Михайло клопский монастырь великий новгород

Михайло клопский монастырь великий новгород

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. 6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. 7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. 8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9 Да хвалится брат униженный высотою своею, 10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. 11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. 17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. 18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20 ибо гнев человека не творит правды Божией. 21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. 22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. 23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. 25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. 26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. 27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.»

Соборное послание апостола Иакова. Глава 1.

Сельцо. Троицкий Михаило-Клопский монастырь.

Клопский монастырь святой Троицы. 16-17 век. Также называется Михайло-Клопским монастырем. Расположен в 20 километрах к югу от Новгорода на правом берегу реки Веряжи недалеко от её впадения в озеро Ильмень. В начале XVII века монастырь был разорён шведами, затем восстановлен во II половине XVII века и пришел в упадок в первой половине XX века. Сейчас от монастыря сохранился только Троицкий собор, построенный во времена Ивана Грозного в 1569 году. До настоящего времени он не восстановлен после после войны 1941-1945 годов.

Уже действующий. Официальное название «Свято-Троицкий Михаило-Клопский монастырь». Постоен новый деревянный храм, в котором ежедневно проводятся богослужения. Новый деревянный храм — Михаила Клопского (возможно, пока единственный). Построен в 2005 г., первая литургия отслужена в храмовый праздник 24 января 2006 г. От монастыря, помимо Троицкого собора, сохранились руины трапезной, где была церковь Николая Чудотворца.

В 1412 г. в новгородской летописи указывается о постройке деревянной Троицкой церкви на Клопске. Возможно, к этому времени монастырь уже существовал. Деревянный храм простоял около 7 лет, в 1419 г. его заменил каменный храм, возведенный при игумене Феодосии. Летопись отмечает важную функциональную черту храма 1419 г. — наличие подцерковья.

Ансамбль Клопского монастыря в основном сложился в 60-70-е гг. XVI в. Троицкий собор и трапезная с Никольской церковью своими архитектурными особенностями напоминают многочисленные более ранние постройки Новгорода и его окрестностей, в которых отчетливо сказались московские веяния. О возведении Троицкого собора Новгородская третья летопись под 1562 г. сообщает, что в Клопском монастыре разобрали старую каменную церковь Святой Троицы, где находились мощи преподобного отца Михаила Клопского Чудотворца и во звели новую церковь по велению великого князя Ивана Васильевича, который выделил пятьдесят рублей из своей казны. В новой церкви был устроен гроб Михаила Клопского. О постройке трапезной летописных данных не имеется, но упоминается в писцовых книгах под 1581 г. каменная церковь Николая Чудотворца с трапезной. Бесстолпный храм и, решенный как одностолпная палата, трапезный зал на едином подклете — характерный образ такого типа сооружения XVI в. Троицкий собор четырехстолпный с тремя апсидами. Основной объем был завершен тремя главами.

Многоглавие, исчезнувшее из практики новгородского храмового строительства в XII в., возобновляется в XVI в., но уже на общерусской типологической и стилистической основе. В архитектуре Троицкого собора черты традиционного новгородского стиля практически отсутствуют. Своеобразие объемной композиции здания придает паперть (галерея) во всю ширину западного фасада, по два придела с севера и юга (во имя Иоанна Лествичника, Федора Стратилата, Покрова и Усекновения главы Иоанна Предтечи), пятый придельный храм во имя Михаила Клопского находился в дьяконнике. Асимметрию композиции усиливала нехарактерная для Новгорода шатровая колокольня в юго-западной части здания. Еще одна черта общерусского храмового строительства этого периода — многопрестольность Троицкого собора. Эта особенность свойственная целому ряду храмов близких по времени Клопскому собору. Храм строился повелением царя Ивана Грозного и, по крайней мере, отчасти на его средства. Посвящение приделов Иоанну Лествичнику и Федору Стратилату указывает на стремление снискать небесное покровительство царским сыновьям — Иоанну и Федору. В остальных посвящениях также обнаруживается характерный для царя Ивана круг молитвенных тем, связанных с обращением к Троице, Богоматери, Иоанну Предтече и местному чудотворцу.

Самые значительные искажения здания связаны с ремонтными работами начала XIX в. Стены собора были надложены, устроено новое покрытие, а западная часть основного объема дополнена двумя декоративными главами. Были разобраны главы и своды приделов, исчезла колокольня, поновлению подверглась настенная живопись конца XVII — нач. XVIII вв. Тогда же были построены настоятельские покои, братские кельи, трехярусная колокольня над восточными воротами и каменная ограда. В 1964-65 гг. под руководством архитектора Л.В.Красноречьева в Троицком соборе были проведены первоочередные консервационные работы. В настоящее время монастырь передан епархии, является действующим. Проводятся реставрационные работы.

По материалам статьи В.А. Булкина, доц. СПбГУ, http://www.klopsky.ru/news/25

Клопский Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 22 верстах от Новгорода, на берегу реки Веряжи, в 3 верстах от озера Ильменя. Существовал в начале XV века. Здесь под спудом почивают мощи преподобного Михаила. Над ними бронзовая позолоченная рака, сооруженная в 1806 году. В обители показывают колодезь, устроенный из того источника, который, по преданию, низведен молитвою преподобного Михаила во время засухи. Ежегодно 23 июня, в день прибытия преподобного Михаила в монастырь, сюда бывает крестный ход на лодках из окружных сел.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Судьба монастырского архива нам неизвестна — лишь около двух сохранившихся десятков дел XVIII-XX вв. являются жалкими свидетельствами истории этой интереснейшей обители новгородской. По ним трудно проследить даже основные вехи истории Клопского монастыря в XVIII -XIX вв.

До начала XX в. монастырь был мужским и сохранил ведомость о монашествующих за 1798 г. дает сведения о монастырской братии в количестве 13 человек (7 монахов и 6 послушников). Описи церковного и ризничего имущества 1800 г. и 1811 г. содержат подробное описание предметов церковного обихода, главного иконостаса, раки под мощами прп. Михаила Клопского: «Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ прп. Михаила и на нем подпись (. ) Вокруг раки медная решетка. Балдахин столярной и резной работы (. ) С западной стороны большой посеребренный подсвечник местами золочен» .

Среди документов середины XIX в. почти детективное дело о рассмотрении жалобы на настоятеля монастыря игумена Дмитрия, который якобы, притеснял» монаха Аркадия за отказ дать показания на виновника, якобы желавшего поджечь монастырь. Из рапорта благочинного архимандрита Мануила митрополиту Новгородскому, С-Петербургскому и Эстляндскому Никанору, следует, что монах Аркадий притеснениям не подвергался, хотя вел себя в монастыре не должным образом: собирал в своей келье по ночам братию, однажды явился в трапезу пьяным и другой раз приехал из города в таком же виде. Благочинный сообщал, что монах Аркадий был переведен в Клопский монастырь из Тихвинского Дымского монастыря за провинность под строгий надзор. Он предполагал Аркадия «определить в черные труды», а в случае дальнейшего ропота — перевести в другой какой-либо монастырь. На этом дело монаха Аркадия прерывается, но следующий рапорт архимандрита Мануила митрополиту Никанору 1852 г. уже показывает далеко не благовидную деятельность игумена Дмитрия, особенно по части хозяйственной деятельности и отношений с братией. К сожалению, не сохранилось заключительных документов о решении судьбы игумена Дмитрия. Столь же обрывочны, но все таки очень любопытны данные приходно-расходной книги монастыря за 1862 г. Очевидно, что в монастыре регулярно проводились мелкие ремонтные работы, закупались строительные материалы и ряд продуктов.

