Монастырь челябинск ленинский район

Челябинск: Одигитриевский женский монастырь

Челябинск: Одигитриевский женский монастырь

В первом монастыре Челябинска побывали корреспонденты «Вечерки». Он расположен среди многоэтажных новостроек, современных супермаркетов. Но едва заходишь за церковную ограду – словно попадаешь в другой мир, отдаляешься от суеты большого города.

– Это наша послушница София, – улыбается матушка Евсевия. – Конечно, это не значит, что девочка готовится к монашеской жизни. Свой выбор она сделает, когда повзрослеет. Пока ей нравится гостить в монастыре. Это ее решение, и родители не возражают. Девочка узнает, как мы живем, какие послушания проходим, и по мере своих сил будет нам помогать. А послушницей мы называем ее для того, чтобы ребенок чувствовал себя среди сестер как дома.

Каждый день мама приводит шестилетнюю Софию в обитель, где девочка с пользой и радостью проводит день в окружении взрослых сестер. Молитвы и богослужения, пение на клиросе и крестный ход, работа в мастерских, преподавание в воскресной школе и другие труды во славу Божию – такова каждодневная жизнь женской обители.

Фото Вячеслава Никулина

Визитная карточка дореволюционного Челябинска

В светлом просторном помещении знакомимся с послушницей Марией. Девушка работает с архивными документами. Насельницы по крупицам восстанавливают историю Одигитриевского женского монастыря. В планах – подготовка летописи, создание музея.

История монастыря начинается в середине XIX века, когда подвижница Анна Максимовна Полежаева (в монашестве – Агния) основала в Челябинске первую женскую монашескую общину. В 1862 году ее возвели в ранг монастыря. Он создается в центре города – там, где сейчас гостиница «Южный Урал».

– Перед вами план Челябинска 1875 года. Женский монастырь занимал целый квартал по улице Христорождественской (ныне улица Цвиллинга). А за ним – там, где сейчас здание областной администрации – находилось духовное училище. Если посмотреть карту монастыря, мы видим на его территории Вознесенский храм, Одигитриевскую церковь и много мастерских: белошвейную, золотшвейную, переплетную, иконописную и другие, свечной заводик. Изделия челябинских мастериц славились на всю страну. При монастыре открыли первую в городе церковно-приходскую школу, которая считалась одной из лучших в епархии. Была собрана большая библиотека, – вдохновенно рассказывает Мария. – А это чертеж Вознесенского храма, который сравняли с землей в конце 20-х годов. Не осталось даже фундамента…

В 1864 году Одигитриевскому женскому монастырю выделяют 50 десятин земли в четырех верстах от Челябинска (сейчас это территория Ленинского района города). Был построен храм, освященный во имя Святителя Николая. Близ церкви находился источник, рядом с ним сделали часовню святого Моисея Боговидца.

На монастырских угодьях выращивались уникальные для нашего климата фруктовые деревья: яблони, абрикосы, маньчжурский орех и другие. Саженцы привозили со Святой Земли, из всех краев Российского государства. Сестры на научной основе занимались селекционной работой. Минуло больше ста лет, а деревья до сих пор плодоносят.

– Сохранилось 64 вида редких растений. У нас студенты изучают их и почву, на которой они растут. Если этот фонд уничтожат, возродить его будет невозможно, – беспокоится за судьбу Плодушки игумения Евсевия.

А угроза навсегда потерять наследие монахинь минувшего века существует.

Вспомнить всех пострадавших за веру

…Но вернемся к истории. Перед революцией монастырь насчитывал более 360 насельниц. Они вели большое хозяйство, имели скотный двор, пасеку, даже арбузы выращивали. Развитие святой обители прервалось в начале 20-х годов. Был издан указ о закрытии монастыря. Монахинь обвинили в контрреволюционном заговоре, арестовали и сослали в лагеря. Некоторых сестер и священнослужителей расстреляли во дворе Никольской церкви.

Сегодня в память об убиенных за веру Христову совершается лития.

– Мы каждый день молимся об упокоении расстрелянных сестер, чьи имена удалось найти в архивах, – говорит игумения Евсевия. – Но для нас очень важно восстановить имена всех умерших для поминовения их во время богослужений. Будем благодарны, если челябинцы помогут нам в этой работе. Возможно, у кого-то сохранились документальные свидетельства, фотографии, вещи. Мы начинаем собирать экспонаты для будущего монастырского музея. Одигитриевский женский монастырь в свое время был гордостью Челябинска и его жителей, и нам бы хотелось, чтобы город не забывал эту славную страницу своей истории.

В архивах сохранились лишь некоторые документы о дореволюционной жизни одного из крупнейших монастырей Урала. Каждый интересующийся горожанин может найти информацию в Интернете. Но в истории обители остается немало загадок. Утрачены многие документы, исчезли святыни, с землей сравняли практически все монастырские строения.

– Белых пятен очень много, – поясняет настоятельница монастыря. – Например, потерян след живоносного источника во имя Моисея Боговидца, засыпанного в советское время. Неизвестно точное место расстрела сестер. Мы не знаем, какие постройки были на территории монастырской заимки, где находился Никольский храм. Здание, которое занимает ныне действующий храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», судя по архитектуре, не было храмовым. Возможно, в прошлом это домовая церковь.

Вопросов много. Ответы на них предстоит искать новому поколению насельниц возрождающейся обители.

Возрождение монашеской жизни

Прошло совсем немного времени с тех пор, как на бывшем монастырском подворье вновь появились монашествующие в строгих черных облачениях. Сегодня в монастыре живет пять сестер. Все они приехали в Челябинск из других российских городов. Настоятельница, матушка Евсевия, – коренная челябинка. Но прежде жила в другом монастыре, за пределами нашей епархии. Там несла послушание, приняла монашеский постриг. По решению Священного Синода была назначена настоятельницей вновь открывшейся святой обители. Возрождение монастыря началось, как положено, с благословения правящего архиерея.

– В первую очередь мы начали восстановление богослужебного круга – это одно из главных правил монастырской жизни, – рассказывает матушка Евсевия о первых шагах монашеской общины. Службы ведутся примерно в том же режиме, что и в других храмах города: божественная литургия начинается в 8.30, вечернее богослужение – в 16.45. Но кроме того, служится девятый час, повечерие, полунощница.

– Каждый день совершаем крестный ход по территории монастыря, литию на могилах монахинь, читаем каноны. Большую часть времени сестры проводят в молитвах. Только с молитвой, с помощью Божией возможно возрождение монастыря.

У каждой сестры свое послушание. Например, инокиня Серафима занимается шитьем монашеской одежды. Облачение изготавливается строго индивидуально, по установленным законам. Это требует особого мастерства, которому сейчас учится матушка Серафима. Монахиня Макария занимается с детьми в воскресной школе. К слову, к работе с молодежью здесь относятся ответственно и серьезно. Школьники охотно идут в монастырь за информацией: дети пишут рефераты по истории обители, и насельницы стараются им помочь в подготовке исследовательской работы. Студенты ЮУрГУ с интересом приходят на лекции по древнерусскому искусству. В монастыре не просто можно послушать теорию, но и своими глазами увидеть, как создается икона. Сестры под руководством настоятельницы осваивают древнерусские традиции иконописи и с радостью делятся секретами этого искусства.

Урок иконописи

– Мы работаем в традиции древнерусской живописи эпохи расцвета. Этот период связан с творчеством Андрей Рублева и его последователей, – на рабочем столе инокини Марии аккуратно разложены дощечки, флакончики с ярким содержимым и… куриные яйца. – Как в древности, мы используем только натуральные материалы. Берем липовую доску, наклеиваем паволоку. Клей у нас только столярный, мездровый. Прикрепляем шпонку из дуба к доске, чтобы она не деформировалась от времени. Эта технология отрабатывалась веками. И только очень строгое ее соблюдение может дать результат.

Сестра Мария высыпает на белый лист золотистый порошок, добавляет немного воды, яичный желток и уверенно размешивает все маленькой рюмочкой (курантом). Готовит краску для иконописи.

