Николо угрешский мужской монастырь

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь в Дзержинском

Буквально в нескольких километрах от МКАДа есть симпатичное место, подходящее для маршрута выходного дня. В Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь в Дзержинском организовывают экскурсии, но можно приехать самостоятельно. На территории пруд с лебедями, гусями и утками, трапезная, лавки с сувенирами и церковной утварью. Можно остановиться на ночь — есть гостиница.

Обитель большая: несколько храмов, два собора. Все здания построены в разные годы и даже эпохи. Много и новодела, но он не бросается в глаза, все аккуратно вписано в ландшафт.

Интересный эффект, когда более чем шестивековая история обители проступает слоями: где-то — кладкой древнего кирпича, где-то — почерневшей балкой.

Приезжать, конечно, лучше в летом. На территории много зелени, цветов. Под тенью деревьев есть лавочки. Тихое место для того, чтобы подумать о непростой отечественной истории и собственной душе.

Адрес: Дзержинский, пл. Святителя Николая, д. 1

Координаты: 55.622880, 37.841387

Режим работы: ежедневно, 6:00-20:00

Официальный сайт: ugresha.org

Считается, что Николо-Угрешский монастырь основал Дмитрий Донской в 1380 году после схватки с Мамаем. Почему «считается»? Никаких письменных свидетельств не сохранилось. Но по косвенным признакам примерно в конце XIV века и возникла обитель. Она сразу же получила особый статус: известно, что ей помогали великие князья, игумены монастыря становились епископами в важных для Москвы епархиях. Сказывалась и близость обители к Острову — царскому потешному селу.

В Смутное время здесь перебывали все знаковые фигуры того времени. С восшествием на престол Романовых у обители наступил ренессанс. Царь освободил монастырь от налогов и фактически дал полную свободу перед государевыми людьми.

А вот в XVIII веке началось оскудение обители. Братия сократилась вчетверо — до 25 человек. Монастырь лишили льгот по сборам и податям, начали использовать как тюрьму и место пребывания инвалидов и умалишенных. Поток паломников сошел на нет. Оставшиеся монахи даже стали «баловаться» воровством и пьянством. Встал вопрос о закрытии обители.

Но все изменилось в 1834 году, когда настоятелем Николо-Угрешского монастыря стал игумен Иларий. В течение двух десятилетий он смог возродить былую славу обители. По праздникам она стала собирать десятки тысяч паломников. Богатые купеческие семьи жертвовали средства на восстановление храмов и помощь братии. Монахи построили водопровод, новые крепостные стены, больницу, завели рыбное хозяйство.

В 1918 году новая власть отдала обитель под детскую колонию Наркомфина. В бывшие кельи заселились члены трудовой коммуны. В 1940 году разобрали Никольский собор. В начале Великой Отечественной снесли колокольню — чтобы она не была ориентиром для немецких бомбардировщиков.

Возрождение обители началось в 90-е годы прошлого века.

Интересные факты

  • Лжедмитрий I в феврале 1602 года бежал из Чудова монастыря, от гнева Бориса Годунова, именно сюда, в Угрешу.
  • Обитель занимали и войска «тушинского вора» Лжедмитрия II. Летом 1610 года он поселился в монастыре с Мариной Мнишек, с которой тайно обвенчался.
  • Николо-Угрешский монастырь, как и многие обители, зачастую выполнял функции тюрьмы. В 1666 году сюда привезли раскольников: протопопа Аввакума, попа Никиту Пустосвята и диакона Федора Иванова. Склонить Аввакума к покаянию не удалось. Пустосвят и Иванов оказались более сговорчивыми и написали покаянные письма. Правда, позже они вернулись к старообрядцам.
  • Удивительная судьба была у настоятеля, руководившего обителью после революции, — архимандрита Макария. Он родился в семье священника и сам планировал стать священником, окончил пять классов семинарии, но резко изменил свой жизненный путь. Михаил Ятров (так звали Макария в миру) стал юнкером и поступил на военную службу. Уволился в чине поручика и… стал преподавать Слово Божие в Николо-Угрешском народном училище. Через три года постригся в монахи. А в июне 1905 года был назначен настоятелем. Именно отец Макарий принял на себя всю тяжесть притеснений со стороны молодой советской власти. Дважды был арестован по обвинениям в контрреволюционной деятельности. Умер от болезни в селе недалеко от монастыря. Был тайно похоронен, но уже в 2000-х годах останки нашли и перенесли на территорию обители.

Что посмотреть на территории монастыря

Северная монастырская стена

Необычную, резную стену, окружающая монастырь с севера, называют Палестинской, или Иерусалимской.
Фото: Ирина ГРИШАНОВА, lori.ru

Ее называют Палестинской или Иерусалимской. Памятник архитектуры, представляет собой символическое изображение Иерусалима в иконописной стилистике.

Никольский и Спасо-Преображенский соборы

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1880 году, а полностью восстановлен в 2004.
Фото: globallookpress.com

Сюда стекаются все прихожане и паломники. Первый полностью заново восстановлен в 2004 году. Второй восстанавливали в течение девяти лет, внутри храм расписан палехскими мастерами.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Когда-то на месте храма в честь Казанской иконы Божией Матери была башня монастырской ограды.
Фото: Михаил ВОРОЖЦОВ, lori.ru

Небольшой, но очень красивый пятиглавый храм. Строился в конце XIX века при богадельне на деньги благотворителей.

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского часто сравнивают с церковью Покрова на Нерли.
Фото: Яна КОРОЛЕВА, lori.ru

Небольшой храм на территории монастырского кладбища. Построен в честь настоятеля, который руководил обителью во второй половине XIX века. Форма храма напоминает церковь Покрова на Нерли.

Колокольня и храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи

Храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи расположился во втором ярусе колокольни.
Фото: Елена МАКАРОВА, lori.ru

Храм находится во втором ярусе колокольни. Иконостас состоит из икон, которые вернули обители из фондов Московского объединенного музея-заповедника.

Храм-часовня во имя Страстей Господних

Храм-часовня во имя Страстей Господних совсем новый: его построили в 2002 году.
Фото: Наталья ВОЛКОВА, lori.ru

Это полностью новый храм, до 2002 года его на территории Николо-Угрешского монастыря никогда не было. Интересен он тем, что построен в древнерусском стиле по проекту одного из монахов и отлично вписался в местный ландшафт.

Какие святыни хранятся

  • Частица мощей Святителя Николая Чудотворца. Была перенесена в мае 2000 года из греческого Пелопоннеса, из монастыря Иоанна Предтечи, где с XI века находится часть руки Святителя Николая Чудотворца.
  • Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских. Мощи этих святых лежат в Киеве. В Николо-Угрешской обители есть частицы мощей Прохора чудотворца, Иоанна постника, княгини Ольшанской, епископа Новгородского, Сильвестра чудотворца, Илии Муромца, Моисея чудотворца, Лаврентия затворника и многих других.
  • Крест-мощевик VII века. В монастыре есть музей-ризница. Крест находится там. Крест примечателен тем, что в нем есть небольшое отверстие, где, как предполагается, в древности хранилась частичка Древа Креста Господня. Также на кресте есть часть схимы преподобного Сергия Радонежского, частицы мощей Евфимия великого, преподобного Нила Столбенского и преподобномученицы Феодосии.
  • Икона преподобного Пимена. К лику святых преподобный Пимен причислен в 2000 году. Он был настоятелем монастыря в середине XIX века. Именно при Пимене обитель фактически получила второе рождение.
  • Ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова.
  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Ее подарили монастырю в 1991 году как благословение возрождающейся обители. Очень почитается паломниками и прихожанами.
  • Икона великомученика и целителя Пантелеимона. Она относится к ХIХ-ХХ векам, находится в Успенском храме. Очень почитается как братией монастыря, так и прихожанами и паломниками.

Экспертное мнение

Александр Ракитин, историк, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

«Палестинская стена — будто икона, воплощенная в архитектуре»

— В монастыре есть сооружение, менее популярное, чем остальные, между тем довольно интересное. Это Палестинская (Иерусалимская) стена, смотреть на нее нужно с внешней стороны и на некотором отдалении. Она выполнена по проекту исследователя русской архитектуры Федора Солнцева в духе древнерусских икон, на которых святые города представлены в виде большого количество башен и храмов. Солнцев именно в этой стилистике сделал часть стены Николо-Угрешского монастыря. Поэтому она воспринимается не просто как ограждение, а будто икона, воплощенная в архитектуре. Обычно туристы проходят мимо и не обращают внимания — просто по незнанию.

