Иоанно богословский монастырь рязанская область

Иоанно богословский монастырь рязанская область

» Х ристос возлюбил нас недостойных: возлюбим и мы Его, достойного всякой любви.»

Начало Успенского поста. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

13 августа на утрени праздника в честь Креста Господня знамение Креста было торжественно изнесено . >>

“Пятдесятницу празднуем и Духа пришествие…”

16-17 июня 2019 г. насельники и прихожане обители молитвенно почтили праздник в честь Пресвятой Троицы и Святого Духа. >>

Престольный праздник в честь апостола Иоанна Богослова. 30-лет от начала возрождения обители.

21 мая 2019 года исполнилось 30 лет от начала возрождения Иоанно-Богословского монастыря. >>

На странице “Прошлое и настоящее”, в разделе “Видеофильмы” опубликован фильм о благотворителе монастыря купце Давиде Ивановиче Хлудове.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово считается одним из старейших в Рязанской области. Согласно летописям, обитель была основана в конце XII — начале XIII века греческими монахами, которые не просто пришли на русские земли для просвещения язычников, но и принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна. Этот чудотворный образ написал в VI веке византийский мальчик-сирота, рукой которого, по преданию, водил явившейся ему образ святого апостола Иоанна Богослова, и именно этот образ стал главной святыней мужского монастыря.

Документальных подтверждений этой легенде о возникновении монастыря нет, но если верить ей до конца, то Богословская обитель изначально находилась под землей! Говорят, что спуститься в подземные пещеры можно и в наши дни. Нам не удалось побывать в монастырских пещерах, но подобный опыт у нас есть — несколько лет назад мы посетили Святогорскую Лавру в Донецкой области, где смогли посетить самые настоящие пещеры, вырубленные в горе.

Помимо легенды о возникновении монастыря, существует множество древних преданий, связанных с Иоанном Богословом. Одна из них гласит, что в 1237 году хан Батый после разорения столицы Рязанского княжества двинулся вдоль Оки на Коломну, и на пути ему попался Богословский монастырь. Грозный хан был намерен разорить и сжечь святую обитель, но когда он прибыл в монастырь, ему явился образ Святого Иоанна Богослова, который напугал его. Хан Батый решил не испытывать судьбу и, чтобы как-то загладить свою вину, оставил в монастыре около чудотворной иконы свою золотую печать, которая и хранилась здесь в течение 416 лет. Сняли ее только в 1653 году для позлащения большой водосвятной чаши.

Если в XIII веке Святой Иоанн защитил свою обитель, то в конце XVI — начале XVII веков крымским татарам все-таки удалось разорить монастырь. Но Иоанно-Богословский монастырь всегда возрождался вопреки всем жизненным невзгодам. В XVI веке монахи предприняли попытку перенести монастырь в более безопасное место под защиту пограничников, которые охраняли российские рубежи. Но тут опять случилось необычное явление: чудотворная икона апостола Иоанна во время отдыха монахов сама вернулась назад, а затем вернулись и послушники. После приказа Екатерины II 1764 года о секуляризации церковных земель, Иоанно-Богословская обитель, как и многие другие русские монастыри, пришла в упадок. Новый расцвет в жизни монастыря наступил только во второй половине XIX века.

В советские времена Богословский монастырь в Пощупово ждало еще одно испытание: в 1931 году настоятеля обители и ее насельников арестовали и сослали в Казахстан, а сам монастырь упразднили и закрыли. Примерно в то же время из монастыря в неизвестном направлении пропал чудодейственный образ апостола Иоанна Богослова, с тех самых пор о месте нахождения этой удивительной иконы ничего неизвестно.

В монастырских строениях в советское время сначала находилась колония для малолетних, затем училище механизации, а в одном из храмов был даже клуб. Только спустя полвека монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и случилось это радостное событие в 1988 году. С тех пор продолжается возрождение знаменитой обители Иоанно-Богословского мужского монастыря.

Прежде чем мы отправимся на осмотр основных храмов и святынь обители, хотелось бы кратко рассказать о том, как добраться до Иоанно-Богословского монастыря. Монастырь находится в селе Пощупово, Рыбновского района Рязанской области на берегу реки Ока, всего в 25 километрах от Рязани. Добраться до Богословской обители на своем автомобиле очень просто: двигаетесь по трассе Москва-Самара, у поста ГИБДД (не доезжая до Рязани) необходимо повернуть на Константиново и город Рыбное, а затем следуя указателям повернуть на село Новоселки, а дальше дорога приведет вас прямо к входу в Иоанно-Богословский монастырь. О том, как добраться до обители на общественном транспорте, очень подробно написано на официальном сайте монастыря.

