Николо сольбинский женский монастырь

Николо сольбинский женский монастырь

Однажды Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) получил по почте книгу некоего ученого. Взяв ее в руки, преподобный без конца повторял: «Слава Богу!» «К чему бы это?» – думалось многим. Тогда из уст старца они услышали удивительную историю.

Это было много лет назад, когда иеросхимонах был еще ребенком и учился в школе. У него был одноклассник, плохо успевающий по всем предметам. Однажды, мальчик Саша (имя преподобного Амвросия, данное ему при крещении) был очень удивлен, увидев товарища, увлеченного чтением какой–то книги. «Что ты читаешь?» – спросил он. С горящими глазами мальчуган отвечал, что книга повествует о чудных открытиях, сделанных неким ученым. «Хотел бы и ты сделаться подобным этому человеку?” – задал тогда вопрос Саша. «О, да это невозможно!» – огорченно воскликнул тот. «Как же?» – настаивал Гренков, стоит тебе лишь немного потрудиться, и ты преуспеешь в учении». «Да как? Учителя сердятся на меня, чуть ли не каждый день. Получится у меня что–либо, наши преподаватели строги и взыскательны». «Это происходит потому, что ты не учишь их предметы, а если твое отношение к этому переменится, то и учителя покажутся тебе гораздо лучше!» – убеждал одноклассника Саша. (далее…)

О воскрешении сына наинской вдовы (проповедь святителя Луки Войно-Ясенецкого)

Перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там несказанное, неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, ибо вслед за Ним всегда ходили толпы народа, привлекаемого Его Божественным учением, Его преславными чудесами.

Из ворот города выходит печальное шествие: несут на погребение единственного сына вдовы несчастной, и разрывается сердце ее, и плачет и рыдает она неутешно. Идут за гробом знакомые ее иудеи и плачут вместе с ней.

Господь неожиданно останавливает шествие. Он подходит к одру умершего, касается рукой носилок и говорит:

— Юноша, тебе говорю, встань! (далее…)

Сохраним Царство Божие в себе

Царство Божие создает в нас атмосферу Царства Небесного, вопреки атмосфере сердца, которое носит в себе ад.

Человек, который носит в себе Царство Небесное, сияет божественным, мысленным светом. Христиане призваны очищать духовную атмосферу мира и расширять атмосферу Царства Божия. Миром нужно владеть, соблюдая в себе атмосферу неба, а если не сохраним Царство Божие в себе, не сможем спасти ни себя, ни других. Кто носит в себе Царство Божие, тот неосознанно передает его другим, людей будет привлекать наше спокойствие и теплота, они будут стремиться к нам и их постепенно охватит атмосфера неба. Об этом даже не нужно говорить людям, небо будет светиться в нас, когда мы будем молчать или говорить на обычные темы. Оно светится в нас даже тогда, когда мы этого не осознаем. (далее…)

Цель нашей жизни – возвращение в объятия к своему Отцу Небесному.

Что такое человеческая жизнь? Да ничего! Она настолько кратка, что невозможно себе представить. Человек в молодые годы этого не замечает. Я много размышляю, как же мы несчастны здесь, на земле, что не можем пережить даже четыре миллиарда секунд (120 лет). А нужно было бы жить 120 лет. Сто лет – это три миллиарда секунд. А что это такое сто лет? Ничего! Мгновение… Миг… Мы живем в вечности.

Всю жизнь меня мучила мысль о цели жизни. Я думал, к чему ведет эта жизнь. К тому, чтобы человек трудился для достижения материального благополучия, чтобы ел, пил, неужели это все? (далее…)

Осенние размышления

Осень. Пасмурно. Идет дождь. Опадают последние пожелтевшие листья. Как-то тоскливо стало Сашке, смотрит в окно на листопад и о чем-то думает.

– Что пригорюнился? – спросила вошедшая бабушка с заварником и печеньем в руках.

Саша продолжал смотреть в окно и тосковать.

Бабушка поставила на стол заварник с печеньем, взяла с комода чашки и налила чай. Подвинув чашку к внуку, она сказала:

– Попей-ка чайку, Сашенька.

Мальчик оторвался от окна и хлебнул чая, а потом неожиданно спросил:

– Бабушка, на что похожа осень? (далее…)

Поездка студенток колледжа в Кострому

День начался с того, что мы проснулись в три часа утра. Собрались и поехали в наше многочасовое путешествие в Кострому. Было темно и многие девочки досыпали в машине, через три часа начало светать, и мы увидели много красивых осенних пейзажей, мелькали города, в том числе и Ростов Великий. К восьми часам подъехали к Костроме, где перекусили и отправились дальше. (далее…)

Образ человеческой жизни

В один ветреный день София стояла с отцом своим у окна, из которого можно было видеть большой луг. Маленькие и большие облака летали с великой скоростью, и луг то покрывался тенью, то опять солнце его освещало.

София смотря, как тени бегали по лугу, говорила своему отцу:

– Посмотрите, батюшка, как тени бегают по лугу! Вот теперь вдруг потемнело и опять стало светло; вот еще тень бежит и ее опять уж нет.

Отец: Однако на лугу больше бывает сияния, нежели тени. Не правда ли?

София: Это правда. Теперь солнце давно уж светит, но вот еще бежит тень. (далее…)

Реально ли в этой жизни стать святым?

– Дорогой отец Михаил, меня волнует вопрос: реально ли в этом мире стать святым? Слышу очень противоречивые ответы; наш батюшка от меня просто шарахается. В чем проблема в вопросе стремления к святости?

– Что касается святости, я изучал этот вопрос много лет, набирал материал, пытаясь разобраться. И спектр мнений очень разный – от полного неприятия даже мыслей о святости для «обычного» человека, до уверенности в возможности стать святым. И в подтверждении каждой точки зрения выстраивается обоснование. Не буду на этом сейчас останавливаться, скажу, почему священнослужитель может избегать общения с человеком, считающим, что он при жизни может стать святым, обличать такого прихожанина. Священник здесь, с педагогической точки зрения, прав, потому что все святые считали себя великими грешниками, а человек, который думает о себе, что он может через какие-то духовные дела – пост, молитву и другие – достигнуть личной святости, то такой человек находится в опасности оказаться в духовной прелести. А это состояние крайне опасное. До конца жизни нужно видеть свои грехи и каяться в них. Святость определит только Бог. Мне очень нравится фраза о том, что христианин может успокоиться только тогда, когда за ним захлопнется дверь рая. (далее…)

“В этом доме пребудет любовь”

Святой апостол Фома

Святой апостол Фома, называемый близнец, родился в Галилейском городе Панеаде. Когда Господь наш Иисус Христос, во время Своего пребывания на земле с людьми, проходил по городам и селениям, уча народ и исцеляя всякие болезни, Фома, услышав его проповедь и увидев его чудеса, ходил за Ним, насыщаясь словами и делами Иисуса Христа. За свою ревность к слову Божию был причислен Господом к лику 12 апостолов.

«Верующий Фома»

Есть один интересный рассказ, как к одному старцу пришел инок и посетовал, что теряет веру – какие-то сомнения одолевают его. И он попросил, чтобы старец помог ему вновь обрести веру. На это старец ответил: «Приходи через три дня». Юноша пришел и снова стал упрашивать старца помочь ему пробудить угасшую веру. Старец опять отсрочил разговор, но на этот раз на четыре дня, а потом и на пять. И когда юноша вновь пришел к нему и стал слезно умолять старца помочь обрести утрачиваемую веру, старец ответил с улыбкой: «Ты уже имеешь такую веру, какой я не имею». На это юноша возразил, что он именно веру-то и теряет, что сомнения закрадываются ему в душу. Но старец ободрил его: «Тот, кто с таким рвением ищет веру, уже имеет ее». (далее…)

Николо-Сольбинский женский монастырь

Николо-Сольбинский монастырь — женский (до 1904 года — мужской) монастырь Ярославской епархии Русской православной церкви. Расположен на реке Сольба в местечке Сольба Нагорьевского сельского поселения Переславского района Ярославской области в 95 км от Сергиева Посада. При монастыре действует гостиница.

Содержание

Николо-Сольбинский женский монастырь расположен на берегу извилистой тихой реки Сольбы, на шоссе, соединяющем Троице-Сергиеву Лавру, Переславль-Залесский и Углич.

Время основания первоначальной мужской Николаевской пустыни восходит к XV веку. Свое название она получила от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до XX века, а также от пустынного месторасположения.

Известно из старинных писцовых книг, что уже к середине XVI века пустынь располагала большими земельными угодиями, а в самой обители действовала деревянная церковь в честь свт. Николая с приделом вмч. Варвары. Мирное существование немногочисленной братии, однако, способной обеспечить себя во всех необходимых потребностях, продолжалось до начала 17 века, до смутных времен. В период междуцарствия монастырь подвергся полному разорению от поляков и разбойников. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все земли ее были отданы в оброк.

