Монастырь нило столобенская пустынь

Нило-Столобенская пустынь

Религиозная организация мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

История и описание:

Монастырь Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии находится на острове Столобный живописного озера Селигер и является местом подвигов преподобного Нила Столобенского,

27 лет провел преподобный Нил па острове в уединении, проводя дни и ночи в молитве и богомыслии, он не позволял себе ни на минуту присесть или прилечь, но в случае крайнего изнеможения, стоял, опираясь на деревянные крюки, вбитые в стену его кельи. Преподобный Нил Столобенский — аскет, нестяжатель, пустынник, совершил исключительный и уникальный молитвенный подвиг. Скончался он 7 декабря 1555 года.

Полнота жизни в Духе Святом, образ терпения, смирения, деятельной любви, а также желание некоторых людей последовать его святой жизни на месте его подвигов, послужили причиной основания на острове монастыря.

Основан он был указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иова в 1594 году, имя преподобного дало название обители, а первым настоятелем был назначен преподобный Герман, насельник близ лежащего Николо-Рожковского монастыря.

Вторым настоятелем был святитель Нектарий (Теляшин), ученик преп. Германа. При нем обитель стала быстро возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам Российских Царей. Среди них: Михаил Федорович, Алексей Михайлович (крестник святителя Нектария), Екатерина II, Александр I, Также в синодике жертвователей обители встречаются многие князья, бояре, купцы и другие сановитые люди,

С начала XIX века Нило-Столобенская Пустынь стала одним из крупнейших монастырей России. Это духовное сокровище занимает значительное место в ряду главных святынь Православия. До революции по числу паломников монастырь занимал 1 место в Российском Православном мире, 2 место после Гроба Господня. Многие десятки тысяч паломников собирались в обитель, названную его именем, а особенно на молитву в день, когда праздновалось обретение честных мощей преподобного. В такие дни паломников собиралось до 45 тысяч. Преподобный Нил собирал у своей раки людей со всей России: от мала до велика, от простых крестьян до Царя.

В 1928 году Нило-Столобенскую пустынь постигла та же участь, как и большинство монастырей и храмов: монастырь был закрыт и за годы советской власти был сильно разрушен

В 1991 году монастырь был вновь передан Православной Церкви. Начинается возрождение обители.

Знаменем этого возрождения стало возвращение честных мощей преподобного Нила из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь в 1995 году, привлекшие сотни, тысячи паломников. Возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, назвав монастырь российской «Жемчужиной».

  1. Соборная Богоявленская, построена в 1833 г., с двумя приделами: Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая
  2. Над Святыми вратами Преподобного Нила Столобенского, построена в 1855 г.
  3. Всех Святых, построена в 1723 г. (восстанавливается)
  4. При настоятельских келиях Святых Апостолов Петра и Павла, построена в 1764 г.
  5. Вне монастыря на западной стороне острова двухэтажная с малой колокольней, построена в 1781 г., с двумя престолами: верхний Иоанна Предтечи, нижний Покрова Пресвятой Богородицы (разрушена)
  6. Вне монастыря на юго-западном углу острова в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня
  7. На полуострове Светлице Святого Архистратига Михаила с приделом Святых Жен Мироносиц, построена в 1828 г. (разрушена)

Монастырь Нило-Столобенская пустынь

Осташков: полезная информация

Автобус до д. Светлица из Осташкова.

Нило-Столобенская пустынь — православная обитель на Селигере, в Тверской области. Мужской монастырь, в котором проживает около 50 насельников, располагается на соединенных мостом Столобном острове (полностью) и на ближайшем к нему полуострове Светлица (частично).

Главная святыня монастыря — мощи святого Нила Столобенского. Обитель основана иеромонахом Германом на месте погребения святого Нила на Столобном острове в 1594 году.

Экскурсии по Нило-Столобенской пустыни

По монастырю для гостей проводятся экскурсии продолжительностью 1–1,5 часа. Внимание уделяется не только истории монастыря, но и современной жизни обители. Пожертвование на экскурсию — 150 рублей.

Кроме того, желающие могут посетить монастырский музей, работающий с 2011 года. Пожертвование за вход — 100 рублей, экскурсионное сопровождение — 50 рублей, дошкольникам — бесплатно.

Проживание при монастыре Нило-Столобенская пустынь

Паломников принимают 2 объекта с простыми, но уютными комнатами:

  • Гостиница монастыря Нило-Столбенская пустынь. Проживание в гостинице комфортно — комнаты просторны, каждая имеет душ и санузел. Пожертвование за размещение составляет от 1000 рублей за кровать в многоместном номере (от 4 до 7 кроватей в комнате) до 3600 рублей за трехместный номер в сутки. В цену размещения включено двухразовое питание. Заявки на размещение принимаются не ранее, чем за 1 месяц до заселения.
  • Дом паломника. Трехэтажный дом паломника рассчитан на 20–24 человека. Номера обустроены аскетичными деревянными кроватями (в некоторых комнатах кровати двухэтажные), столами и стульями. Также в каждом номере есть чайник. Санузел и душ — на этаже. Поселиться в Доме паломника можно на срок до 3 суток. Бронировать проживание можно не ранее, чем за 2 месяца для групп от 5 человек и не ранее, чем за 1 месяц для индивидуальных туристов. Пожертвование за размещение составляет 600 рублей, в стоимость включено двухразовое питание. В Доме паломника, преимущественно, останавливаются священники и монахи, поэтому внешний вид проживающих должен соответствовать православной традиции.

При заселении необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Расписание богослужений

В Нило-Столобенской пустыни ежедневно проходят богослужения. В числе ежедневных служб:

  • Панихида — в полдень.
  • Молебен с акафистом Нилу Столобенскому — в 14:00.
  • После вечернего богослужения — крестный ход.