Перед входом в монастырь есть небольшая парковка, где можно оставить автомобиль. Там же находится небольшой рынок с сувенирами и магазин с монастырскими продуктами.

Несмотря на то, что Свято-Иоанно-Богословская обитель — очень популярное место среди путешественников по Рязанской области, это, прежде всего действующий монастырь, куда люди приезжают на поклон святыням, поэтому для паломников здесь организован целый центр со своей гостиницей.

Храмы и святыни Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово

Обычно вход в монастырь осуществляется через Святые Ворота, и так получилось, что в Иоанно-Богословском монастыре их двое: старые и новые. Сейчас вход в обитель осуществляется через новые ворота, рядом с которыми есть сторожка, где можно взять во временное пользование платок, чтобы привести свой внешний вид в подходящий для посещения монастыря.

После расширения монастыря древние Святые Ворота оказались внутри монастырских стен. Сейчас в «древних» вратах находится часовня в честь иконы Иверской Божьей Матери, а внутри часовни можно увидеть одни из самых древних фресок Рязанской области, которые были написаны в XVII веке.

Рядом с часовней Иверской Богоматери находится колокольня, которую видно еще на подъезде к Иоанно-Богословскому монастырю. Кстати, колоколен в обители тоже две — первая появилась в XVII веке, а вторая относительно недавно, в 1901 году. Новая кирпичная колокольня имеет высоту 76 метров, в ее звоннице имеется полный набор колоколов, и вес самого большого — более 8 тонн. На большие церковные праздники звон с колокольни Богословского монастыря слышен на много километров в округе.

Но колокольный звон слышен в обители не только по праздникам — ежедневно на Божественную Литургию паломников и братию созывают колокола, находящиеся в старой шатровой колокольне XVII века.

Под этой колокольней находится храм, освященный в честь Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая чудотворца и благоверного царя-страстотерпца Николая. Именно с этой церкви началось восстановление Иоанно-Богословского монастыря в 1989 году.

Каждая из колоколен интересна по-своему, а вместе они создают неповторимый облик Богословского монастыря.

Всего в монастыре семь храмов, две колокольни и две часовни. Главным храмом обители является Иоанно-Богословский храм, построенный в 1689 году. В Богословском соборе находится большой мощевик, в котором хранятся частицы мощей более 120 угодников Божиих: Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и других.

Под алтарной частью Богословского собора выстроен еще один храм — в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В храме-усыпальнице покоятся останки трех архимандритов, последних настоятелей монастыря.

Рядом с Богословским собором находится Соборный однопрестольный храм в честь Успения Божией Матери, построенный во второй половине XIX века. В Успенском храме находится чудотворная икона Божией Матери «Знамение-Корчемная». Здесь же, слева от амвона, располагается чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

Еще один небольшой храм разместился в доме наместника Авеля, который возглавил монастырь после того, как его вновь вернули церкви. Архимандрит Авель приложил немало усилий на восстановление Иоанно-Богословской обители.

Храм в мемориальном доме наместника освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», архангела Гавриила и великомученицы Варвары.

Как мы уже писали выше, в Богословском монастыре семь храмов, но если не знать, где они находятся, то можно их «не заметить».

Например, храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба располагается прямо в новом братском корпусе.

Еще один храм, освященный в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Георгия Победоносца тоже находится в братском корпусе. Несмотря на свой неприметный вид, в нем хранятся многие святыни Иоанно-Богословского монастыря: частицы мощей мучеников Мамонта и Трифона, блаженной Любови Рязанской.

Территория монастыря окружена мощными толстыми стенами, так что обитель напоминает хорошо защищенную крепость.

Хочется отметить, что территория монастыря очень большая и ухоженная. Недалеко от монастырских стен находится святой источник, который обязательно нужно посетить, если вы приехали в Иоанно-Богословский монастырь.

Мы, к сожалению, туда не попали из-за того, что были очень ограничены во времени.

Иоанно-Богословский монастырь располагает большим количеством православных святынь, поклониться которым приезжает множество паломников со всей России. Нерелигиозные посетители обители получат удовольствие от архитектуры, смогут погулять в тишине и насладиться свежим рязанским воздухом. Если рассматривать церкви для вас занятие скучное, то лучше отправиться в село Константиново, в котором родился знаменитый русский поэт Сергей Есенин или в Рязанский кремль, но о нем мы расскажем вам в другой раз. Не переключайтесь!

