МурОмский спасо преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь (Муром)

Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь («Спа́сский что на Бору́») — мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.

Содержание

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей.

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В 1918—1919 годах монастырский Преображенский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращён.

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.

Современное состояние

В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения», в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов:

  • Спасо-Преображенский собор 1552 г. — небольшой, почти квадратный в плане, четырехстолпный, пятиглавый, трехапсидный;
  • Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г. — двухэтажный;
  • Настоятельский корпус 1687 г.;
  • Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-10 гг.;
  • Братский корпус 1890 г.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь Мурома — одна из древнейших обителей Православной Руси. (Хронологически старше его только Киево-Печерская лавра).

С монастырем непосредственно связаны имена таких общерусских святых, как прп. Илья Муромец, св. князья Петр и Феврония.

В советский период обитель была закрыта, в ее стенах находилась воинская часть (в одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац и три казармы).

В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».

Личные пожертвования сделали многие предприниматели Москвы и Санкт-Петербурга. Самые разные люди внесли свой вклад в восстановление монастыря не только деньгами, но и посильной помощью в строительных работах.

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем — монашескую обитель для христианского просвещения Муромской земли.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах обители пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался), прп. Серафим Саровский, посещавший своего сотаинника — святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иоанном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. Город был по сути превращен в военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правобережье Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее.

Иоанн Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.

Воины и их сродники особо почитают хранящийся в обители образ св. вмч. Георгия Победоносца с древним мощевиком.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи старца Серафима.

Древняя обитель, неоднократно за свою многовековую историю претерпевавшая разорение (в ХШ в. — от монголо-татар, в ХVII в. — от поляков, в ХХ в. — от советской власти), ныне возрождена из руин.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Историческая справка: Первое упоминание о Спасском монастыре мы находим в русских летописях под 1096 году, повествующих о междуусобной войне, вспыхнувшей между Олегом Святославичем, Черниговским князем и Изяславом Владимировичем, сыном Владимира Мономаха. В битве под Муромом погиб Изяслав и был погребен в Спасском монастыре.

Существует предание, которое связывает возникновение Спасского монастыря с именем князя Глеба, первого Муромского князя и первого русского князя, причисленного к лику святых. На рубеже X-XI веков святой равноапостольный князь Владимир отдал Муром в удел своему сыну Глебу. Юный Глеб, приехав в Муром около 1010 года, не был принят в город местными жителями фино-угорского племени мурома. Некоторое время он обитал на реке Ушне, а потом перебрался ближе к городу, поставив свой княжеский двор в двух верстах от него, в бору, на высоком берегу Оки, и заложив здесь деревянную церковь Всемилостивого Спаса. В 1015 году князь Глеб вместе с Борисом был убит своим старшим братом Святополком Окаянным.

Дальнейшая история обители скрыта от нас. Известно, как гласит предание в Спасской обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, незадолго до своей кончины. Вероятно, что монастырь пострадал от татаро-монгольского нашествия в 1239 году.

Дальнейшие сведения в монастыре отсутствуют вплоть до начала XVI века. В середине XVI столетия после успешного похода царя Ивана Грозного на Казань в Муроме воздвигли ряд кирпичных храмов, среди которых Спасо-Преображенский собор.
В декабре 1615 года на Муром напал вооруженный польско-литовский отряд Лисовского. В результате набега пострадал и Спасский монастырь. Поляки разграбили обитель, ободрали с икон серебряные ризы и драгоценные камни. Монастырь восстановили и украсили на пожертвования русских царей и муромской знати.

В конце 1680-х годов на средства митрополита Сарского и Подонского Варсонофия возводится уникальная единственная в городе двухэтажная Покровская церковь, а так же палаты настоятеля-первая кирпичная гражданская постройка Мурома. Интерьер палат украшала изразцовая печь, облицованная цветными керамическими плитами.

В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.

Спасский монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию заняла военное ведомство в монастырских зданиях размещались учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.

В настоящее время монастырь полностью восстановлен из руин. Главный храм обители, Покровская церковь полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь Кирилла Белозерского, полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спарительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница , где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.

Святыни: Главной святыней Спасо-Преображенского монастыря является икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница», которая является точным списком чудотворного образа, хранящемся в одном из Афонских монастырей Дохиар. Она была написана иноками Русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон в 1878 году.

