Иоанно предтеченский монастырь вязьма

Иоанно-Предтеченский монастырь в Вязьме

Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь был основан в 1535 году Герасимом Болдинским:

…поставил к западу от города Вязьмы, на высоком холме, недалеко от реки Бебри келью и начал подвизаться на поприще духовной жизни

— «Житие преподобного Герасима»

В 1542 году Герасим Болдинский получил благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна Васильевича на основание мужской обители. В тот же год была поставлена первая деревянная церковь клецкого типа с трапезной и келарской — во имя Иоанна Предтечи. При игумене Симеоне, ученике Герасима, был построен второй деревянный храм — церковь Вознесения Господня. Постепенно монастырь рос и приобретал известность:

  • в 1566 году в монастыре побывал Иван Грозный;
  • в 1598 году — Борис Годунов;
  • в 1619 году — митрополит Ростовский и Ярославский, будущий патриарх Филарет;
  • в 1654, 1655, 1656, 1657 годах — царь Алексей Михайлович;
  • в 1656 году — патриарх Никон.

В начале XVII века в «смутное время» монастырь неоднократно подвергался разграблению и разорению.

На пожертвования царя Михаила Федоровича и боярина Ивана Никитича Романова и средства, полученные с царских вотчин, в 1635-1638 годах при игумене Гурии , вместо главной деревянной шатровой церкви был построен соборный трехшатровый храм во имя Божией Матери Одигитрии, ставший архитектурной жемчужиной смоленского края. Все прежние деревянные здания заменены каменными. В 1650 году поставлен над монастырскими вратами вместо деревянного теплый каменный храм во имя Вознесения Господня с общей трапезной для братии.

С середины XVIII века в обители было устроено училище для детей духовенства. Много людей получили в этих стенах первоначальное образование и воспитание. В середине прошлого века здесь учился В.В.Докучаев, основоположник научного почвоведения.

В 1750 году на средства архимандрита Венедикта (Коптева) был построен каменный храм в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом Николая Чудотворца.

В Отечественную войну 1812 года Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь сильно пострадал. Многие здания были сожжены и разрушены, ризница с царскими грамотами , древними книгами и документами, утварь, иконы были разграблены. Только в 1837 году храм Одигитрии был восстановлен и освящен, возобновлены настоятельские и братские кельи.

В 1912 году в монастыре были произведены исследования известным русским архитектором – реставратором П.Д.Борановским, материалы которого легли в основу восстановительных работ в 1960-1980 годы.

В марте 1930 года храмы монастыря были отобраны, сняты кресты и главы. Колокола вывезены на металлолом. Все здания переданы спичечной фабрике. Монастырь был возвращен Церкви 26 мая 1989 года, церковь Одигитрии восстановлена, велась реставращия всех построек. В августе 1995 года по предложению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла монастырь переведен в разряд женского. Службы в монастыре совершаются ежедневно. При монастыре действует воскресная детская школа.

Женский монастырь во имя Иоанна Предтечи г. Вязьмы Епархиальный женский монастырь

Мужской монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи был основан преподобным Герасимом Болдинским в 1542 году. До прихода святого на месте монастыря не было никакого поселения, а стоял очень густой ольховый лес, который перерезывался речкой Бебрей.

«Бе же на месте сем прежде корчемником, блудником прибежище и разбойником, и прочим играм бесовским, душегубство, убийство и кровопролитие» . В лесу, окаймлявшем берега реки Бебри, с давних пор был притон воров, разбойников и всякого рода буянов. В конце 1535 года благочестивый старец преподобный Герасим с учеником Симеоном поставил здесь келью. Прожив на месте этом 7 лет, собрав вокруг себя благочестивых людей, преподобный Герасим в начале 1542 года отправляется в Москву, где испрашивает благословение и грамоту у митрополита Макария на построение церкви и позволение у царя Иоанна IV на основание обители.

Уже в 1542 году трудами монастырской братии и боголюбивых поселян преподобный Герасим построил деревянный храм клетского типа с трапезной и келарской во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С тех пор обитель по имени престольного храма называется Предтечевой, по городу — Вяземской. Позднее преподобный Герасим начал строительство в монастыре храма во имя Вознесения Господня.

Пробыв около семи лет в Вязьме, устроив монастырь и поставив по благословению митрополита Макария, игуменом своего ученика Симеона, преподобный возвратился в Болдинскую обитель, где и скончался в 1554 году.

В первые годы игуменства Симеона в обители было более 30 человек братии. Заботился игумен Симеон более всего о духовной жизни братии, многие из насельников монастыря впоследствии сами основали новые монастыри в Смоленском крае и других землях.

Постепенно монастырь рос и приобретал известность. В 1566 году Вяземскую обитель посещал царь Иоанн IV Грозный. В конце XVI века благотворительные вклады в монастырь делал Борис Годунов, имевший в Вязьме свой дом и в ее окрестностях земельные угодья. В 1598 году во время поездки в Смоленск для осмотра строящейся там крепости Борис Годунов останавливался в Вязьме и посещал собор и монастырь. В 1598 году он пожаловал обители пахотные и сенокосные земли в пригороде и в Вязьме: «…рыбные ловли на реке Вязьме, 10 лавок в разных местах нижнего острога (крепости), обширный дом в верхнем остроге, близ соборной церкви». Монастырь имел также много «…служек, крестьян и даточников».

Щедро жертвовали в обитель и вязьмичи, занимавшиеся торговлей и различными ремеслами. Когда Вязьму и ее окрестности посетил голод в 1602 году, обитель «открыла приют и житницы для голодающих и спасла многих от смерти».

В начале XVII века в «смутное время» монастырь неоднократно подвергался разграблению и разорению.

По восшествии на престол царя Михаила Федоровича, основоположника династии Романовых, война на вяземской земле еще продолжалась, поэтому обитель не могла возродиться сразу. После заключения Деулинского перемирия с Польшей в 1618 году Вязьма торжественно встречала возвращавшегося из плена митрополита Ростовского Филарета (Федора Никитича Романова), который через несколько дней был поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.

В разоренный Предтечев монастырь был поставлен игуменом Даниил, при котором было 14 человек братии. Игумен Даниил обратился в 1621 году к царю за помощью. По решению царя Михаила Федоровича, обители были пожалованы вотчины взамен отнятых во времена польского владычества и подтверждены прежние права, данные монастырю Борисом Годуновым.

