Мужской монастырь в Крыму

Свято-Успенский мужской монастырь

Успенский пещерный монастырь Бахчисарай представляют с особой гордостью и благоговением, а причиной тому называют чудодейственное явление иконы Богородицы на том самом месте, где сейчас находится монашеская обитель. Неудивительно, что ныне она почитается как одна из главных православных святынь полуострова, ежегодно ее посещают тысячи паломников, приезжающих со всех концов постсоветского пространства.

Но немало среди приезжих людей, далеких от религии, так как и само место, и окрестности, в которых оно расположено, обладают немыслимой, ни с чем несравнимой красотой, захватывающей, чарующей и волнующей воображение. Округа бывшей ханской столицы давно известна многочисленными пещерными объектами. Но ни один из них не привлекает столько внимания, как Свято-Успенский мужской монастырь, ставший своеобразной Меккой для людей с разнообразными интересами и предпочтениями.

Расположен он в южной части полуострова, недалеко от Бахчисарая, на склоне Крымских гор, в живописном ущелье Мариам-Дере.

Сегодня время, когда был заложен монастырь, доподлинно неизвестно, историки называют рубеж VIII-IX вв., но существует немало других версий. Общепринятой считается, что его основали в самом конце VIII века византийские монахи, почитатели икон, как и многие их собратья, бежавшие в глухие районы Тавриды во время Иконоборческого движения. Но есть в этом и много несоответствий.

В особенности позволяет усомниться в такой датировке и трактовке событий найденное археологами христианское кладбище, относящееся к VI столетию, отчего вопрос об основании приобретает еще более спорный окрас. Но, как известно, оплотом традиционных канонов в Византийской империи стал именно Крым. Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае был бы логической иллюстрацией этого. В начале IX века он уже существовал.

Ранняя история святыни – это сплошное белое пятно, о событиях, происходивших в нем фактически до XIV в. нет никаких сведений. Известно лишь, что в XIII веке – в связи со сложной политической ситуацией – он был закрыт и пребывал в запустении около сотни лет. Но в конце XIV столетия – благодаря поддержке московских великих князей – Успенский пещерный монастырь возродился. Получая щедрые субсидии из Руси на протяжении почти всей своей истории, он все же пребывал в плачевном состоянии и едва сводил концы с концами.

Пещерный комплекс этот во многом примечателен тем, что в 1475 г., в момент покорения Тавриды войсками Османской Порты, он каким-то образом сумел избежать разрушения. Оставаясь одним из немногих православных центров оставшихся невредимыми, мужской монастырь в XV в. превратился в резиденцию митрополитов Готфских, оставаясь ею на протяжении сотен лет.

Период наибольшего развития начался для него с середины XIX века, когда тут воздвигли пять храмов, братские корпуса, несколько домов для паломников, а вокруг посадили чудесный сад. Существенную роль в г. Бахчисарай Успенский пещерный монастырь сыграл в годы Крымской войны, когда превратился, по сути, в госпиталь для русских солдат и матросов, защищавших Севастополь. Ярким напоминанием тех событий сейчас служат могилы 170 солдат и офицеров, похороненных на монастырском кладбище в 1854-1855 гг.

После установления в Крыму советской власти обители не так повезло, как после османского завоевания – в 1921 г. ее закрыли, всех монахов и послушников, найденных тут, расстреляли, а большинство церковных ценностей бесследно исчезло. Как и во время Крымской, в годы Великой Отечественной войны в ее стенах поместили госпиталь, а после окончания боевых действий, обустроили психоневрологический диспансер. Восстановили монастырь в 1993 г., когда были отремонтированы и отреставрированы почти все здания и храмы. Сегодня он является одним из крупнейших на полуострове.

Как и находящийся неподалеку Бахчисарай, Свято-Успенский мужской монастырь многое пережил, но несмотря ни на что сейчас остается едва ли не главной достопримечательностью региона. Благодаря основательной реставрации его прекрасные белоснежные сооружения переживают второе рождение, привлекая посетителей практически первозданным обликом.

Главным, самым древним и известным сооружением является Успенская церковь, что словно нависает над обрывом, отвесно уходящим далеко вниз. Высеченная на самом краю, правильной, прямоугольной формы, она приковывает взгляды и возбуждает живой, трепетный интерес всех посетителей святыни. К храму ведет довольно высокая и широкая лестница, поднимающаяся почти от самого подножья горы, полностью восстановленная одной из первых.

Вдоль нее, слева, находится стена, где изображены наиболее примечательные и святые храмы планеты, с горстью земли, привезенной с тех мест и хранящейся рядом. Напротив церкви расположены монашеские кельи и помещения для хозяйственных нужд, целиком высеченные в скале, покрытые слоем белой штукатурки, создающей прекрасный контраст на фоне серого камня.