На основании послужных списков монашествующих за 1916 г. можно свидетельствовать, что с 1913 г. монастырь стал женским. Вероятно, это обусловливалось более значительными возможностями ведения хозяйства и поддержания порядка. В списке указаны сведения о трех монахинях, четырех послушницах и 28 проживающих по паспортам. Во главе монастыря была поставлена игуменья Маргарита — дочь новгородского мещанина. Она прошла монашеский постриг в Десятинном монастыре. Основной возраст монашествующих и послушниц — 50 лет.

Сведения о постройках монастыря и его угодьях содержатся в ведомости 1919 г. В нем указаны следующие монастырские строения:

1) Соборная каменная церковь во имя св. Троицы с приделом в дьяконнике во имя прп. Михаила Клопского, «где и святые мощи его почивают» с притвором и папертью каменной. С южной стороны — церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы каменная, с северной — соборная ризница каменная.

2) К востоку от собора под входными воротами — колокольня каменная 3-х ярусная.

3) К югу от собора церковь каменная, двухэтажная, в одной связи с двухэтажными корпусами настоятельских келий. Церковь во имя св. Николая с приделами во имя Тихвинской Божией Матери и вмч. Иоанна Воина. В нижнем этаже корпуса — трапезная, кухня, 7 келий.

4) Часовен при монастыре 2: одна из них на станции Шилка новгородской железной дороги, деревянная, другая — при монастыре, каменная, на берегу р.Веряжи.

5) К югу от колокольни — сестринский корпус каменный, одноэтажный.

6) В юго-восточном углу ограды — квасоварня, баня, ледник, кладовая, в юго-западном углу — кельи, каменные, одноэтажные. Такие же кельи в северо-восточном углу.

7) Ограда вокруг монастыря каменная, с 6 небольшими башенками на углах.

8) С северной стороны к монастырю примыкает скотный двор, обнесенный каменной оградой.

Последняя постройка, появившаяся в 1914 г., при игуменье Маргарите, — деревянный двухэтажный дом на каменном фундаменте, к которому пристроены хозяйственные постройки (Прим. — «Коммунистами по распоряжению властей разобран до основания причтовый дом и перенесен в деревню»).

Ведомость завершается следующими словами: «Особенно торжественно отмечается богослужение в дни памяти прп. Михаила 11 января и 23 июня, 6-го декабря, 1-го октября и в первое воскресенье Великого поста, когда церковь бывает переполнена молящимися. Несмотря на особенно тяжелое время сестры в числе 40 человек с особой самоотверженностью переживают ниспосылаемые им скорби и лишь твердо надеясь на помощь прп. Михаила. Земли у нас нет, значит нет и насущного хлеба, а потому сестрам приходится заниматься домашним рукоделием, чтобы сыскать себе пропитание. Были у нас особенно тяжелые дни, когда приходила Советская власть и осматривая помещение, находила его удобным для своих целей и решила устроить здесь богодельню, приют и ферму. Слыша такие речи, сестры пришли в полное уныние, но милосердием Божиим и за молитвы прп. Михаила до сих пор ничего подобного не исполнилось и жизнь у нас потекла по прежнему тихому руслу».

Сохранилась среди архивных материалов и очень подробная опись церковного имущества, находящегося в двух церквях, колокольне и двух часовнях. По всей вероятности, она составлена уже после революционных событий, незадолго до закрытия монастыря. В описи упоминаются все иконостасы и иконы в них, в т.ч.: в главном иконостасе Троицкого собора — «храмовый образ Святой Живоначальной Троицы древнего писания в бронзовой ризе чеканной работы» и «образ прп. Михаила Клопского в молении пред св. Троицей с планом монастыря, вокруг его чудеса прп., риза же медная, позлащенная. Тако святых мощей прп. Михаила бронзовая, с вызолоченными 8-ми клеймами, с сиянием «Всевидящее око», кругом ее внизу и вверху карнизы с пилястрами, а по верхнему борту 8 литых херувимов, по верху раки чеканной работы вызолоченный образ прп. Михаила. Кругом раки медная решетка с шариками. Над ракою на 4-х колонках установлен балдахин (. )». В описи упоминаются 9 колоколов, находившихся на колокольне, разного веса, из которых самый большой — 102 пуда.

Книги монастырские хранились в ризничной палатке. Библиотека насчитывала около 100 названий. Также в ведомости указаны копии с жалованных грамот и планов на землю и сенокосы, рыбные ловли.

В 1919 г. был подписан договор жителей деревни Завал, Хотята, Любоежа, Донцы, с.Васильевского с Новгородским советом рабочих и крестьянских депутатов о передаче в «бессрочное бесплатное пользование находящиеся в Клопском монастыре храмы, здания и богослужебные предметы. Документ скреплен 110 подписями и сопровождается актом о принятии имущества.

В 1923 г. монастырь был передан в ведение Новгородского музея, у которого не было возможности обеспечить его сохранность и реставрацию. Постепенно постройки начали разбирать на кирпич. В 1934 г. монастырь был закрыт. Монастырский комплекс пострадал в годы Великой Отечественной войны. Разрушение построек продолжалось и после войны.

Неоднократно велось противоаварийное укрепление настенной живописи собора. В 1964 г. обрушились остатки сводов в трапезной палате, у колокольни разрушен третий ярус, отсутствует кровельное покрытие первого яруса. Из-за удаленности и труднодоступности памятника реставрационные работы сводились к периодической вычинке временной кровли Троицкого собора — главного сооружения Клопского монастыря. В 1985-1992 г.г. генеральная дирекция «Новгородрекоенструкция» выступила заказчиком на проведение комплексных научных исследований, архитектурно-археологических обмеров. Работы велись коллективом архитекторов новгородского филиала института «Спецпроектреставрация» под руководством Л.Е. Красноречьева. Были разобраны ложные барабаны XIX в., изуродовавшие архитектурный облик Троицкого собора, главы покрыты медью, устроены временные кровли, проведены противоаварийные работы на живописи XV-XIX вв.

В 2004 г. в целях подготовки памятника к реставрации отремонтированы леса, установленные вокруг собора в конце 1980 — начале 1990 г.г.в, внутри собора устроены тепляки, установлены обогревательные приборы. Проведены следующие реставрационные работы: внутри восстановлен верхний ярус связевой системы, отреставрированы своды внутри собора, снаружи отреставрированы главы, оштукатурены 3 барабана, восстановлен декор юго-восточного барабана. В 2003-2004 г.г. выделено и освоено 800 тыс. руб. средств федерального бюджета на противоаварийные работы, на разработку нучно-проектной документацииЛишен кровли братский корпус и кладка стен его находится в аварийном состоянии. Почти полностью утрачена каменная ограда. Единственная постройка, в которой процесс разрушения был приостановлен, это Троицкий собор. Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении памятников культуры в РСФСР» Троицкий Михаило-Клопский монастырь является объектом культурного наследия федерального значения.