Службы по будням:

  • 05:30 — братский молебен Нилу Столобенскому.
  • 18:00—19:00 — вечерняя служба.
  • 20:00 — малое повечерие.

Службы в выходные дни:

  • 8:00 — молебен с акафистом.
  • 15:00 и 16:00 — литургия.
  • 20:00—21:00 — всенощное бдение.

Святыни монастыря Нило-Столобенской пустыни

Самая значимая святыня монастыря — мощи Нила Столобенского, покровителя обители и чудотворца. Другие святыни храма: икона Божией Матери Абалакская, икона Божией Матери Казанской, честная глава святителя Нектария, архиепископа Тобольского, игумена Столобенского, крест с частицами святых мощей Спиридона Тримифунтского, ковчег с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских.

До советских времен в монастыре было больше святых икон, но они безвозвратно пропали. Среди пропавших святынь: Владимирская икона Божией Матери; первая икона Нила Столобенского; древняя икона Смоленской Богоматери.

Как доехать до Нило-Столобенской пустыни

В монастырь в течение всего года прибывают паломники из разных городов России. Транспорт по самым популярным маршрутам подробно описан на официальном сайте Нило-Столобенской пустыни.

В связи со спросом организуются паломнические туры в монастырь. Также можно выбрать и обычные туристические поездки на Селигер с посещением островного монашеского поселения.

Маршрут до Нило-Столобенской пустыни из Москвы

Поездка на общественном транспорте будет включать минимум одну пересадку. От автостанции «Тушинская» нужно сесть на автобус до Осташкова, в пути — 6 часов; есть 5 рейсов в день. Рекомендуется уточнять расписание.

Автобусы из Осташкова в Светлицу ездят по пятницам и воскресеньям по расписанию, время в пути — 50 минут. Альтернатива — такси или попутчики, пешком далеко — почти 29 км.

На машине до Нило-Столобенской пустыни из Москвы доехать можно через Тверь и Торжок, расстояние — около 380 км.

Видеосъемка Нило-Столобенской пустыни с высоты

Панорамный вид на территорию монастыря на картах Google Maps

Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь Епархиальный мужской монастырь

Монастырь Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии находится на острове Столобный живописного озера Селигер и является местом подвигов преподобного Нила Столобенского,

27 лет провел преподобный Нил па острове в уединении, проводя дни и ночи в молитве и богомыслии, он не позволял себе ни на минуту присесть или прилечь, но в случае крайнего изнеможения, стоял, опираясь на деревянные крюки, вбитые в стену его кельи. Преподобный Нил Столобенский — аскет, нестяжатель, пустынник, совершил исключительный и уникальный молитвенный подвиг. Скончался он 7 декабря 1555 года.

Полнота жизни в Духе Святом, образ терпения, смирения, деятельной любви, а также желание некоторых людей последовать его святой жизни на месте его подвигов, послужили причиной основания на острове монастыря.

Основан он был указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иова в 1594 году, имя преподобного дало название обители, а первым настоятелем был назначен преподобный Герман, насельник близ лежащего Николо-Рожковского монастыря.

Вторым настоятелем был святитель Нектарий (Теляшин), ученик преп. Германа. При нем обитель стала быстро возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам Российских Царей. Среди них: Михаил Федорович, Алексей Михайлович (крестник святителя Нектария), Екатерина II, Александр I, Также в синодике жертвователей обители встречаются многие князья, бояре, купцы и другие сановитые люди,

С начала XIX века Нило-Столобенская Пустынь стала одним из крупнейших монастырей России. Это духовное сокровище занимает значительное место в ряду главных святынь Православия. До революции по числу паломников монастырь занимал 1 место в Российском Православном мире, 2 место после Гроба Господня. Многие десятки тысяч паломников собирались в обитель, названную его именем, а особенно на молитву в день, когда праздновалось обретение честных мощей преподобного. В такие дни паломников собиралось до 45 тысяч. Преподобный Нил собирал у своей раки людей со всей России: от мала до велика, от простых крестьян до Царя.

В 1928 году Нило-Столобенскую пустынь постигла та же участь, как и большинство монастырей и храмов: монастырь был закрыт и за годы советской власти был сильно разрушен

В 1991 году монастырь был вновь передан Православной Церкви. Начинается возрождение обители.

В 1995 году произошло торжественное перенесение Патриархом Алексием II святых мощей Преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь.

В 2003 году были обретены мощи святителя Нектария, игумена Столобенского

Помимо церковных послушаний, братия трудится в экономской и келарной службах, в ризнице, монастырской гостинице, библиотеке, канцелярии, иконной лавке, свечной мастерской, занимается подготовкой новых книг к изданию, трудится на просфорне, пекарне, в молочном цехе, на огороде, проводит экскурсии для паломников, и если необходимо, то выходит на общие послушания. Монастырь имеет свою пасеку, от которой получает воск для изготовления свечей и великолепный мед, который не только вкусен, но и по-настоящему целебен, потому что собирают его пчелки в одном из самых экологически чистых районов Верхневолжья.

5 удивительных фактов о Ниловой пустыни

Нило-Столобенская пустынь — это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.

Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.

Предсказание первому царю

Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества. По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования. Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.

Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.

Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года. У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником. По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.

С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.

Бриллианты для архимандрита

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно

Пустынное барокко

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.

Предтеча Ломоносова

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.

Оковецкие чудеса

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

Нило-Столобенская пустынь

Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь (Ни́лова пу́стынь) — православный мужской монастырь, расположенный на острове Столо́бный и частично на полуострове Све́тлица, в 10 километрах севернее города Осташкова, на озере Селиге́р. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 километров.

Происхождение названия

Относительно названия острова — «Столо́бный» — существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило—Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 [уточнить] году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

В начале XX количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 80-х гг. значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года, до передачи Тверской епархии Русской православной церкви Нило-Столбенская пустынь успела «преобразиться» в:

  • 1927—1939 — трудовую коммуну, колонию для малолетних преступников;
  • 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
  • 1941—1945 — госпиталь;
  • 1945—1960 — снова колонию;
  • 1960—1971 — дом престарелых;
  • 1971—1990 — турбазу.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов [источник не указан 362 дня] .