– Используем только натуральные минералы, полудрагоценные камни – лазурит, малахит, киноварь. А у нас на Плодушке мы нашли природный пигмент – золотистую охру. И применяем ее в работе. Эти краски, в отличие от синтетических, имеют прозрачную структуру и могут светиться, – не отрываясь от работы, продолжает мастер-класс инокиня Мария. – Древние иконописцы видели красоту сотворенного мира и старались передать ее на иконах, восхваляя Господа. Ведь в иконе нет ничего случайного. Все имеет смысл.

Под рукой у сестры Марии целый комплект небольших дощечек с фрагментами икон. Это учебные пособия.

– Называются «таблетки», – охотно объясняет наша собеседница. – Эти образцы копируют в столичных музеях студенты иконописной школы Московской духовной академии. Работы выполнены на профессиональном уровне и хранятся в фондах Троице-Сергиевой лавры.

Матушка Евсевия стажируется в отделении иконописи Московской духовной академии, привозит в Челябинск пособия с фрагментами копий знаменитых икон Андрея Рублева. Таким образом сестры получают возможность учиться живописи на лучших образцах древнерусского искусства.

Вот матушка Макария старательно прорисовывает будущий образ. Совсем недавно монахиня впервые взяла в руки кисточку. Рисунок нанести непросто. Чтобы набить руку, приходится постоянно упражняться, копировать сотни образцов.

– Графика очень важна, – поясняет игумения Евсевия. – Линия импульсивная, живая. Очень важно показать это на иконе.

После того как графический рисунок готов, накладывает сусальное золото, затем – слой охры и так далее. Работа кропотливая, многоэтапная. Каждая икона – коллективный труд сестер Одигитриевской обители.

– Мы сейчас завершаем икону святого Георгия Победоносца, – рассказывает монахиня Макария. – Осталось написать лик – это делает матушка-настоятельница. Мы только ученицы и лики пока не пишем.

Икона, которую написала сама игумения Евсевия, – образ Божией Матери «Одигитрия» – станет новой святыней возрождаемой обители.

– «Одигитрия» значит «путеводительница». Само название имеет духовный смысл, – говорит настоятельница монастыря. – Вы видите, что Пресвятая Богородица указывает рукой на Сына Своего, то есть на путь ко спасению.

Островки истории нужно сохранять

– Матушка Евсевия, планы на будущее уже строите?

– Нам бы хотелось здесь, на «плодущке», восстановить красивейший Вознесенский храм, бывший когда-то визитной карточкой города. В 2014 г. депутаты Законодательного собрания приняли решение внести Плодушку в реестр объектов культурного наследия. Теперь «Монастырская заимка «Плодушка» – памятник истории и культуры. Это 29 гектаров земли. Церковь можно бы было построить на подходящем пустыре, не уничтожая деревья, а затем объединить храм с парковым комплексом.

– А каким вы представляете парк?

– Это территория тихого отдыха, где жители города могут спокойно погулять, отрешиться от суеты мегаполиса. У нас есть проектное предложение по благоустройству парка и организации тематических секторов. Например, сад, гуляя по которому можно ближе познакомиться с Библией. Я имею в виду первую книгу Пятикнижия. Условно говоря, горожанин попадает в прекрасный «райский сад», где вдоль аллей развивается библейская история жизни человека в Раю. На каменных скрижалях запечатлены тексты из Ветхого Завета на русском и церковнославянском языках, повествующие о сотворении мира. Скульптурные композиции иллюстрируют поведанную историю, например «Разделение суши и воды», «Адам нарекает имена животным», «Сотворение Евы», «Древо Жизни» и т. д. А прямо из парка человек бы выходил к храму. Визуальная концепция парка сейчас разрабатывается студентами-дизайнерами из ЮУрГУ.

– Возрождать монастырский фруктовый сад будете?

– Собираемся. И только на научной основе. Мы используем материалы директора Ботанического сада ЧелГУ Веры Викторовны Меркер. Наши ученые проводили исследования на Плодушке. Опираясь на них, можно подготовить проектные предложения, в том числе по возрождению монастырского сада. В этих исследованиях просчитаны перспективы развития каждого дерева.

И в муниципалитете, и в администрации района понимают – городу нужны новые парки, тем более в Ленинском районе, где мест для отдыха очень мало. Но есть проблема – земельный вопрос. Бывшие монастырские угодья постепенно уходят под новостройки. Никто не спорит, Челябинску нужны и детские сады, и школы. Но детям нужен и свежий воздух, и места для безопасных прогулок, и достопримечательности, которыми они могли бы гордиться. Ведь история Челябинска – это не только заводы. Это памятники культуры, в том числе монастырь, который славился своей подвижнической жизнью, своими садами и мастерскими, в которых процветали ремесла и искусства. И, согласитесь, когда в Челябинск приезжают гости, их не ведут в торгово-развлекательные комплексы. Им стараются показать городские достопримечательности, сохранившиеся островки истории. Очень хочется, чтобы в Челябинске появилась новая жемчужина, которая украсит город, будет радовать жителей и гостей южноуральской столицы.

Монастырь челябинск ленинский район

4 мая 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил в Челябинске Богоявленский мужской монастырь. Обитель расположилась в Ленинском районе, на территории храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Пока не будет построен отдельный монастырский комплекс, иноки будут жить и молиться рядом с обычными прихожанами.

Настоятелем новой обители стал 52-летний игумен Афанасий (Фархудинов), уроженец Белорецка, выпускник факультета романо-германский филологии Башкирского государственного университета.

«Монастыря в обычном понимании еще нет, – рассказал отец Афанасий. – Нам только предстоит все построить: братский корпус, отдельный храм, где монахи могли бы круглосуточно молиться. Планируется, что эта территория будет огорожена: пусть у прихода будет свой мир, у братии – своя закрытая жизнь. И вот ведь парадокс: к нам ведь прибывают потихоньку трудники. Было трое, сейчас уже шесть человек. И это не такие, которые бегут от трудностей – жена выгнала или документы потерял. Восстановили и ушли. Остаются те люди, которые хотят спасаться».

Настоятель рассказал, что каждому новому игумену при назначении предлагают пройти ставленническую практику, чтобы перенять опыт у настоятелей «со стажем». Нашему игумену предлагали съездить на Афон, но он попросился к соседям – в Ганину Яму.

«Потому что все связано с мировоззрением, – поясняет отец Афанасий. – На Урале – в Челябинской, Свердловской областях – своя культура общения, свой менталитет. Поэтому чтобы не придумывать велосипед, мы решили взять за образец устав монастыря Царственных страстотерпцев. Для наших земляков этот устав будет более приемлем, нежели практики, сложившиеся на Афоне или в Палестине».

Мы интересуемся, как соседство с жилыми кварталами сказывается на жизни обители.

«Конечно, лучшее место для уединения – вдали от города, от житейской суеты, – отвечает игумен. – Но с другой стороны, в России монастыри всегда были просветительскими центрами, и я вижу здесь некий промысел, чтобы люди могли познакомиться с православием. Приходя в храм, видя монахов, люди могут задуматься о вечном, задать вопросы».

Отец Афанасий также назвал первые просветительские проекты, которые начал реализовывать монастырь. Каждый четверг в 17:00 монахи проводят огласительные беседы – знакомят с основами православной веры людей, готовящихся принять святое крещение. В ближайшее время в монастыре будет создана собственная иконописная мастерская. Кроме того, монастырский уставщик будет обучать всех желающих уставной богослужебной грамоте, и любой приход епархии может прислать своего человека на обучение совершенно бесплатно. Также в обители будут обучать звонарному делу. Еще планируется, что на территории монастыря можно будет получить бесплатную консультацию детского и взрослого терапевта.

Подробнее о жизни во вновь учрежденной обители читайте в июньском номере газеты «Челябинские епархиальные ведомости» (ожидаемая дата выхода – 16 июня) и в ближайшем выпуске передачи «Преображение» (телеканал ОТВ-Челябинск, 10 июня в 08:45).

Мы побывали в первом в истории Челябинска мужском монастыре

4 мая 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил в Челябинске Богоявленский мужской монастырь. Обитель расположилась в Ленинском районе на территории храма Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Пока не будет построен отдельный монастырский комплекс, иноки будут жить и молиться рядом с обычными прихожанами.

