Кунсткамера в Санкт Петербурге как добраться

Кунсткамера — режим работы 2019 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Прежде всего, стоит предостеречь тех, кто идет в Кунсткамеру, чтобы посмотреть «уродов в банках». Сегодня Кунсткамера – это музей антропологии и этнографии, т.е. бОльшая часть музея рассказывает о культуре и быте народов мира — одежда, предметы быта и т.п. Анатомический отдел (с уродами в банках) занимает лишь один зал, располагающийся как раз «в башенке».

Кунсткамера в Санкт-Петербурге — это один из старейших музеев Северной столицы и всей России. Он был создан по указу Петра Первого с целью собирания и исследования раритетов, рожденных как природой, так и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого — Кунсткамера Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных музеев в мире. В нем собрано более миллиона экспонатов. Более ста лет они служили исследователям в области археологии, анатомии и медицины.

Режим работы Кунсткамеры в 2019 г.

  • В летний период (с 1 июня) 10:00 — 18:00
  • Осенью, зимой и весной 11:00 — 18:00
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Выходной день – понедельник
  • Последний вторник каждого месяца — санитарный день (музей закрыт)

Как добраться до Кунсткамеры

Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, недалеко от стрелки Васильевского острова, на Университетской набережной. Посещение Кунсткамеры можно совместить с прогулкой по центру города.

Ближайшее метро — «Адмиралтейская» (10-15 минут пешком). При выходе из метро повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской. Повернуть направо, и пройти несколько метров до Невского проспекта. Повернуть налево и идти по Невскому проспекту, далее мимо Дворцовой площади, Эрмитажа. Через несколько минут Вы окажетесь на берегу Невы. Нужно пройти по Дворцовому мосту на другой берег и Вы окажетесь на стрелке Васильевского острова. Прямо за мостом расположено желтое здание с массивными белыми колоннами — это Зоологический музей, зеленое здание с башенкой рядом — это Кунсткамера.

Также можно дойти от метро «Василеостровская» (около 30 минут пешком). От станции идти по 6-7 линии до Большой Невы, далее по Университетской набережной в сторону стрелки Васильевского острова (на Васильевском острове часть улиц называются линиями; название осталось с тех времен, когда здесь располагались склады). Дорога от станции метро займет 20-25 минут, проходит по пешеходной зоне (6-7 линия В.О.); с Университетской набережной открывается прекрасный вид на Исаакиевский собор, Адмиралтейство и Эрмитаж.

Стоимость билетов в Кунсткамеру в 2019 г.

  • Для взрослых — 300 рублей
  • Для пенсионеров РФ и Белоруссии, студентов и школьников – 100 рублей
  • Для детей до 7 лет – бесплатно
  • Вход бесплатный каждый третий четверг месяца с сентября по апрель

Телефон (справочная) Кунсткамеры

История создания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I на мысль о создании музея Кунсткамеры.

Дата основания музея – 1714 год. Именно в это время коллекция редкостей государя — Куншткамера, была перевезена из Москвы в Летний дворец Петербурга. По особому указу Петра Первого в музей следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. В первые годы в коллекции были живые экспонаты – монстры, карлики, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию. И в настоящее время интерес к ней велик.

Через четыре года музейные экспонаты перенесли в Кикины палаты, поскольку во дворце для них уже не оставалось места и не каждый желающий мог их посмотреть. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения.

М.В.Ломоносов, основатель Российской Академии наук и университета, работал в здании музея с 1741 по 1765 годы. В башне здания был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория. Здесь представлена история начального периода Петербургской Академии наук, коллекции научных приборов 18 и 19 веков, а в Круглом зале — большой Академический глобус (Готторпский) – планетарий, построенный еще в 17 веке. Глобус представляет собой полую вращающуюся сферу диаметром более 3,1 метра, на наружной стороне которой изображена поверхность Земли, а на внутренней — карта звездного неба. Внутри сферы — стол и скамейка на 10-12 чел. Глобус построен в г. Готторп в Германии, подарен царю Петру Первому. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 году. Является памятником двух веков, а также немецкой и русской культур.

Позже для музея было построено новое здание на Стрелке Васильевского острова, и все коллекции были перевезены туда.

В петровские времена Кунсткамера была одним из лучших музеев подобного рода в Европе. Вход в него был бесплатным и открытым для всех. Сейчас на старейшие коллекции музея можно полюбоваться в зале Барокко.

В 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В настоящее время в здании Кунсткамеры расположены музей Антропологии и этнографии и Мемориальный музей М.В.Ломоносова.

Здания и интерьер Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Музей располагается в двух постройках: здании Кунсткамеры и пристройке к нему — Музейном флигеле 1887 года. Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко. Это старейшее здание в мире, построенное специально для музея. Башня здания символизирует модель Солнечной системы. Место для строительства музея выбрал сам Петр Первый. Проект здания был разработан несколькими архитекторами при личном участии Петра. Работы были завершены в 1734 году архитектором М. Земцовым. Постройка состоит из двух почти одинаковых корпусов, объединенных центральным объемом, увенчанным многоярусной башней, завершенной сферой.

Во время пожара 1747 года деревянная башня сгорела и была восстановлена только через 200 лет. В это же время башню украсила знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). После пожара была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Так в 1757 году художник Д. Джанни выполнил лепной узор, а позже скульптор М. Павлов создал два горельефа — Празднующая Европа и Триумф России в зале второго этажа восточного флигеля музея (зал Барокко, где расположена экспозиция Естественно-научные коллекции). Интерьеры музея украшены скульптурными композициями и бюстами великих ученых.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Кунсткамера: билеты, цена, экспонаты, часы работы

Музеи Санкт-Петербурга

Знаменитая Кунсткамера – один из современных символов Санкт-Петербурга, первый в Российском государстве общедоступный музей. Его создатель, царь Петр Алексеевич, предопределил просветительские задачи заведения, повелев своим указом «… в оную Куншткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи», то есть сделал его доступным для всех сословий.

Краткое описание

Начало уникальной коллекции занимательных диковин и научных редкостей, созданных природой или человеком, было положено при Петре I. Со временем Кунсткамера стала одним из крупнейших этнографических музеев мира.

Здесь хранится более миллиона интереснейших экспонатов.

Есть легенда, будто царь Петр, прогуливаясь по Васильевскому острову, обратил внимание на две сосны. Ветви одной из них вросли в другую так, что невозможно было понять, какому дереву они принадлежат. Эта необычная находка натолкнула государя на мысль о строительстве Кунсткамеры, первого музея. Сосну можно увидеть и сегодня в выставочных залах.

Первые кунсткамеры зародились в Западной и Центральной Европе в XV столетии. В собрания входили так называемые naturalia – образцы экзотической фауны и флоры, останки ископаемых животных, самородки и минералы, анатомические аномалии живых существ, в том числе человека. Коллекционеры зачастую приобретали редкости за баснословную плату. Например, покупали рог единорога. За этот мифический артефакт обычно принимали рог носорога или нарвала.