В соответствии с распоряжением территориального управления Росимущества по Новгородской области от 30.05.2005 № 122-р, Троицкий Михаило-Клопский монастырь передан в безвозмездное пользование Новгородской Епархии Русской Православной Церкви для восстановления и использования по первоначальному назначению — в качестве православного действующего монастыря. Восстановление обители ведётся под руководством наместника игумена Иакова (Ефимова).

Свято-Троицкий Михаило-Клопский мужской монастырь

Официальный приходской сайт

Контактная информация

  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Состояние: восстанавливаемый
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Будние дни: 8.00 – Литургия, 17.00 – Вечернее богослужениеВоскресенье, праздники:10.00 – Литургия
  • Наместник: игумен Иаков (Ефимов)
  • Престольные праздники:
    • Троицы Живоначальной — Июнь 16 [по н.с.]
  • Святыни: Мощи прп Михаила Клопского
  • Краткая историческая справка: Когда и кем была основана Клопская обитель – сведе-

    ний не сохранилось. Первые летописные упоминания от-

    носятся к 1408 г., когда в обитель пришел прп. Михаил.

    Скрывая свое происхождение, он принял на себя Христа

    ради юродство и в рубище явился к игумену Клопского

    монастыря Феодосию. В новгородской летописи указы-

    вается о постройке в 1412 г. деревянной Троицкой церк-

    ви на Клопске. Возможно, к этому времени монастырь

    уже существовал. Деревянный храм простоял семь лет. В

    1419 г. его заменил каменный, возведенный при игумене

    Феодосии по просьбе прп. Михаила князем Константином

    Дмитриевичем. В 1562 г. храм за ветхостью был разобран

    и на его месте выстроен новый, где и ныне почивают под

    спудом святые мощи прп. Михаила Клопского.

    За долгие годы пребывания в монастыре прп. Михаил

    многократно являл дар прозорливости и пророчества.

    Преставился блаженный Михаил 24 (11) января, но в каком

    году – точно неизвестно (видимо, между 1452 и 1456 гг.).

    Еще при жизни прп. Михаил Клопский сказал, где его

    нужно похоронить, и именно в том месте земля оказалась

    талой и мягкой, хотя везде она была промерзлой, крепче

    камня. Господь прославил чудесами своего угодника вско-

    ре после его кончины: он помогал спастись во время бури

    на озере, получить исцеление от тяжелой болезни тем, кто

    обращался к нему с молитвой о помощи. В XVI в. монастырь стал общежительным. К югу от

    Троицкого собора была построена каменная церковь во

    имя Николая чудотворца с трапезной палатой. В начале

    XVII в. обитель была разорена и сожжена шведами. В

    1632 г. началось возобновление монастыря иждивением

    царя Михаила Феодоровича. Кроме царя, не оставля-

    ли обитель своим покровительством и вкладами бояре

    Милославские, князья Урусовы и Дмитрий Пожарский,

    бояре Нащекин и Черкасский, боярыни Хитрово,

    Сицкая, Пронская и др.

    С конца XVIII в. активно велось строительство ново-

    го конюшенного двора, новой каменной ограды с баш-

    нями, сооружение трехъярусной колокольни, каменного

    погреба. Были построены новые кельи, разбит сад, про-

    ведена реставрация гостиных келий, у стен монастыря

    поставлена ветряная мельница. В 1824 г. над святым ко-

    лодцем вблизи р. Веряжи построена часовня.

    В 1910-е гг. монастырь был преобразован в жен-

    ский. В 1916 г. духовником обители значился иеромонах

    Ефремо-Перекомского монастыря Вениамин. В 1919 г.

    богослужения в обители отправлялись четыре раза в

    неделю. 23 августа 1932 г. была закрыты Никольская

    церковь и Троицкий собор. Клопской общине верую-

    щих для богослужений остался лишь южный придел

    Троицкого собора – в честь Покрова Божией Матери.

    Монастырский комплекс пострадал в годы Великой оте-

    чественной войны. Разрушение построек продолжилось

    и в последующие годы. В 1964-65 гг. под руководством

    архитектора Л. В. Красноречьева в Троицком соборе

    были проведены первоочередные консервационные

    В 2005 г. сооружения Свято-Троицкого Михаило-

    Клопского монастыря были переданы Новгородской

    епархии, а в январе 2006 г. владыка Лев освятил престол

    в честь прп. Михаила Клопского в новой деревянной

    церкви, построенной на пожертвования.

    В ноябре 2007 г. по прошению архиепископа

    Новгородского и Старорусского Льва Священный

    Синод под председательством Святейшего Патриарха

    Московского и всея Руси Алексия II постановил воз-

    обновить Свято-Троицкий Михаило-Клопский мужской

    монастырь в д. Сельцо Новгородского района и назна-

    чить иеромонаха Иакова (Ефимова) наместником с воз-

    ведением в сан игумена.

    В настоящее время продолжается восстановление

    монастыря. Под контролем архитекторов и специали-

    стов Новгородской епархии ведется кропотливая работа

    по возрождению древних зданий обители и, прежде все-

    го, Троицкого собора, которому предполагается возвра-

    тить первоначальный облик XVI в. Живут, трудятся и

    молятся в монастыре пока еще малочисленная братия и

    трудники. Восстанавливается монастырское хозяйство.

Михайло-Клопский монастырь

Дата основания Свято-Троицкого Михайло-Клопского действующего мужского монастыря неизвестна, как неизвестны основатели и ранние годы его истории. От старой обители до наших дней сохранился только Троицкий собор, построенный во времена Ивана Грозного. В этом соборе находится главная святыня монастыря — мощи святого Михаила Клопского, почивающие под спудом на южной стороне собора.

Троицкий собор Михайло-Клопского монастыря.

Первое упоминание о монастыре относится к 1412 г. В летописях говорится о строительстве деревянной Троицкой церкви на Клопске. К этому моменту, скорее всего, монастырь уже существовал. Деревянный храм простоял около 7 лет, в 1419 г. его заменил каменный храм, возведенный при игумене Феодосии. Летопись отмечает важную функциональную черту храма 1419 г. — наличие подцерковья.

В начале XV века в Клопскую обитель пришел блаженный Михаил. Юродивый, по убедительному предположению академика В. Л. Янина, был сыном Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка (героя Куликовской битвы) и Анны Ивановны, дочери великого князя Ивана Красного, сестры Дмитрия Донского. Отказавшись от богатства и власти, Михаил принял на себя подвиг юродства Христа ради и покинул Москву.

Проведя около 44 лет в Клопском монастыре, святой был примером аскетического монашеского образа жизни. Согласно житию, Михаил Клопский обладал даром пророчества и предвидения. Так, в числе прочего, им было предсказано падение Новгорода и победа Ивана III. К чудесам святого приписывают открытие нового источника в монастыре во время засухи. Точная дата смерти Михаила Клопского неизвестна, однако по косвенным источникам можно утверждать, что он умер до 1458 года.

Михайло-Клопский монастырь, река Веряжка и озеро Ильмень.

В XV веке Клопский монастырь был небольшим. Вплоть до 1569 года Троицкая церковь была единственной каменной постройкой, а кельи и все остальные хозяйственные постройки были деревянными. В то время монастырю покровительствовали Московские князья, так как он способствовал распространению московского влияния на новгородской земле.

