Курский свято троицкий женский монастырь

Курский свято троицкий женский монастырь

К урский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю и является памятником архитектуры федерального значения. В его облике отражено развитие архитектурных течений XVII-XIX веков.

Документальных сведений о времени основания обители не сохранилось. Из кратких описаний монастырей Российской империи видно, что в 1623 году Курский Свято-Троицкий девичий монастырь уже существовал на посаде за большим старым острогом, в обители проживало 35 монахинь. Начало монастыря можно отнести к 1597 году, когда царь Федор Иоаннович (сын Иоанна Грозного), прослышав о чудотворной иконе «Знамение» Курской-Коренной, пожелал увидеть этот образ и повелел принести святыню в Москву. После чего был издан указ о возобновлении г. Курска, разоренного татарами. И к отстраивающейся Курской крепости пошли люди; несомненно, и те, которые искали места для духовного подвижничества.

Проводившиеся летом 2007 года на территории монастыря археологические исследования позволили сделать важные выводы о древности места, на котором была построена Троицкая девичья обитель. Археологи установили, что монастырская территория была освоена в XII веке и представляла собой северную оконечность Верхнего посада древнего Курска. Среди выявленных археологических находок представляют большой интерес фрагменты плинфы – кирпича, из которого строились древнерусские храмы. Найденные обломки плинфы доказывают, что здесь в домонгольское время находился храм и нынешняя монастырская территория – земля намоленная, святая издревле.

В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г. игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день. Главный престол в верхнем этаже был освящен во имя Пресвятой Троицы, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1836 г., усердием игумении Тавифы, к западной стене храма была пристроена церковь, посвященная Новодворской иконе Божией Матери. В 1851 г. в Новодворском храме были устроены два придела: северный – в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный – во имя преподобного Мирона. При игумении Алевтине в 1853 г. в монастыре была открыта богадельня для престарелых сестер, а год спустя устроена больница для насельниц. В 1869 г., трудами игумении Софии, в обители была основана школа для девочек. Сестры много занимались благотворительностью, при монастыре существовала гимназия для девиц и приют для детей-сирот. В военные годы монахини несли послушание сестер милосердия, ухаживая за ранеными.

В 1911 г., при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году был построен новый трёхэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г.

С историей Курского девичьего монастыря неразрывно связно имя преподобного Серафима Саровского . Курск был родиной преподобного Серафима. В этом древнем городе святой прожил чуть менее четверти своей жизни. Здесь в глубоко верующей семье воспитывалось духовное мировоззрение преподобного Серафима. Родительский дом находился неподалёку от Курского Троицкого девичьего монастыря, и, несомненно, благочестивые родители посещали вместе с юным Прохором святую обитель. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь не мог не оставить свой след в душе будущего инока Серафима, который уже с ранних лет горел любовью к Богу и тянулся к духовной жизни. Возможно, что и неусыпное попечение преподобного Серафима о женской Дивеевской общине, из которой возник нынешний Серафимо-Дивеевский монастырь, также носящий имя Пресвятой Троицы, отчасти связано с запечатлённым в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь Курской девичьей обители.

В 1923 г. большевики закрыли монастырь, устроив поджог монашеских келий на праздник Успения Пресвятой Богородицы. С 1923 по 1925 г. в монастыре разместились Музей искусств и историко-археологический кустарный музей. В 1925 г. музеи объединились в Губернский краеведческий музей.

С конца 20-х годов в монастыре находился Губернский лагерь принудительных работ «ЖАКТ «Воля». В кельях разместили 260 заключённых. Были развёрнуты мастерские, устроена библиотека для заключённых с читальным залом.

Не ранее 1936 г. утрачена восточная стена с башнями по 2-й Сергиевской улице (ныне ул. Володарского). В 1950-е годы купол над святыми воротами разобран; здание храма было отреставрировано как исторический памятник республиканского значения.

Свято-Троицкий монастырь

Курск: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Курска
  • Куда сходить
    • Парки развлечений (1)
    • Достопримечательности (43)
    • Аэропорты (1)
    • Пляжи (2)
    • Храмы, соборы, мечети (23)
    • Автовокзалы (1)
    • Музеи (6)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Озера (1)
    • Магазины и ТРЦ (1)
    • Галереи (1)
    • Театры (1)
  • Забронировать отель в Курске
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Курска
  • Советы о Курске

Автобус № 7, 13, 15, 22, 41, 46 остановка «Дом книги»

Курский Свято-Троицкий женский монастырь и Образ Богородицы «Троеручица»

Земля Курская, как и любая часть России – край уникальной духовной культуры, запечатлённый в храмах, соборах, монастырях, Чудотворных иконах.

Вложение Размер
kurskiy_svyato-troickiy_zhenskiy_monastyr_i_obraz_bogorodicy_troeruchica.docx 31.38 КБ
prezentaciya_kurskiy_svyato-troickiy_monastyr.pptx 2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Курский Свято-Троицкий женский монастырь и Образ Богородицы «Троеручица»

Коновалова Анна Сергеевна,

ученица 10Б класса МБОУ «Лицей № 6» города Курска.

Руководитель: учитель истории и ОПК

Колесникова Елена Васильевна.

Глава 1. История Свято-Троицкого женского монастыря.

Глава 2. Образ Богородицы «Троеручица».

Тема моего проекта заключается в исследовании истории Курского Свято-Троицкого женского монастыря и его роли в жизни Курска.

Я выбрала эту тему, потому что в наше время она как никогда актуальна. Переживая сегодня период преображения, мы обращаемся к своим духовным истокам и традициям. И восстанавливаемые храмы становятся украшением сёл и городов.

Цель моей работы – показать, что земля Курская, как и любая часть России – край уникальной духовной культуры, запечатлённый в храмах, соборах, монастырях, Чудотворных иконах. Святые места Курска – бесценные жемчужины, оставленные нам в наследство.

Гипотеза: если мы будем знать историю своей страны, своей малой Родины, то можно сохранить и развить традиции служения Отечеству.

Методы исследования включают в себя: изучение поставленной задачи, определение значимых понятий, подбор источников информации и сбор информации.

Новизна исследования: поиск новых представлений о культурном потенциале нашего края и развитие интереса к изучению истории своей малой Родины.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные можно использовать для работы классных руководителей с учащимися, с семьёй. Возможно использовать материал данного проекта на уроках, факультативах и т.д.

Свято-Троицкий женский монастырь находится недалеко от нашего дома и я изредка хожу на службу. Однажды, покупая свечи в церковной лавке монастыря, я обратила внимание на молодую девушку-послушницу. Я видела её раньше и мои подруги говорили о ней, что эта девушка успешно закончила Курский Государственный Университет несколько лет назад. Она могла бы так же успешно работать, как и училась. Увидеть её в роли скромной монастырской послушницы было удивительно и странно. Я задумалась: «Что же привлекло симпатичную молодую девушку стать «Христовой невестой»? И лишь побывав в монастыре, посетив богослужения, становится понятным стремление остановиться и задуматься над смыслом жизни. Очень заметно различие между жизнью в монастыре и жизнью за его пределами. В монастыре царит спокойствие, любовь и умиротворение, а за его пределами наш безумный мир. Поэтому чувства этой знакомой девушки мне стали очень близки и я захотела больше узнать об обители, которая недавно обрела своё второе рождение.