Внизу, у нижнего пролета лестницы, расположена Гефсиманская часовня, построенная в 1867 г. а рядом с ней – один из фонтанов того периода. Раньше они находились посреди прекрасного сада, разбитого здесь в 1850 г. – к сожалению, до сегодня от него осталось всего несколько деревьев. Сейчас на территории Свято-Успенского монастыря, ведутся работы по восстановлению пещерных храмов Марка, Константина и Елены, Иннокентия Иркутского и многих других строений.

ТОП-5 самых удивительных монастырей Крыма

В Крыму можно посетить не только популярные дворцы и храмы, но и удивительные монастыри, которые своей историей смогут покорить сердца даже самых заядлых путешественников.

Самый древний

Самым древним монастырем Крыма считается Свято-Климентовский Инкерманский пещерный мужской монастырь. Основание его связывают с именем римского епископа святого Климента, ученика апостола Петра, сосланного в Херсонес в 92 году. Одним из мест ссылки в то время была инкерманская каменоломня в окрестностях Херсонеса, на берегу реки Чёрной, где и поныне добывают строительный камень-известняк. Святой Климент, прибыв на место ссылки, нашёл здесь более двух тысяч христиан, осуждённых, как и он, тесать камни в горах. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь. В 101 году Климент принял здесь мученическую смерть (его утопили в море, привязав к якорю). В VIII–IX веках в скале над крепостью начали вырубать пещерные помещения, церкви и кельи, где обосновывались монахи из Византии.

Однако после захвата близлежащей крепости турками в 1475 году возникший здесь монастырь постепенно пришёл в упадок.

Возрождение Инкерманского монастыря началось в 1850 году, после присоединения Крыма к России. Древняя церковь во имя святого Климента, высеченная в скале, стала первым действующим храмом обители. Предание говорит о том, что этот храм был высечен руками самого Климента. В 1926 году монастырь был закрыт, а возродился вновь только в 1992-м. Сегодня это один из древнейших действующих монастырей России.

Единственный армянский

В XIII веке в Крыму существовала большая армянская колония. В одном только Солхате (Старый Крым) в XIV-XV веках было девять армянских церквей и четыре армянских монастыря. Сегодня из этих четырёх остался только один – Сурб Хач. И теперь это единственный армянский монастырь не только в Старом Крыму, но и на всём полуострове.

По преданию, название монастыря – Сурб Хач, то есть Святой Крест, – связано с хачкаром (так армяне называют каменные кресты) VI века, который был вывезен в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке.

Основанный в XIV веке монастырь четыре столетия спустя стал одним из основных центров паломничества армянской церкви в Крыму и в Северном Причерноморье. В 1925 году Сурб Хач как духовное учреждение был ликвидирован, на его территории до Великой Отечественной войны были пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулёзом. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления, после войны долгое время он стоял заброшенным. Вновь действующим Сурб Хач стал в 2009 году. И сейчас он открыт для посещения и паломничества, передает «Крымская газета».

Самый высокогорный

Самым высокогорным монастырём Крыма называют Космо-Дамиановский монастырь. Он располагается в живописном ущелье у подножия Чатыр-Дага. Согласно легенде, тут, у источника Савлух-Су, жили святые бессребреники братья Косма и Дамиан, исцелявшие людей от различных болезней. Среди крымских татар существовало поверье, что святые были убиты и похоронены выше источника, возле двух одинаковых буковых деревьев. После омовения в источнике крымские татары всегда поднимались к этим двум деревьям – Косму и Дамиана почитали не только православные. Предание гласит, что после смерти братьев местный житель, ненавидевший свою жену, увёл её в горы, выколол ей глаза и оставил там одну. К несчастной явились два незнакомых человека, сказав, что они братья-врачи Косма и Дамиан, подвели её к источнику и велели умыться. После этого к женщине вернулось зрение. Уже в наше время исследования, проведённые учёными, показали, что в воде источника, помимо калия, магния, марганца, содержатся литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро.

В начале XIX века здесь появились жилища для паломников. Благодарный за своё исцеление водой из источника симферопольский купец поставил тут сруб. А в 1856 году здесь учредили мужской монастырь, который пробыл таковым сорок три года, в 1899 году став женской обителью. Во время Великой Отечественной войны обитель сильно пострадала, сохранилась лишь часовня над чудесным источником. В 1992 году Космо-Дамиановский монастырь снова возродился к жизни, его зарегистрировали как мужской. Как и раньше, 14 июля, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, стекаются в монастырь верующие и жаждущие исцеления.

