Монастырь в калужской области оптина пустынь

Монастырь в калужской области оптина пустынь

Наместник: архимандрит Венедикт (Пеньков)

Расположена в 3 км от г. Козельска, недалеко от впадения р. Клютома в Жиздру. Монастырь был основан, как свидетельствует монастырский синодик, в XV в. По одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта. До начала XVI в. в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца в ней подвизались старцы и старицы. После определения Собора 1504 г., который запретил проживание в одной обители иноков и инокинь, монастырь стал мужским. Строительство первого каменного храма в монастыре началось в 1689 г. В 1724 г. по Духовному регламенту Оптина пустынь была приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Через 2 года она была вновь восстановлена в числе самостоятельных обителей, а в 1764 г. стала заштатным монастырем. К этому времени все деревянные строения обители пришли в ветхость.

Возрождение Оптиной пустыни началось в 1796 г., когда ее посетил митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин). Предвидя будущее обители, он принял деятельное участие в ее судьбе. В то время братия монастыря состояла из 3 человек, причем в ней не было ни одного священника. По ходатайству митрополита Платона настоятелем обители Синод назначил иеромонаха Авраамия, опытного старца из Песношской пустыни. Братство монастыря стало расти, и через год в нем уже было 12 человек.

Войдя в состав вновь образованной в 1799 г. Калужской епархии, Оптина пустынь имела особое попечение со стороны первого епископа Калужского Феофилакта (Русанова). К 1809 г. количество монашествующих в обители увеличилось до 30 человек.

В 20-х гг. XIX в. управлявший Калужской епархией святитель Филарет (Амфитеатров) пригласил в Оптинй учеников преподобного Паисия Величковского для устройства скита с традициями строгой аскезы и умной молитвы. В 1825 г. настоятелем монастыря стал духовник пустыни, архимандрит Моисей (Путилов), при котором было возрождено старчество –– особое духовно-попечительское служение. В 1829 г. в Оптиной Пустыни поселился иеросхимонах Лев, а в 1834 г. –– иеромонах Макарий. На протяжении 30 лет здесь подвизался преподобный Амвросий Оптинский. Не только братия монастыря, но и все люди, приезжавшие в Оптину пустынь и обращавшиеся к старцам со своими нуждами, получали духовный совет и благодатную помощь. Благодаря этому Оптина пустынь стала одним из духовных центров России, где получали духовное окормление люди всякого звания, возраста и рода занятий.

К концу XIX в. число насельников в Оптиной возросло до 200 человек. Она дала ряд известных церковных деятелей, среди них: архимандрит Геронтий (Васильев) –– настоятель Тихоновой пустыни; архимандрит Макарий (Фомин), игумен Антоний (Путилов) –– настоятели Черноостровского Малоярославецкого монастыря; а также настоятель Мещовского Георгиевского монастыря архимандрит Георгий (Лавров, исповедник, †21 июня/4 июля). Скитские иеромонахи Ювеналий (Половцев) и Леонид (Кавелин) в 1857 г. были назначены членами Русской духовной миссии в Иерусалиме.

При содействии Оптинских старцев на Калужской земле были открыты 3 монастыря: Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в с. Шамордине; Дугненский женский монастырь «Отрада и Утешение», Казанская Белопопытовская женская община Мосальского уезда.

С 1839 г. в Оптиной пустыни стали издаваться переводы аскетических творений святых отцов Древней Церкви на русском языке. Всего монастырем было выпущено более 50 изданий. Это способствовало распространению святоотеческого наследия среди широкого круга читателей.

В течение XIX в. в обители велось активное строительство, монастырь расширялся и благоустраивался. К 1917 г. в Оптиной пустыни было 6 каменных храмов: соборный в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы с приделами в честь преподобного Пафнутия Боровского и святителя Николая Чудотворца; храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Воздвижения Креста Господня и великомученика Георгия Победоносца; больничный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери; трапезный храм в честь преподобной Марии Египетской; кладбищенский храм в честь Всех Святых и храм в честь святителя Амвросия Медиоланского. В Иоанно-Предтеченском скиту было 3 храма: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Иоанна Рыльского и деревянный в честь Иоанна Предтечи.

В монастырский комплекс также входили: трехъярусная колокольня, к которой с двух сторон были пристроены флигели для братских келий, братские корпуса, трапезная, библиотека, книжная лавка и книжный склад, больница для иноков, гостиница для богомольцев, странноприимный дом. Монастырь окружала каменная ограда с 7 башнями. За южной стороной ограды, в саду, была построена новая двухэтажная больница для монастырской братии и для больных мирян, с храмом в честь преподобного Илариона Великого. Монастырь также имел кирпичный, черепичный и свечной заводы, 2 конных и скотный дворы.

В обители хранились две древние чтимые иконы: преподобного Пафнутия Боровского и Божией Матери «Казанская». В скиту в храме в честь пророка Иоанна Предтечи находился чтимый образ Знамения Божией Матери.

В феврале 1918 г. монастырь Оптина пустынь был закрыт, 26 марта его имущество было передано в распоряжение отделов Козельского исполкома –– земельного, соцобеспечения и совнархоза. Тогда частью братии на территории монастыря была организована сельхозартель, которая просуществовала до 1923 г. В это время богослужения совершались только в Казанском храме. Последняя служба состоялась 15 июня 1924 г.

В 1919 г. монастырь был превращен в музей. 24 марта 1927 г. Калужским губисполкомом рассматривался вопрос об использовании храмов и ценностей Оптиной пустыни. Было принято решение «согласиться с мнением ГОНО и признать, что в музейном отношении монастырь большой ценности не представляет и не требует затрат на содержание». Таким образом, все имущество Оптиной пустыни после отбора Главнаукой перешло в ведение исторического отдела Калужского областного музея. В 1931 г. здесь был открыт Дом отдыха им. М. Горького. С ноября 1939 до апреля 1941 гг. на территории монастыря был лагерь НКВД. В годы Великой Отечественной войны (1941––1943) здесь действовал эвакуационный госпиталь, а затем базировались танковый батальон и пехотный полк. С 1949 по 1959 гг. в обители располагался специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую Отечественную войну. С 1959 по 1988 гг. здесь размещалось СПТУ по подготовке механизаторов. В 1957 г. в скиту был открыт филиал Козельского краеведческого музея, литературный отдел которого действует в нем до настоящего времени.

17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была передана Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в надвратной башне монастыря была совершена первая Божественная Литургия. 1 февраля 1990 г. был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.

