На колокольне михайловского монастыря пробило четыре

Сухой лиман (сборник)

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Валентин Петрович Катаев

Сухой лиман (сборник)

Я стоял в передней, уже окончательно откланявшись, но Миньона все еще одной рукой держала цепочку и не открывала дверь, чтобы наконец выпустить меня на лестницу, а другой рукой прижимала к груди пачку моих писем, накрест перевязанных не шелковой ленточкой, а простой тесемкой, как деловые бумаги.

Это было последнее свидание.

Наш платонический роман давным-давно уже кончился и был забыт. А за пять лет революции, гражданской войны и военного коммунизма, в течение которых мы не виделись, так много переменилось, что не стоило об этом и вспоминать.

Я знал, что после меня у нее был настоящий, глубокий, серьезный роман с одним из моих бывших гимназических товарищей, принужденным бежать вместе с белыми за границу, где он и умер от скоротечной чахотки в Шварцвальде.

У Миньоны с детских лет тоже были слабые легкие, а теперь у нее открылся туберкулез и принял угрожающие формы. На ее все еще прелестном лице уже лежали тени быстро развивающейся болезни.

— Вы же видите, что я погибаю! — почти с раздражением сказала она.

Я молчал. Лицо ее стало отчужденным: вероятно, она в этот миг подумала о смерти.

— Возьмите ваши письма. Может быть, они вам пригодятся.

Она сняла дверную цепочку, щелкнула американским замком и выпустила меня на площадку. Гул, наполнивший лестничную клетку, и в особенности бледно-зеленый декадентский цвет двери напомнили мне прошлое.

Сравнительно недавно мы тоже жили здесь. Большая квартира в новом четырехэтажном корпусе.

…Вместо цинковой ванны — блестящая мальцевская. Всегда горячая вода. Электрическое освещение. Блестящие паркетные полы, источавшие запах свежего дуба и желтой мастики. Двери и венецианские окна были окрашены не обычной уныло-коричневой блестящей краской наемных квартир, а бледно-зеленой, матовой, свойственной новому стилю бельэпок, то есть прекрасной эпохе начала XX века. Вместо кафельных печей квартиру обогревали коленчатые радиаторы пароводяного отопления, окрашенные в тот же бледно- зеленый матовый декадентский цвет. Старая висячая керосиновая лампа в столовой, несколько напоминавшая своим белым куполом медузу, была переделана на электрическую. А новенькие бронзовые бра на стенах очень ярко светились своими молочно-радужными тюльпанами с ввинченными в них полуваттными электрическими лампочками марки «осрам», что никак не соответствовало маленькому провинциальному буфетику, круглому обеденному столу, венским стульям и железным кроватям. Стенные часы с римскими цифрами и музыкально-пружинным боем, согласно семейной легенде выигранные папой в лотерее, когда он еще был женихом покойной мамы, тоже не соответствовали новой квартире.

Купленный недавно в рассрочку гостиный гарнитур из обычной сосны, но выкрашенный под черное дерево, с двумя неудобными креслами, хрупким трехместным диванчиком, обитым золотистым шелком, с махровыми висюльками и парными тумбочками в виде как бы дорических колонок, предназначавшимися для установки на них мраморных бюстов великих людей или, на худой конец, фаянсовых цветочных горшков, которых у нас не водилось, — это все же как-то подходило к новой, богатой, но еще не обжитой квартире.

Гостиная мебель всегда стояла в холщовых чехлах, скрывавших ее роскошь, причем кресла и стулья напоминали нечто вроде сидящих привидений.

Именно в это время я начал писать роман о своей первой любви. Стихи и романы в те годы писали почти все гимназисты. В романе, который я писал, было такое место:

«…дом был новый. Его отстроили полгода назад, осенью, и он был первым из шести других корпусов общества квартировладельцев, которые еще строились и стояли в лесах, запачканных кирпичной пылью и потеками известки. Корпуса эти строились на пустыре, на окраине города, против военного госпиталя, где некогда работал сам Пирогов, недалеко от моря, в той местности, где уже начинались дачи и казармы.

Поздней осенью и зимой здесь было холодно, пустынно, и северный ветер норд-ост дул в желтые, еще не оштукатуренные ракушниковые стены, посвистывая и вереща в новых кирпичных трубах, а с нашего четвертого этажа через неоконченные постройки, за голыми садами еле виднелся кусочек штормового моря.

Когда же наваливало ненадежного южного снега, то и совсем становилось скучно. Знакомых поблизости не было. Город казался недоступно далеким. В новой квартире еще не было уюта. Электрические лампочки горели нестерпимо ярко. Веселых жарких печек не было, их заменили чугунные батареи, и всюду стоял еще не выветрившийся запах масляной краски»…

Шесть корпусов, расположенных как кости домино, — два против двух и по краям поперек еще по одному, так что в середине между ними получился длинный двор с газонами, цветниками, стриженым кустарником, совсем молоденькими, как тросточки, липками и посредине с круглым бассейном с фонтанчиком и даже золотыми рыбками.

Шестой корпус заселялся состоятельными семьями. Нарядные дети играли во дворе в мяч и ловили ясеневыми рапирами легкие кружки серсо. Мимо вас могла проехать на роликах стройная девочка, казавшаяся несколько выше, чем была на самом деле.

В последний корпус въехала семья полковника Заря-Заряницкого, в первый же день войны произведенного в генерал-майоры и назначенного командиром той артиллерийской бригады, где я впоследствии служил вольноопределяющимся.

Но тогда о войне никто не думал.

…и однажды я увидел трех девочек в кружевных платьицах, которые вышли погулять под присмотром своей старшей, четвертой сестры, уже вполне взрослой девушки-курсистки. Одна из этих девочек, средняя, и была, как ее называли дома, Миньона…

Теперь, держа в руках пачку писем, я представил давнюю картину: четыре девушки в пасхальных платьях стоят возле рояля, держа в руках раскрытые ноты, — маленький хор ангелов — и поют под аккомпанемент домашнего учителя музыки о том, как наступила осень и улетели птицы, — щемящий душу романс Шопена.

Не так давно это было, но казалось, что прошла вечность.

Я шел по длинному дворовому садику и совершенно его не узнавал. Бассейна и фонтанчика уже не существовало. Бледно-зеленые скамейки у парадных входов исчезли, деревья разрослись и так вытянулись вверх, ища солнце, что некогда изящный скверик превратился в тесную липовую рощицу. Прежних квартировладельцев, рассчитывавших жить здесь вечно, я не обнаружил. Лишь кое-где на дверях квартир

Последний снимок дома Пушкина

На оборотной стороне фотографии, подаренной мне отцом, сделана надпись его мелким округлым почерком:
«Последний снимок дома Пушкина. Зафотографировано 4.4.44»
Когда мы жили в эвакуации в Касимове, во многих газетах и по радио рассказывалось о том, что домик Пушкина в Михайловском сожжён и его могила в Святогорьи взорвана; о каких-либо фотографиях не упоминалось. Я помещаю здесь главу «Как гитлеровцы сожгли дом-музей Пушкина в Михайловском» из книги С.С.Гейченко «У лукоморья». Записки хранителя Пушкинского заповедника. (Лениздат. 1971).

