Мужской монастырь в муроме

Муромский Свято-Успенский мужской монастырь

Назначен новый глава Карельской митрополии

5 мая в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое в 2015 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Священный Синод постановил Преосвященным Петрозаводским и Карельским, главой Карельской митрополии быть архиепископу Курганскому и Шадринскому Константину, председателю Синодальной богослужебной комиссии (журнал № 9).

В перерыве заседания в домовом храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции была совершена лития по митрополиту Петрозаводскому и Карельскому Мануилу, отошедшему ко Господу в ночь с 6 на 7 марта с.г. За богослужением молились Святейший Патриарх Кирилл и члены Священного Синода.

Архиепископ Константин (Горянов Олег Александрович) родился 23 марта 1951 г. в ауле Кэнессы Свердловского р-на Джамбульской обл. Казахстана.

В 1974 г. окончил лечебный факультет Винницкого медицинского института и работал участковым врачом, затем старшим врачом бригады интенсивной терапии в районной больнице, в 1980-1982 гг. — ассистентом, затем старшим преподавателем в Брянском педагогическом институте.

В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию в Смоленском медицинском институте.

В 1983 г. поступил в Московскую духовную семинарию, продолжал заниматься медицинской практикой.

14 апреля 1986 г. инспектором МДА архимандритом Георгием (Грязновым) пострижен в монашество, 4 мая рукоположен во иеродиакона, 12 июня епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во иеромонаха.

В 1989 г. окончил Московскую духовную академию, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX-XX веков: В.С. Соловьев и В.И. Несмелов»; получил степень кандидата богословия (1990 г.), был оставлен профессорским стипендиатом и преподавателем Священного Писания Ветхого Завета в МДС.

2 марта 1990 г. возведен в сан игумена, 3 марта зачислен в братию Жировицкого монастыря.

20 марта 1990 г. назначен ректором Минской духовной семинарии.

В сентябре 1990 г. возведен в сан архимандрита.

16 июня 1991 г., в день памяти Всех святых, в земле Белорусской просиявших, хиротонисан во епископа Новогрудского, викария Минской епархии. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

19 февраля 1992 г. назначен управляющим Новогрудской епархией.

17 июля 1996 г. назначен ректором Санкт-Петербургских духовных школ с титулом «епископ Тихвинский, викарий Санкт-Петербургской епархии».

С 1999 г. — профессор, заведующий кафедрой богословских дисциплин Санкт-Петербургских духовных школ.

25 февраля 2003 г. возведен в сан архиепископа.

6 октября 2008 г. решением Священного Синода освобожден от обязанностей ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии и назначен архиепископом Курганским и Шадринским.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 81) назначен председателем Синодальной богослужебной комиссии.

Член Синодальной богословской комиссии, редколлегии «Богословских трудов», член нескольких академий (РАЕН, АПОБ и др.).

1974 г. — Винницкий медицинский институт.

Московская духовная семинария.

1989 г. — Московская духовная академия.

Научные труды, публикации:

Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX-XX веков: В.С. Соловьев и В.И. Несмелов (кандидатская диссертация).

Около 170 публикаций.

  • 2006 г. ― орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2010 г. ― орден свт. Кирилла Туровского II ст. (Белорусская Православная Церковь);
  • 2011 г. ― орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден св. ап. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
  • медаль прп. Сергия Радонежского I-II ст.;
  • медаль ап. Петра (Санкт-Петербургская епархия)
  • орден Петра Великого II ст.;
  • орден Георгия Победоносца I ст;
  • почетная грамота Министерства юстиции РФ;
  • юбилейная медаль «В память 300-летия Петербурга»;
  • грамота губернатора Ленинградской области «За содействие в деле возвращения Тихвинской иконы Божией Матери».

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2015 год

Благовещенский мужской монастырь в Муроме

Один из древних монастырей города, переживший разорения Смутного времени и забытье советской эпохи. Сегодня он вновь живет тихой размеренной иноческой жизнью, принимая многочисленные туристические и паломнические группы.

История основания

Нынешний Благовещенский мужской монастырь в Муроме по преданию возник на месте небольшой деревянной церквушки, названной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

По информации из исторических источников, этот храм появился при содействии благоверного князя Константина Святославича, который задался целью обратить в христианство местное языческое население. Он испросил у своего отца разрешения взять к себе в удел Муром. Сыновья князя помогали ему в этом.

