Николо угрешский монастырь освящение куличей

Николо-Угрешский монастырь: история обители, паломничество

Николо-Угрешский мужской монастырь — удивительное место. Здесь собраны православные святыни со всех уголков мира. Паломники могут молитвенно побывать там, откуда они были принесены в обитель со сложной историей. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский). Монастырь переживал падения и расцветы. Мы собрали информацию для паломников и тех, кто интересуется историей монастыря.

История Николо-Угрешского монастыря

Город Дзержинский и Москву соединяет не только сухопутная дорога. По Москва реке можно добраться до знаменитого Николо-Угрешского мужского монастыря, излюбленного места православных паломников. Именно сюда по воде и по суше часто ходили в паломничество представители дома Романовых.

Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. Когда-то Дмитрий Донской отправился в Коломну, где проходил большой сбор всех войск других княжеств, по дороге в Коломну на месте основания монастыря Дмитрий Донской остановился на привал, чтобы помолиться. Во время молитвы князь увидел чудо: над сосной ему явился образ иконы Николая Чудотворца. Дмитрий Донской воспринял божественный знак, как благословение на битву и сказал такие слова: Сия вся Угреша сердце мое». Эти слова означали, что Угреша согрела его сердце. Одержав победу, Дмитрий Донской, основал храм в честь Николая Угодника на месте явления иконы. В XI веке место чудесного события ознаменовала часовня. В ней долгое время хранился сруб дерева, на котором князю явился образ святителя. Во времена богоборчества святыня была утрачена. Сейчас паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

С приходом дома Романовых появилась традиция «угрешских походов». Царь отправлялся вместе со свитой и народом в Николо-Угрешский монастырь на молитву. Обычно «угрешские походы» проходили в день Николая Чудотворца.

Храмы и часовни Николо-Угрешского монастыря

Самая древняя постройка монастыря — колокольня, которую называют «угрешской свечой». Ее высота составляет 77 метров. С 1761 года сохранилось только ее подножие, во время Великой Отечественной войны верхние ярусы снесли в стратегических целях, колокольня могла быть видна неприятелю. В XX веке колокольню восстановили. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении Николо-Угрешского монастыря, которое может прочесть каждый, кто знаком со старославянским языком.

Святыни обители

Еще один сохранившийся памятник XVIII века — построенный в 1763 году Успенский храм. Он был возведен на месте упраздненных царских палат. В этом храме расположены главные святыни монастыря — Тихвинская икона Божией Матери, особо почитаемая в монастыре. Перед иконой читается соборный акафист. В храме также покоятся мощи Святых, привезенные из разных уголков мира :

  • мощи Великомученицы Варвары,
  • Целителя Пантелеймона,
  • Иоанна Крестителя,
  • Киево-Печерских святых и других исповедников веры Христовой.

В XIX веке в храме появился придел в честь Марии Египетской. Изображения на западной стене придела изображают сцены жития Преподобной Марии Египетской. Некоторые фрагменты росписи дошли до наших дней в первозданном виде, что можно считать православным чудом, ведь в советские времена здесь располагалось отделение милиции, а все стены были закрашены. При реставрации за толстым слоем краски обнаружились почти не поврежденные изображения.

В XVIII веке монастырь пережил трудные времена. Эпоха секуляризации и дальнейшие исторические события привели к тому, что в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. И все же монастырю предстояло стать «второй Лаврой», так впоследствии называли обитель московские святители.

В 1833 году настоятелем монастыря стал святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши.

Истинный расцвет монастырь ждал во времена преподобного Пимена, ревнителя традиционных богослужений. Расширилась территория монастыря, строились новые церкви, были построены больница и больничный храм…

Пережив сложные богоборческие годы и новое возрождение, монастырь и сейчас открыт для паломников.

Распорядок богослужений

В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.

В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:

  • Ранняя в 6:45 в Успенском храме,
  • Поздняя в 9:00, в Пименовском храме, в холодное время года в Казанском храме.
  • После ранней литургии совершается панихида, после поздней – молебен.

В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:

  • в 6:30 в Успенском храме,
  • в 8:00 в Пименовском,
  • в 9:30 в Преображенском соборе,

по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.

Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:

  • по вторникам прп. Пимену Угрешскому,
  • по четвергам свт. Николаю Чудотворцу;
  • по воскресеньям за вечерним Богослужением собором монастырского духовенства совершается акафистное пение перед чтимой в обители иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

По пятницам в 17:00 в храме свв. апп. Петра и Павла совершается чин малого освящения воды и молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» о страждущих недугом пьянства.

Братское монашеское правило начинается в 5:50 и состоит из молебна с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, утренних молитв и полунощницы. Вечернее правило совершается после вечерней трапезы.

В период Великого поста в обители совершается ежедневное уставное богослужение с неопустительным служением литургии Преждеосвященных Даров во все положенные дни.

Таинства Крещения и Венчания, а также отпевания проходят в приписанных к монастырю храмах.

Контакты приписных храмов:

  • Храм в честь Святого Благоверного князя Димитрия Донского: 140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д.14А, тел. 8 (495) 550-01-17
  • Храм сошествия Святого Духа на апостолов: Московская обл., г. Дзержинский, улица Лесная, д.33, тел. +7 (916) 818-28-70.
  • Храм мученика Виктора: 140055, Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая Дача, 1-й Покровский проезд, стр.8, тел.: +7(985) 193-03-44
  • Храм Макария Невского митрополита Алтайского:140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д. 6А. ст1.

Записаться на паломническую поездку и узнать подробности, а также, забронировать гостиницу и трапезную можно в офисе Паломнической службы по адресу: г. Дзержинский, площ. Святителя Николая, дом 1, Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь.

