Никольский женский монастырь арзамас

Святыни города Арзамаса

Мало кто знает об этом городе, где вообще он расположен на карте России! Часто проезжая совсем рядом в паломничестве в Дивеево или Муром, не осознавая сколько там святынь, люди проезжают мимо и потом жалеют, что не заглянули в эту сокровищницу! В старину здесь было более тридцати церквей и четыре монастыря. Золотых куполов было больше, чем жилых построек. Сейчас же сохранилось всего 8 храмов и 2 монастыря. Но благодаря тому, что все самые ценные святыни в советское время были собраны в местном Антирелигиозном Музее, который расположился в грандиозном Воскресенском Соборе. Еще пару лет Арзамасские храмы были полуразрушены, пока мэр города не обязал 18 предприятий города взять под свое покровительство один из храмов города. После этого купеческий городок стал расцветать новыми яркими красками! А купола засверкали над невысокими старинными домами этого теперь уже провинциального городка. Мы выложили не все святыни, а только те, что представлены в официальном каталоге снимков чудотворных икон города Арзамаса.

1. Икона Божией Матери именуемая «В родах Помощница».

Образ Пресвятой Богородицы с написанием «Како помогает женам раждати чада». Икона эта весьма популярна среди будущих мам. Имеются свидетельства о даровании чада супругам, много лет не имевшим детей, после молитвы перед эти образом.

2. Семистрельная икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец».

Почитаемая икона Воскресенского Собора, написанная в 19-м веке, одним из учеников известного художника А.В. Ступина. Начиная с 1998 года икона регулярно мироточит. Сей факт официально засвидетельствовал епископ Балахнинский Иерофей.

3. Никола Можайский.

В изданной в 1911 году книге Н.М.Щеголькова «Исторические сведения о городе Арзамасе» указано, что это «чудесно сохранившийся памятник четырехстолетней старины». Около 1580 г. икона была преподана игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергием в дар новообразованному Николаевскому женскому монастырю. Она прославилась многими чудотворениями и по сегодняшний день является одной из самых почитаемых святынь Арзамаса. Шитая риза образа святителя Николая — шедевр златошвейного искусства, которым в совершенстве владели сестры арзамасских женских монастырей.

4. «Христос в темничке».

Во многих монастырях и приходских церквях Нижегородской губернии, особенно в южных районах и, в частности, в Арзамасе и ближайших сельских храмах, с давних времен имело распространение скульптурное изображение Христа Спасителя в момент страданий. Сидящий Христос изображается в багрянице с тростью в руке и терновым венцом на главе, обычно скульптурное изображение помещается в деревянный застекленный футляр. В народе это изображение получило название «Христос в темничке». Дело в том, что у коренного населения Эрзянской земли во время распространения здесь Православия и строительства первых храммов практически не было живописных навыков, зато многие из местных лесных жителей были искусными резчиками по дереву. И, будучи просвещенными верой Христовой, они стали украшать храмы резными изображениями Спасителя, Богородицы и святых.

5. Животворящий Крест.

Это самая известная и почитаемая святыня Воскресенского Собора и всего города Арзамаса. Чудесным образом обретенное во второй половине 17-го века благочестивым арзамасцем по фамилии Шаянский. В то время в провинциальном городке жило трое братьев Шаянских (по другим сведениям Кащеевых). Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к этому ремеслу и слыл среди людей слабоумным. Но при этом он был кроток, очень благочестив, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой на ярмарки. Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, и произошло чудесное обретение святыни. Пока братья торговали, младший, по своему обыкновению, посещал богослужения Макарьева Желтоводского монастыря. По окончании литургии, он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей он заметил лодку, украшенную цветами и благоухающими деревьями, посреди которой стоял большой Крест с резным Распятием. Молодой человек зашел на лодку и стал молиться. Тут к нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот Крест. Шаянский обрадовался, сговорился о цене, вот только сказал, что денег с собой нет, нужно дойти до братьев. «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», — ответил хозяин.

Братья с радостью дали нужную сумму. Но, когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько не расспрашивал он владельцев других судов, все отвечали, что ее никогда здесь и не было. Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а Ангел Господень. Он взвалил крест на спину и понес его в Арзамас пешком. Весь путь в 110 верст Шаянский преодолел в один день и при этом не чувствовал усталости.

Крест братья поставили на красном крыльце, так как внести его в дом не смогли — двери оказались узки. Они вынули косяки, стали вырубать проемы, но как ни старались — внести святыню не удалось. Тогда послали за священником, чтобы тот совершил молебен. Во время молитвы, младший Шаянский четко увидел необыкновенный свет, исходящий от лика Распятого Христа. Тогда, всем стало ясно, что святыня должна находиться не в мирском доме, а в храме Божием.

Распятие было поставлено в Ильинской церкви. В тридцатые годы 20-го века оно было перенесено в Воскресенский Собор, где тогда располагался Антирегилиозный музей. Много раз, по усердным молитвам жителей города перед Животворящим Крестом, Господь избавлял Арзамас от моровых поветрий, пожаров, бездождия и других бедствий. Перед образом Христа Распятого исцеляются люди от неизлечимых телесных недугов и обретают духовное утешение и укрепление все, кто с верой приходит к святыни.

6. Казанская икона Божией Матери.

По преданию, образ был написан для Арзамасского Троицкого мужского монастыря. Но когда икону переносили в обитель, отслужив молебен около Макарьевского Кретовоздвиженского храма, не смогли дальше сдвинуть ее с места. Увидев в этом знамение Божие, икону оставили в Крестовоздвиженском храме, где она и находилась до революции. Затем попала в Музей Атеизма и ныне находится в Воскресенском Соборе.

Сегодня в киоте иконы хранится пояс, освященный на Поясе Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне, во время посещения этой великой святыни Арзамаса в 2011 году.

7. Серафимо-Панетаевская икона Божией Матери.

Точный список с чудотворной иконы «Знамение» Серафимо-Понетаевского монастыря.

8. Алтарные иконы Спасителя и Божией Матери.

Изображены как Царь и Царица — работа известного художника Н. М, Алексеева.

9. Воскресение Христово — Сошествие во Ад.

Одна из древнейших икон в Восерсенском Соборе. Другое название «Государево данье». Эту икону оставил здесь на благословение на устроение города и постройку храма Воскресения Христова сам Иван Грозный.

10. Тихвинская икона Божией Матери.

Древние списки икон выполнены в очень сложной технике золотого шитья по бархату с использоваанием драгоценных и полудрагоценных камней мастерицами монахинями Алексеевского женского монастыря.

11. Христос — Добрый Пастырь.

Очень изящное скульптурное изображение Спасителя из белого мрамора. Эта скульптура была приобретена арзамасским купцом в Западной Европе и размещена в одном из приходских храмов города, в качестве вклада на молитвенную память.

12. Икона св. мученика Иоанна Воина.

Этот чтимый образ известен еще с древних времен, в честь него специально был освящен один из приделов Воскресенского Собора. Перед этим образом испрашивают благословения юноши перед службой в армии, еще ему молятся при потере имущества, которое часто после этого находится.

