Наместник псково печерского монастыря

Расстрелянный наместник Псково-Печерского монастыря.

Когда архимандрит Алипий (Воронов) держал оборону монастыря от советских властей, братский духовник, старец Симеон, сказал ему: «Действуй смело! Тебе ничего не будет!» И ничего не было. А у другого наместника всё сложилось иначе.

Епископ Иоанн (Булин)

епископ Иоанн (Булин)
фото из электронной энциклопедии «Древо»

В октябре 1920 года, вскоре после революционных событий, он был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Большевики прошлись по обители, празднуя обретённую безнаказанность – грабили, рушили, что попадалось на глаза, расстреливали и бросали у стен обезображенные тела, развлекались, стреляя из пулемёта по Петровской башне с двуглавым орлом.

К тому же, монастырь оказался на территории неправославной Эстонии. Ризница полна раритетных царских вкладов за несколько веков, множество земель под скитами, пашнями и сенокосами. Начались эстонские проверки, требования инвентаризации, отнятие земель и имущества. Даже внутримонастырские здания пошли под казармы и административные муниципальные конторы. Монастырь виделся лёгкой добычей. В числе братии буквально небольшая горстка монахов, да и с ними дела обстояли очень неблагополучно. Некоторые из них подверглись влиянию большевистских идей и пытались внедрить новые порядки в жизнь монастыря. Распущенность и вседозволенность этой части братии с большим трудом обуздывал молодой, 27-летний, не имеющий для них никакого авторитета наместник. Братия враждовала между собой и не могла быть надежной опорой в защите монастыря. На стороне наместника было всего несколько пожилых монахов и очень немногочисленная верная паства. Шансов на выживание у обители буквально не было. Но что невозможно человеку, то возможно Богу.

За 12 лет наместничества епископа Иоанна монастырь не только не был окончательно разорён и закрыт, но он стал признанным оплотом православия заграницей. По сохранившимся открыткам тех лет мы сейчас можем оценить, насколько многолюдны стали праздничные крестные ходы, как расцвела и благоукрасилась обитель. Епископ Иоанн поднял православный дух верующих. Он много проповедовал. Пасхальное Евангелие читалось на девяти языках! Активная церковная, хозяйственная, благотворительная и общественная деятельность сделала монастырь и его наместника известными далеко за пределами Печорского края.

Но цена за это была заплачена высокая. Противодействие наместнику оказывалось и сверху, и снизу. В итоге враги добились своего. Владыку отстранили от всех дел и запретили в служении. Отстоять его пастве не удалось.

Живя в Печорах и причащаясь в монастыре как простой прихожанин, с большой радостью принял владыка Иоанн долгожданное возвращение Печорского края в православную Россию. Он активно выступил за присоединение всех священнослужителей и всех приходов к Московской Патриархии. Но Советская власть уже определила судьбу опального епископа. В том же месяце его арестовали и вскоре после этого расстреляли, не оставив родным и его пастве даже шансов найти сведения о том, в каком направлении увезли его останки. Несколько строк в книге памяти кладбищенского храма под Петербургом и сохранившиеся в эстонских архивах письма прихожан с подписями в защиту своего пастыря свидетельствуют о трагических событиях тех лет. А рукописные доносы остаются бумажными памятниками тем, чьи руки их писали.

При размышлении о судьбе епископа Иоанна (Булина) перед глазами встаёт и другой наместник – игумен Корнилий, вступивший в игуменство в столь же молодом возрасте (в 28 лет), поднявший обитель от упадка к расцвету и украсившийся мученическим венцом. Он также был отправлен на небеса государственной властью. Произошло это 20 февраля (по ст. ст.) 1570 года. И 20 же февраля, но 1920 года на пост наместника вступил Иоанн Булин, который тоже сложил голову за Псково-Печерскую обитель.

И ещё с одним мучеником за веру Христову переплетается судьба епископа Иоанна: рукополагал его в сан иеромонаха ныне прославленный в лике святых митрополит Вениамин (Казанский), расстрелянный среди первых жертв Советской власти и также похороненный в безвестной могиле.

Вот такой путь. Такой подвиг и крест наместничества.

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1

тел. м. +79118902163

тел. факс +7 (81148) 2-24-28

Паломнический центр

181500 Псковская обл., г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а

Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.

Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).

Проживание, питание – на пожертвование.

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

Читайте также:

Псковская область. Псково-Печерский монастырь

Монастырь находился на торговом пути. Он так же имел важное стратегическое положение как форпост Пскова. Подлинная история его создания не известна. Существует несколько конкурирующих легенд создания монастыря.

В период нахождения монастыря в Эстонии из него были вывезены ценные книги в Тартуский университет. В конце войны из монастыря были вывезены ценности в Германию.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами (по-древнерусски — печорами), называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом).

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар.

Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния.

В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом созданные пещеры, называется Святой горой.

В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах Эстонии. Монастырь находится в полутора километрах от границы с Эстонией, поэтому рекомендуется выключить сотовый телефон.

В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Из предания известно имя только одного из этих затворников, преподобного Марка, называемого «начальным иноком» монастыря.

Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Рядом с Богом зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённую в 1473 году. В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса. После её кончины Иоанн принял постриг с именем Иона.

В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского и всея Руси Алексия II подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей Великолукской организованной преступной группировки, убитого 30 июня 1995 года.

Брат Николая настоял на этих похоронах и очевидно сделал соответствующее пожертвование. Известные священнослужители, чтобы быть похороненными в этих пещерах свои последние дни жили в монастыре.

Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря (я полагаю за приличное пожертвование или важную услугу).

В пещерах похоронены: епископ Георгий (Садковский), митрополит Вениамин (Федченков), старцы Псково-Печерской обители, подвизавшиеся в ней в XX веке: валаамские старцы (иеросхимонах Михаил, схиигумен Лука, игумен Геннадий, монах Сергий, схимонах Николай, иеросхимонах Иоанн, схимонах Герман), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен архимандрит Алипий (Воронов), в нише храма за мраморной плитой похоронены другие старцы монастыря: схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко), схиигумен Онисифор (Михайлов), схииеродиакон Марк (Мурин). В алтаре храма находится мраморная икона Воскресения Христова.

