Николо корельский монастырь северодвинск

Николо корельский монастырь северодвинск

9 июля, в день празднования явления Тихвинской иконы Божией Матери, благочинный Северодвинска иерей Сергий Ермаков в сослужении протоиерея Александра Данилова и иерея Александра Шестакова совершил Божественную Литургию и водосвятный молебен в надкладезной Тихвинской часовне на источниках в Куртяевской пустыни. Читать далее →

Состоялся молебен в молитвенной комнате в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в детской больнице

Сегодня, в день совершения празднества иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», состоялся молебен в молитвенной комнате Северодвинской городской детской клинической больницы, наименованной в честь этого образа.

За богослужением молились главный врач и сотрудники Читать далее →

Школьники, принимавшие участие в конкурсе на лучшую презентацию о первой печатной книге, побывали на Севмаше с экскурсией

Шестиклассники, принимавшие участие в конкурсе на лучшую презентацию о первой печатной книге, побывали на экскурсии в музее Севмашпредприятия, на дамбе и в нашем соборе. Учащиеся узнали о строительстве города и завода, с интересом рассмотрели Читать далее →

Экскурсии в Никольском соборе. Фотогалерея

Каждую неделю в Никольском соборе проходит несколько экскурсий, их проводит наместник Никольского собора иерей Александр Шестаков.

16 апреля, в четверг, в древнем храме побывали студенты-историки САФУ, представители Пенсионного Фонда России и гости предприятия. Читать далее →

Сотрудники МЧС оказали поддержку приходу Никольского собора при ПО «Севмаш» в проведении празднования памяти преподобного Алексия в Куртяевской пустыни

30 марта все мероприятия, посвященные празднованию в Куртяево дня памяти преподобного Алексия, человека Божия, проходили под патронажем ФГКУ «Специальное управление ФПС №18 МЧС России», обеспечившего пожарную безопасность по просьбе наместника Никольского собора при ПО «Севмаш», община которого продолжает восстановление церковно-приходской жизни в святой пустыни. Читать далее →

На приходе Никольского собора состоялось празднование дня памяти преподобного Алексия, человека Божия, в Куртяевской пустыни

30 марта, в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, в Куртяевской пустыни, состоялись богослужения, возглавленные благочинным Северодвинска иереем Сергием Ермаковым. Начались они Крестным ходом прихожан Никольского храма Северодвинска от автостоянки на Онежском тракте до Куртяевского храма. Читать далее →

В Крестопоклонную седмицу совершены богослужения у Поклонных Крестов, воздвигнутых с участием прихода Никольского собора при ПО «Севмаш»

В течение 3-ей седмицы Великого поста проведены богослужения у Поклонных Крестов, воздвигнутых с участием прихода Никольского собора при поддержке ОАО «ПО «Севмаш», ФГКУ «Специальное управление ФПС №18 МЧС России» и Северодвинского городского казачьего общества. Читать далее →

Наместник Никольского собора иерей Александр Шестаков принял участие в совещании по возрождению Николо-Корельского монастыря

На предприятии ОАО «ПО «Севмаш» состоялось совещание, возглавленное Митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом и генеральным директором Севмаша Михаилом Будниченко.

В обсуждении, затрагивающем вопросы передачи храмового комплекса Николо-Корельского монастыря в ведение Русской Православной Церкви, организации свободного доступа верующих, обретения мощей святых Читать далее →

Митрополит Даниил и заместитель Председателя Госдумы С.В. Железняк посетили Никольский собор при ПО «Севмаш»

19 марта Митрополит Даниил и заместитель Председателя Государственной Думы РФ Сергей Владимирович Железняк в сопровождении представителей администрации предприятия, священства, Министерства культуры Архангельской области, фонда «Император» посетили Никольский собор. Читать далее →

В Крестопоклонную седмицу совершаются богослужения у Поклонных Крестов, установленных с участием прихода Никольского собора

В Неделю Крестопоклонную совершен молебен у Поклонного Креста на месте погребения святых праведных Антония и Феликса Николо-Корельских на территории предприятия ОАО «ПО «Севмаш».

В течение 3-ей седмицы Великого поста планируется провести богослужения и у других Поклонных Крестов, установленных с участием прихода Никольского собора. Читать далее →

Николо-Корельский мужской монастырь

Николо-Корельский мужской монастырь — православный мужской монастырь в г. Северодвинске, Архангельской области.

Содержание

Предполагают, что монастырь был основан в конце XIV или в начале XV веков просветителем корелов преподобным Евфимием, мощи которого были открыты в 1647 году.

В источниках монастырь впервые упомянут в 1419 году, когда обитель была сожжена норвежцами. В 1420 году монастырь пострадал от пожара. Следующие полвека монастырь пребывал в запустении.

В 1471 году в Белом море утонули при невыясненных обстоятельствах Антон и Феликс Борецкие — сыновья Марфы Посадницы. Они были похоронены в Николо-Корельском монастыре, а Марфа повелела заново отстроить монастырь с церковью Святого Николая и дала ему в собственность часть своих владений — луга, солеварни, рыбные промыслы.

Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь.

В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера (её целью было открытие северного пути в Индию) обогнула Кольский полуостров, вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса, где они установили, что эта местность является не Индией, а «Московией»; следующая стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря. Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана.

В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России. Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558). В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.

С 1620 года в монастыре начала действовать монастырская тюрьма. В ней содержали политических и религиозных оппонентов существующей власти.

Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664—1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское.

В 1764 году монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса (См. Секуляризационная реформа 1764 года).

Именно в извозе Николо-Корельского монастыря в 1731 отправился учиться в Москву Михайло Ломоносов.

Большевики закрыли монастырь в 1920-х годах.

Первостроители города Северодвинска в 1930-е годы возвели вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое вначале специализировалось на строительстве военных надводных кораблей, а затем уже специализируется и на строительстве и ремонте атомных подводных лодок.

Деревянная стена XVII века была большей частью снесена (кроме небольшого участка с одной башней, перевезённых в Коломенское).

Постройки Николо-Корельского монастыря сейчас не только находятся на территории Севмашпредприятия, но и интегрированы в его структуры: в бывших церквях располагаются некоторые подразделения огромного завода.

Несмотря на то, что часть монастырских зданий в 1990-е годы переданы Церкви, православные верующие лишены возможности свободно посещать монастырь, так как предприятие режимное. Первым стал восстанавливаться собор Николая Чудотворца. 7 апреля 2005 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в соборе бывшего Николо-Корельского монастыря была отслужена первая Божественная литургия.

