Монастырь в истре новый иерусалим

vladimirdar

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире.


Всего 17 фото

Патриарх Никон (1605 — 1681)

Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования были изменены на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор.

03.

Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор (1656-1685), что создан по образу и подобию Храма Гроба Господня. При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты.
04.

Перспективный план Воскресенского монастыря. Металлография с тоном. 1852 год.

На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был также построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году).

05.

Скит Патриарха Никона. 2018.

В монастыре работали белорусские мастера, присланные Никоном ещё до опалы. Первым архитектором Нового Иерусалима стал П.И. Заборский — «золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудившийся о украшении сея святые церкви в ценинных и в иных делах немалое время». Строительные работы остановились после того, как Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а по указу Алексея Михайловича от 22 декабря 1667 года мастера (всего 31 человек) из Нового Иерусалима были переведены в Оружейную палату.

Церковный собор 1666-1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Единая вотчина была разделена: Иверскому и Крестовому монастырям были возвращены их земли по состоянию на 1658 год. Воскресенский монастырь не имел более средств на продолжение строительства. После удаления Никона его противники пытались лишить обитель вотчин, однако они (кроме вотчин приписных монастырей) были признаны приобретёнными законно и в 1668 году утверждены за Воскресенским монастырём Соборной грамотой. Строительство возобновилось в правление Фёдора Алексеевича, ученика Никона, который, под влиянием тётки, Татьяны Михайловны, обратил внимание на дела обители. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. С 1679 года монастырь был передан в ведение отделения Приказа Большого Дворца — Мастерской палаты, сам царь принимал активное участие в управлении и благоустройстве обители. В 1678 году Новому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые.

В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля. Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
06.

Гробница патриарха Никона

После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором всё здание Воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (старого стиля) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все её тогдашние вотчины и угодья.
07.

Воскресенский собор и Подземная Церковь святых Константина и Елены

С 1684 года монастырь был передан в Приказ сыскных дел. По завершению строительства Воскресенского собора, 18 января 1685 года он был освящён. После этого события царевна Софья Алексеевна указала место для строительства на территории монастыря у задней стены собора «церкви с трапезною тёплой каменной и службы по чину Иерусалимскому». В день освящения собора дьяку Сыскного приказа Борису Остолопову было поручено его описание. Церковь Рождества Христова с трапезными палатами была освящена в 1692 году.
08.

Воскресенский собор и Подземная Церковь святых Константина и Елены, гравюра, середина XVII века из собрания Д.С. Ровинского

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды (фото 08), под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.
09.

Кувуклия Гроба Господня. Воскресенский собор.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.
10.

Ротонда Храма Гроба Господня

К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, вид с севера

В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

В 1875 году архимандрит Амфилохий (Казанский) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» — вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.
12.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, вид с севера-запада, гравюра, 1850-е годы

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе.
13.

14.

15.

Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора. В 1959 году музей возобновил работу, сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века. В конце 1970-х — начале 1980-х годов трест «Мособлстройреставрация» разработал документацию на восстановление шатра ротонды с использованием металлоконструкций (архитекторы А. Климанов и Б. Малхасов).
16.

Кувуклия (Храм Гроба Господня). Воскресенский собор. Состояние перед реставрацией 80-х. Фото Уильяма Брумфилда.

В 1983 году начались работы по восстановлению шатра Воскресенского собора по проекту, выпущенному в 1980 году. К 2014 году рядом с Воскресенским собором восстановлена уничтоженная в 1941 году немецкими войсками колокольня и установлены новые колокола. Реставрация монастыря, который представляет собой единственную успешную попытку воссоздания образа Святой Земли, обошлась в 10 млрд рублей, из которых почти 1 млрд 300 млн составили народные пожертвования. В 1994 году возобновлён ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря. К концу 2016 года реставрационные работы в монастыре были закончены.
17.

Новый Иерусалим. Общий вид монастыря от Иордана. Почтовая открытка. Начало XX века.

Воскресенские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.
У стен Нового Иерусалима. История города Воскресенска-Истры. / Ответственный редактор Н. А. Абакумова. Научный редактор: кандидат исторических наук Е. А. Воронцова. — М.: Лето, 2010. — 432 с.
Леонид (Кавелин). Историческое описание Ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Июль-сентябрь 1874. — М., 1874.
Официальный сайт Воскресеyского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

Мир / Европа / Россия / Новоиерусалимский Монастырь

Копировать в буфер

На холме, получившем наименование Сион, был заложен мужской монастырь. Окружающие территории получили палестинские названия: к востоку от монастыря — Елеонский холм, на севере — холм Фавор, река Истра была переименована в Иордан. Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656-1685), построенный по образу и подобию Храма Гроба Господня; к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь, подземная Константиноеленинская церковь. В октябре 1657 года на освящении деревянной Воскресенской церкви монастыря присутствовал Алексей Михайлович. По одной из версий именно он впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.

Над архитектурой монастыря в разное время работали такие известные зодчие, как К. И. Бланк, Я. Г. Бухвостов, М. Ф. Казаков, В. В. Растрелли, А. Н. Воронихин, К. А. Тон, П. И. Заборский. Архитектурный комплекс монастыря составляют: Вокресенский собор, скит Никона (1658), где опальный патриарх жил в 1658-1664; Трёхсвятительская церковь (1686-1698); надвратная церковь (1694-1697); Больничные и Трапезные палаты, дворец царевны Татьяны Михайловны (всё — кон. XVII в.); стена монастыря с восемью башнями (1690-1694)); Кузнечные палаты (1690-1694).

Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты. В 1658 году Никон был вынужден оставить Москву. В качестве опального патриарха он прожил в Воскресенском монастыре 8 лет. В личное управление патриарху были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. По документам того периода три этих монастыря были объединены в одну вотчину, в которую входили солеварни в Усолье Каменском и Старой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два московских подворья, земли в центральных и северных уездах. Основной доход с этого владения шёл на сооружение Воскресенского собора. Церковный собор 1666-1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Земельные владения единой вотчины были разделены между тремя монастырями, созданными Никоном. С воцарением Фёдора Алексеевича, ученика Никона, возобновляется строительство монастыря. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. Перед секуляризацией церковных земель монастырь владел 13935 (по другим данным 16 287) душами мужского пола и 22000 десятин земли. После Манифеста от 26 февраля 1764 года все монастырские крестьяне были переданы в экономические. У монастыря остались два подворья в Москве и 30 десятин земли.
В.Г. Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1867 год

В XVII в. на территории Нового Иерусалима существовала большая библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились среди прочего Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Патриарх постоянно поддерживал связи с украинскими монахами-переводчиками даже во время своей опалы. Переводы книг, созданные под руководством Епифания Славинецкого, регулярно присылались в монастырь из Москвы. В монастырской библиотеке были широко представлены книги, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века здесь хранилось около 600 книг. В 1907 году все рукописные книги были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, в 1920 году они поступили в Государственный Исторический музей.

Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения. Два настоятеля монастыря — архимандриты Герман и Никанор были в своё время руководителями хора (уставщиками). Их личные библиотеки состояли из книг-пособий (в том числе латинских и польских) по стихосложению, исторической литературы, нотных рукописей. Три стихотворных произведения Германа и Никанора высечены на каменных плитах Воскресенского собора. Предполагается, что Николай Дилецкий создал свой Воскресенский канон по заказу Новоиерусалимского монастыря.

Монастырь в XIX — начале XX в.в. был важным центром паломничества. С постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. К 1913 г. монастырь ежегодно посещало около 35000 человек.

В 1698 близ монастыря произошло сражение между восставшими стрельцами и войсками, верными царю. В 1919 монастырь был закрыт, в 1921 в его стенах был образован краеведческий музей (с 1935 — Московский областной краеведческий музей).

В 1941 здания обители сильно пострадали в результате военных действий; многие архитектурные памятники были уничтожены.

В 1959 музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.

25 августа 1994 монастырь посетил Патриарх Алексий II.

В 1995 был возвращён Московскому Патриархату; началось возрождение монашеской жизни.

11 октября 1995 администрацией Московской области было издано постановление «О поэтапной передаче памятников архитектуры комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г. Истре» во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года, предусматривавшее на первом этапе передачу Патриархату Воскресенского собора, храма святых равноапостольных Константина и Елены, храма Рождества Христова, Восточного братского корпуса и скита Патриарха Никона.

Монастырь имеет подворье: храм Воскресения Христова, С.-Петербург, ул. Камская 11, лит А.

В Рождественскую ночь 2007 года в монастыре был за службой Президент России В. Путин

23 июля 2008 года монастырь с неофициальным визитом посетили Президент России Д. Медведев и Патриарх Алексий II; было принято решение о создании Попечительского совета для оказания помощи в восстановлении монастыря.

В октябре 2008 года Президент России Д. Медведев призвал за ближайшие 5-7 лет полностью восстановить Новоиерусалимский монастырь. 20 октября в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению монастыря, в котором приняли участие президент России Дмитрий Медведев, Патриарх Алексий II, первый вице-премьер Виктор Зубков, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, помощник президента Олег Марков, министр культуры Александр Авдеев, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев, полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, губернатор Московской области Борис Громов, наместник Новоиерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников), президент «ВТБ» Андрей Костин, глава корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Патриарх заявил, что разработана Концепция развития монастыря «как великой святыни христианского мира и как современный духовно-воспитательный и образовательный центр, призванный раскрывать всем, и особенно — молодежи, душеполезный смысл нетленных ценностей нашего Отечества». Дмитрий Медведев сообщил, что фонд по восстановлению Новоиерусалимского монастыря возглавит первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков. 9 марта 2009 года Президент России Медведев подписал Указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви»

Входоиерусалимская церковь — Церковь Входа Господня в Иерусалим в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, Истра

Ярусный храм в духе московского барокко над Святыми воротами монастыря. Закрыт в 1919, уничтожен взрывом в 1941. Восстановлен в 1960-1970-х.

Трехсвятительская церковь — Церковь Трех Святителей Великих в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, Истра

Кирпичный храм при Больничных палатах монастыря, построенный в 1698 на средства царевны Татьяны Михайловны. Здание в духе московского барокко первоначально завершалось двухъярусным восьмериком. Выгорел в 1726, в 1776 повторно освящен. Предположительно, окончательно упразднен в кон. XVIII в. при перестройке палат под дворец, однако еще упомянут в описи 1876. При перестройке алтарь и купол разобраны, но основной четверик храма уцелел. В 1941 здание сильно пострадало, в 1962 частично отреставрировано.

Воскресенский собор — Собор Воскресения Христова в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, Истра

Храм, воспроизводящий в структуре Храм Гроба Господня в Иерусалиме, состоит из основного четырёхстолпного одноглавого объёма, с трёх сторон охваченного двухъярусными галереями, к которому с запада примыкает грандиозная ротонда над часовней Гроба Господня, а с юга многоярусная колокольня. Здание уникально по архитектуре и изразцовому убранству. После обрушения в 1723 шатра, перекрывавшего ротонду, перестроены окружающие её галереи, а в 1750-х вновь сооружён шатёр. С юга от главного Воскресенского престола находится подобие Голгофы. В течении XVII-XIX вв. помимо главного престола в соборе было обустроено еще 26 малых храмов и приделов (видимо, это максимальное число приделов в храме на территории России), помещённых в заалтарном обходе, на хорах, вокруг Голгофы и в других местах. Закрыт в 1919. В 1941 взорваны колокольня и главный храм, сгорел шатёр ротонды, восстанавливается с 1950-х. Богослужения возобновлены в кон. 1990-х в северном Успенском приделе. 8 мая 2016 освящён великим чином патр. Кириллом. Реставрационные работы продолжатся.

Часовня на Елеонской горе при Новоиерусалимском монастыре, Истра

Редкий памятник зодчества кон. XVII в. Каменная шатровая восьмигранная часовня над поклонным крестом на т.н. Елеонском холме (1 км восточнее монастыря). Разобрана в 1930-х.

Христорождественская церковь — Церковь Рождества Христова в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, Истра

Одноглавый бесстолпный четверик на подклете, примыкающий к комплексу трапезных палат. В подклете в XVIII в. обустроены четыре придела в память Святых Мест Вифлеема и Назарета, в трапезной в 1869-1871 устроены Сергиевский и Татьянинский приделы. Храм закрыт в 1919, вновь освящен в 1997.

