Летопись серафимо дивеевского монастыря

Серафим (Чичагов) — Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Серафим (Чичагов) — Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря краткое содержание

ЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ее: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой

Составил священномученик Серафим (Чичагов)

Электронная копия сделана с русифицированного издания Братства св. Александра Невского. Нижний Новгород. 2005. За вычетом предисловия, номеров страниц, иллюстраций и приложения (цензурные купюры из текста «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря»).

Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Многие причины препятствовали до сих пор напечатанию летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, отличающегося от других обителей редкой по интересу историей своего основания и развития; в особенности препятствовали события, происшедшие после смерти блаженного старца, отца Серафима Саровского. В продолжение 28 лет обитель отца Серафима беспрерывно страдала и терпела потрясения вследствие вмешательства в судьбу монастыря постороннего лица, и затем в 1861 году возгорелась особая, нигде не бывалая еще смута, потребовавшая чрезвычайного следствия, по окончании которого, естественно, благоговейные сироты Серафимовы заботились лишь о водворении порядка, благочиния и о приобретении духовного покоя, а не об обнародовании правдивой истории монастыря. Наконец, необходимо было дождаться напечатания исторических документов, воспоминаний и показаний некоторых современников и решителей судеб Серафимо-Дивеевского монастыря, чтобы летопись имела характер повествования, основанного на неопровержимых исторических фактах.

Ныне изданы письма, мнения и резолюции в Бозе почившего митрополита Филарета Московского, который по воле Провидения положил предел страданиям дивной Серафимовой обители, и теперь летописцы ее могут основывать события 1861 года на мудрых и безошибочных решениях благодатного Святителя русской земли.

Серафимо-Дивеевский монастырь есть необыкновенная обитель как вследствие своего основания, так и духовного роста. Первоосновательницей надо считать великую рабу Божию, схимонахиню Александру, в миру — Агафью Семеновну Мельгунову, которая учредила общину не по своей воле, но по воле и указанию Самой Царицы Небесной, на местности, взятой Богородицей Себе в четвертый удел на земле. Блаженный старец о. Серафим засвидетельствовал эту истину тысячам [людей], и потому Дивеево во многих печатных брошюрах и воспоминаниях современников называется «четвертым жребием Божией Матери на земле».

По кончине Мелыуновой обитель была возрождена о. Серафимом й рядом со старой общиной еще учреждена другая — новая, под названием «девической». Царица Небесная Сама назвалась Верховной Игуменьей Дивеевской обители, передала о. Серафиму на словах правила и устав монастыря, и блаженный старец, как высказал старшим сестрам и духовнику перед своей кончиной и говорил многим при жизни, не переставлял в Дивееве ни одного камня по своей воле. Предсказания о. Серафима о будущем Дивеевской обители свидетельствуют, что она может быть сравнима только с Киево-Печерской лаврой, которая есть третий удел Богоматери на земле. Многое уже сбылось из предсказаний великого старца, и монашествующие твердо верят, что обитель, по словам о. Серафима, будет впоследствии единственной женской лаврой в мире.

Источниками для составления летописи Серафимо-Дивеевского монастыря служили следующие рукописи, записки, документы и печатные материалы:

Рукописи (монастырский архив)

Тетрадь № 1: рассказы об основателе нашем старце священно-иеромонахе Серафиме (сообщения стариц и монахинь).

Тетрадь № 2: того же содержания.

Тетрадь № 3: «Достоверные сведения о двух Дивеевских обителях Н. А. Мотовилова и об исцелении его великим старцем Серафимом»:

Тетрадь № 4: летописные сказания Серафимо-Дивеева монастыря, составленные из записок протоиерея о. Василия Садовского и Николая Александровича Мотовилова: а) предисловие; б) г-жа Агафья Семеновна Мелыунова, в монашестве матушка Александра; в) первоначальная, так называемая Общежительно-Богоугодная, при Казанской церкви полковницы Мельгуновой женская общинка; г) Мария Семеновна Мелюкова, в схимонасех Марфа; д) Елена Васильевна Мантурова.

Тетрадь № 5: описание женского общежительного Серафимо-Дивеевского монастыря, составленное вследствие указа о том Преосвященного Модеста, Епископа Нижегородского и Арзамасского, в 1885 году и хранящееся в Духовной Консистории.

Тетрадь № 6: летописное сказание Серафимо-Дивеева монастыря, составленное из записок протоиерея о. Василия Садовского и Николая Александровича Мотовилова и по рассказам Михаила Васильевича Мантурова:

а) основание старцем Серафимом второй мельничной Дивеевской общинки при селе Дивееве;

б) построение двухпоставной ветряной мельницы в Серафимовом Дивееве; в) Михаил Васильевич Мантуров; г) построение первоначальных Рождественских церквей Серафимо-Дивеева. Рассказ протоиерея о. Василия Садовского; д) 81 рассказ стариц о предречениях батюшки о. Серафима.

Тетради № 7 и 8: о блаженной Паше Саровской.

Тетрадь № 9: жизнеописание блаж. Пелагеи Ивановны.

Тетрадь № 10: рассказы о Прасковье и Марии Семеновных Мелюковых.

Тетрадь № 11 (черновая в переплете): а) жизнеописание монахини Елены, в миру девицы Е. В. Мантуровой и б) рассказы разных лиц.

Тетрадь № 12: краткое описание Серафимо-Дивеевской обители.

Тетрадь № 13: сведения о Серафимо-Дивеевском монастыре.

Тетради № 14 и 15: краткое повествование о Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеева монастыря.

Тетрадь № 16: кончина матушки Агафий Семеновны и основание батюшкой Серафимом мельничной обители.

Тетрадь № 17: о Прасковье Семеновне Мелюковой.

Тетрадь № 18: воспоминания о жизни старца Антония.

Тетрадь № 19: сведения о блаж. Наталии Дмитриевой.

Тетрадь № 20: тридцать рассказов об исцелении батюшки о.Серафима.

Тетрадь № 21: сказание о последних двух днях жизни старицы Прасковьи Семеновны Мелюковой, переданное Феодорой Ерофеевой.

Тетрадь № 22: (черновые) рассказы о батюшке о. Серафиме, чудесах его и о болящих старицах, записанные В. А. Карамзиной.

Тетради № 23-28: летопись о первых первоначальницах общин и тетради (5) о целительных свойствах воды батюшки Серафима.

Тетради № 29-33: (черновые) рассказы о батюшке о. Серафиме, о чудесах его, о Мантурове и о первоначальницах.

Тетрадь № 34: письмо и записки исправника Павла Бетлинга.

Тетрадь № 35: Древние бумаги М. В. Мантурова о покупке земли и о постройке Рождественской церкви.

Тетрадь № 36: (черновые) записи В. А. Карамзиной о чудесах батюшки о. Серафима.

Тетрадь № 37: некоторые замечания на книгу «Сказания о подвигах старца Серафима» соседом Саровской пустыни и Дивеевской общины.

Тетрадь № 38: сведения о батюшке о. Серафиме из Слободского Вятского монастыря, с копией письма Преосвящ. Агафангела, епископа Вятского.