Глава 1. История Свято-Троицкого женского монастыря.

Монастыри на Руси появились вскоре после её крещения. Во время войн, смут, нашествий чужеземцев они были оплотом русской духовности, хранителями национальной культуры. Подвижники православия несли свет Христовой веры, приобщали жителей к миру христианской культуры.

Курский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю. Храмовый комплекс монастыря представляет собой значительную художественную ценность как образец русского церковного зодчества XVII – XIX веков; в его облике отражено развитие архитектурных течений трёх столетий. Это был знаменитый монастырь, имевший связи с Оптиной пустынью, известный подвижницами высокодуховной жизни и тем, что здесь полагал начало своими подвигами преподобный Серафим Саровский, молившийся в детстве в храмах обители.

Документальных сведений о времени основания монастыря не сохранилось, источники указывают лишь на то, что к 1623 г. он уже процветал. В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1695 г. игуменья Пелагия заложила каменный двухэтажный храм, сохранившийся и поныне. Главный престол был освящён во имя Пресвятой Троицы, а престол нижнего этажа – в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1836 г. к западной стене храма была пристроена церковь, посвящённая Новодворской иконе Божией Матери.

Игуменья Алевтина, заботясь о благоустройстве обители, ходатайствовала о разрешении на открытие при монастыре больницы для сестёр. В 1852 г., 27 сентября, больница на 10 коек была открыта. Для лечения больных был приглашён врач.

Ещё в 1798 г. в Троицком женском монастыре велось обучение девочек. Но школа открыта при обители только 14 февраля 1869 г. по указу Святейшего Синода, с четырёхгодичным курсом и программой средних учебных заведений. Учителя в ней были с высшим образованием, число же учащихся не превышало 30 девочек. Эта школа служила как бы подготовительной для поступления в старшие классы Епархиального женского училища. Обучались в ней дети преимущественно духовенства. Это было до 1888 г.

При Преосвященном Иустине школа была преобразована в одноклассную церковно-приходскую с тремя отделениями. Преподавание в ней вели монастырские священники и сёстры обители. В школу же стали принимать детей бедного населения Курска всех сословий. В 1910 году игумения Емилия приступила к постройке нового здания школы на 100 детей. 1 мая 1910 г. было торжественно заложено новое школьное здание, а в 1911 г., 25 сентября, оно было уже освящено Высокопреосвящённым Питиримом, архиепископом Курским и Обоянским.

В годы Первой мировой войны монахини несли послушание сестёр милосердия, ухаживали за ранеными.

В Курске родился, провёл детство и юность преподобный Серафим Саровский. Усадьба его родителей располагалась совсем рядом с Троицким монастырём, в двух кварталах от обители, рядом с Сергиево-Казанским собором, построенным родителями преподобного. Здесь 7-летний Прохор упал со строящегося собора и остался невредим.

Мальчик Прохор вместе с матерью часто посещал близлежащий монастырь, и атмосфера древней обители, яркие образы женского монашества – строго аскетической жизни инокинь, их молитвенного и трудового подвига – не могли не оставить глубокий след в душе будущего святого. Возможно, духовные впечатления и переживания отрочества впоследствии нашли своё отражение в попечении преподобного Серафима о женской Дивеевской общине. Вполне вероятно, что устроение преподобным одноимённого Курскому женского Свято-Троицкого Дивеевского монастыря отчасти связано с запечатлёнными в его памяти образами детских молитвенных созерцаний.

Среди подвижниц XIX столетия особенно примечательна Матушка София (Ступина). Она была одной из последних дореволюционных настоятельниц и управляла обителью 44 года. Имя этой игумении было известно в самых разных уголках России. Она происходила из потомственных дворян, получила хорошее образование, окончив Харьковский институт благородных девиц.

Став настоятельницей, матушка София очень многое сделала для Курской обители, при этом в течение 29 лет она являлась начальницей женского епархиального училища, была попечительницей двух приютов для детей-сирот. Старицу любил весь Курск, знала и почитала её Императорская Фамилия. Скончалась подвижница в глубокой старости и погребена за алтарём Троицкого храма.

С началом революционных гонений обитель претерпела все мыслимые унижения. Осенью 1923 г. монастырь был закрыт и подвергся разорению, сёстры насильственно разогнаны или вывезены, имущество разграблено. В стенах обители был устроен лагерь принудительных работ, в кельях содержались заключённые. Позднее здесь долгое время располагался областной архив.

После Великой Отечественной войны многие монастырские строения были разрушены. Лишь в 1950-х годах здание храма было отреставрировано как памятник республиканского значения.

Ровно 70 лет пребывала в запустении древняя обитель. В 1993 г. часть храмового комплекса была возвращена Церкви, а в 1994 г. монастырю были отданы настоятельский и сестринский корпуса.

В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии. Настоящее возрождение обители началось с августа 2004 г. Эта дата в истории монастыря отмечена тем, что по благословлению Патриарха Алексия II в Троицкую обитель переселилась женская монашеская община из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря, после чего начала возрождаться духовная жизнь. Указом архиепископа Курского и Рыльского Германа настоятельницей монастыря была назначена монахиня Сусанна (Барыкина), экономом – монахиня Ангелина (Абрамова).

В монастырских храмах идут ежедневные богослужения: полностью вычитывается монашеское правило, служится литургия, молебны, панихиды. Растёт монастырский приход. Придерживаясь древних монастырских традиций, обитель развивает просветительскую деятельность: всем нуждающимся здесь предлагается широкий выбор духовной литературы; детским воспитанием и образованием занимается воскресная школа; к праздникам Пасхи и Рождества Христова ученики готовят утренники, выезжают с концертами в детские дома, больницы.

В настоящее время в монастыре около 30 сестёр. Монастырь занимается благотворительностью: ежедневно раздаются бесплатные обеды для неимущих. Нуждающимся выдаются одежда и продукты питания. Ежемесячно отправляются в тюрьмы и колонии по 15-20 посылок с предметами первой необходимости и продукты питания.

В 2005 г. началось освоение монастырского подворья, силами насельниц была расчищена территория, вскопана земля, устроены огороды и птичник. Здесь же сёстрами выпекаются просфоры и хлебы для монастырских богослужений.

Глава 2. Образ Богородицы «Троеручица».

Украшением православного храма издревле были иконы. Украшают иконы и Свято-Троицкий монастырь. Это иконы Пресвятой Троицы Новозаветной; смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия»; икона Божией Матери «Новодворская». Но особым уважением пользуется Образ Богородицы «Троеручица».

