Кем ощущал себя мцыри в монастыре

Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри»)

Поэма «Мцыри» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Это романтическое произведение, где, по главному принципу романтизма, мы видим исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Главный герой этой поэмы – кавказский юноша Мцыри, попавший в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Произведение написано в форме его исповеди. Повествованию предшествует эпиграф: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Это цитата из Библии.
Сюжет поэмы заключается в следующем: Мцыри, практически всю сознательную жизнь воспитывавшийся в монастыре, сбегает из своей тюрьмы и проводит три чудесных дня на свободе, среди природы. Эти дни отнимают у Мцыри все силы, он возвращается в монастырь в немощном состоянии и там умирает.
Сбежав из своей «тюрьмы», герой мечтает попасть на свою родину, в страну предков, о которой у него до сих пор сохранились самые прекрасные воспоминания. Можно сказать, что его зовет туда кровь, там он жаждет обрести не только свободу, но и найти самого себя:
Я цель одну-
Прийти в родимую страну-
Имел в душе.
Мцыри невыносима монастырская жизнь. Его натура жаждет свободы, простора, приключений, битв, насыщенной событиями жизни. Только сбежав из монастыря, он понимает, что такое счастье, только тогда ему стало доступно это состояние.
Среди природы герой чувствует себя естественно, юноша ощущает себя частью всего сущего. Ведь в природе он как раз и видит проявление главного могущества во Вселенной – Бога. Мцыри чарует величественность открывшегося перед ним мира. Символично то, что в ночь побега героя природа тоже будто взбунтовалась, разразилась буря, которая не пугает, а скорее зачаровывает юношу. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья – это «братья в пляске круговой», горные хребты – в «объятьях каменных». Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе:
Кругом меня цвел божий сад.
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж листов…
Все это напоминает герою о его далекой родине. Мцыри вспоминает о своем отце, помнит его оружие, вспоминает рассказы стариков, песни своих сестер. Одно из самых ярких его воспоминаний – это его игра на белом песке недалеко от горного потока:
В ущелье там бежал поток,
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок
Играть я в полдень уходил.
Тоска по родине, мечта вернуться на родную землю даже не дают Мцыри возможности познакомиться с повстречавшейся ему прекрасной грузинкой. Эта девушка была «стройна… как тополь, царь ее полей». Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, «но… не смел». Ведь он отправился в путь, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Но Мцыри заблудился, потеряв из виду свой главный ориентир – горы.
За три дня, проведенных среди природы, герой не дошел до родной стороны, но он как бы слился с природой, получил то, что никогда не мог дать ему монастырь – ощущение собственной силы. За это время юноша словно перерождается. И кульминацией этого перерождения становится, безусловно, его схватка с барсом:
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
Мцыри побеждает дикого зверя. Это час его триумфа. Благодаря этой победе он осознает, что если бы жил на родине, то там стал бы знатным воином. Для него это очень важно, ведь он победил не только барса, но и рабский дух монастыря.
Тем не менее, монастырская жизнь все же негативно сказалась на здоровье героя и его духе. Мцыри был счастлив на воле, но он не приспособлен к такой жизни. Слившись с природой, он все же боится стихийных сил. В итоге юноша возвращается к монастырю. Но, несмотря на ощущение близкой смерти, дух его не сломлен. Мцыри просит перенести его в монастырский сад, дабы после смерти вновь воссоединиться с прекрасным, вольным миром природы.
Герой лермонтовской поэмы бежал из монастыря, чтобы обрести самого себя, воссоединиться с природой. И за эти три небольших дня он переживает целую огромную жизнь. Мы понимаем, что после смерти дух героя обязательно отправится к родной земле и будет там навеки вольным.

Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» )

Поэтический мир М.Ю. Лермонтова – это тревожный мир исканий, глубокой мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Мир Лермонтова – это мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживания души. Основной пафос в творчестве поэта виден в «нравственных вопросах» о судьбе и правах человеческой личности.

Одной из вершин художественного наследия М.Ю. Лермонтова является поэта «Мцыри» — плод длительной и тяжелой творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем, старым монахом. Этот образ мы встречаем в романтических поэмах «Исповедь» и «Боярин Орша», особую же выразительность и наибольшее значение он приобретает в поэме «Мцыри».

Наиболее распространена трактовка образа главного героя как «естественного человека», сталкивающегося с губительной силой цивилизации, которая оторвала его от естественного состояния и заточила в монастырь. При таком рассмотрении герой лишается присущей ему многозначности и глубины внутреннего развития. Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственного приобщения к культуре, были полны не только горечью утрат и страданий, но и существенными приобретениями. Необычайность положения и судьбы заставляет юношу задуматься над проблемами, несвойственными «естественному» сознанию. Наряду с мечтами о родине и свободе в нем зарождается стремление к познанию окружающего мира, степени его соответствия мечтам и идеалам. Мцыри стремится решить важнейший вопрос о мере свободы человека в окружающем мире.

Поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты главного героя. Поэма не раскрывает до конца стремлений юноши, но они ощутимы в намеках. О своем отце и его собеседниках Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах. Неслучайно ему снятся сражения, в которых он всех побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов».

Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, однако всем строем своих чувств он – воин. Суровой сдержанностью герой отличался еще с ранних лет. Юноша гордится этим: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега: ведь их теперь никто не увидит.
Трагическое одиночество в монастыре закалило силу воли Мцыри. Неслучайно, что он сбежал из своего «заточения» в грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов, наполняло его сердце бодростью и чувством братства с грозой. Мцыри не страшила могила: в ней нет страдания.
Мужество и стойкость юноши проявились в битве с барсом, в ней с наибольшей силой раскрывается героическая сущность характера юноши. Несмотря на всю близость к природе, Мцыри – представитель иного «царства», человеческого, которое не может строиться и существовать только по природным законам.

