеранов русской армии, богадельня. Палаты Ирины Годуновой, Евдокии Лопухиной, Евдокии Милославской, Казначейские и Погребовые палаты. Певческие палаты, Мариинские палаты, Надвратная церковь Покрова Богородицы. Напрудная башня, Царицынская башня, Никольская башня, Никольская башня, Часовня Прохоровых.

Новодевичий монастырь

Новодевичий проезд 1, Москва

Новодевичий монастырь на карте

Новодевичий монастырь находится в Москве, столице России. Год его создания – 1524, 13 мая. Великий князь Василий III основал его как память о присоединении Смоленска, который больше 100 лет был в подчинении у Литвы. Поэтому главный храм святой обители он построил в честь Смоленской иконы Божией Матери, которая именуется Одигитрия. Как указано в документах XVI-XVII вв., монастырю сразу было определено положение Царского богомолья, что повлекло за собой большие денежные вливания, всевозможные льготы, были выделены земли с крестьянами. В течение 400 лет в это святое место ходили Крестным ходом, который начинался в Кремле. Впереди всегда шествовали цари, потом шли священнослужители. После этого священного ритуала устраивался праздник и гуляния на Девичьем поле.

Святая обитель строилась и хорошела. Великая стройка развернулась и при царевне Софье Алексеевне. Но как только к власти пришел Петр I, Софья была заключена в эту обитель, приняв постриг в 1698 году. Ей дали новое имя – Сусанна. Софья не была единственной знатной узницей святой обители. В Новодевичью обитель из Суздаля, уже при Петре II, перевезли первую супругу Петра I Евдокию Лопухину. В разное время сюда было отправлено немало богатых женщин из дворянских фамилий. Все они становились послушницами или монахинями, и при принятии послушания отдавали все свои деньги и богатства.

В истории этого монастыря были и годы расцвета, и годы затишья. В 1994 г. в Новодевичьей святой обители снова началась обычная жизнь, какая идет во всех монастырях. Первая настоятельница — игуменья Серафима, в светской жизни была видным учёным-химиком. Она много сделала добрых дел по возрождению монастыря. Здесь, в трудах и молитвах живут 30 сестер. Они, несут послушания на подворьях, пекут просфоры, проводят экскурсии, трудятся в мастерских: швейной, иконописной и золотошвейной.

Туристов поражает внешний вид монастыря с его высоченными крепостными стенами, причудливыми башенками. Внутреннее убранство также никого не оставляет равнодушным. Здесь открыт музей, где любопытно взглянуть на иконостас, созданный в XVIII в, посмотреть интереснейшие выставки.

Добраться пешком до Новодевичьего монастыря можно от ст. метро «Спортивная».

Новодевичий монастырь

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО №1097 с 2004 года

Новодевичий монастырь является выдающимся примером отлично сохранившегося монастырского комплекса, выполненного в стиле московского барокко в конце 17 века. Кроме прекрасной архитектуры и декоративных элементов, это место отличается показательно высоким уровнем планирования застройки. Ансамбль объединяет политическую и культурную природу существующего объекта Всемирного наследия — Московского Кремля. Монастырь тесно связан с русской православной верой, а также с русской историей, особенно 16-го и 17-го веков.

Монастырь находится в юго-западной части исторического города Москвы, недалеко от Москвы-реки. Территория монастыря огорожена стенами и окружена парком, который образует буферную зону. Парк ограничен городской застройкой на северной и восточной сторонах. На западной стороне он ограничивается Москвой-рекой, а на южной стороне находится городское шоссе. Северо-западный берег озера открывает живописные панорамы, важные для восприятия ансамбля.

Это было первое каменное сооружение ансамбля, возможно, спроектированное итальянским архитектором, из кирпичной кладки с каменными деталями. Здание имеет три нефа и заканчивается тремя апсидами; оно окружено двухъярусными галереями и увенчано пятью куполами. Наружные стены оштукатурены белым и сформулированы вертикально в секциях, каждая из которых заканчивается полукругом по линии крыши. Внутренние стены, столбы и своды покрыты фресками. Главная тема картин — текст акафиста с молитвами Богородице, выполненный в стиле, стремящемся к классическому древнерусскому. Деревянный иконостас, украшенный покрытой золотом резьбой, характерной для Московского барокко, включает в себя иконы 16 и 17 веков.