В 1569 году по велению Ивана IV Грозного каменная Троицкая церковь была разобрана, а на ее месте был построен большой собор, который в несколько перестроенном виде сохранился до наших дней. К XVI же веку относится строительство каменной трапезной и Никольской церкви.

Фрески Троицкого собора.

В начале XIX века в Михайло-Клопском монастыре прошли крупномасштабные строительные и ремонтные работы. Стены собора были надложены, устроено новое покрытие, а западная часть основного объема дополнена двумя декоративными главами. Были разобраны главы и своды приделов, исчезла колокольня, обновлению подверглась настенная живопись конца XVII — нач. XVIII вв. Была построена новая конюшня, каменная ограда с башнями, трехъярусная колокольня, новые кельи, ветряная мельница, разбит сад.

Трехъярусная колокольня и стены Михайло-Клопского монастыря. 2007 года.

Весь комплекс Михайло-Клопского монастыря, как и многие другие храмы и обители новгородчины, очень сильно пострадал во время Великой Отечественной Войны, но разрушение продолжилось и после войны.

Как добраться

Михайло-Клопского монастырь находится в 20 км к югу от Великого Новгорода. Из города необходимо выехать по автодороге Р56 и примерно через 11 км свернуть налево по указателю на монастырь.

Михайло-Клопский монастырь в Великом Новгороде

Михайло-Клопский монастырь — православная мужская обитель, расположенная в 20 километрах на юг от Великого Новгорода. Она находится на реке Веряже, в месте, где она впадает в Ильмень. В этой статье мы расскажем об истории, архитектуре монастыря, вариантах того, как до него можно добраться.

Михайло-Клопский монастырь был основан в начале XV века. Первое упоминание о нем в летописях относится к 1408 году. Оно связано с тем, что в приходе появляется православный послушник Михаил Клопский, именем которого в результате и была названа обитель.

При этом существует еще одна версия происхождения названия Михайло-Клопского монастыря в Великом Новгороде. Некоторые исследователи утверждают, что река Веряжа и безымянный ручей, расположенный в местности, на которой стоит монастырь, имеют форму клопа.

Сегодня главной святыней обители являются мощи Михаила Клопского, которые находятся под спудом в южном приделе Троицкой церкви.

После прихода к власти большевиков монастырь проработал до 1934 года, после чего был закрыт.

Гонения на монахов начались уже в 1918 г. Тогда при обители была организована школа, а коммунисты запретили служить молебен. После революции монастырский приход упразднили. Однако это не означало завершение духовной жизни на этом месте. В 1922 году правительственная комиссия изъяла все ценности, находившиеся в пользовании общины. Все было передано Новгородскому музею.

В середине 1920-х годов монастырь оказался в центре обновленческого движения. Появился священник Николай Летицкий, которому местные власти всячески противодействовали. В результате священник был отстранен. После закрытия собора на территории монастыря для богослужений ключи от него передали музейным работникам.

Возрожден Михайло-Клопский мужской монастырь был в 2005 году. Здания возвращены Новгородской епархии. Сейчас продолжается его восстановление, оно ведется под непосредственным руководством игумена Иакова (Ефимова).

Архитектура

Центром архитектурного ансамбля Михайло-Клопского монастыря в Великом Новгороде является трехглавый четырехстолпный Троицкий собор. Он был построен предположительно в 1560 годы. Со временем к нему были пристроены галереи с колокольней, которые не сохранились, и живописные приделы.

По моде, существовавшей во времена правления Ивана IV, в Михайло-Клопском монастыре Троицкий собор был сделан многопрестольным. Как минимум с 1581 года существует каменная церковь Николая Чудотворца с трапезной. Именно к этому времени относятся ее первые упоминания в летописях.

В начале XIX столетия внешний облик собора претерпел значительные изменения. Храм стал пятиглавым, на территории Михайло-Клопского монастыря была построена колокольня и кельи.

Во время Великой Отечественной войны трапезная церковь была практически полностью разрушена. В 1960 годы собор законсервировали. Никольская церковь по-прежнему остается в руинах.

Местонахождение

Точного адреса у Михайло-Клопского монастыря нет. Чтобы до него добраться, нужно отправиться на юг от Великого Новгорода.

На своей машине из города следует выезжать по трассе Р56. Затем через 11 километров повернуть налево по указателю, ведущему к монастырю.

Кто такой Михаил Клопский?

Православный монах, в честь которого была названа эта обитель, был юродивым. По одной из версий, состоял в родстве с Дмитрием Донским. Был то ли внуком боярина Дмитрия Михайловича Боброк Волынского, то ли незаконнорожденным сыном можайского князя Андрея Дмитриевича, брата Дмитрия Донского.

Известно, что Михаил официально отказался от власти и состояния, приняв на себя подвиг юродства во славу Христа. Он пешком ушел из Москвы. В монастырь в Новгородской республике заявился в одном рубище.

В обители он провел следующие 44 года своей жизни. Святой за это время стал примером строгого соблюдения монастырского устава и аскетического подвига. Согласно его житию, обладал даром предвидения и пророчества. Также прославился тем, что обличал правителей, не обращая никакого внимания на их статус и происхождение.

Например, он предсказал победу Ивана III и падение Новгорода. Также к совершенным им чудесам относят открытие неизвестного ранее источника на территории монастыря, что пришлось очень кстати, так как послушники страдали от засухи, образовавшейся в тот год.

Скончался Михаил Клопский в 1453 или 1456 году. Был канонизирован на Макарьевском соборе спустя почти век. Православная церковь чтит его память 11 января.

Троицкий собор

Троицкий собор является главным украшением Михайло-Клопского монастыря в Великом Новгороде. Это памятник новгородского зодчества первой половины XVI столетия. Сооружение сохранило строительные и архитектурные традиции, которые сложились во времена независимости Новгородской республики.

После присоединения Великого Новгорода к Московскому государству в архитектуре прослеживается тенденция к усвоению «московских правил». Они с тех пор становятся определяющими в облике новгородского каменного строительства.

Перемены заметны в перестройке на территории мужского Михайло-Клопского монастыря Троицкого собора в начале XVI века. Многие исследователи связывают постройку этого храма с посещением его Иваном Грозным в 1568 году.

Многопрестольность становится одной из его отличительных черт. Она свойственна большинству храмов того времени. В посвящении приделов видят особую идейную программу царя, так как храм строился по его распоряжению и частично на его средства. Посвящение приделов Феодору Стратилату и Иоанну Лествичнику указывает на стремление получить покровительство для сыновей Ивана IV — Федора и Иоанна. И в остальных посвящениях прослеживается традиционный для правителя набор молитвенных тем. Они связаны с обращением к Богоматери, Троице и Иоанну Предтече.

Значительно был перестроен Троицкий собор Михайло-Клопского мужского монастыря в XIX веке. В западной части появились еще две декоративные главы, исчезла колокольня, была обновлена настенная живопись.

В результате раскопок, проведенных советскими археологами в конце 1980 годов, установлено, что при строительстве на территории Михайло-Клопского монастыря Троицкого собора в XVI веке была практически полностью выбрана кладка первоначального каменного собора вместе с фундаментом. Специалистам удалось обнаружить только два небольших фрагмента, относившихся к началу XV века.