Тетрадь № 39: письма и телеграммы, относящиеся к юбилею

Тетради №№ 40-60: записки Н. А. Мотовилова.

1. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафий Семеновны Мельгуновой. Издание иеромонаха Иоасафа. СПб., 1849 г.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Перед вами третье издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной священномучеником Серафимом (Чичаговым). Эта книга до нашего времени остается благодатным источником наиболее полных духовно-исторических сведений о Дивеевской обители, четвертом уделе Божией Матери во Вселенной. Через всю жизнь владыка Серафим пронес великую любовь к этому святому месту. О том, как возник замысел написания «Летописи», известно, что через блаженную старицу Пашу было передано повеление батюшки Серафима священнику Леониду Чичагову доложить государю, что наступило время открытия его мощей и прославления. В смущении обдумывая, как исполнить столь трудное послушание, отец Леонид внезапно понял, что нужно записать все рассказы о преподобном Серафиме помнивших его дивеевских монахинь и других современников, а также воспользоваться архивными сведениями Саровского и Дивеевского монастырей и, приведя весь материал в хронологический порядок, поднести его императору Николаю II. По завершении работы в 1896 году, изданный труд был преподнесен императору Николаю II и прочитан им, и это во многом повлияло на решение открыть святые мощи саровского старца и прославить его. Среди тех, о ком рассказывает «Летопись», кто участвовал в ее издании и в канонизации преподобного Серафима Саровского, немало удостоившихся прославления Русской Православной Церковью в лике святых. Многое из того, что говорил великий старец о Дивеевской обители, уже исполнилось в наши дни. Но 120 лет тому назад, когда готовилось первое издание, даже такому известному духовному лицу, как протоиерей Григорий Дьяченко, который был старшим цензором Святейшего Синода и делал правку «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», предсказания преподобного Серафима о будущем величии обители под покровом Верховной Игумении, о Канавке, о перенесении плоти старца Серафима в Дивеево, о посещении Дивеева Царской фамилией казались совершенно несбыточными. Он вычеркивает, к примеру, чудо с малиновым кустом, эпизод с посещением Царицей Небесной стряпушечьего послушания, видение скончавшейся схимонахини Марфы с Царицей Небесной в царских вратах во время ее отпевания, предсказание о Царь-колоколе и о том, что до самого дня второго пришествия Христова в Дивееве будет совершаться бескровная жертва. В настоящей книге публикуется полный текст, подготовленный к изданию в 1896 году, с учетом вычеркнутого цензурой. Его удалось восстановить благодаря тому, что в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в фондах священномученика Серафима (Чичагова), сохранился уникальный экземпляр с пометками красным и синим карандашом, сделанными рукой цензора. Теперь мы имеем возможность прочитать тот самый текст, за который батюшка Серафим благодарил священника Леонида Чичагова.

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Содержание

Предисловие

Многие причины препятствовали до сих пор напечатанию летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, отличающегося от других обителей редкой по интересу историей своего основания и развития; в особенности препятствовали события, происшедшие после смерти блаженного старца, отца Серафима Саровского. В продолжение 28 лет обитель отца Серафима беспрерывно страдала и терпела потрясения вследствие вмешательства в судьбу монастыря постороннего лица, и затем в 1861 году возгорелась особая, нигде не бывалая еще смута, потребовавшая чрезвычайного следствия, по окончании которого, естественно, благоговейные сироты Серафимовы заботились лишь о водворении порядка, благочиния и о приобретении духовного покоя, а не об обнародовании правдивой истории монастыря. Наконец, необходимо было дождаться напечатания исторических документов, воспоминаний и показаний некоторых современников и решителей судеб Серафимо-Дивеевского монастыря, чтобы летопись имела характер повествования, основанного на неопровержимых исторических фактах.

Ныне изданы письма, мнения и резолюции в Бозе почившего митрополита Филарета Московского, который по воле Провидения положил предел страданиям дивной Серафимовой обители, и теперь летописцы ее могут основывать события 1861 года на мудрых и безошибочных решениях благодатного Святителя русской земли.

Серафимо-Дивеевский монастырь есть необыкновенная обитель как вследствие своего основания, так и духовного роста. Первоосновательницей надо считать великую рабу Божию, схимонахиню Александру, в миру – Агафью Семеновну Мельгунову, которая учредила общину не по своей воле, но по воле и указанию Самой Царицы Небесной, на местности, взятой Богородицей Себе в четвертый удел на земле. Блаженный старец о. Серафим засвидетельствовал эту истину тысячам [людей], и потому Дивеево во многих печатных брошюрах и воспоминаниях современников называется «четвертым жребием Божией Матери на земле».

По кончине Мельгуновой обитель была возрождена о. Серафимом и рядом со старой общиной еще учреждена другая – новая, под названием «девической». Царица Небесная Сама назвалась Верховной Игуменьей Дивеевской обители, передала о. Серафиму на словах правила и устав монастыря, и блаженный старец, как высказал старшим сестрам и духовнику перед своей кончиной и говорил многим при жизни, не переставлял в Дивееве ни одного камня по своей воле. Предсказания о. Серафима о будущем Дивеевской обители свидетельствуют, что она может быть сравнима только с Киево-Печерской лаврой, которая есть третий удел Богоматери на земле. Многое уже сбылось из предсказаний великого старца, и монашествующие твердо верят, что обитель, по словам о. Серафима, будет впоследствии единственной женской лаврой в мире.

Источниками для составления летописи Серафимо-Дивеевского монастыря служили следующие рукописи, записки, документы и печатные материалы:

Рукописи (монастырский архив)

Тетрадь № 1: рассказы об основателе нашем старце священно-иеромонахе Серафиме (сообщения стариц и монахинь).

Тетрадь № 2: того же содержания.

Тетрадь № 3: «Достоверные сведения о двух Дивеевских обителях Н. А. Мотовилова и об исцелении его великим старцем Серафимом»:

Тетрадь № 4: летописные сказания Серафимо-Дивеева монастыря, составленные из записок протоиерея о. Василия Садовского и Николая Александровича Мотовилова: а) предисловие; б) г-жа Агафья Семеновна Мельгунова, в монашестве матушка Александра; в) первоначальная, так называемая Общежительно-Богоугодная, при Казанской церкви полковницы Мельгуновой женская общинка; г) Мария Семеновна Мелюкова, в схимонасех Марфа; д) Елена Васильевна Мантурова.

Тетрадь № 5: описание женского общежительного Серафимо-Дивеевского монастыря, составленное вследствие указа о том Преосвященного Модеста, Епископа Нижегородского и Арзамасского, в 1885 году и хранящееся в Духовной Консистории.

Тетрадь № 6: летописное сказание Серафимо-Дивеева монастыря, составленное из записок протоиерея о. Василия Садовского и Николая Александровича Мотовилова и по рассказам Михаила Васильевича Мантурова:

а) основание старцем Серафимом второй мельничной Дивеевской общинки при селе Дивееве;

б) построение двухпоставной ветряной мельницы в Серафимовом Дивееве; в) Михаил Васильевич Мантуров; г) построение первоначальных Рождественских церквей Серафимо-Дивеева. Рассказ протоиерея о. Василия Садовского; д) 81 рассказ стариц о предречениях батюшки о. Серафима.

