Ипатьевский монастырь кострома режим работы

Ипатьевский монастырь

Возникновение монастыря. Годуновы в судьбе монастыря

Религиозный памятник. Точное время основания Ипатьевского монастыря неизвестно. Впервые он упоминается в 1435 году, традиционно считается, что его основал в 1330 году татарский мурза Чет. Академик С. Б. Весе­ловский полагал, что Ипатьевский монастырь возник, в конце 13 века. На протяжении ряда веков Ипатьевский монастырь покровительствовал род бояр Годуновых, по­читавших Чета своим предком. В стенах Ипатьевского монастыря похоронено несколько десятков представителей этого рода, включая отца, деда, пра­деда и т. д. царя Б.Ф. Годунова.

До середины 16 века все строения Ипатьевского монастыря были деревянными. Во второй половине 16 — начале 17 вв. в нем, в основном на средства Д.И. и Б.Ф. Годуновых, возвели большое количество ка­менных строений. Около 1559 года был построен каменный Троицкий собор с приделом апостола и священномученика Ипатия, а около 1564 года, — каменный шатровый храм Рождества Богородицы с приделом святого Иоанна Златоуста. В 1566-1590 гг. вокруг Ипатьевского монастыря выстроили каменные стены с пятью башнями, в 1595-1597 гг. над выходящими на устье реки Костромы Святыми воротами возвели двухшатровый храм святого Феодора Стратилата и Ирины.

Династия Романовых

В 1601-1604 гг. в центре Ипатьевского монастыря, была выстроена столпо­образная звонница. Значительную роль Ипатьевскому монастырю было суждено сыграть в эпоху Смутного времени. В 1609 году его захватил отряд сторонников Лжедмитрия II («тушинского вора»). Нарродное ополчение несколько месяцев вело его осаду, завершившуюся полной победой над тушинцами.

14 марта 1613 году в Ипатьевском монастыре прибыло из Москвы посольство Земского собора, сообщившее находившему в Ипатьевском монастыре М.Ф. Романову об избрании его царем. С этого времени и вплоть до 1917 года, Ипатьевский монастырь находился под покровительством династии Романовых.

В 1619 году, совершая паломничество на реку Унжу, М.Ф. Романов вновь посетил Ипатьевский монастырь. В 1649 году в резуль­тате взрыва пороха, хранившегося в подклете, был разрушен Троицкий собор, взамен которого к 1652 году возвели новый собор с приделом преподобного Михаила Малеинз (в 1685 году собор был расписан артелью костромских живописцев во главе с Г. Ни­китиным и С. Савиным). В 1642-4645 гг. к Ипатьевскому монастырю пристроили «Новый город» с двумя угловыми и одной воротной («Зеленой») башнями.

Новый этап в жизни Ипатьевского монастыря начался в 1744 году, когда при образовании Костромской епархии по указу императрицы Ели­заветы Петровны II, костромской монастырь стал официальной резиденцией кост­ромских архиереев. С 1744 по 1834-гг. Троицкий собор Ипатьевского монастыря являлся кафедральным собором епархии.

В 1768 году, в подклете Троицкого собора устроили Лазаревскую церковь, ставшую архи­ерейской усыпальницей (в ней было погребено три архиерея; епископ Дамаскин (Аскаронский, 1769 г.), епископ Виталий (Щепотов, 1846 г.), епископ Александр (Кульчинский, 1888 г.).

Осенью 1747 года в Ипатьевском монастыре Костромы была открыта Костромская духовная се­минария (находилась здесь до 1750 г.). Со второй половины 18 века пос­ле полуторавекового перерыва Ипатьевский монастырь вновь становится тради­ционным местом паломничества русских царей. В 1767 году его посе­тила императрица Екатерина II, в 1834 г. император, Николай I, последующие три императора посещали Ипатьевский монастырь по два раза (наслед­ником и царем): Александр II — в 1837 и 1858 гг., Александр III — в 1866 и 1881 гг., Николай II в 1881 и 1913 гг.

На начало 20 века в Ипатьевском монастыре находились: Троицкий собор (летний) и зимний собор Рождества Богородицы (храм 16 века разобран в 60-е гг, 18 века, и взамен него построен новый, освященный в 1764 году, в свою очередь, и этот храм разобрали, а в 1860-1864 гг.. построили новый, третий по счету каменный собор на этом месте). Над выходящим на устье р. Костромы зданием Архиерейского кор­пуса, где с 1745 году жили епархиальные архиереи (а с 1866 г. и викарные архиереи), высился шатер церкви святых Хрисанфа и Дарии, освященной в 1869 г. Вокруг соборов находилось старинное кладбище, на котором покоились представители многих костромских дворянских родов.

Трехсотлетие Дома Романовых

19 мая 1913 г. Ипатьевский монастырь, стал одним из центров торжеств в связи с 300-летием династии Романовых, его посетил император Николай II (к этому событию в Романовских палатах был открыт музей Церковно-исторического общества). В 1914 г. вскоре после начала 1-й мировой войны в Ипатьевском монастыре был открыт лазарет для раненых имени царевича Алексея.

Советская власть

Ипатьевский монастырь в Костроме был закрыт в 1919 году. В бывшем монастыре, устроили рабочий поселок, вскоре получивший название «Текстильщица». В 1924 году в Новом городе Ипатьевсокого монастыря открылся стадион ОДУС. В 1927 году в Рождественском соборе был размещен Антирелигиозный музей. В начале 1930-х гг. Рождественский собор был разрушен, со звон­ницы сброшены колокола, уничтожено монастырское кладби­ще. В 1946 г. в Костромской монастыре открылся филиал областного краеведческого музея. В 1958 г. постановлением, правительства РСФСР в Ипатьевском монастыре был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В начале 1960-х гг, из монастыря были выселены проживающие в нем люди, проведены боль­шие реставрационные работы. В это же время природно-исторической среде, в которой находился Ипатьевской монастырь был нанесен огромный урон: в связи с подъемом уровня Волги из-за строительства Горьковс­кой ГЭС ушла под воду «стрелка» — красивейший мыс у впаде­ния в Волгу реки Костромы. Возле стен костромского монастыря прошла многокилометровая дамба, исказившая исторический облик его ближайших окрестностей.

