Монастырь на московском проспекте

Отзыв: Воскресенский Новодевичий монастырь (Россия, Санкт-Петербург) — Приобщиться к святым местам в суете городской.

Гостила у дочери в Санкт-Петербурге. Каждое утро слышен колокольный звон из Воскресенского Новодевичьего монастыря. Я люблю эту уникальную музыку. Навряд ли есть люди, равнодушные к ней. Этот звук зовет в церковь, поэтому неудивительно, что я всегда, приезжая в Санкт-Петербург посещаю это святое место.

Как сюда проехать? На метро доехать до ст. Фрунзенская. Затем, выйдя из метро, повернуть направо, и пройти по пр. Московский метров 700. Монастырь будет на противоположной стороне проспекта, возле него есть пешеходный переход.
А можно от ст. метро «Московские ворота» повернуть налево, и пройти по пр. Московский столько же.

Войдя в ворота встречаем Афонский храм, в нем идет служба. Яркий зеленый купол корит в зелени деревьев. Здесь находится образ Державной иконы Божией Матери, пожертвованный прихожанами московского храма Христа Спасителя.

Проходим дальше. Монастырский двор с двухэтажными постройками.

Здесь находится дом паломника. Паломников всегда много. Они приезжают группами и в одиночку. Но для всех находится приют, потому что дом может принять единовременно до 300 паломников.

Для паломников и прихожан есть трапезная, где всегда можно перекусить. В монастырской пекарне пекут не только хлеб, но и пироги, булки, печенье, пряники и другую выпечку. Здесь можно выпить горячего чая, сбитня и монастырского кваса. Впервые попробовала здесь пирог с картошкой и селёдкой. Очень вкусно. Мой внук любит здешние овсяные пряники.

В монастырской лавке — большой ассортимент православной литературы, икон, церковной утвари и много другого. Я всегда привожу друзьям купленные здесь сувениры ( календари, блокноты, чашки, пасхальные принадлежности и другое).

При монастыре работает Свято-Владимирская школа, центр помощи молодым мамам, богадельня для больных и престарелых, православный медико-просветительный центр для онкобольных.

Идем по монастырскому двору дальше и видим.

необыкновенной красоты Казанский храм. Он похож на пасхальный кулич не только формой, но и разноцветными красками.

Он очень красив. Я люблю службу именно в этом храме. В январе 2014 года здесь находились дары волхвов из Афонского монастыря Святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Во дворе храма колокола, они поют в большие праздники.

Этот крест я называю «плачущим». Струйки воды стекают по нему, как слезы.

Здесь у собора находится памятник Косякову Василию Антоновичу, зодчему Казанского собора. Здесь всегда цветы.

В этом двухэтажном здании живут послушницы.
Зеленый купол — это Афонский храм, а четыре золотых купола — это Воскресенский собор. В нем пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Надеюсь в очередной приезд в Питер побывать здесь.

Выйдя из Казанского собора мы увидим Новодевичье кладбище, которое появилось на этом месте еще до монастыря.

Первые захоронения появились здесь в середине 19 века, именно тогда стали появляться семейные склепы и

роскошные памятники, до сих пор представляющие интерес для искусствоведов и архитекторов.

А этот памятник установил муж по просьбе умирающей жены. Не имея детей она боялась, что некому будет ходить к ней на могилу. Вот и попросила мужа сделать такой памятник. Возле Иисуса всегда многолюдно. Горят свечи. И цветы. цветы.

Много известных людей России и Санкт-Петербурга ( писатели, ученые, деятели культуры и искусства) захоронено здесь.

Художник М. А. Врубель.

Врач С. П. Боткин.

Поэт Н. А. Некрасов.

Не могу на написать о Дарьюшке — Дарье Александровне Шурыгиной, святой страннице, носительнице духа православия на Руси. Когда же в 1845 году ее возлюбленные матушки Феофания и Варсонофия были отозваны из Новгорода в Петербург для устройства Воскресенского Новодевичьего монастыря, она, не раздумывая, ушла за ними. А было ей в ту пору 70 лет. Здесь она приняла постриг, стала инокиней Исидорой, а в 80 лет умерла.

Верующие приходят к ней и сейчас, рассказывают о своих проблемах, просят помощи у Дарьюшки. Здесь свечи, цветы, записки. Новый памятник установили год назад, до этого на могиле стоял деревянный крест. И могилы росло дерево, покрытое тонкой паутинкой, которая серебрилась на солнце. Казалось, что дерево плачет. Жаль, что сейчас его срубили.

Заканчивая свое путешествие по монастырю, шепчу «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. » и испытываю блаженство.

Воскресенский Новодевичий женский монастырь

Архитекторы: Ефимов Н. Е.
Год постройки: 1849-1861
Стиль: Неорусский

Церковь Ватопедской иконы Божией Матери («Отрада и Утешение»)

Воскресенский Новодевичий женский монастырь Неорусский

Пам. арх. (федеральн.)

1849-1861 — арх. Ефимов Николай Ефимович,

завершен — арх. Бонштедт Людвиг Людвигович и Сычев Николай Александрович.

До революции в монастыре действовало 7 храмов, 2 из них клабищенские.

Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери.

Собор Воскресения Христова каменный с пятью приделами

1849-1854 — арх. Ефимов Николай Ефимович

1854 — арх. Ефимов Николай Ефимович

Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

1855 — арх. Ефимов Николай Ефимович, Сычев Николай Александрович

1855 — арх. Жибер Эрнест Иванович

1883-1888 — арх. Бенуа Леонтий Николаевич

Колокольня четырехъярусная с золоченым куполом

1895 — арх. Бенуа Леонтий Николаевич

1908-1912 — арх. Косяков Василий Антонович

2005-2008 — воссоздана арх. Сергеева Валентина Сергеевна

Церковь прп. Исидора Пелусиота (?)

Освящение первого деревянного
храма монастыря.

Фрагмент карты 1913 г.

Фото К. Шульца 1890-е гг.

Вид монастыря до строительства
колокольни.
Почтовая открытка.

Церковь Ватопедской иконы
Б.М.
Фото — Матвеев Н. Г. 1900-е гг.

Новодевичий Воскресенский
монастырь на Забалканском
проспекте.
Фото 1900-х гг.

«Лавры, монастыри и храмы. »
(добавил
Андрей Агафонов )

Воскресенский собор и церковь
Ватопедской иконы Б.М.
Фото — Матвеев Н.Г. 1900-е гг.

1929 г. Вид с
Московских ворот
Добавил — Ладада .