Монахи: первая встреча

Ветер. Понедельник. Май. Мы еще только вышли из автомобиля, а уже замерзли. Со стороны озера Смолино дует суровый челябинский бриз. Мы бредем по территории храма «Утоли моя печали» в поисках благообразных седых старцев. А встречаем старого знакомого – отца Евсевия. Он как всегда улыбается во всю ширь своего доброго лица. С отцом Евсевием мы познакомились в глуши – селе Ларино Каслинского района. «У нас завелся настоящий монах!» – радостно возвестили нам тогда местные старушки. Откуда он пришел, никто особо и не спрашивал: инок поселился в сторожке и начал ремонтировать старинный Свято-Троицкий храм. «Это самый необычный монах из тех, кого я встречал, – рассказал нам позже благочинный Каслинского района иерей Валерий Борисенко. – Я читал его личное дело: у него два высших образования, в молодости он был вторым секретарем райкома партии в Ивановской области и преподавал научный атеизм».

– Вот, Владыка благословил мне тут подвизаться, – сообщил нам отец Евсевий. – А всего нас шестеро, считая отца настоятеля: игумен Афанасий, иеромонахи Афанасий и Викентий, монахи Амвросий, Матфей и я. Есть у нас еще один послушник – Владимир. Ну ладно, я пошел стоянку строить…

Мы бежим за стремительным монахом и задаем кучу глупых вопросов: а почему у вас такие четки длинные, и какой у вас распорядок дня, а сколько часов вы молитесь… Отец Евсевий на минутку притормаживает и отвечает разом:

– Четки это у меня Богородичные, их 150. Обычно у монашествующих по сто: сто земных поклонов и сто поясных. День наш такой: молись и трудись. По графику две службы, а в промежутках трудимся. Очень много нам нужно построить – братский корпус, храм. В общем-то, надо заново построить монастырь, с нуля. Сколько молимся? А как это посчитать? Один может молиться целый день, другой – во время работы. Это неисчислимо.

Ответил так, смешно поморщил большой нос картошкой и растворился где-то в районе хозяйственных построек.

Монахи: дубль второй

Так, отец Евсевий показался нам слишком жизнерадостным, и мы упорно продолжаем искать того самого монаха, как на картинках рисуют: чтоб седые насупленные брови, а на облачении непременно череп и кости. Однако встречаем еще одно улыбчивое и доброе лицо иеромонаха Викентия (Субботина). Это самый пожилой насельник новой мужской обители, ему 62 года. Отец Викентий водит с экскурсией стайку ребятишек из детского дома: они уже побывали в храме, попили чаю, а сейчас всей компанией тискают монастырских котят. Как-то так сложилось, что именно отцу Викентию приходится выполнять просветительскую миссию.

– Я ничего сам специально не делаю, всё происходит само собой, – рассказывает монах. – Например, посещали мы горбольницу №11, служили молебны о здравии, а среди болящих был атаман станицы Старосмолинской Владимир. Мы познакомились, решили, что надо казакам в наш храм почаще ходить. У них ведь и девиз такой испокон веков был: «За веру, царя и Отечество». А вот с верой у наших людей напряженочка пока. Или вот ребятишки детдомовские к нам ходят. Моя задача – хотя бы крикнуть им вслед. Они выходят в этот мир страшный, ужасный, не понимая, куда и для чего нужно идти. Я стараюсь рассказать, что такое вера, определить их в жизни. Для ребенка, особенно в старших классах, обязательно нужно определить для себя цель в жизни. Если человек не определится с целью в жизни, он рано или поздно погибнет.

Из всех насельников новой обители отец Викентий – самый опытный монах. Он был пострижен около двадцати лет назад, долгое время жил в Санаксарском монастыре. Иеромонахами называют монахов в сане священника, то есть отец Викентий может служить Литургию. Из всех встреченных нами в монастыре людей он меньше всего беспокоился о том, что тут будет построено.

– Как говорится в русской пословице, Бог не в бревнах, а в ребрах, – философски заметил отец Викентий. – От архитектуры, от красоты зданий ничего не зависит. Построить можно всё что угодно – толку-то. Главное – духовность: если ее не будет, не будет ничего, хоть озолотись. Но мы стараемся попасть в Царство Небесное, стараемся. Не всё получается. Но Господь нам путь облегчил. С Его помощью всё возможно.

Мы оставили отца Викентия в храме рядом с иконой Царственных страстотерпцев. Каждый день монах зажигает перед ней свечу и молится о спасении страны российской, города Челябинска и всех его жителей. О нас с вами, значит.

Мы походили, померзли, увидели всё: грейдер, теплицы, грунт, гору заготовленных строительных блоков, свежий поклонный крест, бетономешалку, столярку, приют временного пребывания, детскую площадку, трудников и даже поваров. Осталось задать игумену несколько важных вопросов. 52-летний отец Афанасий – личность колоритная. Все, кто с ним общались, замечали необычный для наших мест выговор с протяжным «аканьем». Так разговаривают наши соседи в Башкирии, в городе Белорецке. Игумен Афанасий – уроженец Белорецка, закончил Башкирский государственный университет, факультет романо-германской филологии. Поработал переводчиком на металлургических заводах, а в 33 года принял монашеский постриг.

– Отец Афанасий, как разобраться: где тут приход храма «Утоли моя печали», а где – Богоявленский монастырь?

– Никак Вы не разберетесь, – улыбается игумен Афанасий (Фархудинов). – Потому что монастыря в обычном понимании еще нет. Нам только предстоит всё построить: братский корпус, отдельный храм, где монахи могли бы круглосуточно молиться. Планируется, что эта территория будет огорожена: пусть у прихода будет свой мир, у братии – своя закрытая жизнь.

И вот ведь парадокс: к нам ведь прибывают потихоньку трудники. Было трое, сейчас уже шесть человек. И это не такие, которые бегут от трудностей – жена выгнала или документы потерял. Восстановили и ушли. Остаются те люди, которые хотят спасаться. И сейчас мы их обучаем церковному чтению. Очень всё тяжело, трудно, традиций нет, укрепиться не на чем. Мы сейчас подготавливаем почву, этот островок, будем устанавливать поклонный крест. В старых обителях к такому кресту монахи ходили после правила, просили прощения друг у друга. Я думаю, нам нужно будет такую традицию у себя в монастыре установить.

Отец Афанасий рассказал, что каждому новому игумену при назначении предлагают пройти ставленническую практику, чтобы перенять опыт у более опытных настоятелей. Нашему игумену предлагали съездить на Афон, но он попросился к соседям – на Ганину Яму.

– Потому что всё связано с мировоззрением, – поясняет отец Афанасий. – На Урале – в Челябинской, Свердловской областях – своя культура общения, свой менталитет. Поэтому чтобы не придумывать велосипед, мы решили взять за образец устав монастыря Царственных страстотерпцев. Для наших земляков этот устав будет более приемлем, нежели практики, сложившиеся на Афоне или в Палестине.

Мы интересуемся, как игумена и братию встретили челябинцы. Ленинский район, где расположен храм «Утоли моя печали», – рабочий, народ тут живет простой и суровый. Отец Афанасий признается, что все притихли и изучают – что за народ такой монахи. Приходские бабушки отнеслись к инокам по-матерински – тут же понесли в храм соленья-варенья. На проповедях приходится знакомить прихожан с особенностями монастырской жизни.

– Отец Афанасий, а разве это хорошо – устраивать монастырь в черте города, по соседству с пляжами и жилыми кварталами? Может, этим людям проще было бы спасаться где-нибудь в лесу, в скиту?

– Конечно, лучшее место для уединения – вдали от города, от житейской суеты. Но с другой стороны, в России монастыри всегда были просветительскими центрами, и я вижу здесь некий Промысл, чтобы люди могли познакомиться с Православием. Приходя в храм, видя монахов, люди могут задуматься о вечном, задать вопросы. Сейчас наши монахи проводят огласительные беседы, каждый четверг в 17:00. В ближайшее время мы откроем при монастыре иконописную мастерскую, наш уставщик будет обучать всех желающих уставной грамоте. Любой маленький, в том числе сельский приход может прислать своего человека на обучение совершенно бесплатно. Мы будем обучать также звонарному делу. А при храме «Утоли моя печали» будут вести бесплатный прием православные врачи – взрослый и детский терапевт. Так что мне видится такая просветительская судьба нашего Богоявленского монастыря.