Среди мирян в пещерах погребены предки А. С. Пушкина, М. И. Кутузова, М. П. Мусоргского, А. Н. Плещеева, В. Н. Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошёл Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Всех хоронят в Богом созданных пещерах, не засыпая землей. По средам и пятницам доступ в пещеры закрыт. Это связано с изменением микроклимата пещер из-за многочисленных посещений. Веками там держалась температура +5 градусов. Теперь воздух иногда прогревается до +11 – такое потепление угрожает сводам пещер. Чтобы сохранить естественную температуру, и введены профилактические дни.

В монастыре находятся: Богом созданные пещеры (ближние и дальние), церкви: Успенская, Покровская, Сретенская, Михайловская (собор), Благовещенская, Лазаревская, Николы Вратаря, Воскресения Христова (в дальних пещерах), Корнилевская, Псково-Печерских преподобных, а также Звонница, Дом настоятеля, Братский корпус, Святые источники, Ризница, Крепостные стены с башнями.

Ближние пещеры (в них всегда стоит очередь паломников) и Сретенская церковь (в церкви многолюдно так, как приезжают целыми автобусами не только паломники, но и экскурсанты) открыты весь день.

Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчаника отцом Иоанном (в постриге Ионой) и освящена в 1473 году.

Успенская церковь имеет только передний фасад, её противо­положная сторона уходит в гору. В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Строительством руководил государев дьяк Мисюрь Мунехин.

В 1758—1759 годах над храмом построили Покровскую церковь. Таким образом, Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. Вход в Покровский храм осуществляется из дальних Богом созданных пещер.

В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

И так в Успенском храме находятся:

— чудотворная Псково-Печерская икона Успения Божией Матери в житии (с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери), по одной из версий, написанная в 1521 году;

— два чтимых списка с чудотворной иконы «Умиления» Божией Матери, написанных в XVI и XIX веках (написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия);

— рака с мощами преподобномученика Корнилия;

— икона святителя Николая в житии, XVI век.

Надвратная церковь (освящена во имя во имя Николая Чудотворца) могла какое-то время служить главным входом в монастырь, святыми воротами. Церковь сейчас имеет общую кровлю с Никольской башней крепостной стены. Церковь была построена как надвратная, её называют церковью Николы Вратаря.

Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).

Она насчитывает шесть основных пролётов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус. Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.

Собор в честь архистратига Божьего Михаила является самым большим строением монастыря. Был сооружён в 1815—1827 годах по проекту итальянского архитектора Л. И. Руска в стиле классицизма.

Собор построен в память избавления Пскова от нашествия Наполеона, произошедшего после совершения крестного хода с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери вокруг Пскова.

В ночь на следующий день (8 (20) октября 1812 года) русские войска под командованием генерал-фельдмаршала, графа П. Х. Витгенштейна освободили Полоцк (Второе сражение под Полоцком), тем самым избавив Псков от опасности.

На металлических позолоченных досках, установленных в храме, выбиты имена командиров и число воинов корпуса П. Х. Витгенштейна. Святыней храма является десница святой мученицы Татианы, переданная архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1977 году.

В монастыре имеется два святых источника: в честь преподобномученика Корнилия (находится напротив Успенского храма, рядом с Ризницей) и артезианский — в честь иконы Божией Матери Живоносный источник (находится напротив Благовещенского храма). В 1911 году над Живоносным источником была построена шестигранная часовня. Многие паломники берут воду из этих источников.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Монастырь наверно единственный, который построен в овраге (если не считать Киевско-Печерскую лавру). Толпа паломников в платках и длинных в пол юбках контрастирует с экскурсантами. Очень многолюдно и шумно для монастыря. Есть, на что посмотреть и ухоженное место. Было интересно и познавательно. Мне сам монастырь и атмосфера вокруг понравились!

Про этот монастырь восторженные отзывы я слышал еще от своей бабушки, которая до революции жила в Пушкинских горах и в молодости ездила в него на богомолье.

Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Михаил Струнников от 02.06.2019

Интересна история святой обители. Как и история самой земли Псковской.

Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Нина Лесина от 21.05.2019

Была во Пскове, была в Псково-Печерском монастыре. Но это было так давно! Прочитала с большим интересом. Напомнили, спасибо!

Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Леда Шаталова от 05.07.2019

Спасибо за интересную экскурсию!

Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Елена Беренева от 10.07.2019

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора

Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 г. здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 г.) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился. В 1967-2006 гг. в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Монастырь возник в пещерах на берегу ручья Каменец, которые стали известны местным жителям в 1392 г. По преданию в них жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера» и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка («начального инока»), Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовня. По легенде пещеры были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым около 1470 г., уже с надписью над входом «Богом зданная пещера».

В 1470 г. в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 г. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, шведов и поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами.

В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.

В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.

В годы Великой Отечественной войны после оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 г. и до октября 1941 г. наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 г. Парфений (Шатинин) ушел на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырем до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 г.

Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 г. в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илия, Аркадий, Никон, схиеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции.

После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включен в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 г. последовал неожиданный арест. Его обвинили в сотрудничестве с оккупантами. Осужден на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 г. Реабилитирован в 1997 г.

16 января 1945 г. Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР. Около 40 лет на территории Российской Федерации действовали только два монастыря — Псково-Печерский и открытая в 1946 г. Троице-Сергиева лавра. Чтобы уверить окрестное население в «свободе совести в СССР» Совет по делам Русской Православной Церкви организовал летом 1946 г. посещение монастыря Патриархом Алексием (Симанским).

С 1949 г. по 1954 г. наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

28 июля 1959 г. указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 г. возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 г. усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Игумен Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для Церкви годы хрущевской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 г. в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря.

В монастыре провели последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков), архиепископы Владимир (Кобец) и Андрей (Сухенко), епископы Феодор (Текучев) и Иоанникий (Сперанский). Все они погребены в монастырских пещерах.