22 августа 2009 года в монастыре совершил всенощное богослужение Патриарх Кирилл.

В декабре 2009 года на Никольском соборе были установлены 5 куполов и крестов. Купола собора были утрачены в 1933 году из-за пожара, предположительно вызванного молнией. Барабаны собора были разрушены в 1936 году. Восстановление велось на средства прихожан.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. Богослужения совершаются регулярно.

Возрастает число насельников монастыря.

Продолжается восстановление обители.

  • Собор Николая Чудотворца
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы
  • Храмовые иконы
  • Поклонный крест

Престольные праздники

  • Собор Николая Чудотворца — 19 декабря
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа

Собор Николая Чудотворца

Церковь Успения Пресвятой Богородицы



Как добраться

Адрес: Архангельская область, город Северодвинск, Архангельское шоссе, дом 58

До г. Северодвинска поездом или автобусом. Далее до монастыря городскими автобусами или такси.

Николо-Корельский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Николо-Корельский мужской монастырь в Северодвинске Архангельской области

П редполагают, что монастырь был основан в конце XIV или в начале XV веков просветителем корелов преподобным Евфимием, мощи которого были открыты в 1647 году. В источниках монастырь впервые упомянут в 1419 году, когда обитель была сожжена норвежцами. В 1420 году монастырь пострадал от пожара. Следующие полвека монастырь пребывал в запустении. В 1471 году в Белом море утонули при невыясненных обстоятельствах Антон и Феликс Борецкие — сыновья Марфы Посадницы. Они были похоронены в Николо-Корельском монастыре, а Марфа повелела заново отстроить монастырь с церковью Святого Николая и дала ему в собственность часть своих владений — луга, солеварни, рыбные промыслы.

Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь. В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера (её целью было открытие северного пути в Индию) обогнула Кольский полуостров, вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса, где они установили, что эта местность является не Индией, а Московией; следующая стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря. Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана.

Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664—1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское. Постройки Николо-Корельского монастыря сейчас не только находятся на территории Севмашпредприятия, но и интегрированы в его структуры: в бывших церквях располагаются некоторые подразделения огромного завода. Несмотря на то, что часть монастырских зданий в 1990-е годы переданы церкви, православные верующие лишены возможности свободно посещать монастырь, так как предприятие режимное. Первым стал восстанавливаться собор Николая Чудотворца. 7 апреля 2005 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в соборе бывшего Николо-Корельского монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 22 августа 2009 года в монастыре совершил всенощное богослужение Патриарх Кирилл.

RALF-29 › Блог › Мой город Северодвинск (часть-3) Николо-Корельский монастырь.

Здравствуйте!
Наш коллега по DRIVE-2 Евгений Константинов( terrier ), задал мне хороший вопрос: «Я вот только всегда удивлялся — откуда на территории завода старинный каменный храм? Город-то молодой.»
Вот чтобы ответить на его вопрос, я решил создать небольшую запись посвящённую Николо-Корельскому монастырю.

Современная территория Севмашпредприятия города Северодвинска, на берегуНикольского устья Северной Двины включает в себя и бывший Николо-Корельский монастырь, известный с 1419 года.

Николо-Корельский монастырь по времени своего основания считается первым среди «морских» монастырей Севера.

Впервые упомянут в 1419 году, когда обитель была сожжена норвежцами. В 1420 году монастырь пострадал от пожара. Следующие полвека монастырь пребывал в запустении.

В 1471 году в Белом море утонули при невыясненных обстоятельствах Антон и Феликс Борецкие — сыновья Марфы Посадницы. Они были похоронены в Николо-Корельском монастыре, а Марфа повелела заново отстроить монастырь с церковью Святого Николая и дала ему в собственность часть своих владений — луга, солеварни, рыбные

Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь.
В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера. Её целью было открытие северного пути в Индию: стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря.
В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России.
Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558). В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.

Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664—1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня.

Именно в извозе Николо-Корельского монастыря в 1731 отправился учиться в Москву Михайло Ломоносов.

В XVII — XIX веках монастырь попадал и в военные передряги. В смутное время (1613-1614) войска поляка Ходкевича разорили северные земли, нанесли большой урон и Николо-Корельскому монастырю. С 1620 года в монастыре начала действовать монастырская тюрьма. В ней содержали политических и религиозных оппонентов существующей власти. В 1808 — 1809 годах вблизи от монастыря возводились укрепления направленные против возможного прихода английских кораблей.

К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нем обитало всего несколько монахов, однако вокруг монастыря стояла уникальная деревянная стена — замечательный и единственный в своем роде памятник деревянного зодчества. В 1921 году монастырь был национализирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников. Затем, в 1929 году была образована сельхозкоммуна «Искра».

В 1936 году на место, где стоял монастырь, прибыли строители поселка Судострой, будущего Молотовска, нынешнего Северодвинска. В это время были уничтожены остатки уникальной стены, опоясывавшей монастырь, исчезли церковные колокола. Сами постройки первоначально служили в качестве общежития и отдела кадров огромного строительства.

Через некоторое время заводские постройки вплотную подошли к монастырю, в связи с чем было решено его снести. Однако попытка разрушить толстые церковные стены привела к тому, что от сотрясения пошли трещины по соседнему цеховому зданию. Было решено, что дешевле приспособить монастырь под нужды завода, чем продолжать разрушение. Так и служили Успенская церковь и собор Святителя Николая в качестве помещений для подсобных производств завода.

В настоящее время за счет средств, выделяемых Севмашем, идет восстановление Свято-Никольского Собора Николо-Карельского мужского монастыря.

Николо-Корельский монастырь: адрес, история и фото

За каждым древним монастырем стоит своя уникальная история, не менее интересная, чем события, связанные с городами, где они были построены. Одним из таких оказался третьеклассный Николо-Корельский монастырь Северодвинска, который когда-то называли морскими вратами Государства Российского.

Окунувшись в отечественные летописи, можно узнать, что когда-то к месту, где был основан монастырь, а точнее к его причалу, в 1653 году прибыл экспедиционный морской корабль во главе с англичанином Ричардом Ченслером. Этот заграничный чиновник, благодаря гостеприимной опеке самого царя Ивана Грозного, получил право на беспошлинную торговлю с Российским государством и искал торговый путь в Индию. Так, совершенно неожиданным образом открылся для России путь в Западную Европу через Белое море.