Интересна история её происхождения. Икона Божией Матери «Троеручица» получила своё название в VIII веке, во времена борьбы византийского императора Льва III с христианством. Преподобный Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы», обличающих правителя. Эти писания привели в ярость императора. Но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал дамасскому халифу подложное письмо, по которому Иоанн (бывший министром и градоначальником) был осуждён за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили её на городской площади. К вечеру того же дня Иоанн, попросив у халифа отрубленную кисть, приложил её к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту православия.

После долгой молитвы Иоанн задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал её голос, обещавший, что Бог вернёт ему руку, дабы он без устали трудился на благо церкви. Когда святой проснулся, он понял, что рука его вновь невредима. В благодарность за чудо Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра кисть, отчего она и стала называться «Троеручица». Позже Иоанн Дамаскин передал икону сербской православной церкви. Во время нашествия турок христане-сербы поручили чудотворный образ попечению Матери Божией: они возложили его на осла, который без погонщика сам пришёл на Афон и остановился перед Хиландарским монастырём. Там икона была поставлена в соборном храме.

Икона «Троеручица» в нашем городе изначально находилась в Ахтырском храме. Примерно с 1920 года до закрытия храма его ктиторами (церковными старостами) были женщины из семьи художника Тихона Зикеева, проживавшего в Ахтырском переулке. Младшая дочь живописца Надежда была ещё маленькой, но именно она, приняв от сестры, сохранила для курян драгоценную святыню – икону Божией Матери «Троеручица». Сегодня она находится в женском Свято-Троицком монастыре. Туда Надежда Тихоновна передала икону в 1994 году.

Удивительна история этого Образа Богородицы. Когда в 1934 году закрывали Ахтырский храм, приехавшие на машинах люди снимали со стен иконы и увозили их в неизвестном направлении.

Подошли и к иконе «Троеручица», чтобы также снять её, но ничего не вышло. Икона как будто приросла. Так иконоборцы и ушли, а икона осталась на своём месте. Позже перед этой иконой молилась дочь ктитора храма Елизавета Зикеева. Маленькая девочка подошла к иконе и, воздев руки, стала умолять Матерь Божию, чтобы она не допустила осквернить Свой образ. И совершилось чудо: икона сама сошла на руки к маленькой молитвеннице. При этом за иконой обнаружилась ниша, в которой лежали чётки и женская скуфейка особенной формы, похожая на те, которые носили сёстры Свято-Троицкого монастыря. Так Пресвятая Богородица указала путь Елизавете. Впоследствии она ушла в монастырь. Скончалась Елизавета в схиме, приняв имя монахиня Иоасафа.

Долгое время икона, чётки и скуфейка хранились в семье этой девочки. Где находятся сейчас чётки и скуфейка, неизвестно. Ровно 60 лет хранилась икона «Троеручица» в семье Зикеевых. По словам Надежды Тихоновны, которая после сестры Елизаветы осталась главной её хранительницей, перед образом Богородицы не раз совершались чудесные исцеления и исполнение прошений. Об этой иконе было предсказание, что если её передадут в храм, поместят в большой киот и она будет доступна для поклонения, то Господь прославит этот образ.

Икона – не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Икона – это главное украшение православного храма. Красота православного храма в красоте Чудотворных икон.

В наши дни монастыри восстанавливаются, и их становится всё больше. И это, конечно, благотворно скажется на будущем России, на её культуре. Храмы и монастыри нашей Отчизны – это светочи духа, очаги культуры и воспитатели народные. Они – наше духовное достояние.

Подпитываясь животворными соками своей культуры, Россия даже на самых крутых поворотах истории выживала, находила в себе силы возродиться вновь.

«Всё возвращается на круги своя», – сказано в Библии. И сегодня мы уверены: страна оправится от потрясений, воспрянет, и порукой тому – православная вера и культура России.

Курский Свято-Троицкий женский монастырь. Буклет. 2007.

Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004.

Курск. Краеведческий словарь-справочник. Курск. 2007.

Энциклопедия для детей. Т.6, ч.2. Религии мира. – М.: Аванта +, 1996.

Сайт Свято-Троицкого женского монастыря kursk-sestry.ru

При подготовке материалов использовались internet-ресурсы Анны Коршуновой.

Истории монастырей

Курский Свято-Троицкий женский монастырь

Адрес Курского Свято-Троицкого женского монастыря: 305000, г. Курск, ул. Максима Горького, д. 13/1.
Телефоны Курского Свято-Троицкого женского монастыря: (4712) 51-03-24, 51-07-34; тел/факс: (4712) 51-19-65.
Курский Свято-Троицкий женский монастырь: http://www.kursk-sestry.ru

Курский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю и является памятником архитектуры федерального значения. Храмовый комплекс монастыря представляет собой значительную художественную ценность как образец русского церковного зодчества XVII-XIX веков; в его облике отражено развитие архитектурных течений трех столетий. В годы расцвета в стенах обители подвизалось до 1000 монахинь. Это был знаменитый монастырь, традиционно имевший связи с Оптиной пустынью, известный старицами и подвижницами высокодуховной жизни и тем, что здесь полагал начало своим подвигам преподобный Серафим Саровский, молившийся в детстве в храмах обители.

Документальных сведений о времени основания монастыря не сохранилось, источники указывают лишь на то, что к 1623 г. он уже процветал. Известно, что в 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1695 г. игумения Пелагия заложила каменный двухэтажный храм, сохранившийся и поныне. Главный престол был освящен во имя Пресвятой Троицы, а престол нижнего этажа — в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1836 г., усердием игумений Тавифы (ум. 1867), управлявшей обителью в 1831 — 1849 годах, к западной стене храма была пристроена церковь, посвященная Новодворской иконе Божией Матери. После ухода на покой матушка Тавифа была пострижена в 1853 г. в схиму с именем Таисии. Она отличалась особой простотой и благочестием, вела строжайший образ жизни. Предание хранит память о том, что бесноватые начинали кричать при ее приближении. Ее сменила игумения Алевтина (Недельская), происходившая из дворян Московской губернии. Она настоятельствовала в 1849—1865 годах, проявив немало заботы об обители. При ней в 1852 г. была открыта монастырская больница для сестер, а год спустя устроена богадельня. В 1869 г., трудами игумений Софии, здесь была основана школа для девочек. Сестры много занимались благотворительностью, при монастыре существовала гимназия для девиц и приют для детей-сирот. В военные годы монахини несли послушание сестер милосердия, ухаживая за ранеными.

В 1911 г., при игумений Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году, благодаря пожертвованиям курян, был построен новый трехэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г. Скит был устроен при деревне Шуклинка в 7 верстах от Курска. Заботами игумений Софии в 1890 г. здесь была выстроена каменная холодная церковь, несколько каменных корпусов, в 1898 г. построена монашеская богадельня, а в 1903 г. была завершена постройка теплого скитского храма.