Свято-Иоанно-Богословский монастырь на карте

Поделиться «Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово»

Ваc также могут заинтересовать эти публикации

Иоанно-Богословский монастырь в с. Пощупово Епархиальный мужской монастырь

Иоанно-Богословский мужской монастырь — одна из древнейших Русских обителей. Находится монастырь на правом берегу реки Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани.

Историческое предание относит его возникновение к концу XII-го или началу XIII-го столетия, когда в эти края пришли монахи — проповедники Слова Божия. С собою они принесли чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословской обители.

К 1237 году южный склон холма, на котором возвышается теперь нынешний монастырь, а также пещеры, заботливо устроенные монахами под соседним холмом, и полуразрушенные ныне, были местом их обиталища.

В декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416 лет. В 1653 году она была снята для позлащения большой водосвятной чаши.

В XVI — первой половине XVII-го века монастырь претерпевал неоднократные разорения со стороны крымских татар, но неизбежно возрождался.
В XVI веке была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место, к «засечной черте», под защиту русских пограничных дружин. Однако икона апостола Иоанна Богослова, которую братия взяла с собой, перенеслась назад, а вслед за ней вернулась и братия.

До середины XVII-го века все постройки в обители были деревянными.

После указа Императрицы Екатерины II от 1764 года о секуляризации церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок. Пора нового духовного и хозяйственного расцвета для него наступает во второй половине XIX-го века.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение Давид Иванович Хлудов — потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, ставший главным благотворителем монастыря. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь преобразуется в общежительный.

Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом, управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем весьма возросло и составило более 100 человек.

Множество дивных чудес явил святой апостол и евангелист Иоанн Богослов через свою икону, но особенно много чудесных исцелений было на Святом источнике, расположенном вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами.

В 1931 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно.
Осенью 1988 года Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Его наместником стал архимандрит Авель (Македонов). С этого времени началось восстановление разрушенной обители.

В 2004 году отец Авель, обремененный тяжестью лет, ушел на заслуженный покой, а управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего в ее истории первым настоятелем — архиереем.

Летом 2006 года по решению Священного Синода владыка Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

После освобождения от должности наместника монастыря игумена Мефодия (Илюточкина), вызванного ухудшением его здоровья, согласно постановлению Священного Синода от 27 декабря 2007 года наместником обители определено быть иеромонаху Дионисию (Порубаю).

21 мая 2009 года в самый день престольного праздника в честь апостола Иоанна-Богослова отец Дионисий был возведен в сан игумена.

4 марта 2011 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2011 года, передал настоятельство в обители своему наместнику и 1 апреля вручил ему игуменский жезл, а 9 октября митрополит Павел возвел его в сан архимандрита.

В этом же году, 25 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Дионисия во епископа Касимовского. Впоследствии был призван к архиерейскому служению и приемник архимандрита Дионисия, и. о. настоятеля игумен Игнатий (Румянцев).

В настоящее время управляет монастырем игумен Исаакий (Иванов).

Иоанно-Богословский монастырь

В хороший день с Лысой горы в Солотче на горизонте виднеется высоченная колокольная Пощуповского монастыря. Напрямую до неё меньше восьми вёрст. На деле в объезд через Рязань и Рыбное — все пятьдесят.

В Пощупово ездят каждый по своим причинам. Одни в поисках душевного спокойствия и прощения за грехи, другие за чудной фотографией, третьи — прикоснуться к святым мощам в надежде на исцеление от недуга. И к роднику тянутся для священного омовения или проверить силу духа в контакте с водой при температуре в пять градусов. И те, и другие возвращаются в горку, неся заветную ношу (иные в двух руках стараются унести до шести пятилитровых баклажек). Чистейшая природная вода из Пощупово в эпоху экологических неурядиц — бесценное сокровище, доступное каждому. Находятся и такие, кто стремится спуститься в монастырский подвал, где на нескольких стеллажах рядками уложены многочисленные черепа и кости давно умерших монахов.

Гости монастыря — разношёрстная масса из настоящих паломников, странников из далёких мест, семей с детишками, туристов с зеркальными фотоаппаратами и экскурсионных групп, прибывающих на больших комфортабельных автобусах в рамках паломнических туров по стране или вывезенных на прогулку после крупной научной конференции в одном из вузов Рязани. И тех, и других поражает то, что опытный архитектор и дизайнер назовёт идеальной вписанностью архитектурного ансамбля в ландшафт.

Монастырь занял выгодное положение на высоком мысу междуречного плато, крутые склоны которого образуют уступ долины Оки и левый борт глубокого оврага. Того самого, что отделяет родниковую дубраву от монастыря, создавая некоторые трудности в подходе к купели.

