Николо одринский женский монастырь

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь.

Карачевский Одрин мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Впервые в документах Одрин монастырь упоминается в государственной грамоте, составленной дочерью литовского князя Ольгерда инокиней Евпраксией, которая была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни. В 1697 году Святейший Патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря. Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем-игуменом Варнавой (1705-1720 гг.). За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности, каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» со звонницей и Николаевский соборный храм (вместо бывшей деревянной церкви).

Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Однако в 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.). До своего настоятельства Старец Серапион подвизался в Бело-Бережской Пустыни под руководством известных учеников Преподобного Старца Паисия Величковскрго, таких как Клеопа, Феодор и Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосии, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.

В 1922 году на территории монастыря была размещена детская колония, чуть позже — военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928 г.) и пятипрестольный соборный храм. (1930 г.). До наших дней сохранилось лишь два строения середины 19-го века — игуменский дом и братский корпус. Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны здесь был детский дом и средняя школа-восьмилетка. В 1970 г. детский дом закрыли. Некоторое время здесь находилась база отдыха швейной фабрики. Но за 10-12 лет до открытия монастыря здания опустели и были на грани разрушения.

22 июля 1995 года на месте разрушенной обители был открыт Одрин женский монастырь во имя Святителя Николая. Настоятельница монастыря — игумения Мариам (Шагарова). В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией «Споручница грешных». В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого Святого образа.

Сведения взяты из статьи «Монастыри и храмы Брянской епархии» опубликованной в «Брянском Православном Календаре. 2005 год от Рождества Христова» (Издание Брянского Епархиального Управления)

Одрин Николаевский монастырь, заштатный, в 7 верстах от города Карачаева. Первоначально находился при реке Одрине, затем перенесен был за 2,5 версты на берегу реки Песочни. Основан в XIV веке по случаю явления здесь иконы святого Николая чудотворца, которая и находится в монастыре до сего времени. В монастыре находится также прославившаяся в 1844 году чудотворениями икона Богоматери, именуемая «Споручница грешных» (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница). Эта святая икона долгое время находилась между другими ветхими иконами в обветшавшей часовне за монастырскими воротами, оставаясь в неизвестности среди богомольцев. В 1844 году от нее последовало чудесное исцеление одного двухлетнего мальчика, страдавшего жестокими припадками, не уступавшими никаким врачебным средствам. После этого святая икона была поставлена в монастырском храме и вскоре от нее последовали другие чудесные знамения. На этой святой иконе изображена в полурост Божия Матерь с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем; главы Их украшены венцами; обоими Своими руками Богомладенец объемлет простертую к Нему правую руку Богоматери; над главой Богоматери начертана звезда, от которой полукружием до половины изображения с обеих его сторон начертано по 6 звезд; по углам иконы изображены свитки с надписью: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну: да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне чрез Мене испросят». Празднование в честь этой святой иконы совершается 7 марта. В том же монастыре находятся еще чудотворные иконы Божией Матери: «Утоли моя печали», полученная в 1784 году в дар от графа Самойлова, в доме которого в Москве она прославилась чудесами, и явленная икона Богоматери, именуемая «Нечаянная Радость». В четверг 8 недели по Пасхе и 26 августа совершается из монастыря крестный ход в город Карачаев, где монастырская икона святителя Николая остается на 2 месяца.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В семи километрах от Карачева, на возвышении правого берега реки Песочни, расположен Николо-Одринский монастырь. В те далёкие времена, в 2,5 верстах от этого места, между 1376-м и 1425 гг., было явление чудотворной иконы Святителя Николая Мирликийского на сосне, близ речки Одрины. По преданию, трое братьев, жителей Брянска, случайно прознавшие про это чудотворение, пришли к тому месту, и, отнесли образ Святителя в свой город, где сразу же прекратилась страшная моровая язва, до этого унесшая жизни многих горожан. Церковь, построенная по обету специально для этого образа, вскоре сгорела, а икона вновь появилась на прежнем месте, на той сосне близ речки Одрины. Это было расценено как предзнаменование свыше, и уже на том святом месте, на опушке леса, была срублена деревянная церковь, ставшая первым строением будущего монастыря, который будет основан за 2,5 версты от этого места. Пройдёт некоторое время и этот храм снова разберут и перевезут на берег реки Песочни, где уже возникнет Николаевский Одрин монастырь.

Впервые в документах Одрина пустынь упоминается в грамоте дочери литовского князя Ольгерда, выданной замуж за карачевского князя Святослава. Инокиня Евпраксия (в миру Елена) стала настоятельницей другого женского монастыря, расположенного недалеко от Одриной обители. По этой грамоте, в 1352 году часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни. В Смутное время пустынь изрядно пострадала, но вскоре был восстановлена. В летописях обитель упоминается в 1626-27 годах. В 1697 году патриарх Адриан подтвердил основание Одрина монастыря, расцвет которого пришёлся на время управления настоятеля-игумена Варнавы (1705-1720). На рубеже ХVII-ХVIII столетия здесь возвели уже каменные здания: в 1700 году сооружена надвратная церковь Иоанна Воина с приделом Сергия Радонежского, в 1710 году — соборный храм Николая Чудотворца, в 1707 году — тёплая Знаменская церковь в трапезной собора. В 1720 году «лихие люди» напали на обитель и буквально разорили её, а старца Варнаву предали пытке огнём, от которой он и скончался. Только при игумене Иувеналии состояние монастыря несколько улучшилось, но во времена Екатерины II вся принадлежавшая монастырю земля была отобрана в пользу государства.

В 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. В 1784 году Одриной обители вновь были пожертвованы 30 десятин земли и особо ценная икона Божией Матери «Утоли моя печали». Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856), который возвёл духовное устроение обители на высокий уровень, благоустроил монастырь. В 1843 году здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». При настоятеле Николаевского Одрина монастыря, архимандрите Феодосии, был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 1,7 км, построена двухэтажная гостиница для паломников на 40 меблированных номеров, настоятельские кельи, ряд служебных зданий, устроены пруды, в селе Одрино построена воскресная школа. Монастырь был обнесён двумя кирпичными оградами: внутренней (1200 м) и внешней (1700 м). Всего до закрытия монастыря в обители насчитывалось до 90 кирпичных строений. Покровителями и вкладчиками обители были князья Трубецкие и Барятинские.

