Новодевичий богородице смоленский монастырь

История Новодевичьего монастыря

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом) по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки монастырь в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества.

Поле получило название Девичье от того, что согласно преданию, во времена нашествия войск хана Батыя, здесь отбирали русских девушек, которым впоследствии предстояло отправиться в неволю в Золотую Орду.

Каменные стены и башни обители возвели в конце XVI века во времена правления Бориса Годунова. «Кремлем в миниатюре» называли Новодевичий монастырь. Высокие стены, зубчатые башни, бойницы — настоящий форпост, с трех сторон окруженный Москвой-рекой. Они охраняли подступы к Москве с запада, входя в четверку мощных обителей вокруг столицы, наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет Новодевичьего монастыря начинается с приходом к власти династии Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь восстанавливается и становится действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он превращается в царское богомолье.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Сама же царевна Софья после прихода к власти Петра I была заключена и пострижена в Новодевичьем монастыре под именем Сусанны.

После захвата монастыря в 1812 году, Наполеон разместил здесь свою батарею, а перед уходом приказал сжечь обитель. К счастью, сожжен Новодевичий не был – после ухода французов, монахини успели погасить фитили у пороховых бочек и погасили не разгоревшийся огонь.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены, в самом соборе похоронены женщины царской фамилии.

Новодевичий — единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, в 1994 году снова стал действующим.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, сохранил сложившийся в конце XVII века уникальный ансамбль зданий. Монастырь никогда не перестраивался и не реконструировался, благодаря чему пронес через века удивительную красоту своей архитектуры.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора

Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь (Москва)

Монастырь был основан московским великим князем Василием III ок. 1524 г. в пригороде Москвы на Девичьем поле. Соборный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери был построен по образцу Успенского собора Кремля и является одним из выдающихся памятников древнерусского искусства. Стены и башни монастыря были построены в XVI-XVII вв., большая часть ныне существующих зданий относится ко 2-й половине XVII в.

Успенский трапезный храм перестроен в нач. XIX в.: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.

В 2004 г. Новодевичий монастырь был включен в список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В монастырском соборе похоронены представительницы царских и княжеских родов, в том числе вел. кн. Софья Алексеевна. Монастырь известен своим некрополем, где похоронены выдающися деятели Российской империи, а также многие известные поэты и писатели, представители русской культуры и государственные деятели советского времени.

Обитель была закрыта в 1922 г., с 1934 г. она стала филиалом Государственного исторического музея.

Храм в честь Успения Божией Матери был возвращен Церкви и освящен в 1945 г. С 1964 г. при Успенском храме находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

В 1982 г. в западной части трапезной палаты был устроен крестильный храм.

В 1988 г. в Успенском храме был установлен иконостас из разрушенного храма Успения Богородицы на Покровке.

В 1994 г. был учрежден женский монастырь, находящийся в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

В день престольного праздника, 10 августа 1995 г., Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил первую Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери.

22 марта 2010 г. Новодевичий монастырь передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время в обители располагается Московское областное епархиальное управление.

6 мая 2012 г. Русской Православной Церкви был возвращен древнейший на Руси список Иверского образа Божией Матери. Икона пребывала в Новодевичьем монастыре с 1654 г. до закрытия обители, затем хранилась в фондах Государственного Исторического музея. Торжественную церемонию передачи святыни возглавили Президент России В.В. Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В селе Шубино Московской области расположено подворье Новодевичьего монастыря.

Храмы и часовни

  • соборный храм Смоленской иконы Божией Матери (1524-1525 гг., архит. Алевиз Фрязин (?), фрески 1526-30 гг., иконостас 1683-86 гг.) с приделами апп. Прохора и Никанора, чуда Архангела Михаила, мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии;
  • храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной (1685-87 гг.), приставной придел — ап. Иоанна Богослова, в крестильном храме — св. равноап. князя Владимира, в верхнем этаже главного храма — Сошествия Св. Духа;
  • храм Спаса Преображения над северными воротами (1687-89 гг.);
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (1683-88 гг.);
  • храм прпп. Варлаама и Иоасафа под колокольней (1689-1690 гг., выс. 72 м.);
  • храм свт. Амвросия Медиоланского (кон. XVI-XVII вв.);
  • храм св. ап. Иоанна Богослова (средний ярус колокольни);
  • часовня свт. Николая в северо-восточной башне (устроена в 1752 г.);
  • часовня-усыпальница Прохоровых (1911 г.).

Святыни

Смоленская, Иверская (XVII в.) и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.

Богослужение

Божественная литургия ежедневно в 8.00, по воскресным и праздничным дням в 6.20 и 8.40. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

Настоятельница — игумения Маргарита (Феоктистова).

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь

Великая обитель Пречистой Богородицы «Одигитрии», православный женский Новый Девичий монастырь в Москве или Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь – заложен Великим князем Владимирским и Московским Василием III в 1524 году в честь главной святыни древнего Смоленска — иконы Смоленской Божией Матери. «Лета 7032-ого (1524) майа в 8 день, — гласит летопись, — поставиша Нов монастырь Девичь у града Москвы за посадом».

Монастырь был Новым по отношению к более древним московским обителям — Алексеевскому (Зачатьевскому) монастырю и Кремлёвскому Вознесенскому, древнюю славу которых Новодевичий перенял, став новой придворной обителью и куда в XVI-XVII веках поступали представительницы наиболее родовой знати. Как следует из патриаршей грамоты 1598 года, полное название святыни звучало так: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.

Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии (в переводе с греческого — Наставница, Путеводительница). Так назывался древний образ Богоматери из знаменитого константинопольского храма Одигон. Икона Одигитрии, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, вместе со священной ризой и поясом Богоматери почиталась в Византии как хранительница Империи. В 1046 году царевна Анна, дочь русского императора Константина IX Мономаха, привезла икону Пречистой Одигитрии на Русь, как благословение родителй на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. В последствии эта икона стала святыней русских князей. На Руси икону почитали как символ преемственности и близости двух православных монархий: Константинополя (Второго Рима) и молодого Русского Государства. В 1097 году Владимир Мономах перенёс образ Путеводительницы в древний Смоленск и поставил в соборном Успенском храме. С тех пор икона стала называться Смоленской, а сам город именем Пресвятой Богородицы.

Новодевичий монастырь расположен на бывшем Девичьем поле в излучине реки Москвы, в трех верстах от Московского Кремля. Удачное расположение древней обители в свое время позволяло контролировать мост через Москва-реку, что защищало от неприятеля юго-западное направление Москвы. До конца XVI века, во времена царствования Бориса Годунова, по подобию стен Московского кремля, возвысились каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря.

Московский Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь Епархиальный женский монастырь

Державная идея царственного основателя — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи[1]. Историки полагают, что на основание Новодевичьего монастыря повлияла также личная семейная драма Василия III. Бездетность стала причиной его развода с Великой княгиней Соломонией Сабуровой после 20-летнего супружества, и в 1524 г. Василий III добился разрешения на второй брак[2].

Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. 28 июля/ 10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля/ 10 августа Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские Цари (вплоть до Петра I) и Московские Первосвятители (до 1917г.), а сам праздник — один из главных и любимых москвичами – сопровождался знаменитыми народными гуляниями на Девичьем поле.

Первой игуменией Новодевичей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, прп. Елена (Девочкина, †1547, память 18 нояб./1 дек.) – «благоговейная и благочинная схимонахиня», «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» («Похвала Русским святым»). Вместе с прп. Еленой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичей обители было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития. После прп. Елены осталась «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе» — уникальный документ, представляющий собой на сегодняшний день единственный известный рукописный Устав женского монастыря перв.пол. XVI в.

Со вт. пол. XVI до кон. XVII вв. история Новодевичьего монастыря теснейшим образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 г. Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь-первенца Анну. В 1564 г. здесь была пострижена княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (в инокинях Александра), вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата царя Ивана, а в 1582 — Елена Ивановна Шереметева (в инокинях Леонида), вдова его убиенного сына, царевича Ивана.

В 1598 г. по смерти царя Федора Иоанновича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова (в инокинях Александра). Здесь же с января по апрель 1598 г. находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем. Его усердием был полностью обновлён Смоленский собор, поновлены росписи, сооружён новый иконостас, написаны иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые сохранились до нашего времени. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты, получившие название Ирининских, с домовой церковью Рождества Предтечи (ныне – Амвросиевская), а вокруг обители возвёл мощные каменные стены с башнями, превратив её в сильную крепость-заставу на западных подступах к Москве.

В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 г. на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины. В этот период монастырь продолжал служить убежищем для царственных особ. В 1610-1611 гг. в его стенах пребывала царевна Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга), постриженная по повелению Самозванца. Вместе с ней в обители находилась ливонская царица Мария (в инокинях Марфа), дочь князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, привезенная из Риги еще в начале 80-х годов XVI в. и считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В 1615 г. в Новодевичьем поселилась царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елены) — вдова сведенного с престола (1610) царя Василия Шуйского.

К сер. XVII в. усердием первых Романовых — царей Михаила, Алексия и Феодора – Новодевичий монастырь был полностью восстановлен, освобождён от податей в казну и наделён вотчинами. Показывая его в 1656 г. Антиохийскому патриарху, патриарх Никон, заметил, что в России не найдётся обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства.

Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия ввиде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь-«крылошанок», названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.

Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа. В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.

После семилетнего регентства и стрелецкого бунта (1689) царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь, став из ктитора узницей. Однако и в стенах обители она казалась опасной своему венценосному брату, и в 1698 г. Софью обвинили в составлении нового заговора. После чего в монастырь на Девичьем поле попали еще две ее сестры: царевены Евдокия и Екатерина. Сама же Софья в 20-х числах октября 1698 г. по повелению Петра была пострижена в монашество с именем Сусанна и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Напрудной башни. Вместе с Софьей в опалу попал и ее любимый монастырь. В 1704 г. царственная узница преставилась, за год до этого приняв постриг в схиму с именем София, а ее обитель еще почти четверть века стояла закрытой под охраной солдат-преображенцев.

В 1727 г. в Новодевичьем монастыре поселилась царица-инокиня Елена, в миру — Евдокия Федоровна Лопухина, первая супруга Петра I, постриженная по его приказу ещё в 1699 г. и содержавшаяся сначала в Суздальском Покровском монастыре, а с 1725 г. — в Шлиссельбургской крепости. Лопухина мирно скончалась в 1731 г. и была погребена в южном нефе Смоленского собора. Здесь же находятся гробницы опальных царевен: Софии (†1704), Евдокии (†1712) и Екатерины (†1718).

В 1812 г. Новодевичий монастырь в течение месяца (4 сент. — 9 окт. ст. ст.) был занят французскими войсками. Обитель чудом не подверглась разорению. В ее стенах ежедневно совершалась Литургия. При отступлении французы хотели подорвать Смоленский собор и Успенскую церковь — под них было заложено большое количество пороховых бочек. Однако взрыв удалось предотвратить. Монахиня-казначея Сарра (Николаева) подняла оставшихся сестер и служителей на тушение уже занимавшегося пожара, и запалённые неприятелем фитили были залиты водой.