Но муромские жители, обожествлявшие силы природных стихий, не торопились с отречением от своих взглядов. Они оказывали сопротивление княжеской власти и даже убили его сына Михаила, давая тем самым понять, что не желают принимать христианство.

Когда разъяренная толпа подошла к палатам князя, вопреки ожиданиям, Константин вышел к народу не с оружием в руках, а с образом Божией Матери, который излучал невероятный свет. Люди были настолько потрясены увиденным, что сразу же раскаялись в своем жестоком поступке и отреклись от поклонения языческим богам.

Крещение, по утверждениям из разных источников, происходило в водах не то реки Оки, не то в озере Кстово, которое расположено неподалеку от города.

Так в Муроме появился первый храм, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, окруженный тыном и валом. Рядом с церковью возвели княжеский терем. Тело убитого княжеского сына, Михаила, погребли при храме. Со временем на том месте упокоились и все остальные члены фамилии.

На заметку! В 1547 году состоялась общецерковная канонизация князя Константина и его сыновей — Федора и Михаила. Хотя, люди их считали святыми еще при жизни.

Смутное время

В 1552 году в Муроме побывал царь Иоанн Грозный. Случилось это во время похода русского войска на Казань. Правитель земель русских горячо молился святым и просил помощи в одержании победы. Казань взяли, и сразу же в Муром приехала артель мастеров. В ходе работы произошло обретение мощей святых князей, которые с почестями перенесли в новый собор.

Со стороны царя в Благовещенскую обитель поступали всевозможные дары, земельные угодья и денежные средства из казны. В XVII веке количество территорий, принадлежавших монастырю, стало еще больше.

В смутное время обитель подверглась разорению поляками. Многие реликвии, из пожалованных царем, похитили. Однако без помощи монастырь не остался и через некоторое время возродился.

Собор возобновили, в 1652 году к нему пристроили еще один придел — Иоанна Богослова. Шатровая колокольня появилась рядом с храмом в конце XVII века. Впоследствии надвратная церковь из дерева в честь первомученика архидиакона Стефана была разобрана. Вместо нее отстроили каменную, с тем же названием.

Во второй половине XVIII века обитель отнесли к разряду третьего класса. А в годы Отечественной войны с французами ее обнесли каменной стеной.

Иверская и Владимирская иконы Божией Матери

В тот же период Иверская и Владимирская иконы Божией Матери были перевезены в Благовещенский монастырь из Москвы. Такое событие местное духовенство отмечало крестным ходом вокруг города каждый год. Список с чудотворной Иверской иконы стал почитаться в Муроме с особым благоговением именно с той поры.

В конце XIX века обитель уже относилась ко второму классу. В настоятелях числились епископы и викарии. Кроме Благовещенского собора, во дворе монастыря больше не было ни одной каменной постройки. Лишь к началу XX века был построен келейный корпус и дом для игумена.

Советское время

С приходом власти советов, как и многие другие культовые сооружения, Благовещенский монастырь закрыли. Однако в храме и дальше велись богослужения. Монахи расселились по частным домам города.

В 1923 году раку с мощами благоверных князей Константина, Федора и Михаила вскрыли, а сами мощи передали в качестве выставочных экспонатов в музей. Предпринималась попытка закрыть собор, но продлилось это всего два года, после чего храм вновь начал действовать. Последнего настоятеля обители, схиархимандрита Михаила в тридцатых годах репрессировали.

Интересно! В послевоенное время в приходском Благовещенском храме службы проводил иеромонах Пимен, который впоследствии стал Патриархом Всея Руси. В начале девяностых этот храм был единственным во всем городе.

Современное состояние

В сентябре 1991 года состоялось заседание Священного синода и по указу Святейшего патриарха Благовещенскую обитель возобновили.

На сегодняшний день мужской монастырь в Муроме является хранилищем древнерусской православной культуры. Здесь ежедневно совершаются божественные службы, ведется духовно-просветительская деятельность.

Описание и архитектура

Центральным элементом монастырского ансамбля, конечно же, является Благовещенский собор — единственное строение, пережившее разорение польскими захватчиками. Этот храм — яркий пример древнерусского узорочья. Пятиглавое здание с чередой кокошников, идущих по верхнему поясу сооружения, выглядит нарядно и празднично.

Рядом возвышается шатровая колокольня, ко входу ведет красивое крыльцо. Интерьер собора украшает прекрасный иконостас XVIII века, выполненный в стиле барокко и сохранивший много древних икон XVI-XVIII веков.