Москва. Новодевичий монастырь.


Храмы и часовни монастыря:

Другие постройки:

* «Православная Москва»,М.,2006,Издательский совет РПЦ,стр.38-40.
«Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях»,А.Ратшин,М.,1852,изд.Университетской типографии, стр.253- 256
«Сорок сороков» П.Г. Паламарчук,М.,Астрель-АСТ,2004,стр.255-280

Алёна
25 февраля 2007

Новодевичий монастырь, 1 класса, в Москве, на Девичьем поле. Основан в 1524 году великим князем Василием Иоанновичем по случаю возвращения Смоленска, бывшего более 100 лет под властью Литвы. Во время Польско-Литовского нашествия монастырь служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников отечества. В 1611 году пан Гонсевский выжег его. По вступлении на престол Михаила Федоровича монастырь был возобновлен. Иконостас соборного храма, в честь Смоленской иконы Божией Матери, состоит из икон старинного письма, принадлежащих царицам и царевнам. Стены, своды и столбы собора покрыты фресками. Здесь погребена царевна София Алексеевна. Ежегодно 28 июля из Кремлевского Успенского собора совершается крестный ход в монастырь, в память возвращения Смоленска от Литвы. В монастыре находится список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, поставленный в 1525 году, список с подлинной Иверской иконы Божией Матери, иконы Богоматери «Взыграние» и Живоносного источника. При монастыре училище, приют для сирот-девочек и две богадельни.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Новодевичий монастырь был основан в 1524 г. князем Василием III в честь величайшей православной святыни — Смоленской иконы Божией Матери, и в ознаменование освобождения Смоленска от поляков и возврата его в состав русских земель. На протяжении нескольких веков монастырь был теснейшим образом связан с основными событиями и персонажами политической, религиозной и культурной жизни государства российского: Иваном Грозным, Борисом Годуновым (который в 1598 г. был призван в монастыре на царство), царем Алексеем Михайловичем. В конце XVII в. монастырь был вовлечен в острую политическую борьбу за власть между Петром I и его сестрой Софьей.

С 2004 года Новодевичий монастырь внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1514 году после большой военной победы — взятия Смоленска, возвращение его в состав Руси — Великий князь Василий III Иванович (1479-1533) дал обет построить в память об этом знаменательном для Руси событии монастырь. Новая обитель была основана в 1524 году во имя Смоленской иконы Божией Матери, главной святыни Смоленской земли. По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой и привезена на Русь в Киев гречанкой Анной, супругой Владимира I Святославича (ок.960-1015), а при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1053-1125) была перенесена в Смоленск, где хранилась в городском соборе. Эта икона носит ещё название Одигитрии — «Путеводительницы». В конце 14 века икона попала в Москву — в 1399 Софья Витовна (1371-1453), супруга Великого князя Московского Василия I Дмитриевича (1371-1425), ездила повидать своего отца — князя Литовского Витовта. При расставании Витовт благославил Софью иконой Смоленской Богоматери. Вернувшись в Москву, Софья поставила икону в Благовещенском соборе на великокняжеском дворе. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска, Великий князь Василий II Васильевич Тёмный (1415-1462) вернул им их святыню, а в Кремле была оставлена копия с неё. В 1524 году в Новодевичий монастырь был перенесён список с кремлёвской иконы Смоленской Богоматери.

С самого начала своего основания Новодевичий монастырь занял одно из первостепенных мест среди московских обителей. Государи московские чтили и украшали его. В 17 веке у московских царей появился обычай ежегодно приезжать на богомолье в монастырь 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии. Царский двор останавливался в шатрах у стен монастыря. Стояли вечерню, всенощную, на следующий день — обедню, а потом от царского имени устраивалось обильное угощение. Отсюда пошёл обычай любимого у москвичей ежегодного народного гулянья на Девичьем поле, позднее перенесённого в район Пресни, в Новинское.

