Монастыри и пустыни новгородской области

Новгородские монастыри

Список известных по печатным источникам монастырей, основанных когда-либо на территории современной Новгородской области.
Указан год основания или первого упоминания в письменных источниках.

1. Антониев Рождества Богородицы. 1106. НОВГОРОД.
2. Антоновский (Антония Великого) на Волхове. Упом. 1499. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
3. Аргамаков Георгиевский на Городище. Упом. 1386. НОВГОРОД.
4. Аркажский Успенский. 1153. НОВГОРОД.
5. Арсениев Рождества Богородицы. 1562. НОВГОРОД.
6. Благовещенский на Мячине. 1170. НОВГОРОД.
7. Богоявленский на Водской дороге. Упом. 1421. НОВГОРОД.
8. Борисоглебский на Гзени. Упом. 1386. НОВГОРОД.
9. Варварин на Черницыной. Упом. 1138. Женский. НОВГОРОД.
10. Введенский с Маяты. Упом. 1495. ПАРФИНСКИЙ РАЙОН.
11. Вельевская Троицкая Галилейская пустынь. 1659. ДЕМЯНСКИЙ РАЙОН.
12. Взвадский (Звадский) Спасский. Упом. 1501. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
13. Видогощский Троицкий. 1402. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
14. Волокодержковский Никольский. Упом. 1581. БОРОВИЧСКИЙ РАЙОН.
15. Воскресения на Красном Поле. 1415. НОВГОРОД.
16. Воскресения на Мячине. Упом. 1136. Женский. НОВГОРОД.
17. Вяжищский Никольский. Упом. 1411. Женский с 1989. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
18. Гдицкий (Вдицкий) Параскевин. Упом. 1628. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
19. Голинский Никольский. Упом. 1498. ШИМСКИЙ РАЙОН.
20. Гордеева Архангельская Боровенская пустынь. Упом. 1550. ОКУЛОВСКИЙ РАЙОН.
21. Горнецкий Спасский. Упом. 1490. МАЛОВИШЕРСКИЙ РАЙОН.
22. Городенский Покровский. Упом. 1499. БАТЕЦКИЙ РАЙОН.
23. Двенадцати апостолов на Чудинцеве. Упом. храм 1230, мон.1432. Женский. НОВГОРОД.
24. Дворецкий в Холме. Сущ. XVII в. ХОЛМСКИЙ РАЙОН.
25. Демянский Успенский. Упом. 1495. ДЕМЯНСКИЙ РАЙОН.
26. Деревяницкий Воскресенский. 1335. Женский с 1875. НОВГОРОД.
27. Десятинный Рождества Богородицы. Упом. 1327. Женский. НОВГОРОД.
28. Евфимиев в Плотниках. 1197/98. Женский. НОВГОРОД.
29. Едровский Никольский. Упом. 1581. ВАЛДАЙСКИЙ РАЙОН.
30. Железковская Предтеченская пустынь. 1902. БОРОВИЧСКИЙ РАЙОН.
31. «Забудущие родители» Параскевина пустынь. 1906. БОРОВИЧСКИЙ РАЙОН.
32. Зарецкая (позднее Загорицкая) Рождества Богородицы пустынь (с.Бронница). Упом. 1598 — женская, упом. 1764 — мужская. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
33. Званский Знаменский. 1869. Женский. ЧУДОВСКИЙ РАЙОН.
34. Зверин Покровский. Упом. 1148. Женский. НОВГОРОД.
35. Иверский Святоозерский. 1653. ВАЛДАЙСКИЙ РАЙОН.
36. Ильинский в Прусском заполье. Упом. храм 1416/17, мон. 1495. Женский. НОВГОРОД.
37. Иоанна Богослова на Витке. Храм 1353/54, монастырь упом. 1617 — женский. НОВГОРОД.
38. Кириллов (Мало-Кириллов). Упом. 1196. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
39. Клопский Троицкий. Упом. 1412. Женский в 1913-1919. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
40. Ковалев Спасский. 1345. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
41. Козмодемьянский на Красном Поле. Упом. 1461. НОВГОРОД.
42. Козмодемьянский Старорусский. 1408. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
43. Колмов Успенский. 1310. НОВГОРОД.
44. Коломецкий Троицкий. Упом. 1421. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
45. Короцкий Покровский. 1644. Женский с 1864. ВАЛДАЙСКИЙ РАЙОН.
46. Косинский Никольский. Храм 1220. Женский с 1896. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
47. Кречев Никольский Старорусский. 1443. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
48. Крутецкий Никольский. Упом. 1581. ХВОЙНИНСКИЙ РАЙОН.
49. Ксенофонтова Никольская пустынь. Начало XV в. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
50. Лазарев в Неревском конце. Упом. 1300. НОВГОРОД.
51. Леохновский Спасский. 1556. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
52. Лисицкий Рождества Богородицы. Упом. 1391. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
53. Лятский Никольский. 1356. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
54. Медовский Воскресенский. Упом. 1582. ХОЛМСКИЙ РАЙОН.
55. Медовский Троицкий. Упом. 1710. Женский. ХОЛМСКИЙ РАЙОН.
56. Менюшский Троицкий. Упом. 1668. ШИМСКИЙ РАЙОН.
57. Миголощская Владимирская пустынь. Упом. 1595. ХВОЙНИНСКИЙ РАЙОН.
58. Молвотицкий Рождества Богородицы. Упом. 1495. МАРЕВСКИЙ РАЙОН.
59. Молочков Успенский. Сущ. в нач. XVI в. (Спасский с Мильца), 1539 ( храм Успения). СОЛЕЦКИЙ РАЙОН.
60. Мостищский Никольский. 1412. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
61. Невская пустынь (близ с.Налючи). Упом. 1677. ПАРФИНСКИЙ РАЙОН.
62. Никандрова Троицкая Городноезерская пустынь. Упом. 1581. Женская с 2014. ЛЮБЫТИНСКИЙ РАЙОН.
63. Николо-Бельский. 1312/13. НОВГОРОД.
64. Николо-Липенский. Храм 1292/94. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
65. Николо-Островский. Храм 1197. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
66. Николо-Полистовский. Упом. 1499. ЧУДОВСКИЙ РАЙОН.
67. Никольский в Воротниках. Упом. 1528. НОВГОРОД.
68. Никольский в Чудинцевом заполье. 1390. НОВГОРОД.
69. Никольский в Моркиничах. Упом. 1573. МАЛОВИШЕРСКИЙ РАЙОН.
70. Никольский на Глинке (севернее Новгорода). Упом. 1615. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
71. Никольский на Голыневе. Упом. 1581. Женский. НОВГОРОД.
72. Никольский на Холопьем Городке. Храм 1417, мон. упом. 1581/83. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
73. Никольский Старорусский. Храм 1371, мон. упом. 1497. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
74. Ореховский Никольский. Упом. 1621. Женский. МОШЕНСКОЙ РАЙОН.
75. Осиновская Никольская пустынь. Упом. 1581. БОРОВИЧСКИЙ РАЙОН.
76. Отенский Трехсвятительский. Упом. 1420. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
77. Охонский Никольский. Упом. 1564. ПЕСТОВСКИЙ РАЙОН.
78. Павлов на Варецкой. Храм 1224, мон. 1238. Женский. НОВГОРОД.
79. Пантелеймонов. Упом. 1134. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
80. Папоротский Никольский. 1403. МАЛОВИШЕРСКИЙ РАЙОН.
81. Передольский Покровский. Упом. 1498. Женский. БАТЕЦКИЙ РАЙОН.
82. Перекомский Никольский. 1407, на новом месте 1545. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
83. Перынский Рождества Богородицы. Храм XIII в., мон. упом. 1386. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
84. Петропавловский на Сильнище. Храм 1185/92. Женский. НОВГОРОД.
85. Петропавловский Старорусский. Упом. 1497. Женский. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
86. Пиросская Никольская пустынь. Упом. 1664. БОРОВИЧСКИЙ РАЙОН.
87. Подлютовский Воскресенский (д.Подлитовье). Упом. 1555. КРЕСТЕЦКИЙ РАЙОН.
88. Полновский Успенский. 1873. Женский. ДЕМЯНСКИЙ РАЙОН.
89. Понедельский Никольский. Упом. 1386. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
90. Пустошский Покровский. Упом. 1499. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
91. Рабежская Троицкая пустынь. 1697. ДЕМЯНСКИЙ РАЙОН.
92. Радоковицкий Успенский. 1357. Женский. НОВГОРОД.
93. Рдейская Успенская пустынь. Упом. 1666. Женская с 1886. ХОЛМСКИЙ РАЙОН.
94. Реконская Троицкая пустынь. Упом. 1672. ЛЮБЫТИНСКИЙ РАЙОН.
95. Рождества Богородицы в Передках. Упом. 1539. БОРОВИЧСКИЙ РАЙОН.
96. Рождества Богородицы в Перетенке. Упом. 1651. ОКУЛОВСКИЙ РАЙОН.
97. Рождества Богородицы на Михалице. 1199. Женский. НОВГОРОД.
98. Рождества Христова на Красном Поле. Храм упом. 1226, мон. упом. 1386. НОВГОРОД.
99. Розважский Никольский. 1555. НОВГОРОД.
100. Росткин Предтеченский. Упом. 1179. Женский. НОВГОРОД.
101. Савво-Вишерский Вознесенский. Начало XV в. Женский в 1915-1919. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
102. Свято-Духов Боровичский. 1327. БОРОВИЧСКИЙ РАЙОН.
103. Свято-Духов Новгородский. Упом. 1162. Женский с 1786. НОВГОРОД.
104. Северская Предтеченская пустынь. Упом. 1681. ВОЛОТОВСКИЙ РАЙОН.
105. Семеновская Троицкая пустынь. Упом. 1598. ВАЛДАЙСКИЙ РАЙОН.
106. Сергиев на Полисти Старорусский. Упом. 1497. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
107. Ситецкий Андреевский. Упом. 1371. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
108. Скнятин Введенский. Упом. 1528 — женский, упом. 1695 — мужской. СОЛЕЦКИЙ РАЙОН.
109. Сковородский Михайловский. 1355. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
110. Сокольницкий Никольский. 1389. Женский. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
111. Спаса Нерукотоворного на Красном Поле. Упом. 1463. НОВГОРОД.
112. Спасо-Нередицкий. Храм 1198. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
113. Спасо-Оскуйская пустынь. Упом. 1583. МАЛОВИШЕРСКИЙ РАЙОН.
114. Спасо-Преображенский Старорусский. 1192. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
115. Спасо-Рождественский в Переездовском погосте (севернее Кречевиц). 1485. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
116. Спасо-Преображенская на Переходе пустынь. Упом. 1609. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
117. Спасский на Веренде. 1407. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
118. Спасский на Водской дороге. Упом. 1394. Женский. НОВГОРОД.
119. Сплавский Симеонов. Упом. 1535. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
120. Строиловский Варлаамиев. XVI в. ДЕМЯНСКИЙ РАЙОН.
121. Струпинский Никольский. Упом. кон.XIV в. ШИМСКИЙ РАЙОН.
122. Сутоцкий Никольский. Упом. 1498. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
123. Сырков Владимирский. 1548. Женский с 1712. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
124. Сытинский Успенский. Подворье Троице-Серг. лавры. 1570-е. Храм 1538. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
125. Темноостровская Иоакимовская пустынь. Упом. 1688. ВАЛДАЙСКИЙ РАЙОН.
126. Тиховская «Взыскание погибших» пустынь. 1913. Женская. ЛЮБЫТИНСКИЙ РАЙОН.
127. Ужинский Ильинский. Упом. 1501. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
128. Усекновения в Моревской слободе (д.Новая Русса). Упом. 1560. МАРЕВСКИЙ РАЙОН.
129. Успенский на Волотове поле. 1352. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
130. Успенский Старорусский. Вт.пол. XIV в. Упом. 1497. Женский. СТАРОРУССКИЙ РАЙОН.
131. Усть-Воломский Рождества Богородицы. Упом. 1495. КРЕСТЕЦКИЙ РАЙОН.
132. Хутынский Спасо-Преображенский. Храм 1192. Женский с 1994. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
133. Шилов Покровский. 1310. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.
134. Юрьев. 1030. НОВГОРОДСКИЙ РАЙОН.