Ивановская церковь — Церковь Иоанна Рыльского и Елены Царицы в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, Истра

Домовый храм в корпусе настоятельских покоев (постройки кон. XVII в.). Устроен тщанием полковника Жеребцова И. П., освящен 19.10.1846. После закрытия уничтожен, само здание цело.

Константиноеленинская церковь — Церковь Константина и Елены в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, Истра

Полуподземный храм, сооруженный по иерусалимскому образцу, примыкающий с востока к Воскресенскому собору. Реконструирован в сер. XVIII в. Справа придел Богоматери Утоли Моя Печали. Богослужения прерваны в 1919, возобновлены в кон. 1990-х.

Богоявленский скит — Скит Богоявления Господня Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, Истра

Отдельное здание немного западнее монастырского комплекса. Скит закрыт в 1919, возвращен монастырю в 1990-х.

История Ново-Иерусалимского монастыря

История Ново-Иерусалимского монастыря основанного в 1656 году патриархом Никоном, являющегося уникальным памятником русской духовной культуры и подлинной жемчужиной монастырской архитектуры. Он был выстроен в не бывало короткие для своего времени сроки стараниями двух великих деятелей русской истории — царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Строительству монастыря в условиях интенсивного укрепления самодержавной царской власти придавалось государственное значение.

История Ново-Иерусалимского монастыря

Новый Иерусалим стал воплощением идеи Патриарха Никона о единении мирового православия и утверждении русского государства, как его центра. В соответствии с этим замыслом он основал три обители. Иверский Богородицкий монастырь на озере Валдай (1652). Крестный монастырь на острове Кий в Онежской губе Белого моря (1656). И образно воспроизводили одноименные монастыри Афона и Палестины.

Воскресенский монастырь был задуман, как пространственная икона всей Святой Земли. Более того, сам полуостров в излучине Истры, избранный для строительства обители, представлял собой идеальный постамент для «великой церкви»: изгиб реки и очертания холма повторяли подковообразные планы христианской Палестины. Словно это место изначально было предуготовано Промыслом Божиим для воплощения замысла Патриарха Никона.

Топография ближних окрестностей настолько соответствовала иконописному восприятию палестинских первообразов, что реке, холмам и селениям следовало лишь дать евангельские наименования.

История христианского мира знает немало примеров воспроизведения палестинских святынь. Но только в Новом Иерусалиме образ Святой Земли был воссоздан в полном иконографическом изводе, со всеми местами земной жизни Христа.

Эта Русская Палестина с самого начала почиталась как святыня всего православного мира, как особое место благодатного присутствия Божия.

Главный собор Воскресенского мужского монастыря, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, являлся храмом-проповедью. Поскольку наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством его украшало множество священных текстов, которые способствовали духовному просвещению богомольцев.

Это был единственный храм в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, в Кувуклии Гроба Господня совершалось пасхальное богослужение и звучало всерадостное приветствие «Христос Воскресе!».

Новый Иерусалим стал крупнейшим паломническим центром. Десятки тысяч людей приезжали сюда, чтобы поклониться священным подобиям Иерусалимских святынь и принять участие в богослужениях, совершавшихся по особому уставу. Привлекала богомольцев в обитель и высокая духовная жизнь монашествующих.

Монастырь являлся также важным духовно-культурным центром. В его уникальной библиотеке хранились «Изборник Святослава» 1073 года, «Юрьевское евангелие» (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов и много других ценнейших изданий.

Уже во второй половине XVII века усилиями насельников обители в русской литературе и музыке появился целый ряд новый направлений. Многообразие церковно-исторических ценностей, а также богословских и архитектурно-художественных особенностей Нового Иерусалима определило в свое время масштаб его влияния на русское самосознание.

Наследники царей и монастырь

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители.

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня. И пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749–1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли. Под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа.

Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника. Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году). И придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

В разное время в Новом Иерусалиме несли послушание такие светильники Русской Православной Церкви, прославленные ныне в лике святых, как святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), священномученики Тихон (Никаноров; †1919), Иона (Лазарев; †1937), Серафим (Чичагов; †1937).

Печальные страницы истории монастыря

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей.

В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы. Экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Дас Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены.

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.

10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал «Удостоверение» своему представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении монастыря.

Возрождение обители

В 1994 году возобновлён Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

23 июня 2008 года Cвященный Синод Русской Православной Церкви утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Новои-Ирусалимского монастыря. А 23 июля того же года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Было принято решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

В 2013 году была полностью восстановлена уникальная семиярусная колокольня – стержень Воскресенского собора. В свое время она лишь отчасти была построена по образу и подобию своей старшей иерусалимской сестры, завершающим ярусам придали облик колокольни Ивана Великого.

Надеемся, что восстанавливаемый сегодня усилиями государства, Церкви и всех, кто дорожит историей нашего Отечества, Ново-Иерусалимский монастырь вновь обретет то величие, которым он славился в XVII — начале XX в. и которое подобает сокровищнице Вселенского Православия.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

История

Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 г. в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира. Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 г., построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 г. называвшийся Воскресенском.

В 1919 г. монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.

Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной Войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 г. музей был разграблен. При отступлении фашистских войск монастырь был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.

Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 г.; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е гг.

В 1994 г. начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 г. Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность.

23 июня 2008 г. определением Священного Синода наместником Ново-Иерусалимского монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников).

23 июля 2008 г. монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и Святейший Патриарх Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 г. в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета этого фонда. Сопредседателями Попечительского совета являются глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви.

6 марта 2009 г. Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.

Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности.

Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 г. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2015 г.

14 августа 2015 г. наместник монастыря игумен Феофилакт освятил музей «Новый Иерусалим». В здание нового музея были перевезены все коллекционные фонды, располагавшиеся ранее в монастыре. Реализация данного проекта — уникальный и единственный случай в российской музейной практике, так как в короткий срок музей с таким большим и разнообразным коллекционным собранием был выведен и размещен в новом здании параллельно с его строительством.