На пути в «край отцов» юноша переживает еще одну встречу, которая имеет символико-обобщенный смысл, — встречу с девушкой-грузинкой. Но герой преодолевает соблазн уединенного счастья и покоя вдали от родины, от мира «тревог и битв». Он так и не зашел в саклю, где скрывалась юная грузинка: «Я цель одну, пройти в родимую страну, имел в душе».

Трагичность Мцыри проявляется в его внутренней противоречивости. Он далек от гармоничности. Одно из его противоречий – между силой духа и слабостью тела – отражает не только пагубность воздействия монастырской атмосферы, но и более глубокий конфликт философского плана, который заключается в противоборстве между бесконечными возможностями человеческого духа и конечностью существования «бренного» тела.

Исповедь героя многозначно соотносится с авторским вступлением к поэме. Если эпиграф напоминал о временах библейско-легендарных, то в начале пролога говорится о реально-достоверном прошлом – об истории древнего монастыря, многострадального грузинского народа. Далее повествование переводится из общеисторического плана, предмет которого – судьба государства и народа, в план личностный. Здесь излагается история судьбы конкретного человека – Мцыри. Поэт движется последовательно от большой к малой истории, а от нее – к отдельной личности, «песчинке» истории. Двойной взгляд поэта на своего героя, извне и изнутри, сближает и разделяет его с ним.

Трагизм главного героя заключается не только в том, что он не находит конкретного пути, ведущего его на родину, к свободной естественной жизни, но и в том, что такого пути нет вообще, ибо нет возврата назад в историческое прошлое. Лермонтов в поэме «Мцыри» запечатлен «вечный ропот» человека, его вечный поиск, неустанную борьбу за созидание и утверждение в себе и в мире высших человеческих ценностей.

Увещевания старого монаха не заставляют Мцыри раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут среди близких. Обстоятельства оказались сильнее его, герой напрасно спорил с судьбой. Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом литературы, воплощением мужества и героизма.

Побег Мцыри из монастыря и его цель сочинение рассуждение

Поэма «Мцыри»- одно из широко известных творений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении поэт описывает трагедию Мцыри, в возрасте шести лет попавшего в монастырь к монахам. Рождённый потомком свободолюбивой и гордой нации, он с молоком матери впитал в себя любовь к родине и вольной жизни.

Мцыри рос в плену мрачных монастырских стен, но с каждым годом в нём всё больше росло и укреплялось желание покинуть этот приют, и вырваться на свободу. С самого детства в нём развивается дух мятежного горца, для которого свобода превыше всего. Юноша бежал из плена, когда над монастырём гремела гроза, когда монахи в страхе перед разбушевавшейся стихией молились своим богам.

Все годы, проведённые в монастыре, пленника не покидала мечта вырваться на волю и вернуться на родину, обретя свободу. Мцыри размышляет над сущностью человека, он пытается понять, в чем его предназначение.

Через три дня после побега, монахи нашли его опять возле стен монастыря. Выросший в монастырских стенах, Мцыри не смог отыскать дорогу к дому, и снова попал туда, где прошла его жизнь.

Израненный в борьбе с барсом, юноша находится на краю гибели, и в свой предсмертный час, он исповедуется монаху, рассказывая ему о событиях трех дней, прожитых на свободе. Для Мцыри три дня, которые он прожил вольным человеком, дороже всей его жизни, проведенной в плену. Мцыри с горечью сожалеет о том, что ему не пришлось пожить, юноша ставит в укор старому монаху, что тот тоже был когда – то молодым и жил полной жизнью. Он говорит, что монаху есть что забыть, а сам Мцыри прожил только три дня, он только почувствовал вкус свободы, ощутил себя вольным человеком, но по злой воле рока, ему приходится умирать. Его не страшит сама смерть, он жалеет, что не смог найти дорогу домой. Он сравнивает себя с цветком, выросшем в темнице, и попавшем в дивный сад. Но взошло солнце, и цветок погиб. Так же и Мцыри; жизнь прошла за мрачными стенами, а когда он совершил побег, схватка с барсом и незнание мира убили его. Но зато он обрел духовные свободу, и он не сломился, не струсил, напротив, он стал сильнее морально.

Мцыри – это настоящий символ мужества и свободы.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» была опубликована в 1840 году. События, описываемые в романе, происходят на Кавказе. Лермонтов, бывавший в этих краях, считал эту местность особенной. Абсолютная свобода и вольность производили на свет людей, способных противостоять превосходящим их силам природы и стихии.

История мальчика, вывезенного русским генералом из горного селения, легла в основу поэмы. По дороге маленький пленник заболел. И генерал вынужден был оставить его на попечение монахам. Так Мцыри оказался в монастыре, в котором он воспитывался и рос. Жизнь вдали от родины, недостаток солнечного света были тяжелы для него. Он чувствовал себя узником, вынужденным жить в заточении.

Несмотря на тоску по родине, Мцыри начал незаметно привыкать к непривычной для себя жизни. Он выучил чужой для себя язык и, казалось бы, готов жить по традициям, навязанным ему. Его окрестили согласно православной традиции, и он должен был принять монашеское послушание. И вдруг, словно по мановению, в душе юноши начало зреть чувство протеста. Как будто в сознании его что-то поменялось и взбунтовалось против уготовленной ему судьбы.

Улучив момент, Мцыри сбежал из монашеской обители. Он не знает дороги. Его ноги ведут его туда, куда зовёт сердце. Внезапно ему вспомнилось всё, что, казалось бы, он забыл навсегда. Память возвращала его в детство. Перед глазами у него стоял родной дом в горном ауле, череда родных лиц: отца, братьев и сестёр. Он вспомнил и то, что в детстве он говорил на другом языке. Слова из родной для него речи вспоминались им.