1931 г. Фото: Бренсон ДеКу
Добавил — nikspb

* На схеме : Монастырь Воскресенский Новодевичий 1 — Собор Воскресенский,1848-1861, арх. Ефимов Н.Е. Московский пр., дом 100, лит. А

2 — Корпус северный с церковью Трех Святителей Вселенских, 1848-1855; 1860-е-1870-е, арх. Ефимов Н.Е.; гражд.инж. Сычев Н.А.

3 — Корпус южный с церковью Афонской Божией Матери, 1848-1855; 1860-е-1870-е, арх. Ефимов Н.Е.; гражд.инж. Сычев Н.А.

4 — Хозяйственная постройка, 1868, 1869, гражд.инж. Сычев Н.А. Московский проспект, дом 100, литера Р

5 — Больница, 1900-1906, арх. Андреев Л.П. Московский проспект, дом 100, литера П

6 — Церковь Казанская, 1907-1914, гражд.инж. Косяков Вас.А. Московский проспект, дом 100

7 — Дом для приходящих богомольцев, 1895 Московский проспект, дом 100, литера Я

8 — Хозяйственная постройка, 1868, 1869, гражд.инж. Сычев Н. А. Московский проспект, дом 100, литера О

9 — Хозяйственная постройка, 1868, 1869, гражд.инж. Сычев Н. А. Московский проспект, дом 100, литера Г

Федеральные памятники Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

История монастыря начинается со времен императрицы Елизаветы Петровны, которая повелела выстроить Воскресенский женский монастырь на месте Смольного двора на Неве. Он был заложен в 1748 г. по проекту Б. Растрелли архиепископом Феодосием и сооружен к 1757 г. Монастырь просуществовал с 1764 до 1822 г.

Возобновление Воскресенского женского монастыря в Петербурге последовало в 1845 г. Официально инициатива шла от императора Николая I , но настоящей виновницей этого возникновения следует считать его дочь, великую княгиню Ольгу Николаевну, будущую королеву Виртенбергскую. 3 апреля 1845 г. поручено было митрополиту Антонию привести в исполнение Высочайшее повеление о восстановлении в СПб женского монастыря, следуя определению св. Синода. Игуменьей была назначена монахиня Горицкого монастыря в Белозерском крае Феофания Готовцева (урожденная Шелашникова), которая получила воспитание в Екатерининском институте, была замужем за храбрым генералом, она была художницей, иконы ее письма украшали Горицкую обитель. Двор и свет, официальная печать не подтверждали участия В. К. Ольги Николаевны в деле учреждения Новодевичьего монастыря в Петербургн, но был круг людей, близко знавших мать Феофанию, и между ними жило предание о непосредственном участии Великой Княгини в деле устроения обители. Первые двадцать сестер также прибыли из Гориц.

По докладу священного синода 18 марта 1845 монастырь велено было поместить при церкви Благовещения на Васильевском острове.

Воскресенский монастырь расположили близ Московской заставы, он отделялся от столицы Обводным каналом. Вся площадь земли, отведенная монастырю составляла 53 десятины 1401 кв. сажень. Автор комплекса — арх.Н. Е. Ефимов, помощник — К. И. Реймерс. После смерти арх. в 1851 г. строительством руководил Л. Л. Бонштедт, позже — Н. А. Сычев.

Против Забалканского проспекта возвышался монастырский собор, расположенный в восьми саженях от главных ворот. По обе стороны собора расположились два каменных двухэтажных корпуса, в середине которых возвышались домовые церкви с пятью куполами, высота о земли до креста 16 ½ сажени. Главный корпус в правую сторону собора вмещал в середине малую церковь Афонской иконы Божией Матери, а по обе стороны — кельи. В первом этаже –келья настоятельницы, зала, где клиросные монахини учились пению, канцелярия, кельи казначеи, церковная зала, где день и ночь читался псалтырь, а во время богослужения стояли сестры, ризница, библиотека и две маленькие гостиные кельи, в которых лица женского пола с разрешения игуменьи останавливались для говения. Во втором этаже находились мастерские и рукодельни: живописная, рисовальная школа, Золотильная, чеканная, златошвейная и т.д. В подвальном этаже располагались шпаклевальная для холстов и досок, на которых пишутся образа, а также веночная для изготовления венков из сухих цветов, малая поварня, просфорная, катальня, малая баня и кельи, в которых живут поварихи, просвирни и т.д. в главном корпусе, расположенном по левую сторону собора помещалась середине первого этажа — трапезная, второго – Трехсвятительская церковь, подвального – духовая печь, отапливавшая как трапезную, так и церковь, и холодный подвал для хранения рубленной капусты. В первом этаже располагались, кроме столовой, башмачная, подъемный стол, опускающийся вниз для подъема мисок с кушаньем, и кельи башмачниц, столовщиц и других сестер. Во втором — больница для монахинь, аптека, две швальни — рукодельни, в которых шили одежду для монашествующих, а также кельи больничных и других сестер.

Монастырская иконописная мастерская славилась на всю Россию.

Для всех церквей имелась одна колокольня, каменная, в середине правого корпуса при церкви Афонской Божией Матери, возвышающаяся над кровлей храма одним этажом. В пролетах были повешены четыре колокола. На колокольне были помещены башенные часы лондонской работы с клеймом 1839 г. В середине левого корпуса над церковью трех святителей находилась такая же колокольня, но без колоколов. Обе колокольни устроены в 1853 г. на суммы Высочайше пожалованные из Государственного Казначейства и пожертвования благотворителей монастыря.

1889 г. — учреждена Свято-Владимирская церковно-учительская школа — двухэтажное здание в русском стиле. На золотом фоне фронтона помещена икона небесного покровителя школы. В 1895 г. открылась школьная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородоицы.

(добавил: Наталия по Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия, СПб 1909)

Воскресенский Новодевичий монастырь

Московский пр., 100

Архитекторы, годы постройки:

Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте ведёт свою историю от Воскресенского Новодевичьего Смольного монастыря, который появился по желанию императрицы Елизаветы Петровны, и где она хотела провести свою жизнь после царствования. Однако уйти в монастырь ей так и не довелось. После смерти Елизаветы Петровны монашеская жизнь в обители постепенно угасала. В Смольном монастыре Екатерина II открыла женское воспитательное заведение, которое позже переехало в специально для него построенное рядом здание.

Возобновлён монастырь был при Николае I. Было решено переместить обитель на новое место. Поначалу её перевели на Васильевский остров к Благовещенской церкви. Однако затем, в 1848 году, монастырь был переведён на Царскосельскую дорогу (ныне Московский проспект).