Новгородская область — монастыри

Популярные направления

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь — действующий православный монастырь в 10 км. от города Валдай. Один из. подробнее

Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь — действующий православный монастырь в городе Боровичи Новгородской области. подробнее

Спасо-Преображенский монастырь — бывший православный монастырь в городе Старая Русса Новгородской области. Ныне не действует, является. подробнее

Свято-Троицкая Рёконьская пустынь — возрождающийся православный мужской монастырь в Любытинском районе Новгородской области. подробнее

Свято-Юрьев мужской монастырь — действующий православный монастырь в городе Великий Новгород на берегу реки Волхов. Один из самых древних. подробнее

Перынский Рождества Богородицы скит — действующий мужской малый монастырь в городе Великий Новгород. Находится недалеко от Свято-Юрьева. подробнее

Николо-Косинский женский монастырь — действующий православный монастырь в 3-х км. от города Старая Русса Новгородской области (дер. Косино). подробнее

Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь — действующий православный монастырь в городе Великий Новгород, в деревне Вяжищи. подробнее

Десятинный Рождества Пресвятой Богородицы монастырь — недействующий православный монастырь в городе Великий Новгород. Памятник архитектуры. подробнее

Свято-Духов монастырь — недействующий православный монастырь в городе Великий Новгород на улице Мусы Джалиля-Духовской. подробнее

Топ 15 — монастыри Новгородской области

Монастыри Новгородкой области – неотъемлемая часть культурных ценностей России. В большинстве своем они являются функционирующими. Православные паломники стремятся сюда, чтобы поклониться святыням в виде исцеляющих икон, древних фресок, мощей праведников. Мужские и женские действующие монастыри находятся как в черте города, так и за его пределами.

Туристы с интересом знакомятся с культовыми стародавними строениями. Интерес вызывают история их создания, впечатляющие фасады и интерьеры построек. На просторных территориях обителей размещаются церковные сооружения с главным собором. Здесь проводятся торжественные литургии в дни православных празднеств, а также таинства венчания и крещения.

Главные монастыри Великого Новгорода и Новгородской области

Самые известные и интересные православные мужские и женские обители. Святые места, список, фото с названиями и описанием!

Свято-Юрьев

Появилось деревянное здание монастыря в 1030 г. Возвели его в честь Георгия Победоносца, но в древнерусском языке была принята упрощенная форма этого имени – Юрий. Потому монастырь стали называть Юрьевым. Одна из древнейших церковных построек в России через 100 лет стараниями строителей превратилась в каменную. С тех пор обитель почти сохраняет свой облик и завораживает гармоничностью пропорций и величием.

Свято-Духов

Мужской монастырь в Боровичах. Его появление датируется 1162-м годом. Сначала обитель возвели из дерева. В середине XIV в. она расширилась за счет каменного храма Святого Духа, позднее на территории появились и другие культовые здания. С послереволюционных 20-х гг. XX в. монастырский комплекс числился недействующим. В наше время его строениями являются и церкви – Троицы, Святого Духа.

Валдайский Иверский

Мужской монастырь построили на Сельвицком острове Валдайского озера в 1653 г. Распорядился его возвести патриарх Никон. Его Святейшество и заложил первый камень в основание лавры. Ее центром стал Успенский собор, где сохранилась икона Иверской Богоматери. Прародителя для потомков сберегли иконостас, массивные дубовые двери в изразцах. Над их созданием трудились мастера, строившие Новоиерусалимский монастырь.

Николо-Вяжищский

Женская обитель – ставропигиальная. Ее появление в XIV в. благословили священник Пимен и иноки Игнатий, Галактион, Ефросин. В 1411 г. в обители выстроили храм на том месте, где верующим предстал Николай Чудотворец. Сегодня в духовной колыбели преподобного Евфимия II, архиепископа Новгородского, сохранились многие святости. Это его захоронение и частицы останков – Николая Чудотворца, праведника Антония Римлянина Новгородского и благословенной Матроны Московской.

Николо-Косинский

Основан монастырь как мужской в XIII в. при содействии монахов Константина и Космы. Тогда возвели деревянную лавру. Храмы в камне, разоренные в Смутное время, восстановлены в 1620-х гг., а в 1764-м обращены в приход. Женская богадельня создана в 1885-м, в 1896-м появился женский монастырь. Закрытый в 1920-м и пострадавший в ВОВ комплекс сегодня радует восстановленной церковью во имя святителя Николая.

Михайло-Клопский

Местоположение мужского монастыря – прибрежье реки Веряжи. Впервые лавра упоминается в 1408 г., что связывается с первым приходом в нее св. Михаила Клопского. Спустя 4 года на монастырской территории возведена деревянная Троицкая церковь на Клопске, через пятилетие – каменная. В 1569 г. храм по велению Ивана IV Грозного разобрали, вместо него появился большой собор. В перестроенном виде он и сохранился до наших дней.

Варлаамо-Хутынский

Монастырь появился благодаря св. Варлааму Хутынскому в XII в. на «худом месте». Но власть злых сил исчезла после молитв праведника. Сначала была построена церковь Спаса Преображения. В XVI–XIX вв. возник архитектурный комплекс со святой горкой с часовней имени блаженного, святым колодцем. В Преображенском соборе упокоены мощи св. Варлаама, в притворе апостола Иоанна Богослова похоронен Г. Р. Державин – русский поэт.