В XVIII в. в результате екатерининских реформ Новодевичий стал первоклассным штатным монастырем. Он лишился своих вотчин и получил денежное и хлебное жалование. В XIX – нач. XX вв. число монашествующих здесь достигало 300 человек. Сёстры трудились в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, живописной и рукодельной мастерских, ухаживали за кладбищем. Особенно славились монастырские бело- и золотошвейки. За стенами обители находились сады, огороды и небольшой скотный двор. В кон. XIX – нач. XX вв. производились масштабные реставрационные работы в Смоленском соборе. Тогда же началось обустройство Нового кладбища за южной стеной монастыря.

В монастыре действовали благотворительные заведения: Филатьевское училище для девочек-сирот (1871), Елисаветинский приют для малолетних девочек-сирот (1892) и церковно-приходская школа (1899). Имелись больница и 2 богадельни для престарелых монахинь. В годы I Мировой войны обитель принимала участие в постройке и содержании лазарета при Покровской общине. Двадцать насельниц служили сёстрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт.

Многовековой уклад жизни древней обители был прерван октябрьской революцией. В 1918-1919 гг. декретами сов. власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жильё красноармейцам и рабочим. В 1922 г. монастырь был упразднён. В его стенах открылся «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сёстры держались вокруг Успенского храма, ставшего приходским. Они устроились в музей реставраторами, хранителями, уборщицами, дворниками, сторожами. Но в 1929 г. храм был закрыт властями и отдан под Гохран (Государственное хранилище музейных ценностей).

В 1922 г. последняя настоятельница, игумения Вера (Победимская), и четверо клириков были арестованы и судимы по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1938 г. был расстрелян на полигоне Бутово клирик обители — священномученик Сергий Лебедев — ныне прославленный в лике святых Новомучеников российских. Тогда же пострадали за веру во Христа пять сестер обители: преподобномученицы Матрона, Мария, Наталия, Ирина и Наталия.

В конце Великой Отечественной войны в стенах Новодевичьего монастыря открылись Пастырско-богословские курсы и возобновились богослужения (1944). С 1964 г. Успенский храм и Лопухинские палаты стали кафедральным собором и резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских, управляющих Московской епархией. С 1977 г. до настоящего времени на кафедре – Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий (Поярков). С января 2011 г. распоряжением Правительства РФ весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии РПЦ.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Первой настоятельницей стала игумения Серафима (Чёрная,†1999), в прошлом — видный учёный-химик. Её стараниями были отреставрированы сестринский корпус, Амвросиевская и Успенская церкви. 10 августа 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II впервые после 70-летнего перерыва совершил Литургию в Смоленском соборе. С тех пор в летний период здесь проходят воскресные и праздничные богослужения. В настоящее время в обители подвизается тридцать сестер во главе с игуменией Маргаритой (Феоктистовой). Их жизнь наполнена молитвами и трудами. Сёстры ежедневно участвуют в богослужении, выпекают просфоры и хлеб, обслуживают церковь, трапезную, архиерейскую резиденцию, епархиальное управление, проводят экскурсии, несут послушания на загородных подворьях. В обители возрождаются традиционные монастырские ремёсла, действуют мастерские: иконописная, швейная и золотошвейная.

В 2004 г. архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Древняя обитель является одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы. Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций: «Огненные языки благодати» — иконостас XVIII в. Духовской ц. Новодевичьего монастыря, фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», «Величай душе моя, Деву Пречистую» — Богородичные иконы из монастырского собрания, мемориальная экспозиция, посвященная игумении Серафиме (Чёрной) и «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря». В летнее время для осмотра открыт Смоленский собор. Готовятся новые выставки, ведутся реставрационные работы. Новодевичий монастырь приближается к своему 500-летнему Юбилею.

1. Икона получила своё название по константинопольскому храму Одигон, в котором она находилась. В 1046 г. была принесена на Русь, с 1077 находилась в Успенском соборе Смоленска, почиталась как хранительница города и княжества, с 1404 — в Москве, в Благовещенском соборе Кремля. Вел. кн. Василий Тёмный возвратил икону в Смоленск (1456), оставив в Кремле ее точный список, который и был перенесен Василием III в Новодевичий монастырь.

2. Поселиться в Новодевичьем монастыре вел. кн. Соломонии не пришлось. Из-за острых споров вокруг беспрецедентного тогда развода она была пострижена с именем Софии в Моск. Рождественском мон. (нояб. 1525) и отправлена в Суздальский Покровский мон. (†16 дек. 1542), где прославилась святой жизнью и с сер. XVII в. почитается как прп. София Суздальская.

Новодевичий монастырь в Москве

Адрес: Россия, Москва, Новодевичий проезд
Дата основания: 1524 год
Основные достопримечательности: собор Смоленской иконы Божией Матери, церковь Спаса Преображения, Колокольня, церковь Успения Пресвятой Богородицы
Святыни: Смоленская и Иверская иконы Божией Матери, икона святителя Николая с частицей мощей, ковчеги с частицами святых мощей разных святых
Координаты: 55°43’34.5″N 37°33’21.7″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

История монастыря

Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей, которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.

Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители. Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.

Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня

В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.

Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.

Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня

В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.

Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.

Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы

В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения

Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.

Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.

Караульня у Напрудной башни

Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.

Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.

Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня

Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.

Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители, ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.

Церковь Спаса Преображения

Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.

Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.