Стефаниевская надвратная церковь — еще одно каменное здание, которое дошло до наших дней практически в своем первоначальном облике. Его архитектура отличается особым изяществом: подкупольный барабан искусно украшен тонкой резьбой, а четверик венчается рядом кокошников.

Территория обители невелика, но ухожена. Здесь царит особая атмосфера, о чем говорят все паломники, посетившие монастырь.

Деятельность прихода

Муромский Благовещенский мужской монастырь посещает множество туристов и паломников. Здесь можно приложиться к святым мощам и помолиться перед чтимой Иверской иконой. Идут регулярные богослужения.

По воскресеньям проходят Литургии в 9:30 и водосвятный молебен в 12:30. Утренние молитвы начинаются каждый день в 6:30. Вечерняя служба — с 16:00.

В праздничные дни лучше уточнять расписание служб заранее, позвонив по телефону, указанному на официальном сайте.

Святыни и престольные праздники

В монастыре можно поклониться святым мощам. Здесь покоятся:

  • святые мощи князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора;
  • в соборном подклете покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в.
  • 21 мая/ 3 июня — день памяти благоверных князей Константина и сыновей его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев;
  • 27 декабря/ 9 января — день памяти первомученика Стефана, архидиакона;
  • 25 марта/ 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.

Информация для паломников

Адрес монастыря: Владимирская область, г. Муром, ул. Красноармейская, д. 16.

Телефон паломнической службы: +7 (49234)2-05-02

За всю историю существования монастыря на посту настоятеля пребывало 20 человек. Среди них: Феофил, Никодим Быстрицкий Гедеон, Иероним Агриков, Прокопий Разумовский, Маркеллин, Никон Троицкий, Николай Строев и другие.

Побывав здесь однажды, непременно захочется вернуться вновь. Величие и красота муромской обители никого не оставляет равнодушным. Каждый имеет возможность прикоснуться к истокам русской православной культуры и стать ближе к Богу.

Мужской монастырь в муроме

Описание Спасо-Преображенского мужского монастыря в г. Муром

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни.

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония — покровители семьи.

В православные праздники — многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных исцелениях и прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом. Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац, три казармы (одна — в братском корпусе).

1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря О.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было, ни людей, ни денег. Был только он и еще один священник. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И что удивительно, поначалу стараниями очень немногих людей. За 10 лет обитель возродилась. Стала являть миру красоту Божественную, необычайную.

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.

В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали.

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. — от поляков, в ХХ в. — от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Паломнические поездки к Спасо-Преображенскому мужскому монастырю в г. Муром

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Муром: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Мурома
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (15)
    • Автовокзалы (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Храмы, соборы, мечети (8)
    • Парки (1)
    • Мосты (1)
    • Музеи (2)
  • Забронировать отель в Муроме
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Мурома
  • Экскурсии в Муроме

Автострада ул. Лакина

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни.

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония — покровители семьи.

В православные праздники — многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных исцелениях и прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом. Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац, три казармы (одна — в братском корпусе).

1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря О.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было, ни людей, ни денег. Был только он и еще один священник. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И что удивительно, поначалу стараниями очень немногих людей. За 10 лет обитель возродилась. Стала являть миру красоту Божественную, необычайную.

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.

В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали.

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. — от поляков, в ХХ в. — от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Мужской монастырь в муроме

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI в. «Повести о водворении христианства в Муроме» [1] , связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, [2] [3] хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

«В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …» [4]

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича — 19 января 1175 года, относится второе упоминание Спасского монастыря, как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме» [5] При этом по Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребен князь, характеризуется, как возведенная его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда» [6]

В конце XV века Спасский монастырь еще раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр — Федора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре — единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 года) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9». [7]

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань, в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря. [8]

«Не смотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нем с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. … Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму». [9]

С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нем также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636/37 гг монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствуещего дома. [10]

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь. [11]

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром довольно значительное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона (1657—1674) был отстранен от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. [12] Не смотря на принесённое покаяние архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь [13] .

В 1680-е годы в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых. По настоянию последнего в монастыре были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма.

В 1720-е годы монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей. [14]

26 января 1765 года в Муромское Духовное правление был направлен Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель. [15]

В 1866 — 1868 годах монастырём упралял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошлом профессор Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

В 1891 году на территории обители был возведен каменный трехэтажный братский корпус в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в корпусе была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля — епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым. [16]

В период 1918—1919 годов монастырский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц. [17]

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.