Возрождение Ипатьевского монастыря

Возрождение Ипатьевского монастыря, как другой православной святы­ни началось 25 ноября 1989 года, когда в Троицком соборе еписко­пом Александром (Могилевым) была проведена первая за многие десятилетий служба. В октябре 1991 года была воссоздана монашес­кая община монастыря. 8 мая 1993 года Ипатьевский монастырь посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, подписав здесь соглашение о совмест­ном с музеем использовании монастыря. В 1994 году распоряжением правительства России Костромской епархии передана часть Ипатьевского монастыря. 25 июля 1994 года, в связи с празднованием 250-летия Кост­ромской епархии патриарх Алексий II вновь посетил костромской монастырь. 19 июня 1998 года монастырь в Костроме посетил президент России Б.Н. Ельцин — это было первое после 1913 г, посещение Ипатьевского монастыря главой российского государства.

В 2004 году в стенах Ипатьевского монастыря был возрожден Церковный историко-археологический музей Костромской епархии. В 2005 году Костромская епархия вступила законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы. 23 марта 2005 года Президент России Владимир Владимирович Путин, в ходе своего рабочего визита в Кострому, посетив Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.

Святыни Ипатьевского монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Экскурсия по Ипатьевскому монастырю

1.Троицкий собор
2.Звонница. Колокольня
3.Палаты бояр Романовых
4.Архиерейский корпус
5.Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
6.Наместничий корпус
7.Братский корпус
8.Кельи над погребами
9.Свечной корпус
10.Северные (Екатерининские ворота)
11.Кузнечная башня
12.Пороховая башня
13.Водяная башня
14.Воскобойная башня
15.Квасная башня
16.Вотчинная контора
17.Зеленая башня
18.Юго-западная башня
19.Северо-западная башня
20.Западные ворота
21.Мемориальная колонна
22. Обруб
23.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
24.Усыпальница бояр Годуновых
25.Засенье

Месторасположение:

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1.
Телефон приёмной: (4942) 37-22-41
Паломнический отдел (экскурсии): (4942) 31-25-89
Режим работы: с 10.00 до 17.00
Стоимость посещения: 100 руб./чел – взрослый, 70 руб./чел – детский, 100 руб. – фотосъёмка

Как доехать: автобус № 14, маршрутное такси № 4, № 8, № 11, № 14, № 38 до остановки «Ипатьевская слобода».

Экскурсия по Ипатьевскому монастырю в Костроме

Ипатьевский монастырь: Троицкий соборный храм, Звонница, Архиерейский корпус со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии, Наместничий корпус, Братский корпус, Кельи над погребами, Трапезный корпус, Свечной корпус, Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная), Стены и башни Нового города, Усыпальница семьи Годуновых.

Примерная программа экскурсии

    Место начала: Ипатьевский монастырь — ул. Просвещения, 1

Экскурсия по Ипатьевскому монастырю

  • Место завершения: Ипатьевский монастырь
  • Возведение на престол Михаила Романова

    • Питание: Питание в ходе экскурсии не предусмотрено
    • Не рекомендуется для: Людей с животными
    • Как лучше одеться: Для посещения храмов — закрытые плечи и колени. Женщинам – длинные юбки и головной убор, мужчинам – брюки. Шорты и майки не допускаются. Удобная обувь
    • Что взять с собой: Паспорт, фотоаппарат, отличное настроение 🙂

    В стоимость экскурсии включено

    «Пожертвование» в кассу Ипатьевского монастыря за право пройти на его территорию с экскурсией (ориентировочная стоимость) — 560 руб

    Входные билеты в музей Ипатьевского монастыря, включая экспозиции (ориентировочная стоимость) – взрослый 160 руб., студенты, школьники и пенсионеры 80 руб, фото/видео съемка — 100 руб.

    Режим работы Ипатьевского монастыря в Костроме:
    5.30 — 19.00 Ежедневно

    Режим работы музея на территории Ипатьевского монастыря:
    Май — Сентябрь 9.00 — 18.00 ежедневно
    Октябрь — Апрель 10.00 — 17.00 ежедневно

    Фото и видео съемка разрешена только в музеях и на территории монастыря, на платной основе.
    В храмах монастыря фото и видео съемка запрещена.

      Гарантия актуальных и конечных цен Бесплатная отмена брони Без комиссии за бронирование

    Цены актуальные для указанного объема услуг на данный момент и не требуют уточнения.

    Цены конечные и организатор не изменит цену после бронирования

    Цены актуальные для указанного объема услуг на данный момент и не требуют уточнения.

    Цены конечные и организатор не изменит цену после бронирования

    Организатор экскурсии

    Русский, Английский, Немецкий

    Приветствую Вас в Костроме. Меня зовут Юлия. Я аккредитованный экскурсовод по Костроме и окрестностям, гид-переводчик со значительным опытом работы в России и на острове Родос, Греция. Провожу экскурсии по Костроме и другим городам Золотого Кольца (Плес, Красное-на-Волге, Ярославль) на русском и английском языках.
    В легкой и доступной для восприятия форме я расскажу Вам об истории и сегодняшнем дне своего родного города и покажу наиболее значимые его достопримечательности. Экскурсии проходят с учетом Ваших пожеланий, но одно гарантирую точно — скучно не будет 🙂

    Ипатьевский монастырь — режим работы 2019 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

    Ипатьевский монастырь является главным символом старинного русского города Кострома. Его история не отделима от важнейших событий в Северо-Восточной Руси, связанных с царскими династиями Годуновых и Романовых. Ипатьевский монастырь славится своими архитектурными памятниками, а также известен тем, что в нем хранилась ценнейшая Ипатьевская летопись — копия с древнего южнорусского летописного свода Киевской Руси.

    Адрес Ипатьевского монастыря

    156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1.

    Как доехать до Ипатьевского монастыря

    • Автобус №14
    • Маршрутные такси № 4, 8 и 11, 14 и 38.

    Ехать до остановки «Ипатьевская слобода».

    Режим работы Ипатьевского монастыря в 2019 г.

    • С 1 мая по 30 сентября ежедневно с 9:00 до 17:30
    • С 1 октября по 30 апреля ежедневно с 10:00 до 17:00
    • Музей закрыт 1 января

    Стоимость билетов в Ипатьевский монастырь в 2019 г.