Тетради № 7 и 8: о блаженной Паше Саровской.

Тетрадь № 9: жизнеописание блаж. Пелагеи Ивановны.

Тетрадь № 10: рассказы о Прасковье и Марии Семеновных Мелюковых.

Тетрадь № 11 (черновая в переплете): а) жизнеописание монахини Елены, в миру девицы Е. В. Мантуровой и б) рассказы разных лиц.

Тетрадь № 12: краткое описание Серафимо-Дивеевской обители.

Тетрадь № 13: сведения о Серафимо-Дивеевском монастыре.

Тетради № 14 и 15: краткое повествование о Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеева монастыря.

Тетрадь № 16: кончина матушки Агафий Семеновны и основание батюшкой Серафимом мельничной обители.

Тетрадь № 17: о Прасковье Семеновне Мелюковой.

Тетрадь № 18: воспоминания о жизни старца Антония.

Тетрадь № 19: сведения о блаж. Наталии Дмитриевой.

Тетрадь № 20: тридцать рассказов об исцелении батюшки о.Серафима.

Тетрадь № 21: сказание о последних двух днях жизни старицы Прасковьи Семеновны Мелюковой, переданное Феодорой Ерофеевой.

Тетрадь № 22: (черновые) рассказы о батюшке о. Серафиме, чудесах его и о болящих старицах, записанные В. А. Карамзиной.

Тетради № 23–28: летопись о первых первоначальницах общин и тетради (5) о целительных свойствах воды батюшки Серафима.

Тетради № 29–33: (черновые) рассказы о батюшке о. Серафиме, о чудесах его, о Мантурове и о первоначальницах.

Тетрадь № 34: письмо и записки исправника Павла Бетлинга.

Тетрадь № 35: Древние бумаги М. В. Мантурова о покупке земли и о постройке Рождественской церкви.

Тетрадь № 36: (черновые) записи В. А. Карамзиной о чудесах батюшки о. Серафима.

Тетрадь № 37: некоторые замечания на книгу «Сказания о подвигах старца Серафима» соседом Саровской пустыни и Дивеевской общины.

Тетрадь № 38: сведения о батюшке о. Серафиме из Слободского Вятского монастыря, с копией письма Преосвящ. Агафангела, епископа Вятского.

Тетрадь № 39: письма и телеграммы, относящиеся к юбилею

Тетради №№ 40–60: записки Н. А. Мотовилова.

1. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафий Семеновны Мельгуновой. Издание иеромонаха Иоасафа. СПб., 1849 г.

2. Издание второе. СПб., 1856 г.

3. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. СПб., 1863 г. Изд. Саровской пустыни.

4. Издание четвертое. Муром, 1893 г. Изд. Саровской пустыни.

5. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. Москва, 1884 г. Изд. 4-е.

6. Житие и подвиги иеросхимонаха Иоанна, основателя и первоначальника Саровской пустыни. Муром, 1892 г.

7. Краткое жизнеописание старца Серафима Саровского и полковницы Агафий Семеновны Мельгуновой, основателей Серафимо-Дивеева женского монастыря. Изд. Серафимо-Дивеева монастыря. М., 1874 г.

8. Серафимо-Дивеевский общежительный женский монастырь с приложением жизнеописаний о. Серафима и матери Александры. Составлено княжной Еленой Горчаковой. М., 1889 г.

9. Двадцатипятилетнее юбилейное торжество игумений Марии, настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря. Нижний Новгород, 1887 г.

10. Сказание о Христа ради юродивой подвижнице Пелагее Ивановне Серебренниковой. Тверь, 1881 г.

11. Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский. Воронеж, 18go г.

12. Преосвященный Феофан, затворник Вышенский. М., 1895 г.

13. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский. Нижний Новгород, 1886r.

14. Схиигумен Серафим, бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря о. Иоасаф. Священника А. Братановского. Ярославль, 1885 г.

15. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Т. 4 и т. 5 (часть первая).

16. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к Высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888 г.

17. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч. 4– М., 1884 г.

Архимандрит Серафим (Леонид Чичагов)

Летопись серафимо дивеевского монастыря

ЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.
Пожалуй, каждый православный верующий знает Серафимо-Дивеевский женский монастырь, 90% паломников его крепко полюбили, но не каждый читал его летопись.
Летопись или Летописание — исторический жанр описывающий по годам в подробностях, в той или иной степени, исторические события. Летописью называли книги из за того, что каждый последующий год начинался со слов » В лето …» то есть «В таком-то году». Летопись Серафимо-Дивеевского женского монастыря составил священномученик Серафим (в миру Леонид Чичагов).
Продается очень много изданий летописи монастыря, но данный образец является издательством самого Дивеевского монастыря, который печатался со старинной летописи 1896 года (без сокращений).

Многие причины препятствовали до сих пор напечатанию летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Он отличается от других обителей редкой по интересу историей своего основания и развития; в особенности препятствовали события, происшедшие после смерти блаженного старца, отца Серафима Саровского.
В продолжение 28 лет обитель отца Серафима беспрерывно страдала и терпела потрясения вследствие вмешательства в судьбу монастыря постороннего лица, и затем в 1861 году возгорелась особая, нигде не бывалая еще смута. Она требовала чрезвычайного следствия, по окончании которого, естественно, благоговейные сироты Серафимовы заботились лишь о водворении порядка, благочиния и о приобретении духовного покоя, а не об обнародовании правдивой истории монастыря. Наконец, необходимо было дождаться напечатания исторических документов, воспоминаний и показаний некоторых современников и решителей судеб Серафимо-Дивеевского монастыря. это но нужно было для того, чтобы летопись имела характер повествования, основанного на неопровержимых исторических фактах.

Ныне изданы письма, мнения и резолюции в Бозе почившего митрополита Филарета Московского, который по воле Провидения положил предел страданиям дивной Серафимовой обители, и теперь летописцы ее могут основывать события 1861 года на мудрых и безошибочных решениях благодатного Святителя русской земли.

Серафимо-Дивеевский монастырь есть необыкновенная обитель как вследствие своего основания, так и духовного роста. Первоосновательницей надо считать великую рабу Божию, схимонахиню Александру, в миру — Агафью Семеновну Мельгунову, которая учредила общину не по своей воле, но по воле и указанию Самой Царицы Небесной, на местности, взятой Богородицей Себе в четвертый удел на земле. Блаженный старец о. Серафим засвидетельствовал эту истину тысячам [людей], и потому Дивеево во многих печатных брошюрах и воспоминаниях современников называется «четвертым жребием Божией Матери на земле».

