Монастырь святые кустики в башкирии

Монастырь святые кустики в башкирии

сюжет из передачи «По святым местам»

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики» расположен в живописной горно-лесистой местности Благовещенского района Республики Башкортостан (в дореволюционные годы и первые годы Советской власти административно относился к Бирскому уезду Уфимской губернии), примерно в 100 км от столицы республики — города Уфы. Ближайшие населенные пункты — д.Ежовка, д.Осиповка, с.Уса-Степановка. До революции на этом месте находился основанный в 1905 году Георгиевский женский монастырь, просуществовавший до 1927 года. Народное название — «Святые Кустики» — произошло от группы деревьев, стоящих на некотором возвышении: трех берез и двух ив, которые переплелись между собой. Именно здесь и стали наблюдаться с середины ХIХ века жителями окрестных сел и деревень чудесные явления. Еще в дореволюционный период народная молва утверждала, что на месте, где сейчас находится монастырь, в XVIII веке существовал Крестовоздвиженский мужской монастырь, который был упразднен при императрице Екатерине II. Документально это не подтверждено, но при закладке фундамента церкви в 1901 году, были найдены «. какие-то кирпичи странной формы, обломки глиняных сосудов, а также и человеческие кости». Дальнейших археологических раскопок на этом месте, ни в дореволюционное, ни в советское время, ни в современных условиях не производилось. Упразднение монастыря в XVIII веке, если таковой существовал, вероятнее всего произошло во время или несколько позже восстания под руководством Е.И. Пугачева.

Более хорошо известна история Георгиевского женского монастыря приблизительно до 1913 года. Первое чудесное явление наблюдал в районе Святых Кустиков местный крестьянин из Уса-Степановки Семен Иванович Сотников в 1856 году. Недалеко от этого места у него была полоса земли и, присев отдохнуть возле деревьев, он увидел старца в блестящих ризах с крестом в руках. Сотников рассказал об этом дома и односельчанам и люди стали приходить туда молиться, число их постоянно возрастало. Богомольцам являлись также видения Святого Животворящего Креста, от которого исходили золотые лучи, иконы Божьей Матери, на самих кустиках часто видели горящие свечи, были явления многих монашествующих, священника в облачении, многие, и довольно часто, слышали колокольный звон, многие излечивались от различных болезней.

В 1876 году эта земля отошла к башкирам, у которых ее купил крестьянин Уса-Степановской волости Григорий Алексеевич Поспелов. Он и стал впоследствии учредителем и первым благотворителем Георгиевского женского монастыря. По его обращению к епископу Уфимскому и Мензелинскому преосвяшеннейшему Антонию, последним был издан указ игуменье Бирского женского монастыря Магдалине о выборе из числа монахинь той, которая могла бы заняться устройством возникающей обители. Выбор пал на благочинную, инокиню Серафиму, которая и стала основательницей и первой настоятельницей (1901-1911 гг.) — до 1905 года — Георгиевской женской общины, а после выхода указа Священного Синода от 25 марта 1905 года — Георгиевского женского монастыря. Этим же указом м.Серафима была возведена в сан игуменьи.

Большую роль в благоустройстве и развитии монастыря сыграл благочинный монастырей, ректор уфимской семинарии о. архимандрит Андроник (впоследствии епископ), по ходатайству которого, в частности, императором Николаем II монастырю было пожаловано 38 десятин пахотной земли в 30 км от обители. Большую финансовую поддержку монастырю оказал досточтимый Иоанн Кронштадтский.

Уже в 1901 году были построены: домовая церковь (освящена 21.12.1901 г.) во имя святого благоверного великого князя Владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича, кельи для монахинь, св. колодец, два маленьких озерка. Монастырь постоянно развивался за счет неустанного труда монахинь, помощи жертвователей и трудовой безвозмездной помощи местных крестьян. В 1905 году было начато возведение кирпичного Успенского собора, который должен был стать главным храмом монастыря. В 1911 году, уже после смерти игуменьи Серафимы, была возведена небольшая Вознесенская деревянная церковь, которая недолгое время была главной в монастыре.

Большое событие произошло в монастыре 18 декабря 1907 года. Усилиями иеромонаха Ярославского Толгского монастыря о. Вениамина (Некрасова) и уже упоминавшегося ранее епископа Андроника, Георгиевскому женскому монастырю была передана великая святыня — икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит по голове Иисус Христос и двадцатью восемью частицами мощей святых угодников.

Вознесение Господне в Георгиевском женском монастыре в 1915г. Богослужение проходит в Вознесенском храме. Справа от него строящийся Успенский собор.

Успенский собор Георгиевского женского монастыря. Фото 1928г.

Основательница Георгиевского женского монастыря схиигумения Серафима. 1911г.

Сведения о жизни монастыря в годы I Мировой войны (1914-1918 гг.), гражданской войны (1918-1920 гг.) и в начале 20-х гг. ХХ века пока отсутствуют. Известно, что Георгиевский женский монастырь просуществовал до 1927 года, когда был распущен Советской властью. При описи изъятого имущества икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит по голове Иисус Христос, и двадцатью восемью частицами мощей святых угодников в список внесена не была и дальнейшая судьба ее пока неизвестна. На месте монастыря была создана коммуна «Октябрь», а в 1929 году было разрешено существование Православного христианского общества при Вознесенском храме. Но и они просуществовали недолго — до начала 30-х гг. После чего коммуна развалилась, христианское общество при храме было распущено, а все постройки уничтожены под корень, так что впоследствии было забыто, что на этом пустом холме в лесу обитали люди и существовал монастырь.
В 1998 году было принято решение о создании на этом месте Георгиевского подворья «Святые Кустики» от Успенского мужского монастыря г. Уфы. Начальником подворья был назначен эконом монастыря игумен Варлаам.

С Богослужения игумена Варлаама на праздник Вознесения Господня в 1998г. и началось возрождение монашеской жизни на этом намоленном месте.

Первым жильем для игумена Варлаама служили палатка и вагончик, затем были пожертвованы несколько старых бань, из которых были сооружены келья, трапезная и сарай. Помогали игумену Варлааму в то время несколько бабушек, да случайные помощники — кого Бог посылал. Постепенно людская молва разнесла слух о том, что на этом месте поселился монах, и стали приезжать люди с желанием помочь, кто, чем может. Начало заводиться хозяйство — лошадь, куры, коровы, пчелы. Для Богослужения был приспособлен вначале вагончик, затем часть трапезной избы. Так, без особых денежных вложений, трудом и молитвой, начало возобновляться для служения Богу это место.

С течением времени у игумена Варлаама стал накапливаться архив из старых фотографий, воспоминаний очевидцев, дореволюционных публикаций, о прежде бывшем здесь Георгиевском женском монастыре, нашлись даже бабушки, которые, будучи еще малолетними девочками, жили здесь в монастыре. Были предприняты раскопки для обнаружения остатков фундаментов бывших построек. Главными результатами этих изысканий стали обнаруженные фундаменты Успенского собора, Вознесенской церкви и склеп с захоронением основательницы Георгиевского женского монастыря схиигумении Серафимы.

Обнаруженные и расчищенные фундаменты Успенского собора (на дальнем плане) и Вознесенской церкви (на ближнем)

Георгиевского женского монастыря. 2002 год.

Вид монастыря в южном направлении в 2001г.

Вид монастыря в северном направлении в 2001г.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви № 6957 от 26 декабря 2002 года Уфимский Успенский мужской монастырь был упразднен, а на месте его бывшего подворья был учрежден Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Игумен Варлаам, этим же постановлением, был утвержден в должности наместника новоучрежденного монастыря. К этому времени место это стало уже довольно известным в Уфимской епархии, да и не только в Уфимской. Промыслом Божиим явились состоятельные помощники, особенно заметную роль сыграли ОАО «Баштрансгаз» и Уфимский филиал московского «Межпромбанка». Также, безвозмездным трудом и посильными пожертвованиями, свой вклад в восстановление монастыря на первоначальном этапе внесли и многие верующие г. Уфы, г. Бирска, г. Благовещенска и Благовещенского района. Постепенно стало формироваться и немногочисленное тогда, да и сейчас пока, братство монастыря. Была построена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на месте чудом найденного фундамента часовни начала ХХ века, которая, в свою очередь, была установлена на месте Святых Кустиков. В 2003 году Богослужения проходили уже в построенном, но тогда еще внутренне до конца не оформленном, Храме Казанской иконы Божией Матери.