    • Территория монастыря разделена на Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии, куда допускаются посетители, и братскую территорию, доступную только для монахов.
    • Вход на территорию монастыря платный. Оплата принимается как вклад в музейно-реставрационную деятельность монастыря
    • Бесплатно на территорию монастыря можно попасть только для проведения богослужений с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00, в дни церковных праздников — с 16:30 до 20:30
    • Стоимость посещения можно уточнить в паломнической службе по телефонам 8 (4942) 47-28-21 и 8 (4942) 31-25-89

    Основание монастыря

    Точная дата основания обители неизвестна и существует несколько вариантов относительно этого события:

    • Согласно самой распространенной версии, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом, сбежавшим из Золотой Орды в Москву, принявшим христианство и перешедшим на службу к князю Ивану Калите. Чет плыл по Волге и тяжело заболел. Согласно преданию, в том месте, где река Кострома впадала в Волгу, он остановился на стоянку и к нему пришло видение Божьей Матери, пообещавшей его вылечить. В благодарность за исцеление на этом месте им и была основана обитель, в которой он построил Троицкий храм с приделом во имя священномученика Ипатия и апостола Филиппа и храм во имя Рождества Богородицы. В дореволюционное время это была общепринятая версия и никем не ставилась под сомнение
    • По другой версии, обитель была основана в 1275 году князем Василием Ярославичем, братом Александра Невского. Он очень любил Кострому и даже когда стал великим князем владимирским, предпочитал жить в этом городе
    • По мнению костромского исследователя, историка и краеведа Николая Зонтикова, монастырь был основан в первой половине XIII века новгородцами, пришедшими на Верхнюю Волгу по реке Костроме. Обитель была освящена в честь покровителя новгородских посадников – священномученика Ипатия, епископа Гангрского. Мурза Чет был крупным жертвователем и покровителем монастыря. Позже обитель получила свое второе посвящение – во имя Святой Живоначальной Троицы, но в русской истории сохранилось ее первое название – Ипатьевский монастырь.

    В течение трех веков обитель не выделялась среди других, но во второй половине XVI века знатные боярские семьи Годуновых и Захарьиных, Вельяминовых и Сабуровых приближаются к царскому престолу. Все они считали Чета своим родоначальником и поэтому делают щедрые пожертвования обители.

    Ипатьевский монастырь — развитие и процветание

    Всего в результате пожертвований богатых боярских семей земельные владения обители к концу XVI века увеличились более, чем в четыре раза. Особенно значительные вклады делают представители рода Годуновых. С 1586 по 1591 год Дмитрий Иванович Годунов, дядя будущего царя Бориса Годунова, пожертвовал на строительство обители около 1000 рублей деньгами и несколько сел и деревень. На эти средства были возведены многие строения, в том числе:

    • Троицкий собор. Троицкая церковь была сооружена в 1590 году, ставшая главным храмом обители
    • Крепостная стена. Первая каменная крепостная стена была построена в 1586 году по приказу царя Феодора Ивановича, их протяженность составила 518 метров. Крепостная стена имела четыре башни и пять въездных ворот, особое место среди которых занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Эта церковь была возведена в честь святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины
    • Звонница. В 1586-1590 годах построена каменная звонница с круглым верхом, которая простояла почти два столетия и была разобрана в 1812 году. Сохранившаяся до нашего времени звонница была возведена в 1603 году. Она расположена рядом с Троицким собором, ее высота составляет около 30 метров.

    Возводились также кельи и хозяйственные постройки.

    Кроме денежных средств, представители рода Годуновых делали многочисленные пожертвования в виде церковных книг и утвари, организовали мастерскую живописи и библиотеку для книг и рукописей.

    Вместе с тем, укрываться в этой мощной крепости пришлось не семейству Годуновых, а их политическим противникам.

    Смутное время и подвиг Ивана Сусанина

    В смутное время (1598-1614 годы) наступили трудные дни для Ипатьевского монастыря. Архимандрит Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года принесли присягу Лжедмитрию II и с этого времени обитель оккупировали их сторонники.

    В феврале 1609 года костромичи приступили к осаде крепости, но взять ее сразу не удалось. Отряд самозванца был выбит из монастыря лишь летом того же года, после того, как к крепости подошло войско Василия Шуйского.

    Во время штурма была взорвана крепостная стена, в результате чего пострадали надвратные церкви и Троицкий собор.

    Но преодолеть смуту в то время не удалось и перемены наступили позже. Лишь после того, как было создано второе земское ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, Москва была освобождена от иностранных интервентов. В феврале 1613 года на Земском соборе в Москве был избран новый царь — Михаил Романов.

    В это время Михаила в столице не было, он находился вместе с матерью, старицей Марфой, в своем имении, в селе Домнине в Костромском крае. Из Москвы в Кострому направилось посольство. Поляки, узнавшие об избрании царем Михаила, решили захватить его. Чтобы найти дорогу в село Домнино, они взяли проводника.

    Ценой своей жизни костромской крестьянин Иван Сусанин завел врагов в противоположную сторону и тем самым спас щестнадцатилетнего царя. Узнав об опасности, Михаил с матерью скрылись в Ипатьевском монастыре, куда прибыли послы и сообщили ему об избрании его на царство.

    Расцвет Ипатьевского монастыря при Романовых

    С приходом к власти династии Романовых Ипатьевскому монастырю уделяется большое внимание. В память о событиях 1613 года русские цари постоянно посещают обитель и делают щедрые пожертвования, считая обитель своей фамильной святыней. Для них в Троицком соборе, по примеру московских храмов в Кремле, было сооружено специальное место.

    В 1661 году выполняются работы по восстановлению крепостной стены, поврежденной во время военных действий в 1609 году. Кроме того, стены были надстроены и в некоторых местах они достигли высоты в 11 метров.

    Сооружаются и новые строения. Так, в 1642 – 1643 годах на участке с западной стороны возводится каменная стена с тремя боевыми башнями и двумя воротами. Одна из башен с шатровым куполом была названа «зеленой» по цвету черепичной крыши. Так создается «Новый город».

    В 1649 году Троицкая церковь была разрушена в результате взрыва хранившегося здесь пороха. В 1652 году был возведен новый каменный пятикупольный собор, сохранившийся до наших дней.

    Троицкий собор Ипатьевского монастыря

    В 1685 году под руководством выдающихся мастеров древнерусской живописи Гурия Никитина и Силы Савина Троицкий собор был расписан. Фрески собора – это одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, известные своим уникальным исполнением и разнообразием сюжетов.

    Фрески покрывают почти всю поверхность сводов и стен, а также столбы и барабан храма. Здесь можно увидеть более 80-ти композиций, каждая из которых имеет свой сюжет.

    • На самом верхнем ярусе изображены сюжеты, славящие Пресвятую Троицу
    • На втором и третьем ярусах рассказывается об истории Христа
    • Нижний ярус посвящен деяниям святых апостолов

    В церкви Вы увидите уникальные картины с изображением событий, происходящих во дворцах и сказочных палатах, роскошных рощах и благоухающих лугах. Росписи изображают людей, которые заняты самыми обычными мирскими делами: они читают книги и строят жилища, крестят детей и пекут домашний хлеб, бегут от врагов и пожаров, веселятся и грустят. Внутри на столбах изображены русские князья.