Спустя чуть более тридцати лет образовался на этом причале новый пункт, который англичане долго называли портом Святого Николая. Это устье реки и сейчас, как и тогда, называется Никольским.

Николо-Корельский монастырь (Северодвинск). История

Все попытки, которые могли бы пролить свет на время образования монастыря, оказались тщетными, так как в 1420 году из-за возникшего пожара все монастырские архивы были уничтожены. Затем настал период запустения.

Первое упоминание о Николо-Корельском монастыре в Двинской летописи 1419 года, которая описывает нашествие с моря вражеских полчищ мурманов в количестве 500 человек в шняках и бусах, которые сожгли церковь монастыря Святого Николая, а христиан с чернецами посекли. Такие краткие сведения дают право утверждать, что эта обитель была основана либо в конце XIV, либо в начале XV века.

Первые насельники

Первым в этом месте подвизавшимся в отшельническое житие стал монах Евфимий Карельский. И возникновение Николо-Корельского монастыря не зря связывают с его именем. Святые мощи преподобного были открыты в 1647 году.

Возникновение христианских общин на Севере говорит о том, что основанием для этой жизни стали обыкновенные ревностные поиски уединения человека, пребывания в одиночестве и безмолвии. Для этого нужны были отдаленные глухие места.

Такие славные подвиги пустынножительства совершал и монах Ефимий, чем привлек к себе других иноков, и тогда создалась целая монашеская община, в которой он стал духовником. Так, постепенно благоустраивалась жизнь Николо-Корельского монастыря. А для этого должно было пройти немало времени.

Даже после пожара этот монастырь смог быстро оправиться и обогатиться вкладами и вотчинами.

Новгордская властительница Марфа

Из тех дальних веков перед нами предстает образ богатой и влиятельной властительницы Марфы Борецкой, посадницы, которая хотела, чтобы с ней считался сам царь Иоанн III.

История Николо-Корельского монастыря тесно связана с сыновьями Марфы — Антонием и Феликсом, которые стали местночтимыми преподобными, и память о них совершается 16 апреля.

По преданию, именно она отправила их осматривать приморские вотчины. Это поручение матери они выполнили: осмотрев земли Корельского берега поблизости Северной Двины, они отправились дальше, к Северодвинскому устью. В тот момент начался сильный шторм и буря, кормчий не справился с управлением, и корабль с людьми затонул, а вместе с ними и сыновья Марфы. Через 12 дней тела умерших были принесены водами к берегу монастыря, там их и погребли.

Такой печальный конец ее детей навсегда привязал властительницу к этой обители. Она щедро помогала монастырю и отдала в его владение солеварни, луга и рыбные промыслы.

До сих пор сохранилась монастырская грамота, в которой было написано, что раба Божия Марфа построила храм Святого Николы в Карельском.

Борьба за власть

В это время Марфа была правительницей всех новгородских земель, пока не пришел и не разгромил их князь Иван Васильевич (Грозный) в 1478 году.

Став во главе антимосковской группировки, Марфа Борецкая в том же году была арестована и пострижена под именем Марии.

В одном из донесений от 9 мая 1816 года благочинного монастыря архимандрита Кирилла было написано, что во время удара молнии 26 мая 1798 года новгородская духовная обитель посадницы Марфы сгорела со всеми письменными делами, и что это ему доподлинно известно, так как он был в это время игуменом монастыря.

Сегодня в настоятельских кельях висит огромный портрет Марфы Борецкой. Непонятно немного, имеет ли он сходство с настоящей Марфой, но суровость и властность в потрете налицо.

Из грамоты Марфы Посадницы можно узнать, что церковь Святого Николая была одной из самых древних после сожжения и норвежского противостояния 1419 года.

Две монастырские церкви

Во времена Бориса Годунова в описи Николо-Корельского монастыря от 1601 года было написано, что в нем действуют две церкви — Святителя Николая и Успения Божией Матери.

В амбарных книгах Мирона Вельяминова 1622 года указывается на то, что на Корельском берегу, в подужемском устье, в монастыре есть две церкви: одна деревянная — в честь Николая Чудотворца, и вторая (тоже деревянная) — во славу Пресвятой Богородицы с трапезою, дату основания которой определить весьма проблематично, опять же из-за не сохранившихся данных.

Опись церковного убранства. Святые образы

Из описи 1601 года известно, что над царскими золотыми вратами находился образ «Деисуса» девяти пядей (древнерусская мера длины). Затем описана икона Николая Чудотворца девяти пядей, во имя которого назван храм, с гривнами позолоченными и серебряными числом восемь. Рядом с вратами — образ Пресвятой Богородицы «Одигитрии».

Из главных больших икон храма описываются Воскресение Христово, Успение Приснодевы, Великомученик Георгий, апостол Иоанн Богослов. Из малых икон — образы Богородицы «О Тебе радуется», «Софии, Премудрости Божией» с изображением Соловецкой обители и другие.

Упоминаются в описи и три воздвизальных креста. Один из них — с резным изображением Распятия Господня, обложенный медью (подарок Ефрема Угрешскаго).

Свечи перед иконами поражают своими размерами и массивностью. Перед Николаем Чудотворцем — в 5 пудов, перед Богородицею — в 3 пуда, Воскресением Христовым — в 2 пуда.

Сегодня в церкви Святителя Николая обстановка в основном скромная, особого внимания заслуживает епитрахиль с вышитыми изображениями святых Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла (Иерусалимского), Афанасия Великого, Св. Николая Угодника.

Церковь Успения Божией Матери

В старинных письменах указано на то, что образ Успения Богородицы был выполнен красками и вит позолоченной гривной. Перечисляются и другие иконы — «Деисус образ десяти пядей», «Троица Живоначальная», «Вокресение Христово», «Покров Пресвятой Богородицы», святых Зосимы и Савватия, св. Косьмы и Дамиана, Иоанна Златоуста, св. великом. Варвары, и два образа святителя Николая Чудотворца.

В этой же церкви располагались трапезная и келарская. В 1664 году было принято решение о постройке новой каменной Успенской церкви с трапезной и погребами внизу. Через три года она была построена и освящена Макарием Новгородским.