Первой постройкой здесь стала деревянная церковь, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери 23 октября 1848 года. В день этого события сюда специально была перенесена Казанская икона Божией Матери из Казанского собора.

16 ноября 1849 года состоялась закладка каменного соборного храма Воскресения Христова. Первый камень в основание храма положил лично император Николай I. Собор строился по проекту Н. Е. Ефимова и Н. А. Сычёва, которые выполнили его в русско-византийском стиле. Архитектор Ефимов стал главным архитектором монастырского комплекса. Средства на сооружение Воскресенского храма были пожертвованы купцами Громовыми. Фундамент и цоколь возводились на казённые деньги. Фасад этого здания выходил на Московский проспект.

Храм Воскресения Христова был местом, где находились Казанская икона Божией Матери (родовая святыня семьи адмирала Ушакова), образ Спаса Нерукотворного XVI века, которым, по преданию, Иван Грозный благословил своего сына. В приделе Успения Пресвятой Богородицы хранилась Смоленская икона Божьей Матери.

Окончательное переселение монахинь на эту территорию с Васильевского острова состоялось в 1854 году. Для них был построен новый каменный корпус.

Освящение пятиглавого Воскресенского собора состоялось в 1861 году. В боковых корпусах были устроены ещё две церкви. В левом корпусе разместилась церковь во имя Трёх Святителей Вселенских, в правом — церковь Ватопедской Божией Матери. Иконостас в одной из них выполнил А. И. Штакеншнейдер.

На устроенном при монастыре Новодевичьем кладбище в 1855-1856 годах по проекту архитектора Э. И. Жибера был построен кладбищенский храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Он был возведён на средства Авроры Карловны Карамзиной. Церковь возвели над могилой её мужа, полковника Карамзина. В 1902 году вдова была похоронена рядом с супругом.

В 1885 году купола, ранее выкрашенные в зелёный цвет, были позолочены. В главном монастырском корпусе были открыты мастерские, больница и аптека. В 1888 году справа от входа на кладбище был построен храм, посвящённый пророку Илии. Он был возведён по завещанию мецената Ильи Громова. Автором его проекта стал Л. Н. Бенуа.

Облик монастыря в те времена описала монахиня София Снессорева в книге «Санкт-Петербургский Воскресенский первоклассный общежительный женский монастырь», изданной в 1887 году:

«Вся монастырская местность находится на обширной ровной и плоской, хотя несколько наклонной, площади по большой дороге у Московской заставы, отделяясь от столицы Обводным каналом, между двумя линиями железных дорог: Варшавской и Царскосельской.

Из окон верхних этажей монастырских корпусов виды очень живописны на необозримое пространство; с западной стороны летят паровозы Варшавской и Балтийской железных дорог и полосы дыма, долго расстилающиеся по небу вслед за исчезнувшими поездами; ближе Митрофановское кладбище с зелёными лугами городского выгона и длинные гурты рогатого скота. Прекрасную картину представляют пять золотых глав собора и зелёные главы домовых церквей под сводом ясного голубого неба, на котором сверкают 17 металлических золочёных крестов.» [Цит. по: 2, с. 284]

В 1891-1892 годах ансамбль Воскресенского монастыря была дополнен надвратной четырёхъярусной колокольней, напоминающая московскую колокольню Ивана Великого [2, с. 283]. Её авторами стали архитекторы Л. Н. Бенуа и В. П. Цейдлер. Высокая колокольня стала заметным архитектурным акцентом близлежащей местности.

К началу XX века первая постройка Воскресенского Новодевичьего монастыря, церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, сильно обветшала. Было решено строить новое каменное здание. Оно было заложено в 1908 году по проекту Василия Косякова и выполнено в греко-византийском стиле. Этот храм был освящён уже после 1917 года.

До 1917 года в монастыре хранились Казанской иконы Божией Матери (родовая икона Ушаковых), Нерукотворный Спас которым Иван Грозный благословил своего сына Фёдора.

При монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварная. Здесь были организованы огороды, сады, пчельник. В стране хорошо известны были изделия монастырских золотошвейных мастерских.

На монастырском Новодевичьем кладбище похоронены Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, М. И. Чигорин, М. А. Врубель, С. П. Боткин, Д. Отт, А. Лядов, Н. Римский-Корсаков, П. Багратион. Здесь жы был похоронен главный архитектор монастыря — Н. Е. Ефимов.

Советский период истории страны не обошёл стороной монастырь. В 1918 году было принято решение об основании в обители трудовой коммуны. У монахинь отняли большую часть помещений, куда поселили не имеющих никакого отношения к церкви людей. В 1925 году монастырь был закрыт. Позже, при расширении Московского проспекта взорвана колокольня. Снесены были и две поминальные церкви на Новодевичьем кладбище. Последней, в апреле 1938 года, была закрыта церковь во имя Ватопедской Божией Матери. Казанскую церковь долгое время использовали как склад. В советское время в монастырском корпусе размещался проектный институт. Во время Великой Отечественной войны в первом этаже Воскресенского храма располагалось бомбоубежище.

Возвращение верующим храма Казанской иконы Божией Матери состоялось в 1990 году. Спустя шесть лет в обители вновь поселились монахини. В 2001 году все постройки были окончательно переданы церкви. В настоящее время идёт реставрация монастырского комплекса. Единственной действующей церковью Воскресенского Новодевичьего монастыря является Казанская церковь, освящённая 17 июня 2006 года.

Воскресенский Новодевичий монастырь открыт для посещения ежедневно.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Воскресенский Новодевичий монастырь

Купола храмов Воскресенского Новодевичьего монастыря на вечно шумном и торопливом Московском проспекте кажутся какими-то сказочными. Торжественными и спокойными. Как и сам монастырь, который возник словно из небытия. И это ощущение не обманчиво, так как до конца ХХ века о существовании этой обители, казалось, все навсегда забыли. Как и о Новодевичьем кладбище. Кстати, на Новодевичьем кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры. Среди них поэты Фёдор Иванович Тютчев, Аполлон Николаевич Майков, Николай Алексеевич Некрасов, художник Михаил Александрович Врубель, адмирал и исследователь Дальнего Востока Геннадий Иванович Невельской, великий русский шахматист Михаил Иванович Чигорин.

Монастырь был возведен на Московском шоссе, как тогда именовался Московский проспект, по указу императора Николая I.

Московский проспект протянулся от Сенной площади до Площади Победы. Его длина более десяти километров. У этой магистрали за годы существования было много наименований: Саарская першпектива, Царскосельская дорога, Московское шоссе, Обуховская улица, Обуховский проспект, Забалканский проспект, Международный проспект, Проспект имени Сталина, Московский проспект.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Воскресенский Новодевичий монастырь и Новодевичье кладбище находятся на чётной стороне проспекта, официальный адрес – дом № 100.