Многолетний хранитель Пушкинского заповедника Семён Степанович Гейченко целью своей жизни ставил восстановление и становление заповедника — Михайловскго, Тригорского, Святогорского монастыря — всего, что связано с именем Великого поэта.
В предисловии к книге «У лукоморья» поэт Михаил Дудин пишет:
«Рядовой миномётного расчёта Семён Гейченко не дошёл до Пушкинских гор и не участвовал в боях за эту землю. Его тяжело ранило под Новгородом. Форсировать реки Великую и Сороть, штурмовать Тригорское и Михайловское, врываться в Святогорский монастырь пришлось другим. А бои в этих местах были жестокие. Какое дело было фашистам до святынь русской культуры!
Под знаменитым дубом в Тригорском, под тем самым дубом, при виде которого губы невольно шепчут: «У лукоморья дуб зелёный…», они сделали блиндаж. Само Михайловское было превращено в узел обороны, парк перерыт ходами сообщения, в доме Пушкина была огневая позиция артиллеристов. Колокольня в Святогорском монастыре была взорвана, а могила Пушкина заминирована…»

КАК ГИТЛЕРОВЦЫ СОЖГЛИ ДОМ-МУЗЕЙ ПУШКИНА В МИХАЙЛОВСКОМ

В один из августовских дней 1960 года на усадьбе Михайловского появился посетитель с большой папкой в руках и хорошим фотоаппаратом, висевшим на груди. Посетитель внимательно разглядывал место, где стоит дом-музей, берега Сороти, вглядывался в дали. Потом раскрыл папку, вынул из неё большую фотографию и стал сличать её с тем, что видел. Любопытства ради я подошёл к экскурсанту, представился ему и спросил, чем он занимается. Неизвестный назвал себя Алексеем Васильевичем Гордеевым и сказал, что приехал он из Ленинграда, что он давно собирался побывать в Михайловском, где в 1941 году воевал, и что вот, наконец, мечта его осуществилась.
В разговоре выяснилось, что на глазах у Гордеева фашисты сожгли дом-музей Пушкина. Я попросил его рассказать, как это случилось. Ведь до сих пор неизвестно было, когда и как гитлеровцы сожгли усадьбу поэта!
Вот этот рассказ Гордеева в кратком изложении:
«В 1944 году я был командиром наземной фоторазведки, служил в чине майора. Командовал нашим дивизионом полковник Алексей Дмитриевич Харламов.
Как-то в конце марта 1944 года в разговоре со мной Харламов многозначительно заметил: «Собирайся, братец, скоро поедем с тобой в Михайловское, в гости к Пушкину». Я чрезвычайно обрадовался предстоящему заданию. Подумать только, увижу Михайловское, о котором столько слышал, читал! Прошло несколько дней, и, действительно, 1 апреля нашу часть перебросили в Пушкиногорский район, к берегам Сороти. По прибытии на место мы расположились на окраине деревни Зимари, лежащей напротив усадьбы Михайловского. В бинокль хорошо было видно, как на пушкинской усадьбе суетились гитлеровцы…
4 апреля Харламов вызвал меня к себе и сказал, что в ближайшее время будут освобождать заповедник от гитлеровцев и что командование поручило нашей группе срочное выполнение особого задания – подойти как можно ближе к усадьбе и сфотографировать панораму Михайловского с домом Пушкина, домиком няни и служебными флигелями.
В группу фоторазведчиков были назначены старшие сержанты Кущенко и Алёхин (операторы) и старшина Немчинский (подноска аппаратуры и обработка снимков). Получив задание, группа разведчиков немедленно приступила к выполнению его.
Рано утром 5 апреля сапёры сделали лаз в проволочном заграждении, разминировали проход в минном поле, и разведчики поползли к Сороти. Съёмка производилась при помощи мощной оптики. Всё прошло благополучно и без потерь. Снимки вышли очень хорошими. С негативов были сделаны отпечатки с шести- и тридцатикратным увеличением и сразу же отправлены в штаб армии и командованию дивизиона. Крупные отпечатки предназначались для демонстрации бойцам, которые готовились к бою за освобождение Михайловского. В эти дни фронтовые газеты выходили под шапкой «Отомстим за нашего Пушкина».
С разрешения Харламова по экземпляру снимков оставили себе на память и мы, то есть я и солдаты-разведчики.
Вскоре наша разведка показала, что гитлеровцы стали разбирать домик няни и усиленно маскировать вершину Михайловского холма молодыми свежесрубленными ёлочками. В наружной стене дома-музея сделали большую прорезь. В прорези появилось 75-милиметровое орудие. В крайних окнах установили пулемёты.
Наше командование дало строгий приказ ни в коем случае не стрелять по Михайловскому, чтобы не покалечить и не уничтожить его памятники.
2 мая рано утром к нам в деревню Зимари прибыла артиллерийская батарея под командованием капитана Нестеровой. Звали её Анна. К сожалению, я запамятовал её отчество. Батарея расположилась в районе колхозного сада. 2 и 3 мая в Михайловском было тихо. 4 мая, около двух часов дня, фашисты вдруг «заговорили». Ударила пушка из дома-музея. Одним из первых выстрелов были убиты два бойца нашей разведки, другой снаряд попал прямо в нашу огневую точку и вывел из строя нескольких артиллеристов. В ответ на это командир батареи Нестерова дала команду: «Четыре снаряда, беглым огнём по огневой точке фашистов!» Первый же снаряд попал в цель и перебил прислугу фашистского орудия. Видя, что их огневая – на нашем точном прицеле, гитлеровцы подожгли дом-музей и под прикрытием густого дыма стали отходить в глубь Михайловского парка и там засели в своих окопах и блиндажах. Дом вспыхнул как свечка и скоро сгорел дотла. Вскоре запылал и флигелёк, стоявший рядом с ним».
— А теперь, — продолжил свой рассказ Гордеев, — пожалуйста, взгляните на этот снимок.
И тут он показал мне фотографию, снятую 5 апреля 1944 года. На снимке отчётливо была видна вся северная часть усадьбы Михайловского, от нынешнего поля народного гуляния до западной околицы с домиком няни.
Сегодня эта фотография хранится в музее заповедника, как единственное изображение Михайловского в знаменательный и славный для него 1944 год, — год изгнания фашистов с пушкинской земли.

PS Огромное спасибо Ларисе Бесчастной за помощь при подготовке фотографии

На колокольне михайловского монастыря пробило

Просим иметь ввиду, что письма, пришедшие не по адресу, удаляются без чтения и уведомления отправителя. Надвратная церковь Даниловского монастыря Свято-Данилов монастырь — древнейший в Москве, созданный первым московским князем Даниилом Александровичем. Над его северными воротами поставлена живописная церковь во имя святого Симеона Столпника, играющая роль монастырской колокольни. Все это формирует облик площади перед монастырем и создает ансамбль парадного входа в обитель, которая среди прочего известна своим уникальным колокольным звоном.

Читать далее Женский монастырь в посёлке Изобильное Калининградской области: посвящение Богу Я давно хотела сюда приехать. И вот в солнечный весенний денёк, наконец, добралась до этих старинных стен. Печальные виды на ветхие и облупленные дома посёлка, на дворы с покосившимися заборами неожиданно сменяются другой картиной. Увиденное наполняет сердце радостью. Створы приветливо распахнуты, хорошим гостям здесь всегда рады.