В настоящее время в монастыре действуют 7 храмов: Введенский, Владимирский и Казанский на территории монастыря; храм в честь Илариона Великого у ворот обители; храм в честь Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен на месте разрушенного храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 2000 г. на территории подсобного хозяйства был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Также восстанавливаются: на территории монастыря храм в честь преподобной Марии Египетской и праведной Анны, и в скиту 2 храма –– святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского и Всех Святых. Кроме того, восстановлена монастырская колокольня, братские корпуса, паломнические гостиницы и другие постройки. Монастырь имеет подсобное хозяйство и 450 га сельскохозяйственных земель.

Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских, покоящиеся в Введенском, Казанском и Владимирском храмах. Неподалеку от монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского, и на берегу р. Жиздры источник с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г.

В настоящее время в монастыре проживают более 100 насельников. Оптина пустынь имеет 2 подворья: в Москве и Санкт-Петербурге. Братия окормляет заключенных исправительно-трудовой колонии в Сухиничах, православное подразделение в местной дивизии и Православную гимназию в г. Козельске.

Оптину пустынь неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 26––27 июля 1996 г. Святейший Патриарх совершил освящение Казанского храма и причислил к лику местночтимых святых собора Оптинских старцев преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия Старшего, Исаакия I, Иосифа, Варсанофия, Нектария, Анатолия Младшего, Исаакия II и Никона. 21––23 октября 1998 г. Святейший Патриарх освятил воссозданный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери и совершил перенесение в него святых мощей преподобных старцев Оптинских: Варсонофия, Анатолия (Зерцалова), Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Потапова), Иосифа.

Преподобный Амвросий Оптинский (память 10/23 октября)

Преподобный Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г., в день памяти святого Александра Невского, в с. Большая Липовца Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова. Среди своих многочисленных братьев и сестер он был самым веселым и бойким мальчиком и охотно принимал участие в детских забавах. Очень рано научившись читать, мальчик по праздникам он вместе с отцом пел и читал на клиросе.

В 1830 г. Александр с отличием окончил Тамбовское духовное училище и поступил в Тамбовскую духовную семинарию. В последнем классе семинарии юноша тяжело заболел, так что надежды на выздоровление почти не было. Тогда Александр дал обет Господу, что если выздоровеет, то уйдет в монастырь. Вскоре он выздоровел, но еще четыре года не мог выполнить своего обета. Летом 1839 г., желая окончательно разрешить все свои сомнения, Александр Гренков отправился за советом и благословением в с. Троекурово Лебедянского уезда к известному подвижнику старцу Илариону (Фокину, †1853 г.). Троекуровский затворник направил его в Оптину пустынь.

Осенью 1839 г. Александр Михайлович Гренков прибыл в Оптину и поступил в послушание к старцу Льву, который очень скоро сделал его своим келейником и одним из ближайших учеников. 29 ноября 1842 г. послушник Александр был пострижен в мантию и наречен Амвросием, в честь святителя Амвросия Медиоланского, а 4 февраля 1843 г. рукоположен в иеродиакона. После смерти старца Льва иеродиакон Амвросий перешел в послушание к преподобному старцу Макарию, по благословению которого начал участвовать в переводе и издании творений Святых отцов.

В декабре 1845 г. иеродиакон Амвросий был рукоположен в иеромонаха, но по состоянию здоровья он вскоре вынужден был уйти за штат. В августе 1846 г. отец Амвросий получил благословение Калужского епископа Николая (Соколова) быть духовником обители, в помощь старцу Макарию. В конце 40-х гг. XIX в. состояние здоровья иеромонаха Амвросия резко ухудшилось, и он был пострижен в схиму.

По смерти старца Макария в 1860 г. схииеромонах Амвросий всецело предал себя жертвенному служению ближним. Все, кто обращался к старцу, независимо от возраста и социального положения получали от него назидание и утешение. Это стоило ему больших трудов, напряжения всех душевных и телесных сил. От болезни он так обессилел, что иногда не мог передвигаться без помощи келейников. За великое смирение старцу Амвросию были ниспосланы Богом дары прозорливости, исцеления и чудотворения. В последние годы своей жизни старец основал Казанскую женскую общину в с. Шамордине и духовно окормлял ее насельниц.

Между тем силы старца слабели, и 10 октября 1891 г. последовала его кончина. 13 октября 1891 г. старец Амвросий Оптинский после отпевания, совершенного епископом Калужским Виталием (Иосифовым), был погребен у юго-восточной стены Введенского собора. Ныне мощи преподобного Амвросия почивают в Введенском соборе Оптиной Пустыни.

Почтовый адрес монастыря Оптина Пустынь:
249723, г. Козельск Калужской обл., монастырь «Оптина Пустынь»

Контактные телефоны (код города 48442):
— канцелярия Наместника монастыря, архимандрита Венедикта 50-110;
— экскурсионная служба 50-139; (optinagid@mail.ru)
— вахта/коммутатор: 50-115 (после ответа автоответчика: для прямого соединения, в тоновом режиме набрать внутренний дополнительный номер, или дождаться ответа оператора);
— служба эконома 50-112;
— бухгалтерия 50-113; (пожертвования на поминовения в Оптиной Пустыни)
— издательство 50-117 (optina.monastery@gmail.com)
Рассылкой по почте, продажей и обменом книг издательство не занимается. По этим вопросам обращаться в монастырскую лавку по адресу lavkapost@rambler.ru (внутренний дополнительный номер 220).

Фотографии: Сергея и Марии Поповых, Дмитрия Филипова, Ильи Смирнова

Места — Оптина пустынь

Значение Оптиной пустыни очень велико в духовной жизни России. Этот монастырь по праву считается символом духовного возрождения, возникшего в конце XVIII века в России. В настоящее время в обители проживает около 200 монахов. Сегодня это самый большой мужской монастырь в России.

Где находится: Калужская область, г. Козельск. От Козельска до Оптиной пустыни около трех километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идёт вдоль монастырской рощи.

Телефон: (48442) 5-01-10 E-mail: palomnik@optina.ru

Наместник: архимандрит Венедикт (Пеньков)

История монастыря:

Расположенный около соснового бора, отрезанный от мира рекой Жиздрой, монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был превосходным местом для отшельнической жизни. Это был духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Эти дары получили полное выражение в особом служении — старчестве. Оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Не только братия монастыря, но и все люди, приезжавшие в Оптину пустынь и обращавшиеся к старцам со своими нуждами, получали духовный совет и благодатную помощь.

Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь, а таковые ранее носили название оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, — место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей (предположительно XV век).

В 1504 году, когда Собор запретил проживание в одной обители иноков и инокинь, монастырь стал мужским.

В плане монастырь почти квадратный. Его окружает каменная ограда с 7 башнями. В центре находится главный храм монастыря – Введенский собор. За монастырской рощей расположен Иоанно-Предтеченский скит, куда разрешен вход только лицам мужского пола.

С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В значительной степени на материале Оптиной пустыни написан «Отец Сергий» Л.Н. Толстого. Ф.М. Достоевский приехал в Оптину пустынь сразу после тяжёлой драмы – смерти сына в 1877 году. Он был в скиту недолго, но множество деталей в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.

У Толстого с Оптиной пустынью была особая родственная связь: его родная сестра, Мария Николаевна Толстая, была послушницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино, в некрополе Оптиной пустыни была похоронена его мать, урождённая княжна Волконская.

В феврале 1918 года Оптина пустынь была закрыта. В 1919 году монастырь был превращен в музей, который закрылся к 1927 году. В 1931 году здесь был открыт Дом отдыха им. М. Горького, а с ноября 1939 по апрель 1941 территория монастыря использовалась как концлагерь для четырёх тысяч польских офицеров. В годы войны здесь располагался эвакуационный госпиталь, а затем танковый батальон и пехотный полк. Впоследствии обитель служила как детский дом, сельскохозяйственное училище, музей. Кстати, литературный отдел Козельского краеведческого музея действует в Оптиной пустыни по сей день.

В 1987 году обитель возвращена Церкви. Ныне монастырь подчинён Московской Патриархии и его настоятелем является Патриарх всея Руси.

Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских, покоящиеся в монастырских храмах.

Другие услуги:

  • На территории монастыря возможно проживание: в паломнических гостевых домах (Восьмиместные комнаты, санузел на этаже, чайная. Стоимость поселения: 300 руб/ночь), гостевых пятикомнатных домиках (Душ, столовая, обед и ужин из монастырской паломнической трапезной. От 600 до 1000 рублей за ночь.),
  • Работает экскурсионная служба: ежедневно с 8.30 до 17.00. Экскурсии ведут штатные экскурсоводы и монахи. Возможна экскурсия на английском и греческом языках. Продолжительность экскурсии — 1–1,5 часа. Сумма пожертвования зависит от количества экскурсантов в группе: от 150–200 рублей за одного взрослого человека.
  • Неподалеку расположены святые источники: колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия Оптинского (у Святых врат Иоанно-Предтеченского скита), и источник на берегу г. Жиздры с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского.
  • На территории монастыря работает лавка, где можно приобрести сувениры и святыни с символикой монастыря.

Достопримечательности Оптиной Пустыни

Интересные места Оптиной Пустыни

На сайте собраны достопримечательности Оптиной Пустыни — фото, описание и советы путешественникам. Список составлен на основе популярных путеводителей и представлен по типу, названию и рейтингу. Здесь вы найдете ответы на вопросы: что посмотреть в Оптиной Пустыни, куда сходить и где находятся популярные и интересные места Оптиной Пустыни.

Оптина пустынь

Оптина Пустынь — без сомнения одно из самых святых православных мест в России. Светоч жертвенности и благочестия на русской земле. Отрезанное от мира рекой и величественным сосновым бором, Пустынь живет своей святой жизнью уже седьмой век. Когда-то разбойник Опта, принявший решение жить праведной жизнью, собрал под своим началом таких же людей, стремящихся жить тихой жизнью отшельников. По имени разбойника родилось село Оптина, а потом с годами и веками и монастырь Оптина Пустынь.

В Оптину Пустынь к глубоким старцам-монахам всегда стремились люди со всей России найти утешение в жизни, люди, запутавшиеся, не понимающие своего истинного жизненного предназначения, и просто те, кто хотел почувствовать соприкосновение с духовным и святым. Пустынь связана с именами Достоевского, Л.Н.Толстого и других выдающихся личностей. После революции в 1918 году монастырь был закрыт и долгое время стоял без святого освящения. Лишь в 1987 году его вернули Православной церкви.

Экскурсии в Оптину Пустынь проводятся ежедневно с 9.00 до 17.00, экскурсия идет 1-1.5 часа.

Монастырь Оптина пустынь

Монастырь Оптина Пустынь впечатляет своими размерами, архитектурой и духовной атмосферой. Он находится в Калужской области, недалеко от города Козельска. Его основал в конце XIV века раскаявшийся разбойник Опта (Макарий).

В плане монастырь имеет форму квадрата. В его центре находится главный храм – Введенский собор, а вокруг него крестообразно расположены церкви: Марии Египетской, Казанской и Владимирской икон Божьей Матери. За рощей монастыря располагается скит, в котором живут монахи.

Главный собор – Введенский – имеет три придела: Введения во Храм Пресвятой Богородицы, преподобного Амвросия старца Оптинского и святителя Николая Чудотворца. Здесь находятся мощи преподобных старцев Амвросия и Нектария Оптинских, а также икона Казанской иконы Божией Матери. В других храмах монастыря находятся мощи других оптинских старцев (Моисея, Антония, Льва, Макария, Илариона и других).

На территории монастыря располагается монастырское кладбище и часовня на месте погребения убитых иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Оптинских.

А какие достопримечательности Оптиной Пустыни вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Шамординский монастырь

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь или Шамординский монастырь — женский православный монастырь. Изначально на месте, где теперь находится монастырь, было имение надворного советника Ключарева. Женскую общину основала его вдова, а официально ее учредили после смерти Ключаревой в 1884 году, в октябре того же года там появилась и первая церковь благодаря усилиям старца Амвросия.

Первой настоятельницей храма стала духовная дочь Амвросия монахиня София Астафьева-Болотова. После ее смерти это место заняла Евфросиния Розова, которая управляла обителью до 14 апреля 1904. При ней, в 1901 году, женская община получила статус монастыря и новое название — Казанская Амвросиевская пустынь. На следующий год епископ Калужский Вениамин освятил строительство Казанского собора монастыря, который возводился на деньги Сергея Перлова.

К 1918 году году в монастыре служили более 800 сестер, здесь была богадельня, больница, приют для девочек-сирот, а также несколько скитов. Монастырь пережил нелегкие времена, когда в 1923 году его закрыли. Тогда же часть сестер подверглись репрессиям: расстрелу или ссылке.