Постройки монастыря появились в середине XIX века, но обитель ведет свою историю с 40-х годов XVIII века от Воскресенского Новодевичьего Смольного монастыря. Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь появился по желанию императрицы Елизаветы Петровны, здесь она хотела провести свою жизнь после царствования. Однако уйти в монастырь ей так и не удалось. Но здание Смольного монастыря на левом берегу Невы было построено.

После смерти Елизаветы Петровны монашеская жизнь там постепенно угасала. Императрица Екатерина II открыла в Смольном монастыре женское воспитательное заведение, которое позже переехало в специально для него построенное рядом здание.

Возобновить женскую обитель решил император Николай I. Правда, не на старом месте, в постройках Смольного монастыря, а подыскать новую территорию. В 1848 году монастырь было решено перевести на Московское шоссе, к Средней Рогатке. В 1854 году на территории для монахинь был построен новый каменный корпус. Но строительные работы на территории монастыря продолжались ещё несколько лет. 3 ноября 1849 года состоялась закладка пятиглавого Воскресенского собора, а первый кирпич положил сам император Николай I. Собор строился по проекту архитектора Н.Е. Ефимова и инженера Н.А. Сычёва. 2 июля 1861 года собор был освящён.

Воскресенский собор является доминантой монастыря. Собор выходит на Московский проспект высоким арочным порталом. Собор венчает пятиглавие с позолоченными чешуйчатыми луковичными куполами, которые расположены на высоких барабанах. В четырёх малых куполах располагаются звонницы.

Каждый барабан опоясывает аркада с проёмом в каждой второй арке. Внутри у собора имеется пять престолов. Росписи и образа собора выполнены монастырскими живописцами и монахинями. Полукруглый иконостас был пятиярусным. В Успенском приделе хранился Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия», написанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным.

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

По бокам от Воскресенского собора расположены две церкви. С южной стороны – Афонская церковь, с северной – церковь Трёх Святителей.

Обе церкви одинаковы по внешнему виду. Они обе пятиглавые с шатровой одноярусной колокольней. Луковичные купола позолочены, шестигранный шатёр колокольни покрашен в зелёный цвет, его завершением является позолоченная луковичная главка с крестом. Фасад сверху завершают полукруглые закомары. Передний фасад изобилует арками. На каждой грани шатра прорезаны слуховые окна. В восточной части обеих церквей имеется алтарная апсида.

Афонская церковь была заложена в 1850 году и строилась по проекту Н.Е. Ефимова и Н.А. Сычёва. Она была освящена в 1854 году в присутствии дочери Николая I великой княжны Марии Николаевны.

Церковь Трёх Святителей была построена теми же архитекторами симметрично Афонской в больничном корпусе монастыря. Заложена она была также в 1850 году, а построена и освящена в 1855 году. Она особенно почиталась монахинями за находившуюся там икону Божией Матери «Благоухающий Цвет».

Обращает на себя особое внимание кирпичная Казанская церковь. Внешне она напоминает Софийский собор в Константинополе. Казанская церковь была заложена в 1908 году и строилась по проекту архитектора В.А. Косякова. Строительство было окончено в 1912 году, но освятить его не удалось, и некоторые росписи так и не были закончены.

Приземистый кирпичный пятиглавый двухэтажный храм считается лучшим образцом неовизантийского стиля.

Каждый купол храма расположен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особой черепицей, как в Греции. (Историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом.) В каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивными пилонами со сводами, украшенными резьбой. Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном.

Большие окна фасада также имеют полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Верхнюю часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.

Внутри трёхпрестольный храм отделан в русском стиле и выглядит весьма величественно. Росписи большей частью сохранились до наших дней. Центральный зал напоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора, с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающихся иконостасами боковых приделов. Таким образом, боковые иконостасы отделены от центрального стенами. Под каждым из малых куполов устроены хоры. Слева от алтаря, между колоннами, стоит рака с частью мощей святого Иллариона.

В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская школа.

В 1925 году монастырь был закрыт, взорвана колокольня. Снесены были и две поминальные церкви на Новодевичьем кладбище.

Возрождение началось в 1990 году, когда церкви был возвращён храм иконы Казанской Божией Матери. С 1997 года при монастыре открыта богадельня для больных и престарелых. В 2001 году возвращен весь монастырский комплекс.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Фото Воскресенского Новодевичьего монастыря

Воскресенский Новодевичий монастырь — Санкт-Петербург, Московский проспект, 100

Московские Ворота, Фрунзенская, Технологический институт-1

Первой женской обителью Петербурга стал Воскресенский Новодевичий монастырь, который изначально располагался неподалеку от Смольного собора, в летнем дворце Елизаветы I.

Во времена Екатерины II на базе монастыря был создан Смольный институт. Девушки, не пожелавшие учиться в светском учреждении, были отправлены в другие обители. Официально Воскресенский Новодевичий монастырь был расформирован в 1827 году.

Своим возрождением обитель обязана императору Николаю I, издавшему указ о возобновлении деятельности Новодевичьего монастыря. Под строительство нового комплекса выделили территорию на Васильевском острове у Благовещенской церкви.

В 1848 году специальная комиссия решила, что обитель должна находиться в менее шумном месте. В итоге Николай I выделил будущему монастырю часть леса неподалеку от Московских Триумфальных ворот общей площадью в 3200 кв. м.

Проект будущей обители разработал архитектор Н. Ефимов. После смерти Ефимова в 1851 году строительство монастыря продолжили Л. Бонштедт и Н. Сычев. Проект подразумевал возведение огромного комплекса, в состав которого входил собор, множество церквей, парковая зона, кладбище, огороды, жилые здания, хозяйственные постройки и проч.

Первым строением Воскресенского Новодевичьего монастыря стала церковь работы Н. Ефимова. Храм был целиком построен из дерева, в нем разместили чудотворную икону Казанской Богоматери – одну из главных святынь города на Неве.

В 1854 году было завершено строительство собора Воскресения Христова и жилых корпусов. В обитель начали заселяться первые монахини.

Жилые здания Новодевичьего монастыря выполнены в виде буквы «П», передняя сторона которой выходит на Московский проспект. В жилой комплекс гармонично встроены две пятиглавые домовые церкви с колокольнями шатрового типа.

Основной постройкой Новодевичьего монастырья является собор Воскресения Христова – монументальное строение в византийско-русском стиле, выполненное архитектором Н. Сычевым по макету Н. Ефимова.