Сегодня Новодевичий монастырь остается одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы и с каждым годом привлекает все большее количество паломников. Главным праздником для насельников обители является день Смоленской иконы Богоматери.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Новодевичий монастырь основал отец Ивана Грозного — Василий III в. 1524 году в благодарность за взятие Смоленска десятью годами ранее, в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», главной святыни Смоленска. Одигитрией (в переводе с греческого — «Путеводительница») назывался древний образ Богоматери, по преданию, написанный евангелистом Лукой.

План Новодевичьего монастыря.

Монастырь расположен в излучине Москвы-реки, на Девичьем поле. Новым монастырь назван по отношению к древнему Зачатьевскому монастырю, называвшемуся тогда Стародевичьим.

Панорама монастыря от Новодевичьего пруда.

Итак, через десять лет после возвращения Смоленска (который 65 лет принадлежал княжеству Литовскому), князь Василий III выполнил свой обет, данный им перед взятием города, и основал новый монастырь — Великую обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы. На постройку монастыря князь выделил щедрую сумму денег, села, земельные угодья, и освободил монастырь от податей в казну. По его велению, 28 июля 1525 года из Кремля в Новый Девичий монастырь был совершен крестный ход во главе с самим Василием III и митрополитом Даниилом, в монастырь был перенесен точный список Смоленской иконы Пресвятой Богородицы (оригинал хранился в Успенском Соборе Смоленска).

Первой игуменьей монастыря была преподобная Елена, которую князь призвал из Суздаля. Елена управляла монастырем до старости, прославившись еще при жизни, а в XVII веке при царе Алексее Михайловиче, Преподобную Елену признали святой.

Преображенская надвратная церковь.

Во времена Ивана Грозного в Новодевичьем монастыре поселились его ближайшие родственницы, и за обителью закрепился статус придворной.

Храм Смоленской иконы Божией Матери.

В январе 1598 года, после смерти царя Федора I Иоанновича, в монастырь переселилась его вдова, царица Ирина Годунова — единственная наследница престола. Там же укрывался и ее брат, Борис Годунов, который, месяцем позже, с благословения сестры принял избрание на царство. Во времена его царствования, монастырь пользовался особым расположением — был обновлен Смоленский собор, построены новые кельи с трапезной и домовой церковью.

Храм Смоленской иконы Божией Матери.

С XVI века монастырь охранял западные подступы к Москве. Но, так как в то время он не был предназначен для оборонных функций, то в 1571 году был сожжен ханом Девлетом I Гераем, а 20 лет спустя его спасло от разорения войском крымских татар лишь чудо — войско удалось остановить на подступах к Донскому монастырю. В связи с этим, что бы превратить монастырь в крепость, по указу Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с зубцами, бойницами и башнями — протяженность стен была около 900 метров, высота 13 и толщина 3 метра. У каждой башни были построены караульни для размещения стрельцов.

Напрудная башня и Стрелецкая караульня.

В Смутное время, во времена польской оккупации, монастырь стал убежищем для царственных персон и важным стратегическим объектом. В 1610 году в монастыре обосновалась дочь Бориса Годунова — царевна Ксения Борисовна, дочь двоюродного брата Ивана Грозного — Мария Старицкая (одна из ближайших наследниц московского престола). Тогда в течение двух лет монастырь переходил из рук в руки, в зависимости от военных успехов той или иной стороны.

С воцарением на троне Михаила Федоровича Романова в 1613 году, началось восстановление монастыря. Разоренный в Смутное время монастырь был полностью восстановлен и укреплен. Именно в то время, у московских князей появляется традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии, приезжать на богомолье в монастырь.

Храм Успения Пресвятой Богородицы.

В 1654 году, Алексей Михайлович возглавил военный поход против поляков. В походе его сопровождал Афонский список Иверской иконы Божией Матери, ранее хранившийся в Успенском соборе Кремля. 23 сентября Смоленск сдался, и 2 октября, царским указом, был окончательно присоединен к Московскому царству. В подражание Василию III, Алексей Михайлович, в благодарность за победу, сделал богатые вклады в Новодевичий монастырь, и поставил в соборном храме Иверскую икону Божий Матери.

Храм Смоленской иконы Божией Матери.

Во времена Петра I Новодевичий монастырь выполнял функции темницы — сюда, после стрелецкого бунта, была заточена сестра Петра — царевна Софья, а позже и три ее сестры. Именно при участии и на средства царевны были построены основные здания монастыря — трапезная с Успенской церковью и надвратные церкви Покрова Богородицы и Преображения Господня. В 1690 году сооружается колокольня.

В 1812 году отступавшие французы попытались взорвать монастырь, но, говорят, монахини успели затушить горящие фитили, ведущие к пороховым погребам.

Преображенская надвратная церковь.

После революции монастырь был упразднен, а в 1922 году закрыт окончательно. К счастью, его минула жестокая судьба его собратьев — в монастыре был создан музей «Царевна Софья и стрельцы», впоследствии — «Историко-бытовой музей Новодевичий монастырь». В начале 30-х годов там был «Музей раскрепощения женщины», а с 1934 года монастырь на правах филиала вошел в состав Исторического музея. Осенью 1943 года в монастыре были открыты Московские богословские курсы, в 1944 году открыт надвратный Преображенский храм, а в следующем — Успенский. В 2004 году, в день 480-летия монастыря, он был включен в список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. А 22 марта 2010 года Новодевичий монастырь был передан Московской епархии РПЦ.

Вид на монастырь от Новодевичьего пруда.

Храмы и постройки монастыря.

Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь

Московский Новодевичий монастырь был основан 13/26 мая 1524 г. Великим Князем Московским Василием III в память присоединения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы — события, завершившего формирование единого и независимого Московского Государства. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, которого называют последним собирателем Русских Земель, сознавал себя не просто родственником, но после падения Константинополя (1453) — и наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.