Монашеская жизнь возобновилась здесь только весной 1990 года. С этого момента и до мая этого года нас настоятельницей монастыря была игуменья Никона.

В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Оптиной Пустыни только по фотографиям.

Введенский собор

Введенский собор — главный и старейший храм известного монастыря Русской православной церкви — Оптиной Пустыни. Собор расположен в Калужской области, примерно в двух километрах от города Козельска. Монастырь был возведен в 1750 — 1771 годах. Храм расположен в центре монастыря, от него крестообразно расположены церкви. Здесь хранятся святые мощи оптинских старцев Амвросия и Нектария, а также известная Казанская икона Божьей Матери, к которой верующие относятся с особым почтением. Храм был закрыт после революции, его возражение началось с 1987 года. В настоящее время храм действующий.

Экономская гостиница монастыря

При монастыре Оптина Пустынь существует экономская служба, которая ведает вопросами быта и размещения паломников и гостей. Заселение производится ежедневно,для этого нужен паспорт, оплата небольшая. Номера в гостинице восьмиместные.

Гостиница при монастыре Оптина Пустынь предоставит ночлег с чистой постелью и ужином, но все очень скромно, как и подобает быть для быта паломников.

Возможно разместиться совсем бесплатно за работы и помощь в монастыре. также монастырь имеет домики , в которых есть по пять комнат, куда также размещают паломников и гостей, кто хочет немного более дорогой сервис. Оплата за комнату в сутки около 1000 рублей. Для размещения на ночлег в монастыре нужно связаться с экономской службой монастыря.

Святые врата

Святые ворота находятся на южной части ограды Введенского ставропигиального мужского монастыря. Это одно из самых прекрасных сооружений Оптиной Пустыни. Они представляют собой два небольших пролета с металлическими дверными полотнами, ведущими внутрь обители. Столбы, разделяющие полотна, украшены прекрасной лепниной, выполненной в виде изящных цветов. Верх Святых ворот украшает великолепный карниз из разноцветных изразцов. Архитектурный шедевр завершают два шатра, которые установлены на низеньких бронзовых восьмигранниках.

Святые ворота были основаны в 1688 суздальскими зодчими Грезновым, Маминым и Шмаковым. Одновременно с ними была возведена монастырская сторожка — восьмигранная башенка, окрашенная в ярко красный цвет с белой отделкой внешнего декора. С изменением направления старой улицы и расширением монастыря утратилось градостроительное значение ворот, которые некогда являлись центральным входом в Оптину Пустынь. Ежегодно это место посещают тысячи туристов и прихожан, чтобы насладиться прекрасным памятником архитектуры и ощутить его таинственную энергетику.

Собор Владимирской божьей матери

Собор Владимирской божьей матери был основан в 1809 году у восточной стены Введенского ставропигиального мужского монастыря. В 1811 году обитель была освещена святым Евлампием, а также епископом Боровским и Калужским. Вскоре при церкви было установлено шесть больничных келий, в которых находились больные и разочаровавшиеся в жизни люди. В 1854 году с западной стороны храма возвели небольшую пристройку, средняя часть которой составляла притвор храма, где читался Псалтырь, с поминанием усопших монахов и благодетелей обители.

В боковых частях Собора Владимирской божьей матери были устроены по три больничные кельи, в которых находили помощь и отраду престарелые и слабые старцы. В соборе нет особых украшений: он довольно прост и убог. В начале XX века здание церкви отремонтировали и надстроили. В 1885 году в здешней кельи жил и принимал богомольцев народный мудрец преподобный Анатолий Потапов. Собор Владимирской божьей матери ежегодно привлекает к себе множество туристов и прихожан, желающих духовно очиститься и набраться новых сил.

Дом» в котором жил святой Амвросий

Оптина пустынь — это уникальный монастырь Русской православной церкви, который расположен вблизи города Козельска Калужской области. С ним связаны эпизоды из жизни некоторых выдающихся российских писателей и мыслителей. Здесь находятся действующие и восстанавливающиеся соборы, а также много памятники архитектуры.

Одним из таких памятников является дом, в котором некогда жил святой Амвросий Оптинский. Он расположен у северного крыла Веденского собора, неподалеку от колокольни. Это небольшое одноэтажное здание, огражденное низким деревянным забором. Снаружи оно подштукатурено и побелено, а внутри — расположены две небольшие комнаты и кухня. Здесь нет ничего лишнего, все довольно просто и аккуратно. Дом очень светлый из-за множества окон, расположенных по его периметру, этим он характеризует своего хозяина.

Около дома растут несколько высоких широколистных деревьев. В наше время здесь открыт музей, в котором зрители могут ознакомиться с бытом святого Амвросия. Это место ежегодно собирает тысячи паломников.

Самые популярные достопримечательности в Оптиной Пустыни с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Оптиной Пустыни на нашем сайте.

Монастырь в калужской области оптина пустынь

Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь.
Год основания: 1504 г.

Оптина Пустынь — одна из жемчужин Русского Православия. Обитель расположена на берегу реки Жиздры в живописной лесной местности Калужской области. До начала XIX века это был ничем не примечательный провинциальный монастырь. Все изменилось, когда в 1820-х годах рядом с монастырем был основан Иоанно-Предтеченский скит и утвердилось старчество. Прославленные, боголюбивые старцы явились главной святыней обители, и сияние их подвига продолжает освещать жизненный путь очень многих. Старчество, как особый духовный союз, по определению преподобного Амвросия Оптинского, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных чад своему духовному отцу или старцу. Старец и его чада есть, по существу, единая семья о Господе. Оптинские старцы говорили: » Блаженна та обитель, где есть старец, на нее привлекается особая благодать Божия . «.
Оптинское старчество — уникальное в истории Русской Церкви явление — беспрерывная линия преемственности старческого духа на протяжении 100 лет. За это время в Оптиной пустыни просияли 14 преподобных старцев. Их молитвами, Оптина пустынь, без преувеличения, стала наиболее жаркой свечой, возженной русскими людьми пред Богом, наиболее ярким светильником Православной Руси в XIX-XX веках. К старцам приезжали: супруги Киреевские, бывшие усерднейшими и главными помощниками старца Макария по книгоизданию, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, П.А. Вяземский, Ф.М. Достоевский, B.С. Соловьев, С.М. Соловьев, К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент), C.А. Нилус, С.А. Есенин, В.В. Розанов, И.М. Концевич, А.А. Ахматова. Обитель посещали композиторы П.И. Чайковский и Н.Г. Рубинштейн, Гончаровы — почти все родственники жены Пушкина, гр. Л.Н. Толстой, гр. А.П. Толстой, великий князь Константин Константинович Романов и его дети, великая княгиня Елизавета Феодоровна и многие другие. Многие из них не просто посещали монастырь, а были духовными чадами оптинских старцев, разнося свет Оптиной по всей стране. Эти люди нуждались в духовном укреплении, а часто и просвещении. Не будет преувеличением сказать, что писатели и философы учились у старцев, понимая, что Бог дал счастье русскому человеку брать уроки в этом духоносном православном училище. Дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущался всеми посетителями обители — та особая атмосфера сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала паломников. Нигде, кроме Оптиной пустыни, святое братство не имело такого обширного освящающего влияния на свой народ.