Перед отъездом мы зашли в храм поставить свечи. И побеседовали с Надеждой, дежурной. А это, между прочим, самый сведущий в делах прихода человек. Надежда ответственно заявила, что монахи не напугали, а, наоборот, привлекли в храм людей.

– В воскресенье у нас по семьдесят, а то и по сто причастников, – рассказала дежурная. – Очень много молодежи с детьми приходит, многие стараются побеседовать с нашими батюшками-монахами. А как же, дело для нас новое, всем интересно!

Челябинский Одигитриевский женский монастырь.
Фото Как добраться

Адрес: улица Энергетиков, 21а, Челябинск

Челябинский Одигитриевский женский монастырь. Описание:

Церковь Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Тел.: + 7 (351) 251-79-84.

История храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прежде носившего имя Святителя Николая (Николаевская или Никольская церковь), неотделима от судьбы челябинского Одигитриевского женского монастыря. Основательница этой обители — Анна Максимовна Полежаева (в монашестве — Агния). Матушка Агния в четырех верстах от Челябинска устраивает хутор, где с помощью благодетеля, челябинского мещанина Петра Ивановича Ильиных, был построен храм, освященный во имя Святителя Николая. Неподалеку от церкви находился колодец, над ним устроили часовню святого Моисея Боговидца. Вода в святом источнике считалась целебной. К нему тянулись паломники. В советское время колодец уничтожили, сровняв с землей. В наши дни нашли следы источника. Под верхним слоем земли была обнаружена труба, которая привела к оголовку колодца, выложенного бутовым камнем. Рядом были найдены старинные гребенки, колеса от телег — свидетельство того, что в давние времена к источнику не зарастала народная тропа. Находки передали в музей.

Развитие монастыря прервала революция. В 1921 году монастырь был закрыт, монахинь обвинили в контрреволюционном заговоре, арестовали и сослали в лагеря. По свидетельству очевидцев, некоторых сестер и священнослужителей расстреляли прямо во дворе Никольской церкви.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Ленинском районе — одно из немногих церковных сооружений города, чудом сохранившихся до наших дней. В 1864 году на подворье Одигитриевского женского монастыря близ Челябинска был освящен храм во имя Святителя Николая. Более полувека в нем совершались богослужения. В начале 20-х годов новая власть ликвидировала обитель, позднее сровняли с землей монастырские строения. От Никольской церкви осталось только одно здание — его приспособили для хозяйственных нужд.

В 1996 г. здание вернули Православной церкви. Начинается возрождение храма. В 1999 году, 6 ноября, митрополит Челябинский и Златоустовский Иов освятил храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С этого времени здесь каждый день, кроме понедельника, совершаются богослужения.

Храм имеет три придела: центральный — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», левый — в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, правый — во имя пророка Моисея Боговидца.

К образу Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с молитвой обращаются православные уже несколько столетий. Икона была прославлена в 1688 году в Москве, в храме на Большой Ордынке, после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии. Она страдала неизлечимой болезнью. Однажды Евфимия услышала голос, призывающий помолиться в храме перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и заказать молебен с водоосвящением. Она так и сделала и получила исцеление. А через двести лет в Санкт-Петербурге прославилась другая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Во время грозы молния ударила в часовню, но находившийся в ней образ Царицы Небесной остался невредимым. К нему лишь прилепились монетки, лежащие на тарелочке для пожертвований. По молитвам Божией Матери верующие получают исцеление и благодатную помощь.

В челябинском храме перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» по воскресеньям совершаются молебны с чтением акафиста. В горе и немощах приходят сюда люди, многие со слезами на глазах взывают о помощи.

Сегодня в храме немало старинных икон, пожертвованных прихожанами. К сожалению, многие святыни челябинского Одигитриевского женского монастыря не сохранились до наших дней. Например, в 1881 году в обитель по ходатайству игуменьи Рафаилы была привезена с Афона чудотворная икона Иверской Божией Матери, позднее переданы в дар святые мощи святителя Симона и мученика Кукши. Эти святыни бесследно исчезли.

В храм вернулась икона пророка Моисея. Этот образ до революции находился в Никольской церкви. В период богоборчества верующие спасли и сохранили икону, а в наши дни их потомки принесли святыню в возродившийся храм. Сейчас икона находится в алтаре.

Женская обитель в рабочем районе, или Станет ли Плодушка райским садом?

Это место в Ленинском районе хорошо знакомо челябинцам. Горожане ласково называют его Плодушка. Весной здесь зацветают редкие для нашего края плодовые деревья. Многие знают, что они были посажены трудами монахинь еще до революции. Единственное строение, сохранившееся на монастырской заимке до наших дней, в конце прошлого века вернули Православной церкви. В его стенах вновь зазвучала живая молитва: ровно 15 лет назад, 6 ноября 2000 года, был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». А более года назад при храме появилась женская монашеская община, теперь она получила официальный статус монастыря.

В первом монастыре Челябинска побывали корреспонденты «Вечерки». Он расположен среди многоэтажных новостроек, современных супермаркетов. Но едва заходишь за церковную ограду – словно попадаешь в другой мир, отдаляешься от суеты большого города.

Рядом с храмом по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского не так давно было построено новое здание. В нем – монашеские кельи, трапезная, мастерские, комната для занятий воскресной школы, библиотека. Настоятельница монастыря игумения Евсевия (Лобанова) приглашает нашу репортерскую группу в дом. У дверей нас встречает ангельское пение. Нежный детский голосок звучит откуда-то сверху.

По крутым деревянным ступеням поднимаемся на второй этаж. За столом маленькая девочка вместе со старшей наставницей старательно разучивает молитвенные песнопения.

– Это наша послушница София, – улыбается матушка Евсевия. – Конечно, это не значит, что девочка готовится к монашеской жизни. Свой выбор она сделает, когда повзрослеет. Пока ей нравится гостить в монастыре. Это ее решение, и родители не возражают. Девочка узнает, как мы живем, какие послушания проходим, и по мере своих сил будет нам помогать. А послушницей мы называем ее для того, чтобы ребенок чувствовал себя среди сестер как дома.

Каждый день мама приводит шестилетнюю Софию в обитель, где девочка с пользой и радостью проводит день в окружении взрослых сестер. Молитвы и богослужения, пение на клиросе и крестный ход, работа в мастерских, преподавание в воскресной школе и другие труды во славу Божию – такова каждодневная жизнь женской обители.

Визитная карточка дореволюционного Челябинска

В светлом просторном помещении знакомимся с послушницей Марией. Девушка работает с архивными документами. Насельницы по крупицам восстанавливают историю Одигитриевского женского монастыря. В планах – подготовка летописи, создание музея.

История монастыря начинается в середине XIX века, когда подвижница Анна Максимовна Полежаева (в монашестве – Агния) основала в Челябинске первую женскую монашескую общину. В 1862 году ее возвели в ранг монастыря. Он создается в центре города – там, где сейчас гостиница «Южный Урал».

– Перед вами план Челябинска 1875 года. Женский монастырь занимал целый квартал по улице Христорождественской (ныне улица Цвиллинга). А за ним – там, где сейчас здание областной администрации – находилось духовное училище. Если посмотреть карту монастыря, мы видим на его территории Вознесенский храм, Одигитриевскую церковь и много мастерских: белошвейную, золотшвейную, переплетную, иконописную и другие, свечной заводик. Изделия челябинских мастериц славились на всю страну. При монастыре открыли первую в городе церковно-приходскую школу, которая считалась одной из лучших в епархии. Была собрана большая библиотека, – вдохновенно рассказывает Мария. – А это чертеж Вознесенского храма, который сравняли с землей в конце 20-х годов. Не осталось даже фундамента…
В 1864 году Одигитриевскому женскому монастырю выделяют 50 десятин земли в четырех верстах от Челябинска (сейчас это территория Ленинского района города). Был построен храм, освященный во имя Святителя Николая. Близ церкви находился источник, рядом с ним сделали часовню святого Моисея Боговидца. На монастырских угодьях выращивались уникальные для нашего климата фруктовые деревья: яблони, абрикосы, маньчжурский орех и другие. Саженцы привозили со Святой Земли, из всех краев Российского государства. Сестры на научной основе занимались селекционной работой. Минуло больше ста лет, а деревья до сих пор плодоносят.
– Сохранилось 64 вида редких растений. У нас студенты изучают их и почву, на которой они растут. Если этот фонд уничтожат, возродить его будет невозможно, – беспокоится за судьбу Плодушки игумения Евсевия.