    В середине XVIII века резчиками под руководством мастеров Быкова Макара и Золотарева Петра был создан великолепный пятиярусный иконостас, выполненный из липы и покрытый позолотой.

    Самой большой популярностью в Троицком соборе пользуется Тихвинская икона, занимающая центральное место в иконостасе. Это точная копия знаменитой иконы Тихвинской Богоматери, в чудотворную силу которой верят многие прихожане. Чтобы подойти к Тихвинской иконе в праздничные дни, верующим приходится выстоять в длинной очереди.

    Упадок монастыря при Петре Первом

    Приход к власти Петра Первого, внука Михаила Романова, стал разрушительным для обители. В годы его правления с монастырской звонницы часть колоколов снимается и переплавляется для военных нужд. Для Петра насущные интересы государства были превыше всего.

    Многие царские указы способствовали тому, что обитель пришла в упадок. Когда в 1721 году в Ипатьевский монастырь был назначен новый архимандрит Гавриил, он признал, что большинство строений находится в ветхом состоянии.

    Впервые обитель стала местом заточения: за крепостные стены попали греческие монахи-просветители Иоанникий и Софроний Лихуды, приглашенные ранее из Греции для перевода богослужебных книг.

    Дальнейшая история монастыря

    В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северной стене были сооружены Екатерининские ворота. Построенные в стиле барокко, оформленные триумфальными арками они стали главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

    В 1837 — 1863 годах под руководством архитектора Константина Тона проводится реконструкция монастыря. Строятся защитные сооружения от паводков и оформляется фасад обители, возводится пятиглавый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Симметрично Зеленой башне в 1841 – 1863 годах была построена надвратная шатровая церковь Хрисанфа и Дарьи в русско-византийском стиле.

    В 1919 году обитель была упразднена, а все главные ценности перевезены в Москву. В 1934 году была уничтожена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. На территории Ипатьевского монастыря размещались детский приют и военные казармы, стадион и танцплощадка.

    Первое богослужение после закрытия обители состоялось в 1989 году, а в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община.

    8 (4942) 47-28-21 и 8 (4942) 31-25-89

    Официальный сайт Ипатьевского монастыря

    С обителью связана история Ипатьевской летописи, найденной в 1814 году писателем Николаем Карамзиным. Рукопись является важным документом, описывающим историю Юго-Западной Руси до конца 13 века.

    Ипатьевский монастырь – это памятник архитектуры XVI — XVIII веков и одна из древнейших и самых красивых обителей России.

    Кострома, Ипатьевский монастырь: адрес, режим работы, экскурсии

    Среди многочисленных святых обителей России особое место занимает Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь г. Костромы, ставший свидетелем и участником важнейших событий отечественной истории. Расположенный в западной части города, вблизи места впадения одноименной реки в Волгу, он по праву вошёл в число крупнейших возрождённых духовных центров страны.

    Чудное исцеление беглого мурзы

    Предания, повествующие о возникновении монастыря, являют нам две версии этого события. По одной из них, наиболее известной, в 1330 году татарский мурза по имени Чет бежал из Золотой Орды к Московскому князю Ивану Калите и по пути занемог. Совсем уже был готов несчастный беглец распрощаться с жизнью, как вдруг на волжском берегу явилась ему Божья Матерь, сопровождаемая апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским.

    Сподобившись столь чудного видения, мурза исцелился от недуга, а прибыв в Москву, принял святое крещение с именем Захария, став впоследствии основателем таких знатных боярских родов, как Годуновы, Сабуровы, Шеины и Захарьины. В благодарность за своё исцеление он на собственные средства (не с пустыми же руками мурза сбежал из Орды) построил монастырь на том самом месте, где явилась ему Пресвятая Дева.

    Иные варианты развития событий

    Согласно второй версии – менее назидательной, но более вероятной, – Ипатьевский монастырь (г. Кострома) был заложен в 1275 году родным братом Александра Невского, великим князем Владимирским Василием Ярославичем, жившим одно время на берегах Волги. И, наконец, ряд исследователей отдаёт эту честь известному Костромскому князю XIII века Василию, получившему прозвище Квашня.

    Так или иначе, но доподлинно известно, что после упразднения Костромского княжества, произошедшего в конце того же XIII века, монастырь перешёл под покровительство рода бояр Годуновых и через два с половиной столетия, в период их возвышения при дворе Ивана Грозного, начал бурно развиваться.

    Обитель, покровительствуемая Годуновыми

    Происходило это в силу того, что Годуновы, как было сказано выше, считали основателем своего рода беглого мурзу Чета, местом чудесного исцеления которого была Кострома. Ипатьевский монастырь получал от них огромные вклады, в результате чего к 1600 году его земляной фонд увеличился в четыре раза, и во владении находилось около четырёхсот сёл.

    Кроме того, Годуновыми было передано в обитель большое количество драгоценной церковной утвари, книг и облачений. В результате всех этих благодеяний на рубеже XVI и XVII веков Ипатьевский монастырь по своим доходам занял четвёртое место среди прочих российских обителей. Однако его звёздный час был ещё впереди.

    Монастырь в осаде горожан

    Годы Смутного времени явились периодом упадка большинства российских городов. Не составила исключение и Кострома. Ипатьевский монастырь стал местом трагических событий, связанных с тем, что его настоятель архимандрит Феодосий вместе с игуменом соседней обители присягнули на верность «Тушинскому вору» – Лжедмитрию II.

    В результате жители города, возмущённые их отступничеством, восстали, перебили гарнизон, присланный из Тушино, и взяли монастырь в осаду. Однако сразу проникнуть внутрь им не удалось – помешали крепкие каменные стены. Лишь через семь месяцев упорных боёв горожане, поддержанные срочно прибывшими ратниками Василия Шуйского, овладели монастырём и восстановили в нём законный порядок.

    Московское посольство

    Осенью 1612 года в обители появились новые насельники – монахиня Марфа и её шестнадцатилетний сын Михаил Фёдорович. Они происходили из старинного боярского рода Романовых. Проживая последнее время в своей костромской вотчине – селе Домнине, мать и сын были вынуждены укрыться за монастырскими стенами от мародёрства польско-литовских отрядов.

    Весенним днём 13 марта 1613 года произошло событие, благодаря которому в историю России навеки вошла дотоле тихая провинциальная Кострома. Ипатьевский монастырь посетило прибывшее из Москвы посольство Земского собора, решением которого юный сын монахини Марфы – Михаил Фёдорович Романов – был избран российским самодержцем.