Единственный мусульманский

Текие (обитель) дервишей – монастырь странствующих мусульманских монахов-дервишей, которые вели аскетический образ жизни («дервиш» в переводе с персидского означает «нищий») – появился на окраине Евпатории в XV веке. Тогда город ещё назывался Гезлёв. Если быть точнее, то в средневековом Гезлёве было несколько текие, но до наших дней дожила только главная обитель дервишей – текие ордена мевлеви. И сегодня это единственный в Крыму мусульманский монастырь (хотя в конце XVIII века в Крыму действовало 22 текие).

Уникальный историко-архитектурный комплекс текие дервишей состоит из мечети с минаретом, здания постоялого двора и самого здания текие. В последнем вокруг центрального зала расположено 19 небольших комнат-келий дервишей. В молельном зале текие дервиши вечером совершали молитвы: под звуки барабана и свирели они кружились, исполняя суры из Корана. Двигаясь всё быстрее, дервиши впадали в транс, достигая полного отрешения от мира.

В 1930 годы текие было закрыто и до последнего времени использовалось как складское помещение Черноморского флота. Здания текие в целом сохранилось, мечеть же наполовину разрушена.

Самый необычный

Самый необычный среди крымских монастырей – это скит Святой Анастасии Узорешительницы на склоне горы Фыцки, неподалеку от пещерного города Качи-Кальон, в окрестностях сёл Баштановка и Предущельное.

О времени образования этого монастыря точных сведений не сохранилось. Известно, что монастырь просуществовал здесь до 1778 года, затем вновь возродился в 1850-м – и был полностью разрушен в 1930-х: здание церкви и кельи монастыря взорвали и разобрали до основания.

До 2005 года над скитом добывали породу, здесь был карьер, и всё завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня. В 2005 году монахи обустроили здесь новый храм в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров. В заброшенной известковой штольне сыро, а значит, краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому было принято решение украшать храм… бисером и бусинами, разноцветными камнями. И хотя внутри этого необычного храма нет окон, всё залито необычным светом – пламя свечей отражается в бисерной мозаике на потолке и лампадах из бисера, наполняя храм тысячами благодатных лучей.

Мужской монастырь в Крыму

Рядом с древней крепостью Эски-Кермен в Бахчисарайском районе Крыма лежит красивая долина Черкез-Кермен. Здесь в потаенном месте на скалистом плато, а точнее – в нависающем над ущельем камне находится старинный Храм Донаторов. На самом деле – Храм Донаторов это небольшая церквушка, сохранившая на своих стенах фрагменты фресок, выполненных в 12-14 веках.

Инкерманский пещерный монастырь

Мужской монастырь, находящийся в Инкерманских пещерах, носит имя Святого Климента. Это наиболее старинный из Крымских пещерных монастырей, и находится он недалеко от Севастополя. Основными помещениями Инкерманского монастыря являются пещеры, высеченные на западной стене Монастырской скалы.

Свято-Успенский пещерный монастырь в Крыму

Свято-Успенский монастырь пещерного типа (8-19 вв.), располагается вблизи Бахчисарая, рядом с селом, под названием Староселье (прежде Салачик). Недалеко от дороги, что пролегает в Чуфут-Кале (пещерный город), находится дом настоятеля, руины фонтана, колокольня, и достаточно длинный скалистый навес, сохранивший следы пристроек-келий.

Пещерный монастырь Челтер-Мармара

В то время, когда происходило усиление мусульманства на крымском полуострове, важно было сохранить греческое православие. Такие очаги расположились неподалеку от Бахчисарая в пещерных монастырях Крыма. Один из таких пещерных монастырей – Челтер-Мармара расположен на всоте примерно 400 метров над уровнем моря. Ученые полагают, что возник он на этом месте в 8-9 веках.

Крымский пещерный монастырь Шулдан

Пещерный монастырь Шулдан или «Отдающий эхо» находится на север от села Терновка Севастопольского района Крыма. В состав монастыря входят два пещерных храма и 20 сопутствующих помещений, раскинувшихся на двух ярусах. Некоторое время существовало мнение, что пещерный монастырь Шулдан был основан монахами, бежавшими из Византии, в 8-9 веках.

Пещерный монастырь Челтер-Коба

Возле села Малое Садовое, что расположено у реки Бельбек, возвышаются несколько скалистых мысов. Мыс Куле-Бурун занимает Сюйреньская крепость, а на мысе Ай-Тюдор расположен небольшой пещерный монастырь Челтер-Коба, появившийся на этом месте в средние века. Его соседство с цитаделью вполне закономерно. Здесь проходила северная граница княжества Феодоро, которую была призвана защищать крепость. За ее высокими стенами в случае опасности укрывались жители окрестных поселений и монахи.