Самой знаменитой коллекцией обладал австрийский эрцгерцог Рудольф II Габсбург. В конце XVI – начале XVII столетий она хранилась в Праге. И этот город именовали не иначе как сокровищницей Европы.

Название – что означает слово

Дословный перевод слова Кунсткамера – кабинет искусств. Правда, под искусством понимается не шедевры мировой живописи или, например, скульптуры, а неординарные вещи.

Красота и уродство, экзотика, необычные размеры, формы и цвета, редкая техника изготовления – вот те критерии, по которым отбирались новые экземпляры

Год основания

Основание заведения связывают с распоряжением отправить из Москвы в город на Неве личную императорскую коллекцию и библиотеку, а также собрание Аптекарской канцелярии. Среди них были экспонаты, привезенные Петром из Европы.

Башня служит обсерваторией. Нижнюю ее часть украшают ниши со скульптурой, обрамляющие главный вход. Внутри располагается анатомический музей.

В коллекцию кабинета искусств входят антропологические, этнографические и археологические экспонаты. Это и старейшая анатомическая коллекция Рюйша, и собрание монстров петровской эпохи, и материалы, привезенные из более поздних экспедиций со всего света. Коллекция интереснейшая, рассказывать о ней можно бесконечно долго. Вот подборка экспонатов, которые вызывают наибольшее любопытство, удивление и даже страх у посетителей.

  • Голова Марии Гамильтон, камер-фрейлины Екатерины I и фаворитки Петра Великого. Необычна судьба этого жутковатого экспоната. Обвиненная императрицей в краже драгоценностей, а впоследствии – в детоубийстве леди Гамильтон получила смертный приговор. Вскоре его привели в исполнение. И только через полвека в подвале Академии наук обнаружился стеклянный сосуд с двумя заспиртованными человеческими головами, принадлежавшие Марии Гамильтон и Виллиму Монсу, рассказ о котором будет далее. История экспоната завершилась не менее странно: он исчез при весьма странных обстоятельствах, а в краже обвинили английских моряков. Подробности этой загадочной истории рассказывают посетителям хранители Кунсткамеры.
  • Восковые фигуры. Петр I всегда интересовался аномалиями человеческой природы и их причинами, поддерживал связи с зарубежными анатомами и приобретал разнообразные натуральные экспонаты. А если приобрести их не удавалось, выполнялись восковые копии. Так в России научились делать восковые фигуры. Яркие образцы обязательно стоит рассмотреть в музее.
  • Кабинет М.В. Ломоносова в башне Кунсткамеры – это единственное сохранившееся в Санкт-Петербурге помещение, помнящее звук шагов великого ученого. К слову, его вклад в развитие музея огромен. Ломоносов занимался описанием и систематизацией экспонатов. Сегодня очень любопытно взглянуть на арсенал инструментов ученого XVIII столетия: книжные фолианты, реторты, глобус. Атмосфера эпохи воссоздана в мельчайших деталях.
  • Животные. В коллекции Кунсткамеры собрано множество различных животных. Многие из них так же, как и человеческие экспонаты, демонстрируют различные уродства и аномалии.
  • Готторпский глобус – один из символов Кунсткамеры. Это точная копия глобуса, который Петр I получил в подарок от гольштейнского герцога Карла Фридриха и который сгорел во время пожара в 1747 году. Чем так примечателен этот экспонат? Его размеры таковы, что внутри установлен стол, а на стоящей рядом скамье могут одновременно уместиться 12 человек. Внешняя сторона шара представляет собой физическую карту миру, а внутри него можно наблюдать карту звездного неба.
  • Голова Хаджи Мурата – еще один жутковатый предмет в анатомическом отделе Кунсткамеры. Попал он в музей в середине ХХ века из Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Голову горского воина, бывшего ближайшим сподвижником имама Шамиля во время Кавказской войны, неизвестные отсекли после его гибели и отправили в северную столицу.
  • Голова Виллима Монса, приближенного к царской семье фаворита, как и Мария Гамильтон. Его казнили по приказу Петра за любовную связь с императрицей Екатериной I. Голову можно увидеть в экспозиции.
  • Уроды. Центральное место музея занимает первая естественнонаучная коллекция, куда и стремится попасть большинство туристов. Осмотреть ее можно на втором этаже Кунсткамеры. А вот сфотографировать на память не получится, фотосъемка здесь строго запрещена. Что может здесь заинтересовать? Аномалии человеческого тела: великанов и карликов, близнецов, сросшихся животами, головами, спиной, тазом, двуликих уродов, людей с одной ногой, заячьей губой, не разделенным головным мозгом и так далее. Во времена Петра Великого, который и сам увлекался анатомией и хирургией и даже проводил несложные операции, монстров изучали анатомы. Для этого в нижнем этаже Кунсткамеры был создан Анатомический театр.
  • Дети-уродцы – заспиртованные и забальзамированные тела новорожденных, имеющие аномалии развития. Собранным в одной из комнат Кабинета редкостей эмбрионам с двумя головами, хвостами, несколькими пупами почти триста лет. И все это время эмоциональный отклик посетителей не ослабевает.

Режим работы

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого работает ежедневно, за исключением понедельника. Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Часы работы

с 11:00 до 18:00 часов.

Кассы закрываются за час до завершения работы экспозиции.

Посетить экспозиции Первая астрономическая обсерватория и Большой Готторпский глобус можно только с организованной экскурсией

Как добраться

Кунсткамера располагается по адресу Университетская набережная, дом 3.

Здание находится близ стрелки Васильевского острова.

Метро

Ближайшая станция метро:

Как добраться

На выходе из метро свернуть влево в направлении Малой Морской улицы, затем – направо, на Невский проспект, через Дворцовую площадь, по Дворцовому мосту на Васильевский остров. За мостом пройти по набережной вдоль желтого здания с колоннами, принадлежащего Зоологическому музею. Сразу за ним располагается зеленое здание Кунсткамеры.

Стоимость билетов

Цены

  • 300 рублей для взрослых
  • 100 рублей для школьников, студентов и курсантов, а также пенсионеров

Приобрести билеты можно не только в кассе заведения, но и онлайн, на официальном сайте музея

В музее действуют различные экскурсионные программы. Они дают представление о Кунсткамере, знакомят с ее историей и экспонатами:

  • обзорная экскурсия в группе до 20 посетителей
  • экскурсия под названием Чудес палата с осмотром экспонатов XVIII века – диковинок со всего света, созданных природой и человеком
  • для дошкольников и детей младшего школьного возраста программы В гости к Большому Готторпскому глобусу и Отправляемся в экспедицию.

В связи с тем, что вход в здание музея ограничен, посетителям Кунсткамеры стоит быть готовыми к ожиданию своей очереди у входа в Кунсткамеру. Такие меры администрация музея связывает с необходимостью обеспечить сохранность коллекций и безопасность посетителей. Организованные группы с экскурсоводами в музей проходят вне очереди.

Бесплатное посещение

Посетить Кунсткамеру бесплатно можно в третий четверг месяца. Акция действует с сентября по апрель.