Каменную церковь Святого Николая заложили в 1670 году, и в 1673 году при Иоакиме, Новгородском митрополите, она была освящена. Интересный факт, что именно в извозе этого монастыря отправился учиться в Москву будущий ученый Михаил Ломоносов (1731 г.).

Потом эти две церкви (в 1684 году) соединили каменными переходами, которые имели два крыльца. Такое устройство Николо-Корельского монастыря указывало на мощную материальную базу.

Обновление и пожар

К 1700 году возле храма Успения Богородицы была построена состоящая из трех этажей каменная колокольня, на которой были водружены 10 колоколов и колокольные часы.

Затем на территории Николаевского монастыря появились и другие небольшие церквушки. Но из-за ветхости они были закрыты. А потом случился пожар 1798 года, нанесший непоправимый урон монастырю. Затем все заново отстраивалось.

В 1816 году на месте погребения сыновей Марфы была построена восьмиугольная часовня Сретения Господня.

В настоящее время монастырь относится к территории огромного оборонного «Севмашпредприятия», расположенного в городе Северодвинске, от него на расстоянии в 35 км, на берегу Никольского устья Северной Двины. Предприятие занимает более 300 гектаров земли и заключает в себе более 100 подразделений.

Узники Николо-Корельского монастыря

В 1620 году монастырь превратили в тюрьму, в которой содержались политические и религиозные оппоненты власти. Среди них оказался Иван Неронов – член царского кружка.

В эти монастырские казематы в 1653 году по указу Патриарха Никона попали Герасим — монах Соловецкого монастыря, и старец Иона – идеолог будущего Соловецкого восстания. В 1670-м были заточены еще 12 монахов-мятежников из Соловков.

В 1725 году сюда заточили простым монахом архиепископа Феодосия (Яновского), скончавшегося через год.

С 1763 по 1767 год здесь содержался митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич), который выступил против секуляционных мер Екатерины Второй.

В 1917 году в монастыре проживали 6 монахов и 1 послушник.

В 1920 году обитель закрыли. Потом организовали колонию для малолетних преступников. В 30-е годы образовались корпуса «Севмашпредприятия», специализирующегося на производстве атомных подводных лодок.

Заключение

Когда-то монастырь имел свой небольшой кирпичный завод. С 1691 по 1692 год эта обитель была окружена семью деревянными башнями. Сегодня осталась только одна — проездная башня Николо-Корельского монастыря. Она, как ценный музейный экспонат, находится на территории музея Коломенское в Москве.

Все постройки монастыря не только располагаются на территории завода-гиганта, но и задействованы в его структурах. Даже несмотря на то что в 90-х годах монастырские здания перешли Православной Церкви, все равно верующие люди не могут свободно посещать этот монастырь, так как это предприятие режимное.

В 2005 году первым стали восстанавливать собор Николая Чудотворца. На праздник Благовещения отслужили первую Божественную Литургию.

В августе 2009 года в этой святой обители отслужил всенощное бдение Патриарх Кирилл. В этом же году на Никольском соборе были сооружены 5 куполов с крестами. Восстановительные и реставрационные работы до сих пор продолжаются, даже открыт специальный фонд, через который поступает финансовая помощь монастырю.

Адрес Николо-Корельского монастыря: 164520, Россия, Архангельская обл., г. Северодвинск, Архангельское шоссе, д. 38.

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Метки текста:

Лизунов П.В. (г.Северодвинск)
Предания и были Николо-Корельского монастыря

Аннотация: Статья посвящена легендам и былям Николо–Корельского монастыря: предания об основателе обители старце Евфимии Карельском, сказание о возвращении иконы Святого Николая Чудотворца, о легенда о гибели братьев Антоне и Феликсе, сыновьях Марфы Борецкой, история о самой Марфе Посаднице, наконец, рассказ о судьбе новгородского вечевого колокола.

Ключевые слова: Николо–Корельский монастырь; Марфа Борецкая; Великий Новгород;

Summary: Article is devoted to legends the Nicolo–Korelsky monastery: the legends about the founder of monastery aged man Evfimiya Karelsk, tht legend on return of an icon of Saint Nicholas, the legend of death of brothers Anton and Feliks, Marfa Boretskaya’s sons, the history about Marfa Posadnitsа, at last, the story about destiny of the Novgorod veche bell.

Keywords: Nikolsky Korelsky Monastery; Marfa Boretsky; Veliky Novgorod;

стр. 70 Точная дата основания Николо–Корельского монастыря неизвестна. По преданию, обитель заложил преподобный старец Евфимий (ум. ок. 1435) – просветитель корел. Обитель находилась на левой стороне Никольского устья Северной Двины, у ее впадения в Белое море. В настоящее время часть сохранившихся монастырских построек находятся на территории Северного машиностроительного предприятия г. Северодвинска Архангельской области. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Самое раннее упоминание о монастыре Святого Николая встречается в Двинской и Новгородской летописях. Так, в Двинской летописи под 1419 г. записано: «Пришедше мурманы войною 500 человек с моря в бусах и в шняках, и повоеваша в Варзуге погост Корельской, и в земли Заволоческой погост в Неноксе, и Корельской монастырь святаго Николы, и Онежской погост, Яковлю Курью, Андреановской берег, Кеч остров, Княж остров, Архистратига Михаила монастырь, Цыгломино, Хечимино, три церкви сожгли, а христиан и чернцев всех посекли». [1] Это краткое сообщение в летописях позволяет отнести время возникновения монастыря к концу XIV – началу XV в., поскольку для появления обустроенной монашеской обители, особенно в суровых условиях Крайнего Севера, необходимо как минимум 20–30 лет.

Назван монастырь в честь Николая Чудотворца – покровителя рыбаков и мореходов, особо почитавшегося на Севере. В Подвинье вообще было много церквей и монастырей, названных в честь этого святого: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». По местному преданию, одной из древних святынь Николо–Корельской обители была икона Николы Морского, принесенная в монастырь еще самим Евфимием. В 1419 г. во время набега мурман икона попала в руки грабителей, которые ободрали с нее драгоценный оклад, а сам образ с ликом святого Николы Чудотворца выбросили в море. Согласно легенде, икону вскоре прибило к берегу, где ее подобрали местные жители и вернули обратно в обитель.