В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения» в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов : Спасо-Преображенский собор 1552 г.; Покровская церковь 1691 г.; Настоятельский корпус 1687 г.; Братский корпус 1890 г. и Надвратная церковь 1807 г. [18]

Возрождение монастыря

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов) (c 2010 — архимандрит; в 2011 году погиб в автокатастрофе).

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.

Новым наместником монастыря назначен игумен Кронид (Козлов) из Благовещенского монастыря г. Мурома.

С 2012 года настоятелем монастыря является игумен Варлаам (Пономарев)

Спасский мужской монастырь в Муроме Владимирской обл.

С пасский мужской монастырь XV-XVI веков, деревянные же постройки монастыря на этом месте были с X-XI векка. Впервые о нем упоминает летопись под 1096 годом, когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре.

Спасский монастырь, в композиционном центре которого расположен Спасо-Преображенский собор, является одним из самых древнейших сооружений на Муромской земле, расположен в юго-восточной части г. Мурома, на высоком, почти отвесном, левом берегу реки Оки.

О монастыре впервые упоминает летопись под 1096 годом, когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил на подступах к городу сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре, и «. горожане вземше Изяслава, положиша и в монастыри Святого Спаса. ».

Монастырь многие столетия был одним из важнейших оборонительных плацдармов города. По преданию, монастырь возник на месте укреплённого двора первого Муромского князя Глеба (Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича; около 987—989 Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром; в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком; русская православная церковь в 1071г. причислила Бориса и Глеба к лику святых), построившего деревянную церковь Всемилостивого Спаса.

Его первоначальное наименование – «Спасский, что на бору». «Да на посаде ж в Спасской и Никольской улице монастырь Спасский, а на монастыре церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная а пяти верстах. а монастырь и на монастыре церкви и в церквях Божия милосердия образы и освечи и книги и ризы и на колокольце колокола и все монастырское строение Государево, а иное мирское» (Писцовая книга города Мурома, составленная Б.Д. Бартеневым. -С. 160).

Спасо-Преображенский собор – памятник архитектуры XVI века. Строительство собора принято относить к 1560-м годам. По своим архитектурным особенностям он близок постройкам ростовских мастеров конца XV-XVI веков и представляет собой трехабсидный1 пятиглавый храм. Воздвигнут по приказу Ивана Грозного в память победы над Казанью, на месте деревянной церкви Спаса.

Собор в плане квадратный, внутри разделён четырьмя столбами на три нефа. Первоначально снаружи собор выглядел подчёркнуто монументально. Фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами3 на три части, каждая из которых завершена полукружными кокошниками4. Полуциркульные закомары5 опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро. Пять глав установлены на широких барабанах с узкими окнами (освещающими внутреннее пространство храма) и карнизами, украшенными двумя рядами кирпичных зубчиков, а основание центрального барабана – восемью кокошниками. Здание стоит на небольшом фундаменте.

Собор отличается скромной орнаментацией, строгой простотой, а так же монументальностью и некоторой суровостью, так как он выполнял функции крепостного здания, являлся во время осады местом хранения ценностей и убежищем для жителей.

Внутри храма полностью отсутствует архитектурный декор. В образе интерьера господствует мощь почти ничем не расчленённых стен и квадратных столпов, плавно перетекающих в тяжёлые арки и своды. Истоки подобного подхода к решению храмового интерьера восходят ещё к до-монгольскому времени.

Облик Спасского храма, за века его существования, был значительно изменён. Шлемовидные формы глав XVI века заменены луковичными XVII века. Здание собора несколько потеряло свои первоначальные формы в связи с пристройкой с западной стороны трапезной по проекту архитектора Я. Петрова в 1839 году, растёсаны оконные проёмы, перспективные порталы превращены в обычные дверные проёмы с полуциркульным завершением (1841г.).

В 1885г. в соборе вместо сгнивших внутри стенных и воздушных деревянных связей были устроены металлические, щели и трещины заложены кирпичом, стены и своды внутри и снаружи отштукатурены. Не сохранилась примыкающая к одному из фасадов «каменная колокольница» (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проёмами для колоколов), которая строилась одновременно с собором.

Существенные перестройки были проведены при реставрации Спасского собора в 1885 году. В 1990-е годы храм восстанавливается по научному проекту. Сохраняются некоторые перестройки, несущие на себе отпечаток различных эпох, которые только обогащают общее восприятие памятника, не разрушая его целостного архитектурного образа. Покровская церковь монастыря построенная в 1691 году на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома, расположена с северной стороны собора. Церковь тёплая, двухэтажная, одноглавая, прямоугольная в плане с восьмигранным столбом трапезной, смещенным с оси в северном направление.

