Какую роль в жизни руси играли монастыри

Какую роль в Древнерусском государстве имели монастыри?

Монастыри в Древней Руси

Не вдаваясь в долгие рассуждения о природе монашества, о том, что уединение, отшельничество, подвиг сопутствуют становлению многих религий в их историческом развитии, скажем: монашество в христианстве играло, играет и будет играть, сколько не пребудет вера христианская, роль огромную.

Совсем немножко истории.

Сначала о термине. Всезнайка-Интернет немедленно подскажет, что «монах» происходит от греческого «монос» – «один, единый, одинокий», отсюда – «монахос» – «уединенный».И что «монастырь» – слово тоже производное от греческого «монастерион» (или, на новогреческий, византийско-православный лад, «монастирион»), что значит «уединенная обитель». Все это, разумеется, правда. Вера христианская пришла на Русь в греческом ее варианте – ортодоксальном, православном. А возникла и утвердилась она задолго до появления не только древнерусского государства, но даже и его истоков.Так же и монашество.

В своем неотвратимом устремление к Царствию Небесному и к Небесному Отцу, ко Граду Небесному, отвращаясь от мира земного и греховного, исполненного скорби и печалей, страстно верующие в искании подвига уходили прочь от людского сообщества. В пустынь, ибо же сказано: «Глас вопиющего: в пустыне приуготовлю Путь Господу».

И с укреплением христианства, укреплялось и монашество. А лучше сказать – с укреплением монашества и подвижничества крепло христианство. И распространялись они во времени и пространстве вместе. С крещением народа, появлялись в его среде монахи; с появлением среды языческих народив монахов, укреплялась в них и вера христианская.Так было (а по-другому и быть не могло) и с восточными славянами.

Монашество и монастыри на Руси

Вопрос о том, были ли монахи в древнерусском государстве, сегодня во многом является умозрительным.Надежных свидетельств появления организованного монашеского движения до крещения Руси князем Владимиром нет. Как единичные, нерегулярные миссии, прибытие монахов в языческую среду восточнославянских, древнерусских в конечном итоге племен вполне возможны. Из Византии, – оплота православия, восточной ортодоксии, – действительно могли пробиваться отдельные подвижники, отшельники-анахореты, в пределах языческих совершавших свой подвиг.

Как организованное явление, монашество могло развиваться на Руси уже после ее крещения.
Документальных свидетельств в пользу появления монахов вскоре после принятия Владимиром христианства не много, но они имеются. Обычно при этом вспоминается удержанное традицией сообщение, что вместе с официальным принятием христианства на Русь из Византии хлынула огромная масса монахов.

Отсюда и начинается организованное монашеское движение на Руси. Еще до Ярослава Мудрого упоминается монастырь при Десятинной церкви в Киеве, подлизу Вышгороде – основанный греками Спасский монастырь. О монастыре Софийском в Киеве упоминает Титмар Мерзебургский в связи с пожаром 1087 г. Говорится в источниках и о других «безымянных» монастырях в первые голы и десятилетия после крещения Руси Владимиром. Они могли быть, по мнению многих исследователей, не столько монастырями в позднейшем их понимании, сколько небольшими монашескими общинами при церквях – кельями, которые ищущие уединения нанимали себе или же получали от церкви. Такой тип монашествования получит впоследствии название «келиотства». Широко распространенное в Византии (особенно много таких келий нанималось на Святой Горе, на Афоне;, оно и было, очевидно, первой, еще не вполне организованной, формой монашеской жизни в Древней Руси.

В пользу такого суждения обычно приводят рассказ Нестора-Летописца об Антонии. В начале XI в., еще в княжение Владимира, будущий основатель Печерской обители обошел все монастыри Киева и не смог отыскать ни одного, ибо этого, говорит Летописец, не хотел Бог. По-настоящему, по типу «киновии» (от греческого киновиос – совместная жизнь, «общежитие») – монастыря с общежитийным уставом, – монашество и монастыри организуются при княжении Ярослава Мудрого.

Особую роль в утверждении монастырского общежития на Руси при Ярославе сыграл вернувшийся снова из Афона Антоний. Родом из Любеча, он совершил паломничество по Святым местам и несколько лет провел в монашестве на Афоне. По внушению Бога и советом своего наставника Антоний возвращается в землю русскую чтобы и в ней было монашество.

Это второе возвращение Антония оказалось и окончательным для него самого, и веховым для утверждения христианства на Руси. Сблизившись с Илларионам, пресвитером княжеской церкви на Берестовой горе (Печерск в Киеве), он поселяется в оставленной Илларионом небольшой пещере на Днепровых кручах (ныне на том месте находятся Дальние, или же Феодосиевы пещеры).

Вскоре слава о праведном Антонии распространилась по всей округе. За благословением или в поисках исцеления от недугов к нему приходили люди. Некоторые из них оставались подолгу возле его пещеры, а двенадцать из них, склонные к аскезе и послушанию, и себе копали пещеры, наследуя тем самым образ жизни Антония.

В числе первых учеников были Никон и Федосий, которым также суждено было сыграть большую роль в утверждении монашества и христианства на Руси.

Под деятельным руководством Антония, в днепровских кручах была выкопана большая пещера, в которой устроили храм, трапезную и кельи. Монашеское сообщество, образованное как киновия, получило свой общежитийский устав по образцу монастырей Святой Горы.Так было положено начало Киево-Печерской Лавре.

Монахи в Древней Руси

В течение последующих лет, вплоть до монгольского нашествия, число монастырей (как келиотских, так и киновий) возрастает. Келиотские создавались главным образом людьми имущими, ищущими уединения, анахоретсва под сенью церкви, или даже в храмах киновий. К числу монахов-келиотов часто принадлежали бояре, приближенные к домам древнерусских князей, члены их семей. Поэтому в летописной традиции встречаются высказывания, что келиотские общины создаются деньгами и богатством.

Образ жизни келиотов мог быть не очень строгим. В киновиях они находились под присмотром игумена, который мог в случае уж очень явных нарушений распорядка жизни монастыря закрыть для неугодного келиота доступ к кельям.Киновии же были монастырями с общежитейскими уставами. Основанные на правилах монастырей Святой Горы и других православных христианских обителей, они подчиняли жизнь монахов в Древней Руси строгому порядку. Обязательный труд монахов-киновитов сочетался со строгим бдением, соблюдением постов, посещением всех служб, молитвами и подвижничеством. Наиболее приверженные аскезе даже в пределах киновий «уходили в затвор», становились пустынниками, отшельниками.

Таким стал и Антоний. Оставив монастырь на попечение Никона и Феодосия, он выкопал себе новую пещеру поодаль, уйдя в затвор. Здесь новыми его учениками будет положено начало новому пещерному комплексу, известному сейчас как пещеры Ближние или же Антониевы.