Строительство храма началось в 1849 году. Первый камень в основание будущего собора заложил лично Николай I. Стоимость здания превысила 119 тыс. рублей: основную часть суммы пожертвовала купеческая семья Громовых.

К 1861 году собор освятил митрополит Исидор. В 1876 году храм был соединен с жилыми корпусами специальными пристройками. Купола изначально были выкрашены зеленой краской, позолоту на них нанесли лишь в 1885 году.

Воскресенский собор состоит из шести приделов (так в архитектуре принято называть пристройку к храму). Центральный придел посвящен Воскресению Христову, южный – Успению Богоматери, северный – Михаилу Архангелу, хоровой – Всем Святым, северный – Николаю Чудотворцу. Подвальный придел, созданный архитектором Г. Карповым, был освящен в честь св. Феодосия Печорского.

Колокольня Воскресенского собора была построена лишь через полвека после завершения строительства центрального придела. В 1895 году 50-метровую башню соорудил архитектор Л. Бенуа. Венчает колокольню золотой купол, придающий ей сходство с московской колокольней Ивана Великого.

Вторым по значению архитектурным памятником комплекса Воскресенского Новодевичьего монастыря является церковь иконы Ватопедской Богоматери. Пятиглавый храм возвел в 1854 году архитектор Н. Ефимов. Церковь стилизована под храмы 17 века, иконостас изготовил знаменитый зодчий А. Штакеншнейдер, образа написали монахини. В 1852 году в церковь была привезена важнейшая православная святыня – икона «Отрада и утешение», хранящаяся в храме по сей день.

В 1855 году на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря была построена Церковь Трех Святителей. Автор проекта – Н. Ефимов. Храм с пятью главами и звонницей шатрового типа был встроен в здание лечебницы. Деньги на строительство пожертвовал зажиточный крестьянин В. Чижов, попросивший архитектора в названии церкви упомянуть великих святителей православной церкви. В храме находится икона «Благоуханный Цвет» — одна из самых почитаемых в России.

Последний дошедший до нас храм из архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в Петербурге – Церковь Казанской Богоматери. Это невероятное по красоте здание, выполненное в византийском стиле и внешне напоминающее Софийский собор Константинополя. Интерьер храма поражает воображение обилием золотой лепнины, статуй и живописи. В революционные годы церковь была разграблена, ее стали использовать в качестве склада. При Хрущеве собор должны были взорвать, в его стенах уже были проделаны углубления для тротиловых шашек. К счастью, в реальность этот план так и не был воплощен по неизвестным причинам.

В состав ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря входило еще три церкви – Пророка Илии, иконы «Всех скорбящих» и Марии Магдалины. Все эти храмы были уничтожены в 20-х годах прошлого столетия.

В восточной оконечности Новодевичьего монастыря расположено кладбище, на котором похоронены знаменитые поэты Ф. Тютчев, Н. Некрасов, художник М. Врубель, врач С. Боткин, одиозный обер-прокурор Синода К. Победоносцев.

В наше время в монастыре снова живут монахини. Большинство зданий отреставрированы. Обитель ведет большую научную, религиозную и просветительскую работу.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Воскресенский Новодевичий женский монастырь был построен в середине XIX века; с 2003 при монастыре действует Группа самопомощи для алко- и наркозависимых.

Содержание

Предшественники обители

Первоначально женский Воскресенский монастырь предполагалось устроить на месте Смольного двора на Неве. 30 октября (10 ноября) 1748 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны был заложен Смольный девичий монастырь. Однако строительство обители затянулось по причине продолжавшейся Семилетней войны. Только в 1764 году сюда были назначены настоятельница и пять монахинь. Своё существование монастырь прекратил в 1822 году, когда в нём не осталось ни одной монахини.

Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 (26) марта 1845 года по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. А службы для них совершались в нижнем храме соседней Благовещенской церкви.

Место на Васильевском острове не устраивало монахинь. В связи с этим для монастыря была выделен казённый лесной участок у Московских ворот. Здесь митрополит Никанор (Клементьевский) 3 [15] ноября 1849 года совершил закладку обители. Первый кирпич заложил император Николай I. За 4 года до этого здесь было основано и кладбище. Первой игуменьей монастыря была Феофания (Готовцова).

Строительство комплекса велось по проекту архитектора Н.Е. Ефимова, при участии К.И. Реймерса, Л.Л. Бонштедта и Н.А. Сычёва. Среди жертвователей были графиня А.А. Орлова-Чесменская и вюртембергская королева Ольга Николаевна. Кроме того, ежегодно на постройку монастыря казна выделяла 25000 рублей.

В 1854 году монахини переселились в отстроенный комплекс.

После основания при монастыре действовали различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная, поварня, квасоварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1901 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа.

К 1917 году в монастыре проживали 77 монахинь и 66 послушниц. Четырежды в год (в годовщину основания монастыря, день Всех святых, празднование Казанской иконы Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы) вокруг обители устраивался крестный ход.

В январе 1883 года Новодевичьему монастырю были подарены 6,5 десятин леса в деревне Вохоново Царскосельского уезда для устройства скита. Он был учреждён в 1884 году, но уже в 1889 году Мариинский скит был обращён в общежительный заштатный монастырь.

Советский период

В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В конце 1919 года монашествующие создали трудовую общину вокруг прихода Воскресенского собора.

В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского). На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в феврале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.

В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.

В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню. Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

Современное состояние

С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда-либо ему принадлежавших. Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви. На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён. Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём. На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.

С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне. В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным. С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Архитектура монастыря

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом. Образцом для архитектурного решения женской обители послужила созданная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому соборому XVII века.

Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны). В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В.А. Косяковым.

До ликвидации в монастыре действовали следующие храмы: собор Воскресения Христова, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Ватопедской (Афонской) иконы Божией Матери, церковь Трёх святителей, церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (кладбищенская), церковь пророка Илии (кладбищенская) и церковь преподобного Исидора Пелусиота.

Действующие храмы Новодевичьего монастыря

  • Храм Казанской иконы Божией Матери.
  • Храм Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
  • Храм Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому.
  • Домовый храм преподобного Серафима Вырицкого.
  • Домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  • Часовня преподобного Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины.

Новодевичье кладбище

Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: поэты Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, врач С.П. Боткин и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н.Е. Ефимов.

Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.

Социальное служение

Работа с наркозависимыми

При монастыре с 2003 года действует Группа самопомощи для зависимых. Работает по программе «12 шагов». В группу анонимных алкозависимых входят около 20 человек. Группу анонимных наркозависимых посещают 50 человек. Помощь оказывается еженедельно. Духовник — иерей Евгений Горянчик.