Николо угрешский мужской монастырь

В 2019 году исполняется 200 лет со дня смерти святителя Иннокентия Пензенского и Саратовского. Погребен он был в крипте Спасского кафедрального собора Пензы, рядом с почившими пензенскими архиереями. После революции собор взорвали. В 1998 году археологи приступили к раскопкам на Советской площади, на которой некогда возвышался уничтоженный белоснежный собор. Через несколько месяцев напряженной работы – склепы пришлось очищать от ила и воды – были обретены останки захороненных там священников. С того момента началась подготовка к прославлению святителя Иннокентия. В августе 2000 года святитель был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Мощи святого перенесли в Успенский собор, в котором они пребывают и в настоящее время. Читать далее

П окровские торжества в детском развивающем кружке «Божья коровка»

Традиционные осенние торжества, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, открылись в день праздника, 14 октября. Ребята тщательно готовились к праздничной встрече: репетировали танец осенних листочков, разучивали стихи и песни «Дождик» и «Осень снова к нам пришла». Читать далее

1 8 октября – день памяти преподобномученика Гавриила (Игошкина)

Архимандрит Гавриил (в миру Иван Иванович Игошкин) родился 23 мая (старого стиля) 1888 года в деревне Самодуровка Городищенского уезда Пензенской губернии в семье крестьян-бедняков. Читать далее

1 5 октября день памяти святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской

Святая Анна Кашинская — одна из трех дочерей ростовского князя Дмитрия Борисовича, родилась в октябре 1280 года. В 1294 году 8 ноября в Спасском соборе города Тверь состоялось ее венчание с князем Михаилом Тверским. У супругов родились дочь и четверо сыновей. Читать далее

1 4 октября Православная Церковь отмечает великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы

В день Покрова Пресвятой Богородицы люди славят Пречистую Деву. Священнослужители, диаконский чин и все стоящие в храме величают Деву Марию. Отмечая праздник Покрова Пресвятой Богородицы, свой мысленный взор мы обращаем к событиям, произошедшим в середине Х века в Константинополе, осаждаемом войсками сарацин. Во время всенощного бдения во Влахернском храме преподобный Андрей Христа ради юродивый увидел величественную Жену, идущую от Царских врат. Преклонив колена, Пречистая Дева долго молилась. По окончании, Богородица сняла с Себя блистающее покрывало, которое носила на Своей главе и распростерла над всем стоящим народом, тем самым, оградив его, от плена сарацинского. Читать далее

Я поражен всему тому, что увидел в Угрешской обители. Из руин, из праха восстала не просто красота — святыня. Конечно, здесь виден труд многих людей. Это не просто совместные усилия на очередной стройке, это есть особое действие, которое направлено на возрождение веры, а значит — на благо людей и всей нашей страны. Это служение Богу всего нашего народа. Угрешская обитель являет собой наглядный пример такого созидания. Рядом с такой святыней и такой красотой не может быть некрасивой жизни.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,
Николо-Угрешский монастырь. 19.12.2008 г.

Новости Московского Патриархата

В Москве представили второй том «Большого словаря церковнославянского языка Нового времени»

22 октября в Соборной палате Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве состоялась презентация просветительского интернет-портала «Церковнославянский язык сегодня» и второго тома «Большого словаря церковнославянского языка Нового времени».

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

24 октября Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви, состоявшейся в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве.

Представители Церкви приняли участие в V Международном форуме «Религия и мир»

23 октября в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Москве состоялся V Международный форум «Религия и мир: религия и экология».

Публикации

С вященник Алексий Веретельников. Преподобный Матфей Яранский, чудотворец.

21 октября Русская Православная Церковь празднует память Собора Вятских святых — преподобного Трифона Вятского († 1612), блаженного Прокопия Вятского († 1627), преподобного Леонида Устьнедумского († 1654), преподобного Стефана Филейского († 1890), священномученика Николая (Подьякова) († 1918), священномученика Прокопия (Попова) († 1918), священномученика Анатолия (Ивановского) († 1918); священномученика Виктора (Усова) († 1918), священномученика Михаила (Тихоницкого) († 1918), преподобного Матфея Яранского († 1927), исповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского († 1934), мученицы Нины (Кузнецовой) († 1938), преподобноисповедника Александра (Орудова) († 1961). Читать далее

С обор святителей Московских и всея России чудотворцев.

18 октября Русская Православная Церковь отмечает память Московских святителей — Петра, Алексея, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Несмотря на разность исторических эпох, в которых жили святители, их отличный друг от друга характер и внешний облик, московских чудотворцев объединяет глубокая любовь ко Христу, беззаветное служение Церкви, русскому государству и ближним. Читать далее

Николо-Угрешский монастырь

Николо-Угрешский монастырь. Спасо-Преображенский собор Страна Россия Город Дзержинский Конфессия православие Тип мужской Основатель Дмитрий Донской Дата основания 1380 год Статус действующий монастырь

Ошибка скрипта

Нико́ло-Угре́шский монасты́рь — православный мужской ставропигиальный монастырь. Расположен в городе Дзержинском Московской области.

История монастыря Править

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Князя верой и надеждой и «Сия вся угреша сердце мое». С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским. Однако, это является позднейшей версией и ныне подвергается сомнению. [1]

Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.

Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаил Федоровича, а потом и Алексей Михайловича Романова способствовало существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексей Михайловича , 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.

В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь — Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель становится одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра.

В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители.

Грандиозный Спасо-Преображенский собор был сооружен по проекту архитектора А. С. Каминского в 1880—1894 годах, он стал доминантой монастырского ансамбля.

После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский) (†1926).

1 июля 1919 монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году.

В 1920 в здании монастыря была организована в целях борьбы с детской беспризорностью детская трудовая колония Наркомфина, позже преобразованная по инициативе Ф. Э. Дзержинского в трудовую коммуну.

В 1925 был полностью закрыт. В 1940 уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.

Современная жизнь монашеской общины Править

30 января 1991 решением Мособлсовета возвращён Русской православной церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 — епископ Люберецкий, викарий Московской епархии).

В 1990-х осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.

В 1999 году при монастыре открыто Духовное Училище, преобразованное в 2000 году в Николо-Угрешскую Семинарию.

В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовы. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря. Также по проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор. [2]

В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.

При монастыре, вне его территории действует гостиница для паломников, управляемая паломнической службой монастыря.

Николо-Угрешский мужской монастырь, Дзержинский

По преданию, основан кн. Дмитрием Донским в память явления ему иконы свт. Николая в 1380, перед Куликовской битвой. В XVI-XVII вв. одно из государевых подмосковных богомолий. Во 2-й трети XIX в. в годы настоятельства игумена Пимена (Мясникова, настоятель в 1852-1880) стал одним из основных духовных центров Подмосковья, тогда же выстроено большинство ныне существующих келейных корпусов, большая часть ограды. Закрыт в 1925, с 1928 занят трудкоммуной ОГПУ, с годами разросшейся в крупный промышленный центр. Во 2-й пол. ХХ в. занят жильем и различными городскими службами. Вновь открыт в 1991, постройки отреставрированы. С 1999 на части территории действует семинария.

Пименовская церковь — Церковь Пимена Угрешского в Николо-Угрешском монастыре, Дзержинский

Каменный одноглавый храм, стилизующий формы XII в., выстроенный на месте монастырского кладбища. Сооружен в основном на средства ГУИН МЮ РФ в память погибших сотрудников.

Никольский собор — Собор Николая Чудотворца в Николо-Угрешском монастыре, Дзержинский

Каменный одноглавый четырёхстолпный собор был выстроен, скорее всего, в 1520-1530-х. Небольшая трапезная была пристроена в 1840-1849. В XVI-XIX вв. место хранения основных монастырских святынь. Закрыт в 1925, разобран в 1940. В настоящее время на его месте выстроен новый храм, стилизующий формы XVI в.

Часовня перед воротами Николо-Угрешского монастыря, Дзержинский

Часовня эклектичных форм на площади перед северными, Святыми воротами монастыря. Сломана в сер. ХХ в

Петропавловская церковь — Церковь Петра и Павла в Николо-Угрешском монастыре, Дзержинский

Деревянная одноглавая церковь, выстроенная на средства П. И. Куманина. Служила храмом скита, устроенного в дальней северо-западной части монастырской территории. Закрыта в 1928, частично перестроена. Вновь освящена в 1995.