В Курске родился, провел детство и юность преподобный Серафим Саровский. Усадьба его родителей располагалась совсем рядом с Троицким монастырем, в двух кварталах от обители, рядом с Сергиево-Казанским собором, построенным родителями преподобного. Место постройки было освящено в 1752 г. святителем Иоасафом Белгородским, им же осуществлена закладка собора. Здесь 7-летний Прохор упал со строящегося собора и, по особому Промыслу Божию, остался невредим. Здесь же, три года спустя, он был чудесно исцелен Пресвятой Богородицей от тяжкой болезни — во время крестного хода с Курской-Коренной иконой «Знамение».

Отрок Прохор вместе с матерью часто посещал близлежащий монастырь, и атмосфера древней обители, яркие образы женского монашества — строго аскетической жизни инокинь, их молитвенного и трудового подвига — не могли не оставить глубокий след в душе будущего святого. Возможно, духовные впечатления и переживания отрочества впоследствии нашли свое отражение в неусыпном попечении преподобного Серафима о женской Дивеевской общине. Вполне вероятно, что устроение преподобным одноименного Курскому женского Свято-Троицкого Дивеевского монастыря отчасти связано с запечатленными в его памяти образами детских молитвенных созерцаний.

В прошлом Курская обитель взрастила немало высокодуховных подвижниц и благодатных стариц, к которым народ обращался за советом и утешением. По некоторым архивным данным, Троицкий монастырь имел духовную связь с Оптиной пустынью; предполагается также, что на формировании внутреннего устроения обители сказалось влияние преподобных Оптинских старцев.

Среди подвижниц XIX столетия особенно замечательна прозорливая старица — блаженная Евдокия (Расторгуева; 1790-1870), обитавшая в холодной угловой башне монастырской стены. К ней за советом во множестве стекались верующие, глубоко почитая ее за силу молитвы и прозорливые предсказания.

Поступив в обитель 20-летней девицей, она всю жизнь несла подвиг юродства. Печь она никогда не топила и даже зимой ходила без чулок, ночи проводила практически без сна в пении псалмов и горячей молитве. Широко почитаемая праведница почила на 80-м году жизни, проститься с ней собрался почти весь город.

Известны были также слепая старица Рахиль, в схиме Серафима, имевшая дар прозорливости, и ризничная монахиня Пиама, 77-летняя старица, скончавшаяся с улыбкой на устах в 1878 г.

Родственница последней, монахиня Еликонида, отличалась необычайно ласковым отношением ко всем, называя всех «сокровище мое». Обе проводили все свое время в молитвенном подвиге, держась крайне строгого образа жизни.

Схимница Александра и монахиня Ангелина скончались вместе в первый день Пасхи 1895 г. Монахиня Ангелина была взята в монастырь 3-летней девочкой и впоследствии стала регентом. С детства проводила она строго подвижническую жизнь, вкушала самую грубую пищу, отдавала беднякам все, что приносили ей благодетели.

В год кончины матушки Александра и Ангелина причастились на Страстной седмице в Великий Четверг.

Когда завершилась Пасхальная утреня, обе на приветствие сестер: «Христос воскресе!» ответили: «Воистину воскресе!» и сразу после этого мирно, в дивном покое, предали свои души Господу.

Матушка София (Ступина; ум. 1909) была одной из последних дореволюционных настоятельниц и управляла обителью 44 года. Имя этой славной игумений было известно в самых разных уголках России. Она происходила из потомственных дворян, получила хорошее образование, окончив Харьковский институт благородных девиц. В 26-летнем возрасте поступила она в Борисовскую Тихвинскую пустынь, которая находилась под окормлением Оптинских старцев.

Став настоятельницей, матушка София очень многое сделала для Курской обители, при этом в течение 29 лет она являлась начальницей женского епархиального училища, была также попечительницей двух приютов для детей-сирот. Старицу любил весь Курск, знала и почитала ее Императорская Фамилия, она была лично знакома со святыми страстотерпцами — самодержцем Николаем II к императрицей Александрой Федоровной, с преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной, а также со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Скончалась подвижница в глубокой старости и погребена за алтарем Троицкого храма.

С началом революционных гонений обитель претерпела все мыслимые унижения. Осенью 1923 г. монастырь был закрыт большевиками и подвергся разорению, сестры насильственно разогнаны или вывезены, имущество разграблено. В стенах оскверненной обители был устроен лагерь принудительных работ, в кельях содержались заключенные. Позднее здесь долгое время располагался областной архив.

После Великой Отечественной войны многие монастырские строения были разрушены. Лишь в 1950-х годах здание храма было отреставрировано как исторический памятник республиканского значения.

Курский свято троицкий женский монастырь

Точное время основания монастыря, неизвестно, первое упоминание о нём, датируются 1623 годом. Расположен монастырь в самом центре Курска, на улице Горького.

Троицкий монастырь, вид со стороны ул. Володарского (Второй Сергиевской)

Пожар, случившийся в 1680 году, почти полностью уничтожил все постройки, включая Троицкий храм. В этом же году, началось строительство церкви в честь Святой Троицы, открывшейся уже в 1681 году. Однако церковь тоже была из дерева. В 1695 году, заложили двух этажную каменную церковь, главный престол которой в верхнем этаже был освящен во имя Св. Троицы, а в нижнем этаже — в честь иконы «Одигитрии» — Пресвятой Богородицы. В 1836 году, в монастыре, построен и освящен храм в честь Новодворской иконы Божией Матери. В 1851 году, были устроены два каменных придела: с южной стороны — Иверской иконы Божией Матери, а с северной стороны — во имя прп. Мирона. Внизу под храмом было устроено несколько келий. В 1832 г. выстроены каменная ограда и Святые врата. В I860 году, в Троицкой церкви был пристроен придел в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна. В 1911 году, устроен престол в честь свт. Иоасафа, еп. Белгородского, в северном приделе — престол в честь прп. Серафима Саровского. В 1852-1853 годах, в монастыре, открыта больница, богадельня, а в 1869 году открыта школа.

В 1923 году, обитель была закрыта большевиками и подверглась разорению. Во время оккупации Курска, в 1942 году, монастырь вновь был открыт. После войны, в очередную компанию гонения на Церковь, монастырь опять был упразднён. Территория и помещения монастыря, использовались для размещения различных советских учреждений и архивов. В 1993 году, ровно через 70 лет гонений, поругания и запустения, часть храмового комплекса была возвращена Церкви. Ещё через год, монастырю были отданы настоятельский и сестринский корпуса. В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии.

В 2007 году, на территории монастыря, проводились археологические раскопки, благодаря которым установлено, что ещё в XII веке, на этом месте была северная оконечность Верхнего посада древнего Курска. А найденные обломки плинфы, кирпича, из которого строились древнерусские храмы, говорит о том, что эта земля святая издревле.

Так выглядел монастырь в советское время, когда в нём был размещён архив Октябрьской революции. На фото сам храм и бывшие монастырские кельи, в угловой башне, позже снесённой, жила , в 19 веке, прозорливая старица Евдокия.