Никольская церковь

Еще одна достопримечательность монастыря — Никольская церковь с трапезной палатой. Это уникальный архитектурный памятник XVI века. В настоящее время он практически разрушен, его состояние считается катастрофическим.

Свод церкви находится на грани обрушения. Специалисты опасаются, что совсем скоро единственной возможностью для исследования этого памятника будут археологические раскопки.

Дата строительства Никольской церкви остается неизвестной. Считается, что она появилась то ли во времена Ивана Грозного, то ли уже значительно позже его смерти — в 1632 году.

Современные исследователи склоняются к более ранней датировке.

Знаменитые настоятели

За время существования Михайло-Клопского монастыря у него было немало руководителей, сыгравших важную роль в его развитии и истории Русской православной церкви. С 1414 по 1421 годы обителью руководил Феодосий, позже выбранный в архиепископы.

В житие Михаила Клопского указывается, что в монастырь он прибыл при митрополите Фотии, а затем остался, когда игуменом в нем стал Феодосий.

Согласно летописи, именно при этом священнослужителе была поставлена в Михайло-Клопском монастыре Свято-Троицкая церковь.

Сохранились сведения, что Феодосий помогал жителям окрестных поселений в голодные годы, был связан с князем Константином Дмитриевичем, который прибыл в Новгород в 1419 году. Это был сын Дмитрия Донского, который выбрал Феодосия своим духовником. Он регулярно бывал в обители, дал денег на строительство Троицкого собора.

В 1421 году Феодосия выбрали в архиепископы. Он два года возглавлял епархию без рукоположения, пока новгородцы насильно не отстранили его от кафедры. После этого Феодосий вернулся в свой монастырь, где умер через два года.

Герасим (Ионин)

В числе настоятелей был и Герасим (Ионин), который стал известен служением в Соловецком монастыре. Именно после новгородской обители его в 1793 году перевели на Соловки.

На новом месте он проявил себя, требуя от послушников досконального исполнения устава, ходатайствовал об отмене раздела между монахами остатков годовых доходов, а также возобновлении общежития на основании порядков, заведенных игуменом Зосимой Чудотворцем.

В 1796-м Герасима отправили на покой, назначив пенсию. Он умер в глубокой старости в Софрониевой пустыни.

Герасим (Гайдуков)

Герасим (Гайдуков) был во главе обители с 1806 по 1817 годы. Известно, что он принял монашеский постриг в 1795 г. В первые годы XIX века работал на строительстве Антониево-Дымского монастыря, относившегося к Санкт-Петербургской епархии. Затем его перевели в Вологодскую область.

Став настоятелем Михайло-Клопского монастыря, возведен в сан игумена. В 1815 году им было издано краткое описание обители.

Но и это было не последнее место его службы. В 1817 году Герасим стал архимандритом, его перевели в Сковородский монастырь Новгородской епархии. Затем он руководил еще Николо-Вяжищским и Валдайским Иверским монастырем.

В 1829 году скончался, был погребен в соборной церкви Иверского монастыря.

Михайло клопский монастырь великий новгород

Впервые упоминается под 1408 годом в связи с приходом в монастырь св. Михаила Клопского. Главной святыней монастыря являются мощи св. Михаила Клопского, почивающие под спудом на южной стороне Троицкой церкви.

В 1934 году монастырь был закрыт. В 2005 году возвращён Новгородской епархии. Восстановление обители ведётся под руководством наместника игумена Иакова (Ефимова).

Архитектура

Центром ансамбля является четырёхстолпный трёхглавый Троицкий собор, выстроенный в 1560-е гг. и позднее обстроенный живописными приделами и галереями с колокольней (не сохранились). По моде грозненского времени храм был многопрестольным. Каменная церковь Николая Чудотворца с трапезной впервые упомянута в писцовых книгах под 1581 г.

В начале XIX века стены собора были надложены, изменился его облик, храм стал пятиглавым. Тогда же были построены кельи и новая колокольня. В годы Великой Отечественной войны трапезная церковь была сильно разрушена. В 1960-е гг. собор был законсервирован, а Никольская церковь по-прежнему пребывает в руинах.

Вид на монастырь с берега Веряжи

Колокольня. 2004 год

Настоятели

  • Феодосий (упом. 1414 — 1421)
  • Герасим (Ионин) (? — 1793 [1] ) [2]
  • Иона (? — 1796 [1] ) [2]
  • Память св. преподобного Михаила Клопского — 24 января
  • Прихожение св. Михаила Клопского — 6 июля

Примечания

  1. 12 По указу Св. Синода, был посвящён митрополитом Гавриилом в этом году в настоятели Соловецкого монастыря.
  2. 12Список настоятелей Соловецкаго первокласснаго ставропигиальнаго монастыря…

Литература

  • Сойкин П. П.Клопский монастырь в Новгородском уезде // Православные русские обители = «Православные русские обители»: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне., Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1910. — СПб. : Воскресение, 1994. — С. 129. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Клопский монастырь» в других словарях:

Клопский Троицкий монастырь — Свято Троицкий Михайло Клопский мужской монастырь православный мужской монастырь в окрестностях Великого Новгорода. Впервые упоминается в летописи под 1408 годом в связи с приходом в монастырь св. Михаила Клопского. Главной святыней монастыря… … Википедия

КЛОПСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь — Новгородская еп., на берегу р. Веряжи, близ оз. Ильменя. Существовал в н. XV в. Здесь под спудом почивали мощи прп. Михаила; над ними бронзовая позолоченная рака, сооруженная в 1806. В обители показывали колодезь, устроенный из того источника,… … Русская история

Клопский-Троицкий-Михайловский монастырь — на реке Веряже, мужской, 3 класса, Новгородской губернии и уезда. Основан в XIV столетии. Здесь находится гроб бывшего в XV в. настоятелем монастыря чудотворца Михаила Клопского и хранится древняя икона св. Троицы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Михаил Клопский — в житии (икона XVII века) Михаил Клопский (XV век) православный монах, святой … Википедия

Михаил Клопский — Михаил Клопский, преподобный (умер в 1452 г.). Придя в Клопский монастырь, близ Новгорода, он никому не открывал своего происхождения, но посетивший монастырь князь Константин Дмитриевич , сын Донского , узнал в нем своего близкого родича. Во… … Биографический словарь

Троицкий монастырь — Троицкий (Свято Троицкий) монастырь монастырь, посвящённый Святой Живоначальной Троице. Содержание 1 Беларусь 2 Латвия 3 Литва 4 … Википедия

Михаил Клопский — († в 1452 г.) преподобный. Придя в Клопский монастырь, близ Новгорода, он никому не открывал своего происхождения, но посетивший монастырь князь Константин Дмитриевич, сын Донского, узнал в нем своего близкого родича. Юродствуя, М. сделал… … Большая биографическая энциклопедия

Михаил Клопский — († 1452 г.), преподобный. Придя в Клопский м рь, близ Новгорода, он никому не открывал своего происхождения, но посетивший монастырь князь Константин Дмитриевич, сын Донского, узнал в нем своего близкого родича. Юродствуя, М. сделал несколько… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Список храмов Новгородского района Новгородской области — Список включает в себя только существующие на 2011 год как древние так и современные храмовые постройки, расположенные на территории Новгородского района Новгородской области. Часовни, молельные дома, приспособленные под церковь здания в него не… … Википедия

Дмитрий Юрьевич Шемяка — В Википедии есть статьи о других людях с именем Дмитрий Юрьевич. Дмитрий Юрьевич Шемяка … Википедия

Великий Новгород

58° 31.4509 ′N , 31° 16.6640 ′E
58.52418N, 31.27773E
58°31′27.05″N, 31°16′39.84″E

306 материалов по 99 объектам, 5 384 фотографии

  • Карта
  • Заметки 159
  • Фотографии 5 384

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Великом Новгороде.