  • Телефоны для связи: +7 (495) 550-56-71, +7 (916) 884-38-65
  • Адрес электронной почты паломнической службы: nusmm.ugresha@gmail.com

Проезд из Москвы:

а) от м. Котельники авт. 470, 347;
б) от м. Люблино авт. 305;
в) от м. Алма-Атинская авт. 1063;
г) от м. Братиславская марш. 1207к;
д) от станции Люберцы авт. 20 и 21;
е) от Казанского вокзала до пл. Люберцы, далее авт. 20, 21

Фоторепортаж Экскурсия Церковь Успения Пресвятой Богородицы Николо-Угрешский монастырь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Николо-Угрешский монастырь.

Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы.
Церковь. Действует.
Престолы:Параскевы Пятницы, Матфея Апостола
Год постройки:1854.
Адрес:140090,г.Дзержинский, пл.Святителя Николая, д.1
Координаты:55.622447, 37.84021
Снаружи эта церковь выделяется выступом с золотой главой. Храм был построен на средства П.М. Александрова, близкого друга архимандрита Пимена. На рубеже XIX-XX вв. в храме был черный с серебряными украшениями иконостас, медные, чеканные, прорезные и посеребренные Царские Врата. Перед входом в храм стоял гроб из-под мощей русского святого XII в. Николы Святоши. Под алтарем храма находился склеп, в котором были похоронены главные благотворители монастыря Павел Матвеевич Александров (умер в 1859г.) и его жена Мария Григорьевна Александровна (умерла в 1862г.). Когда эта церковь была закрыта, её разграбили, а могилы были осквернены.

Крыльцо южного фасада церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Настоятельские покои (XVII в.)

Северные стены ограды
Николо-Угрешский монастырь. Московская область,Люберецкий район,город Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Николо-Угрешский монастырь. Московская область,Люберецкий район,город Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1 Проезд: На общественном транспорте: от м.»Кузьминки» автобус № 470 или от м.»Люблино» автобус № 305 до конечной остановки «Площадь Святителя Николая».Или с Казанского вокзала до станции «Люберцы-1»; далее автобусом № 20, 21. Так-же до г. Дзержинский — № 305 (трасса следования: ст. м. «Люблино» — Капотня — Областная больница — Площадь Святителя Николая (Николо-Угрешский монастырь) Архитектор: А.С. Каминский и М.Д. Быковский Год постройки: Между 1857 и 1860. Церковь. Действует.
Престолы: «Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери. Храм строился в 1857-1860 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского и М. Д. Быковского как больничный, потому что примыкал к монастырской больнице. Храм находится в северо-восточном углу обители, имеет пять глав на шатрообразной кровле. На рубеже XIX-XX вв. церковь была крыта белым железом, внутри, под высокими каменными сводами, находился трехъярусный темно-синий иконостас с золоченными карнизами, оканчивающийся вверху полукружием. Над царскими вратами располагался Деисис в серебряных золоченых окладах с венцами. Среди храмовых икон были древний образ Спаса Нерукотворенного в серебряном золоченом окладе, древний образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в серебряной золоченой раме.
Храм был закрыт и разграблен в 1920-е гг.
Восстановлен в 1999 году и освящен 16 ноября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В Николо-Угрешском монастыре отпраздновали 15-летие освящения храма преподобного Пимена Угрешского

22 сентября 2017 года в Николо-Угрешском ставропигиальном монастыре отпраздновали 15-летие освящения храма в честь преподобного Пимена Угрешского.

Решение о возведении храма в память о погибших при исполнении служебного долга сотрудниках Министерства юстиции Российской Федерации было принято в 2000 году, после прославления архимандрита Пимена в лике святых.

В 2001 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр юстиции России Юрий Чайка заложили памятную капсулу в фундамент будущего храма. Основные заботы по его устроению взяло на себя Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции (ныне это Федеральная служба исполнения наказаний РФ). Год спустя, 22 сентября 2002 года, в день попразднства Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Алексий II освятил возведенный храм. Внутри были установлены мраморные доски с именами погибших при исполнении служебного долга. Среди них имена 29 сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые погибли при проведении контртеррористических мероприятий по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона.

В день 15-летия освящения храма преподобного Пимена Угрешского Божественную литургию возглавил наместник монастыря игумен Варфоломей (Петров). Ему сослужили ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин), старший священник Покровского храма в Следственном изоляторе № 2 г. Москвы (Бутырской тюрьме) протоиерей Константин Кобелев, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Олег Котов, помощник начальника УФСИН по г. Москве по организации работы с верующими диакон Кирилл Марковский.

За богослужением молился священник Михаил Кузёмка, помощник начальника УФСИН России по Московской области по организации работы с верующими.

В храме присутствовали руководители подразделений ФСИН, руководители и бойцы спецназа Москвы и Московской области, сотрудники службы конвоирования и охраны, а также те, кто в 2002 году присутствовал на освящении храма: В.У. Ялунин, генерал-полковник в отставке, служивший в те годы начальником Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ; М.А. Львов, генерал-лейтенант в отставке; Н.И. Баринов, советник руководителя Росреестра; А.А. Пирогов, полковник внутренней службы, врио начальника Управления кадров ФСИН России; Б.В. Николаев, полковник внутренней службы, начальник отряда особого назначения «Сатурн» УФСИН России по г. Москве; С.И. Гуров, подполковник внутренней службы, начальник отдела организации взаимодействия с религиозными организациями ФСИН России.

По окончании Литургии в Николо-Угрешском монастыре была открыта памятная выставка, посвященная 15-летию освящения храма преподобного Пимена. Также для гостей была организована экскурсия по монастырю, после чего участникам праздника была предложена трапеза.

Фото с освящения храма 22 сентября 2002 года ― сайт Николо-Угрешского монастыря

Николо угрешский монастырь освящение куличей

“Для твердо верующего и живущего по Богу не страшно ничто”

Давайте, построим храм общими усилиями!

Давайте, построим храм общими усилиями!

Поездка в Николо-Угрешский монастырь.