По кончине Мелыуновой обитель была возрождена о. Серафимом. Рядом со старой общиной еще учреждена другая — новая, под названием «девической». Царица Небесная Сама назвалась Верховной Игуменьей Дивеевской обители. Она передала о. Серафиму на словах правила и устав монастыря, и блаженный старец, как высказал старшим сестрам и духовнику перед своей кончиной и говорил многим при жизни, не переставлял в Дивееве ни одного камня по своей воле. Предсказания о. Серафима о будущем Дивеевской обители свидетельствуют, что она может быть сравнима только с Киево-Печерской лаврой, которая есть третий удел Богоматери на земле. Многое уже сбылось из предсказаний великого старца, и монашествующие твердо верят, что обитель, по словам о. Серафима, будет впоследствии единственной женской лаврой в мире.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

В 1896 г. вышло в свет сочинение священника Леонида Михайловича Чичагова (1856–1937, будущий архимандрит Серафим и священномученик) «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда» (Издание Серафимо-Дивеевского монастыря. М., 1896). Книга создавалась для предоставления материалов к канонизации старца Серафима, а также для освещения истории Дивеевской обители в период правления игуменьи Марии. В этом труде, намного превосходящем своим объемом все прежние издания о преподобном Серафиме Саровском, помимо его подробного жизнеописания, основанного на публикациях и некоторых архивных источниках, были собраны материалы о Саровском и Дивеевском монастырях, особенно о состоянии последнего после кончины отца Серафима.

Подготовленная книга, содержащая более восьмисот страниц текста, была представлена в верстке цензору протоиерею Григорию Дьяченко, «даровитому духовному писателю и авторитетному богослову» 1 . Значительная часть текстов, относящихся к пророчествам Преподобного о грядущих событиях, судьбе России и Дивеевского монастыря, была вычеркнута цензором. Изъятые фрагменты не вошли и во второе издание 1903 г., которое было напечатано отцом Леонидом, ставшим в 1898 г. иеромонахом Серафимом, а в 1899 г. – архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря в древнем городе Суздале, с целью ускорения канонизации преподобного Серафима Саровского.

В конце Предисловия приведен внушительный список рукописных и печатных источников «Летописи». Рукописи монастырского архива – это шестьдесят тетрадей, содержащих воспоминания стариц и монахинь; летописные сказания Серафимо-Дивеевского монастыря, составленные из записок протоиерея Василия Садовского и Н. А. Мотовилова (частично по рассказам М. В. Мантурова); описание Дивеевского монастыря, «составленное вследствие указа о том преосвященным Модестом, епископом Нижегородским и Арзамазским в 1895-м году»; рассказы об исцелениях и чудесах батюшки Серафима; «письмо и записки исправника Павла Бетлинга» (тетр. № 34); «некоторые замечания на книгу: “Сказания о подвигах старца Серафима”, [составленные] соседом Саровской пустыни и Дивеевской общины» (тетр. № 37; так в Дивеевском монастыре называли иеромонаха Иоасафа. – Л. Щ.); письма и телеграммы, относящиеся к юбилею игуменьи Марии (тетр. № 39); Записки Н. А. Мотовилова (тетр. № 40–60).

Указатель печатных изданий содержит семнадцать наименований: «Сказания» иеромонаха Иоасафа (1-е и 2-е издания); «Житие старца Серафима» Н. В. Елагина (1-е и 4-е издания); «Краткое жизнеописание старца Серафима Саровского и полковницы Агафии Семеновны Мельгуновой…» (Издание Серафимо-Саровского монастыря. М., 1874); описание Серафимо-Дивеевского монастыря, составленное княжной Еленой Горчаковой 1889 г.; «Двадцатипятилетнее юбилейное торжество игумении Марии, настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря» (Нижний Новгород, 1887); «Схи-игумен Серафим, бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря о. Иоасаф» (Ярославль, 1885); публикации мнений, отзывов и писем митрополита Филарета; сказания о дивеевских юродивых и жизнеописания преосвященных Антония Воронежского, Иеремии Нижегородского, Феофана Затворника Вышенского.

«Летопись» состоит из тридцати двух глав с подробным изложением содержания (в Оглавлении и в начале каждой главы). В основу жизнеописания отца Серафима положено «Житие», составленное Н. В. Елагиным. Как и в последнем сочинении, в «Летописи» жизнеописание Преподобного «обрастает» многочисленными подробностями и сведениями, касающимися истории Саровского монастыря и Дивеевской общины, их основателей и настоятелей.

Первые две главы посвящены «Четырем уделам Божией Матери на земле», возникновению Саровской пустыни и Дивеевской общины. С третьей главы по двадцатую излагается жизнеописание отца Серафима. Заимствованное из книги Н. В. Елагина «житие» Старца дополнено эпизодами и подробностями, содержащимися в других изданиях. События жизни саровского подвижника рассматриваются в соотношении с историей Дивеевской общины, во взаимосвязи с многочисленными лицами и обстоятельствами. Здесь также привлекаются его духовные наставления, в текст повествования включено и подробно рассмотрено его келейное правило, приведены многочисленные случаи благодатной помощи людям и прозорливости Преподобного. В шестой главе – «Письменные наставления отца Серафима» (перепечатаны из Приложения к четвертому изданию книги Н. В. Елагина, вышедшему в Муроме в 1893 г.).

Все последующие главы (XXI–XXXII) посвящены истории Дивеевской общины после 1833 г.; при этом основное внимание уделено нестроениям и «смуте», дана резко отрицательная характеристика иеромонаха Иоасафа (по отзывам монахинь и их запискам); подробно рассказывается о дивеевских начальницах, блаженных, некоторых старицах и сестрах; в главе XXII-ой перепечатано жизнеописание блаженной Пелагеи Ивановны (Тверь, 1891). Заканчивается «Летопись» жизнеописанием блаженной Прасковьи Ивановны (Паши Саровской) и характеристикой состояния Серафимо-Дивеевского монастыря в 1890-е годы. Книга проиллюстрирована фотографиями видов Саровского и Дивеевского монастырей, изображениями различных эпизодов жизни старца Серафима и портретами нескольких дивеевских монахинь – последних оставшихся в живых младших современниц Преподобного.

1 Угодник Божий Серафим. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1993. Т. 1. С. 342.
Людмила Александровна Щенникова, ведущий научный сотрудник ФГУ «Государтвенный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”», кандидат искусствоведения, специалист по древнерусскому искусству, автор многочисленных статей об иконах Благовещенского собора и других кремлевских храмов; имеет ряд публикаций о чудотворных иконах (особенно о «Богоматери Владимирской»); в последние годы занимается изучением материалов о преподобном Серафиме Саровском.

Летопись серафимо дивеевского монастыря

Леонид Михайлович Чичагов был чрезвычайно разносторонней личностью — за свою долгую жизнь он был вовлечён в разнообразные виды деятельности. Этому благоприятствовало и то, что родился он в 1856 году в столице России — Петербурге, где у него были блестящие возможности для получения качественного образования. Леонид пошёл по пути своего отца — военного и поступил в Пажеский корпус, который открыл ему дорогу в Преображенский полк.


Подполковник Чичагов Леонид Михайлович, середина 1880 гг.