8 мая 2016 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

Храмы

  • Воскресенский собор;
  • церковь Рождества Христова;
  • надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим;
  • церковь Константина и Елены.

Богослужение

Божественная литургия по будням в 8.00, по воскресным и праздничным дням в 7.00 и 10.00, вечернее богослужение накануне в 17.00.

Новоиерусалимский или Воскресенский монастырь – священная достопримечательность Истры

Новоиерусалимский или Воскресенский монастырь основан в 1656 году. Он находится в небольшом уютном городе Истра Московской области. Появилась обитель благодаря Патриарху Никону, который пожелал соорудить на данном месте резиденцию патриархов. Кроме того, здесь многократно на ночлег останавливался сам Никон с целью посещения Иверского монастыря. Новая обитель строилась с целью благоустройства московского княжества.

По плану объект с высоты должно повторять силуэт гроба Господня, который находится в Иерусалиме. Закладку святыни выполнили на возвышенности Сион. По соседству располагались и другие холмы Фавор, Елеонский и река Иордан (современное название – Истра).

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Вы можете выбрать один из трех удобных способов поездки. Из Москвы до Истры регулярно ходят электрички. Вам необходимо приобрести билет на поезд, который идет до Новоиерусалимской, Румянцево, Волоколамска, Шаховской. Расписание электричек вы сможете уточнить на официальном сайте.

Также доехать можно на автобусе. Из Москвы ежедневно курсирует транспорт под номером 372. Длительность пути составит 60 минут. От остановки до храма идти 10-15 минут. Третий способ поездки – личный автомобиль. Недалеко от монастыря предусмотрена стоянка для автомобилей.

Многие туристы предпочитают приезжать в Истру экскурсионным туром. Так, можно совершить прогулку в Подмосковной Палестине и услышать рассказ о святынях. Вам покажут панораму ансамбля, который стоит на Сионском холме. Вы узнаете много об уникальных раскопках, об основных сооружениях и святынях. Не забудьте взять с собой тару для того чтобы набрать воды из святого «Силоамского» источника. Положительных эмоций будет масса. Непременно появится желание снова посетить эти места.

История Собора

Строительный процесс шел на протяжении 14 лет. Работа была разделена на два этапа. Первый период приходится на 1656-1666 гг. Первоначально стены состояли из дерева. В этот период занялись обустройством скита Никона. Сегодня он называется Отходной пустынью. Затем построили Елеонскую часовню.

Работы на определенный отрезок были прерваны. Они восстановились в 1679 году по приказу царя Федора Алексеевича. Более того, в новом указе содержалась информация о возведении еще двух десятков святынь. В конечном итоге общая доля построек состояла порядка 1630. В итоге получилось огромное богатейшее владение России.

Никону полностью удалось реализовать свой замысел. Комплекс максимально отражал сущность Святой Земли. Вся местность разделилась на определенные части — Галилея, Вифлеем, Елеон. Основатель монастыря скончался в 1681 году. В дальнейшем строительный процесс был продолжен архимандритом Никанором.

В 1941 году здание было полностью разрушено Германией. Наибольшая доля удара пришлась на колокольню, шатер, ротонду. В 1985 году утраченная глава вернулась на прежнее место. Шатер же восстановили только в конце 20 столетия. Но теперь в роли его основы была качественная конструкция из металла.

С 1995 года обитель стала являться неотъемлемой частью русской Православной церкви. Теперь с этого момента на участке соседствуют две постройки — ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим». Он имеет современное техническое оснащение.

Архитектура и отделка

Согласно плану, Воскресенский собор должен быть являться точной копией Гроба Господня. Таким образом, комплекс должен быть состоять из трех частей. В замысле находят отражение основные христианские святыни. Весь спектр строительных мероприятий реализовывался в несколько этапов. Так, до 1666 года завершили работу над кровлей, колокольней.

Собор, как снаружи, так и внутри является невероятно прекрасным. Его отделка выполнена керамическими поясами, декор изысканный – используются порталы, наличники, красивые иконостасы. Для колокольни подготовили 15 колоколов. Сегодня вес самого крупного составляет 100 пудов. В 1679 году монтировали главу, шатер. В 1690 г объект осветили.

Современный собор уступает по размерам своему величественному прообразу. Однако все богословское содержание было передано с максимальной степенью точности. Особенно древнерусские мотивы заметны в восточной зоне храма. Композиция из множества глав по форме похожа на пирамиду. Все элементы отстраивались независимо друг от друга. В итоге получилось целое, неделимое сооружение.

Палаты «Нового Иерусалима»

В западной части территории ансамбль включает в себя палаты. Они представлены Трапезными, Больничными и Архимандричьими. Задумывалось первоначально, что данные постройки будут располагаться, как отдельные здания. Но к концу 18 века стало понятно, что наиболее гармоничной картина получится, если создать единую целостную модель. В роли фундамента для трапезных применялись старые службы из камня. Они были заложены еще в 1666 году. В западной стороне вы сможете увидеть три палаты, они стоят неподалеку от церкви Рождества Христова. Палаты имеют торжественное оформление, их украшают наличники белоснежного цвета. Огромные окна полукруглой формы подчеркивают статус строения.

Больничные палаты находятся вблизи церкви «Трех Святителей». Они характеризуются компактностью и более сдержанным декором. С севера находятся настоятельные покои. Несмотря на простоту оформления, объект не теряется на фоне других. Он подчеркивает выгодные стороны других, рядом расположенных зданий. При больничных палатах освещение церкви состоялось в 1698 году.

При возгорании сооружение полностью сгорело. Решено не проводить комплекс восстановительных мероприятий. Помещение оборудовали в цокольном этаже. Отдельного внимания заслуживает лестница, направленная в Царские покои. Ее отделка выполнена с использованием изящной аркады. Этот элемент декора прекрасно дополняет оформление восточной части фасада.

Скит патриарха Никона

Важнейшим памятником российской Палестины является скит патриарха Никона. Он использовался для проведения уединенных молитв. Строительный процесс шел в 1657-1662 гг. Объект, возведенный на берегу Истры, может похвастаться броским оформлением. Этот скит является единственным памятником, который смог уцелеть за стеновой оградой. Нижние этажи применялись в роли служебно-хозяйственных помещений. Трети ярус отдан под приемную комнату. Здесь же находится церковь богоявления Господня. Скит отличается плоской крышей. На ней монтированы многие значимые сооружения – звонница, келья.