Из-за перестроек церковь потеряла первоначальный вид, утратила некоторые архитектурные детали, но она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна ещё и тем, что она одновременно являлась одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. По описи капитана Фёдора Сенявина, проведённой в 1673 году, известно, что «церковь каменная и тёплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под одною церковью хлебня, поварня и кладовых три палатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчёркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора.

Настоятельный корпус Спасского монастыря — единственное из сохранившихся в городе кирпичных гражданских зданий XVII века. Настоятельный корпус построен в 1687 году в исключительно скромных архитектурных формах. Прямоугольное двухэтажное здание, вытянутое с севера на юг, расположено с западной стороны собора. Оконные проёмы обрамлены простыми тягами в виде валиков. Настолько же просты и треугольные фронтончики6 над окнами.

Николо-Ильинская часовня двухъярусная, восьмигранная с пирамидным верхом, построена в псевдо-русском стиле в 1889 году на месте северо-западной башни монастырской ограды (архитектор Петров).

В описи города Мурома 1637 г. среди построек Спасского монастыря впервые упоминается каменная церковь Кирилла Белозерского над северными святыми вратами. В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви), а затем и разобрана в 1807-1810 гг.

В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, «колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его». К прошению прилагался «план с фасадом». Осуществлен этот проект до конца не был. Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т.п. Не был устроен и храм над св. вратами — «за теснотою и. за неимением в нем особенной надобности». В этой связи следует отметить, что в официальных документах надвратная церковь ошибочно именуется церковью Кирилла Белозерского; тогда как церковь Кирилла Белозерского, находившаяся над северными св. вратами, была упразднена и разобрана, а ныне существующий над западными св. вратами объем как церковь никогда освящен не был.

Расположенная в западной части Спасского монастыря, над главным въездом на его территорию, надвратная церковь является одним из основных композиционных элементов комплекса — памятника архитектуры Федерального значения. Объемно-планировочная структура надвратной церкви восходит к традиционной схеме надвратной церкви-колокольни: к квадратному в плане столпообразному центральному объему над святыми вратами с севера и юга примыкают прямоугольные в плане «крылья» меньшей высоты, под одним из которых (северным) устроены проездные ворота, первый ярус южного крыла занимала лестница, ведущая на второй ярус (собственно «церковь»), третий ярус — ярус звона («колокольня»), предусмотренный проектом (имеется винтовая лестница в толще южной стены центрального объема), не был построен, что наложило определенный отпечаток на существующий облик памятника.

Западная арка святых врат сочетает в себе явно разновременные элементы, некоторые из которых, возможно, были возведены ранее 1809 г. (в ХVП — XVIII вв. ?), а затем включены в объем надвратной церкви. Архитектурное оформление западного фасада: руст7, круглые окна второго яруса, профиль карнизов — позволяет отнести надвратную церковь к «классическому стилю».

Длительное время — вплоть до 1995 г. — комплекс Спасского монастыря находился в пользовании воинской части, вследствие чего монастырские здания и сооружения претерпели значительные утраты и переделки.

Свято-Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри в Муроме

В Муроме рядом расположены два монастыря: мужской Свято-Благовещенский и женский Свято-Троицкий. Свято-Троицкий женский монастырь знаменит тем, что там покоятся мощи святых Петра и Февронии, покровителей любви, верности и брака.

Памятник Петру и Февронии около Благовещенского мужского монастыря

Петр и Феврония Муромские

На площади около монастырей установлен Памятник Петру и Февронии Муромским, покровителям любви и брака. О жизни и смерти этих святых, а также истории «Дня семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля, мы уже писали в посте «Праздник Петра и Февронии: история и традиции». А вот о том, как их мощи оказались в Свято-Троицком монастыре, следует рассказать отдельно.

Первоначально мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии покоились в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, построенного над их мощами царем Иваном Грозным в 1553 году. Мощи святых находились в кипарисовой раке, изготовленной позднее, в 1797 году, в приделе верховных апостолов Петра и Павла. Рядом с собором стояла деревянная церковь благоверных Петра и Февронии, разобранная в конце XVIII века, чтобы освободить место для колокольни. Собор, по описаниям, отличался красотой и богатством.