В 1711 году по ходатайству архимандрита Даниловского монастыря Варлаама, с разрешения Петра I монастырь стал восстанавливаться. Стараниями архим. Варлаама была отстроена новая, теперь уже каменная церковь в честь Успения Божией Матери с теплыми приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Покрова Пресвятой Богородицы. Но только к середине 17 века по просьбе братии указом Святейшего Синода пустынь, отданная ранее в оброк монастырю, приобрела самостоятельность.

В 1840 году обитель обнесли каменной оградой с 8-ю башнями.

На территории монастыря находился святой колодец в честь свт. Николая большой целительной силы, так что братии разрешалось брать его святую воду только по двунадесятым праздникам.

В монастыре поддерживался строгий устав. Несмотря на малочисленность насельников, ежедневно служилось две литургии, велись вручную сельскохозяйственные работы на полях, скотном дворе, 2-х мельницах.

История не сохранила причин упадка обители. К началу XX столетия монастырь остался без настоятеля долгое время. Летопись говорит, что малочисленное братство не в состоянии было вести хозяйство и содержать обитель, поэтому в 1903 году была принята Святейшим Синодом радикальная мера переименовать Николо-Сольбинскую пустынь из мужской в женскую.

В этом же году в обитель прибыли несколько сестер с вновь назначенной игуменией Макарией из Переславского Никольского монастыря. Умелое ведение хозяйства, усердный труд сестер привели к подлинному расцвету обители. Об этом говорит и стремительный рост числа насельниц: к 1914 году — 115 сестер.

В первую очередь, был обновлен храм внутри и снаружи (теплые приделы освятили в честь Покрова Божией Матери и св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), отстроены новые жилые корпуса, конюшня и все необходимые хозяйственные помещения.

Сестры трудились не только на земле, но и занимались рукоделием — шитьем, вышиванием, чтением духовных книг (монастырь располагал небольшой библиотекой).

По-прежнему свято чтилась икона свт. Николая. С нее были сняты 3 копии, которыми обносили окрестные селения и поля. Перед подлинником служились частые молебны — по просьбе благочестивых местных жителей.

Обитель за короткий срок настолько окрепла, что смогла оказывать посильную благотворительную помощь: в годы первой мировой войны сестры шили белье, полушубки солдат русской армии.

История женского Николо-Сольбинского монастыря была прервана в ноябре 1918 года после его упразднения и образования на его месте сельскохозяйственной комунны «Новая жизнь». Некоторое время монастырь просуществовал недолго. Игумения Макария и некоторые сестры были обнаружены и арестованы. Дальнейшая судьба, их остается неизвестной.

Тем временем монастырь был обращен в приход, а потом и вовсе закрыт. По государственному плану борьбы с пережитками прошлого — религией в 1937 году были арестованы и расстреляны иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский, служившие в монастыре. Члены комунны за три года пустили по ветру все богатство монастыря, разобрали многие постройки.

Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже — лечебница душевнобольных. Успенский храм использовали как помещение для столовой и клуба. В левом приделе устроили кочегарку. Внутреннее пространство храма было совершенно искажено перегородками. Все окна храма и корпуса заставили решетками. В 60-х годах на строительство дорог разобрали уникальные стены с башнями.

Когда в 1994 году древняя поруганная святыня возвратилась в лоно Церкви, возрождение ее казалось невозможным. Все здания, коммуникация нуждались в капитальной реконструкции.

Только в январе 1999 года по благословению Его Высокопреосвященства Владыки Михея на новое место прибыли три насельницы с Настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью, под покровительством свт. Николая, с теплым участием добрых людей началось возрождение обители.

В настоящее время отреставрирован внутри и снаружи Успенский храм с приделами в честь свт. Николая (когда главного храма обители в честь свт. Николая не стало, Предтеченский придел Успенского храма был переименован в Никольский) и Покрова Божией Матери, который был освящен епископом Угличским Иосифом викарием Ярославской Епархии в день Покрова Пресвятой Богородицы в 2001 году. Одновременно был сделан капитальный ремонт сестринского корпуса.

Современное состояние

Основное направление в послушании сестер — рукоделие, а также поддержание порядка в хозяйстве — на кухне, в огороде, в коровнике. В настоящее время в монастыре подвизаются 15 насельниц.

Несмотря на то, что монастырь находится среди леса, на большие праздники собирается много гостей и прихожан из близлежащих деревень, которых негде разместить во время трапезы. Остро встал вопрос о строительстве нового помещения. И он был неожиданно решен. С Божией помощью и при содействии благодетелей — сооружением надстройки над сестринским корпусом — трапезного храма в честь блаженной Ксении Петербургской.

Восстановительные работы в монастыре только начались. Все остальные необходимые постройки ждут своего часа и своих благодетелей. По генеральному плану в будущем планируется строительство архиерейских покоев, медицинского центра с храмом в честь вмч. Варвары, так как в округе нет возможности оказать медицинскую помощь местному населению, паломникам и сестрам, поэтому обитель с радостью примет в качестве насельниц специалистов с медицинским образованием. Также все, кто хотел бы служить Богу через свою профессию — педагоги, музыканты, художники, иконописцы, резчики, смогут найти в нашем монастыре свое место, реализуя Богом данные способности и профессиональные навыки.

При монастыре действует приют для девочек.

Храм в честь святого Николая Чудотворца, вид на вход в монастырь

Николо-Сольбинский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

История. Николо-Сольбинский монастырь был основан в XVI веке вероятно как подворье Московского Симонова монастыря, где настоятелем был ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского святитель Феодор. Первоначально был мужским. В смутное время разорен поляками. Возобновлен спустя сто лет по инициативе архимандрита Варлаама (Высоцкого), духовника Императрицы Екатерины I, настоятеля Переславского Данилова монастыря, затем основателя Сергиевой Пустыни под Петербургом.

Первый известный настоятель монастыря — иеромонах Серапион (с 1711 года). При нем монастырь был обнесен оградой и начато строительство каменного Успенского храма.

18 декабря 1903 года монастырь был преобразован в женский.

История. Николо-Сольбинский монастырь был основан в XVI веке вероятно как подворье Московского Симонова монастыря, где настоятелем был ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского святитель Феодор. Первоначально был мужским. В смутное время разорен поляками. Возобновлен спустя сто лет по инициативе архимандрита Варлаама (Высоцкого), духовника Императрицы Екатерины I, настоятеля Переславского Данилова монастыря, затем основателя Сергиевой Пустыни под Петербургом.

Первый известный настоятель монастыря — иеромонах Серапион (с 1711 года). При нем монастырь был обнесен оградой и начато строительство каменного Успенского храма.

18 декабря 1903 года монастырь был преобразован в женский. Настоятельницей назначили игумению Макарию из Переславского Никольского монастыря. В период с 1904 по 1917 год обитель достигла своего расцвета. На 1914 год в монастыре числилось 115 сестер. 3 декабря 1918 года монастырь был закрыт. О судьбе игумении Макарии ничего не известно. Несколько сестер были сосланы в лагеря, где и скончались.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре разместился детский дом, а затем областная психиатрическая больница. В 1994 году полностью разрушенная и оскверненная святыня была передана Православной Церкви.

Архитектура. От монастыря остался только разрушенный Успенский храм и небольшое двухэтажное здание, вероятно бывшего келейного корпуса, в аварийном состоянии. Фотографий обители до революции не сохранилось. Весь нынешний архитектурный ансамбль создан в наше время с 1999 года трудами игумении Еротииды и сестер монастыря. Автором идей всех проектов является игумения Еротиида. Необыкновенная архитектура храмов уже сейчас вызывает интерес у специалистов по архитектуре и искусствоведов. Для будущих поколений, обитель, несомненно, станет образцом архитектуры XXI-го века и развития талантов монашествующих на этом поприще.

Знаменитые насельники обители. В 1814-1818 гг. строителем Сольбинской пустыни был иеромонах Аркадий, в будущем архиепископ Олонецкий и Петрозаводский – знаменитый иерарх Русской Православной Церкви, который известен необыкновенно ревностной и плодотворной деятельностью против раскола и язычества, особенно в Пермской и Олонецкой епархиях. В 1827 г. Строителем Николаевской Солбинской пустыни был иеромонах Владимир, будущий архиепископ Тобольский и Сибирский. В разные годы он был ректором Санкт-Петербургской, затем Костромской духовных семинарий, восстановил Ипатьевский монастырь, вел борьбу с расколом, занимался литературной деятельностью, благотворительностью. На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года был канонизирован священнослужитель Николо-Сольбинского монастыря священномученик Николай Ершов, который служил на Сольбе в течение 6-ти лет с 1912 по 1918 г. Претерпел мученическую кончину в г. Переславле 16 декабря 1937 года.

Игумения Макария и монахиня Поликсения (благочинная монастыря) – сделали большие вклады в монастырь из личных средств. Монахиня Поликсения ревностно трудилась в деле благоустроения обители.