Всего три дня юноша был вне стен монастыря, который считал своим узилищем. Но этого ничтожно малого срока хватило для того, чтобы сердце его стало биться иначе. Мцыри так и не нашёл дорогу к родному дому. Его нашли без сознания, недалеко от стен монастыря. Придя в себя, беглец понимает, что он снова в монастыре. Обессиленный и сильно истощённый, он отказывается от пищи, тем самым приближая неминуемую смерть. И только монаху, крестившему его, Мцыри открывает свою душу. Юноша понимает, что монахи спасли его, и он обязан им своей жизнью. Но монастырь никогда не заменит ему родной дом.

Не желая жить взаперти, молодой горец делает сознательный выбор между смертью и жизнью в неволе.

Сочинение на тему Побег Мцыри из монастыря

Героем поэмы является грузинский мальчик, который все детство провел в монастыре в окружении религиозных монахов.

Мцыри вырос одиноким юношей в мире молитв и постов, постоянно тоскующим по родной земле и мечтающим вернуться в семью. Перед принятием монашеского обета Мцыри решает совершить побег из ненавистного для него места.

Мысли о побеге посещали юношу с момента, когда привезли в монастырь, и она всегда думал о возможности добраться до родины и надеялся увидеть огромный мир, которого был лишен все годы детства в монастыре. В своих фантазиях Мцыри представлял кавказские горы, зеленые поля, родное село, близких людей.

Наконец, мечта юноши осуществляется, в ночную грозу он покидает стены монастыря.

Несколько дней Мцыри блуждает по лесным дебрям, страшась людей, страдая от холода и голода, не имея возможности нигде переночевать. И, несмотря на физические страдания, он ощущает в это время огромный прилив счастья, поскольку осознал воочию, что представляет собой свобода. Мцыри воодушевлен исполнившейся главной цели своей жизни – обретением свободной жизни.

Но перед юношей стоят и второстепенные цели, которые он хочет достигнуть, убежав из монастыря. Мцыри, являясь истинным романтиком, желает познать все прелести земной жизни и насладиться ими в полном объеме. Он тонко чувствует красоту природы и впечатлен внезапно охватившим его родством с земной стихией.

Независимый характер юноши всегда подсказывал ему, что жизнь в закрытом монастыре не была предначертана для него, он родился на этой земле для свободной жизни. Нахождение в монастыре ощущается им как тюремное заключение, а гордая душа рвется на волю беспрестанно.

За то время, которое молодой человек проводит вне монастыря, он обретает физические и духовные силы.

В один момент на одинокого мужчину нападает хищный барс и Мцыри, прежде слабый и робкий юноша, вступает в смертельную схватку с животным. В этой битве Мцыри одерживает победу, но хищник оставляет на теле юноши раны, несовместимые с жизнью.

Пытаясь найти дорогу из леса и преодолевая боль пот полученных ран, Мцыри снова натыкается на монастырские стены, где в бреду перед самой кончиной признается старому служителю монастыря о самых счастливых днях своей недолгой жизни.

К сожалению, юноше не удалось добраться до родной земли и увидеть близких людей, но это время, что он провел вне монастыря, он прожил независимым человеком, ощутившим в полной мере, что значит дышать вольно, легко и свободно.

Рассказав о судьбе свободолюбивого молодого человека, поэт раскрыл в произведении всегда влекущую его тему стремления к свободе, независимости, а также человеческой возможности обретения счастливой жизни. Свобода – жизненно необходимое качество живого организма и пускай она будет недолгое время присутствовать в жизни человека, на самая главная цель каждого – ощутить ее и постичь.

Также читают:

Картинка к сочинению Побег Мцыри из монастыря и его цель

Популярные сегодня темы

Этот рассказ, Льва Николаевича Толстого захватывает за живое, не возможно его прочитать и остаться равнодушным к судьбе героев. В произведении «После бала» рассказывается, про одну ночь

В разных литературных произведениях есть множество героев, с помощью которых автор выстраивает сюжет, но при этом сами эти герои не очень запоминаются из-за своего редкого появления.

В своём произведении «В дурном обществе» Короленко затрагивает очень сложную тему – тему социального неравенства. Этой темой интересуются не только великие поэты и писатели, как прошлого

Когда приходит зима, природа понимает, что настало время для отдыха: скидывает свою листву и наряжается самым красивым чисто-белым нарядом.

Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» затрагивает исторические события, происходящие в России во второй половине 18 века.

Три дня на воле Мцыри

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» — так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает — это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков — все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, — знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней — всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым — таким, что можно бы было и ангела разглядеть — небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, — с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…

Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

Урок по литературе «М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Урок М.Ю.Лермонтов «Мцыри»- романтическая поэма

Цели: знакомство и анализ поэмы «Мцыри».

Оборудование : презентация, компьютер.

Романтизм (фр. romantisme ) — явление европейской культуры в XVIII—XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

2.История создания поэмы «Мцыри» Действие поэмы «Мцыри» разворачивается в Грузии. Биограф Лермонтова П.А.Висковатов связывает это с путешествием Лермонтова по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда поэт посетил город Мцхета, который являлся старой столицей Грузии, где встретил монаха из монастыря Джавари, рассказавшего ему свою историю. Рассказ монаха послужил основой поэмы «Мцыри». В 1837 году у Лермонтова появляется замысел: «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…» От этой записи до появления поэмы прошло 2 года.

Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название — «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено:

«мцыри» — послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» – писал о поэме В.Г.Белинский.

Одной из проблем, волновавших Лермонтова, был вопрос воли и неволи. Может ли человек жить в неволе, для этого ли родился он?

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы…

3.Определение темы и идеи произведения.

Какова тема поэмы ? Тема- судьба романтического героя- сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала нас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Какова идея поэмы? Идея- утверждение ценности свободы. Три дня настоящей , полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнему заключению в стенах монастыря, где человек не умирает, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ сказал Саул: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

Как эпиграф связан с темой и идеей?