После революции Богородице-Рождественский собор, как и большинство других церквей в России, был разграблен, часть церковной утвари была перевезена в местный краеведческий музей. Туда же в 1921 году были перевезены и мощи Петра и Февронии и выставлены для всеобщего обозрения. В 1924 году собор был закрыт, а в 1934 году передан военному ведомству. В 1939 году стены собора разобрали, колокольня простояла чуть дольше, т.к. она использовалась в как пожарная каланча. Однако затем была уничтожена и она. Ныне на месте собора — Окский парк.

Муром, собор Рождества Богородицы, фото конца XIX веке (из Википедии)

19 сентября 1992 года мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии были перевезены в Троицкий собор Свято-Троицкого женского монастыря. И сегодня сюда приезжают с молитвами о любви и браке.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Согласно церковному преданию, деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была сооружена на этом месте еще в конце XII века святым благоверным князем Константином (Ярославом Святославовичем, умер в 1205 году), внуком Ярослава Мудрого. Главной святыней храма была икона Богоматери, привезенная князем из Византии — впоследствии она стала называться Муромской.

В 1552 году, во время казанского похода, Муром посетил Иван Грозный. В 1553 году по его указу был основан Благовещенский монастырь. В Благовещенском соборе покоились мощи князя Константина, канонизированного в 1547 году.

В 1616 году поляки разграбили и разрушили монастырь. В 1664 году на средства муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова Благовещенский собор был вновь отстроен, а на колокольне установлены часы. В отечественную войну 1812 года в монастыре хранились русские святыни — Иверская и Владимирская иконы Божией Матери.

В 1919 году монастырь был закрыт, однако богослужения в соборе продолжались. В 1923 году мощи благоверных князей Константина, Михаила и Феодора были перевезены в краеведческий музей, где находились до 1989 года. В 1940 году собор был закрыт, однако два года спустя вновь открыт как приходской храм. В 1946 году в нем служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси (1910-1990, патриарх с 1971 года). В 1991 году в Благовещенском монастыре была возобновлена монашеская жизнь.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре

Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь, 1716 год

Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь

Строения на территории Благовещенского мужского монастыря

Колокольня Благовещенского мужского монастыря

С территории Благовещенского монастыря видны купола храмов соседнего Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного рядом — их разделяет только небольшая дорога.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Благовещенский монастырь и стены Свято-Троицкого монастыря

Свято-Троицкий женский монастырь

В XI-XIII веках на месте нынешнего монастыря, на «старом городище» стоял деревянный собор Бориса и Глеба, позднее — деревянный Свято-Троицкий храм. Монастырь был основан уже упоминавшимся выше купцом Тарасием Цветновым в 1642-1643 годах. В 1643 году был возведен в камне Свято-Троицкий собор. Собор украшен поливными изразцами XVII века и кованными золочеными крестами работы муромских мастеров. Колокольня и надвратная шатровая церковь Казанской иконы Божией Матери были построены в 1648-1652 годах.

В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря из села Красное Меленковского уезда была перевезена деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского, 1715 года постройки. В 1991 году монастырь был вновь открыт. Главные святыни монастыря — Виленский крест-мощевик и мощи святых благоверных Петра и Февронии.

Свято-Троицкий женский монастырь

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Строения на территории Свято-Троицкого женского монастыря

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Вид на Благовещенский собор Свято-Благовещенского мужского монастыря

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Строения на территории Свято-Троицкого женского монастыря

Тюльпаны в Свято-Троицком женском монастыре

Деревянная модель церкви в Свято-Троицком женском монастыре

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Первое, что бросается в глаза на территории Свято-Троицкого монастыря — ухоженность территории: красивые цветники, украшения. В целом, и Благовещенский, и Троицкий монастырь выглядят сказочными — их соборы являются образцами стиля «русское узорочье».

Адрес Свято-Благовещенского мужского монастыря: Владимирская область, г. Муром, ул. Красноармейская, 16.

Адрес Свято-Троицкого женского монастыря: Владимирская область, г. Муром, пл. Крестьянина, 3А.

Мужской монастырь в муроме

Муромский Успенский мужской монастырь

Для просмотра фотографий в крупном масштабе можно использовать кнопку «Развернуть»

  • Если фотографии не открываются — следует скачать и установить последнюю версию программы Adobe Flash Player с сайта get.adobe.com/ru/flashplayer

Муромский Успенский монастырь расположен на восточном берегу Онежского озера, при впадении реки Муромки. Обитель основана в XIV в. прп. Лазарем Муромским и относится к числу древнейших общежительных местных монастырей.