Монастырь нило столобенская пустынь

Относительно названия острова — «Столо́бный» — существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения Патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило — Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман [2] .

Основное время расцвета монастыря приходится на XVII—XIX, когда было построено большинство храмов и других современных построек.

В начале XX Нилова пустынь являлась наиболее посещаемой по количеству паломников российской святыней и второй в мире [источник не указан 1318 дней] после Гроба Господня. Количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 80-х гг. значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года, до передачи Тверской епархии Русской Православной Церкви Нило-Столбенская пустынь успела «преобразиться» в:

  • 1927—1939 — трудовую коммуну, колонию для малолетних преступников;
  • 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
  • 1941—1945 — госпиталь;
  • 1945—1960 — снова колонию;
  • 1960—1971 — дом престарелых;
  • 1971—1990 — турбазу.

В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила [3] .

Монастырь нило столобенская пустынь

Нило — Столобенская пустынь

Посвящается моей бабушке.
М оя бабушка была верующим человеком, и вся её жизнь была неразрывно связана с церковью. С девяти лет и до поздней старости, пока позволяло здоровье, она пела в церковном хоре. И когда я был маленький и ещё жил в Кувшиново, она иногда брала меня с собой. Сидя на небольшой скамеечке на клиросе я слушал пение певчих, держав в руках непонятный тогда для меня камертон, или же играл на лужайке возле церкви с детьми прихожан. Прошли годы, бабушки не стало, но каждый раз приезжая на свою Родину я обязательно посещаю те места, где прошло моё детство. И, что интересно, та скамеечка до сих пор стоит на клиросе, на том же самом месте.

Мы бережно храним то, что осталось нам от бабушки. Особенно чтим небольшой, деревянный образ преподобного Нила, которому, судя по его внешнему виду уже немало лет. Это очень необычное по православным канонам изображение лика Святого. Иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен в виде деревянной резной скульптуры нежели, как того требует православная традиция, в виде живописного изображения. И этот образ связан с одной из главных святынь Русской Православной Церкви знаменитым монастырём Нило-Столобенской пустынью, который находится на острове Столобный, в пяти километрах севернее г.Осташкова. Остров Столобный до начала XVI века был необитаем и покрывался густым лесом, на котором 1528 году поселился смиренный отшельник, будущий прославленный святой — преподобный Нил Столобенский. Где в последствии на месте подвигов преподобного Нила иеромонах Герман, из братии ближайшего к острову Столобному Рожновского монастыря и основал Нило – Столобенскую пустошь удивительный по красоте мужской монастырь, куда отовсюду постоянно съезжаются тысячи туристов и паломником, и который я тоже решил
посетить в этом году.

П реподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. К сожалению, как его звали в миру сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.
По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.
Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окресным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год живёт в выкопанной землянке, потом строит себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.
Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано.
Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи веревками.

Нило — Столобенская пустынь

О ткрылся монастырь в 1594 году, получив по грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иова название Нилова пустынь от имени преподобного Нила. Первым его настоятелем, со званием строителя стал преподобный иеромонах Герман из братии Николаевского Рожковского монастыря. Он собрал полные сведения о жизни преподобного Нила.
С 1764 года обитель внесена в разряд первоклассных монастырей России. В нем все было в благоустроенном виде: порядок отправления Богослужения, жизнь братии, прием богомольцев, точное исполнение послушаний. Общежительный устав, принятый при устроителе Германе, соблюдался неизменно.
Нилова Пустынь почиталась ещй и потому, что в ней сохранился дух древних монастырей.
В 1766 году дано повеление всех живущих в монастыре с надеждою пострижения обучать какому-нибудь мастерству, например, столярному, слесарному, сапожному, портному и другим профессиям, которыми они могли бы заниматься в пользу монастыря и тем предохранить себя от пагубной для них праздности.

Многие стремились под кров обители, чтобы посвятить себя иноческой жизни. Много также было людей, которые не принимали на себя обета монашества и жили в устроенных на собственные средства кельях. Они помогали своими вкладами монастырю, несли послушания, к каким были способны. Так, например, ржевский купец, бывший придворным комиссаром, Иван Иванович Образцов в преклонных летах был чтецом Синодика; секунд-майор Иван Сергеевич Челищев служил монастырю имуществом: он построил каменную церковь во имя Собора Святого Иоанна Предтечи.
В Ниловой Пустыни было много и трудников, семей крестьян, которые своим безвозмездным трудом служили обители..

Монастырь владел многими землями, озерами, лесными угодьями, подворьями в Осташкове, Твери, Москве. Многие русские государи делали пожертвования в пользу обители. Царь Алексей Михайлович в 1666 году подарил в Нилову Пустынь колокол; Федор Алексеевич — водосвятную чашу;
Екатерина II — покров; царица Наталия Кирилловна — ризу; Александр I — крест золотой. В Нилову Пустынь стремились, чтобы приобщиться, хотя бы на время, к созерцанию духовной красоты, и это было, пожалуй, главным, основным.
В монастыре находилась чудотворная икона Преп. Нила, написанная в 1595 году Иовом и Нифонтом.
Преемником первого настоятеля стал преподобный Нектарий (Теляшин), впоследствии святитель Тобольский, снискавший почет и уважение даже со стороны царственных особ и государственных сановников. При нем Нилова пустынь отстроилась, его стараниями была собрана немалая на ту пору библиотека. Когда старые здания сгорели в 1665 году, святитель Нектарий положил начало каменному строительству, получив разрешение и денежное пособие царя Алексея Михайловича на возведение Богоявленского собора. Именно там были позже захоронены нетленные мощи преподобного Нила Cтолобенского, чудотворца, обретенные уже после кончины святителя Нектария, в 1667 году.