Троицкий женский монастырь — 3, Курск

Женский Троицкий монастырь был создан недалеко от стен городского острога. Впервые упоминается в писцовых книгах 1631 года. Большая часть построек относилась к XIX в. Закрыт в нач. 1920-х, занят под домзак, позже здания переданы под жилье. В 1993 передан епархии, на территрии помещена духовная семинария. Восстановлен как монастырь в 2004.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В Г. КУРСК

Монастырь существовал уже в 1623 г. «на посаде за большим острогом». В 1680 г. страшный пожар уничтожил до основания обитель и Троицкий храм. В 1681 г. была выстроена новая деревянная церковь в честь Святой Троицы с приделом в память Обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. была заложена каменная двухэтажная церковь, главный престол которой в верхнем этаже был освящен во имя Св. Троицы, а в нижнем этаже — в честь иконы «Одигитрии» — Пресвятой Богородицы.

В 1836 г. был построен каменный храм, пристроенный к западной стене летней церкви. С северной и южной сторон храма устроены бьии коридоры, служившие входом в верхнюю летнюю церковь. Престол в новом храме был освящен в честь Новодворской иконы Божией Матери (по церковному преданию, эта икона написана в начале XIV в. митр. Петром во время его нахождения на Волыни в урочище Новый дворец). Копия этой чудотворной иконы с древних времён находилась в монастыре. В 1851 г. в Новодворской храме на месте прежних коридоров были устроены два каменных придела: с южной стороны — Иверской иконы Божией Матери, а с северной стороны — во имя прп. Мирона. Внизу под храмом было устроено несколько келий. В 1832 г. выстроены каменная ограда и Святые врата.

В 1860 г. в Троицкой церкви был пристроен придел в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна, а с северной стороны в приделе устроена ризница. В 1911 г. на месте ризницы устроен престол в честь свт. Иоасафа, еп. Белгородского, в северном приделе — престол в честь прп. Серафима Саровского.

В 1852 г. была открыта больница, а впоследствии был выстроен новый больничный корпус. В 1853 г. при обители была открыта богодельня. В 1869 г. открыта школа на 30 девочек с четырёхгодичным курсом и программой средних учебных заведений. В 1910 г. было торжественно заложено новое школьное здание для 100 детей.

В монастыре было немало подвижниц и благочестивых стариц, из которых особенно замечательна блаженная старица Евдокия Алексеевна Расторгуева. Перед революцией монастырь насчитывал 635 насельниц.

С началом гонений обитель и храм были закрыты, сестры разогнаны или вывезены. В храме в разное время размещались всевозможные организации, часть помещений было занято под жильё. После Великой Отечественной войны многие монастырские строения были разрушены. Одно время в храме размещался архив Курской области.

Летом 1993 г. собственно Троицкий верхний храм был передан Курской епархии. На территории монастыря находятся Курская Духовная семинария и классы для занятий семинаристов.

Богослужение: ежедневное — 7.00 и 17.00. Воскр. и празд. дни — 8.00 и 17.00. В среду вечером совершается вечерня с акафистом Курской Коренной иконе Божией Матери.

Праздники: День Святой Троицы; 8/21 сент. — Рождество Пресвятой Богородицы; 27 нояб./10 дек, в 9-ю пятницу по Пасхе — Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

Курск (Курская область.)

Курск — город в России, административный центр Курской области.

27 апреля 2007 года, Указом Президента Российской Федерации, Курску присвоено почётное звание Российской Федерации — «Город воинской славы».

Курск впервые упоминается в Житии Феодосия Печерского (не ранее 1032, когда Днепровское левобережье перешло во владение Ярослава Мудрого). В указанной летописи Курск описывается как крупный город с развитой торговлей и значительным количеством жителей. Первое упоминание в Лаврентьевской летописи — под 1095 годом. Тогда курским князем Изяславом Владимировичем была возведена крепость; с конца XI века Курск — один из мощнейших форпостов на границе Киевской Руси; первоначальные курские укрепления разобраны в середине XVII века. В 1185 году князь Всеволод Курский направил дружину против половцев; этот неудачный поход русских князей описан в «Слове о полку Игореве». В 1238 году город был полностью разрушен татаро-монголами.

С 1360 года по конец XV века Курск был в составе Великого княжества Литовского. В XVI-XVII веках Курск — важный оборонительный пункт Московского государства (вошёл в его состав в 1508 году) на границах с Речью Посполитой и Диким полем. Известны упоминания о Курске в «Книге Большого Чертежа» (1517 года), в указе Ивана IV Грозного (1582; государь приказывал ссылать «кромешников, мятежников, бунтарей» «в окраинные города Севск и Курск»).В 1596 году была возведена новая крепость. В начале XVII века на Курск неоднократно нападали польско-литовские отряды (в 1612, 1616, 1617, 1634 годах), крымские татары, ногайцы, но при этом курская крепость так и не была взята; в 1616 году в курском гарнизоне насчитывалось свыше 1,3 тыс. человек. В Курск были переселены жители из Орла и других южнорусских городов (в 1678 году в Курске уже насчитывалось 2,8 тыс. жителей). Город развивался благодаря выгодному географическому положению (кратчайший путь из Москвы в Крым, отходящая от Курска дорога на Киев). Был организован литейный двор, развивались квасной и соляной промыслы. Велась активная торговля (главным образом, хлебная) с украинскими землями (в середине XVII века построен Гостиный двор).

В 1708 приписан к Киевской губернии, в 1727 — к Белгородской губернии, с 1779 центр Курского наместничества (первым наместником Курска был генерал-фельдмаршал П. А. Румянцев), в 1797 центр Курской губернии (первым губернатором был С. Д. Бурнашов). В 1785, в год образования городской Думы, в Курске насчитывалось 7 590 жителей. В XVIII веке Курск становится крупным торговым городом и окончательно теряет пограничное значение. Получили развитие кожевенное, кирпичное, известковое производство. Строились многочисленные каменные сооружения (торговые ряды и др.). В Курске действовала судоходная компания (управлял ею сам губернатор), — торговые суда отправлялись вниз по Сейму в сторону Киева.

Главным событием города был (и до сих пор проводится) ежегодный крестный ход из Знаменского монастыря (основан в 1612) в Коренной пустыни, рядом с которой возникла Коренная ярмарка, одна из крупнейших в стране (в 1878 переведена в Курск).

После большого пожара, опустошившего Курск в 1781, был принят новый генеральный план города, согласно которому центральное положение должны были занять торговые ряды (которые и были возведены на центральной площади, получившей название Красной). В 1768 появилась каменная Ильинская церковь (была известна своим хором певчих), в 1788 был построен кафедральный Казанский собор в стиле барокко; к 1778 был завершён Троице-Сергиевский собор с богатым внутренним убранством.