В XVII столетии на территории монастыря возводится соборный трехшатровый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Общепринятой датой постройки храма считаются 1635-1638 гг. Однако, изучение архивных источников и архитектурных особенностей храма сегодня позволяет весьма аргументированно предполагать, что храм Одигитрии, представляющий собой яркий и совершенный образец развитой фазы русского узорочья и завершающей стадии стиля Алексея Михайловича был возведен в более позднее время – 1650-70-е гг.

Первым из настоятелей монастыря возведенным в сан архимандрита стал Пахомий — «по общему согласию братии и при значительном содействии жителей Подмонастырской слободы». В 1650 году при нем поставлен над монастырскими вратами вместо деревянного теплый каменный храм во имя Вознесения Господня с общей трапезной для братии.

В 1676 году настоятелем обители был избран братией игумен Питирим, впоследствии епископ, Святитель Тамбовский. Богоугодная жизнь святого Питирима была образцом для других иноков обители. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета. В период с 1686-го по 1704 годы настоятелями обители были архимандриты Феодосий и Варсанофий. К началу XVIII века образовался особый приход из 204 дворов — Подмонастырская слобода. По приказу царя Петра I всем монастырям давать приют раненым воинам и неспособным к работе мирянам в обители была устроена больничная палата, с отдельным помещением для высших чинов.

Иноки прислуживали, готовили пищу и делали все для спокойной жизни больных и раненых.

Благодаря такой благотворительной деятельности правительство наделило обитель новыми вотчинами, и сами больные, особенно бездетные, завещали монастырю свое движимое и недвижимое имущество. Приток новых средств позволил еще больше украсить обитель.

По высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны от 10 мая 1739 года, преосвященный Леонид, архиепископ Сарский и Подонский, учредил в монастыре Крутицкую семинарию. Настоятелем в это время был архимандрит Макарий. Семинария просуществовала при монастыре 5 лет. 21 июня 1744 года последовал именной указ императрицы Елизаветы Петровны с повелением «Вяземскую семинарию перевести в Москву в Покровский монастырь и именовать впредь Крутицкой». В обители с этого времени устроено училище для детей духовенства. Много пастырей церкви и тружеников земли русской получили в стенах Вяземского духовного училища первоначальное образование и воспитание. В разное время в Вяземском духовном училище обучались преподобный Макарий Алтайский, святой праведный Алексий Южинский, епископы Иларион (Юшенов), Арсений (Брянцев) и Иоасаф (Лелюхин), писатель и богослов М.А. Соколов, основоположник научного почвоведения В. В. Докучаев и др.

В 1750 году на средства архимандрита Венедикта (Коптева) был выстроен каменный храм в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом во имя Николая Чудотворца.

В Отечественную войну 1812 года Вяземская обитель претерпела такое же страшное опустошение, как и при нашествии поляков. Многие здания были сожжены и разрушены. Ризница с хранящимися в ней царскими грамотами, библиотека с древними книгами и документами, утварь, иконы были уничтожены или разграблены. От богатой обители после ухода неприятеля остались одни обгорелые стены. Разорение было настолько велико, что до начала 30-х годов XIX века обитель не могла оправиться.

С трудом братия исправила Никольский, а затем Вознесенский храмы. Соборная же церковь Одигитрии стояла в развалинах до 1832 года, когда назначенный настоятелем архимандрит Вениамин на пожертвования прихожан и купцов за несколько лет восстановил ее, и в 1837 году этот храм был освящен.

При архимандрите Вениамине были возобновлены настоятельские и братские кельи.

По благоустройству монастыря много и плодотворно потрудился архимандрит Назарий, умерший в 1890 году. При нем поставлен каменный двухэтажный гостиничный корпус, на Духовской улице — две каменные лавки для торговли, часовня, исправлена ограда.

В 1909 году 5 декабря из-за неисправности дымовых труб в духовном училище произошел пожар, в котором пострадали богослужебный зал и помещение 1-го класса, но уже в 1910 году здание было отстроено.

В 1912 году в монастыре были проведены исследования известным русским архитектором-реставратором П. Д. Барановским, материалы которого легли в основу восстановительных работ в 1960-1980 годы.

С 1910 по 1917 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Дионисий. С лета 1917 г. монастырем на правах настоятеля управлял бывший епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев), при котором в обители возобновились регулярные службы и был воссоздан церковный хор. 12 августа 1918 г. Макарий был назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. 4 сентября 1918 г. обвиненный в контрреволюционном заговоре епископ был расстрелян. В 1993 г. владыка Макарий был реабилитирован, а в 2000 г. причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских.
Монастырь был закрыт в 1918 г., но храмы оставались действующими в качестве приходских. В марте 1930 года решением исполкома горсовета храмы были отобраны у верующих, договора на аренду расторгнуты, имущество разграблено и уничтожено. С храмов сняты кресты и главы. Колокола вывезены на металлолом. Все здания переданы спичечной фабрике.

В Великую Отечественную войну в ходе боев за Вязьму сильно пострадали все постройки обители. В 1946 г. трапезная храма Одигитрии была передана городскому архиву, а зимний Знаменский (Никольский) храм по постановлению местных властей был разобран «как не представляющий художественной ценности». В начале 1960-х гг. была восстановлена кровля храма Одигитрии и только в 1976 году к Олимпиаде-80 вяземским участком реставрации, под руководством прораба А. И. Степочкина, по проекту архитектора Д. С. Соколова, начата реставрация монастыря. До 1989 года отреставрированы фасады храмов Божией Матери Одигитрии и Вознесения Господня, палаты казначея с хозяйственными постройками, воссозданы часть ограды и первый этаж гостиницы, проведены раскопки фундаментов настоятельского и поварского корпусов.

В конце 1980-х годов верующие и интеллигенция города неоднократно обращались к церковным и светским властям всех уровней с предложением восстановить Иоанно-Предтечев монастырь. Были собраны тысячи подписей вязьмичей с просьбой открыть в городе мужской монастырь на его историческом месте, проводился специальный опрос жителей через местную газету, но верующим были возвращены храмы монастыря только 26 мая 1989 года. В июне 1990 года последовало решение Синода Русской Православной Церкви об открытии Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря, а 28 июля этого же года назначен настоятель, им стал игумен Аркадий. Первый, после семидесяти лет забвения, настоятель обители положил много трудов на восстановление монастыря.