Благодаря пожертвованиям и богатым вкладам в казну монастыря, которые охотно делали власть предержащие, Нилова пустынь постепенно обрастала каменными строениями, задуманными некогда преподобным Нектарием. В 18 веке строительство несколько замедлилось, а число насельников
сократилось. Но уже в 19 веке огромное стечение богомольцев заставляет приступить к сооружению нового, более обширного соборного храма с трехъярусной колокольней на месте прежнего Богоявленского собора.

Этот проект разрабатывался для строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но был воплощен в жизнь здесь, на острове Столобенный.

Храм по своей пышности и великолепию превосходил многие позднеклассические сооружения столичной архитектуры. Его украшал серебряный вызолоченный престол в три пуда весом и серебряные чеканные прорезные Царские врата более десяти пудов. Древние иконы в богатых киотах и ризах тускло поблескивали при свете паникадила в 120 свечей, украшенных искусно вылитыми барельефами.

Мужская Нило-Столобенская пустынь в Тверской области

Православная обитель располагается на острове озера Селигер, который называется Столобный, а также частично на территории полуострова Светлица. Построенная в живописной местности пустынь считается великолепным образцом церковной архитектуры, значимым центром для духовной части населения, она привлекает большое количество паломников, желающих приобщиться к великим тайнам христианского смирения.

Основание чудесного монастыря связано с именем преподобного святителя Нила Столобенского, праведного аскета и подвижника ортодоксальной религии.

История возникновения обители

Святитель, во славу которого и получила название эта обитель, появился на свет в XV столетии, его родным местом стал населенный пункт, находящийся близ Великого Новгорода. История не сохранила фактов того, как звали преподобного старца в народе и кем являлись его родители. После кончины отца и матери Нил поселился в псковском монастыре И. Богослова. Именно здесь он принял постриг и получил монашеское имя.

  • В 1515 г. смиренный отшельник покинул пустынь и обустроил себе келью в лесу у реки Серемхи. Святитель жил в одиночестве, питался кореньями, травами и желудями, основным трудом для него была молитва.
  • Постепенно вокруг имени Нила возросла слава, люди из близлежащих окрестностей изъявляли желание навещать святого отшельника, от которого надеялись получить мудрый совет для победы над греховностью.
  • Однако молва несколько тяготила душу смиренного святителя, поэтому он решил покинуть келью и перебраться в 1528 г. на остров Столобный. Первый год освоения на новом месте он ночевал в маленькой землянке, а вскоре построил монашескую келью и небольшую часовню.
  • Легенда гласит, что враг человеческий посылал отшельнику трудные испытания, но Нил не дрогнул, отразив все напасти молитвой и истинной верой в Бога. Святитель жил на острове до своей кончины в 1555 г., он завещал, чтобы братия построила в этих местах монастырь. Через 39 лет здесь открыли пустынь с разрешения преподобного патриарха Иова, основателем же называют иеромонаха Германа.

Интересно! Нил Столобенский дал обет нележания, поэтому никогда не принимал горизонтального положения тела. Отшельник спал, опираясь на веревки, привязанные к потолочным балкам, или на крюках, вмонтированных в стену.

Однажды к святителю нагрянули разбойники, желавшие смерти старца. Однако бесстрашный угодник вышел к ним из кельи с иконой Пречистой Богородицы в руках, и в глазах преступников тут же возникло видение, что вокруг отшельника армия вооруженных людей, его защищающих. Они испуганно просили снисхождения, припав к ногам Нила.

Другие православные храмы в Твери:

Деятельность отца Нектария

Святитель еще отроком поселился в Столобенскую обители, где получил образование и научился иноческому образу бытия. В начале XVII в. Нектарий принял постриг, а спустя время получил чин иеромонаха. Несмотря на молодой возраст преподобный отличался духовной зрелостью, что позволило ему принять на себя обязанность управления пустыней после смерти настоятеля Германа.

  • Нектарий вел мудрое хозяйство внутри пустыни, давал пример благочестивого подвижничества и привлекал внимание многих знаменитых князей и архипастырей, оказывающих великое вспоможение монастырю. Вскоре обитель освободили от платежа церковной дани, а также подарили её соседний остров и полуостров. Особенное благословение пустыни оказывал и правитель Михаил Федорович, выделяя для братии хлеб и финансы.
  • Нектарий давал распоряжения строить новые здания на территории и чинить старые. В 1622 г. братия воздвигла деревянный храм Покрова Пречистой Девы. На месте же сгоревшего собора Богоявления был построена другая церковь. В границах обители соорудили больницу, гостиничные кельи, необходимую ограду, а над главными вратами поставили восьмигранную колокольню.
  • Нектарий распорядился устроить два яблочных сада, хлебопашество на близлежащих полях, а также мельницы. В этот период увеличилась ризница монастыря, а в других городах открылись монастырские подворья. Мудрый Настоятель заботился о том, чтобы братия росла духовно, поэтому он собрал библиотеку, где хранились самые значимые произведения христианского богословия.
  • Со временем Нилова пустынь обогатилась и украсилась священными иконографическими полотнами, а также иноками, которые показывали истинный пример добродетельного бытия. Некоторые из здешних монахов удостоились архиерейского сана и до конца дней мудро следовали канонам ортодоксальной религии.

На заметку! Отец Нектарий оставил после себя несколько рукописей, в которых авторитетно излагал правила монастырской жизни в церквях по всей России. Преподобный завещал строго придерживаться канонов и совершенно отстраняться от употребления вина, а неоднократно нарушающих это строгое предписание изгонять из стен обители. Архиепископ советовал братии и простым мирянам усердно трудиться, соблюдать пост, придерживаться целомудрия и очищаться в молитвенных прошениях.