Новая обитель с первых же дней заняла особое положение: здесь постригались (и не всегда добровольно) в монахини представительницы знатных боярских и княжеских родов, родственницы и жёны русских царей. В 1598 году после смерти царя Фёдора Ивановича (1557-1598), его вдова царица Ирина Фёдоровна (в девичестве Годунова) (1557-1603) приняла здесь постриг под именем Александры. Вместе с ней в монастырь на жительство удалился и её брат — ближний боярин покойного царя Борис Фёдорович Годунов (1552-1605). И сюда к стенам монастыря, 21 февраля 1598 года пришли бояре, духовенство и народ — просить Бориса Фёдоровича стать во главе государства.

С 1610 года в монастыре жила инокиня Ольга — дочь Бориса Фёдоровича Годунова Ксения Борисовна (1582-1622). А в 1689 году монастырь принял ещё одну высокопоставленную узницу — царевну Софью Алексеевну (1657-1704). В 1698 году она была пострижена здесь под именем Сусанны. Позднее в монастыре были заточены её сёстры — Екатерина (1658-1718), Мария (1660-1723) и Федосья (1662-1713). В 1698 году под окнами Софьиной кельи по приказу Петра I Алексеевича (1672-1725) были повешены её сторонники — 300 мятежных стрельцов, участников стрелецкого восстания, подавленного под Новым Иерусалимом.

В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря погребены дочь Ивана IV Васильевича Грозного Анна (1549-1550), и дочери царя Алексея Михайловича (1629-1676) — царевны Софья (1657-1704), Екатерина (1658-1718), Евдокия (1650-1712), первая жена Петра I Алексеевича — Евдокия Фёдоровна (в девичестве Прасковья Илларионовна Лопухина) (1669-1731), во иночестве Елена.

В 1812 году монастырь осквернил своим присутствием предводитель французских и других европеских оккупантов Бонапарт. Перед бегством французов из Москвы монастырь был заминирован и подготовлен к взрыву, но обитель была спасена благодаря подвигу монастырской казначеи — она успела вовремя загасить фитили, тлевшие у заложенных бочек с порохом.

Самым значительным художественно-историческим памятником монастыря является величественный пятиглавый Смоленский собор, построенный в 1524-1525 годах. После завершения строительства собор был расписан фресками, которые сегодня занимают одно из первых мест в истории русского искусства 16-го столетия. Дело в том, что в 16 веке стенная живопись храмов стала весьма редким явлением — новый взлёт этого искусства произошёл только в середине 17 века. Тем ценнее те немногие росписи, дошедшие до нас из эпохи Василия III Ивановича и Ивана IV Васильевича. Иконостас собора выполнен в 1680-х годах под руководством Ивана Михайлова — строителя восьмого чуда света, деревянного дворца Алексея Михайловича в селе Коломенском. В иконостасе имеются прекрасные иконы работы лучших русских мастеров второй половины 17 века — над украшением собора трудились мастера Оружейной палаты, и, вероятно, недаром начальник Оружейной палаты боярин Богдан Матвеевич Хитрово (1615-1680), основатель городов-крепостей Карсуна и Симбирска, погребён в Смоленском соборе. А руководителем работ в Смоленском соборе был выдающийся русский живописец 17 века «царский изограф» Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686). Иконостас Смоленского собора стал его последней крупной работой. Вместе с Ушаковым работал его ученик Никита Иванович Павловец, стены собора расписывала артель Ивана Елизарова и Фёдора Карпова.

К концу 17 века сложился существующий облик монастыря. Основные здания Новодевичьего монастыря построены в 1680-х годах при деятельном участии царевны Софьи Алексеевны. Строивший монастырь зодчий, несомнено, был одним из талантливейших мастеров своего времени. Особенно ярко его мастерство проявилось при сооружении в 1690 году высокой стройной колокольни. «Самой выдающейся из всех московских колоколен» называли колокольню Новодевичьего монастыря, построенную в стиле московского барокко. Она сооружена по ярусной схеме — несколько поставленных друг на друга убывающих восьмигранников стремительно взмывают вверх. Обильное белокаменное кружево, покрывающее стены колокольни снизу доверху, подчёркивает этот стремительный взлёт и придаёт колокольне удивительную лёгкость. Великий русский зодчий Василий Иванович Баженов сказал о ней: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего».