Святыни. Главная святыня монастыря – старинная икона святителя Николая с частицей мощей, которая находится в Успенском храме. Также в Успенском храме находятся и другие святыни: башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, три ковчега с частицами мощей святых угодников Божиих, икона Почаевской Божией Матери с частицами мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. На фасаде Успенского храма по обе стороны от крыльца располагаются старинные иконы святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского, бывшие некогда в святых вратах обители до 1917 года. За стеной монастыря выведен источник, освященный в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и преподобного Сергия Радонежского. Источник течет из-под храма этих святых. На источнике построена купальня. Имеются свидетельства благодатных исцелений.

Возрождение. В 1999 году настоятельницей монастыря была назначена игумения Еротиида, которая зимой этого года прибыла в монастырь с тремя сестрами 16, 17 и 18-ти лет. Их встретила разруха, территория заросшая лесом без ограды, горы мусора, оставшиеся после психиатрической больницы. Храм разрушенный, единственный корпус в аварийном состоянии, даже без окон, был занят бомжами. Телефонной связи нет, дорог нет, денег на существование нет, транспорт не ходит, местность неизвестная, кругом лес, деревень и вообще населенных пунктов по близости нет. Жить пришлось под одной крышей с подозрительными людьми. Одному Богу известно, как удалось выжить и возродить монастырь в этом месте!

Усилиями игумении Еротииды в монастырь было проведено электричество, увеличена мощность, проведена телефонная и сотовая связь, оптико — волоконный интернет, все коммуникации, сделаны дороги. В 2013 году был проведен газ, который тянули ради монастыря 70 км из г. Переславля, попутно были газифицированы все деревни. В монастыре построено 10 храмов, 4 часовни, жилые и хозяйственные помещения, детский приют, школа, профессиональный колледж, рукодельные мастерские.

Строительство еще не закончено, налаживается хозяйство, осуществляются различные социальные проекты. В обители подвизается более 45 сестер.

О правилах монастыря. Основное внимание в монастыре уделяется работе над внутренним человеком. Все сестры выполняют послушания, которые назначаются им Матушкой игуменией, при этом непрерывно упражняются в молитве. Послушание (не только внешнее – выполнение порученного дела, но и внутреннее – отсечение своей воли) и молитва — это и есть служение Богу.

Все сестры ежедневно посещают Богослужения: правило, полунощницу и Литургию утром, вечером идут на службу чередные сестры.

Сестры проживают в кельях по двое. Имеются все удобства. Все сестры пользуются квалифицированной медицинской помощью. Есть договора на медицинское обслуживание сестер, сотрудников, детей с медицинскими учреждениями Москвы и Ярославской области. В монастыре имеется аптека.

Большое значение для каждого члена семьи имеет окружение, в котором он живет. В нашем монастыре доброжелательная искренняя атмосфера, в трудную минуту обязательно подадут руку помощи. Сестры молятся друг за друга и спасаются друг через друга, а когда выявляются немощи, то учатся смиряться, быть снисходительными, любить ближних.

В нашем коллективе приветствуются добрые инициативы сестер, направленные на общее благо или на укрепление монашеских традиций. Также практикуется возможность получения образования, учитываются способности и таланты, организовываются специальные условия для развития потенциала. В монастыре созданы рукодельные мастерские: швейная, керамическая, мозаичная и другие, — в которых трудятся сестры, имеющие соответствующее образование или способности. При монастыре открыты детский приют, общеобразовательная школа, профессиональный колледж. Сестры, имеющие педагогическое образование могут нести послушание воспитателей или учителей.

Приглашаем желающих посвятить свою жизнь Богу, помышляющих о монашестве, посетить наш монастырь, познакомиться, потрудиться, пожить и испытать свое произволение.

Николо-Сольбинский женский монастырь.


Николо-Сольбинский монастырь.

Николо-Сольбинский женский монастырь затерялся среди ярославских лесов и болот, рядом нет поселений, и только маленькая извилистая речушка Сольба протекает у подножия монастыря.
В монастырь мы попали, случайно увидев на трассе М-8 указатель, решили повернуть. Первый встречный сказал, что до монастыря не менее 20 км, оказалось 50 км, по настоящим русским дорогам.


Николо-Сольбинский монастырь.

И вот впереди показались величественные каменные стены и белоснежные входные ворота с надвратной церковью.


Николо-Сольбинский монастырь.

На встречу нам вышла приветливая монахиня – сестра Екатерина. Именно так я представляла себе акунинскую Пелагею, только в руках у нее вместо спиц была рация — в монастыре идет бурное строительство и надо быть в курсе дел, оставаться на связи с другими сестрами.
Сестра Екатерина провела для нас экскурсию по монастырю.
По легенде Николо-Сольбинский монастырь был основан одним из учеников Сергея Радонежского в XV веке. Но не на месте, где находится современный монастырь, а на поляне в лесной глуши. Уже позже чудесным образом на дереве была обнаружена чудотворная икона Святого Николая и на ее месте (там где сейчас и находится монастырь) был построен храм.
В то время монастырь был мужским.
Известно, что уже к середине XVI века обитель располагала большими земельными угодьями и небольшая братия полностью обеспечивала свои потребности.
Однако в смутное время монастырь был полностью разорен поляками и разбойниками. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все ее земли были отданы в оброк.
В 1711 году с разрешения Петра I монастырь стал восстанавливаться. Выстроили новые церкви. А в 1840 году монастырь был обнесен каменной стеной с восемью башнями.
Но со временем обитель пришла в упадок и к началу XX века оставалась долгое время без настоятеля. Малочисленная братия была не в состоянии вести хозяйство и содержать обитель.
И в 1903 году была принята радикальная мера – преобразовать монастырь из мужского в женский. В это время начался рассвет обители. В монастыре жили более 100 сестер. Был обновлен храм, отстроены новые жилые корпуса, конюшня, хозяйственные помещения. Велось обширное хозяйство, например, матрасы, которые делали в монастыре, славились на всю округу, здесь выращивали овощи, фрукты, пекли хлеб, делали сыр и творог, сестры занимались рукоделием.
Икона святого Николая чтилась по-прежнему.
Так как сестры помогали белогвардейскому движению (шили белье), то с наступлением советской власти, Николо-Сольбинский монастырь закрыли одним из первых в 1918 году. Иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский были расстреляны, а судьба почти всех сестер не известна (было найдено только две могилы).
На территории монастыря разместили сельскохозяйственную артель. Налаженное хозяйство и огороды давали урожай в течение 2-3 лет, а потом всё пришло в упадок, работники артели растащили оставшееся монастырское имущество и разбежались.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился детский дом.
После войны здесь разместили психиатрическую больницу. Условия содержания больных были ужасными и пациенты часто сбегали, пугая жителей ближайших деревень. Так за монастырем укрепилась дурная слава. Впоследствии больницу всё-таки закрыли и монастырь облюбовали бомжы.
В 1994 году Николо-Сольбинский монастырь был передан Никитинскому мужскому монастырю как скит.
А в 1999 году решением Священного Синода был открыт как женский епархиальный.
Первая настоятельница монахиня Еротиида с тремя насельницами приехала в Николо-Сольбинский монастырь в январе. Она даже не представляла на сколько это заброшенное и глухое место, отправила телеграмму: «Приезжаю тогда-то, встречайте». Надо отдать должное, бомжы встретили матушку и даже первое время помогали. Но потом их пути разошлись.
Пять лет назад началось бурное строительство монастыря.
Самый древний храм монастыря – Церковь Успения Богородицы, построенная в 1731 году.


Церковь Успения Богородицы. Николо-Сольбинский монастырь.

Храм Преподобного Сергия Радонежского был построен в 2007 году подобно храму с картины Нестерова «Явление отроку Варфоломею».


Храм Преподобного Сергия Радонежского. Николо-Сольбинский монастырь.

Сравните:

Подножия храма выложено древними камнями, которые служили для укрепления монастырских стен.
При строительстве храма произошла интересная история. На территории обители был источник с водой не пригодной для питья: в ней содержалось слишком много фтора. И, когда рыли фундамент храма, к радости монахинь и горести строителей, забил источник, с кристально чистой водой! Сейчас источник вывели за монастырские стены и построили над ним часовню.


Часовня над источником. Николо-Сольбинский монастырь.

Над входными воротами был возведен Никольский храм.


Никольский храм. Николо-Сольбинский монастырь.

Другие храмы строятся. Сейчас в монастыре около 30 сестер.
Открыт приют, общеобразовательная и музыкальная школы для девочек. Есть пекарня, маслодельня.


Николо-Сольбинский монастырь.

После экскурсии сестра Екатерина пригласила нас пообедать в столовой для паломников. И мы ели вкусный монастырский сыр, творог со сметаной и хлеб, приготовленные с любовью. В качестве оплаты можно оставить пожертвования.

Николо-Сольбинский женский монастырь в поселке Сольба, Ярославская область

Русские монастыри — это уникальнейшие места, освященные молитвами многих поколений священнослужителей и послушников. Путешествие к такому месту не только знакомство с частью истории нашей страны, но и развитие собственной духовности, наполнение души изначальным Божьим светом и очищение им.

История обители

На берегу небольшой древней речушки Сольба, в прекрасных, живописных местах во второй половине XV века был выстроен монастырь, известный в наши дни как Николо-Сольбинский.