Свято-Троицкий Никандров

Основал в XVII в. пустынь преподобный Никандр Городноезерский. Когда церковь Всемилостивого Спаса сгорела, вместо нее построили часовню. По указу царицы Екатерины II монастырь упразднили, каменный храм построили в 20-е гг. XIX в. Его в 1831 г. освятили во имя Святой Троицы. При большевиках храм пришел в запустение. Восстанавливали монастырь уже в XXI в., а с лета 2002 г. в храме стали проводиться литургии.

Антониево-Леохновский

Стоит лавра на реке Волхов с 1106 г. благодаря преподобному Антонию и епископам Никите и Нифонту. Возведенный каменный собор в 1125 г. расписали фресками. В XVII в. монастырь разорили шведы, а приступили к его восстановлению в 1630 г. Тогда же сюда перенесли останки св. Антония. В 1788 г. церковное строение сгорело, вместо него возвели новый храм. После 1917 г. монастырь закрыли, восстановили только в 1991 г.

Перынский скит

Пустынь в долине Перынь назвали по имени бога Перуна, в честь которого в прошлом здесь возвели языческое святилище. В 995 г. на этом месте построили деревянный православный храм. Его в летописи 1386 г. упоминали, как сожженный. Каменную церковь Рождества Богородицы возвели в XIII в. из известняка и тонкого кирпича. Основанный позднее монастырь в 1611 г. разорили шведы. Сохранилось до наших дней высокое церковное сооружение.

Недействующие монастыри

Памятники церковной архитектуры – заброшенные и восстанавливаемые монастыри!

Зверин-Покровский

Впервые монастырскую деревянную церковь Покрова упомянули в летописи в 1148 г., когда ее уже уничтожила молния. Появившиеся впоследствии строения Звериного монастыря в 1721 г. закрыли, но спустя 6 лет восстановили. В XVIII в. этот и Николо-Бельский монастыри объединились. В 1899 г. обитель пополнилась Покровским собором. С приходом большевиков монастырь закрыли. Возвратили верующим собор в 1989 г.

Деревяницкий

Название исходит от реки Деревянки, где стоит монастырь. Первое его упоминание в летописях – в 1335 г., когда построили в камне храм Воскресения Христова в камне по распоряжению св. Моисея. Под конец XVII в. перестроенное церковное строение разрушилось, вместо него появился Воскресенский собор. Позднее территория монастыря украсилась выложенной камнем церковью Успения Богородицы.

Старорусский Спасо-Преображенский

Лавру создал в 1192 г. игумен Мартирий. Спустя 6 лет построенный деревянный собор Спаса Преображения сгорел, новый в камне отстроили в 1442 г. Его иконостас, в 5 ярусов, – в византийском стиле. Украсила храмовый интерьера чудотворная икона Божией Матери. В монастыре хранятся части святых мощей 50-ти угодников. На монастырской территории до 1630 г. возвели церкви – Рождества Христова и Сретения Господня.

Десятинный

Монастырь входит в когорту старейших в Новгороде. Основание пустыни относят к началу XIV в., когда поставили церковь св. Богородицы. В 1397 г. возвели храм Рождества Богородицы, а в 1413 г. – церковь Иоанна Предтечи (она в камне). Поступательно в обители появлялись кельи-стены из камня, крипта, трапезница. В 1809 г. возвели звонницу в камне, перестроили в 1903 г. И сегодня она увенчивает монастырский ансамбль.

Рдейский Успенский

Поначалу на полуострове Рдейского озера существовал Преображенский мужской монастырь. В него входили и обители –Троицкая и Николо-Хвоинская. Монастырь упразднили в 1764г., в 1886 г. учредили женскую общину, превращенную в пустынь в 1893 г. В советский период ее закрыли. Сегодня в монастырском Успенском соборе частично сохранился уникальный иконостас из белого мрамора с витиеватой резьбой.

Монастыри Новгородской области

Один из старейших мужских монастырей, Духов монастырь был возведён в XII веке, а первое упоминание его в летописи датируется 1162 годом. Когда-то это был крупный монастырь, теперь он уже является недействующим — был упразднён в 1920-х годах. Сейчас монастырь состоит из церкви Троицы, церкви Святого духа, зданий настоятельного и северного сестринского корпуса. Монастырь поначалу был полностью деревянным, каменные строения на его территории стали появляться с середины XIV века. Первым каменным зданием был храм Святого духа, в XVI веке игумен Иона велел перестроить церковь Троицы.

Этот комплекс зданий известен не только тем, что в них располагается Государственный музей художественной культуры Новгородской земли и Союз художников России. Десятинный монастырь — одна из старейших построек Новгорода, основанная предположительно в начале XIV века. В летописях упоминается с 1327 года. Существует множество гипотез по поводу названия монастыря, одна из них — его расположение на так называемой «десятине», земле князя. Одна легенда связана с монастырём: основание его приписывается княгине Феодосии Мстиславовне, которая была матерью Александра Невского, а монастырь основала в честь победы над суздальцами, нападавшими на Новгород в 1170 году.

Антониев монастырь был когда-то одним из самых главных новгородских монастырей, центром религиозной жизни Великого Новогорода. Стоящий на северной стороне города, на правом берегу Волхова монастырь был по легенде основан 8 сентября 1106 года преподобным Антонием, приплывшем в Новгород на скале. Скорее всего, он был из Киево-Печерского монастыря, и его земляки, епископы Никита и Нифонт, оказали ему поддержку, только епископ Иоанн, новгородский владыка, был против этого шага — в этом видно стремление Великого Новгорода быть полностью независимым от Киева. Но Антоний успел возвести каменный собор, который в 1125 году был расписан фресками.

Монастырь, именуемый Юрьевым, поставлен в честь Георгия Победоносца, но из-за частого использования упрощённой формы имени — Юрий, распространённой в древнерусском языке, несколько изменил своё название. Монастырь является одной из древнейших церковных построек в России, основание его датируется 1030 годом. Как и многие постройки тех лет, монастырь изначально был деревянным , но спустя сто лет было возведено здание каменного храма. С тех пор эта удивительная по гармоничности пропорций постройка мало изменилась и по сей день завораживает каждого своим безмолвным величием.

Перынский скит располагается в урочище под названием Перынь, названном так из-за находившегося там когда-то языческого святилища, посвященного Перуну. Эти сведения подтверждают раскопки, проводившиеся в 1951-1952 годах. На месте святилища в 995 году возник деревянный православный храм и, вероятно, монастырь. Два века судьба храма была почти никому не известна, только в летописи под записью, датированной 1386 годом, храм упоминается как сожженный. Главная достопримечательность Перынского Скита, каменная церковь Рождества Богородицы, возникла в первой четверти XIII века и была построена из известняка и тонкого кирпича.

«Худым», то есть нехорошим считалось то место, на котором возвели монастырь. На землях правого берега Волхова обитали, по мнению людскому, злые силы. Монах Варлаам, пришедший туда молиться, усердно возносил хвалы свои Господу, и привиделся Варлааму князь Ярослав, благословивший его. Тогда-то и построил Варлаам на месте этом келью и деревянный храм, а позже — храм каменный. Архиепископ Григорий освятил её 6 августа 1192 года. Но был тот храм разрушен, и построили в 1515 году там Спасо-Преображенский собр, ставший главной постройкой Хутынского монастыря.

Стоит этот монастырь на реке Веряже. Первое упоминание его относится к 1408 году — именно тогда приходит в монастырь святой Михаил Клопский. В 1412 году, как говорит новгородская летопись, построили на территории монастыря Троицкую церковь на Клопске, а уже в 1419 году на месте её возник каменный храм, сооруженный всего за 60 дней — очень короткий срок для того времени. Троицкая церковь почти до самого конца XVI века была единственной каменной постройкой на территории монастыря.

Этот ставропигиальный женский монастырь был основан в последней четверти XIV века священником Пименом и тремя иноками- Игнатием, Галактионом и Ефросином. В 1411 году монастырь впервые был упомянут в летописи в связи с постройкой храма на тот месте, где произошло чудесное явление Николая Чудотворца. В монастыре духовно вырос Евфимий II, известный своим сопротивлением объединению Новгородской республики с Московским княжеством. В летописи его нарекли «Евфимием Вящижским» по названию места, где располагался монастырь — прозвание это далось из-за любви Евфимия II к этому месту.

Деревяницкий монастырь, ныне недействующий, располагается на правом берегу реки Деревянки, которой обязан своим названием. Монастырь стал упоминаться в летописях с 1335 года, соответственно, основан он был приблизительно в начале XIV века. По легенде. монастырь основал святой Моисей. Смута лишила монастырь его колоколов, значительно позже обнаруженных и выловленных в водах Финского залива. Первой постройкой в монастыре была церковь Воскресения. В самом конце XVII века из-за её плохого состояния она подверглась полной перестройке, но, по-видимому, некачественной, так как через два года церковь рухнула, и на её месте возвели Воскресенский собор, позже обзаведшийся дополнительными приделами.