О взаимоотношениях между келиотами и киновитами можно составить себе некоторое представление из ситуации, сложившейся вокруг Антония после смерти Ярослава Мудрого. Еще при жизни последнего к печерскому старцу потянулись люди из ближайшего окружения князя. Среди них был и митрополит киевский Илларион, из пещеры которого начиналась Лавра. Были и другие, в том числе из окружения нового киевского князя Изяслава. Особенно разгневал князя постриг Никоном с благословения Антония юноши Варлаама и евнуха Ефрема. Только уговоры жены заставили Изяслава примириться с Антонием.

Монастыри в Древней Руси до монгольского нашествия

В течение первого века христианизации на Руси было основано несколько монастырей, различающихся по своему уставу. Из них:

  • девять – в Киеве (два из них – женские)
  • два – в Чернигове и в Новгороде
  • по одному – в Луцке, Владимире-Волынском, Переяславле, Новгороде-Сиверском, Ростове, Суздале и Торжке.

В течение второго столетия христианизации, в XII в., было основано (если верить летописной традиции) более семидесяти монастырей. 53 из них были мужскими и 18 – женскими. Из них на Правобережье и Левобережье Днепра:

  • семь – в Киеве
  • по четыре – в Переяславле,
  • по одному – в Каневе и Галиче.

В Новгородско-Псковской земле в это столетие число монастырей также увеличивается до двадцати трех. Из них было основано:

  • семнадцать – в Новгороде
  • три – в Пскове
  • один – в Старой Руссе

Девятнадцать монастырей было в это время основано в Северо-Восточной Руси. Из них:

  • восемь – во Владимире
  • два – в Переяславле-Залесском
  • по одному – в Ярославле, Муроме, Ростове, Суздале.

Какую роль в древнерусском государстве играли монастыри

Уже самим фактом своего существования монастыри стали настоящим очагом христианства в его восточно-ортодоксальном, православном виде. Сюда, к монахам-киновитом, тянулись жаждущие благословения, напутствия, исцеления тянулись как христиане, так и язычники со всего мира древнерусских княжеств. Здесь христиане укреплялись в своей вере. Здесь язычники обращались в христианство. Монастыри, таким образом, стали важным фактором христианизации древнерусского общества.

Уже в силу этого не подлежит сомнению, что древнерусские монастыри – центры христианской православной культуры. И сами монахи-киновиты, и поселяющиеся рядом с ними келиоты стали просветителями Древней Руси.Здесь, как и при парафиальных церквях, устраиваются первые школы. Здесь предпринимаются и первые попытки создания летописных сводов, осмысления исторического прошло славянских племен, в связи с общем ходом исторического развития человечества.

Одним из летописцев был и Нестор, без «Повести временных лет» которого мы бы мало что вообще знали о древнейшем периоде отечественной истории. Монах-черноризец основанного Антонием Печерского монастыря, он по праву считается основателем всей древнерусской летописной традиции.

В то же время, монастыри стали и одним из важнейших очагов экономического развития. Монастырское хозяйство, основанное на правильных принципах организации коллективного труда монахов, всегда отличалось лучшими результатами, по сравнению с хозяйствами окрестных древнерусских поселений. Постоянно поддерживаемые контакты между монастырями по всему православному миру, способствовали обмену опытом, распространению передовых методов хозяйствования, как и знаний вообще.

Монастыри сыграли огромную роль и в деле утверждения древнерусской государственности, а в дальнейшем – создания централизованного древнерусского государства.

И, наконец, монастыри в древней Руси имели и важное оборонное значение. Окруженные стенами и прочими сооружениями, они являлись настоящими твердынями, в которых, в случае нередко возникавших в те времена опасностей, укрывалось население всей округи.

Описание монастыря в Древней Руси

Функции, которые выполняли монастыри, во многом определили их устройство, их внешний облик.Как правило, с самого его основания, монастырь ограждался оборонительной стеной, которая в дальнейшем могла укрепляться даже и башнями.Вход в монастырь венчала надвратная церковь.Кельи внутри очерченного стенами пространства были деревянными. Лишь позже они, и то не везде, заменялись или дополнялись каменными.Монастырский двор, в центре которого возводились храмы и прочие сооружения культового назначения, был средоточием всей жизни монастыря.Здесь возводился монастырский собор, основания которого часто закладывалось самим основателем монастыря.

Важное значение в жизни монастырского сообщества играл и трапезный храм, с примыкавшей к нему трапезной палатой. Здесь, согласно общежитейскому уставу, монахи, вкушая пищу, читали жития святых, толкования священных текстов и другие книги поучительного характера.

С течением времени на монастырском дворе могли возводиться и другие строения – новые храмы, часовни, впоследствии соединяемые между собою крытыми галереями и переходами.Непременным сооружением в центре монастырского двора считалась колокольня. Колокольный звон извещал обитателей монастыря и жителей окрестных селений о времени молитвы, о праздниках, а в случае опасности, приближение которой замечали с верхних площадок колокольни, и о ней тоже.Кладбище братское также является частью монастырского комплекса. Быть похороненным рядом с иноками – большая честь для мирян, которую можно заслужить и особым благочестием, но и щедрыми пожертвованиями.

Без преувеличением можно сказать, что монастыри были одним из важнейших условий схождения древнерусского общества к государственности, развития его материальной и духовной культуры. К созданию православной христианской цивилизации.

Какую роль в жизни руси играли монастыри

Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Монастыри были культурными центрами. Именно здесь переписывались книги, здесь они переводились с других языков, а также создавались новые. Например, именно там писались и летописи, и жития святых – это главная часть литературы того времени. Церкви монастырей и их украшения также играли важную роль в развитии культуры.

Большой вклад монастыри внесли в хозяйственную жизнь. Им принадлежали обширные земли, а князья и бояре постоянно жертвовали новые.

Монастыри также помогали при обороне государства: стены вокруг них строились для защиты не только от мирской суеты, но и на случай войны. Из захороненных в пещерах Киево-Печорской лавры монахов видно, что некоторые были убиты именно в битвах.

Наконец, большие монастыри в крупных городах влияли и на политику. Их игумены давали настоятельные советы князьям, и те вынуждены были прислушиваться к этому или из страха наказания от Господа, или из страха перед восстанием, потому что народ в то время также верил духовенству.

Какую роль в жизни руси играли монастыри

Огромную. Это было местом духовного просвещения)Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. Обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.
Одним из таких периодов было время консолидации русских земель вокруг Москвы, время расцвета православного искусства и переосмысления культурной традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время колонизации новых земель и приобщения к православию новых народов.
На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью.

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету История либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Роль монастырей в культурной жизни Руси.

Православные монастыри сыграли важную роль в культурной, политической и хозяйственной жизни Руси. В нашей стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира – обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.