Интересно значение названия реки и его связь с этим местом. На берегах Сольбы когда-то проживали финно-угорские племена, от них и пошло называть реку «Сольба», что в переводе означало — «живая вода». И, действительно, в таком поистине глухом, запрятанном среди дремучих лесов месте, монастырь и по сей день является воплощением жизни и перерождения, с которым и связана семантика живой воды в русских народных сказках.

Другие монастыри Ярославля:

Предположительно первоначальная обитель была воздвигнута одним из учеников Сергия Радонежского. В то время монастырь был мужским и располагался неподалеку от нынешнего его места расположения. Однако обитель в начале XVII века была разорена и лишь только через 100 лет была восстановлена.

В первой половине XX века, когда монастырь был переименован в женский, дела обители, благодаря беззаветному труду сестер, пошли в гору. Но после революции 1917 года, монастырь был закрыт, о судьбе монахинь и священнослужителей, до сих пор ничего не известно. Существуют предположения, что большинство из них умерли в лагерях смерти, а кто-то был расстрелян.

Великая Отечественная война внесла в жизнь этих намоленных мест свои коррективы — здесь размещался приют для детей, а затем и лечебница для душевнобольных.

Интересно! Годы безверия плохо сказались на монастырских стенах, они были разрушены таким образом, что не возникало никаких сомнений — обитель уже не восстановить. Однако в начале 2000-х годов сюда прибыли несколько сестер с настоятельницей и, благодаря многочисленным пожертвованиям, эти заветные места вновь освятил колокольный звон.

В народе за все случившиеся с Сольбинской обителью, прозвали монастырь мучеником.

Современное состояние

В наши дни жизнь монастыря напоминает большой муравейник, где от рассвета до заката, каждый, кто проживает в этом месте, пытается оказать посильную помощь обители.

Вокруг монастырских угодий разрастается деревня, по словам матушки, сюда многие люди перебираются из душной Москвы. Действительно, посетив единожды и проникнувшись всецело этим местом, захочется остаться здесь на всю оставшуюся жизнь, ведь из окон любого деревенского дома — купола храмов, да колокольный звон разливается по всей округе.

Сегодня монастырь представлен великолепным архитектурным ансамблем храмов и церквей, появившихся благодаря труду матушки и послушниц. Имеется в стенах монастыря и свято источник, найденный при строительстве храма Святым Антонию Печерскому и Феодосию Печерскому а также купальня, вода которой исцеляет от многих хворей.

Кроме духовной деятельности, развивается здесь и социальное направление. Так, при монастыре открыт приют для девочек, где обучаются и проживают около 30 сирот. Девочки получают образование не только согласно учебному плану общеобразовательной школы, но также обучаются различным ремеслам, музыке и театральному мастерству.

Не так давно при Николо-Сольбинском монастыре открылся регентский класс для девушек, желающих научиться церковному пению и церковная библиотека. Благодаря усердию и молитвам настоятельницы Сольбинской обители — игумении Еротиды, образован центр православного образования и воспитания, специалисты которого трудятся над тем, чтоб сохранить и передать для потомков историю жизни Николо-Сольбинского монастыря

Важно! Много внимания среди сестер отводится служению престарелым людям — проводятся беседы и мероприятия. А для того, чтобы каждый из них, проживая даже в отдаленных от монастыря деревнях, мог побывать на утренней или вечерней службе, организован специальный монастырский автобус, объезжающий даже самые глухие деревни в любую погоду.

Храмы

На территории Николо-Сольбинского женского монастыря располагается 8 храмов:

  • Успенский храм;
  • Храм блаженной Ксении Петербургской;
  • Храм Святого Николая Чудотворца;
  • Церковь преподобных Сергия Радонежского и Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • Храм святителя Спиридона Тримифунтского;
  • Церковь Варвары Великомученицы;
  • Храм Пресвятой Троицы;
  • Храм Апостолов Петра и Павла.

Кроме того, на территории храма находятся 3 часовни:

  • в честь святителя Феофана Затворника и Игнатия Кавказского;
  • в честь Максима Грека и Паисия Величковского;
  • в честь иконы Богоматери «Спорительница хлебов».

Сердцем монастыря является Успенский храм, располагающийся в самом центре обители, в этом храме ведутся основные богослужения. Именно с этого храма и с церкви блаженной Ксении Петербургской началась новая история монастыря. В храме Ксении Петербургской располагается также административный корпус. По мере восстановления монастыря вокруг выше обозначенных храмов стали появляться остальные, входящие сейчас в архитектурную часть монастырского ансамбля.

В 2003 году был вновь построен разрушенный когда-то храм святого Николая Чудотворца.

Храм Сергия Радонежского, в отличие от других он небольшой и отличается архитектурно — убранство его максимально скромно. Настоятельница храма объясняет это тем, что храм этот воплощает такую добродетель, как смирение, а те церкви, которые появились позже вокруг этой церквушки подтверждают духовный закон — настоящее смирение дает обильные плоды.

Храм Святителя Спиридона — единственный во всей России храм, посвященный этому святому. Эту церковь отличает от других особый тип постройки — художественная кладка толченым кирпичом, имитирующий древние храмовые здания.

На заметку! Покровительницей монастыря считается великомученица Варвара, в честь нее в 2006 году также был построен храм.

Завершением храмового ансамбля служит церковь Пресвятой Троицы. Интересно, что именно с этого места, можно увидеть все храмы одновременно.

За пределами монастыря расположен храм Апостолов Петра и Павла, часто служащий местом ночлега путешествующим.

Святыни

Главной святыней Николо-Сольбинского женского монастыря является икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, которая хранится в Успенском храме.

Второй по величине святыней является источник, освященный в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских и Сергия Радонежского.

Обе эти святыни, по мнению, прихожан, помогают в самых тяжелых ситуациях, когда надеяться на чудо уже не приходится. Много рассказов об исцелении тяжелобольных людей связано с этими святынями.

Престольные праздники

В Престольные праздники (или дни рождения храма) в обители проходят по следующим дням:

  • день памяти Николая Чудотворца (19 декабря и 22 мая);
  • день памяти апостолов Петра и Павла (12 июля);
  • день памяти Святой великомученицы Варвары (17 декабря);
  • день памяти Сергия Радонежского (8 октября);
  • день памяти Антония и Феодосия Киево-Печерских (15 сентября);
  • день памяти Ксении Петербургской (6 февраля);
  • Успение Богоматери (28 августа);
  • день памяти Спиридона Тримифунтского (25 декабря).

В эти дни в церкви проводятся дополнительные богослужения, а также так называемые ночные бдения — службы, проходящие ночью.

Как добраться

Николо-Сольбинский женский монастырь находится в Ярославской области, Переславском районе, в поселке Сольба. Добраться до него можно как общественным транспортом, так и на автомобиле.

На общественном транспорте из Москвы можно добраться до города Сергиев Посад, а оттуда с вокзала доехать до села Нагорье, которое находится всего в 16 км от монастыря.

Внимание! За день до поездки необходимо связаться по телефону с администрацией монастыря, сообщив им ваше желание посетить это место. Тогда в нужное время за вами пришлют монастырский автомобиль.

Самостоятельно (на личном транспорте) добраться до обители можно доехав до Сергиева-Посада, затем повернув к городу Угличу, проехать до Нагорья и после — до села Дмитриевское, в 7 км от которого находится Сольба.

Живое дыхание Сольбы

Хотите услышать ангельское пение, приложиться к чудотворной иконе Святителя Николая, написать письмо Спиридону Тримифунтскому, да и просто отогреться душой? Приезжайте в Николо-Сольбинский женский монастырь.

Николо-Сольбинский женский монастырь

Сегодня, глядя на белоснежные монастырские стены и сверкающие купола храмов, трудно представить, что около двадцати лет назад на этом месте была огромная свалка, которую устроили на руинах Николо-Сольбинской обители местные власти. Сюда годами свозили мусор из психиатрической больницы, расположенной в стенах обители. Его и не думали убирать – медицинские отходы просто трамбовали слой за слоем. Таким монастырь достался сестрам в девяностые годы, после восьмидесяти лет запустения.

Монахиня Еротиида, назначенная на должность настоятельницы Николо-Сольбинской обители, прибыла на место своего служения в 1999 году. С ней были всего три насельницы – шестнадцати, семнадцати и восемнадцати лет. С этими молодыми сестрами, почти детьми, матушка Еротиида и принялась восстанавливать монастырь.

Так выглядел монастырь в 90-е годы прошлого века

Начали с ежедневных богослужений, исполняли монашеское правило, несли послушания, каждый день крестным ходом обходили обитель. Затем сестры с Божьей помощью стали разбирать завалы, убирать мусор, латать крышу, чтобы хоть как-то обустроить свой быт.

О тех временах одна из сестер вспоминает так: «На дворе февраль, а на всей территории ни одной целой крыши. Спали, натянув целлофан на угол здания нынешней трапезной. В полу щели чуть ли не в полметра, бомжи здесь жили, а еще крысы повсюду бегали».