Мужские монастыри

МУЖСКИЕ МОНАСТЫРИ

Георгия Победоносца. По одному из преданий, основан в 891 г., первоначально принадлежал Константинопольскому патриархату. Первое письменное упоминание о монастыре – 1578. С 1778 г. (исход христиан из Крыма» по 1794 г. монастырь не действует, с 1806 г. он становится базовым для иеромонахов Черноморского флота. Стоятся новые храмы: 1816 – вмч. Георгия, 1850 г. – Воздвижения Креста Господня, 1893 г. – пещерная церковь Рождества Христова. Закрыт монастырь в 1929 году, возродился в 1994 году. В 2000 году началось строительство храма вмч. Георгия, разрушенного в 1927 году.

Адрес: Севастополь, мыс Фиолент.
Проезд: авт. №19 от ЦУМа или маршрутное такси от остановки «5-й километр».

Климентьевский Инкерманский. Основан в VIII – IX в. (пещерный), опустел после турецкого нашествия 1475 года. В XVII – XVIII вв. упоминается пещерный храм вмч. Георгия, после 1778 г. монастырь опустел окончательно, возрожден в 1852 г. Строились храмы: свт. Климента (1852), св. Мартиниана (1867), вмч. Пантелеимона (1895), 1905 г. – вмч. Димитрия Солунского, Николая Чудотворца и Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». С 1920 г. все храмы стали приходскими, постепенно, до 1931 г. закрыты. Возрожден монастырь в 1992 году. Святыни: частица мощей свт. Климента.

Адрес: Севастополь, пгт. Инкерман, а/я 25.
Проезд: жд.ст. «Инкерман – 1» или маршрутный автобус из Севастополя, от ост. «5-ый километр».

Новоспасский скит Инкерманского монастыря. Храмы: прп. Кассиана Угличского, строится храм Преображения Господня, 1995 г. – устроен храм прп. Евстратия Печерского, приписной к монастырю.

Адрес: с. Терновка Балаклавского района г. Севастополя, ул. Горная, 36.
Проезд: автобус №40 от жд.ст. «5-ый километр» до остановки «Ферма»

Подворье Инкерманского монастыря с храмом Двенадцати апостолов.

Адрес: Балаклава, ул. Рубцова, 43
Телефон: +38 (0692) 53-13-00
Проезд: автобус №9 от остановки «5-ый километр» до конечной остановки

Косьмо-Дамиановский. Основан в 1857 году при источнике Косьмы и Дамиана, построена деревянная церковь в честь этих святых, а в 1870 г. – новый большой храм на ее месте. 1974 – 78 гг. – начато строительство храма Преображения Господня. В 1899 г. монастырь преобразован в женский, в 1907 г. открыто подворье в Симферополе, в 1924 – 28 гг. монастырь упразднен, а во время Великой Отечественной войны – разрушен. Возрожден в 1994 году. Святыни: древняя икона свв. Косьмы и Дамиана с частицами их мощей, святой источник Косьмы и Дамиана.

Адрес: Алушта, заповедник
Телефон: +38 (06560) 22-450, 44-974
Проезд: 10 км на запад от Алушты

Благовещенское подворье Косьмо – Дамиановского монастыря.

Адрес: Алуштинский район, пос. Партенит, пер. Крутой, 5
Телефон: +38 (0692) 44-638
Проезд: трасса Алушта – Ялта, троллейбус №52 из Симферополя

Подворье Косьмо-Дамиановского монастыря с храмом прп. Афанасия Печерского.

Адрес: Алуштинский район, с. Изобильное, ул. Центральная, 1
Телефон: +38 (06560) 21-775
Проезд: автобус №71 с автовокзала Алушты.

Прп. Лазаря Муромского

Адрес: с. Скалистое Бахчисарайского района, древнее поселение «Бакла»
Проезд: автобус от жд. Ст. Почтовая пещком до с. Скалистое

Святого апостола и евангелиста Луки

Адрес: с. Лаки – Баштановка Бахчисарайского района

Покрова Пресвятой Богородицы

Адрес: бахчисарайский район с. Терновка, древний монастырь «Шулдан»
Проезд: автобус №40 от жд.ст. «5-ый километр» до с. Терновка, 1, 5 км на север пешком.

Кизилташский монастырь Святого Стефана Сурожского. В скале Кизилташ в средневековье был пещерный храм, в 1825 году в этой пещере, у источника святого Стефана Сурожского, была обретена икона Божией Матери. Позднее здесь какое-то время жила подвижница Константина. Основан монастырь в 1850-е годы с появлением здесь странствующих богомольцев Андроника и Пантелеимоона. В 1856 году освящена церковь святого Стефана Сурожского. 187- г. – построен каменный храм Успения Божией Матери, 1885 – новый храм святого Стефана Сурожского на месте старого. Упразднена обитель в 1923 году, возродилась в 1998 г. Действует храм прпп. Киево – Печерких, источник святого Стефана.