Поездка в Псково-Печерский монастырь и Псков

Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы паломническая группа из Давидовой пустыни поехала помолиться в легендарный Псково-Печерский монастырь. Дорога дальняя. Проехав большую половину пути, останавливаемся на обед в Великих Луках. За окном просто фантастические пейзажи – золотая осень, холмы, реки и водоемы. В Печоры въехали, когда день уже клонился к вечеру. Нужно успеть на вечернее богослужение, поэтому быстро решаем все вопросы с поселением, трапезничаем – и вот он долгожданный, такой уютный и такой крепкий, необыкновенно красиво расцвеченный красками осени Дом Пречистой, как с любовью называют свой монастырь братья. Служба идет в Успенском соборе. Он такой необычный, ну да, это же пещерный храм, которому почти 550 лет. Здесь главная святыня монастыря – чудотворная икона «Успение Божией Матери в житии», а также мощи священномученика Корнилия. В этот день вечерняя служба была с акафистом Божией Матери. Отец Филарет (архимандрит, раньше был келейником отца Иоанна Крестьянкина) сам раздает акафисты. Увидев нашего четырехлетнего Тихона, который уже пытался капризничать, строго его спросил: «Будешь петь акафист?», – и всучил в руки книжку. Служба прошла на одном дыхании.

В конце богослужения, когда храм уже освящается только свечами, монахи выстраиваются перед образом Пречистой и поют «Царица моя преблагая…» и три раза «Радуйся, радосте наша…», потом по двое или по трое подходят к иконе (она большая, втроем запросто можно приложиться) и покидают храм. А следом и мы, и на душе так хорошо, забылись уже и тяготы дороги, и у всех одно желание – остаться здесь навсегда. Потихонечку поднимаемся к выходу и не торопимся, хотя начал моросить дождик.

Наутро спозаранку вся группа уже опять здесь. В Сретенском храме идет ранняя Литургия. Здесь две чудотворные иконы Божией Матери – «Взыскание погибших» и «Троеручица» и мощи преподобного Симеона, старца и духовника монастыря.

Позавтракав, выезжаем на экскурсию в Псков. Зарядил небольшой дождик, но в Пскове это уже был серьезный дождь, так что пришлось укрываться в одном из помещений музея Кремля, но зато здесь был огромный макет старого города и рассказ экскурсовода получился очень наглядный.

Предки наши относились к жизни серьезно и строили свой город соизмеряя со Священным Писанием. Город свой назвали Домом Пресвятой Троицы, и на холме между двух рек на месте, где святой княгине Ольге было явление трех лучей света, построили великолепный храм в честь Живоначальной Троицы. Храм имеет семь пределов подобно семи светильникам вокруг престола Божия, а вокруг располагались 24 церкви, подобно 24-м старцам, восседавшим на престолах вокруг Сына Человеческого. Все так, как описывал в своем Откровении Иоанн Богослов. Осмотрев Кремль и Троицкий собор, приложившись к святыням (частица мощей святой равноапостольной княгини Ольги и ее икона кисти архимандрита Алипия, легендарного наместника Псково-Печерского монастыря, мощи князей, блаженного Николы и другие), экскурсовод повезла показать нам и другие храмы Пскова, архитектура их очень отличается от наших московских. Церковь Покрова Божией Матери небольшая, но очень уютная с необыкновенной акустикой. Древние мастера умели сделать звук и без сложной электроники! Мы уж тут попели немного, возможность не упустили. Затем вышли через ворота мощной стены Кремля (толщина стен в некоторых местах достигает 6м) на набережную реки Великой, и перед нами открылся захватывающий вид на Мирожский монастырь, расположившийся на противоположном берегу. В Преображенском соборе этого монастыря сохранились старинные фрески, основная мысль которых – соединение в Иисусе Христе человеческой и божественной природы и Его искупительная жертва.

Говорят, в каком месте в городе ни встанешь, тебе откроется для созерцания обязательно три храма, как символ Пресвятой Троицы.

Время подходило к обеду, и меня грызла мысль, что трапеза у нас заказана только по возвращении в Псково-Печерский монастырь. Помня увещевания батюшки: «Сама не ешь, а люди, чтоб были накормлены», – корила себя, что не продумала этот момент. А у нас еще посещение Крыпецкого монастыря, и нигде по пути не попалось ни одной лавочки с пирожками. Экскурсовод везет нас в псковское подворье Крыпецкого монастыре в Иоанно-Предтеченский собор, откуда мы должны отправиться в урочище, где расположился Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь. Заходим в храм, а там, на лавочке два мешка яблок лежат! Спрашиваю робко: «Можно яблочко?» – «Берите сколько хотите». Слава Тебе Господи, милосердный, не оставил нас голодными. Какие они были вкусные, хрустящие, с розовыми прожилками в сочной мякоти!

Дорога в Крыпецкий монастырь оказалась непростой, грунтовка, в некоторых местах разбитая. Времени на посещение оставалось просто минимум. Приложились к святыням, поднялись на колокольню, жалко, что не успели искупаться в источнике. Какие удивительные места в псковщине – среди болот и леса необыкновенной красоты монастырь, 40 монахов подвизаются, ведут хозяйство, все у них есть. Да, в этакой глухомани вполне можно отрешаться от мира, сюда и не всегда добраться то можно.

Возвращаемся в Псково-Печорский монастырь, трапезничаем. Началась Всенощная, служит митрополит Тихон Псковский и Порховский (Шевкунов). Народу в Михайловском соборе невпроворот. Готовят полиелей, расстилают дорожки и ставят архиерейский амвон. Наши дети, как опытные прихожане, в первых рядах. Торжественно идет митрополит Тихон с архимандритами и иеромонахами монастыря, а тут наш четырехлетний Тихон… Владыка останавливается и говорит: «Что устал? Иди, садись ко мне сюда!» Что тут удивляться, у них один покровитель святой Патриарх Тихон. Малышу удалось еще и за митрополичий посох подержаться, момент не упустил… В глубине храма – Исповедь, многие из нашей группы готовятся к Причастию. В Михайловском соборе находится чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская.