Иверская часовня

Храм в честь иконы Казанской Божией Матери

Интерьер храма

Началось строительство Трапезного храма в честь иконы «Достойно есть» (построен в течение 2002-2003гг.), но самое главное, на обнаруженном старом фундаменте началось возведение нового Успенского собора. На первом этапе, за 2002-2003 годы, удалось поднять стены на высоту примерно семи метров, после чего строительство, по причине финансовых трудностей, было остановлено.

Хотя строительство и остановилось, но молитвенная, уставная и хозяйственная жизнь монастыря развивалась и укреплялась, постепенно стали заводиться порядки и традиции монастырской жизни. После Богослужений братия и трудники занимались благоустройством, хозяйственным и продовольственным самообеспечением и прочими необходимыми трудами, добывая в поте лица, как и положено Богом, хлеб насущный.

18 августа 2007 года Высокопреосвященнейший архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон освятил Храм в честь иконы Казанской Божией Матери.

Интерьер трапезного храма

Новый этап больших строительных работ в монастыре начался летом 2009 года, когда началось возведение монастырской гостиницы и архиерейского дома. Весь 2010 год в монастыре также проводились большие строительные работы. Достраивалась, и в декабре введена в эксплуатацию, начатая в 2009 году двухэтажная монастырская гостиница. Построена и введена в эксплуатацию котельная обеспечивающая теплом и горячей водой монастырские здания. Начата отделка архиерейского дома. Для обеспечения монастыря водой пробурены две артезианские скважины. Полностью обновлена подходящая к монастырю ЛЭП с заменой трансформаторной подстанции на более мощную. К монастырю проведен и сдан в эксплуатацию магистральный газопровод среднего давления длиной около девяти километров. Но самое важное то, что в апреле 2010 года после семилетнего перерыва возобновлено строительство Успенского собора монастыря.

2012 год. Вид в северном направлении- гостиница и трапезный храм

2012г. Вид в южном направлении.

К концу 2012 года на территории монастыря располагаются следующие, уже достроенные и действующие, здания: Храм в честь иконы Казанской Божией Матери, Трапезный храм, Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, двухэтажная монастырская гостиница, котельная, более десятка домов-келий для братии, несколько зданий хозяйственных построек. На территории обители также имеется пасека, огород, птичий двор, летом текущего года построена теплица. Главным объектом строительства в монастыре является Собор в честь Успения Божией Матери. К концу 2011г. установлены купола собора, сделана черновая кровля и строится колокольня, внутри ведутся штукатурные работы. Заканчивается отделка архиерейского дома, возводится каменное ограждение монастыря с башнями и въездными воротами, продолжается благоустройство территории монастыря — насаждение деревьев, цветов, оформление газонов и т.п. Начато строительство хоздвора монастыря — где будут располагаться мастерские, склады и гараж; заливается фундамент, на котором в течение зимы предполагается возведение братского корпуса.

Монастырская жизнь.

Важным каждогодним событием является проведение престольного праздника монастыря — Вознесения Господня. Этот праздник с дореволюционных времен был здесь одним из престольных и в настоящее время, как и раньше, собирает в монастыре сотни паломников. Эту традицию в монастыре стараются развивать и укреплять и поэтому к празднику усиленно готовятся. Вознесение Господне 2012 года в монастыре было ознаменовано двумя важными и радостными событиями. Богослужение впервые проходило в достроенном Успенском соборе и совершалось в сослужении трех владык новообразованной Башкортостанской митрополии: митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, епископа Нефтекамского и Бирского Амвросия, епископа Салаватского и Кумертаусского Николая.

Весь год в монастыре продолжались начатые летом 2009г. большие строительные работы. В 2012г. главным объектом строительства в монастыре, как и во все предыдущие три года, являлся Собор в честь Успения Божией Матери. К концу 2012г. из наружных работ осталось достроить второй, третий и четвертый ярусы колокольни. Внутри собора ведутся отделочные работы. За зиму 2012-2013 года планируется закончить возведение братского корпуса и начать его внутреннюю отделку. Продолжается строительство каменного ограждения вокруг монастыря с башнями и въездными воротами, и благоустройство территории монастыря — насаждение деревьев, цветов, оформление газонов и т.п. На главном входе в монастырь залит фундамент, на котором предполагается возведение надвратного храма с церковной лавкой и паломнической трапезной.

Митрополит Никон, епископ Амвросий и епископ Николай.

Встреча Президента Республики Башкортостан Рустема Хамитова в монастыре.

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь

Содержание

Основание и развитие

Успенский Свято-Георгиевский православный мужской монастырь расположен в с. Уса-Степановка Благовещенского района республики Башкортостан.

Обитель была основана в 1901 г. в Бирском уезде Башкортостана между сёлами Уса-Степановка и Седяш. Здесь не прекращалось строительство в 1901-1920 гг. Рядом с монастырем находились «Святые Кустики» (место, где сплелись 3 березки и две ивушки). Здесь было явление «святого старца в блестящих золотых ризах с крестом в руках» и звонили невидимые колокола. Обитель в 1901-1905 гг. была Георгиевской женской общиной.

Первыми постройками монастыря в 1901 году была домовая церковь во имя святого блгв. вел. Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (один из первых русских князей, принявших смертную муку от татаро-монголов в 1238 году), часовня на месте Святых Кустиков.

Второй постройкой в 1911 году была деревянная Вознесенская церковь. В обустройстве монастырю простые люди, Император Николай II (пожертвовал обители 38 десятин пахотной земли), значительную денежную сумму пожертвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В 1905 году было начато возведение кирпичного Успенского собора с приделами в честь св. блгв. кн. Георгия и Всехсвятский ридел. Собор не был достроен до конца, в 1940-е годы он разрушен до основания. Вместе с собором была уничтожена семиглавая Вознесенская церковь, часовня на месте Святых Кустиков, все постройки и кельи (около 15 зданий). Бывший монастырь стал носить название «Свято-Георгиевский скит».

Богослужения на месте разрушенных храмов возобновились в 1994 году. А в 1997 году по благословению владыки Никона началось сооружение келий и новой церкви в честь св. блгвр. кн. Георгия Владимирского. В 2002 году были подготовлены фундаменты малой Вознесенской церкви и большого Успенского собора и началось их восстановление. В 2002 году Священный Синод постановил открыть Успенский Свято-Георгиевский монастырь как мужской.

В настоящее время продолжается восстановление монастыря. Построены семиглавая Георгиевская церковь; на месте Кустиков — кирпичная 8-гранная часовня во имя Иверской иконы Божией Матери, надкладезная часовня и др. С 2003 года воссоздается Успенский собор.

История монастыря

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики» расположен в живописной горно-лесистой местности Благовещенского района Республики Башкортостан (в дореволюционные годы и первые годы Советской власти административно относился к Бирскому уезду Уфимской губернии), примерно в 100 км от столицы республики — города Уфы. Ближайшие населенные пункты — д.Ежовка, д.Осиповка, с.Уса-Степановка. До революции на этом месте находился основанный в 1905 году Георгиевский женский монастырь, просуществовавший до 1927 года. Народное название — «Святые Кустики» — произошло от группы деревьев, стоящих на некотором возвышении: трех берез и двух ив, которые переплелись между собой. Именно здесь и стали наблюдаться с середины ХIХ века жителями окрестных сел и деревень чудесные явления.