Уже в 1922 году на территории Николо-Одринского монастыря была размещена «опытная школа» (детская колония-коммуна «Новая жизнь»), сильно потеснившая монастырскую братию. Сохранился документ, запечетлевший жалобу преподавателей колонии в Карачевский исполком: «Ежедневный звон колоколов, надоевший обитателям колонии до чертиков, мешает проводимым с детьми занятиям. Желательно, чтобы в недалёком будущем вместо крестов здесь развевались красные флаги. » В 1924 году монастырь был закрыт, но некоторые храмы продолжали действовать. В 1928 году, братия была разогнана; многие монахи нашли себе пристанище при храмах Карачева. В 1930-м году шестеро монахов из братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Со временем опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться, ещё больший урон нанесли местные жители, начавшие разбирать постройки на стройматериал. Видя такое положение, местными властями было принято решение разобрать колокольню (1928) и пятипрестольный соборный храм (1930). Оставили лишь бывший игуменский дом и братский корпус. Одно время здесь располагался военный полигон Западного фронта. Во время Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался немецкий военный штаб, впоследствии здесь располагались детский дом, закрытый в 1970-м году, средняя школа-восьмилетка и даже база отдыха швейной фабрики. Позднее здания опустели и были на грани разрушения. До наших дней сохранились лишь дом игумена, трапезный корпус и участки стен, построенных в первой половине ХIХ века. Игуменский дом — это образец монастырской жилой постройки в стиле позднего классицизма. Сооружение выполнено в лаконичной манере, равно как и сохранившееся здание трапезной.

Восстановление монастыря, уже как женского, началось со 2 марта 1995 года, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Настоятельницей обители была назначена игумения Мариам, которую 19 декабря 2015 года сменила игумения Серафима (Якимчук). Средства на восстановление монастыря собирали всем миром. Возрождение давалось очень тяжело. Как вспоминали насельницы обители, на помощь пришло чудо: на глазах у монахинь 4 января 1998 года проявился лик Святителя Николая на старой, совсем тёмной иконе. В том же году парализованный старец схимонах Макарий на инвалидной коляске отправился в Одессу. Там, по слухам, в частной коллекции находилась ещё одна древняя икона монастыря — Божией Матери «Споручница грешных», исцеляющая от болезней. На собранные по пути деньги Макарий выкупил драгоценную икону и привёз её в монастырь. Этот образ — один из первых списков с иконы, написанный при игумене Серапионе. В 1920-х годах, когда уцелевшие иконы из разорённого монастыря расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице села Старого Хотынецкого района Орловской области. В 1970-х годах её дом сгорел и она отдала икону соседям, а те впоследствии передали прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 году эта женщина была пострижена в монахини и увезла икону в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 года поступила в Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась на Украине. Вернуть её вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по её просьбе из Оптиной пустыни. 24 октября 1996 года чудотворная икона вернулась в родную обитель.

Сегодня Николо-Одринский монастырь, пребывавший в запустении много лет, преображён. Построена автодорога, подведён газ, возведена небольшая звонница, начато строительство собора во имя Святителя Николая. Женский монастырь встречает многочисленных прихожан и паломников возрождёнными зданиями, ухоженным хозяйством. Едва миновав ворота и пройдясь по старинной липовой аллее, его посетители ощущают чувство умиротворения. Здесь отдыхает и успокаивается душа.

Из книги «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014

Митрополит Александр возвел в сан игумении монахиню Серафиму (Якимчук), настоятельницу Николо-Одрина монастыря

Митрополит Александр возвел в сан игумении монахиню Серафиму (Якимчук), настоятельницу Николо-Одрина монастыря

19 декабря 2015 года, в праздник Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, престольный праздник Карачевского Николо-Одрина женского монастыря Митрополит Брянский и Севский Александр возглавил Божественную литургию и возвел в сан игумении монахиню Серафиму (Якимчук), настоятельницу обители.

За Богослужением Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили Секретарь Брянской Епархии протоиерей Павел Чикалин, благочинный Брянского градского округа протоиерей Владимир Сафронов, благочинный монастырей Брянской Епархии игумен Даниил (Цупиков), настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин).

Песнопения исполнил хор Свято-Троицкого Кафедрального Собора г. Брянска (регент – А.А. Бирюков).

За Литургией молились почетная настоятельница Карачевского Николо-Одрина монастыря игумения Мариам (Шагарова), настоятельника Николо-Одрина монастыря игумения Серафима (Якимчук) с сестрами, настоятельница Севского Кресто-Воздвиженского монастыря игумения Афанасия (Личаева), настоятельница Свято-Успенского монастыря г. Клинцы Зосима (Полковник). Также на Богослужении присутствовали депутат Брянской областной Думы В.Г. Гринкевич, глава администрации Карачевского района Н.С. Лучкин, председатель правления Фонда просвещения «МЕТА» В. А. Сигаева.

На престольный праздник древнейшей обители Брянщины, основанной в конце XIII–начале XIV веков, съехалось множество паломников. Святитель Николай — особо почитаемый святой на Руси, и в Николо-Одрином монастыре, основанном в честь этого угодника Божия, хранится старинная икона Николая Чудотворца с частицей его мощей. В праздничный день эта монастырская святыня была установлена на аналое.

Проповедь перед причастием произнес игумен Леонид (Лушкин), настоятель Богородицкой Площанской пустыни. В своем слове Его Высокопреподобие рассказал о Николае Чудотворце, который служит для всех нас образцом кротости и смирения.

По окончании Литургии был совершен молебен Святителю Николаю. Затем Митрополит Александр в соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года (журнал № 85) возвел в сан игумении монахиню Серафиму (Ямчук) с назначением ее на должность настоятельницы Николо-Одрина женского монастыря села Одрина Карачевского района. Владыка вознес молитву на возведение в игуменское достоинство, возложил на матушку Серафиму наперстный крест и вручил ей игуменский жезл – символ духовной власти.