Державная идея царственного основателя — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, св. апостолом евангелистом Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи[1]. Историки полагают, что на основание Новодевичьего монастыря повлияла также личная семейная драма Василия III. Бездетность стала причиной его развода с великой княгиней Соломонией Сабуровой после
20-летнего супружества, и в 1524 г. Василий III добился разрешения на второй брак[2].

Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. 28 июля/ 10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля/ 10 августа Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские Цари (вплоть до Петра I) и Московские Первосвятители (до 1917 г.), а сам праздник — один из главных и любимых москвичами – сопровождался знаменитыми народными гуляниями на Девичьем поле.

Первой игуменией Новодевичьей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, прп. Елена (Девочкина, †1547, память
18 ноября/1 декабря) – «благоговейная и благочинная схимонахиня», «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» («Похвала Русским святым»). Вместе с преподобной Еленой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичьей обители было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития. После преподобной Елены осталась «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе» — уникальный документ, представляющий собой на сегодняшний день единственный известный рукописный Устав женского монастыря первой половине XVI века.

Со второй половины XVI до конца XVII вв. история Новодевичьего монастыря теснейшим образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 г. Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь-первенца Анну. В 1564 г. здесь была пострижена княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (в инокинях Александра), вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата царя Ивана, а в 1582 — Елена Ивановна Шереметева (в инокинях Леонида), вдова его убиенного сына, царевича Ивана.

В 1598 г. по смерти царя Федора Иоанновича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова (в инокинях Александра). Здесь же с января по апрель 1598 г. находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем. Его усердием был полностью обновлён Смоленский собор, поновлены росписи, сооружён новый иконостас, написаны иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые сохранились до нашего времени. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты, получившие название Ирининских, с домовой церковью Рождества Предтечи (ныне – Амвросиевская), а вокруг обители возвёл мощные каменные стены с башнями, превратив её в сильную крепость-заставу на западных подступах к Москве.

В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 г. на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины. В этот период монастырь продолжал служить убежищем для царственных особ. В 1610-1611 гг. в его стенах пребывала царевна Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга), постриженная по повелению Самозванца. Вместе с ней в обители находилась ливонская царица Мария (в инокинях Марфа), дочь князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, привезенная из Риги еще в начале 80-х годов XVI в. и считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В 1615 г. в Новодевичьем поселилась царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елены) — вдова сведенного с престола (1610) царя Василия Шуйского.

К середине XVII в. усердием первых Романовых — царей Михаила, Алексия и Феодора – Новодевичий монастырь был полностью восстановлен, освобождён от податей в казну и наделён вотчинами. Показывая его в 1656 г. Антиохийскому патриарху, патриарх Никон, заметил, что в России не найдётся обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства.

Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия ввиде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь — «крылошанок», названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.

Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа. В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.

После семилетнего регентства и стрелецкого бунта (1689) царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь, став из ктитора узницей. Однако и в стенах обители она казалась опасной своему венценосному брату, и в 1698 г. Софью обвинили в составлении нового заговора. После чего в монастырь на Девичьем поле попали еще две ее сестры: царевны Евдокия и Екатерина. Сама же Софья в 20-х числах октября 1698 г. по повелению Петра была пострижена в монашество с именем Сусанна и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Напрудной башни. Вместе с Софьей в опалу попал и ее любимый монастырь. В 1704 г. царственная узница преставилась, за год до этого приняв постриг в схиму с именем София, а ее обитель еще почти четверть века стояла закрытой под охраной солдат-преображенцев.

В 1727 г. в Новодевичьем монастыре поселилась царица-инокиня Елена, в миру — Евдокия Федоровна Лопухина, первая супруга Петра I, постриженная по его приказу ещё в 1699 г. и содержавшаяся сначала в Суздальском Покровском монастыре, а с 1725 г. — в Шлиссельбургской крепости. Лопухина мирно скончалась в 1731 г. и была погребена в южном нефе Смоленского собора. Здесь же находятся гробницы опальных царевен: Софии (†1704), Евдокии (†1712) и Екатерины (†1718).

В 1812 г. Новодевичий монастырь в течение месяца (4 сентября —
9 октября по старому стилю) был занят французскими войсками. Обитель чудом не подверглась разорению. В ее стенах ежедневно совершалась Литургия. При отступлении французы хотели подорвать Смоленский собор и Успенскую церковь — под них было заложено большое количество пороховых бочек. Однако взрыв удалось предотвратить. Монахиня-казначея Сарра (Николаева) подняла оставшихся сестер и служителей на тушение уже занимавшегося пожара, и запалённые неприятелем фитили были залиты водой.

В XVIII веке в результате екатерининских реформ Новодевичий стал первоклассным штатным монастырем. Он лишился своих вотчин и получил денежное и хлебное жалование. В XIX – начале XX вв. число монашествующих здесь достигало 300 человек. Сёстры трудились в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, живописной и рукодельной мастерских, ухаживали за кладбищем. Особенно славились монастырские бело- и золотошвейки. За стенами обители находились сады, огороды и небольшой скотный двор. В конце XIX – начале XX вв. производились масштабные реставрационные работы в Смоленском соборе. Тогда же началось обустройство Нового кладбища за южной стеной монастыря.

В монастыре действовали благотворительные заведения: Филатьевское училище для девочек-сирот (1871), Елисаветинский приют для малолетних девочек-сирот (1892) и церковно-приходская школа (1899). Имелись больница и 2 богадельни для престарелых монахинь. В годы I Мировой войны обитель принимала участие в постройке и содержании лазарета при Покровской общине. Двадцать насельниц служили сёстрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт.