На колокольне михайловского монастыря пробило четыре

Задание T87 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые. Проверить ответ Обособляется придаточное определительное. Левая граница придаточного в этом задании часто пролегает левее слова который. Ответ: 14 Это задание подготовила команда Яндекс. Репетитора Это задание решали 5 тыс. Задание T Расставьте все знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые.

Он раздобыл где-то магнитофон 1 корпус 2 которого 3 был весь замотан изолентой 4 отчего казался раздувшимся, будто щека с флюсом. Ответ: 14 Задание T Расставьте все знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые. Ответ: Задание T Расставьте все знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые.

Заказывала, конечно, в Воспитательном доме 1 главным доходом 2 и 3 привилегией 4 которого 5 было изготовление игральных карт. Ответ: 1 Задание T Расставьте все знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые.

Это были слова, ушедшие из культуры в народ со своим евангелием-букварём 1 в пределах 2 которого 3 составлялись агитлистовки и революционные лозунги. Ответ: 1 Задание T Расставьте знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые.

На колокольне Михайловского монастыря пробило четыре 1 когда я, перейдя пустырь, вступил в боковую аллею Александровского парка 2 в глубине 3 которого 4 между чёрных стволов обнажённых деревьев просматривалась Александровская колонна. Проверить ответ.

На колокольне Михайловского монастыря пробило четыре, когда я, перейдя пустырь с деревянными остатками велосипедного трека, так называемого. На колокольне Михайловского монастыря пробило четыре (1) когда я, перейдя пустырь, вступил в боковую аллею Александровского.

Мужская православная обитель была основана в г. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь ездил он по старой Волоколамской дороге. Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле. При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме. Монастырь с высоты птичьего полёта Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на — гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни. Вид на монастырь со стороны деревни Никулино С г. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России. Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом.

Я весь находился во власти любовного жара.

Задание Пунктуация в сложноподчинённых предложениях.

Женский монастырь в калининградской области

Тест — Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Тест по пройденному материалу с объяснением. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые. Он был назначен начальником той самой комиссии 1 о создании 2 которой 3 он так хлопотал в мирное время 4 и теперь разрывался на части 5 потому что 6 поток раненых был огромным. Введите ответ Неправильно! Расставим знаки препинания.

Даниловский вал 22 монастырь

Задание T87 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые. Проверить ответ Обособляется придаточное определительное. Левая граница придаточного в этом задании часто пролегает левее слова который. Ответ: 14 Это задание подготовила команда Яндекс. Репетитора Это задание решали 5 тыс. Задание T Расставьте все знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые. Он раздобыл где-то магнитофон 1 корпус 2 которого 3 был весь замотан изолентой 4 отчего казался раздувшимся, будто щека с флюсом. Ответ: 14 Задание T Расставьте все знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые. Ответ: Задание T Расставьте все знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые.

Тест — Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Тест по пройденному материалу с объяснением. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру -ы , на месте которой -ых в предложении должна -ы стоять запятая -ые.

InfoResist На то, чтобы украинская церковь обрела автокефалию , ушла треть тысячелетия. В результате настоящая русская история была подменена мифологией, исторические факты многократно искажены. Об этом говорится в сюжете ТСН. В числе украинцев, присутствовавших на церемонии вручения предстоятеля Украинской православной церкви митрополиту Епифанию Томоса об автокефалии, был молодой священник Иван Сидор.

На колокольне михайловского монастыря пробило четыре

В субботу я впервые побывал на колокольне Михайловского златоверхого монастыря. Приглашаю и вас туда подняться, подлечить тело и душу.

Но сперва немного истории.

Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.

Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.

В 1930 г. собор был закрыт. При обсуждении в Киеве в 1932 г. плана создания городского парка культуры и отдыха кинорежиссер Александр Довженко, еще одержимый революционным романтизмом, предложил снести монастырь. Роковым образом его слова стали былью, хотя и по другой причине: в 1934 г. в Киев из Харькова перенесли столицу советской Украины. В том же году началось проектирование нового правительственного центра, было принято решение о сносе обители.

Попытки ученых убедить правительство сохранить собор (в крайнем случае – хотя бы его древнее ядро) успеха не имели (их расценили как контрреволюционные): было позволено только сделать обмеры храма (они имели важное значение для науки и воссоздания святыни) и демонтировать ряд мозаик и фресок (работы провели летом 1934 г.).

В 1935 г. начался демонтаж куполов собора, а в 21.00 часов 14 авг. 1937 г. в опустошенном храме прогремел небольшой взрыв, после которого сооружение «осело вовнутрь».

Решение о строительстве административного центра на месте собора так и не было осуществлено, и весь советский период его место оставалось незанятым.

В 1997—1998 годах Михайловский собор был в осстановлен и официально открыт 30 мая 1999 года.

На 48-метровой колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом:

«Лечебный колокольный звон способен проникать в души, приносить умиротворение, дарить радостное и светлое настроение. Слушая колокольный звон, человек невольно задумывается о смысле жизни, его личностные качества изменяются в лучшую сторону. А с совершенствованием души начинает совершенствоваться и тело. Благоприятное воздействие способен оказывать не только колокольный звон, но и «колокольная» вода, которая заряжена энергетикой колоколов.»

«Слушая колокольный звон, замкнутые люди становятся более общительными. Людям, которых что-то гнетет, лечебный колокольный звон дарует спокойствие и оптимизм. Даже тяжелые виды депрессии или психических расстройств можно излечить, просто слушая звон колоколов. Вибрации, исходящие от колокола, избавляют людей от головокружений, головных болей, бессонницы, а также способствуют здоровому и крепкому сну.»

Увы, после одного раза я никаких изменений в себе не заметил. Ни в лучшую сторону, ни в худшую. Но там наверху было круто. Другого слова не подберу.

Бурсаки:

МИД и Московский мост:

На Лаврской колокольне был в 2001 году, а вот на Софии еще не был:

Памятник княгине Ольге, Апостолу Андрею, Кириллу и Мефодию (1911 год). В 1923-м был демонтирован и только 1996 году возведён заново:

Монумент Независимости Украины и неработающие часы Дома профсоюзов на Майдане :

Тренировочная работа 11 класс. Задания 16-21

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Тренировочная работа. Задания с 16 по 21 на ЕГЭ

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую . Запишите номера этих предложений.

1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3) На улице весь декабрь то снег то дождь.

4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

5) Серые тучи облекли все небо и холодный свет осеннего дня скупо сеялся сквозь них.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую . Запишите номера этих предложений.

1) Володя подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

2) Всё шумнее и шумнее раздавались по улицам песни да крики.

3) Я испугался и стал просить Ивана Игнатьича ничего не сказывать коменданту.

4) Микроволны раскачивают молекулы воды в продуктах и энергия их колебаний преобразуется в тепло.

5) Около Стасова всегда можно было встретить каких-то новых людей и он постоянно с некой таинственностью в голосе рекомендовал их как великих в будущем.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую . Запишите номера этих предложений.

1) В хмуром небе низко летели журавли и громко и протяжно курлыкали.

2) Стёпушка то сидит редьку грызет то ведро с водой куда-то тащит и кряхтит то у себя в чуланчике деревяшкой постукивает.

3) Где-то поблизости раздавалось «теньканье» зябликов да короткая трель овсянки.

4) Его старая и сварливая жена целый день не сходила с печи беспрестанно ворчала и бранилась.