Адрес: с. Краснокаменка Судакского района, ул. Крымская, 41
Проезд: трасса Феодосия — Судак

Св.-Покровское подворье Кизилташского монастыря.

Адрес: Судак, ул. Ленина, 27
Телефон: +38 (06566) 23-250
Проезд: автобус из Феодосии

Успенский монастырь. Основан, согласно одной из версий в VIII – IX вв., согласно другой – в XV в. В конце XV в. монастырь становится резиденцией митрополита. После выхода христиан из Крыма в 1778 г. обитель опустела, с 1781 г. – проходят службы в пещерном Успенском храме. Возрожден монастырь в 1850 г. заботами святого Иннокентия, к XX в. в обители действовало пять храмов. Упразднен монастырь в 1921 г. разобраны все храмы, кроме Успенского (святых Константина и Елены, Евангелиста, святого Иннокентия Иркутского, Георгия (Победоносца). Возрождается монастырь с 1993 г. Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».

Адрес: Бахчисарай, ул. Босенка, 57-а
Проезд: маршрутный автобус №2 от жд.ст. «Бахчисарай» до ост. «Староселье»

Скит Анастасии Узорешительницы Успенского монастыря. Святыни: источники Анастасии Узорешительницы и Феодора Студита.

Адрес: с. Предущельное, Качи-Кальон
Проезд: от автостанции Бахчисарая до остановки «Предущельное».

Успенский монастырь.

Адрес: Бахчисарайский район, гора Мангуп-Кале, южной склон, на месте древнего Южного монастыря.
Проезд: 1) автобус №40 от остановки «5 километр» (Севастополь) до с. Терновка, далее пешком по шоссе до озера, через с. Хаджа-Сала, затем подъем по туристической тропе; 2) автобус от автостанции «Западная» до с. Залесное (выйти у плотины)

Пещерный монастырь «Ай-Тодор» Феодора Студита.

Адрес: с. Малое Садовое Бахчисарайского района, древне поселение «Челтер-Коба»
Проезд: автобус от Бахчисарая

Монастыри Крыма — основные святыни Православия

Крым – это удивительный полуостров, имеющий уникальный климат и природу необычайной красоты. Его живописные уголки необыкновенны и неповторимы.

Монастыри Крыма

Всем известен Георгиевский монастырь, расположенный на мысе Фиолент. Он был основан в 891 году. С ним связана очень интересная легенда. Согласно ей, греческие мореплаватели терпели кораблекрушение у мыса. Отчаявшиеся моряки стали просить святого Георгия о помощи. Он внял их молитвам, и шторм был усмирен. Уцелевшие в борьбе со стихией моряки основали Георгиевский монастырь в благодарность спасшему их святому.

Женские монастыри Крыма также славятся своей живописностью. Топловский монастырь, который расположен близ Симферополя, имеет на своей территории три храма. Два из них являются действующими. Святые источники женского монастыря каждый год привлекают большое количество людей, многие из которых находят здесь исцеление от своих недугов.

Особенно интересными являются пещерные монастыри в Крыму. Каждый из них обладает своей уникальной историей и манит туристов своей таинственностью.

Пещерные монастыри Крыма

Монастырь Шулдан расположен в обрывах одноименной скалы, которая нависает над Шульской долиной.

Монастырь Челтер-Мармара был основан в конце VIII — начале IX века. Он расположен в обрывах горы Челтер-Кая близ села Терновка. Пещеры здесь располагаются в четыре яруса. Общее их количество составляет более пятидесяти. Есть также четыре церкви. К подножию монастыря ведет каменистая тропа, проходящая сквозь заросли можжевельника, кизильника и держи-дерева.

Успенский монастырь в Крыму

Ни один уважающий себя турист не пренебрежет возможностью посетить самое святое место в городе Бахчисарае — Успенский монастырь.

Монастырь располагается в одной из самых пустынных местностей Крыма — урочище Мариам-Дере. С обеих сторон его окружают высокие отвесные скалы. Панорама Крымских гор, открывающаяся из храма, поражает воображение даже самых искушенных путешественников. На территории монастыря побывало много великих людей — Императоры Александр I и II, последний Император России и другие.

Свято-Климентьевский монастырь

Мужские монастыри Крыма каждый год привлекают большое количество туристов. Среди них есть и Свято-Климентьевский монастырь, который является наиболее древним на территории Крымского полуострова. На его месте первые христиане Крыма находили свое убежище. В этом же районе располагается и церковь Святого Климента, которая высечена в скале.