Судьба пустыни в XVIII столетии

Преемники отца Нектария продолжали обогащать Нило-Столобенский монастырь архитектурными зданиями, созданными на основе камня. Однако в начале XVIII в. государственная политика в отношении православных монастырей привела к их притеснению, строительство приостановилось и уменьшилось число братии. Петр I внес модернистские изменения, обусловленные второстепенной ролью Церкви перед государством. Правитель упразднил патриаршество и поставил на его место чиновничий Синод.

  • В Ниловой пустыни ввели полицейский надзор, позволявший вмешиваться во внутренние дела братства. Петр дал указание постригать в монахи инвалидов и солдат в отставке, власти отправляли в ссылку тех, кто осмеливался сделать монахом молодого человека. Монастырь испытывал экономические трудности, не получая жалования от государства.
  • Вскоре обители пришлось продать огороды, новгородские подворья, чтобы наладить отношения с Санкт-Петербургом. Доходы приходили от сдачи в аренду рыбачьих мест, пожертвований на мощах святителя Нила, а также от продажи улова. Строительство новых зданий на территории пустыни во время петровских реформ практически прекратилось. Однако во владении монастыря появились новые земли.
  • В 1756 г. святого Нила официально признал Священный синод, на его имя сделали богослужение. Было разрешено в день памяти преподобного старца совершать крестный ход вокруг Столобенской обители. В конце XVIII в. здешние мастера изготовили скульптуру Нила, которая почиталась так же, как и его останки.

Развитие в XIX столетии

Внутреннее устройство не изменяло своим традициям: здесь продолжались великие духовные подвиги схимников и отшельников, не останавливалось благоговейное служение Господу через совершение ортодоксальных ритуалов, удивляло нескончаемое трудолюбие братии и безвозмездный прием богомольцев. Эта специфика являлась украшением Ниловского монастыря, его ментальным сердцем.

  • Летом 1820 г. пустынь навестил император Александр Первый, которого торжественно встречал архимандрит Павел и вся здешняя братия. Правитель осмотрел достопримечательности, молился мощам преподобного Нила, а также посетил покои настоятеля. Император был восхищен благоустройством обители и пожертвовал драгоценную нагрудную икону.
  • В XIX столетии пустынь, благодаря усердию братии и финансированию знатных особ, превратилась в колоссальный архитектурный комплекс. Доминантой являлась грандиозная Богоявленская церковь, а прекрасным дополнением служили: архиерейские покои, уютные здания гостиницы, приемные дома, а также высокая набережная из гранита, придающая комплексу сходство со столичной площадью.
  • Так как в новом веке изменились хозяйственно-экономические условия, произошло сокращение монастырских землевладений. Большое значение уделялось транспортным дорогам и мостам, облегчающим связь между обителью на островах и большой землей. Первый пароход, принадлежащий пустыни, заработал в 1859 г. На берегу озера также стояли лодки, и находилась судопроизводственная мастерская. На конном дворе обители размещались повозки.
  • Материальное положение Нило-Столобенского монастыря в XIX столетии значительно улучшилось. Братия занималась рыболовством, руководила кухней и хлебопекарней. Хозяйство имело многоплановую структуру: здесь использовались передовые технологии, рациональные практики в деле производства, торговли и капитала.

События XX в. и настоящий период

В 1919 г. революционеры кощунственно вскрыли мощи преподобного Нила и перевезли их в Вознесенский храм, который обустроили в краеведческий музей. Все богатства монастыря были изъяты, а в 20-х годы состоялся судебный процесс по делу братии, повлекший полное закрытие пустыни. Последняя литургия проводилась в 1928 г.

В 2012 г. здесь проживало 50 насельников, из которых 20 имели священнический сан. Сегодня у монастыря несколько подворий. На территории работают цеха по производству свечей, молока, ремонтные мастерские. Во владении есть коровник, конюшня и большая пасека, где изготавливается освященный мед. В монастыре работает ювелирная мастерская, продукция которой продается на православных ярмарках. Наместником является архимандрит Аркадий.

Архитектура

Обитель несколько изменила свой первоначальный живописный облик к началу XX века, она стала напоминать городскую площадь. Подобная форма возникла благодаря высокой набережной и классическому главному собору. Несмотря на различие особенностей здешних строений, комплекс являет гармоничное архитектурное единство, считающее грандиозным памятником зодчества.

  • К востоку и югу расположены монастырские корпуса, выполненные в готическом стиле. На западной стороне паломники найдут гостиный двор, великолепно украшенный цветниками и газонами.
  • Главным строением, находящимся в центре обители, является пятикупольный Богоявленский собор. Именно здесь совершаются престольные богослужения, а также хранятся святые останки отца и Небесного покровителя пустыни.
  • В северо-западной области красуется небольшая церковь Всех Святых, в которой раньше располагалась монастырская больница. Сегодня идут восстановительные работы по возвращению её прежнего обличия.
  • На восточных вратах стоит собор святителя Нила, возведенный в середине XVIII столетия. С противоположной стороны расположен храм Петра и Павла, убранство которого декорировано лепниной и изящными скульптурами.
  • Одноглавый Собор Воздвижения Креста находится на юго-западе Столобенского острова. Внутренняя отделка пестрит изяществом иконостаса и несравненной легкостью росписи стен, красочностью живописи.

Как добраться

Пустынь находится в 20 км от города Осташков (Тверская область), добраться сюда можно несколькими способами:

  1. В населенный пункт, где расположен монастырь, прибывают поезда дальнего или пригородного следования из Москвы, Санкт-Петербурга, Великих Лук, Бологого и Торжка.
  2. Паломники также прибывают на автобусах, идущих из Твери, отправление запланировано с городского вокзала. Транспорт находится в пути четыре с половиной часа.

Святыни и богослужения

Главной святыней обители считаются останки отца и Небесного покровителя монастыря Нила Столобенского. Более 300 лет паломники и здешние миряне прибывают в стены пустыни, чтобы получить исцеление от различных болезней, а также благословение на праведное житие.