Никольская часовня — Часовня Николая Чудотворца в Николо-Угрешском монастыре, Дзержинский

Часовня была устроена в башне Святых ворот монастыря, сооруженной в XVII в., но капитально перестроенной в 1855. В сер. ХХ в. башня сломана, ныне восстанавливается.

Преображенский собор — Собор Преображения Господня в Николо-Угрешском монастыре, Дзержинский

Огромный пятикупольный четырёхстолпный собор в псевдорусском стиле. Выстроен на средства В. В. Пегова в связи с малыми размерами старого Никольского собора. Боковые приделы — князя Владимира и княгини Ольги. Закрыт в 1925, сильно перестроен, служил цехом. Открыт в 1991, к 2000 отреставрирован.

Сергиевская церковь — Церковь Сергия Радонежского в Николо-Угрешском монастыре, Дзержинский

Домовый храм при архиерейских покоях, на втором этаже деревянного дома нач. XIX в., купленного монастырем в селе Остров. В 1917-1926 здесь на покое жил свт. Макарий (Невский). Закрыт в 1926, в 1977 здание сгорело.

Страстная церковь — Церковь Страстей Господних в Николо-Угрешском монастыре, Дзержинский

Небольшой каменный шатровый храм, стилизующий формы зодчества XVI в. Построен в западной части монастыря.

Казанская церковь — Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Николо-Угрешском монастыре, Дзержинский

Пятиглавый кирпичный храм эклектичных форм при монастырской богадельне, находящийся в юго-восточном углу монастыря. В подклете помещался придел прп. Василия Парийского. Закрыт в 1920-х, венчание сломано. Восстановлен в 2000-х.

Никольская часовня — Часовня Явления образа Николая Чудотворца в Николо-Угрешском монастыре, Дзержинский

Каменная ротондальная часовня эклектичных форм. Выстроена над местом, где по преданию Димитрию Донскому явилась икона свт. Николая. В 1920-х закрыта и перестроена. Отреставрирована в 1998.

Николо – Угрешский монастырь

На сегодняшний день Николо – Угрешский храм покорит любого, кто в первые захочет побывать в нём. Это царственный, прекраснейший и священный монастырь. Нахождение на его местности прохватывает особенной атмосферой самопросветления и душевного спокойствия. Может показаться на первый взгляд, что ни разу в этом монастыре не происходило ничего нехорошего. Однако этот священный ансамбль совершенно не так давно воскресили с развалин и безлюдья. Таким образом у нас есть большая честь посетить этот восхитительный монастырь, прочитать молитву, побывать во всех святилищах, окрестить малыша. Запросить у Всевышнего Господа поддержки либо осуществить ритуал таинства в Николо – Угрешском храме, в этом прекрасном христианском храме нашего государства.

Хроника Николо – Угрешского храма

Как — то раз, ехав по дороге на Куликово поле, на поединок с монголами (пятнадцати поприщ от города Москвы) российский правитель Димитрий Донской на сосне заметил образ Николая Чудотворца. Правитель, полководцы и все воины вознесли моление чудодейственной иконе. Затем Димитрий вскрикнул « это всё угреша души его». С того периода икону начали именовать Угрешой. Сражение российского князя одержало победу. Впоследствии после победы Димитрий отдал приказ на местности, где был обнаружен образ, построить монастырь в почтительность Николая Чудотворца за признательность в знаменитой победе.

Монастырь был создан в 1380 году. В пятнадцатом веке был открыт постоялый двор в Кремле. В 1521 году сооружение было испепелено монгольским правителем в период атаки. Однако московский правитель моментально дал указ восстановить храм.

В семнадцатом столетии данный монастырь был на пике популярности. Все величавые персоны постоянно навещали его. Этаким способом монастырь имел возможность пополняться внушительными взносами и демонстрировать собственное высочайшее состояние.

В завершении восемнадцатого века монастырь приобрёл чудодейственный образ Блаженной Божьей Матери «Взыграние». Сначала последующего столетия храмом завладели французские воины. Однако все без исключения значимые вещи не были повреждены, потому что они заранее были перенаправлены в Вологду.

По приходу русского правительства стартовала компания по конфискации монашеских драгоценностей. Позднее старцев целиком лишили права проживания, а в их сооружениях расположили отели, средние учебные заведения, общественные места питания, фабричные мастерские и прочие учреждения. В 1940 году был целиком разбит основной монастырь.

Восстановление и возрождение священного монастыря началось в семидесятых годах. До окончания века возобновили 6 храмов, десять святилищ и тронов.

Невзирая на всё это в девяностых годах положение всех монастырей было печальным. По этой причине было общепринято постановление об усиленном ремонте, в котором взяло соучастие большое число управляющих персон и обычных жителей города. Едиными стараниями получилось совершить подобный величавый монастырь.

Святилища Николо – Угрешкского храма и часовни

На местности общины имеется величавые святилища:

• Храм Успения Божьей Матери;

• Монастырь Блаженного Матвея и Параскевы;

• Собор Святого Сергия Радонежского;

• Храм Пресвятого Александра Невского;

• Монастырь Блаженного Иоанна Предчити;

• Храм Спаса Преображения;

• Собор Святых Петра и Павла;

• Храм Священного Духа;

• Монастырь Благословенного Пантелеймона;

• Храм Казанского образа Божьей Матери;

• Образы Богородицы «Всех скорбящих Радость»;

• Часовня образа Божьей Матери «Взыскание погибших»;

• Святилище появления образа князю Донскому.

Святыни и образы Угреши

На местности обиталища Господнего присутствуют так же и немаловажные святыни:

• Останки Иоанна Крестителя;

• Останки Пимена Угрешского;

• Частичка останков Николая Чудотворца;

• Останки Игнатия Брянчанинова;

• И множество иных блаженных и безгрешных.

В монастырях сохраняются образы: Взыграние Угрешская, Николая Чудотворца и перечень Тихвинского образа.

График служб в Угреше

Ежедневно на территории обиталища ведутся:

• Ежедневно в семь часов утра проходит евхаристия;

• Богослужения утренние и вечерние в пять часов вечера;

• Каждую неделю в четверг прочитывается песнопение Николаю;

• Каждую неделю в воскресенье прочитывается песнопение Тихвинскому образу;

• Каждую неделю в пятницу в вечернее богослужение прочитывается с акафистом образу «Неупиваемая чаша»;

• В торжественные дни и по воскресеньям евхаристия ведётся в утреннее время в шесть часов тридцать минут и в девять часов тридцать минут.

В каком месте располагается и как добраться к монастырю?

Можно добраться в храм Николо – Угрешский некоторыми способами:

• Следует добраться от Казанского вокзала до площади Люберцы, а потом на общественном транспорте (автобусом) номер 20 и номер 21 необходимо доехать до остановки площадь Святителя Николая;

• Возможно доехать от станции метрополитена Люблино на общественном транспорте номер 305;

• Можно добраться от станции метрополитена Кузьминки на общественном транспорте номер 470.

А конкретное местоположение храма таковое: Московская область, город Дзержинский, площадь святителя Николая, номер один. Индекс 140090.

Любой религиозный человек хотя бы единожды обязан посетить данное Господнее обиталище, ощутить данную благосклонную безмятежную обстановку, взглянуть на абсолютно все святая святых, святилища, монастыри, соборы, часовни и образы Николо – Угрешского храма. Для того чтобы без помощи других удостовериться в силе данной величавой местности.

Да пускай Вас всегда оберегает и защищает Всевышний!

Николо-угрешский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь по преданиям основан на том месте, где Дмитрию Донскому, ведущему войско на Куликово поле, явилась икона Николая Чудотворца. Именно князь велел здесь основать обитель. И сегодня, отправляясь в этот монастырь, хочется воскликнуть: «Как согрелось здесь мое сердце!». Чем же уникален Николо-Угрешский монастырь, какие святыни в нем хранятся, как добраться до обители? Обо всем этом пойдет речь далее.

Где находится Николо-Угрешский монастырь

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

  • Чтобы попасть в обитель, проще всего добираться из столицы. Сделать это можно, используя общественный транспорт.
  • Если вы хотите поклониться святыням Николо-Угрешского монастыря, добираться можно как от метро Люблино или Кузьминок, так и ехать от Казанского вокзала. В первом случае садитесь на автобус №305, во втором – на автобус №470.
  • От вокзала следует доехать до площади Люберцы, после чего сесть на автобусы, идущие по маршруту №21 или 20. Выходить необходимо на остановке «Площадь святителя Николая».