5) Подземный переход был закрыт и это сразу поставило Дмитрия Олеговича перед неразрешимой проблемой.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую . Запишите номера этих предложений.

1) Тогда Иван изо всех сил дёрнул ручку прибора и оторвал её.

2) Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте и чистый её голос летел над речным простором до самого синего неба.

3) Большие белые птицы либо кружат над водой либо садятся отдыхать на камни либо неторопливо и величаво плывут по реке.

4) Эта роща и красивый фасад дома отражались в водной глади озера и небольшой речонки.

5) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в университете.

5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке (1) Левин опять вернулся в гостиницу и (2) положив перед собой часы (3) сел (4) ожидая двенадцати.

6. Расставьте все знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пройдя в (1) отлично оборудованный (2) музей (3) экскурсанты осмотрели различные диковины: от древних тибетских мечей до музыкального механизма европейских часов (4) относящихся к эпохе барокко.

7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я сидел один в полутёмной ком­на­те (1) по­гружённый в книгу (2) и вдруг (3) услы­шав какие-то звуки (4) уви­дел на по­ро­ге зна­ко­мую фи­гу­ру в рас­пах­ну­той шубе и вы­со­кой боб­ро­вой шапке.

8. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наплескавшись вдоволь (1) и (2) попрыгав в воду с перевёрнутого ржавого кузова (3) неведомо как очутившегося в озере (4) мальчишки устроились с удочками возле камышей.

9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) что-то рассматривая под ногами.

10. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте (1) познакомить вас:
Онегин (2) добрый мой (3) приятель (4)
Родился на брегах Невы(5)
Где (6) может быть (7) родились вы
Или блистали (8) мой (9) читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
(А. С. Пушкин)

11. Расставьте все недостающие знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Какая тишь! Уже (1) наверно (2) поздно.
Давно (3) должно (4) быть (5) спели петухи…
А даль чиста. А небо звёздно-звёздно.
И вкруг луны – зелёные круги.
(П. Шубин)

12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гм! гм! Читатель благородный (1)

Здорова ль (2) ваша вся родня?

Позвольте: может быть (3) угодно (4)

Теперь узнать вам от меня(5)

Что (6)значит(7) именно родные.

Родные люди вот какие:

Мы их обязаны ласкать(8)

Любить(9) душевно уважать

И (10) по обычаю народа (11)

О Рождестве их навещать…

13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы опять в сомненье – век двадцатый:
Цирк у нас (1) конечно (2) мировой, –
Клоун (3) правда (4) слишком мрачноватый –
Невесёлый клоун(5) не живой.
(В. С. Высоцкий)

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Литературное произведение мыслилось стилистикой как замкнутое и самодовлеющее целое (1) все элементы (2) которого (3) составляют закрытую систему (4) и не предполагают вне себя никаких других высказываний.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На колокольне Михайловского монастыря пробило четыре (1) когда я, перейдя пустырь, вступил в боковую аллею Александровского парка (2) в глубине (3) которого (4) между чёрных стволов обнажённых деревьев просматривалась Александровская колонна.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На сегодняшний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради достижения (2) которой (3) имело бы смысл (4) начать ядерную войну.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мальчик знал (1) что в этом подъезде служит суровый швейцар (2) и (3) что (4) если начать приставать к прохожим прямо у дверей (5) то можно отведать крепких тумаков.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.

21. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пока Маруся искала заветную грибную полянку (1) на небе сгустились тучи (2) и (3) хотя девочка не боялась попасть под ливень (4) но она не захотела лишний раз беспокоить свою бабушку и потому повернула в сторону дома.

22. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Евразию часто называют материком контрастов, и это неслучайно. (2)Именно здесь расположена самая высокая точка Земли — гора Джомолунгма, абсолютная высота которой составляет 8848 м над уровнем моря, и самая низкая точка суши — уровень Мёртвого моря, который имеет абсолютную «высоту» — около 400 м, но ниже уровня Мирового океана. (3)Евразия является «рекордсменом» и по другим показателям. (4)Например, Аравийский полуостров — самый большой в мире по площади, а Индокитай и Индостан занимают соответственно третье и четвёртое места. (5)Территорию Евразии омывают как самые большие в мире моря — Филиппинское и Аравийское, так и самые маленькие — Мраморное и Лигурийское (в составе Средиземного моря). (6)На территории материка расположено самое большое озеро мира — Каспийское и самое глубокое — озеро Байкал. (7)Кроме всего прочего, на территории Евразии расположено самое крупное по площади государство Земли — Россия.

23 . Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Китайцы — самый крупный по численности народ мира, он принадлежит к монголоидной расе. (2)Этот народ насчитывает многовековую историю, культуру и традиции; именно китайцы изобрели компас, бумагу, фарфор. (3)Традиционная пища варёный рис, лапша, которые едят палочками; практически не употребляются в пищу молоко и молочные продукты. (4)Тра -диционное жилище китайцев — фанза. (5)Стены фанзы делают из различных материалов — бамбука, кирпича, глины, дерева. (6)В традиционном костюме китайцев преобладают гак назы­-

ваемые распашонки — рубашки без пуговиц, причём женская и мужская одежда мало отличается. (7)Праздничная одежда китаянок — цельнокроеное платье.

24. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соот­ветствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Собор Святого Петра в Ватикане не может не потрясать воображение. (2)В его сооружении принимало участие целое созвездие зодчих: Браманте, Рафаэль, Сангалло и великий Микеланджело, спроектировавший непревзойдённый по красоте купол. (3)В самом храме стоит скульптура Микеланджело «Оплакивание Христа»: святая Мария держит на коленях тело своего сына. (4)Вдоль стен собора расположены погребальные монументы — фигуры пап, сидящих на тронах, коленопреклонённых в молитве, благославляющих верующих. (5)Собор занимает территорию более двух гектаров и вмещает около 60 тысяч человек. (6)От старой базилики, на месте которой был воздвигнут собор, здесь сохранилось немногое: кованые ворота, скульптуры и несколько фрагментов мозаик школы Рафаэля. (7)Монументальный собор Святого Петра притягивает не только христиан всего мира, но и представителей всех конфессий: многие желают увидеть величайшее произведение архитектурного искусства.

25. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соот­ветствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чудо строительного искусства, Соловецкий монастырь — самая могучая и надёжная средневековая крепость и форпост православия на Севере Руси. (2)Всё в монастыре: стены, баш­ни — сложены из необлицованных местных гранитных валунов огромного размера. (3)Учёные полагают, что кладка осущест­влялась способом устройства пологих земляных насыпей: при помощи ручных лебёдок камень накатывали вверх и с вершины насыпи укладывали на предназначенное место. (4)Соловецкие строители достигли удивительного художественного эффекта: разновеликие валуны, скреплённые известковым раствором плотно прилегают друг к другу, будто у каждого своё неповто­римое, самой природой ему предназначенное место. (5)Зазоры между валунами заполнены кирпичом или небольшими камня­ми. (6)Постройки Соловецкого монастыря имеют интересную особенность: башни, как и крепостные стены, по мере повы­шения становятся тоньше. (7)Оборонительная функция мона­стыря успешно реализовалась: в начале XVII века поморское население укрывалось здесь от польских интервентов, позднее — от нападения шведов; в 1668-1676 годах крепость выдержала многолетнюю осаду царских войск.