13. Икона «Преподобный Серафим, молящийся на камне».

После прославления в 1903 году в лике святых преподобного Серафима Саровского в окрестностях Арзамаса стало очень популярным изображение святого старца, где его лик и руки были живописной работы, а все остальное выполнялось из ткани, бумаги, фольги и природных материалов. Один из самых богатых по сюжету и деталям образов была создана из подручных материалов монахинями, изгнанными из закрытого Дивеевского монастыря во времена революции.

14. Икона Божией Матери «Избавление от бед страждующих».

В 1997 году в Свято-Николаевский женский монастырь две жительницы Арзамаса принесли темную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранились непригодные для храма иконы. Однажды настоятельница монастыря игуменья Георгия (Федотова), разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. И насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божией и ручку Богомладенца. В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Богородицы и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось.

Как-то в Никольский монастырь приехала одна рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят ангелы, и предположила, что это образ Божьей Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не предал этому значения и вспомнили они эти слова только летом 2001 года, когда очистилась надпись.

После того, как число паломников, приходящих к этой иконе, стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести ее в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался — образ Пресвятой Богородицы источает само дерево.

Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих». В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит около 3000 писем с просьбами помолиться перед этой иконой.

15. Икона Божией Матери «Достойно есть» («Изрубленная»).

Образ был найден в 1997 году жителями города Арзамаса в хозяйственных постройках старинного дома и принесен в Свято-Николаевский женский монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы.

В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли ее на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижнем приделе в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих радость» Богоявленской церкви монастыря.

У образа появилось много почитателей – людей с израненными, как лик Богородицы, душами. В народе икону прозвали «Изрубленной».

Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.

Арзамас, Россия. — отзыв

Путешествуем на машине. Соборная площадь. Арзамасский Николаевский женский монастырь. Чудотворная икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»

Доброе время суток!

Хочу рассказать немного о городе Арзамас. В Арзамас мы заехали, сделав крюк, по дороге из Дивеево в Муром. Поскольку времени у нас было немного целью была Соборная площадь.

Это исторический центр города. На площади находятся храмы, монастырь, музей русского патриаршества.

Обратите внимание на Музей Русского Патриаршества. Здание музея построено в 1740 -1750 гг. в стиле барокко.

Также на Соборной площади находится Воскресенский собор, построенный по проекту М.П.Коринфского в честь победы над Наполеоном.

Годы строительства собора: 1814-1842гг..

Очень красивый монументальный храм. Уникальны сохранившиеся в нем фрески, но так как храм летний, увидеть их мы не смогли.

Через дорогу от Вознесенского храма находится Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Построена в 1796г. Здание сохранило практически свой первоначальный вид. Храм зимний, но тоже был закрыт.

Главной достопримечательность Арзамаса считаю Арзамасский Николаевский женский монастырь.

Это действующий женский монастырь. Известен с 16 века.

Нас поразил храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

В этом храме находится много замечательных икон. Зайдите и увидите Иконы святителю Николаю Чудотворцу, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих» и «Достойно есть» (Рубленная). Здесь хранится дореволюционная плащаница, шитая серебром.

Атмосфера храма поражает. Чувствуется, что здесь молились многие десятки страждущих.

Каждая святыня достойна внимания, но я хочу выделить икону «Избавление от бед страждущих».

В храме не фотографировали. На фото, купленная в церковной лавке иконка.

Икона «Избавление от бед страждущих» имеет свою непростую историю.

В 1997 году эту икону принесли в монастырь две жительницы Арзамаса. Тогда она имела вид темной доски, которую они нашли у себя в сарае. Разобраться, икона ли это вообще, не смогли. Понять , что на ней изображено, было невозможно. Икону отнесли в заказник.

Однажды настоятельница монастыря игуменья Георгия нашла эту икону, разбирая заказник, и повелела поместить ее в рамку, повесить в монастыре и молиться перед ней Пресвятой Богородице. Перед иконой стали молиться насельницы святой обители и просить помощи в разных своих нуждах.

Вскоре на иконе появилось маленькое светлое пятнышко, на котором были изображены шея Богородицы и ручка Богомладенца.

В середине 2000г. икона начала быстро очищаться, чернота пропадала, появились лики Богородицы и Спасителя, но название иконы прочитать было невозможно.

Летом 2001г. очистилась надпись с названием иконы. В монастыре говорят, что икона очищается до сих пор. Как сказали монахини, к ним приходили люди, купившие иконы, и рассказывали, что их иконки, на которые они молятся, меняются так же как и оригинал.

Нам очень повезло: мы приняли участие в чтение Акафиста перед иконой. После было помазание. Акафист читается каждую неделю, кроме Великого Поста.

В монастыре есть тетрадь, куда записывают свои истории избавления от болезней и бед.

Некоторые свидетельства чудотворений приведены в брошюре с Акафистом иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих».

Портал «Дивное Дивеево»


Особенное обетование Пресвятой Богородицы несет на себе Дивеевская обитель: “Это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих», — такие слова услышала от Царицы Небесной матушка Александра, первоосновательница обители. Матерь Божия ежедневно обходит ее по Канавке и на всех паломников, монахинь и послушниц монастыря, сподобившихся здесь молиться, изливает свою богатую милость. Духовником Дивеевской обители был в свое время Батюшка Серафим, Саровский Чудотворец. Его молитвами обитель устояла в годы нестроений, пережила закрытие и разорение в советское время и снова возрождается в своей дивной красоте.

В наши дни исполнилось пророчество прп. Серафима о том, что в Дивеево будут почивать его св. мощи. Со всего мира тянется сюда поток паломников. Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами, все придите ко мне на гробик, да припав, как живому и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мной говорите, я всегда для вас жив буду». Верующие люди, как и в прошлом, получают у мощей Преподобного благодатную помощь и исцеление. В Троицком соборе сохраняются также некоторые вещи, принадлежавшие Батюшке Серафиму: мантия, нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавички, башмаки, чугунок и некоторые другие. В алтаре хранится котелок, из которого Батюшка Серафим оделял посетителей сухариками. (Можно привезти свои сухарики и попросить освятить их в котелке). Богослужение обители сохраняет особенный устав прп. Серафима: по воскресениям поется Параклисис (канон Пресвятой Богородице нараспев), читается неусыпаемая псалтирь в храме Рождества Христова.

В монастыре несколько источников, прославленных множеством исцелений. Это источники Казанской и Иверской икон Божией Матери, источник матушки Александры. Особенно любим паломниками источник Батюшки Серафима, расположенный в живописной местности в Саровском лесу, недалеко от мест, где жил и молился преподобный. На монастырском кладбище паломники посещают могилки схимонахини Александры-первоосновательницы монастыря, схимонахини Марфы, Елены и Михаила Мантуровых, Николая Мотовилова, блаженных Пелагии, Натальи и Паши Саровской; игуменьи Марии Ушаковой. Все желающие готовятся и приступают к Таинствам Исповеди и Святого Причащения. Ежедневно паломники вместе с сестрами обители проходят Крестным ходом по Канавке. В последний день паломники посещают Никольский женский монастырь и соборы г. Арзамаса. В том числе и грандиозный Воскресенский собор — памятник в честь победы над Наполеоном, шедевр русской архитектуры XIX века. ПРИМЕЧАНИЕ: Сестры! Для купания в источнике прп. Серафима возьмите сорочку.