На Соловецких островах у Валдайского озера находится известный на весь мир Иверский мужской монастырь. Первый камень заложен после смутного времени на Руси, в 1653 года патриархом Никоном. Прошло 300 лет, но здание и теперь хранит свое величие и красоту. В центре возвышается Успенский собор, в котором и хранится икона Иверской богоматери. В прекрасном состоянии сохранился иконостас, большие дубовые двери с изразцами работ мастеров, которые затем возводили Новоиерусалимский монастырь.

Часовня-усыпальница Панаевых представляет собой красивую часовню, расположенную на возвышености. Она была построена в саду на северо-востоке обители с благословения архимандрита Лаврентия. Внутри усыпальницы хранятся каменные саркофаги с прахом семьи Панаевых. Через нижнюю дверь можно попасть во внутрь усыпальницы. От входа с двух сторон расположена металлическая лестница. Фасад часовни оформлен треугольными фронтонами. Крыша имеет палаточную форму. Постройка завершается шатром, который увенчан крестом.

Боровичи — это духовный город. Здесь есть церкви, соборы, монастыри. Именно в этом городе находится один из самых древних монастырей России. Это Свято-Духов монастырь. Есть много версий его возникновения, но самой распространенной и общепринятой легендой является та, которая говорит, что его основателями были монахи-отшельники. Они тщательно подошли к выбору места под монастырь.

Монастыри Новгородской области — сокровища русской земли

Великий Новгород на протяжении всей своей истории был в гуще исторических событий. Это был город ремесленников, через него проходил путь «из варяг в греки», что способствовало его развитию и возвышению.

Старая Ладога, а затем и Новгород – две северные столицы Руси, бывшие в X–XIII вв. следующими после Киева городами по своему значению.

Новгород со своим вече до XVI века был оплотом средневековой феодальной демократии, которая в итоге была уничтожена Иваном Грозным.

На Новгородской земле усилиями князей Рюриковичей, принявших православие, от Ярослава Мудрого до Ивана III, возводились храмы.

В период правления Ярослава Мудрого появляется Новгородская иконопись, развивается грамотность, возводятся первые монастыри. Сегодня это мировые памятники архитектуры, включенные в перечень объектов ЮНЕСКО.

В наши дни растет интерес к памятникам архитектуры. Новгород стал известным туристическим центром. Монастыри новгородской области привлекают к себе внимание красотой архитектуры и природы, окружающей их.

По данным статистики, город ежегодно посещают более тридцати тысяч туристов из-за рубежа и не менее двухсот тысяч российских туристов.

Монастыри Новгородской области

Особый интерес у приезжающих туристов вызывают древнерусские монастыри. А их в Новгородской области много.

В 1030 году Ярославом Мудрым был основан Свято-Юрьев мужской монастырь. Он расположился на берегу Волхова на месте его впадения в озеро Ильмень.

В начале XII века основан Покровский Зверин женский монастырь. В середине XII века появился Свято-Духов мужской монастырь. Он упоминается с 1162 года. В Смутное время подвергся разорению и был сильно разрушен. После революции закрыт, в его корпусах разместили фабрику.

В конце XII века основан Варлаамо-Хутынский монастырь, получивший известность в XV в. после посещения его Иваном III. Пострадал во время Великой Отечественной войны, в 1994 году возрожден как женский монастырь.

Многие монастыри Новгородской области – действующие. Есть и те, которые нуждаются в восстановлении. Их много, и обо всех в одной статье не рассказать – получится целая книга. Расскажем о двух – Рдейском и Иверском.

Рдейский Успенский монастырь

Появился он в середине XVII века среди непроходимых топей на берегу Рдейского озера. Место для обители было выбрано на выступающем участке суши, окруженном с трех сторон водой.

Судьба монастыря с самого начала складывалась неудачно. В 1764 году с принятием закона о секуляризации монастырская земля отошла в доход государства, а все имущество было роздано другим обителям.

Приход Успенского собора в связи с его отдаленностью и труднодоступностью был переведен в деревню Наволок. После этого территория монастыря постепенно пришла в запустение.

Возрождение началось в конце XIX века. Начиная с 1880 года, его судьба тесно связана с деятельностью купца Мамонтова, который становится попечителем обители.

Он добивается, чтобы приход вновь перешел под своды Успенского собора — единственного каменного здания среди пустынных болот. И уже начавшего разрушаться без надлежащего ухода.

На территории монастыря возникла и стала действовать православная женская община.

Через некоторое время община была преобразована в женский монастырь «Успенская Рдейская общежительная пустынь».

В 1902 году на средства купца А. Н. Мамонтова был заново отстроен новый собор, так как старый по заключению приглашенной комиссии был признан аварийным.

Трагична судьба обители в послереволюционное время. Она просуществовала дольше других — до 1937 года. Отделенный от мира непроходимыми болотами, монастырь надеялся, что его не тронут. Но комиссары из НКВД пришли и сюда. Последний настоятель монастыря, иеромонах Димитриан, был арестован и расстрелян в декабре 1937 года.

В наши дни Рдейский монастырь Новгородской области находится в плачевном состоянии. В здании Успенского собора во многих местах отсутствует кровля, фундамент и кладка прорастают кустарником и постепенно разрушаются.

Сейчас приняты меры к его консервации и дальнейшему восстановлению. О судьбе храма заботятся общественные организации и благотворительные фонды. Обитель нуждается в помощи и восстановлении. Найти его можно по карте:

Иверский монастырь

Основан в XVII в. в царствование Алексея Михайловича. Непосредственным инициатором строительства обители и дальнейшего ее устроения был патриарх Никон.

По преданию, все началось с поездки Никона, тогда еще игумена Кожеозерского монастыря, в Соловецкую обитель с целью перенесения мощей патриарха Филиппа в Москву.

На обратном пути, когда он проплывал по тихим водам среди безмолвия окружающей природы Валдая, ему пришла мысль основать в этих местах монастырь. Задремав, во сне он увидел святителя Филиппа, который благословил его на устройство монашеской обители на Валдае.

По прибытии в Москву Никон спустя месяц получил сан Патриарха и сразу же приступил к реализации своего замысла.

Он решил устроить монастырь на одном из островов Валдайского озера по подобию Иверского монастыря на Афоне. Так возник Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь.

Из Москвы были специально вызваны самые опытные зодчие и плотники. Ввиду особого расположения царя Алексея, которым пользовался Никон, монастырю был придан особый статус, равнявший его с древними монастырями.

Во владения монастыря отошли и озеро Валдай, и село вместе с близлежащими деревнями и крестьянами.

В дальнейшем монастырь стал распространять книгопечатание и грамотность, обзавелся богатой библиотекой. В нем появилась своя типография. Все монастыри Новгородской области отличаются просветительской деятельностью. Это наследие Ярослава Мудрого.

После революции судьба монастыря складывалась более благополучно, чем у многих других. Он избежал разорения, в нем разместили архив. В годы войны в нем был госпиталь. Иверский монастырь Новгородской области возобновил свое служение.

Сейчас в монастыре совершаются богослужения с 7 до 9 утра и с 18 до 20 по будням; с 9 до 12 и с 18 до 21 по воскресеньям и праздникам.

Заключение

Русская земля хранит много духовных сокровищ, соприкасаясь с которыми, нельзя не задумываться и о смысле своей жизни, и о единении всего живущего на земле.

Русская история богата примерами самопожертвования и служения. Монастыри Новгородской области – это не просто красивые памятники архитектуры. Для русского человека они всегда были основанием веры и стойкости.

Рдейский Успенский монастырь

Рдейский монастырь находится на юго-западе Новгородской области, и почти что вплотную прилегая к границе с псковской областью. Он стоит на берегу озера Рдейское, на противоположном берегу которого начинается одноименный заповедник. Озеро со всех сторон окружено Рдейским болотом, самым большим болотом в Европе.

Рдейский монастырь расположен в Холмском районе Новгородской области, на восточном берегу озера Рдейское (из него вытекает река Редья, впадающая в озеро Ильмень — бассейн Невы), на территории Рдейско-Полистовского болотного массива.