Посещение обители, режим работы

Если вы хотите прикоснуться к святыням этой обители, заказать экскурсию по монастырю лучше заранее, сделать это можно по телефону. Обратите внимание, что Николо-Угрешский монастырь является не только духовным центром, но и принимает активную роль в социальной и культурной жизни Дзержинского, а также всей Московской области. Здесь регулярно проходят встречи с учеными, писателями, деятелями искусства.
На территории обители действуют два музея: музей-ризница и музей императора Николая II. Экспозиции работают каждый день, заказать экскурсию можно по телефону обители.

  • Музей-ризница – это первый музей, открытый в Угреше. Здесь собраны уникальные образцы предметов искусства, а также древняя церковная утварь.
  • Музей Николая II рассказывает о жизни императорской семьи. Экспозиции представляют документы, а также открытки, книги, личные вещи императорской семьи. Коллекцию собирал Александр Ренжин, который и передал ее обители.

Расписание богослужений Николо-Угрешского монастыря

Обратите внимание, что расписание служб в Николо-Угрешском монастыре постоянное, кроме дней церковных праздников.

День недели Служба Время начала
Понедельник-воскресенье Литургия

Вечерня, утреня

6.45 – Успенский собор
9.00 – храм Пимена/Казанский храм
17.00 – Успенский собор
Четверг Акафист святому Николаю 17.00 – Успенский Собор
Суббота Всенощное бдение 17.00 – Преображенский храм
Воскресенье Литургия

Акафист Тихвинской иконе Богоматери

6.30 – Успенский собор
8.00 – Казанский/Пименовский храм
9.30 – Преображенский собор
17.00 – Успенский собор

Где остановиться рядом

Для паломников при обители действует гостиница, где могут остановиться группы до пятидесяти человек. По предварительной договоренности можно проживать в течение нескольких дней. Бронировать ее лучше заранее.
Кроме того, есть здесь и трапезная, которая работает до 19.00.

История создания Николо-Угрешского монастыря

Основали эту обитель в 1380 году, а неподалеку находилось дворцовое село, где часто отдыхали князья. Они щедро жертвовали монастырю не только деньги, но и земли.
Через полтора века после основания обитель сожгли крымские татары во время набега, но позже ее восстановили. Иван Грозный не только выделил лесные угодья монастырю, но и освободил его от таможенных пошлин.

Архитектура Николо-Угрешского монастыря

Уникальный архитектурный ансамбль монастыря был создан в XIX веке, причем в его проектировании принимал участие и Пимен Угрешский.
До сегодняшних дней не сохранилось четыре храма Николо-Угрешского монастыря, однако во время реставрационных работ была возведена не существовавшая ранее часовня и церковь.

  • Центром всего ансамбля является Спасо-Преображенский собор – настоящая «жемчужина» Николо-Угрешского монастыря. В нем установлен уникальный иконостас, состоящий из пяти ярусов.
  • Никольский храм – это самый древний собор обители. Его несколько раз возобновляли и отстраивали.
  • Радоще-Скорбященская церковь – действовала при монастырской больнице; восстановлена в постсоветское время.
  • Пименовская церковь – выстроена в суздальской традиции.
  • Казанская церковь – «теплый» храм, где проходят службы в зимнее время.
  • Успенская церковь – именно с нее началось возрождение обители.

Особое место занимает и Палестинская стена, которая завершает ансамбль Николо-Угрешского монастыря. Названа она так, поскольку символически изображает Иерусалим. Является одним из символов города Дзержинска.

Святыни Николо-Угрешского монастыря

В обители хранятся как частицы мощей святых, так и чудотворные иконы, которые иноки Николо-Угрешского монастыря получали в дар от верующих и братий других обителей.

  • Рака с частицами мощей Святителя Николая была доставлена сюда из Греции. Хранится здесь и икона этого святого, датируемая концом XIX века.
  • Рака с мощами и икона Пимона Угрешского – одного из настоятелей обители, внесшего немалый вклад в ее развитие и процветание.
  • Ковчег, в котором хранятся частицы мощей Киево-Печерских старцев – в нем сохраняются частицы почти ста преподобных отцов, включая Илью Муромца.
  • Ковчег с частицей мощей православного писателя Игнатия Брянчанинова, который некоторое время был настоятелем монастыря.
  • Крест-мощевик, который датируют VII веком. Содержит частицы мощей и Древа Креста Господня.
  • Тихвинская икона Божьей матери – передана обители после возрождения.

Фото Николо-Угрешского монастыря

  • Палестинская стена – уникальное сооружение, которое удалось сохранить и в дни упадка обители.
  • Монастырский ансамбль поражает своим величием.
  • Именно с Никольского храма и началась история этой обители.
  • Преображенский собор – центральная часть монастырского ансамбля.
  • Монастырь прекрасен в любое время года.
  • Монастырская колокольня видна практически из каждого уголка города.
  • На месте, где Дмитрию Донскому явилась икона, сегодня возвели Никольскую часовню.

Николо Угрешский монастырь на видео

Этот удивительный древний монастырь причудливо сочетает в себе дух старины, ощущение покоя и прочности с легкостью, которая охватывает сердце на монастырском подворье. Хотя в истории обители было немало темных страниц, сегодня она радует обновленными храмами, яркими куполами, играющими на солнце, вновь и вновь подтверждая святость этого места.

Николо-Угрешский монастырь, город Дзержинский

Духовные и нравственные искания заставляют людей отправляться в паломнические поездки, в которых они открывают для себя не только новые страницы истории, но и становятся ближе к вере и Богу.

Николо–Угрешский монастырь: история основания

Русская земля богата духовными памятниками — монастырями, церквями и соборами, колокольнями и целыми храмовыми комплексами. И порой выбрать какой-то из них бывает очень сложно. Но тем, кто не жалеет времени и сил, нужно обязательно посетить Николо-Угрешский монастырь (город Дзержинский). Данная обитель была построена по велению Дмитрия Донского в 1380 году. По преданию, на месте будущего монастыря князю явился образ самого святителя Николая Чудотворца. В то время Дмитрий Донской готовился к битве с войском Мамая и находился со своими соратниками недалеко от Москвы, всего в 15 км. Молящемуся князю святая икона была ниспослана небесами. После известной исторической битвы на Куликовом поле, окончившейся победой русских войск, Дмитрий вернулся на святое место, некогда даровавшее ему икону Николая Чудотворца, и нарек его Угрешей. После этого князь повелел основать здесь храм в честь святого Николы, который и по сей день принимает сотни паломников со всех концов мира.

Считается, что первоначально собор был возведен из дерева. Именно он был сожжен крымским ханом в 1521 году. Каменная постройка появилась намного позже, уже во время правления Василия Великого.

Путешествие святого образа

Николо-Угрешский мужской монастырь уже с первых дней основания находился на особых правах. К примеру, Иван Грозный полностью освободил его от всевозможных пошлин на необходимые товары по всей Руси.

Именно поэтому служители монастыря часто обращались к щедрому царю за помощью. Однажды они попросили Ивана Грозного отреставрировать тот самый святой образ Николая Чудотворца, который был дарован Дмитрию Донскому перед битвой. По велению царя икона была отправлена в Москву. Образ прошел по Вятке, Каме и Москве. Реставрацией занимался сам святой Макарий. По окончании работ икону отправили обратно в монастырь, а точная её копия хранилась в столице.

Угреша в смутное время

Смута для Руси стала временем упадничества, растерянности, неуверенности в будущем. В тот период Угреша становится прибежищем лжецарей и их приближенных – Лжедмитрия 1, скрывавшегося от гнева Бориса Годунова; тушинского вора и Марины Мнишек, объявившей своего мужа единственным русским престолонаследником.

В период польской интервенции Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь являл собой место сбора народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского.

Таким образом, Смутное время стало периодом испытания для Угрешской обители, которая нередко терпела грабежи даже от самих русских ополченцев.

Династия Романовых и Угреша

При первом царе из династии Романовых Михаиле, избранном на престол в 1613 году, монастырь переживал стадию расцвета. За все время своего правления государь посещал обитель 9 раз, в основном в день памяти Николая Чудотворца. Монастырь, став духовным прибежищем царя, получил от него различные привилегии: освобождение торговли от таможенных поборов, право владения рыбной ловлей в Нижнем Новгороде. За время своего правления Михаил преподнес обители множество подарков, всячески содействовал ее процветанию. Его сын, Алексей Тишайший, также продолжил традицию отца, отправляясь в пешие походы в Угрешу весной и всячески заботясь о монастыре.