Предлагаем Вам уютное проживание в хостеле европейского уровня (от 450р за сутки).
В самом центре города Арзамас (40 мин на транспорте от Дивеево)
Посетите Арзамас, чтобы своими глазами увидеть этот интересный старинный город

У нас есть:
— комфортный 4-местный номер
(подходят для семьи до 4 человек, пары или небольшой компании.
— Уютный 6-местный (женский) общий номер
— Дружный 6-местный общий номер
Для студентов действуют скидки %

Каждому гостю:
* Бесплатный Wi-Fi
* Полностью оборудованная кухня с обеденной зоной
* Посуда, чайник, холодильник, тостер, варочная панель, кровати оборудованы светильником, розеткой и шторкой при желании которой можно закрыться, прикроватные коврики, фен.
* Большой душ, два туалета.
* Гладильная доска и утюг
* Чистое белье и два полотенца
* Чай, кофе БЕСПЛАТНО

Ждем Вас по адресу г. Арзамас, ул. Парковая 16
Больше информации на нашей страничке vk.com/arzamashostel

Дорогие Братия и Сестры! Каждое утро набираются группы с поезда 80. 98. 112.Москва — Казань и других поездов в Дивеево, с Ж/Д вокзала ст. Арзамас 2, микроавтобусами и автомобилями .Подберём гостиницу или частный сектор по желанию.Индивидуальный подход к каждому поломнику .
Возможна организация экскурсий по святым местам Дивеевского района. Вы сможете посетить все святые источники, искупаться, набрать целебной воды , посетить Царский скит и побывать на камушке Серафима Саровского, а также поездки в Муром и Санаксары, По окончании Вашей поездки по святым местам Дивеева доставим Вас обратно. Работаем с благословения православной церкви.
Поездка в Дивеево,300 руб с чел.Организованным группам скидки Ответим на все вопросы. С нами удобно и выгодно! Работаем круглосуточно.звонить заранее до 21 00

По всем вопросам обращайтесь по телефону: +7 904-91-000-81

Однодневные паломнические поездки в Дивеево! Добираетесь до города Арзамаса самостоятельно, на вокзалах Арзамас-1, Арзамас-2 представитель нашей фирмы встретит Вас.
Программа:
Во время следования в Дивеево Вас ждёт увлекательная экскурсия по городу Арзамас, далее мы расскажем вам про Дивеево и о всех святых местах Дивеева ,которые будут в нашей программе . По приезде в Дивеево Вы сразу посетите Серафимо-Дивеевский монастырь, посетите все соборы, приложитесь к мощам Батюшки Серафима и всех Дивеевских святых(Александры, Марфы, Елены, Пелагеи, Параскевы и Марии) ,далее посещение Дивеевских источиков (вместе с нашим экскурсаводом) включая источник Серафима Саровского (купание) ,Поездка на камень на котором молился Серафим Саровский. Этим же вечером,по Вашему желанию, мы отвезем Вас на поезд в Арзамас на железнодорожную станцию. Стоимость поездки от 3000р с человека (при наличии группы от 3 -х человек)В стоимость входит всё! ,т.е.никаких лишних затрат у Вас не будет!

Узнать боле подробную информацию и записаться можно по телефонам:8-904-052-01-12
Мы работаем 5 лет.

Из Москвы до Арзамаса идет поезд Москва-Сергач. Время в пути 6,5 часов. Можно взять сидячие места. Прибывает поезд рано утром в 4.59, а начиная с 5.30 из Арзамаса начинают ходить рейсовые автобусы на Дивеево.

Помогай Бог вам, православные! (и не только православные:)

Никольский женский монастырь арзамас

У этой статьи нет иллюстраций.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Свято-Николаевский монастырь (Арзамас)» в других словарях:

Николаевский монастырь — Николаевский монастырь: Верхотурский Николаевский монастырь Николаевский монастырь (Москва) Николаевский Черноостровский монастырь Рыльский Николаевский монастырь Свято Троицкий Николаевский монастырь (Приморский край) Староладожский Николаевский … Википедия

Арзамас — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина … Википедия

Нижегородская и Арзамасская епархия — Русская православная церковь … Википедия

Нижегородская епархия — Нижегородская и Арзамасская епархия Русская Православная Церковь Основная информация Страна Россия Епархиальный центр Нижний Новгород Ос … Википедия

Монастыри Нижегородской области — Нижегородская и Арзамасская епархия Русская Православная Церковь Основная информация Страна Россия Епархиальный центр Нижний Новгород Ос … Википедия

Нижегородские монастыри — Нижегородская и Арзамасская епархия Русская Православная Церковь Основная информация Страна Россия Епархиальный центр Нижний Новгород Ос … Википедия

Список храмов, упразднённых советской властью — Снос Храма Христа Спасителя в Москв … Википедия

Верхотурье — У этого термина существуют и другие значения, см. Верхотурье (значения). Город Верхотурье Верхотурский острог Флаг Герб … Википедия

Храмы в честь Святителя Николая Нижегородской епархии — В Нижегородской и Арзамасской епархии насчитывается 50 действующих храма в честь Святителя Николая. В том числе домовая церковь в Высоковском Успенском монастыре и часовня в Нижнем Новгороде. Каждый десятый храм в епархии освящён в честь Николая… … Википедия

Храмы в честь Святителя Николая Нижегородской митрополии — В Нижегородской митрополии насчитывается 50 действующих храма в честь Святителя Николая. В том числе домовая церковь в Высоковском Успенском монастыре и часовня в Нижнем Новгороде. Каждый десятый храм в митрополии освящён в честь Николая… … Википедия

Никольский женский монастырь

Данную достопримечательность Вы сможете «вживую» увидеть , отправившись в путешествие по слудующей программе: Арзамас-Пешелань, Нижний Новгород-Городец-Семенов-Арзамас-Пешелань, Нижний Новгород-Арзамас-Пешелань,

Николаевский монастырь основан при Иоанне Грозном в 1580 году. Строителем монастыря был житель Арзамаса Феофилакт Яковлев, рукоположённый позднее во священство. Первоначально был выстроен деревянный Никольский храм, при котором позднее основана женская обитель.Деревянная Никольская церковь несколько раз горела. В 1683 году построена каменная церковь. В 1723 году восстановлена после пожара.

С 1764 года 3-го класса общежительный женский монастырь. В 1811 году на месте деревянных храмов построена каменная Церковь Богоявления Господня. Освящена в 1813 году. В 1878 году поновлён Никольский храм.

Монастырь закрыт в 1924 году. Возобновлен в 1994 году. В том же году был освящён верхний зимний придел в честь Богоявления Господня. В 1995 году состоялось освящение нижнего придела Богоявленской церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В обители проживают 25 насельниц.

  • чудотворная икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»; в монастырь была принесена почерневшей и постепенно стала светлеть
  • икона Божией Матери «Достойно есть».