В обители также хранится честная глава преподобного Нектария, икона Пречистой Девы «Абалакская», полотно с ликом Спиридона Тримифунтского и крест с частями его мощей.

Литургия и молебен с акафистом начинаются в восемь утра, Всенощное бдение совершается в праздники и выходные дни с 20.00 до 9.00. По окончании вечерних служений каждый день совершаются Крестные ходы.

Православный Ниловский монастырь располагается на островах Селигера и ежедневно проводит богослужения. Архитектурный комплекс отличается привлекательной композицией и напоминает внешним убранством городскую площадь.

Прославленное христианское обиталище сегодня возвращает былое величие, реставрируются его главные храмы, а братия ведет активную трудовую деятельность.

Нило-Столобенский монастырь: история, святыни, адрес. Нило-Столобенская пустынь

С именем великого аскета и подвижника веры преподобного Нила Столобенского связано основание знаменитой на весь православный мир обители, уже в течение многих веков носящей его имя. Построенный на живописном острове озера Селигер Нило-Столобенский монастырь, или, как принято говорить, пустынь, по праву считается жемчужиной храмовой архитектуры и одним из ведущих духовных центров страны.

Начало иноческого пути

Точная дата рождения преподобного Нила неизвестна, но из документов той давней поры явствует, что на свет он появился в конце XV века, в одной из деревень, расположенных недалеко то Великого Новгорода. За давностью лет остаются сокрытыми от нас не только имена родителей и обстоятельства, связанные с детскими годами основателя Нило-Столобенского монастыря, но даже имя, данное ему во святом крещении.

Первые сведения о раннем этапе жизни преподобного относятся к тому периоду, когда после смерти отца и матери он решил посвятить себя служению Богу. Известно, что примерно в 1510 году юноша отправился в Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь, где вскоре принял постриг под именем Нила в честь весьма почитаемого им святого IV века Нила Постника.

Подвиг отшельничества

Желая во всём подражать святому, имя которого он носил, Нил после пяти лет, проведённых в монастыре, по благословению отца-настоятеля покинул его и, срубив келью на берегу лесной реки Серемхи, принял на себя тяжкий подвиг отшельничества. Там, вдали от людей, он провёл несколько лет, наполняя дни и ночи беспрестанными молитвами. Вкушал же подвижник лишь травы и дубовые жёлуди.

Предание повествует, что однажды к келье святого подступили разбойники, намеревавшиеся убить его. Не потеряв присутствия духа, святой прочитал молитву и вышел им навстречу с иконой Пресвятой Богородицы. Его появление сопровождалось чудом: разбойники явственно узрели множество вооружённых воинов, окружавших отшельника, и в страхе повалились перед ним на колени.

Переселение на Столобенский остров

Молва о подвижнике быстро разнеслась по окрестным сёлам, и к лесной келье стали приходить люди, искавшие молитв святого и его духовных наставлений. Это весьма тяготило лесного отшельника, желавшего уединиться от мира, и в 1528 году, покинув ставший привычным для него берег Серемхи, Нил удалился в более уединённое место ─ на остров Столобный, окружённый водами озера Селигер и находящийся в 22 километрах от уездного города Осташкова. Именно там и было суждено в будущем воссиять одному из ярчайших очагов православия ─ Нило-Столобенскому мужскому монастырю.

Столь необычное название острова, на котором поселился преподобный, исследователи трактуют по-разному. Наиболее распространёнными являются две версии. По одной из них, своё имя он получил из-за внешних очертаний, напоминающих столб, по другой ─ в результате того, что на нём некогда находилось языческое капище, после разорения которого ещё долгие годы на острове можно было видеть жертвенный столб.

Жизнь, наполненная аскетическими подвигами

Будущий основатель Нило-Столобенского монастыря провёл в окружении озёрных вод 27 лет. Вначале его жилищем была землянка, наскоро вырытая между стволами вековых деревьев. Со временем он соорудил себе келью и возвёл возле неё маленькую часовенку для молитв. Из жития преподобного Нила известно, что дьявол многократно строил против него всевозможные козни, то насылая пожар, то порывами урагана разрушая его ветхие постройки. Направлял он к лесной келье подвижника и лихих разбойников. Но каждый раз молитва ограждала его от напастей.

Из числа прочих многочисленных аскетов и подвижников православия преподобный Нил выделяется особым, данным им вскоре после переселения на Селигер обетом нележания, исполняя который, он даже спал стоя, опершись на крюки, вбитые в стену кельи. Отошёл ко Господу святой угодник в 1555 году, завещав построить на месте своей кельи обитель. Его наказ был исполнен первым патриархом Московским и всея Руси Иовом в 1594 году. По его распоряжению на острове была основана Нило-Столобенская пустынь.

Смутное время и милости царя Михаила Фёдоровича

Наступивший вскоре XVII век принёс Нило-Столобенскому монастырю немало испытаний. В результате страшных неурожаев, случившихся в годы правления Бориса Годунова, обитель лишилась своих основных средств к существованию. Впоследствии ситуация усугубилась бедствиями, постигшими страну в Смутные времена, когда все близлежащие земли и сама пустынь подверглись разграблению, творимому польско-литовскими захватчиками, а также разбойничьими шайками, во множестве появившимися в те годы.

Значительные улучшения в жизни монастырской братии наступили лишь после восшествия на престол государя Михаила Фёдоровича ─ основателя династии Романовых. Питая глубокое уважение к первому настоятелю обители архимандриту Нектарию, он повелел за казённый счёт ежегодно посылать в Нило-Столобенскую пустынь определённое количество денег и съестных припасов. Эта традиция, сохранившаяся и в последующие века, поддерживалась вплоть до октябрьского переворота 1917 года.