Леониду Чичагову довелось участвовать в Русско-турецкой войне, она заставила пересмотреть его свои жизненные ориентиры. Леонид был крещён ещё в младенчестве, его семья происходила из дворян, помимо прекрасного домашнего образования ему привили основы православной веры, к которой будущий митрополит проникся глубокой симпатией. Ужасы войны, которую он прошёл невредимым, подтолкнули его к решению стать священником, на это его благословил праведный Иоанн Кронштадтский, ставши его духовным отцом.

Не только богословие привлекало Леонида Михайловича — он очень хотел овладеть медицинскими знаниями, чтобы спасать людей и от телесных страданий. Впоследствии он написал «Медицинские беседы», в которых высказал свою точку зрения на причины болезней и пути их излечения. В 1890 году он вышел в отставку с чином полковника, получил немало государственных наград, можно было посвятить жизнь тому, к чему стремилась его душа. Но было одно обстоятельство, которое создавало затруднения — любимая супруга Леонида Чичагова — Наталия Николаевна не могла примириться с тем, что её муж станет служителем Церкви, она переменила своё мнение только после беседы с Иоанном Кронштадтским.

Семья Чичаговых переехала в Москву, в феврале 1893 года в одном из храмов московского Кремля состоялось его рукоположение во диаконы, а уже через пару дней он стал иереем. Деятельный пастырь тут же погрузился в пастырское послушание, но этому помешала личная трагедия — в 1895 году после болезни скончалась его супруга, оставив на его попечение четырёх несовершеннолетних дочерей. Промыслительно, что Наталия Чичагова была похоронена в Дивеево, с которым отца Леонида будет многое связывать.

Тяжесть потери начинающему пастырю облегчали служба в храме Николая Чудотворца в Ваганьково, реставрацией которого он также занимался, окормление военных и занятия музыкой. Кроме того, отец Леонид посвящал немало времени церковной истории, это дало свой плод — Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Леонид Чичагов особо почитал преподобного Серафима Саровского, промыслом Божием он станет его тёзкой в постриге.

Отец Леонид разговаривал с монахинями, лично знавшими батюшку Серафима, одна из стариц — Паша Дивеевская сказала ему, что настало время прославить Серафима Саровского, открыть его мощи, но он возразил, что не в силах этому способствовать. Однако именно благодаря Летописи в 1903 году, когда она была второй раз переиздана, мощи преподобного Серафима были открыты, а самому автору было видение преподобного. Летопись — это иллюстрированное повествование о Дивеевском монастыре и его обитателях.


Митрополит Серафим Чичагов

Будущий новомученик потянулся к монашеству: это случилось в 1898 году, вскоре его возвели в архимандриты, он стал управлять Спасо-Евфимиевым монастырём в Суздале, по своему обычаю начал заниматься и его реставрацией. Затем в течение года архимандрит Серафим руководил Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырём. После этого началось его странствование по кафедрам России: он служил на Сухумской, Орловской, Кишинёвской кафедрах. В 1912 году он стал архиепископом и он отправился в Тверскую епархию.

Первая мировая война, революция изменили жизнь архиепископа Серафима, он остался верен монархии и Богу, попал в концлагерь, а потом на год его сослали в Архангельскую область, ссылку он с трудом выдержал из-за солидного возраста и плохого здоровья. В 1924 году недавно освободившегося владыку опять арестовали, вменили прославление Серафима Саровского, он оказался в Бутырской тюрьме. После выхода на свободу он находился в Воскресенском Феодоровском монастыре, где мечтал провести остаток жизни, но его назначили управляющим Санкт-Петербургской епархией, митрополитом Ленинградским.

После окончания служения в 1933 году владыка Серафим оказался в Москве, круг его занятий составляли: музыка, пение, рисование. Наступил страшный 1937 год: митрополита Серафима арестовали, НКВД вынесло ему приговор — расстрелять, это произошло 11 декабря на Бутовском полигоне. В 1997 году Русская Православная Церковь канонизировала митрополита Серафима Чичагова как новомученика.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Название: Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
Авторы: новомученик митрополит Серафим (Чичагов)
Страницы: 736
Форматы: pdf, djvu
Год издания: 2005

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» воедино собраны: повествование о зарождении Дивеевской обители — Четвертого удела Божией Матери на земле, ее становлении и жизни; наиболее полное жизнеописание Преподобного Серафима; воспоминания и рассказы людей, знавших его и с любовью передавших беседы; наставления и пророчества дивного Старца, многие из которых уже сбылись, а другие сбываются на наших глазах; свидетельства о чудотворениях угодника Божия как при жизни, так и после его смерти.
Читая эту книгу, мы словно переносимся в начало XIX века, в благодатную тишину пустыньки Преподобного, видим людей, приходящих к нему за советом и утешением, слышим слова дивного Старца, указывающие и нам прямой путь к очищению души, стяжанию благодати Духа Святаго и ко спасению.
Чтение «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» доставит истинную радость и поможет вам прикоснуться к Небесной благодати, которой преисполнялась душа преподобного Серафима, встречавшего приходящих к нему словами: «Радость моя, Христос Воскресе!»
Текст «Летописи» публикуется по изданию 1903 года.
В «Приложении» к основной части книги подробно рассказывается о жизни обители в тревожные десятилетия XX века, даны сведения о последних днях автора «Летописи», священномученика митрополита Серафима (Чичагова), представлена полная библиография литературы о Саровском подвижнике.
Книга богато иллюстрирована, рассчитана на широкий круг читателей.

Первое издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» вышло в свет в 1896 году.
Когда архимандрит Серафим посетил Серафимо-Дивеевский монастырь, монахиня Пелагия, помнившая старца Серафима, сказала ему: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления».
Позднее архимандрит Серафим действительно получил аудиенцию у императора Николая II, и передал ему свою книгу, что способствовало канонизации Серафима Саровского.
В 1902 году по повелению Императора и определению Священного синода ему были поручены подготовительные работы к канонизации Серафима Саровского, состоявшейся в 1903 году. Так же он был одним из организаторов церемонии его прославления.
Тогда же архимандрит Серафим написал житие преподобного и выпустил второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Вечный православный календарь на каждый день Вам в дневник. Вечный православный календарь.ПРАВОСЛ.

=Andrea Bocelli — тот, кто видит сердцем= Andrea Bocelli — популяризатор оперной музыки. Певец.

Аквариум flash-эпиграф с часиками для Вас!

Иллюзии маслом На картинах британского художника Ника Саймона все не так, как кажетс.

«Улитка» из лаваша с творогом — готовится просто, быстро и получается очень вкусно и красиво! Кра.