    На следующий день под сводами Троицкого собора была совершена торжественная церемония его призвания на царство. Восшествие на престол первого государя из Дома Романовых, начавшееся в Ипатьевском монастыре, положило конец тяжелейшему периоду отечественной истории, названному впоследствии Смутным временем. Следует помнить, что с костромской обителью связано также имя такого верного сына Отечества, как Иван Сусанин, заманившего в непроходимые лесные дебри поляков, спешивших уничтожить будущего царя.

    События последующих лет

    Именным указом царя Михаила Фёдоровича на территории, примыкающей с западной стороны к монастырю, был отстроен Новый город, обнесённый высокой каменной стеной, имевшей три мощные сторожевые башни. Одна из них, увенчанная многоугольным шатром, находится на том самом месте, где в 1613 году остановился крестный ход, провожавший в Москву юного царя.

    В середине XVII столетия облик монастыря претерпел значительные изменения, и причиной тому послужило несчастье, произошедшее в 1649 году. В один из дней по нерадивости иноков произошёл взрыв порохового погреба, унесший жизни нескольких человек и почти полностью разрушивший Свято-Троицкий собор. В огне возникшего пожара погибло много старинных икон и драгоценной утвари. В последующие годы святыня была заново отстроена и своими размерами, а также архитектурными достоинствами во многом превзошла прежнюю постройку.

    Семейная святыня Романовых

    В течение последующих трёх столетий обитель, ставшая «колыбелью дома Романовых», заняла между другими российскими монастырями привилегированное положение и достигла небывалых доселе высот. Известная прежде как родовая обитель Годуновых, она стала началом пути новой царствующей династии, члены которой явились её щедрыми покровителями. Следует отметить, что каждый государь, восходя на престол, считал своей святой обязанностью посетить монастырь, ставший их фамильной святыней.

    В связи с этим неудивительно, что в 1913 году центром празднеств, связанных с трёхсотлетием Дома Романовых, стала именно Кострома. Ипатьевский монастырь (фото тех дней представлено в статье) почтил своим присутствием Николай II, все члены царской семьи, а также высшие сановники и наиболее видные представители набравшего к тому времени силу промышленного капитала. Не осталось в стороне и купечество.

    Годы духовного мрака и запустения

    После октябрьского вооружённого переворота волна террора, направленная против Русской православной церкви, её служителей и наиболее активных прихожан, захлестнула страну. Не избежала её и Кострома. Ипатьевский монастырь был упразднён уже через два года после прихода к власти новых хозяев жизни, а его имущество национализировано.

    Постройки, находившиеся на территории обители, стали использоваться в качестве жилых помещений для работников местного текстильного предприятия, а часть из них отвели под детский приют и казарму. Обширный монастырский двор использовался в качестве стадиона или танцплощадки. В 1934 году жертвой одной из очередных антирелигиозных кампаний стал взорванный властями второй по величине монастырский собор, некогда возведённый и освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

    Обитель, возвращённая церкви

    Возрождение святой обители связано с переменами в жизни страны, вызванными перестройкой. В 1989 году в стенах Троицкого собора было совершено первое за последние семьдесят лет богослужение, а двумя годами позже Ипатьевский монастырь (Кострома), адрес которого: ул. Просвещения, 1, был зарегистрирован как Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 2002 году по личному распоряжению президента России В. В. Путина все монастырские постройки и находящееся на его территории имущество были переданы в безвозмездное пользование Костромской епархии.

    Это явилось знаменательным событием в жизни всей Русской Православной Церкви, среди святых обителей которой вновь занял своё место Ипатьевский монастырь (Кострома). Экскурсии, по-прежнему проводимые в нём, отныне приобрели более глубокий смысл. Посетители, съезжающиеся в него со всех концов страны, получили возможность не только прикоснуться к истории монастыря, но и почувствовать силу возрождённой в нём духовной жизни.

    Музей, сохранённый в монастырских стенах

    За последние десятилетия в народе значительно возрос интерес ко всему, что связано с его национальными истоками и традициям, уходящим корнями в глубокую старину. Этим объясняется увеличивающийся с каждым годом поток паломников и просто туристов, направляющихся во святые обители России, одной из которых является Ипатьевский монастырь (Кострома).

    Режим работы действующего на его территории музея организован таким образом, чтобы максимально удовлетворить всё возрастающий спрос со стороны как жителей самого города, так и приезжих. Свои услуги им предлагают многочисленные туристические и экскурсионные фирмы. Специализируясь в данной области, они среди прочих объектов культурного наследия, обслуживают и Ипатьевский монастырь (Кострома).

    Режим, в котором осуществляются ими плановые экскурсии, можно узнать на соответствующих информационных ресурсах. В любом случае следует иметь в виду, что вход на территорию обители платный и в летнее время (май — сентябрь) разрешён с 9:00 до 18:00, а в зимнее (октябрь — апрель) с 10:00 до 17:00.

    Ипатьевский монастырь

    В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

    В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

    В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых.

    Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

    В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

    Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

    Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

    Святыни монастыря

    • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
    • Частица Ризы Господней.
    • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
    • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
    • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

    Тихвинская икона Божией Матери

    Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

    В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

    Ипатьевский монастырь

    Кострома: полезная информация

    • Информация о городе
    • Карта Костромы
    • Куда сходить
      • Достопримечательности (28)
      • Музеи (8)
      • Храмы, соборы, мечети (9)
      • Автовокзалы (1)
      • Заповедники (1)
      • ЖД вокзалы (1)
      • Зоопарки (1)
      • Рынки (1)
      • Площади (1)
      • Театры (3)
      • Парки (2)
      • Аэропорты (1)
      • Рестораны и кафе (2)
    • Забронировать отель в Костроме
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Костромы
    • Экскурсии в Костроме

    Автобус № 14 Остановка «Ипатьевская слобода»
    Маршрутное такси № 11, 14, 38, 4, 8 Остановка «Ипатьевская слобода»

    Ипатьевский монастырь в Костроме — памятник старины, объект культурного наследия нашего Отечества. Этот монастырь по праву называют «колыбелью», из которой вышла династия Романовых. Памятуя об этом, каждый новый наследник престола, становясь государем, не скупился на настоящие царские подарки для Ипатьевского монастыря. Причем Романовы одаривали обитель не только золотом и серебром, но и редкими книгами, иконами, предметами искусств.

    В силу своей исторической значимости, обитель в течение долгих веков была неразрывно связана с крупнейшими социальными и политическими событиями, происходившими в Российской Империи.