Михайло-Клопский монастырь

58° 22.6667 ′N , 31° 7.4046 ′E
58.37778N, 31.12341E
58°22′40.00″N, 31°7′24.27″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Ненастоящее паломничество

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. — точно порадуют

Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Новгородская область, Новгородский район, напротив с. Хотяж

Михайло -Клопский монастырь Святой Троицы расположен в двадцати километрах к югу от Новгорода, на правом берегу реки Веряжи. Добраться до него можно по Псковской трассе на машине или автобусом № 179 от новгородского автовокзала.

Михайло-Клопский монастырь в Великом Новгороде

Михайло-Клопский монастырь — православная мужская обитель, расположенная в 20 километрах на юг от Великого Новгорода. Она находится на реке Веряже, в месте, где она впадает в Ильмень. В этой статье мы расскажем об истории, архитектуре монастыря, вариантах того, как до него можно добраться.

Михайло-Клопский монастырь был основан в начале XV века. Первое упоминание о нем в летописях относится к 1408 году. Оно связано с тем, что в приходе появляется православный послушник Михаил Клопский, именем которого в результате и была названа обитель.

При этом существует еще одна версия происхождения названия Михайло-Клопского монастыря в Великом Новгороде. Некоторые исследователи утверждают, что река Веряжа и безымянный ручей, расположенный в местности, на которой стоит монастырь, имеют форму клопа.

Сегодня главной святыней обители являются мощи Михаила Клопского, которые находятся под спудом в южном приделе Троицкой церкви.

После прихода к власти большевиков монастырь проработал до 1934 года, после чего был закрыт.

Гонения на монахов начались уже в 1918 г. Тогда при обители была организована школа, а коммунисты запретили служить молебен. После революции монастырский приход упразднили. Однако это не означало завершение духовной жизни на этом месте. В 1922 году правительственная комиссия изъяла все ценности, находившиеся в пользовании общины. Все было передано Новгородскому музею.

В середине 1920-х годов монастырь оказался в центре обновленческого движения. Появился священник Николай Летицкий, которому местные власти всячески противодействовали. В результате священник был отстранен. После закрытия собора на территории монастыря для богослужений ключи от него передали музейным работникам.

Возрожден Михайло-Клопский мужской монастырь был в 2005 году. Здания возвращены Новгородской епархии. Сейчас продолжается его восстановление, оно ведется под непосредственным руководством игумена Иакова (Ефимова).

Архитектура

Центром архитектурного ансамбля Михайло-Клопского монастыря в Великом Новгороде является трехглавый четырехстолпный Троицкий собор. Он был построен предположительно в 1560 годы. Со временем к нему были пристроены галереи с колокольней, которые не сохранились, и живописные приделы.

По моде, существовавшей во времена правления Ивана IV, в Михайло-Клопском монастыре Троицкий собор был сделан многопрестольным. Как минимум с 1581 года существует каменная церковь Николая Чудотворца с трапезной. Именно к этому времени относятся ее первые упоминания в летописях.

В начале XIX столетия внешний облик собора претерпел значительные изменения. Храм стал пятиглавым, на территории Михайло-Клопского монастыря была построена колокольня и кельи.

Во время Великой Отечественной войны трапезная церковь была практически полностью разрушена. В 1960 годы собор законсервировали. Никольская церковь по-прежнему остается в руинах.

Местонахождение

Точного адреса у Михайло-Клопского монастыря нет. Чтобы до него добраться, нужно отправиться на юг от Великого Новгорода.

На своей машине из города следует выезжать по трассе Р56. Затем через 11 километров повернуть налево по указателю, ведущему к монастырю.

Кто такой Михаил Клопский?

Православный монах, в честь которого была названа эта обитель, был юродивым. По одной из версий, состоял в родстве с Дмитрием Донским. Был то ли внуком боярина Дмитрия Михайловича Боброк Волынского, то ли незаконнорожденным сыном можайского князя Андрея Дмитриевича, брата Дмитрия Донского.

Известно, что Михаил официально отказался от власти и состояния, приняв на себя подвиг юродства во славу Христа. Он пешком ушел из Москвы. В монастырь в Новгородской республике заявился в одном рубище.

В обители он провел следующие 44 года своей жизни. Святой за это время стал примером строгого соблюдения монастырского устава и аскетического подвига. Согласно его житию, обладал даром предвидения и пророчества. Также прославился тем, что обличал правителей, не обращая никакого внимания на их статус и происхождение.

Например, он предсказал победу Ивана III и падение Новгорода. Также к совершенным им чудесам относят открытие неизвестного ранее источника на территории монастыря, что пришлось очень кстати, так как послушники страдали от засухи, образовавшейся в тот год.

Скончался Михаил Клопский в 1453 или 1456 году. Был канонизирован на Макарьевском соборе спустя почти век. Православная церковь чтит его память 11 января.

Троицкий собор

Троицкий собор является главным украшением Михайло-Клопского монастыря в Великом Новгороде. Это памятник новгородского зодчества первой половины XVI столетия. Сооружение сохранило строительные и архитектурные традиции, которые сложились во времена независимости Новгородской республики.

После присоединения Великого Новгорода к Московскому государству в архитектуре прослеживается тенденция к усвоению «московских правил». Они с тех пор становятся определяющими в облике новгородского каменного строительства.

Перемены заметны в перестройке на территории мужского Михайло-Клопского монастыря Троицкого собора в начале XVI века. Многие исследователи связывают постройку этого храма с посещением его Иваном Грозным в 1568 году.

Многопрестольность становится одной из его отличительных черт. Она свойственна большинству храмов того времени. В посвящении приделов видят особую идейную программу царя, так как храм строился по его распоряжению и частично на его средства. Посвящение приделов Феодору Стратилату и Иоанну Лествичнику указывает на стремление получить покровительство для сыновей Ивана IV — Федора и Иоанна. И в остальных посвящениях прослеживается традиционный для правителя набор молитвенных тем. Они связаны с обращением к Богоматери, Троице и Иоанну Предтече.

Значительно был перестроен Троицкий собор Михайло-Клопского мужского монастыря в XIX веке. В западной части появились еще две декоративные главы, исчезла колокольня, была обновлена настенная живопись.

В результате раскопок, проведенных советскими археологами в конце 1980 годов, установлено, что при строительстве на территории Михайло-Клопского монастыря Троицкого собора в XVI веке была практически полностью выбрана кладка первоначального каменного собора вместе с фундаментом. Специалистам удалось обнаружить только два небольших фрагмента, относившихся к началу XV века.