А угроза навсегда потерять наследие монахинь минувшего века существует.

Вспомнить всех пострадавших за веру

…Но вернемся к истории. Перед революцией монастырь насчитывал более 360 насельниц. Они вели большое хозяйство, имели скотный двор, пасеку, даже арбузы выращивали. Развитие святой обители прервалось в начале 20-х годов. Был издан указ о закрытии монастыря. Монахинь обвинили в контрреволюционном заговоре, арестовали и сослали в лагеря. Некоторых сестер и священнослужителей расстреляли во дворе Никольской церкви.

Сегодня в память об убиенных за веру Христову совершается лития.

– Мы каждый день молимся об упокоении расстрелянных сестер, чьи имена удалось найти в архивах, – говорит игумения Евсевия. – Но для нас очень важно восстановить имена всех умерших для поминовения их во время богослужений. Будем благодарны, если челябинцы помогут нам в этой работе. Возможно, у кого-то сохранились документальные свидетельства, фотографии, вещи. Мы начинаем собирать экспонаты для будущего монастырского музея. Одигитриевский женский монастырь в свое время был гордостью Челябинска и его жителей, и нам бы хотелось, чтобы город не забывал эту славную страницу своей истории.

В архивах сохранились лишь некоторые документы о дореволюционной жизни одного из крупнейших монастырей Урала. Каждый интересующийся горожанин может найти информацию в Интернете. Но в истории обители остается немало загадок. Утрачены многие документы, исчезли святыни, с землей сравняли практически все монастырские строения.

– Белых пятен очень много, – поясняет настоятельница монастыря. – Например, потерян след живоносного источника во имя Моисея Боговидца, засыпанного в советское время. Неизвестно точное место расстрела сестер. Мы не знаем, какие постройки были на территории монастырской заимки, где находился Никольский храм. Здание, которое занимает ныне действующий храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», судя по архитектуре, не было храмовым. Возможно, в прошлом это домовая церковь.

Вопросов много. Ответы на них предстоит искать новому поколению насельниц возрождающейся обители.

Возрождение монашеской жизни

Прошло совсем немного времени с тех пор, как на бывшем монастырском подворье вновь появились монашествующие в строгих черных облачениях. Сегодня в монастыре живет пять сестер. Все они приехали в Челябинск из других российских городов. Настоятельница, матушка Евсевия, – коренная челябинка. Но прежде жила в другом монастыре, за пределами нашей епархии. Там несла послушание, приняла монашеский постриг. По решению Священного Синода была назначена настоятельницей вновь открывшейся святой обители. Возрождение монастыря началось, как положено, с благословения правящего архиерея.

– В первую очередь мы начали восстановление богослужебного круга – это одно из главных правил монастырской жизни, – рассказывает матушка Евсевия о первых шагах монашеской общины. Службы ведутся примерно в том же режиме, что и в других храмах города: божественная литургия начинается в 8.30, вечернее богослужение – в 16.45. Но кроме того, служится девятый час, повечерие, полунощница.

– Каждый день совершаем крестный ход по территории монастыря, литию на могилах монахинь, читаем каноны. Большую часть времени сестры проводят в молитвах. Только с молитвой, с помощью Божией возможно возрождение монастыря.

У каждой сестры свое послушание. Например, инокиня Серафима занимается шитьем монашеской одежды. Облачение изготавливается строго индивидуально, по установленным законам. Это требует особого мастерства, которому сейчас учится матушка Серафима. Монахиня Макария занимается с детьми в воскресной школе. К слову, к работе с молодежью здесь относятся ответственно и серьезно. Школьники охотно идут в монастырь за информацией: дети пишут рефераты по истории обители, и насельницы стараются им помочь в подготовке исследовательской работы. Студенты ЮУрГУ с интересом приходят на лекции по древнерусскому искусству. В монастыре не просто можно послушать теорию, но и своими глазами увидеть, как создается икона. Сестры под руководством настоятельницы осваивают древнерусские традиции иконописи и с радостью делятся секретами этого искусства.

– Мы работаем в традиции древнерусской живописи эпохи расцвета. Этот период связан с творчеством Андрей Рублева и его последователей, – на рабочем столе инокини Марии аккуратно разложены дощечки, флакончики с ярким содержимым и… куриные яйца. – Как в древности, мы используем только натуральные материалы. Берем липовую доску, наклеиваем паволоку. Клей у нас только столярный, мездровый. Прикрепляем шпонку из дуба к доске, чтобы она не деформировалась от времени. Эта технология отрабатывалась веками. И только очень строгое ее соблюдение может дать результат.

Сестра Мария высыпает на белый лист золотистый порошок, добавляет немного воды, яичный желток и уверенно размешивает все маленькой рюмочкой (курантом). Готовит краску для иконописи.

– Используем только натуральные минералы, полудрагоценные камни – лазурит, малахит, киноварь. А у нас на Плодушке мы нашли природный пигмент – золотистую охру. И применяем ее в работе. Эти краски, в отличие от синтетических, имеют прозрачную структуру и могут светиться, – не отрываясь от работы, продолжает мастер-класс инокиня Мария. – Древние иконописцы видели красоту сотворенного мира и старались передать ее на иконах, восхваляя Господа. Ведь в иконе нет ничего случайного. Все имеет смысл.

Под рукой у сестры Марии целый комплект небольших дощечек с фрагментами икон. Это учебные пособия.

– Называются «таблетки», – охотно объясняет наша собеседница. – Эти образцы копируют в столичных музеях студенты иконописной школы Московской духовной академии. Работы выполнены на профессиональном уровне и хранятся в фондах Троице-Сергиевой лавры.

Матушка Евсевия стажируется в отделении иконописи Московской духовной академии, привозит в Челябинск пособия с фрагментами копий знаменитых икон Андрея Рублева. Таким образом сестры получают возможность учиться живописи на лучших образцах древнерусского искусства.

Вот матушка Макария старательно прорисовывает будущий образ. Совсем недавно монахиня впервые взяла в руки кисточку. Рисунок нанести непросто. Чтобы набить руку, приходится постоянно упражняться, копировать сотни образцов.

– Графика очень важна, – поясняет игумения Евсевия. – Линия импульсивная, живая. Очень важно показать это на иконе.

После того как графический рисунок готов, накладывает сусальное золото, затем – слой охры и так далее. Работа кропотливая, многоэтапная. Каждая икона – коллективный труд сестер Одигитриевской обители.

– Мы сейчас завершаем икону святого Георгия Победоносца, – рассказывает монахиня Макария. – Осталось написать лик – это делает матушка-настоятельница. Мы только ученицы и лики пока не пишем.

Икона, которую написала сама игумения Евсевия, – образ Божией Матери «Одигитрия» – станет новой святыней возрождаемой обители.

– «Одигитрия» значит «путеводительница». Само название имеет духовный смысл, – говорит настоятельница монастыря. – Вы видите, что Пресвятая Богородица указывает рукой на Сына Своего, то есть на путь ко спасению.

Островки истории нужно сохранять

– Матушка Евсевия, планы на будущее уже строите?

– Нам бы хотелось здесь, на «плодущке», восстановить красивейший Вознесенский храм, бывший когда-то визитной карточкой города. В 2014 г. депутаты Законодательного собрания приняли решение внести Плодушку в реестр объектов культурного наследия. Теперь «Монастырская заимка «Плодушка» – памятник истории и культуры. Это 29 гектаров земли. Церковь можно бы было построить на подходящем пустыре, не уничтожая деревья, а затем объединить храм с парковым комплексом.

– А каким вы представляете парк?