В верхнем храме:

  • иконы свт. Николая Чудотворца
  • иконы блж. Матроны Московской и мц. Татианы с частицами мощей
  • ковчег с частицами мощей Оптинских старцев и других святых

Об Арзамаском Спасо-Преображенском мужском монастыре

Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года. В 1578 году государь Иоанн Грозный отписал город Арзамас в удел своему сыну Феодору, который был набожен и уделял много внимания устроению монастырской жизни. К этому времени монастырь имел две церкви, шестнадцать келлий и двадцать человек братии. Все строения монастыря были деревянными.

Вскоре случился большой пожар, почти полностью уничтоживший монастырь. Спустя 40 лет, в 1626 году другой документ уже сообщает о том, что в обители двадцать пять келлий и тридцать три монаха, те же два храма и колокольня, на которой «девять колоколов да часы боевые». Башенные часы со звучащим механизмом были в то время большой редкостью. Указаны названия врат обители — Святые (на западной стороне) и Водяные (на южной стороне). Долгие годы монастырь был деревянный, построенный по древним традициям русского деревянного зодчества. В XVII веке монастырь развивался и богател, обустраивался новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки разбирались, возводились каменные. В 1638 году начал строиться каменный храм во имя Преображения Господня. Затем была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы «четвериковая о пяти главах», в ней придел во имя Сретения Господня.

Третья церковь над Святыми Вратами во имя Св. Вмч. Георгия. Четвертая церковь – под колокольнею во имя Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (ныне разобранная), относящаяся ко второй половине XVII века, имела 10 колоколов. Часовня во имя Спаса Нерукотворного примыкает к зданию Духовного Училища.

В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей.

О первых игуменах ничего не известно, однако опираясь на исторические документы, можно предположить, что зачинателями Спасо-Преображенского монастыря были подвижники из Троице – Сергиевой Лавры. Игумены Спасского монастыря с его зарождения всегда пользовались большим уважением у горожан и первенствовали среди духовенства. Впоследствии настоятели монастыря стали носить высший и почетный сан – архимандрит. Крестные ходы и торжественные общегородские службы часто начинались и проходили не в Соборе, а в Спасском монастыре. В обители было расположено и главное духовное управление города, которое возглавляли Архимандриты Спасского монастыря, являясь викариями Патриархов, к епархии которых принадлежал Арзамас. В правлении игумена Иосафа II в 1767 году Арзамас посетила императрица Екатерина II, по дороге из Симбирска в Москву. На устроенный ею прием для первых лиц города, был также приглашен игумен Иосаф II. За всю свою историю монастырь взрастил 19 игуменов и 23 архимандрита, многие из них прославились святостью жизни, выдающимися духовными и организаторскими дарованиями.

В 1815 году в Спасском монастыре основано Арзамасское Духовное Училище, для которого был выстроен каменный корпус на юго – западе монастыря. Под опекой тогдашнего архимандрита Александра заведение росло и развивалось, в 1838 году ему был присвоен титул уездного.

В монастыре имелся деревянный крест в серебряном чеканном окладе, в ковчежец которого вложены частицы святых мощей Божиих угодников, а также многие святыни, на поклонение которым сходился православный люд. Близ амвона в Преображенском соборе находилась украшенная чудотворная икона Казанской Божией Матери.

К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют. Монастырь владел значительными земельными угодьями, занимался обширной хозяйственной деятельностью, в том числе рыболовством.

Спасо – Преображенский монастырь был закрыт в двадцатые годы прошлого столетия. В 2004 году монастырь стал возрождаться. К нему был приписан храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. Первая литургия в этом храме и возрожденном монастыре была отслужена на Рождество в 2006 году.

Долгое время в главном Соборе обители располагался городской Архив. В настоящее время Архив переехал на новое место, что дало возможность 22 июля 2015 г. провести первую после почти 90-летнего перерыва Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе, которую возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Первым наместником обители был игумен Паисий (Яцко), при котором были развернуты реставрационные работы в Благовещенской церкви: восстановлен внешний вид, оштукатурен и покрашен фасад, возведена колокольня, позолочены купола, расписан нижний храм Трех Святителей. Реставрирован также внешний облик часовни Спаса Нерукотворного, начались работы по восстановлению храма Рождества Богородицы. 22 мая 2016 года и. о. наместника монастыря назначен архимандрит Тихон (Затекин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. При нем восстановление монастыря продолжается. Идет ремонт кровли и фасада Спасо-Преображенского собора. Храм Рождества Богородицы возведен под крышу. Начались работы по строительству разрушенной колокольни храма Рождества Богородицы, ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года. 31 января 2019 года на должность исполняющего обязанности наместника Спасо-Преображенского монастыря был назначен игумен Феодосий (Какуркин), на протяжении нескольких лет трудившийся экономом обители под руководством о.Тихона. Сторонние организации покидают монастырь. Почти расселен бывший игуменский корпус. Будем надеяться, что милостью Божией набранный темп восстановительных работ не ослабнет.

55° 24.1926 ′N , 43° 50.1684 ′E
55.40321N, 43.83614E
55°24′11.55″N, 43°50′10.10″E

29 материалов по 18 объектам, 511 фотографий

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Арзамасе.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Николаевский женский монастырь

Материал понравился:

Арзамас – милый сердцу провинциальный городок. В сиянии куполов, среди бескрайних лесов и голубых озер раскинулся он на высоком холме в самом сердце нижегородского края. Пропитанный ароматом и вкусом патриархальной Руси, с устремленными в небо величественными храмами, тихими купеческими улочками, где во всем свой особый облик — прошлое, настоящее и, несомненно, будущее. Есть в нем и особое, святое место – Алексеевский девичий монастырь – «Царское богомолье».

Во второй половине 19 века монастырь получил звание первоклассного. Это была одна из самых значимых женских обителей России того времени, где несли духовные подвиги более 800 сестер. В богоборческие времена Алексеевский монастырь уничтожен. Могилы игумений и монахинь, духовенства, в том числе и предков патриарха Сергия /Страгородского/, ктиторов, благочестивых горожан стерты с лица земли и долгое время находятся под плацем воинской части. От боли и скорби сжимается сердце. Что ж мы, те самые Иваны, не помнящие родства? Вспомним о том, что духовный устроитель и окормитель монастыря – преподобный Феодор игумен санаксарский, и это наш святой, Богом хранимой земли арзамасской. Несомненно, его святыми молитвами пред престолом Божиим возродится поруганная святыня.

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. — точно порадуют

Луший поисковик Рунета — Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Два часа в Арзамасе

Бросив на неё взгляд, я отметила про себя, что всё старо, как мир, однако… Меня поразила одна фотография. На ней был сказочный русский город на горе, буквально застроенной церквями. Купола теснились и блистали в вечернем освещении.

Что это? Где? Почему не знаю? Арзамас!

С этого момента зародилась мысль, что неплохо бы туда съездить. Но, как всегда, разные мелкие обстоятельства мешают довести задуманное до конца: то холодно зимой, то поезда из Москвы туда приезжают в очень неудобное время, летом — дачные дела и прочие отговорки.