Одним из таких периодов было время объединения русских земель вокруг Москвы, время расцвета православного искусства и переосмысления культурной традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время колонизации новых земель и приобщения к православию новых народов.

На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью.

Епископ Стефан Пермский проповедовал по Северной Двине среди коми, для которых создал азбуку и перевел Евангелие. Преподобные Сергий и Герман основали Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на островах в Ладожском озере и проповедовали среди карельских племен. Преподобные Савватий и Зосима положили начало крупнейшему на Севере Европы Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю. Святой Кирилл создал монастырь в Белоозерском крае. Святой Феодорит Кольский крестил финское племя топарей и создал для него азбуку. Его миссию в середине XVI в. продолжил святой Трифон Печенегский, основавший монастырь на северном побережье Кольского полуострова.

Появились в XV-XVI вв. и многие другие монастыри. В них шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи.

В монастырях писались иконы, которые наряду с фресками и мозаикой составляли тот жанр живописного искусства, что был разрешен церковью и всячески поощрялся ею.

Выдающиеся живописцы древности отражали в иконе и религиозные сюжеты, и свое видение окружающего мира, запечатлевали в красках не одни христианские догматы, но и собственное отношение к актуальным проблемам современности. Поэтому древнерусское живописное искусство вышло за узкие рамки церковной улитарности и стало важным средством художественного отражения своей эпохи – явлением не только чисто религиозной жизни, но и общекультурной.

XIV – начало XV вв. – это время расцвета иконописи. Именно в ней русским художникам удалось полностью выразить характер страны и народа, подняться до высот мировой культуры. Корифеями же иконописи, безусловно, являлись Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Благодаря их творчеству русская икона стала не только предметом живописи, но и философских дискуссий; она о много говорит не только искусствоведам, но и социальным психологам, стала составной частью жизни русского народа.

Провидение крайне редко распоряжается таким образом, что на протяжении 150 лет один за другим живут и творят великие деятели культуры. России XIV-XV вв. в этом отношении повезло – у нее были Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий. Первым звеном в этой цепи оказался Феофан – философ, книжник, иллюстратор, иконописец, который попал на Русь уже сложившимся, но не застывшим в темах и приемах письма мастером. Работая в Новгороде и Москве, он с одинаковой изощренностью сумел создать совершенно непохожие друг на друга фрески и иконы. Грек не брезговал приноравливанием к обстоятельствам: неистовый, поражающий неуемной фантазией в Новгороде, он мало чем напоминает строго канонического мастера в Москве. Только его мастерство остается неизменным. Он не спорил со временем и заказчиками, и учил жизни и хитростям своей профессии русских художников, в том числе, вероятно, и Андрея Рублева.

Рублев попытался совершить переворот в душах и умах своих зрителей. Он хотел, чтобы икона стала не только предметом культа, наделенным магической силой, но и предметом философского, художественного и эстетического созерцания. О жизни Рублева, как и многих других мастеров Древней Руси, известно не много. Почти весь его жизненный путь связан с Троице-Сергиевым и Андронниковым монастрями в Москве и Подмосковье.

Самая знаменитая икона Рублева – «Троица» – при жизни автора вызывала споры и сомнения. Догматическое понятие Троицы – единство божества в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого – носило отвлеченный характер и было трудно для уразумения. Не случайно именно учение о Троице породило в истории христианства огромное количество ересей. Да и на Руси XI-XIII вв. предпочитали посвящать храмы более реальным образам: Спасу, Богородице, Николе.

О третьем корифее иконописи мы также знаем немного. Дионисий, видимо, был любимым художником Ивана III и оставался мирским живописцем не приняв пострига. Вообще-то, смирение и послушание ему явно не присущи, что и сказалось в его фресках. Да и эпоха была совершенно иной, нежели времена Грека и Рублева. Москва торжествовала победу над Ордой и искусству предписывалось воспевать величие и славу Московского государства. Фрески Дионисия не достигают быть может высокой устремленности и глубокой выразительности рублевскиих икон. Они созданы не для размышлений, а для радостного любования. Они – часть праздника, а не предмет задумчивого созерцания. Дионисий не стал вещим предсказателем, но он является непревзойденным мастером и хозяином цвета, тонов необычайно светлых и чистых. С его творчеством парадное, торжественное искусство стало ведущим. Ему, конечно, пытались подражать, но последователям не хватало какой-то малости: меры, стройности, чистоты – того, что и отличает подлинного мастера от прилежного ремесленника.

Мы знаем по именам лишь некоторых иноков – иконописцев, резчиков, писателей, зодчих. Тогдашняя культура была в известной степени анонимной, что вообще характерно для средневековья. Смиренные монахи далеко не всегда подписывали свои произведения, также не слишком заботились о прижизненной или посмертной земной славе и мастера-миряне.

Это была эпоха соборного творчества. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, наш современник, писал об этой эпохе в работе «Опыт народного духа» так: «Дух соборного делания коснулся всех областей творчества. Вслед за политическим собиранием Руси, одновременно с ростом экономических связей различных частей государства началось культурное собирание. Именно тогда умножились произведения житийной литературы, были созданы обобщающие летописные своды, начали сливаться воедино в общерусской культуре достижения крупнейших провинциальных школ в области изобрази-тельного, архитектурного, музыкально-певческого, декоративно-прикладного искусства».

До появления книгопечатания именно в монастырских кельях переписывались книги богослужебного назначения, сочинялась литература религиозно-церковного содержания, в частности «жития святых», прославлявшие «угодников божьих» (в основном монашествующих) и те обители, где они несли иноческое послушание.

Одновременно монастыри выполняли социальный заказ княжеской власти: создавали и заново редактировали летописи, документы законодательного характера. Судя по содержанию летописей и стилю их изложения, писали их люди, лишь формально «ушедшие из мира», как того требовал ритуал посвящения в монашество, а фактически находившиеся в самой гуще политических событий, полные «морских» забот и волнений.

Созидание культуры всегда тесно связано с ее сбережением, сохранением. Эту двуединую задачу в XV-XVI вв. как раз и решали монастыри, которые испокон веку были не только духовными центрами, но и своего рода музеями, где хранились уникальные произведения национального искусства, а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей, редких книг.

Одним из главных источников пополнения монастырских коллекций были вклады. Сюда приносили фамильные реликвии обедневшие потомки удельных князей, не выдержавшие неравной борьбы с окрепшей великокняжеской властью. Вклады поступали и от московских князей и царей, которые часто использовали влиятельные монастыри в политических целях. Причинами вклада в сокровищницу монастыря могли быть и победа, одержанная над врагом, и моление о рождении наследника, и торжественное восшествие на престол. Часто делали вклады и просто на помин души. На территории монастырей, у их соборов и церквей иногда хоронили знатных людей, при погребении же монастырю не только платили деньги за могилу, но и оставляли личные вещи покойного, икону, снятую с гроба, и даже возок с лошадьми, на котором он был привезен. Среди вкладчиков русских монастырей были князья и бояре, представители высшего духовенства, дворяне, торговые и служивые люди разных городов, «государева двора разных чинов люди», городские дьяки, монастырские слуги и служки, ремесленники и крестьяне.

На монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ. Сюда привозили произведения искусства ради их сбережения. Не случайно на многих из них было написано: «А не отдати никому». Самыми распространенными вкладами были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами.

Пользовались известностью монастырские собрания в Москве и Сергиевом Посаде, в Ростове Великом и Суздале, Твери и Ярославле; в этих городах составились уникальные коллекции русской иконописи XV-XVI вв.

Какую роль в жизни Руси играли монастыри ?

Ответ оставил Гуру

Роль монастырей на Руси — многообразана и исключительна. Вот по крайней мере 4 её основных вида: 1) духовная; 2) политическая; 3) образовательная; 4) оборонительная

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету История.

Правосудие на Руси. Какую роль играли монастыри?

Методы содержания первых каторжных преступников можно проследить на примере первого политического каторжника — протопопа Аввакума, который в мае 1666 года был расстрижен и посажен на цепь в Никольском монастыре на Угреже.

С середины мая его перевозили из монастыря в монастырь, а 17 июля 1667 года был вынесен окончательный приговор собора о «расколоучителях», и последовало пятнадцатилетнее «сидение» его в срубе и в земляной тюрьме.

С каторгой неразрывно связано понятие и формирование специальных войск, необходимых для охраны государевых преступников, которых ранее просто убивали. И, как ни странно, но сохранение жизни и судебная защита простому человеку произошли в период правления «Грозного царя», который прекратил единоличный боярский суд. Ранее же подобной «привилегией» пользовались только высокородные «граждане» на Руси.

Законодательство древнерусских княжеств основывалось на «Законе Русском», обычном праве восточных славян и Древнерусского государства в 9−10 вв. «Закон Русский» частично отражен в договорах Руси с греками от 911, 944 и в Русской правде. Содержал нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права.

Русская Правда — свод древнерусского права. Включает отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и горожан; положение зависимых людей, обязательственное и наследственное право Три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Списки 13−18 вв.

Специальные люди для охраны преступников потребовались после того, когда, помимо внешнего «супостата», появился враг внутренний — каторжник, которого необходимо было охранять. Охраной же первых опальных бояр занимались монастыри, в которых высокородные «преступники» содержались под охраной монахов.

Патриарх Филарет, например, за развратную жизнь приказал сослать на Белое море, в Корельский монастырь, боярского сына Нехорошку Семичева, держать скованного в хлебне и кормить одним хлебом. В таком положении несчастный узник должен был находиться до смерти. Шуйский сослал в Иосифов монастырь князя Ивана Хворостинина, а затем патриарх Филарет приказал сослать его в Кириллов монастырь.

В России монастыри появились при Ярославе Мудром, когда в 1062 г. был основан Киево-Печерский монастырь. До середины XV в. было основано 180 монастырей, в ХV-XVI вв. — 300 монастырей, которые в основном имели особые функции — в качестве военно-фортификационных сооружений, и являлись крепостями, способными выдерживать осаду противника на важных направлениях для охраны границ государства.

Это хорошо проиллюстрировано в истории, когда Борис Годунов со своим «гуляй городом» маневрировал вблизи вооруженного пушками монастыря. О том, что монахи были боеспособными и обученными ратному делу людьми, говорят исторические факты: «Осада Ясногорского монастыря во время польско-шведской войны. Версия о значении обороны Ченстоховы» была создана приором монастыря Августином Кордецким в книге «Новая Гигантомахия», вышедшей в 1658 году.

Монашеская община Сергия Радонежского на Куликовом поле была представлена монахами Александром Пересветом и Ослябей. Поединок же Александра Пересвета с Темир-мурзой (Челубеем) и гибель обоих говорит о том, что монах был подготовлен и владел оружием, воинскими приемами и навыками ничуть не хуже прославленного татарского богатыря.

Троице-Сергиевская лавра выдержала осаду войска гетмана Сапеги в 1608—1610 гг., оттянув на себя значительное количество польских войск в «смутное время». Под защиту монастырских стен уходили местные крестьяне во время набегов и войн, «церковная десятина» обеспечивала запас продуктов питания обороняющейся братии в случае осады. И в данном случае игумен монастыря часто являлся единственным представителем власти, подчинявшим себе всю организацию обороны.

В этих же монастырях содержали опальных князей и бояр под охраной монахов, способных отбить нападение родственников «осужденных». Первыми монастырскими «сидельцами», по всей видимости, были родной брат князя Ярослава Мудрого и новгородский посадник Коснятин, которых пятый по счету русский князь «гноил в местах отдаленных».

История Соловецкого монастыря: во время Соловецкого бунта борьба с мятежными старцами превратилась в настоящую войну, в которой монахи успешно выдерживали осаду регулярных войск более 8 лет. В начале мятежа в монастыре находилось 673 человека, а к началу последнего штурма — не более 350. Около 100 соловецких сидельцев погибли при взятии обители, а из взятых в плен 62 старцев 28 были сразу же казнены.

После этого стало понятно, что доверять монастырским насельникам охрану государственных преступников полностью нельзя. И в государстве для врагов внутренних потребовалась внутренняя, особая полицейская служба, и, как «ни прискорбно» об этом сообщать, первым подразделением, несшим официальную внутреннюю службу, стали опричники, в числе которых был и будущий царь Борис Годунов.

Монастыри Соловецкий, Печенский, Устюжский, Спасо-Прилуцкий снабдили Скопина деньгами для уплаты шведам, которые брали на себя обязательства помогать русским войскам в войне с Польшей.

Монастыри собирали деньги и для формирования народного ополчения князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

Монастыри служили не только местом «отсидки», но были и убежищем. В монастырях прятали княжеских детей во время междоусобиц. Так, во время «свары» Василия Темного и Дмитрия Шемяки в монастыре прятали великого князя Ивана III. В Троице-Сергиевом монастыре скрывался от стрелецкого бунта Петр I, добиваясь своего воцарения.

С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри, спустя несколько десятилетий после принятия христианства киевским князем Владимиром и его подданными. А через 1,5-2 века они уже играли важную роль в жизни страны. В 1051 г. преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси.

Что такое «монастырь»? Слово это греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище». Это религиозная община монахов и монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые помещения и территория, принадлежащая такой общине (10). Митрополит Макарий определял монастырь как «Обители, пристанища для душ, стремящихся к высшим духовным подвигам» (8; 106).

Монах же — это одинокий, уединенно живущий человек, давший обет вести аскетическую, т.е. полную воздержания жизнь в монастыре в соответствии с требованиями монастырского устава (3; 16).