11 марта с.г. все желающие прихожане нашего храма во главе с настоятелем иереем о. Николаем (Фатеевым) посетили Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Николо-Угрешский монастырь был основан в 1380 году святым благоверным великим князем Димитрием Ивановичем Донским. Письменных свидетельств основания монастыря не сохранилось, однако предание, неизвестно кем и когда записанное, указывало именно на князя Димитрия как основателя Угрешского монастыря и издавна хранилось в обители. Оно и изложено в рапорте, отправленном игуменом Варнавой в Духовную консисторию в августе 1871 года в ответ на указ представить данные по истории монастыря: «Благоверный великий князь Дмитрий Иванович Донской вышел из града Москвы против нечестивого Мамая, царя татарского, и, отойдя от Москвы на пятнадцать верст с воинством своим, установил шатры на месте, поросшем густыми травами, для отдыха. И явился ему на этом месте пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами светло окруженный и ярким светом осиянный, стоящий сам по себе в воздухе над деревом, называемым сосной, здесь растущим, никем не поддерживаемый. Молящемуся ему великому князю Дмитрию Ивановичу сошла сама с высоты эта святая икона и далась в честные руки его».

Расположен монастырь недалеко от г. Москвы в г. Дзержинский. Порадовал необычный адрес монастыря – площадь Святителя Николая дом 2. Доехали до монастыря очень быстро. Дорога заняла чуть больше часа. Время в пути пролетело незаметно за чтением Акафиста Святителю Николаю и канона св. прав. Алексею Мечеву. По приезде в монастырь первым делом нас накормили постным обедом, а затем началась экскурсионная программа.

Мы посетили Никольскую часовню (1893 г.; в дореволюционные годы в часовне хранился фрагмент ствола сосны, на которой явился образ святителя Николая святому князю Димитрию Донскому в 1380 году), Спасо-Преображенский собор (1882-1894 гг.), Успенскую церковь с пределом прп. Марии Египетской (1763 г.), музей Императора-страстотерпца Николая II . Обратил на себя большой пруд, расположенный на территории монастыря. Мы увидели красивых черных лебедей. Интересен контраст – черные лебеди и белые, в снегу, берега пруда.

В 17 часов началась служба в Спасо-Преображенском соборе. Как прекрасно пел мужской хор монастыря! Можно было бесконечно стоять и слушать с большим наслаждением красивые песнопения. Время пролетело очень быстро и надо было возвращаться домой, в Москву. Честно сказать, уезжать совсем не хотелось.

Хотелось бы поблагодарить за интересно проведенное время настоятеля нашего храма иерея о. Николая (Фатеева) и организатора поездки, певчую храма, Марину Галакову. Спасибо Вам!

Все хорошее имеет свойство быстро заканчивается.Так мимолетно подошел к концу воскресный день, а с ним и наша очередная экскурсия в Николо-Угрешский монастырь.

Наше знакомство с обителью началось у Часовни Святителя Николая Чудотворца, в которой бьет источник святой воды. Согласно преданию в 1380 г. князь Димитрий Донской увидел как от сосны, которое росло на месте часовни, исходило очень яркое сияние, приблизившись князь разглядел в сиянии икону Святителя Николая Чудотворца, парившую в воздухе. И как гласит легенда, когда князь приблизился к дереву, икона спустилась ему прямо на руки и в тот момент, он произнес такие слова на своем древне-русском языке — Сея вся угреша сердце мое, что в переводе на современный язык звучит как все это согрело мое сердце мое, отсюда пошло название монастыря. Та икона, которая согласно преданию была явлена Димитрию Донскому находится в Третьяковской галерее, а в монастыре её точная копия в Никольской церкви, которую Димитрий Донской заложил в честь победы над Мамаем в Куликовской битве, в последствии церковь была дважды разрушена, и воостановлена. К сожалению, в Никольскую церковь построенную в древне-русском стиле мы не попали, так как храм расписывается изнутри.

Далее мы отправились в самый большой храм обители Преображенский собор, второй по величине после храма Христа Спасителя в Московской области. Там находится угрешское чудо — мироточивая икона всех угрешских святых, умученных за веру, новомучеников и исповедников. Она начала мироточить именно в тот день, когда была впервые совершена Литургия в храме в честь угрешских святых четыре года назад.

В соборе приложились к мощам святого преподобного Пимена Угрешского, много трудов положившего в становлении монастыря, к частичке мощей Святителя Николая. Вечером в соборе началось вечернее Богослужение — Пассия. Великолепное звучание хора завораживало, голоса звучали сверху, с пристройки, к которой по бокам шли изящные винтовые лестницы. Величие и масштабность внутри собора поражали благолепием,однако мне по сердцу больше легла Успенская церковь с её низкими сводами. В Успенском храме два престола. Центральный освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, но есть ещё дополнительный престол, который освящен в честь преподобной Марии Египетской. Росписи храма сохранились с 19 века. Мне запомнилась старинная Тихвинская икона Божией матери. Этот список с иконы был подарен Святейшим Патриархом Алексием II в 1991 году, в знак возрождения монастыря. Икона считается чудотворной.

В конце эксурсии мы побывали в музее, посвященном императорской семье Николая II , где красиво представлена коллекция фотографий и памятных вещей царской семьи.

После эксурсии осталось немного свободного времени, в Преображенском соборе начиналось вечернее богосдужение — Пассия и хотелось остаться на эту дивную службу, но пора было возвращаться домой.

Бог даст, хотелось бы ещё не раз побывать и согреться сердцем в Николо-Угрешском монастыре.

Николо-Угрешский монастырь

Николо-Угрешский монастырь — православный мужской монастырь в Московской области. Основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время монастырь действующий. При монастыре действует трапезная и гостиница.

Содержание

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.

Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаила Федоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексея Михайловича , 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.

В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь — Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель становится одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра.