И тут, планируя поездку в Нижний Новгород и ближайшие к нему города, я обнаружила, что Арзамас лежит на пути из Нижнего в Дивеево, которое трое из нашей компании захотели посетить. В Дивеево мне не очень хотелось, но возможность остановиться в Арзамасе развеяла мои сомнения.

Для поездки мы выбрали понедельник после Пасхи: праздник отшумел, туристы на многочисленных автобусах разъехались, и можно спокойно оглядеться.

В Арзамасе мы остановили машину на той самой Соборной площади, фотография которой поразила меня зимой.

Остановка планировалась недолгой, но, начав своё путешествие только в пределах этой площади, мы никак не могли оттуда уйти — так было интересно.

Так получилось, что с началом 2017 года наши поездки были связаны с городами, основанными во времена Ивана Грозного: Орёл, Болхов, Нижний Новгород. Арзамас разделил их судьбу: он был основан как город-крепость, которую распорядился заложить царь Иван Грозный в 1552 году во время третьего похода на Казань.

Как город-крепость Арзамас давно утратил своё значение, однако сохранил атмосферу старины — от Средневековья до начала 19 века.

Строительство храмов в Арзамасе продолжалось непрерывно в течение 300 лет, за это время церковные здания не раз перестраивались, деревянные заменялись каменными. К началу 20 века было построено 25 приходских церквей и 4 монастыря. Даже в годы советской власти большинство церквей уцелело, хотя планы по их сносу были.

Надо отдать должное жителям города, которые проявили настойчивость (и, я думаю, с риском для себя) и отстояли Воскресенский собор, который планировалось взорвать. Более кощунственный поступок трудно было совершить.

Никто в то время не думал, что это не просто культовое здание. Это памятник великому подвигу народа в Отечественной войне 1812 года. Впрочем, Храм Христа Спасителя в Москве тоже был построен с честь этого события, кстати, на народные деньги, но это не остановило вандалов.

Воскресенский собор строился долго, с 1814 по 1842 год, по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского (Варенцова), который был уроженцем Арзамаса. Храм огромный, его высота 47 метров, длина каждой из четырёх сторон составляет 64 метра. С каждой стороны примыкают портики с 12-ю колоннами, к которым ведут широкие лестницы.

Храм летний, службы в нём проходят только тогда, когда помещение не нуждается в отоплении, поэтому в холодный день 17 апреля он был закрыт. Но надо знать моего проныру мужа, который обязательно добивается своего. Он обратился к сторожу соседней зимней Церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», и тот позвонил в паломнический центр, откуда через некоторое время пришла очень приятная женщина, представившаяся экскурсоводом. И — о чудо! — ДЛЯ НАС четверых ОТКРЫЛИ ХРАМ! Войдя внутрь, мы буквально обомлели. Огромное пустое пространство вокруг, уходящий буквально в небо купол над нашими головами и гулкая тишина, отзывающаяся эхом на каждый звук, в которой, казалось, слышно было наше дыхание.

Экскурсия, которую провела для нас Лена (так экскурсовод представилась), была проведена на таком высоком уровне, каким не всякий столичный экскурсовод может похвастаться. Её блистательный рассказ воспроизвести невозможно, да и не надо. Если будете в Арзамасе, найдите её, телефон она мне оставила (если нужен, пишите в личку). Наши знакомые ездили после нас, на майские праздники, в эти места. Связались с Леной, и она провела великолепные экскурсии не только в Арзамасе, но и съездила с ними в Дивеево.

Но вернёмся в Воскресенский собор. Прежде всего поражает роспись. Если на секунду забыть, где ты находишься, вряд ли первой версией будет, что ты в русском православном храме. Собор расписан 14-ю огромными полотнами, на которых отображены сцены из Евангелия. Фигуры выполнены в человеческий рост.

В главном куполе между окон расположены фигуры двенадцати апостолов, чуть ниже — четырёх евангелистов.

Роспись выполнена тушью по сырой штукатурке мастерами — бывшими учениками Арзамасской школы живописи, созданной по инициативе художника А. В. Ступина, прежде всего О. С. Серебряковым и его сыном Александром, в 1834—1837 гг. За образцы были взяты шедевры мировой западноеропейской живописи.

На то время, пока летний храм закрыт, все святыни, принадлежащие ему, переносят в соседнюю, зимнюю Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Главных святынь в Воскресенском соборе две: чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского (один из самых старых в Арзамасе — 16 век). Самая древняя икона в храме — Воскресения Христова (также 16 век) — подарок Ивана Грозного. Но и без них, несмотря на некоторую необжитость и лёгкий беспорядок, есть на что посмотреть. Прежде всего это прекрасный резной иконостас работы братьев Клима и Василия Ломакиных.

Иконы трех из пяти алтарей расположены в одну линию длиной в 30 метров. Каждый из них обрамляют огромные деревянные колонны с капителями, украшенные пилястрами и изящной резьбой. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова. Царские врата главного иконостаса украшены иконами Христа и Богоматери в человеческий рост работы профессора живописи Алексеева (зятя А. В. Ступина), который расписывал Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Они не обрамлены ризами, так как являются по сути произведениями искусства. Кстати, если внимательно присмотреться к фрагменту росписи потолка на самом верху фотографии, легко можно узнать копию «Тайной вечери » Леонардо да Винчи.

Когда Воскресенский собор был музеем религии, туда принесли из окрестных сельских храмов много деревянной резной скульптуры. Некоторые фигуры находятся здесь и по сей день.

Показались мне интересными ещё несколько икон. Прежде всего искусным исполнением окладов, как эта.

А таких, как Тихвинская икона Божией матери, выполненная в сложной технике золотого шитья по бархату с драгоценными и полудрагоценными камнями, я никогда не видела.

Все вышеперечисленные главные реликвии, принадлежащие Воскресенскому собору, мы увидели, перейдя в зимнюю Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», полюбовались там и другими чудесными произведениями искусства. Но фотографировать в храме, полном людей, пришедших в церковь помолиться, побеседовать со священником, было очень неудобно.

Сама же Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» тоже очень интересна. Она старинная, была построена в 1794 году.

Ещё её можно рассмотреть на первой фотографии справа от Воскресенского собора.

Главная святыня храма — образ Божией Матери «Живоносный Источник». В храме находится также редкая икона «Собор Пресвятой Богородицы» — на одной иконе собраны все образы Богородицы, существующие в православной иконописи. Так что, молясь перед этой иконой, будто обращаешься ко всем — и Владимирской, и Казанской, и Смоленской, и Троеручице, и всем остальным…

Совсем рядом с Воскресенским собором расположен Николаевский женский монастырь, основанный в 1580 году. На Соборную площадь выходит Богоявленская церковь. Сразу бросается в глаза её необычная архитектура — она двухэтажная. Богоявленская церковь за время своего существования несколько раз перестраивалась. Последнее здание, которое мы видим, возведено в 1811 году.

