Кременско вознесенский мужской монастырь

Свято-Вознесенский Кременский мужской монастырь

Свя́то-Вознесе́нский Кре́менской мужско́й монасты́рь — монастырь Волгоградской и Камышинской епархии Русской православной церкви. Расположен на правом берегу Дона, на хуторе Саушкин Клетского района Волгоградской области. Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского.

Содержание

Монастырь основан в 1693 году иеромонахом (впоследствии игуменом) Никанором.

К 1711 году были построены ряд зданий, а в 1716 году — храм Вознесения Господня. Считался (наряду с Усть-Медведицким Спасо-Преображенским монастырём) одной из обителей Всевеликого Войска Донского[1]. В 1788 году, по указу Екатерины II, монастырь был упразднён.

В 1798 году, благодара ходатайству казаков, гарантировавших его материальную поддержку из войсковых средств, монастырь был восстановлен, но оставлен вне штата. В монастыре было разрешено проживание 36 насельников.

В 1844 году, распоряжением епархиального начальства, настоятелями монастыря стали архимандриты. С 1867 по 1872 годы в монастыре проживал на покое епископ Донской Иоанн (Доброзраков).

В 1918 году монастырь был закрыт. При наступлении белой армии красные установили на колокольне пулемёт. В результате обстрела храм получает несколько злых отметин — в стене Стефано-Андреевского придела появилась пробоина от снаряда в метр шириной (есть и другие повреждения). Старожилы вспоминают, что красногвардейцы нашли у монахов лишь одного телёнка, которого и съели. Насельников (а их насчитывалось около 80 человек) в 1918 г. разогнали, нескольких отказывавшихся уходить заточили в винный погреб и расстреляли, но многие вернулись в родную обитель (монахи прятались неподалёку в пещерах). По рассказам, последний живший здесь монах умирает в 1937 г.

Часовня на месте захоронения убиенных семи братьев, часовня «Вознесения Божьей Матери», часть построек была разрушена, входы в пещеры завалены. Правда, уцелело и дошло до наших дней братское кладбище, где предано земле около 15 монахов.

В самом монастыре с 1924 г. была размещена колония для психически больных. Но уже в 1925 г. здесь организовывается детская сельскохозяйственная колония из 150 беспризорников от 7 до 18 лет. Они размещаются в 9 жилых корпусах, кое-как отремонтированных в 1926 г. Дети живут в ужасных условиях (грязно, скученно, многие спят на полу и т.п.). Сам монастырь («ветхий, требует по своему обряду капитального ремонта») согласно документам государственного архива Волгоградской области «находится в ведении общества ближнего хутора», и охраняется двумя монахами. Проверяющие губернской детской комиссии в феврале 1927 г. требуют передать его колонии под клуб. А в апреле 1928 г. Губадмотдел и Усть-Медведицкий окрисполком приказывают фроловской милиции к 20 апреля выселить монахов из церкви Кременского монастыря для детколонии, а культовое имущество сдать на временное хранение Волисполкому. Колония помещалась здесь по 1939 г.

С 1939 г. в обители вновь открыли колонию для психически больных, закрытую в 1947 г. Тогда эти здания на 7 лет отдали под туберкулёзный диспансер.

Во время Великой отечественной войны в монастыре стояла наша часть, один из солдат которой — мусульманин, сильно болевший, получил на источнике исцеление. Он поклялся, что вернётся сюда, если останется жив, и вот в 1956 г. он назначается директором психбольницы, опять размещённой в обители. Вместе с супругой этот человек раскапывал засыпанный источник.

Несмотря на многочисленные запреты властей, на месте разрушенных часовен ежегодно служились службы, приезжали паломники, за которыми негласно следили уполномоченные представители Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Сталинградской области. По их отчетам видно, что паломничества к месту часовни «убиенных 7 братьев» и разрушенной Вознесенской часовни не прекращались. В 40-х годах службы и моления организовывались и совершались бывшим заштатным священником г. Фролова Ф. Денисовым и иеромонахом П.Т. Терентьевым с иеродьяконом Коротковым С.Б. из пос. Перекопского.

Упоминаемый в отчётах иеромонах П. Т. Терентьев — это, судя по всему, последний настоятель обители архимандрит Пантелеимон, ушедший после закрытия в ст. Перекопскую и служивший в тамошней церкви до самой своей смерти в 1963 г. Именно он унёс с собой Августовскую икону Божией Матери. Об этом маленьком и сухоньком человеке местные старожилы говорят как о великом подвижнике и постнике, питавшемся парой картофелин и спавшем на камнях. Не удивительно, что его аскетизм привлекал сюда многих верующих. На ежегодный крестный ход 22 мая регулярно собиралось до 200 человек. Но власти запретили проведение служб и массовое паломничество, прекращённые с 1948 г. В 50-е гг. они пытались разрушить и храм, но трос, привязанный к его стене, порвался, а трактор загорелся. Больница просуществовала здесь примерно до 1967 г., а после обитель пустует, потихонечку разбирается предприимчивым людом.

Возрождение Кременского монастыря началось с приезда осенью 1992 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Прихожане из г. Фролово расчищают территорию от мусора, помогают становлению обители благочинные из близлежащих райцентров Фролово и Иловли. В июле 1993 г. сюда назначается наместник — иеромонах Даниил.

В 1991 году монастырь был передан Волгоградской епархии. В июле 1993 года в обитель был назначен иеромонах Даниил (Михайлов). С 1996 года наместником монастыря являлся игумен Руфин (Иванов). Сейчас при игумене Руфине (Иванове) восстанавливаются храм, часовни, постройки. В сентябре 2001 г. освящается каменная часовня во имя святителя Николая, расположенная на месте древнего монастыря. На церкви были установлены купола с крестами и колокола, расчищен находящийся в 3 километрах от неё святой источник Казанской Божией Матери, приведено в порядок их захоронение, где в октябре 2002 г. закладывается часовня. В июле 2001 г. начинается и строительство Пятницкого скита, ныне состоящего из срубленной надвратной часовни во имя свмч. Параскевы Пятницы, двух келий и бани. Есть здесь также и Иоанно-Предтеченская часовня. Помогают в этих благих делах многие фирмы, например, «Лазурь», «Инкасстрах», «Независимая инвестиционная компания», «Меломания» и другие.

Современное состояние

На май 2004 г. в обители числилось 5 насельников и 2 трудника. Потянулись сюда и паломники, а также люди, желающие освободиться от недуга наркомании. В 2007 году был назначен новый наместник – игумен Савин (Аганин).

Рядом с обителью ещё в 1998 г. возникла православная община в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» и медико-социальный центр «Рубеж». Алкоголики и наркозависимые люди проходят в них реабилитацию, учатся молиться и верить. Ребят отпаивают лечебными травами, душистым сбором которых набиты и подушки с матрацами. Прибывшим новичкам помогают здесь своим примером бывшие товарищи по несчастью. Уже больше 150 парней и девушек вернулись к нормальной жизни, оправдав надежды родителей, назвавших общину «берегом последней надежды». Раньше женщин брали меньше, т.к. для них не было условий, но к лету 2004 г. поселение получило возможность расширить приём и для них. На территории общины установили 3 отдельных вагончиков и женский душ. Сейчас община готова принять около 20 сестёр. Общинники сами построили баню, открытый соляной бассейн, оборудовали места для отдыха на природе. Большую помощь в этом оказала предпринимательница О. Н. Кулькина.

Монастырю принадлежит земля общей площадью 498 га, из которых 127 га — пашни и 360 га — пастбищ. Держат здесь и скот — 7 коров, свиней, разводят кур. С 2008 года налажен монастырский рыбный промысел, выпечка хлеба для нужд монастыря и на продажу.

В октябре 2001 г. обители передаётся в качестве подворья церковь св. Олега Брянского в пригороде Волгограда — посёлке Кирова. Обслуживает братия и Свято-Никольский приход в станице Кременской. Все возвращается на круги своя, и монастырь, слава Богу, возрождается.

Главная святыня монастыря — «Августовская» икона Божией Матери. 18 сентября 1914 г. лик Богородицы в светящемся облике с младенцем на руках явился воинам под польским городом Августов, указав им выход из окружения. В результате рисуется образ с пояснением на нём, что «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов 1915 года 12-го ноября», фамилии 52 казачек приведены ниже на иконе. Об этом чуде писали тогда «Московские ведомости. В советские годы икону разъяли на 2 части, чтобы было удобнее прятать (после смерти архимандрита Пантелеимона она хранилась в старом храме г. Фролово). Крестные ходы с иконой в наше время проходят по территории Клетского района, собирая множество верующих и фиксируя случаи исцеления больных людей. Акафиста и молитв к иконе пока не имеется.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 403530, Волгоградская область, посёлок Клетский, станица Кременская.

Проезд: на автобусе до ст. Новогригорьевской, паромная переправа через Дон, далее на попутном транспорте.

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.



КРЕМЕНСКОЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Кременской Вознесенский мужской монастырь. Фото с официального сайта монастыря

Кременской Вознесенский мужской монастырь Калачевской епархии Волгоградской митрополии

  • Адрес: Россия, Волгоградская область, Клетский район, Кременское сельское поселение, хутор Саушкин
  • Официальный сайт: http://kremensk-monastir.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь основан в 1693 году иеромонахом Никанором с братией на берегу реки Дон, в 10 км от станицы Кременской. Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского. По преданию, еще в XVI веке на этом месте в пещере подвизались семь братьев-монахов, которые были убиты разбойниками (когда местные жители позднее копали здесь ямы, то они находили человеческие кости). По другой версии легенды здесь во времена Ермака Тимофеевича были убиты семь братьев, занимавшихся торговлей по Дону.

    В 1694 году местное атаманское правление решило выделить под обитель более 2000 десятин земли. Это дарение было подтверждено в 1711 году митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским).

    После того, как один из станичных приходов жертвует сюда сруб старой часовни, монахи просят у государя Петра I разрешение на возведение церкви. Царь дозволяет им перевезти и поставить этот сруб с обязательным прирублением круглого алтаря, а «верх на той церкви сделать по чину противу протчих церквей, а не шатровый». Храм во имя Вознесения Господня велено было освятить казначею Усть-Медведицкого Преображенского монастыря иеромонаху Иосифу. Но, ветхая постройка простояла недолго и вскоре была разобрана. Её брёвна были сожжены, а пепел развеян по Дону.

    В 1782 году в монастыре вместо деревянной церкви был построен каменный Вознесенский собор, который имел два придела: северный — во имя апостола Андрея Первозванного и первомученика архидиакона Стефана, и южный теплый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, устроенные трудами атамана Ефремова. Прекрасный иконостас в 4 яруса, паникадило, ризы и другую утварь купили на пожертвования Ивана Перфилова. Позднее придел в честь преподобного Сергия Радонежского в трапезной части храма поставили за свой счёт игумен Илья с братией. В храме был сделан и серебряный ангел весом 3,5 фунта, как бы спускающийся с небес. Всего на возведение и убранство собора ушло 13000 золотых руб. На деревянной колокольне были 7 колоколов, самый большой из которых весил 100 пудов.

    Со временем монастырь разрастался, были выстроены: стена, кельи, трапезная, игуменский дом. На 1786 год в монастыре подвизался 31 человек: настоятель, три иеромонаха, 20 монахов и трудники. Имелась сотня монастырских крестьян, выделенных от казны в услужение. В конце XVIII века сюда были назначены для караула четыре казака.

    Отдалённая обитель предназначалась для жительства казаков, израненных во время боёв и походов. Если же престарелый воин, уйдя в монастырь, не находил себе там места, то обычно он выкапывал где-то поблизости свою землянку-келью, в которой и проводил в уединении отпущенное ему Богом время. Отшельники устроили в горе несколько пещер-келий, впоследствии соединенных между собой ходами. Там же была сделана небольшая подземная церковь.

    По указу императрицы от 25 апреля 1788 года и Святейшего Синода от 3 мая 1788 года было велено не имеющие штатов монастыри «обратить в приходские церкви, стараясь, где удобно, поместить малые народные школы и богадельни для призрения бедных и немощных». Почти всех монашествующих перевели в другие обители, только иеромонаху Варлааму с двумя монахами (одного из которых звали Георгий) в 1788 году разрешили остаться в Кременском монастыре для сохранения имущества до обращения церкви в приходскую. Церковная утварь и ризницы должны были поступить в архиерейский дом, но монахи затянули передачу аж до 1797 года.

    Многочисленные просьбы казаков о возвращении обители сыграли свою роль, и по указу Синода от 20 октября 1798 году она была восстановлена на содержании Войска Донского как внештатный монастырь третьего класса. Ей возвращаются все земли. Число братии обычно в таких обителях по штату составляло 12 монахов, но войсковой атаман генерал-майор Орлов просил, чтобы здесь оставили примерно такое число братии как в общежительной Саровской пустыни (41 человек) и Николаевской Рыхловской (15 человек). На 1796 год здесь проживали иеромонах Варлаам, монах Георгий и 17 послушников, помимо молитвы, работавших на двух мельницах и больших сенокосах.

    В 1812 году монахи лечили вернувшихся с Отечественной войны казаков.

    В 1814 году игумен Иоасаф жалуется епископу Воронежскому и Черкасскому на крайнюю ветхость строений: нет ограды, колокольни, кельи обветшали, храм требует ремонта. Он планирует выстроить больницу с Сергиевской церковью. Планы и фасады проектов, на которых присутствуют каменная ограда, двухэтажные дом настоятеля и кельи с башнями по углам, отправляют владыке. Войско решает помочь в перестройке обители, выдав до 5000 руб. Атаман Платов дозволил с 1819 по 1835 годы выделять по 1000 рублей «для содержания игумена и монашествующих». В марте 1814 года игумену дают 3000 рублей «на устроение монастыря».

    В связи со своей отдаленностью, обитель имела еще «значение для Донской области, как исправительное место, куда посылаются духовные, провинившиеся в чем-либо пред духовным начальством, и посылаются по суду гражданской власти. …Монастырская братия относится к тем и другим с деликатностию, чем привлекает к себе и к монастырю несчастных».

    14 июня 1834 года в обители открывается приходское училище. На 1835 год в нём обучалось 48 мальчиков. Содержалось училище за счёт станичных сумм. В этом же 1835 году в обители проживали игумен Парфений, 5 иеромонахов, 2 монаха, 1 священник, 1 диакон, 4 дьячка, 1 пономарь, 14 послушников возрастом до 75 лет.

    У могил «семи братий» во времена лихорадок и иных хворей молящиеся получали исцеления. В 1859 году жителями станицы Кременской у могил построена камплица (каменная четырёхугольная часовня). Особенное стечение народа наблюдалось сюда на праздник Вознесения Господне. Крестные ходы к часовне с близлежащих станиц и хуторов начинались за три дня до этого. Слово «камплица» — или, правильнее, «каплица» — на донском говоре обозначает поминальную часовню, обычно имевшую форму капли.

    В 1861 году началось капитальное строительство. Перестраивается настоятельский дом с пятью покоями, буфетом, кладовой (правда, без отделки); идут работы на Чернополянской мельнице. В 1862 году составляется смета на возведение каменного дома для настоятеля ценою в 20973 руб. 87 коп., а также каменной ограды и колокольни. Всего стоимость сметы составляет 43545 руб. 97 коп. Уже при архимандрите Маркеллине в 1863 году оканчивается деревянный братский корпус 24 на 12 аршин с восемью кельями и кухней. А на следующий год появляются мезонин, соединяющий дом архимандрита с новыми кельями, дом для просвирни, четыре кельи с отдельным входом, перекрывается гостиный двор.

    С 1867 года в Кременском монастыре на покое пребывал архиепископ Новочеркасский и Донской Иоанн (Доброзраков) до своего скончания в 1872 году.

    На 1912 год в монастыре подвизалось 25 монахов и 47 послушников.

    К монастырю были приписаны:

    • Пятницкий скит
    • Меловая пустынь
    • Чернополянская пустынь
    • Сиротская пустынь

    Закрытие монастыря

    С приходом советской власти обитель была закрыта. При наступлении Белой армии красные установили на колокольне пулемёт. В результате обстрела храм получает несколько отметин — в стене Стефано-Андреевского придела появилась пробоина от снаряда в метр шириной, есть и другие повреждения. Старожилы вспоминают, что красногвардейцы нашли у монахов лишь одного телёнка, которого и съели. Насельников (а их насчитывалось около 80 человек) в 1918 году разогнали, нескольких отказывавшихся уходить заточили в винный погреб и расстреляли, но многие вернулись в родную обитель (монахи прятались неподалёку в пещерах). По рассказам, последний живший здесь монах умер в 1937 году.

    Часовня на месте захоронения «Семи братий», часть построек была разрушена, входы в пещеры завалены. Уцелело братское кладбище, где предано земле около 15 монахов.

    В монастыре с 1924 года была размещена колония для психически больных. Но уже в 1925 году здесь была организована детская сельскохозяйственная колония из 150 беспризорников от 7 до 18 лет. Они размещаются в девяти жилых корпусах, кое-как отремонтированных в 1926 году. Дети живут в ужасных условиях (грязно, скученно, многие спят на полу и т.п.). Сам монастырь («ветхий, требует по своему обряду капитального ремонта») согласно документам государственного архива Волгоградской области «находится в ведении общества ближнего хутора», и охраняется двумя монахами. Проверяющие губернской детской комиссии в феврале 1927 года требуют передать его колонии под клуб. А в апреле 1928 года Губадмотдел и Усть-Медведицкий окрисполком приказывают фроловской милиции к 20 апреля выселить монахов из Кременского монастыря для детколонии, а культовое имущество сдать на временное хранение Волисполкому. Колония помещалась здесь до 1939 года.

    Во время Великой отечественной войны в монастыре стояла часть Красной армии, один из солдат которой — мусульманин, сильно болевший, получил на источнике исцеление. Он поклялся, что вернётся сюда, если останется жив, и вот в 1956 году он назначается директором психбольницы, опять размещённой в обители. Вместе с супругой этот человек раскапывал засыпанный источник.