Сожженный и разоренный Николо–Корельский монастырь не был заброшен. Возрождение разоренного монастыря и его дальнейшее процветание обязано крупным пожертвованиям. Согласно монастырской хронике, вскоре после набега мурманов сыновья Марфы Борецкой от первого брака Антон и Феликс, осматривая свои поморские вотчины, погибли в Белом море. Тела братьев на двенадцатые сутки были вынесены морем на берег у запустевшего монастыря, где и были погребены. По утверждению монахов, в благодарность Марфа одарила обитель первыми вотчинами, сенокосными лугами, рыбными тонями и солеварнями, принадлежавшими ее первому мужу, боярину Филиппу Григорьевичу. На пожертвования Марфы Борецкой были построены новые (Никольская и Успенская) церкви, часовня над могилой ее сыновей и некоторые хозяйственные постройки. Имена Антона и Феликса были занесены в монастырских святцах в число святых. [2]

Печальная судьба старших сыновей Марфы прочно связала ее с далеким монастырем на берегу Белого моря. По монастырской легенде, вскоре Марфа–Посадница дала Николо–Корельскому монастырю завещательную грамоту для вечного поминовения своих погибших сыновей: «Во имя отца и сына и святого духа. Се яз раба божия Марфа списах рукописание при своем животе. Поставила есми церковь храм святого Николы в Корельском на гробах детей своих Онтона да Филикса. А дала есми в дом святого Николе куплю мужа своего Филипа: на Лявле острове село, да в Конечных два села, и стр. 71 по Малокурьи пожни и рыбные ловища, а по церковной стороне и до Кудми, и вверх по Кудми и до озера, и в Неноксе место за сенником, и дворище и полянка». [3]

Сохранилась и купчая на эти земли первого мужа Марфы – новгородского боярина Филиппа Григорьевича: «Се купи Филип Григорьев у Яковлих детей у Нефедья и Смена Корельской наволок, землю и воду, и пожни, и рыбные ловища и всякие угодья от Тойнокурьи и до Кудмы; и по Кудме вверх землю и воду, и пожни, и бобровые ловища, и всякие угодья и до озера, и озере ловля рыбная; и на Малокурьи землю и воду, и пожни, и рыбную ловлю до Улонимы. А дал Филип две тысячи белки Нефедье и Семену…». [4] [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В отличие от монастырской «официальной» хроники архангелогородский краевед М. Г. Заринский поставил под сомнение связь Марфы Борецкой с Николо–Корельским монастырем. Он полагал, что дарительницей была какая–то другая богатая новгородка по имени Марфа. [5] Но при отсутствии каких–либо документальных источников это предположение основано на еще большем количестве возможных допущений.

Недолго Марфа–Посадница оставалась покровительницей Николо–Корельского монастыря. 14 июля 1471 г. в битве на реке Шелони новгородское ополчение, возглавляемое сыном Марфы, степенным посадником Дмитрием Борецким, было разбито московским войском под начальством князя Даниила Холмского и боярина Федора Стародубского–Пестрого Хромого. Летописец записал: «…мало побившеся побегоша Новгродци, Москвици бьюще и секуще их и пленяюще их вязаху». [6]

Земля Новгородская, по словам летописца, до самого Белого моря была «вся пленена и пожжена». [7] В Заволочье Иван III послал своих воевод Бориса Слепца–Тютчева и Василия Образца Симского. В сражении на Двине, при устье речки Шеленги (Шиленьги), московская рать разгромила войско под командованием последнего служилого новгородского князя Василия Шуйского–Гребенки.

По условиям мира, заключенного 27 июля 1471 г. в селе Коростыни, самостоятельность Новгорода была существенно ограничена. Согласно договору, к Москве была присоединена часть Заволочья (Колмогоры, Ненокса, Уна и пр.), а другая осталась за Новгородом (Емецк, Матигоры, Кур–остров, Чухчелема, Лисичь–остров и др.).

В 1478 г. Новгород был «навеки замирен» и окончательно утратил свои былые права и привилегии. Огромные новгородские земли были присоединены к Москве. Десятки знатных новгородских семей были переселены («испомещены») в области Великого московского княжения как служилые люди. По указу Ивана III Марфа Борецкая в феврале 1478 г. отправлена в Москву, а затем в Нижний Новгород. Там она была пострижена под именем Марии в Зачатейном монастыре, где, вероятно, вскоре и умерла. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Лишившись покровительницы, Николо- Корельский монастырь не утратил своих владений.

Московский великий князь сохранил за обителью все прежние ее земельные угодья.

До начала XX в. монахи Николо–Корель- ского монастыря хранили память о новгородской посаднице Марфе Борецкой и ее детях. Сыновья Марфы Антоний и Феликс Карельские «местно почитались праведными и память их отмечалась 16 апреля (1 мая по новому стилю . – П. Л.)». [8]

стр. 72 Над их могилами в 1719 г. была построена деревянная церковь Сретения Господня. [9] Позже она сгорела, и над могилами братьев вновь поставили часовню. Посередине часовни находилась гробница с чугунной плитой, на которой была надпись: «Когда слава жизни бывает непричастна печали, одно мгновение и все это смерть отнимает от нас! Дети знаменитой Марфы Новгородской посадницы Антон Феликс». [10]

Монахи показывали якобы прижизненный, но подновленный портрет Марфы Посадницы. Писатель А. Михайлов, посетивший в 1860–х гг. беломорский Север, в своих путевых записках описал портрет Марфы Борецкой, виденный им в Николо–Корельском монастыре: «…это древний, и притом высокой работы, портрет Марфы Посадницы, присланный ею в дар монастырю. К сожалению, он подновлен в последнее время, а потому более или менее уже теряет цену и значение, как древность. Несмотря на то, невольно останавливаешься перед ним, и долго всматриваешься в строгие, мужественные черты лица знаменитой Посадницы. Черные, выразительные глаза ее блестят огнем энергии, а тонкие, красиво очерченные губы обличают в ней женщину характера твердого и воли непреклонной». [11] Однако портрет похож с изображением другой «великой старицы» Марфы – до пострижения Ксении Ивановны Романовой, матери царя Михаила Федоровича. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

С Великим Новгородом связано еще одно предание Николо–Корельского монастыря. О подаренном обители в 1681 г. царем Федором Алексеевичем набатном колоколе, снятом со Спасских ворот Московского Кремля, сложилась красивая легенда, будто бы он был отлит из расплавленного новгородского вечевого колокола. По какой–то причине он не понравился царю Алексею Михайловичу, и тот велел его снять. Колокол имел три надписи. Первая, литая, по верхнему околу: «лета 7182 Июля в 25 день вылит сей колокол в Кремля города Спасских ворот, весу 150 пуд». Вторая, резная, посередине: «7189 года Марта в 1 день по Имянному Великого Государя и Великого Князя Федора Алексеевича всея великая и малая и белая России Самодержца указу, дан сей колокол к морю в Николаевский Корельский монастырь за Государское многолетнее здравие и по Его Государских родителях в вечное поминовение не отъемлено при игумене Арсении». Третья, литая, по нижнему околу надпись гласила, что отлит колокол литейным мастером Моториным.