Еще в дореволюционный период народная молва утверждала, что на месте, где сейчас находится монастырь, в XVIII веке существовал Крестовоздвиженский мужской монастырь, который был упразднен при императрице Екатерине II. Документально это не подтверждено, но при закладке фундамента церкви в 1901 году, были найдены «. какие-то кирпичи странной формы, обломки глиняных сосудов, а также и человеческие кости». Дальнейших археологических раскопок на этом месте, ни в дореволюционное, ни в советское время, ни в современных условиях не производилось. Упразднение монастыря в XVIII веке, если таковой существовал, вероятнее всего произошло во время или несколько позже восстания под руководством Е.И. Пугачева.

Более хорошо известна история Георгиевского женского монастыря приблизительно до 1913 года. Первое чудесное явление наблюдал в районе Святых Кустиков местный крестьянин из Уса-Степановки Семен Иванович Сотников в 1856 году. Недалеко от этого места у него была полоса земли и, присев отдохнуть возле деревьев, он увидел старца в блестящих ризах с крестом в руках. Сотников рассказал об этом дома и односельчанам и люди стали приходить туда молиться, число их постоянно возрастало. Богомольцам являлись также видения Святого Животворящего Креста, от которого исходили золотые лучи, иконы Божьей Матери, на самих кустиках часто видели горящие свечи, были явления многих монашествующих, священника в облачении, многие, и довольно часто, слышали колокольный звон, многие излечивались от различных болезней.

В 1876 году эта земля отошла к башкирам, у которых ее купил крестьянин Уса-Степановской волости Григорий Алексеевич Поспелов. Он и стал впоследствии учредителем и первым благотворителем Георгиевского женского монастыря. По его обращению к епископу Уфимскому и Мензелинскому преосвяшеннейшему Антонию, последним был издан указ игуменье Бирского женского монастыря Магдалине о выборе из числа монахинь той, которая могла бы заняться устройством возникающей обители. Выбор пал на благочинную, инокиню Серафиму, которая и стала основательницей и первой настоятельницей (1901-1911 гг.) — до 1905 года — Георгиевской женской общины, а после выхода указа Священного Синода от 25 марта 1905 года — Георгиевского женского монастыря. Этим же указом м.Серафима была возведена в сан игуменьи.

Большую роль в благоустройстве и развитии монастыря сыграл благочинный монастырей, ректор уфимской семинарии о. архимандрит Андроник (впоследствии епископ), по ходатайству которого, в частности, императором Николаем II монастырю было пожаловано 38 десятин пахотной земли в 30 км от обители. Большую финансовую поддержку монастырю оказал досточтимый Иоанн Кронштадтский.

Уже в 1901 году были построены: домовая церковь (освящена 21.12.1901 г.) во имя святого благоверного великого князя Владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича, кельи для монахинь, св. колодец, два маленьких озерка. Монастырь постоянно развивался за счет неустанного труда монахинь, помощи жертвователей и трудовой безвозмездной помощи местных крестьян. В 1905 году было начато возведение кирпичного Успенского собора, который должен был стать главным храмом монастыря. В 1911 году, уже после смерти игуменьи Серафимы, была возведена небольшая Вознесенская деревянная церковь, которая недолгое время была главной в монастыре.

Большое событие произошло в монастыре 18 декабря 1907 года. Усилиями иеромонаха Ярославского Толгского монастыря о. Вениамина (Некрасова) и уже упоминавшегося ранее епископа Андроника, Георгиевскому женскому монастырю была передана великая святыня — икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит по голове Иисус Христос и двадцатью восемью частицами мощей святых угодников.

Богослужение проходит в Вознесенском храме. Справа от него строящийся Успенский собор.

Вознесение Господне в Георгиевском женском монастыре в 1915г.

«Святые кустики»: монастырь в Благовещенском районе Башкирии, где воссоздали точную копию Гроба Господня

В Башкирию как в Иерусалим. Точную копию Гроба Господня воссоздали в мужском монастыре в Благовещенском районе. Об удивительном возрождении монастыря Святые кустики, стертого с лица земли в советские годы.

Ради этих кадров на фоне восходящего Солнца мы встали одновременно с монахами – в 5 утра. Затаив дыхание, записывали звуки живого церковного пения в храме. И всё равно едва ли нам удалось в полной мере передать невероятную красоту и величие этого места. Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики». Приезжая сюда, в первые минуты не можешь поверить, что это – Башкирия, Благовещенский район, в каких-то полутора часах езды от Уфы. Место с удивительной историей, архитектурой, людьми.

По признанию настоятеля монастыря архимандрита Варлаама, в эту монашескую келью впервые позволили зайти женщине – и то лишь потому, что здесь временно никто не живет. А двадцать лет назад в этих стенах жил и молился сам отец Варлаам. Здесь едва удается выпрямиться в полный рост, а в самой келье не сделаешь и трех шагов.

Тут маленький уголочек для молитвы, печка, вот такой столик очень миниатюрный, лежаночка. Монах сам отрекается от всего мира, всех желаний, удовольствий. Вот какая нужна сила веры – уйти в монастырь, полюбить такую убогую келью, лавку из досок. И даже эта келья кажется просторной для истинного монаха.

История этого места началась больше века назад. В 1901 году здесь был основан женский монастырь. Сохранились уникальные фотографии тех лет: хорошо видна деревянная Вознесенская церковь, рядом – строящийся кирпичный Успенский собор. О жизни монахинь в те годы, еще до революции, из первых уст знает Валентина Ивановна Попова. Сейчас ей 82, и она почти с рождения живет в небольшой деревне Ежовка, в нескольких километрах от монастыря. Вспоминает: когда-то здесь было 300 домов, сейчас едва насчитаешь три десятка. Мама Валентины Ивановны, ещё будучи ребенком, часто ходила в храм и мечтала стать монашкой, но родители не позволили.

Однако после революции женский монастырь был буквально стерт с лица земли. В советские годы часть построек снесли, остальное пытались приспособить под колхозную деятельность – здесь была создана коммуна «Октябрь».

Валентина Попова, жительница д.Ежовка:

Отец Варлаам пришел сюда в 98-м, после того, как случайно прочел старую книгу о монастыре.

Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:

О том, что было до монашества он вспоминать не любит, говорит: для той, мирской жизни он словно умер. Но для нас все-таки делает исключение. Священником он стал в 33, прежде работал зоотехником в колхозе в Мелеузовском районе, был председателем профкома. И все эти годы жизнь казалась ему как бы искусственной, ненастоящей.

Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:

Новая история «Святых кустиков» началась всего два десятилетия назад вот с этих деревянных домиков. В них располагались первая келья, трапезная и сарай. В это сложно поверить, но еще в конце 90-х здесь было чистое поле. Фундаменты старых храмов еще были скрыты под землей. А первые богослужения проводились в строительном вагончике.

С помощью местных жителей отцу Варлааму удалось отыскать и расчистить фундаменты храмов. Также случайно под землей был найден склеп с захоронением двух первых настоятельниц монастыря. Теперь на этом месте установлены мемориалы.

Самый первый храм, который был построен здесь в начале прошлого века, находился вот на этом месте. Вознесенская церковь. От нее сохранился только фундамент, обнаруженный во время раскопок. Вот здесь хорошо заметны его очертания — старые, неровные камни. Выше — уже современная кладка. После небольшой реставрации было решено оставить фундамент в таком виде как напоминание об истории этого места.

А на фундаменте Успенского собора – метр в метр возведен новый храм с таким же названием. Здание стоит на холме, и его купола, возвышаясь над лесом, встречают паломников издалека. Колокольный звон во время службы разносится на километры вокруг.

Здесь, наверху, вибрация от колоколов ощущается физически и буквально пронизывает все тело. Звонарь Валерий Волков – не монах, но ради жизни при монастыре оставил строительный бизнес в Уфе. Имея два высших образования – экономическое и техническое, он никогда не занимался музыкой. Но говорит: главное здесь не слух, а осознание того, что звон – это молитва.

Валерий Волков, звонарь:

Вот этот колокол весит около 2-х тонн, и у него есть собственное имя – Варлаам – в честь святого Варлаама Хутынского. Рядом – пятитонник, Благовест. Это колокола нижнего яруса, они отвечают за басы. Именно они первыми начинают призыв к службе.