    Несмотря на многочисленные запреты властей, на месте разрушенных часовен ежегодно служились службы, приезжали паломники, за которыми негласно следили уполномоченные представители Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Сталинградской области. По их отчетам видно, что паломничества к месту часовни «Семи братьев» не прекращались. В 1940-х годах службы и моления организовывались и совершались бывшим заштатным священником г. Фролова Денисовым Ф. и иеромонахом П.Т. Терентьевым с иеродьяконом Коротковым С.Б. из х. Перекопского.

    Упоминаемый в отчётах иеромонах П. Т. Терентьев — это, судя по всему, последний настоятель обители архимандрит Пантелеимон, ушедший после закрытия в ст. Перекопскую и служивший в тамошней церкви до самой своей смерти в 1963 году. Об этом маленьком и сухоньком человеке местные старожилы говорят как о великом подвижнике и постнике, питавшемся парой картофелин и спавшем на камнях. Не удивительно, что его аскетизм привлекал сюда многих верующих. На ежегодный крестный ход 22 мая регулярно собиралось до 200 человек. Но в 1948 году власти запретили проведение служб и массовое паломничество.

    В 1950-е годы власти пытались разрушить и храм , но трос, привязанный к его стене, порвался, а трактор загорелся. Больница просуществовала здесь примерно до 1967 года, а после обитель пустовала и потихонечку разбиралась предприимчивым людом.

    Возрождение обители

    В 1991 году монастырь был возвращен Церкви.

    Возрождение Кременского монастыря началось с приезда осенью 1992 года архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Прихожане из г. Фролово расчистили территорию от мусора. Помогли становлению обители благочинные из близлежащих райцентров Фролово и Иловли.

    При игумене Руфине (Иванове) восстанавили храм, часовни, постройки. В сентябре 2001 годя была освящена каменная часовня во имя святителя Николая. На церкви были установлены купола с крестами и колокола, расчищен находящийся в трех километрах от неё святой источник Казанской Божией Матери, приведены в порядок могилы «Семи братий», где в октябре 2002 года была заложена часовня.

    В июле 2001 года началось строительство Пятницкого скита, ныне состоящего из срубленной надвратной часовни во имя вмц. Параскевы Пятницы, двух келий и бани. Построена Иоанно-Предтеченская часовня. На май 2004 года в обители числилось пять насельников и два трудника.

    В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. К 2018 году отреставрировано здание собора, частично устроено внутреннее убранство собора, восстановлены трапезная и гостиничный корпус, частично благоустроена территория монастыря. Планируется возвести три иконостаса в соборе, оборудовать три алтаря церковной утварью, восстановить братский корпус и монастырскую стену, построить колокольню, игуменско-административный корпус, архиерейский дом, служебные и хозяйственные постройки, закончить благоустройство территории.

    Настоятели и наместники

    • Никанор (1693 — упом. 1727) [1] .
    • Андроник (1736 — ?)
    • Митрофан (1738 — ?)
    • Иеремия (1741 — ?)
    • Иоасаф (1746 — ?)
    • Венедикт (1755 — ?)
    • Василий и Зотик
    • Илия (1761 — ?)
    • Варлаам (1783 — ?), при нем монастырь упразднен
    • Иоасаф (1798 — ?), при нем монастырь восстановлен
    • Порфирий,
    • Кириак
    • Михаил Яковлев, диакон/священник, управлявший монастырем
    • Василий (1810 — ?)
    • Иоасаф (упом. 1814)
    • Парфений (1820, упом. 1835 — ?)
    • Гавриил (1839 — 1854)
      • Феофил (1847 — ?)
    • Маркеллин (упом. 1863 — упом. 1869) [2]
    • Иадор (30 июля 1869 — 31 мая 1871)
    • Нифонт (упом. 28 июня 1872 — упом. 1878) [3]
    • Николай (Далматов) (упом. 1879 — 7 марта 1881) [4]
    • Иадор, повторно (16 ноября 1881 — 28 августа 1906)
    • Евгений (22 марта 1907 — 23 октября 1908) [5]
    • Аполлинарий (Иванов) (25 октября 1908 — 30 ноября 1912)
    • Алипий (Кабанов) (30 ноября 1912 — упом. 1916) [6]
    • Пантелеимон (Терентьев?) (? — 1918), последний настоятель монастыря

    Литература

    • Воскобойников И. Кременской Вознесенский монастырь // Донские епархиальные ведомости. 1913, № 32, отд. неофиц., с. 965-972:
      • http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/590/

    Использованные материалы

    • Страница официального сайта монастыря
      • http://kremensk-monastir.ru/istoriya.html — «История монастыря»
      • http://kremensk-monastir.ru/o-monastyre.html — «О монастыре»
    • Крылов А.Л. Очерк Кременского Вознесенского монастыря // Донские епархиальные ведомости. 1875, отд. неофиц., № 18 (15 сентября), с. 558-568; № 19 (1 октября), с. 590-602; № 20 (15 октября), с. 628-639; № 21 (1 ноября), с. 653-656; № 23 (1 декабря), с. 710-719:
      • http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/2675/ (материал использован частично)

    [1] Список настоятелей и наместников до 1875 года см. Крылов А.Л. Очерк Кременского Вознесенского монастыря // Донские епархиальные ведомости. 1875, отд. неофиц., № 18-21, № 23

    Кременско вознесенский мужской монастырь

    Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь находится в 8.км от станицы Кременской. До революции, берега Дона были густо населены казаками, на холмах стояли станицы с большими храмами и многочисленные хутора, по реке было оживленное судоходство. Теперь же: станицы вымирают, храмы стоят без куполов и часто без службы. Автомобильных и железных дорог вдоль Дона нет, судоходство по мелководному Дону нерентабельно, до станиц и райцентров добираются с московской трассы и только там, где еще действуют паромные переправы. И Кременско-Вознесенский монастырь, некогда основанный казаками рядом со своими станицами теперь стал настоящей пустынью, отдаленной от суеты современного мира.

    Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского. Ещё в XVI в. в пещере на этом месте, по преданию, подвизались 7 братьев-монахов, убитые разбойниками. Начало Кременскому монастырю положил иеромонах Никанор в 1693году. После того, как один из станичных приходов жертвует сюда сруб старой часовни, монахи просят у государя Петра I разрешение на возведение церкви. Царь дозволяет им перевезти и поставить этот сруб. Однако храм во имя Вознесения Господня был ветхим , постройка простояла недолго и вскоре была разобрана.

    В 1711 г. монах Капитон построил пустынь, а в 1712 г. по благословению вице-президента Синода рязанского митрополита Стефана (Яворского) игумен Никанор с братией начинает строить деревянный храм во имя Вознесения Господня. Церковь была окончена и освящена в 1716 г., но положение в отдалённой обители было непростое. Как известно, на Дону скрывалось множество старообрядцев, имевших немало сторонников среди казаков и даже монашествующих. Храм имел два придела: северный — во имя свмч. архидиакона Стефана и св. апостола Андрея Первозванного, и южный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, прекрасный иконостас в 4 яруса, паникадило, ризы и другую утварь. Был сделан придел в честь прп. Сергия Радонежского в трапезе и в храме серебряный ангел весом 3,5 фунта, как бы спускающийся с небес. На деревянной колокольне : 7 колоколов, самый большой из которых весил 100 пудов.

    Отдалённая обитель предназначалась для жительства казаков, израненных во время боёв и походов. Если же престарелый воин, уйдя в монастырь, не находил себе там места, то обычно он выкапывал где-то поблизости свою землянку-келью, в которой и проводил в уединении отпущенное ему Богом время. Отшельники устроили в горе несколько пещер-келий, впоследствии соединенных между собой ходами. Там же была сделана небольшая подземная церковь и часовня, расположенная недалеко от примерного входа, в честь Вознесения Божьей Матери.

    Область Войска Донского занимала особое место в церковной политике Петра I и Екатерины II. Митрополит Пахомий неоднократно жаловался в Синод на самоуправство атамана Фролова, что казаки принимают к себе и высылают от себя всяких пришлых попов и чернецов, поступая во всем «собою» и по «прежнему своему Донскому обычаю», а архиерейских указов «ни в чем не слушают». Опираясь на атамана и казачество, само духовенство приписных церквей и монастырей отказывалось от повиновения архиерею.

    С целью борьбы с казачьей вольницей в XVIII в. государство начинает подавлять самостоятельность казаков и священников Войска Донского. В 1788 г., во времена правления Екатерины II, упразднение монастырей коснулось и Кременско-Вознесенского. По указу империатрицы от 25.04.1788 г. и Святейшего Синода от 03.05.1788 г. было велено не имеющие штатов монастыри «обратить в приходские церкви, стараясь, где удобно, поместить малые народные школы и богадельни для призрения бедных и немощных».

    Многочисленные просьбы казаков о возвращении обители сыграли свою роль, и спустя десять лет она была восстановлена на содержании Войска Донского как внештатный монастырь 3-го класса. В 1812 г. монахи лечили израненых в походах и боях казаков. Также в отдалённую обитель власти ссылают на епитимию различных лиц… Многие менялись до неузнаваемости, и не хотели уходить из полюбившегося места, хотя жизнь здесь в те времена была тяжёлая. 14 июня 1834 г. в обители открывается приходское училище. В источниках упоминается стоявший недалеко от обители Пятницкий скит. А выше по Дону примерно в 30 км от обители у х. Мело-Клетский во 2-ой половине XIX в. уже находился скит, вырубленный в меловой горе. По рассказам старожилов, здесь до революции жил некий монах. Он излечил хуторян от «мора», отмолив принесённых к нему в пещеру больных жителей.