В колокол звонили во время нашествия врагов или стихийных бедствий. Звон этот назывался «всполохом», или набатом, а колокол – сторожевым, или всполошным. Назывался он также царским. Русские государи после коронации выходили к Спасским воротам, чтобы показаться народу, собиравшемуся на Красной площади. По указу царя Федора Алексеевича колокол в 1681 г. был сослан в Корельский Николаевский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал царя. [12]

Конечно, предания не отражают в полной мере историческую действительность, есть в них значительная доля вымысла. Порой сам сюжет предания оказывается вымышленным. Но нельзя и просто так отказываться от них или сразу же пытаться их опровергать. Как правило, все они порождены в народной среде поэтическими устными рассказами о былом, переходящими из поколения в поколение. Эти сказания вместе с легендарными элементами содержат и зерно истины. Из всех жанров фольклора исторические предания ближе других примыкают к собственно историческим произведениям.

  • [1] Титов А. А. Летопись Двинская. М., 1889. С. 7.
  • [2] Книга глаголемая описание о Российских святых… // Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских. 1887. Кн. 4. С. 159–160; Никодим, иеромонах. Архангельский патерик. СПб.,1901. С. 128.
  • [3] Сибирцев И. М., Шахматов А. А. Еще несколько двинских грамот. СПб.,1909. С. 22–23; Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1949. С. 185–186.
  • [4] Грамоты Великого Новгорода и Пскова. С. 185.
  • [5] Заринский М. Г. Борецкие // Архангельские губернские ведомости. 1884. 14 апр., № 30.
  • [6] Полное собрание русских летописей. СПб., 1848. Т.4. С. 150.
  • [7] Там же. М.; Л., 1949. Т25. С. 291.
  • [8] ГригоревскийМ. С. Николаевский Корельский третьеразрядный монастырь. Исторический очерк. Архангельск, 1898. С. 7.
  • [9] Макарий (Булгаков М. П.), епископ. Историко–статистическое описание Николаевского Корельского третьеклассного монастыря. М., 1879. С. 5.
  • [10] ГригоревскийМ. С. Николаевский Корельский третьеразрядный монастырь. С. 36.
  • [11] Михайлов А. Очерки природы и быта беломорского края России, охоты в лесах Архангельской губернии. СПб., 1868. С. 90.
  • [12] Там же.

// Рябининские чтения – 2015
Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Николо-Корельский монастырь

Краткая информация

Монастырь
Николо-Корельский монастырь

Никольский Собор с новыми куполами
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Северодвинск
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Архангельская и Холмогорская Епархия монастыря:
Первое упоминание о монастыре: 1419 год
Кто настоятель монастыря: Александр Шестаков
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря «Николо-Корельский монастырь»

Современная территория Севмашпредприятия городка Северодвинска, на берегу Никольского устья Северной Двины в 35 км от Архангельска. содержит в себе и прошлый Николо-Корельский монастырь, узнаваемый с 1419 года.

Николо-Корельский монастырь давно служил морскими воротами Столичного страны: через него пролегал путь российских послов в Европу. Морской порт Российского страны, в зарубежных источниках узнаваемый как рейд Св. Николая. Поселение вокруг монастыря послужило основанием русского городка Северодвинска.

Содержание

Одно из четырёх устьев реки Северной Двины — Никольское, длительное время называлось Корельским. Это заглавие встречается на картах прямо до XVII века и происходит от древне-русского наименования угро-финского народа «корела» (ср. совр. деревни Огромные и Малые Корелы в 25 км от Архангельска.). Монастырь, который стоит около устья вобрал в себя оба этих наименования и с течением времени стал Николо-Корельским.

В источниках монастырь в первый раз упомянут в 1419 году, когда обитель была сожжена норвежцами. В 1420 году монастырь пострадал от пожара. Последующие полста лет монастырь пребывал в запустении.

В 1471 году в Белоснежном море утопли при невыясненных обстоятельствах Антон и Феликс Борецкие — сыновья Марфы Посадницы. Они были похоронены в Николо-Корельском монастыре, а Марфа повелела поновой отстроить монастырь с церковью Святого Николая и отдала ему в собственность часть собственных владений — луга, солеварни, рыбные промыслы.

Длительное время Николо-Корельский монастырь служил кое-чем вроде морских ворот страны: один из вероятных путей российских послов в Европу пролегал по Северной Двине и дальше морским оковём вокруг Кольского полуострова (к примеру, этим оковём шёл королевский засол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на российской земле был конкретно Николо-Корельский монастырь.

В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путники. Так, к примеру, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера (её целью было открытие северного пути в Индию) обогнула Кольский полуостров, вошла в Белоснежное море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса, где они установили, что эта местность является не Индией, а Московией; последующая стоянка экспедиции была как раз около стенок монастыря. Скоро после этой экспедиции в Лондоне была базирована «Столичная компания», получившая потом монопольные торговые права от царя Ивана.

В 1555 года напротив монастыря, на полуострове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и домами; её жители разгружали морские суда, грузили продукт на маленькие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь Рф. Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558). В 1584 году был основан город Новохолмогоры, узнаваемый с 1613 года под именованием Архангельск, ставший основным морским портом российского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.

С 1620 года в монастыре начала действовать монастырская кутузка. В ней содержали политических и религиозных оппонентов имеющейся власти. Посреди иных в монастырские казематы были помещены к примеру:

Член королевского кружка ревнителей старого благочестия Иван Неронов. В 1653 году, согласно указу Патриарха Никона — монах Соловецкого монастыря Герасим Фирсов и «безместный старец» Иона — будущие идеологи Соловецкого восстания В конце 1670-х гг. тут содержались также двенадцать мятежников с Соловков и др. В 1725 году сюда был заключен обычным монахом и в будущем году скончался тут прошлый архиепископ Феодосий (Яновский). В 1763—1767 годах тут содержался обычным монахом лишенный сана за выступление против секуляризационных мер Екатерины II митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Проездная башня Николо-Корельского монастыря (XVII век) в музее Коломенское

Со 2-ой половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664—1667 годах была построена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела собственный кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью древесными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — на данный момент она находится в Москве, на местности музея Коломенское.