Здесь рядом имеется редкий памятник истории — тайная подземная тюрьма, где держали самых опасных государственных преступников. Вход в неё расположен в километре от монастыря на склоне холма — это некое отверстие в земле. Где-то там разветвлённая система подземных ходов с тремя камерами в центре и нишами в стенках. В своё время в одной из камер обнаружили человеческие останки в кандалах.

Добраться в Пощупово довольно просто. С трассы М5 «Урал» Москва – Челябинск надо повернуть на Рыбное и держать путь на есенинские места. Потом дорога разделится, левая уйдет на Константиново, а правая приведёт в Пощупово, повороты оснащены соответствующими указателями. Покажется монастырская лавка, где можно разжиться мёдом, квасом, сбитнем или травяным чаем. Колокольня в непосредственной близости поразит внушительными размерами, как и благоустройство двора при входе в арку Святых ворот: в тёплое время года здесь всегда огромное количество клумб в кустах самых разных роз.

В древности это место, как пишут сказители, имело вид мрачный, суровый и уединённый, «заставлявший невольно любителя пустынножития избрать это место для богомыслия». Старожилы поговаривали, что местность была сплошь укрыта дубовым лесом. И уверяют, что видели несколько дубовых пней, на которых можно было «лечь как угодно».

Существует предание, что когда-то до этих мест дошли монахи и принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в IV столетии в Византии мальчиком-сиротой. Неизвестно ничего ни об основателе, ни о времени основания монастыря. Известно лишь, что было это точно до нашествия Батыя на Рязань в 1237 году: летописцы свидетельствуют, что Рязань той зимой обратили в пепел, а Богословская обитель осталась в целости. Пишут, что Батый хотел было ограбить монастырь, но внезапно явился к нему Иоанн Богослов, отчего хан пришёл в ужас и приложил к его образу свою золотую печать. Отказался тогда Батый от нехороших мыслей да и оставил перстень, хранили который якобы 416 лет, пока не решили позолотить им водосвятную чашу.

Летописцы не раз указывали, что икона Иоанна Богослова спасала обитель от невзгод. Поводом к переселению стали многократные нападения крымских татар. После очередного такого разорения монахов решили взять под защиту пограничников — переселить к засечной черте в Михайловском уезде. Не одобрил решения лишь Иоанн Богослов. Братия отправилась к дружине, забрав икону святого в далёкий путь. Но из нового храма образ Иоанна скрылся, появившись вновь на старом месте в монастырском лесу на огромном дубе. Конечно, братия, увидев в возвращении иконы знак свыше, вернулась обратно, к дубу, где стоит сегодня собор во имя Иоанна Богослова. Спил того дуба положен был поверх главного престола монастыря.

Сами постройки обители были в далёкие времена из дерева. Вплоть до середины XVII столетия, когда из камня собрали-таки ограду и Святые врата. Фрески на них также сохранились с тех самых времён, когда Россия оправлялась от смуты при Алексее Михайловиче «Тишайшем», но в то же время её сотрясали крестьянские волнения, оставшиеся в истории как соляной, медный и прочие бунты.

Жизнь в обители идёт своим чередом: возводится двухэтажный Иоанно-Богословский собор и Успенский храм, оба — из камня. Второй за столетия обветшал и до наших дней не сохранился. Но из построек XVII века мы можем видеть сегодня настоятельский корпус и малую шатровую колокольню.

В 1764 году императрица Екатерина II издала знаменитый Указ о секуляризации церковных земель. Идея возникла гораздо раньше. В частности, семью годами ранее ограничить имущество церкви пыталась государыня Елизавета Петровна. Затем в 1762 году за дело взялся Пётр III, а после его смерти начатое довершила Екатерина. К тому моменту в России сложилась крайне тяжёлая ситуация: церковь владела громадной площадью земель, за которую вообще ничего не платила, и это в условиях, когда государство нуждалось в деньгах. Итогом стал тотальный отъём церковных земель в пользу государства.

Чуть менее половины монастырей были попросту упразднены. Оставшиеся 536 обителей поделили на две группы: на гособеспечение поставили 226, остальные 310 финансовой поддержки лишили. Размер бюджетного финансирования был небольшим и потому даже те монастыри, которые получали поддержку из госбюджета, едва сводили концы с концами. В конечном итоге приходилось ограничивать число насельников. Денег на ремонт не хватало, и стены ветшали. Настоятели же, видимо, побаивались сообщать о проблемах, остерегаясь губительного лишения поддержки госбюджета. Оценивая результаты с позиции макроэкономики, Россия, безусловно, выиграла. Земли стали приносить доход, казна пополнялась, и страна стала диктовать условия на европейской арене. В то же время сами европейцы недоумевали, говоря, что подобное с православием не позволяли себе даже басурмане.