Сохранению национального самосознания, национальной культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. За последующие полтора столетия открылось около 300 новых монастырей, а в один лишь XVII век — 220. Процесс возникновения все новых и новых монастырей (как мужских, так и женских) продолжался вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. К 1917 году их стало 1025.

Содействуя распространению и укреплению христианства, монастыри значительную часть своих доходов тратили на благотворительные цели. При обителях существовали богодельни, больницы, сиротские приюты, школы, семинарии.

Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.

Монастыри сыграли также большую роль в формировании духовности и в культурном развитии русского народа.

Роль монастырей в культурной жизни Руси

Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране — как, впрочем, и в других странах христианского мира — обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.

Одним из таких периодов было время консолидации русских земель вокруг Москвы, время расцвета православного искусства и переосмысления культурной традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время колонизации новых земель и приобщения к православию новых народов.

На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью.

Епископ Стефан Пермский проповедовал по Северной Двине среди коми, для которых создал азбуку и перевел Евангелие. Преподобные Сергий и Герман основали Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на островах в Ладожском озере и проповедовали среди карельских племен. Преподобные Савватий и Зосима положили начало крупнейшему на Севере Европы Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю. Святой Кирилл создал монастырь в Белоозерском крае. Святой Феодорит Кольский крестил финское племя топарей и создал для него азбуку. Его миссию в середине XVI в. продолжил святой Трифон Печенегский, основавший монастырь на северном побережье Кольского полуострова.

Появились в XV-XVI вв. и многие другие монастыри. В них шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи.

Задачами деятельности монастырей, в частности киевских и владимирских, и большими возможностями таких центров феодальной культуры определялась их деятельность как высшей школы для подготовки епископов — церковных администраторов первого ранга в древнерусских княжествах, куда входили практически все вопросы идейной, церковной, семейной жизни населения этих княжеств.

Одним из главных источников пополнения монастырских коллекций были вклады. Сюда приносили фамильные реликвии обедневшие потомки удельных князей, не выдержавшие неравной борьбы с окрепшей великокняжеской властью. Вклады поступали и от московских князей и царей, которые часто использовали влиятельные монастыри в политических целях. Причинами вклада в сокровищницу монастыря могли быть и победа, одержанная над врагом, и моление о рождении наследника, и торжественное восшествие на престол. Часто делали вклады и просто на помин души. На территории монастырей, у их соборов и церквей иногда хоронили знатных людей, при погребении же монастырю не только платили деньги за могилу, но и оставляли личные вещи покойного, икону, снятую с гроба, и даже возок с лошадьми, на котором он был привезен. Среди вкладчиков русских монастырей были князья и бояре, представители высшего духовенства, дворяне, торговые и служивые люди разных городов, «государева двора разных чинов люди», городские дьяки, монастырские слуги и служки, ремесленники и крестьяне.

На монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ. Сюда привозили произведения искусства ради их сбережения. Не случайно на многих из них было написано: «А не отдати никому». Самыми распространенными вкладами были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами.

Значительным явлением в истории духовного образования стало ученое монашество, хотя свое полное развитие оно получило не сразу. Ученые монахи занимали, как правило, должности ректоров и префекторов (инспекторов). Получалось, что руководящие административные и педагогические функции в деле духовного образования находились в руках ученых монахов. Работа в школе при этом была, по сути говоря, единственным монашеским послушанием, которое возлагалось на ученых монахов (5; 406-407).

Пользовались известностью монастырские собрания в Москве и Сергиевом Посаде, в Ростове Великом и Суздале, Твери и Ярославле; в этих городах составились уникальные коллекции русской иконописи XV-XVI вв.

Какую роль в жизни Руси играли монастыри

Ответ оставил Гуру

Люди молились и поклонялись богам.
И люди разделились на » те, кто воюет», » те, кто работает» и » те, кто моляться».
«Те, кто моляться»- в твоём случае.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету История.

В XIX веке в развитых европейских странах завершился промышленный переворот.

Варианты ответов
верно
неверно
Вопрос 2
Страной «молодого» капитализма являлась

Варианты ответов
Англия
Германия
Франция
Вопрос 3
В XIX веке в развитых европейских странах .

Укажите НЕВЕРНЫЙ ответ.

Варианты ответов
шел процесс формирования индустриального общества
быстро росло городское население
было ликвидировано крупное землевладение
Вопрос 4
Рост городов, соровождающийся увеличением городского населения

Варианты ответов
миграция
урбанизация
эмансипация
Вопрос 5
Верно ли следующее утверждение?

В конце XIX века важную роль в экономике развитых европейских стран играли промышленные монополии

Варианты ответов
верно
неверно
Вопрос 6
Страной «старого» капитализма являлась (лись)

Варианты ответов
Германия
Англия
США
Вопрос 7
В XIX веке в развитых европейских странах.

Укажите НЕВЕРНЫЙ ответ.

Варианты ответов
быстро росли города
периодическими стали кризисы перепроизводства
уменьшались численность и значение среднего класса
Вопрос 8
Свобода, отрицание государства — это положения

Варианты ответов
анархистского учения об обществе
марксистского учения об обществе
либеральных учений об обществе
Вопрос 9
Рабочий класс —

Варианты ответов
пролетариат
синдикат
ревизионизм
Вопрос 10
Несбыточная, неосуществимая мечта —

Какую роль в жизни руси играли монастыри

Вопрос по истории:

Какую роль в жизни руси играли монастыри

Ответы и объяснения 1

Огромную. Это было местом духовного просвещения)Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. Обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.
Одним из таких периодов было время консолидации русских земель вокруг Москвы, время расцвета православного искусства и переосмысления культурной традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время колонизации новых земель и приобщения к православию новых народов.
На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Правосудие на Руси. Какую роль играли монастыри?

Методы содержания первых каторжных преступников можно проследить на примере первого политического каторжника – протопопа Аввакума, который в мае 1666 года был расстрижен и посажен на цепь в Никольском монастыре на Угреже.

С середины мая его перевозили из монастыря в монастырь, а 17 июля 1667 года был вынесен окончательный приговор собора о «расколоучителях», и последовало пятнадцатилетнее «сидение» его в срубе и в земляной тюрьме.

С каторгой неразрывно связано понятие и формирование специальных войск, необходимых для охраны государевых преступников, которых ранее просто убивали. И, как ни странно, но сохранение жизни и судебная защита простому человеку произошли в период правления «Грозного царя», который прекратил единоличный боярский суд. Ранее же подобной «привилегией» пользовались только высокородные «граждане» на Руси.

Законодательство древнерусских княжеств основывалось на «Законе Русском», обычном праве восточных славян и Древнерусского государства в 9-10 вв. «Закон Русский» частично отражен в договорах Руси с греками от 911, 944 и в Русской правде. Содержал нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права.