То, что делали тогда эти отважные сестры, у многих вызывало неподдельное восхищение – и в монастырь потянулись первые помощники и жертвователи. Пополнились и ряды сестер – их стало пятеро. К Пасхе монахини расчистили помещение храма, установили восемь колокольных бил, которые впервые после многолетнего перерыва созвали верующих на Литургию.

А вскоре появилась и первая святыня монастыря – икона с частицей мощей Святителя Николая. Драгоценный дар московского храма Рождества Пресвятой Богородицы сестры встречали крестным ходом со свечами и пением.

При восстановлении обители неоценимую помощь монастырю оказал брат настоятельницы Еротииды отец Феодосий, в то время насельник Троице-Сергиевой лавры, а сегодня епископ Исилькульский и Русско-Полянский.

На месте бывшей свалки

Прошло двадцать лет. За это время Николо-Сольбинская обитель обрела свой неповторимый и легко узнаваемый облик. Вокруг монастыря возведена внушительная стена с множеством помещений, в которых разместились детский приют, гостиница, мастерские, кафе и выставочный зал.

Полностью восстановлен главный храм монастыря – Успенский. Это единственное сохранившееся здание ХVIII века. На его фасаде по обе стороны от входа располагаются иконы Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, вернувшиеся в монастырь после его возрождения.

Воспитанницы монастыря в Успенском храме

Не узнать и полуразрушенное здание административного корпуса, приютившего первых сестер. Сегодня это прекрасно отреставрированный памятник архитектуры XIX века. В надстроенном третьем этаже обустроен просторный храм в честь блаженной Ксении Петербургской. Никого не оставит равнодушным искусная роспись стен и резной иконостас, выполненный на высочайшем художественном уровне.

Справа от Успенского храма на небольшом пригорке, выложенном природным камнем, возвышается деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

Первая святыня монастыря икона святителя Николая с частицей мощей

Источник под храмом

В основании Сергиевской церкви располагается еще один храм – «пещерный», во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, основателей русского монашества. При его строительстве произошло удивительное событие. Когда вырыли котлован, в нем вдруг забил родник. Для сестер это стало огромной радостью. Они знали, что раньше на территории монастыря бил святой источник, воду из которого дозволялось брать только священнику. Но после закрытия обители колодец засыпали мусором.

Храм преподобного Сергия Радонежского

Вновь пробившийся родник вывели за монастырскую стену и освятили. Именно отсюда сестры получают питьевую воду для своих нужд, на ней готовится вся монастырская трапеза. Позднее на источнике была построена купель. Здесь часто можно увидеть паломников – желающих окунуться в Сольбинскую целебную воду обычно бывает немало. Уже известны случаи чудесных исцелений после омовения в источнике.

Икона сергия радонежского С житийными клеймами, созданная в керамической мастерской монастыря

Написать письмо святому

Над северными вратами возвышается храм святителя Спиридона Тримифунтского. Глядя на него, трудно поверить, что это современная постройка. Художественная кладка из точеного кирпича, витые маковки куполов больше напоминают памятник древнерусского зодчества. Внутренняя отделка храма еще не закончена, но уже сейчас можно помолиться у иконы Спиридона Тримифунтского, затеплить свечку, почитать акафист, заботливо положенный сестрами рядом с образом.

В монастырь часто поступают письма с просьбами о помощи, обращенные к святому. В храме поставлен специальный ящик с надписью «Для писем святителю Спиридону». И многие по своим молитвам получают просимое.

Известен случай, когда помощь пришла даже на другой континент. Женщина, находившаяся в Америке, не имела возможности лично приехать в Николо-Сольбинский монастырь. Она попросила свою знакомую написать от ее имени записку Спиридону Тримифунтскому, в которой просила помощи в сложной ситуации, сложившейся на работе мужа. Знакомая отвезла письмо в монастырь.

Храм Спиридона Тримифунтского

Написать письмо святому

Буквально через несколько дней женщина проснулась среди ночи и увидела, что кто-то в белой одежде стоит над спящим мужем. Видение длилось несколько секунд, но было ощущение, что произошло чудо.

Вскоре после этого все трудности на работе мужа были преодолены. А он сам настолько явственно ощутил помощь святителя Спиридона, что принял Православие. При этом не побоялся реакции своей семьи, в которой все мужчины были потомственными протестантскими священниками.

Весной этого года в николосольбинский монастырь с острова корфу прибыла бесценная святыня  башмачок, снятый со стопы святителя спиридона тримифунтского. Обувь на святом меняют несколько раз в год, потому что бархатные сапожки непостижимым образом стаптываются. Считается, что святитель спиридон и сегодня странствует по земле, помогая всем просящим у него помощи

Самое главное в жизни монастыря – это молитва и деятельная помощь людям. Едва-едва поднявшись из руин, обитель занялась делами милосердия. Сначала это были совместные трапезы с прихожанами, поздравления и подарки для жителей окрестных сел на праздники.

Административный корпус с храмом Ксении Петербургской

Икона Ксении Петербургской

Сейчас сестры регулярно навещают больных и престарелых, помогают многодетным семьям. Каждое воскресенье монастырская машина объезжает близлежащие деревни, чтобы привезти верующих на службу.

– Я считаю, что в миссионерской и просветительской деятельности монастырей и заключается подвиг сегодняшнего монашества, потому что без болезнования души о ближних и Родине не может быть и любви к Богу, – говорит матушка Еротиида.

Восемь лет назад при монастыре был открыт детский приют «Сольба». В нем нашли свой второй дом девочки из многодетных семей. Год от года их становилось все больше, и тогда встал вопрос об открытии общеобразовательной школы в стенах монастыря.

Сегодня здесь учатся 50 девочек. Все выпускницы успешно сдают ЕГЭ и поступают в выбранные ими вузы. Некоторые, примерно одна из десяти, возвращаются в монастырь и становятся монахинями.

Обучение искусству мозаики

Мозаичная икона преподобного Антония

Услышать дивное пение

В каждой воспитаннице матушка Еротиида открывает тот или иной талант. У одних есть дар рисования, у других – артистическая жилка. И почти у всех – прекрасные голоса. Вот уже четыре года воспитанницы Сольбы занимаются по программе музыкальной школы.

На репетиции хора

Лучшие из них являются участницами хора «Благовест», который участвует в различных фестивалях и конкурсах, собирая огромные аудитории не только в нашей стране, но и за рубежом.

Многие девочки поют на клиросе, да так, что кажется, ангелы спустились с небес. Только ради того, чтобы услышать это пение, стоит приехать в Сольбу.

Настоятельница игумения Еротиида

Путешествующим на заметку

В монастыре есть свой паломнический центр, который принимает богомольцев из всех уголков страны.

– Люди приезжают в монастырь очень уставшими от житейских дрязг, суеты, – рассказывает матушка Еротиида. – …А у нас мир и покой. Человек приходит в храм прежде всего за утешением. Сейчас все чаще приезжают не очень воцерковленные люди, но интуитивно чувствующие, где надо искать помощь в трудные минуты жизни.

Паломников здесь всегда встречают, как дорогих гостей. После долгой дороги предлагают отдохнуть в комфортабельной гостинице. В трапезной угостят монастырскими блюдами, приготовленными только из натуральных продуктов, проведут экскурсию по территории монастыря.

При желании здесь можно остаться на несколько дней, чтобы помолиться, поучиться у сестер разным ремеслам. Например, в керамической мастерской делают удивительной красоты поделки и кухонную утварь. С благословения настоятельницы можно попробовать свои силы в росписи этих изделий. Или помочь сестрам в пекарне, на ферме, огороде или на пасеке. Их в обители уже тридцать восемь, но добровольным помощникам здесь рады всегда.

В блокнот паломнику:

Николо-Сольбинский женский монастырь

Адрес: Ярославская обл., Переяславский р-он, опс Нагорье, местечко Сольба

Добраться на автомобиле из Москвы можно через Сергиев Посад, двигаясь в сторону Ярославля. На развилке Ярославль – Углич повернуть на Углич, через 35 км – на Нагорье, далее придерживаться указателей на с. Дмитриевское. После села через 7 км вы прибудете на Сольбу. На всех поворотах размещены указатели «Николо-Сольбинский женский монастырь»

Общественным транспортом из Москвы до Сергиева Посада на электричке с Ярославского вокзала, далее с автостанции автобусом до с. Нагорье, от с. Нагорье вас встретит монастырская машина, для этого накануне необходимо сообщить время вашего прибытия по тел: 8-915-970-43-28

Фото для публикации любезно предоставлены монастырем

Автор: Наталия Кулышева

  • Фото: Наталия Кулышева

    —>

    Популярные туры:

    Продолжайте путешествие!
    • Христианство — это устремленность в будущее, это открытость апостольскому призванию

    Слово главного редактора журнала «Православный паломник» митрополита Рязанского и Михайловского Марка.

    На швейцарской Ривьере

    Благополучную, подчеркнуто буржуазную Швейцарию многие воспринимают как страну исключительно светскую и далекую .

    Встречайте ноябрьский выпуск журнала!