Монастыри Крыма – это величайшее богатство полуострова. Православный человек найдет здесь для себя всё то, что ему необходимо, чтобы соединиться с природой и Создателем. Живописные места наполнят душу любого человека, будь он верующий или нет, блаженством и гармонией. А множество легенд, с которыми связана история каждого монастыря, не оставят никого равнодушным. Святыни Православия Крымского полуострова – это уникальные памятники истории и культуры, необходимые для духовной жизни общества.

Свято-Саввинский пещерный мужской монастырь в Крыму (Челтер-Мармара)

Православный Крым всегда с радостью встречает паломников и всех верующих людей, которые хотят поклониться христианским святыням и помолиться в уединении монастырских стен. Кроме обычных храмов и церквей, православная молитва никогда не умолкает в святых обителях. Одним из таких мест является монастырь Саввы Освященного в Крыму.

История обители

К сожалению, достоверных документальных сведений о точной дате и обстоятельствах возникновения монастыря нет. Все события записаны историками на основе гипотез и предположений.

Обитель носит название Челтер-Мармара. Слово «челтер» означает «решетка», а Мармара — это название древнего поселения, которое располагалось на склонах тех же гор, что и монастырь. Наиболее вероятным периодом основания считается VIII — IX век, когда в эти края из Византии бежали монахи. Вероятно, они и основали первые церкви в местах захоронений святых отшельников и молитвенников.

Еще о духовных центрах Крыма:

Наибольшего расцвета обитель достигла к XIV — XV векам. Именно к этому времени поселение монахов существенно расширилось, и до сегодняшнего дня до нас дошло более 50 пещер в монастыре, среди которых есть иноческие кельи, кухня, хозяйственный помещения. Несколько веков существования монастыря привели к тому, что пещеры были вырублены в несколько ярусов, многие из которых сохранились и до наших дней.

Когда в 1475 году весь Крым был захвачен турками, все православные храмы и монастыри были уничтожены, а братию разогнали. Не обошла такая участь и Челтер-Мармара, что привело к полнейшему упадку и разрухе в обители. Возможно, отдельные отшельники и селились в пещерах, но массовая монастырская жизнь застыла на несколько столетий.

Что важно знать любому христианину:

  • О грехе чревоугодия
  • Зачем нам нужен пост
  • О грехе тщеславия

Важно! Только с 2007 года в обители начинает возобновляться монашеская жизнь. Все пещеры и постройки нуждаются в значительном восстановлении, которое не завершено до сих пор.

Описание монастыря и как его найти

Обитель в честь преподобного Саввы Освященного расположилась на обрыве горы Челтер-Кая. Под горой раскинулись большие и живописные долины, которые хорошо видны с любой точки обители. Сами пещеры размещаются на высоте более 400 м над уровнем моря.

Все православные христиане и паломники могут поклониться большим святыням. В монастыре можно приложиться и помолиться около таких христианских реликвий:

  • мощи преподобного Саввы Освященного (частица);
  • икона Саввы Сербского, которая мироточила.

Внимание! Помимо регулярных богослужений, православные христиане могут поучаствовать в торжественной службе на престольный праздник, которая служится в день памяти преподобного Саввы Освященного, 18 декабря по новому стилю.

Немногочисленная братия прилагает большие усилия для восстановления и расширения монастыря. Помимо нескольких жилых келий на плато, возводятся хозяйственные постройки, которые позволят немного облегчить суровый быт монахов. Кроме того, неподалеку от горы был освящен источник в честь преподобной Евфимии, на котором оборудована купальня.

Найти святую обитель не составит большого труда — она находится всего на расстоянии около 2 км от села Терновка Балаклавского района (г. Севастополь).

Мужской монастырь в Крыму

Монастырь Святых Косьмы и Дамиана римских – историческая ценность всего Крымского полуострова. Это уникальное место у подножья горы Чатыр-Даг ежегодно посещают тысячи паломников.

Фотографии

Алушта – уникальный черноморский курорт. Сюда съезжаются люди из многих стран не только за предоставленными развлечениями и активным отдыхом, но и чтобы побывать в святых местах.
На территории Большой Алушты есть действующий мужской монастырь, где постоянно живут 5 монахов. Это Космо-Дамиановский монастырь – известная достопримечательность Крымского полуострова. Он был возведен в середине 19 века в память о бескорыстных поступках двух братьев-целителей, признанных Чудотворцами, — Дамиана и Косьмы.

Вечный памятник веры

Существует легенда, что именно у подножья горы Чатыр-Даг братья Косьма и Дамиан исцеляли страждущих. Они были сосланы в Тавриду в III веке за прославление христианской веры. Превзойдя во врачевательстве своего учителя, чудотворцы обратили на себя его гнев и были жестко убиты. Их тела зарыли в лесу.