В 1780 в городе была открыта первая школа, в 1783 — благородное училище. В 1808 была организована мужская гимназия, в 1817 духовная семинария. Женская гимназия открылась в Курске лишь в 1870 году.

В 1797 в Курске заработала типография. Первоначально издавалась преимущественно художественная литература. В 1792 в городе появился театр (частный, братьев Барсовых).

В начале XIX века Курск — не только торговый, но и промышленный центр. В 1846 в городе насчитывалось 70 фабрик и заводов. В начале XIX века в городе уже имелась гостиница (содержалась полковницей Полторацкой). В память о событиях 1812 в городе был возведён Знаменский собор (освящён в 1826).

С конца 1868-го года Курск — узловая станция железных дорог (движение по железной дороге Москва — Курск было открыто 30 сентября 1868 года, когда Александр II, возвращаясь из Крыма, специальным поездом отправился из Курска в Москву). В 1878 году от станции Курск, находившейся в Ямской слободе (сейчас часть Железнодорожного округа Курска), была отведена железнодорожная ветка в центр города, где был построен городской вокзал (Курск II). В конце XIX века Курск становится важным центром пищевой промышленности (мукомольной и сахарной); в 1883 был введён в эксплуатацию свечной завод (с 1935 — химфармзавод). Быстро развивалось городское благоустройство: 1874 годом датируется появление водопровода, 1897 — трамвайного движения (организованного бельгийской компанией «Курские трамваи», которая также проводила работы по освещению улиц). После выкупной реформы 1861 в городе стали открываться банки — филиал Международного коммерческого, городской общественный и др.

В 1903 принял первых посетителей курский краеведческий музей. Вскоре в Курске появились первые кинотеатры («Иллюзион», «Мираж», «Гигант» и др.), крупная библиотека с читальным залом, два общественных сада — Лазаревский и «Ливадия», в последнем действовал летний театр. В 1896 году в городе был построен католический храм в неоготическом стиле, отреставрированный и вновь переданный Церкви в конце XX века. Всего в начале XX века в городе действовали 21 православная и одна единоверческая церковь, католическая церковь, две синагоги, лютеранские церкви, мужской и женский монастыри.

В начале XX века при доминирующей роли пищевой промышленности (в Курске действовал пивоваренный Завод № 1, один из крупнейших в России, принадлежавший А. К. Квилицу) получили развитие и другие отрасли промышленности; так, в 1900-е годы в городе появились 4 ситопробойные мастерские (из них крупнейшей была мастерская Тихонова, продукция которой отправлялась на внешний рынок — в Германию, Австро-Венгрию и др.). Было организовано несколько машиностроительных предприятий (в 1914 их насчитывалось 7, из них одно — железнодорожное). Условия работы на курских предприятиях были тяжёлыми, нередко поднимались забастовки (например, в 1901-03 бастовали рабочие курских сахарных заводов). Курские рабочие участвовали во всеобщей политической стачке во время революции 1905-1907 годов; проведение стачки было организовано курскими железнодорожниками.

26 ноября (9 декабря) 1917 в городе была провозглашена советская власть. 20 сентября 1919 в город вошли войска добровольцев под командованием генерала Деникина. 19 ноября 1919 Курск взяла Красная армия.

В начале Великой Отечественной войны Курск обороняла не только Красная армия, но и народное ополчение. В начале ноября немецкие войска подступили к городу; в ночь на 3 ноября Курск был сдан врагу. Город сильно пострадал во время освобождения от немецкой оккупации, продолжавшейся до 8 февраля 1943, когда город освободила 60-я армия под командованием генерала И. Д. Черняховского; во время оккупации около трёх тысяч жителей города было расстреляно, почти десять тысяч — угнано в Германию. Так же памятна Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге, Операция «Цитадель» нем. Unternehmen Zitadelle) по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 года.

Восстановление предприятий города началось уже в феврале 1944; тогда же возродилась и культурная жизнь города — 19 февраля открылся кинотеатр, 27 февраля — драматический театр. К 1950 городское хозяйство было полностью восстановлено.

Ещё 1930-х в городе появилось несколько крупных образовательных учреждений: в 1934 — педагогический институт (ныне Курский государственный университет), в 1936 — медицинский (ныне Курский государственный медицинский университет). Развитие системы образовательных учреждений продолжилось и в послевоенные годы: в 1956 начал работу сельскохозяйственный институт (ныне Курская сельскохозяйственная академия), в 1964 — политехнический (ныне Курский государственный технический университет), в 1994 — институт непрерывного образования.

Курский свято троицкий женский монастырь

Напротив здания бывшего реального училища находится площадка с группой домов, принадлежавших когда-то женскому монастырю. Недалеко от стен курского острога, к северу, в 17-м веке был создан Свято-Троицкий женский монастырь. Точных сведений о времени основания монастыря нет, но он упоминается в писцовых книгах 1631 года: «В Курске на посаде за большим старым острогом девичь монастырь, а в нем церковь -Живоначальныя Троицы деревянная, келий 21, а в них живут 35 стариц черных. «

Это был один из четырех монастырей в небольшом окраинном городе, рядом с которым находилась слободка ремесленников. Ещё был в малом острою курской крепости осадный двор, купленный игуменьей Троицкого монастыря Сандулией с монастырскими затворницами у казака Сопина для убежища во время неприятельских нападений на Курск. Время было ещё тогда для юрода жестоким и суровым.

До нашего времени от старинного монастыря сохранилась двухэтажная каменная церковь Верхней Троицы (смотрите рисунок), возведенная в 1695 году. Она находится во дворе дома по улице М. Горького, 13. В верхнем этаже был главный престол во имя Святой Троицы, а в нижнем — Пресвятой Богородицы.

Как давно это было! Курские строители её возвели в пору азовских походов Петра I, когда Россия настойчиво стала вести борьбу за выход к морям, а молодой царь в соседнем Воронеже за одну зиму построил флот.

Здание не раз подвергалось перестройкам. Так в 1770-1780 годах оно было украшено внутри красивой лепниной, а в 1836 году с западной стороны к нему была пристроена, безвкусная пристройка с аляповатыми башенками. Потом в 1851 году строители возвели с обеих сторон церкви приделы и сейчас из футляра поздних построек выглядывает только часть древнего строения восьмерик с купольным перекрытием и небольшой главкой, хотя восточная часть храма осталась в первозданном виде с прекрасными древними алтарными апсидами (полукруглые выступы алтарной части храма). Шатровая нарядная колокольня была выстроена позднее.

В 1865 году в монастыре проживало 410 монахинь. За каменной стеной монастырской ограды, которая имела небольшую башенку на углу улиц Бебеля и Володарского — старинную достопримечательность города, снесенную уже в XX веке. У церкви теснились постройки монастыря, в одной из которых в конце XIX века поселилась юная Виниикова будущая знаменитая эстрадная певица Надежда Плевицкая, исполнительница русских народных песен и современного юродского романса. В качестве послушницы она провела здесь более двух лег. Быстро разочаровавшись в монастырской жизни, где по словам самой Плевицкой «живет темный грех, укутанный, спрятанный», пятнадцатилетняя девушка убежала из монастыря.