    Так, например, Ипатьевский монастырь спас жизнь Михаилу Федоровичу, который укрывался там от захватчиков из Польши. Случилось это незадолго до дня народного единства. Это событие теперь отмечается в РФ как официальный государственный праздник.

    С Ипатьевским монастырем связаны и более печальные события. Так, например, на территории обители было уничтожено практически до фундамента здание старой церкви, по причине взрыва бочки с порохом. Последствием этой трагедии стало то, что последующим поколениям теперь невозможно вообразить, какой у Ипатьевской обители был первоначальный внешний облик. Кроме того, погибло множество редких икон, которые даже для того времени представляли собой культурную и религиозную ценность. Сейчас же эти редкости могли бы стать одними из самых главных реликвий для православных.

    Здания Ипатьевской обители были восстановлены в 18 веке. После этого они реставрировались лишь незначительно, и дошли до нас такими как мы сейчас видим. Однако интерьер помещений с екатерининской эпохи менялся не единожды.

    После событий, связанных с революцией в 1917 году обитель прекратила существовать в качестве культурного и духовного оплота для верующих. Большинство ее построек было пущено под хозяйственные нужды. Все церковные реликвии, начиная с двадцатых годов, вывозились в Москву, где их использовали на революционные нужды. Лишь часть икон и предметов, не представляющих для большевиков ценности, были отданы в местный краеведческий музей. Одновременно с этим помещения и постройки монастыря были отданы под общежития для фабричных рабочих, солдат Красной армии и даже под танцевальные площадки.

    И только лишь с приходом Хрущева к власти, в середине пятидесятых, Ипатьевский монастырь в Костроме стал возвращаться к жизни. Были начаты работы по реставрации и возвращению первоначального предназначения монастырю.

    Поэтому знаменитая Костромская обитель — это уникальное место в нашей стране, которое являлось отражением всех происходящих крупных социально-политических событий. На сегодняшний день персонал местного музея и местные священнослужители считают, что сейчас у них появилось ощущение свободы и стабильности.

    Ипатьевский монастырь в Костроме: как добраться , история

    Святыня входит в перечень самых старинных сооружений. Первые упоминания о возведении уходят в начало 14-го века. Из-за собственного места положения на протяжении 14-15 века святой обитель был зданием что служило для защиты на территории северо-восточной границы.

    Чем именно прославилась Ипатьевская обитель?

    Ипатьевский монастырь так же имеет другое наименование «Колыбель» Дома Романовых. 17 век это был особенный исторический этап в ходе которого могло произойти уничтожение всей власти Руси, но здание святыни защитило Михаила Романова. В летописях зафиксирован факт того что именно после этого события началось трехсотлетнее правление династии Романовых.

    Заходя на территорию Ипатьевского монастыря можно увидеть более десяти разноплановых сооружений и каждое имеет свои отличия и особенности, которые при детальном рассмотрении удивляют человеческий взор. Необходимо отметить наличие:

    Братского и Наместнического корпуса,

    Трапезного и Свечного корпуса,

    Звонницы и Троицкого храма,

    над надвратным собором Хрисанфа и Дарии Святые врата,

    над погребами жилых келий,

    башен Нового и Старого городов.

    Помимо этого, в местности располагается здание исторического музея археологической направленности. Людям, которые посещают музей предоставляется возможность ознакомиться с огромным количеством различных экспонатов старины имеющих религиозную направленность. Там же имеется экспозиция периода правления династии Романовых.

    Свято-Троицкая Ипатьевская святыня располагается в местности, что богата живописными видами, в Костроме. У костромского населения существует такое наименование как «стрелка». Так называется участок, в котором соединяются две реки: Кострома и Волга. Необходимо отметить, что после того, как на данном участке было возведено здание монастыря, он стал именоваться: Ипатьевский мыс.

    Исторические сведения о монастыре

    Костромской Ипатьевский монастырь являлся активным участников дел государства. Помимо этого, он систематически устремлялся к населению для народного единства. Однако в летописях зафиксировано существование и более печальных вехов данной святыни. В 17-ом веке здание старой церкви были абсолютно уничтожено ввиду того, что произошло возгорание бочек с порохом. Из-за данного горестного происшествия исчезла возможность увидеть оригинальное оформление сооружения.

    В 18 веке здание было восстановлено и внешне больше не изменялось. А вот внутренний интерьер перестраивался несколько раз.

    Троицкий храм и другие архитектурные памятки

    Троицкий храм костромского Ипатьевского монастыря является основным храмом святыни. Находясь в пути к местности, вы сможете его увидеть за несколько километров, а все потому что на нем приставлены пять золоченных главок и колокольня в изумрудно – ажурном шатре.

    С правой стороны располагается парадное крыльцо украшенное удивительно красивым элементами и восьмигранный шатр с другими всевозможными украшениями. Попадая во внутрь святыни человеческий взгляд невольно приковывают стенные росписи середины 17 века и величественный иконостас. Он создан в стиле барокко 17-го столетия. Мастеру удалось с их помощь передать всю широту палитры и глубину мотива.

    Наиболее значимые сокровища обители это:

    • Богатая библиотека, в который имеются Ипатьевские летописи.

    • В Троицком храме особое внимание уделяется пятиярусному золоченному иконостасу.

    • Стенопись, выполненная Гурием Никитиным.

    Также памятка архитектуры – это звонница, расположенная на территории Ипатьевского монастыря. Ее по заказу боярина Годунова создали в начале 17 века. Она отличается резным зеленым шатром и каменными резными элементами на поясе. В 2006 году звонница была увенчана специальным колоколом «Царь Михаил».

    Помимо этого, необходимо отметить, что в местности монастыря находятся и другие святыни имеющие не меньшее значение:

    • частицы гробов Матроны Московской и Николая Чудотворца;

    • часть Ризы Господней;

    • частицы мощей священномученика Ипатия;

    • чудотворный образ Тихвинской Пресвятой девы.

    Как доехать до Ипатьевского монастыря?

    Адрес расположения святыни следующий: г. Кострома, ул. Просвещения, 1.

    Добираться по городу вы можете при помощи автобуса под номером 14, или на маршрутном такси под номером 4, 8, 11, 14, 38. Выйти необходимо на остановке под названием «Ипатьевская слобода»

    В какое время можно посетить местность?

    • Монастырь работает ежедневно с 7 утра до 6 вечера.

    • Здание музея открыто с мая по сентябрь – с 9 утра до 6 вечера, а с октября по апрель – с 10 утра до 5 вечера.

    График проведения божественных служб и прочие сведения вы можете найти на официальной веб-страничке монастыря.