Дата основания Рдейского монастыря не дошла до наших дней, но известно, что со второй половины XVII века он относился к Новгородской епархии. В 1666 году на территории обители строится деревянный храм во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, а 1699 году — деревянный храм во имя Преображения Господня. После пожара 1700 года на месте храма Зосимы и Савватия начинается строительство каменного храма Успения Пресвятой Богородицы, которое продолжается до 1710 года. До середины XVIII века монастырь процветал, но позже начался упадок, и в 1764 он был упразднен с передачей имущества другим монастырям, а территории государству. Следующие сто лет действующей оставалась одна Успенская церковь, пока в 1885 году не была создана Богородицко-Успенская женская община с детским училищем, в 1893 году ставшая пустынью. Большую поддержку обители оказал меценат купец Александр Николаевич Мамонтов, и к 1890 году на территории монастыря появились часовня, жилые корпуса, трапезная, амбары и другие постройки, обновляется ограда. Из-за ветхости старой Успенской церкви в 1898 году на ее месте архитектор Борютин начал строительство нового пятиглавого храма, рассчитанного на 750 человек. Благодаря щедрым пожертвованиям Мамонтова, при возведении храма использовались передовые технологии. Неподалеку располагался кирпичный завод, для бесперебойного снабжения стройки кирпичом; отопление, по проекту, было паровым, с использованием котлов Демидова. Внутренняя отделка поражала своим великолепием. Ее доминантой стал иконостас из Венецианского мрамора работы московского мастера Захарова, иконы также писались московскими мастерами. Пол был выложен мраморной плиткой, окна украшали витражи и узорчатые кованые решетки. После освящения храма осенью 1902 года в него была перенесена главная святыня обители — чудотворная икона Успенской Божьей Матери, паломники ехали издалека поклониться ей. После революции в монастыре начались волнения среди послушниц, сменилось несколько настоятельниц. Обитель просуществовала до 30-х годов XX века, после монастырь был закрыт, но в нем продолжали жить монахини, приезжали паломники на исцеление. Во время войны была взорвана колокольня и сильно пострадал Успенский собор, а то, что уцелело, не пощадили местные жители и приезжие туристы.

Зачем ехать в Рдейский монастырь: место считается культовым и труднодоступным, хотя за последние годы поток туристов резко возрос; живописны пейзажи Рдейского болота и Рдейского озера, сам монастырь также интересен остатками былой роскоши.

Сейчас от бывшего монастыря сохранились остатки ограды, Успенский собор и полуразрушенное монастырское кладбище. Снаружи Собор частично утратил свою белоснежную штукатурку и сейчас во многих местах красно-кирпичного цвета. На боковых куполах еще держатся кресты, но сами купола полуразрушены. Внутри собора можно осмотреть фрагменты росписей, мраморный иконостас (частью он разбит и лежит кусками на полу), почти все батареи отопления вырваны со своих мест, но котел отопления находится в подвале. На окнах кое-где остались кованые решетки с оригинальными узорами. На стенах собора и даже под куполом много надписей, датированных 40-80 годами прошлого века, сейчас же ведется журнал посетителей, в котором каждый может оставить запись о своем посещении. Некоторым удается забраться на основание куполов, откуда открывается панорама окрестностей. Последнее время в соборе проводятся службы, сделан небольшой иконостас, можно помолиться и поставить свечку. Памятники на кладбище повалены и разбиты, но еще можно прочитать даты захоронений.

Но, несмотря на такое плачевное состояние, Рдейский монастырь, чудесно вырастающий из лесной чащи, притягивает все больше и больше паломников, которые возвращаются из этих мест просветленными, а многие приезжают потом еще раз. Есть случаи чудесного исцеления. Возможно, пройдет еще десяток лет, и мы снова увидим белоснежный Успенский собор во всей его красе, а по болоту будет разноситься колокольный звон.

Проезд. Монастырь расположен на стыке двух областей — Новгородской и Псковской, на берегу Рдейского озера, в 84 км от Старой Руссы. Дорога к нему идет через обширное Рдейское болото. Зимой в монастырь можно попасть на лыжах (3.5 часа чистого хода в одну сторону); если сухая осень, можно добраться до монастыря пешком. Весной и летом идти нежелательно — сыро и много комаров. Оптимальный (12 км) маршрут начинается от деревни Наволок, от нее на юг идет полевая дорога (зимой накатанная снегокатами трасса), идя по которой, вы попадете в небольшой лес (на входе табличка «Государственный природный заповедник Рдейский»). Лесом идти не более получаса в сторону юго-востока, затем вы выходите на просторы Рдейского болота. Зимой ориентиром служат колеи снегокатов, летом трассы вездеходов. В хорошую погоду издалека можно увидеть купола Успенского Собора, идти до них остается около 7 км. В непосредственной близости от монастыря видны остатки старой монастырской дороги, которая выведет вас прямо к стенам бывшей пустыни. Есть обратный вариант — через деревни Каменка и Высокое (последняя, по-видимому, уже опустела), где можно переночевать у местных жителей. Не забывайте, что Рдейское болото — уникальный биологический объект, в нем представлена флора и фауна, входящая в Красную Книгу. Не ездите по нему на машинах и вездеходах — это убивает нетронутую природу, колеи от них не зарастут еще много лет. Не бросайте мусор — его никто, кроме вас, убирать не будет, и Рдейское болото превратится в помойку.

Монастыри и пустыни новгородской области

Реконьская пустынь (или Рёконьская в других источниках) — это тихое местечко в Любытинском районе Новгородской области. Самое любопытное — это история о том, как простой старец судился с государством и выиграл.

Точная дата возникновения монастыря не известна, в документах новоявленная пустынь стала появляться в 1680 году, хотя достоверно известно, что возникли постройки раньше. Основана пустынь чуть ниже того места, где в реку Реконьку впадает Лебедин ручей. Стоит отметить, что самая древняя постройка из ныне сохранившихся, деревянная Троицкая церковь, сейчас находится в совершенно другом месте. Увидеть ее можно в музее Витославицы, в Новгороде.

Реконьская пустынь и ее история

Одна из местных легенд сообщает, что примерно в XIII веке местные охотники нашли на берегу речки Реконьки икону Живоначальной Святой Троицы. На святом месте был построен скит, куда стали прибывать первые монахи. Икона, главная святыня монастыря, подробно описывалась 1862 году, в сохранившемся рукописном описании пустыни. Говорилось, что “нарисована она дикими красками и имеет вид древности неприкосновенной”. К сожалению, в наши дни икона утеряна.

Более точные данные о жизни пустыни мы можем прослеживать с конца XVII века, когда в 1685 году Реконьский монастырь перешел в ведение Тихвинского Успенского монастыря. Самой древней из сохранившихся построек является деревянная Троицкая церковь, которой более 300 лет. До революции в ней хранился большой закладкой крест из липы, на котором была оставлена надпись об освящении церкви.

Произошло это 3 октября 1676 года, освятил строитель — старец Арсений. Согласно сохранившимся документам, царь Алексей Михайлович пожаловал пустыни 1800 десятин земли. По описи 1686 года, в составе новоявленного Реконьского монастыря значилась церквушка, ограда, двое ворот, конюшня и коровник. Что примечательно, к 1748 году ничего не изменилось, священник и дьяк, составлявшие опись имущества, особо отметили, что все строения очень ветхие. В 1764 году монастырь был упразднен в ходе церковной реформы Екатерины II. Реконьская пустынь стала возрождаться в начале XIX века. Андрей Шапошников, получивший после принятия сана имя Амфилохий, создал удивительный, невероятный прецедент.

Он стал судиться с государством, и требовал вернуть церкви земли, которые “таинственным” образом сначала утекли в казну, а потом, неизвестно как, стали собственностью совсем уж случайных людей. в 1820 году и выиграл дело. С 1860 года старец Амфилохий и его подвижники начинают восстановление обители.

Старец Амфилохий

Кто же это такой, одинокий странник, однажды случайно забредший в эти дикие, полузаброшенные места и давший им новую жизнь? Известно о нем не много, так как не любил старец рассказывать о своей прошлой жизни.

Предполагается, что он родом и Риги, из семьи лютеранского священника. Отец хотел, чтобы Андрей продолжил его дело, однако мальчик еще в юные годы осознал, что ему ближе православие. Он поменял веру и имя, став Шапошниковым Андреем Ивановичем. Не известен и точный год рождения монаха. Единственным более-менее точным упоминанием являются документы 1855 года, где сам Амфилохий говорит о себе: “…находясь в преклонных летах около 85 лет”.
В юности Андрей поменял все. Взяв новое имя и новую веру, он отправился в дорогу. Был батраком и крестьянином, торговцем, ходил по монастырям. Был на Афоне и в Иерусалиме. Во время посещения Тихвинского успенского монастыря, блаженный Борис посоветовал молодому человеку Реконь, как место тихое и истинно святое. В те годы Реконь находилась в полном упадке. Постоянно жил здесь только пономарь Михаил Захаров.
В большие праздники добирались до сюда священники из Успенского монастыря и проводили службу. Шапошников поселился рядом с пономарем, помогал ему в хозяйстве. Однако тут судьба совершила неожиданным поворот — и полиция, обвинив Андрея в бродяжничестве, посадила его в Тихвинский острог.
Больше всего новоявленный заключенный боялся высылки к лютеранам, поэтому не открыл своего происхождения, и начал молиться день и ночь. Получив, наконец, царское прощение и позволение жить в Реконьской пустыни сторожем, Андрей Шапошников возвращается в полюбившееся им место.