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопрос: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли он право на независимость?

4.Композиция поэмы направлена на основное — раскрытие внутреннего мира героя, для чего и выбрана Лермонтовым форма монолога-исповеди.

Жизнь Мцыри в монастыре не описана подробно, поскольку основное в этой жизни — служение Богу. Здесь нет ничего своего, личного, только полное отречение от всего мирского, молитвы и посты, и никакого возвращения обратно.

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.

2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.

Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

5. Фронтальная беседа.

Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре?

Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.

…Я мало жил, и жил в плену…

…Она мечты мои звала

От келий душных и молитв…

…Я вырос в сумрачных стенах

Душой – дитя, судьбой – монах…

Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда

отказаться от родины, и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество

Автор не раскрывает характера мальчика, а дает лишь несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо.

Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов. Ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.

Прямая авторская оценка поведения мальчика содержится в словах Лермонтова о могучем духе юного пленника, унаследованном от отцов.

Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»?

Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами- пышные поля — холмы и горные хребты — ущелья, потоки — растительность

Каким мы видим Мцыри на воле?

Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Личность Мцыри, его характер раскрывается в том, какие картины привлекают

героя, и как он о них говорит. Его поражает богатство и яркость природы, резко контрастирующее с монотонностью монастырского существования.

И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на окружающий мир, ощущается его

любовь к жизни, стремление ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе?

Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На свободе он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня вне стен монастыря, Мцыри понял, что он смел и бесстрашен.

«Пламенная страсть» Мцыри –любовь к родине- делает его целеустремленным и твердым.

Почему погиб Мцыри?

Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди “чужих” – в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.

Побег Мцыри – это побег из плена. Герой отказывается подчиниться, он не приемлет те ценности, по которым живут все остальные в Монастыре, ему нужно нечто большее.

Что значит жить для героя?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать , а

главное- испытывать блаженство «вольности святой» — в этих переживаниях

очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая

жизнь проверяет человека и показывает, на что он способен.

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос :«прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость

общения с ней. Да, мир прекрасен! -таков смысл рассказа Мцыри об увиденном.

Его монолог –гимн этому миру. И то, что мир прекрасен , полон красок и звуков, полон радости , дает герою ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли , а не для тюрьмы.

Почему погиб Мцыри ? Почему несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри- в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался , наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на вечное рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у нас гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

Мцыри — гордый, смелый, мятежный человек, который вырос в стенах монастыря, но одна мысль лишь занимала его: где тот чудесный мир, который называется свободой? Для чего он родился? Здесь ли, в стенах душного монастыря, ему место? И вот он решается на бегство. За три дня скитаний Мцыри видит то, что не видел и не испытывал никогда в жизни: свободу, страсть, тревогу, безумную радость. Но он обречен: не найдя дорогу домой, истощенный и вымотанный, он возвращается в тот же монастырь…. Перед смертью он исповедуется, рассказывая монаху обо всем, что он успел увидеть и испытать за «три блаженных» дня.

Почему «Мцыри» — романтическая поэма?

1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.

2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им.

3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.

6.Работа с тетрадью на печатной основе.

Лермонтов Мцыри

Понедельник, 20 марта 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Лермонтов Мцыри
Автор статьи: kregov
Пребывание на Кавказе в детские годы и во время ссылок оставили неизгладимый след в душе Лермонтова. Красочные пейзажи, традиции восточных народов, многочисленные рассказы горцев, встреченных по пути странствования, нашли отражение в творчестве поэта. Поэма «Мцыри», написанная Михаилом Юрьевичем в 1839 году, основана на рассказе одинокого монаха. Она является наиболее ярким отражением романтизма и бесконечной любви к своей второй Родине в творчестве «истинного певца Кавказа».

Краткое содержание поэмы

Начало произведения представляет взору читателя разрушенный монастырь, расположенный в горах. Давно забыто великолепие здания. Его охраняет лишь древний старик, забытый и Богом и людьми.

Проезжающий однажды мимо монастыря русский генерал вез пленного ребенка. На первый взгляд, мальчику было лет шесть, он отказывался от еды, был сильно ослаблен, напуган, болен. Сжалившись, монахи решают оставить ребенка в монастыре. Он рос нелюдимым, не играл в детские игры, однако, казалось, смирился с пленом. Мальчика крестили, обучили местному языку, готовили в послушники.

Однажды, когда юноше было семнадцать лет, он исчез. Монахи искали его долгое время. Нашли его на одной из полян, недалеко от монастыря. Юноша был изранен, бледен и слаб, о том, где он был, ничего не рассказывал. Когда стало понятно, что юноша умирает, в келью к нему пришел чернец, чтобы выслушать исповедь.

Мцыри рассказывает монаху, что благодарен за спасение жизни, но все время он мечтал лишь о том, чтобы вернуться на свободу, вновь найти отца и мать. Он рассказывает об увиденном во время побега. Величие скал, бушующие реки, бескрайние, пышные поля всколыхнули в душе юноши воспоминания об отчем доме, где некогда он был счастлив.

Он видел дом, тень пышных садов, окружавших его, отца в боевой кольчуге, слышал мелодичные голоса сестер, неспешные рассказы стариков. Эти воспоминания измучили юношу.

Спустившись по скалам к реке, Мцыри видит молодую грузинку, которая пришла с кувшином за водой. Ее стройный стан, бездонные черные глаза, поразили юношу. Девушка набрала воды и исчезла в одном из домов, расположенных поблизости, а в памяти Мцыри навсегда запечатлелся ее образ.

Бой с барсом

Эта часть поэмы является наиболее знаковой и изучаемой. Именно сцена битвы с животным наиболее полно раскрывает характер Мцыри, его скрытые качества, которые никогда не проявились бы в монастыре.