Поприветствовав всех собравшихся с праздником Святителя Николая Владыка Александр напутствовал игумению Серафиму на служение:

Всякая власть – это не наслаждение внешними атрибутами этой власти, теми административными возможностями, которые появляются у каждого начальника, власть – это прежде всего усердное служение Богу и людям. Потому что Господь так возлюбил людей, что послал на землю Своего единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, который родился в убогом вертепе, а не в царских палатах, покрытых золотом и серебром, показав нам на все времена образ смирения, терпения и послушания. Он родился в хлеву, в сарае, куда загоняли скот в непогоду. Матерь Божия запеленала младенца и положила не на шелковые простыни, а в обычные скотские ясли, куда клали ягнят, когда они появлялись на свет. И только звезда Вифлеемская, которая вела уже много месяцев мудрецов Востока, привела их к убогому вертепу, а ангельское пение «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» побудило пастухов, пасших овец, прийти и поклониться Иисусу Христу. Волхвы принесли ему свои дары — ладан, золото, смирну, а пастухи – свою любовь, преданность и верность. И мы должны подобно волхвам и пастухам в течение всей своей жизни приносить Богу свою любовь и смиренное служение.

Матушка, вы должны быть матерью для каждой сестры, вы должны жить как Святитель Николай, а он жил не для себя, а для людей, и раз он жил для людей, то он жил для Бога, и вы должны посвятить свою жизнь служению людям, то есть служению Богу.

Игумения Серафима поблагодарила архипастыря за отеческое назидание и оказанной ей доверие нести послушание настоятельницы монастыря, который в дальнейшем продолжит возрождаться, и по молитвам Святителя Николая «придет такое время, когда обитель действительно засияет своей духовностью».

В монашестве игумения Серафима около двадцати лет. В Николо-Одрином монастыре подвизается с 2009-го, семь лет. С 2013-го исполняла послушание благочинной обители, в том числе ей было поручено курировать воссоздание Свято-Никольского собора, которое ведется до сих пор. Став настоятельницей обители, игумения Серафима продолжит дело прежней настоятельницы матушки Мариам, которая много трудов положила по возрождению монастыря из руин. Матушка Мариам, сейчас ей 86 лет, стала почетной настоятельницей, она живет в монастыре и большую часть своего времени отдает молитве.

— Игуменство – это очень большая ответственность и много обязанностей. Сейчас люди стали более немощными по сравнению с тем, что было раньше, много очень больных, и всем нужно уделить внимание, — говорит игумения Серафима. — Конечно же весь мир зиждется только на любви, и монастырь должен быть единой семьей, сестры должны быть как родные и между ними должна царить любовь и не должно быть никаких обид, ведь это самые близкие люди. И я верю, что Матерь Божия, чудотворный образ Которой «Споручница грешных» пребывает в нашем монастыре, обязательно соберет в обитель тех сестер, которые любят прославлять Ее святое имя, а Господь даст благодати, чтобы укрепить веру в сестрах, чтобы они понимали, что все-таки самое главное — это любовь, это желание трудиться и попасть в Царство Небесное, и всегда быть с Господом и лицезреть Его светлый лик.

На память о совместной молитве игумения Серафима преподнесла в дар Правящему Архиерею образ Святителя Николая.

В благословение за усердные труды на благо Брянской Епархии иеромонаху Нилу (Борисенко), клирику Николо-Одрина женского монастыря, Владыка вручил Архиерейскую грамоту.

В честь престольного праздника на молитвенную память всем были подарены небольшие списки старинной чудотворной иконы Святителя Николая и сладкие угощения.

Николо-Одрин женский монастырь

Официальный приходской сайт

Контактная информация

  • Тип монастыря: женский
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Настоятельница: игумения Серафима (Якимчук)
  • Престольные праздники: святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Споручница грешных»
  • Краткая историческая справка: Карачевский Николо-Одрин мужской монастырь был образован в начале XV века, на месте явления чудотворной иконы Святителя Николая.

Она явилась на сосне в лесу, расположенном между рекой Почаевкой и Песочней близ села Одрина трем братьям, имевшим в тех местах пчелиные ухожья. Святую икону они принесли в г. Брянск.

Появление ее в городе ознаменовалось чудом. Свирепствовавшая в то время моровая язва, через три дня прекратилась. Храм, в который поместили чудотворную икону, спустя некоторое время, сгорела от удара молнии. Образ сей был повторно найден на той же сосне, теми же братьями. Узрев в этом особое знамение Божие, на месте обретения чудотворного образа, построен деревянный храм во имя Святителя Николая, в который и поместили чудотворную икону.

В этом храме собирались для совместной молитвы несколько мона-хов-отшельников, чьи одиночные кельи были находились среди глухого леса.

Впервые в документах Николо-Одрин монастырь упоминается в государственной грамоте, составленной дочерью литовского князя Ольгерда инокиней Евпраксией, которая была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни.

Официально Николо-Одрин монастырь утвержден в 1697 году, по благословению Святейшего Патриарха Адриана.

Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем — игуменом Варнавой (1705-1720). За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек: каменный храм в честь иконы Божией Матери Знамение со звонницей; Николаевский соборный храм (вместо бывшего деревянного); начато строительство каменной ограды; построены новые келльи для братии; в г.Карачеве начато строительство Иверской часовни. Одрина пустынь ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Доблестный подвиг Игумена Варнавы увенчан мученической кончиной. 24 сентября 1720 года на монастырь напали разбойники, разграбили его, подожгли здания, а самого настоятеля предали огненной пытке.

Одринскому монастырю угрожала опасность быть упраздненным. Но по премудрому смотрению Святителя Николая орудием на защиту его обители был избран игумен Иувеналий, ставший настоятелем в 1763 г. Происходивший из древней славянской фамилии Воейковых, образованный и известный своими трудами в духовной литературе, Иувеналий, пользуясь личным доверием и благословением Московского Митрополита Тимофея, явился перед ним в 1764 г. ходатаем за вверенную его управлению обитель. В своем обращении игумен Иувеналий излагал просьбу оставить Одрин монастырь на своем содержании. И благодаря лишь этому ходатайству Одрин не разделил участи тридцати других монастырей Севской Епархии, упраздненных при введении новых штатов.