После революции в Курске были закрыты мужской Знаменский и женский Свято-Троицкий монастыри. В 1920 году начались работы по устройству в бывшем женском монастыре лагеря принудительных работ. Заборы лагеря внутри монастырского двора были обнесены колючей проволокой в четыре ряда. В связи с отсутствием электрического освещения, в наиболее важных для охраны местах были повешены керосиновые фонари. Для заключенных была устроена библиотека, для которой приобрели 300 книг, с читальным залом и театральной сценой. В бывших кельях разместили 260 заключенных. Здесь были развернуты мастерские, в которых работали арестанты. Позже короткое время здание церкви Верхней Троицы занимал городской музей. Его сменил архив Октябрьской революции, в котором с 1 января 1928 года был открыт для исследователей читальный зал.

В 50-х годах здание церкви было отреставрировано как интересный и ценный архитектурный памятник республиканского значения, столь тесно связанный с глубокой историей города.

Долгие годы в здании работал Государственный архив Курской области. В 80-х годах тут разместился областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. Вновь здесь развернулись ремонтные работы. В здании были созданы небольшой концертный и выставочный залы, работал театр-студия «Эй».

В 1993 году в здании бывшей церкви вновь разместился храм Курской духовной семинарии и классы для учебных занятий.

В прошлом веке на территории женского Свято-Троицкого монастыря было построено здание для игуменьи. Дом красивой «славянской» архитектуры, стиль которой еще называли псевдорусским, поставлен так, что парадный вход был со двора на территории монастыря. В то же время уличный фасад здания располагался на красной линии Троицкого переулка, теперь улицы Бебеля.

Здание после Октябрьской революции долгие годы использовалось под жилье и было запущено, но даже и в таком виде оно привлекало к себе внимание удивительной красочностью кирпичной лицевой кладки.

27 апреля 1890 года после ранней обедни в церкви верхней Троицы дом игуменьи женского Монастыря Софии посетил знаменитый обер-прокурор Синода, известный русский государственный деятель К. П. Победоносцев.

Территория бывшего Свято-Троицкого женского монастыря с западной стороны выходила на угол пересечения нынешних улиц Бебеля и М. Горького. Краснокирпичный двухэтажный дом, венчающий ныне этот угол здание бывшей церковно-приходской школы с тремя отделениями при монастыре.

Ранее, до школы, в монастыре имелось училище, открытое 14 февраля 1869 года, в котором на средства монастыря учились чуть более 30 девочек из семей духовенства. Они подготавливались для дальнейшей учебы в женских епархиальных училищах или прогимназиях.

В 1888 году училище было преобразовано в церковно-приходскую школу. Сначала школа размещалась в каменном здании внутри монастырского двора. Со временем оно не смогло разместить у себя более 50 учениц и было принято решение о строительстве в начале XX века нового здания. Через год оно, рассчитанное на 100 учениц, было построено и освящено. Сооруженное в духе казенных построек того времени, в годы Великой Отечественной войны уцелевшее от разрушения, после освобождения города от оккупантов было выбрано для временного размещения служб Курского обкома ВКП(б). Здесь аппарат обкома работал в 1943-1945 годах. Тут проводил совещание по вопросу сельского хозяйства в 1943 году видный деятель советского государства Анастас Микоян.

Долгое время в этом здании находилось жилищно-коммунальное хозяйство горисполкома, а позже — администрации города. В июне 1994 года здание было возвращено Курско-Рыльской епархии и здесь разместилось общежитие пятого очного ВУЗа города — духовной семинарии.

Свято-Троицкий женский монастырь в Курске

В городе Курск, что в центральной части России, есть православная достопримечательность с более чем 400-летней историей — Свято-Троицкий женский монастырь. В 20 веке, в годы расцвета обители, в ней проживало до тысячи сестер. Это один из самых известных монастырей в нашей стране, ныне являющийся еще и памятником архитектуры государственного значения: в его облике запечатлено развитие архитектурных течений 17-19 веков. А прославился он тем, что в здешних стенах начинал свои подвиги преподобный Серафим Саровский.

Свято-Троицкий монастырь примечателен тем, что несколько храмов (всего их здесь 7) объединены в один ансамбль. И так как обитель отстраивалась на протяжении трех веков, это отразилось на ее необычной архитектурной композиции: фасад с башнями восточного образца и колоннами, древнерусская колокольня в центре, а за ней восьмерик с крестом.

Немного истории

Точная дата основания монастыря неизвестна — документальные записи не дошли до наших дней. Однако в описаниях обители сказано, что к началу 17 века в ней уже проживало 35 сестер. А по информации археологов, добытой во время раскопок, известно, что территория монастыря была застроена еще в 12 веке — здесь найдены кирпичи, из которых строили храмы до времен нашествия татаро-монголов.

В конце 17 века обитель полностью сгорела, поэтому самые древние постройки до нас не дошли. Сохранилась каменная церковь, отстроенная после пожара в 1695 г.

С историей монастыря связано имя чудотворца Серафима Саровского. Он родился в Курске и прожил в городе почти до 15 лет, а верующие родители часто посещали святое место, и брали с собой юного Прохора (так звали Серафима Саровского в миру).

В 1923 г., во время революционного террора, большевики разорили и разогнали монастырь. Но жизнь общины продолжилась тайно, благодаря чему обитель удалось сохранить и даже вновь оживить во время Великой Отечественной войны. В 50-е гг. 20 столетия монастырь был вновь закрыт, и его деятельность поддерживалась сестрами тайно. А в 90-е гг. монашеская жизнь снова возобновилась.

В Курской обители проживало много стариц, о которых знали жители всех окрестностей. Так, в 19 веке здесь, в холодной башне, обитала блаженная Евдокия. Всю жизнь она считалась юродивой: в холода старица не топила печь и даже не носила чулок, а по ночам почти не спала — пела псалмы и читала молитвы. Когда духовная подвижница скончалась на 75-м году жизни, с ней пришли проститься почти все горожане — ее глубоко почитали за правдивые предсказания и сильные молитвы.

Что посмотреть

Сейчас территория Курского монастыря в несколько раз меньше, чем во времена процветания святого места. Достопримечательность представляет собой совсем небольшой кусочек земли с трех сторон храма, вместо монастырской стены здесь теперь кованый забор, а из многочисленных корпусов сохранились только сестринский, игуменский и здание для будущего детского приюта.

Паломники и туристы отмечают особую атмосферу монастыря: несмотря на его близость к центру города, это прекрасное место для уединения. С Троицкого храма открывается прекрасная панорама на другой берег реки Тускари. А еще на территории Свято-Троицкого монастыря есть церковная лавка с иконами, книгами и другими православными товарами.