    Главная святыня монастыря — икона Августовской Божией Матери. 18 сентября 1914 г. лик Богородицы в светящемся облике с младенцем на руках явился воинам под польским городом Августов, указав им выход из окружения. В результате рисуется образ с пояснением на нём, что «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов 1915 года 12-го ноября», фамилии 52 казачек приведены ниже на иконе. Об этом чуде писали тогда «Московские ведомости». В советские годы икону разъяли на 2 части, чтобы было удобнее прятать.

    Последний настоятель обители архимандрит Пантелеимон, ушедший после закрытия в ст. Перекопскую и служивший в тамошней церкви до самой своей смерти унёс с собой Августовскую икону Божией Матери. После смерти архимандрита Пантелеимона (1963г) она хранилась в старом храме г. Фролово. Об этом маленьком и сухоньком человеке местные старожилы говорят как о великом подвижнике и постнике, питавшемся парой картофелин и спавшем на камнях. Не удивительно, что его аскетизм привлекал сюда многих верующих. На ежегодный крестный ход 22 мая регулярно собиралось до 200 человек. С 1948г. власти запретили проведение служб и массовое паломничество, а в 50-е гг. пытались разрушить храм, но напрасно… С 1967г. обитель пустует и потихонечку разбирается предприимчивым людом.

    Возрождение Кременского монастыря началось с приезда осенью 1992 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Главная святыня монастыря — икона Августовской Божией Матери возвращена. Теперь крестные ходы с иконой проходят по территории Клетского района, собирая множество верующих и фиксируя случаи исцеления больных людей. Акафиста и молитв к иконе пока не имеется.

    В сентябре 2001 г. освящается каменная часовня во имя святителя Николая, расположенная на месте древнего монастыря, на церкви были установлены купола с крестами и колокола, расчищен находящийся в 3 километрах от неё святой источник Казанской Божией Матери, приведено в порядок захоронение убиенных семи братьев и закладывается часовня. Тогда же начинается строительство Пятницкого скита. Историю Пятницкого скита и иных пустыней, принадлежавших монастырю, удалось воссоздать благодаря рукописи А. Г. Петрикина из архива Кременско-Вознесенской обители. После долгих поисков стало возможным установить места почти всех пустыней, приписанных к монастырю.

    Рядом с обителью, в 1998 г,. возникла православная община в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» и медико-социальный центр «Рубеж». Алкоголики и наркозависимые люди проходят в них реабилитацию, учатся молиться и верить. Больше сотни парней и девушек вернулись к нормальной жизни.

    Приглашаем всех желающих посетить Святыню нашего Родного края и совершить паломническую поездку в рабочий посёлок Лог Иловлинского района Волгоградской области. В 1988 году, в поселке образован приход Святых апостолов Петра и Павла, который несколько лет назад стал местом паломничества верующих со всей России. Так можем ли мы, живущие на Волгоградской Земле, остаться в стороне… Святыня храма: икона Казанской Божией Матери. По преданию, икона Казанской Божией матери была обретена девочкой Матроной в 1579 году. Официальная церковь считает, что лик Богоматери был послан России в благодарность за старания русских миссионеров в Казани.

    Именно в год знаменитого похода Ермака «за Казань» явился образ иконы. Уже в 1612 году, когда Казанскую икону прислали в народное ополчение Минина и Пожарского, Москва была освобождена от польских захватчиков. С тех пор этот лик Богоматери стал для верующих предметом особого почитания. Несколько лет назад литографическая икона Казанской Божией Матери закровоточила: на правой щеке лика Пречистой под глазом. Свидетели чудесного кровоточения утверждают, что это случилось в момент одного из богослужений во время рождественского поста: тогда, на лике Божьей матери выступила маленькая красная точка, и первое время, на нее никто не обращал внимания. Верующие приходили, молились и приносили живые цветы к лику Богоматери. Но в скором времени точка увеличилась в размерах и заполнила все трещинки-жилки на щеке Богородицы. Отец Александр, настоятель прихода «Петра и Павла» рассказал о Чуде митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Герману. Тот благословил читать акафест и вести у лика литургии. Прихожане называют это не иначе, как Чудом, и просят Богородицу исцелить от тяжелых недугов и помочь в рождении детей. В храме каждый сможет приобрести фотоиконы и масло из лампады, которая постоянно горит перед чудотворным образом.

    С 2005 года приход проводит фестивали православной песни и с каждым годом гостей, приезжающих на фестиваль, становится все больше. Если в прошлом году их были десятки, то в этом их число достигло сотни. И организаторы искренне надеются, что когда-нибудь их будут тысячи..

    Свято-Вознесенский Кременский мужской монастырь

    тел.: +7 (902) 311 40 84

    Игумен Савин (Аганин)

    Свято-Вознесенский Кременский монастырь — небольшая монашеская обитель на юге России, в Волгоградской области, прославленная благодаря своей святыне — чудотворной Августовской иконе Божией Матери.

    По легенде, на территории будущего монастыря еще в XV веке существовал скит (небольшой монастырь), семеро монахов которого были убиты разбойниками. На предполагаемом месте их гибели была воздвигнута часовня. Сам монастырь был основан в 1693 году иеромонахом Никанором с благословения императора Петра I. Появление новой обители способствовало укреплению православия на южных окраинах России.

    Главный монастырский храм Вознесения Господня появился в 1716 году. При императрице Екатерине II, упразднявшей захудалые монастыри, обитель 10 лет — с 1788 по 1798 год — простояла закрытой. Восстановлена она была по прошению казаков.

    В 1914 году в монастырь была передана написанная незадолго до того Августовская икона Божией Матери, которая через два года была официально признана чудотворной.

    Второй раз монастырь закрыли в 1918 году, чудотворную икону спрятали местные жители. С 1924 года на территории монастыря находилась колония сначала для душевнобольных, затем для беспризорников. Храм Вознесения Господня был разрушен.

    В 1992 году монастырь вернули Церкви. В настоящее время в нем ведутся восстановительные работы, а в 2004 году в обитель была возвращена чудотворная Августовская икона.

    Интересные факты о Кременском Вознесенском монастыре

    В старину неподалеку от монастыря находились четыре пустыни (поселения отшельников) — Меловая, Чернополянская, Святоколодезная и Сиротская, в которых в XVIII—XIX веках селились казаки, бывшие военные, паломники и другие ищущие уединения.

    Рядом с монастырем уже 200 лет бьет святой источник Казанской иконы Божией Матери. По преданию, он появился на этой каменистой почве чудесным образом. В XX веке родник заваливали, однако он был обнаружен снова.

    Монастырь называют одной из старейших обителей непризнанной казачьей республики — Всевеликого войска Донского.

    При монастыре находился Пятницкий скит, вырубленный в меловой горе. В годы Великой Отечественной войны пещера служила укрытием от бомбежек.

    После закрытия монастыря несколько монахов еще долго жили в меловых пещерах неподалеку. На месте разрушенных часовен ежегодно проходили службы.

    Кременско вознесенский мужской монастырь

    Здорово, Анна Борисовна! Настоящее паломничество совершили, а еще сколько красот увидели! Великолепные фото, интересный рассказ — будто бы я вместе с Вами была в поездке. Спасибо Вам огромное. )))

    Елена Валентиновна, добрый день. Фотографии, увы, не могут передать всей красоты и очарования этих святых мест, где можно почувствовать себя счастливой, наслаждаться тишиной и покоем. Вот уж где ни разу не вспомнилось о работе))

    Анна Борисовна, здравствуйте! Спасибо за увлекательную экскурсию, да такие поездки дают новый заряд для дальнейшей жизни, реализации планов. Вы всегда вместе путешествуете.

    Здравствуйте, Елена. Все верно, мы две путешественницы, очень легки на подъем и вкусы у нас совпадают. А еще, в поездах на дальние расстояния лучше, чтобы были два водителя, в пути меняемся, потому так далеко смело уезжаем.

    Анна Борисовна, здравствуйте!
    Много в нашей истории интересных событий! Замечательно, когда на малой родине помнят о тех или иных людях, которые принесли славу ей.
    Вы и сами узнали о красивых местах (монастыре, церкви, монахах), и нам рассказали.
    Поездки всегда обогащают. А уж такие! Умиротворение, несуетность чувствуешь сразу.
    Спасибо Вам за рассказ!

    Всего 150 км от города-героя Волгограда, а какая тишина и не менее богатая история. Кажется, что время здесь остановилось.

    Спасибо большое, Анна Борисовна. Красивая природа и интересен ваш рассказ.