Кроме этой главнейшей заслуги, игумен Иувеналий в короткий срок своего управления Николо-Одриным монастырем с (1763-1767) сделал немало для его внешнего благоустройства. Состояние общего разрушения монастыря требовало от настоятеля усиленной деятельности и особых способностей. Игумен Иувеналий многое перестроил и привел в цветущее состояние. В 1767 году он был переведен в Новосильский Духов монастырь, но обитель не была оставлена милостию Божией.

В 1780 году граф Николай Самойлов пожертвовал обители образ Матери Божией Утоли моя печали и крупную сумму денег на строительство придела в честь этого образа.

Одрин монастырь достиг своего величия и благолепия при игумене Серапионе (1834-1856) До своего настоятельства, старец Серапион подвизался в Бело-Бережской пустыни под руководством известных учеников старца Паисия Величковского, таких как старцы Клеопа, Феодор и Преподобный Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на должный уровень. Был введен Богослужебный Устав Святой Горы Афон. Он был истинным подвижником своего времени: носил вериги и грубую власяницу под одеждой, почти никогда не спал, имел суровое воздержание во всем, но при этом был милостив и снисходителен к ближним. Много сил было положено им на благоустройство монастыря. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым событием для обители. В 1843 году в Одринском монастыре была прославлена чудотворная икона Божией Матери Споручница грешных.

Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосий, который провел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод из собственного кирпича, возведена ограда длиной I7 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды. В селе Одрино построена Воскресная школа.

Всего, ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.

В 1922 г. на территории монастыря была размещена детская колония, чуть позже — военный полигон Западного фронта. В 1924 г. монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г.Карачева. В 1930 году шесть братий нашего монастыря вместе с последним настоятелем Николо-Одриной обители епископом Агапитом, были осуждены и приговорены к разным срокам заключения в ИТЛ.

Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться. По постановлению органов советской власти были разобраны колокольня (1928) и пятипрестольный соборный храм (1930). До наших дней сохранилось лишь два строения середины XIX века — Игуменский дом и Братский корпус.

Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны — детский дом и средняя школа — восьмилетка. В 1970г. детский дом закрыли. В этих зданиях была устроена база отдыха от швейной фабрики. Затем в течение 10-12 лет здания пустовали и были на грани разрушения.

22 мая 1995 года на месте разрушенной обители был открыт Николо-Одрин женский монастырь. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Мариам (Шагарова).

В настоящее время в Николо-Одрине монастыре находится чтимый список иконы Божией Матери Споручница грешных. В 2002 году со-стоялась закладка нового храма в честь этого святого образа. В 2004 году храм был освящен Епископом Брянским и Севским Феофилактом.

25 сентября 2012 года Епископ Брянский и Севский Александр со-вершил Чин освящения закладного камня в основание храма во имя Святителя Николая Карачевского Николо-Одрина женского монастыря.

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных» – одна из почитаемых в Православной церкви и среди верующих. «Споручница», значит, – Поручительница перед Иисусом Христом за согрешающих людей, то есть «Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница». Поэтому люди зачастую в молитвах и просьбах своих обращаются именно к этой иконе Божией Матери, уповая на её милосердие и заступничество перед Самим Всевышним за совершившего какой-либо проступок.

Богоматерь изображена по пояс с Младенцем Христом на руках, сидящим справа. Богородица левой рукой держит Младенца Христа, который сжимает её правую руку, положенную на его колени. «Икона украшена коронами, что свидетельствует о её Малороссийском или Белорусском происхождении».

Своё название икона «Споручница грешных» получила по содержанию одного из свитков, расположенных в четырёх углах иконы; на ленте – надпись: «Азъ споручница грешныхъ къ Сыну Моему…». Отсюда и – «Споручница грешных».

Древний образ был обретён в 1843 году в Одрин-Николаевском мужском монастыре Орловской епархии, где, считается, и был он написан. Икона прославилась чудесами и стала почитаться чудотворной. Особенно к ней прибегали в годы эпидемии холеры. Вот о чём гласит предание.

«Впервые образ прославился чудесами в 1843 году в Одрино-Николаевском монастыре. Она находилась в деревянной часовне у святых врат монастыря. Божия Матерь открыла чудесную силу иконы одновременно сразу нескольким местным жителям. По молитве, перед иконой были исцелены двухлетний сын Тимофей карачевской жительницы Александры Почепиной, страдавший эпилепсией (мать увидела икону во сне), парализованный малолетний сын орловского помещика Новикова, прозрела трехлетняя дочь карачевского купца Павла Сытина. Эти чудесные исцеления, произошедшие почти одновременно, разнесли славу об иконе по всей округе, её перенесли в соборный храм святителя Николая Чудотворца.

Считается, что та самая икона (оригинал) прославившаяся в 1843 г., находится в настоящее время в Николаевском-Одрине мужском монастыре. Когда уцелевшие иконы из разоренного монастыря в 20-е годы прошлого века расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице с. Старое Хотынецкого района современной Орловской области. В 70-е годы её дом сгорел, она отдала икону соседям, а впоследствии передала Раисе, прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 г. последняя была пострижена в монахини и уехала вместе с иконой в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 г. поступила в Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась на Украине. Вернуть её обратно вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по её просьбе из Оптиной пустыни. Помимо того, что Макарий в обывательском понимании был инвалидом, – были парализованы ноги, и передвигался он на доске с колесиками, – его миссия осложнялась еще и тем, что к тому моменту икона находилась в частной коллекции и наличием таможни. Однако 24 октября 1996 г. чудотворная икона вернулась в стены родной обители».