В 1764 году монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса (См. Секуляризационная реформа 1764 года).

Конкретно в извозе Николо-Корельского монастыря в 1731 отправился обучаться в Москву Михайло Ломоносов.

Большевики закрыли монастырь в 1920-х годах.

Первостроители городка Северодвинска в 1930-е годы построили вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое сначала специализировалось на строительстве военных надводных кораблей, а потом уже практикуется и на строительстве и ремонте атомных подводных лодок.

Древесная стенка XVII века была большей частью снесена (не считая маленького участка с одной башней, перевезённых в Коломенское).

Постройки Николо-Корельского монастыря на данный момент не только лишь находятся на местности Севмашпредприятия, да и интегрированы в его структуры: в бывших церквях размещаются некие подразделения большого завода.

Невзирая на то, что часть монастырских построек в 1990-е годы переданы церкви, православные верующие лишены способности свободно посещать монастырь, потому что предприятие режимное. Первым стал восстанавливаться собор Николая Чудотворца. 7 апреля 2005 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в соборе бывшего Николо-Корельского монастыря была отслужена 1-ая Божественная литургия.

22 августа 2009 года в монастыре сделал всенощное богослужение Патриарх Кирилл.

В декабре 2009 года на Никольском соборе были установлены 5 куполов и крестов. Купола собора были утрачены в 1933 году из-за пожара, предположительно вызванного молнией. Барабаны собора были разрушены в 1936 году. Восстановление велось на средства прихожан. Железные купола были сделаны в цехах 7(А) и 40, кресты — в цехе 42.

Северодвинск. Николаевский Корельский монастырь.

Николо-Корельский монастырь

Николаевский Корельский монастырь, 3 класса, на берегу Белого моря, в юго-восточной части Двинской губы, в 34 верстах от Архангельска. Основан в начале XV века иноком Евфимием (просветителем корелов, который скончался в 1435 году и покоится в соборном храме). Разоренный в 1419 году шведами монастырь был восстановлен, благодаря щедрой помощи Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот монастырь был сослан Новгородский архиепископ Феодосии Яновский и Ростовский митрополит Арсений Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой деревянной колодке, сохранившейся до настоящего времени. В монастырской библиотеке имеется много древних рукописей и нотных книг знаменного распева. К монастырю приписан Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом океане, на острове Новая Земля, учрежденный в 1882 году и открытый в 1889 году; при нем школа для самоедских детей.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Николо-Корельский монастырь по времени своего основания считается первым среди «морских» монастырей Севера. Большинство исследователей считают, что годом основания монастыря нужно считать 1410-й, а его основателем — «Преподобного Евфимия». Этот монах жил сред «корельских детей» на Летнем берегу и «просвещал» их, то есть обращал в христианство. Своё главное и первое название монастырь получил в честь святого Николая, пользовавшегося на Севере большой популярностью и считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.

Николо-Корельский монастырь являлся древнейшим центром освоения русским населением Беломорского побережья и прилегающих к нему районов, имел оборонно-стратегическое значение. Летописное упоминание о нем относится к 1419 году и связано с печальным событием — разбойничьим нападением скандинавов на беломорские берега. В Двинской летописи говориться так: «Николаевский Карельский монастырь Мурмане пришедши в числе 600 войною с моря в бусах и шнеках (небольшие парусно-гребные скандинавские суда) в 1419 году пожгли и чернцов посекли». В результате этого нападения монастырь был совершенно разорён и оставался заброшенным вплоть до 1471 года.

Восстановление Николо-Корельского монастыря в 1471 году, согласно народному преданию и официальной церковной версии, было осуществлено Марфой Борецкой, вдовой новгородского посадника Исаака Борецкого, оставившей яркий след в русской истории. Дабы монастырь мог нормально существовать, Марфа дала ему в собственность часть своих владений — луга, солеварни, рыбные промыслы. Однако вскоре пришла Москва, установила везде свои порядки, посадила повсюду своих людей, и, в конечном счете, узурпировала все земли, в том числе и Новгородского севера. Великий Новгород пал, а Марфа была этапирована в Новгород Нижний, где и скончалась. Николо-Корельский монастырь перешел во власть Москве.

Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь. В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера. Её целью было открытие северного пути в Индию: стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря.

Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России. Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558).

В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.

Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664-1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское.

В XVII — XIX веках монастырь попадал и в военные передряги. В смутное время (1613-1614) войска поляка Ходкевича разорили северные земли, нанесли большой урон и Николо-Корельскому монастырю. В 1808-1809 годах вблизи от монастыря возводились укрепления направленные против возможного прихода английских кораблей.

К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нем обитало всего несколько монахов, однако вокруг монастыря стояла уникальная деревянная стена — замечательный и единственный в своем роде памятник деревянного зодчества. В 1921 году монастырь был национализирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников. Затем, в 1929 году была образована сельхозкоммуна «Искра».

В 1936 году на место, где стоял монастырь, прибыли строители поселка Судострой, будущего Молотовска, нынешнего Северодвинска. В это время были уничтожены остатки уникальной стены, опоясывавшей монастырь, исчезли церковные колокола. Сами постройки первоначально служили в качестве общежития и отдела кадров огромного строительства.

Через некоторое время заводские постройки вплотную подошли к монастырю, в связи с чем было постановлено его снести. Однако попытка разрушить толстые церковные стены привела к тому, что от сотрясения пошли трещины по соседнему цеховому зданию. Было решено, что дешевле приспособить монастырь под нужды завода, чем с риском для вновь построенных цехов продолжать разрушение. Так и служили Успенская церковь и собор Святителя Николая в качестве помещений для подсобных производств завода.

В настоящее время за счет средств, выделяемых Севмашем, идет восстановление Свято-Никольского Собора.