– Это территория тихого отдыха, где жители города могут спокойно погулять, отрешиться от суеты мегаполиса. У нас есть проектное предложение по благоустройству парка и организации тематических секторов. Например, сад, гуляя по которому можно ближе познакомиться с Библией. Я имею в виду первую книгу Пятикнижия. Условно говоря, горожанин попадает в прекрасный «райский сад», где вдоль аллей развивается библейская история жизни человека в Раю. На каменных скрижалях запечатлены тексты из Ветхого Завета на русском и церковнославянском языках, повествующие о сотворении мира. Скульптурные композиции иллюстрируют поведанную историю, например «Разделение суши и воды», «Адам нарекает имена животным», «Сотворение Евы», «Древо Жизни» и т. д. А прямо из парка человек бы выходил к храму. Визуальная концепция парка сейчас разрабатывается студентами-дизайнерами из ЮУрГУ.

– Возрождать монастырский фруктовый сад будете?

– Собираемся. И только на научной основе. Мы используем материалы директора Ботанического сада ЧелГУ Веры Викторовны Меркер. Наши ученые проводили исследования на Плодушке. Опираясь на них, можно подготовить проектные предложения, в том числе по возрождению монастырского сада. В этих исследованиях просчитаны перспективы развития каждого дерева.

И в муниципалитете, и в администрации района понимают – городу нужны новые парки, тем более в Ленинском районе, где мест для отдыха очень мало. Но есть проблема – земельный вопрос. Бывшие монастырские угодья постепенно уходят под новостройки. Никто не спорит, Челябинску нужны и детские сады, и школы. Но детям нужен и свежий воздух, и места для безопасных прогулок, и достопримечательности, которыми они могли бы гордиться. Ведь история Челябинска – это не только заводы. Это памятники культуры, в том числе монастырь, который славился своей подвижнической жизнью, своими садами и мастерскими, в которых процветали ремесла и искусства. И, согласитесь, когда в Челябинск приезжают гости, их не ведут в торгово-развлекательные комплексы. Им стараются показать городские достопримечательности, сохранившиеся островки истории. Очень хочется, чтобы в Челябинске появилась новая жемчужина, которая украсит город, будет радовать жителей и гостей южноуральской столицы.

Богоявленский мужской монастырь

Фотографии

Контакты

GPS-координаты

Официальный сайт

Часы работы

Богоявленский мужской монастырь: отзывы

Небольшой храм с множеством икон!

Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был построен по проекту архитектора В.А. Квача и освящен 28.09.2000 г. Храм всегда открыт для всех приходящих, здесь ежедневно проводятся экскурсии.

Описание организации

«Богоявленский мужской монастырь» находится в Челябинске по адресу Электровозная 5-я, 5а. Заведение находится в районе «Ленинский». Сюда можно добраться собственным автомобилем, координаты для поиска на карте 55.1116, 61.4262. Предварительно оценить обстановку можно по 1 фотографии. Это заведение входит в 1 категорию. Получить больше информации можно, воспользовавшись телефоном, сайтом.

У Богоявленский мужской монастырь адрес и телефон или часы работы компании указаны с ошибкой? Напишите нам!

Релевантные новости

В Японии буддийский монах подал в суд на монастырь, в котором служит, из-за переработок. Об этом сообщает Channel News Asia. Мужчина требует у одного из храмов на горе Коя-сан недалеко от города Осака компенсацию в размере 78 тысяч долларов. Его заставляли работать в кафе для туристов на протяжении двух месяцев без выходных, его другие обязанности.

  • Мир
  • Общество

18 мая 2018, 09:07

. Пятницы на Караульной горке, где митрополит прочел акафист Божией Матери и благословил ризой красноярцев. Святыню провезут по нескольким православным обителям региона, начиная с храма Пророка Иоанна Предтечи, затем в Покровский кафедральный собор, Успенский мужской и Благовещенский женский монастыри Красноярска. По преданию риза матери Иисуса Христа —.

  • 69-я параллель
  • События

16 мая 2018, 19:03

В публичную библиотеку американского города Сан-Франциско, штат Калифорния, вернули книгу, взятую 47 лет назад. Об этом сообщает Associated Press. Автобиография одного из основателей «Партии черных пантер» Элдриджа Кливера «Душа на льду» была выдана читателю в 1970 году. Предполагалось, что ее вернут не позднее 9 декабря того же года, однако это произошло.

Смотрите также

+79525252425, Братьев Кашириных, 95а, вход со двора

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Челябинск)

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — один из старейших храмов Челябинска. Является храмом Одигитриевского Челябинского женского монастыря.

Содержание

Церковь в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», расположенный в Ленинском районе Челябинска, является одним из немногих сохранившихся до наших дней православных храмов. Его история началась в 1864 году, когда на территории Одигитриевского женского монастыря состоялось освящение храма Николая Чудотворца. Он мирно просуществовал более полувека, а с приходом советской власти монастырь был ликвидирован, а здание церкви отдали под хозяйственные нужды.

Возрождение храма Русской Православной церкви состоялось в 1996 году, а в 2000 году он был вновь освящен. Храм расположен в удалении от городского центра, он имеет три придела, освященных, соответственно в честь иконы Божией Матери, Святителя Николая Мирликийского и пророка Моисея. Главной святыней храма является икона преподобного Серафима Саровского, вышитая руками монахинь Дивеевской обители.

  • Частицы мощей прпп. Иова Почаевского, Севастиана Карагандинского, Далмата Исетского, Феодора Санаксарского, прав. Феодора Ушакова;
  • чтимые иконы свт. Николая Мирликийского Чудотворца с частицей гроба, прп. Серафима Саровского с частицей покрова.

Престольные праздники

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — 6 ноября

Святителя Николая Мирликийского — 19 декабря, 22 мая

Пророка Моисея — 17 сентября

Как добраться

Адрес: 454119, г. Челябинск, ул. Энергетиков, 21а.

Проезд: м/такси № 22, 30, 67, 67а, 66, 65, 89, 46; авт. № 81 до ост. «Плодово-ягодная станция»; м/такси № 23, 20, 93, 37, 42, 91, 46, трол. № 8, 10, 4, трам. № 8, 18 до ост. «Дом обуви», «Ул. Ш. Руставели».

  • Ежедневно, кроме понедельника, литургия в 8.30, отпевание и панихида в 11.00, вечернее богослужение в 16.00;
  • в воскресенье служатся две литургии в 7.00 и 9.30; акафист Божией Матери в честь иконы «Всех скорбящих Радость» в 15.00.

Таинство Крещения совершается ежедневно в 11.30.



Монастырь челябинск ленинский район

Намоленное место

Волею судьбы, но самое старое «обжитое место» Ленинского района сегодня стало его центром, почти сердцем. Девятиэтажные свечки красного кирпича смотрятся в гладь небольшого пруда, за которым среди зелени – белые стены храма с синими куполами. Еще дальше – монастырский сад, легендарная «Плодушка», поджатая с одного боку современным торговым центром «Молния», с другого – не менее современными коттеджами.

Печной дымок взвился здесь задолго до прихода в Челябинск первого поезда, когда четыре версты от пыльного и сонного уездного городка казались большим расстоянием. Места здесь считались не слишком привлекательными: мелкие березовые перелески с луговыми проплешинами, низины да «кочующие болота», которые могли появиться где угодно и когда угодно (до сих пор на них жалуются жители поселков в соседнем Копейске).

Именно эти места на старой Троицкой дороге под приусадебное хозяйство, заимку были отведены в середине XIX века послушницам Челябинского Одигитриевского женского монастыря.

Путеводительница

Одигитрия – слово особенное. По преданию, это название получила одна из первых икон Божьей Матери с младенцем Христом на руках, написанная еще евангелистом Лукой. До сих пор этот тип икон наиболее почитаем в России. Оно и понятно: Одигитрия – значит, Указующая путь, Путеводительница…

Именно это название выберет для женского монастыря его основательница – игуменья Агния.

О ее судьбе подробно расскажет одна из послушниц Раиса Будрина. Агнии (в миру Анне Полежаевой) не было еще и тридцати лет, когда она оставила родительский кров и крестьянский быт в селе Варламово и попыталась найти уединение на одном из островов Чебаркульского озера.