Есть и другие свидетельства о чудесах, связанных с этой иконой. «В 1846 году иеромонах Одрина монастыря был послан в Москву для сооружения ризы на чудотворную икону, где его приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческул. В благодарность за его гостеприимство из Одрина монастыря был прислан точный список (копия) чудотворной иконы, сделанный на липовой доске. Полученную икону Д. Бонческул с благоговением поставил с другими иконами в домашний иконостас. Вскоре все стали замечать, что по иконе мелькает необыкновенный блеск, а с самого образа начали истекать капли маслянистой влаги. Этой влагою помазали нескольких болящих, и они исцелились. Со всех сторон стали приезжать к иконе больные, молились перед нею и получали исцеление.

В 1848 году подполковник Бонческул пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в приходскую Николаевскую церковь в Хамовниках. Истечение маслянистой жидкости из иконы продолжалось, и диакон, стоящий при иконе, отирал влагу бумагою и раздавал народу. Вскоре мироточение прекратилось, но в алтаре церкви начались явления необычного света в виде появлявшихся и исчезавших звёзд. Икона прославилась многими, официально зафиксированными, исцелениями».

Дни празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных»: 20 марта и 11 июня (по новому стилю).

Икона Божией Матери «Споручница грешных» находится:

– в Николо-Одринской пустыни в селе Одрино, Карачевского района, Брянской области (оригинал);

– храм святителя Николая, в Хамовниках, Москва (список иконы, тот самый, что был подарен, по преданию, подполковником Бонческулом).

Молитва перед иконой Божией Матери «Споручница грешных»

К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небес­ная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет и молениям нашим скоропослушливо внемлет, аще не Ты, Всеблагая Споручнице, всех наших радостей Радость? Услыши же и нынешния песнопения и моления, и о мне грешном Тебе приносимыя. И буди мне Мати и Покровитель­ница и радости Твоея всем нам Подательница. Устрой жизнь мою, якоже хощеши и якоже веси. Вручаю бо себе Твоему покрову и промышлению, да ра­достно всегда пою Тебе со все­ми: Радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная. Радуйся, Пребла-гословенная; радуйся, Препрославленная во веки. Аминь.

Николо-Одринский женский монастырь

Основан в начале XIII-XIV века. Год постройки: между приблизительно 1376 и приблизительно 1425 гг. Главная святыня — чудотворная икона Божьей Матери «Споручница Грешных» (оригинал). Монастырское подворье, 2013

Содержание

Карачевский Одринский мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XIII-XIV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Три брата, жителя Брянска, принесли сей образ в свой город, где сразу прекратилась страшная моровая язва. Церковь, построенная для образа, сгорела, а икона вновь появилась на прежнем месте, на древе сосны близ речки Одрины. Братья расценили это как предзнаменование свыше и на берегу Одрины снова была построена деревянная церковь, ставшая началом будущего монастыря.

Первоначально находился при реке Одрине, затем перенесен был за 2,5 версты на берегу реки Песочни.

Древнее существование монастыря подтверждается грамотой дочери литовского князя Ольгерда инокений Евпраксией, в миру Еленой(была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина), которая пожертвовала монастырю землю в 1352 году. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни, известной по летописям с 1626-27 года. Известно, что монастырь сильно пострадал в «смутное время», но постепенно был восстановлен.

В 1697 году Святейший Патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря. Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем-игуменом Варнавой (1705-1720 гг.), назначенным императором Павлом Первым. За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности, каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» со звонницей и Николаевский соборный храм (вместо бывшей деревянной церкви).

Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Сам император Петр Первый, не жаловавший монастыри, благоволил обители. В 1720 году «лихие люди» напали на обитель и буквально стерли ее с лица земли, а старца Варнаву предали пытке огнем,от которой он и скончался. Только при игуменье Иувиналии состояние монастыря несколько улучшилось, но во времена Екатерина II вся принадлежащая монастырю земля была отобрана в пользу государственных крестьян. В 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. В 1784 году монастырю вновь были пожертвованы 30 десятин земли и икона Божией Матери «Споручница грешных».

Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.) До своего настоятельства Старец Серапион подвизался в Бело-Бережской Пустыни под руководством известных учеников Преподобного Старца Паисия Величковскрго, таких как Клеопа, Феодор и Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосии, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.

До революции в обители были: Собор свт. Николая с 5 куполами и 5 приделами: во имя свт. Николая; во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных»; во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»; во имя Воздвижения Креста Господня: во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707 г.). В 1898 г. был повешен большой колокол весом в 368 пудов. Игуменский дом 2-этажный с колоннами (1825-1860 гг.); братский корпус (1856 г.) с храмом во имя свтт. Петра, Ионы и Алексия; надвратный храм во имя Иоанна Воина с приделом прп. Сергия Радонежского; 2-этажная гостиница с колоннами (до 40 меблированных номеров, 1890 г.). Монастырь был обнесен двумя кирпичными оградами: внутренней (1200 м) и внешней (17 км). Всего до закрытия монастыря насчитывалось до 90 кирпичных строений.

Все закончилось после революции 1917 года. В 1922 году на территории монастыря была размещена «опытная школа» (детская колония), чуть позже — военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться, еще больший урон нанесли местные жители, начавшие разбирать постройки. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928 г.) и пятипрестольный соборный храм. (1930 г.). До наших дней сохранилось лишь два строения середины XIX-го века — игуменский дом и братский корпус.

Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны здесь был детский дом и средняя школа-восьмилетка. В 1970 г. детский дом закрыли. Некоторое время здесь находилась база отдыха швейной фабрики. Но за 10-12 лет до открытия монастыря здания опустели и были на грани разрушения. Была даже скотоводческая ферма и в конце просто свалка.

2 марта 1995 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Николо-Одринский монастырь объявлен действующим женским монастырем. Настоятельница монастыря — игумения Мариам (Шагарова.

Современное состояние

В настоящее время в монастыре сохранились две старинные постройки: игуменский корпус и братский корпус, в котором находятся: действующий храм во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, ризница, трапезная и кельи.

В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией «Споручница грешных». В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого Святого образа.