В Спасском монастыре находится икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей и рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца. Гробница с скульптурным образом известного былинного русского богатыря была передана в дар монастырю председателем Счетной палаты РФ С.В. Степашиным 2 августа 2006 года во время первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Спасо-Преображенский монастырь, расположенный в древнем Муроме, является одной из старейших российских обителей – впервые о нем упоминается в «Повести временных лет». Главный собор монастыря стал каменным во времена Ивана Грозного – царь выделил средства на строительство после того, как взял Казань. При Петре Первом здесь открыли первое в Муроме учебное заведение для детей священнослужителей. Во время реформ, которые проводил патриарх Никон, в монастыре некоторое время были старообрядцы. В советские времена обитель закрыли, но в девяностые годы вернули верующим. Об этом просили не только обычные муромчане, но и многие известные люди, например, академик Лихачев.
Сегодня обитель действующая: храмы отреставрированы, на месте некрополя возвели часовню-костницу, на нижнем этаже которой выставлены черепа, обнаруженные при раскопках. В монастыре хранится точная копия афонской иконы Богоматери «Скоропослушница», есть статуя Ильи Муромца с частицей его мощей, раки с мощами Петра и Февронии, крест с частицей Креста Господня.

Где находится обитель

Как лучше добираться до Спасо-Преображенского монастыря

  • Прежде всего необходимо попасть в Муром. Сделать это можно из Москвы поездом (отправление с московского Казанского вокзала), электричкой – в этом случае необходимо будет сделать несколько пересадок.
  • Достаточно удобное автобусное сообщение: рейсы отправляются от Щелковского вокзала, причем от автовокзала Мурома можно дойти пешком, поскольку расстояние немногим превышает 3 километра.
  • Можно доехать автобусом и до Владимира, где пересесть на рейс до Мурома (на том же автовокзале).
  • Попасть в город автобусом несложно и из Нижнего Новгорода, Рязани, Иваново, Гусь-Хрустального.
  • Если вы предпочитаете путешествовать автомобилем, из Москвы следуйте по Горьковскому шоссе в направлении города Владимира. После этого необходимо повернуть в сторону Мурома (ориентируйтесь по указателю, расположенному перед въездом в город).

Посещение Спасо-Преображенского мужского монастыря в Муроме

  • Туристы могут посетить эту обитель со вторника по пятницу. Монастырь открыт для посетителей с 10.00 до 17.00. Если вы хотите побывать здесь с паломничеством в период праздников, заранее свяжитесь с обителью по телефону.
  • Остановиться в Братском корпусе или паломнической гостинице можно ежедневно, в период с 9.00 до 20.00.

Паломнический центр предлагает такие экскурсионные программы:

  • обзорная по городу Мурому;
  • поездка в Карачарово – село, откуда, согласно преданиям, родом Илья Муромец;
  • посещение села Лазарево, где родилась и жила праведная Иулиания, чьи мощи хранятся в обители;
  • поездка по четырем муромским монастырям.
  • за внешним видом (женщины должны покрыть голову и надеть юбки или платья, мужчинам нельзя быть в шортах или спортивной одежде);
  • отключать телефоны или переводить их в беззвучный режим;
  • фотографировать в храме со вспышкой;
  • шуметь на территории монастыря;
  • здесь нельзя употреблять спиртные напитки, курить, фотографировать иноков без разрешения.

Расписание богослужений Спасо-Преображенского монастыря в Муроме

День недели Служба Время начала
Понедельник-суббота Часы, литургия
Утреня, вечерня
8.00
17.30
Воскресенье Часы, литургия
Поздняя литургия
Утреня, вечерня
8.00
10.00
17.30

Фото обители

  • Ансамбль монастыря поражает своими строгими и лаконичными линиями.
  • В монастырском пруду растут прекрасные лотосы, которые распускаются каждое утро.
  • Часовня Николая и Ильи выглядит по-настоящему нарядно и празднично.
  • В обители царит тишина, позволяющая задуматься о вечном.
  • Надвратная церковь этого монастыря носит имя Кирилла Белозерского.
  • Костница – это уникальная и очень необычная часовня, которую построили на месте монастырского кладбища.
  • В монастыре есть деревянная статуя Ильи Муромца с частицей мощей этого святого, привезенной из Киево-Печерской лавры.

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме

Спас на Бору, как называли эту обитель в одной из летописей, привлекает паломников и туристов из разных уголков России. Сюда едут, чтобы полюбоваться пятью величественными храмами монастыря, помолиться иконе «Скоропослушница», побывать в музее, открытом при обители, и увидеть памятники древней письменности.