Третий день нашей поездки. Раннюю Литургию служат в Успенском соборе. Причащаемся, слава Богу! Звонят колокола – вот он знаменитый псковский звон. Большие колокола раскачивают с земли через коромысла, а малые с башенки напротив колокольни. Звонарей четверо или пятеро. После службы у храма сидел схиархимандрит Никон и помазывал всех маслицем, можно было спросить совета, попросить молитв. Мы собираемся у входа в «Богом зданные пещеры», отец Лазарь, оформив нашу группу, передает отцу Антонию. Они хорошо знают нашего батюшку, поэтому мы привилегированные гости и нас проводят еще и туда, куда не всех пускают. В пещерах удивительно хорошо, даже радостно. Затем мы посетили келии печорских старцев, видели, как они жили, касались их вещей, сходили на Святую горку, где сохраняют древний дуб, свидетеля старых времен. Рядом с ним яблоня, яблоки попадали, и отец Антоний разрешил взять по яблочку. Потом посетили келию старца Иоанна Крестьянкина. Нас встретил там архимандрит Филарет, бывший келейник отца Иоанна, он всех там встречает, такой нарочито строгий, но за этой строгостью такая доброта и любовь, что хочется плакать. Провожая нас, он уже смеялся и шутил, и разрешил взять конфетки – взрослым по 3, а детям сколько хочешь. «Дети, берите побольше, подарим отцу Сергию!» А потом отцы Псково-Печерского монастыря передали нашему батюшке буханочку монастырского хлеба (еле унесли, см. фото).

Ну, вот и завершилась наша поездка, еще немного свободного времени и пора в обратный путь. В монастыре проходит выставка «Великий наместник», посвященная архимандриту Алипию – наместнику Псково-Печерского монастыря в советские годы. Показывают очень интересный фильм. Еще надо купить иконы и книги, набрать водички из святого колодца. Уезжать не хочется, но впереди еще 12 часов дороги. Ощущение радости не покидает нас все время пребывания в монастыре и даже потом в дороге и уже дома. Домой молитвами печорских старцев летели как на крыльях. Правда, сотрудник ГАИ по дороге все-таки махнул на нас своей палочкой, но отпустил с миром.

Прошу прощения за многословие и любительское качество фотографий…

Слава Богу за все и за возможность побывать в этом Святом месте!

Псково-Печерский монастырь. Один из самых загадочных монастырей Руси

Публикуется с разрешения и одобрения Елены Щипковой
Еще больше интересных и полезных публикаций вы можете прочитать здесь:
https://goo.gl/jhblhE

Есть на Псковщине монастырь, который с 1473 года ни на один день не закрывался . Это Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, находящийся в городе Печоры, недалеко от Пскова.
Псковские леса в те времена таили в себе массу загадок. И одной из них стало обнаружение пещер, в которых поселились монахи.

По легенде изборские охотники услышали однажды в лесу из-под земли пение и решили , что это поют ангелы. Разнесли они эту весть по всей округе. Позже эта «поющая земля» досталась местному крестьянину Ивану Дементьеву, который после сильной бури пошел в лес и увидел, что одно дерево вырвано с корнем , а под его корнями обнаружился вход в пещеры увенчанный надписью «Богом зданные пещеры», где обитали монахи-отшельники. Так и была найдена разгадка молитвенного пения, раздававшегося из-под земли.
Считается, что это были монахи Киево-Печерской лавры, спасавшиеся от набегов татар.

Говорят, что надпись над пещерами вызывала недоумение даже у некоторых монахов. И жил в тех пещерах монах, по имени Фома, этакие Фома неверущий, который каждый вечер приходил и стирал надпись, однако когда монастырь шел на утреннюю службу надпись уже была на своем месте. Богом сданные пещеры это одно из тех сакральных мест, которое с тех пор являются местом паломничества для всех прихожан в Печерском монастыре.
Достоверных сведений о том, когда монахи поселились в пещерах нет, а потому датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная в песчаном холме Успенская церковь.

Посмотрите на рельеф монастырских стен. Пожалуй это единственный монастырь-крепость, расположенный вот таким образом, т.е. спускающийся с холма в низину.
Каменные стены с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах в начале Ливонской войны для защиты от ливонцев.. Позднее были построены ещё четыре башни. Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск Стефана Батория и венгерского отряда под командованием Борнемиссы в 1581 году, и впоследствии неоднократно участвовала в приграничных боевых действиях вплоть до конца Северной войны в 1721 году.

Башня, стоящая на дне оврага называется Башня Верхних решеток и она самая высокая из всех , ее высота 25 метров. В нижней части башни есть каменная арка, через которую внутрь крепости протекает ручей Каменец. Что бы враги не смогли воспользоваться ручьем для проникновения в крепость свод арки перекрывался железной решеткой. Она и дала такое необычное название самой башне.

Успенская церковь, является самым древним и самым главным храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчанника отцом Иоанном и имеет лишь фасад, а остальная часть церкви уходит в гору.
В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1758-1759 годах над храмом построили Покровскую церковь и сейчас Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Вход в обитель через Святые врата. Пройдя через них оказываешься на длинной дороге, ведущей вниз, к Успенскому и Покровскому храмам

Дорога эта носит название «Кровавый путь» . По преданию приехавшего в монастырь Ивана Грозного встретил у Святых врат игумен Корнилий. Слишком гордо держался монах перед царем, за что и поплатился жизнью. Отрубленная голова Корнилия покатилась по дороге, оставляя за собой кровавый след.
Раскаявшись в содеянном Иван Грозный на руках донес тело убитого им монаха до Успенского храма. С тех пор эта дорога и получила свое кровавое название.