  • чудотворная икона Божией Матери «Ахтырская»
  • Казанская икона Божией Матери
  • икона Божией Матери «Отрада и Утешение»
  • афонская икона Божией Матери XV века с частицами мощей
  • ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей правв. Иоакима и Анны
  • частица Честного Животворящего Креста Господня
  • ковчег с мощами сщмч. Илариона (Троицкого)
  • облачение сщмч. Илариона (Троицкого)
  • крест с частицами мощей ап. Павла, мц. Цицилии, прав. Анны и частицей колонны Бичевания
  • шуйца (левая рука) прп. Иоанна Дамаскина
  • ковчег с мощами блж. Матроны Московской
  • ковчег с мощами прп. Марии Гатчинской
  • ковчег с мощами равноап. вел. кн. Ольги
  • чудотворный скульптурный образ Спасителя (Новодевичье кладбище)

Престольные праздники

Как добраться

Проезд: от ст. метро «Московские ворота» идти налево, от ст. метро «Фрунзенская» — направо.

Адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский проспект, 100

Телефон: 8 (812) 252-37-59 (Дом паломника, с 09:00 до 17:00); 8 (901) 305-58-04 (группа самопомощи для зависимых)

Богослужения в Новодевичьем монастыре

С понедельника по субботу с 07:00 совершаются утренние богослужения. В субботу Литургия с 09:00, в праздничные и воскресные дни — с 09:40. Начало всенощного бдения в 17:00.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге считают одним из красивых мест. История этой обители несла в себе множество различных событий, начиная от его основания.

Изначально по указу императрицы Екатерины Петровны Смольный девичий монастырь решили заложить возле Невы в 1748 году. Но так как семилетняя война началась нежданно, то начало его существования было отложено. Лишь в 1764 году приехали первые монахини и настоятельница. А уже в 1822 он перестал существовать из-за отсутствия монахинь.

В 1845 году по указу Николая 1 Первоклассный женский монастырь был размещен на Васильевском острове, а службы проходили в соседней Благовещенской церкви. Но так как место не подходило монахиням, то им был выделен участок у Московских ворот, где в 1849 году митрополит Никанор сделал закладку обители. Через 4 года тут было основано и кладбище.

Настоятельницей стала Феофания. Уже в 1854 году монахини переселились в новопостроенный комплекс. Также при обители начали действовать:

  • рисовальная.
  • башмачная,
  • иконописная,
  • просфорная,
  • чеканная,
  • квасоварня,
  • ковровая,
  • ферма,
  • поварня,
  • огород,
  • пчельник,
  • сад.

Еще при монастыре начали работать:

  • церковно-приходская Князь-Владимирская школа,
  • детский приют,
  • богадельня.

В советское время облик монастыря был значительно искажен. Монахини были высланы или арестованы. Имущество было распродано или украдено.

Среди монастырских храмов выделяют:

  • собор Воскресения Словущего,
  • храм во имя Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»,
  • церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы,
  • храм Трех Святителей,
  • домовой Храм Серафима Вырицкого,
  • храм происхождения честных древ Животворящего Креста Господнего,
  • храм Явления Божьей Матери Сергию Радонежскому,
  • храм во Имя Святой Троицы,
  • исидоровская колокольня,
  • часовня во имя Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины,
  • казанская церковь.

Также на территории монастыря есть Новодевичье кладбище. Там похоронено большое количество выдающихся людей, поэтов, а также тех, кто оставил свой след в истории России.

Иконы Новодевичьего монастыря

К чудотворным святыням обители относят:

Даше необходима помощь

Даше, которая в свои 5 лет не разговаривает, не умеет жевать, ходить, сидеть без поддержки, врачи вынуждены отменить все возможные курсы, оставив только лечебную физкультуру.

В 3 месяца Даша попала в реанимацию, тогда у неё диагностировали синдром Штурге-Вебера. Проявляется он в виде пятна на лице, которое называют «поцелуем ангела». За романтичным названием скрываются двигательные и зрительные нарушения, умственная отсталость, дефицит внимания.
Девочка 12 часов в день проводит в коляске, но обычная коляска не обеспечивает должной поддержки, поэтому семья хотела бы приобрести специальную кресло-коляску Кимба Нео за 199 990 руб.

Если вы хотите, чтобы девочке с такой непростой судьбой было комфортнее жить, вы можете:

Оформить перевод на карту Сбербанка 5336 6900 8575 8219 Юлия С. (сотрудник фонда)
-Воспользоваться сервисами Сбербанка:
— в приложении для Android написать в поиске «БФ ПОМОЩЬ» или ИНН 7810718515
— в iOS зайти на сайт Сбербанка через браузер
Перевод с пометкой «Даша»

  • Казанскую икону Божьей Матери,
  • чудотворную икону Божьей Матери «Ахтырская»,
  • икону Божьей Матери «Отрада и Утешение»,
  • Лик Спасителя,
  • Афонскую икона Божьей Матери с частицами мощей угодников Божих,
  • икону Страшный Суд,
  • икону Божьей Матери «Млекопитательница».

Кроме святых ликов есть еще ковчеги с частицами мощей. Большое количество паломников идут сюда, чтобы приложится к мощам и вознести свои молитвы Господу.

Богослужения в Новодевичьем монастыре СПб

Как и в прочих монастырях тут проводятся богослужения. Они проходят ежедневно, различие есть только в днях недели и праздниках.

Расписание богослужений

  • 9ч.30мин. — Божественная литургия (время может меняться, в Великий Пост утренняя служба начинается в 7.00.);
  • 17ч.00мин. — вечернее богослужение.
  • 9ч.00мин.- Божественная литургия,
  • 17ч.00мин. — всенощное бдение.
  • 8ч.40мин. — акафист Илариону Троицкому,
  • 9ч.30мин. — божественная литургия,
  • 17ч.00мин.- вечернее богослужение.

Для удобства верующих на территории есть:

  • Лавка с церковной утварью, иконами, православной церковной литературой, сувенирами, медовой продукцией и чаем, а также многим другим.
  • Текстильная лавка, в которой продается различная одежда: погребальная, крестильная, одежду священнослужителей, домашний текстиль, а также изделия с авторской вышивкой.
  • Трапезная и пекарня. Тут Вы сможете отведать пирожки, квас, горячий чай, сбитень.