Тяжелые времена

Период упадка монастыря приходится на конец 17 – начало 18 века. Это время знаменуется правлением императора Петра I. Давно забыв традиции своих предков, он превращает обитель в место содержания преступников и их казни. Появление Синода негативно сказывается на состоянии монастырей, в том числе и Угрешской обители. Оставленная без царского попечения, оно заметно оскудевает — уменьшается количество монашествующих, а вновь пришедшие послушники нередко совершают неблаговидные поступки. К середине 18 века в Угрешу стали помещать умалишенных и людей, имеющих физические недостатки и увечья. Храмовые комплексы монастыря постепенно ветшали, а средства на их реставрацию выделялись минимальные. Особенно тяжелым для обители был период правления императрицы Екатерины I, которая провела реформу секуляризации монастырских земель. Общая духовная атмосфера в Угреше ухудшалась, чему способствовала частая смена настоятелей, некоторые из которых заслужили дурную славу во время своего наместничества. Казалось, уже ничто не сможет помочь возрождению священной обители, некогда основанной по желанию самого Николая Чудотворца.

Словно птица Феникс

Свое возрождение Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь начал в 30-х годах 19 века после назначения настоятелем Игнатия Брянчанинова, впоследствии причисленного к лику святых. Несмотря на то что фактически он не успел приступить к руководству Угрешей, Игнатий смог серьезно повлиять на ее дальнейшее материальное и духовное восстановление. По его рекомендации настоятелем монастыря становится игумен Иларий. Благодаря его активной деятельности духовная жизнь начала возрождаться. Иларий тщательно следил за соблюдением установленного аскетического устава и увеличил количество монахов до 20 человек. В период его наместничества обитель обрела нескольких благотворителей, на денежные средства которых был расширен Успенский храм, достроены некоторые корпуса.

Период правления Илария был действительно плодотворным. После его смерти место настоятеля занял Пимен, который продолжил дело почившего наместника. Преподобный Пимен смог открыть при монастыре училище для крестьянских детей. Во время войны настоятель организовал на территории Угреши богадельню, в которой принимали раненых с поля боя. Вплоть до начала революции 1918 года в монастыре текла тихая и размеренная жизнь.

Испытание переменами

Так же, как и многие православные комплексы России, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском был закрыт даже после многочисленных попыток настоятеля Макария и братии сохранить обитель. На его месте был основан приют для беспризорников. Во время войны пришлось снести колокольню Николая, которая могла бы стать хорошим ориентиром для фашистских самолетов. В 80-е годы на территории Угреши открыли венерологический диспансер, который был ликвидирован в 1990 году. А через несколько месяцев, в декабре, была совершена первая за эти годы служба в день памяти Николая Чудотворца. Именно с этого момента начинается второе рождение данного православного комплекса.

Экскурсия по обители

Знаю богатую историю монастыря, истинной жемчужины и духовного оплота народа, осматривать его достопримечательности вдвойне интересно.

На территории обители находится 13 храмовых комплексов и более 20 дополнительных построек – башен, часовен, корпусов и т. д. Начать экскурсию можно с центрального сооружения — Спасо-Преображенского собора. Прекрасный храм с 5 куполами являет собой образец архитектуры 19 века. Он был специально построен к 500-летию создания монастыря. Именно в нем хранит Николо-Угрешский монастырь мощи преподобного Пимена и святой образ Николая Чудотворца. Кроме того, здесь находится точная копия иконы Федоровской Божией Матери, к помощи которой прибегают матери и женщины, готовящиеся к родам.

Никольский собор – это самая древняя часть всего православного комплекса, относящаяся к 14 веку. Считается, что именно на ее месте находился деревянный храм, построенный в честь Николая Чудотворца князем Дмитрием Донским. Появление каменной постройки связывают с пожаром, в котором сгорел первоначальный собор. Сейчас в этом храме находится часть древа от креста, на котором был распят Иисус Христос. Также вы можете помолиться перед списком иконы Николая Чудотворца, совершившей немало чудес.

Успенский собор, отличающийся своей величественностью, хранит мощи множества святых. В этом храме можно приложиться к нетленным останкам великомученика Пантелеймона, способного исцелять физические и духовные болезни по молитвам людей; Сергия Радонежского, помогающего в трудах и учебе и любых благих начинаниях; блаженной матушки Матроны, продолжающей помогать людям и после своей земной кончины, Симеона Верхотурского и многих других.

Находясь на территории монастыря, обязательно посетите собор «Всех скорбящих радость». Вы можете узнать его по 5 куполам, расположенным на крыше в виде шатра. Ранее в нем хранились древнейшие иконы Спаса Нерукотворного и Пресвятой Девы, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней, так как в 20–е годы храм разграбили и закрыли.

Пройдя от данного собора вдоль хозяйственного двора, вы очутитесь около церкви, построенной в честь Казанской Божьей Матери. Небольшой комплекс с 5 куполами, оканчивающимися ажурными крестами, был возведен в конце 19 века на деньги благотворителей. Так же, как и другие соборы, он был разрушен, а затем восстановлен только в начале 2000-х годов.

Кроме крупных комплексов, Угрешский монастырь хранит в своих стенах и небольшие постройки, например, часовни в честь Николая Чудотворца и Матери Божией. А недалеко от монастырского пруда и собора, построенного в честь преподобного Пимена, находится часовня Страстей Господних. Данное строение было возведено в начале 2000-х годов по задумке одного из насельников монастыря. Часовня построена в древнерусском стиле. Она находится на небольшом холме, который символизирует Голгофу – место страданий Иисуса. Внутри белокаменной часовни расположили крест, напоминающий о великой жертве Спасителя.

Собор Преподобного Пимена, находящийся около водоема, очень схож с известным храмом Покрова на Нерли — золотой купол возвышается над белокаменными стенами, прекрасными в своей строгости.

Также на территории монастыря расположены Петропавловский храм, Палестинская стена и другие комплексы.

Как добраться до обители

Если Вас заинтересовала история Угреши и вам хочется проникнуться жизнью монастыря, перенесшего тяжелые испытания временем, нужно обязательно побывать здесь. Угрешская обитель находится в г. Дзержинский Московской области. Доехать до православного комплекса можно следующим путем: от м. Кузьминки на автобусе вы сможете добраться до города всего за 20 минут, и перед вами откроется Николо-Угрешский монастырь. Как доехать, вы теперь знаете. Кроме того, вы можете побывать на воскресной или праздничной службах, таких как престольный праздник Николая Чудотворца.

Роль Угрешского монастыря в жизни современной России

Множество испытаний не смогли сломить духовной стойкости Угрешской обители. Периоды упадка и небывалого расцвета, полнейшее разорение и дальнейшее возрождение сплели судьбу Угреши. В новом тысячелетии Николо-Угрешский монастырь продолжает играть одну из главных ролей в православной жизни нашей страны. Сам патриарх Кирилл несказанно радуется глубокой вере людей, благодаря которой монастырские руины превратились в прекрасный храмовый комплекс города Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь стал настоящим духовно-образовательным центром Подмосковья. Об этом свидетельствуют находящиеся на территории храма музеи. Например, те, кто интересуется православной культурой или историей РПЦ, могут посетить музей-ризницу, в котором хранится множество церковной утвари и старинных предметов. Здесь можно увидеть древние иконы в позолоченных окладах, Евангелие в серебряной обложке и даже монеты времен Древней Руси. Экспонаты были собраны благодаря жертователям. Так, например, Угрешский монастырь смог обрести уникальную коллекцию, посвященную семье Николая II, причисленного к лику святых. Собранная буквально по частицам — книги и фото, сервизы и иконы — она чудесным образом попала в обитель. Данный музей открыт для посещения паломников.

Значимые праздники монастыря

Как любой православный комплекс, Николо — Угрешский монастырь в Дзержинском чтит память многих святых на ежедневных службах и воскресных литургиях. Но наиболее значимыми среди них считаются следующие дни:

  • Память Николая Чудотворца.
  • Иконы «Взыскание погибших», «Всех скорбящих радость», «Знамение», «Влахернская».
  • Память Василия Исповедника, Целителя Пантелеймона, Сергия Радонежского, Марии Египетской и др.
  • Преображение Господне, Вознесение и другие двунадесятые праздники.