Никольская церковь

Еще одна достопримечательность монастыря — Никольская церковь с трапезной палатой. Это уникальный архитектурный памятник XVI века. В настоящее время он практически разрушен, его состояние считается катастрофическим.

Свод церкви находится на грани обрушения. Специалисты опасаются, что совсем скоро единственной возможностью для исследования этого памятника будут археологические раскопки.

Дата строительства Никольской церкви остается неизвестной. Считается, что она появилась то ли во времена Ивана Грозного, то ли уже значительно позже его смерти — в 1632 году.

Современные исследователи склоняются к более ранней датировке.

Знаменитые настоятели

За время существования Михайло-Клопского монастыря у него было немало руководителей, сыгравших важную роль в его развитии и истории Русской православной церкви. С 1414 по 1421 годы обителью руководил Феодосий, позже выбранный в архиепископы.

В житие Михаила Клопского указывается, что в монастырь он прибыл при митрополите Фотии, а затем остался, когда игуменом в нем стал Феодосий.

Согласно летописи, именно при этом священнослужителе была поставлена в Михайло-Клопском монастыре Свято-Троицкая церковь.

Сохранились сведения, что Феодосий помогал жителям окрестных поселений в голодные годы, был связан с князем Константином Дмитриевичем, который прибыл в Новгород в 1419 году. Это был сын Дмитрия Донского, который выбрал Феодосия своим духовником. Он регулярно бывал в обители, дал денег на строительство Троицкого собора.

В 1421 году Феодосия выбрали в архиепископы. Он два года возглавлял епархию без рукоположения, пока новгородцы насильно не отстранили его от кафедры. После этого Феодосий вернулся в свой монастырь, где умер через два года.

Герасим (Ионин)

В числе настоятелей был и Герасим (Ионин), который стал известен служением в Соловецком монастыре. Именно после новгородской обители его в 1793 году перевели на Соловки.

На новом месте он проявил себя, требуя от послушников досконального исполнения устава, ходатайствовал об отмене раздела между монахами остатков годовых доходов, а также возобновлении общежития на основании порядков, заведенных игуменом Зосимой Чудотворцем.

В 1796-м Герасима отправили на покой, назначив пенсию. Он умер в глубокой старости в Софрониевой пустыни.

Герасим (Гайдуков)

Герасим (Гайдуков) был во главе обители с 1806 по 1817 годы. Известно, что он принял монашеский постриг в 1795 г. В первые годы XIX века работал на строительстве Антониево-Дымского монастыря, относившегося к Санкт-Петербургской епархии. Затем его перевели в Вологодскую область.

Став настоятелем Михайло-Клопского монастыря, возведен в сан игумена. В 1815 году им было издано краткое описание обители.

Но и это было не последнее место его службы. В 1817 году Герасим стал архимандритом, его перевели в Сковородский монастырь Новгородской епархии. Затем он руководил еще Николо-Вяжищским и Валдайским Иверским монастырем.

В 1829 году скончался, был погребен в соборной церкви Иверского монастыря.

benzinych.ru

Осуществили вчера краеведческое паломничество.

Тихое, спокойное и… религиозное место. С превеличайшим удовольствием прогулялись и прикоснулись.

По духу чем-то слегка напомнил наш Иверский монастырь до реставрации раскрашиваний и весьма сильно Горицкий (http://benzinych.ru/benzin/20961), наверное, просто чёрными куполами.

Небольшая историческая справка:

Клопский монастырь святой Троицы находится в 20 километрах к югу от Новгорода на правом берегу реки Веряжи недалеко от её впадения в озеро Ильмень. Дошедший до нас ансамбль Клопского монастыря в основном сложился в 60-70-е гг. XVI в.

Мощи св. Михаила Клопского являются главной святыней монастыря, располагающиеся под спудом на южной стороне Троицкой церкви. По немногочисленным мнениям свое название он получил от того, что река Веряжа и безымянный ручей окружаемой местности, на которой стоит монастырь, имеют как бы форму клопа. Первые сведения об этом относятся к 1408 г.

На сегодняшний день здесь сохранились две каменные церкви: Троицкая — 1562 г., и Николая Чудотворца с трапезной (XVI в).

Троицкая церковь была построена в 1562 году и является древнейшим памятником монастыря. Строительство велось по повелению Ивана Грозного, на которое он выделил из царской казны 50 рублей. Интерес царя к этому монастырю объясняется тем, что в нем много лет жил и был похоронен Михаил Клопский, царский родственник. Он был сыном великого князя Симеона Ивановича от третьего брака с тверской княжной Марией Александровной.

Михаил Клопский с 1408 года подвизался в монастыре, показывая пример иноческого благочестия. Пришел Михаил из Москвы, и есть сведения, что он приходился родным внуком князю Дмитрию Ивановичу Донскому. За 44 года жизни в монастыре он не раз удивлял других чудесами и пророчествами. Во время трехлетней засухи юродивый своей чудодейственной силой отворил в обители новый источник, сохранившийся до наших дней. Им же было предсказано Новгороду скорое падение «…Новгород падет к ногам Иоанна и не восстанет». Перед смертью он не раз останавливался возле могилы игумена Феодосия, повторяя: «Здесь я хочу лечь». Умер он 11 января 1453 года и иноки с удивлением обнаружили место, выбранное им, не тронутым январскими морозами, а землю — мягкой.

Троицкий собор является четырехстолпным, трехапсидным. С юга, севера и запада его окружают пристройки, сделанные в XVII веке. В древности собор имел посводное покрытие и был трехглавы. Существующая четырехскатная кровля и два глухих деревянных барабана были устроены в начале XIX в.

Сохранилась и настенная роспись XVII в., близкая к росписи Знаменского собора. Есть ряд интересных сюжетов. Любопытна сцена «изгнания торгующих из храма», расположенная на северной стене. Здесь можно увидеть опрокинутый стол, падающие фигуры людей, мешок с рассыпанными деньгами, перевернутую клетку с голубями. Все это подчеркивает бурный характер происшествия. Имеется изображение самого монастыря XVII века.

Вторая церковь с трапезной тоже была построена в XVI веке. В ней большой интерес представляет двухэтажная палата с одним столбом внутри.

В настоящее время в монастыре проводятся реставрационные работы.

На входе схема монастыря, часть строений, что на этой картинке, на самом деле сильно руинирована. Ну и реквизиты, да. Вот прям представил себе педантичного и рачительного человека, который стоит и скурпулёзно переписывает номера ОКПО и ОКАТО.

Графика, кстати, странная на схеме. Тень то справа, то слева. Ладно, бог с ней, что я до неё докопался?

Сохранился и стоит у входа в храм старинный колокол:

Гранд-макет Троицкого собора (обожаю такие макеты):

Внутри практически стройка, голые кирпичи, земляной пол.

Тишина, ни единой живой души, невинность момента. Я прям проникся. Очень хороший храм.