Билеты в музей предоставляются бесплатно вне зависимости от даты и времени посещения следующей категории граждан:

  • участникам и инвалидам ВОВ
  • героям Советского Союза и России
  • инвалидам I и II групп
  • многодетным семьям
  • детям до 7 лет
  • детям инвалидам и сиротам, а также некоторым другим категориям граждан.

Будьте готовы подтвердить принадлежность льготной категории документально

Интересные факты

  • Посещение доступной для всех сословий Куншткамеры при Петре Великомбыло не просто бесплатным, но и поощрялось: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
  • В XVIII веке в Кабинете искусств можно было видеть живые экспонаты. Например, здесь жил человек, рост которого был всего 126 см, а на руке и ногах располагалось по два пальца.
  • Оформление экспозиций также отличалось оригинальностью. Так, в пояснении к одному из экспонатов значилось: «показывает руку ребенка, в жидкости сохраняемую, в кисти которой находится оплодотворенное яйцо морской черепахи».
  • С Кунсткамерой связана такая легенда: якобы в здании есть потайное хранилище, в котором держат опасные магические предметы.
  • Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в подвалах музея складывали тела найденных на улицах погибших жителей города. Отсюда их отвозили для захоронения на кладбища.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге: адрес, как добраться, карта

  • Страна:Россия
  • Город:Санкт-Петербург
  • Адрес: Набережная Университетская, 3

В центре Санкт-Петербурга на берегу Невы находится старинное здание с башней, построенное в стиле Петровского барокко. В нем расположен музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – Кунсткамера. Это один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира.

Русские и советские ученые на протяжении трех столетий собирали бесценные коллекции по истории народов всего мира. А начиналось все, как и многое в этом удивительном городе с Петра I, великого реформатора, в эпоху которого Россия получила новый импульс в своем развитии.

Стремление к просвещению народа российского выразилось в создании первого российского общедоступного музея, в основу которого была положена личная коллекция Петра I, приобретенная им во время первого путешествия в западную Европу.

В 1714 году Петр I распорядился перенести столицу из Москвы в Петербург. В это же время в новую столицу перевозят так называемый «государев кабинет», коллекцию редкостей и библиотеку. Первоначально эти предметы располагались в летнем дворце – первой резиденции царя. Для присмотра за редкостями понадобился целый штат прислуги. Помещение, в котором располагалась коллекция, была названо на европейский манер – кунсткамерой, что в переводе означало «кабинет редкостей». Так, в 1714 году, в России появился первый музей.

Устройство кабинета редкостей стало для Петра I делом государственной важности. В это время он издает указ, в котором приказывает «все что есть диковинного на Руси: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди, словом все, что зело, старо и необыкновенно, привозить в столицу».

Все путешествующие отныне должны были покупать разные диковинные предметы и у своих отечественных, и у иноземных людей. Со всех уголков России в Петербург стали приходить различные находки.

Редкостей становилось все больше и больше. В дворцовых палатах, экспозиции становится тесно, и в 1718 году под Кунсткамеру были отданы кикины палаты – двухэтажный особняк опального вельможа Александра Владимировича Кикина, неподалеку от Смольного собора. Именно в кикиных палатах коллекция редкостей была представлена широкой публике. В отличие от западной Европы, где вход в подобные музеи стоил немалых денег, российская коллекция демонстрировалась всем желающим абсолютно бесплатно. Музей был создан для просветительских целей. Петр I считал, что «охотников до знаний необходимо приучать и угощать, а не денег с них брать». Всех посетителей встречали служители, которые сопровождали «охотников до знаний» по залам, и показывали им редкости с кратким объяснением. Коллекции постоянно пополнялись. Пространства снова не хватало. Стало ясно, что для кабинета редкостей требуется специальное здание.

С местом, выбранным для строительства здания Кунсткамеры, связана легенда. Однажды, якобы Петр I прогуливаясь по берегу Васильевского острова, увидел необычную сосну. Ветки дерева вросли полукольцом в ствол, и одна из них была похожа на душку большого амбарного замка. «Вот так дерево-монстр»,- воскликнул Петр I. И повелел царь ту сосну срубить, а ту часть с диковинной веткой сохранить, и на этом месте заложить здание Кунсткамеры.

Строительство здания продолжалось более 10 лет. Царь из личных средств выделял деньги, и лично курировал строительство. К сожалению, Петру I не суждено было увидеть воплощение своей мечты. Торжественное открытие музея состоялось лишь через 3 года после его смерти в 1728 году. Проект был разработан архитектором Маттарнови, и получил личное одобрение государя. В дальнейшем строительные работы вели Кербель, Киавери и Земцов. Здание по тем временам было задумано огромным – 100 м. в длину и 15 м. в ширину, и стало первым монументальным сооружением на стрелке Васильевского острова.

В плане, здание представляет собой вытянутый прямоугольник, и выполнено в модном тогда стиле петровского барокко. Два трёхэтажных симметричных корпуса, вытянутых вдоль набережной, объединяла центральная парадная часть здания с многоярусной башней, над которой находилась сфера.

В 1747 году, в здании Кунсткамеры произошел страшный пожар, который нанес колоссальный урон самому зданию и части коллекции. Долгие годы после пожара велись работы по восстановлению здания и интерьеров. Работы по реконструкции здания возглавил известный русский архитектор Савва Чевакинский.

В 1879 году этнографический и анатомический музеи были объединены в музей антропологии и этнографии, унаследовав коллекции Кунсткамеры и ее историческое здание. В 1903 году музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого, который носит и по сей день.

Коллекция Фредерика Рюйша была гордостью основателя Кунсткамеры. Петр I купил ее во время своего первого путешествия в Голландию за 30 тыс. гульденов. Сумма по тем временам была гигантская и равнялась годовому бюджету императорского двора. Это анатомическая коллекция действительно уникальна, а особенно ценно собрание заспиртованных зародышей от их зарождения до появления на свет. В этой коллекция более 1000 экземпляров, которые сохранились без особых изменений до наших дней. Процесс индицирования, который изобрел Фредерик Рюйш, в то время считался 8-м чудом света.

В то время в музее существовал так называемый анатомический театр, куда зрители ходили посмотреть на препарирование уродов. Прямо в центре зала находился стол, на котором и проводили данный процесс. Коллекция делится на две части. Первая – уроды человеческие, вторая часть коллекция посвящена патологиям животных. Также в музее хранятся медицинские инструменты, которыми сам Петр I проводил простейшие операции. Нередко Петр I удалял зубы у различных людей. Коллекция выдернутых зубов Петром I сохранилась до наших дней.

В музее присутствует большое собрание резного дерева, есть специальный зал индийской культуры, где представлены предметы быта, красочные костюмы, музыкальные инструменты и многое другое. Также есть коллекция японской культуры и быта. Многие русские дипломаты приложили руку к созданию этой коллекции. Старинные доспехи японских самураев представляют огромную ценность. В музее большое собрание японских нэцкэ.

В Кунсткамере находится огромная коллекция телескопов 18 века. Большой Готторпский глобус привлекает в музей множество посетителей. Глобус установлен на оси, к ней прикреплялся круглый стол. С помощью воды механизм приводился в движение, и глобус начинался вращаться. Он был изготовлен в конце 17 века. Строительство глобуса продолжалось более 10 лет.