Адрес: 196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 100 проезд до ст.метро «Московские ворота». Приезжайте и наслаждайтесь возвышенной атмосферой этого места.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет так же интересно посмотреть еще и видео о Новодевичьей обители:

ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ


Адрес: Московский пр., 100
Телефон: (812) 294-5364
Станция метро: Московские ворота

Воскресенский Новодевичий монастырь — первая женская обитель Санкт-Петербурга. Изначально она находилась в районе Смольного собора: императрица Елизавета Петровна пожертвовала один из своих дворцов на нужды монастыря. Однако постепенно монашеская жизнь там угасла, и вновь идея создания женской обители возникла уже при императоре Николае I. Долго не могли определиться с местом, где можно было бы возвести монастырь: сначала планировали построить его на Васильевском острове, возле Благовещенской церкви, однако в конце концов решено было основать монастырь в отдаленной части города, у Московских триумфальных ворот.

В 1849 году началось строительство Новодевичьего монастыря, спроектированного архитектором Н. Ефимовым. Сначала была возведена деревянная церковь, чуть позднее — каменный собор Воскресения Христова и корпуса для монахинь. В южном крыле монастыря была построена церковь во имя иконы Божьей матери «Отрада и утешение», иконостас для которой выполнил знаменитый придворный архитектор А. Штакеншнейдер. Большинство икон для этой церкви были написаны самими монахинями. Храм просуществовал до 1929 года. Церковь в северном крыле, возведенную при больнице и трапезной, освятили во имя Трех Святителей. В ней находилась особо почитаемая икона Божьей Матери «Благоуханный Цвет».

В центре монастыря возвели собор Воскресения Христова, выполненный в русско-византийском стиле. Главный собор Новодевичьей обители был торжественно освящен 27 июня 1861 года. В 1895 году монастырь украсила четырехъярусная колокольня с золоченым куполом, построенная по проекту архитектора Л. Бенуа. Уже в 20 веке, в 1908 году, на территории монастыря был построен храм Казанской иконы Божьей матери. Возведенный по проекту архитектора В. Косякова, в настоящее время он — единственный действующий храм на территории Новодевичьего монастыря. Собор украшен керамической плиткой, майоликой, литыми рельефами и росписями, схожими с фресками Ферапонтова монастыря.

В 1925 году, вскоре после победы Октябрьской революции, монастырь был упразднен, соборы разграблены, колокольня взорвана. Лишь в 1990 году началось постепенное восстановление монастыря, которое продолжается и сегодня. Одновременно с реставрацией зданий налаживается и традиционная монастырская жизнь.

Доехать до станции метро «Московские ворота» и идти по четной стороне Московского проспекта в направлении уменьшения нумерации домов до Новодевичьего монастыря.

1848 г. — император Николай I утвердил положение о создании Новодевичьей обители.
1849 г. — началось строительство Новодевичьего монастыря.
2 июля 1861 г. — освящен главный собор Новодевичьего монастыря.
1895 г. — на территории монастыря построена колокольня.
1908-1912 гг. — построен храм Казанской иконы Божьей матери.
1925 г.— монастырь упразднен.
1990 г. — началась реставрация монастыря.

Много легенд связано со строительством Новодевичьего монастыря. Так, одна из них гласит, что для постройки самой первой деревянной церкви обители одна из монахинь заняла денег у купца по фамилии Громов. На полученные деньги были куплены лесоматериалы для храма, а когда пришел срок отдавать долг, монахиня смогла вернуть купцу лишь часть всей суммы. Тогда боголюбивый купец, принимая деньги от монахини, дал ей расписку: «Всю сумму получил сполна, Громов», пожертвовав тем самым значительную сумму на постройку церкви. Кроме того, ту часть долга, которая была ему возвращена, купец также отдал на нужды храма.

Другая легенда связана со строительством церкви в северном крыле монастыря. Большую сумму на ее возведение пожертвовал человек, который называл себя «Божьим рабом Василием». Он был стар и слаб, но нашел силы дойти до Новодевичьей обители. Василий отдал монастырю все свои сбережения, прося лишь об одном: назвать строящуюся церковь в честь трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Старик завещал также молиться за него 30 января, в день его ангела, и сказал, что предчувствует свою кончину. Благодетелю пообещали, что просьба его будет выполнена, и старик, умиротворенный, вернулся домой, где скончался в тот же день.

Патриаршее подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в г. Москве

2я неделя по Пятидесятнице, всех святых в земле Российской просиявших

30 июня митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве. Богослужение состоялось в храме в честь Собора Дивеевских святых.

Главе Нижегородской митрополии сослужили клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились сестры Дивеевской обители.

Заседание комиссии Межсоборного присутствия

11 июня на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Заседание возглавил председатель комиссии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Великий понедельник Страстной седмицы

22 апреля, в Великий понедельник Страстной седмицы, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве. Богослужение состоялось в храме в честь Собора Дивеевских святых.

Главе Нижегородской митрополии сослужили клирики Нижегородской епархии. В храме молились архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) и сестры обители.

Праздник Феодоровской иконы Божией Матери

27 марта митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве. Богослужение состоялось в храме в честь Собора Дивеевских святых.

Главе Нижегородской митрополии сослужили клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились сестры обители.

Продолжить чтение →

Вторник 3-й седмицы Великого Поста

26 марта на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Заседание возглавил председатель комиссии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Неделя 25-я по Пятидесятнице

18 ноября митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию на подворье.

Главе Нижегородской митрополии сослужили клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница Дивеевской обители игумения Сергия (Конкова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница арзамасского Свято-Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко).

Неделя 19я по Пятидесятнице. Память Первомученицы равноапостольной Феклы.

7 октября митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил параклис Божией Матери и Божественную литургию на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве. Богослужение состоялось в храме в честь Собора Дивеевских святых.

Попразднство Преображения Господня. Память свт. Тихона Задонского чудотворца.

25 августа митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве. Богослужение состоялось в храме в честь Собора Дивеевских святых.

Заседание попечительского совета

30 июля на подворье под председательством полномочного представителя Президента РФ в ПФО Михаила Бабича прошло заседание Попечительского совета по возрождению исторического облика Саровской и Дивеевской обителей. В заседании участвовали заместитель министра финансов России Андрей Иванов, глава Нижегородской области Глеб Никитин, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, директор по развитию ПСР Госкорпорации «Росатом» Сергей Обозов.

День памяти архидиакона Константина Розова

3 июня в Москве на Ваганьковском кладбище митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил заупокойную литию на могиле архидиакона Константина Розова.

Единственный в истории Церкви великий архидиакон был уроженцем села Жданово Пильнинского района Нижегородской области (Лысковская епархия). 30 мая исполнилось 95 лет со дня его кончины.

Брат архидиакона Константина Розова – священномученик Николай Розов.