    Я до сих пор нахожусь под впечатлением поездки. В свободные минутки от ЕГЭ и ГИА продолжаю сортировать фотографии. Вот смотрю я на стены храма, потолок, старые смотрящие на нас иконы, понимаю, на века все это сделано. А значит, все в этих местах будет восстановлено основательно

    Вот это экстремальная поездка! 40 минут через реку — это неожиданно. Керченская паромная — минут 25 хода.
    Анна Борисовна, я правильно поняла, что рядом совсем никакого жилья нет? Значит у монахов должно быть какое-то хозяйство натуральное?

    Ну так, двигатели не такой мощности, да и скорость чуть быстрее, чем у черепахи. Есть полуразвалившиеся халупы и одна улица в несколько домов, живут там, скорее всего, трудники и те, кто от мирской жизни сбежал. А вот в самом монастыре никого не было. Все открыто, все доступно, все на полном доверии. Где были монахи, и сколько их там сейчас, не знаю. Огороды видели, но не более. Вопросов осталось много. Заразила друзей, они собираются в июле. Велела им не ответов на мои вопросы не уезжать

    Кстати, если ехать дальше, где-то там есть еще Спасо-Преображенский Усть-Медведецкий монастырь, но мы слегка заблудились))) Да и время поджимало

    Как красива Волгоградская земля! Сколько священных мест вы посетили с подругой!

    И впереди еще один рассказ и одна удивительная история

    Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за интересное виртуальное путешествие вместе с вами!

    Спасибо, Кристина, что заглянули на огонёк. Давно Вас не было видно. Всегда рада, когда моим читателям интересны рассказы о красивых и необычных местах.

    Здравствуйте, Анна Борисовна!
    ВОт это река разливается. И всё равно красиво! Я бы хотела в этих местах побывать. Тишина и спокойствие даже от просмотра фотографий! Какая Вы молодец и отважная, что решаетесь на машине на столь дальние расстояния!

    Я бы сама не отважилась. Лилия Павловна, самим ездить хорошо, но иногда, все же что-то остается в стороне.Хотя радует, что ни от кого не зависишь

    Действительно, кругом покой. Насладится тишиной, красотой, подумать о вечном. Это — ресурс для новых сил.
    Монастырь удивительный, уютный. История впечатляет. Такая участь постигла многие монастыри, к сожалению. Наш храм под кинотеатр приспособили.
    Спасибо Вам, Анна Борисовна, очень интересно читать!

    Елена Валерьевна, спасибо. Тронута Вашим отзывов. У нас тоже многие храмы разрушены, но идет постепенная и целенаправленная работа по их восстановление. Это очень нужно людям. Человек без веры жить не может, да и не должен

    Спасибо за подробную и интересную экскурсию. Вдохновляете, все бросить и отправиться в путешествие!))

    Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Не знаю, насколько это нравится тем, кто проживает в этой местности (наверное им тоже хочется «удобств, дорог и комфорта), но, как мне кажется, обустраивать вот такие заповедные места — преступление. Должны быть обязательно вот такие природные релаксы.
    Пока есть вот такие «глухие, дикие» места, можно понять историю.

    Ирина Витальевна, вот и с я Вами в полной мере согласна. Покой должен быть душевным

    Всегда поражаюсь вашими фото, Анна Борисовна — какие прекрасные виды. будь это Черное море, или Дон. Как хорошо-то.
    Про монастырь читала затаив дыхание. Есть в России такие древние намыленное места, и это настоящее счастье! От таких поездок действительно чувствуешь внутренний прилив сил. И одухотворенность. Душевная паломническая поездка, молодец вы!

    Спасибо, Ирина Витальевна. Вот теперь думаю, куда бы «рвануть» еще? Очень люблю места немноголюдные, но интересные.

    Вас мало чем удивишь, Анна Борисовна) И наверное весь край вы уже объездили. Остается Средняя Россия) или Запад. Мне очень интересна Карелия, я на теплоходе путешествовала, там такие места! Граница с Финляндией, опять же))) В нашей стране столько красоты и мест, где хочется побывать, никакая заграница не нужна 🙂

    Здравствуйте, Анна Борисовна!Большое спасибо за интересное виртуальное путешествие!

    Оксана Владимировна, рада отклику, спасибо.

    Анна Борисовна,здравствуйте.Первое впечатление-восторг от пейзажей.Природа прекрасна.Но там,где неразумно вмешивается человек,результат из разряда «не очень».Взять хотя бы дороги.Я не понаслышке знаю об их состоянии в ВОлгоградской области.Не отказалась бы опробовать и этот паром.История вашего повествования увлекла.Чувствуется мой пробел.Но разве можно знать всё!?Зато появилось желание почерпнуть больше.В заброшенности и звенящей тишине есть что-то такое. Наверное,городскому жителю,не выпускающему телефон из рук и живущему под аккомпанемент транспорта,тишина кажется поначалу зловещей.И лишь привыкая к естественным природным звукам,городская какофония кажется инородной.Интересно,как долго хранится вода из колодца?Не сомневаюсь,что поселившиеся люди на лоне природы,получат облегчение,а может быть,и излечение.Жду ваших следующих рассказов.Спасибо.

    Вода из колодца до сих еще есть в моей машине, и спасибо, что есть. Буквально вчера жажду утоляли. Дороги не ахти, но негатив быстро забывается, а душа чиста и спроситься в полет. Елена Анатольевна, дорогой друг, рада Вас видеть в блоге. Спасибо, что Вы на связи. Дай Бог сил и терпения Вам, Вашим подопечным.

    Кременско вознесенский мужской монастырь

    Спецпредложения

    Основан в 1693 г. строителем Никанором с братиею на берегу р. Дона, в урочище, в 15 км от станицы Кременской. В 1788 г. он был упразднен, а в 1798 г. восстановлен по просьбе казаков. В 1844 г. настоятелям присвоен сан архимандрита. Закрыт в 1924 г. Возрожден в 1991 г.

    В десяти километрах от ст. Новогригорьевской, вверх по течению Дона, под горой, в живописнейшем месте, расположен Свято-Вознесенский Кременский мужской монастырь.Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского. Ещё в XVI в. в пещере на этом месте, по преданию, подвизались 7 братьев-монахов, убитые разбойниками (когда местные жители позднее копали здесь ямы, то они находили человеческие кости). По другой версии легенды здесь во времена Ермака Тимофеевича были убиты 7 братьев, занимавшихся торговлей по Дону.

    Храм имел два придела: северный — во имя свмч. архидиакона Стефана и св. апостола Андрея Первозванного, и южный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, устроенные трудами атамана Ефремова. Прекрасный иконостас в 4 яруса, паникадило, ризы и другую утварь купили на пожертвования Ивана Перфилова. Придел в честь прп. Сергия Радонежского в трапезе за свой счёт поставили игумен Илья с братией. В храме был сделан и серебряный ангел весом 3,5 фунта, как бы спускающийся с небес. На деревянной колокольне были 7 колоколов, самый большой из которых весил 100 пудов.

    Отдалённая обитель предназначалась для жительства казаков, израненных во время боёв и походов. В 1812 г. монахи лечили израненных в походах и боях казаков. Источники сообщают об исцелениях от лихорадки и иных хворей, получаемых молящимися в этом месте верующими.

    Главная святыня монастыря — икона Августовской Божией Матери. 18 сентября 1914 г. лик Богородицы в светящемся облике с младенцем на руках явился воинам под польским городом Августов, указав им выход из окружения. В результате рисуется образ с пояснением на нём, что «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов 1915 года 12-го ноября», фамилии 52 казачек приведены ниже на иконе. Крестные ходы с иконой в наше время проходят по территории Клетского района, собирая множество верующих и фиксируя случаи исцеления больных людей. Акафиста и молитв к иконе пока не имеется.

    Программа: Переправа через Дон, посещение церкви в Новогригорьевской, каменный карьер, каменная балка. Святой источник. Монастырь.

    Кременско вознесенский мужской монастырь

    Расположен в Волгоградской области, Клетский район, хутор Саушкин

    Поездка однодневная, в пути 3 часа (250км)

    9:00 Отъезд из Камышина

    9:20 Отплытие на пароме через реку Дон

    Прибытие в монастырь

    17:00 Отправление из монастыря

    -Святой источник Казанской Божьей Матери

    -Семибратство (Братское кладбище)

    -Часовня во имя Святителя Николая

    Стоимость поездки 1500 рублей.

    В стоимость входит: проезд и экскурсионная программа.

    Очерк паломника при посещении Кременского Свято-Вознесенского мужского монастыря.

    Мерно гудел двигатель, маршрутка двигалась мягко, дрожа, и чуть покачиваясь, с каждой минутой, приближаясь к цели нашего путешествия. В салоне звучала молитва, вдохновенно пели паломники, пейзажи родной Волгоградской земли, быстро проносились за окнами.

    Паломничество – особый вид духовного путешествия, совершенно отличный от обычного туризма, предназначенного для организации отдыха, или осмотров красот края и памятников культуры.

    Целью его является поклонение всему, что связано с жизнью спасителя Иисуса Христа, Богородицы, апостолов, и его святых.

    Именно этот особый благодатный дух, и связывает различные слои населения, не внимая на чины, и на ранги, разрывая временные границы, связывая воедино паломников прошлого, настоящего и будущего.