Коллекции Кунсткамеры разнообразны и многочисленны. Это захватывающее путешествие по странам, и изучение культуры и быта различных народов.

Кунсткамера Санкт-Петербург режим работы — расположение и время работы музея

Многие жители России и гости города на Неве при своем визите планируют побывать в таком музее как Кунсткамера.

Но чтобы Кунсткамера в городе Санкт-Петербург принесла положительные эмоции и новые знания, стоит учитывать некоторые специфические моменты, и особенно – режим работы.

Все же первое, о чем хочется предупредить визитеров – это учреждение уже давно не место хранения «уродов в формалине». Сегодня это в первую очередь музей антропологии и этнографии, основная часть экспозиций которого повествует о культуре, истории и быте разных народов мира. Что же касается анатомического отдела, он занимает только один зал и располагается в «башенке» здания.

Здание музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Другой важный момент, который стоит учитывать при посещении Кунсткамеры Санкт-Петербурга, это, конечно, ее месторасположение. Оно весьма удобно, потому что визит в этот музей можно совместить с осмотром основных достопримечательностей города, при этом перемещения будут отнимать совсем немного времени. Конечно, для грамотного составления маршрута осмотра знаковых мест и посещения достопримечательностей, визитеры должны учитывать и режим работы учреждения.

Что же касается локации музея, то расположен он недалеко от стрелки Васильевского острова, на Университетской набережной. Обычно планируемый с группой экскурсионный маршрут всегда затрагивает эту часть Северной столицы, так что вы просто можете поинтересоваться у своего гида, где находится Кунсткамера.

Если же вы путешествуете по Санкт-Петербургу самостоятельно, вам на помощь придут несколько популярных и самых простых маршрутов.

Схема проезда на официальном сайте Кунсткамеры

Так, вы можете добраться на метро до станции «Адмиралтейская» и пройти порядка 15 минут пешком. Для этого после выхода из метро сверните налево и пройдите до Невского проспекта, а затем, повернув налево, пройдите мимо Дворцовой площади и Эрмитажа. Когда окажетесь на берегу Невы, пройдите по Дворцовому мосту на берег стрелки Васильевского острова. Желтое строение с массивными белыми колоннами, которое вы сразу увидите – это Зоологический музей, а вот строение рядом, зеленого цвета и с белыми башенками, это и есть Кунсткамера города Санкт-Петербурга.

Другой популярный маршрут для туристов – доехать до станции метро «Василеостровская», затем пройти до Большой Невы и дальше, по Университетской набережной в сторону стрелки Васильевского острова. Такой маршрут займет около получаса прогулки неспешным шагом, зато предоставит прекрасную возможность по дороге к Кунсткамере оценить красоты Исаакиевского собора, Адмиралтейства и, конечно, Эрмитажа.

Вид на Кунсткамеру с Университетской набережной Санкт-Петербурга

Очень важно при планировании посещения музея ознакомиться внимательно с тем, какой у Кунсткамера Санкт-Петербург режим работы. В противном случае, гости города на Неве рискуют остаться в расстроенных чувствах. Особенно если планируемое путешествие совпадает с государственными праздниками, коих в Российской Федерации достаточное количество.

Все дело в том, что режим работы Кунсткамеры, с которым можно ознакомиться на официальном сайте музея, достаточно нетипичен. Так, для посещения музей открыт со вторника по воскресенье. По понедельникам Кунсткамера не работает! Это важно учитывать, если вы планируете включить ее в свою экскурсионную программу, отправившись в Санкт-Петербург на выходные, захватив и понедельник.

Другой момент, специфический для режима работы музея – он функционирует с 11 часов утра и до 19 часов вечера. При этом кассы открыты с тех же 11 часов утра, но закрываются они уже в 18 часов вечера. Таким образом, если вы планируете посетить музей в последний час его работы, вам будет необходимо купить билеты заранее, иначе вы просто в него не сможете попасть.

Информация для посетителей и режим работы

Кроме того, стоит помнить и о том, что каждый последний вторник месяца в Кунсткамере Санкт-Петербурга проводится санитарный день. Для туристов это означает также, что доступ к экспозициям и коллекциям музея в эти дни закрыт.

Из-за того, что режим работы такой строгий, на официальном сайте даже есть предупреждение к посетителям. Сводится оно к тому, чтобы визитеры тщательно планировали свой визит, не возмущались длинным очередям на входе и не выражали свое негодование по поводу того, что экскурсионные группы проходят вне очереди.

Также стоит учесть, что режим работы музея предусматривает некоторые ограничения по посещению отдельных экспозиций. Отдельные из них можно посетить только лишь в сопровождении экскурсовода и по предварительной заявке, оставить которую можно, кстати, там же, на официальном сайте Кунсткамеры.

Форма заказа экскурсии

Отдельное уточнение касается пандусов и лифтов. Дело в том, что здание не оборудовано подъемниками, поэтому посещение его людьми с ограниченными возможностями здоровья будет весьма проблематично – и это тоже нужно учитывать при воплощении своей экскурсионной программы в городе Санкт-Петербург, чтобы избежать недопонимания и неловких моментов.

Режим работы

Настоятельно рекомендуется перед планированием визита в Кунсткамеру досконально изучить режим ее работы. В частности, ознакомиться с графиком работы музея. Он составляется на три месяца вперед и публикуется на официальном сайте учреждения.

Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого)

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (232)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (18)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Площади (6)
    • Небоскребы (1)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (19)
    • Рестораны и кафе (46)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Зоопарки (3)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Метро ст. «Адмиралтейская», «Спортивная», «Невский проспект»
Автобус ост. «Университет (Университетская набережная)», № 6А, 7, 24, 47, ЗМА (ночной).
Троллейбус ост. «Университет (Университетская набережная)», № 10, 11.

Санкт-Петербургский Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН -знаменитая Кунсткамера, или «кабинет редкостей». Это первый музей, учрежденный по указу Петра I. Необычное для русского уха слово «Кунстакамера» — калька с немецкого. Kunstkammer (дословно «комната искусств») — так называли когда-то необычные коллекции, связанные с историей, естественно-научными областями и художественным творчеством. В XVI–XVII веках такие коллекции были обычным делом для князей, королевских семей и других высокопоставленных и хорошо образованных людей.

Цены в Кунсткамере в Санкт-Петербурге в 2019 году

  • Полная стоимость билета (для взрослых без льгот) — 300 рублей;
  • Льготный билет (школьникам, пенсионерам, студентам, курсантам высших военных училищ РФ) — 100 рублей.

Список категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение музея, — на официальном сайте Кунсткамеры Санкт-Петербурга.

Билет можно купить в кассе музея или онлайн на сайте. К оплате принимаются наличные деньги и банковские карты.

Каждый третий четверг месяца (в период с сентября по апрель) музей открывает свои двери бесплатно. Билет на бесплатное посещение можно взять в кассе Кунсткамеры.

Режим работы Кунсткамеры

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) работает со вторника по воскресенье, с 11:00 до 19:00.