От их искренних молитв здесь забил источник со «здоровой водой», который называют Савлух-Су. Сюда постоянно приходили и приходят люди, желающие окунуться в прохладную воду и смыть с себя все болезни. В целебную силу источника поверили после легенды, которая рассказывает о женщине с помощью омовения в воде вернувшей зрение.
При императоре Александре III на святом месте был возведен охотничий домик. Окруженный горами и вековыми буками, соснами, кедрами, он выглядел очень живописно.

Затем постройка отошла во владения игумена Макария, который на деньги от благотворительных пожертвований продолжал облагораживать территорию монастыря. Возвели новый храм, часовню, братские корпуса, гостиницу для паломников, кухню с трапезной.
Монастырь имени Косьмы и Дамиана считался мужским и до 1899 года таковым и являлся. Заем его отдали под обитель для женщин. Здесь построили новые кельи, прачечную и хлебопекарню.
Во время Отечественной войны все сооружения были разрушены, нетронутой осталась лишь часовня. Ежегодно 14 июля. В день памяти Косьмы и Дамиана, тысячи паломников посещают святые места. Они совершают омовение в водах целительного источника и набирают немного «здоровой воды» с собой, чтобы передать друзьям и родственникам.

Спасо-Преображенский скит в Крыму

Расположение Спасо-Преображенского скита

В пяти километрах на юго-восток от с. Терновка в верховье лесистой Монастырской балки находится Спасо-Преображенский скит Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

В средневековье в этих местах находилось поселение Ай-Тодор, в переводе означающее «Святой Феодор». Напоминанием о тех временах сегодня служит название речушки Айтодорка и остатки часовни.

История Спасо-Преображенского скита

История скита берет свое начало в 1868 г., когда лесные угодья возле селения Ай-Тодор высочайшим указом императора Александра II были переданы Инкерманскому монастырю. Сначала здесь размещалась загородная резиденция наместника Свято-Климентовской обители, а в 1909 г. возводится молитвенный дом.

Установившаяся в Крыму советская власть в 1925 г. закрывает скит. Строения были разрушены и разобраны жителями близлежащих селений.

Спасо-Преображенский скит с егодня

В 1996 г. скит начал возрождаться. Немало усилий по восстановлению приложил архимандрит Августин (Половцев), который был наместником Инкерманского монастыря.

Сегодня на территории скита действуют два храма в честь Преображения Госопдня, воздвигнутый на фундаменте бывшего молитвенного дома, и во имя прп. Кассиана Угличского, выходца из правящей династии средневекового княжества Феодоро. При чудотворном источнике в честь Феодора Студита организована купель, в которой по установившимся скитским правилам могут окунаться только мужчины, а женщинам позволяется умыться и набрать воды.

Богослужения в скиту совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням. Престольные праздники совершаются в день Преображения Господня 19 августа, а также 21 мая и 2 октября в день памяти прп. Кассиана Угличского.

Как добраться до Спасо-Преображенского скита

Добраться до Спасо-Преображенского скита можно пешком или автотранспортом, свернув с дороги Терновка-Куйбышево у поклонного креста, находящгося в 2-х километрах восточнее с. Терновка. Затем около 2-х километров проследовать по грунтовой дороге. Посетителей на территорию скита пропускают в установленное время — с 8.00 до 19.00, перерыв с 12.50 до 15.00.

Бахчисарай. Свято-Успенский мужской монастырь

Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитом Готсфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

В 1778 христианское население покинуло Крым. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.

В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь сятителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи.

Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.

В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер.

Кстати, здесь снимали замечательный фильм «Открытая книга» о советских микробиологах и открытии пенициллина!

В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница.

Настоятелем монастыря с 13.06.1993 является архимандрит Силуан.

2 На тропе к монастырю установлен указатель

3 Монастырь восстанавливается хорошими темпами. Строятся храмы, разрушенные ранее

4 Лестница, ведущая к храму Успения Богородицы

5 На стене — памятные таблички с различных православных монастырей со всего мира

6 Сверху открывается вид на монастырь

7 И вид в сторону Бахчисарая

9 Вот такой вид на Чуфут-Кале и монастырь
Facebook Comments

Свято успенский мужской монастырь в Бахчисарае на полуострове Крым

Издавна Крым славился своими пещерными монастырями. Многие из них попали под натиск Золотой орды и были стерты с лица земли. Но не все. Некоторые скальные храмы остались невредимыми и до сих пор привлекают своей красотой и необычностью. Одним из таких является Свято-успенский пещерный монастырь.