Вот только Бог ее там не приютил. По ночам во время молитв она слышала возле своей кельи страшный шум и волчий вой. А однажды, переплывая на лодке к берегу, попала в настоящую бурю, которая занялась совершенно неожиданно и так же неожиданно стихла, как только отшельница дала обещание оставить свою землянку на острове и найти другое место для обители.

Поиск будет долгим. Сначала Агния попытается устроить обитель в Еткульской пустыни, на берегу озера, но безуспешно. Потом будет путешествие к святым местам: в Киев – помолиться святому Феодосию Печерскому, основателю монашеского жития в России, а затем на Север – на Соловки. Будет в ее жизни и Уфимский женский монастырь, где она жила в послушании, изучая содержание духовных книг. И лишь затем пути-дороги приведут ее в 1848 году в Челябинск…

Безо всякого пособия от казны…

Старая Челябинская крепость Анну-Агнию не столько приняла, сколько приютила. «Сначала приобретен ею был старый, небольшой деревянный домик за рекой, около Троицкой церкви, и, поселившись в нем, она принимала желающих разделить ее монашескую жизнь, — пишет Р. Будрина. — В продолжение пяти лет поступило к ней 15 человек девиц разного возраста. Живя без всяких средств и помощи со стороны, все они приучались к монашеской жизни; носили черное монашеское платье, читали по умершим псалтирь и трудились неустанно; в то же время смиренно и терпеливо переносили разные нужды и лишения».

Но мир не без добрых людей. Вскоре маленькой обители стали помогать горожане. В истории монастыря осталось, к примеру, имя мещанина Петра Ивановича Ильиных, человека небогатого, который больше помогал советом, чем капиталом. Именно по его совету монастырь занялся натуральным хозяйством, стал самоокупаемым и позднее ни в чем не знал нужды.

В 1862 году, после долгих трудов, Синод наконец утвердил Одигитриевскую обитель с маленькой припиской: «безо всякого пособия от казны…» Анна была пострижена в монахини под именем Агнии, а затем слезно вымолила участок земли под обитель и хозяйственные постройки рядом со старым кладбищем (в районе нынешнего кинотеатра им. А.С. Пушкина).

А вот под монастырский сад места пока не было…

Богомазовский лог

В монастырской летописи садовая история берет начало в 1864 году – с того самого момента, как женскому Одигитриевскому монастырю была отведена земля под заимку рядом со смолинскими хуторами.

— В июне 1864 года старший землемер хорунжий Халин «учинил межевание» отвода, — рассказывает журналист и краевед Михаил Фонотов. — Он начертил план в виде прямоугольника, в центре которого большим крестом отметил место под церковь, а рядом, крестиками, – место под «предположенное кладбище». На плане нарисован хуторок с домишками, рядом – огород, еще дальше – озерцо с болотистым клином вдоль ручья, гуменник на берегу озера, конопляник, в разных местах полосы пашни, пастбища, сенокосы, «кудряшки» березняков, полевые и скотопрогонная дороги. Всего более 55 десятин земли. Документ подписан игуменьей Агнией.

Место для строительства церкви определили сразу же – Богомазовский лог рядом с Девичьим ключом.

«Первым делом матушка-основательница с помощью благодетеля П. И. Ильиных построила там маленькую каменную часовню, а потом обратила ее в храм, который и был освящен во имя Святителя Николая в 1864 году. Неподалеку от церкви устроила кельи для рабочих сестер, амбары для ссыпки зерна и загоны с плетнями для скота».

Здесь же, рядом с Никольским храмом матушка-настоятельница Агния устроила колодец. Рассказывали, что вода в святом источнике считалась целебной, и к нему тянулись паломники. В советское время колодец уничтожили, сровняв с землей. Но не до конца. В наши дни, когда стали восстанавливать храм и подворье, строители обнаружили трубу, которая привела к оголовку колодца, выложенного бутовым камнем. Рядом были найдены старинные гребенки, которые передали в музей…

Труды и Девичьи слезы

Уже в первые годы существования монастырской заимки выяснилось, что место здесь действительно благодатное. Как минимум, здесь было теплее – температура поднималась выше градусов на пять, чем в самом городе. Из архивных источников следует, что послушницы Одигитриевского монастыря за хозяйство взялись крепко: на подворье были поля и сады, пасека, скотный и конный двор, большой фруктовый сад, а рядом теплицы. Рассказывают, что в этих теплицах, помимо привычных огурцов и помидоров, монахини выращивали даже грецкие орехи, абрикосы и виноград.

В 1909 году писательница А.М. Нечаева описывала в своих «Челябинских впечатлениях» Одигитриевское монастырское житье: «Самый монастырь — по размерам небольшой, но монахини его отличаются чисто мужской энергией и трудолюбием. Крайне оригинальна бывает картина работ монахинь в поле. Молодые и здоровые, они ловко управляются с крутящимися и стучащими машинами, то подсыпая в веялку зерно, то отгребая солому от молотилок и т.д. Монастырские поля считаются здесь лучшими по обработке, а огородные овощи и ягоды славятся далеко за городом…»

В общем, добрая земля между двумя ключами – Девичьим и Казачьим – кормила, а небо благодарило за веру. Девичий ключ был холодным и чистым; ручей, извиваясь, весело мчался к берегу озера; послушницы выбирали глубокие заводи, чтобы набрать воду для полива.

Решение вырыть на ручье пруд было очевидным – приусадебное хозяйство росло и требовало воды и ухода. В середине 1860-х годов, по совету и настоянию П.И. Ильиных, игуменья с сестрами приступает к работе. Женщины копали обыкновенными лопатами, долбили кирками, выравнивая берега и уходя все глубже. В итоге небольшой, круглый, как блюдце, пруд оказался весьма глубоким – почти десять метров. И название получил соответствующее – Девичьи слезы.

Одно время – в советские годы – это название потерялось. Прудок на бывшей монастырской заимке стал в просторечии называться котлованом. Одни говорили, что на этом месте хотели строить дом, вырыли большую яму под фундамент, но грунтовые воды все залили. Другие рассказывали, что котлован вырыли специально, чтобы сваливать мусор. Здесь и было замусорено до безобразия…

К счастью для прудка – история иногда возвращается, очищаясь от наносных вещей и возрождая «светлое прошлое». Вот и сегодня монастырский пруд Девичьи слезы, как и сам Одигитриевский монастырь – возвращенный топоним на карте Ленинского района.

Остановить на взлете

Монастырское хозяйство крепло и ширилось силами насельниц и настоятельниц Лидии, Рафаилы, Анастасии, возглавившими монастырь после смерти игуменьи Агнии. К началу ХХ века кроме храмов и богослужебных помещений, при монастыре действовали различные мастерские, была построена и открыта церковно-приходская школа, стабильный доход приносил небольшой свечной завод. В 1890 году была освящена величественная пятиглавая Вознесенская церковь, которую позднее большевики, на волне атеистического подъема, попытаются перестроить в «Дом съездов», а затем и вовсе разберут на кирпичи.

Смутные революционные времена не оставят никаких шансов на прежнее размеренное житие. Едва Челябинск был освобожден от колчаковских войск, органы молодой Советской власти сочли, что «угодницы божьи живут на широкую ногу», и предложили потесниться. Следом под предлогом уплотнения стали изыматься монастырские помещения, мастерские в центре города. Монахини писали письма в губернский революционный комитет с просьбой сохранить за ними храмы. Последняя настоятельница игуменья Анастасия уверяла новые власти, что Одигитриевский женский монастырь «примет за себя все государственные налоги, какие будут на него возложены».

Увы, уверения не помогут. Как записал «по горячим следам» замечательный челябинский краевед Н.М. Чернавский, «в 1921 году 21 марта нового стиля ночью… монастырь в составе 240 человек, был арестован и препровожден в военный лагерь, и в тюрьму во главе с игуменьей мирских до 100 человек посажено, сидели долго, до 6 месяцев».