Еще при жизни прп. Лазаря были возведены храмы Успения Божией Матери, Воскрешения Лазаря, Рождества Иоанна Предтечи. Прп. Лазарь был погребен у алтаря поставленного им Предтеченского храма. Мощи преподобного пребывают под спудом в том месте и по сию пору.

В конце XIX века в Муромской обители стояли две каменные церкви: во имя Успения Пресвятой Богородицы (1866 год) и пятиглавый храм во имя Всех Святых (1891 год), а также ветхий деревянный храм Богоявления Господня. На втором этаже каменного корпуса была расположена домовая церковь во имя свт. Николая, освященная в 1896 году. Над древним храмом Воскрешения Лазаря (1390 год) в 1887 году построили храм-реликварий для сохранения уже тогда уникальной церкви.

Также на территории монастыря располагались часовня во имя прп. Лазаря Муромского, в которой под спудом почивали мощи св. основателя обители, и часовня во имя прп. Афанасия Муромского, бывшего игуменом монастыря в середине XV века и почитаемого наравне с прп. Лазарем. В ней почивали св. мощи прп. Афанасия, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь окружала каменная ограда. Обитель владела 36 десятинами 1679 саженей пахотной земли.

После национализации монастырское имущество было конфисковано. На территории Муромского монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 году здесь организовали сельхозкоммуну имени Троцкого. Постановление о закрытии бывшего Муромского монастыря было принято 30 августа 1930 года. После Великой Отечественной войны в стенах обители разместился дом инвалидов, а с середины 1960-х годов Муромский мыс опустел. К концу ХХ века сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, построенной из красного кирпича, разрушенный братский корпус.

Возрождение монастыря началось в январе 1991 года. В настоящее время подвижническими трудами крайне малочисленных насельников построена кровля храма Всех Святых, возводится алтарь. Храм-«футляр», построенный над Лазаревским храмом, переделан под летнюю церковь; отреставрирована колокольня.

Восстановлен братский корпус, в котором разместились зимняя церковь свт. Николая, трапезная, кельи. Закончено строительство деревянного здания второго братского корпуса и двухэтажной гостиницы для паломников. На скудные пожертвования организаций и частных лиц братия и трудники монастыря своими силами ведут укрепление береговой линии Онежского озера напротив обители.

Долгое время древняя церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. Лишь в 1954 году архитектор А.В. Ополовников произвел ее замеры и выполнил проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI века. В 1959 году церковь разобрали и перевезли в Кижи, где реставрировали по проекту архитектора Ополовникова. Храм стал «жемчужиной экспозиции» музея-заповедника «Кижи» и попал в список музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества. Ныне в Муромском монастыре строится копия церкви Воскрешения Лазаря, так же как и оригинал, храм будет построен в традициях русского плотничьего ремесла – без гвоздей.

Продолжается восстановление в г. Пудоже подворья Муромского монастыря, которое даст возможность паломникам без лишних трудностей добираться до обители. Совершаются ежедневные богослужения в пудожском старинном Александро-Невском храме (1905 год), восстановление этой церкви почти завершено.

До обители, расположенной на узкой полоске земли между Онежским и Муромским озерами, соединенными протокой, добраться нелегко. Вокруг одна тайга, а посреди пудожская деревня Гакугса – перевалочная база монастыря. От ее берега монастырские лодки отправляются по реке Гакугсе через Муромское озеро. К обители ведет единственная старая болотистая дорога, на которой в ночь на 29 декабря 2013 года трагически погиб насельник обители иеромонах Нил (Яшкин). Старый монастырский самоход-рама сломался, и о. Нил скончался от переохлаждения.

Братия в обители подвизается малочисленная: настоятель монастыря игумен Илия (Горбачев), три монаха и несколько послушников. «Храм восстанавливаем своими силами, иногда приезжают знакомые потрудиться, – говорит настоятель монастыря игумен Илия (Горбачев). – Живем на пожертвования. Средств на все не хватает. Были бы деньги – наняли бы бригаду рабочих, быстро бы храм восстановили. С обыкновенной крестьянской работой справляемся, а вот строить своими руками уже сил не хватает». Месяцами здесь отсутствует связь с внешним миром, Муромский монастырь остается местом строгого уединения.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии

Использованы материалы статьи Юлии Кожевниковой из сборника «Олонецкая епархия. Страницы истории»

Адрес монастырского подворья в Пудоже: 186150, Россия, Республика Карелия, г. Пудож, ул. Пионерская, д. 38б.