По какой-то причине, пономарю новый сторож был в тягость, и он прогоняет будущего старца. Шапошников поселился недалеко, в землянке, и после смерти пономаря сразу вернулся в Реконь. В 1823 году в Тихвине Андрей постригается в монахи, облачается в схиму и принимает новое имя — схимонах Амфилохий.
Как выяснилось, в ходе бюрократических интриг, большая часть земель монастыря утекла в частные руки. Шапошников отправился в суд, требуя вернуть обители ее состояние. Дело не ладилось, однако Амфилохий не опускал руки. После Тихвинского суда был Новгородский, подключился Синод, Андрей дошел до самого императора, Александра I. В 1837 году подается новое прошение, уже на имя нового императора, Николая I. Во время судебных тяжб старца несколько раз сажали в тюрьму, но он не отступал от своих убеждений. К третьему заключению Андрея, из-за отказа назвать свое настоящее имя, приговаривают к наказанию плетьми и ссылке в Сибирь.

Однако вмешался Синод и спас неугомонного старца. Не смотря ни на какие преграды, дело завершается в пользу обители, хотя в это никто и не верил В 1854 году было установлено, что невозможно передать монастырю землю, находящуюся в частных руках. Поэтому пустынь получила хорошую компенсацию, и в 1860 году вышел отдельный императорский указ о восстановлении общежительного монастыря.

Вот так стараниями одного человека, сорок(!) лет не отступавшего от своих идей, был восстановлен монастырь и выигран суд против государства.

Старец Амфилохий принимал активное участие в восстановлении Реконьский пустыни, однако годы дали о себе знать. В поисках спокойной жизни, некогда энергичный человек удалился от восстановленной обители и поселился неподалеку, на сопке, в небольшой землянке. После смерти, прах старца был захоронен рядом с троицкой церковью. Были установлены дни почитания отца Амфилохия. И в наши дни, каждый год, духовные лица прибывают в Реконьскую пустынь и проводят службу 9 августа, в день представления.

Новая эпоха Реконьского монастыря

С Валаама приезжаем иеромонах Даниил, и становится настоятелей Реконьского монастыря. В марте 1865 года обитель 120 десятин новых земель — ему отходит территория Рудногорской лесной дачи.
Еще через пять лет началось грандиозное строительство. По чертежам профессора Щурупова возводятся два каменных комплекса, правобережный и левобережный. На правом берегу -собор и колокольня. На левом, рядом со старенькой деревянной Троицкой церковь, расположилась каменная церковь во имя пресвятой Богородицы, хозяйственные постройки. К сожалению, у обители практически не было времени на возрождение.

Началась революция и пустынь, так же, как и тысячи монастырей по всей стране, была разрушен. На территории бывших церквей был организован колхоз с циничным названием “Безбожник”, а во время Великой Отечественной войны, колокольня служила огневой точкой, из которой немецкие войска вели пулеметный обстрел. Не смотря ни на что, Свято-троицкий Реконьский монастырь живет. В наши дни церковь Пресвятой Богородицы активно восстанавливается руками неравнодушных людей, которые вот уже 15 лет каждый год приезжают сюда в августе почтить память старца Амфилохия.

Остальная часть обители пребывает в полуразрушенном состоянии, поэтому в 2009 году волонтеры, при поддержке фонда «Автокосмос», провели противоаварийные работы. Волонтеры строят деревянную церковь имени Святой блаженной Матроны Московской. В наши дни расчищается территория, вывозится мусор, устанавливаются окна и строятся новые жилые постройки для будущих духовных братьев возрожденной Рёконьской пустыни.

Как добраться

Ближайшем населенным пунктом является деревня Заозерье. Когда-то, на территории монастыря хоронили людей оттуда. От Заозерья до монастыря около 7 км. Проще всего добраться на собственном автомобиле, но в плохую погоду проезд будет сильно затруднен.

Из Москвы: поворот с трассы на Оскуй (будет в Чудово). Далее смотрите описание ниже.
Из Санкт-Петербурга: Через Кириши на Бугодощ, оттуда на деревню Лашино, через мост. а мостом поворот налево. Доезжаете до деревни Верхнее Заозерье. Дальше дороги практически нет есть только тропа. Тропа практически не проходима Пешком или на велосипеде так же можно доехать от ж.д. станции Хотцы, около 16 км. Выходим на дорогу в сторону деревни Тупик, идем до остатков бывшей узкоколейки. Дальше надо повернуть на узкоколейную дорогу и идти по ней 14-15 км. Желательно иметь с собой GPS-навигатор с отмеченными координатами, в лесу легко не заметить постройки. Расстояние от монастыря до села Тупик — около 16 км.

Монастыри и пустыни новгородской области

Седов В. В., Петров Д. А. Каменные храмы в городах, монастырях и погостах Новгородской земли

Хорошо известны памятники архитектуры в самом Новгороде. Однако каменное строительство в Новгородской земле не оценивалось и не изучалось. Здесь предпринята попытка дать, возможно, более полную сводку по строительству каменных храмов XIV—XVI вв. в пределах Новгородской земли.
В домонгольское время в городах Новгородской земли каменное строительство велось в Ладоге (5 храмов), Старой Руссе (1 храм) и в Торжке (храм Бориса и Глеба, по легендарным сведениям 1038 г.).
В XIV в. строительство ведется в Торжке, где сооружается Спасо-Преображенский собор 1364 г., формы собора аналогичны «большим храмам» Новгорода второй половины XIV в. (по гравюрам XVII—XVIII вв.). Сооружение собора было отмечено почти всеми русскими летописями. Под 1372 г. в числе каменных храмов упоминается ц. Климента в Торжке. Согласно Новгородской третьей летописи в этом городе в 1372 г. существовало три каменных церкви.
В Старой Руссе в XIV в. строится лишь один храм — Николы 1371 г. К XV в. относятся еще 5 храмов. Это — ц. Бориса и Глеба 1403 г., построенная новгородскими купцами-прасолами, ц. Георгия с бесстолпным приделом Благовещания 1410 г., и капитальная перестройка («реставрация») Спасо-Преображенского собора в Спасском монастыре архиепископом Евфимием II в 1442 г. К 1445 г. относится постройка ц. Дмитрия. Предполагаем, что ц. Мины на Торгу, ранее относимая в XIV в., была сооружена в середине XV в. (по архитектурным формам).
Летописью отмечены работы архиепископа Евфимия II по ремонту ц. Георгия в Ладоге в 1445 г. К этому же времени относится собор Никольского монастыря в Ладоге, построенный на основании стен собора XII в.
В Порхове известны три каменных храма: Никольский собор 1412 г., ц. Рождества Богородицы (по архитектурным формам может быть отнесена к первой половине — середине XV в.), а также и. Спаса с приделом Одигитрии (упоминается в 1584—1585 гг.), перестроенная в XVII—XVIII вв. В соседних с Порховым Опоках известны два храма: ц. Николая, придел Егория и монастырская п. Ильи, придел Благовещание (упомянуты в 1576, 1584—1585 гг.). В Вышгороде мы знаем о каменной ц. Михаила Архангела (упомянута в 1584—1585 гг.).
В Орешке существовала каменная ц. Спаса, позднее Иоанна Предтечи, известная по плану 1758 (упоминается каменная под 1568 г.). А. Н. Кирпичников относит храм к концу XV — началу XVI вв., считая его единовременным с «крепостными стенами московской поры». Характер плана позволяет нам предположить обычную четырехстолпную конструкцию, а не «бесстолпный храм с крещатым сводом». Вытянутый объем, крупная апсида церкви приближает ее к новогородским постройкам второй половины XV в. (п. Симеона в Зверине Монастыре 1468 г. и Николы в Гостинополье около 1475 г.).
В Яме раскопками А. Н. Кирпичникова открыт храм Михаила Архангела, датированный второй половиной XIV в. (Г. М. Штендер). Предполагаем, что эта церковь могла быть сооружена одновременно со строительством крепости в Яме Евфимием II в 1448 г. Об этом свидетельствует характер плана. В Копорье известен храм Преображения, опубликованный А. Н. Кирпичниковым и датированный Г. М. Штендером первой половиной — серединой XVI в. Однако полное совпадение планов и фасадов этой
28