Исторический очерк

На южной границе Домодедовского района Московской области размещается небольшое село Михайловское, история которого уходит корнями в далекий XIV век. Вдоль широкой улицы расположены несколько десятков домов, а в центре на берегу обширного пруда возвышается величественный храм Архистратига Божия Михаила. Известно, что до конца XVIII века храм был деревянным, не раз перестраивался и располагался на окраине села.
Современный храм в Михайловском связан с именем помещицы графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Желая возвести в своем селе каменную церковь, она получила в 1816 г. от архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) храмозданную грамоту. Церковь благословлено было строить «на собственный Ея Сиятельства кошт», что означало нести расходы как на строительство храма, так и на последующее его содержание.
Для строительства и оснащения храма требовались большие деньги, и графиня дважды закладывала свое имение в Московском опекунском совете, взяв там ссуды в 400 и 266 тыс. рублей.
Новый храм сооружался в виде четверика размерами 30х30 аршин. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Храм являет собой характерный образец московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Северный и южный фасады украшены дорическими портиками, стены покрыты квадровым рустом. Определенное своеобразие сообщает композиции здания отсутствие трапезной. С большой уверенностью можно утверждать, что проект храма принадлежит знаменитому Доменико Жилярди.
Внутри храм очень просторный и светлый. Центральный иконостас, современный храму, по типу и художественным достоинствам в настоящее время уникален: чрезвычайно красива его купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера, украшенная накладной резьбой. Радовал глаз двухъярусный иконостас с 12 местными иконами, окрашенный голубою краскою и покрытый лаком. Царские врата с позолоченной резьбой и изображением Благовещения Богородицы и евангелистов закрывала шелковая с бахромою завеса. На южных дверях алтаря был изображен Св. Архидиакон Лаврентий, а на северных – Св. Архидиакон Стефан.
Уже в то время в храме имелось 14 новых местных икон, большое паникадило с 32 подсвечниками в 4 ярусах и два поменьше, каждое на 16 подсвечников. По обе стороны клироса находились штофные, шитые золотом и обложенные кругом золотыми листьями, хоругви с изображением на одной — Воскресения Христова, а на обороте — свт. Николая Чудотворца; на другой – Богоявления Господня, а на обороте – Пресвятой Богородицы.
Наиболее почитаемыми были иконы Воскресения Христова с праздниками двунадесятыми в золоченой раме за стеклом и Архистратига Михаила в позолоченной серебряной ризе. Среди Богослужебных книг имелись Минеи месячные, напечатанные в Киеве в 1811 году.
На колокольне установили шесть колоколов: самый большой весил 104 пуда (более 1600 кг.), второй – 24 пуда и еще четыре малых.
Чуть позже храм по проекту архитектора Литвинова был обнесен изящной кирпичной на белокаменном фундаменте оградой с коваными решетками, был сооружен и дом причта.
Во второй половине XIX века, годы служения отца Тимофея Розанова храм сильно преобразился. Стены расписала артель Сафонова, славившаяся своим уникальным стилем. Со Святой Горы Афон были привезены иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Специально для Михайловской церкви сделали список Черниговской иконы Божией Матери, позолотили центральное паникадило; были изготовлены богослужебные сосуды, заново настелен пол из каменных плит.
Бурные события начала XX в., гонение на веру коснулось и этого отдаленного села. В 1930-е с колокольни храма были сняты колокола. До сих пор старожилы вспоминают, как сброшенный с колокольни полуторатонный колокол глубоко врылся в землю, и солдатам пришлось расколоть его на несколько частей, чтобы вынуть из земли, погрузить на подводы и вывезти. Однако, Михаило – Архангельский храм не постигла судьба большинства церквей. В советские годы его не закрыли, не осквернили, в нем постоянно совершались богослужения. Лишь в первый период ВОВ были прерваны службы.
С 1966 г. по 2005 г. настоятелем храма являлся протоиерей Андрей Усков, стараниями которого храм был во многом восстановлен. В это время храм Архистратига Михаила был признан памятником архитектуры федерального значения.
Среди Святынь Храма Архистратига Михаила стоит обратить внимание на некоторые особо чтимые иконы, с которыми связаны чудесные события, неразрывно связанные с историей храма.
В 1950г. при настоятеле священнике Сергии Харламове при закрытии Христорождественского храма с.Щеглятьево сюда была перенесена икона Божией Матери «Отрада и Утешение» — чтимый образ одноименного женского монастыря в с.Добрыниха попавшая в Щеглятьево после его упразднения. В Михайловском икона была встречена большим стечением народа, очевидцы же этого события рассказывают, что последние 2-3 километра эту большую и массивную икону Божией Матери доверили нести детям, так как она, явив несомненное чудо, стала совершенно невесома.
Об одном чудесном случае рассказала Татьяна Максимовна Манухина. В годы когда Татьяна Максимовна была старостой с ней случилась беда: пока она шла домой, потеряла ключи от храма. Она была в ужасе: от Михайловского до с.Мансурово, где она тогда жила – восемь километров, на дворе стоит дождливый октябрь, кругом грязь и лужи – где же их теперь найти! А утром – Литургия. И вот она стала молиться Божией Матери «Скоропослушница»: «Матерь Божия, помоги мне найти ключи, а я Тебе рушничок вышитый подарю!» Так она молилась и заснула, и вот увидела во сне следущее: около железнодорожного переезда, мимо которого ей приходится ходить, она видит куст, а под кустом в грязи маленькая лужица от коровьего копыта, и вот в этой лужице – ключи. Утром она побежала сразу к этому месту и действительно нашла ключи именно в этой лужице!
Наряду с этими иконами есть в храме ещё одна – великомученика и целителя Пантелеимона так же заказанная в конце XIX века искусным иконописцам со святой горы Афон. Надпись, помещённая на обороте этих трёх икон гласит: «Икона сия писана и освящена на Святой горе Афонской в Русском Святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана…в благословение Христолюбивым жителям, в благодатную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовию прибегающим ко святому Пантелеимону и умильно молящимся пред честным Его образом. 1897 года.» На иконах Богородицы соответственно: «к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом. 1896 года.»
Необыкновенный храм с необыкновенной историей, в которую вплетены имена людей, трудами и молитвами своими созидавшие и сохранившие Святыню. Особое место в Подмосковье, где происходит подлинное чудо — единение человека с Богом.

Звонарь Михайловского Златоверхого Иван Сидор: «За те четыре часа, что я звонил в колокола, стер руки в кровь»

Год назад, когда «Беркут» проводил зачистки Майдана, а снайперы расстреливали Небесную сотню, диакон и звонарь Михайловского Златоверхого монастыря Иван Сидор бил в набат, призывая людей объединиться и прийти на помощь активистам

Колокольный звон, который раздался в час ночи 11 декабря 2013 года с колокольни Михайловского монастыря, забыть невозможно. О том, что началась зачистка Майдана, сам диакон Иван Сидор не знал: ведь в богословской академии, где он тогда учился, в одиннадцать вечера уже дали отбой. Телевизора или радио в корпусе общежития не было, и студенты даже не подозревали, что на центральной площади страны силовики избивают и ранят людей. После полуночи отца Ивана разбудил телефонный звонок. Незнакомая женщина, рыдая, умоляла его встать и пойти звонить в колокола, потому что на Майдане начался штурм. Тут же раздался звонок с другого номера, потом еще с одного… За ночь диакон принял более сотни звонков со всех уголков Украины, а также из Италии, США, Канады.