    Да пребудет с вами создатель и покровитель наш!

    Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

    Основатель: татарский мурза Чет
    Время основания: около 1330 года (впервые упомянут в летописи в 1432 году)

    — Основатель монастыря — родоначальник рода Годуновых и Сабуровых, бежавший из Золотой Орды к Ивану Калите;
    — В годы Смуты за стенами монастыря скрывался от интервентов молодой боярин Михаил Романов вместе со своей матерью инокиней Марфой. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря Михаила Федоровича призвали на царство;
    — При Романовых монастырь имел привилегированное положение, члены императорской фамилии почитали его как свою семейную святыню;
    — В XVII веке в монастыре хранился список Ипатьевской летописи — одного из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси, в 1809 году она была найдена в Библиотеке Академии Наук историком Николаем Карамзиным;
    — В 1649 году произошел взрыв в пороховом погребе, Троицкий собор и его святыни были практически полностью уничтожены. На месте утраченного собора был возведен новый, уступавший размерами предыдущему;
    — В 1685 году новый собор был расписан уникальными по сюжету и исполнению фресками артелью мастеров под руководством Гурия Никитина;
    — В 1767 году к визиту Екатерины II в Кострому были устроены Екатерининские ворота, ставшие главным входом в монастырь;
    — В 1839 году на монастырской площади была установлена колонна в память о событиях и людях, оставивших след в истории обители;
    — Период 1837-1863 годов отмечен масштабной реконструкций монастыря под руководством архитектора К.А. Тона — был заново оформлен фасад монастыря, спроектирована шатровая церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарьи над Святыми воротами (со стороны р. Костромы), был возведен храм Рождества Пресвятой Богородицы, соединенный с Троицкий собором, были реконструированы Палаты бояр Романовых и возведена «царская лестница»;
    — Во время празднования 300-летия Дома Романовых в мае 1913 года в монастырь приезжал император Николай II, монарх жил за его стенами в специально построенном деревянном доме;
    — В 1919 году монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В постройках монастыря были устроены общежития для рабочих-текстильщиков, детский приют и военные казармы. В 1934 году был уничтожен храм Рождества Пресвятой Богородицы;
    — Общежития были расселены к середине 1950-х годов, проводились реставрационные работы;
    — В 1958 году в монастыре был открыт Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник;
    — В 1989 году состоялось первое со времен закрытия монастыря богослужение, в 2005 году обитель была полностью возвращена Епархии.

    Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря:
    — Троицкий собор (1650-1652 годы);
    — Звонница (1603-1605 годы);
    — Архиерейский корпус (XVIII век) со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (середина XIX века);
    — Палаты бояр Романовых (XVI век);
    — Наместничий корпус (XVI век);
    — Братский корпус (XVIII век);
    — Кельи над погребами (XVI-XVIII века);
    — Трапезный корпус (XVI-XVII века);
    — Свечной корпус (XIX век);
    — Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI-XVII века);
    — Стены и башни Нового города (XVII век).

    Святыни монастыря:
    — Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери;
    — Частица Ризы Господней;
    — Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе);
    — Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
    — Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

    При музее работает Церковный историко-археологический музей. Рядом с монастырем находится уникальный Музей деревянного зодчества.

    Ипатьевский монастырь

    Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – один из древнейших в нашей стране и среди значительных и известных обителей занимает одно из первых мест. Считается, что основан монастырь был в честь Пресвятой Троицы в 14 веке, а имя свое получил в честь святителя Ипатия епископа Гангрского.

    История Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря

    Есть красивая легенда о том, что монастырь сей был основан татарским мурзой, которого звали Чет и дал этот Чет начало рода Годуновых. А было дело так – плыл себе татарский мурза в Москву по реке да по Волге. А плыл за тем, чтобы православие принять. Плыл, плыл, да заболел дорогой мурза. И сильно заболел. И является ему то ли во сне, то ли в беспамятстве Богоматерь и велит построить монастырь и название ему дать по имени мученика Ипатия. Поправился мурза и до Москвы доехал. В первопрестольной он крестился и стал именоваться Захарием. И самое время пришло наказ Богоматери выполнить. Основал тот Захарий монастырь близ города Кострома, и сам там и поселился. Говорят, что и похоронен и он, и сын его в стенах основанного ими монастыря.

    Однако, историки сомневаются в правдивости этой легенды. Существует мнение, что Захарий был, но был он богатым горожанином и христианином, а монастырь якобы основан князем Василием Квашней, но не как монастырь, а как крепость на границе города, чтобы обороняться от врагов. Как бы там не было – монастырь существовал уже в 14 веке и уже тогда он был под попечительством рода Годуновых, которые не жалели средств на его развитие. Благодаря щедрым вложениям Годуновых, к концу 16 века монастырь играл уже весьма значимую роль в жизни Русского государства.

    Тяжелые времена пережил монастырь в годы Смуты. С октября 1608 по сентябрь 1609 года он был в руках сторонников Лжедмитрия Второго. А с 1612 года в его кельях жил совсем молодой Миша Романов со своей матерью. Отсюда в марте 1613 года он и отправился на царствование. С тех пор каждый следующий Романов, вступая на престол, посещал данную обитель и делал ей щедрые пожертвования.

    Во время первой мировой войны здесь располагался лазарет. После революции в стенах монастыря размещались и рабочий поселок, и стадион, и антирелигиозный музей. Со звонницы были сброшены колокола, был разрушен Рождественский собор, уничтожено монастырское кладбище. С 60-х годов 19 столетия началось восстановление и реставрация Ипатьевского монастыря, и сейчас здесь располагается действующий мужской монастырь.

    Архитектурный ансамбль

    Первые постройки Ипатьевского монастыря были деревянными. Со второй половины 16 века боярами Годуновыми начали возводиться каменные сооружения, среди которых первым строится Троицкий собор с приделом апостола Ипатия, затем храм Рождества Богородицы. Вокруг монастыря выросли каменные стены, по углам которых были оборудованы башни, над Святыми воротами был возведен храм святого Феодора Стратилата и Ирины. В начале 17 века в центре монастыря была установлена звонница.

    Первый каменный Троицкий собор был разрушен во время случайного взрыва пороха, а дошедшее до нас строение Свято-Троицкого собора относится к середине 17 века. Это необыкновенной красоты пятикупольное сооружение на высоком подклете с галереями и с богато оформленным ажурным крыльцом являет собой яркий образец московского зодчества.