Святыни города Муром. Часть 3 — Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской!

Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи.

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира).

Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

Спасо-Преображенский собор. г.Муром

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095—1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской).

«В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …»

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205—1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).

Здесь пребывал Святитель Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.), который окормлял муромскую паству после разорения края Батыем.

В 1889 году оптинский старец преп. Амвросий благословил к написанию образ Царицы Небесной, где Она изображена благославляющей ниву с собранными снопами хлеба. Со Святой горы Афон в 1889 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икона Божией Матери «Скоропослушница» г.Муром

С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля — епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В период 1918—1919 годов монастырский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.
В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.

Внутреннее убранство храмов Муромского Спасского мужского монастыря было полностью разорено после революции. Об этом свидетельствуют документы 1924-1928 гг. с грифом «секретно» по «Реализации церковного имущества» Спасского монастыря.

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал:

«Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…»

Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

Рака с частицей мощей Илии Муромского

2 августа 2006 года в Муроме прошла необычная церемония — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил меч. Меч представлял из себя точную копию оружия Ильи Муромца. На день 910-летия муромского Спасо-Преображенского монастыря председатель Счетной палаты России Сергей Степашин привез меч на освещение в город Муром. Освящение происходило на частице мощей святого Ильи Муромца. В конце мая останки героя русских былин (причислен Русской православной церковью к лику святых) привезли из Киево-Печерской лавры. В Спасо-Преображенском монастыре установили раку — символическое захоронение Ильи Муромца с частицей мощей. «Этот меч поможет президенту править Отечеством нашим, утверждая возрождение России, помогая духовному возрождению святой Руси» — сказал Алексий II.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Адрес Спасо-Преображенского Муромского монастыря: Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, 1

Телефон Спасо-Преображенского монастыря в Муроме: (49234) 3-14-76 паломнический центр

Сайт Спасо-Преображенского монастыря в Муроме: http://spassmurom.ru/

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.

В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань – поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали.

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

В соборном храме Спасо-Преображенской обители пребывает рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца.

Илия Муромец — легендарный уроженец Мурома и великий защитник Русской земли в конце жизни постригся в монашество в Киево-Печерском монастыре, отошел ко Господу около 1188 года и был прославлен в лике святых в 1643 году. Ныне мощи святого почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры.

Частица мощей в соборном храме Спасо-Преображенского монастыря помещена в украшенную серебром шуйцу скульптуры.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХVII в. – от поляков, в ХХ в. – от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Спасо-Преображенский монастырь Муром

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме – один из самых давних памятников Русского православия. Его становление берёт своё начало с вехи истории Киевской Руси и до сегодня остаётся величественным символом мировой культуры христианства, почитаемым каждым верующим человеком.

Зафиксированные исторические факты свидетельствуют о том, что воспоминания о Спасо-Преображенском монастыре в Муроме берут своё начало со времён правления Муромского князя Глеба Владимировича (1015 год). Ранее всех именно это строение упоминается в известнейшем летописном источнике – «Повести временных лет».

В XVI веке по приказу царя Ивана Грозного было воздвигнуто несколько каменных храмов, среди которых был и Спасо-Преображенского мужской монастырь в Муроме.

Обитель часто перестраивалась, но, несмотря на это, в своей основе она сохранила первоначальный вид. Отличительной ее чертой является соответствие традиции пятиглавых соборов. Сам же монастырь имеет достаточно скромную орнаментацию и строгие пропорции, что придают ему облик суровой простоты, характерный для православного строения такого типа.

Расцвет храма также связан с именем Ивана Грозного. Но в 1616 году он значительно пострадал от нашествия вооружённых литовских отрядов.

Во времена церковных реформ (XVII век) собор стал одним из символов старообрядчества. Были построены новые корпуса, проведены реконструкционные работы, открыта первая в Муроме школа для обучения детей священнослужителей.

Монастырь потерпел множество изменений – и после революции 1917 года был закрыт. С 1918 года он продолжал функционировать как приходской храм. 1990 год – начало возрождения собора. С 2000 года строение было капитально реставрировано.

Даше необходима помощь

Даше, которая в свои 5 лет не разговаривает, не умеет жевать, ходить, сидеть без поддержки, врачи вынуждены отменить все возможные курсы, оставив только лечебную физкультуру.