В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1841—1843 годах Собор Николая Чудотворца был перестроен архитектором Д. Ф. Борисовым.

В 1833 году в монастыре оставалось всего лишь шесть человек, и шла речь об упразднении монастыря. В это время московский митрополит Филарет решил сделать настоятелем этого третьеклассного монастыря игумена Игнатия Брянчанинова и через Синод вызвал его в Санкт-Петербург, где находился. Официально назначение 82-го настоятеля угрешского монастыря состоялось, но при представлении императору Николаю I, тот решил дать Игнатию в управление другой монастырь — Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом — а в угрешский монастырь был назначен, по рекомендации Игнатия, его знакомый монах Иларий, который несмотря на некоторые свои особенности и постоянное желание отказаться от должности, принял монастырь 15 марта 1834 года и настоятельствовал в нём 18 лет. Посетивший монастырь в октябре 1837 года митрополит Филарет сказал: «Во всей епархии нет у меня беднее и хуже ваших церквей».

В ноябре 1874 года послушником Николо-угрешского монастыря стал К. Н. Леонтьев, но весной 1875 года покинул монастырь из-за разногласий с игуменом Пименом. После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 года здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский) (†1926).

1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году.

В 1917 в здании монастыря была организована детская колония Наркомфина, в которую входили: приют для матерей с малолетними детьми, институт благородных девиц, учебный пансионат для мальчиков. Позже, колония, преобразованна по инициативе Ф. Э. Дзержинского в трудовую коммуну.

В 1925 был полностью закрыт. В 1940 уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.

В 1980-х годах на территории монастыря располагалось общежитие, а также секция дзюдо ДЮСШ «Союз».

30 января 1991 решением Мособлсовета возвращён Русской Православной Церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 — в сане епископа Люберецкий, викарий Московской епархии; 31 мая 2010 г. освобожден от управления монастырём в связи с назначением епископом Пензенским и Кузнецким).

В 1990-х осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.

В 1999 году при монастыре открыто Духовное Училище, преобразованное в 2000 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.

В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовых. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря. Также по проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор[3].

В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.

24 декабря 2010 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви новым наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Петров).

Современное состояние

Николо-Угрешский монастырь сегодня является не только одним из центров монашеской жизни в Подмосковье.

Угрешская обитель — центр культурной жизни г. Дзержинского и всего Подмосковья. Доказательством тому служат не только постоянные встречи с людьми науки и искусства, различные мероприятия культурно-общественного характера, но и уникальные музеи, в которых собраны тысячи предметов, имеющих как художественную, так и историческую ценность.

В монастыре действует музей Императора-страстотерпца Николая II и Музей-ризница.

Храмы и часовни:

  • Собор Спаса Преображения
  • Собор Николая Чудотворца
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы
  • Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы (придельная к Успенской церкви)
  • Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в колокольне
  • Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», при больнице
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери Николо-Угрешского монастыря, при богадельне
  • Церковь Петра и Павла, в бывшем скиту
  • Церковь Пимена Угрешского
  • Храм-часовня Страстей Господних
  • Часовня иконы Божией Матери «Взыскание Погибших»
  • Часовня явления образа Николая Чудотворца
  • Ковчег с частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая. Икона Святителя Николая (ХIХ-ХХ век) из ризницы монастыря
  • Рака со святыми мощами преподобного Пимена Угрешского. Икона преподобного Пимена Угрешского
  • Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских
  • Ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова
  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы
  • Крест -мощевик VII века
  • Икона великомученика и целителя Пантелеимона
  • Святой источник иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Престольные праздники

  • Собор Спаса Преображения (19 августа)
  • Собор Николая Чудотворца (19 декабря)
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы (28 августа)
  • Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы (29 ноября)
  • Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в колокольне (11 сентября)
  • Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», при больнице (6 ноября)
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери Николо-Угрешского монастыря, при богадельне (4 ноября)
  • Церковь Петра и Павла, в бывшем скиту (12 июля)
  • Церковь Пимена Угрешского (30 августа)
  • Храм-часовня Страстей Господних (Великий Пяток)

Николо-Угрешский мужской монастырь

Николо-Угрешский мужской монастырь.Вид сверху

Патриаршее служение в Николо-Угрешском мужском монастыре



Как добраться

До Москвы можно добраться самолетом, поездом или автобусом.

Из Москвы до Николо-Угрешского монастыря можно добраться:

От м. «Кузьминки» автобусом №347;

от м. «Котельники» автобусом № 470;

от платф. «Люберцы 1», Казанской ж/д, авт. №21.

Николо-Угрешский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

При монастыре действует трапезная и гостиница.

Допускаются группы до 50 человек. Возможно многодневное проживание.

Заявки на бронирование гостиницы и проведение экскурсий принимаются по телефону.

Адрес: 140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, д. 1

Телефоны: +7 (495) 550-56-71, +7 (916) 884-38-65

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь

История

Согласно преданию, монастырь основан в 1380 г. по повелению св. блгв. кн. Димитрия Донского в благодарность Богу за победу над татаро-монголами на Куликовом поле и на месте чудесного явления князю иконы свт. Николая Чудотворца, где князь произнес: «Сия вся угреша сердце мое» («Это все согрело сердце мое»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь ― Николо-Угрешским.

За свою историю обитель неоднократно горела и подвергалась разорению, но быстро восстанавливалась.

В XVII в. благосостояние монастыря возрастало, чему способствовали регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») первых царей из династии Романовых ― Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

В 1812 г. обитель подверглась нападению французской армии.

В начале 30-х гг. XIX в. монастырь пришел в упадок, в нем оставалось шесть иноков, и шла речь о его упразднении. После назначения митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) по рекомендации игумена Игнатия (Брянчанинова) нового настоятеля ― игумена Илария ― началось духовное и экономическое возрождение обители.