Особое значение имела издательская деятельность Оптиной Пустыни, которую начал преподобный старец Макарий в 1840-х годах, а его приемники продолжали до самой революции 1917 года. За эти годы были изданы десятки духовных сочинений, наиболее важными из которых были аскетические труды святых отцов Православной Церкви. Именно издательская деятельность Оптинских старцев и их сотрудников познакомила широкую читающую публику с сокровищницей святоотеческой мудрости. Гонения богоборческой власти прервали монашескую жизнь в обители. Монастырь был преобразован в сельхозартель, а в 1923 году окончательно закрыт. Большинство оптинских иноков претерпели гонения и многие из них явили подвиг мученичества и исповедничества. Это можно считать плодом, результатом той вековой работы, которую вели оптинские старцы по духовному воспитанию монастырской братии. На сегодняшний день в лике новомученников и исповедников российских прославлено 18 предшественников — преподобных Оптинских Старцев.
Монашеская жизнь в Оптиной возобновилась в 1988 году — в год 1ООО-летия Крещений Руси. Сейчас восстановительные работы в монастыре в целом закончены. Обитель приобрела облик, схожий с тем, который имела до революции. В монастыре действуют 7 храмов, в которых почивают святые мощи преподобных старцев — Льва, Макария, Моисея, Антония Младшего, Нектария и Рафаила исповедника. Восстановлен Иоанно-Предтеченский скит, в котором монахи ведут уединенную жизнь. Издается множество книг о монастыре и старцах. И в нынешнее время мы имеем возможность прикоснуться к духовному наследию Оптиной Пустыни и ощутить благоухание ее неземной красоты.

Храмы монастыря Оптина Пустынь:

Монастырь в калужской области оптина пустынь

Продолжение «мыльной» оперы crazy-reader.livejournal.com/2009/08/12/ (около 30 Мбайт) , то есть описание фрагментов путешествия по Калужской области, проиллюстрированных фотографиями, сделанными с помощью мыльницы.

Покинув село Ульяново и переместившись километров на 45 севернее, оказался в Козельске. Осмотр самого города в планы не входил, поскольку оставшееся время было предназначено двум разнополым монастырям – мужскому в Оптиной Пустыни и женскому в Шамордино. Так сложилась русская история, что церкви и монастыри стали у нас, пожалуй, самыми распространёнными памятниками архитектуры и строительства, связывающие времена воедино. Это не Европа, где замки или их развалины в количественном отношении конкурируют с культовыми сооружениями — наши светские постройки не столь многочисленны и, хотя и в малых городах можно найти свидетельства старины, церкви всё же доминируют в общей картине. И выскажу совсем уж спорное утверждение — на генетическом уровне в русского человека заложена геометрия церкви (здания, конечно, имею в виду, не организацию), она для него близка и притягательна.

Но это всё слова, а жизнь требовала удовлетворения насущного — надо было найти пристанище для ночлега. Небогатый выбор пал на гостиницу Паломник, пристроившуюся километрах в пяти от Козельска и чуть более двух от Оптиной Пустыни:

Она и стала началом дороги в монастырь (конечно, с целью осмотра). Но на повороте привлек внимание грузовик, взгромоздившийся на пьедестал. Оказалось, что это каким-то образом символизирует Козельский механический завод и, заодно, метит дорогу к нему и одноимённому микрорайону:

Оптина пустынь достаточно известна, поэтому не буду много комментировать:

Ну вот и всё про Оптину пустынь, теперь двинем основные силы в Шамордино, до которого по новой дороге минут 15-20 езды. Дело было следующим утром, около половины восьмого и погода не очень располагала к фотосессии и даже к прогулкам – трава была сырая от росы, но пока одна половина группы находилась на утренней службе, вторая, в моём лице, спустилась к реке. Надо сказать, что в отличие от самого монастыря и близлежащих полей, низовье около реки зарастает травой и кустарником, да и сама река затягивается водорослями и мелеет.

Освещённость была неважная, но вот так выглядит Казанский храм снизу:

Тут же, под горой, находится и святой источник. Точнее, их тут два, но ко второму я не полез. Это домик, построенный над источником:

Странная надпись на двери купальни, выстроенной чуть ниже источника:

Спуститься к источнику можно по ступенькам, значительно облегчающим спуск, не говоря уже о подъёме – ведь люди прибывают сюда разного возраста и здоровья и если детям такие испытания переносятся как развлечение, то пожилые кряхтят и скрипят.

Для особо утомившихся или просто решивших подышать природой и, заодно, окинуть окрестности умиротворённым взглядом выстроена смотровая площадка. Жаль, что по обе стороны растущий лес всё больше сужает открывающийся вид, но и так всё достаточно живописно:

Шамординский монастырь был одним из самых молодых монастырёй Российской империи. Основан в 1884 году оптинским старцем Амвросием на средства его духовной дочери Амвросии (Ключаревой). Изначально эти средства были предназначены её внучкам – двум близняшкам Любе и Вере и только в случае их смерти могли быть переданы церкви на создание в Шамордино женской общины. Так получилось, что во время нахождения в Оптиной пустыне сёстры заболели дифтеритом и умерли практически одновременно в возрасте 12 лет. Их могилы и сейчас находятся в Оптиной пустыне рядом с могилой бабушки (фотография была выше).

А это дом купца С.В. Перлова, известного чаеторговца начала 20-го века и основного спонсора строительства монастыря, говоря современным языком. Его чайный домик на Мясницкой (до недавнего времени Кировской) улице хорошо знаком москвичам:

Перлов был похоронен в Шамординском монастыре, но усыпальница была разрушена во время советской власти и, по слухам, участь его останков была печальной.