В 3 месяца Даша попала в реанимацию, тогда у неё диагностировали синдром Штурге-Вебера. Проявляется он в виде пятна на лице, которое называют «поцелуем ангела». За романтичным названием скрываются двигательные и зрительные нарушения, умственная отсталость, дефицит внимания.
Девочка 12 часов в день проводит в коляске, но обычная коляска не обеспечивает должной поддержки, поэтому семья хотела бы приобрести специальную кресло-коляску Кимба Нео за 199 990 руб.

Если вы хотите, чтобы девочке с такой непростой судьбой было комфортнее жить, вы можете:

Оформить перевод на карту Сбербанка 5336 6900 8575 8219 Юлия С. (сотрудник фонда)
-Воспользоваться сервисами Сбербанка:
— в приложении для Android написать в поиске «БФ ПОМОЩЬ» или ИНН 7810718515
— в iOS зайти на сайт Сбербанка через браузер
Перевод с пометкой «Даша»

Сегодня на красивейшей и очень ухоженной территории монастыря находятся следующие строения:

  • два больших храма;
  • ризница;
  • колокольня;
  • купальня;
  • часовни;
  • братский корпус;
  • паломническая гостиница;
  • трапезная;
  • учебный корпус.

Вид собора похож на настоящую сказку: просторная территория с храмами и маленькими часовнями, чудесный пруд с цветами лотосами, запах свежего ароматного хлеба из местной пекарни.

Также в обители находятся мощи тридцати святых угодников и чудотворцев. Наиболее известными среди них являются:

  • икона святителя Спиридона, к которой на протяжении многих лет приходят страждущие, дабы получить помощь Господа и обрести моральную поддержку;
  • деревянная глава и частицы мощей великомученицы Варвары, которой молятся об избавлении от внезапной смерти.

Колокольный перезвон Спасо-Преображенского монастыря Мурома

Музыка сердца. Именно так можно назвать это церковное музыкальное произведение. Оно завораживает каждого, кто приходит послушать Божье слово, даёт силы и преображает, избавляя от физической и душевной боли и даруя самое главное – неиссякаемую веру.

Адрес обители: г.Муром, ул. Лакина, 1а.

Это величественное строение – поистине ценно для каждого христианина, ибо его красота и простота являются символом праведности и вечной благодати Господа.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интерено так же посмотреть еще и видео о Муромской обители:

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме

Перед посещением мужского монастыря на левом берегу реки Оки, ознакомьтесь с полезной информацией о святыне и узнайте расписание богослужений.

Адрес монастыря

Прекрасное расположение этого церковного учреждения, дает нам рассмотреть его великолепную архитектуру со всех ракурсов .

Святыня располагается на монастырском холме. С него взор на монастырь открывается не только для Муромской, но и Нижегородской области.

Это одно из самых старых сооружений в России, археологи и историки утверждают, что оно лишь немного младше Киево-Печерской лавры, основанной в 1051 году.

Найти церковь получится по адресу — Съезд Лакина, ул. Лакина 1А.

Святыни монастыря

В городе Муром достаточно много святынь, даже если не подразумевать церковные учреждения. Большое скопление мощей в одном населенном пункте делает Муром уникальным. Люди иногда именуют его — православной столицей России.

Помимо Спасо-Преображнского монастыря, в городе есть Покровский храм, Собор Воскресения Христова, Свято-Троицкий женский монастырь , Церковь Серафима Саровского Свято-Вознесенский кафедральный собор. Это не все православные архитектурные сооружения, имеющиеся в Муроме, а лишь основные.

На этой земле произошло много событий. В Муроме родился, вырос и приобрел свою богатырскую силу Илья Муромец. (см. Католическая Пасха в 2019 году)

Город когда-то находился под княжеской властью Петра , который взял в жены простую девушку Февронию. Вместе эти двое святых прошли через испытания. Сейчас для православной церкви Петр и Феврония — образец настоящей, крепкой семьи.

Спасо-Преображенский монастырь выделяется на фоне других храмов.

Основание монастыря причисляют к заслугам страстотерпца Глеба Владимировича Муромского — первого святого на Руси. Углубляясь в историю , мы узнаем, что Глеб был сыном князя Владимира, крестивший Русь в 988 году.

Помимо Глеба, Петр также присутствовал в этой церковной обители , ибо летописные своды повествуют нам о постриге Петра в этом мужском монастыре.