Во второй половине XIX в. в монастыре был создан выдающийся архитектурный ансамбль (художник и архитектор Ф.Г. Солнцев), центром которого стал собор Спаса Преображения и семиярусная колокольня (в XIX в. было надстроено 4 яруса). Значительно расширенная территория была обнесена стилизованной под различные архитектурные стили оградой с восемью воротами и шестнадцатью башнями; рядом с монастырем был устроен скит. К этому времени в монастыре было 10 храмов и 5 часовен.

В 1919 г. монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Община соседствовала с детской колонией Наркомфина, образованной в стенах обители сразу после революции 1917 г. Летом 1925 г. почти все храмы монастыря были закрыты, общине был оставлен Петропавловский храм ― сроком на один год. К 1930 г. монастырские ценности и церковное имущество были вывезены в государственный музей «Коломенское». В 1940 г. уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI в. В начале Великой Отечественной войны были снесены верхние яруса колокольни.

В начале 1970-х гг. началась реставрация колокольни и стен обители, однако работы велись крайне медленно. Территория монастыря, храмы и постройки, в том числе собор, активно использовались для своих нужд поселком Дзержинский.

В декабре 1990 г. в монастыре были возобновлены богослужения. Зимой 1991 г. решением Московского областного совета обитель была возвращена Церкви. В том же году монастырь получил статус ставропигии. Наместником был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий).

В 1990-2000-х гг. в обители проходили реставрационно-восстановительные работы.

В 1998 г. решением Священного Синода при монастыре было открыто духовное училище, преобразованное через год в Николо-Угрешскую духовную семинарию.

Храмы и часовни

  • собор Спаса Преображения с приделами равноап. кн. Владимира и вел. кн. Ольги (1880-1894 гг., архит. А.С. Каминский, высота 77 м);
  • Никольский собор (XVI в.; 2003-2006 гг.) с нижним храмом в честь Собора Угрешских святых;
  • храм Успения Пресвятой Богородицы с приделами ап. Матфея, прп. Марии Египетской (1763 г.);
  • Трапезный храм св. ап. Матфея и мц. Параскевы (1854 г.);
  • храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в колокольне (1758-1763 гг., перестроен в 1859 г.);
  • храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при больнице (1857-60 гг.);
  • храм Казанской иконы Божией Матери при богадельне (1869-70 гг.);
  • храм свв. апп. Петра и Павла в скиту (1860-е гг.);
  • храм прпп. Василия исповедника, епископа Парийского, и Сергия Радонежского (1875 г.);
  • Никольская часовня в память явления иконы свт. Николая Димитрию Донскому (построена в 1893 г.);
  • часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (2001 г.);
  • храм прп. Пимена Угрешского (2001-2002 гг.);
  • храм-часовня Страстей Господних (2004 г.);
  • храм вмч. Пантелеимона при городской больнице, г. Дзержинский;
  • храм блгв. кн. Александра Невского при Московском общевойсковом командном училище.

Святыни

Мощи прп. Пимена Угрешского, частица мощей свт. Николая, частицы мощей св. Иоанна Крестителя, вмч. Пантелеимона, свт. Игнатия Брянчанинова, Киево-Печерских преподобных отцов и др., крест-мощевик VII в.

Чтимые иконы: Божией Матери «Взыграние» Угрешская, список с Тихвинской иконы, список с иконы свт. Николая Чудотворца, явившейся Димитрию Донскому на месте монастыря, икона прп. Пимена Угрешского.

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 6.45 и 9.00, по воскресным и праздничным дням — в 6.30, 8.00 и 9.30. Вечернее богослужение в 17.00.

Наместник монастыря — игумен Варфоломей (Петров).

Николо-Угрешский монастырь. «Сия вся угреша мое сердце»…

В городе Дзержинский Московской области находится настоящая жемчужина — известный православный архитектурный комплекс Николо-Угрешский православный мужской ставропигиальный монастырь.

Монастырь был торжественно открыт и освящен в 1380 году по инициативе великого князя Дмитрия, прозванного в народе Донским. Государь приказал возвести храм на том месте, где было явление иконы Святого Николая Чудотворца. Согласно народному преданию, здесь дружина князя остановилась для того, чтобы отдохнуть перед марш-броском по направлению к Куликовскому полю. Явление иконы для Дмитрия Донского послужило знаком божьим и укрепило его сердце и дух надеждой и твердой верой. Пребывая в приподнятом настроении, Святой князь произнес знаменитые слова: «Сия вся угреша мое сердце» («Это всё согрело сердце моё»). С тех самых пор эта местность стала именоваться Угреша («согревающая»), а монастырь получил имя Николо-Угрешского.

В 1521 году незадолго до начала правления Ивана Грозного монастырь был сожжен дотла в результате набега великого крымского хана Мехмеда Первого Гирея. Православная святыня неоднократно горела и разграблялась, но каждый раз восстанавливалась.

В 80-х годах XVII века молодой Петр I несколько раз навещал обитель. Здесь же были заключены стрелецкие бунтари, устроившие мятеж против молодого царя.

В 1812 году храмовый комплекс стал объектом нападения со стороны французских сил Наполеона. На некоторое время в Угрешском монастыре был организован гарнизон французских мушкетеров.

В 1917 году в зданиях монастыря основали детскую колонию Наркомфина. Чуть позже Дзержинский ходатайствовал о преобразовании объекта в трудовую коммуну. Летом 1919 года монастырь был переквалифицирован в трудовую монашескую артель, а сам комплекс получил новое имя Николо-Угрешская трудовая община. В 1925 году комплекс закрыли.