Русская Правда – свод древнерусского права. Включает отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и горожан; положение зависимых людей, обязательственное и наследственное право и т.д. Три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Списки 13-18 вв.

Специальные люди для охраны преступников потребовались после того, когда, помимо внешнего «супостата», появился враг внутренний – каторжник, которого необходимо было охранять. Охраной же первых опальных бояр занимались монастыри, в которых высокородные «преступники» содержались под охраной монахов.

Патриарх Филарет, например, за развратную жизнь приказал сослать на Белое море, в Корельский монастырь, боярского сына Нехорошку Семичева, держать скованного в хлебне и кормить одним хлебом. В таком положении несчастный узник должен был находиться до смерти. Шуйский сослал в Иосифов монастырь князя Ивана Хворостинина, а затем патриарх Филарет приказал сослать его в Кириллов монастырь.

В России монастыри появились при Ярославе Мудром, когда в 1062 г. был основан Киево-Печерский монастырь. До середины XV в. было основано 180 монастырей, в ХV–XVI вв. – 300 монастырей, которые в основном имели особые функции – в качестве военно-фортификационных сооружений, и являлись крепостями, способными выдерживать осаду противника на важных направлениях для охраны границ государства.

Это хорошо проиллюстрировано в истории, когда Борис Годунов со своим «гуляй городом» маневрировал вблизи вооруженного пушками монастыря. О том, что монахи были боеспособными и обученными ратному делу людьми, говорят исторические факты: «Осада Ясногорского монастыря во время польско-шведской войны. Версия о значении обороны Ченстоховы» была создана приором монастыря Августином Кордецким в книге «Новая Гигантомахия», вышедшей в 1658 году.

Монашеская община Сергия Радонежского на Куликовом поле была представлена монахами Александром Пересветом и Ослябей. Поединок же Александра Пересвета с Темир-мурзой (Челубеем) и гибель обоих говорит о том, что монах был подготовлен и владел оружием, воинскими приемами и навыками ничуть не хуже прославленного татарского богатыря.

Троице-Сергиевская лавра выдержала осаду войска гетмана Сапеги в 1608-1610 гг., оттянув на себя значительное количество польских войск в «смутное время». Под защиту монастырских стен уходили местные крестьяне во время набегов и войн, «церковная десятина» обеспечивала запас продуктов питания обороняющейся братии в случае осады. И в данном случае игумен монастыря часто являлся единственным представителем власти, подчинявшим себе всю организацию обороны.

В этих же монастырях содержали опальных князей и бояр под охраной монахов, способных отбить нападение родственников «осужденных». Первыми монастырскими «сидельцами», по всей видимости, были родной брат князя Ярослава Мудрого и новгородский посадник Коснятин, которых пятый по счету русский князь «гноил в местах отдаленных».

История Соловецкого монастыря: во время Соловецкого бунта борьба с мятежными старцами превратилась в настоящую войну, в которой монахи успешно выдерживали осаду регулярных войск более 8 лет. В начале мятежа в монастыре находилось 673 человека, а к началу последнего штурма – не более 350. Около 100 соловецких сидельцев погибли при взятии обители, а из взятых в плен 62 старцев 28 были сразу же казнены.

После этого стало понятно, что доверять монастырским насельникам охрану государственных преступников полностью нельзя. И в государстве для врагов внутренних потребовалась внутренняя, особая полицейская служба, и, как «ни прискорбно» об этом сообщать, первым подразделением, несшим официальную внутреннюю службу, стали опричники, в числе которых был и будущий царь Борис Годунов.

Монастыри Соловецкий, Печенский, Устюжский, Спасо-Прилуцкий снабдили Скопина деньгами для уплаты шведам, которые брали на себя обязательства помогать русским войскам в войне с Польшей.

Монастыри собирали деньги и для формирования народного ополчения князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

Монастыри служили не только местом «отсидки», но были и убежищем. В монастырях прятали княжеских детей во время междоусобиц. Так, во время «свары» Василия Темного и Дмитрия Шемяки в монастыре прятали великого князя Ивана III. В Троице-Сергиевом монастыре скрывался от стрелецкого бунта Петр I, добиваясь своего воцарения.

Автор: Cepгeй Пyзыpeв
Просмотров страницы: 2197

Какую роль в жизни руси играли монастыри

Подробное решение параграф § 13 по истории для учащихся 6 класса, авторов Е.В. Пчелов, П.В. Лукин 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 6 класс можно найти тут

1. Объясните, почему среди населения Руси в течение длительного времени сохранялись языческие верования, традиции и праздники.

Традиции и верования вообще долго сменяются в людском сознании. Кроме того, языческое мировоззрение сильно отличается от христианского. Язычники легко принимали ещё одного бога, но в их головах не укладывалось, почему нужно вдруг отказываться от всех остальных.

2. Объясните значение слов «митрополит», «епископ», «игумен». Какое место в церковной иерархии занимали эти люди?

Игумен – это глава монастыря, главный над общиной монахов.

Епископ – это церковный иерарх, управляющий определённой областью. Ему подчиняются игумены и приходские священники.

Митрополит – это иерарх высокого ранга, которому подчиняются все епископы определённой земли. Например, в начале все земли Древнерусского государства находились под управлением одного митрополита – киевского. В православной церкви выше митрополита может быть только патриарх.

3. Чем образ жизни монаха отличается от жизни приходского священника? Что было общим?

Общее между ними только то, что и монах, и священник посвящают свою жизнь Господу и много ему молятся. Всё остальное различно.

Монах живёт в монастыре. Некоторые из монахов вынуждены общаться с мирянами, но большинство может их почти не видеть. Священник всегда общается с мирянами, наставляет их, проповедует им. Духовное спасение мирян – именно его обязанность.

В монастыре у монаха есть только небольшая келья: ест, пьёт и работает он вместе со всей общиной. У священника свой дом и своё домашнее хозяйство.

Монаху запрещено жениться, в то время как священнику можно завести семью, более того, эта семья должна стать примером для его прихожан.

Они отличаются даже чисто внешне – монах всё время ходит в простой одежде, в то время как священнику полагаются богатые одеяния, в разное время разные, даже расшитые золотом. Но эта роскошь подчёркивает совсем не его богатство, а величие церкви и веры.

4. Поясните, почему монастыри были духовными и культурными центрами Руси. Приведите примеры.

Книжность очень долго была неразрывно связана в Древнерусском государстве с православной верой. Именно потому монастыри стали центром духовной жизни и культуры, которая до нас дошла в виде книг, церквей, икон и др. Существовала и другая культура, от которой остались некоторые былины – культура народная. К этой культуре монастыри никакого отношения не имели, но от неё почти ничего не осталось. Внутри церкви монастыри гораздо лучше подходили на роль культурных центров, чем приходские церкви. У приходского священника много забот с прихожанами, отнимает время и собственное хозяйство, в то время как у монаха вся жизнь направлена на служение Господу, а культурная жизнь была частью этого служения.