Стены монастыря видели монголо-татар, и то, как они порабощали русских людей. Об этом нам тоже повествует письменный источник. Главным лицом событий выступает Василий Рязанский, он окормлял паству в Муроме.

В XIX веке произошло радостное событие для Спасо-Преображенской обители, в неё привезли икону “Скоропослушницы” с горы Афон. Это главная святыня монастыря , она находится там и в наши дни. Случается, что икона мироточит, это означает, что для церковного учреждения наступает новый этап в жизни.
В XXI веке, при содействии Патриарха и Правительства, в церковь была привезена рака с частицей мощей Святого Ильи Муромца.

Расписание богослужений

Масштаб значимости церковного учреждения ясен по количеству прихожан, ежедневно посещающих Муром. Люди с дальних уголков страны едут во Владимирскую область , чтобы помолиться муромским святым, принять благословление у местных священнослужителей.
Для большего удобства посетителей рядом с монастырем работает церковная гостиница и столовая.

В целях ознакомления , туристы могут посещать православную обитель пять дней в неделю — с понедельника по пятницу, с 10:00 по 17:00.

Важно! Если целью не является туристическая поездка, то вы сможете обговорить паломнический поход с представителями монастыря.

После богослужения можно подняться на колокольню часовни Сергия Радонежского. Оттуда открывается поразительный вид на природу и город. Звонарь позволит желающим позвонить в колокол.
Стоит упомянуть пекарню монастыря, где продается церковный хлеб.

Историческое значение

История монастыря поражает своим разнообразием. Православная обитель переживала все беды и радости вместе с русским народом.

Дата основания Спасо-Преображенского монастыря не до конца известна археологам.
Но мы точно можем утверждать, что его основателем стал Глеб Владимирович Муромский, сын Владимира Крестителя. Дата рождения святого — 987 год, умер в 1015, от этих цифр отталкиваются историки.

Из курса истории, мы знаем, что крещение Руси происходило ни одним годом, оно длилось на протяжении нескольких сотен лет. Когда князь Глеб получил во владение Муром , он не мог там поселиться. Причиной служило язычество, актуальное на тот момент у жителей этой земли.

Глеб построил недалеко от города княжеский двор, где и обосновался. Были возведены первые православные обители — храм Всемилостивого Спаса и обитель для монахов.

Примечательно, что первым православным сооружением на территории Руси, упомянутым в “Повести временных лет” Нестора стал Спасо-Преображенский храм .

Дата, фигурировавшая в летописи, — 1096 год, когда под стенами обители погиб Изяслав Владимирович. Он — второй сын Владимира Красно-Солнышко .

Больше особым потрясениям церковное учреждение не поддавалось.

Спокойствие и умиротворение продолжалось до 1917 года, распада Российской империи.
Временное правительство собиралось закрыть церковь. Поводом для такого шага стало подозрение, что настоятель — Митрофан сопутствует поддержке Белого движения.

Архитектурное сооружение не закрыли, оно действовало в период с 1918 по 1919 года.

В 1920 году к власти на смену Временному правительству приходят большевики во главе с В. И. Лениным. Начало пропаганды атеизма, которую они стали активно продвигать в массы , подразумевало закрытие всех церковных учреждений в стране, сожжение Библий и икон.

Храм с 1920 года функционировал как муромский музей. Но большевикам было мало такой деятельности. Вскоре, храм превратили в военную базу, угодную НКВД. Из-за того, что там располагалось их отделение, вход гражданским лицам на территорию обители был строго запрещен.

Храмы стали разорять, это делалось революционерами беспощадно. В действие был приведен один из планов большевиков — “Реализация церковного имущества”.

На протяжении почти всего XX века Спасо-Преображенский монастырь находился в плачевном состоянии. Лишь в 1990 годах, Д. С. Лихачев, вдохновленный идеей Жукова о возрождении церковных архитектурных сооружений, обратился к Московскому Патриарху Алексею.

1995 года бывшее НКВД вернуло территории православной святыни, изъятые в далеком 1920 году.

Значение монастыря для России велико. Судя по историческим сводкам, можно сказать, какую большую цену имеет этот памятник Древнерусской культуры . С ним связаны ключевые события в жизни государства, от его создания до самых горьких и плачевных десятилетий.