А это монастырское кладбище, на котором похоронена и сестра Л.Н. Толстого Мария Николаевна, после трагических житейских передряг принявшая постриг и долгое время проживавшая здесь. Однажды она преподнесла любимому брату, весьма скептически относившемуся к церкви и её институтам, подушку, на которой сёстры (то есть монашки) вышили надпись «Дорогому графу Льву Николаевичу от шамординских дур». Кстати Л.Н. Толстой не раз бывал в Шамордино. По преданию, именно здесь при виде огромного, крепкого куста татарника ему пришёл в голову замысел «Хаджи Мурата». И в своё последнее путешествие писатель направился сюда. Дыхание погони, высланной за ним из Ясной Поляны вынудило его спешно покинуть монастырь и выехать в Астапово, где всё и завершилось самым печальным образом.

Сейчас большинство могил заняли жители самого посёлка Шамордино, созданного вместо монастыря в 20-е годы прошлого века, а также окрестных деревень. И до сих пор хоронят здесь не только монашек. Очень удивила меня обнаруженная здесь могила Шипунова Фотия Яковлевича — даже не могу сказать, что связывало его с этими местами.

Это Казанский храм, работы по постройке которого начались в 1887 году ещё при жизни первой настоятельницы монастыря Софии, чья могила находится перед восточной стороной храма:

Всё заканчивается, закончилось и это путешествие, пора покидать монастырские стены:

Монастырь в калужской области оптина пустынь

Оптина Пустынь — самый известный монастырь Калужской области с богатой историей. До революции здесь жили и молились Достоевский, Гоголь, Толстой и сотни менее известных людей. Советская власть сначала превратила монастырь в колхоз, затем в музей, а в период Второй мировой войной в комфортабельный концлагерь для польских офицеров, большинство которых было затем расстреляно. Разрушенный монастырь вернули церкви в 1987 году и за прошедшее время его почти полностью восстановили. Монастырь процветает, единственным черным пятном в его современной истории стало убийством сатанистом трех монахов в 1993 году, времена тогда такие были.

Видимо, визит братвы из другого монастыря. Некоторые грешники, а то и вовсе сотонинствующие атеисты, завидуют крутым тачкам, золотым крестам и сытым животам современных служителей духовности. Думаю, что это неправильно, как и любая зависть только на вред завидующему идет. Добро должно быть не только с кулаками (силой), но и с ее атрибутами (тачками, золотом и т.д.) — иначе как распознать где добро, а где зло. «Солидный Господь для солидных господ!»

Военнослужащий Козельской дивизии РВСН с родителями. Все, кто что-то помнит из школьных учебников по истории, знают что Козельск долго сопротивлялся татарам и был ими уничтожен. Физических доказательств тому практически нет, но эта легенда настолько живая, что Козельску был присвоен статус «Города воинской славы». Впрочем, хоть повод надуманный был, статус вполне реальный — пусть дивизия сейчас серьезно и сократилась в размерах (раньше ракетные точки начинались от Угры, совсем рядом с Калугой, а заканчивались самом на юге области), она цела, ракеты по прежнему в шахтах, и есть будущее у дивизии — старые шахты модернизируются под новые типы ракет. Места здесь самые русские, ибо по мнению многих профессиональных русских, русский человек создан для войны и молитвы.

Турист Олег из бездуховной Москвы духовно обогащается. С Олегом мы ходили на Эльбрус, где православно отведали грибов в малом количестве, потому на самый верх не забрались, духовности не хватило. Но теперь-то мы все знаем.

Монастырь оказался небольшим. Вот главная площадь.

А позади уже техническая зона, куда рядовым проход закрыт.

В центре кладбище. Пожалуй, самое культурное кладбище ,которое я видел. Не хуже чем в Европе.

Нанотехнологии в православии: наноцерковь

Многие авторитетные в прошлом люди здесь похоронены. Внимание привлекла фамилия «Былим», потому что в Кабардино-Балкарии по дороге на Эльбрус проезжают село Былым.

Самый крутой и одновременно изящный памятник на Благословенной Калужской Земле.

Даже если у женщины пуховик по колено, и она еще в двух штанах, ей все равно выдадут юбку. Нечего соблазнять тут. А вот мужчинам в штанах можно, даже в красных. Да здравствует патриархия, пусть и на отдельных выделенных местах.

В Оптиной пустыни красиво, но старины никакой. Часть храмов заново отстроена, часть так хорошо восстановлена, что от прошлого в них ничего не осталось.

В древности монастыри приносили практическую пользу — были домами престарелых. Памятник тоже новый, оригиналы разломали наши дедушки и бабушки.

Можно остановиться в самом монастыре, можно в коттеджах за ним, ближе к реке.

Вид в сторону Козельска.

Расписание автобусов на Москву. В Козельск ходит газелька за 14 рублей.

Еще один вид на Оптину пустынь

Летом, конечно, веселее было бы, но скучное место для обычного бездуховного человека. Рядом Чертово городище — там интересней намного. И в Шамордино тоже интересней, тем более там монастырь женский.

Машина-памятник от Сосенского механического завода на повороте к Оптиной пустыни. Там же рядом небольшой Музей леса от Козельского лесхоза. Мы же направились в Козельск, а затем в другой монастырь — Шамордино, где монашки.

Оптина Пустынь — монастыри Калужской области

Оптина Пустынь — огромный архитектурный комплекс, включающий в себя монастырь и скит. Расположен он в красивой местности, на берегу Жиздры. В современной жизни монастыря большое место, конечно, занимает приём туристов, приезжающих сюда со всей России. И это неспроста, ведь монастырь является одним из древнейших на Руси.

Дата основания монастыря неизвестна, да и кто его строил тоже. Исследователи и настоятели считают, что строили его сами подвижники в XV веке. Существует поверие, что основал его бывший разбойник, тать по имени Опта, в иночестве — Макарий. Все прекрасные земли, на которых стоит сегодняшний комплекс Оптиной Пустыни, были пожалованы обители Романовыми, однако, до этого монастырь находился в плачевном состоянии. При Петре I государство стало накладывать на религиозные центры пошлины, Оптина Пустынь пришла в упадок.

Возрождение монастыря началось с основания Скита Святого Иоанна Предтечи. В нём жили старцы, которые провели долгие годы в уединении. Первым в леса у монастыря ушёл схимонах Иоанникий в начале XIX века. На сегодняшний день скит является духовным центром Пустыни, доступ в него ограничен, что бы праздные наблюдатели не мешали благочестивым обитателям скита.