Храм тёплый и уютный, с сохранившимися старыми иконами блаженной Матроны Московской и святой мученицы Татианы с частицами мощей. В этом храме наш экскурсовод передала нас в руки доброй матушки Татьяны, монахини монастыря. Боже, с каким восторгом и благоговением она рассказывала нам о чудотворных иконах, которые хранятся в этой церкви, и о чудесах, свидетельства о которых тщательно записываются в церковных книгах! Конечно, ни о каких фотографиях речи быть не могло. Однако я нашла снимки этих икон в Интернете. А их истории заимствованы с официального сайта.

Одна из самых почитаемых чудотворных икон Арзамаса — «Избавление от бед страждущих». Как гласит легенда, в 1997 году в Свято-Николаевский монастырь две жительницы Арзамаса принесли икону, точнее сказать, тёмную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено, было невозможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранятся непригодные для службы иконы. Однажды игуменья монастыря матушка Георгия, разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице, сказав, что она вскоре будет обновляться. Насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы — шею Матери Божьей и ручку Младенца. В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Божьей Матери и Спасителя. Вот только название иконы разобрать не удавалось. Как-то в Никольский монастырь приехала рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят Ангелы, и предположила, что это лик Божьей матери «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не предал этому значения. И только летом 2001 года очистилась надпись. Когда число паломников, приходящих к этой иконе, стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести ее в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался — образ пресвятой Богородицы источает само дерево. Каждую неделю, кроме Великого поста, пред иконой Богородицы «Избавление от бед страждущих» в монастыре читается акафист.

Надо было видеть глаза матушки Татьяны, когда она это рассказывала! В них была такая вера, такая ясность, что, когда она предложила нам прочитать перед этой иконой акафист, я — НЕВЕРУЮЩАЯ, НЕКРЕЩЕНАЯ, ЛЮБОПЫТСТВУЮЩАЯ, ПРАЗДНОШАТАЮЩАЯСЯ ТУРИСТКА — не смогла ей отказать. И самое главное, у меня это лучше всего получилось, потому что несколько семестров старославянского и древнерусского на филфаке даже через 40 лет, оказывается, не пропьёшь.
Еще одна чудотворная икона — «Достойно есть», или как в народе ее прозвали — «Изрубленная».

Образ был найден в 1997 году жителями города в хозяйственной постройке старинного дома и принесён в монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаз Богородицы. В монастыре икона обновилась за одну ночь после того, как сестры взяли её на крестный ход. На следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря. Вскоре произошло ещё одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые, только на лбу. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог и Его Пречистая Матерь поруганы не бывают. Монахини говорят, что перед этой иконой нужно молиться за своих неродившихся детей.
Экскурсия закончилась, вернее, нам удалось переключить внимание матушки Татьяны на других посетителей и тихо по одному выскользнуть из церкви, потому что еще надо было ехать в Дивеево, да и обратный путь в Нижний Новгород занимает часа три. Как жаль, что не пришлось побродить по тихому старинному городку. Но я была бы не я, если бы совсем ничего не успела ухватить хотя бы на ближайших к площади улицах.

Вот такая панорама открывается, если встать спиной к Воскресенскому собору.

На первом плане — двухэтажная кирпичная Благовещенская церковь, сооружённая в 1775–1784. Здесь был самый большой в городе колокол, он весил 654 пуда, или 7,5 тонн. Благовещенская церковь была единственной златоглавой в Арзамасе. С зелёными куполами — Спасо-Преображенский собор, древнейшая постройка города — 1640-х годов.

Если спуститься по улице вниз и повернуть направо, можно выйти к торговым рядам, которые, правда, трудно рассмотреть за современными вывесками. Торговать всегда было чем: здесь выделывали кожи, выращивали лук и выкармливали знаменитых арзамасских гусей с нежным мясом. Мне всегда было интересно, как этих гусей — нет, не перевозили, а перегоняли, как стадо овец или табун лошадей. Оказывается, чтобы они могли преодолеть длинный путь, их лапки обмакивали в смолу, а потом гуся ставили на песок — получалась обувка, которая сохраняла гусиные лапы.

Кстати, об этом спуске. Помните картину Перова «Тройка»? Стасов писал, что это московская сценка. Арзамасцы считают иначе: Перов учился в Арзамасской школе живописи, и сценку подсмотрел именно на этом спуске. А и правда, похоже. Я стала внимательно рассматривать картину и на заднем плане справа обнаружила силуэты церквей в дымке, напоминающие Благовещенскую церковь и Спасо-Преображенский собор.

Кроме церквей и торговых рядов, в городе сохранились старые постройки, часть из них — на Соборной площади.

Арзамас в иллюстрациях: Воскресенский собор, комплекс Никольского женского монастыря, Благовещенская приходская церковь, Спасо-Преображенский мужской монастырь

Одна из старейших городских улиц, на которой размещались раньше кузницы, каретные мастерские, и рядом конный рынок.

Слева внизу — очень своеобразно построенный из красного кирпича дом Шкарина, из-за острого восточного угла известный под названием «дом-утюг».

В центре расположено Саровское подворье с часовней (1707г.), а также жилые дома. На Соборной горке находится ценный памятник архитектуры общегосударственного значения — Воскресенский собор.

Величественное здание с четырьмя двенадцатиколонными портиками построено в лучших традициях классицизма и является украшением города. За собором видны колокольня и глава зимней соборной церкви Живоносного источника. Здания соборов используются по основному назначению, находятся в хорошем состоянии.

Так выглядела центральная часть города с колокольни Владимирской церкви. Торговые ряды, ценнейший памятник архитектуры XVII —XIX веков, являются уникальным комплексом торговых зданий, построенных на протяжении веков на очень сложном рельефе местности. По оценкам специалистов, это единственный в России сохранившийся до нас пример комплексной застройки на большом перепаде отметок. Здания находятся в удовлетворительном состоянии, однако требуется квалифицированная реставрация и восстановление утраченных элементов. На верхней террасе — здания Воскресенского собора, Введенской церкви, магистрата с пожарной каланчой.

На среднем уровне — комплекс Никольского женского монастыря, основанного в конце XVI века.

На переднем плане (справа) — двухэтажное здание купеческой биржи, построенное в конце XVIII — начале XIX веков.

Общий вид Соборной площади с колокольни зимнего собора. Справа — угол колокольни Введенской церкви. Здание магистрата с пожарной каланчой — редчайший сохранившийся до нас образец здания подобного рода.

Колокольня более позднего происхождения сооружена в 1880 — 1888 годах по проекту техника Нижегородской городской управы И.Ф.Неймана. Здание магистрата недавно отремонтировано, каланча не восстанавливалась.

За магистратом — Благовещенская приходская церковь и Спасо-Преображенский мужской монастырь. От магистрата вниз видна улица (Гостиный ряд). В центре — комплекс Никольского женского монастыря, известного с 1580 года. Входные ворота XIX века и Богоявленская церковь отремонтированы и переданы действующему в настоящее время женскому монастырю. За Богоявленской церковью виден мощный купол одноглавой церкви Святителя и Чудотворца Николая. Справа — фрагмент кровли и северного портика Воскресенского собора.