До передачи (в начале 1990-х годов) территории монастыря Церкви территория и постройки, в том числе собор и церкви монастыря активно использовались тогда ещё посёлком Дзержинский; там находились начальная школа № 34, летний городской детский оздоровительный лагерь, родильный дом, детская поликлиника, молочная кухня, станция скорой медицинской помощи, кожно-венерологический диспансер, городской рынок, общественная столовая, коммунальные квартиры (проживали более 400 человек), детская площадка, частные бревенчатые дома, огороды и сады; общежитие НИХТИ (Научно-исследовательский химико-технологический институт), цех озеленения НИХТИ и посёлка, затем города, с инфраструктурой (свинарник, теплицы, огороды, сад и питомник плодовых деревьев, где выращивали овощи, цветы и т. д.). В самом здании монастыря располагались мастерские, деревообрабатывающие, металлорежущие станки и другое оборудование городского жилищно-коммунального отдела, спортивные секции тяжёлой атлетики, бокса, настольного тенниса, борьбы.

Во время Великой Отечественной войны монастырский пруд был закрыт досками, брёвнами, и на нём были возведены бутафорские постройки. Купола собора, купол и верхние этажи колокольни были снесены, так как они являлись ориентирами для налётов вражеской авиации на Москву.

В 1991 году святая обитель была возвращена Русской Православной Церкви.

К основным святыням монастыря можно отнести: фрагмент мощей Николая Чудотворца, мощи Пимена Угрешского, чтимый список образа Богоматери под названием Взыграние, копию чудотворной иконы Богоматери Феодоровская, чтимый список знаменитой Тихвинской иконы Богоматери.

В здании Успенской церкви хранятся мощи святых: Иоанна Предтечи, мученика Пантелеимона, мученика Георгия Победоносца, святителя Иннокентия Пензенского, блаженной Матроны Московской, преподобных Киево-Печерских отцов, мученика Антипы Пергамского, Игнатия Кавказского, Иосифа Астраханского, Германа Аляскинского, Сергия Радонежского

Говорят, архитектурный комплекс особенно красив летом, но и увидев монастырь в январе в пасмурную и снежную погоду, мы остались под сильным впечатлением.

007. Николо-Угрешский монастырь, страница 4

1380 По преданию, именно в этом году был основан Николо-Угрешский монастырь.

1479 Первое упоминание Николо-Угрешского монастыря в летописях в связи с пожаром на кремлевском подворье монастыря.

1521 Монастырь сожжен во время набега крымского хана Мехмет-Гирея.

1546 Первое летописное упоминание Николо-Угрешского монастыря в качестве места «государева богомолья».

1610 В монастыре находится самозванец Лжедмитрий II.

1655 Более 50 угрешских насельников умирают от «морового поветрия» (чумы).

1666 Весной и летом в монастыре под стражей содержится протопоп Аввакум.

1758 Начата постройка колокольни.

1763 Освящение каменной Успенской церкви.

1764 Николо-Угрешский монастырь отнесен к «штатным монастырям III класса».

1771 Упразднено подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле.

1812 Монастырь подвергается нападению войск Наполеона.

1853 Введение общежительного устава в обители. Игуменом монастыря становится прп. Пимен.

1866 Закончено строительство Палестинской стены.

1880 Кончина прп. Пимена, настоятеля Николо-Угрешского монастыря.

1918 Попытка изъятия большевиками монастырских лошадей приводит к бунту крестьян близлежащих деревень.

1925 Президиум Моссовета принимает решение «освободить монастырь от монахов».

1928 Закрыта Петропавловская церковь — последний действующий храм обители.

1970 Реставрационные работы в монастыре. Восстановлена Палестинская стена.

1991 Мособлсовет принимает постановление о передаче Николо-Угрешского монастыря Русской Православной Церкви. Монастырь становится ставропигиальным.

Слева: «Явление иконы Святителя Николая святому благоверному князю Димитрию Донскому на Угреше» (современная икона).

Лжедмитрий II. Именно отсюда он бежал с приближенными в Калугу. Дальнейшая судьба «царской четы» плачевна: Лжедмитрий был убит в декабре 1610 года князем Урусовым, а Марину Мнишек взяли под стражу. Своего сына-первенца, заранее прозванного в народе «Воренком», она родила в темнице. Впоследствии этот мальчик, будучи четырех лет от роду, был повешен в Москве. Сама Марина, как говорили, «умерла с тоски по своей воле».

В 1611 году под стенами обители собралось русское войско, названное впоследствии Первым ополчением. Как известно, Первому ополчению не удалось освободить Москву от поляков, задачу эту решило Второе ополчение, руководимое Мининым и Пожарским.

Тем не менее и первый опыт народного сопротивления был очень важен.

В мае 1614 года, через год после своего воцарения, в Николо-Угрешском монастыре побывал молодой царь Михаил Федорович. С тех пор государь регулярно наведывался в обитель на «Николу вешнего». А в 1620 году царь и великий князь, подобно простому паломнику, прошел расстояние от Москвы до Угреши пешком. В этом паломничестве его сопровождала мать, инокиня Марфа. Впоследствии традицию паломничеств к Николе на Угрешу продолжил царь Алексей Михайлович. При нем монастырь вступил в пору своего расцвета: благодаря обильным дарам государя и бояр были залечены раны, нанесенные Смутным временем (а они были весьма чувствительны — к 1613 году в монастырской ризнице не осталось почти ничего из богатых вкладов Ивана Грозного). В то же время Николо-Угрешский монастырь по-прежнему нес нелегкое бремя «ссыльной обители». В 1662 году здесь содержались для допроса зачинщики Медного бунта, в 1666 году — расколь-

Внизу: «Сказание о Мамаевом побоище» — произведение древнерусской литературы, повествующее о Куликовской битве.

«Сия угреша сердце мое…»

«Сия угреша сердце мое…» — эти слова великого князя Дмитрия Донского сказанные после чудесного явления на воздухе иконы Святителя Николая,. дали название знаменитому монастырю.