На нижнем и верхнем ярусах колокольни одновременно работают два разных звонаря. За басы отвечает инок Зосима. Чтобы звон тронул сердца людей, их работа должна быть абсолютно синхронной.

Валерий Волков, звонарь:

Всего в братии 15 человек. Чтобы обеспечивать себя, содержат хозяйство: куры, пасека, теплица, огород. Обустроили здесь и святой источник, которым пользовались еще в женском монастыре.

Есть в монастыре и собственная пекарня, где ежедневно выпекают несколько сотен буханок хлеба для паломников. Тесто замешивают обязательно на святой воде и с молитвой.

Их обычная пища – щи на воде и каша. Здесь не едят мяса вообще. Это древняя традиция и ещё один пункт в списке того, от чего отрекаются монахи вместе с мирской жизнью. Отказываясь от телесных желаний, они достигают духовной высоты. При этом далеко не каждому удаётся стать монахом.

За 10 лет Отец Евфимий прошел все эти этапы и ни разу не пожалел о своем выборе. Хотя до 32-х лет даже не был крещёным. Сегодня он сам проводит службы в храме.

Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:

Сейчас в этом месте удивительно сочетаются и уединение монашеской жизни, и традиции гостеприимства. Для сотен паломников, которые приезжают сюда со всей России, ежедневно открыты двери, на столах всегда – бесплатные чай и выпечка.

Впечатления очень чистые, светлые. Мы первый раз, много слышали об этом месте, мечтали попасть. Здесь проходят ни с чем несравнимые службы, которые затрагивают душу. Уже на входе мы поняли, куда мы попали, что здесь благодать Божья! Есть, о чем задуматься в этих местах. Даже не ожидал, что в Башкирии такое есть, я под впечатлением сильным.

Народное название – «Святые Кустики» – произошло от группы деревьев, стоящих на возвышении: трех берез и двух ив, которые переплелись между собой. Именно здесь с середины ХIХ века местные жители начали наблюдать чудесные явления. Здесь видели икону Божьей Матери, светящийся крест, горящие свечи и даже слышали колокольный звон. По преданиям, многие, кто приходил сюда, излечивались от болезней. Те самые березы и ивы до нашего времени не сохранились, эти деревья посажены позже. И сейчас именно на этом месте строится часовня.

Сейчас «Святые кустики» – это целый комплекс из храмов и часовен, большинство построек – в византийском стиле. Эта культура лежит у истоков христианства. Такие здания можно встретить, например, на греческом полуострове Афон, где находятся 20 православных монастырей. Красоту этих линий отец Варлаам стремится передать в каждом камне. Именно поэтому для строительства привлекает коренных греков и албанцев.

Они родились с камнем в руках. Наши же с кирпичом работают, а они с камнем. Я хотел научить местных, деревенских, но не получается. Он же не просто каменщик, он должен быть художник. Это ручная работа, от сердца, от души идет. Это тоже как молитва через камень.

Бастиан Бруклахер – кандидат наук, в университете в Германии преподает историю Древнего Рима, Греции и Византии. Здесь, как профессионал, он был впечатлен тем, насколько точно воссоздается византийская культура.

Бастиан Бруклахер, преподаватель истории в университете г. Фрайбурга (Германия):

Византия здесь повсюду, в каждой детали: в орнаменте на стенах, в металлической ковке, в мозаике и художественной росписи стен. И даже светильники специально привезены из Средиземноморья. В этом же стиле – деревянная резьба в храме. Это тончайшая ручная работа, которую выполняли около 20 мастеров в течение 2-х лет. В их числе казак Олег Андриянов. Рассказывает: сначала приезжал сюда только на работу, затем поселился с семьей в деревне неподалеку. Три года назад поступил на службу в казачье войско, и в выходные дни следит за порядком в монастыре.

Олег Андриянов, урядник Оренбургского казачьего войска:

В монастыре сейчас одновременно работают сразу несколько художников — расписывают стены в храме, часовнях, реставрируют иконы.

Илья Гизетдинов – крещеный татарин, по паспорту – Ильгиз. Профессиональный художник пишет иконы уже около 15 лет. Его путь к Богу был уникальным: сначала трое его сыновей стали православными священниками, и лишь потом, после клинической смерти, крещение принял он сам. Сейчас он восстанавливает иконы, чудом сохранившиеся со времен женского монастыря.

Илья Гизетдинов, иконописец:

По воскресеньям сюда одновременно приезжают около пятисот паломников, в праздники – больше тысячи. Один из самых впечатляющих моментов богослужения – раскачивание хороса – главного светильника в храме. Это ещё одна старинная традиция. Зрелище – незабываемое. Сопровождается очень необычным пением мужского хора с византийскими напевами.

Татьяна Антипина, прихожанка:

Удивительным это место делает ещё и точная копия Гроба Господня в Иерусалиме. Сам Гроб Господень – полная копия – размеры, пропорции. Это ложе, где Иисус Христос воскрес. То есть, побывав в монастыре, это как побывать в Иерусалиме, поклониться Гробу Господню.

Обязательная часть службы – шествие монахов – так называемый «Чин о панагии». Вся братия следует в трапезный храм, где проходит ритуал. Его смысл в том, чтобы представить за трапезой присутствие самого Бога. Все это происходит при закрытых дверях, но для нас вновь делают исключение.

Кажется невероятным, что в таком виде монастырь возродился всего за 20 лет. Остаться равнодушным здесь почти невозможно. В планах у отца Варлаама – завершить роспись храма, достроить часовню, облагородить озеро с купелью и ещё много созидательных идей. Говорит: главное, чтобы на это хватило жизни.

Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:

7 православных святынь Башкирии

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»

Где: Благовещенский район, село Уса — Степановка .

История: до революции здесь находился Георгиевский женский монастырь. «Святыми кустиками» эту местность прозвали за группу переплетенных между собой ив и берез.

В этом месте еще до революции стали случаться чудеса. В 1856 году крестьянин деревни Уса-Степановки увидел старца в сияющих ризах, держащего в руке крест. Очевидец поведал об этом односельчанам, и постепенно к «Святым кустикам» стали приходить люди и молиться. Видели здесь и Святой Животворящий Крест, от которого исходило золотое сияние. Людям являлась икона Божьей Матери, а с небес раздавался колокольный звон. После истовых молитв больные могли получить долгожданное исцеление от недугов. Православное духовенство не оставило это место без внимания, и 25 марта 1905 года был учрежден Георгиевский женский монастырь. Обитель просуществовала до 1927 года, монахов заставили покинуть монастырь, а в 30-х гг. власти и вовсе приказали сровнять святое место с землей.

В конце 90-х гг. православная церковь решила не оставлять святое место пустым, и уже в 2002 году был учрежден Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь.

Как добраться: монастырь находится в 100 км от Уфы , по трассе М-7, можно на маршрутке «Уфа – Павловка » до деревни Танаевка , а потом на попутках 8 км.

Бугабашский Богородице-Смоленский женский монастырь

Где: Бакалинский район, с. Бугабаш, ул. Уютина, д.70а.

История: строить монастырь начали в начале «нулевых» и до сих пор не завершили. Обитель известна тем, что здесь православные обрели одну из самых удивительных святынь Башкирии . Речь идет о Бугабашской иконе Божьей Матери. Согласно легенде, святыня явилась простому солдату во второй половине XIX века. Его звали Тит Табаков , родом из чувашской деревни Бугабаш. Возвратившись с войны, он соврешил паломничество иконе Смоленской Божьей Матери, на память взял камень из реки Смоленки. Приглянувшийся камень был очень большим — решив, что такой не подходит для дальней дороги, солдат стал искать другой. Но заметил, что зрение резко ухудшилось. Взяв в руки первый камень, снова обрел зрение. Он донес камень до своего дома. Через некоторое время Тит семьей повез камень в село Николо- Березовку на святой источник. Освятив его, он увидел чудо – на камне проступили лики Божьей Матери, Василия Великого и Николая Чудотворца. Вскоре Титу приснилась Богородица и велела ему добиться строительства монастыря Бугабаше . Титу это удалось. При советской власти монастырь перестал существовать, но наше время его восстанавливают.