Приняв пострижение, Корнилий приобрел уважение братии своим аскетизмом и в возрасте 28 лет он был избран игуменом монастыря. За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек (такого количества братии не было при других настоятелях после Корнилия). Под управлением Корнилия началось активное развитие монастыря. C 1547 года монастырь стал псковским летописным центром, появилась иконописная (изначально монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре) и гончарная мастерские, начали лить колокола.
Трудами Корнилия в первой половине XVI века в монастыре была создана книжно-литературная школа, занимавшаяся сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера.
Во время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоеванных местностях основывал православные храмы, оказывал помощь пострадавшим, имена погибших в войне заносились в монастырский синодик для поминовения
При Корнилии были проведены многочисленные строительные работы по расширению монастыря.
Сейчас перед стенами монастыря стоит памятник Св. мученику Корнилию, а его мощи хранятся в Успенской церкви. Ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, в 6 утра собираются возле его мощей монахи монастыря на братский молебен.

А перед нами главный ансамбль Свято-Успенского монастыря.
Справа желтый фасад это Успенская церковь и построенная над ней Покровская. В центре красное строение это Ризница и Библиотека. Здесь хранились книги 17-17 вв, в том числе и «Слово о погибели земли русской» существовавшая в единственном экземпляре. В годы Великой Отечественной войны отступая фашисты пытались разграбить монастырскую ризницу. Настоятель монастыря рискуя собственной жизнью заставил их упаковать все так, что бы ничего не повредить. Как ни странно, но немцы послушались и в Германию сокровища монастырской ризницы попали в целости и сохранности.
После войны очень долго шли переговоры о возвращении украденного и лишь совсем недавно сокровища ризницы вернулись на свое место.
За ризницей расположены Часовая башня ( ее не видно) и Большая звонница с колоколами 16-18 веков.

В самом правом углу фасада храма есть вход в пещеры, его видно, он с полукруглым перекрытием.
Вообще в пещеры попасть не так просто, вход в них очень ограничен для сохранения микроклимата. Попасть в них можно только с группой в определенные часы по благословению настоятеля монастыря. А два раза в неделю по понедельникам и пятницам доступа в пещеры нет.

Пещеры разделяются на ближние и дальние. Ближние пещеры имеют протяженность около 15м В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.

Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги, их можно потрогать, что бы понять насколько они тяжелы.

Вход в пещеры укреплен кирпичной кладкой. Сделано это было в целях безопасности, когда сюда в 1824 году приехал государь Александр 1, что бы пообщаться со старцем Лазарем.

Для того, что бы пройти в дальние пещеры всем раздают по свече и именно свечи являются там единственным источником света.

Когда-то в пещерах жили монахи, а сейчас они являются своеобразным кладбищем. Состоят дальние пещеры из 7 галерей-улиц, общая длина которых около 200 метров. Хотя когда здесь идешь, то кажется, что прошел очень много.
Несмотря на то, что гробы в с умершими стоят совершенно открыто в пещерах абсолютно нет запаха тлена и разложения. Этому способствует особый пещерный микроклимат, тщательно оберегаемый монахами монастыря. Круглый год внутри пещер держится температура +5.
Первоначально в пещерах погребали лишь иноков, но позже здесь появились захоронения и благочестивых мирян: князей, дворян, паломников. Здесь похоронены предки Пушкина, Кутузова, Мусорского.
План дальних пещер

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.
За кануном установлен большой деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков)
По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах.

Архивные описи
дела давно минувших дней.

Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь.

Дополнительная информация, исторические документы:

  • Псково-Печерский монастырь. 1860 г.
  • Беляев И.Е.Первоклассный Псково-Печерский монастырь. 1893 год.
  • Является ли оригиналом главная икона монастыря «Успение Пресвятой Богородицы»?
  • «Успенская трудовая община». Как выживал монастырь в Эстонии. Двадцатые годы XX столетия.
  • Синайский В.И.Псково-Печерский монастырь. Общий культурно-исторический очерк, 1929 г.
  • Псково-Печерский монастырь в картинах Виноградова Сергея Арсеньевича (1869-1938).
  • Епископ Иоанн (Булин) (1893-1941 гг.)В Википедии.
  • Заметка в таллиннской газете «Русский вестник» от 4 декабря 1934 года об одном захоронении у стен Псково-Печерского монастыря.
  • Автограф русского философа Ивана Александровича Ильина в книге почетных посетителей Псково-Печерского монастыря. Ноябрь 1935 года.
  • Водосвятие в Печерском монастыре. Видео 1938 года.
  • Игумен Павел (Горшков) в начале войны.Эстонский паспорт настоятеля Псково-Печерского монастыря в 1941-1944 гг. игумена Павла (Горшкова).
  • За что судили настоятеля Псково-Печерского монастыря игумена Павла (Горшкова). Материалы следственного дела, 1941-1944 гг.
  • Ризница Псково-Печерского монастыря в 1940-ых годах. Фотография.
  • Опись ризницы Псково-Печерского монастыря. Печоры, 17-18 марта 1944 года. Часть I.Часть II.
  • После ареста игумена Павла (Горшкова) наместником в обители был архимандрит Агафон (1944–1946 гг.)
  • Архимандрит Агафон Бубиц (фото).
  • О.Алипий (Воронов). «Советский» архимандрит (видео).
  • Докладная записка архимандрита Алипия за январь 1961 г. по делу о краже вазелинового масла с нефтебазы из Риги. (ГАПО, ф.1776, оп.1, д.92).
    Список архивных документов в ГАПО об архимандрите Алипии и Псково-Печерском монастыре.
  • Геродник Г. — Правда о Псково-Печерском монастыре (Беседа с верующими). 1963 г. Книжка, конечно, атеистическая, но если сделать поправку на это и отнестись к ней просто как ко сборнику исторических фактов, то по-моему, будет интересно.
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в отчетах псковского уполномоченного по делам религий А.И.Лузина.
  • 25-летний Рон (сын Рональда Рейгана) с наместником архим. Гавриилом Стеблюченко. 1983 год.
  • Архимандрит Зинон (Теодор) в Псково-Печерском монастыре, сентябрь 1993 г.
  • Псково-Печерский монастырь. 540 лет. (Документы на сайте Архивного управления Псковской области).
  • В Пскове волонтеры расчищают храм иконы Богородицы «Одигитрия», который располагается на улице Профсоюзной — на территории бывшего подворья Псково-Печерского монастыря возле набережной реки Великой.