Сказанные много веков назад великим князем Дмитрием Донским слова «Сия вся угреша сердце мое» (угрело, согрело), когда «явился ему пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами окруженный и ярким светом сияющий, стоящий сам по себе на воздухе…» дали название и месту, и монастырю. А случилось это 22 августа 1380 года недалеко от Москвы, где Дмитрий Иванович остановился со своим войском перед битвой на Куликовом поле. Чудесное явление иконы Николы Заступника явно означало Божию помощь в предстоящей битве с Мамаем. И войско святого князя одержало победу, изменив ход истории.

Явился ему пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами окруженный и ярким светом сияющий, стоящий сам по себе на воздухе…

Нелегкая выпала Николо-Угрешскому монастырю участь – не раз он подвергался разорению и пожарам, был местом ссылки опасных лиц, центром мятежей и бунтов. Но незримо хранил свою обитель Николай Заступник.

Первая большая беда пришла в 1521 году с набегом крымского хана Махмет-Гирея, сжегшего Николо-Угрешскую обитель. Но она вновь возродилась.

Чудесное явление иконы Николы Заступника явно означало Божию помощь в предстоящей битве с Мамаем на Куликовом поле

В Смутное время именно здесь обрел свое первое пристанище бежавший из Чудова монастыря бывший монах Григорий Отрепьев, позже объявивший себя «чудом выжившим царевичем Димитрием». Поддерживаемый поляками, Лжедмитрий I короновался на русский престол вместе со своей женой Мариной Мнишек в 1605 году.

Вскоре русские дружины стали объединяться на борьбу с поляками. И это первое ополчение«собрал Никола» у стен своего монастыря на Угреше.

В 1771 году, во время эпидемии чумы, обрушившейся на московские земли, в Угрешской обители был устроен лазарет. А в Отечественную войну 1812 года здесь стоял один из отрядов захватчиков: французы не только нанесли ущерб храмам Угреши, но и надругались над святынями.

Нелегкая выпала Николо-Угрешскому монастырю участь – не раз он подвергался разорению и пожарам, был местом ссылки опасных лиц, центром мятежей и бунтов

Расцвет и упадок

Годы наибольшего расцвета обители наступили во второй половине XVII века при игумене Викентии, тогда численность братии достигала ста человек. Красив и богат был монастырь, окруженный белокаменной стеной. В нем находились древний Никольский собор, Государевы и Патриаршие палаты, братские кельи, хозяйственные постройки, фруктовые сады и пруд, в котором монахи разводили рыбу.

Стены древней обители помнят знаменитых царей и самозванцев, Вселенских Патриархов и томившихся в этих стенах ссыльных, периоды упадка и небыва лого расцвета

В первые годы своего царствования обитель часто жаловал посещениями и совсем юный Петр I, который ссылал сюда «бунташный люд»: монастырь стал местом заключения мятежных стрельцов. А церковные реформы Петра положили начало упадку Николо-Угрешской обители после 300-летнего процветания и мировой известности.

Монастырские постройки пришли в крайнюю ветхость. И только когда после сильнейшего урагана 1739 года ветер сорвал крыши и поломал кресты, государыня Елизавета Петровна выделила средства, которые позволили разобрать обветшавшие каменные строения и на их месте возвести деревянные.

Годы наибольшего расцвета обители наступили во второй половине XVII века при игумене Викентии, тогда численность братии достигала ста человек

Екатерининская эпоха привела обитель к новым напастям. И хотя была достроена колокольная и обновлена Успенская церковь, количество монашествующих сокращено было в соответствии с новыми церковными реформами до 12 человек.

К середине ХIХ века «царская» Николо-Угрешская обитель являла собой печальное зрелище: полуразвалившаяся ограда, прохудившиеся крыши, три монаха да два послушника. Монастырь был на грани упразднения. Только не может исчезнуть с лица земли обитель, появившаяся благодаря Божьему чуду: на должность нового настоятеля был назначен игумен Иларий, приехавший с келейником Петром Мясниковым, будущим преподобным Пименом Угрешским. Отец Иларий заботился о возрождении духовной жизни монастыря, а все хозяйство легло на плечи отца Пимена. Его трудами были обновлены старинные постройки и возведены пять церквей: Николаевский собор, храм преподобной Марии Египетской, Успенская, Скорбященская и Петропавловская скитская церкви. «Для монаха первое богатство – не иметь ничего», – говаривал отец Пимен. Имея в руках сотни тысяч, он не сберег для себя ни одного рубля.

Угрешская обитель в эти годы становилась центром просвещения. В 1866 году было открыто духовное народное училище, в котором дети из бедных семей могли получать начальное образование. В монастыре содержалась богадельня для старцев и немощных, а во время Балканской войны здесь устроили лазарет, где братьями милосердия были угрешские монахи.

Слава монастыря необыкновенно возросла, поток богомольцев все увеличивался, и храмы уже не вмещали желающих. В 1880 году во время торжественного празднования 500-летия обители был заложен Спасо-Преображенский собор, закладка которого стала последней земной радостью преподобного Пимена. Через несколько дней он отошел ко Господу. А Николо-Угрешский монастырь стали называть «второй Лаврой», и был он подобен величественному городу среди зелени лесов и полей.

Слава монастыря необыкновенно возросла, поток богомольцев все увеличивался, и храмы уже не вмещали желающих.

Приход к власти большевиков опустил темную завесу над монастырем. Родная верующему сердцу Угреша стала городом Дзержинским, а красивейший монастырь, являвшийся более 500 лет оплотом Православия, превратился в место запустения, скорби и разрухи.

Первая Литургия, состоявшаяся 19 декабря 1990 года, в день памяти Николая Чудотворца, собрала множество народа, заполнившего весь Успенский храм и всю площадь перед ним.