Начало монастырского строительства

Последующие десятилетия XVII века были отмечены возведением многочисленных монастырских построек. К ним относится деревянный пятиглавый храм Покрова Пресвятой Богородицы, а также Богоявленская церковь, сменившая собой часовню на могиле преподобного Нила, сгоревшую во время одного из пожаров.

В этот период на территории Нило-Столобенского мужского монастыря появились вновь отстроенные братские кельи, а также гостиничный и больничный корпус. Саму же территорию пустыни обнесли оградой, соорудив над главными вратами колокольню, оснащённую часами с боем, что по тем временам являлось неслыханной роскошью. Вплоть до конца века обитель пользовалась благоволением царствовавших особ, щедрые пожертвования которых дали возможность начать сооружение каменных монастырских построек.

Жизнь обители в XVIII веке

В истории Нило-Столобенского монастыря начало XVIII века отмечено многими неблагоприятными событиями, явившимися следствием политики, проводившейся в отношении церкви государем Петром I. Это и частичная секуляризация (отторжение) принадлежавших ей земель, и насильственный набор в армию молодых иноков, осуществлявшийся в годы Великой Северной войны. Результатом этого стала приостановка строительства на территории обители и значительное сокращение числа её насельников.

Лишь в 1756 году положение существенно улучшилось благодаря тому, что на основании решения Священного синода была совершена всецерковная канонизация преподобного Нила Столобенского. Отныне он начал поминаться в святцах наравне с остальными угодниками Божьими, а во дни его памяти ─ 7 (20) декабря и 27 мая (9 июня) во всех российских храмах стали возноситься подобающие случаю молитвы и читаться акафист, специально составленный осташковским протоиереем Андреем (Колоколовым).

Прославление святого, мощи которого, как и прежде, покоились в Нило-Столобенском монастыре, стало привлекать к нему многочисленные толпы паломников, что самым благоприятным образом сказалось на материальном благополучии братии.

Центр мирового паломничества

В наступившем вслед за тем XIX веке положение монастыря ещё больше упрочилось, и с полной уверенностью можно сказать, что он стал самым почитаемым во всём Верхневолжье. Известно, что в 1820 году поклониться святыням Нило-Столобенского монастыря пожелал государь Александр I. На Селигер он прибыл не с пустыми руками. Об этом можно судить по тому, что вскоре после его посещения в монастыре были широко развернуты строительные работы, результатом которых стало сооружение небывалого по красоте архитектурного комплекса.

В следующее царствование, при государе Николае I, его центром стало построенное в 1833 году величественное здание Богоявленского собора, а через несколько лет была произведена полная реконструкция всей прилегавшей к нему территории. Кроме того, необычайным по тем временам событием стала постройка гранитной набережной, протянувшейся по всей окружности острова, на котором расположен Нило-Столобенский монастырь. Озеро Селигер стало его живописным природным обрамлением. В результате к концу столетия обитель пользовалась такой славой, что стала вторым по посещаемости местом паломничества в мире, уступая лишь Гробу Господню в Иерусалиме.

Новая власть

Приход к власти большевиков в 1917 году положил конец благоденствию Нило-Столобенского монастыря. В феврале 1919 года, несмотря на многочисленные протесты как со стороны насельников обители, так и широких кругов местной общественности, была кощунственно вскрыта рака, из которой изъяли мощи преподобного Нила Столобенского и передали их в экспозицию местного краеведческого музея. Одновременно с этим обитель подверглась разграблению, сопоставимому лишь с бедствиями Смутных времён. Не считая прочих ценностей, одной лишь серебряной церковной утвари было вывезено более 33 пудов.

Поруганная святыня

Тем не менее жизнь в монастыре продолжалась ещё в течение 9 лет. Окончательно закрыт он был в 1928 году. Первое время в оставленных монахами помещениях размещалась трудовая коммуна, которую затем сменила колония для малолетних преступников. С 1939 по 1940 годы монастырские корпуса использовались для содержания в них польских военнопленных, большинство из которых было затем расстреляно.

В период Великой Отечественной войны на территории, принадлежавшей некогда монастырю, размещался военный госпиталь, а с 1945 года ─ вновь колония для несовершеннолетних правонарушителей. В 60-е годы там был организован дом престарелых, а с 1971 года территорию и все сохранившиеся к тому времени постройки передали в распоряжение комитета по туризму при ВЦСПС, после чего на острове начала действовать турбаза «Рассвет». Однако в 1988 году все прежние монастырские сооружения пришли в такую ветхость, что решением строительной комиссии дальнейшее их использование без капитального ремонта признали невозможным, и базу закрыли.

Начало возрождения монастыря

Свежий ветер перемен, повеявший над страной в годы перестройки, не обошёл стороной и Нило-Столобенский монастырь. Тверская область, в которой он расположен, оказалась в авангарде событий, связанных с передачей Церкви незаконно отнятых у неё в прежние времена объектов. В 1990 году весь монастырский комплекс, признанный ещё задолго до этого ценным историко-архитектурным объектом и взятый под охрану государства, был передан в распоряжение РПЦ.

Через год после этого, по окончании ряда наиболее важных восстановительных работ, в Богоявленском соборе впервые за долгие годы была совершена литургия. Её отслужил глава Тверской и Кашинской епархии архиепископ Виктор (Олейник). Иными яркими моментами начавшегося процесса возрождения монастыря стало перенесение в него из Осташковского краеведческого музея мощей преподобного Нила Столобенского и прославление в лике новомучеников, насельников обители, ставших жертвами советского режима, осуществлявшего тотальный террор в отношении служителей церкви.

Жемчужина озера Селигер

Сегодня, как и в былые годы, среди наиболее значимых очагов российского православия воссиял и Нило-Столобенский монастырь. Патриарх Кирилл, а также иные руководители Русской православной церкви часто посещают его, совершая молебны в стенах одного из красивейших соборов, возведённого мастерами XIX века и возвращённого к жизни после долгих десятилетий духовного мрака и запустения. Частыми его гостями становятся также члены правительства России. Сюда же со всех концов страны едут и многочисленные паломники, желающие увидеть этот старинный монастырь.