Пока власть приводила общегосударственные дела в порядок, поправить дела Иоанно-Богословской обители вызвался благотворитель. Статский советник Давид Иванович Хлудов, сложив полномочия главы Егорьевска, переехал в 1860 году под Рязань. Получив строгое религиозное образование, он щедро жертвовал на монастыри и церкви. Рязанской губернии повезло больше других. Хлудов перестроил Пощуповский монастырь: при его финансовой поддержке реконструировал Иоанно-Богословский собор — тот стал одноэтажным, в соборе обновили иконостас. Позже возвели новый Успенский собор и трёхэтажный братский корпус, Гостиный двор, богадельню с аптекой и собственным фельдшером, церковно-приходскую школу. Крестьянские мальчишки обучались здесь наукам, учебники и канцелярию предоставлял монастырь. Уже после смерти Хлудова, но на его средства в 1901 году строится 76-метровая колокольня, в которой разместили библиотеку с ценными книгами.

Тяжёлые времена настали для монастыря в начале XX века — гонения на церковь при советской власти не прошли бесследно. Обвинили в контрреволюционной деятельности насельников монастыря, а тогдашнего настоятеля архимандрита Зосима арестовали и сослали в Казахстан. Обитель закрыли, а за время простоя пропала из него и главная святыня — чудотворный образ апостола Иоанна Богослова. Местонахождение иконы с той поры неизвестно.

В год тысячелетия крещения Руси Свято-Иоанно-Богословский монастырь вернули Русской православной церкви. Священный Синод назначил наместником архимандрита Авеля. Многие годы он прослужил на Рязанской земле: в селе Городище Рыбновского района, в Борисоглебском кафедральном соборе Рязани. Служил батюшка и на Ярославской, и на Смоленской земле, и на Святой горе Афон в Греции. Пощуповский монастырь же за 15 лет служения при нём Авеля преобразился до неузнаваемости. Прихожане любили батюшку: в памяти рязанцев Авель остался мудрым и добрым старцем. Дом, в котором Авель прожил свои последние годы на территории монастыря, нынче превращён в музей его имени.

Сегодня можно видеть полное преображение Пощуповского монастыря. В Иоанно-Богословском соборе резной иконостас. Московский иконописец Александр Чашкин расписал алтарь. Отреставрирован Успенский собор. Восстановлен братский корпус с трапезной. В конце 1990-х под малой шатровой колокольней освящён храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В храме установлен древний тябловый иконостас. В древних Святых вратах устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. В братском корпусе на третьем этаже также освящён храм — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Обустроена трапезная для паломников и храм в честь князей Бориса и Глеба. В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца. Под алтарной частью Богословского собора — храм в честь преподобного Серафима Саровского и священномученика Иувеналия Рязанского.

А на святом источнике была воссоздана часовня, открыта просторная купель и монастырская церковная лавка.

Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово)

Иоанно-Богословский монастырь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах к северу от города Рязани. При монастыре действует гостиница для паломников.

Содержание

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалеку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского). Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращен РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

Современное состояние

В 2004 году управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, митрополит Павел (Пономарёв).

Сооружения

  • Иоанно-Богословский собор (1689 г.; 1861 г.).
  • Успенский собор (1868—1870 гг.).
  • Колокольня (1901 г.).
  • Иверская часовня (бывш. Святые ворота, 1658 г.).
  • Ледник (XVII в.).
  • Малая колокольня (сер. XVII в.).
  • Братский корпус (XIX в.).
  • Новый братский корпус (нач. XXI в.).
  • Ограда (XVII в.).
  • Святые ворота (нач. XX в.).
  • Оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная»
  • Икона св. ап. Иоанна Богослова
  • Святой целебный источник

Престольные праздники

Как добраться

Проезд: Из Москвы до Иоанно-Богословского монастыря можно добраться на электричке «Москва — Рязань». Выходить надо на станции «Рыбное», затем от автостанции ехать на рейсовом автобусе «Рязань — Новоселки» или на маршрутном такси «Рязань — Костино» до села Пощупова. На автомобиле надо следовать по трассе Москва — Самара (М-5) на Рязань. Не доезжая до города, у поста ГИБДД повернуть по указателю на город Рыбное и село Константиново. Следующий поворот (направо), который важно не проглядеть, — на село Новоселки. По этой дороге вы доберетесь до Пощупова, где находится Богословский монастырь.