Но пришли новые времена и новые люди, которые возродили к жизни старинную обитель. Первая Литургия, состоявшаяся 19 декабря 1990 года, в день памяти Николая Чудотворца, собрала множество народа, заполнившего весь Успенский храм и всю площадь перед ним. Казалось, что в этот день молился весь город, и эта соборная молитва, услышанная Господом, стала началом возрождения. Совместными усилиями наместника и братии, благотворителей и горожан руины стали преображаться. И сейчас можно с уверенностью сказать, что монастырь полностью восстановлен. В 1998 году была открыта Николо-Угрешская семинария.

Чудотворная икона Святителя Николая, во все времена охранявшая обитель, уцелела и ныне находится в Третьяковской галерее, а список с нее – в Никольском соборе Угрешской обители. Вот уже несколько лет обитель осуществляет духовное окормление детей-сирот из коррекционной школы-интерната № 62, которые являются здесь частыми гостями.

В сентябре прошлого года наместник монастыря игумен Варфоломей совершил освящение сразу двух храмов – недавно восстановленного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи и нового – во имя Собора Угрешских святых, расположенного в подклете Никольского собора.

Вот уже несколько лет обитель осуществляет духовное окормление детей-сирот из коррекционной школы-интерната № 62, которые являются здесь частыми гостями

Невозможно передать словами ощущение благодати, когда, пройдя через врата Угреши, попадаешь в мир тишины и красоты. Где, как прежде, горят купола монастыря – красавца, богатыря, не сломленного и выстоявшего более 600 лет.

1) музей-ризница (частички мощей Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи и часть Древа Животворящего Креста Господня, собрание икон и произведений прикладного искусства);

2) музей императора-страстотерпца Николая II (уникальные фотографии, личные вещи и предметы быта семьи Романовых).

Святыни Николо-Угрешского монастыря:

1) серебряная рака с мощами преподобного Пимена Угрешского;

иконостас, расписанный палехскими мастерами (Спасо-Преображенский собор);

2) иконы Иоанна Предтечи и св. Пантелеимона с частицами мощей, ковчег с мощами 82 преподобных Киево-Печерских, святителя Игнатия Брянчининова, праведного Симеона Верхотурского, св. мученицы Людмилы и многих других святых (Успенская церковь).

Адрес Николо-Угрешского монастыря: Московская обл., г. Дзержинский, пл. Свт. Николая, д. 1.

Телефон 8 (495) 551-26-43,

Проезд из Москвы:

а) от ст. м. «Кузьминки» авт. 470;

б) от ст. м. «Люблино» авт. 305;

в) от Казанского вокзала до платф. Люберцы, далее авт. 20, 21 до ост. «Площадь Святителя Николая».

За последние 20 лет на территории Николо-Угрешского монастыря были восстановлены:

Спасо-Преображенский собор – второй по площади после храма Христа Спасителя

«Палестина» – северный участок монастырской стены,
на котором изображен древний город

Угрешская свеча – знаменитая колокольня высотой 77 м

Часовня в честь чудесного явления Дмитрию Донскому иконы Святителя Николая
построена на месте, где стояла сосна, над которой она была явлена

Петропавловский храм – единственный сохранившийся до наших дней

Часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших и Страстей Господних»

В 2002 году был возведен новый храм во имя преподобного Пимена Угрешского

Популярные туры:

Продолжайте путешествие!
  • Северная Фиваида

Так поэтически называли северные русские земли, окружающие Вологду и Белозерск, как бы .

Святой апостол Фома

19 октября Апостол Фома был одним из первых учеников Христа. Но после .

Боровск. Героизм и аскеза русской души

Здесь размещалась ставка великого князя Василия III. Отсюда можно было направлять полки .

Изыди!

Проходя мимо Надвратного храма Иоанна Предтечи Троице-Сергиевой Лавры, люди крестились, ужасаясь истошному .

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-54816.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Николо угрешский монастырь освящение куличей

Монастырь расположен в месте, где в 1380 г. по пути на Куликово поле войско вел. кн. Димитрия Ивановича остановилось на отдых. Благословленный на битву с татарами прп. Сергием Радонежским, князь, однако, испытывал некоторые сомнения в успешном исходе войны. Тогда в знак ободрения и явилась блгв. кн. Димитрию икона свт. Николая Чудотворца. Увидев дивный образ на фоне звездного неба, он убедился в Божием заступничестве и радостно воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» Чудесное видение «угрело» сердце князя. С тех пор это место было названо Угрешским. Возвращаясь с победой после Куликовской битвы, св. Димитрий Донской велел отслужить молебен на месте чудесного явления иконы и основать монастырь во имя свт. Николая. Подобно многим обителям, расположенным вблизи столицы, Николо-Угрешский монастырь испытал немало бедствий. Неоднократно ногайцы, крымцы, литовцы опустошали обитель, однако она вновь возрождалась.

В 1668 г. Угрешу посетили сразу три патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Maкарий и Московский Иоасаф. В XVIII в. монастырь был близок к закрытию. В 1833 г. в нем осталось всего 6 человек. Однако благодаря терпеливым трудам по возрождению обители игум. Илария и его преемника архим. Пимена монастырь начал восстанавливаться. В 1840 г была освящена церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, в 1852 г. — Успенская, в 1869 г. — храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также скитская церковь во имя апп. Петра и Павла. К 1880 г. число братии увеличилось до 170 человек. В 80-90-е гг. XIX в. архит. А. С. Каминским был сооружен величественный Преображенский собор. Северную часть монастырской стены украсила панорама «Святой град Иерусалим».

В 1920 г. монастырь был закрыт. В 1940 г. был снесен Никольский собор. Другие храмы были разорены и перестроены.

В 1990 г. монашеская жизнь в Николо-Угрешской обители восстановлена. 1 мая 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил монастырский Успенский храм. Сегодня здесь подвизается 12 иноков и 20 послушников. С 1993 г. братия проводит богослужения в храме вмч. Пантелеймона при больнице г. Дзержинского. Монастырь шефствует над Московским высшим общевойсковым командным училищем.

Ссылка на основную публикацию