Если ехать в Оптину Пустынь с экскурсией, гид обязательно упомянет имя старца Амвросия. С ним связано очень многое в этих местах. Он является прототипом старца Зосимы в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Известно, что писатель посещал пустынь после смерти своего сына в 1877 году. У другого классика русской литературы Льва Николаевича Толстого так же есть произведение, связанное с Оптиной Пустынью и старцем Амвросием «Отец Сергий». Есть данные, что в 1910 году Толстой приехал исповедаться, однако старца не пустили к писателю поклонники его творчества. Кроме того, сестра Толстого была насельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино, однако это уже материал другой нашей статьи. Бывал в Оптиной Пустыни и Гоголь, домик в котором он останавливался, до сих пор находится на территории Скита.

После Октябрьской Революции многие монастыри Калужской области были закрыты, пустынь была передана Русской православной церкви только в 1987 году.

В плане архитектуры монастырь представляет собой практически идеальный квадрат. Одна его сторона нависает над склоном холма, а другая смотрит на небольшую рощу, оставшуюся от дремучего леса и на Скит. Если стоять по центру территории монастыря, вы действительно ощущаете себя внутри небольшого города с центральной площадью. Ограда монастыря и небольшие башенки по углам были созданы в 1832—1839 годах. Скит, кстати, тоже абсолютно квадратный.

На «главной площади» монастыря расположен Введенский собор – главный храм, вокруг которого в виде креста стоят церкви Марии Египетской, Владимирская и Казанская церкви. Оптина Пустынь, известная своими новомучениками и святыми старцами, является одной из основных святых мест Русской Православной Церкви.

Монастырь в калужской области оптина пустынь

Описание Оптиной Пустыни

Оптина пустынь — широко известный монастырь Русской православной церкви. Расположен недалеко от города Козельска Калужской области, в Калужской епархии.От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль монастырской рощи. В 1832-1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В двух километрах от монастыря, на том же берегу Жиздры, также расположена станция Тупик.

В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская.

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. На 2009 год в нем живут 10 монахов. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт.Монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был основан в XV веке. По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. До XVIII века его материальное состояние было тяжелым. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В.С.Соловьев привез Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году. Он прожил в скиту не долго, но множество деталей в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни. У Толстого с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М. Н. Толстая была насельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино, там же она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский сан. В значительной степени на материале Оптиной написан «Отец Сергий» Л. Н. Толстого. Согласно одной из версий, Л. Н. Толстой в 1910 году перед смертью посетил Оптину пустынь, но походив около скита ушёл к родной сестре в монастырь Шамордино. На ночь сестра не смогла оставить брата в монастыре и отправила его в соседнюю деревню. Утром графа уже разыскала дочь и забрала его домой. По дороге домой граф заболел и начал умирать. Прибывшего к нему старца Варсонофия не допустила родная дочь. Толстой умер так и не увидев старца.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». В 1987 году был возвращён Русской православной церкви.

Действующие храмы

1. Введенский собор — главный храм обители (построен в 1750-1771 гг.). Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы: Имеет три придела: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный — преп. Амвросия старца Оптинского, южный — Святителя Николая Чудотворца. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.

2. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (построен в 1811 г., восстановлен и освящен в 1996 г.): Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Кресто-воздвиженский. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских братий-иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи. Это самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нем проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии.

3. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (восстановлен на месте полностью разрушенного храма и освящен в 1998 г.): Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница для обретенных 7-10 июля 1998 г. св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.

4. Храм в честь прп. Илариона Великого (построен в 1874 г.): Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого. В этом храме совершаются Таинства для мирян: крещение, отпевание усопших.

5. Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту(построен в 1825 г.): Престол один в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита.

6. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»: Храм построен в 1997-2000 гг. Находится на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.

Восстанавливающиеся храмы

1. Храм в честь прп. Марии Египетской: В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.

2. Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении. Находится на территории Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее время в здании храма размещается паломническая гостиница. Ведутся ремонтно-восстановительные работы.

3. Храм в честь Всех Святых. Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново.

Напротив Казанского храма строится еще один новый храм в честь Преображения Господня.

На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков — иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. В настоящее время на месте их погребения возводится каменная часовня.

Паломнические поездки к Оптиной Пустыни

olster28

Доктор едет, едет сквозь снежную равнину.

Заголовок я выбрал, возможно, не самый удачный, ведь и Шамордино, и уж особенно Оптина Пустынь известны далеко за пределами и калужской земли, и России вообще. Но так уж случилось, что оба этих знаменитых монастыря располагаются именно в Калужской области и без того богатой на исторические и архитектурные памятники. Благодаря очередной (уже шестой для меня) экскурсии от магазина путешествий Оптина пустынь — Шамордино , я закрыл еще несколько белых пятен в этих краях.

Монастырей я видел довольно много и на самом деле не ожидал увидеть чего-то такого, что сможет меня поразить. Та же Оптина Пустынь по фотографиям не впечатляла какими-то особенными архитектурными решениями, а Шамордино видиломь одним из многочисленных уже раннее виденных монастырей. Однако, как это нередко бывает (как в лучшую, так и в худшую стороны), в жизни все оказалось совсем иначе.

Я уже так привык к хорошо организованным экскурсиям, что даже позабыл, когда ездил куда-либо «дикарём». Садишься себе рано утром в автобус и сразу погружаешься в замечательные рассказы. Что примечательно, начинаются они сразу с отъезда от места сбора и пока едем по Москве, мы уже слушаем про неё, и по области. А я то думал, что хорошо знаю родной город и прилегающие области, ага. Не удивлюсь, если уже для навигаторов придумали, что-нибудь, что не только отображает интересные места по пути следования, но и озвучивает это, но с профессиональным, любящим свое дело экскурсоводом это сравнить тяжело. У меня даже утренняя дремота прошла. А сколько я по дороге узнал про Льва Николаевича. Вообще, таких направлений от Москвы не одно, где слово за слово и возникает фигура великого писателя. А я по дороге к Оптиной Пустыне вспоминал другого великого писателя — Достоевского, который вывел монастырь в своем последнем романе «Братья Карамазовы». Упоминает он о нем в главе о старцах, да и сам монастырь в описываемом Скотопригоньевске, послушником которого был, Алеша Карамазов, это как раз некоторый собирательный образ из Оптиной Пустыни и Никольского Косинского монастыря близ Старой Руссы. Возможно, кто-то из знаменитых оптинских старцев также был прототипом для старца Зосимы из романа. Оптина Пустынь знаменита на всю Россию уже довольно давно. Уже с конца 18-го века монастырь является представителем духовного возрождения.