Адрес: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово.

Тел.: 8(4912)24-04-33, 8(4912)24-04-19.

Расписание богослужений

Богослужения в обители совершаются ежедневно. В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) – с 5:30, Божественная Литургия

в 830. Вечернее богослужение – в 18:00.

В праздничные дни начало всенощного бдения накануне – в 17:00, утром в 7:30 (по воскресным дням в 7:00) – утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9:00 – Часы и Литургия.

Иоанно богословский монастырь рязанская область

Игумен: игумен Исаакий (Иванов)

391132, Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово, Иоанно-Богословский монастырь.

Телефон: (4912) 24-04-33
тел. / факс: (4912) 24-04-19
адрес сайта: www.obitel-bogoslov.ru
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Паломнический центр — отдел бронирования номеров: 8-906-544-93-50.
Экскурсии для паломнических групп: 8-906-548-03-30

Современное состояние обители

Осенью 1988 года Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Его наместником стал архимандрит Авель (Македонов). С этого времени началось восстановление разрушенной обители.

В 2004 году батюшка Авель, обремененный тяжестью лет, ушел на заслуженный покой, а управление монастырем было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего в ее истории первым настоятелем — архиереем.

Летом 2006 года по решению Священного Синода владыка Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

6 декабря 2006 года архимандрит Авель после продолжительной болезни мирно почил о Господе.

С 2006 по 2011 годы настоятелем Иоанно-Богословского монастыря был управляющий Рязанской епархией, архиепископ Павел (Пономарев).

После освобождения от должности наместника монастыря игумена Мефодия (Илюточкина), вызванного ухудшением его здоровья, согласно постановлению Священного Синода от 27 декабря 2007 года наместником обители определено быть иеромонаху Дионисию (Порубаю).

21 мая 2009 года в самый день престольного праздника в честь апостола Иоанна-Богослова отец Дионисий был возведен в сан игумена.

4 марта 2011 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2011 года, передал настоятельство в обители своему наместнику и 1 апреля вручил ему игуменский жезл, а 9 октября митрополит Павел возвел его в сан архимандрита.

В этом же году, 25 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Дионисия во епископа Касимовского. Впоследствии был призван к архиерейскому служению и приемник архимандрита Дионисия, и. о. настоятеля игумен Игнатий (Румянцев).

В настоящее время управляет монастырем игумен Исаакий (Иванов).

Храмы

Иоанно-Богословский собор. Главный храм обители, построен в 1689 году.

Храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. Находится под алтарной частью Иоанно-Богословского собора, является храмом-усыпальницей. По субботним дням после окончания Литургии в верхнем храме, в нем совершается заупокойная лития по почившим старцам-архимандритам и всем почившим братиям.

Успенский «зимний» собор. Находится рядом с Иоанно-Богословским собором. Построен во второй половине XIX века. Заново освящен 9 июля 2009 года, в праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери, после завершения продолжительной реставрации.

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая чудотворца и благоверного царя-страстотерпца Николая. Расположен под малой шатровой колокольней XVII-го века.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», архангела Гавриила и великомученицы Варвары. Располагается в мемориальном доме-музее архимандрита Авеля.

Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Георгия Победоносца. Устроен на втором этаже братского корпуса.

Домовой однопрестольный храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба. Находится в «Новом» 2-х этажном корпусе.

Богослужения в малых монастырских храмах совершаются на престольные праздники и по особому благословению Наместника.

Также в монастыре есть часовня в честь иконы Божией Матери «Иверская», расположенная в Святых вратах обители. Она украшена самыми древними, из сохранившихся на Рязанщине, фресками XVII-го века.

На расстоянии около трехсот метров от обители на Святом Источнике расположена каменная пятиглавая часовня, а рядом с нею купальня.

Святыни

В Иоанно-Богословском соборе находится большой мощевик, в котором хранятся частицы мощей более 120-ти угодников Божиих. Среди них мощи апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Евангелистов Матфея и Луки, святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца.

В алтаре Успенского собора на престоле пребывает чудотворная икона Божией Матери «Знамение-Корчемная», которую по воскресным дням, после Божественной Литургии, выносят и полагают на аналой посреди храма. Перед ней совершается молебное пение с водосвятием.

В этом же храме, слева от амвона, на высокой подставке, находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, мерой и подобием сходная с древним, всемирно известным чудотворным образом, пребывающим ныне в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре под Санкт-Петербургом.