Таким видом открывался город с колокольни Богословской церкви. Весь передний план занимают постройки древнейшего арзамасского «монастыря — Спасо-Преображенского, основанного в 1556 году, Всезо же в городе вместе с пригородным Высокогорским монастырем было в разное время шесть монастырей. Монастыри и многие церкви имели еще и простонародные наименования, приведенные здесь и в дальнейшем в скобках. Самое древнее в городе сохранившееся до нас здание — Соборный храм Преображения, часть которого видна справа. Высокий пятиглавый собор был построен в 1638 — 1643 годах, достаточно хорошо сохранился, работы по реставрации его относительно невелики. Единственная в городе шатровая колокольня конца XVII — начала XVIII веков, к сожалению, полностью утрачена, также в значительной степени утрачена церковь Успения (Георгиевская) над бывшим больничным корпусом, построенная в 1806 году. Здание с высоким круглым барабаном и купол над ним — корпус настоятелей монастыря. В центре рисунка — Благовещенская церковь со стороны алтаря, за ней — Никольский монастырь и Воскресенский собор.

Никольский женский монастырь арзамас

Дивеево-Арзамас-Муром: прикосновение к святыням

Вот умрем мы – поведут нас рай смотреть,
а святые нас увидят и скажут:
«А мы их знаем, они к нам приезжали».

Перед началом учебного года, в конце августа, слушатели богословских курсов милостию Божией сподобились побывать на Дивеевской земле, приобщиться к святыням Мурома и Арзамаса. Увиденное и испытанное сердцем вызвало в них непреодолимое желание поделиться духовной радостью, обретенной на этой благодатной земле.

Отправляясь в паломническую поездку по маршруту Дивеево – Арзамас – Муром, думали о батюшке Серафиме, о канавке Царицы Небесной, о святых Петре и Февронии, Илье Муромце. Увиденное же в поездке открыло ее участникам целый пласт Святой Руси, которая до сих пор жива и напоминает о себе острой болью изуродованных икон, разрушенных монастырей и радостью икон просветляемых, чудесным обретением казалось навсегда утраченных святынь и той благодатью, которая рождается в душе при посещении святых мест.

Я молился, радость моя, дабы вода сия
в колодце была целительной от болезней.

Преподобный Серафим Саровский

В Дивеево прибыли в 6 утра и сразу направились к источнику Серафима Саровского в Цыгановке. Саровская пустынь прославилась источниками еще при жизни батюшки Серафима. Многочисленные паломники приезжали и приходили пешком за сотни верст, чтобы окунуться в воды здешних родников. В советское время почти все источники были засыпаны и уничтожены, но Божией милостью были явлены на новом месте. Одним из них является источник преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка. Уже в послевоенные годы один из охранников военного объекта, расположенного в этих местах, сподобился видеть «дедушку», который три раза ударил посохом о землю – и из нее забила вода. Этот источник властям засыпать не удалось: ковш экскаватора беспомощно скользил по земле как по твердому камню, а вскоре распоряжение об уничтожении отменили.

Теперь на этом месте – искусственное озеро из святой ключевой воды, напротив – часовня, также возведенная при попечительстве преподобного старца. Окунувшись в источник, смыв с себя земные заботы и попечения, направились в обитель.

Всех поразил Преображенский собор. Еще 20 лет назад в здесь царила мерзость запустения: был гараж, тир, на крыше росли деревья. Освящение главного престола состоялось 10 лет назад, 3 сентября 1998 года. Сейчас этот высокий белоснежный храм является украшением Дивеевской обители. Участники поездки с удивлением отметили чудесное явление: храм словно фатой накрыт белоснежной дымкой, не исчезающей ни при ярком солнце, ни при наступлении сумерек. Одному Богу ведомо, отчего является эта дымка: создается ли этот эффект вертикальным узором лепнины или, быть может, является видимым знаком присутствия благодати Божией в месте сем.

Немного придя в себя от увиденного, направились в Троицкий храм – к мощам батюшки Серафима, встречавшего при жизни всех теплым приветствием: «радость моя!» и завещавшим перед своим уходом: «Когда меня не станет, приходите ко мне на гробик, как к живому, и все расскажите». Радость и трепет перед приближением к святым мощам, у каждого свои печали и воздыхания, – и бесконечные тепло, ласка и утешение, изливающиеся на всех, приходящих за помощью к святому угоднику Божию.

В храме Рождества Богородицы приложились к мощам святых дивеевских жен: преподобных Александры, Марфы и Елены, современниц батюшки Серафима, явивших своей жизнью образ истинного служения Богу и людям, и в октябре 2004 года причисленных к лику святых.

Есть одно особое место в обители,
место утоления всякой скорби и печали –
это Канавка.

Священник Василий Тигров

Вечером, после всенощной и ужина, вместе с крестным ходом пошли на канавку Богородицы. Впереди с пением «Богородицы» идут монашенки. Тихо. Темно. Ветра нет. Земли не видно. И только подсвеченные ветви берез над головой. Такое впечатление, что идешь по веткам берез. Словно дорога в небеса. Долго потом не оставляло ощущение неземной благодати. Как говорил батюшка Серафим, Канавка – это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель.

Недалеко от канавки – лиственница, посаженная в 1904 году, в год рождения наследника Российского престола, царевича Алексея, у которой ежедневно проходят молебны царской семье. У входа на канавку – белоснежное Распятие со Христом, а в конце – Богородица на кресте. Богородица на кресте? Возможно ли это, подумалось вначале. А потом пришло осознание того, что Богородица и впрямь приняла крестные муки, видя, как был распят Христос за грехи людей, приняла крестные муки и до сих пор не сходит с креста, являясь молитвенницей за всех нас пред престолом Всевышнего.

Счастлив всяк, кто у убогого
Серафима в Дивееве пробудет… от утра и
до утра, ибо Матери Божия, Царица
Небесная, каждые сутки посещает
Дивеево.

Подошел к концу день пребывания в Дивеевской обители. Дочитан канон, закрыта книга, голова – на подушке… Проснулись со светлой головой и без двадцати пять уже были в Троицком храме, чтобы успеть к таинству исповеди. Так хотелось причаститься, но желающих – полный храм, и, кажется, никак не попасть к батюшке за отпущением грехов. Взгляд упал на икону, рядом с которой стоим. Святой Сергий Радонежский, родной наш, помоги! И вдруг – из алтаря выходит батюшка, прямиком направляется к нам и говорит: кто на исповедь – подходите! Поблагодарили преподобного Сергия и сподобились благодати святого причащения в этом святом месте.

Куда ни взглянешь – всюду такое
обилие золоченых… куполов, что казалось,
этот город вышит в золотошвейной
мастерской руками искусных женщин.

Перед революцией в Арзамасе было более 30 церквей и 4 монастыря. В годы советской власти большинство было разрушено. Сейчас активно идет процесс восстановления. Наиболее значительным архитектурным сооружением города является Воскресенский собор, заложенный в честь избавления России от французов в 1814 г.

Собор – огромный. На богослужении в нем помещается до 5 тысяч человек. Очень интересны храмовые фрески. Они выполнены тушью по сырой штукатурке в коричневатых легких тонах, что располагает к молитвенному настроению. Сюжетом фресок является земная жизнь Иисуса Христа.