Кассы открыты с 11:00 до 18:00. Понедельник — выходной.

Последний вторник месяца — санитарный день. Музей закрыт 1 января, 9 мая, 31 декабря.

Музей можно посетить как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Группы проходят вне очереди, поэтому запаситесь терпением для того, чтобы попасть в музей.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге (видео)

Экспонаты Кунсткамеры

Нередко можно услышать, что Кунсткамера — это прежде всего коллекция «уродов», «монстров» и самых разных аномалий. Однако такое отношение к музею сложилось только в последнее столетие. На протяжении веков, Кунсткамера была для посетителей местом, где можно было увидеть что-то редкое или совершенно привычное, но обычно скрытое от глаз человека. Это был музей знаний о мире и человеке, где открывались загадки природы, то, что скрыто в недрах земли, на морском дне или высоко в звездном небе.

Анатомический раздел (Уроды)

Официальная дата основания Музея антропологии и этнографии — 1714 год. Именно в это время царская коллекция, сформированная под впечатлением от европейских «кабинетов редкостей», была размещена в Людских палатах Летнего дворца и получила название «Кунсткамера».

Петр I очень интересовался всем, что связано с анатомией человека. Понимание того, как устроено тело, давало огромные возможности для развития медицины. Но чтобы изучить здоровое тело, крайне важно было разобраться в аномалиях, которые время от времени возникали. Так появился указ, согласно которому в Кунсткамеру привозили как живых, и мертвых «уродцев», людей с явными физическими отклонениями от нормы для исследований. Их изучали первые анатомы, которые появились тогда в Академии наук.

Сейчас данное собрание входит в дополненный Анатомический раздел Кунсткамеры, где можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и другие необычные объекты.

Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке»

Этот большой музейный раздел включает в себя три постоянные экспозиции:

Музей М. В. Ломоносова (третий этаж)

  • Помимо биографии большого разностороннего ученого, каким был Ломоносов, здесь так же можно увидеть экспозицию «Конференц-зал Петербургской академии наук». Она рассказывает о повседневной жизни и деятельности первого в своем роде учреждения в России, занимающегося научными исследованиями.
  • Астрономическая обсерватория (четвертый этаж). Здесь же находилась служба точного времени и условный Петербургский меридиан.
  • Большой Готторпский Глобус-Планетарий (пятый этаж).

Этнографические разделы

Остальные разделы знаменитого музея — этнографические, включают внушительное собрание, сформированное в послепетровские годы. Навигация по этнографическим залам удобна и понятна:

  • Северная Америка, Япония, Африка, Латинская Америка — первый этаж;
  • Ближний и Средний Восток, Китай и Монголия, Корея, Индокитай, Индия и Индонезия — второй этаж.

Здесь можно посмотреть массу всего интересного: как был организован быт, орудия труда, как выглядела посуда, украшения, театральные наряды тех времен и многое другое.

На нулевом этаже, при входе в Кунсткамеру, располагаются магазины, киоски, кафе, гардероб.

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге строилось специально для музейной коллекции. По преданию, его заложили на набережной в приглянувшемся царю месте, где росла сосна с причудливо вросшими в ствол ветками. Позднее природная «диковинка» пополнила коллекцию музея.

Строительство здания велось с 1718 года. Началом работ руководил немецкий архитектор Г. И. Маттарнови. Завершилось же строительство только после смерти Петра I — в 1734 году.

Фасады здания считались парадными с обеих сторон — как с севера, так и с юга. Строили Кунсткамеру по самому высшему разряду, как дворцовые объекты. Например, даже кирпич для строительства специально заказывали за границей.

В 1777–1779 годы интерьеры украсили скульптурные группы и бюсты ученых, а к 1825 году — росписи Ф. Ф. Рихтера. Музейная коллекция неуклонно расширялась, и в 1830-е годы экспозиция была разделена на несколько тематических собраний, дала начало Зоологическому и Минералогическому музеям.

Сейчас здание-памятник в стиле петровского барокко, расположенное на Университетской набережной, входит в число объектов культурного наследия России и является символом РАН.

Экскурсии в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге

Обзорные экскурсии по Кунсткамере проводятся для групп до 15–20 человек в часы работы музея. Такая экскурсия подойдет для тех, кто еще не бывал в Кунсткамере. Предусмотрена обзорная экскурсия для взрослых посетителей («Классическая обзорная экскурсия») и для детей («Чудес палата»).

Для детей от 5 до 9 лет музей предлагает занятия-игры.

Например, в рамках экспозиции «Северная Америка» проходит игра «Играем в эскимосов», где можно многое узнать о повседневной жизни, быте и занятиях жителей Арктики, а так же принять участие в празднике встречи солнца.

В индийской экспозиции ребят знакомят с Ганешей — божеством, устраняющим все препятствия на пути. Здесь же можно послушать про праздник Дивали, узнать, почему индусы такие благодарные люди, а так же попробовать себя в актерском ремесле.

В китайской экспозиции младших школьников знакомят с тем, что такое мудрость и притчи.

Для средней школы будет интересна экскурсия, посвященная путешествиям и путешественникам — именно они позволили человечеству существенно расширить свои представления о мире, других странах и обычаях, животных и растениях.

Старшие школьники могут заинтересоваться экскурсией «Путешествие Цесаревича Николая Александровича на Восток».

Подробнее обо всех экскурсиях можно почитать по ссылке.

Отличная возможность осмотреть всю экспозицию музея, даже если вам пока не довелось попасть в него лично — это онлайн-прогулка по залам музея. Экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера).

Существует и способ познакомиться с экспозицией Кунсткамеры в Санкт-Петербурге онлайн: увидеть не только знаменитую петровскую «коллекцию уродов», но и осмотреться во всех остальных музейных залах. Онлайн экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера):

Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Ближайшая к музею станция метро — «Адмиралтейская». Пеший маршрут от нее до здания музея через Дворцовый мост — чуть больше километра. Либо можно проехать всего две остановки на троллейбусах (№ 10, 11) или автобусах (№ 3 М, 7, 24) до остановки «Университетская набережная д.1». Для этого нужно пройти от метро на противоположную сторону Невского проспекта, ожидать перечисленный транспорт на остановке «Малая Морская улица».

Эти же автобусы и троллейбусы подойдут для тех, кто добирается до Кунсткамеры от Московского вокзала (посадка на остановке «Ст. метро „Пл. Восстания“»).

Если вы плохо ориентируетесь в незнакомом городе, удобнее всего взять до нужного места такси. В городе действуют известные мобильные приложения, такие как Uber, Яндекс Такси, Gett Taxi, Максим и другие.

Остановка общественного транспорта около здания Кунсткамеры — панорама Яндекс Карты

Кунсткамера

В пиковые даты белых ночей и школьных каникул очередь за билетами на улице достигает ста метров!

Слово Кунсткамера происходит от немецкого Kunstkammer, что переводится как кабинет редкостей или музей.

И слово, и идея были привезены царем Петром из своего большого европейского путешествия, который он совершил незадолго до начала войны Северной войны.