Тел.: (81452) 5-11-87, 8-931-702-26-97, настоятель монастыря игумен Илия (Горбачев)

Реквизиты для перечисления пожертвований:

Получатель: Муромский Успенский мужской монастырь Петрозаводской и Карельской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
р/с 40703810121090000005
Карельский РФ ОАО «Россельхозбанк»
ИНН 1015001337
БИК 048602818, ОГРН 1027700342890
Яндекс-кошелек 41001934321071

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни. Первое упоминание о муромском Спасском монастыре находится в русских летописях под 1096 г.: «В лето 6604 (1096 г.) . Того же лета иде Олег к Мурому на Изяслава Воломеровича. И посла Олег Изяславу, глаголя: «иди в волость отца своего и в Ростов, а то власть отца моего». И не послуша Изяслав его и поиде противу Олга, и победи Олег Изяслава, и уби Изяслава Володимеровича месяца сентября 6. А Олег вниде в град, а Изяслава положи в монастыри у святаго Спаса, а от туду везоша в Новгород Великий и положиша в святей Съфии на левой стране . «.

В середине XVI в. после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань, в Муроме воздвигли ряд каменных храмов, в том числе Спасо — Преображенский собор (точная дата постройки не известна).

В 1616 г. город подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Лисовского. В результате набега пострадал и Спасский монастырь. Поляки разграбили церкви, ободрали с икон серебряные ризы и драгоценные камни. В 1636 г. территорию монастыря (длиной вдоль реки — 104 сажени /210 метров/ и поперек — 80 сажен /160 метров/) окружала деревянная ограда в виде частокола — «в заметы». Внутри обители стоял каменный пятиглавый Спасо — Преображенский собор, каменная теплая, т.е. зимняя, Покровская церковь, над святыми вратами также каменная церковь Кирилла Белозерского.

В 1636 г. в монастыре проживало 28 монахов. Покровский храм подвергался многочисленным перестройкам. Так, в 1691 г. на средства митрополита Сарского и Подонского Варсанофия храм переделан в двухэтажный. Тогда же к трапезной этого храма пристроили хозяйственные сооружения — хлебню и поварню. Перед трапезной находился каменный погреб и три сушильных амбара. Всади амбаров стоял рубленый конюшенный двор с избой. Из других построек монастыря XVII в. можно выделить деревянную поварню, две житницы с монастырским хлебом, два сарая с кирпичами.

Около 1687 г. тем же Варсанофием был возведен каменный 2-х этажный настоятельский корпус — первая каменная гражданская постройка г. Мурома.

По указу из рязанского архиерейского дома от 21 июня 1725 г. в Спасском монастыре было открыто духовное училище — первое в городе: «да в том же монастыре по Духовному Регламенту для учинения священнических детей быть школе, понеже де оной град Муром от Переславля — Рязанского в дальнем расстоянии, и для приезду подворья себе не имеет. «.

В 1725 г. в Спасском монастыре находились архимандрит и 19 монахов. В 1757 г. на средства муромского купца Павла Петровича Самарина была построена каменная трехъярусная колокольня с восьмигранным шатром . (Разобрана в 30-е гг. ХХ в.; в настоящее время восстановлена)

В 1807 — 1810 гг. вокруг монастыря сооружена каменная ограда. Во время строительных работ надвратную церковь Кирилла Белозерского разобрали и перенесли с северной стены на западную, где находится и поныне. В память старого храма на территории Спасского монастыря до 20-30-х гг. XX в. стояла небольшая часовня, ныне утраченная.

В 1886 г. в монастыре подзивались: архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 17 послушников [10]. В 1891 г. на территории обители был возведен каменный трехэтажный братский корпус с домовой церковью. Монастырь был закрыт в 1918 г. по обвинению в участии в Белогвардейском мятеже. В 1925 г. церковное имущество бывшего Спасского монастыря было передано местному музею. В 1926-27 гг. два корпуса Спасского монастыря арендовала фабрика «Красный луч».

22 октября 1926 г. иконостас из архиерейской домовой церкви Спасского монастыря продали группе верующих из деревни Прудищи за 150 руб. В 1930 — е гг. монастырь занят военным ведомством. В эти же годы уничтожен некрополь Спасского монастыря.

Весной 1995 г. воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. 23 апреля — в день Воскресения Христово — состоялось торжественное освящение территории обители. 19 августа 1995 года в Спасо — Преображенском соборе прошло первое богослужение, приуроченное храмовому празднику обители — Преображению

Ссылка на основную публикацию