Главным центром культуры и учёности в Древнерусском государстве долго была Киево-Печерская лавра. Именно там создавались первые русские книги (жития святых), а также первая летопись – «Повесть временных лет». Именно там работал знаменитый Нестор.

5*. Выскажите суждение. С какими трудностями приходилось сталкиваться священникам и монахам в период утверждения христианства на Руси? Какими качествами должны были обладать люди, избравшие в то время путь служения Богу?

Первые святители часто сталкивались со враждебностью. Их жизни нередко угрожала опасность, даже несмотря на то, что власть великого князя их защищала. В таких условиях людям церкви нужны были твёрдости характера, уверенность в своих действиях и непоколебимая воля.

Но часто язычники просто не понимали новой веры. Потому проповедникам нужны были терпение, умение находить подход к людям и элементарная доброжелательность.

Какую роль играли в русской истории монастыри?

Едва появившись на Руси, церковь превратилась в крупнейшего собственника. Достояние церкви не делилось между наследниками, кроме случая разделения епархий. А монастырские владения не только не разделялись, но последовательно и преемственно управлялись, быстро превращаясь в образцовые и на зависть богатые хозяйства. Купец, давший деньги в рост, мог помереть, ростовщика могли случаем убить, от бессмертного многоглавого хозяина-монастыря должнику спасения не было.
В то же время крестьянам и работникам богатого монастыря, как правило, жилось лучше соседей, пахавших на небогатого боярина или дворянина— княжьего воина, получившего под условием службы клок земли с крепостными. Обычно монастыри придерживались золотой середины между святостью аскетов, живших только своим трудом, и безумием стяжания, подвигавшего их в голодный год спекулировать хлебом, заставляя вымирать целые районы и навлекая на себя гнев народа.
Едва ли не каждый монастырь начинался с попытки глубоко верующих людей уйти от соблазнов окружающего мира в пустыню — безлюдное место, где можно было свободно предаваться самоистязанию — умерщвлению плоти — и ничем не смущенным духом сосредоточиться на молитве. Любопытно, однако, что очень долго эти аскеты не удалялись на заметное расстояние от крупных городов, зато очень скоро на пригородные монастыри хлынул поток пожертвований от верующих, неспособных покинуть мир, но желающих спастись молитвами подвижников.
Немаловажно, что вступление в монастырь новых людей было обусловлено вкладом, в зависимости от размеров коего братья занимали почетные места или становились простыми работниками. Главами монастырей — архимандритами и игуменами — становились, как правило, богатые люди боярского и купеческого рода, нередко связанные с придворными кругами. Земельные и денежные пожертвования возрастали, управление хозяйством, торговля, ростовщичество и политика занимали внимание братии. Убежденные аскеты, даже судя по написанным в монастырях житиям святых, нередко испытывали насмешки и издевательство.
История знает немало случаев, когда в поисках святой жизни сами основатели монастырей вновь и вновь бежали в леса из монастырей-вертепов, гонимые облепившими обитель алчными «братьями». Монашеские пустыни продвигались на переднем крае Руси вместе с крестьянами-переселенцами и вольными «ватагами» удалых молодцов, искавших новых земель, богатств и приключений. Ужасная для аскетов неотвратимость превращения пустыни в мощный хозяйственный организм монастыря оказалась важным средством расширения Русской земли.
Монастыри становились форпостами колонизации: экономической, духовной, а коли придется — и военной опорой христиан-первопоселенцев в дальних и неведомых краях. Их стены давали укрытие от врага, их запасы позволяли выдержать войну и неурожай. Конечно, поселенцы становились монастырскими крестьянами и работниками. Но самые неугомонные из них могли бежать дальше.
Монахи-подвижники годами сидели в тесных кельях, сочиняя, переводя и переписывая книги. Чтением, письмом и переводом книг увлекались во всех слоях русского общества, но в церквях и особенно в монастырях книжники могли уделять любимому занятию гораздо больше времени, не волнуясь о добывании хлеба насущного. Важно, что в монастырях книги гораздо лучше сохранялись и время от времени обновлялись переписчиками.
Правда, монахи больше интересовались духовной литературой, а светские сочинения дошли до нас просто чудом. Даже знаменитейшие из них— «Слово о полку Игореве» и «Поучение Владимира Мономаха» сохранились в единственных манускриптах. Зная по берестяным грамотам, по надписям на стенах и предметах о высоком уровне грамотности древних россиян, следует заключить, что светская книжная культура была гораздо выше, чем видно по сохранившимся — во многом благодаря монастырям-памятникам.

Дата добавления: 2015-08-10 ; просмотров: 246 . Нарушение авторских прав

история. История Женя. В начале XX в за исследование авторства Повести берется один из известнейших русских филологов того времени

Название В начале XX в за исследование авторства Повести берется один из известнейших русских филологов того времени
Анкор история
Дата 21.10.2019
Размер 103.12 Kb.
Формат файла
Имя файла История Женя.docx
Тип Исследование
#91205
Подборка по базе: Реферат(PDF).Общественные банки России в XIX — начале XX века.pd, ист.пед. и обр.Просвещение в России в начале XVIII в.docx, Анкета для родителей в начале года.docx, Внешняя политика Казахстана в 90-х — начале XXI века.docx, В начале 20 столетия были выделены фильтрующиеся агенты из опухо.

  1. В начале XX в. за исследование авторства «Повести» берется один из известнейших русских филологов того времени Шахматов А.А. (Разыскания о древнейших русских летописных сводах, 1908 г) который приходит к следующему заключению:
    «В 1073 г. монах Киевско-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший киевский свод», составил «Первый Киевско-Пичерский свод», в 1113 г. другой монах того же монастыря Нестор продолжил работу Никона и написал «Второй Киево-Печерский свод».

По мнению Шахматова первая редакция полностью утеряна и может быть только реконструирована, вторая читается по Лаврентьевской летописи, а третья по Ипатьевской. В дальнейшим эту гипотезу подтвердили Лихачев (Русские летописи и их культурно-историчекое значение,1947 г.) и Рыбаков (Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, 1963 г.).

Автором знаменитой летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Его фамилия не была установлена. Да и упоминаний о нем в оригинале нет, они появляются лишь в более поздних редакциях. ПВЛ была написана на основе русских песен, устных рассказов, отрывочных письменных документов и наблюдений самого Нестора.

По́весть временны́х лет ( также « Первоначальная летопись » или « Несторова летопись » ) наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века . Был составлен в Киеве .

Содержание Повести временных лет

Повесть можно условно разделить на три части.

В самом начале рассказывается о библейских временах (русские считались потомками Иафета), о происхождении славян, о призвании варяг для княжения, о становлении династии Рюриковичей, о Крещении Руси и становлении государства.