11 августа 1991 года, на второй день празднования иконы во имя Смоленской Божией Матери — Одигитрии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил освящение монастырского Вознесенского храма. В 1993-1994 годах проведены работы по реставрации Вознесенского храма, отремонтированы казначейские и 4 братские кельи. Поставлен второй этаж гостиницы, срублена баня и жилой дом-просфорная, заведено подсобное хозяйство. 3 мая 1993 года монастырь посетил святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Вознесенском храме монастыря им был совершен краткий молебен и передана в дар обители икона Спаса Нерукотворного. Предстоятель церкви посадил молодой дуб за алтарем церкви Одигитрии.

В августе 1995 года по предложению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Синодом Русской Православной Церкви монастырь переведен в разряд женского. Первыми насельницами женского Иоанно–Предтеченского монастыря были 6 послушниц во главе со старшей сестрой монахиней Людмилой.

24 мая 1996 года настоятельницей монастыря назначена монахиня Лаврентия.

Чтобы достроить сестринский корпус (бывшую гостиницу), сестры разбирали разрушенные здания, и кирпич шел на постройку его внутренних стен. К 4 ноября 1998 года, ко дню празднования иконы Казанской Божией Матери, строительство было завершено, и корпус был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

С весны 1999 года начались работы по восстановлению «жемчужины» монастыря – церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Трехшатровая каменная церковь Одигитрии – выдающийся памятник русского зодчества, созданный неизвестными нам московскими мастерами высокого класса в XVII столетии.

30 ноября 2003 года освящена колокольная звонница. Колокола были отлиты на пожертвования благотворителей обители в уральском городе Усть-Каменске. Это событие привлекло к себе внимание жителей города и очень обрадовало сестер и прихожан.

Одним из важных событий в жизни обители и города Вязьмы явилось принесение частиц мощей Преподобного Герасима Болдинского и Святителя Питирима, епископа Тамбовского, которое произошло 15 мая 2004 года.

6 июня 2009 г. епископом Смоленским и Вяземским Феофилактом был освящен северный придел храма Одигитрии во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

6 июня 2010 г. Иоанно-Предтечев монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, передавший в дар обители икону Божией Матери «Владимирская». Во время визита Святейшего Патриарха в Вязьму настоятельница обители монахиня Лаврентия была возведена в сан игумении.
В канун празднования дня Святой Троицы 2 июня 2012 г. после всенощного бдения епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон совершил освящение установленного во дворе монастыря перед храмом скульптурного образа основателя обители преподобного Герасима Болдинского.
6 октября 2012 г. в монастыре состоялось освящение главного престола храма Одигитрии. Чин освящения храма совершил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

В день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля 2014 г. епископ Смоленский и Вяземский Исидор освятил южный придел храма Одигитрии, посвященный святому праведному Симеону Богоприимцу.

Службы в монастыре совершаются ежедневно. Сестринское правило состоит из утренних и вечерних молитв, полунощницы, акафистов, чтения Евангелия, жития и поучений святых отцов. Повседневная жизнь сестер проходит в молитве и труде на послушаниях в церкви, в трапезной, на просфорне… В монастыре работает швейная мастерская, где сестры занимаются рукоделием. При монастыре есть также подсобное хозяйство: коровы, кролики, куры, огород, фруктовый сад, монастырский двор украшают цветочные клумбы.

С 2013 года силами Иоанно-Предтеченского монастыря близ села Исаково Вяземского района благоустраивается святой источник во имя святителя Николая Чудотворца, устроена купель. В самом Исакове находится домашняя церковь монастыря, также освященная во имя святителя Николая Чудотворца.

В монастыре действует воскресная детская школа и женский клуб, монастырь участвует в проводимом ежегодно в Смоленске фестивале-конкурсе постных блюд.

Иоанно-Предтечев монастырь всегда оказывал посильную помощь нуждающимся. Многие годы монастырь принимал деятельное участие в жизни детского приюта г. Вязьмы «Дом милосердия». Сегодня монастырь продолжает традицию благотворительности, оказывая поддержку малообеспеченным и многодетным семьям, а также заключенным.

Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь

Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь расположен в удивительно чистом, очень уютном, практически идиллическом месте. Повсюду царит какое-то умиротворяющее безмолвие, здесь так легко отогнать навязчивые мысли о повседневных заботах и остаться наедине с собой. Каждый, кто здесь оказывается, покидает монастырь с большим трудом и неохотой.

История монастыря

Когда в 1535 г. на правом берегу реки Бебри преподобный Герасим поставил келью, место это пользовалось дурной славой, считалось, что здесь обитают люди не самых чистых помыслов. Спустя десять лет Герасим, собрав вокруг себя благочестивых единомышленников и получив благословение митрополита и позволение самого царя, начал возведение святой обители. Именно так началась история Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. За несколько лет были построены деревянные храмы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня.

В те годы Предтечев монастырь посещали самые именитые гости: в 1566 здесь побывал царь Иоанн IV Грозный, в 1598 г. в обитель пожаловал Борис Годунов, а в 1654—1655 гг. в покоях монастыря не раз останавливались царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.

В середине 18 века в монастыре открывается духовное училище, в котором получило образование и духовное воспитание большое количество священнослужителей и пастырей. В 1918 училище было упразднено.

Отечественная война 1812 г. принесла монастырю нелегкие испытания: французы разграбили и сожгли святую обитель, оставив от нее только стены. Монастырское хозяйство понесло огромные убытки, невероятных усилий стоило вернуть храмам прежний вид и восстановить нормальную жизнь. Не принесли радости Предтечеву монастырю и послереволюционные годы: ценные иконы, книги и прочая утварь были изъяты по решению райисполкома, затем разграбленные монастырские здания и храмы отошли под нужды спичечной фабрики. Далее последовала Великая Отечественная война, и снова лишения: во время боев за Вязьму монастырь пострадал ещё больше, многие постройки были почти снесены с лица земли. Впоследствии в Иоанно-Предтеченском монастыре размещался пивной завод, его сменили мастерские общества слепых, затем торговые склады и аптечные учреждения.