— Люди словно сговорились, — вспоминает события той ночи 25-летний диакон Иван Сидор. — Они звонили один за другим и просили меня бить в колокола. Я не знал, что именно случилось, но понял, что должен сделать то, о чем меня просят. Получил благословение у наместника монастыря игумена Агапита и побежал на колокольню. Как бить в набат, не знал, ведь последний раз такое происходило в 1240 году, когда под Киевом стояла татаро-монгольская орда. Но постарался вложить в перезвон всю душу и звонил так сильно и так долго, чтобы весь город услышал и пришел на Майдан.

«Никогда не чувствовал себя героем»

— В Михайловский Златоверхий монастырь я впервые попал еще ребенком, когда приехал на экскурсию в Киев вместе с одноклассниками из Горохова Волынской области, — рассказывает отец Иван. — Помню, меня тогда поразили красота и величие города. Потом я подрос и решил пойти по стопам отца — он служит священником уже больше двадцати пяти лет. Поступил в Киевскую православную богословскую академию и с первого же курса стал ходить на колокольню Михайловского собора. Никто мне особо не объяснял, как звонить в колокола, я — самоучка. Но благовест всегда был для меня чем-то особенным. Не только потому, что мне близка музыка (все восемь лет учебы я пел в церковном хоре, а до этого окончил музыкальную школу, играл на аккордеоне и пел в ансамбле), но еще и потому, что перезвон — незаменимое лекарство для души и тела. Ведь даже ученые-атеисты сходятся во мнении, что звон колоколов имеет особую частоту звучания, которая может лечить многие болезни. Убедился в этом на себе: если раньше в холодный период года всегда лежал дома с гриппом и высоченной температурой, то за последние девять лет ничего страшнее насморка со мной не случалось.

Еще одним подтверждением целебной силы колокольного звона стала ночь с 10-го на 11 декабря 2013 года. Конечно, набат очень отличался от радостного благовеста, обычно звучащего с колокольни перед всенощным бдением или литургией. Это был быстрый, тревожный, максимально громкий звон, он не только созывал всех на Майдан, чтобы противостоять жестоким атакам «Беркута», но и успокаивал людей, вселяя в них веру, что с нами Бог.

*С первых дней противостояния на Майдане монахи Михайловского монастыря давали приют протестующим, кормили людей и оказывали первую медицинскую помощь

— Говорят, была даже группа силовиков, остановивших зачистку при звуках набата…

— Я тоже слышал об этом от людей, которые, начиная с двух часов ночи и на протяжении следующих нескольких дней, писали и звонили мне по телефону со словами благодарности за то, что поддержал их колокольным звоном, что вернул им веру в Бога и Церковь… Огромное количество незнакомцев добавили меня в друзья в социальных сетях. Писали, что я герой. Но я себя героем никогда не чувствовал — ведь в тот момент просто нельзя было поступить иначе, отвернуться, выключить телефон и пойти спать дальше. Точно так же я не мог дописывать свою кандидатскую диссертацию, хоть меня уже поджимали все сроки, когда на Майдане начали ранить и убивать активистов. Мы все шли туда, чтобы быть вместе с людьми, помогать им, молиться о них. Братия и настоятель Михайловского монастыря с самых первых дней революции решили прийти на помощь активистам. В ту ноябрьскую ночь, когда «беркутовцы» избили мирных студентов, именно наш монастырь открыл свои двери и приютил ребят. И монахи, и студенты богословской академии успокаивали и оказывали первую помощь пострадавшим. Мы перевязывали раны студентам и отпаивали их горячим чаем в монастырской трапезной.

«Тела убитых на Майдане прятали за стенами Михайловского, чтобы люди не паниковали»

— Когда началась зачистка Майдана 11 декабря, раненых тоже несли к нам — уже знали, что мы поможем, — продолжает отец Иван. — Когда я впервые ударил в набат, проснулся весь монастырь. Студенты и монахи вместе с медиками-волонтерами оказывали первую помощь раненым. А я всю ночь, до пяти утра, звонил в колокола. С непривычки это было невероятно сложно физически. Ведь для того, чтобы на карильоне (специальный механизм, с помощью которого приводятся в движение колокола. — Авт.) нажать клавишу, отвечающую за маленький колокол, нужно ощутимо стукнуть по ней кулаком. А чтобы привести в действие самый большой (и, соответственно, самый громкий) колокол, приходится наваливаться на клавишу всем телом. Обычный перезвон длится не больше пятнадцати минут, и даже за это время можно порядком устать. Что уж говорить о целой ночи? Я начал терять силы к концу первого часа. Хорошо, что мне на помощь пришли студенты. За четыре часа мы вшестером порвали четыре троса на колоколах! У меня успели нарасти и полопаться кровавые мозоли, стер себе руки в кровь, но боли почти не замечал. На душе было одновременно тревожно от происходящего и радостно от звона колоколов.

*»Благовест всегда был для меня чем-то особенным. Ведь перезвон — незаменимое лекарство для души и тела», — уверен диакон Иван Сидор (фото автора)

— Ваш поступок был очень смелым, учитывая напряженную ситуацию в городе в тот момент. Наверное, близкие гордились вами…

— Говорили, что гордятся. Первой я сообщил о происходящем своей жене Яне. Поднявшись на колокольню, одной рукой ударил в набат, а второй тут же написал ей sms-ку: «Звоню в колокола. Начался штурм Майдана. Включай телевизор». Она в то время была далеко — в Волынской области. С Яной мы вместе ходили в школу, это моя первая и единственная девушка, с которой мы встречались восемь лет и только два года назад поженились. Во время Евромайдана я еще был аспирантом богословской академии, жил в мужском общежитии, поэтому жену привезти с собой не мог. Она переехала в Киев только в прошлом году, когда я остался в Михайловском монастыре преподавателем и секретарем-референтом Переяслав-Хмельницкой епархии. Яна устроилась учительницей английского языка в школе, нам с ней выделили отдельную комнату в общежитии для преподавателей при монастыре. Кстати, в одном из колоколов я, еще романтичный молодой первокурсник, написал черным маркером наши имена — Ваня+Яна. Верил, что, пока они не сотрутся, с нами все будет хорошо. Недавно смотрел — надпись цела!

— Ровно год назад, 19 и 20 февраля, снайперы расстреливали Небесную сотню. Тогда на колокольне Михайловского монастыря тоже ночи напролет звонили колокола…

— К тому времени я уже не был звонарем — как раз начал проходить диаконскую практику во Владимирском соборе. Каждое утро и каждый вечер должен был ходить на службы. Но все остальное время, конечно, проводил в монастыре и вместе с братией помогал активистам чем мог. Конечно, и в набат бил, и ящики с гуманитарной помощью для активистов таскал, переносил в монастырь раненых и погибших, в том числе то обгорелое тело, которое нашли 19 февраля в Доме профсоюзов. «Скорые» в те дни на Майдан добраться не могли, поэтому тела убитых ребят мы прятали за стенами Михайловского, чтобы их было меньше видно и у людей не началась паника. Как мы сами выдержали это нервное напряжение, не знаю. Наверное, общая беда сплотила нас и заставила собрать волю в кулак. Я раньше никогда не видел убитых и искореженных трупов. Это страшное зрелище. Особенно когда ты выходишь из монастыря и видишь под стенами пять лежащих тел, а возвращаешься через несколько часов — их уже четырнадцать! Один из наших священников отслужил по ним короткую панихиду, а уже потом, когда тела были опознаны, родные привозили их к нам на отпевание. Вспоминать события тех дней больно до сих пор.