Церковь иконы Божией Матери «Споручница грешных»

Церковь Трех Святителей в братском корпусе

Часовня Николая Чудотворца

  • Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Чудотворная икона Богородицы «Споручница Грешных» в монастыре (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница) Чудотворная икона Богородицы «Споручница Грешных» в монастыре (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница)[Файл:Чтимая чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных».jpg|обрамить|слева|Чтимая чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных»]]

Считается, что эта та самая икона прославившаяся в 1843 г. В 1920-е годы, когда уцелевшие иконы из разоренного монастыря, расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице с. Старое Хотынецкого района современной Орловской обл. В 70-е годы ее дом сгорел, она отдала икону соседям, а впоследствии передала Раисе, прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 г. последняя была подстрижена в монахини и уехала вместе с иконой в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 г. поступила Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась в Украине. Вернуть ее обратно вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по ее просьбе из Оптиной пустыни. Помимо того, что Макарий в обывательском понимании был инвалидом, были парализованы ноги, и передвигался он на доске с колесиками, его миссия осложнялась еще и тем, что к тому моменту икона находилась в частной коллекции и наличием таможни. Однако 24 октября 1996 г. чудотворная икона вернулась в стены родной обители.

  • Старинное напрестольное Евангелие

Надо сказать, что во время Великой Отечественной войны эти края почти два года были оккупированы Германией и летом 1943 года войска 11-й гв., 50-й и 61-й армий в ходе Хотынецкой наступательной операции, одной из четырех главных операций, составляющих грандиозную битву за Орловский плацдарм, освободили Карачев. При этом немцы оказали упорное сопротивление, объясняемое тем, что у Карачева кончается открытая холмистая местность и начинаются брянские леса, через которые идет на запад лишь одна шоссейная дорога, и он являлся опорным узлом, закрывающим единственно выгодный путь к Брянску с востока. Во время отступления немецких войск, солдат по имени Хельмут, скрываясь от обстрела, укрылся в церкви Сергия Радонежского, выстроенной монастырем для жителей села. Находясь в смятении, он «взмолился Господу о спасении и дал обет, если останется в живых, то посвятит себя Богу». Пройдя всю войну с найденным в храме Евангелием, вернулся домой и стал пастором Лютеранской церкви.Все годы Евангелие он хранил дома. Отреставрировал оклад и отремонтировал переплет. В 1993 г., незадолго до кончины пастор Хельмут посетил Одрино, но храма к тому моменту уже не было, и он передал Евангелие в карачевский собор Михаила Архангела. Через полтора года, когда возобновился Одрин монастырь, настоятель собора передал Евангелие в обитель. В первые годы существования монастыря его посещали родственники уже покойного пастора Хельмута.

Освобожденный 15 августа 1943 года Карачев, был в очередной раз полностью разрушен и сожжен. К. Федин писал: «Стоя в центре города, свободно видишь горизонты. Ничто не препятствует взору, все сооружения, возвышавшиеся, когда-то над землей, низвергнуты и сровнены с низиной, набегающие сюда из далеких болот и лугов. Признаки жилья всюду так основательно уничтожены, что между центром и окраинами не стало разницы, и ветер беспрепятственно несет сюда с недавнего пригородного боя тонко-сладкий, приводящий в содрогание живого человека трупный запах. Воистину можно сказать: здесь был Карачев».

  • Икона Святителя Николая

Престольные праздники

Монастырские праздники

Помимо общепринятых двунадесятых и великих праздников и памятных дат РПЦ, у обители есть свои чтимые праздники:

24 октября – празднование в честь возвращения в обитель чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных»

Как добраться

Находится в 50 км. От Брянска, в Карачевском районе.

Адрес: Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино

Телефон: +7 (48335) 210 04 (игумения Мариам (Шагарова))

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Одрин Николаевский монастырь

тел.: +7 (48335) 210 04

игумения Мариам (Шагарова)

Карачевский Николо-Одрин, или Николо-Одринский мужской монастырь — старинная монашеская обитель на Брянщине.

Монастырь был основан в начале XV века на месте чудесного явления иконы святителя Николая. Три брата, родом из Брянска, нашли образ на сосне и отдали в один из брянских храмов. Спустя некоторое время церковь сгорела от удара молнии, а икону снова нашли на той же сосне. На месте явления чудотворной иконы построили храм, впоследствии там образовался монастырь. Официально он был утвержден в 1698 году указом патриарха Адриана.

Во время церковных реформ Екатерины II монастырь собирались упразднить, но тогдашний настоятель игумен Ювеналий спас обитель от закрытия.

В 1843 году прославилась чудесами находившаяся в монастыре икона Пресвятой Богородицы, которая получила название «Споручница грешных».

После революции, в 1924 году, монастырь был закрыт, икона «Споручница грешных» исчезла. Здания, оставшиеся без присмотра, стали ветшать и разрушаться. До наших дней сохранилось лишь два строения середины XIX века — Игуменский дом и Братский корпус.

22 мая 1995 года обитель была открыта как женская. Настоятельницей монастыря назначили игумению Мариам (Шагарову).

Интересные факты о Николо-Одрином монастыре

В документах Одрин монастырь впервые упоминается в государственной грамоте, которая была написана дочерью Литовского князя Ольгерда, инокиней Евпраксией

Расцвет монастыря пришелся на времена руководства игумена Варнавы (1705-1720). При нем в монастыре появилось множество каменных зданий. 24 сентября 1720 года на монастырь напали разбойники, которые разграбили и подожгли его. Игумена Варнаву долго пытали огнем, а потом убили

Когда монастырь закрывали после революции, в нем насчитывалось более 70 кирпичных строений

Во время Великой Отечественной войны в зданиях монастыря размещался немецкий военный штаб, после войны — детский дом и школа-восьмилетка

В настоящее время в Николо-Одринском монастыре находится почитаемый образ Божией Матери «Споручница грешных». По одной версии, это первообраз чудотворной иконы, спасенный местными жителями, по другой — чтимый список. В 2004 году в честь этого образа был построен храм

Николо — Одринский женский монастырь. Поможем восстановить разрушенный Собор.

Группа создана для всех желающих оказать помощь Одринской обители.