Возвращение Предтечева монастыря к своему исходному предназначению отмечено 1976 годом, когда начались масштабные реставрационные работы, в ходе которых возродились казначейские палаты и фасады Одигитриевского храма и церкви Вознесения. В 1989 г. святая обитель перешла епархии, в 1990 г. здесь вновь открывается мужской Иоанно-Предтеченский монастырь, однако просуществовал он недолго и в 1995 г. был преобразован в женский. В 1992 г. монастырь отмечал юбилей — 450 лет со дня основания, торжества посетило множество почетных гостей из многих регионов нашей страны.

Главные храмы Иоанно-Предтеченского монастыря

Главная изюминка и гордость Предтечева монастыря — трёхшатровая Одигитриевская церковь. К слову, храмов такого типа в России осталось всего три — в Вязьме, подмосковных Путинках и в Угличе. Храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской был возведен в 1630—1638 гг. на царские пожертвования. Во время войны 1812 г. церковь Одигитрии очень пострадала, однако была восстановлена и вновь освящена.

Около церкви Одигитрии есть деревянный колодец со святой водой, набрать которую можно из ведра. В монастырской лавке продаются специальные чашечки для святой воды.

Церковь Вознесения — ещё одно бесценное сокровище Предтечева монастыря — построена в 1650 г. Вместе с остальными церковными зданиями она пережила все разрушения и в 1991—1994 гг. была восстановлена. В 1750 г. была построена каменная церковь в честь иконы Божией Матери Знамение, продержалась она около двух столетий, но в 1946 г. оказалась разрушена. В ходе реставрации церковь возвели вновь на старом фундаменте, и в 1998 г. её освятили.

Как доехать

Адрес: Смоленская область, г. Вязьма, ул. Докучаева, 48А.

Монастырь находится на северо-западной окраине Вязьмы, на вершине холма над долиной р. Бебря. Автобусы в этот район ходят довольно редко и нерегулярно, примерно раз в час, поэтому целесообразнее вызвать такси или пройти пешком: идёте по Смоленской улице до перекрёстка с Докучаева, через 600—700 м будет указатель на Иоанно-Предтеченский монастырь и поворот направо.

Иоанно-Предтеченский Вяземский женский монастырь

Иоанно-Предтеченский Вяземский монастырь был основан в 1535 году преподобным Герасимом Болдинским.

Содержание

Начало было положено в 1535 году Герасимом Болдинским. В 1542 году Герасим Болдинский получил благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна Васильевича на основание мужской обители.

Первая деревянная церковь — во имя Иоанна Предтечи, что и дало название монастырю — была поставлена в том же году. При игумене Симеоне, ученике Герасима, был построен второй деревянный храм — церковь Вознесения Господня.

В 1566 году в монастыре побывал Иван Грозный; в 1598 году — Борис Годунов; 1619 — митрополит Ростовский и Ярославский, будущий патриарх Филарет; в 1654, 1655, 1656, 1657 годах — царь Алексей Михайлович; 1656 — патриарх Никон.

В годы Смуты монастырь неоднократно подвергался разграблению польско-литовскими отрядами. Но уже в правление Михаила Федоровича на территории храма начинается активное каменное строительство. На месте деревянной церкви в 1630—1638 годах был возведён трёхшатровый каменный храм Божией Матери Одигитрии с приделами в честь Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца. В 1650 году при архимандрите Пахомии построена новая каменная надвратная церковь Вознесения Господня с трапезной.

С 1665 по 1742 гг. монастырь имел подворье в Москве в приходе церкви Космы и Дамиана.

В 1692 году, в грамоте Иоанна и Петра Алексеевичей, игуменом монастыря был упомянут архимандрит Феодосий.

В XVIII веке в монастыре была организована семинария (1739—1744), переведённая по именному указу императрицы Елизаветы Петровны от 21 июня 1744 года, в Москву на Крутицкое подворье. После перевода семинарии в обители было создано Духовное училище, просуществовавшее до 1918 года.

В 1750 году при архимандрите Венедикте был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение».

В 1812 году монастырь был разграблен, восстановление шло медленно.

В 1880-е годы при архимандрите Назарии был построен каменный двухэтажный гостиничный корпус.

В 1912 году в монастыре проводил исследования архитектор-реставратор П. Д. Барановский, материалы которых легли в основу реставрационных работ 1970—1980 гг.

При советской власти в 1930 году был закрыт Вознесенский собор, в 1946 году разрушена Знаменская церковь. На территории монастыря размещалась спичечная фабрика, пивоваренный завод, мастерские общества слепых, склады городского торга и аптечного управления. В 1980-е на территории монастыря начались реставрационные работы.

Современное состояние

В 1990 году вновь был открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь; 11 августа 1991 года был освящён храм Вознесения Господня; в 1995 году монастырь был преобразован в женский; 12 августа в 2001 года был освящён главный престол храма Одигитрии; в 2003 году освящены колокола на звоннице.

В настоящее время в монастыре проживают и несут послушание 18 насельниц. Сестры с большой любовью и заботой принимают многочисленных паломников. Неотъемлемой частью монастырской жизни являются также паломнические поездки по святым местам, в том числе и на Святую Землю. Монашеская жизнь вновь загорелась ревностью и трудами. И важной задачей остается возрождение былого духовного состояния обители.

За время существования Иоанна — Предтеченского монастыря он много раз подвергался разорению и опустошению, убранство его храмов и святыни бесследно исчезали, но молитвами святых создателей и покровителей вновь и вновь обитель возрождалась, и появлялись новые иконы, святые мощи Божиих угодников.

Святыни возвращались прихожанами, привозились паломниками и сестрами со святых мест, из разных уголков мира. И сейчас в монастыре в храме Вознесения Господня хранится великая святыня — Крест-мощевик с частицами мощей Иоанна Крестителя; частицы мощей святого Феодосия и Преподобного Лаврентия Черниговских, привезенных из Чернигова; мощи святых преподобных Оптинских старцев, привезенные сестрами из Оптиной пустыни, мощи святого преподобного Ферапонта из монастыря Рождества Богородицы Можайска; камень со Гроба Господня, привезенный со святой земли; частицы мощей четырнадцать тысяч Вифлеемских младенцев Иродом убиенных из Вифлеема; чудотворный образ Смоленской Божией Матери «Одигитрия» — путеводительницы и защитницы Смоленской земли со времен Владимира Мономаха, и частицы мощей преподобного Герасима Болдинского и святителя Питирима, епископа Тамбовского.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: г. Вязьма, 215106, ул. Докучаева, 48-А

Тел.: 8 (48131) 6-18-01

Расписание богослужений

Службы проходят ежедневно летом в церкви Одигитрии, зимой в церкви Вознесения Господня.