«АТО — не экскурсия. Ребятам нужна реальная помощь»

— Как вы оцениваете Революцию достоинства сейчас, год спустя?

— Я горжусь, что был причастен к этим событиям и смог в меру своих сил помочь людям, чьи смелость, самоотверженность и сила духа меня восхищают. До сих пор помню бабушку — сгорбленную, в сельской косынке и стареньком пальто, которая тяжеленным ломом проковыривала в мостовой канавки, чтобы вода из «беркутовских» водометов не застаивалась и не превращалась в лед, а стекала вниз. А ребята на баррикадах! Видя, что их товарищей убивают из снайперских винтовок, они не скрывались в панике, а бежали вперед, давать врагу отпор. Я вырос в украинской, очень патриотичной семье, но события Майдана перевернули мое отношение к собственной нации.

Теперь я понимаю, чувствую — наш народ непобедим. Единственной ошибкой стало то, что люди потом разошлись по домам и успокоились. Для них победа Майдана была чем-то сказочным, как победа Котигорошка над змеем. Мол, раз выгнали президента и сделали революцию — заживем, как в сказке. А ведь чиновники продолжают воровать и обманывать. Чтобы этого не было, мы должны в любой момент собирать Майдан и сами решать, какая власть и какие законы нам нужны.

Сейчас в Украине очень тяжелая ситуация, а единства в народе нет. Одни воюют, другие сидят по ресторанам. Это стыдно. Я хочу призвать каждого: делайте все, что в ваших силах. Не можете брать в руки оружие — становитесь волонтерами, помогайте армии деньгами. Я вот, например, очень хочу поехать на восток, но АТО — не экскурсия, где поглазеешь на военных, танки и БТРы и вернешься домой. Ребятам нужна помощь, и ехать нужно тогда, когда ты реально можешь ее оказать. Сейчас у меня огромная загрузка и в монастыре, и в богословской академии, где я преподаю четыре дисциплины. Работаю без выходных. Но когда появляется свободная минутка — занимаюсь передачей на восток посылок с гуманитарной помощью, вещами, обувью, едой. Делаю это с любовью и надеюсь, что эти посылки, как и колокольный звон в ту ночь на Майдане, принесут в души бойцов радость и веру в победу.

Колокольня Михайловского златоверхого монастыря

10 Сентябрь 2010

Сооружение начала XVIII в., уничтожена в 1936 г., отстроена в 1998 г. Является одним из важнейших элементов ансамбля Михайловского златоверхого собора и Верхнего города в целом. Расположена на Михайловской площади.

Еще в 1631 г. митрополит Иов Борецкий заключил с киевским строителем Петром Немцем контракт на строительство каменной колокольни, собрал значительную сумму денег. Но смерть помешала ему осуществить это намерение. Лишь между 1638—51 гг. в Михайловском монастыре появляется барочная деревянная колокольня, «парная» к Софийской. Вероятно, обе они построены по общему замыслу и образовали уникальный градостроительный ансамбль, в основу которого положен принцип зеркальной симметрии.

Наиболее удачное изображение деревянной Михайловской колокольни сохранилось на плане 1688 года. Она имела четыре яруса и завершалась грушевидным куполом с главкой. В нижнем ярусе находились ворота проезда, второй ярус был опоясан открытой галереей.

Каменная колокольня на этом же месте построена в 1716—20 гг. при игумене Варлааме Линицком московским мастером Иваном Матвеевичем. На материал для фундаментов пошел кирпич частично разобранной «Юрьевой божницы» (построена в 1098 г.) в монастырском местечке Остре. Она стала одной из крупнейших в украинской архитектуре того времени, не уступая по высоте колокольне св.Софии. Переделки ХIХ в. почти не изменили ее вид. Михайловская колокольня имеет три яруса, причем нижний ярус — двухэтажный, значительно шире верхних. В нем ворота и надвратная церковь. В среднем ярусе висели колокола, а на верхнем некоторое время действовали часы. Завершал колокольню высокий грушевидный купол с главкой.

В 1935—36 гг. Михайловскую колокольню разобрали. Осталась лишь часть южной стены первого яруса, к которой был пристроен корпус келий.

В 1998 г. колокольню отстроили в первоначальном виде по проекту Юрия Лосицкого. На втором этаже нижнего яруса освящена Трехсвятительская церковь. В третьем ярусе установлены электронные часы. Остаток настоящей стены XVIII в. сохранен и законсервирован. В помещениях колокольни открыт небольшой музей.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Кулинария (2145)
  • Салаты (271)
  • Выпечка (264)
  • Закуски (242)
  • Рыба (124)
  • Готовим из овощей (123)
  • Готовим из мяса птицы (116)
  • Выпечка несладкая (111)
  • Пироги, кексы (86)
  • Мясо (73)
  • Десерт (65)
  • Блины, блинчики, оладьи (57)
  • Супы, борщи. (49)
  • Готовим на второе (33)
  • Сладости (32)
  • Кухни мира (27)
  • Напитки (22)
  • Соусы (20)
  • Готовим из молока и . (19)
  • Тесто (17)
  • Куличи, пасхи (17)
  • Грибы (16)
  • Готовим в ммультиварке (14)
  • Готовим в микроволновке (13)
  • Кулинарные секреты (11)
  • Хлебопечка (11)
  • Готовим из круп (9)
  • Готовим из творога (7)
  • Чай (7)
  • Кулинарные идеи (5)
  • Вареники (5)
  • Украшение блюд (4)
  • Специи (3)
  • Замораживание (2)
  • Оформление блюд (1)
  • Готовим в скороварке (1)
  • Стихи (1773)
  • Мир души (369)
  • Лирика любовная (221)
  • Лирика пейзажная (187)
  • Проза (24)
  • Для детей (15)
  • Рамки (1596)
  • Зима, Новый год (195)
  • Текстовые (152)
  • Рамочки осенние (133)
  • Весенние (121)
  • Цветы (65)
  • Рамки религиозные (37)
  • Рамки «Праздники» (31)
  • Рамочки для рецептов (25)
  • Коллажи (25)
  • Рукодельные рамочки (3)
  • Здоровье (605)
  • Растения — целители (122)
  • Здоровое питание (58)
  • Простуда, грипп. (28)
  • Гимнастика для здоровья (15)
  • ЖКТ (11)
  • Давление (11)
  • Сердечно-сосудистая система (10)
  • Остеохондроз (5)
  • Для иммунитета (4)
  • Рукоделие (492)
  • Бисер (101)
  • Плетение из газет (70)
  • Разное (59)
  • Декупаж (19)
  • Шьём (15)
  • Игрушки (14)
  • Из бумаги (12)
  • Мыловарение (11)
  • Декор (9)
  • Декор бутылок (8)
  • Переделки (7)
  • букеты из конфет (5)
  • Вышивка (5)
  • Топиарий (3)
  • Роспись (2)
  • Подушки (1)
  • Макраме (1)
  • Вышивка (1)
  • Лепка (1)
  • Сад, огород (250)
  • Дачные советы (34)
  • Дизайн (22)
  • Ягоды (14)
  • Розы (14)
  • Садим, сеем. (13)
  • Огурцы (10)
  • Томаты (3)
  • Однолетние (2)
  • Луковичные (2)
  • Ирисы (1)
  • Заготовки (244)
  • Овощи (60)
  • Варенье (45)
  • Салаты, лечо. (15)
  • Огурцы (7)
  • Томаты (7)
  • Праздники (186)
  • Христианские праздники (49)
  • Музыка (182)
  • Шансон (22)
  • Это интересно (176)
  • Вязание (173)
  • Джемпер, свитер, пончо (49)
  • Шапки, шарфы (45)
  • Носки, тапочки (6)
  • Всё для дневника (157)
  • Комментарии (33)
  • Смайлики (3)
  • Для себя, любимой (140)
  • Уход за: (132)
  • лицом (53)
  • волосами (20)
  • руками (17)
  • за телом (13)
  • Живопись (129)
  • Торты (121)
  • НОВЫЙ ГОД (117)
  • Новогоднее меню (22)
  • Поделки к празднику (13)
  • Открытки (115)
  • Народные рецепты. (109)
  • Интерьер (89)
  • Шторы (13)
  • Ванная комната (2)
  • Советы (85)
  • Дела хозяйственные (36)
  • Комнатные цветы (72)
  • Разведение, уход (57)
  • Энциклопедия (1)
  • Путешествуем по свету. (68)
  • Пасха (67)
  • Пасхальные яйца (6)
  • Фото/ картинки (66)
  • Фотошкола (3)
  • Схемы (63)
  • Юмор (60)
  • Мудрость (51)
  • Афоризмы, притчи, мысли великих (20)
  • Молитвы (45)
  • Храмы (20)
  • Православие (3)
  • Полезное (43)
  • Мои цветы (43)
  • Кинозал (42)
  • Ссылки (42)
  • Худеем (37)
  • Позитив (37)
  • Психология (36)
  • Хлеб (36)
  • Красота земли (36)
  • Цветы (35)
  • Горячительное (31)
  • Любимые кошаки (21)
  • Компьютер (19)
  • Мои ПЧ и друзья (19)
  • Читаем онлайн (18)
  • Море. (18)
  • Новостной листок (15)
  • Идеи (10)
  • Память (7)
  • Фотошоп (6)
  • Фотошоп (2)