Как добраться: по дороге Уфа — Чекмагуш, не доезжая до Бакалов , в с. Токбердино , поворот на с. Михайловка .

Богородице-Тихвинский женский монастырь

Где: Белебеевский район, село Приютово.

История: обитель была основана совсем недавно, в 2004 году. Но несмотря на короткую историю, паломники не оставляют эту новую святыню без внимания. Ведь в монастыре пребывают мощи Варвары Скворчихинской.Блаженная Варвара (в миру Варвара Архангельская) родилась в семье священнослужителя 20 ноября 1890 года. Училась в Епархиальном женском училище, где и получила педагогическое образование. Учила детей в деревнях и селах. В 20-х гг. прошлого века говорить о Боге в школах было запрещено. Варвара не смогла смириться с тем, что образование стало атеистическим, и покинула школу. Стала затворницей. Более 35 лет она вела жизнь аскета, много молилась и помогала людям, ходившим к ней за советом или утешением. В 1966 году блаженная умерла, и ее мощи обрели покой в монастыре.

Как добраться: ехать через Чишмы , в сторону Белебея , до поселка Приютово.

Свято-Сергиевский кафедральный собор

Где: г. Уфа, ул. Бехтерева , в районе Монумента Дружбы.

История: храм на этом месте воздвигли в XVI столетии. Простояв два века, церковь сгорела. Сегодня мы можем видеть церковь, которую построили в 1868 году. Именно здесь нашли покой мощи одного из самых почитаемых святых Башкирии – Моисея Уфимского (в миру Николая Чигвинцева ). При жизни этот святой человек, еще не будучи монахом, вел смиренную и богоугодную жизнь и много молился. Однажды его заметил настоятель Сергиевского храма, он и предложил будущему святому постричься в монахи. Моисей Уфимский обладал даром предвидения и исцеления. В 1982 году его похоронили на Демском кладбище, а в 2002 году мощи преподобного Моисея перенесли в Сергиевский кафедральный собор. К святому обычно обращаются с молитвами о родных, которые отправились в командировку или на учебу. Также святого просят о помощи в тяжелых жизненных ситуациях.

Как добраться: пешком от Монумента Дружбы, в сторону ул. Менделеева .

Покрово-Эннатский мужской монастырь

Где: Федоровский район, с. Дедово.

История: обитель учредили в 1893 году помещики Эннатские, отсюда и название монастыря. В 1917 году монастырь разграбили, но несмотря на это, в церкви до 1924 года продолжались богослужения. Во время Великой Отечественной войны в зданиях монастыря располагался детский дом для эвакуированных детей. В 1970-е гг. на территории обители построили детский лагерь «Ашкадар». В июле 2000 года по решению Священного синода РПЦ здесь вновь появились священники. На этот раз обитель решили сделать мужской. В Покрово-Эннатском монастыре можно поклониться мощам святой Зосимы Эннатской (в миру Мария Яковлевна Суханова ). Она родилась 1 марта 1820 года и росла в глубоко религиозной семье. По настоянию отца вышла замуж, позже супруга убили на войне. После на охоте погиб их сын. Мария Яковлевна приняла решение уйти от мира и стала монахиней Покрово-Эннатского монастыря. Не единожды путешествовала пешком до Иерусалима . Рядом с монастырем монахиня обнаружила источник с целебной водой, который там бьет и поныне. После принятия схимы матушка Зосима спала в кипарисовом гробу, который привезли из самого Иерусалима. К ней приходили люди со своими болезнями и печалями, и всем она помогала, когда исцелением, а когда и добрым советом. После 1923 года, когда монастырь закрыли, монахиня стала жить в селе Ново-Архангеловка. В возрасте 115 лет преподобная умерла.

Как добраться: из Уфы автобусом с южного автовокзала до с. Федоровка , далее на рейсовом автобусе.

Богородице-Табынский женский монастырь

Где: Гафурийский район, п. Красноусольский.

История: изначально монастырь был мужским. Он был основан на месте, где впервые людям явился один из самых почитаемых ликов православного мира – Икона Табынской Божьей Матери. Согласно преданию, в XVI веке один из монахов возвращался с сенокоса и услышал слова «Возьми мою икону». Монах принял это за наваждение и ушел. Через два дня он снова пошел по той же дороге. И снова тот же самый таинственный голос произнес: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Осмотрев окрестности, он увидел на камне возле соленого источника икону. Так был обретен чудотворный образ, и на этом месте построили мужской монастырь. В XVII веке обитель сгорела, и только в конце XX века монахи вновь появились на святом месте. В 1998 году здесь был открыт Богородице-Табынский женский монастырь. В 2003 году архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (ныне митрополит) освятил его. Сегодня в церкви иконы Божьей Матери Табынской имеются два списка с чудотворного образа Табынской иконы Божьей Матери.

Как добраться: от южного автовокзала Уфы автобусом до п. Курорт.

Никольская церковь в селе Николо-Березовка

Где: Краснокамский район, с. Николо-Березовка, ул. Ленина , 100.

История: в середине XVI века купцы, сплавлявшие по реке Каме свой товар, внезапно остановились на реке. Судно никак не желало плыть дальше. Тогда купцы сошли на берег и обнаружили на березе икону Святителя и Чудотворца Николая. На этом месте вскоре был построен деревянный храм в честь Святого Николая. Время не пощадило его – тот храм, который мы можем увидеть сегодня, построен в начале XIX века. В 1934 году церковь закрыли и разграбили. Из храма сначала сделали кабак, затем складские помещения, потом пекарню. Перед началом перестройки ее даже захотели затопить Нижнекамским водохранилищем, но, к счастью, планы тогдашних властей не воплотились в жизнь. В 90-х гг. XX века храм стали восстанавливать, и сейчас там целый историко-архитектурный комплекс. Кроме храмовых построек, на территории комплекса есть часовня «Елизаветин кладезь» со святым источником.

Как добраться: от Уфы по М7 в сторону Шарипово, потом через Дюртюли до Нефтекамска . От Нефтекамска восемь километров до Николо-Березовки.

Как правильно себя вести

Иерей отец Анатолий (Киселев), настоятель кафедрального собора Рождества Богородицы:

— Приехав на святое место, верующему нужно прежде всего помолиться. Молитва должна идти от сердца, от души. Желательно побывать на богослужении, поставить свечи. Также не стоит забывать о том, чтобы помочь обители, в которую вы приехали на моление. Нужно подойти к игумену монастыря и попросить его о том, чтобы он назначил вам какое-либо послушание: например, помыть полы в обители или поработать на монастырском подворье.

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики» расположен в живописной горно-лесистой местности Благовещенского района Республики Башкортостан, примерно в 100 км от столицы республики – города Уфы. До революции 1917 года на этом месте находился основанный в 1905 году Георгиевский женский монастырь, просуществовавший до 1927 года.

Народное название – «Святые Кустики» – произошло от группы деревьев, стоящих на некотором возвышении: трёх берёз и двух ив, которые переплелись между собой. Именно здесь и стали наблюдаться с середины ХIХ века жителями окрестных сел и деревень чудесные явления. Первое чудесное явление наблюдал в районе Святых Кустиков местный крестьянин из Уса-Степановки Семен Иванович Сотников в 1856 году. Недалеко от этого места у него была полоса земли и, присев отдохнуть возле деревьев, он увидел старца в блестящих ризах с крестом в руках. Сотников рассказал об этом дома и односельчанам и люди стали приходить туда молиться, число их постоянно возрастало. Богомольцам являлись также видения Святого Животворящего Креста, от которого исходили золотые лучи, иконы Божьей Матери, на самих кустиках часто видели горящие свечи, были явления многих монашествующих, священника в облачении, многие, и довольно часто, слышали колокольный звон, многие излечивались от различных болезней.