    Именно этот желание быть сопричастным святыни, этот особый благодатный дух, и связал нас, четырнадцать паломников, в нашем стремлении поклониться, соприкоснуться, помолится, попросить у Бога всего полезного для души, надеясь на помощь, и заступление Божьей матери, и его святых.

    Дорога до Свято Вознесенского Кременского мужского монастыря, занимала около четырех часов, и, чувствуя легкое утомление, неожиданно устыдился. В памяти всплыли рассказы о паломников прошлого, годами находящихся в паломнических путешествиях. Мой прапрадед , пешком два раза ходил в Иерусалим, и сейчас я, его изнеженный потомок, ехал в комфортабельном автомобиле, чувствуя усталость и нетерпение.

    Перед самым концом поездки, дорога неожиданно начинает петлять. Легкое беспокойство медленно закрадывается в душу.

    -«Царица моя преблагая……» — запевают люди, молясь Божьей матери, прося помочь и направить наш путь. Идут томительные минуты ожидание, и, совершив очередной поворот, дорога, открывает взору монастырские стены, и купала Свято Вознесенского Кременского храма.

    Маршрутка дернувшись, остановилась. Монастырские врата, здания с пустыми, словно слепые глаза, окнами, капитальные, с кладкой на совесть стены. Вандалы, как известно, побывали в каждом уголке нашей Родины. И, радостный, спешащий навстречу дьякон, с доброй открытой улыбкой, встречающий нас с широтой гостеприимного хозяина. Это первое что бросилось в глаза при знакомстве с этой святой обителью.

    Приглашая в храм, стремясь поделиться самым дорогим, он быстрым шагом скрылся за алтарем, вернувшись через секунду, неся ковчежцы со святыми мощами Святого Николая Мерликийского чудотворца, и мученика Димитрия.

    Сразу вспомнились бесконечные очереди в именитых монастырях и лаврах. Тысячи стоящих, усталых людей, ожидающие по много часов миг, когда будет можно, наконец, приложиться, успев попросить избавления, от того, что жжет и мучает душу, здоровья и счастья детям, помощи в нуждах, и главного – спасения души и вечной жизни.

    И как-то сразу радостное, благодатное чувство охватило душу. Стало совершенно не важно, что многие иконы стояли просто на полу, что не хватает дорогих киотов, украшений, а вместо царских врат натянутая на веревке ширма. Это был дом Бога. Его присутствие было незримым, но так ясно и, безусловно, ощущаемым. В один миг в душу вошло чувство покоя и комфорта, которое возникает, когда мы после тяжелого и рудного дня возвращаемся домой. И как отголосок этого чувства мелькнула ясная мысль

    Разглядывая сделанные на совесть стены, потолок, старые смотрящие на нас иконы, пришло понимание, храм непременно будет восстановлен. Это было открытое знание, абсолютная уверенность, что именно так и будет.

    -«А что же, все до конца не восстановлено? Так было сильно разрушено коммунистами?» — кто-то из паломников озвучивает терзающую мысль.

    -«А кто их разрушает то?! Разве коммунисты?!» — дьякон внимательно вглядывается в лица окруживших людей.

    -«Где сейчас эти люди?! Их давно уже нет! Разрушаем мы с вами! Поэтому и нет полному восстановлению нашей обители!»

    И смолкли спрашивающие недоуменные голоса. Конечно же, храм разрушен был не нами, но что мы сделали, чтобы спасти его от разорения? Какой внесли вклад в возрождение монастырей? И как-то вспомнилась из Евангелии вдова с двумя лептами, и голос спасителя

    -«Истинно говорю вам, что эта вдова положила больше всех, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».

    Не потому ли мы видим страшные признаки запустения, пересыхающие святые источники в нашей Волгоградской области – Святой источник Урюпинской божьей матери, святой источник Николая Мерликийского чудотворца, — в г. Урюпинске?! Не потому ли пересох святой источник и здесь, прямо перед нашим приездом?!

    До вечерней службы оставалось еще несколько часов, хотелось успеть оглядеться, поближе познакомиться с этим благодатным краем. Но подошедший к нам настоятель, не слушая возражений, огласил.

    -«Всем в трапезную!»

    Потрапезничав, и быстро собравшись, мы направились на нашей маршрутке к часовням святителя Николая, и вознесения .

    Дорога поднималась к вершине холма, оказавшись на месте, окинув взглядом открывающийся вид, что-то тронуло сердце. И захотелось закричать, как кричал много лет назад тот самый монах, пришедший с шестью своими братьями в эти места, ища как спасти свои души.

    -«Братия! Смотрите красотища то, какая!»

    Внизу радовала глаз удивительная панорама, пойма реки Дон, его водяная гладь, наш (а он уже был близким сердцу, а стало быть, наш) монастырь, и скит совсем неподалеку.

    Часовни, возвышающиеся на холме, и ….

    Семь деревянных крестов. Память семи убиенным монахам, погибших от рук донских разбойников.

    -«Говорят, камни на могилах обладают целительной силой!» — объясняет наш провожатый. Он, еще совсем ребенок, мальчик, приезжающий к деду на каникулы в скит.

    -«Если хотите, можете взять несколько штук, только перед этим сначала бросьте сами по несколько камней на их могилы!»

    Что мы и сделали. Святые иноки убиенные! Молите Бога о нас, грешных!

    И вот вечерняя служба. Прихожане городских храмов, говорят, что попасть на клирос, или прочитать хоть одну страницу псалтири, это большая удача.

    Наверное, трудно будет поверить в то, что сами паломники пели на клиросе, и читать кафизмы, но это было так. Бог сотворил милость, дал послужить ему в этой святой обители. И о чем-то подобном, я никогда и не слышал.

    Звучным голосом пел диакон, батюшка служил батюшка внутри алтаря, и мы, недостойные, старались в меру своих сил.

    Службы пролетела как мимолетней миг, исповедовавшись, мы прощались с храмом, расходясь, готовится к утреннему причастию, и устраиваясь на ночлег.

    Ночь в монастыре. Лежа в кровати, я долго вспоминал события минувшего дня. Любвеобильного батюшку, монастырскую трапезу, когда все сидели за одним столом, во главе с настоятелем, пение молитв в храме, и семь деревянных крестов, стоящих возле часовни.

    Вспоминая свои прошлые поездки, я приходил к выводу, что эта самая необычная и благодатная. Что-то необыкновенно благостное и умиротворяющее поселилось в душе, тревоги и волнения городской жизни, перестали, что-либо значить.

    Я долго думал об этом, как вдруг воздух словно сгустился, и возник совершенно ясный необыкновенный звук. Он шел отовсюду, все нарастая. Некий звон, напоминающий, чей-то плачь.

    Казалось, плачет святая монастырская земля, за все поругание запустение. За выбитые окна, за дорожки, заросшие сорной травой. И за нас, простых обычных людей, своим равнодушным молчанием продолжавших преступное дело наших дедов и отцов…

    Утром, вновь послужив на клиросе, причастившись, разделив в трапезной стол с настоятелем и братией храма, мы попрощались, понимая, что обязательно вернемся.

    Обитель обязательно будет полностью восстановлена, количество насельников будет увеличено, потянутся толпы паломников. И по-другому быть и не может! Наверное, поэтому враг так и ополчается именно на эту обитель, предчувствуя ее будущую славу. Наверное, поэтому здесь идут различные страхования, и видимым образом являются бесы.

    -«А мы все равно не уйдем!» — говорит настоятель прощаясь

    -«Пугает, нападает, значит, мешаем ему! Значит, нужны мы здесь! Угодное Богу наше дело!»

    Справки по т ел.: 8-927-064-90-26

    Кременской Вознесенский монастырь

    Контактная информация

    Монастырь был основан иеромонахом Никанором с братией в 1693 г. в живописнейшем месте, на берегу Дона, став одной из старейших обителей Всевеликого Войска Донского. Сохранилось предание, что еще во второй половине XVI века, во времена атамана Ермака Тимофеевича в пещере на месте будущего монастыря подвизались семь монахов, пришедших сюда с Соловков.

    В 1694 г. атаманское правление выделило в дар монастырю более 2 тысяч десятин земли и это дарение подтвердил в 1711 г. митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Позднее один из станичных приходов пожертвовал обители сруб старой часовни, после чего монахи подали прошение государю Петру I о позволении построить церковь. Царь прошение о перевозке сруба удовлетворил и повелел прирубить к нему круглый алтарь, а «верх на той церкви сделать по чину противу протчих церквей, а не шатровый». Освящение церкви во имя Вознесения Господня совершил казначей Усть-Медведицкого Преображенского монастыря иеромонах Иосиф. Но храм простоял недолго, ветхую постройку вскоре разобрали, бревна сожгли, а пепел развеяли по Дону.

    Монастырь в XVII–XIX вв.

    В 1782 г. по благословению епископа Воронежского Тихона вместо деревянной церкви в Кременском монастыре был выстроен каменный Вознесенский собор, имевший два придела: во имя апостола Андрея Первозванного и первомученика Стефана (северный) и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (южный теплый), устроенные стараниями атамана Ефремова. Иван Перфилов пожертвовал средства на приобретение четырехъярусного иконостаса, паникадила, риз и другой утвари. Позднее на средства игумена Ильи с братией в трапезной части был поставлен придел в честь Сергия Радонежского. Для храма был изготовлен серебряный ангел, как бы спускающийся с небес, весом 3,5 фунта. Всего на возведение собора и его убранство было потрачено 13 000 золотых рублей. На деревянной колокольне установили семь колоколов, вес самого большого из которых составлял 100 пудов.