Религиозное значение

Для церковнослужителей и для простых прихожан Спасо-Преображенский храм — это место, где они получают благословление Бога , поддержку святых. Здесь они молятся о здравии, о счастливой и многодетной семье. (см. Предсказания казахской Ванги о России и Украине на 2019 год)

К монастырю привязаны истории великих святых , молившихся в этом храме.

Для человека тяжело больного — Спасо-Преображенская обитель становится лучиком надежды на спасение от страшного недуга. Ему может прийти на помощь Илья Муромец .

Для семей, в чьих отношениях произошел разлад — это способ, чтобы снова скрепить родственные связи, найти понимание. В этом деле надо обращаться за благословлением к святым Петру и Февронии.

Почему люди ходят в монастырь?

Когда мы посещаем территорию церкви, то зачастую, нас окружает множество религиозных деятелей. К ним относятся батюшки и монахи .

Монахов в храмах намного больше, нежели иных церковнослужителей. Они занимаются различной деятельностью, связанной с благоустройством земли, находящейся на территории церковного учреждения.
В функции монахов входит регулярное чтение молитвы, песнопение в хоре на богослужении, участие в иных делах церкви, приготовление еды в церковных столовы х и прочее.

Уходу в церковь могут сопутствовать совершенно разные причины, положительные и отрицательные.

Какие люди приходят в монастырь, чтобы отдать свою жизнь служению Богу ?

О монахах сложилось множество мнений, зачастую неправильных.

В церковь приходит много образованных и интеллигентных людей. Их профессии и социальный статус могут быть совершенно разными.

Есть мнение, что в храм идут бедняки , но это не правда. Среди монахов очень много бывших состоятельных людей.

Причиной, по которой эти люди меняют свою жизнь — покаяние или осознание, чем они хотят заниматься оставшиеся годы.

Стремление к духовному самосовершенствованию в идеале возможно лишь при постоянном посещении храма — эта идея движет большинством новых монахов.

Посвятить себя полностью отречению от всех земных развлечений, радикально поменяться телом и духом — очень сложная задача. Человек должен понимать, что за жизнь его ожидает.

Для этого надо быть достаточно сильной, мужественной и решительной личностью. Тогда дорога к Богу открыта для вас.

Но не всегда люди идут в храм от хорошей жизни. Есть случаи , когда лишь отрешение от обычной жизни помогает встать на ноги.

Разлад в семейной жизни, потеря близких родственников или иные жестокие жизненные ситуации заставляют иногда людей принимать столь серьезные решения .

Но это помогает им воспрянуть духом, обрести новый смысл существования и позволяет взглянуть на жизнь под новым углом .

В Спасо-Преображенском монастыре служит много монахов мужчин. История каждого из них разная, но по- своему уникальная , заставляющая проникнуться делом этих богослужителей.

Спасо-Печерский монастырь — это уникальное достояние России в религиозном и историческом плане. Это прекрасное архитектурное сооружение, приютившее за своими стенами большое количество паломников и священнослужителей.

Хотите ли вы посетить Спасо-Печерскую церковь?

Спасо-Преображенский монастырь

В начале XI в. Муром был уже одним из значительных городов на окраине молодого Русского государства. Киевский князь Владимир Красное Солнышко завещал его «в удел» своему сыну Глебу. А его брату Борису отдает Ростов.

«Повесть о водворении христианства в Муроме» (XVI в.), своеобразная летопись истории Мурома с древнейших времен, дает интересные сведения о правлении Глеба. Примерный христианин, Глеб начал свое правление в Муроме с попытки обратить местных жителей в христианство, которой муромчане-язычники воспротивились. Глеб вынужден был покинуть Муром и поселился в двух верстах от него, на крутом поросшем лесами берегу Оки, где основал первую на Муромской земле церковь во имя Спаса на своем укрепленном дворе. Это якобы как раз то место, где ныне стоит Спасский (Спасо-Преображенский) мужской монастырь, получивший свое название от церкви, основанной Глебом.

Однако Глеб недолго правил Муромом. В 1015 г. он и его брат Борис были коварно убиты по приказу их старшего брата Святополка (Окаянного). После смерти Глеба город вновь попал под власть киевского князя, а управляли им посадники.

Спасская обитель упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России. В «Повести временных лет» говорится о гибели в 1096 г. под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095-1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской) и его захоронении в монастыре святого Спаса. Второе упоминание Спасского монастыря в летописи связано с погребением в его стенах муромского князя Юрия Владимировича в 1175 г.