Основную часть составляют описания жизни князей (Олега, Владимира, Ольги,Ярослава Мудрого и других), описания жизни святых, а также истории о завоеваниях и великих русских героях (Никита Кожемяка и другие).

Заключительная часть посвящена описанию многочисленных походов, войн и сражений. Также в ней содержатся княжеские некрологи.

Летопись охватывает историю Русского государства с момента зарождения славян. Она включает в себя несколько типов повествования, каждый из которых по-своему важен для исследователей. В летопись входят:

  • Погодные записи (документальные материалы, изложенные последовательно с указанием дат).
  • Легенды и сказания. Чаще всего это рассказы о военных подвигах или религиозные предания.
  • Описания жизни святых и князей.
  • Официальные документы и указы.

Основной целью и идеей создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси, начиная от библейских времен, а затем постепенно дополнять летопись, описывая все происходящие события.

    Норманская теория происхождения древнерусского государства

Если говорить конкретней, то под норманнской теорией стоит понимать направление в историографии, которое склоняется к тому, что варяги и скандинавы (норманы) стали основателями Киевской Руси, то есть первого восточнославянского государства.

Эта норманская теория происхождения древнерусского государства теория широкого распространения добилась в 18 веке, во времена так называемой «бироновщины». В тот период исторического развития большинство должностей при дворе занимали немецкие дворяне. Важно отметить тот факт, что состав Академии Наук также имел в своем составе значительную часть немецких ученых. Родоначальником такой теории о происхождении Руси можно назвать ученых И. Байера и Г. Миллера.

Как выяснили позже, эта теория стала особо популярной под политическими явлениями. Также эту теорию позже развил ученый Шлетцер. Для того чтобы изложить свое утверждение, ученые взяли за основу сообщения из знаменитой летописи, названной «Повесть временных лет». Русский летописец еще в 12 веке включил в летопись некую историю-легенду, которая рассказывала о призвании князями братьев-варяг – Синеуса, Рюрика и Трувора.

Ученые старались всячески доказать тот факт, что государственность восточных славян – это заслуга только норманн. Также такие ученые говорили об отсталости славянского народа.

Итак, норманская теория происхождения древнерусского государства содержит в себе общеизвестные пункты. В первую очередь, норманисты считают, что варяги, пришедшие к власти – это и есть скандинавы, которые создали государство. Ученые говорят о том, что местный народ не в силах был сделать этот поступок. Также большое культурное влияние на славян оказали именно варяги. То есть, скандинавы – создатели русского народа, которые подарили ему не только государственность, но и культуру.

Антинорманская теория

Естественно, эта теория, как и многие другие, сразу нашла противников. Против такого утверждения выступили русские ученые. Один из самых ярких ученых, который рассказал о несогласии с норманнской теорией, стал М. Ломоносов. Именно его называют зачинателем полемики между норманистами и противниками этого течения — антинорманистами. Стоит отметить, что антинорманская теория происхождения древнерусского государства говорит о том, что государство возникло из-за того, что этому сопутствовали объективнее на то время причины.

Многие источники твердят о том, что государственность восточных славян существовала еще задолго до появления на территории варяг. Норманны находились на более низком уровне политического и экономического развития, в отличие от славян.

Также важный аргумент гласит о том, что новое государство не может возникнуть за один день. Это долгий процесс социального развития того или иного общества. Антинорманское утверждение некоторые называют как славянская теория происхождения древнерусского государства. Стоит отметить тот факт, что Ломоносов в варяжской теории происхождения древних славян заметил так называемый кощунственный намек на то, сто славянам приписывалась «ущербность», их неспособность организовать государство на своих же землях.

По какой именно теории образовалось древнерусское государство – это вопрос, который волнует многих ученых, но в том, что каждое из утверждений имеет свое право на существование, сомнений не возникает.

В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей — печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

3. Данные древнерусских летописей и других источников свидетельствуют о том, что в Киевской Руси уже существовало заметное расслоение общества. Его верхушку составляли князья, их приближенные бояре («княжеские мужи«), дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, образование наследственных феодов, которых на Руси называли «вотчинами«, началось не ранее XI в. Основную массу населения в те времена, видимо, составляли лично свободные крестьяне, называемые в источниках «люди». Важную роль в их жизни играла община («мир», или «вервь»). Во многих источниках упоминаются смерды. Возможно, это слово было синонимом понятия «люди». Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существовали также категории крестьян – закупы и рядовичи, у которых доминировали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались «градские люди».

В раннефеодальном государстве имели место элементы рабовладения. Источники называют две категории рабского населения: челядь и холопов. Челядь, как правило, состояла из военнопленных и их потомков. Такие рабы считались младшими членами семьи. Распространялось обращение в рабство соплеменников, отсюда появился новый вид несвободных людей – холопы.

Основу экономики Киевской Руси составляло сельское хозяйство. Больших успехов достигает ремесло: кузнечное, литейное, оружейное, гончарное, ткацкое, ювелирное и др. Его развитие тесно связано с бурным ростом городов, которые были административными центрами славянских племен, а впоследствии древнерусских княжеств. Города стали основными торгово-ремесленными центрами.

Развивалась и внешняя торговля. Через русские земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки» – то есть из Скандинавии в Византию. Экспортировались воск, пушнина, лен и льняные ткани, изделия кузнецов и оружейников. Была и работорговля – русские купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импортировала Древняя Русь, главным образом, предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической жизни Руси, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяйство, и торговые связи большого значения не имели.

4.ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте – православии – состояла в необходимости формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так как в силу свойственного ей многобожия не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской власти. Процесс принятия новой религии был длительным и противоречивым. Он начался попыткой князя Владимира создать единый языческий пантеон. Главным же стало крещение окружения князя и Киева по православному чину в 988 г. Крещение народа наиболее активно осуществлялось в 988–998 гг. В отличие от городского населения крестьяне еще долго не принимали новую веру, причем особенно серьезным было сопротивление в северных районах страны (Новгород и др.).

Объективно введение христианства способствовало укреплению политического единства древнерусских земель, окончательной ликвидации племенной обособленности. Православие оказало значительное культурное влияние на общество: более широкое распространение получила письменность, появились школы, началось систематическое летописание.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны.

и становление государственной структуры – с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания Они обнаружены при раскопках в 9 древнерусских городах (основная масса в Новгороде, где естественные условия способствовали их лучшей сохранности).

В XI – нач. XII в. на Руси распространяется большое количество переводных сочинений как религиозного, так и светского содержания. В это же время происходит становление оригинальной литературы, самым ранним памятником которой является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, написанное в сер. XI в. Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод к. XI в. В нач. XII в. в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы – «Повесть временных лет». В «Повести» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее – как часть истории всемирной. Автор (возможно, монах Нестор) использовал ряд переводных источников, а также отечественные летописи и устные легенды.

Ссылка на основную публикацию