Православным, глубоковерующим людям стоит посетить Николо-Угрешский монастырь. Фото,которые вы можете сделать, находясь в его стенах, запечатлят истинную красоту величественного комплекса. Угрешу нужно увидеть воочию, прикоснувшись к дрейней истории таинственной Руси, прочувствовать божественную атмосферу, помолиться перед чудотворной иконой и приложиться к мощам святых. Монастырь — это духовный лечебник, поэтому его посещение всегда идет людям лишь на пользу. И пусть обитель Святого Николая станет для вас духовным прибежищем и спасением, местом, где вы сможете позабыть о мирских заботах и трудностях.

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь

Во все времена на Руси люди отправлялись в дальние путешествия на богомолье. Считалось, что проделанный путь к святым местам укрепляет дух и веру в Бога, и молитва обязательно будет услышана. В наше время паломнический туризм снова становится востребованным направлением. Стремление к возрождению православных традиций влечет за собой растущий с каждым годом интерес к истории и культуре православного мира. Возможно, нестабильность социальной и экономической обстановки, общая нервозность во всем мире, перенасыщение информацией становится причиной того, что люди стремятся к обретению душевного покоя, а значит – к храму и молитве.

Старинные русские монастыри привлекают множество паломников во все времена не только благоприятной энергетикой и ощущением покоя и мудрости вблизи них, но и прекрасной архитектурой, живописной природой и общей исторической и культурной ценностью. Один из древнейших и красивейших монастырей, восстановление которого началось не так давно и продолжается и по настоящее время – Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь, находящийся в городе Дзержинский Московской области.

Этот монастырь имеет весьма солидную биографию – сам князь Дмитрий Донской считается его основателем. По легенде князь с войском остановились в 15 верстах от Москвы, у пруда, для отдыха, когда отправились на Куликово поле для сражения с ханом Мамаем. Тут князю явился чудесный образ — икона Николая Чудотворца. Дмитрий очень обрадовался этому божественному знаку, сказав, что «сия вся угреша сердце» его («угреша» — значит, согрела, порадовала). Так эта местность получила название Угреши. По возвращении с битвы, в которой княжеское войско одержало победу, по велению Дмитрия Донского на месте, где он узрел чудотворную икону, был устроен храм и монашеская обитель в честь святого Николая.

Карта-схема Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь

Угрешский монастырь всегда пользовался особым расположением российских монархов и знати, а угрешские игумены принимали участие в государственных деяниях. Приходилось обители пережить и множество тяжелых испытаний – не раз она оказывалась в центре важнейших исторических событий. В 1521 году монастырь был полностью сожжен, но к 1545 году реконструирован, в Смутное время в Угреше прятался Лжедмитрий II, известный как «тушинский вор», в 1611 году монастырь страдал и от разбойничьих набегов, и от пожаров, но при воцарении на престоле Российском Михаила Федоровича Романова, обитель была восстановлена, а при его преемнике Алексее Михайловиче достигла своего расцвета.

Монастырская жизнь, как и жизнь всей России, была нелегкой, были периоды и упадка, и расцвета, но настоящее запустение началось после революции 1917 года. В то время архимандритом Николо-Угрешского монастыря был отец Макарий, приложивший немало усилий для сохранения обители и претерпевший множество унижений и оскорблений от революционной власти. В 1928 году он скончался и был похоронен тайно, его останки нашли и с честью перезахоронили на территории монастыря только в 2005 году.

В 1920-1930 годы монастырь был разорен и переоборудован под трудовую коммуну, детские дома и другие казенные учреждения. Именно здесь снимался фильм о школе для беспризорников – «Республика Шкид». Во время войны были снесены древние колокольни и Никольский собор.

Только в 90-е годы ХХ века монастырь возобновил свою работу. Патриарх Алексий II лично руководил восстановлением монастыря, присвоением ему нового статуса – ставропигиального, реконструкцией зданий и сооружений.
На сегодняшний день Николо-Угрешский монастырь снова является священным и почитаемым местом. Он включает в себя часовни, храмы, общим числом более десяти, начиная от Успенской церкви с приделом преподобной Марии Египетской, построенной в 1763 году, и заканчивая храмом-часовней Страстей Господних, 2004 года постройки.

Святыни, хранящиеся в обители, издавна почитаемы всеми верующими людьми. Это частица мощей Николая Чудотворца, обращение к которому помогает во всех делах, от торговли до путешествий, Тихвинская икона Пресвятой Богородицы – защитницы всех, в защите нуждающихся, икона целителя-великомученика Пантелеймона, помогающего излечить физические и духовные немощи, покровителя всех врачей и болящих, крест-мощевик VII века, содержащий мощи великомучеников и святых.

Также насельники и служители монастыря ведут просветительскую и социальную работу, много времени посвящают работе с подрастающим поколением – под эгидой монастыря функционируют воскресные школы, летний православный лагерь. В монастыре проводятся экскурсии по храмам и музеям (музей-ризница, где хранится разная древняя церковная утварь, и музей Императора-страстотерпца Николая II, посвященный царской семье и укладу ее жизни). Активное участие монастырь принимает в паломническом туризме, организуются поездки по святым местам.

Территория монастыря очень живописна и красива. Есть родник с питьевой водой, роскошный пруд, где водится крупная рыба и во множестве живет разная птица – утки, гуси и даже лебеди. Умиротворяющий пейзаж создает атмосферу уюта и душевного тепла. Поездка в Николо-Угрешский монастырь не только станет настоящим отдыхом для души и тела, но и поможет расширить кругозор, узнать много интересного, прикоснуться к древним святыням, побывать там, где случилось чудо с князем Дмитрием Донским, увидевшим чудотворную икону, и, конечно, возродить в себе веру в чудо и помощь высших сил во всех начинаниях.

Николо-Угрешский монастырь

Содержание:

Николо-Угрешский монастырь легенда об основание обители

Основание Николо-Угрешского монастыря связано с именем князя Дмитрия Донского и его знаменитым походом на Непрядву. Когда московская рать выдвинулась из Москвы, направляясь в Коломну, где был назначен сбор всех русских войск, первый привал был сделан как раз на месте нынешнего монастыря, примерно в двадцати верстах от тогдашней границы столичного города.

Волновавшемуся перед предстоящим сражением князю во сне явилась икона Николая Чудотворца. Дмитрий Иванович истолковал это знамение как предвестие победы и, рассказав о нем приближенным, воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» От согретого сердца князя и вся местность, как считается, получила чудное по нынешним языковым меркам название Угреша.

Куликовская битва окончилась триумфом русских воинов и ознаменовала собой рождение русского духа, того самого, общенационального, не поделенного на искусственные образования типа «рязанских», «владимиро-суздальских», «тверских», «московских». Князь, возвращаясь из похода, не забыл место, где было ему чудесное знамение.

Годом основания Николо-Угрешского мужского монастыря считается 1381-й.

История Николо-Угрешского монастыря

Легенда основания Николо-Угрешского монастыря

Николо-Угрешский монастырь считается одним из самых древних на русской земле, он был основан в 1380 году. Именно на этом месте, по преданию, великий князь Дмитрий Донской остановился со своей дружиной на отдых, когда направлялся на Куликово поле. И явился князю «пречудный образ Николая Чудотворца», который стоял «сам по себе в воздухе над деревом, никем не поддерживаемый».

После победы над ханом Мамаем, «благоверный великий князь Дмитрий Иванович с благоверными князьями и боярами нарек это место именем Угреша, которым оно зовется до сего дня, и повелел на этом месте соорудить храм во имя и в честь святителя угодника Христова Николая Чудотворца и воздвиг тут обитель славную и удовольствовал ее щедро всем необходимым к пропитанию».

Времена расцвета Угрешской обители

В летописях, датированных XV веком, есть упоминание об Угрешском подворье, расположенном на территории Московского Кремля, что свидетельствует о чрезвычайно высоком статусе монастыря.

В 1521 году святую обитель и соседнее с ней село Остров сжег хан Махмет-Гирей, но спустя два десятилетия ее отстроили сызнова. А когда все было готово, в обновленный монастырь приехал Иван Грозный, любивший эти места. Он же освободил Угреши от таможенных пошлин на монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода.

Высокие гости в монастыре

После Ивана Васильевича и другие цари любили выезжать сюда на богомолье. А в годы правления государя Михаила Федоровича такие поездки даже получили официальное название «Угрешские походы». Бывал здесь и Алексей Михайлович, который чрезвычайно благоволил монастырю и богато его одаривал.