Под ризою монастырского образа Богоматери, около кисти Ее правой руки, находится мешочек, в котором храниться несколько ворсинок или нитей от хитона Пресвятой Богородицы.

Рядом с этим образом располагается цилиндрический по виду ковчежец с главою одного из невинно убиенных Вифлеемских младенцев.

Частицы мощей многих святых имеются также в домовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Хранятся они также в особых ковчегах. Среди них частицы мощей мучеников Мамонта и Трифона, блаженной Любови Рязанской.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово считается одним из самых древних обителей Рязанской земли.

Его основание относится к концу XII века.

Правда никаких документальных сведений об этом нет. Есть лишь древние предания о греках, основавших обитель.

Греческие иноки, и принесли с собой икону Иоанна Богослова, именем которой и был назван монастырь.

По той же легенде поначалу монастырь был подземным. Пещеры существуют и поныне но за краткое посещение монастыря мы так и не смогли понять где же они находятся.

В средние века монастырь несколько раз подвергался разграблениям от татарских кочевников и лишь Батый, разоривший Рязань, не тронул монастырь.

История монастыря сходна с историями других обителей. В середине XVII в нём появляются первые каменные строения.

После реформы 1764 года, отобравшей большинство земельных владений монастырь нищает, но к середине XIX века находится благотворитель — Давид Иванович Хлудов, стараниями которого Иоанно-Богословский монастырь становится одной из самых благоустроенных обителей Рязанской епархии.

После революции 1917 года монастырь сначала разграбляется новой властью, а затем, в 1931 году и вовсе закрывается.

31 мая 1931 года вся братия монастыря была арестована и отправлена в ссылку.

В монастырских зданиях за время советской власти размещалась и колония для малолетних и училище механизации и УВД.

В 1988 году монастырь передали Церкви.

Под настоятельством Архимандрита Авеля началось восстановление Иоанно-Богословского монастыря.

Сейчас сделано очень многое и красоту обители Вы можете увидеть на фотографиях, а также приехав в Пощупово лично.

Обычно центральным входом в монастырь являются Святые врата.

Сейчас в старинных Святых вратах устроена часовня Иверской Иконы Бжоией Матери.

Дело в том, что ограда с XVII века несколько расширилась и они оказались внутри монастыря.

Святые врата же сохранились благодаря высокой художественной ценности фресок, находящихся внутри.

Автором фресок считается Тимофей Рязанец, иконописец известный не только в Рязанской земле, но и по всей Руси.

Но, как видно на фото степень сохранности фресок, конечно не самая наилучшая.

А вот и современные Святые врата.

Главным голосом любого монастыря всегда является звонница или колокольня. В Свято-Иоанно-Богословском монастыре их целых две — старая шатровая колокольня и новая колокольня из красного кирпича.

Шатровая колокольня появилась в монастыре в середине XVII века. А новая колокольня построена в 1901 году архитектором С.С. Цеханским. Колокольня очень высока, лишь на 5 метров ниже колокольни Ивана Великого в московском Кремле.

Меж двумя колокольнями — келарский корпус, который также, как и шатровая колокольня, построен в середине XVII века.

В нижнем ярусе шатровой колокольни расположена церковь, с которой и началось восстановление монастыря.

Церковь эта освящена во имя Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая и благоверного царя-страстотерпца Николая.

Рядом — кладбище со старинными надгробиями.

А дальше — ещё один вход в монастырь и башенка ограды.

Центральным собором монастыря является Иоанно-Богословкий собор

Время постройки данного собора — конец XVII века.

В серединее XIX века собор находился в аварийном состоянии. И лишь пожертвованиями Д.И. Хлудова удалось остановить разрушения и обновить собор к 1862 году.

После революции в соборе размещался клуб и различные хозяйственные постройки, и лишь после возвращения монастыря Церкви началось его восстановление.

1 июня 1993 года в подклете собора освящён храм во имя преподобного Серафима Саровского.

Другим крупным храмом монастыря является Успенский собор.

Построен и освящён он был в 1870 году. Однако и до него на этом месте стоял храм в честь Успения Божией Матери.

В советское время он использовался как гараж для техники, потому состояние его в конце 20 века было крайне удручающим.

Сейчас собор восстановлен и является действующим.

Убранство собора весьма интересно — его иконостас выполнен из фаянса.

Возможно именно это служит причиной оригинальной традиции — в соборе (по крайней мере по обычным дням) не зажигают свечей, их просто ставят пред иконами.

Вероятнее всего есть опасение что открытый огонь и чад свечей быстро погубят интерьеры собора.