Трапезная монастыря с Успенской церковью построена в 1685-1687 годах на средства царицы Софьи Алексеевны. К Софьиным постройкам относятся и обе надвратные церкви — Покрова Богородицы и Преображения Господня. Оба храма, построенные в стиле московского барокко, отличает богатство белокаменной отделки. Особенно это относится к Преображенской церкви. Надвратная пятиглавая Преображенская церковь над северными воротами монастыря сооружена в 1687-1689 годах. Её украшают белокаменные раковины, явно навеянные образами московского Архангельского собора.

В Новодевтчьем монастыре погребены легендарный поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов, историк Сергей Михайлович Соловьёв и его не менее известные сыновья — философ Владимир Сергеевич и писатель Всеволод Сергеевич. Здесь же погребены историк Михаил Петрович Погодин, археолог граф Алексей Сергеевич Уваров, братья граф Николай Алексеевич и граф Дмитрий Алексеевич Милютины. На кладбище Новодевичьего монастыря покоится прах Антона Павловича Чехова, писателей Александра Ивановича Эртеля, Михаила Николаевича Загоскина, Ивана Ивановича Лажечникова, Алексея Фиофилактовича Писемского, поэта Алексея Николаевича Плещеева, пианиста и композитора Александра Николаевича Скрябина, генерала Алексея Алексеевича Брусилова.

Из кн. А.Н. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече

МОСКОВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

Московский Новодевичий монастырь

Московский Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь, Русской Православной Церкви

  • Адрес: Россия, Москва 119435, Новодевичий пр., 1
  • Телефон: (495) 245-31-68, 246-42-36
  • Проезд: м. «Спортивная»
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Новодевичий женский монастырь был основан около 1524 года в пригороде Москвы на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 году было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который ещё за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоёванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

    Склон, на котором был поставлен монастырь, вёл вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

    Главный собор монастыря – в честь Смоленской иконы Божией Матери – был возведён в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

    История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Фёдоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлёвских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

    Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Фёдоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Фёдоре Алексеевиче он был превращён в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

    При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестёр Софьи – царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689 году заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698 году под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704 года Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь.

    В 1724 году при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. При секуляризационной реформе в 1764 году, по новым монастырским штатам, обитель была отнесена к штатным первоклассным.

    При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея, но сожжён монастырь не был – когда французы подожгли его и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.

    Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (Девочкиной) (ум. 18 ноября 1548 г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П. Чехов, С.М. Соловьев, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904 годах было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П. Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.

    В 1922 году монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926 году его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей, с 1934 года филиал Государственного исторического музея. Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 год в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П. Д. Барановский. В 1992 году здесь была установлена мемориальная доска с его именем.

    Успенский храм был возвращён Церкви и освящён 29 декабря 1945 года. С 1947 по 1954 год году настоятелем Успенского академического храма б. Новодевичьего монастыря являлся священник Сергий Савинский.

    С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

    В западной части трапезной палаты в 1982 году устроен крестильный храм. В 1988 году в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения Богородицы на Покровке.

    В 1994 году был учреждён женский монастырь, находящийся в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова). 13 октября того же года, в Успенском храме состоялся первый монашеский постриг в возрождающемся монастыре. Это было большое событие после 72-летнего перерыва. Первой монахиней стала мать Серафима (Чёрная), внучка митрополита Серафима (Чичагова). Постриг совершил митрополит Ювеналий. 24 ноября 1994 года на заседании Священного Синода в ответ на рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было принято постановление «в связи с завершением переговоров с генеральным директором Исторического музея А.И.Шкурко по вопросу совместного использования Новодевичьего монастыря благословить возобновление сестринской монашеской жизни в Московском Новодевичьем монастыре с поручением руководства вышеуказанной обителью Преосвященному митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, имеющему митрополичье подворье в данном монастыре».

    В день престольного праздника в 1995 году в соборе патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил первую Божественную литургию.

    В 2004 году включён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества.

    22 марта 2010 года Новодевичий монастырь передан в безвозмездное бессрочное пользование Русской Православной Церкви [1].

    Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея.

    Новодевичий монастырь в Москве. Монастырь-музей.

    Новодевичий монастырь — православный женский монастырь Русской Церкви.

    Запись относится к месту:
    Москва

    Новодевичий монастырь расположен в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Является одновременно действующим монастырём и филиалом Государственного исторического музея.