    Монастырь разрастался, строятся стены, кельи, игуменский дом, трапезная. С 1783 г. настоятелем обители пребывал строитель Варлаам. По сведениям за 1786 г. в монастыре служил 31 человек: настоятель, 20 монахов, 3 иеромонаха и трудники. К монастырю было приписано около 100 крестьян. В конце XVIII столетия в караул было назначено 4 казака.

    В отдалённой обители находили пристанище казаки, израненные во время походов и боёв. А если престарелый воин хотел уйти в монастырь, но не находил в нем для себя места, тогда он обычно выкапывал себе поблизости землянку-келью и проводил в уединении время, отпущенное ему Богом. В горе отшельниками было устроено несколько пещер-келий, которые впоследствии были соединены между собой ходами, здесь же была устроена небольшая подземная церковь.

    Во 2-й половине XVIII века, в годы правления Екатерины II, государство начинает борьбу с казачьей вольницей, подавляя самостоятельность не только казаков, но также священников Войска Донского. В 1788 г. политика упразднения монастырей коснулась и Кременской Вознесенской обители. Монастыри, не имеющие штатов, велено было «обратить в приходские церкви». Ризницы и церковную утварь предписывалось передать в архиерейский дом, однако монахи не торопились с передачей до 1797 г. Почти все насельники были переведены в другие монастыри, разрешили остаться только иеромонаху Варлааму и двум монахам для сохранения имущества обители до обращения храма в приходской.

    Казаки неоднократно обращались с прошением о возвращении обители и их просьбы были услышаны. Указом Синода от 20 октября 1798 г. Кременский Вознесенский монастырь был восстановлен и отдавался на содержание Войска Донского как внештатный 3-го класса, ему возвращались все земли. В 1796 г. братия монастыря включала иеромонаха Варлаама, монаха Георгия и 17 послушников, которые, помимо молитвы, работали на двух мельницах и сенокосах. В 1812 г. монахи лечили казаков, возвратившихся с Отечественной войны.

    В 1814 г. игумен Иоасаф в своем обращении к епископу Воронежскому и Черкасскому жаловался на крайнюю ветхость храма и келий, отсутствие ограды и колокольни. Игумен планирует построить больницу с Сергиевским храмом. Войско решило оказать финансовую помощь в перестройке монастыря, выдав до 5 000 рублей. Атаман Платов принял решение выделять по 1 000 рублей с 1819 по 1835 гг. на содержание игумена и насельников. В марте 1814 г. игумену было выдано 3 000 руб. «на устроение монастыря».

    14 июня 1834 г. в монастыре открылось приходское училище, содержавшееся на станичные средства, в 1835 г. в нем обучались 48 мальчиков.

    Во время лихорадок и других болезней у могил «Семи братий» молящиеся получали исцеление. В 1859 г. жители станицы Кременской построили у могил каменную четырехугольную часовню. На праздник Вознесения Господня у часовни наблюдалось особенное стечение народа, а крестные ходы с близлежащих хуторов и станиц к часовне начинались за три дня до праздника.

    В 1861 г. в Кременском монастыре началось капитальное строительство. Перестраивался настоятельский дом с покоями, кладовой и буфетом, работы велись на Чернополянской мельнице. В 1862 г. была составлена смета, предусматривающая возведение кирпичного дома для настоятеля, колокольни и каменной ограды. Общая стоимость сметы составляла 43 545 рублей 97 копеек. В 1863 г. при архимандрите Маркеллине завершено строительство деревянного братского корпуса с кухней и 8 кельями. В следующем году появился мезонин, соединивший дом архимандрита и новые кельи, дом для просвирни, четыре кельи с отдельным входом, перекрыт гостиный двор.

    Из очерка Крылова об истории Кременско-Вознесенской обители, опубликованного в 1875 г., известно, что монастырь засевал ежегодно до 120 десятин (40 десятин под пшеницу, 20 десятин под рожь, 20 десятин под овес, 20 десятин под просо и лен). При монастыре было 72 вола на 9 плугов, до 50 коров, 150 голов гулевого скота, до 300 овец. Действовал конный завод, на котором содержалось до 100 коней, работали каменотесная мастерская, богадельня, школа грамотности, приют странников. Монастырская братия занималась различными работами: работой на покосе, ловлей рыбы и т.п. Но главным делом монахов была молитва.

    Согласно архивным документам, в 1912 г. в монастыре было 25 монахов и 47 послушников.

    В советское время

    Вскоре после прихода к власти большевиков монастырь, как и большинство других, был закрыт. Во время гражданской войны красные поставили на колокольне пулемет. Храм в результате обстрела получил несколько пулевых отметин, а стена Стефано-Андреевского придела была повреждена снарядом, в ней появилась пробоина метровой ширины, были и другие повреждения. Насельников, которых в монастыре было около 80 человек, разогнали в 1918 г., несколько монахов, отказывавшихся покинуть обитель, заключили в винный погреб, а потом расстреляли. Однако многие, прятавшиеся неподалеку в пещерах, позднее вернулись в монастырь. По рассказам старожилов, последний, живший в обители монах, умер в 1937 г.

    Часть построек, в том числе часовня, были разрушены, входы в пещеры завалены. До наших дней сохранилось братское кладбище, на котором было предано земле 15 монахов.

    В 1924 г. в стенах монастыря была организована колония для психически больных, просуществовавшая недолго. Уже в 1925 г. здесь была основана детская сельскохозяйственная колония, в которой перевоспитывали 150 беспризорников в возрасте 7–18 лет. Детей разместили в 9 корпусах, наскоро отремонтированных в 1926 г., они жили в ужасных условиях, в корпусах было тесно, многие спали на полу, вокруг грязь и антисанитария.

    Сам монастырь был в ветхом состоянии и требовал капитального ремонта. Из документов государственного архива Волгоградской области известно, что обитель находилась «в ведении общества ближнего хутора» и охранялась двумя монахами. В феврале 1927 г. проверяющие губернской детской комиссии требовали передать монастырь колонии под клуб. В апреле 1928 г. распоряжениями Губернского адмотдела и Усть-Медведицкого окружного исполкома фроловской милиции предписывалось выселить монахов из Кременского Вознесенского монастыря, передать его детской колонии, культовое имущество передать Волисполкому на временное хранение. Колония располагалась здесь до 1939 г.

    В годы Великой Отечественной войны в стенах Кременской обители стояла советская воинская часть. Один сильно болевший солдат, мусульманин, получил исцеление на источнике, после чего поклялся, что непременно сюда вернется, если останется жив. В 1956 г. этот человек был назначен директором психбольницы, снова размещенной в монастыре. Вместе с женой он раскапывал засыпанный источник.

    К монастырю, несмотря на запреты властей, приезжали паломники, ежегодно на месте разрушенных часовен проводились службы. В 1940-х гг. службы совершали бывший заштатный священник города Фролова Ф. Денисов и иеромонах П. Т. Терентьев с иеродьяконом С. Б. Коротковым из хутора Перекопского. Иеромонах П. Т. Терентьев, упоминаемый в отчётах, это, по всей вероятности, последний настоятель монастыря архимандрит Пантелеимон, который ушел после закрытия обители в станицу Перекопскую и служил там в церкви до своей смерти в 1963 г. Массовое паломничество и проведение служб было запрещено властями и прекращено с 1948 г. Больница в стенах монастыря просуществовала до второй половины 1960-х гг., после чего обитель опустела.

    В 1991 г. Свято-Вознесенский Кременский монастырь был возвращен Церкви. Осенью 1992 г. его посетил архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман, после этого началось возрождение обители. Прихожане из города Фролово расчистили территорию от мусора.

    В июле 1993 г. в монастырь назначили иеромонаха Даниила (Михайлова). В 1996 г. наместником монастыря стал игумен Руфин (Иванов), при котором началось восстановление храма, часовен и других построек. На церкви установили купола, кресты и колокола, расчищен святой источник, расположенный в 3 км от храма, у приведенных в порядок могил «Семи братий» в октябре 2002 г. заложена часовня. На май 2004 г. в монастыре было пять насельников и два трудника. С 2007 г. новым наместником является игумен Савин (Аганин).

    Свято-Вознесенский Кременский монастырь. Волгоградская область.

    Переживали, что опоздаем и весь свет уйдет, но когда вышли на палубу, такая благодать и спокойствие. Чуть морозный воздух щипал нос, а внутри вдруг возникло ощущение того, что все происходит так, как должно быть.

    Пейзажи напоминали произведения Пришвина. Неяркая, скрытая, но восхитительная красота поздней осени.

    Даже моя вечная спешка и эмоциональность ушли, душа застыла в оцепенении.
    Ради этих мгновений, стоило спешить и ехать 150 км.

    А потом показался храм.