Красавец Свято-Троицкий собор:

Руины стены храма Николая Чудотворца:

Звонница. Подходи, звони:

Справа деревянная церковь в честь преподобного Михаила Клопского:

Башня эта на переднем плане, если честно, недоразумение какое-то:

Невыносимо уютно и спокойно:

Когда-то давно начали делать реставрацию, но руинируется уже и она:

Михайло клопский монастырь великий новгород

Клопский Троицкий монастырь — Свято Троицкий Михайло Клопский мужской монастырь православный мужской монастырь в окрестностях Великого Новгорода. Впервые упоминается в летописи под 1408 годом в связи с приходом в монастырь св. Михаила Клопского. Главной святыней монастыря… … Википедия

КЛОПСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь — Новгородская еп., на берегу р. Веряжи, близ оз. Ильменя. Существовал в н. XV в. Здесь под спудом почивали мощи прп. Михаила; над ними бронзовая позолоченная рака, сооруженная в 1806. В обители показывали колодезь, устроенный из того источника,… … Русская история

Клопский-Троицкий-Михайловский монастырь — на реке Веряже, мужской, 3 класса, Новгородской губернии и уезда. Основан в XIV столетии. Здесь находится гроб бывшего в XV в. настоятелем монастыря чудотворца Михаила Клопского и хранится древняя икона св. Троицы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Михаил Клопский — в житии (икона XVII века) Михаил Клопский (XV век) православный монах, святой … Википедия

Михаил Клопский — Михаил Клопский, преподобный (умер в 1452 г.). Придя в Клопский монастырь, близ Новгорода, он никому не открывал своего происхождения, но посетивший монастырь князь Константин Дмитриевич , сын Донского , узнал в нем своего близкого родича. Во… … Биографический словарь

Троицкий монастырь — Троицкий (Свято Троицкий) монастырь монастырь, посвящённый Святой Живоначальной Троице. Содержание 1 Беларусь 2 Латвия 3 Литва 4 … Википедия

Михаил Клопский — († в 1452 г.) преподобный. Придя в Клопский монастырь, близ Новгорода, он никому не открывал своего происхождения, но посетивший монастырь князь Константин Дмитриевич, сын Донского, узнал в нем своего близкого родича. Юродствуя, М. сделал… … Большая биографическая энциклопедия

Михаил Клопский — († 1452 г.), преподобный. Придя в Клопский м рь, близ Новгорода, он никому не открывал своего происхождения, но посетивший монастырь князь Константин Дмитриевич, сын Донского, узнал в нем своего близкого родича. Юродствуя, М. сделал несколько… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Список храмов Новгородского района Новгородской области — Список включает в себя только существующие на 2011 год как древние так и современные храмовые постройки, расположенные на территории Новгородского района Новгородской области. Часовни, молельные дома, приспособленные под церковь здания в него не… … Википедия

Дмитрий Юрьевич Шемяка — В Википедии есть статьи о других людях с именем Дмитрий Юрьевич. Дмитрий Юрьевич Шемяка … Википедия

Михайло клопский монастырь великий новгород

С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. 6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. 7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. 8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9 Да хвалится брат униженный высотою своею, 10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. 11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. 17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. 18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20 ибо гнев человека не творит правды Божией. 21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. 22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. 23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. 25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. 26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. 27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.»

Соборное послание апостола Иакова. Глава 1.

Михайло-Клопский Свято-Троицкий монастырь

Свято-Троицкий Михайло-Клопский мужской монастырь — православный мужской монастырь в 20 км к югу от Великого Новгорода на реке Веряже у её впадения в Ильмень.

По некоторым мнениям, монастырь получил такое название оттого, что река Веряжа и безымянный ручей окружаемой местности, на которой стоит монастырь, имеют будто форму клопа.

Впервые упоминается под 1408 годом в связи с приходом в монастырь св. Михаила Клопского. Главной святыней монастыря являются мощи св. Михаила Клопского, почивающие под спудом на южной стороне Троицкой церкви.

По штатам 1764 года Клопский монастырь включили в число третьеклассных

Указом Святейшего Синода от 10 апреля 1913 года обращён в женский общежительный.

В 1934 году монастырь был закрыт. В 2005 году возвращён Новгородской епархии. Восстановление обители ведётся под руководством наместника игумена Иакова (Ефимова).

Архитектура

Центром ансамбля является четырёхстолпный трёхглавый Троицкий собор, выстроенный в 1560-е гг. и позднее обстроенный живописными приделами и галереями с колокольней (не сохранились). По моде грозненского времени храм был многопрестольным. Каменная церковь Николая Чудотворца с трапезной впервые упомянута в писцовых книгах под 1581 г.

В начале XIX века стены собора были надложены, изменился его облик, храм стал пятиглавым. Тогда же были построены кельи и новая колокольня. В годы Великой Отечественной войны трапезная церковь была сильно разрушена. В 1960-е гг. собор был законсервирован, а Никольская церковь по-прежнему пребывает в руинах.

Сельцо. Троицкий Михаило-Клопский монастырь.

Уже действующий. Официальное название «Свято-Троицкий Михаило-Клопский монастырь». Постоен новый деревянный храм, в котором ежедневно проводятся богослужения. Новый деревянный храм — Михаила Клопского (возможно, пока единственный). Построен в 2005 г., первая литургия отслужена в храмовый праздник 24 января 2006 г. От монастыря, помимо Троицкого собора, сохранились руины трапезной, где была церковь Николая Чудотворца.

В 1412 г. в новгородской летописи указывается о постройке деревянной Троицкой церкви на Клопске. Возможно, к этому времени монастырь уже существовал. Деревянный храм простоял около 7 лет, в 1419 г. его заменил каменный храм, возведенный при игумене Феодосии. Летопись отмечает важную функциональную черту храма 1419 г. — наличие подцерковья.

Многоглавие, исчезнувшее из практики новгородского храмового строительства в XII в., возобновляется в XVI в., но уже на общерусской типологической и стилистической основе. В архитектуре Троицкого собора черты традиционного новгородского стиля практически отсутствуют. Своеобразие объемной композиции здания придает паперть (галерея) во всю ширину западного фасада, по два придела с севера и юга (во имя Иоанна Лествичника, Федора Стратилата, Покрова и Усекновения главы Иоанна Предтечи), пятый придельный храм во имя Михаила Клопского находился в дьяконнике. Асимметрию композиции усиливала нехарактерная для Новгорода шатровая колокольня в юго-западной части здания. Еще одна черта общерусского храмового строительства этого периода — многопрестольность Троицкого собора. Эта особенность свойственная целому ряду храмов близких по времени Клопскому собору. Храм строился повелением царя Ивана Грозного и, по крайней мере, отчасти на его средства. Посвящение приделов Иоанну Лествичнику и Федору Стратилату указывает на стремление снискать небесное покровительство царским сыновьям — Иоанну и Федору. В остальных посвящениях также обнаруживается характерный для царя Ивана круг молитвенных тем, связанных с обращением к Троице, Богоматери, Иоанну Предтече и местному чудотворцу.

По материалам статьи В.А. Булкина, доц. СПбГУ

Клопский Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 22 верстах от Новгорода, на берегу реки Веряжи, в 3 верстах от озера Ильменя. Существовал в начале XV века. Здесь под спудом почивают мощи преподобного Михаила. Над ними бронзовая позолоченная рака, сооруженная в 1806 году. В обители показывают колодезь, устроенный из того источника, который, по преданию, низведен молитвою преподобного Михаила во время засухи. Ежегодно 23 июня, в день прибытия преподобного Михаила в монастырь, сюда бывает крестный ход на лодках из окружных сел.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Ссылка на основную публикацию