Там, «в Европах» было модно собирать всякие диковины, чтобы поражать гостей чем-то необычным (как раз шел бум дальней заморской торговли, и всякого добра свозилось в богатые дома и из Индии, из Африки и из Америки).

Молодой царь не собирался отставать от моды. Разобравшись на Неве со шведами, он начал строить новую столицу, а из старой приказал привести все, что могло стать основой коллекции.

Причем Петр пошел дальше европейцев, сделав Кунсткамеру не просто балаганом развлечений, но заложив основу первого в России естественно-научного музея. Но московских диковин для было слишком мало.

Случай подвернулся во время второго путешествия в Европу. В Голландии, особо не торгуясь, царь выкупил большую коллекцию «кабинета Себа».

В 1714 году коллекция получила особый статус.

Спустя 300 лет она стала одной из крупнейших в России.

Изначально всё помещалось в царском Летнем дворце. В первые годы при музее даже жили некоторые живые экспонаты – карлики, уроды, монстры.

С приездом кабинета Себа началась постройка отдельного здания, а разросшийся музей временно перевезли в дом боярина Кикина, который сильно огорчил своего царя тем, что помог царевичу Алексею сбежать за границу.

Боярина казнили, хоромы конфисковали.

Но и этого Петру показалось мало, и коллекция уродцев заняла боярский дом. Более того, когда расширившуюся коллекцию перевезли в Кикины палаты, ее сделали доступной для всеобщего обозрения.

Лишь спустя 10 лет, когда здание было построено, коллекция переехала на постоянное место.

Новый адрес не стал «собранием музейной пыли».

Это был весьма продвинутый по тем временам научный центр, где экспонаты занимали лишь малую часть помещений.

Здесь был открыт первый планетарий и астрономическая обсерватория, собрана самая большая коллекция научных приборов 18 и 19 веков, самый большой Академический глобус, Готторпский, внутри которого помещается скамейка на 12 человек и стол.

Основатель Российской Академии наук, Ломоносов работал здесь на протяжении 24 лет, с 1741 года.

Во времена правления Анны Иоанновны Кунсткамеру разделили на четыре части – Ботанический, Минералогический, Этнографический и Зоологический.

Сейчас там расположились также Мемориальный музей имени Ломоносова, а также музей Антропологии и этнографии.

Нельзя не сказать несколько слов о самом здании. Построено оно в стиле петровского барокко, башня его символизирует модель Солнечной системы.

Проект и место для его постройки были выбраны самим Петром, работы начались под его личным руководством, но закончились только перед смертью его жены – Екатерины Первой.

Всего построек две – сама Кунсткамера и пристроенный к нему в 1887 году музейный флигель.

В 1747 году случился пожар, полностью уничтоживший деревянную башню и верхнюю часть здания.

Ремонт длился целых 20 лет и музей вновь заработал только в 1760 году. Но верх Кунсткамеры так и остался без башни.

Ее возвели по старым чертежам уже после Великой Отечественной войны.

Восстанавливая Кунсткамеру после пожара, выполнили также декоративную отделку некоторых залов, украсили интерьеры барельефами, горельефами, скульптурами и бюстами знаменитых ученых.

Сейчас здесь представлены предметы, позволяющие изучать историю народов, населявших Северную и Южную Америку, Африку, Китай, Монголию, Индию, Австралию, Японию и ряд других стран.

Кроме того, большой интерес вызывает Анатомический раздел, в котором представлены различные аномалии, отклонения и природные редкости.

Для школьников 5-9 классов проводят тематические уроки истории, посвященные истории стран и их взаимоотношений с Россией.

Её полное современное название звучит занудно: Собрание Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого — Кунсткамера Российской академии наук.

Ну, академики всегда любили пафос. А нормальным людям не надо повторять дважды: Кунсткамера, — она и есть. 🙂

Забавно, но отечественные «историки-восхвалятели», задачей которых была канонизация Петра, как гениальнейшего правителя, сумели отметиться и в истории с Кунсткамерой.

Они выдумали легенду о том, что однажды, на Васильевском острове, царь увидел березу, ствол которой сросся со стволом другого дерева.

Якобы, это уродство и натолкнуло его на создание музея, призванного коллекционировать уродства и странности.

В действительности ничего подобного не было, как не было и самой «исторической легенды».

Но миф вполне подходил для простого обывателя, которому незачем вдаваться в детали о том, что царский музей уродцев был лишь простым подражанием Европе.

Кунсткамера — шокирующий музей Санкт-Петербурга

Первый русский музей Кунсткамера был основан более 300 лет назад Петром Первым. В своих многочисленных поездках император замечал в богатых домах коллекции необычных и загадочных предметов. Это увлечение так поразило его, что он решил создать собственный музей редкостей. Так и была основана Кунсткамера в Санкт-Петербурге.

Интересные факты из прошлого

Кунсткамера считается самым старым строением, которое было построено специально для музея. Работы продолжались на протяжении 16 лет. Примечательно, что сам Петр Первый так и не дожил до завершения строительства.

Как гласит легенда, прогуливаясь по Васильевскому острову, император заприметил необычную сосну. Ее ветки вросли в ствол, что образовало полукольцо. Петр Первый приказал срубить дерево, а на его месте возвести музей редкостей.

Коллекции музея

Экспонаты Кунсткамеры призваны поражать и шокировать посетителей. Нынешние коллекции, представленные в музее, сильно отличаются от тех, что были при Петре Первом. Сегодня в них не увидишь живых «экспонатов»: людей с уродствами и физиологическими отклонениями. Однако музей наполнен множеством других, не менее удивительных предметов. Весь музей разделен на несколько залов, посвященных разным странам. Посетителей ждет большое количество необычных, поражающих экспонатов со всех уголков планеты.

Режим работы Кунсткамеры

С 11:00 до 18:00, касса работает до 17.00. Выходной – понедельник.

Как добраться до Кунсткамеры

Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, недалеко от стрелки Васильевского острова, на Университетской набережной. Посещение Кунсткамеры можно совместить с прогулкой по центру города.

Ближайшее метро — «Адмиралтейская» (10-15 минут пешком). При выходе из метро повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской. Повернуть направо, и пройти несколько метров до Невского проспекта. Повернуть налево и идти по Невскому проспекту, далее мимо Дворцовой площади, Эрмитажа. Через несколько минут Вы окажетесь на берегу Невы. Нужно пройти по Дворцовому мосту на другой берег и Вы окажетесь на стрелке Васильевского острова. Прямо за мостом расположено желтое здание с массивными белыми колоннами — это Зоологический музей, зеленое здание с башенкой рядом — это Кунсткамера.

Телефон: (812) 328-08-12, (812) 328-14-12

Посуточная аренда квартир в Санкт Петербурге – наша специализация. Мы поможем вам снять квартиру без посредников практически в любой части города. Аренда квартир на сутки — комфортно и безопасно!

Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого) в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото

Кунсткамера (нем. — комната искусства) является первым общественным музеем в России. Многие считают, что здесь выставлены только человеческие эмбрионы с генетическими отклонениями, хотя на самом деле это не так. В настоящее время Кунсткамера называется «Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук», а экспозиция «уродцев» занимает всего один зал. Её название — «Первые естественнонаучные коллекции». Большая же часть экспонатов посвящена культуре и быту народов разных стран и континентов.

Здание Кунсткамеры

Как добраться

Ближайшая к Кунсткамере станция метрополитена — «Адмиралтейская». После выхода из метро выходите на Невский проспект и поворачивайте налево, к его началу. Переходите дорогу и огибайте Адмиралтейство с правой стороны. Далее через Дворцовый мост вы попадёте прямо к Зоологическому музею. Кунсткамера находится слева от него.

Стоимость взрослого билета — 300 рублей. С сентября по апрель каждый третий четверг месяца является днём бесплатного посещения. Для всех индивидуальных посетителей в этот день вход свободный.

Модель монгольской юрты Экспозиции музея

История Кунсткамеры

Датой основания Кунсткамеры принято считать 1714 год. В XVI—XVII веках так называемые «кабинеты редкостей» располагались при многих королевских дворах. Пётр I видел такие собрания в Англии и Голландии, и в 1715–1717 годах российский царь купил собрание редкостей у нидерландского аптекаря Альберта Себы. В наше время фонды музея насчитывают более 1,2 миллионов единиц хранения.

Изначально коллекция экспонатов располагалась в не сохранившихся до нашего времени Людских палатах. Они находились на территории Летнего сада вдоль реки Фонтанки. Это здание также известно тем, что именно в нём была установлена Янтарная комната.

Макет бенгальской деревни Индия. Свадебные обычаи Зал «Индия. Индонезия»

С увеличением коллекции назрел вопрос о переезде экспозиции в более просторное помещение. Специально для этого на берегу Невы в 1718 году начали строить знакомое нам здание. Кстати, во время постройки Кунсткамера располагалась в доме боярина Кикина (Кикины палаты), о котором мы упоминали в статье про Смольный собор.

В новом здании расположились все существующие на тот момент экспонаты. В центральной части находился анатомический театр, обсерватория и Готторпский глобус. Некоторые помещения занимала Академия наук, в которой трудился М. В. Ломоносов. В XIX веке Кунсткамера была разделена на несколько музеев: Этнографический, Зоологический, Ботанический и Минералогический.

«Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»

На крыше здания Кунсткамеры установлена армиллярная сфера, символизирующая модель солнечной системы. Этот символ науки постепенно стал и неофициальным символом Санкт-Петербурга. Кстати, оригинальная конструкция пострадала при пожаре 1747 года. Только через 200 лет, в 1948–1949 годах на башне была установлена новая сфера. Но и она, в свою очередь, была заменена в 1993 году.

Что посмотреть

Музей обладает обширной коллекцией экспонатов из самых разных уголков мира. Здесь представлены следующие экспозиции:

    «Северная Америка»; «Латинская Америка»; «Китай. Монголия. Корея»; «Индия. Индонезия»; «Африка южнее Сахары»; «Ближний и Средний Восток»; «Индокитай»; «Япония»; «История здания Кунсткамеры»; «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»; «М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века»; «Первая астрономическая обсерватория Академии наук»; «Готторпский (Большой Академический) глобус».

Последние два зала возможно посетить только по предварительной записи, вместе с экскурсоводом.

Особняком здесь стоит, конечно же, собрание редкостей — зародышей с различными отклонениями и чучел диковинных животных. Именно благодаря этой необычной коллекции Кунсткамера так известна в нашей стране.

Каждый тематический зал музея рассказывает о жизни отдельно взятой страны или континента. Во время экскурсии мы можем увидеть традиционную монгольскую юрту, макет бенгальской деревни или, к примеру, атрибут Дня Всех Святых в Мексике — череп, выкрашенный в розовый цвет.

Африка. Колдовство, магия и медицина Япония. Традиционные игрушки Праздника девочек

Если вы располагаете достаточным количеством времени, можно совместить посещение Кунсткамеры с походом в Зоологический музей. Если времени не так много, просто прогуляйтесь по Стрелке Васильевского острова или загляните в Петропавловскую крепость, там на выходе с Невских ворот открывается прекрасный вид на Дворцовую набережную. А благодаря удачной конструкции, несмотря на близость к реке, на южном берегу крепости почти всегда безветренно.

Если кратко, в целом:

    отличный музей с огромной коллекцией; удобное расположение в центре города, вблизи основных достопримечательностей; музей имеет собственный мобильный гид — приложение с картой здания и описанием экспонатов, которое можно установить на телефон.

Музей Кунсткамера и великие тайны науки

Кунсткамера Петра I – музей, в котором нет особых экспонатов. Но лишь потому, что каждый из них особенный, уникальный и редкостный. И именно за уникальность экспонатов Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук получил свое странное название, которое в переводе с немецкого означает ни что иное, как «комната редкостей». Коллекции для музея закупались по всему миру с 17-го века, и сегодня Кунсткамера в Питере – музей, в который идут за впечатлениями и эмоциями, нередко пробирающими до дрожи.

Экспозиция Кунсткамеры: анатомия, культура и традиции

Современный музей Петра Великого при Академии наук включает 15 отделов, отражающих культуру народов мира, знания по анатомии и этнографии. Несомненно, многие посетители Кунсткамеры привлечены таинственностью Анатомического раздела, который хранит редкие экспонаты детей и эмбрионов с самыми страшными человеческими мутациями. Девочка-русалка, сиамские близнецы, младенцы с уродствами и даже циклоп – все это экспонаты Кунсткамеры.

Но, это лишь малая часть экспозиции. Музей Кунсткамера предлагает осмотреть и разделы, повествующие о культурах разных народов, а разделы в нем именуются по странам и частям света:

  • Китай и Монголия;
  • Япония;
  • Северная Америка;
  • Индия и Индонезия;
  • Ближний и Средний Восток;
  • Африка;
  • Корея;
  • Индокитай.

Предметы народного промысла и искусная резьба по дереву и кости, сцены жизни племен и посуда, ритуальные и религиозные предметы присутствуют в каждом из разделов Кунсткамеры. Редкие культовые и обрядовые вещицы, рукотворные идолы богов музей начал собирать еще с закупок раритетов Петра 1.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, официальный сайт которой предлагает пройти экскурсию в 3Д-формате онлайн, славится оригинальными сценами из жизни разных народов. Наибольший интерес посетителей захватывают экспонаты Северной Америки:

  • Сцена лечения пациента шаманом;
  • Ритуальный танец вызова дождя;
  • Сцены из жизни эскимосов и алеутов, в рамках которых выставлены настоящие юрты;
  • Обряды коренных индейцев Америки.

Поражают великолепием и восточные экспонаты – доспехи самураев, тончайший китайский фарфор и украшения из перегородчатой эмали, резные табакерки из кости и финифть.

Знания антропологии ныне распространяются далеко за пределы быта и даже Земного шара. Доказательство тому предоставят экспонаты Кунсткамеры с фото и описанием – Готторпский глобус, величиной в 3,1 метра с картой звездного неба внутри, и Первая астрономическая обсерватория, расположенная в башне Академии Наук.