Еще в дореволюционный период народная молва утверждала, что на месте, где сейчас находится монастырь, в XVIII веке существовал Крестовоздвиженский мужской монастырь, который был упразднен при императрице Екатерине II. Упразднение монастыря в XVIII веке, если таковой существовал, вероятнее всего произошло во время или несколько позже восстания под руководством Е.И. Пугачева.

Святыни монастыря

Святые мощи в иконе с крестом и панагией

  • Часть Животворящего Древа Креста Господня
  • Часть Дуба Мамврийского
  • Святой Пророк и Предтеча Господень Иоанн
  • Сщмч. Харалампий
  • Свт. Василий Великий
  • и т.д. общим количеством 21 предмет

50 святых мощей в мощевике

  • Ап. Лука
  • Равноап. Кн. Владимир
  • Свт. Филипп
  • Свт. Димитрий Ростовский
  • Свт. Игнатий Ростовский
  • и т.д. общим количеством 21 предмет

Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского
Святой благоверный князь Георгий (Юрий) был сыном великого князя Всеволода, по прозванию Большое Гнездо.

Башмачок Спиридона Тримифунтского
Родиною дивного Спиридона был остров Кипр. Сын простых родителей и сам простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он вел чистую и богоугодную жизнь. Подражая – Давиду в кротости, Иакову – в сердечной простоте и Аврааму – в любви к странникам. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла, и он еще безпрепятственнее и усерднее стал служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на принятие странников и пропитание нищих; этим он, живя в миру, так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов. За это Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование Императора Константина Великого и сына его Констанция. И на епископской кафедре он продолжал творить великие и дивные чудеса.

Памятка паломнику

При посещении монастыря, пожалуйста, соблюдайте порядок и правила в месте жительства тех, кто решился на монашеский подвиг и кто уважает гостеприимство, как одну из важнейших христианских добродетелей.

Для проживания в монастыре необходимо получить благословение от игумена и иметь паспорт. Прием гостей осуществляется бесплатно, во славу Божию. Монастырь предоставляет место в паломнической гостинице и пищу, согласно монастырскому Уставу. Исповедь братии и паломников совершается на всенощном бдении. Отдельно, в согласованное с игуменом время, может проводиться духовное собеседование.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что на все в монастыре испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Из монастыря без благословения выходить запрещается. Нельзя громко смеяться и разговаривать, курить, снимать на видео, фотографировать и пользоваться телефоном, запрещается ходить в шортах и майках, спортивной одежде. Разговоры ведут только о духовном, не рассказывают про мирскую жизнь.

Паломник должен соблюдать распорядок дня, вовремя приходить в храм на богослужения и на общую братскую трапезу, обеспечивать чистоту и порядок в келье. В связи с ранним началом богослужения, в монастыре с 23:00 – ночной отдых.

О Святых Кустиках и Красном Ключе

Павловское водохранилище – известное и многими любимое место отдыха уфимцев. После плотины река Уфа невероятно широкая, с живописными скалистыми берегами и бескрайними дикими лесами. Здесь расположено много баз отдыха. Но и помимо них в районе Павловской ГЭС есть на что посмотреть. В последние выходные уходящего лета УфаМама решила проехаться по этому несложному, но очень красивому маршруту.

Святые Кустики

В сторону Павловки из Уфы можно добраться двумя путями: через Иглино и через Благовещенск. Из города мы выехали в сторону Благовещеска, по Бирскому тракту, в направлении населенных пунктов Надеждино, Языково, Бедеева поляна. Нам предстояло проехать около 130 км. Не очень люблю эту дорогу: приходится проезжать через промышленную зону. В машину просачиваются непередаваемые «ароматы». Но конечная цель пути стоит этих мук. Караидельский и Нуримановский районы, на территории которых расположено водохранилище, одни из самых живописных в нашей республике.


Павловские просторы

Не доезжая до плотины ГЭС, рядом с селом Уса-Степановка находится удивительной силы место – Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Он был основан на этом месте еще в 1901 году и сейчас активно восстанавливается.


Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь

. Я видела много храмов и монастырей, но здесь есть что-то такое, что меня действительно тронуло. Необычная архитектура в греческом стиле, увитые диким виноградом стены монастыря, святой источник с вкуснейшей водой, изобилие с душой посаженных деревьев и кустарников, которые создают впечатление, что ты находишься где-то глубоко на юге. И все здесь честно, по-настоящему. Хлеб в монастырской пекарне за добровольное пожертвование, иконы и свечи тоже никто не продает. Просто стоят ящики для пожертвований: сколько сможешь – столько и подашь. Мы попали на дневную службу. Такую службу я слышала в православном храме впервые. Никаких заученных фраз, тихий и вкрадчивый мужской голос так верно и доступно говорил об истинных ценностях, что я просто замерла на месте и никуда мне не хотелось уходить. Так бы и стояла тут, внимая словам и вдыхая запах ладана. Честно, я далеко не во всем согласна с православной церковью. Но именно эту проповедь мне впервые в жизни захотелось впитывать, как губка. Потом я долго бродила по территории монастыря… Мысли утихли, внутри была только тишина и невероятная благость…


Гуляя по Святым Кустикам.

Святыми Кустиками это место называют потому, что согласно преданию на месте монастыря росли когда-то две ивы и три березы, которые сплелись ветвями. И было местным жителям здесь видение: святой старец в блестящих золотых ризах нёс в руках крест, и слышался звон колоколов… Эти колокола звучат теперь и внутри меня…

Лазурно-голубой Красный Ключ

Отдохнув, перекусив и вдоволь наплескавшись на Павловке, мы поехали полюбоваться ещё одним интересным природным явлением. А вы знали, что у нас в Башкирии находится самый большой родник в России и второй по величине в мире (после французского Фонтен де Воклюз)?! И многие из нас пьют из него воду каждый день, даже не догадываясь об этом! Это карстовый источник Красный Ключ.


Родник Красный Ключ — второй по величине и мощности в мире!

Красный Ключ бьет из двух карстовых воронок мощным потоком, выбрасывая до 15 кубометров воды в секунду! Геологически этот родник – это воды подземной реки Яман-Елга. Почти на всем своем протяжении длиной в 60 км, течет она на глубине 40 метров под землей и лишь изредка вырывается наружу. И глядя на Красный Ключ можно бесконечно поражаться её невероятной мощи.

На самом деле вода в источнике совсем не красная, а немного беловатая из-за высокого содержания извести. А глина, выстилающая дно озера, придает воде невероятный бирюзовый цвет. Говорят, родник раньше назывался Белым Ключом. Но пришли большевики и «перекрасили» его. По другой версии «красный» — означает «красивый». Сегодня источник Красный Ключ – Памятник Природы федерального значения, охраняемый государством.


Лазурные воды озера Красный Ключ

Вода в источнике круглый год имеет температуру +3-5 градусов. И, да, я рискнула в неё окунуться! Уух, замечательно бодрит! Теперь можно встречать осенние холода без страха!

Домой мы возвращались по другой дороге, в направлении на Чандар-Красную Горку-Урман-Иглино. Надеемся, это было не последнее наше путешествие по Башкирии в этом сезоне, и погода ещё позволит нам полюбоваться на новые красоты природы нашей республики. До встречи на УфаМаме!

Автор статьи: Ольга Бобылевич

Монастырь святые кустики в башкирии

Главная » Каталог туров » Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»

Продолжительность экскурсии: 1 день

Сложность: Не сложный — допускаются дети от 6-ти лет в сопровождении родителей.

Питание: не предусмотренно

Сопровождение группы: на всем протяжении тура группу сопровождает опытный инструктор-экскурсовод

Монастырь — это особый мир…
Расположен в живописной горно-лесистой местности Благовещенского района Республики Башкортостан, примерно в 100 км от столицы – города Уфы. До революции 1917 года на этом месте находился основанный в 1905 году Георгиевский женский монастырь, просуществовавший до 1927 года.
Легенда гласит — еще в восемнадцатом веке, здесь росла группа деревьев из трех берез и двух ив, причудливо сплетенных меж собой. Местный крестьянин, увидел в этих кустиках Старца в блестящих ризах и с крестом в руках. Он поведал об этом людям. И потянулись богомольцы к Святым Кустикам, и многие исцелились от болезней.
Православный мужской монастырь со строгим афонским уставом принимает гостей только по воскресениям и большим церковным праздникам.
Возрождение монастыря началось в 1998 году, с принятия решения о создании на этом месте Георгиевского подворья «Святые Кустики» от Успенского мужского монастыря г.Уфы. Начальником подворья был назначен игумен Варлаам. С его Богослужения на праздник Вознесения Господня в 1998 г. и началось возрождение монашеской жизни на этом намоленном месте.