    Был основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», в благодарность за овладение Смоленском. Первая игуменья — Елена Девочкина — из Суздаля; в монастыре сохранилась её могила, привлекающая паломников.

    В Смоленском соборе монастыря в 1598 году Борис Годунов принял избрание на царство. Здесь принимали постриг только знатные женщины — представительницы боярских родов и царской семьи. В Новодевичьем монастыре была пострижена вдова царя Василия Шуйского Мария Петровна Буйнова-Ростовская, здесь приняла постриг дочь царя Михаила Феодоровича царевна Татиана, вдова царя Феодора Иоанновича Ирина Годунова, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия. Для многих из них Новодевичий стал темницей. Сюда в 1689 г. по приказу Петра I была заточена царевна Софья насильственно пострижена в монахини под именем инокини Сусанны, после стрелецкого бунта. В 1698 году опальная царевна Евдокия Федоровна Лопухина была пострижена в монахини и сослана в Суздальский Покровский монастырь. В 1727 году император Пётр II разрешил ей вернуться и поселиться в Новодевичьем монастыре в палатах, которые впоследствии и получили название Лопухинского корпуса.

    В 1812 году отступавшие из Москвы французы попытались взорвать Новодевичий монастырь, но, по легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведённые к пороховым погребам.

    В апреле 1908 года настоятельницей монастыря была определена игумения Серпуховского Владычного монастыря Леонида (Любовь Петровна Озерова), из дворян, тётка Сергея Симанского — будущего Патриарха Алексия I. Скончалась в январе 1920 года, на 93-м году; памятник на её могиле был поставлен в 1955 году её племянником — серый мраморный крест по левую сторону от центральной дорожки, ведущей от монастырских врат к Смоленскому собору.

    Последняя перед закрытием монастыря игумения — Вера (Победимская), скончавшаяся 3 февраля 1949 года и похороненная на Даниловском кладбище.

    В 1922 году монастырь был закрыт; на территории был устроен Музей раскрепощённой женщины, преобразованный в 1926 в историко-бытовой художественный музей «Новодевичий монастырь», с 1934 филиал Государственного Исторического музея).

    Осенью 1943 года в монастыре были открыты Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, позже преобразованные в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в Троице-Сергиеву Лавру.

    В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм.

    C 1964 года на территории Новодевичьего монастыря находится резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.

    В 1994 году была возобновлена монашеская община, находящаяся в ведения митрополита Крутицкого.

    На территории Новодевичьего монастыря устроен некрополь. Здесь похоронены сёстры Петра I, С. П. Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, Д. В. Давыдов, И. И. Лажечников и др. За южной стеной монастыря расположена основная территория Новодевичьего кладбища.

    Новодевичий монастырь, включенный ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества, считается одним из старейших и красивейших монастырей России.

    Центр монастыря — монументальный пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI в. Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле.

    Шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 метра (конец XVII), в то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого.

    Крепостные стены и башни были возведены при Борисе Годунове по подобию кремлёвских и позднее украшены ажурными завершениями.

    Рядом с монастырём расположены Новодевичье кладбище, Большой Новодевичий пруд и сквер, по берегу пруда проложена аллея, ведущая к белокаменному мосту и скверу.

    По информации проекта «Москва, которой нет», в настоящее время на территории монастыря ведутся несанкционированные постройки гаражей и других строений, продолжается начатый в 30-е годы снос некрополя

    Новодевичий женский монастырь

    WWW.RUBRICON.COM / Энциклопедия «Москва» / Новодевичий монастырь Москва. Монастыри Москвы. Новодевичий монастырь.

    Москва. Стихи о москве. А. Полежаев. Новодевичий монастырь.

    • Другие названия: Богородице-Смоленский монастырь
    • Дата постройки: 1524 г.
    • Адрес: Новодевичий проезд, д.1
    • Координаты: 37°33′23.58″E; 55°43′33.44″N

    Новодевичий (Богородице-Смоленский) женский монастырь, расположенный на юго-западе Москвы, на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, основан в 1524 по обету великого князя Василия III (отца Ивана Грозного). Возведенный в память взятия Смоленска в 1514 году, монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, икона которой являлась родовой святыней русских князей и заступницей города Смоленска. Новодевичий являлся важным звеном в оборонительном кольце московских монастырей-сторожей. Территория монастыря окружена кирпичными стенами (конец XVII века) с 12 башнями.