После встречи с молодой грузинкой у реки юноша продолжает путь. Он двигается ночью, желая как можно скорее достичь отчего дома. Но Мцыри вдруг понимает, что заблудился, он не может найти выхода из густого могучего леса, окружившего его со всех сторон.

Осознавая, что находится в одиночестве, юноша дает волю горьким слезам отчаяния. Однако, даже в эту минуту он не ждет помощи от людей, говорит о том, что всегда чувствовал себя чужим.

Вдруг, на поляне, где остановился Мцыри, появляется могучий зверь. Как маленький котенок он играет с костью, рычит, подкидывает ее. Юноша испытывает необычное для себя чувство, он готов к битве и понимает, что, оставшись в родном доме, мог бы быть «Не из последних удальцов».

Барс почувствовал врага, взвыл и бросился на юношу. Мцыри был готов к прыжку зверя, поджидал его, держа в руках «рогатый сук». Как только барс прыгнул, юноша рассек ему палкой голову. Несмотря на полученную смертельную рану, зверь продолжил битву, кинулся на противника. Мцыри воткнул сук животному в горло и несколько раз провернул. Бой длился еще несколько мгновений, во время которых юноша и сам превратился в дикое животное: «Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык. ». Наконец, глаза барса затуманились, он ослаб и умер.

Возвращение в монастырь

Израненный юноша, на теле которого можно было видеть многочисленные раны от когтей животного, собрал последние силы и вновь двинулся в путь. Какое же разочарование он испытал, когда, выйдя из лесной чащи, увидел знакомые места. Звон монастырских колоколов окончательно убедил Мцыри в том, что он вернулся к своей тюрьме, месту, из которого всю жизнь мечтал вырваться.

В забытьи юноша видит странный сон, в котором с ним ведет беседу Золотая Рыбка. Она манит Мцыри остаться, обещает свою любовь. Рыбка поет серебристым голосом о том, какая жизнь ждет юношу, если он останется. Под звуки этого нежного голоса он теряет сознание. В этом состоянии его и находят монахи.

На исповеди Мцыри говорит о том, что не раскаивается в своем поступке. Пламя свободы, пылающее в его груди, наконец, вырвалось, но не обогрело, а уничтожило юношу. Он сожалел, что не будет погребен в родной земле. Последнее, о чем Мцыри попросил монаха, это место для похорон. Юноша мечтал лежать в монастырском саду, между двумя акациями, в месте, с которого видны такие любимые им горы.

История написания произведения

Задумка написания поэмы, в которой главный герой является послушником монастыря и стремится обрести свободу, возникла у Михаила Юрьевича Лермонтова еще в семнадцатилетнем возрасте. При этом автор никак не мог определиться с основными образами и направлением сюжета, однако уже четко осознавал, что монастырь в его будущем произведении станет не местом успокоения и мира, а тюрьмой, в которую заключен свободный дух.

Повествовательный стиль, ставший основой поэмы «Мцыри», нашел отражение в поэме «Исповедь», в которой молодой испанец, заточенный в монастырь-тюрьму и приговоренный к казни, рассказывает о своей жизни, стремлениях. К середине 30-х годов Лермонтов пишет поэму «Боярин Орша», действие которой происходит во времена правления Ивана Грозного. В произведении рассказывается о любви простого холопа к боярской дочери. Некоторые идеи данной поэмы также нашли отражение в «Мцыри». Таким образом, критики делают вывод о непосредственной связи данных произведений с написанной позже поэмой.

Толчком к написанию стало путешествие Лермонтова по горам Кавказа в 1837 году и встреченный в одном из заброшенных монастырей отшельник, который поведал поэту о своей судьбе. Маленьким мальчиком монах попал в плен, был оставлен в монастыре, несколько раз пытался бежать, но неуспешно. Во время одного из побегов он чуть не погиб. Позже Бэри смирился со своей участью и остался в монастыре.

Впечатлённый поэт изначально дал своей поэме название «Бэри». Но после решил изменить на слово имеющее несколько значений, и в большей степени отражающее суть произведения. Он не прогадал.

5 августа 1839 года, согласно пометкам автора, работа над поэмой была окончена. В тот же год Лермонтов зачитал ее в Царском Селе на одном из вечеров. В 1840 году, на именинах Гоголя, Михаил Юрьевич представил обществу главу «Бой с барсом». Поэма получила самые положительные отзывы публики.

Анализ боя с барсом

Сцена битвы человека и животного занимает центральную часть произведения. Таким образом, автор хотел показать ее композиционную значимость. Противопоставляя двух детей природы, Лермонтов показывает, что они оба молоды, прекрасны, имеют право на жизнь.

Описание барса подводит читателя к тому, что зверь предстает в образе ребенка, который наслаждается лунной ночью, весело играет и рычит. Мцыри видит дикое животное как героя сказок, которые когда-то рассказывали мать и сестра. Глаза хищника горят огнем, а шерсть переливается серебристым светом.

Сам же Мцыри, напуганный, нелюдимый юноша, много лет мечтавший вырваться из заточения, во время сцены предстает смелым и решительным воином, тем человеком, которым он мог бы стать, оставшись дома. В юноше вдруг открываются те черты, которые не находили применения при жизни в монастыре.

Динамика и ожесточение боя чувствуются, благодаря многочисленным глаголам. Страсть Мцыри к свободе противопоставляется темному лесу, из которого он пытается вырваться всеми силами.