Фотографии:

Сайт Псковского областного архива:
Датой образования монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, устроенная в песчаном холме преподобным Ионой — непосредственным основателем обители. В 20-е гг. XVI в. был построен трапезный храм Святых Сорока Севастийских мучеников. В 1541 г. при игумене Корнилии была воздвигнуиа Благовещенская церковь, в 1565 г. — надвратный храм Николая Чудотворца (Николы Ратного). 29 июня 1827 г. в день именин полководца П.Х.Витгенштейна был освящен храм Архангела Михаила, предводителя небесного воинства.

С 1605 г. настоятелями монастыря становятся архимандриты. Согласно штатам 1764 г. монастырь являлся штатным и был отнесен ко второму классу. Указом императора Александра I от 15 января 1813 г. монастырь был возведен в первый класс. В 1912 г. монастырь стал общежительным.

С 1 сентября 1886 г. при монастыре действовала церковно-приходская школа.

После заключения 2 февраля 1920 г. Тартусского мира монастырь оказался на территории Эстонского Государства, где и находился до 1940 г., именовался Печерской христианской Успенской мужской трудовой общиной. Монастырь не закрывался, в настоящее время является действующим.

Информация в ГАПО:
фонд 499,
опись 1.

  • Указы императоров, Сената и Синода (1722-1800), Псковской духовной консистории. Рапорты наместника монастыря.
  • Устав монастыря (проект, 1920), Печерской христианской мужской трудовой общины (на эстонском языке, 1920). Устав Эстонской православной церкви (на эстонском языке, 1931).
  • Летопись монастыря (черновые записи, 1889-1920). Описание исторических ценностей монастыря (1814). Болховитинов Е. История княжества Псковского , Киев, 1831 (рукопись, переписана в 1930).
  • Рукописный сборник XV в. Книга пророка Даниила (Житие Александра Невского вместе со Словом о погибели Русской земли под заглавием Слово о погибели Русскыя земли и по смерти великого князя Ярослава — памятником литературы XIII в., л. 245 об.-249; Житие Евстафия Плакиды, л. 82-90; Житие Бориса и Глеба, л. 90-105; Епифания Кипрского Слово о житие святыя богородица, л. 121-136 об. и др.). Рукописный сборник XVI в. (жития и деяния).
  • Псковский летописец XVI в. (копия XIX в.) Выписки из писцовой книги по г. Пскову и пригородам (XVI в.). Выписки из ревизских сказок (1749).
  • Рукописи филолога и этнографа Г.Г. Трусмана: Первобытный человек у Западной Двины , Чудь прибалтийская по данным географии , Филологические параллели в эстонском языке , Лексикон , Материалы для словаря древне-эстонских имён (на русском и эстонском языках).
  • Переписка с Псковской духовной консисторией по богослужебным и хозяйственным вопросам, о проведении крестных ходов, благотворительных сборов. Переписка с П.Х. Витгенштейном о строительстве в монастыре церкви в память о войне 1812 г., о сборе пожертвований на военные нужды, именные списки вкладчиков. Переписка с Академией наук об использовании в научных целях документов монастыря, с учебными заведениями об организации экскурсий в монастырь.
  • Ведомости о состоянии монастыря, о монашествующих и бельцах. Сведения о ремонте строений на Печерском подворье в г. Пскове (1890), отчёты о ремонте монастыря (1906). Сметы на постройку, ремонт, реставрацию монастырских зданий. Дело о постройке настоятельского дома (1883). Ведомости о состоянии Великолукского Троице-Сергиева (1900, 1908-1910), Благовещенского Воронцовского (1903) монастырей. Докладная записка архимандрита Никодима о состоянии монастырей епархии (1911).
  • Докладная записка иконописца Чирикова о реставрации иконы Успения Божьей Матери (1910).
  • Письма будущего Патриарха Тихона наместнику монастыря архимандриту Аркадию (1905-1917).
  • Выписки из межевых книг, договоры на сдачу в аренду земельных участков, рыбных ловель крестьянам. Переписные книги имущества и владений монастыря (1639, 1652, 1664, 1656, 1678, 1686, 1711 (копия), 1730, 1802, 1828). Жалованные грамоты монастырю.
  • Планы отдельных владений и строений монастыря. Книги учёта и описи строений и имущества. Книга учёта поступления и раздела хлеба по пятинному сбору (1643-1644). Окладные листы на поземельный налог. Книги учёта прихода и расхода казённых сумм, церковных сумм и капиталов причта, неокладных сумм. Книги учёта дохода и его раздела среди монастырской братии. Кассовые книги.
  • Журналы контрольных осмотров ульев (1927-1934). Дневник пасечника. Книги учёта прихода и расхода денежных сумм и материалов свечного завода и склада.
  • Журналы учёта проведённых богослужений (1912-1923). Расписания и календари богослужений. Поминальные молитвы. Книги учёта исповедующихся и причащающихся (1913-1927).
  • Книги регистрации экскурсантов (1926-1940). Журналы регистрации входящих и исходящих документов.
  • Указы консистории о зачислении монахов в штат монастыря, о награждении, переводе и отчислении. Послужные списки настоятелей, монахов и служителей монастыря. Ведомости на выдачу жалованья временным рабочим.

Последнее редактирование — 22 февраля 2019 года.

Наместник Псково-Печерского монастыря поставил точку в деле посмертной реабилитации игумена Павла (Горшкова)

Много лет многочисленным туристам в городе Печеры Псковской области рассказывали о сотрудничестве Псково-Печерского монастыря с оккупационным фашистским режимом. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, 6 октября при храме св. благоверного князя Александра Невского в Пскове состоялись традиционные чтения, на которых свое исследование «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в годы Великой Отечественной войны» представил Наместник монастыря Архимандрит Тихон (Секретарев).