Крепостная стена и Святые врата

Достопримечательности на протяжении длительного времени защищали территорию монастырского комплекса. Стройка объекта продолжалась в течение четырех лет (1690-1694 гг.). Архитектура включает в себя основные правила крепостного зодчества. Ограждение получилось масштабным. Его высота составляла 9 метров, а толщина ровнялась 3 метрам. При этом общая длина стены находилась в пределах 920 метров. Интересно, что углы и изломы являются заполненными семью одинаковыми башнями.

Ранее, была еще одна башня – восьмая, но она не дожила до нашего времени. Конструкция была высокой и находилась с западной стороны ворот. Ярусные башни не выполняли защитной функции. Они преимущественно использовались в качестве художественного украшения. Примечательно, что и конструкции повторяли стиль ротонды и шатра Воскресенского собора.

Святые ворота состоят из трех — пролетной арки. За ними следует церковь Входа Господня в Иерусалим. Вертикальное сооружение эффектно гармонирует на фоне обще конструкции. Если прогуляться по подворью, то можно увидеть еще Наместничьи и Караульные палаты. Они монтированы рядом с оградой и вратами.

Гефсиманский сад и парк

Территория монастыря была прекрасно озеленена. Примером этому служат Гефсиманский сад и парк, которые когда-то находились за Елизаветинскими вратами. В древности на данном участке было много разнообразных протоков. Они привели к образованию острова. Сегодня его остатки практически не заметны. На острове жил Никон, когда проводил богослужения в обители.

Сегодня на территории сада организовали архитектурно-этнографический музей. В роли экспонатов представлены старинные деревянные постройки. На общем фоне заметно выделается мельница, крестьянская усадьба, часовня. До 21 века здесь находилось еще одно прекрасное здание – церковь Богоявления. Но святыня сгорела. Произошло короткое замыкание. Если пройтись по крестьянским усадьбам, то можно рассмотреть музейные экспозиции. Экскурсия сюда покажется достаточно познавательной. Вы получите шанс поближе познакомиться с искусством и бытом русского народа.

Трапезная и церковь Рождества Христова

По замыслу на первом этаже оборудовали храм Рождества Христова. Архитектором являлся Григорий Бартенев. Средства на строительство были даны самой Екатерина II. Более того, каждый предел также имел своих вкладчиков. Рядом были построены пределы Поклонения волхвов, Мучеников и т.д. В Святой Вертеп регулярно проводился крестный ход.

К сожалению, внутреннее убранство предельных святынь не сохранилось до нашего времени. В 1941 году достаточно сильно был поврежден и корпус трапезных. А вот в северной палате разгромили только вход. Были реализованы реставрационные мероприятия, которые помогли вернуть утерянный архитектурный облик. Фасады воплощают в себе стилевые решения XVII — XIX веков.

Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

Надвратный храм имеет торжественное оформление. Он соединяется с крепостной стеной. Освещение приходится на 1697 год. Основание выполнено в форме креста. Нижний ярус имеет форму квадрата. У западных ворот находится храм Рождества Христова. Сегодня помещение обители отдано под Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Подземная церковь Константина и Елены

С восточной части ансамбля расположена Подземная церковь Константина и Елены. Строительство сооружения началось еще при Никоне. В итоге получилось здание прямоугольной формы, характеризующиеся простотой оформления. Кровля является плоской и обведена балясником. Стены высокие – 1,5 метра от земли. Имеется одна глава. В роли украшений выступают изразцы.

Для того чтобы попасть в некрополь, необходимо зайти во внутрь собора. В 1999-2003 гг. была проведена череда исследований. Они помогли выявить крупные части надгробных памятников. Также было обнаружено около 100 целых элементов. Найдено немало объемных архитектурных форм. Урон некрополь понес в 1920-1930 гг. В этот отрезок произошел сильный взрыв собора. В процессе реализации строительных мероприятий учитывались особенности расположения важнейших захоронений в прошлом. Здесь находится много погребений лиц, которые вносили вклады в возведение святыни.

Святыни монастыря

На святые земли верующие приезжают в Истру из различных регионов. Основными святынями монастыря являются икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном», разборная модель Храма Гроба Господня, дарохранительница из придела святой Марии Магдалины, фрагмент омофора Патриарха Никона. Службы проводятся регулярно. Их расписание рекомендуется уточнять заранее.

При желании перекусить можно в трапезной. Она находится в левой части от собора. В продаже имеется выпечка и напитки. Еда вкусная, цены доступные. Имеется церковная лавка, можно заказать требы. Набор святой воды осуществляется в Силоамском источнике в Гефсиманском саду. Также на реке Истра-Иордан организована купель. При желании можно в нее окунуться. Температура воды находится в пределах 16 градусов. Спуск обеспечивается удобной, деревянной лестницей. Единственное, не предусмотрены раздевалки.

Новоиерусалимский монастырь

В своем стремлении перенести на русскую землю образ Святой Земли патриарх Никон отыскал лучшее место для создания храмового комплекса. Новоиерусалимский монастырь находится в городе Истре, на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды.

Воскресенский собор — главная постройка Новоиерусалимского монастыря — выглядит особенно торжественно под лучами солнца, сверкающими на его куполах.

ОБРАЗ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ

Новоиерусалимский монастырь — попытка воссоздать комплекс святых мест Палестины («первообраза») на российской почве, под Москвой.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона — инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.

Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.

Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.

Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П. И. Заборский, Я. Г. Бухвостов, В. В. Растрелли, М. Ф. Казаков, К. И. Бланк.

Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви — она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.

При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.

Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.

Патриарх Никон — человек своенравный и фанатичный — был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала — в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича — в Кирилло-Белозерский.

Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

В XIX — начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.

При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.

В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.

НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.

Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.

Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.

Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.

В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.

Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.

Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.

В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.

Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.

С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.

Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (ХVII-ХIХ вв.):

■ Воскресенский собор (1656-1685 гг.),

■ Остатки колокольни (разрушена в 1941 г.),

■ Церковь Константина и Елены (подземная церковь, 1658-1685 гг.),

■ Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697 гг.),

■ Трапезная с церковью Рождества Христова (1686-1692 гг.),

■ Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.),

■ Солодовые и кузнечные палаты (1690-1694 гг.),

■ Настоятельские покои (конец XVII в.),

■ Братский корпус (конец XVII в.),

■ Караульные палаты (1690-е гг.),

■ Палаты «монастырских детенышей» (1650-е гг.),

■ Больничные палаты (1698 г.),

■ Квасной погреб (1690-е гг.).

■ Крепостные стены (1690-1694 гг.), башни (Гефсиманская, Сионская, Надвратная, Елизаветинская, Иноплеменничья, «Баруха», Ефремова, Дамасская, Давидов дом).

Постройки за крепостной стеной:

■ Скит Никона (1658 г.),

■ Музей деревянного зодчества (мельница, часовня, крестьянская изба).

■ Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (1020 г.).

Источники Ново-иерусалимского монастыря

Замысел патриарха Никона

Воскресенский Ново-иерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном как образ иерусалимского храма Гроба Господня с воссозданием вокруг храмового комплекса святых мест исторического Иерусалима. Главная святыня монастыря – храм Воскресения Христова, построен по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. В нем имеются копии всех главных святынь иерусалимского храма, включая Голгофу, Кувуклию с Гробом Господним, Камень Помазания. Храм удивляет своими грандиозными размерами, в нем 29 приделов.

Не только святыни монастыря, но сами окрестности были названы патриархом Никоном и закрепились в народном сознании с палестинскими наименованиями. Так обтекающий монастырь ручей получил наименование Кедронского потока, роща за Елизаветинскими воротами стала Гефсиманским садом, старый дуб на берегу ручья именуется Мамврийским. Находящийся под горой колодезь – Силоамской купелью, колодезь на северном склоне – кладезем Самарянки. Река Истра, соседствующая с обителью, названа Иорданом.

Новая история

В 1918 году Ново-иерусалимский монастырь был закрыт, а в его стенах устроен краеведческий музей. Во время немецкой оккупации в обители стояла дивизия СС «Рейх», которая, отступая, взорвала Воскресенский собор, подземную церковь, колокольню и часть стен монастыря. Восстановление обители началось еще в советские времена. Но в масштабном объеме реконструкция храмового комплекса стала проводиться лишь в последние годы, на что из государственного бюджета выделены значительные средства, а членом попечительского совета является сам премьер-министр Медведев Д.А. Хотя на сегодняшний день реставрация еще не завершена, красота внешней отделки монастыря уже прекрасно видна и поражает с одной стороны богатством и изяществом, а с другой стороны пастельно-русским колоритом в светлых и чистых тонах.

В монастыре ежедневно совершаются литургии, по воскресениям даже дважды (в 7 и в 10 утра), несколько священников принимают исповедь у многочисленных верующих. В день проходит несколько экскурсий, билеты на которые можно купить у входа.

Некоторые достопримечательности обители

В храме Воскресения Христова под Голгофой в приделе святого Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона. Среди паломников сложилась традиция прикладываться к гробнице, хотя патриарх Никон не канонизирован. По утверждению предыдущего наместника монастыря архимандрита Никиты (Латушко) имеются зафиксированные чудеса исцелений. Но предавать их всеобщей известности архимандрит посчитал пока преждевременным.

Надо сказать, что необычная красота храма Воскресения Христова (его купол выполнен не в виде традиционной луковицы, а в виде шатра) потребовала больших жертв и трудов от его создателей в самые разные исторические эпохи, поскольку ныне реставрируемый шатер является уже третьим. Первый каменный свод рухнул еще в 1723 г. Впоследствии он был восстановлен, но уже в деревянном исполнении по проекту Растрелли. После войны, взорванный нацистами многострадальный купол, был воссоздан в третий раз.

Пройдя по территории монастыря, через ворота Елизаветинской башни, можно попасть в Гефсиманский сад. Над ручьем, поименованным Кедроном, находится мостик, пройдя через который посетители попадают на искусственный остров, где расположен скит патриарха Никона. Остров окружен Иорданом (рекой Истрой), Кедроном и вырытым каналом. За Гефсиманским садом находится колоритный музей деревянного зодчества.

Кладезь «Живоносный источник»

В обители находятся три святых источника. Если двигаться от главного входа, первым будет кладезь «Живоностный источник».

Он расположен в подземной церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Храм углублен в землю на 6 метров в память того, что именно на этой глубине царица Елена обрела Крест Господень. На том месте, где в историческом храме был обретен Крест, в подмосковной палестине находится святой источник. Неподдельной была радость святейшего патриарха Никона, когда он узнал, что из-под голгофы Нового Иерусалима забил живоносный источник.

Для того, чтобы подойти к источнику, необходимо спуститься по узкой лестнице подземной церкви длиной в 33 ступени, обойти уникальный медный иконостас и спуститься еще ниже в предел мученика Кириака. Правее будет расположен колодец. Набрать воды можно и не спускаясь в храм. Рядом со входом открыта небольшая часовенка, где доброжелательная старушка нальет вам святой воды из источника в вашу либо в храмовую бутылочку, которых там заготовлено великое множество.

Источник «Силоамская купель»

Если выйти из обители не через главный вход, а с противоположной стороны, через западные ворота Елизаветинской башни, можно оказаться в Гефсиманском саду. Там у монастырской стены находится еще один источник – Силоамская купель. Ее название происходит от

Силоамской купели у горы Сион в Иерусалиме. По преданию, иерусалимский источник возник по молитве пророка Исайи. По одним данным это произошло во время осады города, по другим источник открылся во время того, как святого подвергали мучениям, и облегчил его страдания. От этих событий и произошло слово «силоам», то есть «посланный от Бога».

О силоамском источнике также имеется упоминание в Евангелии. Помазав брением глаза слепорожденного, Христос велел ему умыться в купальне Силоам, после чего слепой обрел зрение.