почему Мцыри сбежал из монастыря

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, М. Ю. Лермонтов повествует о трагической судьбе мо­лодого послушника, о его побеге из монастырских стен и о его гибели. Перед смертью он исповедуется старо­му монаху, но его речь совсем не похожа на исповедь, потому что он не раскаивается и не сожалеет о том, что совершил. Этот рассказ приоткрывает перед чита­телем загадочную и мятежную душу героя. Так почему же Мцыри бежит? Что движет им и к чему он стремится?
Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал, как плен. Монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри. Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли. Перед кончиной юноши чернец обращается к нему,просит покаяться, боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай. Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину и свободу, узнать, что такое настоящая жизнь, “узнать,для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”.Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле. За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей. Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать страх “грозящей бездны на краю”, жажду и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад.
На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел. Мцыри одерживает нравственную победу.Таким образом, счастье в поэме приравнивается к свободе. Выхо­дит, что Мцыри бежал, чтобы познать счастье. А нужно было, если разобраться, не так уж и много. Пусть он и не смог осуществить свою мечту, но он по­лучил, как мне кажется, не меньше: он вкусил немно­го свободы, хоть и поплатился за это жизнью. Он сам сделал выбор и не пожалел об этом. Он сам сказал, что его жизнь была бы убогой «без этих трех блажен­ных дней». За три дня Мцыри успел испытать столько, сколько не испытал бы за всю жизнь в монастыре. Я утверждаю, что он был счаст­лив. Не каждый способен понять это счастье, но мятежный гений Лермонтова именно таким счастьем на­делил своего героя. По духу Мцыри близок поэту.Не зря В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает стать хозяином, а не рабом судьбы. Поэма М. Ю. Лермонтова ставит перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставляет отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига, понять мысль о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открылась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».

6666 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Мцыри / почему Мцыри сбежал из монастыря

Смотрите также по произведению «Мцыри»:

Сочинение: Образ монастыря в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

(Г.Ломовцева — М.Лермонтов «Мцыри», конкурс 2013)

Поэма написана как романтическое произведение, а его главным героем является кавказский парень, львиная доля жизни которого прошла в пределах унылых монастырских стен. Он был пленен русскими, и все время вспоминал родных людей и свой родной край. Когда юноша сбегает, его жизнь взрывается калейдоскопом ярких красок, и наполняется смыслом. Три дня показались Мцыри целой жизнью, ведь в стенах монастыря он был далек от природы, а на воле смог ощутить себя хозяином своей судьбы, насладиться свободой. Символично, что вернувшись после воли в монастырь, Мцыри умирает.

На воле Мцыри удалось почувствовать Бога, объединение с миром, также важную роль играет гроза во время побега, природа бунтуется, как и он, но не пугает, а зачаровывает. В природе он находит то, что не смог найти в людях, он воспринимает окружающий мир как одухотворенный. Персонаж видит стройную девушку, хочет подойти к ней, но ощущает себя чужим и сторонится ее. Важнейшим моментом для Мцыри является победа над диким зверем, она символизирует также победу над рабством, которое он вынужден был переносить в монастыре. Однако юноша понимает, что не может жить сам, за годы в монастыре его силы недостаточно, и хотя он хочет домой, не может осуществить задумку. Мцыри опять возвращается в монастырь, чтобы умереть, вспоминая родных людей и счастливые дни на воле.

В поэме образ монастыря очень важен, и числиться среди ключевых образов. С помощью монастыря и его условий Лермонтов позволяет показать сущность Мцыри как можно глубже. Для Мцыри стены монастыря являются краем мира, его границей. Поскольку герой вынужден проводить в монастыре большую часть жизни, для него монастырь – весь мир. Он не видит жизни, которая кипит вокруг, не видит яркой природы, и не может ощутить свободу.

Монастырский образ позволяет полноценно создать контраст, который невозможно не заметить: в безликом монастыре единственным доступным звуком является заунывный звон колокола. Он зовет всех проживающих в монастыре на молитву. Этой пустоте и безразличию противопоставляется природа. Из описания становится понятны ее разнообразие, яркость, живость, красочность, они присущи природе Кавказа.

(«Военно-Грузинская дорога близ Мцхета». Художник М.Ю. Лермонтов, 1837)

Полноценно оценить внешний вид монастыря невозможно, поскольку Лермонтов не дал описания строения во время проживания в нем Мцыри. Нам доступно только его расположение, и о деталях можно только строить догадки. Однако для создания большего контраста Лермонтов все же дает некое описание, но оно касается здания после многих лет, за которые строения превратились в руины. Здесь автор также воспользовался возможностью добавить символичности. И нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот, в этих словах можно найти не только то, что монастырь по каким-то причинам был разрушен или заброшен и пришел в упадок. Можно сделать вывод, что монастырь, как объект, лишающий людей свободы, также должен быть разрушен. Хотя Мцыри не попал на родину и погиб, его победа и правота подчеркнута этим разрушением.

«Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря»

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы — свобода личности — характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества — свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине. Основную часть произведения предваряет небольшая вступительная часть, в которой кратко передана история жизни Мцыри: мальчиком, будучи «сыном гор», он попал в плен к русским, которые и определили его в монастырь. С этого момента Мцыри никогда не выходил за его стены. Но вот, в юном возрасте, он убегает из монастыря и проводит три дня на свободе.

Вся поэма представляет собой лирическую исповедь (излюбленный прием романтиков) героя, все же вновь возвратившегося в монастырь. Основная мысль этой исповеди заключается в следующем: «На родину следа не проложить уж никогда». Поэтому Мцыри просит похоронить его в том месте монастырского сада, откуда виден Кавказ.

Намечается в поэме и любовная линия. Когда Мцыри спускается к горному потоку, чтобы утолить жажду, он видит молодую прекрасную грузинку. Ее «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились…». Девушка очень скоро исчезает, а Мцыри засыпает и видит ее во сне. Прекрасная грузинка ассоциируется у него с образом родины. Проснувшись, герой продолжает свой путь, ему приходится вступить в бой с барсом. В этой неравной схватке, за счет силы своего духа, побеждает человек. Описание битвы — также чисто романтический эпизод в поэме:

* Я ждал. И вот в тени ночной
* Врага почуял он, и вой
* Протяжный, жалостный, как стон,
* Раздался вдруг…

Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю, в нем открываются неведомые силы: «Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков». Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому он понимает, что до родного дома ему уже не добраться и ему суждено погибнуть «во цвете лет, Едва взглянув на божий свет» и «унесть в могилу за собой тоску по родине святой». Но это только внешняя причина неудачи Мцыри. Внутренняя же — намного глубже. Проживя всю свою жизнь в монастыре, не зная жизни и воли, герой оказывается неспособен существовать на воле: он сам бессознательно возвращается к стенам монастыря, где вскоре и погибает.

Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это — еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.

Романтизм поэмы выражается и в изображении единства человека и природы. Все действие произведения разворачивается на фоне кавказской природы, пышной и роскошной, которая сама по себе — олицетворение свободы для Мцыри. Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил», «рукою молнии ловил». Цветущий сад, который Мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. Буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада — все они стали друзьями Мцыри. Лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Только на воле Мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.

Хотя на свободе Мцыри пробыл недолго, эти три дня стали самым сильным воспоминанием в его жизни. Перед смертью юноша видит зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и покрытые снегом горы его далекой родины. И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает у Мцыри и картина того, как мальчиком он играл близ горного потока:

* В ущелье там бежал поток,
* Он шумен был, но неглубок;
* К нему, на золотой песок

* Играть я в полдень уходил.

Интересно, что о речке здесь говорится как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать твою свободу. Герои Лермонтова очень часто одиноки в окружающем их мире. Не является исключением и герой поэмы «Мцыри», в которой писатель развивает идею мужества и протеста. Судьба Мцыри (в переводе «послушник») обозначен уже в эпиграфе, взятом из первой Книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Эпиграф приобретает символический смысл и свидетельствует не столько о жизнелюбии героя, сколько о его трагической обреченности. Романтический герой поэмы тоскует по родному краю:

* …я цель одну,
* Пройти в родимую страну,
* Имел в душе…

Монастырь становится для него тюрьмой, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи, сам он — рабом и узником. Образ монастыря становится воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, что мешает полету духа, лишает права на жизнь и борьбу. Только вне стен монастыря герой чувствует себя свободным, только три дня, проведенные на воле, кажутся ему блаженством. Героя даже не страшит могила, он жаждет лишь одного — бы испытать минуты счастья. В поэме переиначивается ситуация бегства романтического героя из городской среды в природу. Мцыри бежит не в чуждую, а в родную среду. Однако возвращение его оказывается невозможным и заканчивается трагически. Возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий героя:

* И страшно было мне — понять
* Не мог я долго, что опять
* Вернулся я к тюрьме моей,
* Что бесполезно столько дней
* Я тайный замысел ласкал
* Терпел, томился и страдал,
* И все зачем.

Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире. Это подчеркивает, например, сцена с грузинкой. У ручья юноша увидел прекрасную девушку. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри — исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него — чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной».

Цель героя — добраться до своей родины — несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, — к монастырю. Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. Для Лермонтова главным было еще раз доказать, что именно истинного героя, стремящегося к своей цели, не могут сломить никакие жизненные перипетии. Только по-настоящему сильная личность, как Мцыри, способна выдержать удар судьбы — возвращение в монастырские стены.

Побег Мцыри из монастыря и три чудесных дня «на воле» (по одноименной поэме Лермонтова)

Романтическая поэма «Мцыри» была создана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она написана в форме исповеди главного героя – кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда – в монастырь.

Поэме предшествует эпиграф из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», который раскрывается в сюжете произведения: герой убегает из монастыря и проживает три чудесных дня «на воле». Но, слабый и немощный, он вновь попадает в свою «тюрьму» и там умирает.

За те три дня, что Мцыри был на воле, он осознал себя другим человеком. Герой смог почувствовать себя хозяином своей судьбы, своей жизни, он наконец-то ощутил себя свободным.

Первым неизгладимым впечатлением стала для Мцыри встреча с природой во всем ее величестве и могуществе:

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

Я в нем глазами и душой

Природа дала герою то, чего не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены – чувство собственной силы, единства со всем миром, чувство счастья. Пусть природа, окружающий мир наполнены опасностями и преградами, но это естественные опасности и преграды, преодолевая которые человек становится сильнее и увереннее. А монастырь – это тюрьма, в которой человек постепенно умирает.

Важной для Мцыри, на мой взгляд, стала и встреча с грузинской девушкой, которую он встретил у ручья. Девушка показалась герою прекрасной. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри – исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него – чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной».

Кульминационной в поэме является сцена битвы героя с барсом. Это кульминация не только в развитии действия, но и в развитии характера героя. Это, на мой взгляд, самый важный момент в его трехдневном скитании. Здесь Мцыри проявил все свои способности и реализовал все возможности:

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

Мцыри мобилизовал не только свою физическую силу, ловкость, реакцию, но и лучшие моральные качества — силу воли, стремление к победе, находчивость.

Победив царя леса – барса, Мцыри понял, что прожил лучшие минуты своей жизни. Но тут же в его словах проскальзывает горечь:

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Эта горечь разлита по всему произведению. Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире.

Цель героя – добраться до своей родины – несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, — к монастырю.

К этому моменту изнемогающий от голода и слабости герой начинает бредить. Ему чудится, будто рыбка в реке поет ему песнь. Она призывает Мцыри остаться с ней и ее сестрами на дне реки. Здесь прохладно и спокойно, никто не тронет и обидит:

Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов.

Мне кажется, что песня рыбки – это внутренний голос героя, который призывал его образумиться, остаться в стороне от бурь и потрясений, то есть остаться в монастыре. Здесь его жизнь пройдет спокойно и незаметно, «под говор чудных снов». Пусть Мцыри не раскроет себя, заглушит свои душевные порывы, но он всегда будет спокоен, сыт, защищен.