Неоднократно наведывался в монастырь и юный Петр I. А после подавления бунта стрельцов он сослал сюда наиболее мятежных своих противников.

В Николо-Угрешском монастыре от времен основания никаких зримых архитектурных следов не сохранилось. Дело в том, что монастырь был очень богатым (сказывалась и славная история основания, и близость дворцового села Остров) и мог позволить себе активно строиться и развиваться.

Приезжавшие на богомолье в Николо-Угрешский монастырь Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов, первые Романовы делали щедрые пожертвования — монастырь даже называли в народе «царским». Яркой вехой его истории стало 11 июля 1668 года, когда обитель посетил государь Алексей Михайлович в сопровождении трех Патриархов — Иоасафа Московского, Паисия Александрийского и Макария Антиохийского.

Угрешский монастырь после секуляризационной реформы Екатерины II

Серьезный удар по благосостоянию монастыря нанесла секуляризационная реформа Екатерины II — он лишился и земель, и практически всех насельников. К 1830-м годам братии оставалось всего шесть человек, и святую Угрешу могли вообще закрыть! Так, наверное, и произошло бы, если бы не отец Пимен (Мясников), прибывший сюда в качестве келейника вместе с новоназначенным настоятелем отцом Иларием, бывшим ризничим знаменитого Александро-Свирского монастыря.

В 1853 году о. Пимен, ныне прославленный в лике преподобных, был возведен во игумены. В этот же день, 16 октября, в монастыре ввели общежительный устав. Эта дата явилась поворотной в истории монастыря. За четверть века настоятельства прп. Пимена обитель превратилась из захудалой в одну из самых красивых и организованных в хозяйственном отношении в Москве и близлежащих уездах. Что касается собственно монашеского делания, то общежительный устав, хотя и с большим трудом, привился в Николо-Угрешском монастыре и принес добрые плоды.

Каменное строительство в Николо-Угрешском монастыре

В 1850-е годы в монастыре разворачивается грандиозное каменное строительство. Большинство построек нынешнего архитектурного ансамбля относится ко второй половине XIX века, лишь только колокольня — это 1758—1763 годы, хотя по ней этого не скажешь — и неспроста: в той же середине XIX столетия она была капитально перестроена.

От более древних времен сохранялся Никольский собор XVI века, но то, что мы видим сейчас, — новодел, старый храм уничтожили в 1940 году. В 1890-е годы по проекту московского архитектора А. Каминского рядом был возведен огромный Спасо-Преображенский собор, ставшим вторым по величине (после храма Христа Спасителя, разумеется) собором Московской губернии. К этому времени в обители насчитывалось 170 насельников, паломники шли сюда сотнями.

Одной из уникальных достопримечательностей, неизменно привлекавшей верующих, была и, по счастью, остается украшающая северную стену архитектурная панорама «Святой град Иерусалим», или «Иерусалимская стена» (бытует и название «Палестинская»). Вытянутая вдоль монастырской ограды декоративная красно-кирпичная постройка условно (приближенно к иконописной традиции) имитирует строения и общий силуэт Иерусалима. Это не имеющее аналогов в России сооружение было создано в 1866 году по эскизам знаменитого академика Ф. Солнцева, руководителя монументального историко-художественного проекта «Древности Российского государства».

Словом, за 600-летнюю историю монастырь пережил многое: взлеты и падения, славу и забвение. Святую обитель систематически опустошали враги православия, но она непременно возрождалась.

Николо-Угрешский монастырь после революции

В XX веке для монастыря, как и для всей Русской Церкви, настали трудные времена. В стенах обители размещались и детская исправительная колония ОГПУ, и спортивные и медицинские учреждения, и жилье. Новая власть снесла четыре храма из одиннадцати (включая самый ценный Никольский собор, небольшой и никому не мешавший).

Богослужебная жизнь в Николо-Угрешском монастыре теплилась до 1925 года, еще год работала Петропавловская церковь. В конце 1920-х-начале 1930-х годов все храмы обители были переоборудованы под жилые и административные здания. В 1940 году разобрали Никольский собор. В начале Великой Отечественной войны снесли верхние ярусы колокольни из-за опасения, что высокая колокольня может стать ориентиром для фашистской авиации.

Попытки отреставрировать архитектурный ансамбль в 1970-е годы не увенчались успехом: фактически, дальше установки строительных лесов дело не пошло, а пожар 1977 года вообще «отбил охоту» у реставраторов заниматься Николо-Угрешским монастырем.

Возрождение Николо-Угрешского монастыря

Возрождение Николо-Угрешского монастыря началось только в 1990 году, когда обитель вернули Церкви и монашеская жизнь обители затеплилась вновь. Решение о передаче монастыря Патриархии и начале реконструкции его зданий принимали депутаты городского совета г. Дзержинска.

15 декабря 1990 года был совершен первый после 1928 года молебен, на который собралось большое количество местных жителей.

1 мая 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в монастыре Божественную Литургию и чин великого освящения Успенского храма. А церковь во имя Преображения Господня, построенная в XIX веке, стала первым подворьем Николо-Угрешской обители.

Сегодня паломники и туристы могут посетить музей-ризницу, который был открыт в 1998 году и в котором выставлено собрание богослужебных предметов, книг, икон.

В начале 1998 года было объявлено о благословении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на создание при монастыре трехгодичного духовного училища, которое серьезно повлияло на жизнь и деятельность обители.

В 1999 году настоятельница греческого монастыря Дау игумения Макрина преподнесла в дар Угрешской обители частицу мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А в 2000 году епископ Диавлийский Дамаскин — частицу мощей Святителя Николая Чудотворца из пелопонесского монастыря Иоанна Предтечи. Частица мощей Николая Угодника передали из августинского монастыря де Суоре ди Санта Лючия в Риме.

Сегодня Николо-Угрешская обитель — большой ставропигиальный монастырь, впечатляющий своим величием и красотой построек.

Николо-Угрешский монастырь. История

Николо-Угрешский монастырь, история его возникновения особенная. Основан он был не монахом и не священником. Построен в живописном, но, в общем-то, совершенно случайном месте. Но главное: момент его основания совпал с трудным и переломным периодом для всей Руси.

Прежде чем попасть непосредственно на территорию монастыря, стоит обратить внимание на ту необычную его часть, что называется Палестинской стеной. Если идти в обитель со стороны Москвы, то в первую очередь будет видно именно её. Построена она в 1866 году. Кто именно и зачем решил привнести такой элемент в образ обители, неизвестно. Но традиционные узнаваемые очертания Святого города Иерусалима стали одновременно и задачкой для исследователей монастыря, и его яркой отличительной чертой.

Надо отметить, что и сама обитель, и площадь, на которой она расположена, носят имя Николая Чудотворца не просто потому, что это наиболее почитаемый православными людьми святой. Его роль в жизни монастыря судьбоносна. И чтобы понять её, нужно разобраться: чем жила наша страна во второй половине XIV века? Как появился Николо-Угрешский монастырь? История его возникновения какова?

Более ста лет финансовой и политической зависимости от Золотой Орды, внутренняя разобщенность, бесконечные распри и интриги, борьба за власть. В этих условиях отказ великого князя Московского Дмитрия Ивановича платить дань Орде стал первым решительным шагом на пути к свободе. Сумев собрать и сплотить вокруг себя многих (но, к сожалению, не всех) русских князей, Дмитрий приготовился к главной в своей жизни битве, после которой его и назовут Донским.

В августе 1380 года князь узнал, что татарский хан Мамай вовсю хозяйствует на юге Руси и уже направляет свое 100-тысячное войско на Москву. Поняв, что настал критический для отечества момент, что «поганые», как их тогда называли, готовы залить кровью русскую землю, Дмитрий Иванович начинает готовиться к предстоящей битве. Готовность отстоять независимость своего государства и защитить православную веру изъявляют не только профессиональные воины, но и простые люди, ополченцы. Сергий Радонежский даёт им благословление и двух своих иноков в подмогу. Забегая вперёд, надо сказать, что эти воины-монахи Пересвет и Ослябя из похода не вернулись. Пересвет положил начало Куликовской битве, сразившись с грозным Челубеем. А Ослябя выступил в передовом полку, который весь полёг на поле боя.