    Пожалуй, наверное, впервые за свою жизнь, я испытала чувство принадлежности волгоградской земле. Будто все это мне родственно, понятно на более тонком уровне.

    На территорию монастыря зашел только Миша. Я забыла косынку.

    Храм Вознесения Господня датируется 1716 годом. Считается одной из обителей Всевеликого Войска Донского. В монастыре лечили боевые раны, но более исцеляли души. При монастыре существовал приют. А в 1924 году была размещена колония для психических больных, беспризорников.

    «Во время Великой отечественной войны в монастыре стояла наша часть, один из солдат которой — мусульманин, сильно болевший, получил на источнике исцеление. Он поклялся, что вернётся сюда, если останется жив, и вот в 1956 г. он назначается директором психбольницы, опять размещённой в обители. Вместе с супругой этот человек раскапывал засыпанный источник.

    Несмотря на многочисленные запреты властей, на месте разрушенных часовен ежегодно служились службы, приезжали паломники, за которыми негласно следили уполномоченные представители Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Сталинградской области. По их отчетам видно, что паломничества к месту часовни «убиенных 7 братьев» и разрушенной Вознесенской часовни не прекращались.
    Возрождение Кременского монастыря началось с приезда осенью 1992 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Прихожане из г. Фролово расчищают территорию от мусора, помогают становлению обители благочинные из близлежащих райцентров Фролово и Иловли. В июле 1993 г. сюда назначается наместник — иеромонах Даниил.
    Рядом с обителью ещё в 1998 г. возникла православная община в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» и медико-социальный центр «Рубеж». Алкоголики и наркозависимые люди проходят в них реабилитацию, учатся молиться и верить. Ребят отпаивают лечебными травами, душистым сбором которых набиты и подушки с матрацами. Прибывшим новичкам помогают здесь своим примером бывшие товарищи по несчастью. Уже больше 150 парней и девушек вернулись к нормальной жизни, оправдав надежды родителей, назвавших общину «берегом последней надежды».

    А потом совсем стемнело и мы поехали обратно, сохранив, все то, что подарил нам этот вечер в своей копилке приятных воспоминаний. Мечтается вернуться сюда весной.
    Kate

    Кременско вознесенский мужской монастырь

    Здорово, Анна Борисовна! Настоящее паломничество совершили, а еще сколько красот увидели! Великолепные фото, интересный рассказ — будто бы я вместе с Вами была в поездке. Спасибо Вам огромное. )))

    Елена Валентиновна, добрый день. Фотографии, увы, не могут передать всей красоты и очарования этих святых мест, где можно почувствовать себя счастливой, наслаждаться тишиной и покоем. Вот уж где ни разу не вспомнилось о работе))

    Анна Борисовна, здравствуйте! Спасибо за увлекательную экскурсию, да такие поездки дают новый заряд для дальнейшей жизни, реализации планов. Вы всегда вместе путешествуете.

    Здравствуйте, Елена. Все верно, мы две путешественницы, очень легки на подъем и вкусы у нас совпадают. А еще, в поездах на дальние расстояния лучше, чтобы были два водителя, в пути меняемся, потому так далеко смело уезжаем.

    Анна Борисовна, здравствуйте!
    Много в нашей истории интересных событий! Замечательно, когда на малой родине помнят о тех или иных людях, которые принесли славу ей.
    Вы и сами узнали о красивых местах (монастыре, церкви, монахах), и нам рассказали.
    Поездки всегда обогащают. А уж такие! Умиротворение, несуетность чувствуешь сразу.
    Спасибо Вам за рассказ!

    Всего 150 км от города-героя Волгограда, а какая тишина и не менее богатая история. Кажется, что время здесь остановилось.

    Спасибо большое, Анна Борисовна. Красивая природа и интересен ваш рассказ.

    Я до сих пор нахожусь под впечатлением поездки. В свободные минутки от ЕГЭ и ГИА продолжаю сортировать фотографии. Вот смотрю я на стены храма, потолок, старые смотрящие на нас иконы, понимаю, на века все это сделано. А значит, все в этих местах будет восстановлено основательно

    Вот это экстремальная поездка! 40 минут через реку — это неожиданно. Керченская паромная — минут 25 хода.
    Анна Борисовна, я правильно поняла, что рядом совсем никакого жилья нет? Значит у монахов должно быть какое-то хозяйство натуральное?

    Ну так, двигатели не такой мощности, да и скорость чуть быстрее, чем у черепахи. Есть полуразвалившиеся халупы и одна улица в несколько домов, живут там, скорее всего, трудники и те, кто от мирской жизни сбежал. А вот в самом монастыре никого не было. Все открыто, все доступно, все на полном доверии. Где были монахи, и сколько их там сейчас, не знаю. Огороды видели, но не более. Вопросов осталось много. Заразила друзей, они собираются в июле. Велела им не ответов на мои вопросы не уезжать

    Кстати, если ехать дальше, где-то там есть еще Спасо-Преображенский Усть-Медведецкий монастырь, но мы слегка заблудились))) Да и время поджимало

    Как красива Волгоградская земля! Сколько священных мест вы посетили с подругой!

    И впереди еще один рассказ и одна удивительная история

    Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за интересное виртуальное путешествие вместе с вами!

    Спасибо, Кристина, что заглянули на огонёк. Давно Вас не было видно. Всегда рада, когда моим читателям интересны рассказы о красивых и необычных местах.

    Здравствуйте, Анна Борисовна!
    ВОт это река разливается. И всё равно красиво! Я бы хотела в этих местах побывать. Тишина и спокойствие даже от просмотра фотографий! Какая Вы молодец и отважная, что решаетесь на машине на столь дальние расстояния!

    Я бы сама не отважилась. Лилия Павловна, самим ездить хорошо, но иногда, все же что-то остается в стороне.Хотя радует, что ни от кого не зависишь

    Действительно, кругом покой. Насладится тишиной, красотой, подумать о вечном. Это — ресурс для новых сил.
    Монастырь удивительный, уютный. История впечатляет. Такая участь постигла многие монастыри, к сожалению. Наш храм под кинотеатр приспособили.
    Спасибо Вам, Анна Борисовна, очень интересно читать!

    Елена Валерьевна, спасибо. Тронута Вашим отзывов. У нас тоже многие храмы разрушены, но идет постепенная и целенаправленная работа по их восстановление. Это очень нужно людям. Человек без веры жить не может, да и не должен

    Спасибо за подробную и интересную экскурсию. Вдохновляете, все бросить и отправиться в путешествие!))

    Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Не знаю, насколько это нравится тем, кто проживает в этой местности (наверное им тоже хочется «удобств, дорог и комфорта), но, как мне кажется, обустраивать вот такие заповедные места — преступление. Должны быть обязательно вот такие природные релаксы.
    Пока есть вот такие «глухие, дикие» места, можно понять историю.

    Ирина Витальевна, вот и с я Вами в полной мере согласна. Покой должен быть душевным

    Всегда поражаюсь вашими фото, Анна Борисовна — какие прекрасные виды. будь это Черное море, или Дон. Как хорошо-то.
    Про монастырь читала затаив дыхание. Есть в России такие древние намыленное места, и это настоящее счастье! От таких поездок действительно чувствуешь внутренний прилив сил. И одухотворенность. Душевная паломническая поездка, молодец вы!

    Спасибо, Ирина Витальевна. Вот теперь думаю, куда бы «рвануть» еще? Очень люблю места немноголюдные, но интересные.

    Вас мало чем удивишь, Анна Борисовна) И наверное весь край вы уже объездили. Остается Средняя Россия) или Запад. Мне очень интересна Карелия, я на теплоходе путешествовала, там такие места! Граница с Финляндией, опять же))) В нашей стране столько красоты и мест, где хочется побывать, никакая заграница не нужна 🙂

    Здравствуйте, Анна Борисовна!Большое спасибо за интересное виртуальное путешествие!

    Оксана Владимировна, рада отклику, спасибо.

    Анна Борисовна,здравствуйте.Первое впечатление-восторг от пейзажей.Природа прекрасна.Но там,где неразумно вмешивается человек,результат из разряда «не очень».Взять хотя бы дороги.Я не понаслышке знаю об их состоянии в ВОлгоградской области.Не отказалась бы опробовать и этот паром.История вашего повествования увлекла.Чувствуется мой пробел.Но разве можно знать всё!?Зато появилось желание почерпнуть больше.В заброшенности и звенящей тишине есть что-то такое. Наверное,городскому жителю,не выпускающему телефон из рук и живущему под аккомпанемент транспорта,тишина кажется поначалу зловещей.И лишь привыкая к естественным природным звукам,городская какофония кажется инородной.Интересно,как долго хранится вода из колодца?Не сомневаюсь,что поселившиеся люди на лоне природы,получат облегчение,а может быть,и излечение.Жду ваших следующих рассказов.Спасибо.

    Вода из колодца до сих еще есть в моей машине, и спасибо, что есть. Буквально вчера жажду утоляли. Дороги не ахти, но негатив быстро забывается, а душа чиста и спроситься в полет. Елена Анатольевна, дорогой друг, рада Вас видеть в блоге. Спасибо, что Вы на связи. Дай Бог сил и терпения Вам, Вашим подопечным.

    Ссылка на основную публикацию