Литургия — в 9:00, вечерняя служба — в 17:00.

Иоанно предтеченский монастырь вязьма

Оригинал взят у alex_des в Иоанно-Предтеченский монастырь в Вязьме. Россия.

Посетить Вязьму мы собирались на обратном пути из Смоленска в Москву. Главная точка в Вязьме — Иоанно-Предтеченский женский монастырь со знаменитым трёхшатровым каменным храмом Божией Матери Одигитрии.
Трёхшатровый каменный храм Божией Матери Одигитрии, является уникальным памятником архитектуры: в России осталось считанные единицы таких храмов (Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Алексеевском монастыре в Угличе, Церковь Рождества Богородицы в Путинках — в Москве).

Сам монастырь небольшой, на его территории находятся два храма — Надвратная церковь Вознесения Господня с колокольней и церковь Иконы Божией Матери «Одигитрия».
На фото ниже церковь Вознесения Господня с колокольней.

1.

Ну а это трехшатровая церковь Иконы Божией Матери «Одигитрия»

2.

Одигитрия — в переводе с греческого означает «путеводительница». Церковь построена во имя иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии в 1630—1638 годах. Церковь включена ЮНЕСКО в число памятников мирового значения.

3.

4.

Территория монастыря ухожена, везде растут цветы.

5.

На площадке перед храмом находится колодец со святой водой. Жители города, живущие неподалёку, приходят сюда за водой.

6.

7.

А вот колодец покрупнее

8.

Этот античный шлем на камне — памятник на могиле генерал-майора Жеребцова А. А. (1781-1832гг), участника Отечественной войны 1812 года, награждённого многими орденами. Памятник стоит на площадке возле храма.
Про генерал-майора Жеребцова А. А. можно почитать в Википедии, если кому интересно.

9.

В монастыре был ещё один храм — Знаменская церковь, которая была разрушена в 1946 году. От неё остался фундамент и фрагменты кирпичной кладки (на фото №10)

10.

А по хозяйству в монастыре используют вот такой очень колоритный транспорт с ковшом и прицепом.

11.

12.

13.

В Википедии о монастыре есть немного информации:

В 1542 году Герасим Болдинский получил благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна Васильевича на основание мужской обители.

Первая деревянная церковь — во имя Иоанна Предтечи, что и дало название монастырю — была поставлена в том же году. При игумене Симеоне, ученике Герасима, был построен второй деревянный храм — церковь Вознесения Господня.

В 1566 году в монастыре побывал Иван Грозный; в 1598 году — Борис Годунов; 1619 — митрополит Ростовский и Ярославский, будущий патриарх Филарет; в 1654, 1655, 1656, 1657 годах — царь Алексей Михайлович; 1656 — патриарх Никон.

В годы Смуты монастырь неоднократно подвергался разграблению польско-литовскими отрядами. Но уже в правление Михаила Федоровича на территории храма начинается активное каменное строительство. На месте деревянной церкви в 1630—1638 годах был возведён трёхшатровый каменный храм Божией Матери Одигитрии с приделами в честь Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца.

В 1650 году при архимандрите Пахомии построена новая каменная надвратная церковь Вознесения Господня с трапезной.

С 1665 по 1742 гг. монастырь имел подворье в Москве в приходе церкви Космы и Дамиана.

В 1692 году, в грамоте Иоанна и Петра Алексеевичей, игуменом монастыря был упомянут архимандрит Феодосий.

В XVIII веке в монастыре была организована семинария (1739-1744), переведённая по именному указу императрицы Елизаветы Петровны от 21 июня 1744 года, в Москву на Крутицкое подворье. После перевода семинарии в обители было создано Духовное училище, просуществовавшее до 1918 года

В 1750 году при архимандрите Венедикте был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение».

В 1812 году монастырь был разграблен, восстановление шло медленно. Храм Одигитрии сильно пострадал в 1812 году, и долгое время стоял в запустении. На пожертвования прихожан и вяземских купцов, при архимандрите Вениамине в 1832—1837 годах он был восстановлен и освящён.

В 1880-е годы при архимандрите Назарии был построен каменный двухэтажный гостиничный корпус. Корпус разрушен после революции 1917 года. Первый этаж восстановлен на старом фундаменте Вяземским участком реставрации во второй половине 1980 годов. Второй этаж и кровля поставлены в 1991—1994 годах.

В 1912 году проведено исследование состояния Одигитриевского храма архитектором-реставратором П. Д. Барановским, материалы которого легли в основу реставрационных работ 1960–1980 гг. Храм включён ЮНЕСКО в число памятников мирового значения.

При советской власти в 1930 году был закрыт Вознесенский собор, в 1946 году разрушена Знаменская церковь. На территории монастыря размещалась спичечная фабрика, пивоваренный завод, мастерские общества слепых, склады городского торга и аптечного управления. В 1980-е на территории монастыря начались реставрационные работы.

В 1990 году вновь был открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь; 11 августа 1991 года был освящён храм Вознесения Господня; в 1995 году монастырь был преобразован в женский; 12 августа в 2001 года был освящён главный престол храма Одигитрии; в 2003 году освящены колокола на звоннице.

14.

15.

Хочу добавить, что в монастыре замечательная энергетика! И даже вместо обычных ворон, которые стаями летают вокруг старых храмов, там летают ласточки!

16.

Панель авторизации

Если Вы не зарегистрированы на ВязьмаНьюз — пройдите легкую регистрацию. При утере пароля пройдите процедуру восстановления.

Вязьма достопримечательности Автор: Юлия

Иоанно-Предтеченский монастырь в Вязьме

Есть на территории Вязьмы очень популярное среди туристов место и это Иоанно-Предтеченский монастырь, история которого берет свое начало с далекого 1536 года. Именно тогда святой Герасим вместе со своим учеником Симеоном ушел в лес, в то место, что было покрыто ольхой и где любили собираться гуляки и разбойники. Предположительно, предводителем разбойников был боярин Овчина-Телепнев, который неподалеку имел свое поместье, а в Вязьму любил приезжать ради развлечений. Так вот, в том месте старец Герасим решил построить келью, дабы силою благодати и своими убеждениями умерить пыл шайки разбойников, что у него неплохо получилось, так как с того времени в тех местах прекратились разбои.