Доклад Архимандрита был посвящен реабилитации игумена (1941-1944) Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Павла (Горшкова). Погибший в Сиблаге игумен, был реабилитирован в 1997 году, но реабилитация не была столь громкой, как многолетняя дискредитация монастыря в лице игумена Павла. Отец Наместник в своем докладе, где аргументированно использовались архивные и мемуарные источники, а многие документы были представлены впервые, дал полную картину жизни и деятельности монастыря, и самого игумена Павла, в период оккупации. Игумен Павел (Горшков) 1867 года рождения, с 1884 года — насельник Сергиевой пустыни под Петербургом, с 1888 года был пострижен в мантию и служил 30 лет. Был полковым священником в Северо-западной армии генерала Родзянко, священником в Юрьеве (Тарту), духовником Пюхтицкого монастыря, служил на приходах в Эстонии. Он принял руководство монастырской братией и стал Настоятелем монастыря в первый год войны, уже очень немолодым.

Первые годы войны были такими же трудными для обители, как и период Гражданской войны, но в игумене жила надежда на помощь Покровительницы монастыря, Богородицы — Игуменьи Небесной, и в одном из писем он напишет, что братия поражена Ее заботой о монастыре.

В своем докладе Отец Наместник представил документы, рассказывающие о помощи монастыря голодающим больным и престарелым в Пскове, куда братией были отправлены подводы с картофелем, хлебом, мукой, крупой, собранными через монастырь православным народом. Много лет спустя, после войны открылись сведения о том, что насельники монастыря помогали военнопленным и партизанам, военные разведчики находили приют в монастырских Богомзданных пещерах. Православные, молящиеся в монастыре в то тяжелое время, вспоминали патриотические проповеди игумена Павла, и его помощь слабым духом. Слухами земля полнится, но никто и никогда не говорил в Печерах о предательстве монастыря. Основная же работа монастырских насельников была молитвенной и состояла в трудах послушания.

Псково-Печерский монастырь хранил в Ризнице вклады жертвователей, среди которых были русские Цари и Императоры. Сокровища Ризницы, в основном, представляли собой уникальные по красоте предметы Богослужения. На Ризнице были три печати: советская, монастырская и немецкая, и ни Ризничий Серафим (Розенберг), ни игумен Павел не входили в Ризницу, и считали это за благо. Архимандрит Тихон рассказал историю эвакуации монастырской Ризницы в Германию в 1944 году. На что пойти братию и ее руководителя вынудила бомбардировка монастыря, и, как потом вспоминал летчик, участник этой бомбардировки, монастырь бомбить не собирались, но вследствие плохой видимости авиационные бомбы попали на территорию монастыря, правда, пощадив его храмовые строения. Братия подчинилась распоряжению гебитскомиссара, и Ризница покинула территорию монастыря. Что вызвало сильное сокрушение игумена Павла: «Не нахожу себе места и покоя ни днем, ни ночью. В ушах все время одни и те же слова: пять столетий хранила братия сокровища, а ты, Павел Горшков, позволил их увезти из монастыря».

В начале семидесятых годов Ризница была возвращена монастырю, принимал ее сокровища все тот же Ризничий отец Серафим.

По окончании военных действий, игумен Павел и братия решили отдаться на волю Божию и остались в монастыре, стали молиться иконе Божией Матери Смоленская в ее праздник 10 августа, и на следующий день в Печеры вошли советские войска. Победителей монастырь встречал колокольным звоном, а игумена Павла советские партийные руководители района приглашали на митинги и праздники в честь Победы.

Но 17 октября 1944 года Настоятеля обители арестовали. Был нарушен основной закон следствия — закон презумпции невиновности, и обвинение было построено только на самооговоре игумена Павла, измученного многочасовыми допросами, больного и немощного старого человека. Как показывает реабилитационное заключение, трибунал прошел без государственного обвинителя, защитника и свидетелей. Настоятель был приговорен к 15 годам заключения по статье 58, пункт 1а — за антисоветскую деятельность. И братия не знала, что игумен Павел был жив до 1950 года, он умер в Сиблаге. Его дело не подлежало пересмотру, но попытки реабилитации начал фронтовик, Наместник монастыря Архимандрит Алипий (Воронов), помогал делу возвращения честного имени игумену Епископ Зарайский, а ныне Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, журналистка Светлана Галаева и др.

Эксперты — следователи в деле о реабилитации Настоятеля заключили, что никакой антисоветской деятельности игумен не вел, но не принимал политики советской власти в отношении Церкви, то есть Настоятель Павел (Горшков) был мучеником и исповедником за Христа, и пострадал за веру к Богу. Монастырь получил справку о реабилитации своего игумена Павла от 7 марта 1997 года за номером 13-15-90.

На Александро-Невских чтениях при храме благоверного Князя была открыта эксклюзивная выставка редких фотографий насельников монастыря довоенного и военного периода, а также фото монахов, участников Великой Отечественной войны, о которых также шла речь на Чтениях.

Епархиальная информационная служба напоминает, что в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре более пятисот лет непрерывно длится молитва. Монастырь никогда не закрывался властями, в том числе, и находясь на территории буржуазной Эстонии, в период с 20-х по 1940-й годы.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

тел.: +7 (81148) 221 45

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Псково-Печерский монастырь — одна из самых известных монашеских обителей России. Знаменита своими старцами, такими, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко), преподобный Симеон (Желнин) и многими другими.

За все время существования монастырь никогда не закрывался, несмотря на разорительные набеги немцев, шведов, литовцев и давление советской власти.

Расположен в 50 километрах от Пскова. Свое название — Печерский — монастырь получил благодаря природным пещерам около ручья Каменца. В церковной традиции их принято называть «Богом зданные (то есть созданные) пещеры».

Первыми в этих местах поселились монахи Киево-Печерского монастыря, бежавшие в XIII-XIV веках на север от набегов татаро-монголов. Летопись сохранила имя одного из первых монахов — преподобного Марка.