А первая кровь прольется как раз на монастырской заимке – во дворе Никольской церкви «именем революции» будут расстреляны несколько сестер. Сейчас на месте расстрела установлен большой Поклонный крест из лиственницы…

От Одигитриевского монастыря в центре Челябинска к середине 1930-х годов практически ничего не останется, кроме каменной ограды, да и то утерянной со временем. Будет разрушен и Никольский храм на заимке. Сохранился лишь столетний каменный хозяйственный пристрой к нему и с любовью возделанный фруктовый сад, ставший одной из «визитных карточек» Ленинского района…

Вячеслав ЛЮТОВ, Олев ВЕПРЕВ. Вглядываясь в Ленинский. Екатеринбург. БКИ. 2015.

Фото: Артем Анисин, Татьяна Богина, Василий Долгошеев, Артем Зигануров, Евгений Клавдиенко, Андрей Лабаскин, Дмитрий Лесняк, Иван Навроцкий, Константин Севостьянов, Андрей Юдин

Монастырь челябинск ленинский район

Для жителей Челябинской области построят 4 монастыря

Все больше южноуральцев изъявляют желание отказаться от мирской жизни в пользу монашества.

Южноуральцы смогут отрешиться от мирской жизни в семи монастырях – в дополнение к существующим трем в Челябинской области построят еще четыре церковных учреждения, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан возвестил о строительстве четырех монастырей на территории Южного Урала. Два церковных учреждения появятся прямо в Челябинске, еще два – под Каслями и Верхним Уфалеем. По данным Челябинской епархии, все больше жителей региона изъявляют желание воплотить в жизнь Евангельские идеалы.

«Есть у людей такая тяга. Многих не покидают мечты о том, чтобы оставить мирские дела и привычки. Обращения поступают и в епархию, и к монахине Феодосии (Новгородцевой), что живет в здании церковно-приходской школы в Булзях. Можно реализовывать себя в семейной жизни, а можно в монашеской. Кому что. Безбрачие людей не пугает», – пояснил руководитель пресс-службы Челябинской и Златоустовской епархии Алексей Ермолюк.

Один из монастырей появится в Ленинском районе Челябинска на базе прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». До революции рядом находилось подворье Одигитриевского женского монастыря. На данный момент на месте уже живут три монахини. Второй монастырь Челябинска будет мужским. Его также откроют при одном из приходских храмов, но точное место пока неизвестно.

Еще одно церковное учреждение появится в селе Булзи Каслинского района. До революции в 12 км от этого места располагалось подворье Ново-Тихвинского монастыря. Дороги к старому храму уже нет, но к монахине Феодосии сестры смогут присоединиться уже в 2014 году.

Совсем недавно Челябинская епархия купила еще одно место под Верхним Уфалеем, где построят мужской монастырь. Три корпуса бывшего детского лагеря находятся в плачевном состоянии, но территорию украшают около тысячи прекрасных корабельных сосен, так что очень скоро место приведут в порядок.

Напомним, в настоящее время на территории Челябинской области действуют два женских монастыря – в Троицке и селе Кизильское, а также один мужской в Саткинском районе.

Челябинск монастырь в ленинском районе

В Челябинске учрежден первый в истории города мужской монастырь Новый монастырь стал первой в истории города мужской обителью. До года в Челябинске существовал женский Одигитриевский монастырь, возрождение которого после закрытия в советский период началось в году. Настоятелем новой обители избран летний игумен Афанасий Фархудинов , уроженец Белорецка, выпускник факультета романо-германский филологии Башкирского государственного университета.

Слева шумит кондиционерами гигантский супермаркет, справа нависли многоэтажные новостройки. Кругом кипит беспокойная мирская жизнь. Монастырь дышит спокойствием. Так началась история Одигитриевской общины. Хозяйство было хорошее.

«Сарафан Ньюс»

Пожаловаться Митрополит Григорий совершил праздничную Литургию в Одигитриевском монастыре 10 августа года митрополит Челябинский и Миасский Григорий совершил Божественную литургию в Одигитриевском женском монастыре города Челябинска. Архипастырю сослужил сонм духовенства во главе с протоиереем Сергием Реснянским. Богослужение посетил глава Ленинского района Александр Евгеньевич Орел.

В честь этого образа назывался до революции женский монастырь в Челябинске. Ныне обитель возрождена, восстанавливаются монашеские традиции. Название иконы наполнено глубоким смыслом. А здесь на иконе Матерь Божия указывает тоже нам на дорогу. На Кого же она нам указывает? Да на своего Сына, на своего Спасителя. Вот куда мы должны идти! Об этом напомнил клирик монастыря протоиерей Андрей Гупало, произнесший поучение по запричастном стихе.

После литургии верующие обошли крестным ходом вокруг монастырского храма. Совершив праздничный молебен, митрополит Григорий поздравил верующих с престольным днем монастыря. Настоятельница ответила, что надеется на Божию помощь и молитвы владыки. Всех богомольцев после службы угостили горячим чаем и праздничной снедью.

Для них также устроили небольшой концерт. Митрополит Григорий осмотрел территорию монастыря, побывал на территории монастырского некрополя, где недавно были установлены памятные плиты с именами игумений, монахинь и послушниц дореволюционной обители.

года митрополит Челябинский и Миасский Григорий Реснянским. Богослужение посетил глава Ленинского района Александр. Все монастыри Ленинского района (Челябинск) на mitric.ru ⭐ Культурные места на карте, адрес и ☎️ телефон, часы работы, фото и отзывы.

Пока не будет построен отдельный монастырский комплекс, иноки будут жить и молиться рядом с обычными прихожанами. Настоятелем новой обители стал летний игумен Афанасий Фархудинов , уроженец Белорецка, выпускник факультета романо-германский филологии Башкирского государственного университета. Планируется, что эта территория будет огорожена: пусть у прихода будет свой мир, у братии — своя закрытая жизнь. И вот ведь парадокс: к нам ведь прибывают потихоньку трудники. Было трое, сейчас уже шесть человек. И это не такие, которые бегут от трудностей — жена выгнала или документы потерял. Восстановили и ушли. Нашему игумену предлагали съездить на Афон, но он попросился к соседям — в Ганину Яму. Поэтому чтобы не придумывать велосипед, мы решили взять за образец устав монастыря Царственных страстотерпцев. Мы интересуемся, как соседство с жилыми кварталами сказывается на жизни обители.

Пожаловаться Митрополит Григорий совершил праздничную Литургию в Одигитриевском монастыре 10 августа года митрополит Челябинский и Миасский Григорий совершил Божественную литургию в Одигитриевском женском монастыре города Челябинска. Архипастырю сослужил сонм духовенства во главе с протоиереем Сергием Реснянским.

Мы побывали в первом в истории Челябинска мужском монастыре Богоявленский мужской монастырь 4 мая года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил в Челябинске Богоявленский мужской монастырь. Пока не будет построен отдельный монастырский комплекс, иноки будут жить и молиться рядом с обычными прихожанами.

Мы побывали в первом в истории Челябинска мужском монастыре

Сергей Синенко В октябре года решением Священного Синода Русской православной церкви в Челябинске создан женский монастырь. Это место в Ленинском районе хорошо знакомо челябинцам. Горожане ласково называют его Плодушка. Весной здесь зацветают редкие для нашего края плодовые деревья.

Челябинск: Одигитриевский женский монастырь

В Челябинской области учрежден первый в регионе мужской монастырь Автор: Июн. Настоятелем новой обители стал летний игумен Афанасий Фархудинов , уроженец Белорецка, выпускник факультета романо-германский филологии Башкирского государственного университета. Один из насельников мужского монастыря — монах Евсевий. У него два высших образования, был вторым секретарем обкома партии в Ивановской области и преподавал научный атеизм. Самый возрастной — летний иеромонах Викентий. Территория будет огорожена. Пока не будет построен отдельный монастырский комплекс, иноки будут жить и молиться рядом с обычными прихожанами. Сейчас в монастыре трудятся шесть трудников. Как рассказали в Челябинской епархии, в ближайшее время в монастыре будет создана собственная иконописная мастерская. Кроме того, монастырский уставщик будет обучать всех желающих уставной богослужебной грамоте, и любой приход епархии может прислать своего человека на обучение совершенно бесплатно.

Одигитриевский женский монастырь.

Ссылка на основную публикацию