Когда по городу пронеслась молва о деяниях Герасима, многие захотели к нему присоединиться и приходили к тому самому правому берегу реки Бебри, чтобы построить и себе кельи. Так как число желающих присоединиться только увеличивалось, старец воспылал идеей о строительстве монастыря, да еще к нему явился святой Иоанн Предтечи, после чего он понял, это знак.

С разрешения митрополита Макария, с помощью братии, Герасим в 1542 году возводит храм, который был освящен в честь Иоанна Предтечи. Это была деревянная постройка, но тем не менее, она стала твердой основой будущего Иоанно-Предтеченского монастыря. Проще говоря, эта церковь стала началом зарождения монастыря, на долю которого выпали нелегкие испытания.

Когда храм возвели, Герасим отошел от дел, а вместо себя оставил игуменом своего ученика Симеона, который за тридцатичетырехлетнее управление, поддерживал славу обители. За время своего игуменства, Симеон соорудил храм Вознесения Господня, а по периметру монастыря построил ограду.
В монастыре побывал Иван Грозный, отметился там и Борис Годунов, который подарил земли. Предтеченская обитель обрастала богатством и славой. А когда в 1602 году на вяземские земли обрушился голод, монастырь не оказался в стороне, а принял активное участие, помогая голодающим, открыв свои житницы, спасая людей от голода и смерти.

Однако мирное существование монастыря было нарушено в Смутное время, когда на наши земли напали польско-литовские отряды ,оставляя за собой смерть и разруху. Тогда был разграблен и сожжен монастырь. Сгорели все кельи, храмы, ограда. Обитель простояла долгое время в разрухе ,пока в 1621 году, после перемирия и удержания за собой Вязьмы, царь Михаил Федорович не пожертвовал на монастырь средства для его восстановления. С того момента обитель стала восстанавливаться. На тот момент монастырем управлял Гурий, который возобновил кельи на пожертвованные средства, возвел церковь Иоанна Предтечи. Позже он возвел на новые пожертвования каменную церковь Одигитрии Божьей Матери, возведен каменный корпус для братии да и остальные деревянные постройки сменились каменными.

Приемник Гурия, архимадрит Пахомий построил теплую церковь в честь Вознесения Господня.
При правлении Петра Великого территория монастыря стала приютом для раненных солдат, а также здесь были организованы больницы.
В 1750 году архимадрит Венедикт на собственные средства возводит церковь в честь Знамения Божией Матери, а сам монастырь обносит каменной стеной.

Во времена Отечественной войны 1812 года, монастырю вновь приходится несладко. Вновь разграбление, опустошение, вновь пожары и длительное запустение. С трудом братии удалось насобирать пожертвования, чтобы сначала восстановить Знаменскую, а затем и Вознесенскую церкви. На восстановление церкви Одигитрии скидывались купцы, однако там нагрянула революция. Опять разрушение, а в уцелевших зданиях начинает действовать спичечная фабрика.

Во времена немецкой оккупации уничтожение архитектурного наследия только продолжилось. Да и после того, как Вязьма была освобождена, на территории монастыря был открыт пивной завод, сами же храмы никто не собирался восстанавливать и лишь в 1962 году были произведены первые попытки возобновления историко-архитектурного комплекса.

В 1990 году Иоанно-Предтеченский монастырь вновь был отреставрирован и открыт. Тогда он был мужским, а с 1995 года его преобразовали в женский.
Сегодня Иоанно-Предтеченский монастырь – это красивый ансамбль допетровского времени, который включает в себя монастырские кельи, церковь во имя Одигитрии, церковь Знамения Божией Матери и Вознесенскую церковь.

На территории монастырского архитектурного ансамбля помимо жемчужины старинной архитектуры Одигитриевской церкви, можно увидеть памятники и памятные знаки.

Памятный камень в честь исчезнувшей Знаменской церкви

Колодец с чудодейственной церковной водой

Памятник Преподобному Герасиму Болдинскому

Памятный знак масону Александру Александровичу Жеребцову

Икона святым Симеону и Иулиании Вяземским

Ниже предлагаем вашему вниманию небольшой сюжет об Иоанно-Предтеченском монастыре и ряд интересных фотографий.

Иоанно-Предтеченский монастырь Вязьма

Предтечев монастырь, пережив несколько разорений, не сохранил ни древних икон, ни каких-либо иных реликвий. Все святыни, которые находятся здесь сейчас, суть приобретения новейшего времени.

Основание Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме.

В конце 1535 года в окрестности Вязьмы пришел чернец Герасим с учеником Симеоном. Место, избранное им для строительства кельи, на первый взгляд было не вполне удобно: неподалеку находился бандитский притон.

Но терпением и кротостью старец усмирил дебоширов. За несколько лет вокруг его кельи выросло иноческое общежитие, и в 1542 году Герасим, испросив у царя Ивана Васильевича и митрополита Московского Макария благословенные грамоты, основал монастырь. Бразды правления в нем он передал Симеону, а сам удалился в излюбленную им Болдину обитель.

Деревянный монастырь

Первый храм монастыря был деревянный Предтечевский. Строительство его велось, вероятно, еще при преподобном Герасиме. А его ученик Симеон, управлявший монастырем около тридцати лет, возвел еще один — теплый Вознесенский. Естественно, тоже из дерева. У молодой обители был пока не тот «статус», чтобы обзаводиться каменными строениями.

Вскоре пришли бедствия. Окрестности Вязьмы оказались одним из тех несчастных уголков страны, которые Смута буквально растоптала — копытами польской конницы. Несколько раз грабили интервенты и Предтечев монастырь. Особой жестокостью отличалось нападение отрядов гетманов Жолкевского и Хоткевича в августе 1612 года. Тогда враги не удовольствовались тем, что растащили остатки ризницы и подожгли все деревянные здания. Распаленные, быть может, недостатком добычи, они убили всех насельников обители.

Второе рождение Предтеченского монастыря даяниями Романовых

Восстанавливаться Иоанно-Предтеченский монастырь начал только после Деулинского перемирия, заключенного между Русским государством и Речью Посполитой в конце 1618 года. Возрождение принято связывать с посещением Вязьмы митрополитом Филаретом (Романовым), отцом царя Михаила Федоровича и будущим Патриархом.