Многовековой уклад жизни древней обители был прерван октябрьской революцией. В 1918-1919 гг. декретами советской власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жильё красноармейцам и рабочим. В 1922 г. монастырь был упразднён. В его стенах открылся «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сёстры держались вокруг Успенского храма, ставшего приходским. Они устроились в музей реставраторами, хранителями, уборщицами, дворниками, сторожами. Но в 1929 г. храм был закрыт властями и отдан под Гохран (Государственное хранилище музейных ценностей).

В 1922 г. последняя настоятельница, игумения Вера (Победимская), и четверо клириков были арестованы и судимы по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1938 г. был расстрелян на полигоне Бутово клирик обители — священномученик Сергий Лебедев — ныне прославленный в лике святых Новомучеников российских. Тогда же пострадали за веру во Христа пять сестер обители: преподобномученицы Матрона, Мария, Наталия, Ирина и Наталия.

В конце Великой Отечественной войны в стенах Новодевичьего монастыря открылись Пастырско-богословские курсы и возобновились богослужения (1944). С 1964 г. Успенский храм и Лопухинские палаты стали кафедральным собором и резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских, управляющих Московской епархией. С 1977 г. до настоящего времени на кафедре – Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий (Поярков). С января 2011 г. распоряжением Правительства РФ весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии РПЦ.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Первой настоятельницей стала игумения Серафима (Чёрная,†1999), в прошлом — видный учёный-химик. Её стараниями были отреставрированы сестринский корпус, Амвросиевская и Успенская церкви. 10 августа 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II впервые после 70-летнего перерыва совершил Литургию в Смоленском соборе. С тех пор в летний период здесь проходят воскресные и праздничные богослужения. В настоящее время в обители подвизается тридцать сестер во главе с игуменией Маргаритой (Феоктистовой). Их жизнь наполнена молитвами и трудами. Сёстры ежедневно участвуют в богослужении, выпекают просфоры и хлеб, обслуживают церковь, трапезную, архиерейскую резиденцию, епархиальное управление, проводят экскурсии, несут послушания на загородных подворьях. В обители возрождаются традиционные монастырские ремёсла, действуют мастерские: иконописная, швейная и золотошвейная.

В 2004 г. архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Древняя обитель является одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы. Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций: «Огненные языки благодати» — иконостас XVIII в. Духовской церкви Новодевичьего монастыря, фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», «Величай душе моя, Деву Пречистую» — Богородичные иконы из монастырского собрания, мемориальная экспозиция, посвященная игумении Серафиме (Чёрной) и «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря». В летнее время для осмотра открыт Смоленский собор. Готовятся новые выставки, ведутся реставрационные работы. Новодевичий монастырь приближается к своему 500-летнему юбилею.

1. Икона получила своё название по константинопольскому храму Одигон, в котором она находилась. В 1046 г. была принесена на Русь, с 1077 г. находилась в Успенском соборе Смоленска, почиталась как хранительница города и княжества, с 1404 — в Москве, в Благовещенском соборе Кремля. Великий князь Василий Тёмный возвратил икону в Смоленск (1456), оставив в Кремле ее точный список, который и был перенесен Василием III в Новодевичий монастырь.

2. Поселиться в Новодевичьем монастыре вел. кн. Соломонии не пришлось. Из-за острых споров вокруг беспрецедентного тогда развода она была пострижена с именем Софии в Московском Рождественском монастыре (ноябрь 1525 г.) и отправлена в Суздальский Покровский монастырь (†16 дек. 1542 г.), где прославилась святой жизнью и с сер. XVII в. почитается как преподобная София Суздальская.

Новодевичий монастырь

Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

Главный собор монастыря Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1524-1525 гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе

Каменные палаты Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских: угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и, наконец, была сожжена паном Гонсевским.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

Колокольня При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины.

Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698 г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь.

Приют для девочек-подкидышей В 1724 г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта.

При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея, но сожжен монастырь не был – когда французы подожгли его и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить неразгоревшийся огонь. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей.

Смоленский собор Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П. Чехов, С.М. Соловьев, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др.

В 1898-1904 гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П. Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.

В 1922 г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал.

С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д. Барановский.

В 1992 г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем.

В 1994 г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь подчиняющийся Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, а не Патриарху.

Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.

Музей раскрепощения женщины И по сей день в Новодевичьем монастыре соседствуют музейные экспозиции и действующая обитель. Кто-то приходит помолиться, а кто-то — полюбоваться памятниками старины.

Есть же любители посетить «Софьинскую башню» — то есть, Напрудную, которая носит также название Софьиной, в память о царевне Софье, которую держали взаперти в караулке при башне.

После некоего сюжета на телевидении, посвященного чудодейственной силе башни, народная молва Софью превратила в святую (чего церковь никогда не делала), и к башне началось паломничество. Одни просто притрагиваются к стене башни, другие пишут свои пожелания прямо на штукатурке.

Пользы башне это не приносит, сотрудники музея собираются в скором времени ее уже реставрировать. Так слух, пущенный журналистами, перерос в поклонение, не имеющее под собой никаких веских оснований.

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

♥Рубрики моего дневника ♥ Новости (6366) Стихи (5566) .

Неописуемая красота — Корзины с цветами //img-fotki.yandex.ru/get/4512/ya-ljiljana.42/0_54b.

Береги его, Бог. //img-fotki.yandex.ru/get/4512/ya-ljiljana.42/0_54b5e_27ecf67d_XS.jpg Береги .