Музыка

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Михайловский Златоверхий монастырь.

Вторник, 02 Декабря 2014 г. 17:48 + в цитатник

Михайловский Златоверхий монастырь.

Михайловский Златоверхий монастырь — один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716—1719 годы). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.

Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.

Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом — Изяславом I (в крещении Димитрием).

Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.

Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

Вид Михайловского собора до революции

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.

С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.

На площади возле Михайловского собора расположена Дипломатическая академия Украины, а перед ней памятник княгине Ольге, Апостолу Андрею, Кириллу и Мефодию. Памятник был открыт 4 сентября 1911 года. Празднование проходило довольно скромно, так как в одной из больниц города умирал смертельно раненый в Национальной опере Украины Пётр Аркадьевич Столыпин.

На постаменте из розового гранита, в центре было расположено скульптурное изображение княгини: слева, на возвышении, стояла скульптура апостола Андрея Первозванного, указывающего на «Святые горы киевские», справа на возвышении — скульптура сидящих просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия. На постаменте княгини Ольги надпись: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу», ниже следовала другая надпись: «Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911».

Красивейший памятник просуществовал не долго. Современный монументальный ансамбль княгине Ольге был торжественно открыт 25 мая 1996 года в День Киева.

На территории монастыря сохранилось всего одно здание еще с дореволюционных времен и оно очень отличается от всего остального

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.

Разборка и снос собора осуществлялись в 1934—1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934—35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую абсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.

Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) — один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

C 2001 года министерство культуры РФ осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение министерства культуры Украины. 15 июля 2008 года возвращенные Россией фрески были выставлены.

На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.

Источник Михайловского Златоверхого монастыря

На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

Михайловский набат

Этот звон и призванные им люди спасли Майдан. Кто слышал звон той страшной ночью, тот никогда его не забудет.

10 декабря 2015 года с 19.00 до 22:00 Михайловский Златоверхий монастырь снова станет бить в набат, чтобы напомнить о ночи 2013 года

11.12.2013
В центре Киева появилось несколько сотен силовиков, сообщают очевидцы с соцсетях. В частности, милиция начала разбирать баррикады на улице Институтской.
Люди на Майдане Незалежности начали петь гимн и скандировать «Милиция с народом».
С установленной на площади сцены певица Руслана призвала сотрудников силовых ведомств не исполнять приказов руководства и не применять силу против мирных митингующих.

Судебный исполнитель Лариса Сабодаш прочитала митингующим, занявшим здание Киевской городской государственной администрации, постановление Печерского райсуда столицы о принятии мер относительно блокирования дорог и тротуаров.

В это время возле Дома профсоюзов коммунальщики разбирают палатки и баррикады.

Под сценой сконцентрировались люди, они не расходятся. Детей, находящихся на Майдане Незалежности, подняли на сцену.
Митингующие, занявшие здание КГГА, готовятся к штурму. Они заливают водой подоконники окон и лестницу, которая ведет в здание. Таким образом они хотят усложнить возможный штурм. Отметим, сейчас в Киеве мороз -12 градусов. При этом во внутренних помещениях КГГА уcтанавливаются баррикады.
Около 3:00 начался штурм баррикады на улицы Институтской. Силовики хотят выдавить митингующих и подойти к баррикаде, чтобы распилить ее бензорезом. Протестующие распылили огнетушитель. Милиция начала вытаскивать из толпы по одному человеку.

3:30 штурм на улице Институтской продолжается, хотя баррикада в этом месте уже практически разобрана. Митингующих пытаются оттеснить. К месту событий подоспело подкрепление в виде еще одного отряда «беркутовцев». При этом на Майдан Незалежности подходят новые люди — их свозят активисты на собственных автомобилях.

Митингующие стали применять тактику силовиков — выхватывать по одному бойцу и отправлять в тыл. Милиционеров не бьют. Также не проявляют агрессии и правоохранители.
Поступили данные, что на площади находится уже около 15 000 человек.
Митингующие периодически скандируют «Милиция с народом».
4:08. «Беркутовцы» на Институтской отступили, митингующие встретили это одобрительными выкриками, свистом и скандированием «Милиция с народом». Между тем «баррикады» здесь разобраны практически полностью.
4:47. Народный депутат от фракции «Батькивщина» Владимир Арьев в эфире Общественного ТВ о том, что на евромайдан попытались пройти провокаторы, на одежде которых была нацистская символика, а в руках — арматура. Их остановили.
4:50. Началось противостояние возле баррикад, которые располагаются на Майдане Незалежности около Дома профсоюза. Силовики пытаются оттеснить митингующих, которые защищают сооружения.

5:07. От баррикад и палаток, располагавшихся на Крещатике со стороны Дома профсоюзов, практически ничего не осталось. Остатки сооружений грузятся людьми в оранжевых жилетах на грузовики вывозятся.

Ссылка на основную публикацию