    География номера: Константинополь, древние Фивы, Грузия, Монголия, Байкал, Старая Русса, Палех, Москва. .

    Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Солнцеве

    На месте взорванной святыни подмосковного села Орлово выросла удивительной красоты пятикупольная церковь. .

    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-54816.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сольба. Николо-Сольбинский женский монастырь.


    Храмы и часовни монастыря:

    Другие постройки монастыря:

    13. Купальня
    14. Башни ограды
    15. Корпуса в линии ограды
    16. Пруд
    17. Бассейн с фонтаном

    Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века, и предполагается, что основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Первоначально монастырь был мужским и построен на Быльцином поле, что в 6 км от нынешнего местонахождения монастыря. Древнейший храм обители, «что в Быльцине» – деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Вокруг нее и собрались первые иноки.

    Обитель много претерпела на своем веку. Во времена междуцарствия, в начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель находилась в запустении, но в 1711 году она возродилась, только на новом месте уже близ реки Сольбы. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, который официально именовался теперь Солбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион.

    В 1731 году началось строительство каменного соборного храма в честь Успения Божией Матери. К 1804 г. церковь святителя Николая довольно быстро обветшала, и было принято решение устроить в Успенском соборе придел Николая Чудотворца, а вскоре и придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили иконы святителя Николая и преподобного Сергия.

    Из описей известно, что монастырю до революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии. Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям, дававшая чистую воду, рыбу и моловшая своей силой зерно на двух водяных мельницах. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огород и косили сено.

    Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так во все время с начала 16 века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год монастыре числилось уже 115 сестер. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хозяйства, молитвы сестер привели к подлинному расцвету обители.

    В ноябре 1918 года монастырь был закрыт одним из первых в стране. Судьба игумении Макарии с сестрами до сих пор не известна. Из архивных документов тех лет выяснилось только, что несколько сестер были сосланы в лагеря, где, очевидно, и скончались, а священнослужители – расстреляны. Таким образом, перед нами не просто древняя пустынь со своей историей, перед нами — монастырь-мученик, и восстановление его в былом величии — дело не только внешнего строительства, но внутреннего созидания душ. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже – лечебница для душевнобольных.

    Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни. И, когда в 1994 году истерзанная и поруганная святыня была возвращена Церкви, возрождение ее казалось невозможным. После многолетнего перерыва, в 1999 году сюда прибыли три насельницы с настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью началось возрождение обители. Впервые разлился по всей окрестности ликующий колокольный звон, созывая верующих в храм Божий и возвещающий людям, долгое время Бога не ведающим, что есть Господь, молитва, подвиг и Божии заповеди. Многие самые разные люди откликнулись на просьбы о помощи в возрождении монастыря, многие захотели внести свою лепту, побывав впервые в обители. Всего в обители построено и строится девять храмов, каждый из которых имеет свою оригинальную архитектуру.

    Православные добровольцы

    Портал православного молодежного волонтерского движения

    Николо-Сольбинский монастырь

    Сольба – маленькая речка, протекающая на границе Московской и Ярославской области. Примечательна эта небольшая речка тем, что вода в ней чиста и студена даже самым жарким летом. Только деревень на берегах реки теперь немного и местных жителей в практически нет. Но раньше в монастырь на «вешнего» и «зимнего Николу» стекались на Сольбу тысячи благочестивых почитателей святого угодника и заступника.

    Река Сольба

    Монастырь во имя святителя и чудотворца Николая был основан очень давно и точная дата неизвестна, но сохранились сведения о том, что в 1544 году за монастырем уже числились обширные земельные владения. Значит, возник он гораздо раньше, скорее всего во второй половине пятнадцатого века. Первоначально обитель называлась Никольским монастырем и только потом появилось название – Николо-Сольбинская обитель.

    Николо – Сольбинский женский монастырь

    Главная святыня монастыря – чудотворный образ святителя Николая. Эта икона считалась современницей обители со дня основания, но не осталось документальных свидетельств.

    Владыка Феодосий на службе в Николо-Сольбинском женском монастыре в престольный праздник

    Но народное предание утверждает, что данный образ явился на древе, в память такого события и была построена первая церковь святителя Николая на Быльцыном поле. Согласно летописи, первоначально в обители была деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Этот храм был сожжен поляками, а обитель перенесена ближе к проезжей дороге. Здесь 2 сентября 1711 года была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, которой стал официально именоваться Сольбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион. При нем пустынь была обнесена деревянной оградой.

    Источник Сергия Радонежского и преподобных Киево-Печерских Антония и Феодосия

    При входе в монастырь слева от святых врат находился источник. Вода в нем имела своеобразный минеральный привкус. Воду из источника дозволялось брать только священнику в дни больших праздников.

    Кроме того, местные жители рассказывают, что на Быльцыном поле, метрах в пятнадцати от ручья, называемого Гремяч, был еще один источник, почитаемый святым. В настоящее время точное местонахождение этих источников не установлено.

    В 2005 году, по милости Божией, при строительстве храма преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерских обнаружился новый источник, который был выведен за монастырскую стену и освящен в честь этих святых и преподобного Сергия Радонежского.

    Из летописей известно, что монастырю принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий. Также пустыни принадлежала речка, где мололи зерно на двух водяных мельницах, ловили рыбу. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огороды и косили сено.

    Панорама Николо-Сольбинского монастыря

    Если приехать в Сольбинский монастырь и подняться на колокольню соборного храма, то можно увидеть бескрайние уходящие вдаль леса. В зимнее время эти леса и сейчас представляют опасность из-за волков, также здесь обитают лоси, зайцы, медведи; летом лес наполняется птичьим щебетом, свистом и пением. Местные жители любят этот лес за изобилие черники, малины, брусники и грибов.

    Как свидетельствует летописец: «Самый же лес неприкосновенен. Не было случая, чтобы когда-либо разрешено было его продавать на сторону». В прежние времена вся округа знала и верила, что монастырские угодья хранит сам святитель Николай. И в убеждали многочисленные случаи, которые сохранила для нас история. «…Было это в начале XX века. Крестьянин села Степанцева попросил нужное количество леса у настоятельницы Сольбинской пустыни. Выписали нужное количество леса, он получил. А через некоторое время понадобилась ему еще одна балка. Подумал он и взял ее без разрешения. Уже погрузил бревно на телегу, как к нему подошел незнакомый дедушка. «А ведь лошадь твоя этого дерева не увезет», – сказал он. «Чего ж не увезти, – ухмыльнулся мужик, – у меня здоровый молодой жеребец, что ему это бревнышко?» Дедушка как-то незаметно ушел, а мужик хлестнул вожжами лошадь стоит, как вкопанная. Хлестнул посильней, лошадь вздыбилась, дернулась со всей мочи – и упала». Аналогичный случай рассказал крестьянин из того же села, вспоминая свое детство. Считалось, что монастырский лес неприкосновенен и его оберегает сам Николай Чудотворец.

    Монастырский лес

    Революционное лихолетье нарушило мирную жизнь святой обители. После прихода к власти безбожников, в ноябре 1918 года Николо-Сольбинский монастырь был «ликвидирован». Монахини были выгнаны из обители, а большевики для оправдания своих действия в глазах народа, изощрялись в сочинении клеветнических статей. Николо-Сольбинский монастырь был закрыт одним из самых первых в стране. И это не просто древняя пустынь со своей историей, это монастырь-мученик. И восстановление его было не просто делом внешнего строительства, но внутреннего созидания душ. В том числе и дух тех, чьи бабушки, запутанные и обманутые, снимали кресты сначала с себя, а потом и с колоколен.

    Но Святитель Николай не оставляет Сольбы в эти годы. Достоверно известно о случае, произошедшем в 40-х годах прошлого столетия со сторожами храма. Сидели они на крылечке церкви и увидели, как в нее вошел какой-то старичок. Время прошло, а он все не выходит. В храме его не оказалось. Случай стал известен многим, и люди верили, что сам Святитель Христов пребывает здесь.

    Сольба. Крещение

    В 1994 году власти Переславского района приняли решение о передаче монастыря Православной Церкви для дальнейшего восстановления. Монастырь на тот момент времени находился в аварийном состоянии и предстояла долгая и кропотливая работа по восстановлению храмов и корпусов былой обители. 26 января 1999 года вышел Указ Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского, о назначении на должность настоятельницы Николо-Сольбинского женского монастыря монахини Еротииды, согласно которому Матушка с тремя сестрами прибыли на новое место.

    Монахиня Еротиида

    Начало монашеской жизни было положено установлением с первых дней распорядка дня. В назначенное время совершалось Богослужение, исполнялось монашеское правило, назначались послушания для каждой сестры, ежедневно сестры обходили обитель крестным ходом.

    С самых первых дней возрождения обители насельницы монастыря старались откликнуться на нужды местных жителей. Образовалась служба милосердия. Сестры посещают больных, стариков, многодетные семьи в близлежащих деревнях, привозят продукты, одежду, обувь, лекарства, помогают по дому. Деятельность службы милосердия пока не велика. Сестры по своей малочисленности пока не могут сделать большего. Нужны неравнодушные люди, готовые отдать себя на служение Богу и ближним. Это поприще для большой миссионерской деятельности, где можно с успехом реализовать себя.