Розовое счастье. . В потоках розовых невидимых флюидов Лелеем мы, боготвор.

рамочки для записей . Здесь будет ваша запись. . Здесь будет ваша запись.

Видео

Фотоальбом

Новости

Музыка

Ссылки

Рубрики

  • Стихи (12268)
  • РеЦеПтЫ (8279)
  • Новости (6388)
  • ФоТоГрАфИИ (4940)
  • Картинки (4600)
  • Это интересно (4494)
  • Живопись (3926)
  • ССЫЛКИ (3432)
  • Видео (3358)
  • Рамки (3078)
  • Вязание (2659)
  • Схемы (2307)
  • МУЗЫКА (1918)
  • Разное (1755)
  • Цветы (1701)
  • Рукоделие (1589)
  • Шитье (175)
  • Игрушки своими руками (115)
  • Здоровье (1551)
  • МУДРЫЕ МЫСЛИ (1430)
  • Рассказы (1262)
  • Рамки без картинок (1159)
  • Mысли вслух (1107)
  • Праздники (852)
  • Комментарии + код (809)
  • АфОрИзМы (744)
  • Коллажи (714)
  • Тесты (708)
  • Искусство (695)
  • Юмор (692)
  • ПрИтЧи (625)
  • Все для дневника (578)
  • Красота и здоровье (557)
  • История (512)
  • Клипарты (510)
  • ПоЖеЛаНиЯ (506)
  • Мода (499)
  • Азы вязания. Книги, журналы по вязанию (479)
  • Натюрморты (469)
  • С днем рождения (418)
  • Хозяйство и быт (382)
  • Интерьер, дизайн дома (366)
  • Флеш (320)
  • Плейкасты (302)
  • Проза (286)
  • Фоны (266)
  • Сад и Огород (264)
  • анекдоты (255)
  • Разделители (226)
  • Консервирование (221)
  • Салаты (119)
  • Заготовки на зиму (104)
  • Кино (218)
  • Рамочки текстовые (172)
  • ПрИкОлЫ (172)
  • Мир книги (130)
  • Аватары (118)
  • Гороскоп (78)
  • Доброе утро (63)
  • Аудиокниги (32)
  • Добрый день (29)
  • Добрый вечер (20)
  • Инструменты & Садовая техника (12)
  • Рейтинг интернет магазинов (2)
  • Музыка & Звук (1)
  • Аксессуары (1)

Метки

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь. Москва. Россия

Воскресенье, 03 Февраля 2019 г. 15:33 + в цитатник

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь. Москва. Россия

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь. Москва. Россия

Великая обитель Пречистой Богородицы «Одигитрии», православный женский Новый Девичий монастырь в Москве или Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь – заложен Великим князем Владимирским и Московским Василием III в 1524 году в честь главной святыни древнего Смоленска — иконы Смоленской Божией Матери.

Монастырь был Новым по отношению к более древним московским обителям — Алексеевскому (Зачатьевскому) монастырю и Кремлёвскому Вознесенскому, древнюю славу которых Новодевичий перенял, став новой придворной обителью и куда в XVI-XVII веках поступали представительницы наиболее родовой знати. Как следует из патриаршей грамоты 1598 года, полное название святыни звучало так: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.

Трапезная Успенской церкви, Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии (в переводе с греческого — Наставница, Путеводительница). Так назывался древний образ Богоматери из знаменитого константинопольского храма Одигон.

Смоленская икона Божией Матери. Москва, 1456 год.

Икона Одигитрии, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, вместе со священной ризой и поясом Богоматери почиталась в Византии как хранительница Империи.

Смоленская икона (Дионисий, 1482 год)

В 1046 году царевна Анна, дочь русского императора Константина IX Мономаха, привезла икону Пречистой Одигитрии на Русь, как благословение родителй на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. В последствии эта икона стала святыней русских князей. На Руси икону почитали как символ преемственности и близости двух православных монархий: Константинополя (Второго Рима) и молодого Русского Государства. В 1097 году Владимир Мономах перенёс образ Путеводительницы в древний Смоленск и поставил в соборном Успенском храме. С тех пор икона стала называться Смоленской, а сам город именем Пресвятой Богородицы.

Василий III на гравюре западноевропейского мастера

История Новодевичьего монастыря

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом) по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки монастырь в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества.

Поле получило название Девичье от того, что согласно преданию, во времена нашествия войск хана Батыя, здесь отбирали русских девушек, которым впоследствии предстояло отправиться в неволю в Золотую Орду.

Каменные стены и башни обители возвели в конце XVI века во времена правления Бориса Годунова. «Кремлем в миниатюре» называли Новодевичий монастырь. Высокие стены, зубчатые башни, бойницы — настоящий форпост, с трех сторон окруженный Москвой-рекой. Они охраняли подступы к Москве с запада, входя в четверку мощных обителей вокруг столицы, наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет Новодевичьего монастыря начинается с приходом к власти династии Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь восстанавливается и становится действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он превращается в царское богомолье.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Сама же царевна Софья после прихода к власти Петра I была заключена и пострижена в Новодевичьем монастыре под именем Сусанны.

После захвата монастыря в 1812 году, Наполеон разместил здесь свою батарею, а перед уходом приказал сжечь обитель. К счастью, сожжен Новодевичий не был – после ухода французов, монахини успели погасить фитили у пороховых бочек и погасили не разгоревшийся огонь.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены, в самом соборе похоронены женщины царской фамилии.