    Круто изогнутые закомары и купола придают постройке пластическую выразительность. Сохранились три металлические двери, выполненные с применением «золотой наводки». Особенный интерес неизменно вызывают фрески работы иконописца Гурия Никитина, которыми расписаны своды, стены, столбы и барабаны храма. В конце 18 века в соборе был сооружен великолепный пятиярусный позолоченный иконостас с колоннами сквозной резьбы.

    Одно из почетных мест в иконостасе занимает точная копия знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери, привезенная в Кострому в 1613 году. А в подклети собора сохранились фамильные погребения рода Годуновых, где покоится прах и родителей Бориса Годунова.

    Слева от собора находится Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

    Справа от Троицкого собора располагается историко-архитектурный памятник 16 века — Палаты бояр Романовых, в которых и жила инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова-Романова) со своим сыном Михаилом. Тогда здесь были только кельи, но во второй половине 19 века здание было перестроено. К нему добавилось выступающее далеко вперед крыльцо с килевидным навесом.

    Гуляя по палатам, вы можете ознакомиться с интересной музейной экспозицией, рассказывающей об истории рода Романовых, увидеть печи, оформленные изразцовыми плитками, древние иконы, фрагменты фресок и многие уникальные предметы быта того периода.

    Расположенные рядом с этим зданием ворота ведут на территорию Нового города – эта пристройка 1642-43 гг. На месте, откуда Михаил Романов отправился на царство, возведена башня с воротами. Ее шатровая крыша покрыта зеленой черепицей. Эта башня стала въездом на территорию монастыря с западной стороны.

    Сзади Троицкого собора стоит воссозданный к 400-летию династии Романовых, взамен взорванного в 30-е годы, храм Рождества Богородицы.

    Погуляв по территории Ипатьевского монастыря, на обратном пути можно купить сувениры, которые продаются под его стенами в многочисленных палатках.

    Ипатьевский монастырь

    Монастырь основал в 1330 г. татарским князем Четом, предком Годуновых. Здесь погребены -основатель Чет и Иван Сусанин, отдавший жизнь за царя. На территории монастыря сохранилось множество исторических построек — Троицкий собор (1652), палаты бояр Романовых, звоница, построенная на средства Годуновых и многое другое.
    В стенах монастыря находится Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» и музей деревянного зодчества.

    Режим работы: с 9.00 до 17.00

    Телефон: (4942) 31-25-89

    Карта окрестностей (N057 46.588, E040 53.338)

    Фотографии

    Отзывы посетителей

    • по 7 на страницу
    • по 25 на страницу
    • Все

    Вход платный 150 р. В эту стоимость входит 3 экспозиции: палатф бояр Романовых, экспозиция Церковные древности, вклад бояр Годуновых и иконы 15-20 вв. Так же в Ипатьевском монастыре хранится Тихвинская икона Божъей матери.

    Мое личное мнение: если вы не религиозный человек и хотите посмотреть Ипатьевский монастырь только с культурно-исторической точки зрения, то можете сделать пару фоторгафий снаружи и спуститься на пантон слева от стен. Этого будет вполне достаточно.

    Если приходишь перед вечерней службой( где то в 5 вечера) и говоришь что идешь в храм — пропускают бесплатно, но только в храм.
    красивые мужские хоры.

    музеи не запомнились совершенно.
    да, и музей зодчества не на территории а от реки до конца стены монастыря и налево.

    Туристическое наезженное место.
    Толпа.
    В историческом плане интересно. Для души — никак.

    Злые бабки, в каждом музее со скандалом требующие входной билет (его проверяют и надрывают на входе в комплекс). Информации никакой.

    Дорожки были — голый лед. Никто не чистит и не ухаживает.

    Очень неприятно, что за вход на территорию берут деньги. Для монастыря — любого, это по-моему недопустимо. Но это претензии к РПЦ.
    Сам монастырь довольно красив, внутри просторно и на удивление пусто.
    Плюсы — можно пройтись по всей стене (бесплатно), залезть на башню, откуда открывается эффектный вид на город.

    Кстати, согласна, что с экскурсией было бы наверняка интереснее.

    Подписываюсь под каждым словом. У нас было аналогично.
    После посещения оной достопримечательности, возникло ощущение что именно здесь коммерция победила веру окончательно!
    И ещё непонятки: продают свечи, а зажигать и ставить их нельзя. Они складываются в коробку рядом с подсвечниками(?). А где уверенность, что их оттуда потом не берут и снова не продают?

    Были 08.01.2007.
    Монастырь, является одним из наиболее явных образцов комерциализации русской православной церкви.

    Посещение монастыря вызывает чувство гадливости смешанное с желанием глумиться прикалываться и стебаться.

    — На входе стоит тетенька цербер и не пускает без билета.
    — Билет стоит 60 р.
    — На билете написано — «спасибо за пожертвование».
    — Билет на фотосъемку — 50 р.
    — Во дворе установлен колокол. На колоколе надпись — «Лит радением семьи Сваровски. » там еще пречислены разные люди. Мы сразу поняли что здесь обитают очень крутые священники раз у них колокол от Сваровски.
    . продолжение » src=»http://autotravel.ru/jpg/plus.gif»>

    — В церкви стоит неслабого объема урна для пожертвований. Было стойкое желание сунуть туда билеты (ведь мы уже сделали обязательное пожертвование по 60 р. с носа).
    — На тюнингованной ниве в монастырь въезжает священник, распугивая и разбибикивая всех на своем пути.
    — Музей — наискуднейшая экспозиция с парой — тройкой десятков экспонатов, не подвергавшихся реставрации. Ощущение такое, что бродиш по помойке.
    — В музее нельзя фотографировать со вспышкой, за чем следит специальная тетка. Она явно намекает на деньги в свой карман. Билеты на фотосъемку против нее не действуют. Забили на тетку и щелкали со вспышкой. Были подвергнуты косым и злобным взглядам. К стати в церкви у них можно фотографировать как угодно и сколько угодно.

    Выйдя из монастыря, обнаружили что нашу машину моет какой то паренек. Дождались пока закончит. Дали ему 100 р. решив что хоть мы и не просили ну да ладно так уж и быть. Юноша сказал, что вообще то они берут 200 р. За что отняли у него обратно и те деньги которые дали. Напутствовали отрока словами — «Мы не просили ничего и не будем расплачиваться, раз по человечески не понимаеш». Мыл он тряпкой, что в случае ржавых жигулей без разницы а в случае иномарки то же самое что потереть шкуркой.

    Очень обширный, хорошо организованный и познавательный музей. Большая экспозиция посвящена животному миру. Огромная коллекция бабочек.

    Грамотно отреставрирована и сама монастырская крепость.

    Ссылка на основную публикацию