церкви в ц. Варлаама Хутынского 1495 г. в Пскове позволяет нам передвинуть дату этого сооружения ко времени около 1500 г.
Есть сведения о существовании каменного храма XV—XVI вв. в Юрьевском монастыре в Кореле (И. П. Шаскольский).
Возможно существование каменного храма во «владычном городке» Молвотицы. Во время длительного строительства укреплений Ивангорода были сооружены каменные храмы Успения и Николы с конструкцией, необычной для русской архитектуры. В Ржеве в первой трети XVI в. сооружен Спасо-Преображенский собор.
Рассматривая вопрос о строительстве каменных храмов в Новгородской земле нельзя не упомянуть о многочисленных монастырских церквях XV—XVI вв. В представляемом списке мы опустили монастыри ближайшей новгородской округи. К XIV в. относится ц. Рождества Богородицы в Коневском монастыре (1398 г., строительство Арсения Коневского). К XV в. относятся храмы в следующих монастырях: ц. Преображения 1407 г. в Спасском Верендском (строительство архиепископа Иоанна); ц. Троицы 1415 г. в Видогощенском Преображенском, (то же); ц. Троицы, придел Николая, в Троицком Ксенофонтовом (1418 г.); ц. Троицы 1419 г. (строительство князя Константина Дмитриевича; ц. Николая 1443 г. (строительство архиепископа Евфимия II) в Кречевском; ц. Николая (того же времени?) в Косинском; четыре храма в Отней пустыни: а) Трех Святителей 1452 г. (строительство архиепископа Евфимия II, вновь построена архиепископом Ионой в 1462 г.); б) ц. Иоанна Предтечи 1462 г.; в) ц. Онуфрия Великого 1462 г.; г) трапезная ц. Николая 1463 г. (все — строительство Ионы); две церкви Савво-Вишерского монастыря: а) Покрова; б) Саввы Вишерского (обе—1464 г., строительство Ионы); две церкви в Перекомском монастыре: а) ц. Богоявления 1466 г. (строительство Ефрема Перекомского); б) ц. Николы, придел Ефрема (по описи 1581 —1582 гг. — на новом месте); ц. Николая (по архитектурным формам — 60-е гг. XV в.) Папоротского; ц. Николая (около 1475 г., строительство архиепископа Феофила в Гостинопольском; ц. Николая (по архитектурным формам — вторая половина XV в.) Медведицкого; ц. Николы (упомянута в 1500 г.) Никольского монастыря Грузинского погоста; ц. Николы и трапезная ц. Покрова (XV—XVI вв.) в Островском монастыре.
К XVI в. относятся церкви в следующих монастырях: три храма в Тихвинском: а) Успенский собор 1507—1515 гг. (строительство Дмитрия Сыркова, мастер Фрязин); б) трапезная ц. Рождества 1581 г., в) надвратная ц. Вознесения 1591 —1593 гг.; два храма в Александро-Свирском: а) Троицкий собор (XVI в.), б) трапезная ц. Покрова 1533—1536 гг. (мастер Игнатий); две церкви в Николаевском Беседном: а) ц. Николая, б) ц. Иоанна Предтечи (обе — после 1560 г.); собор Иоанна Богослова в Череменецком (середина XVI в., псковские мастера — Е. Н. Глезер); две Церкви Клопского монастыря: а) Троицкий собор 1562 г. (повторное строительство), б) трапезная ц. Николая того же времени; ц. Николы в Сторожевском (вторая половина XVI в. — Е. В. Кондратьева); ц. Николы в Андрусовой пустыни (упомянута в 1582—1583 гг.); трапезная ц. в Николо-Медведитском монастыре (по архитектурным формам — середина XVI в.).
Известно существование каменных храмов в погостах Псковской земли, однако исследователи не обращались к аналогичному материалу по Новгородской земле, так как не сохранилось ни одного памятника. Единственным точно датированным храмом в новгородских погостах является ц. Прокопия в погосте Прокофьевском на Белой Бежецкой пятины, построенная архиепископом Евфимием II в 1442 г. С большим основанием ко времени самостоятельности Новгородской земли относится ц. Николы в Бурегах, упоминаемая как каменная в 1500 г. В Вотской пятине известна каменная ц. Антония Онтоновского на Волхове погоста (упомянута в 1582 и 1583 гг.). В Шелонской пятине — четыре храма: ц. Рождества Богородицы с приделом «на полатех» Дубровенского погоста (упоминается в 1576, 1584—1585 гг.), ц. Успения Богородицы, придел Пятницы Карачюницкого погоста (упоминается в 1576 г.), ц. Николы Передольского погоста (упомянута в 1581 — 1582 гг.) и упомянутая ц. Николы в Бурегах (упоминается в 1500, 1581 —1582 гг.). В Деревской пятине — три храма: ц. Успения в с. Кунья гора на р. Хохуле Сытинского погоста (упоминается в 1581, 1582, 1620 гг.), ц. Троицы, придел Николы, в с. Сутоки Черенчетцкого погоста (упомянута в 1581 —1582 гг.), ц. Николы в Полоновском погосте (упомянута в 1620 г.). В Обонежской пятине — два храма: ц. Андрея Первозванного, придел Покрова, в Ондреевском Грузинском погосте (упомянута в 1582—1583 гг.), ц. Рождества Рождественского на Паше погоста (упомянута в 1582—1583 гг.). Возможно существование каменной ц. Троицы (XV в. ?) в с. Троица на берегу оз. Ильмень.
Приведенные сведения позволяют оценить масштаб строительства за пределами Новгорода и его ближайшей округи. Всего выявлен 71 акт строительства, из них (считая точно датированные) в XIV в. — 5 (4 в города, 1 в монастыре), в XV в. — 30 (11 в города, 17 в монастырях, 2 в погостах), в XVI в.— 13 монастырских церквей и собор в Ржеве. 10 храмов в погостах суммарно датируются XV—XVI вв. Интересно сравнить количество каменных храмов в погостах Псковской земли (около 25) и Новгородской (12). Полученные данные позволяют говорить об отсутствии в XIV—XV вв. крупных строительных центров в Новгородской земле. Исключение, может быть, составляют Старая Русса (6 храмов в городе, 2 в окрестностях) и район верхней Шелони (8 храмов).
В других областях каменные храмы сооружались, вероятнее всего, новгородскими артелями.

АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1987 год.

Монастыри и пустыни новгородской области

Седов В. В., Петров Д. А. Каменные храмы в городах, монастырях и погостах Новгородской земли

Хорошо известны памятники архитектуры в самом Новгороде. Однако каменное строительство в Новгородской земле не оценивалось и не изучалось. Здесь предпринята попытка дать, возможно, более полную сводку по строительству каменных храмов XIV—XVI вв. в пределах Новгородской земли.
В домонгольское время в городах Новгородской земли каменное строительство велось в Ладоге (5 храмов), Старой Руссе (1 храм) и в Торжке (храм Бориса и Глеба, по легендарным сведениям 1038 г.).
В XIV в. строительство ведется в Торжке, где сооружается Спасо-Преображенский собор 1364 г., формы собора аналогичны «большим храмам» Новгорода второй половины XIV в. (по гравюрам XVII—XVIII вв.). Сооружение собора было отмечено почти всеми русскими летописями. Под 1372 г. в числе каменных храмов упоминается ц. Климента в Торжке. Согласно Новгородской третьей летописи в этом городе в 1372 г. существовало три каменных церкви.
В Старой Руссе в XIV в. строится лишь один храм — Николы 1371 г. К XV в. относятся еще 5 храмов. Это — ц. Бориса и Глеба 1403 г., построенная новгородскими купцами-прасолами, ц. Георгия с бесстолпным приделом Благовещания 1410 г., и капитальная перестройка («реставрация») Спасо-Преображенского собора в Спасском монастыре архиепископом Евфимием II в 1442 г. К 1445 г. относится постройка ц. Дмитрия. Предполагаем, что ц. Мины на Торгу, ранее относимая в XIV в., была сооружена в середине XV в. (по архитектурным формам).
Летописью отмечены работы архиепископа Евфимия II по ремонту ц. Георгия в Ладоге в 1445 г. К этому же времени относится собор Никольского монастыря в Ладоге, построенный на основании стен собора XII в.
В Порхове известны три каменных храма: Никольский собор 1412 г., ц. Рождества Богородицы (по архитектурным формам может быть отнесена к первой половине — середине XV в.), а также и. Спаса с приделом Одигитрии (упоминается в 1584—1585 гг.), перестроенная в XVII—XVIII вв. В соседних с Порховым Опоках известны два храма: ц. Николая, придел Егория и монастырская п. Ильи, придел Благовещание (упомянуты в 1576, 1584—1585 гг.). В Вышгороде мы знаем о каменной ц. Михаила Архангела (упомянута в 1584—1585 гг.).
В Орешке существовала каменная ц. Спаса, позднее Иоанна Предтечи, известная по плану 1758 (упоминается каменная под 1568 г.). А. Н. Кирпичников относит храм к концу XV — началу XVI вв., считая его единовременным с «крепостными стенами московской поры». Характер плана позволяет нам предположить обычную четырехстолпную конструкцию, а не «бесстолпный храм с крещатым сводом». Вытянутый объем, крупная апсида церкви приближает ее к новогородским постройкам второй половины XV в. (п. Симеона в Зверине Монастыре 1468 г. и Николы в Гостинополье около 1475 г.).
В Яме раскопками А. Н. Кирпичникова открыт храм Михаила Архангела, датированный второй половиной XIV в. (Г. М. Штендер). Предполагаем, что эта церковь могла быть сооружена одновременно со строительством крепости в Яме Евфимием II в 1448 г. Об этом свидетельствует характер плана. В Копорье известен храм Преображения, опубликованный А. Н. Кирпичниковым и датированный Г. М. Штендером первой половиной — серединой XVI в. Однако полное совпадение планов и фасадов этой
28