Итак, Дмитрий Иванович повел своё воинов Коломну, где должны были соединиться силы нескольких русских полков. Ночь застала войско на берегу Москвы-реки, протекающей за стенами сегодняшнего монастыря. Пока все отдыхали, великому князю не спалось. Он беспокойно ходил и размышлял о предстоящем испытании: всё ли он делает правильно, удастся ли одолеть врага, какие жертвы и потери принесет это сражение. И вдруг, как некое озарение, Дмитрию было ниспослано видение: прямо на сосне он увидел икону почитаемого всеми православными людьми святителя Николая. Это чудесное событие воодушевило и «согрело сердце» князя, как он сам об этом сказал: «Сия вся угреша сердце мое!» Вероятно, с тех пор местность эта и получила название Угреша. А кусочек ствола той самой сосны вплоть до революции бережно хранился в здешней часовне.

Успокоенный и воодушевленный, уверенный в своей правоте и силе русского духа, князь повел свое войско в бой. Итог этого похода известен из учебников истории. 8 сентября Куликовская битва закончилась достойной победой русского войска под предводительством Дмитрия, названного с той поры Донским. А на обратном пути в Москву князь снова остановился в том месте, где ему было видение, и в ознаменование долгожданной победы над монголами пообещал основать здесь монастырь имени Николая Чудотворца. Что и было вскоре сделано.

Николо-Угрешский монастырь стал ктиторским, то есть живущим на средства неравнодушных благодетелей. После Дмитрия Донского обитель поддерживали и посещали и другие русские государи. Отстроенный после сожжения крымскими татарами монастырь посещал Иван Грозный, позднее освободив его от пошлин и закрепив за ним право собственности на четырнадцать сёл в близлежащих уездах. Прислушавшись к просьбам священников, Иван Грозный распорядился вернуть первоначальный облик чудодейственной иконе святителя Николая. Образ совершил большое путешествие по нескольким речкам в Москву, встречен с почестями и отреставрирован святителем Макарием.

Смутное время не обошло стороной и Николо-Угрешский монастырь. История гласит, что в 1606 году его игумен принимал участие в венчании на царство Василия Шуйского. Кроме того, это место почему-то выбирали в качестве укрытия известные самозванцы. В феврале 1603 года здесь прятался Лжедмитрий I. А через семь лет обитель была захвачена войском так называемого «тушинского вора». Лжедмитрий II поселился и жил здесь некоторое время со своей супругой Мариной Мнишек. Неподалёку от монастыря случались битвы русских с поляками. А в 1611 году, после того, как польское войско захватило Москву, учинив там беспорядки и страшные пожары, именно в Угреше соединились силы первого Земского ополчения.

Период расцвета для этого места начался только с приходом царя Михаила Фёдоровича Романова, а затем его преемника Алексея Михайловича. Великие государи практически ежегодно бывали в этом святом месте и всячески ему благоволили: уменьшали либо отменяли подати и сборы, давали разрешение на рыбную ловлю и использование вод, делали щедрые пожертвования и давали особые привилегии.

В итоге, монастырь заметно разросся. Вокруг него возвели основательный трёхметровый забор. Здесь было большое хозяйское подворье и разнообразные каменные постройки: братские корпуса, кельи, гостиные палаты, две житницы. В монастыре цвели свои фруктовые сады, а пруды были богаты рыбой.

Но затем прошел через череду испытаний Николо-Угрешский монастырь. История рассказывает, что Петровские реформы лишили его каких бы то ни было привилегий. Царская семья, переехав из Москвы в Санкт-Петербург, позабыла Угрешу. Резко сократилось число паломников. Зато значительно прибавилось количество узников за счёт сосланных сюда мятежных стрельцов.

При Екатерине II обитель потеряла часть своих земель и обеднела ещё больше. Немногочисленным монахам вместе с настоятелем выделялось скудное жалование. Здания ветшали, а денег на их реставрацию катастрофически не хватало. И понятно, что при такой политике по отношению к духовным учреждениям, ни о каком развитии обители речи не шло. Свою «лепту» в разорение храма внесли в 1812 году и захватчики из армии Наполеона.

Однако Угреше было суждено вновь возродиться. Произошло это отчасти в связи с очередной сменой светской власти, но в большей степени из-за присутствия в жизни монастыря крепких духом служителей церкви. Как в старые добрые времена в обитель стали приходить воцерковленные спонсоры. Появилась возможность проводить реставрации, перестраивать и расширять помещения.

Строительство шло полным ходом. Протяжённость новой каменной стены составила более полутора километров, а высота – до шести метров. Её украсили 16 башен и 8 ворот. На юго-востоке территории возвели Казанский храм, благоустроили пруды, организовали водопровод. В середине XIX века в дни больших праздников Успенскую церковь посещали более десяти тысяч человек. А медицинскую помощь в монастырской больнице получали до пяти тысяч пациентов.

Настоящий расцвет наступил к началу XX столетия. Это святое место почитало духовенство, регулярно посещали многочисленные паломники и очень любили прихожане. Пока не случилась революция.

Для церквей России настали тяжёлые времена. В храмах монастыря несколько раз проводились обыски, изымались церковные ценности. Архимандрит Макарий дважды был под арестом. В 1919 году, он предпринял попытку спасти обитель, возглавив Николо-Угрешскую трудовую общину, в которой проживало несколько десятков человек. Но попытки выжить в новых условиях не увенчались успехом. Имущество монастыря начали передавать Моссовету, а на в освободившихся помещениях организовали детскую колонию для беспризорников. Кстати, история именно угрешской Коммуны им. Дзержинского нашла своё отражение в фильме «Путёвка в жизнь». А именем её создателя по сей день сегодня называют город, в котором расположен монастырь.

Столовую, цеха, школу, фабрику, гостиницы и даже венерологический диспансер в разные годы размещал на своей территории Николо-Угрешский монастырь. История сообщает, что в 1940 был уничтожен центральный и самый древний Никольский собор, имущество храмов разворовано, стены

осквернены. В 60-70-х годах были предприняты робкие шаги по сохранению и частичному восстановлению некоторых объектов монастыря.

Но настоящее воскрешение Угреши началось в 1990 году. Для начала монастырь вернули Православной Церкви. Как в старые добрые времена его возвращению к жизни помогали многочисленные благодетели: от представителей властей до обычных горожан. Постепенно восстанавливались старинные храмы. А также появлялись новые.

Десять лет назад на месте обнаружения остатков фундамента воссоздали Никольскую церковь. Причем, Святейший Патриарх Алексий высказал пожелание, чтобы собор был воздвигнут в стиле архитектуры времени Куликовской битвы и увековечил тем самым подвиг русского народа в той битве.

Сегодня самым крупным храмом Угреши является Преображенский собор, построенный в конце XIX века к 500-летию монастыря. Высотой купола и площадью он уступает лишь Храму Христа Спасителя. Его иконостас расписывали палехские мастера, а шесть паникадил привезли из Греции. Здесь хранится образ Николая чудотворца и мощи преподобного Пимена.

Многоярусная колокольня, потерявшая во время Великой Отечественной войны верхние уровни, в наши дни была восстановлена и снова выросла почти до ста метров.

Церковь Пимена Угрешского напоминает храм Покрова на Нерли. Она появилась в 2002 году на земле монастырского кладбища. До 1928 года здесь была часовня, в которой хранился прах настоятеля Пимена, канонизированного в 2000 году. Прах был укрыт в советское время неравнодушным жителем, а затем чудесным образом возвращён обители. Возвели церковь при поддержке Министерства юстиции РФ в память о его погибших сотрудниках.

Позднее завершилось основное строительство храма-часовни во имя Страстей Господних. Исполненный в древнерусском стиле, он не смотрится как «новодел», а органично вписывается в существующую архитектуру и ландшафт. Иконостас часовни украшен образами «страстного цикла». Сама она расположена на возвышении, как бы напоминая о голгофе и испытанных страданиях Христа. В этом усматривается продолжение темы святого города Иерусалима, той самой «палестинской стены», с которой начинается путешествие по Николо-Угрешскому монастырю. А декоративно обозначенная тропинка от часовни к центральному Преображенскому собору может трактоваться как символ обретения веры человеком, познавшим жизнь и мучения Божьего Сына.

Православным, глубокорелигиозным людям стоит посетить Николо-Угрешский монастырь. История его основания и строительства – это часть истории великой России. Внутри стен обители можно всей душой ощутить божественную атмосферу, обрести духовное спасение и позабыть на время о мирских заботах и трудностях.

Ссылка на основную публикацию