Со Спасским монастырем связаны имена и муромских святых, благоустроителей семьи, князей Петра и Февронии. Петр здесь принял монашеский постриг в первой четверти XIII в., здесь он и скончался. В память об этом у главного входа монастыря установлен памятник-барельеф святым супругам Петру и Февронии Муромским, а за ним на стене – фрески со сценами их жития.

В 1238 г. обитель была разорена войсками хана Батыя.

До приезда в Муром Ивана IV Грозного в 1552 г. древнейший в городе Спасский монастырь вел малоприметную жизнь. Царь наделил монастырь вотчинами, по его приказу московские мастера начали каменное строительство в обители. После Ивана IV в монастырь делали богатые вклады Борис Годунов и Михаил Романов, дарили ему села, права на рыбную ловлю, пашенные земли, леса и озера.

Но наиболее величественным в монастырском комплексе оставался Преображенский собор, возведенный мастерами Ивана Грозного в 1565 г. Царь, будучи в Муроме, дал обет, что, если возьмет Казань, то построит в городе храм. В новый монастырский храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во внешнем облике дошедшего до нас памятника отразилась его строительная история. Изначально это был пятиглавый четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов. Стены вертикально членились неширокими пилястрами на три прясла. Верхняя часть стен украшалась тремя кокошниками-закомарами. От них карнизом, украшенным рядом поребрика, отделялась нижняя часть. Средние кокошники-закомары зодчие сделали выше и шире боковых, и это придало всему зданию некоторую пирамидальность. Она подчеркивалась и пятиглавием: средняя глава имела более широкий и высокий барабан, чем боковые.

К одному из фасадов примыкала колокольня (возможно, плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов).

В первой четверти XIX в. к западной стене собора была пристроена трапезная в ширину основного объема. Главы получили новую луковичную форму. Возможно, в это же время были растесаны оконные проемы XVI в., а перспективные порталы превращены в обычные дверные проемы с полуциркульным завершением.

В конце XVII в. рядом с Преображенским собором возводятся палаты настоятеля – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В здании была устроена домовая церковь в честь святого Василия Рязанского.

В 1691 г. рядом с собором была построена единственная в Муроме трапезная двухэтажная церковь Покрова Богородицы с ассиметричным расположением восьмигранного столпа в трапезной палате второго яруса. Она необычна еще и тем, что одновременно являлась одним из основных хозяйственных корпусов монастыря.

В церкви Покрова Богородицы находится саркофаг Ильи Муромца с частицей его мощей и реконструкцией лика (резьба по дереву С.А. Субботина по результатам исследований С.А. Никитина). На деревянной лежащей фигуре Ильи Муромца в монашеских ризах – стальной меч. В серебряном ковчеге в виде кисти левой руки находится частица мощей Ильи Печерского (Ильи Муромца), привезенная из Киево-Печерской лавры. Она была преподнесена как святыня в дар Спасскому монастырю 2 августа 2006 г. и в тот же день освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Неоднократно проводившиеся экспертизы останков богатыря дают некоторое представление об облике Ильи Муромца. Рост его по тем временам был поистине богатырский – 177 см. Илья был почти на голову выше своих современников, живших в XII веке. В поясничном отделе позвоночника обнаружена патология строения – наличие дополнительных отростков у позвонков, из-за чего могло происходить защемление нервов и как следствие – паралич конечностей. Поэтому, по былинам, Илья сидел на печи до 33 лет, а потом был чудесным образом исцелен. Скончался Илья Муромец в возрасте около 50 лет. На его останках нашли и многочисленные прижизненные ранения в области ключицы и ребер.

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы хранится и особо почитаемая святыня монастыря – чудотворная икона Богоматери «Скоропослушницы» афонского письма конца XIX века. Считается, что ее чудотворный образ хранит и возрождает обитель.

Близ главных ворот монастыря стоит часовня во имя великомученика Георгия Победоносца. В ней поминаются воины – уроженцы Муромской земли, погибшие в недавних военных конфликтах.

После возрождения монастыря в 1996 году его территорию пришлось перепланировать. В северо-восточную часть перенесено кладбище, разоренное в период нахождения на территории монастыря воинской части (после 1918 г.). Определить места прежних захоронений было невозможно. Чтобы почтить память некогда похороненных здесь монахов и горожан-вкладчиков монастыря, в конце XX века была устроена по афонскому образцу поминальная часовня-костница, куда перенесли все найденные на старом кладбище останки.