В 1635 году началось каменное строительство в Предтечевом монастыре: на пожертвования царя Михаила Федоровича и боярина Ивана Никитича Романова в 1635— 1638 годах был возведен соборный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», с приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (северный) и Симеона Богоприимца (южный).

Бурная строительная деятельность в захудалом монастыре, покровительствуемая из Москвы, явилась следствием стремления государя возможно скорее отстроить разоренную войнами Вязьму и окончательно «усвоить» ее Московскому государству. На протяжении второй половины XVII века росло благосостояние обители, она обстраивалась каменными зданиями и обрастала земельными угодьями.

В 1650 году появилась надвратная Вознесенская церковь с трапезной, и, таким образом, имея две каменные церкви и кельи, монастырь уже мог с достоинством встретить даже самых высоких гостей. «Великих Государей» Предтечев монастырь встречал уже в качестве архимандритии.

По реформе 1764 года Иоанно-Предтеченский монастырь, отнесенный к Смоленской епархии, был причислен ко 2-му классу. Опись 1774 года показала в нем, помимо собственно Одигитриевской, Вознесенской и Знаменско-Никольской церквей, каменный дом настоятеля, братский корпус на двенадцать келий, казначейскую палату, иконописную мастерскую и множество добротных хозяйственных построек.

«Разграблен, разорен и опустошен. »

Двести лет минуло с событий Смуты, и Смоленщине вновь пришлось пережить все ужасы «тотальной войны». С приближением французов многие жители Вязьмы покинули город. С ними ушли и монахи Иоанно-Предтеченского монастыря. В обители остались только престарелый иеромонах Иоасаф и послушник Иона. По рассказам вяземских старожилов, Иоасаф был случайно убит «при бомбардировке Вязьмы» и погребен французскими гренадерами, причем последние:

«желая отдать особую почесть праху старца, не придумали ничего лучшего как перевернуть свои головные уборы задом наперед, когда опускали в могилу его тело».

Почтительность наполеоновских войск к Церкви этим и ограничилась. По свидетельству издания «Смоленск и его губерния в 1812 году» (1912):

«Свято-Предтеченский мужской монастырь был совершенно разграблен, разорен и опустошен. От зданий церковных и монастырских остались лишь обгорелые стены. Богатые оклады на иконах, утварь и ризница, царские грамоты и библиотека со всеми книгами и документами частью сгорели, частью были расхищены. Многие драгоценности монастыря, большое количество серебра и золота, спрятанные в соборной монастырской церкви в некоторых местах, отысканы и унесены; немногое из спрятанного уцелело».

Вернувшаяся в монастырь по окончании войны братия оказалась, как и двести лет назад, на пепелище.

Нецелевое использование

В 1929 году власти расторгли договор с верующими на пользование храмами «бывшего монастыря», и на его территории разместилась спичечная фабрика, а после освобождения Вязьмы от фашистской оккупации — пивоваренный завод. В уникальном трехшатровом храме Смоленской иконы Божией Матери расположился в 1946 году Вяземский архив. Такое использование церкви, учитывая тогдашние реалии, нельзя назвать вопиющим, но беда в том, что к середине 1940-х она уже находилась в очень сложном состоянии, «убитая» столько же бедствиями войны, сколько безалаберной эксплуатацией советских хозяйственников.

В 1962 году руководство Смоленской области подняло вопрос о постановке монастырских строений на охрану как памятника всесоюзного значения. Но определить охранную зону комплекса удалось только спустя десять лет, а реставрация монастыря началась в 1976 году.

Реставрация 1970—1980-х годов ограничивалась лишь фасадами зданий. Когда в 1989 году монастырь передали Смоленской епархии, храмы его не были пригодны для совершения богослужений. Тем не менее в июне 1990 года Священный Синод принял решение о возрождении Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. Ежедневно служа молебны преподобному Герасиму Болдинскому, монахи постепенно восстанавливали храмы и жилые здания.

В августе 1995 года этот монастырь Вязьмы «переквалифицировали» в женский. Чернецы уступили место черницам.

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Вязьма

Краткая историческая справка
Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь (в городе его называют Иоанно-Предтечев) был основан на высоком холме над долиной реки Бебрь в 1535 — 1542 г. преподобным Герасимом Болдинским (1490 — 1554). Расположенный на прямом пути из Москвы в Смоленск и далее в Литву, монастырь пользовался неизменным вниманием властей предержащих. Здесь бывал Иван Грозный (Вязьма входила в состав опричных земель). Проездом из Москвы в Смоленск заглядывал туда царь Борис Годунов. Укрывавшийся в Вязьме от морового поветрия царь Алексей Михайлович молился здесь вместе со всем своим семейством. Приезжал в монастырь и Пётр Великий, по указанию которого здесь была организована помощь инвалидам и ветеранам военной службы.
В ХVI — XVII столетиях монастырь многократно горел и разрушался вместе с городом Вязьмой, но в постпетровский период на обитель опустились мир и спокойствие, продолжавшееся до 1812 года. После наполеоновского нашествия монастырь быстро восстановился. В начале ХХ века это был небольшой провинциальный монастырь второго класса.
При советской власти монастырь был закрыт, его храмы поруганы и обезглавлены. На его территории находились, в частности, спичечная фабрика и пивзавод. Размещение пивоваренного производства в церкви Одигитрии едва не привело к гибели уникального архитектурного памятника.
С 1990 года монастырь снова возвращен епархии. В 1995 году решением Священного Синода РПЦ Иоанно-Предтеченский монастырь был преобразован в женский. За прошедшие с этого времени неполные 20 лет усилиями сестёр-насельниц он стал живописнейшим историко-архитектурным ансамблем города.
Экскурсия по монастырю
Прямо на парковке посетители монастыря видят мозаичную икону в память князя и княгини Вяземских Симеона и Иулиании, зверски убитых в Торжке (обстоятельства их смерти изложены на мемориальной доске). Князь Симеон похоронен не здесь, а на Соборной горе.

Проходим на территорию через отверстые врата. Нас встречает основатель монастыря преподобный Герасим Болдинский,

уроженец Переславля-Залесского, основавший также прославленный Герасимо-Болдинский монастырь близ Дорогобужа и обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Брянском лесу на реке Жиздре.
Здесь же на площади — святой колодец под надкладезной сенью,

оборудованный электронасосом и богато декорированный керамикой

На клумбе установлен гранитный обелиск

Монастырь на самом деле невелик. Большинство посетителей монастыря приезжают сюда ради белоснежной красавицы — церкви Одигитрии Смоленской.