Местоположение святой обители

Расположен этот монастырь недалеко от городка Бахчисарай в ущелье Марьям-Даре, носящем также названия ущелье Святой Марии или Мариампольское ущелье. Эта святыня, которая почитается как христианами, так и мусульманами, считается самой верхней точкой города. С двух сторон высятся скалы, уходящие вверх на 140 метров. Недалеко от монастыря находится ставшая легендарной средневековая крепость Чуфут-Кале.

Средневековая крепость Чуфут-Кале.

Завораживающая панорама этого места – одна из самых неповторимых в Крымской республике. Ценители красоты русской природы приезжают полюбоваться непревзойденным пейзажем горных просторов.

История возникновения

Свято-успенский мужской монастырь основан в конце VIII — начале IX вв., когда в Византии было распространено движение, направленное против почитания икон. Монахи, преследуемые императорами, бежали из разрушенных церквей в Крым. И именно там, порой в самых неприступных местах, на скалах, возводили новые святые обители.

Свято успенский монастырь в Бахчисарае

Такова история появления и Успенского монастыря.

Почему же именно это место было выбрано для вырубки храма? До нас дошли два основных предания. По первому из них пастух Михаил увидел в ущелье диво: икону Божьей матери с горящей перед ней свечой. Люди, узнав о таком чуде, пошли в овраг и забрали изображение, унеся его в один из домов. Но утром икона снова оказалась на своем месте, среди скал. Стало понятно, что Богоматерь неспроста выбрала этот потаенный уголок. Тогда высекли в месте находки храм и перенесли в его обитель эту святую икону.

Легенда о возникновении

Но есть и вторая версия происхождения, которая гласит, что в этих краях вдруг появился страшный змей, не дающий покоя ни людям, ни скоту. Люди возносили молитвы Пресвятой Богородице в надежде, что она избавит их от злой напасти.

Однажды среди ночной темноты на горе вдруг затеплился огонек. Чтобы добраться до него и посмотреть, что там такое, пришлось вырубить ступеньки. Поднявшись, люди увидели икону Богородицы и мертвого змея возле нее. С тех пор в этом месте и стали молиться спасительнице.

На видео — Свято Успенский мужской монастырь в Бахчисарае:

Развитие монастыря

Изначально Успенский монастырь представлял собой уединенное от людей место жительства монахов, или иначе скит. Его история богата на события.

Российская империя отвоевала Крымское ханство и получила ряд крепостей, но мусульманское население не оставляло в покое живущих на полуострове христиан. Им ничего не оставалось делать, как обратиться к императрице с просьбой переселения.

Переезд состоялся после Пасхи в 1778 году, руководил этим событием полководец А.В. Суворов. Монастырь был покинут, правда, ненадолго, в 1781 году здесь вновь возобновил богослужения священник отец Константинос.

Монахи же вернулись в обитель уже спустя 70 лет, в 1850 году. Именно в это время монастырь начинает прирастать и переживать свой расцвет.

Завершилось 20 столетие. В нем уже насчитывались следующие объекты:

  • Храмы
  • Корпуса для братии
  • Монастырское подворье
  • Дом для паломников
  • Сад с фонтанами
  • Гефсиманская часовня

Красный террор не обошел монастырь стороной, обитель разграбили, а живущих в ней иноков расстреляли. А потом пришла Вторая Мировая война. В эти кровопролитные годы на территории монастыря действовал госпиталь, затем психоневрологический диспансер.

Возродилась же жизнь обители только в 1993 году. И связано это событие с именем иеромонаха Силуана. Каких трудов стоило восстановить это удивительное место. Реставрации подверглась Успенская церковь, каменная лестница к верхнему ярусу монастыря, колокольня, наскальная роспись. Огромным трудом братии это все получило вторую жизнь.

На данный момент в монастыре вернулись к прежней работе три храма из пяти, снова отстроены корпуса с монашескими кельями, возведен дом игумена, произведено обустройство источника. И опять длинной чередой потянулись к этому удивительному месту паломники.

Информация для туристов

Но не только они проходят этими тропками: сотни туристов в составе экскурсий спешат посмотреть на это красивое сооружение, сфотографироваться на его фоне.

Правда, съемка здесь возможна только при разрешении митрополита, но его не так-то просто получить.

Если Вы хотите добраться до монастыря лично, без экскурсии, то находится он в двух километрах от города Бахчисарай. От автостанции туда можно добраться на маршрутном такси или городском автобусе. Остановка, на которой следует выйти, — Старолесье. Оттуда же всего 500 метров пешком, — и вот он удивительный монастырь во всей красе.

1 комментарий к записи “ Свято успенский мужской монастырь в Бахчисарае на полуострове Крым ”

вы пишите, что нужно разрешение метрополита? вопрос — как его получить? неужели так сложно? честно — ехать в такое место и не наделать фоток… ну я не знаю. посоветуйте, как поступить?

Ссылка на основную публикацию