Живописна территория монастыря, особенно летом – зеленые лужайки, цветущие клумбы вокруг пруда с лотосами. В вольерах мирно пасутся пони, красуются павлины. Завораживающий вид на заокские дали открывается от надвратного храма преподобного Сергия Радонежского (2006 г.).

Ныне Спасо-Преображенский мужской монастырь – это духовный, культурный и образовательный центр Мурома. На его территории возрождено Духовное училище, открыта православная гимназия, работает Паломнический центр.

Святыни монастыря:

  • чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница»;
  • рака с частицей мощей преподобного Ильи Муромца.

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Расположен на левом берегу реки Оки.

История монастыря

По преданию, монастырь был основан в 1096 году святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первым русским святым, сыном Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В лето 6604. Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день . Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса .

Сохранили древние рукописи память и о кончине ещё одного благочестивого князя Юрия Изяславовича, правившего с 1162 по 1174 год. Местом его упокоения, как свидетельствует Ипатьевская летопись, стал Спасо-Преображенский монастырь в Муроме, на территории которого его повелением была возведена новая церковь и установлена колокольня. О том, была ли она каменная или бревенчатая, как её предшественница, построенная князем Глебом – неизвестно. Говорится лишь о том, что именно в ней погребли его тело. Следующим по хронологии дошедшим до нас историческим документом, в котором упоминается Спасо-Преображенский монастырь (Муром), является летопись конца XV века. В ней рассказывается о том, как в 1467 году новгородский боярин Фёдор Борецкий – сын знаменитой посадницы Марфы, возглавившей борьбу вольного города Новгорода за независимость от Московского княжества, перед смертью сподобился принять в монастыре иноческий постриг. Надо заметить, что это было в обычаях того времени – на пороге смерти отрешиться от всего земного и в «ангельском чине» отойти в иной мир.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань – поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Яркой и полной драматизма страницей в истории монастыря стали события, последовавшие в результате церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном. Как известно, среди проводимых им новшеств были значительные изменения в порядке богослужений, введение в употребление заново переведённых с греческого языка церковных книг, замена прежнего двуперстия при крестном знамении на троеперстие и многое другое.

Эта реформа, рациональная по своей сути, но проводимая в жизнь поспешно и непродуманно, вызвала протест в самых широких слоях общества и стала причиной церковного раскола, последствия которого ощущаются и по сей день. Как свидетельствуют исторические хроники, в те дни одним из оплотов старообрядчества стал Спасо-Преображенский монастырь (Муром). Его настоятель архимандрит Антоний неоднократно обращался не только к возглавляемой им братии, но и к жителям города с воззваниями, в которых осуждал изменения, нарушавшие привычный, установившийся веками порядок церковной жизни. Особой же критике подвергалось требование креститься тремя перстами. Он даже направил послание царю Алексею Михайловичу, в котором подробно по пунктам излагал все претензии по отношению к проводимой реформе. Столь неистово радея о попранном, по его мнению, древнем благочестии, пастырь не принял во внимание одну крайне важную вещь – реформа была не только одобрена царём, но и проводилась под его личным покровительством. Следовательно, критикуя её, он шёл наперекор царской воле, а в какие времена на Руси это сходило безнаказанно? Случилось то, чего и следовало ожидать. В 1662 году строптивец был отстранён от управления монастырём, а через некоторое время вызван в Москву, где его дело разбиралось проходившим в то время Поместным собором. Не помогли ему ни всенародно принесённое покаяние, ни прежние пастырские заслуги. За дерзость и вольнодумство он был лишён сана и, как простой чернец, отправлен на послушание в дальний и бедный монастырь, где провел остаток своих дней. —

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. Это произошло благодаря щедрым пожертвованиям, неоднократно вносимым в его казну митрополитом Варсонофием – выходцем из старинного рода богатых муромских купцов Чертковых.

В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали.

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В 1918—1919 годах монастырский Преображенский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращён.

Возрождение монастыря

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог. » Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Для паломников и путешествующих людей паломнический центр Спасо-Преображенского монастыря предоставляет жилье и питание. Он рассчитан как на людей с малым достатком, так и на более обеспеченных туристов. Более подробная информация по телефону 8-920-921-89-83, Елена Михайловна, директор Паломнического центра или на официальном сайте.

Адрес: Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, 1

Телефон: +7 49234 3‑14-76, +7 49234 3‑19-18

Ссылка на основную публикацию