Нило-Столобенская пустынь: как доехать

Все желающие посетить монастырь в качестве паломников или просто туристов должны прежде всего доехать до города Осташкова, находящегося от него на расстоянии 22 км. Те, кто не располагает личным транспортом, могут добраться по железной дороге. Для москвичей это прямой поезд Москва ─ Осташково, отправляющийся с Ленинградского вокзала.

Петербуржцы, в свою очередь, могут воспользоваться поездом, следующим до Великих Лук и отходящим от Московского вокзала. Последний же этап пути можно проделать на одном из рейсовых автобусов, следующих от вокзала до деревни Светлицы, находящейся на берегу Селигера. Отправляются они с интервалами 1-1,5 часа. Там, кстати, на полуострове, уходящем в озеро, находится часть построек, принадлежащих монастырю.

Нило-Столобенская пустынь, адрес которой — Тверская обл., Осташкинский р-н., п/о Светлица, гостеприимно открывает двери для всех желающих осмотреть ее достопримечательности и поклониться хранящимся здесь святыням.

Мужской Монастырь Нило-Столобенская Пустынь

Адрес: 172757, Россия, Тверская обл., Осташковский р-н, п/о Светлица

Дата образования 1594 г.

Наместник Архимандрит Аркадий (Губанов)

Контактная информация (для поломников) 8(48235)50 804

Святыни (иконы, мощи)

Святые монастыря

  • Преподобный Нил Столобенский,
  • Преподобный Герман Столобенский,
  • Святитель Нектарий Столобенский.

Престольные праздники

  • БОГОЯВЛЕНИЕ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ – 19 января по н.ст. Главный престольный праздник нашей обители. Праздничную литургию совершает Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, священноархимандрит Нило-Столобенской пустыни. На праздничном богослужении совершается ночное водоосвящение озера Селигер.
  • Память свт. НЕКТАРИЯ, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумена Столобенского (1667г.) — 28 января по н.ст.
  • Память прп. ГЕРМАНА, первостроителя Столобенского (1614г.) – 7 марта по н.ст.
  • Память преподобномученика ПЕТРА Столобенского (1938г.) — 28 февраля по н.ст.
  • Обретение мощей Преподобного НИЛА Столобенского (1667г.) – 9 июня н.ст.
  • Совершается Крестный ход со святыми мощами Преподобного отца Нила вокруг острова Столобный.
  • Перенесение мощей Преподобного НИЛА Столобенского (1995г.) – 9 июля по н.ст.
  • Совершается Крестный ход со святыми мощами Преподобного отца Нила вокруг острова Столобный.
  • Преставление Преподобного НИЛА Столобенского (1554г.) — 20 декабря по н.ст.
  • Празднование СЕЛИГЕРСКОЙ (Владимирской) иконе Божией Матери.
  • Празднование КАЗАНСКОЙ иконе Божией Матери – 21 июля и 4 ноября по н.ст.
  • Празднование особо почитаемого в нашей обители образа Пресвятой Богородицы, находящегося в Богоявленском соборе.
  • Память преподобномученика ВИТАЛИЯ Столобенского (1937г.) – 7 октября н.ст.
  • Память свт. НИКОЛАЯ, архиепископа Мирликийского Чудотворца – 19 декабря и 22 мая по н.ст.
  • БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – 7 апреля по н.ст.
  • Расписание богослужений.

    6-00 Братский молебен, полунощница, утреня, часы, литургия.
    14-00 Молебен с акафистом прп. Нилу Столобенскому.
    18-00 Вечерня.
    20-00 Малое повечерие.

    6-00 Братский молебен, полунощница, утреня, часы, литургия.
    12-30 Панихида.
    20-00 Всенощное бдение.

    ВОСКРЕСЕНИЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ.

    8-00 Молебен с акафистом
    9-00 Часы, литургия.
    18-00 Вечерня.
    20-00 Малое повечерие.

    Продукты большой ассортимент копченой рыбы; целебные травы, травяные чаи; хлеб ржаной бездрожжевой, на изюмовой закваске с добавлением солода, пшеничный (тот же состав, без солода), коврижки постные медовые с изюмом и арахисом, печенье с медом с монастырской пасеки, овсяное печенье с отрубями, мед с монастырской пасеки освященный — цветочный, донник, разнотравье; вода из источника в честь Ржевско — Оковецкой иконы Божией Матери, освящается ежегодно в день прославления 24-го июля митрополитом Тверским и Кашинским Виктором.

    На расстоянии 10 км от Осташкова на Столбенском острове расположен мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь. После блаженной кончины преподобного Нила Столобенского остров стал местом многочисленного паломничества. И в 1594 г. на острове была открыта обитель, которая получила наименование Нило-Столобенская пустынь, а первым настоятелем образованного монастыря был иеромонах Герман.

    Сегодня Нилова пустынь, даже после десятилетий разрухи, причисляется к лучшим обителям России. Монастырь представляет собой целый город. На его территории Вы найдете жилые и хозяйственные строения, огромные покои для настоятеля монастыря и отдельные покои для братии, монастырскую гостиницу, всевозможные амбары и погреба, а также судоремонтные мастерские и конюшенный двор. Внутри территории монастыря разбит красивейший фруктовый сад . Снаружи монастырь окружен высокой каменной оградой с неповторимыми башнями, а вдоль его стен на берегу озера разбит тенистый парк.

    Сегодня монастырь открыт для посещения многочисленных паломников и проведения экскурсий. Паломники и посетители монастыря могут посетить храм, приложиться к мощам и подняться на колокольню, откуда им откроется незабываемая панорама озера, островов и деревень, расположенных по берегам.

    Ссылка на основную публикацию