    Со времени основания монастырь стал местом пострижения женщин царской семьи. В нем жили вдова младшего брата Ивана Грозного княгиня Иулиания Палецкая (Удельная), вдова старшего сына Ивана IV Грозного царевича Ивана царевна Елена Шереметева (в постриге Леонида), вдова Василия Шуйского Мария Буйносова-Ростовская (в монашестве — Елена), дочь царя Михаила Феодоровича царевна Татиана, насильно постриженные в монахини сестра Петра I царевна Софья и его первая жена Евдокия Лопухина, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия. После смерти царя Фёдора Ивановича в Новодевичий монастырь удалилась его супруга Ирина Фёдоровна Годунова со своим братом Борисом Годуновым, который оставался здесь до своего «призвания на царство» в 1598 году.

    В смутное время монастырь был в центре политических событий. В нем укрывались царственные персоны, велись переговоры с поляками. В 1610-1611 годах Новодевичий монастырь был захвачен польским отрядом Я. Госневского, после сражения между народным ополчением под предводительством князя Пожарского с польскими войсками в августе 1612 года, был освобожден. По восшествии на престол царя Михаила Романова, началось восстановление и укрепление обители. В конце XVII в. монастырь владел 36 сёлами (свыше 150 тыс. десятин) в 27 уездах, в 1744 в его владениях было около 15 тыс. душ мужского пола.

    В 1724 году в монастыре был открыт приют-училище для сирот «неблагородного звания»; здесь же находились две богадельни для монахинь и послушниц.

    В 1812 году французы предприняли попытку взорвать монастырь, но монахиням удалось спасти обитель от разрушения.

    К 1917 году в монастыре проживали 51 монахиня, 53 послушницы.

    В 1922 монастырь был закрыт (последний храм закрыт в 1929 г.), в нём был создан «Музей эпохи правления царевны Софьи и стрелецких бунтов». К 1926 преобразован в историко-бытовой и художественный музей, с 1934 года — филиал Исторического музея. Значительная часть помещений была отведена под квартиры. В 1943 г. в монастыре были открыты Московские богословские курсы, в 1944 — Богословский институт. В 1945 году возвращена верующим церковь Успения. С 1964 года в Новодевичьем монастыре находилась резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1994 вновь учреждён женский монастырь, находящийся в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея; с 1995 возобновились службы в соборе по престольным праздникам.

    Ансамбль Новодевичьего монастыря — выдающийся памятник архитектуры XVI—XVII вв., включающий Собор Смоленской Богоматери (1524-1525), с трех сторон окружённый закрытой галереей; в интерьере — росписи XVI и XVII вв., пятиярусный резной иконостас (1683-1685, мастер К. Михайлов и др.) с иконами работы С.Ф. Ушакова и других мастеров Оружейной палаты; Трапезную палату (сводчатый потолок которой, площадью 393 квадратных метра не имеет ни одной опоры и представляет собой выдающееся архитектурное достижение того времени) с церковью Успения (1685-1687). В 1680-х гг. сложился исключительный по декоративной выразительности комплекс построек в стиле московского барокко: стены с 12 башнями, надвратные церкви Преображения (северная) и Покрова (южная) с примыкающими к ним Лопухинскими и Мариинскими палатами ( 1683-1688 г.г.); шестиярусная, восьмиугольная в плане колокольня (высота 72 м; 1689-1690 г.г.), палаты царицы Ирины с церковью Амвросия, кельи, стрелецкие караульни (XVI—XVII вв.).

    Рядом с монастырем находится Новодевичье кладбище, берущее свое начало в монастырских захоронениях. Некрополь монастыря сильно пострадал в годы советской власти, среди уцелевших могил мавзолей Волконских, усыпальница с часовней владельцев Трехгорной мануфактуры, могила Дениса Давыдова. В 40-50-х годах прошлого века территорию кладбища начали расширять, так появилась новая территория, а в 70-х годах — новейшая территория кладбища. Здесь покоятся многие известные люди России — писатели, поэты, актеры, режиссеры, политические деятели, выдающиеся академики, ученые, инженеры, философы.

    Ссылка на основную публикацию