Рубрики

  • Музыкальная гостиная (54)
  • Video (65)
  • Video1 (50)
  • Video10 (50)
  • Video2 (50)
  • Video3 (50)
  • Video4 (50)
  • Video5 (50)
  • Video6 (50)
  • Video7 (50)
  • Video8 (50)
  • Video9 (50)
  • Актёры (98)
  • Актёры1 (50)
  • Актёры2 (50)
  • Актёры3 (50)
  • Анимашки (49)
  • Анимашки1 (47)
  • Анимашки2 (14)
  • Антиквариат (73)
  • Антиквариат1 (46)
  • Антиквариат2 (50)
  • Антиквариат3 (39)
  • АРТ (91)
  • АРТ1 (57)
  • АРТ2 (52)
  • АРТ3 (52)
  • Археология (5)
  • Архитектура (53)
  • Архитектура1 (47)
  • Архитектура2 (48)
  • Архитектура3 (45)
  • Астрология (19)
  • Аудио (60)
  • Аудио1 (46)
  • Аудио2 (17)
  • Афоризмы (87)
  • Афоризмы1 (57)
  • Афоризмы2 (49)
  • Афоризмы3 (58)
  • Афоризмы4 (51)
  • Барды (45)
  • Библиотека (56)
  • Библиотека1 (45)
  • Выпечка (56)
  • Выпечка1 (50)
  • Выпечка2 (50)
  • Джаз (60)
  • Династия Романовых (60)
  • Для души (55)
  • Для души1 (50)
  • Документальное кино (67)
  • Документальное кино1 (50)
  • Документальное кино2 (50)
  • ЖЗЛ (74)
  • ЖЗЛ1 (65)
  • ЖЗЛ2 (62)
  • ЖЗЛ3 (51)
  • Живопись (1390)
  • Живопись1 (54)
  • Живопись10 (51)
  • Живопись11 (54)
  • Живопись12 (50)
  • Живопись13 (50)
  • Живопись14 (52)
  • Живопись15 (55)
  • Живопись16 (59)
  • Живопись17 (62)
  • Живопись18 (67)
  • Живопись19 (50)
  • Живопись2 (51)
  • Живопись20 (51)
  • Живопись21 (58)
  • Живопись22 (64)
  • Живопись23 (66)
  • Живопись24 (50)
  • Живопись25 (51)
  • Живопись26 (73)
  • Живопись27 (105)
  • Живопись28 (3)
  • Живопись29 (113)
  • Живопись3 (51)
  • Живопись30 (9)
  • Живопись31 (71)
  • Живопись32 (37)
  • Живопись33 (80)
  • Живопись34 (137)
  • Живопись35 (56)
  • Живопись36 (74)
  • Живопись37 (43)
  • Живопись38 (48)
  • Живопись39 (50)
  • Живопись4 (52)
  • Живопись40 (65)
  • Живопись41 (43)
  • Живопись42 (60)
  • Живопись43 (57)
  • Живопись44 (54)
  • Живопись45 (58)
  • Живопись5 (52)
  • Живопись6 (53)
  • Живопись7 (52)
  • Живопись8 (50)
  • Живопись9 (51)
  • Здоровье (63)
  • Здоровье1 (59)
  • Здоровье2 (51)
  • Инструментальная музыка (44)
  • Интересные факты (110)
  • Интересные факты1 (59)
  • Интересные факты2 (58)
  • Интересные факты3 (50)
  • Интерьер (23)
  • Искусство (97)
  • Искусство1 (50)
  • Искусство2 (50)
  • Искусство3 (52)
  • Искусство4 (64)
  • Искусство5 (82)
  • Искусство6 (21)
  • Искусство7 (43)
  • Искусство8 (41)
  • История (75)
  • История1 (60)
  • История2 (50)
  • История3 (52)
  • Камни (54)
  • Камни1 (46)
  • Картины Эрмитажа (3)
  • Классическая музыка (58)
  • Классическая музыка1 (55)
  • Классическая музыка2 (51)
  • КОМ (54)
  • КОМ1 (50)
  • КОМ2 (50)
  • Кулинария (58)
  • Кулинария1 (49)
  • Кулинария2 (49)
  • Кулинария3 (50)
  • Кулинария4 (48)
  • Кулинария5 (45)
  • Мир животных (77)
  • Мир животных1 (50)
  • Мир животных2 (47)
  • Мир животных3 (31)
  • Мода (72)
  • Мода1 (50)
  • Монархи (17)
  • Музеи (30)
  • Музыка (89)
  • Музыка и Живопись (45)
  • Музыка-русская духовная (14)
  • Музыка1 (50)
  • Музыка2 (57)
  • Музыка3 (68)
  • Музыка4 (57)
  • Музыка5 (70)
  • Музыка6 (68)
  • Музыка7 (50)
  • Музыкальная гостиная1 (50)
  • Натюрморты (80)
  • Натюрморты1 (50)
  • Непознанное (49)
  • Непознанное1 (27)
  • Образование (51)
  • Образование1 (14)
  • Открытки (31)
  • Полезные советы (51)
  • Полезные советы1 (54)
  • Полезные советы2 (46)
  • Полезные советы3 (17)
  • Поэзия (90)
  • Поэзия1 (50)
  • Поэзия2 (51)
  • Поэзия3 (51)
  • Поэзия4 (48)
  • Поэзия5 (52)
  • Поэзия6 (45)
  • Православие (121)
  • Православие1 (51)
  • Православие2 (53)
  • Православие3 (49)
  • Православие4 (49)
  • Православие5 (51)
  • Природа (81)
  • Природа1 (86)
  • Природа2 (44)
  • Природа3 (39)
  • Прочие (50)
  • Прочие1 (40)
  • Психология (66)
  • Психология1 (53)
  • Психология2 (14)
  • Путешествие (94)
  • Путешествие1 (51)
  • Путешествие2 (46)
  • Путешествие3 (55)
  • Путешествие4 (74)
  • Путешествие5 (51)
  • Путешествие6 (50)
  • Путешествие7 (59)
  • Путешествие8 (49)
  • Релаксация (54)
  • Релаксация1 (11)
  • Романсы (34)
  • Романтическая музыка (11)
  • Рукоделие (17)
  • Русская живопись (402)
  • Русская живопись1 (53)
  • Русская живопись10 (48)
  • Русская живопись11 (15)
  • Русская живопись2 (53)
  • Русская живопись3 (51)
  • Русская живопись4 (50)
  • Русская живопись5 (47)
  • Русская живопись6 (69)
  • Русская живопись7 (82)
  • Русская живопись8 (61)
  • Русская живопись9 (106)
  • Современная живопись (55)
  • Современная живопись1 (51)
  • Современная живопись2 (19)
  • Ступени цивилизации (9)
  • Театр (44)
  • Уроки жизни (46)
  • Уроки жизни1 (18)
  • Фарфор (65)
  • Философия (17)
  • Фото (136)
  • Фото1 (60)
  • Фото10 (50)
  • Фото2 (50)
  • Фото3 (50)
  • Фото4 (45)
  • Фото5 (59)
  • Фото6 (65)
  • Фото7 (47)
  • Фото8 (53)
  • Фото9 (73)
  • Фотопроект (42)
  • Храмы и соборы (48)
  • Эзотерика (50)
  • Эзотерика1 (52)
  • Эзотерика2 (56)
  • Эзотерика3 (50)
  • Юмор (73)
  • Юмор1 (54)
  • Юмор2 (52)
  • Юмор3 (57)
  • Юмор4 (42)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Четверг, 02 Августа 2012 г. 20:40 + в цитатник

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Повествовать о преподобном Серафиме и умолчать о *дивном Дивееве так же невозможно, как нельзя сказать об отце и опустить о детях. Дивеево после собственной души его есть главное детище святого старца, плод духовного рождения его, полное чудес. Бог есть Творец всего. И всякий, освященный Животворящим Духом Святым, не может не творить: через него и вокруг него начинает цвести жизнь, как весною от теплого солнца трава.