В финале поэмы мы видим, что Мцыри выбирает себе другую участь. В своем завещании старику монаху герой просит, чтобы его положили умирать во дворе монастыря, откуда видны горы его родины. Пусть он умрет, но умрет с ощущением поддержки родных, с воспоминаниями о чудесных трех днях, перевернувших всю жизнь героя.

Почему Мцыри бежал из монастыря сочинение 8 класс

В своей поэме «Мцыри» Михаил Лермонтов показал свой идеал свободолюбивого человека, который жизни своей не мыслил в неволе. Все мысли, стремления и действия главного героя произведения были направлены на одно – вырваться из ненавистных ему монастырских стен и, хоть не на долго, но почувствовать себя свободным.

В произведении рассказана трагическая судьба грузинского мальчика. Когда Мцыри был еще ребенком, его против воли вырвали из родных мест — взяли в плен, и увезли далеко от дома. По дороге мальчик заболел. Поэтому его пришлось оставить в придорожном монастыре, в котором он и вынужден был проводить свои годы.

Мальчик рос странным и нелюдимым. Им всегда руководила одна мечта – о воле. Для него монастырская жизнь казалась невыносимой. Ведь он родился в свободном горном крае и видел раньше совсем другую жизнь: вольную, полную и опасностей, и возможностей – всего, о чем только мог мечтать свободолюбивый человек. Он очень тосковал по той жизни, и все годы, проведенные им в монастыре, он лелеял в душе мечту о воле.

Монастырь для Мцыри был подобен тюрьме, в которую большинство людей заключали себя добровольно, отказываясь от благ свободы. Они отказались и от полноты жизни, которую нельзя ощутить, живя в страхе и покорности.

Все это юноша ненавидел. И вот, когда представилась возможность, он бежал из монастыря. Он совершил этот поступок в надежде найти дорогу туда, где он прожил самые счастливые свои годы – к дому. Но даже поняв, что ему не добраться туда, Мцыри все равно ощущает себя на воле счастливым. Он говорит об этом старцу после того, как был найден раненым и возвращен в монастырь.

В предсмертном монологе героя звучат и горечь тоски по воле, и упреки за то, что монахи приютили его. Он бы, будь на то его воля, с радостью променял свою жизнь на ту, что осталась за монастырскими стенами. А дни, проведенные в побеге, остались для него самыми счастливыми.

В поэме представлен человек, не желающий мириться даже с вынужденными обстоятельствами. Но, поняв свое бессилие против них, он не видит смысла в дальнейшей своем существовании. Его побег из монастыря – это попытка приближения к своей мечте, свободе, за которые Мцыри готов отдать всю жизнь.

Почему убежал Мцыри?

В своей предсмертной исповеди юноша рассказывает, что томило его все эти годы, и что хотел он совершить. Жизнь в монастыре ничем не отличалась от плена. Его душа была скована, он ощущал себя рабом, неспособным на самовыражение. Он вспоминает отца, сестер.

Ему хочется вернуться домой, где он был счастлив, слиться с природой, стать опять свободным. На пути к его свободе встал барс. Мцыри не отступил, не побежал. Боролись два сильных существа, каждый жаждал свободы. Мцыри сам превратился в зверя.

Я пламенел, визжал, как он:
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков.

Беглец победил, но получил страшные раны от когтей своего соперника. Он умирает с печалью и радостью. Его мечта не осуществилась: он не вернулся в родные места, не вдохнул свободный воздух родины.

Его бунтарский дух ищет выхода даже в смерти. На смертном ложе Мцыри видит выход. Свою свободу он обретет в раю, где никто не будет над ним властен.

Мцыри был прототипом старца, которого встретил Лермонтов. Но какая разная судьба. Старец всю свою жизнь провел в неволе, был рабом и телесно и душевно. Мцыри всего три дня был свободным и умер счастливым человеком.

Поэма «Мцыри» учит быть решительными в своих поступках и никогда не отступать от намеченной цели. Лучше быть свободным всего три дня, чем рабом всю жизнь.

Находясь в ссылке на Кавказе, М.Ю. Лермонтов много путешествовал по окрестностям. Однажды проезжая мимо монастыря он встретил старца, который рассказал ему о своей горькой судьбе. Маленьким ребенком он попал в плен. Долго печалился о своей родине, но потом так и остался на чужбине, втянулся в унылую и однообразную жизнь.

Лермонтов давно вынашивал идею написания произведения с таким содержанием. Так появилась на свет поэма «Мцыри». Повествование в поэме ведется от первого лица, главного героя произведения.

Боевой генерал оставляет монахам больного измученного иноверца, лет шести. Мальчик был дикий, отказывался принимать пищу, ни с кем не разговаривал, и только «смотрел, вздыхая на восток. ». Мцыри, так его назвали в монастыре, вырос, превратился в красивого статного юношу, но все также он оставался наедине с собой. В ночь, когда Мцыри нужно принять монашеский обет, он исчезает. Почему? Ведь здесь его вылечили, дали приют, определили его дальнейшую судьбу. Мцыри не было три дня. Находят его в степи, изможденного и смертельно раненого, «и близок стал его конец».

Почему Мцыри бежал из монастыря

Несколько интересных сочинений

Пьеса Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» — одна из последних работ автора.

Глупов — именно так Салтыков-Щедрин озаглавил свой город, в которым живут до абсурда глупые люди, а правят ими до абсурда глупые правители.

В данной главе своего самого известного произведения Радищев описывая быт крестьян, выносит свой приговор государству и господствующему сословию – дворянству.

В мире много профессий, каждому человеку приходится выбирать свою, искать своё призвание. «Все профессии нужны, все профессии важны» — говорит нам известный детский стишок.

Тибальт является одним из второстепенных персонажей всемирно известной классической пьесы Уильяма Шекспира, трагедии под названием «Ромео и Джульетта».

Ссылка на основную публикацию