Особо почитаемой святыней храма является Животворящий Крест. По преданию, во II половине XVII века три брата отправились в Макарьев на ярмарку. Двое торговали, а третий после Литургии пошел на пристань, где увидел необычайно красивый корабль, а на нем Честное Древо Креста Господня. Пораженный необыкновенным видом этого креста, сделанного из темного дерева, он умоляет хозяина судна продать его и получает согласие. Благочестивый юноша отправляется за деньгами, но вернувшись, не находит ни судна, ни памяти о нем. Взяв крест, он за сутки проходит с ним 100 км от Макарьева до Арзамаса, не чувствуя никакой усталости. Во время молебного пения от креста начал исходить свет и юноша понял, что не может хранить крест дома, и пожертвовал его храму. Впоследствии молящиеся неоднократно видели исходящий от лика Распятого свет, у креста исцелялись младенцы, совершались другие чудесные знамения.

В храме много чудотворных икон. Одной из главных святынь собора является резной образ Святителя Николая, именуемый Можайским – одна из древнейших икон города, прославившаяся многими чудесами. Именно благодаря этому образу в 1944 году собор был открыт, чтобы позволить верующим молиться о даровании победы русскому воинству.

Замечательна вышитая бисером икона «Всех скорбящих радость», духовное завещание дворянки Чемодановой, получившей от отца отказ в замужестве и ушедшей в монастырь.

В соборе есть и мироточивая икона «Семистрельная», и икона Божией Матери, предстающая смотрящим на нее то скорбящей, если смотреть на нее из придела, где совершаются панихиды, то спокойной и радостной, если смотреть на нее от входа в храм.

Необыкновенную святыню довелось увидеть в Свято-Никольском женском монастыре. Мы воочию увидели, как сильна может быть сила вражия. Невозможно без слез смотреть на лик Божией Матери, весь словно пулями пробитый ударами приклада. Стоя у этой иконы, понимаешь, что не человек наносил эти удары, вдруг с особой силой чувствуешь весь ужас послереволюционного разгула. Но израненный лик Богородицы чудесным образом обновился. Над следами прикладов смотрят на нас ясные и скорбящие глаза Пречистой Девы, словно дорисованные ангелами на поруганной иконе.

СВЯТОЙ ГРАД МУРОМ

Муром – древнейший русский город.
Таких древних городов в стране всего
пять. С Муромом связаны имена более чем
двадцати святых мужей и жен, в том
числе и первых князей-мучеников Бориса и Глеба.

При въезде в город паломников встречает памятник Илье Муромцу, святому воину земли русской, окончившему жизнь в монашеском чине и нашедшему упокоение в Киево-Печерской лавре. Налево – белокаменные стены Спасо-Преображенского мужского монастыря, одной из старейших монашеских обителей на русской земле, отметившей в 1996 году свой 900-летний юбилей. Именно в его стенах нашел упокоение св. благоверный князь Петр, в схиме Давид.

Лишь в 1995 году территория монастыря была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь после полувекового пребывания в нем военного ведомства находился в крайне плачевном состоянии, ни в одном из храмов обители невозможно было совершать богослужения. За десять лет под руководством наместника монастыря игумена Кирилла и при содействии правительства России был проделан неимоверно тяжелый труд по восстановлению древней святыни.

На территории монастыря – часовня св. великомученика Георгия Победоносца, построенная в честь погибших в горячих точках. В ней хранится земля, политая кровью русских воинов. Со смотровой площадки монастыря под звуки колокольного звона открылась взору панорама Оки, утопающей в зелени деревьев. Из сердечной глубины молитвенный вздох: «Благословенна ты, земля, и все живущие на ней!» При взгляде на красоту русской природы пришло острое осознание бессмысленности войн, раздоров, царящих в мире и желание того, чтобы все люди оглянулись вокруг и увидели, как прекрасен мир Божий, сотворенный для человека.

Спасо-Преображенский собор монастыря. Больше всего поразили черепа монахов и надпись под ними: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». За черепами крест, на нем слова:

ЯПуть, а вы не следуете за Мной.

ЯИстина, а вы не верите Мне.

ЯЖизнь, а вы не ищете Меня.

ЯУчитель, а вы не слушаете Меня.

ЯГосподь, а вы не повинуетесь Мне.

Яваш Бог, а вы не молитесь Мне.

Я – ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.

И, если вы несчастны, то не вините Меня.

Слова эти проникли в самую душу. Хотелось навсегда сохранить их в памяти. К нам подошел старенький монах и дал каждому листочек с напечатанным текстом, тем самым, который так поразил нас.

Затем мы направились в Свято-Троицкий женский монастырь, где с 1992 года хранятся в едином гробе мощи святых благоверных Петра и Февронии, покровителей семьи, находившиеся до этого при музее «под спудом».

Свято-Благовещенский мужской монастырь стоит на месте первого Муромского храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь покоятся мощи благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев, погибших при обращении жителей древнего города в христианскую веру.

Муромчане долгое время оставались язычниками. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром, чтобы обратить его жителей в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово.

Не перечислить всех святынь, которые довелось зреть во время поездки. Это мощи Иулиании Лазаревской и Василия Рязанского, и чудесные вышитые иконы Божией Матери Знамение и Иверская, и многое, многое другое.

Один из участников поездки, Александр Иванович Луканин, вернувшись, все повторял: «Надо ездить! Надо ездить! Сейчас такое время: такие святыни доступны нам, православным! Не всегда так было, не всегда будет. Поэтому – нужно ездить».

Дай Бог всем нам возможность прикоснуться к святыням и при этом не собирать камни с горы Фавор в качестве сувениров, а открыть сердце для благодати Божией, щедро изливающейся на всякого, посещающего святые места.

Завершилась поездка чудесным образом. Водитель автобуса оказался жителем Сергиева Посада, куда он и держал путь, постепенно высаживая своих пассажиров по пути следования: кого в Москве у метро, кого у Владимирского храма в Мытищах, а кого – в Перловке. Остановившись в Перловке, недалеко от храма, увидели стоящего на дороге священника, разговаривавшего по телефону и растерянно смотрящего по сторонам. Водитель подошел к батюшке и спросил, куда тому ехать. «Да вот, хотел добраться до Сергиева Посада». Оказалось, что звонил он своей матушке, и сообщал ей о том, что когда доберется домой – неизвестно, так как время позднее и никакого транспорта уже не предвидится. Какого же было его удивление и радость, когда водитель предложил подвезти его до дома! Паломники взяли у батюшки благословение, рассказали, что возвращаются из Дивеево, а он поведал им, что только что из Иерусалима, где был с русской миссией.

Дивны дела твои, Господи! Спасибо тебе, что являешь чудеса Твои нам, грешным, во укрепление нашей веры. Дай нам до конца дней сохранить ощущение Твоего Божественного присутствия, которое довелось испытать во время посещения святынь земли Русской.

Впечатления паломников описала Глущенко Ольга

Ссылка на основную публикацию