История Скита Новоземельского очень трагическая. Церковь была основана в 1898 году в Белужьей Губе, там жил священник, а потом около 1902 года приехали несколько монахов. Никто не хотел ехать, а просили для ненцев. Просили у Соловецкого Игумена дать братию, он открытым текстом сказал: там настолько суровые условия, что у нас из братии никто не выдержит, извините. И поехал один иеромонах Николо-Карельского монастыря, отец Иона. Он служил, ненцев окормлял. Что там этому батюшке пришлось перетерпеть — одному Богу ведомо. А из тех 10 или 12 монахов, которые туда приехали, семеро за зиму погибли, а пятеро уехали по болезни и больше не вернулись.

Бывший Николо-Корельский монастырь (Северодвинск)

nikolo-korel.ru/
Николо-Корельский монастырь по времени своего основания считается первым среди «морских» монастырей Севера.

Большинство исследователей считают, что годом основания монастыря нужно считать 1410-й, а его основателем — «Преподобного Евфимия». Этот монах жил сред «корельских детей» на Летнем берегу и «просвещал» их, то есть обращал в христианство.

Своё главное и первое название монастырь получил в честь святого Николая, пользовавшегося на Севере большой популярностью и считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.

Николо-Корельский монастырь являлся древнейшим центром освоения русским населением Беломорского побережья и прилегающих к нему районов, имел оборонно-стратегическое значение. Летописное упоминание о нем относится к 1419 году и связано с печальным событием — разбойничьим нападением скандинавов на беломорские берега. В Двинской летописи говориться так: «Николаевский Карельский монастырь Мурмане пришедши в числе 600 войною с моря в бусах и шнеках (небольшие парусно-гребные скандинавские суда) в 1419 году пожгли и чернцов посекли».

В результате этого нападения монастырь был совершенно разорён и оставался заброшенным вплоть до 1471 года.
Восстановление Николо-Корельского монастыря в 1471 году, согласно народному преданию и официальной церковной версии, было осуществлено Марфой Борецкой, вдовой новгородского посадника Исаака Борецкого, оставившей яркий след в русской истории.
Дабы монастырь мог нормально существовать, Марфа дала ему в собственность часть своих владений — луга, солеварни, рыбные промыслы. Однако вскоре пришла Москва, установила везде свои порядки, посадила повсюду своих людей, и, в конечном счете, узурпировала все земли, в том числе и Новгородского севера. Великий Новгород пал, а Марфа была этапирована в Новгород Нижний, где и скончалась. Николо-Корельский монастырь перешел во власть Москве.

Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь.
В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера. Её целью было открытие северного пути в Индию: стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря.
Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России.
Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558). В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.

Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664—1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское.

В XVII — XIX веках монастырь попадал и в военные передряги. В смутное время (1613-1614) войска поляка Ходкевича разорили северные земли, нанесли большой урон и Николо-Корельскому монастырю. В 1808 — 1809 годах вблизи от монастыря возводились укрепления направленные против возможного прихода английских кораблей.

К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нем обитало всего несколько монахов, однако вокруг монастыря стояла уникальная деревянная стена — замечательный и единственный в своем роде памятник деревянного зодчества. В 1921 году монастырь был национализирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников. Затем, в 1929 году была образована сельхозкоммуна «Искра».

В 1936 году на место, где стоял монастырь, прибыли строители поселка Судострой, будущего Молотовска, нынешнего Северодвинска. В это время были уничтожены остатки уникальной стены, опоясывавшей монастырь, исчезли церковные колокола. Сами постройки первоначально служили в качестве общежития и отдела кадров огромного строительства.
Через некоторое время заводские постройки вплотную подошли к монастырю, в связи с чем было постановлено его снести. Однако попытка разрушить толстые церковные стены привела к тому, что от сотрясения пошли трещины по соседнему цеховому зданию. Было решено, что дешевле приспособить монастырь под нужды завода, чем с риском для вновь построенных цехов продолжать разрушение. Так и служили Успенская церковь и собор Святителя Николая в качестве помещений для подсобных производств завода.

Николо-Корельский монастырь

Николо-Корельский монастырь сегодня Страна Россия Город Северодвинск Координаты Ошибка скрипта

Первое упоминание 1419 год

Николо-Корельский монастырь — монастырь Архангельской и Холмогорской епархии в современном городе Северодвинске, на берегу Никольского устья Белого моря, в 35 км от Архангельска.

Название Править

Одно из четырёх устьев реки Северной Двины — Никольское, долгое время именовалось Корельским. Это название встречается на картах вплоть до XVII века. Предположительно происходит от древне-русского названия угро-финского народа «корела» (ср. совр. деревни Большие и Малые Корелы в 25 км от Архангельска.). Монастырь, который стоит возле устья вобрал в себя оба этих названия и со временем стал Николо-Корельским.

История Править

Впервые упомянут в 1419 году, когда обитель была сожжена норвежцами. В 1420 году монастырь пострадал от пожара. Следующие полвека монастырь пребывал в запустении.

В 1471 году в Белом море утонули при невыясненных обстоятельствах Антон и Феликс Борецкие — сыновья Марфы Посадницы. Они были похоронены в Николо-Корельском монастыре, а Марфа повелела заново отстроить монастырь с церковью Святого Николая и дала ему в собственность часть своих владений — луга, солеварни, рыбные промыслы.

Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь. В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера (её целью было открытие северного пути в Индию) обогнула Кольский полуостров, вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса, где они установили, что эта местность является не Индией, а Московией; следующая стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря. Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России. Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558). В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.

Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664—1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское.

Именно в извозе Николо-Корельского монастыря в 1731 отправился учиться в Москву Михайло Ломоносов.

Первостроители города Северодвинска в 1930-е годы возвели вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое специализируется на строительстве и ремонте атомных подводных лодок. Деревянная стена XVII века была большей частью снесена (кроме небольшого участка с одной башней, перевезённых в Коломенское). Постройки Николо-Корельского монастыря сейчас не только находятся на территории Севмашпредприятия, но и интегрированы в его структуры: в бывших церквях располагаются некоторые подразделения огромного завода. Несмотря на то, что часть монастырских зданий в 1990-е годы переданы церкви, православные верующие лишены возможности свободно посещать монастырь, так как предприятие режимное.

В декабре 2009 года на Никольском соборе были установлены 5 куполов и крестов. [1] Купола собора были утрачены в 1933 году из-за пожара предположительно вызванным молнией. [1] Барабаны собора были разрушены в 1936 году. [1] Восстановление велось на средства прихожан. [1] Стальные купола были изготовлены в цехах 7 и 40, кресты — в цехе 42. [1]

Ссылка на основную публикацию