Ранее над источником находилась часовня, но в 1930 годах она была разрушена. Примечательно, что сам источник уничтожить так и не удалось, хотя к этому прилагались немалые усилия. Вплоть до 90-ых годов 20-ого столетия источник неоднократно засыпали землей и песком, подвозимых на самосвале. Новое освящение Силоамской купели было совершено на Богоявление 1994 года, в тот год, когда была возобновлена деятельность монастыря в качестве действующей обители.

К источнику можно подойти и с другой стороны. От главных ворот монастыря надо двигаться с наружной стороны стены мимо четырех башен: Дамасской, Ефремовой, Варуха и Иноплеменничьей. После четвертой башни вниз пойдет крутая металлическая лестница. Спустившись по ней, будет виден деревянный крест, а рядом родник, где можно набрать водички.

Источник «кладезь Самарянки»

На северном склоне монастырского холма находится третий источник – кладезь Самарянки. Этот источник напоминает о беседе Христа и самарянки, которой Господь сказал: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Часовня существовала и над этим источником, но ее постигла та же участь разрушения в годы безбожия.

«Иордань»

На берегу Иордана (реки Истра) стоит крест и деревянный помост. Здесь регулярно совершаются водосвятные молебны, а в день

Добраться до Ново-иерусалимского монастыря можно на электричке с Московского Рижского вокзала до станции Новоиерусалимская или проехать от метро Тушино на 372 автобусе до города Истры.

Новый Иерусалим

След на земле

Свидетельство о публикации № 217122200854 От автора. Приключенческое произведение, в которой мы снова встретимся с полюбившимися героями из книг «Лекарство от забвения» и «Режим ожидания. Это не только путеводитель по Ростову на Дону и окрестностям, но и учебник о том, как герои в поисках своего места под солнцем приходят к жизни на земле, результатом которой становится достаток, безбедное существование и… Читать далее »

Расписание богослужений Ново-Иерусалимского монастыря на 21-ю седмицу по Пятидесятнице

Понедельник 11 ноября Успенский придел 08:00 Утреня. Часы. Литургия. 17:00 Вечерня. Малое повечерие. Вторник 12 ноября Успенский придел 08:00 Утреня. Часы. Литургия. Подземная церковь 17:00 Вечерня. Малое повечерие. Среда 13 ноября Подземная церковь 08:00 Утреня. Часы. Литургия. Успенский придел 17:00 Вечерня. Малое повечерие. Четверг 14 ноября Успенский придел 08:00 Утреня. Часы. Литургия. Святая Голгофа 17:00 Вечерня. Малое повечерие. Пятница 15… Читать далее »

Профессия: Машинист электровоза, тепловоза, слесарь электрик по ремонту подвижного состава.

— Владимир Петрович, а вы тоже ведь работали на поездах в качестве помощника машиниста? – поинтересовался Иван. — Да! И сейчас бы поехал, но для этого нужно восполнить знания, да и просто так на электровоз никто не посадит, нужно устраиваться на постоянную работу. — А мне отец говорил, что летом помощников машиниста, да и машинистов не хватает и сажают даже… Читать далее »

Расписание богослужений Ново-Иерусалимского монастыря на 20-ю седмицу по Пятидесятнице

Понедельник 4 ноября Придел Рождества Пресвятой Богородицы 07:00 Часы. Ранняя литургия. Воскресенский собор 10:00 Часы. Поздняя литургия. Успенский придел 17:00 Вечерня. Малое повечерие. Вторник 5 ноября Успенский придел 08:00 Утреня. Часы. Литургия. Подземная церковь 17:00 Вечерня. Малое повечерие. Среда 6 ноября Подземная церковь 08:00 Утреня. Часы. Литургия. Успенский придел 17:00 Вечерня. Малое повечерие. Четверг 7 ноября Успенский придел 08:00 Утреня…. Читать далее »

Расписание богослужений Ново-Иерусалимского монастыря на 19-ю седмицу по Пятидесятнице

Понедельник 28 октября Успенский придел 08:00 Утреня. Часы. Литургия. 17:00 Вечерня. Малое повечерие. Вторник 29 октября Успенский придел 08:00 Утреня. Часы. Литургия. Подземная церковь 17:00 Вечерня. Малое повечерие. Среда 30 октября Подземная церковь 08:00 Утреня. Часы. Литургия. Успенский придел 17:00 Вечерня. Малое повечерие. Четверг 31 октября Успенский придел 08:00 Утреня. Часы. Литургия. 17:00 Вечерня. Малое повечерие. Пятница 1 ноября Успенский… Читать далее »

Двести метров адреналина

Снежок большими хлопьями тихо покрывал землю. Подхватив удобнее лыжи, мы отправились на большую гору, с которой открывался прекрасный вид. Когда-то по этой тропинке шел и патриарх Никон, в далеком 1656 году и видел тот же лес. Только тогда не было еще его детища – Новоиерусалимского монастыря, а были поля и косогоры. Поднявшись на верхотуру и окинув окрестности взором, из груди… Читать далее »

Золото песчаных берегов

Среди песчаных берегов течет небольшая речушка под одноименным названием Песочная, но народ с любовью называет ее «Песчанкой», поскольку эта речушка привлекает детишек за свою небольшую глубину. Чтобы найти ее исток мы сегодня отправимся на небольшой электричке «кукушке» от станции Манихино, Рижского направления железной дороги, а те, кто живет на Ленинградском направлении может начать свой путь от станции Поварово. Нас интересуют… Читать далее »

Профессия: Мастер по настройке и ремонту климатического оборудования

— Сегодня я расскажу вам о климатическом оборудовании. Что это такое, как его настраивать и ремонтировать? – Спросил Владимир Петрович. — Это то, что делает дом теплым в холод и охлаждает в жару? Это кондиционеры? – предположил «Витек». — Не только, это еще камины, ионизаторы, увлажнители воздуха, осушители и прочая техника. Но чаще всего мы сталкиваемся с двумя – это… Читать далее »

Река двух капитанов

Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль реки Маглуши. Река сравнительно небольшая, протяженностью всего около 30 километров, но по всему своему течению протекает мимо многих интересных природных и исторических мест. В стародавние времена река имела название Мологоща, что разительно отличается от нынешнего наименования. Именно это ее название упоминалась в летописях ХV и начала ХVI веков. Пешком или лодкой? Обычно по реке… Читать далее »

От улыбки станет всем светлей

За окном проносятся невысокие домики, палисадники, в испуге разбегаются куры, а собаки лают вслед и пытаются ухватить за край штанины. Велосипед, шурша шинами, несется по тенистым улочкам провинциального городка. Казалось бы, что, отъехав на полста километров от столицы мало можно встретить таких городков, но все же такие сохранились. Один из них – Подмосковная Истра. Город растет и расширяется, но северная… Читать далее »

Монастырь в истре новый иерусалим

Новоиерусалимский монастырь (Воскресенский Новоиерусалимский) — исторически ставропигиальный мужской монастырь близ Истры Московской области.

В северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора обители погребён патриарх Никон.

Основан в 1656 патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское (Сафатово). По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.

На холме, получившем наименование Сион, был заложен мужской монастырь. Окружающие территории получили палестинские названия: к востоку от монастыря — Елеонский холм, на севере — холм Фавор, река Истра была переименована в Иордан. Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656-1685), построенный по образу и подобию Храма Гроба Господня; к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь, подземная Константиноеленинская церковь. В октябре 1657 года на освящении деревянной Воскресенской церкви монастыря присутствовал Алексей Михайлович. По одной из версий именно он впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.

Над архитектурой монастыря в разное время работали такие известные зодчие, как К. И. Бланк, Я. Г. Бухвостов, М. Ф. Казаков, В. В. Растрелли, А. Н. Воронихин, К. А. Тон, П. И. Заборский. Архитектурный комплекс монастыря составляют: Вокресенский собор, скит Никона (1658), где опальный патриарх жил в 1658-1664; Трёхсвятительская церковь (1686-1698); надвратная церковь (1694-1697); Больничные и Трапезные палаты, дворец царевны Татьяны Михайловны (всё — кон. XVII в.); стена монастыря с восемью башнями (1690-1694)); Кузнечные палаты (1690-1694).

Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты. В 1658 году Никон был вынужден оставить Москву. В качестве опального патриарха он прожил в Воскресенском монастыре 8 лет. В личное управление патриарху были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. По документам того периода три этих монастыря были объединены в одну вотчину, в которую входили солеварни в Усолье Каменском и Старой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два московских подворья, земли в центральных и северных уездах. Основной доход с этого владения шёл на сооружение Воскресенского собора. Церковный собор 1666-1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Земельные владения единой вотчины были разделены между тремя монастырями, созданными Никоном. С воцарением Фёдора Алексеевича, ученика Никона, возобновляется строительство монастыря. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. Перед секуляризацией церковных земель монастырь владел 13935 (по другим данным 16 287) душами мужского пола и 22000 десятин земли. После Манифеста от 26 февраля 1764 года все монастырские крестьяне были переданы в экономические. У монастыря остались два подворья в Москве и 30 десятин земли.
В.Г. Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1867 год

В XVII в. на территории Нового Иерусалима существовала большая библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились среди прочего Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Патриарх постоянно поддерживал связи с украинскими монахами-переводчиками даже во время своей опалы. Переводы книг, созданные под руководством Епифания Славинецкого, регулярно присылались в монастырь из Москвы. В монастырской библиотеке были широко представлены книги, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века здесь хранилось около 600 книг. В 1907 году все рукописные книги были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, в 1920 году они поступили в Государственный Исторический музей.

Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения. Два настоятеля монастыря — архимандриты Герман и Никанор были в своё время руководителями хора (уставщиками). Их личные библиотеки состояли из книг-пособий (в том числе латинских и польских) по стихосложению, исторической литературы, нотных рукописей. Три стихотворных произведения Германа и Никанора высечены на каменных плитах Воскресенского собора. Предполагается, что Николай Дилецкий создал свой Воскресенский канон по заказу Новоиерусалимского монастыря.

Монастырь в XIX — начале XX в.в. был важным центром паломничества. С постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. К 1913 г. монастырь ежегодно посещало около 35000 человек.

В 1698 близ монастыря произошло сражение между восставшими стрельцами и войсками, верными царю. В 1919 монастырь был закрыт, в 1921 в его стенах был образован краеведческий музей (с 1935 — Московский областной краеведческий музей).

В 1941 здания обители сильно пострадали в результате военных действий; многие архитектурные памятники были уничтожены.

В 1959 музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.

25 августа 1994 монастырь посетил Патриарх Алексий II.

В 1995 был возвращён Московскому Патриархату; началось возрождение монашеской жизни.

11 октября 1995 администрацией Московской области было издано постановление «О поэтапной передаче памятников архитектуры комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г. Истре» во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года, предусматривавшее на первом этапе передачу Патриархату Воскресенского собора, храма святых равноапостольных Константина и Елены, храма Рождества Христова, Восточного братского корпуса и скита Патриарха Никона.

Монастырь имеет подворье: храм Воскресения Христова, С.-Петербург, ул. Камская 11, лит А.

В Рождественскую ночь 2007 года в монастыре был за службой Президент России В. Путин

23 июля 2008 года монастырь с неофициальным визитом посетили Президент России Д. Медведев и Патриарх Алексий II; было принято решение о создании Попечительского совета для оказания помощи в восстановлении монастыря.

В октябре 2008 года Президент России Д. Медведев призвал за ближайшие 5-7 лет полностью восстановить Новоиерусалимский монастырь. 20 октября в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению монастыря, в котором приняли участие президент России Дмитрий Медведев, Патриарх Алексий II, первый вице-премьер Виктор Зубков, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, помощник президента Олег Марков, министр культуры Александр Авдеев, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев, полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, губернатор Московской области Борис Громов, наместник Новоиерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников), президент «ВТБ» Андрей Костин, глава корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Патриарх заявил, что разработана Концепция развития монастыря «как великой святыни христианского мира и как современный духовно-воспитательный и образовательный центр, призванный раскрывать всем, и особенно — молодежи, душеполезный смысл нетленных ценностей нашего Отечества». Дмитрий Медведев сообщил, что фонд по восстановлению Новоиерусалимского монастыря возглавит первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков. 9 марта 2009 года Президент России Медведев подписал Указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви»

Паломнические поездки к Новоиерусалимскому монастырю

Ссылка на основную публикацию