Новодевичий — единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, в 1994 году снова стал действующим.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, сохранил сложившийся в конце XVII века уникальный ансамбль зданий. Монастырь никогда не перестраивался и не реконструировался, благодаря чему пронес через века удивительную красоту своей архитектуры.

Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери (1524—1525 гг. или или 1560-е годы )

Старейший храм Новодевичьего монастыря. По архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Смоленский собор приписывается работе либо Алевиза Нового (ум. около 1531 г.), либо зодчего Нестора (погиб при строительстве собора).

Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной(1685-1687 гг.)

Трапезная Успенской церкви, Новодевичий монастырь

Колокольня(1689-1690 гг.)

Архитектор — Яков Бухвостов. Высота 72 м.

  • Храм преподобных Варлаама и Иоасафа под колокольней
  • Храм св. ап. Иоанна Богослова (средний ярус колокольни)

Здание в стиле нарышкинского барокко

Храм Спаса Преображения над северными воротами (Преображенская надвратная церковь)

Храм действующий, однако закрыт для свободного доступа. так как является домовым храмом митрополита Крутицкого и Коломенского. Снаружи храм опоясан балконом-гульбищем. Купола характерны для украинского барокко. Окна «в два света» придают храму праздничный характер.

Лопухинские палаты

Примыкают к Преображенской церкви. Построены в 1687—1688 гг. для царевны Екатерины Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича. Название — по имени Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, проживавшей здесь в 1727—1731 гг. На фасаде сохранились старейшие в Москве солнечные часы. В интерьере изразцовые печи. В настоящее время резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (Покровская надвратная церковь)

Амвросиевская церковь

Напрудная башня

Лопухинская и Напрудная башня

Москва: Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь (август 2013)

Новодевичий монастырь был основан в 1524 г. князем Василием III по обету, в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. Но некоторые историки считают, что он построен специально для того, чтобы сюда можно было заточить жену Василия III, княгиню Соломонию, которая к тому времени вот уже как 20 лет не могла родить князю наследника. После насильственного пострижения Соломонии в монахини под именем Софьи, Василий III успешно женился на Елене Глинской, которая смогла родить ему наследника — Иоанна, впоследствии названного Грозным. Насильственное пострижение в монахини после этого случая стало популярной мерой в отношении неугодных/надоевших правителю княгинь и цариц, и Новодевичий стал как раз тем самым местом, куда они впоследствии довольно регулярно попадали.

Преображенская надвратная церковь (1887-89 гг.).

Лопухинские палаты (1687-89 гг.). Построены для царевны Екатерины Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича, но носят имя Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I и матери царевича Алексея.

Лопухина была насильно пострижена Петром I в монахини и сослана сначала в Суздаль, потом в Старую Ладогу, а потом и вовсе заточена в Шлиссельбургскую крепость. В Новодевичьем она оказалась после того, как Пётр II, её внук, освободил её из Шлиссельбургской крепости.

Саввинская башня монастыря и высотки Сити.

Успенская церковь с трапезной палатой (1682-87 гг.) — действующая монастырская церковь.

Часовня-усыпальница Волконских (1830-е гг.). Первым похороненным в ней был герой войны 1812 г. Д.Волконский.

Караульня Сетунской башни (XVI в.) — самая древняя караульня из четырёх, стоявших по углам монастыря. Здесь размещались стрельцы, ибо монастырь служил форпостом Москвы и всегда немного раньше неё встречал, к примеру, крымских татар. В соседней караульне, возле Напрудной башни, позднее жила царевна Софья, старшая сестра Петра I, насильно постриженная им в монахини.

Покровская церковь (1683-88 гг.), вторая надвратная церковь монастыря. Ворота, ведущие на Новодевичье кладбище, сейчас закрыты.

Слева от Покровской церкви — Мариинские палаты.

Мариинские палаты (1683-88 гг.) названы по имени царевны Марии Алексеевны, ещё одной старшей сестры Петра I, которая в 1690-х гг. тут некоторое время проживала.

Покровская и Чеботарная башни (1680-е гг.).

Церковь Амвросия Медиоланского (1560-е гг.), вид на алтарную часть. С обратной же стороны пристроены палаты Ирины Годуновой, жены последнего Рюриковича, царя Фёдора Иоанновича (сына Ивана Грозного) и сестры Бориса Годунова. После смерти мужа вполне могла бы стать самостоятельной правительницей, шансы у неё были неплохие, но не стала мешать брату и ушла в Новодевичий монастырь. По другой версии, брат её «уговорил».

Колокольня (1689-90 гг.) — аж 72 метра!

Бывшее здание Филатьевского училища для девочек-сирот (1871-78 гг.) рядом с колокольней.

Собор Смоленской иконы Божией Матери (1524-25 гг.) — самый древний храм монастыря. Сейчас внутри церковный музей.

Плита в стене собора.

Могила св. Елены Московской (Девочкиной), первой игуменьи Новодевичьего монастыря.

Казначейская палата — бывшая келья игуменьи (XVII-XVIII вв.).

Часовня-усыпальница семьи Прохоровых (1911 -14 гг.). Построена последним владельцем знаменитой московской «Трёхгорной мануфактуры» Николаем Прохоровым.

Помимо царственных узниц, похороненных в соборе, на территории монастыря есть ещё несколько десятков захоронений.

Денис Давыдов, поэт и гусар.

Некто Ольга Мравинская, жена генерал-майора.

Некто София Вульферт.

Василий Тимофеев — генерал, героя Бородина.

Лох серебристый в плодах у алтарной часть Смоленского собора.

Макет Новодевичьего монастыря.

Вид на надвратную Преображенскую церковь от Смоленского собора.

Ссылка на основную публикацию