Потому в день Святого Духа Церковь и украшает все зелеными ветвями, знаменуя этим жизнетворную силу Животворящего Духа. Дивеевская обитель и является творением благодати, действовавшей в святом угоднике Божием. Но, чтобы описать хотя бы наиболее важные события из совершенно необыкновенной истории Дивеева, следовало бы написать о нем особую книгу. Теперь же мы извлечем из летописи этого монастыря лишь самое существенное, и характерное, и дивное, а немало же рассказано было и ранее в связи с житием о.Серафима.

Летопись серафимо дивеевского монастыря

Священник Леонид Михайлович Чичагов,
(впоследствии митрополит Серафим).
По рукописи, предоставленной внучкой Преосвященного Варварой Васильевной Черной
(затем игумения Новодевичьего монастыря Серафима).

Как создавалась «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»…

«Когда после довольно долгой государственной службы я сделался священником в небольшой церкви за Румянцевским музеем, мне захотелось съездить в Саровскую пустынь, место подвигов преподобного Серафима, тогда еще не прославленного. И когда наступило лето, поехал туда. Саровская пустынь произвела на меня сильное впечатление. Я провел там несколько дней в молитве и посещал все места, где подвизался Преподобный. Оттуда перебрался в Дивеевский монастырь, где мне очень понравилось и многое напоминало о преподобном Серафиме, так заботившемся о дивеевских сестрах. Игумения приняла меня очень приветливо, много со мной беседовала и, между прочим, сказала, что в монастыре живут три лица, которые помнят Преподобного: две старицы-монахини [Еванфия и Ерминия] и монахиня Пелагея (в миру Параскева, Паша). Особенно хорошо помнит его Паша, пользовавшаяся любовью Преподобного и бывшая с ним в постоянном общении. Я выразил желание ее навестить, чтобы услышать что-либо о Преподобном из ее уст. Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошел к ней, как Паша, лежавшая в постели (она была очень старая и больная), воскликнула:

— Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления.

Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принятым Государем и передать ему в уста то, что она мне поручает. Меня сочтут за сумасшедшего, если я начну домогаться быть принятым Императором. Я не могу сделать то, о чем она меня просит.

На это Паша сказала:

— Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел Преподобный.

В смущении я покинул келлию старицы. После нее я пошел к двум монахиням, помнившим Преподобного. Они жили вместе и друг за другом ухаживали. Одна была слепая, а другая вся скрюченная и с трудом передвигавшаяся по комнате: она заведовала прежде квасоварней и как-то передвигала в погреб по ступенькам лестницы тяжелую бочку с квасом, полетела вниз, и вслед за ней бочка, ударившая ее по средним позвонкам спинного хребта всею своею тяжестью. Обе старицы были большие молитвенницы. Слепая монахиня постоянно молилась за усопших, при сем души их являлись к ней, и она видела их духовными очами. Кое-что она могла сообщить и о Преподобном.

Перед отъездом в Саров, я был у о. Иоанна Кронштадтского, который, передавая мне пять рублей, сказал: «Вот прислали мне пять рублей и просят келейно молиться за самоубийцу: может быть, вы встретите какого-нибудь нуждающегося священника, который бы согласился молиться за несчастного.»

Придя к монахиням, я прочитал перед слепой записочку, в которую вложил пять рублей, данных мне о. Иоанном. Помимо этого я назвал имя своей покойной матери и просил молиться за нее. В ответ услышал:

— Придите за ответом через три дня.

Когда я пришел в назначенное время, то получил ответ:

— Была у меня матушка ваша, она такая маленькая-маленькая, а с ней ангелочек приходил.

Я вспомнил, что моя младшая сестра скончалась трех лет.

— А вот другой человек, за которого я молилась, тот такой громадный, но он меня боится, все убегает. Ой, смотрите, не самоубийца ли он?

Мне пришлось сознаться, что он действительно самоубийца, и рассказать про беседу с о. Иоанном.

Вскоре я уехал из Дивеевского монастыря и, возвращаясь в Москву, невольно обдумывал слова Паши. В Москве они опять пришли мне в голову. И вдруг однажды меня пронзила мысль, что ведь можно записать все, что рассказывали о преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников Преподобного и расспросить их о нем, ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря и заимствовать оттуда все, что относится к жизни Преподобного и последующему после его кончины периоду. Привести весь этот материал в систему и хронологический порядок, затем этот труд, основанный не только на воспоминаниях, но и на фактических данных и документах, дающих полную картину жизни и подвигов преподобного Серафима и значение его для религиозной жизни народа, напечатать и поднести Императору, чем и будет исполнена воля Преподобного, переданная мне в категорической форме Пашей. Такое решение еще подкреплялось тем соображением, что Царская Семья, как было известно, собираясь за вечерним чаем, читала вслух книги богословского содержания, и я надеялся, что и моя книга будет прочитана.

Таким образом зародилась мысль о «Летописи». Для приведения ее в исполнение я вскоре взял отпуск и снова отправился в Дивеево. Там мне был предоставлен архив монастыря, так же как и архив Саровской пустыни. Но прежде всего я отправился к Паше и стал расспрашивать ее обо всех известных ей эпизодах жизни Преподобного, тщательно записывал все, что она передавала мне, а потом ей записи прочитывал. Она находила все записанное правильным и, наконец, сказала:

— Все, что помню о Преподобном, тебе рассказала, и хорошо ты и верно записал, одно нехорошо, что ты меня расхваливаешь.

В это время игумения Дивеевского монастыря отправилась в Нижний Новгород на ярмарку, чтобы закупить годовой запас рыбы для монастыря, а когда я в ее отсутствие пожелал навестить Пашу, то застал ее совершенно больной и страшно слабой. Я решил, что дни ее сочтены. Вот, думалось мне, исполнила волю Преподобного и теперь умирает. Свое впечатление я поспешил передать матери казначее, но она ответила:

— Не беспокойтесь, батюшка, без благословения матушки игумений Паша не умрет.

Через неделю игумения приехала с ярмарки, и я тотчас пошел сообщить о своих опасениях относительно Прасковии, уговаривая ее немедленно сходить к умирающей, дабы проститься с ней и узнать ее последнюю волю, иначе будет поздно.

— Что вы, батюшка, что вы,— ответила она,— я только приехала, устала, не успела осмотреться; вот отдохну, приведу в порядок все, тогда и пойду к Паше.

Через два дня мы пошли вместе к Паше. Она обрадовалась, увидя игумению. Они вспомнили старое, поплакали, обнялись и поцеловались. Наконец, игумения встала и сказала:

— Ну, Паша, теперь благословляю тебя умереть.

Спустя три часа я уже служил по монахине Пелагее первую панихиду.