ИСТОРИЯ НИКОЛО – ОДРИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Карачевский Николо — Одринский монастырь во имя Святителя Николая образовался в конце XIII века начале XIV века на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Три брата, жителя Брянска, принесли сей образ в свой город, где сразу прекратилась страшная моровая язва. Церковь, построенная для образа, сгорела, а икона вновь появилась на прежнем месте, на древе сосны близ речки Одрины. Братья расценили это как предзнаменование свыше и на берегу Одрины снова была построена деревянная церковь, ставшая началом будущего монастыря.
Древнее существование монастыря подтверждается грамотой дочери литовского князя Ольгерда инокений Евпраксией, в миру Еленой, которая пожертвовала монастырю землю в 1352 году. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни, известной по летописям с 1626-27 года.
Известно, что монастырь сильно пострадал в «смутное время», но постепенно был восстановлен.
В 1697 году Святейший Патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря. Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем-игуменом Варнавой (1705-1720 гг.). За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности Николаевский соборный храм (вместо бывшей деревянной церкви).
Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Сам император Петр Первый, не жаловавший монастыри, благоволил обители.
В 1720 году «лихие люди» напали на обитель и буквально стерли ее с лица земли, а старца Варнаву предали пытке огнем, от которой он и скончался.
Только при игумене Иувеналии (Воейков) состояние монастыря несколько улучшилось, но, во времена Екатерины II вся принадлежащая монастырю земля была отобрана в пользу государственных крестьян. В 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. В 1784 году монастырю вновь были пожертвованы 30 десятин земли и икона Божией Матери «Утоли моя печали».
Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.). Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных».
Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосий (Костюков), который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.
Все закончилось после революции 1917 года. В 1922 году на территории монастыря была размещена «опытная школа» (детская колония), чуть позже — военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться, еще больший урон нанесли местные жители, начавшие разбирать постройки.
К 1995 году сохранилось лишь два строения середины XIX-го века — игуменский дом и братский корпус.
10 января 1995 года Указом управляющего Брянской епархией архиепископом Брянским и Севским Мельхиседеком по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода настоятельницей Николо-Одринского женского монастыря была назначена игумения Мариам (Шагарова).
С этого времени началась новая жизнь монастыря.

Николо-Одринский женский монастырь

Николо-Одринский монастырь (официальное название Одрино-Николаевский монастырь) — монастырь в селе О́дрина (Одрино, Одринское) Карачевского района Брянской области. Основан в начале XIII—XIV века. Год постройки: между приблизительно 1376 и приблизительно 1425 гг. Главная святыня — чудотворная икона Божьей Матери «Споручница Грешных» (оригинал).

Карачевский Одринский мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XIII—XIV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Три брата, жителя Брянска, принесли сей образ в свой город, где сразу прекратилась страшная моровая язва. Церковь, построенная для образа, сгорела, а икона вновь появилась на прежнем месте, на древе сосны близ речки Одрины. Братья расценили это как предзнаменование свыше, и на берегу Одрины снова была построена деревянная церковь, ставшая началом будущего монастыря. В 1697 году Святейший Патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря. Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем-игуменом Варнавой (1705—1720 гг.), назначенным императором Павлом Первым. За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности, каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» со звонницей и Николаевский соборный храм. Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Сам император Петр Первый, не жаловавший монастыри, благоволил обители. В 1720 г. на монастырь напали разбойники. В нем все сожгли и разграбили, а игумена Варнаву предали огненной пытке, от которой он и скончался.

Только при игуменье Иувиналии состояние монастыря несколько улучшилось, но во времена Екатерина II вся принадлежащая монастырю земля была отобрана в пользу государственных крестьян. В 1784 году монастырю вновь были пожертвованы 30 десятин земли и икона Божией Матери «Споручница грешных». Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834—1856 гг.). Он возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных».

Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосий, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нём был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений. Все закончилось после революции 1917 года. В 1922 году на территории монастыря была размещена «опытная школа» (детская колония), чуть позже — военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться.

Во время Великой Отечественной войны эти края почти два года были оккупированы Германией. Во время отступления немецких войск, солдат по имени Хельмут, скрываясь от обстрела, укрылся в церкви Сергия Радонежского, выстроенной монастырем для жителей села. Находясь в смятении, он «взмолился Господу о спасении и дал обет, если останется в живых, то посвятит себя Богу». Пройдя всю войну с найденным в храме Евангелием, вернулся домой и стал пастором Лютеранской церкви. Все годы Евангелие он хранил дома. В 1993 г., незадолго до кончины пастор Хельмут посетил Одрино, но храма к тому моменту уже не было, и он передал Евангелие в карачевский собор Михаила Архангела. Через полтора года, когда возобновился Одрин монастырь, настоятель собора передал Евангелие в обитель.

2 марта 1995 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Николо-Одринский монастырь объявлен действующим женским монастырем. Настоятельница монастыря — игумения Мариам (Шагарова).

На глазах у монахинь 4 января 1998 года проявился лик Святителя Николая на старой, совсем темной иконе (ей более 500 лет).

В настоящее время в монастыре сохранились две старинные постройки: игуменский корпус и братский корпус, в котором находятся: действующий храм во имя трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, где хранятся святыни монастыря: чудотворная икона свт. Николая; чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали»; чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Первый список с этой иконы стал тоже чудотворным, находится по сей день в Николо-Хамовническом храме г. Москвы. Посреди монастырского двора — святой колодезь в честь свт. Николая.

В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь чудотворной иконы Матери Божией «Споручница грешных» (т. е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница).

К монастырю построена автодорога, подведен газ, выстроена небольшая звонница, начато строительство каменной ограды. Имеются скотный двор, баня, пасека и 22 га земли.

Николо-Одринский монастырь

Николо-Одринский мужской монастырь основали в начале 15 века в месте явления иконы святителя Николая между речками Песочней и Почаевкой. Когда братья-пчеловоды нашли ее и принесли в Брянск, случилось чудо: в три дня закончилась эпидемия моровой язвы. Образ святого поместили в храм, который вскоре сгорел от удара молнии, а икона явилась в том же месте тем же братьям. Решено было построить в этом месте церковь, ставшую впоследствии монастырской обителью. Сначала сюда приходили молиться монахи-отшельники, официально монастырь был учрежден в 1697 г. Позднее его все же переместили примерно на 2,5 км ближе к берегу Песочни.