Здание музея на Васильевском острове

История знаменитой Кунсткамеры началась в палатах Летнего дворца. Но, стремительный рост коллекции и приобретение новых раритетов заставило Петра 1 уже в 1717 году издать указ о возведении отдельных палат для музея на стрелке Васильевского острова. Проект здания, созданный Маттарнови, несколько раз перерабатывался и дополнялся уже в ходе строительства. Над архитектурой работали Гербель и Киавери, а когда было построено здание Кунсткамеры, из-за обнаруженных дефектов центральную часть пришлось разобрать и отстроить заново. Многочисленными доработками и перестройками занимался Земцов.

Современная Кунсткамера в Санкт-Петербурге на фото отражает всю красоту петровского барокко, увенчанного высокой башней с куполом обсерватории. Оба ее фасада – и обращенный к Неве, и выходящий на Правительственную площадь, являются парадными.

Добро пожаловать в Санкт-Петербург

Информация об отелях, транспорте, музеях, театрах и достопримечательностях

Экскурсии по Санкт-Петербургу со скидкой до 50%

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, или Кунсткамера

Музей антропологии и этнографии Петра Великого, первый общедоступный российский музей, был основан по приказу и при непосредственном участии Петра I. Там представлены экспонаты, собранные им, его личные вещи. Эпоха Петра I – это эпоха коренных преобразований, приобщение России к общеевропейской культуре. XVII век был ознаменован важными открытиями в химии, медицине, ботанике, географии, астрономии. Во время «великого посольства» в 1697 – 1698 г.г. Петр I осматривал города Голландии и Англии, закупал целые коллекции и отдельные вещи. Так было положено начало коллекции, которая легла в основу «государева кабинета». Экспонаты разместили в Летнем дворце царя на Фонтанке. Это произошло в 1714 г. Этот год считают годом основания Кунсткамеры. Место для здания Кунсткамеры выбирал сам Петр I. Существует предание, что на Васильевском острове он увидел сосну, ветка которой вырастала из ствола и снова врастала обратно. Петр приказал дерево срубить, а сосна стала первым экспонатом Кунсткамеры.
Петр намеревался разместить на Васильевском острове Палаты Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры. Проект «Палат» был разработан архитектором Г.И.Маттарнови. Здание заложили в 1718 г. После смерти Маттарнови работы продолжились под руководством Н.Гербеля, Г.Киавери и М.Земцова. В1726 г. в здание были перевезены первые коллекции: экзотические животные и растения, анатомические препараты, этнографические редкости. По мере пополнения коллекции в Кунсткамере стали создаваться новые отделы: Азиатский, Ботанический, Анатомический.Позже на их базе были созданы музеи. На базе Кунсткамеры и в ее помещении в 1837 г. был создан музей, который стал называться музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого РАН (указ об учреждении в России Академии наук был издан Петром I в 1724 г.).


На I этаже находятся коллекции, посвященные Северной Америке, Японии, Африки, а также помещение, в котором до пожара 1747 г. находился Анатомический театр.

II этаж занимают Экспонаты из Китая, Монголии, Индии, Индонезии, Австралии и Океании.

Там же представлен анатомический раздел, коллекция которого была куплена Петром I у ее создателя голландского анатома Ф. Рюйша.

На III этаже находится экспозиция «М.В. Ломоносов и Академия наук».


Гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765) по широте интересов можно сравнить с Леонардо да Винчи. По «Грамматике» Ломоносова учились все русские люди, по его «Риторике» они овладевали искусством слова. Им были сделаны открытия в физике, химии, геологии, оптике, метеорологии, астрономии, электричестве. Ему принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт. Мозаичный портрет Петра I работы мозаичной мастерской М.В. Ломоносова хранится в Эрмитаже, в музее представлены мозаичные портреты. цесаревны Анны Петровны и графа Г.Г. Орлова:


Там же представлены скульптурные портреты выдающихся людей, отражающие дух эпохи: философа и писателя Вольтера, математика и механика академика Леонарда Эйлера, почти полжизни проработавшего в России и внёсшего существенный вклад в становление российской науки, общественного деятеля, реформатора и изобретателя графа Петра Шувалова и, конечно, самого М.В. Ломоносова.

В музее также представлено генеалогическое дерево М.В. Ломоносова. Из него мы узнаем, что декабристка Мария Волконская была его правнучкой.
Имя М.В. Ломоносова носит Государственный Петербургский университет, памятник ему установлен на Менделеевской линии. На левом берегу Невы находится памятник преобразователю России, на правом – преобразователю отечественной науки Ломоносову. Похоронен М.В. Ломоносов на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

На IV этаже расположена астрономическая обсерватория, где представлены приборы, которые использовались при наблюдении за небесными светилами. В частности, здесь находится большая раздвижная зрительная труба, с помощью которой М.В.Ломоносов наблюдал прохождение Венеры через диск Солнца и высказал утверждение о наличии на Венере атмосферы. В обсерватории работали выдающиеся ученые Российской Академии наук. Уже в 1730 г.г. Петербургская обсерватория считалась лучшей в Европе. Через нее проходил первый петербургский меридиан, ставший основой картографирования страны и планировки города. Здесь зародились отечественная астрономия, география, геодезия, служба времени и другие науки. Можно смело назвать Петербургскую обсерваторию и Петербургскую Кунсткамеру колыбелью российской науки. Обсерватория работала в здании Кунсткамеры до 1839 г., когда было завершено строительство Пулковской обсерватории.

На V этаже находится Большой академический (Готторпский глобус). Он был изготовлен в 1651 – 1664 г.г. в герцогстве Шлезвиг – Гольштейн механиком Бушем по проекту Адама Олеария и являлся дипломатическим подарком Голштинского герцога Петру I. Его внешняя поверхность представляла географическую карту мира, соответствующую картине своего времени, внутренняя –карту звездного неба, где в аллегорической форме были представлены планеты и созвездия. Диаметр глобуса – 3,1 м. Во время пожара 1747 г. глобус сильно пострадал и был восстановлен в 1748 – 1752 г.г. в Санкт-Петербурге механиками Б. Скоттом и Ф. Н. Тирютиным.

Посещение IV иV этажей возможно только в сопровождении экскурсовода по предварительной записи.

Кусткамера – место, где зарождалась отечественная наука. Ее окружают Зоологический институт и Зоологический музей, Академия наук, здание 12 коллегий и другие здания Университета, библиотека Академии наук, институт высокомолекулярных соединений, Пушкинский дом (институт и музей русской литературы РАН), институт физиологии им. И.П.Павлова.

Здание Кунсткамеры венчает армиллярная сфера – модель солнечной системы, символ Вселенной и символ науки.

Время работы и стоимость билетов см. здесь.

Как добраться:
тролл. 10, 11, авт. 7, 24 до ост. «Университетская набережная»,
тролл. 1, 7, авт 10 до ост. «Биржевая площадь».

Экскурсии по Санкт-Петербургу со скидкой до 50%

Ссылка на основную публикацию