Точная дата сооружения храма является предметом искусствоведческой дискуссии, но очевидно, что церковь Одигитрии является представительницей зрелого, сформировавшегося архитектурного стиля XVII века, называемого «стилем царя Алексея Михайловича» или «узорочьем». На сегодняшний день осталось два трёхшатровых храма (второй — «Дивная» церковь Алексеевского монастыря в Угличе). Вяземская церковь имеет ряд архитектурных особенностей, которые делают её уникальным памятником допетровской эпохи. В частности, средний шатёр этой церкви имеет выход во внутреннее пространство храма и, следовательно, является световым.
Сооружение столь гармоничного, архитектурно совершенного храма в крошечном монастыре разорённого войной города можно объяснить попечением жившего какое-то время в Вязьме царя Алексея Михайловича, который, безусловно, привлёк столичных мастеров.
Церковь Одигитрии при советской власти едва не повторила судьбу многих и многих храмов, а своим спасением она обязана великому архитектору-реставратору П.Д. Барановскому, проектировавшему её восстановление ещё в 1912 году. Реставрационные работы велись около 30 лет, а первая служба здесь состоялась в 1994 году. После этого храм был вновь закрыт уже для внутренней отделки. Каково его реальное состояние, нам узнать не удалось — по-видимому, церковь не имеет отопления и зимой вообще не работает.

Надвратный храм Вознесения Господня, соединённый переходом с келейным корпусом,

открыт, и, как мы поняли, читается в нём неусыпаемая псалтирь.

В состав монастырского комплекса входят также остатки некрополя и поклонный крест на месте утраченного храма. На площади имеется надгробие на могиле участника войны 1812 года генерала Жеребцова.

Собственно, это всё. Остаётся только побродить по дорожкам, свободным от снега, и выбрать точки для наиболее эффектного вида монастырских храмов.

И на выходе закупить изумительно вкусные горячие монастырские пирожки: с капустой, картошкой, рисом и яйцом, яблоками и плюшки — всё по 20 рублей.
Нашим последователям очень рекомендуем (и собираемся сами) посетить Иоанно-Предтеченский монастырь в тёплое время года, чтобы полюбоваться на цветы, которыми монахини украшают свою обитель.

Иоанно-Предтеченский монастырь (Вязьма)

У этого термина существуют и другие значения, см. Иоанно-Предтеченский монастырь.

Монастырь
Надвратная церковь монастыря
Страна Россия
Город Вязьма
Координаты Ошибка скрипта

Конфессия Православие
Епархия Смоленская и Калининградская епархия
Тип Женский
Дата основания 1536 год
Здания:

Статус Действующий монастырь

Иоанно-Предтеченский женский монастырь находится в городе Вязьма Смоленской области. Был основан в 1536 году Преподобный Герасим Болдинский. По другим источникам преподобный Герасим Болдинский получил благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV на основание обители в 1542 году.

Первая деревянная церковь была поставлена во имя Иоанна Предтечи, что и дало название монастырю. При игумене Симеоне, ученике Герасима, был построен второй деревянный храм — церковь Вознесения Господня.

В 1566 году в монастыре побывал Иван Грозный. А в 1598 году, по дороге в Смоленск, в обители останавливался Борис Годунов.

В годы Смуты монастырь неоднократно подвергался разграблению польско-литовскими отрядами. Но уже в правление Михаила Федоровича на территории храма начинается активное каменное строительство. На месте деревянной церкви возводится трёхшатровый каменный храм Божией Матери Одигитрии. В середине XVII века строится новая каменная надвратная церковь Вознесения Господня и трапезная.

В XVIII веке в монастыре организована семинария (1739—1744), переведённая впоследствии в Московский Покровский монастырь. После перевода семинарии в обители было создано Духовное училище, просуществовавшее до 1918 года.

В 1750 году был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение».

В 1812 году монастырь был разграблен, восстановление шло медленно.

При советской власти в 1930 году был закрыт Вознесенский собор, в 1946 году разрушена Знаменская церковь. В 1990-е на территории монастыря велись реставрационные работы, в результате которого был открыт и освящён храм Вознесения Господня. В 2003 году освящены колокола на звоннице.

Монастырь Иоанна Предтечи в Вязьме

Город Вязьма изревле является крупным религиозным центром России. На северо-западной окраине этого города в 1536 году Преподобным Герасимом Болдинским был основан Иоанно-Предтеченский монастырь. На его небольшой уютной и ухоженной территории находятся две церкви: Надвратная церковь Вознесения Господня с колокольней и церковь Иконы Божией Матери «Одигитрия». Последняя известна на всю Россию своей неземной красотой и включена ЮНЕСКО в число памятников мирового значения по той причине, что подобной церкви больше нет.

«Одигитрия» переводится с греческого как «путеводительница». Церковь построена во имя иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии предположительно в 1630 — 1638 годах. Главной особенностью этого храма является его трёхшатровый архитектурный тип. Сегодня в России остались считанные единицы таких храмов — всего три.

Не менее интересным при первом взгляде на церковь кажется декоративный элемент, за счёт которого церковь выглядит очень нарядной — блестящие разноцветные вставки в тимпанах кокошников. Детали кладки храма имеют целых 16 размеров и конфигураций. При постройке использовался кирпич трёх цветов. Войдя в церковь, можно обнаружить наличие необыкновенной акустики, которая появилась благодаря специально встроенным «голосникам»-кувшинам.

Во всей России этот памятник считается уникальным образцом русского зодчества. Он является главной достопримечательностью не только монастыря, но и всего города.

При монастыре есть подсобное хозяйство: две коровы, куры, огород, фруктовый сад. Есть даже швейная мастерская. Изделия сестёр можно купить на православных ярмарках, которые часто проходят в Москве. Также на территории монастыря можно купить замечательные пироги, которые пекут монахини.

Как добраться

Чтобы добраться до монастыря, нужно пересечь Советскую площадь, проехать через Монахов пруд по мостику, а затем направо (по указателю). Припарковавшись рядом со входом, стоит лишь пройти через монастырские ворота в розовой стене, и вы окажетесь на территории этого безлюдного прекрасного места.

Расположение

Монастырь находится по адресу: Смоленская область, Вяземский район, город Вязьма, улица Докучаева, дом 48А.

Ссылка на основную публикацию