Маршрут:

  • 7.00 час. — выезд из Уфы
  • 9.30 час. — Воскресная Литургия
  • Благословение настоятеля монастыря
  • Экскурсия по территории монастыря
  • Посещение часовни
  • Посещение святых ключей, желающие могут облиться водой в купальне в сероводородном источнике и набрать с собой
  • Трапеза в Архандарике — комната для паломников и гостей
  • Выезд в Уфу

В поездке вас ждёт знакомство в автобусе, тёплое дружеское общение, информация о святых местах, ответы на вопросы.

Стоимость тура:

Сборная группа – 1 500 руб./чел.

Для групп от 20 человек — специальные условия

— питание в дороге
— любые изменения программы, влекущие дополнительные расходы

Памятка туристу:

ПРИМЕЧАНИЕ: тур состоится при наборе группы от 10 человек. Компания оставляет за собой право вносить изменения в последовательность выполнения программы без изменения объема предоставляемых услуг. Продолжительность ее отдельных элементов может меняться накануне выезда и в процессе выполнения тура. Элементы программы, зависящие от погодно-климатических условий и неподконтрольных организатору действий служб и организаций (дорожных, местной администрации и т.п.) могут быть исключены из программы, исходя из реальной обстановки на маршруте.

Бронирование

Если по какой-то причине вы не нашли интересующий Вас маршрут или пакетный тур, то наверняка наши менеджеры смогут подобрать его в индивидуальном порядке. Просто свяжитесь с нами!

Едем в «Святые кустики» и на Красные скалы

Башкирия по праву считается одним из самых красивых регионов России. В нашей республике есть много удивительных мест, в которые хочется возвращаться снова и снова. Причем многие достопримечательности находятся совсем близко от Уфы. Добраться до них на автобусе или автомобиле можно буквально за один-два часа. Получается, что для путешествий вовсе не обязательно покупать дорогостоящее туристическое снаряжение и отдавать много денег за туры. Главное — желание и хорошая компания.

В минувшие выходные сотрудники информационного агентства «Башинформ» и «Общественной электрогазеты» вместе с группой любителей путешествий из Уфы и Москвы, а также членами Русского географического общества, побывали в Благовещенском и Нуримановском районах. Мы проехали по маршруту: Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики» — Павловская ГЭС — Красные скалы — село Красный Ключ. А в финале путешествия нам выпала уникальная возможность встретиться и пообщаться с известным фитотерапевтом Михаилом Гордеевым. Но обо всем поподробнее.

Из Уфы наша группа выехала в 9.30 утра, и уже через полтора часа мы подъехали к монастырю. Еще когда мы были на подъездной дороге, нам открылся великолепный вид — храмы, часовни, монастырские постройки были, как на ладони и сияли в лучах утреннего солнца.

В монастырь женщин пускают в платках и длинных юбках. Если у вас с собой нет таких вещей, не беда. Возле центральных ворот стоит специальный сундук, в котором можно выбрать юбку и платок любого размера и цвета.

Территория монастыря огромная и очень ухоженная. Следят за этим сами монахи, их, кстати, сейчас всего восемь. Основатель монастыря — игумен Варлаам. Территория обнесена высоким каменным забором с башнями и въездными воротами. На территории множество построек: величественный собор в честь Успения Божией Матери с черными куполами, золотыми крестами, колокольней и богатым внутренним убранством, храм в честь иконы Казанской Божией Матери, трапезный храм, часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, архиерейский дом, двухэтажная монастырская гостиница, котельная, более десятка домов-келий для братии, несколько хозяйственных построек.

Также на территории обители есть собственная пасека, огород, птичий двор, теплица. Монахи сами пекут очень вкусный хлеб. Его можно отведать в чайной возле центрального входа в монастырь.

Женщин на территорию монастыря пускают только по воскресеньям и во время крупных церковных праздников. Служба начинается в девять часов утра и идет три часа. В 12.00 раздается колокольный звон, и монахи во главе с отцом Варлаамом направляются в трапезную обедать. Присоединиться к ним могут все желающие мужчины. Есть одно условие. Во время трапезы нужно молчать. А когда зазвонит специальный колокол, нужно встать из-за стола и следом за монахами вернуться в собор на 15-минутную службу.

После службы, которая завершилась завораживающим колокольным звоном, для нас провели экскурсию по монастырю. Рассказали удивительную историю его создания. Оказывается, с середины ХIХ века жители окрестных сел и деревень наблюдали на территории будущего монастыря чудесные явления. То старец в рясе и с крестом им привидится, то колокольный звон ниоткуда послышится. Говорят даже, что на деревьях и кустах, которые росли на том месте, появлялись зажженные свечи и иконы. Отсюда и пошло название монастыря — «Святые кустики».

До революции здесь располагался Георгиевский женский монастырь. Но в 30-е годы XX века разрушили до основания. И только в 1998 году было принято решение о создании на этом месте Георгиевского подворья «Святые кустики» — филиала Успенского мужского монастыря, расположенного в Уфе. Начальником подворья был назначен эконом монастыря игумен Варлаам. Благодаря его усилиям и началось возрождение монашеской жизни на этом намоленном месте.

Попадая на территорию монастыря, испытываешь неописуемое чувство спокойствия и умиротворения. Место действительно очень сильное. Ходишь по чистым вымощенным дорожкам, любуешься красивыми храмами, соборами, часовнями, слышишь колокольный звон — происходит перезагрузка: освобождаешься от негативных мыслей, забываешь о проблемах, очищаешься.

Рядом с территорией монастыря есть колодец с очень вкусной водой. Её можно попить и взять с собой.

Также там есть купальня, в которой можно облиться. Говорят, эта вода действительно очищает и обладает оздоравливающими свойствами. Дорога к источнику лежит через лес. Снега там почти не осталось, и вовсю цветут подснежники — удивительные белые, сиреневые, голубые первоцветы.

После экскурсии мы зашли в чайную. Монахи предложили нам отдохнуть, выпить чай с постным печеньем, халвой, свежевыпеченным хлебом. Кстати, хлеб действительно очень вкусный, похож на сдобный, даже творожный привкус чувствуется. Если оставить пожертвование, буханку можно взять с собой.

Перекусив и сфотографировавшись у ворот монастыря (на территории фотографировать запрещено — отец Варлаам не дал на то благословения), мы поехали в сторону Павловской гидроэлектростанции. Дорога до нее от монастыря занимает минут 20. Фотографироваться там тоже нельзя. Но пешком прогуляться вдоль автомобильного переезда не возбраняется. Поэтому мы вышли из автобуса и дружно отправились на другой берег реки. Несмотря на то, что погода в воскресенье была теплая и солнечная, в районе ГЭС еще лежал снег.

Сооружение, по которому мы шли, монументальное. Высота плотины — 43 метра. Смотришь вниз, и страшно становится. Перепад высот просто чудовищный. Если положить руку на перила, чувствуется вибрация от напора воды, которая падает вниз. На плотине есть шлюз, через который происходит сброс воды. Шумно работают турбины гидроэлектростанции. На реке образуется пена, издалека похожая на глыбы льда.

Местность вокруг электростанции живописная. С одной стороны — скалистые горы, с другой — водохранилище. Везет местным жителям, каждый день такую красоту наблюдают из окон домов.

Следующим пунктом нашего путешествия были Красные скалы. До них мы ехали не больше 20 минут через село Павловка. С этих скал открывается прекрасный вид на гидроэлектростанцию и окрестности. Отличная обзорная площадка.