Возвратившись в Москву с собранным материалом о преподобном Серафиме, я немедленно приступил к своему труду. Когда «Летопись» была окончена, я, просматривая корректуру последней (это было поздно вечером), внезапно увидел налево от себя преподобного Серафима сидящим в кресле. Я как-то инстинктивно к нему потянулся, припав к груди, и душу мою наполнило неизъяснимое блаженство. Когда я поднял голову, никого не было. Был ли это кратковременный сон или действительно мне явился Преподобный, не берусь судить, но я понял это так, что Преподобный благодарил меня за исполнение переданного мне Пашей его повеления. Остальное известно. Я поднес свой труд Императору, что, несомненно, повлияло на решение прославления преподобного Серафима.

Вскоре я овдовел и принял монашество с именем Серафима, избрав его своим небесным покровителем».

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

http:peta4ok.3dn.ru Полезная информация по лакам Лаки Тиккурилла Уника Супер- отличные. .

Лучшие рецепты соленого теста для лепки декоративных изделий Очень интересный вид рукоделия — .

Тарелка «Мадонна Рафаэля» Увидела МК по травлению потали Островской Елены в Стране мастеров и .

Мини-бюро «Восток». Мастер-класс от «Base of Art». Мастер-класс выполнен декоратором&nbsp.

Метки

Ссылки

Музыка

Фотоальбом

Рубрики

  • Видео МК (575)
  • видео-декупаж (137)
  • видео-лепка (92)
  • видео-декор (60)
  • видео-разное (53)
  • видео-материалы для творчества (31)
  • видео-кулинария (30)
  • видео-вязание (24)
  • видео-папье маше (22)
  • видео-куклы,игрушки (19)
  • видео-роспись стекла (19)
  • видео-плетение (16)
  • видео-учимся рисовать (14)
  • видео-роспись по ткани (9)
  • видео-валяние (9)
  • видео-мраморирование (9)
  • Видео квиллинг (8)
  • Видео-капрон (8)
  • видео-точечная роспись (6)
  • Загородная жизнь (4)
  • видео-квартирный вопрос (2)
  • ЛЕПИМ (557)
  • Соленое тесто (128)
  • Керамическая флористика (52)
  • Полимерная глина,холодный фарфор (395)
  • РОСПИСЬ (487)
  • Батик, роспись по ткани (52)
  • мраморирование (4)
  • Витражи , роспись по стеклу (193)
  • Рисуем (103)
  • Роспись по камням (14)
  • Точечная роспись (155)
  • ТЕХНИКИ ДЕКОРА (85)
  • Кракелюр (32)
  • Золочение (22)
  • Структурные пасты (21)
  • Патина (11)
  • Яичная скорлупа (6)
  • Работаем с трафаретами (5)
  • +-+ (43)
  • ДИЗАЙН (14)
  • ЮМОР (12)
  • Аватары (3)
  • ВЫШИВКА (1265)
  • Вышивка крестиком (1068)
  • Вышивка лентами (28)
  • Детская вышивка и вязание (138)
  • Подушки-вышивка крестиком (49)
  • ВЯЗАНИЕ (488)
  • Вязание крючком (75)
  • Вязание спицами (305)
  • Тапочки и носочки (53)
  • Узоры спицами (84)
  • ДАЧА (404)
  • Сад, огород (159)
  • Украшаем дачу (171)
  • Цветы (97)
  • ДЕКУПАЖ (762)
  • Декупаж-М.К. (505)
  • Декупаж-идеи для вдохновения (33)
  • Картинки для декупажа (224)
  • ЖИВОТНЫЕ И. (69)
  • ЖУРНАЛЫ И КНИГИ (119)
  • Аудиокниги (27)
  • ИДЕИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА (1958)
  • Гипс (101)
  • Декор (идеи) (73)
  • Пейп-арт (29)
  • Квиллинг (27)
  • Фоамиран (21)
  • Эпоксидная смола (20)
  • Валяние (17)
  • Поделки из пуговиц (15)
  • Мозаика (15)
  • Из ниток (13)
  • Топиарий (12)
  • Скрапбукинг (11)
  • Помпоны (7)
  • Филигрань (5)
  • Sospeso Trasparente. (2)
  • Дерево (2)
  • Эмбоссинг (1)
  • Бисер (60)
  • Бутылки (205)
  • Виниловые пластинки,СD-диски (40)
  • Выпиливаем лобзиком (7)
  • Коврики (37)
  • Куклы,игрушки (128)
  • Материалы для творчества (221)
  • Мыловарение (10)
  • Папье-маше (146)
  • Пластиковые бутылки (58)
  • Плетем из. (62)
  • Свечи ,подсвечники,светильники (68)
  • Творим (208)
  • Трафареты и шаблоны (245)
  • Украшения своими руками (52)
  • Инструкции (100)
  • ИСКУССТВО И ПОЭЗИЯ (374)
  • Живопись,иллюстрации,графика (90)
  • Кино (138)
  • Мелодия (36)
  • Стихи (113)
  • КУЛИНАРИЯ (1265)
  • 1 -2 блюда (179)
  • Рыба и морепродукты (51)
  • Мультиварка (5)
  • Блюда из творога,сыра (98)
  • Выпечка . (161)
  • Выпечка сладкая (210)
  • Готовим «Под шубой» (6)
  • Десерты (90)
  • Заготовки на зиму (98)
  • Закуски и салаты (247)
  • Кексы (55)
  • Напитки (49)
  • Печенье (38)
  • Пирожки (6)
  • Рулеты (11)
  • Сладости без выпечки (63)
  • Слоеное тесто (44)
  • Украшаем торты (65)
  • Украшения блюд (53)
  • МАСТЕР-КЛАССЫ (295)
  • Может пригодится (144)
  • МОИ РАБОТЫ (38)
  • МУДРЫЕ МЫСЛИ (31)
  • НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ-МЕДИЦИНА (91)
  • Физические упражнения (8)
  • Программы (21)
  • Рамочки для текста (4)
  • РЕЛИГИЯ (23)
  • Смайлы (1)
  • ШТОРЫ (18)
  • Это интересно (47)

Поиск по дневнику

Статистика

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Четверг, 02 Августа 2012 г. 16:03 + в цитатник

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Повествовать о преподобном Серафиме и умолчать о *дивном Дивееве так же невозможно, как нельзя сказать об отце и опустить о детях. Дивеево после собственной души его есть главное детище святого старца, плод духовного рождения его, полное чудес. Бог есть Творец всего. И всякий, освященный Животворящим Духом Святым, не может не творить: через него и вокруг него начинает цвести жизнь, как весною от теплого солнца трава.

Потому в день Святого Духа Церковь и украшает все зелеными ветвями, знаменуя этим жизнетворную силу Животворящего Духа. Дивеевская обитель и является творением благодати, действовавшей в святом угоднике Божием. Но, чтобы описать хотя бы наиболее важные события из совершенно необыкновенной истории Дивеева, следовало бы написать о нем особую книгу. Теперь же мы извлечем из летописи этого монастыря лишь самое существенное, и характерное, и дивное, а немало же рассказано было и ранее в связи с житием о.Серафима.

Ссылка на основную публикацию