церкви в ц. Варлаама Хутынского 1495 г. в Пскове позволяет нам передвинуть дату этого сооружения ко времени около 1500 г.
Есть сведения о существовании каменного храма XV—XVI вв. в Юрьевском монастыре в Кореле (И. П. Шаскольский).
Возможно существование каменного храма во «владычном городке» Молвотицы. Во время длительного строительства укреплений Ивангорода были сооружены каменные храмы Успения и Николы с конструкцией, необычной для русской архитектуры. В Ржеве в первой трети XVI в. сооружен Спасо-Преображенский собор.
Рассматривая вопрос о строительстве каменных храмов в Новгородской земле нельзя не упомянуть о многочисленных монастырских церквях XV—XVI вв. В представляемом списке мы опустили монастыри ближайшей новгородской округи. К XIV в. относится ц. Рождества Богородицы в Коневском монастыре (1398 г., строительство Арсения Коневского). К XV в. относятся храмы в следующих монастырях: ц. Преображения 1407 г. в Спасском Верендском (строительство архиепископа Иоанна); ц. Троицы 1415 г. в Видогощенском Преображенском, (то же); ц. Троицы, придел Николая, в Троицком Ксенофонтовом (1418 г.); ц. Троицы 1419 г. (строительство князя Константина Дмитриевича; ц. Николая 1443 г. (строительство архиепископа Евфимия II) в Кречевском; ц. Николая (того же времени?) в Косинском; четыре храма в Отней пустыни: а) Трех Святителей 1452 г. (строительство архиепископа Евфимия II, вновь построена архиепископом Ионой в 1462 г.); б) ц. Иоанна Предтечи 1462 г.; в) ц. Онуфрия Великого 1462 г.; г) трапезная ц. Николая 1463 г. (все — строительство Ионы); две церкви Савво-Вишерского монастыря: а) Покрова; б) Саввы Вишерского (обе—1464 г., строительство Ионы); две церкви в Перекомском монастыре: а) ц. Богоявления 1466 г. (строительство Ефрема Перекомского); б) ц. Николы, придел Ефрема (по описи 1581 —1582 гг. — на новом месте); ц. Николая (по архитектурным формам — 60-е гг. XV в.) Папоротского; ц. Николая (около 1475 г., строительство архиепископа Феофила в Гостинопольском; ц. Николая (по архитектурным формам — вторая половина XV в.) Медведицкого; ц. Николы (упомянута в 1500 г.) Никольского монастыря Грузинского погоста; ц. Николы и трапезная ц. Покрова (XV—XVI вв.) в Островском монастыре.
К XVI в. относятся церкви в следующих монастырях: три храма в Тихвинском: а) Успенский собор 1507—1515 гг. (строительство Дмитрия Сыркова, мастер Фрязин); б) трапезная ц. Рождества 1581 г., в) надвратная ц. Вознесения 1591 —1593 гг.; два храма в Александро-Свирском: а) Троицкий собор (XVI в.), б) трапезная ц. Покрова 1533—1536 гг. (мастер Игнатий); две церкви в Николаевском Беседном: а) ц. Николая, б) ц. Иоанна Предтечи (обе — после 1560 г.); собор Иоанна Богослова в Череменецком (середина XVI в., псковские мастера — Е. Н. Глезер); две Церкви Клопского монастыря: а) Троицкий собор 1562 г. (повторное строительство), б) трапезная ц. Николая того же времени; ц. Николы в Сторожевском (вторая половина XVI в. — Е. В. Кондратьева); ц. Николы в Андрусовой пустыни (упомянута в 1582—1583 гг.); трапезная ц. в Николо-Медведитском монастыре (по архитектурным формам — середина XVI в.).
Известно существование каменных храмов в погостах Псковской земли, однако исследователи не обращались к аналогичному материалу по Новгородской земле, так как не сохранилось ни одного памятника. Единственным точно датированным храмом в новгородских погостах является ц. Прокопия в погосте Прокофьевском на Белой Бежецкой пятины, построенная архиепископом Евфимием II в 1442 г. С большим основанием ко времени самостоятельности Новгородской земли относится ц. Николы в Бурегах, упоминаемая как каменная в 1500 г. В Вотской пятине известна каменная ц. Антония Онтоновского на Волхове погоста (упомянута в 1582 и 1583 гг.). В Шелонской пятине — четыре храма: ц. Рождества Богородицы с приделом «на полатех» Дубровенского погоста (упоминается в 1576, 1584—1585 гг.), ц. Успения Богородицы, придел Пятницы Карачюницкого погоста (упоминается в 1576 г.), ц. Николы Передольского погоста (упомянута в 1581 — 1582 гг.) и упомянутая ц. Николы в Бурегах (упоминается в 1500, 1581 —1582 гг.). В Деревской пятине — три храма: ц. Успения в с. Кунья гора на р. Хохуле Сытинского погоста (упоминается в 1581, 1582, 1620 гг.), ц. Троицы, придел Николы, в с. Сутоки Черенчетцкого погоста (упомянута в 1581 —1582 гг.), ц. Николы в Полоновском погосте (упомянута в 1620 г.). В Обонежской пятине — два храма: ц. Андрея Первозванного, придел Покрова, в Ондреевском Грузинском погосте (упомянута в 1582—1583 гг.), ц. Рождества Рождественского на Паше погоста (упомянута в 1582—1583 гг.). Возможно существование каменной ц. Троицы (XV в. ?) в с. Троица на берегу оз. Ильмень.
Приведенные сведения позволяют оценить масштаб строительства за пределами Новгорода и его ближайшей округи. Всего выявлен 71 акт строительства, из них (считая точно датированные) в XIV в. — 5 (4 в города, 1 в монастыре), в XV в. — 30 (11 в города, 17 в монастырях, 2 в погостах), в XVI в.— 13 монастырских церквей и собор в Ржеве. 10 храмов в погостах суммарно датируются XV—XVI вв. Интересно сравнить количество каменных храмов в погостах Псковской земли (около 25) и Новгородской (12). Полученные данные позволяют говорить об отсутствии в XIV—XV вв. крупных строительных центров в Новгородской земле. Исключение, может быть, составляют Старая Русса (6 храмов в городе, 2 в окрестностях) и район верхней Шелони (8 храмов).
В других областях каменные храмы сооружались, вероятнее всего, новгородскими артелями.

АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1987 год.

Монастыри и пустыни новгородской области

Будем рады если Вы поделитесь информацией с сайта в Вашей социальной сети!

Романъ въ стихахъ Александра Сергѣевича Пушкина «Евгеній Онѣгинъ»

Милости просим посетить наши группы в соцсетях!

Свято-Троицкая Реконьская пустынь — монастырь, расположенный в Любытинском районе Новгородской области, ниже впадения в реку Реконьку Лебедина ручья.

В настоящее время восстанавливается церковь во имя покрова Пресвятой Богородицы, остальные постройки находятся в полуразрушенном состоянии.

Монастырь основан в 1680 году, с 1685 года числился в ведении Тихвинского Успенского монастыря до упразднения в 1764 году в ходе церковной реформы Екатерины II.

В начале XIX века возрождается благодаря Андрею Шапошникову, принявшему монашество, сан, а затем и схиму с именем Амфилохий.

В конце XIX века строится Троицкий собор с колокольней, церковь во имя покрова Пресвятой Богородицы.

После Октябрьского большевицкого переворота в пустыни был организован колхоз и она постепенно пришла в упадок.

Во время Великой Отечественной войны войска вермахта разместили на территории монастыря штаб. Затем советские войска разместили свою санчасть, его жгли и бомбили.

Начиная с 2002 года, каждый год 22 августа, в день памяти старца Амфилохия, в бывший Свято-Троицкий Реконьский монастырь на берегу реки Реконька собираются духовенство и паломники, совершается Божественная литургия и служится панихида.

Поскольку здания храмов пришли в полный упадок, находиться в них было опасно. В связи с этим летом 2009 года по инициативе Некоммерческого фонда «Автокосмос» и при участии волонтёров были начаты противоаварийные работы и работы по благоустройству территории монастыря. В постройках бывшего Свято-Троицкого монастыря были сделаны работы по восстановлению кровли, делавшие пребывание в них небезопасным, расчищены завалы, а крыши вычищены от кустарников, убран мусор, выровнен пол. В здании Троицкой церкви установлены окна.

Территория храма постепенно облагораживается в храме круглый год живёт монах о. Симеон. Для проживания восстановлена одна из угловых башен сохранившейся ограды вокруг Троицкой церкви.

Группа монастыря в социальной сети «В Контакте»: http://vk.com/club20221438.

Расстояние от церкви Святой Троицы в Язвищах до Свято-Троицкой Реконьской пустыни — около 130 километров.

Ссылка на основную публикацию