Обитель стремительно развивалась и строилась с начала 18 века, к моменту упразднения после революции на ее территории насчитывалось около 90 каменных зданий. В советские годы здесь были колония для несовершеннолетних, военный полигон, детский дом. Постройки разрушались, часть из них разобрали. В 1995 г. монастырь снова стал действующим, но уже женским.

Что посмотреть

Территория обители окружена каменным забором, построенным в начале 21 века. За ним — несколько зданий, из которых старых только два: игуменский дом в классическом стиле и братский корпус 19 века. Фасад первого украшен колоннами, окна второго этажа в виде арок. Дом отреставрирован и используется для различных мероприятий. Братский корпус — это продолговатое двухэтажное кирпичное здание, где живут послушницы. Его название осталось со времен, когда монастырь был мужским. В корпусе есть домовая церковь, где до постройки храма проводились службы и хранились все реликвии.

Деревянный храм Божией Матери Споручницы грешных был достроен и освящен в 2004 г. Его старались сделать максимально похожим на разрушенный: двухскатные крыши, колокольня с башней, небольшие купола характерны для провинциальной церковной архитектуры 19 века. Сейчас в нем хранятся главные святыни монастыря: иконы «Споручница грешных» и Николая Чудотворца.

Неподалеку можно увидеть масштабную стройку — в 2012 г. заложен храм Святителя Николая, возведение которого пока продолжается. Территория ухоженная, с дорожками и лавочками, здесь приятно прогуляться и отдохнуть.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, Карачевский р-н, с. Одрино, ул. Полевая, 14. Веб-сайт.

Одрино находится в 47 км от Брянска и в 85 км от Орла, недалеко от связывающей их трассы Р-120. Можно поехать на поезде до ж/д станции «Карачев», от которой до монастыря около 20 минут пешком.

Николо одринский женский монастырь

Поездка в Николо-Одринский Женский монастырь

11 октября 2018 года слушатели факультета православия Университета третьего возраста комплексного центра социального обслуживания населения города Брянска посетили Николо-Одринский Женский монастырь Карачевского района Брянской области. Мероприятие состоялось при поддержке конкурса «Православная инициатива» в рамках реализации проекта «Свет веры православной».

Николо — Одринский Женский монастырь – один из древнейших и в свое время известнейших обителей Центральной России. Пустынь расположена за древним городом Карачевом. Она и нынче скрыта от глаз людских, а семьсот лет назад, должно быть, казалась краем света, но была началом света православного. Речка отрезала путь вспять. Она бурлила еще тогда, когда впервые после разрухи здесь поселился отец Макарий в надежде положить начало возрождению Николо-Одринского монастыря. Вторым человеком, скрывшимся в разрушенных стенах от мирской суеты, стала игуменья Мариам, вначале просто мать Мариам. Игумения Мариам приложила немало трудов для восстановления древней обители с семисотлетней историей. Матушка пришла на заброшенное место. Из семи храмов остались только домовой храм Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) в братском корпусе и игуменский дом в полуразрушенном состоянии. «Ни потолков, ни крыш, ни полов, ни окон, ямы зияли, даже ходить было страшно», — вспоминала игумения. В 1996 году в обитель была возвращена монастырская святыня — чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». За 20 лет служения игумении Мариам обитель расцвела. Возведена каменная ограда вокруг монастыря и надвратные ворота. Над святым источником святителя Николая сделана часовня, освящен домовой храм Трех Святителей. Восстановлен игуменский дом, построен трехэтажный сестринский корпус на 40 келий. В 2004 году возведен красивый деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». В 2012 году начато восстановление разрушенного в 1930-м собора во имя Святителя Николая, которое продолжается и в настоящее время. С 2014 года матушка Мариам являлась почетной настоятельницей Карачевского Николо- Одрина монастыря.

1 апреля 2018 года на 90-м году жизни игумения Мариам (Шагарова) отошла ко Господу. Участники экскурсии поклонились её месту упокоения, которое расположено на территории монастыря.

Среди особо почитаемых святынь в обители находится прославившаяся в 1844 году своими чудотворениями икона Божией Матери «Споручница грешных». Чтимая икона названа так по надписи, сохранившейся на иконе. Происхождение этого образа неизвестно. «Споручница грешных» означает Поручительница или Посредница за грешных перед Господом Иисусом Христом. Наименование иконы служит выражением безграничной любви Пресвятой Богородицы к грешному роду человеческому, которую Она проявляла во все времена. Сейчас образ находится в храме Трех святителей в большом деревянном киоте под стеклом.

В центре монастыря находится целебный источник под каменной сенью, освященный в честь Святителя Николая. По преданию, именно на этом месте являлся образ Святителя, после чего забил источник.

Слушатели факультета православия Университета третьего возраста поучаствовали в богослужении, которое провел Отец Николай – священник монастыря, совершили обряд исповедования и причащения, поклонились святыням монастыря. После окончания богослужения всех пригласили в трапезную, где угостили вкусным обедом.

«Впервые в жизни я прониклась настоящим духом вкушения пищи в стенах монастыря», — так выразила общее мнение о трапезе одна из участниц поездки.

С душевным трепетом экскурсанты слушали рассказ послушницы Раисы об истории монастыря, о тех Божественных принципах, на основе которых организовано монастырское житие. Побывали они и в летнем храме «Споручницы грешных». После проведенной экскурсии по территории монастыря, набрали воды из Святого источника и покидали монастырь с чувством особой благодарности и сердечной теплоты, умиротворением и спокойствием.

Поездка в Николо – Одринский Женский монастырь останется в сердцах пожилых людей навсегда, как пережитое очень личное и необходимое им событие, не зря ведь Матушка Мариам называла монастырь «зеркалом души».

Ссылка на основную публикацию