Основан в 15 в. раскаявшимся разбойником Оптой, принявшим при пострижении имя Макария, в 1821 был устроен Иоанно-Предтеченский скит для монахов-пустынников за монастырской рощей. С тех пор служил своеобразным религиозно-философским и культурным центром. Славилась да и славится своими старцами. Про само это явление очень хорошо описано опять же в Братьях Карамазовых.

После ознакомления с рядом источников в Оптиной Пустыне я ожидал увидеть столпотворения и суету. Видилось мне все это масштабов Троицко-Сергиевой Лавры, но на деле, несмотря даже на субботний день, народу здесь было сравнительно немного, не наблюдалось ни какой-то особенной суеты. Попрошаек много, это да, но это характерно для очень многих подобных мест и не только у нас в стране. Сам монастырь оказался довольно небольшим (хотя размеры подсобного хозяйства, например, впечатляют), но удивительно живописно расположенным. Он внезапно является на подъезде к Козельску, среди полей и реки. С архитектурной точки зрения он тоже ничем таким не поражает, но, как бы избито это не звучало для характеристики подобных мест, здесь ощущается сильная энергетика, да и едут сюда не за архитектурой и скорее всего не за историей.

Выглядит монастырь довольно современно. Внутри есть и современные постройки, да и старые все отреставрированны, ведь почти 80 лет советской власти в этих стенах чего только не располагалось — от дома отдыха и военного госпиталя, до концлагеря «Козельск-1», размещалось около 5000 польских офицеров, позднее отправленных в Катынь и проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров. Стены эти помнят не мало трагических судеб — на Пасху 1993 года здесь душевнобольным сатанистом были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Но немало и светлых историй, связанных с Пустнью: чудесных исцелений, явлений, открытий. Не зря слава этих мест крепка и поныне. Сюда стекаются паломники из разных городов и стран.

Монастырь Оптина пустынь

Говорят, что понять Оптину пустынь и принять ее можно только с открытым сердцем. Сегодня мы расскажем вам об этом замечательном духовном месте России, находящемся в Калужской области, неподалеку от города Козельска. Знаменитая обитель Оптина пустынь основана еще в четырнадцатом веке раскаявшимся в грехах своей молодости разбойником Оптой, принявшем в иночестве имя Макарий. Ее расположение на опушке девственного соснового бора, отрезало монастырь от всего мирского рекой Жиздрой, все это способствовало отшельнической и созерцательной жизни и делало это место духовным оазисом монашества, полное выражение которого было в особом служении Богу— старчестве. Оптинские старцы всегда были наделены— даром рассудительности, особенной прозорливостью, а также даром исцелений и чудотворений. Очень долго монастырь Оптина пустынь бедствовал и еле сводил концы с концами. Он не отличался строгостью устава, многочисленностью братии, но приобрел всенародную известность, расцвел и окреп, заняв одно из первых мест по строгости иноческой жизни, по количеству добродетельных подвигов братии в 19 веке, когда тут устроили скит монахов-отшельников, и жизнью монастыря стал ведать старец, с тех пор Оптина пустынь стала одним из мощных духовных центров России. Сюда всегда тянулись знаменитые люди страны: Жуковский, Тютчев, Чайковский, Есенин, Циолковский и многие другие.

Пустынь состоит из двух подворьев: Московского и Санкт-Петербургского — Свято-Успенского. Этот очень скромный по внешнему облику монастырь всегда резко отличался от прочих обителей по своему внутреннему строю, какому-то единству иноческого жития, очень благотворному влиянию оптинских старцев на приходящих в обитель богомольцев. Обитель издавала много православных книг, которые благочестивые читатели раскупали сотнями тысяч экземпляров.

Монастырь Оптина Пустынь знаменит своей заботой о людях неимущих, сиротах, славится своим приемом паломников, школами и больницами. Были у обители и тяжелые времена, после октябрьской революции ее закрыли и в период с 1923 -1987 годы она была на поругании, тут была сельскохозяйственная артель, просуществовавшая недолго. После ее ликвидации был образован музей «Оптина пустынь», директором которого назначили Лидию Васильевну Защук, она искренне прониклась сохранением этой частица православной истории и насколько могла, помогала верующим. Но вскоре закрыли последний действующий храм Оптиной пустыни — Казанский собор, службы прекратились и возобновились они лишь через шестьдесят пять лет. Случилось это 17 ноября 1987 года. Сразу насельники Свято-Даниловского монастыря начали проводить восстановительные работы, и 3 июня 1988 года своды обители огласились звуками первого за столько лет богослужения, сначала оно проходило в надвратной церкви, чуть позже во Введенском соборе. Но видно не все печальные страницы пережила обитель, в 1993 году на Святую Пасху здесь произошло убийство трех монахов — иеромонаха Василия, двух иноков Ферапонта и Трофима. Их поразили прямо в сердце кинжалом, длиной в шестьдесят сантиметров, с надписью на клинке «666 — сатана». Убийца, с Божьей помощью был найден, им оказался сатанист-сектант Аверин. При обыске у него изъяли изрубленную Библию, различные предметы сатанинских ритуалов. Уже на следующий год на Страстную Пятницу, в лесу, по пути из скита в монастырь, убили молодого паломника, приехавшего на праздник Светлой Пасхи из Тольятти. Вот такие темные страницы тоже бывали в истории монастыря Оптина пустынь. Обо всем этом вы сможете узнать, совершив путешествие в обитель, где опытные гиды покажут вам сохранившиеся исторические постройки, например: Введенский собор, построенный в 1750-1771 годах, Казанскую церковь, постройки 1805-1811 годов, церковь Марии Египетской , постройки 1858 года, церковь Владимирскую с колокольней, высотой больше сорока метров, деревянную церковь Иоанна Предтечи, постройки 1822года, а также расскажут вам историю духовного подвига оптинских старцев. Атмосфера здесь совершенно особенная, и если вы решите задержаться на пару дней, то на территории есть гостевые домики для паломников, но о проживании в дни церковных праздников, стоит договариваться предварительно.

Поделиться ссылкой на статью с друзьями в соцсети:

Ссылка на основную публикацию