    Во вновь восстановленном монастыре открыли приют для девочек. Дети – наше будущее, наша смена, плоды нашей жизни, которые впоследствии будут влиять на судьбу нашей страны. Дети должны расти для истинной и благородной жизни, для Бога, а не для греха и для порока. Оглянемся на всю мировую историю: как только цивилизация погружалась в царство пороков и забывала Бога, она рушилась. Поэтому ест глубокий смысл в том, что именно при монастыре начали создаваться первые школы, больницы, библиотеки, все знаменитые ученые прошлого были верующими людьми. В старину даже богатые и знатные благочестивые люди стремились, чтобы их дети воспитывались или чаще бывали в монастырях.

    По центру фотографии – монахиня Еротиида – настоятельница Николо-Сольбинского монастыря

    Сейчас в Николо-Сольбинском монастыре есть детский приют, где воспитывают детей-сирот сестры монастыря – люди, посвятившие себя Богу и постоянно работающие над собой. Дети видят перед глазами пример живой деятельной веры и жертвенной любви. Их чистые души открыты всему доброму и светлому, и это щедро им дается. Дети быстро все воспринимают и от взрослых зависит, что они воспримут – добро или порок. Они могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но ситуация может сложиться и иначе, поэтому воспитанию детей в монастыре уделяется большое внимание.

    Деятельность монастыря в этом направлении оказалась настолько востребованной, что обращения принять на воспитание детей в монастырь уже превосходят возможности самого монастыря. Кроме того, обращения поступают от родителей из вполне благополучных семей.

    За годы с момента восстановления монастырь сильно переменился – из разрушено места он превратился в один из уникальных уголков православного мира! Заново построены 8 храмов, 5 жилых корпусов, вокруг монастыря возведены функциональные стены – здания, в которых находятся детский приют и школа, гостиница пекарня, монастырские магазины, рукодельные мастерские, чайная, выставочный зал, помещение под музей.

    Швейная мастерская

    Сейчас в обители есть швейная, керамическая и мозаичная мастерские. Сестры обучаются пению на клиросе, колокольному звону. Имеется небольшая монастырская ферма и огород. Сестры сами пекут хлеб, делают сыр, творог, масло. А в лесу изобилие грибов, ягод и лекарственных трав.

    Мозаичная мастерская

    В монастыре радушно принимают паломников и гостей. Действует паломническая служба «Сольба», разработаны программы поездок. Сестры проводят экскурсии по монастырю. По субботам и воскресеньям устраиваются лекции, беседы, интересные встречи, организуются просмотры православных фильмов. В монастырь регулярно организуются паломнические поездки из Москвы и других городов России.

    Группа паломников в Николо-Сольбинском монастыре

    Поддержите Православных Добровольцев!

    Ваше пожертвование — единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

    Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!

    Николо-Сольбинский женский монастырь

    Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века.
    Точно неизвестно, кем и когда был основан монастырь, но существует он уже более пяти веков и первоначально был мужским.

    Название обитель получила от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до 20 века. Народное предание повествует, что чудотворный образ святителя Николая явился на древе. В память этого события была построена первая деревянная церковь обители. Вокруг нее и собрались первые иноки.
    В 1544 году монастырь имел несколько земельных угодий и, согласно актам того времени, считался давно существующим.
    Обитель много претерпела на своем веку. В начале 17 века монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Обитель находилась в запустении 97 лет, и только указом Императора Петра I в 1711 году Николо-Сольбинская пустынь была возрождена, как приписная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви в честь святителя Николая и великомученицы Варвары, а в 1731 году каменной церкви в память Успения Божьей Матери.
    В 1742 году по просьбе насельников обители Сольбинская пустынь получила самостоятельность.
    В начале XIX века деревянная Никольская церковь пришла в упадок, и в каменном Успенском храме был освящен придел в память святителя Николая, а вскоре и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили копию чудотворной иконы Святителя Николая и образ Преподобного Сергия.
    Из описей известно, что монастырю до самой революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии. Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям.
    Своего расцвета монастырь достиг в период 1904—1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. С начала XVI века по 1903 год число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестер. К этому времени усилиями настоятельницы Макарии (Скудиной) Сольбинская пустынь была капитально обновлена.
    После Октябрьского переворота уже в ноябре 1918 года усилиями местных коммунистов монастырь был разграблен и «ликвидирован», а некоторые из сестер, возможно, расстреляны. В монастырских строениях была организована сельхоз-коммуна, но церковь осталась действующей до 1937 года. Коммуна развалилась в 1922 году.
    В 1937 году был расстрелян последний перед закрытием монастыря священник обители Леонид Гиляревский, имевший 12 детей. В том же году, по сфабрикованному обвинению в «контрреволюционной деятельности», расстреляли и последних настоятелей оставшегося Никольского храма: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева). Отец Паисий успел провести на Сольбе только две службы.
    Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавших в миру нести монашеские обеты были приговорены к различным срокам тюремного заключения.
    На территории монастыря была устроена лечебница для душевнобольных. Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство его полностью утрачено. В 1960-х годах были разобраны монастырские стены. От злого обращения душевнобольные часто убегали из лечебницы и представляли опасность для местного населения. К концу Советской власти некогда святое место люди стали обходить за версту.
    После закрытия больницы все здания находились в аварийном состоянии, территория завалена больничным и строительным хламом, в развалинах ютились бомжи, алкоголики, наркоманы.
    Поначалу монастырь числился приписным к мужскому Борисоглебскому монастырю Ярославской епархии. Присутствие насельников было непостоянным, службы совершались нерегулярно, восстановить разруху не удавалось.
    Вскоре монастырь получил статус женского и в 1999 году обрел четырех постоянных насельниц. Настоятельницей была назначена монахиня Еротиида (Гажу), имевшая степень инвалидности и подвизавшаяся в Толгском монастыре Ярославской епархии.
    Жизнь Николо-Сольбинской обители, особенно зимой, практически в глухом лесу, без телефонной связи, транспорта, при дефиците дров и продовольствия требовала от насельниц немалого личного мужества, каждодневного труда, напряжения всех духовных и физических сил. Тогда, с начала возрождения обители настоятельницей была поставлена цель — совершать полный ежедневный богослужебный круг чтений. И совершилось чудо. Настоятельница получила исцеление, Божьим Промыслом, молитвами и трудами сестер у монастыря стали появляться помощники и благотворители.
    История обители с официального сайта: http://www.solba.ru/

    В 1999 году от монастыря оставалось лишь два здания.
    Это Успенский храм…

    … и храм блаженной Ксении Петербуржской

    Чуть позже появился надвратный храм святого Николая Чудотворца

    А этот храм вам ничего не напоминает? Он построен по образу и подобию храма с картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Соответственно, и храм в честь Сергия Радонежского (верхний) и свв. Антония и Феодосия Киевопечерских (нижний)

    На стадии строительства находится храм великомученицы Варвары…

    …и уникальный храм святителя Спиридона Тримифунтского, форму кирпичей для которого из обычных выпиливают вручную.

    А вот храм свв. апостолов Петра и Павла у меня почему-то оказался на единственной фотографии и совсем вдали. Рядом располагается гостиница для паломников, которую временно занимает приют для девочек.

    По всей территории монастыря идёт стройка

    У внешних стен находится святой источник…

    …и симпатичная река Сольба

    В этом монастыре рады всем и вас обязательно накормят в одной из трапезных

    (в ожидании вкусных щей)

    А десерт пришлось собирать самостоятельно. Благо, он произрастает тут же в изобилии розово-красным ковром прямо у монастырских стен

    Сольбинскому монастырю очень нужна всякая помощь: и рабочие руки, и материальная. Доехать к ним сложно — общественный транспорт не ходит в эту ярославскую глушь, но если вы захотите им помочь, то вас обязательно встретит монастырская машина в посёлке Нагорье. На монастырском сайте есть вся нужная информация.

    Николо-Сольбинский женский монастырь в Ярославле

    Николо-Сольбинский женский монастырь.

    Адрес Николо-Сольбинского женского монастыря: Ярославская область, Переславский район, п/о Дмитриевское, м. Сольба.
    Телефон Николо-Сольбинского женского монастыря: (48535) 4-83-48.
    Как проехать к Николо-Сольбинскому монастырю.
    Проезд на автомобиле: Из Москвы по Ярославскому шоссе до г. Сергиев-Посад, далее в сторону г. Углича по главной дороге до с. Нагорье, через 7-8 км. от с. Нагорье на развилке направо (имеется указатель монастыря). Всего от г. Сергиев-Посад до монастыря около 100 км.
    Из Москвы можно также добраться через г. Переславль-Залесский. По Ярославской трассе до г. Переславль-Залесский, при въезде в город поворот налево под указатель «Ботик Петра», далее, не сворачивая, до с. Нагорье, от Нагорья по указателю до монастыря.
    Из г. Ярославля по Московской трассе до Танка (7 км. не доезжая до г. Переславля), направо (имеется указатель), далее 50 км. по главной дороге.
    Сайт Николо-Сольбинского монастыря: http://solba.ru

    История Николо-Сольбинского женского монастыря.