Новодевичий монастырь в Москве

Новодевичий монастырь в Москве расположен в излучине Москвы-реки. в Хамовниках, на Девичьем поле. Поле было названо Девичьим, потому что, по преданию во времена татаро-монгольских нашествий здесь отбирали русских девушек для Золотой Орды. Приставка «Ново» была необходима, чтоб отличить Новодевичий монастырь от существующего в то время Стародевичьего Вознесенского монастыря в Кремле. Название обители иногда объясняют фамилией первой игумении монахини Елены Девочкиной. Также существовало второе название обители — Богородице-Смоленской. Новодевичий монастырь в Москве – это один из самых известных русских женских православных обителей.

Новодевичий монастырь в Москве – из истории

Обитель была основана в 1524 году отцом Ивана Грозного великим князем Василием III в честь взятия Смоленска. Возвращаясь из похода после успешного освобождения от столетнего господства литовцев, князь Василий заложил деревянную церковь. В 1525 году копию иконы Смоленской Божьей Матери — заступницы русского войска перенесли с крестным ходом в монастырскую соборную церковь. Этот год и считается датой основания обители. Как и другие храмы-крепости, имеющие высокие неприступные стены, обитель была призвана стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к столице с юга. В Смутное время обитель была разорена и несколько раз переходила из рук в руки. Здесь пребывали многие известные люди того времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы и сестры. И все они при пострижении жертвовали обители свои драгоценности и сбережения. После смерти царя Федора Иоанновича его вдова царица Ирина приняла здесь постриг под именем Александры. В обитель отправился и ее брат – Борис Годунов. Сюда пришли просить Бориса стать во главе государства. Здесь он принял избрание на царство.

После поражения в политической битве с Нарышкиными царевне Софье приказали поселиться в обители как живущей на покое (не в качестве постриженной монахини). Ее единомышленники, мятежные стрельцы, были казнены у стен обители. Здесь были заточены и другие сестры Милославские – Екатерина, Мария и Федосья. Сюда отправили и первую жену Петра I и мать царевича Алексея Евдокию Лопухину. Гробницы Софьи и Евдокии находятся в Смоленском соборе.

Воины-французы в 1812 году хотели взорвать обитель. Монахиня Сара вовремя погасила фитили, тлевшие у бочек с порохом, и спасла обитель. Внутри обители похоронены поэт-партизан Д.В.Давыдов и некоторые декабристы, историк С.М.Соловьев и его сыновья — философ Владимир Соловьев и писатель Всеволод Соловьев. В 1898–1904 гг. в южной части было устроено «новое кладбище», обнесенное новыми стенами. В 1922 году обитель была закрыта и здесь создали Музей раскрепощения женщины, затем — Историко-бытовой и художественный музей. Открытие музеев позволило сохранить архитектурный ансамбль почти неизменным. С 1934 года Новодевичий монастырь являлся филиалом Государственного исторического музея. В 1943 году здесь открылись богословские курсы, а затем — Богословский институт. В 1994 году была возобновлена монашеская община. Ансамбль с 1995 года является памятником архитектуры федерального значения. В 2004 году обители исполнилось 480 лет и ее архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Новодевичьего монастыря в Москве

Обитель представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающий 8 храмов (собор, 4 церкви, колокольня с церковью Варлаама и Иоасафа и две часовни), а также жилые и хозяйственные постройки. Иногда обитель называют московским Кремлем в миниатюре. Изначально стены и башни обители были деревянными. Ворота были только южные.

Самое старое его здание в обители – собор Смоленской иконы Богоматери, построенный в 1524–1525 гг. по образцу Успенского собора Кремля. Примечателен своими замечательными росписями и резным иконостасом 17 века. Картины расположены в несколько ярусов и посвящены, в основном, святым воинам и русским князьям, чудесам Смоленской иконы Богоматери. В росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Пятиярусный резной главный иконостас собора покрыт позолотой. Он был сделан по заказу царевны Софьи мастерами Оружейной палаты. Территория Новодевичьего монастыря окружена кирпичными стенами с 12 башнями, построенными в конце 17 века по образцу Московского Кремля: круглые угловые башни и квадратные — в стенах. Сверху они были украшены зубцами. В стенах были сделаны бойницы — отверстия для стрельбы.

С 1683-1688 гг.были построены надвратные церкви — Преображенская (над главным входом в обитель) и Покровская (над южными воротами) и примыкающие к ним Лопухинские и Мариинские палаты. В 1685-1687 гг. строится старинная трапезная с церковью Успения. В начале XIX века в Успенском трапезном храме разобрали открытую галерею, сооружены пристройки, а пятиглавие заменено одной главой. Уникальность архитектуры трапезной состоит в том, что сводчатый потолок ее, площадью 393 кв.м не имеет ни одной опоры. В 1689-1690 гг. была сооружена 6-ярусная 8-угольная 72-метровая колокольня в стиле нарышкинского барокко, вторая по величине в столице после колокольни Ивана Великого. Об этой колокольне великий зодчий Василий Бажов сказал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего». Все эти постройки были сооружены во времена Софьи при ее деятельном участии. Она словно предчувствовала, что здесь ей придется находиться с 1689 года и до конца дней. Все эти здания выполнены в кирпиче с белокаменными вставками, в духе русского барокко. Основные здания обители – собор, колокольня и трапезная расположены на одной линии и образуют панораму. Ансамбль является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района столицы.

Новодевичий монастырь в Москве – информация для туристов

10 августа (28 июля по старому стилю) в 1525 году было установлено празднование в честь чудотворного образа Одигитрии Смоленской в память возвращения Смоленска России. С тех пор ежегодно совершается всероссийское празднество. В этот день осуществляется крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Соборный храм в честь иконы божией матери Смоленская открыт только летом.

Новое кладбище, расположенное рядом с обителью, по своему политическому престижу уступает только Кремлевской стене. Сюда перенесли некоторые памятники и останки известных людей с других кладбищ. Здесь похоронены Н.С. Аллилуева и Н.С. Хрущев, М.А.Булгаков и И.Г.Эренбург, К.С.Станиславский и многие другие известные деятели. Памятники — надгробные скульптуры выполняли С.Т. Коненков и С.Д. Меркуров, В.И.Мухина и Э.И.Неизвестный.

Новодевичий монастырь в Москве – один из старейших и красивейших монастырских архитектурных ансамблей России. 22 марта 2010 года Новодевичий монастырь в Москве передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В пресс-службе Московской патриархии утверждают, что музей не изгоняется на улицу и продолжит функционировать.

Ссылка на основную публикацию