Практическая информация

Адрес: Курск, ул. Максима Горького, 13/1. Веб-сайт

Курский свято троицкий женский монастырь

Описание Свято-Троицкого женского монастыря в г. Курск

Монастырь существовал уже в 1623 г. «на посаде за большим острогом». В 1680 г. страшный пожар уничтожил до основания обитель и Троицкий храм. В 1681 г. была выстроена новая деревянная церковь в честь Святой Троицы с приделом в память Обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. была заложена каменная двухэтажная церковь, главный престол которой в верхнем этаже был освящен во имя Св. Троицы, а в нижнем этаже — в честь иконы «Одигитрии» — Пресвятой Богородицы.

В 1836 г. был построен каменный храм, пристроенный к западной стене летней церкви. С северной и южной сторон храма устроены бьии коридоры, служившие входом в верхнюю летнюю церковь. Престол в новом храме был освящен в честь Новодворской иконы Божией Матери (по церковному преданию, эта икона написана в начале XIV в. митр. Петром во время его нахождения на Волыни в урочище Новый дворец). Копия этой чудотворной иконы с древних времён находилась в монастыре. В 1851 г. в Новодворской храме на месте прежних коридоров были устроены два каменных придела: с южной стороны — Иверской иконы Божией Матери, а с северной стороны — во имя прп. Мирона. Внизу под храмом было устроено несколько келий. В 1832 г. выстроены каменная ограда и Святые врата.

В 1860 г. в Троицкой церкви был пристроен придел в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна, а с северной стороны в приделе устроена ризница. В 1911 г. на месте ризницы устроен престол в честь свт. Иоасафа, еп. Белгородского, в северном приделе — престол в честь прп. Серафима Саровского.

В 1852 г. была открыта больница, а впоследствии был выстроен новый больничный корпус. В 1853 г. при обители была открыта богодельня. В 1869 г. открыта школа на 30 девочек с четырёхгодичным курсом и программой средних учебных заведений. В 1910 г. было торжественно заложено новое школьное здание для 100 детей.

В монастыре было немало подвижниц и благочестивых стариц, из которых особенно замечательна блаженная старица Евдокия Алексеевна Расторгуева. Перед революцией монастырь насчитывал 635 насельниц.

С началом гонений обитель и храм были закрыты, сестры разогнаны или вывезены. В храме в разное время размещались всевозможные организации, часть помещений было занято под жильё. После Великой Отечественной войны многие монастырские строения были разрушены. Одно время в храме размещался архив Курской области.

Летом 1993 г. собственно Троицкий верхний храм был передан Курской епархии. На территории монастыря находятся Курская Духовная семинария и классы для занятий семинаристов.

Богослужение: ежедневное — 7.00 и 17.00. Воскр. и празд. дни — 8.00 и 17.00. В среду вечером совершается вечерня с акафистом Курской Коренной иконе Божией Матери.

Праздники: День Святой Троицы; 8/21 сент. — Рождество Пресвятой Богородицы; 27 нояб./10 дек, в 9-ю пятницу по Пасхе — Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

Паломнические поездки к Свято-Троицкому женскому монастырю в г. Курск

Свято-Троицкий монастырь (Курск)

Монастырь
Свято-Троицкий женский монастырь
51°43′57″ с. ш. 36°11′44″ в. д.HGЯO
Страна
  • Россия
Город Курск
Конфессия Русская православная церковь
Епархия Курская и Рыльская
Тип женский
Первое упоминание 1623 год
Дата основания до 1623 года
Здания
Троицкий храм • Смоленская церковь • Новодворская церковь • Школа церковно-приходская • Настоятельский корпус • Стены монастыря
Реликвии и святыни Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия; Икона Божией Матери Новодворская; Образ Богородицы Троеручица
Настоятель схиигумения Антония (ум. 10.07.12)
Статус Комплекс памятников
Объект культурного наследия № 4610004000 № 4610004000
Сайт kursk-sestry.ru
Свято-Троицкий монастырь на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)

Ку́рский Свя́то-Тро́ицкий же́нский монасты́рь — православный женский монастырь, расположенный в городе Курске по адресу ул. Горького, д. 13/1. Принадлежит к Курской и Рыльской епархии.

Содержание

Точное время основания монастыря неизвестно. Первое упоминание датируется 1623 годом, где монастырь упоминается уже действующим, точное состояние монастыря в источниках не упоминается. Однако в письменных источниках 1629 — 1631, монастырь упоминается как вполне развитый: при монастыре действует храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Вознесения Господня, монастырь имеет множество построек, сестры занимаются благотворительностью, а вокруг монастыря селятся ремесленники.

С 1645 по 1675 год монастырь в письменных источниках упоминается редко, в основном в связи с событиями, происходившими в самом Курске и напрямую монастыря не касавшимися (например в связи с восстанием горожан против стрельцов), и в писцовых книгах.

Все постройки монастыря были уничтожены пожаром 1680 года, но уже в 1695 был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы, на том же месте, где прежде стоял деревянный.

Частицы святых мощей угодников Божиих, хранящиеся в иконах

  • Святой равноапостольной первомученицы Феклы, ученицы святого апостола Павла
  • Святой равноапостольной Марии Магдалины
  • Святого преподобного Серафима Саровского
  • Святителя Филарета Московского
  • Св. преподобного Иосифа Волоцкого
  • Св. преподобного Максима Грека
  • Св. преподобных отцов Иова и Амфилохия Почаевских
  • Священномученика Фаддея Тверского
  • Св. благоверных князей Петра и Февронии
  • Св. преподобного Аристоклия Афонского
  • Антоний Радонежский
  • Священномученика архидиакон Лаврентий
  • Святителя Луки Крымского и Ташкентского
  • Святителя Иосафа Белгородского
  • Святая блаженная Матрона Московская
  • Вифлеемские младенцы

Частицы святых мощей угодников Божиих, хранящиеся в мощевиках

  • Святителя Феодосия Черниговского
  • Священномученика Владимира Киевского
  • Св. преподобного Лаврентия Черниговского
  • Священномученика Анастасия Киево-Печерского
  • Священномученика Лукиана Киево-Печерского
  • Святителя Иннокентия Херсонского
  • Священномученика Евстратия Киево-Печерского
  • Св. преподобного Ионы Киевского, в схиме Петра Св. преподобного Моисея Угрина
  • Святителя Игнатия Кавказского
  • Свв. преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских
  • Св. преподобного Феофила Китаевского, Христа ради юродивого
  • Св. великомученика и целителя Пантелеимона
  • Святителя Луки Крымского и Ташкентского
  • Святителя Иннокентия Московского
  • Святителя Иннокентия Иркутского
  • Святых Праотцев
  • Св. преподобных отцов Афонских
  • Св. преподобного Софрония
  • Св. преподобных старцев Оптинских
  • Св. благоверного князя Давида Ярославского

Другие святыни обители

Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия Смоленская»

Чудотворная икона Божией Матери «Новодворская»

Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».

Ссылка на основную публикацию