Годом основания монастыря считается 1473-й, когда была освящена Успенская церковь. Ее выкопал в склоне холма преподобный Иона (до монашества — священник Иоанн). Он и преподобная Васса (до монашества — супруга Иоанна Мария) считаются основателями обители. Среди других почитаемых святых Псково-Печерского монастыря — игумен Корнилий и его соратник преподобный Вассиан, убитые по приказу царя Ивана Грозного, преподобный Симеон (Желнин).

В ХХ веке монастырь славился своими старцами, мудрыми духовными руководителями монахов и мирян. В монастырь приезжали за советом к архимандриту Иоанну (Крестьянкину), схиигумену Савве (Остапенко), схиархимандриту Агапию (Агапову) и другим старцам. В 1957 году в Псково-Печерском монастыре поселились вернувшиеся в СССР из Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) старцы Михаил (Питкевич), Лука (Земсков) и другие.

В монастыре провел последние годы своей жизни митрополит Вениамин (Федченков), выдающийся церковный писатель, проповедник и старец.

Среди настоятелей монастыря последнего времени особенно выделялся архимандрит Алипий (Воронов), ветеран Великой Отечественной войны. Он смело противостоял советской власти, стремившейся закрыть монастырь и всячески досаждавшей монахам.

Интересные факты о Псково-Печерском монастыре

В 1547 году в Киево-Печерском монастыре побывал царь Иван Грозный. Настоятель монастыря игумен Корнилий вышел ему навстречу за ворота, но царь был разгневан и приказал отсечь игумену голову, что тут же и сделали царские слуги. Голова мученика катилась до самых ворот монастыря, оставляя кровавый след. С тех пор дорожка к монастырским воротам называется Кровавый путь.

В монастыре хранятся три чудотворные иконы — Успение Пресвятой Богородицы, Умиление и древний чудотворный образ святителя Николая Мир-Ликийского.

В отличие от большинства русских монастырей, Псково-Печерская обитель расположена не на возвышении — холме или высоком берегу реки — а в котловине между холмами.

Наместником монастыря с 1949 по 1954 год был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Уже став патриархом, он говорил, что самое счастливое время в его жизни — когда он был простым монахом в Псково-Печерском монастыре.

Псковские пещеры имеют особенность — в любое время года температура в них +5 градусов. Поэтому пещеры использовались не для жизни монахов, как в Киеве, а как место для захоронения.

В 2007 году архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель московского Сретенского монастыря, выпустил фильм « Псково-Печерская обитель » . В основе фильма — уникальные съемки монастырских старцев, сделанные в 1980-х годах архимандритом Тихоном (в то время еще не монахом, а студентом ВГИКа Георгием Шевкуновым).

Расстрелянный наместник Псково-Печерского монастыря

Епископ Иоанн (Булин)

К тому же, монастырь оказался на территории неправославной Эстонии. Ризница полна раритетных царских вкладов за несколько веков, множество земель под скитами, пашнями и сенокосами. Начались эстонские проверки, требования инвентаризации, отнятие земель и имущества. Даже внутримонастырские здания пошли под казармы и административные муниципальные конторы. Монастырь виделся лёгкой добычей. В числе братии буквально небольшая горстка монахов, да и с ними дела обстояли очень неблагополучно. Некоторые из них подверглись влиянию большевистских идей и пытались внедрить новые порядки в жизнь монастыря. Распущенность и вседозволенность этой части братии с большим трудом обуздывал молодой, 27-летний, не имеющий для них никакого авторитета наместник. Братия враждовала между собой и не могла быть надежной опорой в защите монастыря. На стороне наместника было всего несколько пожилых монахов и очень немногочисленная верная паства. Шансов на выживание у обители буквально не было. Но что невозможно человеку, то возможно Богу!

За 12 лет наместничества епископа Иоанна монастырь не только не был окончательно разорён и закрыт, но он стал признанным оплотом православия заграницей. По сохранившимся открыткам тех лет мы сейчас можем оценить, насколько многолюдны стали праздничные крестные ходы, как расцвела и благоукрасилась обитель. Епископ Иоанн поднял православный дух верующих. Он много проповедовал. Пасхальное Евангелие читалось на девяти языках! Активная церковная, хозяйственная, благотворительная и общественная деятельность сделала монастырь и его наместника известными далеко за пределами Печорского края.

Но цена за это была заплачена высокая. Противодействие наместнику оказывалось и сверху, и снизу. В итоге враги добились своего. Владыку отстранили от всех дел и запретили в служении. Отстоять его пастве не удалось.

Живя в Печорах и причащаясь в монастыре как простой прихожанин, с большой радостью принял владыка Иоанн долгожданное возвращение Печорского края в православную Россию. Он активно выступил за присоединение всех священнослужителей и всех приходов к Московской Патриархии. Но Советская власть уже определила судьбу опального епископа. В том же месяце его арестовали и вскоре после этого расстреляли, не оставив родным и его пастве даже шансов найти сведения о том, в каком направлении увезли его останки. Несколько строк в книге памяти кладбищенского храма под Петербургом и сохранившиеся в эстонских архивах письма прихожан с подписями в защиту своего пастыря свидетельствуют о трагических событиях тех лет. А рукописные доносы остаются бумажными памятниками тем, чьи руки их писали.

При размышлении о судьбе епископа Иоанна (Булина) перед глазами встаёт и другой наместник – игумен Корнилий, вступивший в игуменство в столь же молодом возрасте (в 28 лет), поднявший обитель от упадка к расцвету и украсившийся мученическим венцом. Он также был отправлен на небеса государственной властью. Произошло это 20 февраля (по ст. ст.) 1570 года. И 20 же февраля, но 1920 года на пост наместника вступил Иоанн Булин, который тоже сложил голову за Псково-Печерскую обитель.

И ещё с одним мучеником за веру Христову переплетается судьба епископа Иоанна: рукополагал его в сан иеромонаха ныне прославленный в лике святых митрополит Вениамин (Казанский), расстрелянный среди первых жертв Советской власти и также похороненный в безвестной могиле.

Вот такой путь. Такой подвиг и крест наместничества.

Ссылка на основную публикацию