    Николо-Сольбинский женский монастырь расположен на берегу извилистой тихой реки Сольбы, на шоссе, соединяющем Троице-Сергиеву Лавру, Переславль-Залесский и Углич.

    Время основания первоначальной мужской Николаевской пустыни восходит к XV веку. Свое название она получила от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до XX века, а также от пустынного месторасположения.

    Известно из старинных писцовых книг, что уже к середине XVI века пустынь располагала большими земельными угодиями, а в самой обители действовала деревянная церковь в честь свт. Николая с приделом вмч. Варвары. Мирное существование немногочисленной братии, однако, способной обеспечить себя во всех необходимых потребностях, продолжалось до начала 17 века, до смутных времен. В период междуцарствия монастырь подвергся полному разорению от поляков и разбойников. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все земли ее были отданы в оброк.

    В 1711 году по ходатайству архимандрита Даниловского монастыря Варлаама, с разрешения Петра I монастырь стал восстанавливаться. Стараниями архим. Варлаама была отстроена новая, теперь уже каменная церковь в честь Успения Божией Матери с теплыми приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Покрова Пресвятой Богородицы. Но только к середине 17 века по просьбе братии указом Святейшего Синода пустынь, отданная ранее в оброк монастырю, приобрела самостоятельность.

    В 1840 году обитель обнесли каменной оградой с 8-ю башнями.

    На территории монастыря находился святой колодец в честь свт. Николая большой целительной силы, так что братии разрешалось брать его святую воду только по двунадесятым праздникам.

    В монастыре поддерживался строгий устав. Несмотря на малочисленность насельников, ежедневно служилось две литургии, велись вручную сельскохозяйственные работы на полях, скотном дворе, 2-х мельницах.

    История не сохранила причин упадка обители. К началу XX столетия монастырь остался без настоятеля долгое время. Летопись говорит, что малочисленное братство не в состоянии было вести хозяйство и содержать обитель, поэтому в 1903 году была принята Святейшим Синодом радикальная мера переименовать Николо-Сольбинскую пустынь из мужской в женскую.

    В этом же году в обитель прибыли несколько сестер с вновь назначенной игуменией Макарией из Переславского Никольского монастыря. Умелое ведение хозяйства, усердный труд сестер привели к подлинному расцвету обители. Об этом говорит и стремительный рост числа насельниц: к 1914 году — 115 сестер.

    В первую очередь, был обновлен храм внутри и снаружи (теплые приделы освятили в честь Покрова Божией Матери и св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), отстроены новые жилые корпуса, конюшня и все необходимые хозяйственные помещения.

    Сестры трудились не только на земле, но и занимались рукоделием — шитьем, вышиванием, чтением духовных книг (монастырь располагал небольшой библиотекой).

    По-прежнему свято чтилась икона свт. Николая. С нее были сняты 3 копии, которыми обносили окрестные селения и поля. Перед подлинником служились частые молебны — по просьбе благочестивых местных жителей.

    Обитель за короткий срок настолько окрепла, что смогла оказывать посильную благотворительную помощь: в годы первой мировой войны сестры шили белье, полушубки солдат русской армии.

    История женского Николо-Сольбинского монастыря была прервана в ноябре 1918 года после его упразднения и образования на его месте сельскохозяйственной комунны «Новая жизнь». Некоторое время монастырь просуществовал недолго. Игумения Макария и некоторые сестры были обнаружены и арестованы. Дальнейшая судьба, их остается неизвестной.

    Тем временем монастырь был обращен в приход, а потом и вовсе закрыт. По государственному плану борьбы с пережитками прошлого — религией в 1937 году были арестованы и расстреляны иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский, служившие в монастыре. Члены комунны за три года пустили по ветру все богатство монастыря, разобрали многие постройки.

    Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже — лечебница душевнобольных. Успенский храм использовали как помещение для столовой и клуба. В левом приделе устроили кочегарку. Внутреннее пространство храма было совершенно искажено перегородками. Все окна храма и корпуса заставили решетками. В 60-х годах на строительство дорог разобрали уникальные стены с башнями.

    Когда в 1994 году древняя поруганная святыня возвратилась в лоно Церкви, возрождение ее казалось невозможным. Все здания, коммуникация нуждались в капитальной реконструкции.

    Только в январе 1999 года по благословению Его Высокопреосвященства Владыки Михея на новое место прибыли три насельницы с Настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью, под покровительством свт. Николая, с теплым участием добрых людей началось возрождение обители.

    В настоящее время отреставрирован внутри и снаружи Успенский храм с приделами в честь свт. Николая (когда главного храма обители в честь свт. Николая не стало, Предтеченский придел Успенского храма был переименован в Никольский) и Покрова Божией Матери, который был освящен епископом Угличским Иосифом викарием Ярославской Епархии в день Покрова Пресвятой Богородицы в 2001 году. Одновременно был сделан капитальный ремонт сестринского корпуса.

    В обители установлено ежедневное Богослужение. В среду по окончании вечерней службы совершается молебное пение с каноном и акафистом свт. Николаю на два клироса, а в пятницу — Божией Матери. В воскресенье вечером установлен чин пения 12-ти псалмов.

    Основное направление в послушании сестер — рукоделие, а также поддержание порядка в хозяйстве — на кухне, в огороде, в коровнике. В настоящее время в монастыре подвизаются 15 насельниц.

    Особо знаменательным событием в прошлом году стал праздник Успения Пресвятой Богородицы. Матерь Божия оказала великое благоволение к нашей обители: перед началом Божественной Литургии были освящены только что привезенные новые колокола. Отныне каждая праздничная служба, начинается колокольным звоном, далеко разносящимся по всей округе.

    Наш монастырь находится в содружестве с православной школой «Образ» (пос. Малаховка Московской области). Во время зимних и летних каникул обитель предоставляет место для размещения детей посменно: зимой в сестринском корпусе, летом — в палатках под старыми липами возле храма. В течение нескольких зимних дней дети и учителя помогают по хозяйству, а перед Крещением вырубают на р. Сольбе восьмиконечный Крест, в освященных водах которого окунаются все желающие. Летом — помогают на огороде, проводят конкурсы, отдыхают и, конечно, посещают богослужения, Перед каждым своим отъездом дети радуют насельниц обители своими выступлениями. Соприкасаясь с монастырским строем и образом жизни, школьники получают духовный настрой, который благотворно влияет на их учебу и жизнь в целом. Нельзя не заметить отличия их от других детей.

    Несмотря на то, что монастырь находится среди леса, на большие праздники собирается много гостей и прихожан из близлежащих деревень, которых негде разместить во время трапезы. Остро встал вопрос о строительстве нового помещения. И он был неожиданно решен. С Божией помощью и при содействии благодетелей — сооружением надстройки над сестринским корпусом — трапезного храма в честь блаженной Ксении Петербургской.

    Насущной проблемой для нашей обители долгое время являлось отсутствие странноприимного дома. Многие желающие посетить нашу обитель не могли себе этого позволить из-за того, что им негде было остановиться. В настоящем году обитель готовится к большому торжеству — 100-летию женского монастыря, которое планируется провести в начале сентября. Все желающие посетить наш монастырь в этот особо торжественный день смогут приехать — странноприимный дом радушно примет всех паломников.

    Восстановительные работы в монастыре только начались. Все остальные необходимые постройки ждут своего часа и своих благодетелей. По генеральному плану в будущем планируется строительство архиерейских покоев, медицинского центра с храмом в честь вмч. Варвары, так как в округе нет возможности оказать медицинскую помощь местному населению, паломникам и сестрам, поэтому обитель с радостью примет в качестве насельниц специалистов с медицинским образованием. Также все, кто хотел бы служить Богу через свою профессию — педагоги, музыканты, художники, иконописцы, резчики, смогут найти в нашем монастыре свое место, реализуя Богом данные способности и профессиональные навыки.

    Вследствие разрушительной деятельности советских властей, вместе с оградой был уничтожен и храм свт. Николая. До сих пор Хозяин и Покровитель обители не имеет своего храма. Поэтому руководство монастыря считает необходимым его воссоздать. Именно этот храм станет в будущем сердцем обители.

    Очень важным объектом строительства должна стать ограда. Находясь в пустынном месте у дороги, монастырь совершенно лишен какой-либо защиты. Издревле монастыри на Руси обносились каменной стеной, которая носила двоякий смысл — духовная ограда от мира и защита от внешнего врага. Так создавался особый климат, особое духовное пространство уединенности и покоя, столь необходимое для внутренне-углубленной жизни монашествующих.

    Нетронутые смешанные леса, окружающие на большом пространстве обитель, тишина, которую нарушают пение птиц, шум листвы и звон колоколов, легкая прохлада, тянущаяся от реки, неспешные богослужения. — здесь найдет отдохновение каждый утомленный путник.

    Ссылка на основную публикацию