Местные жители любят там отдыхать. Также это место облюбовали местные влюбленные. Парни там признаются девушкам в любви, делают предложения руки и сердца.

Все скалы, к сожалению, исписаны граффити, «красуются» фразы типа «Здесь был Петя». Но общего впечатления это не портит. Стоишь на краю скалы, и дух захватывает от природного великолепия. Но близко к краю подходить все же опасно. Красные скалы имеют печальную известность — каждый год там кто-то разбивается.

Насладившись павловскими красотами, мы отправились в село Красный Ключ. Там у нас была запланирована встреча с фитотерапевтом Михаилом Гордеевым. По счастью в это время он как раз находился у себя на родине, «Фитоцентр М.В.Гордеева» проводит оздоровительный тур «За березовым соком и легкостью тела».

А вообще встретиться с ним — задача не из легких. У него плотный график работы. Практически все время он ведет прием в Москве, у него лечатся министры и олигархи.

С нами Михаил Гордеев беседовал больше часа. Рассказал о здоровом сне, правильном питании и пользе березового сока. Оказывается, для оздоровления организма каждый год в сезон необходимо пить березовый сок литрами — до 80 процентов от массы тела. Тогда и болеть не будете. Также фитотерапевт ответил на наши вопросы, угостил березовым соком и витаминным напитком, изготовленным на его основе. Очень вкусным! И с собой каждый из нас увез по пятилитровой канистре сока. Спасибо ему за это огромное!

На этом, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. Из села мы выехали около восьми часов вечера, даже не успев посетить источник Красный ключ. Что ж, появился повод вернуться в эти края еще раз!

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»

Осенью ездили за грибами в сторону Бирска и после того, как собрали грузди, решили посетить Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики».

Для нас он был интересен не как религиозный объект, а скорее, как исторический памятник и ещё одна достопримечательность Башкирии.

В восемнадцатом веке на этом месте располагался Крестовоздвиженский мужской монастырь, который упразднила императрица Екатерине II. На официальном сайте Успенского Свято-Георгиевского мужского монастыря написано, что документов, подтверждающих этот факт, нет, но при закладке фундамента церкви в 1901 году, были найдены «…какие-то кирпичи странной формы, обломки глиняных сосудов, а также и человеческие кости».

С 1905-1927 годы здесь находился Георгиевский женский монастырь, после него – коммуна “Октябрь”, а в 1929 году все постройки были разрушены.

В 1998 году начали строить Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики», судя по фотографиям, стройка продвигалась медленно и лишь в последнее время ускорилась. Видимо, сказывается окончательный разворот России от науки к православию.

Название “Святые кустики” произошло от стоящих на холме двух ив и трех берез, которые переплелись между собой. После того, как люди заметили это, стали появляться разные православные “чудеса”, поэтому на этом месте и решили строить монастырь.

Находится он примерно в ста километрах от Уфы, ехать надо от Благовещенска в сторону Павловского водохранилища и, не доезжая до него около десяти-пятнадцати километров, уйти налево. Дальше до указателя на монастырь и по извилистой дороге можно подъехать к нему.

Осенью мы приехали к часам шести вечера и монастырь был закрыт для посещений. Издалека он напоминает средневековый замок, огороженный невысокой стеной, и дочка назвала его дворцом принцессы. Раз нас не пустили внутрь, объехали его вокруг. Насладились красивой природой – холмами, лесами и отправились домой, решив повторить поездку позднее.

В одно февральское воскресенье когда мороз на улице ниже тридцати градусов, но дома сидеть скучно, поехали снова в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики». Добрались быстро, машин было мало, дорога нормально почищена.

В этот раз проехали к воротам монастыря, тут гуляла мать с дочкой и больше не было никого.

За забором местами видны следы стройки, возможно начато строительство надвратного храма с церковной лавкой.

Мы пошли для начала в Храм Казанской иконы Божией Матери. Дорожка идет вдоль двух рядов домиков. Сам храм невысокий, белый с золотыми куполами. В этот день был закрыт.

Спустившись ниже дошли до Собора в честь Успения Божией Матери. Это здание большое, ещё не до конца достроенное. Сейчас строится колокольня.

Зашли внутрь, полы здесь из какого-то черного камня. В такой мороз очень порадовали, что они теплые, чувствуется монастырская котельная хорошо справляется. Жена не пошла дальше в собор, потому что монах или настоятель попросил ей одеть юбку. Поэтому просто прогулялся по нему с дочкой на руках. В целом, все так же, как и в остальных церквях, много позолоты и икон.

Рядом расположено ещё пара зданий. Одно из них в несколько этажей, оно выглядит достроенным, но без внутренней отделки. Какое из них братский корпус, а какое архирейский дом не знаю.

Пошли обратно вдоль домиков и к трапезному храму, который расположен рядом с двухэтажной гостиницей. Над входом развиваются два флага, не совсем понятно каких. Подозреваю, что один из них связан с монархистами, хотя не уверен. К этим зданиям нас не пустила собака, поэтому мы вышли через ворота и объехали эти здания с другой стороны.

Здесь заметны какие-то хозяйственные здания, что-то вроде гаражей. Чуть выше есть теплицы, их мы видели и осенью.

Активное строительство Успенского Свято-Георгиевский мужского монастыря «Святые кустики» очень заметно, даже если сравнивать его состояние во время осенней и зимней поездок. Насколько я понял, весь монастырь обнесут забором с башнями.

Отношение у меня к этому ко всему двоякое, с одной стороны столько денег вкладывается в религиозные постройки, с другой – это все таки историческая достопримечательность. Хотя было бы гораздо интереснее, если бы вместо стройки произвели раскопки старого храма восемнадцатого века. Но как бы там ни было, посетить это место стоит, как вариант – совместить с поездкой на Павловское водохранилище.

УАЗ Patriot — ✫ XENSER ✫ › Бортжурнал › 27.05.2017 — Успенский Свято-Георгиевский монастырь

Все таки, УАЗ начинает меня менять. Раньше, до покупки Патриота, меня особо не интересовали вылазки на природу, посещение каких-то водопадов, монастырей и прочих мест, интересных с туристической точки зрения. Но вот наступает вечер пятницы и вместо субботней рыбалки или дачи, мы с сыном принимаем предложение Bort314 прокатиться до Успенского Свято-Георгиевского монастыря.

Справка:
«Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики» расположен в живописной горно-лесистой местности Благовещенского района Республики Башкортостан (в дореволюционные годы и первые годы Советской власти административно относился к Бирскому уезду Уфимской губернии), примерно в 100 км от столицы республики — города Уфы.
Народное название — «Святые Кустики» — произошло от группы деревьев, стоящих на некотором возвышении: трех берез и двух ив, которые переплелись между собой. Именно здесь и стали наблюдаться с середины ХIХ века жителями окрестных сел и деревень чудесные явления. Еще в дореволюционный период народная молва утверждала, что на месте, где сейчас находится монастырь, в XVIII веке существовал Крестовоздвиженский мужской монастырь, который был упразднен при императрице Екатерине II.»

Доехали до монастыря довольно быстро и прибыли самые первые, так как не стали дожидаться всей группы в Уфе, а поехали вперед по навигатору.
Когда мы приехали, народу (туристов) около монастыря не было вообще, только одна Нива, которая уже собиралась уезжать. С помощью навигатора мы подсказали экипажу Нивы как им лучше добраться до дома, ибо они были не из Уфы и ехали туда, не знаю куда.

Отработав нервозно-стервозную рабочую неделю, проехав 100 км пути, очень остро ощущаешь все умиротворение и спокойствие, которое царит в этом месте.

Пока мы гуляли на полянке и разглядывали муравейники каких-то особо крупных, видимо «монастырских» муравьев — подтянулся весь основной состав нашей команды.

Не теряя времени попусту, направляемся внутрь монастыря. Женщин пускают, несмотря на то, что монастырь мужской, но при входе необходимо надеть платок и повязать плед поверх джинсовштанов, дабы имитировать наличие юбки.

Ссылка на основную публикацию