Братский корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» построен в 1868-78 годах

Освящение храма состоялось 21 июня 2002 года.

Храм не очень приметен, однако многие святыни монастыря хранятся именно тут.

Есть в монастыре и новые здания, например этот келейный корпус для паломников с церковью Бориса и Глеба.

Строение удачно вписывается в монастырский ансамбль.

У Успенского собора стоит небольшой домик. Его называют «Дом намсестника»

Здесь долгое время жил архимандрит Авель, возглавивший монастырь после возвращения его Церкви, и приложивший немало усилий для восстановления монастыря.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

На правом берегу Оки, там, где когда-то были лишь непроходимые трясины да вековые леса, возвышаются стены древнейшего монастыря Рязанщины — Иоанно-Богословского. Точная дата постройки этой святыни не известна, по преданиям, обитель была основана на рубеже 12—13 веков греческими монахами, которые привезли с собой икону Иоанна Богослова — главную святыню монастыря. Икона эта прославилась разными чудесами, одно из которых связано со спасением Иоанно-Богословской обители от нападения хана Батыя.

В ночном видении хану явился старец и запретил грабить храм, тот послушался и даже поклонился чудотворному образу Иоанна Богослова.

К сожалению, монастырь не смог избежать таким образом всех напастей, история его наполнена печальными эпизодами. Обитель не однажды подвергалась разорительным набегам крымских татар, периоды процветания сменялись упадком, но впереди маячило одно из самых страшных испытаний — в годы советской власти большевики не просто запретили деятельность монастыря, но и увезли монахов, отправив их в ссылки и концлагеря, а в монастырских зданиях устроили клуб, колонию для несовершеннолетних и открыли училище механизации. Стоит ли говорить о том, что церковное имущество было разворовано, библиотека сожжена, лишь часть бесценных икон передана в музеи? В 1988 г. Иоанно-Богословский монастырь вернули Русской православной церкви, и с этого времени началось его восстановление.

Сегодня в Иоанно-Богословском монастыре размеренно течёт монашеская жизнь и совершаются регулярные богослужения. Рядом с обителью расположен святой источник с целебной водой и купель, в которую можно окунаться в течение всего года, здесь же строится новая часовня.

Настоящей гордостью обители считается громадная библиотека, в которой собраны не только современные богословские и философские издания, но и старопечатные образцы, редкие книги дореволюционного периода, рукописи.

Полезная информация

При монастыре работает двухэтажный паломнический центр, в любом из 19 номеров которого паломники могут остановиться на ночлег; номера вмещают от одного до 12 человек, удобства расположены на этаже. Стоимость проживания в номере на 6 человек составляет 900 RUB, номер для 3—4 человек стоит 1100 RUB, двухместный номер обойдется в 1400 RUB, а одноместный номер стоит 2000 RUB. Всем паломникам будет предложена бесплатная трапеза.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

При желании паломники могут отправиться на экскурсию, во время которой посетят храмы и смогут поклониться монастырским святыням. Богослужения в Иоанно-Богословском монастыре совершаются каждый день.

Адрес: Рыбновский район, село Пощупово.

Телефон: +7 (4912) 24-04-33. Факс: +7 (4912) 24-04-19.

Добраться до монастыря вы сможете на личном автомобиле или на общественном транспорте. Автолюбителям следует ехать по трассе Москва — Самара по направлению на Рязань, у поста ГИБДД повернуть по указателям на село Константиново, после чего ещё раз повернуть на село Новоселки и ехать до села Пощупово.

Туристам из Москвы нужно сесть на электропоезд «Москва — Рязань», который отправляется от Казанского вокзала, и доехать до станции «Рыбное», здесь можно пересесть на рейсовый автобус «Рязань — Новоселки» или на маршрутное такси «Рязань — Костино» и доехать до села Пощупово.

Иоанно-Богословский монастырь, Пощупово

Монастырь основан на правом берегу Оки, на горе носившей название «Прости» или «Прощи».

СВЯТО-ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В С. ПОЩУПОВО

Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области в 25 километрах от города Рязани и является одним из древнейших в Рязанской епархии.

Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону св. Иоанна Богослова — одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам явившийся ему апостол.

Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить связь факта основания обители с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь стал деревянным.

Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения Старой Рязани вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при архиепископе Рязанском священномученике Мисаиле, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся сейчас в Рязанском Краеведческом Музее.

В ХVI — первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место — село Высокое Михайловского уезда. Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией вернулись на прежнее место, дуб же этот спилили, а доску, сделанную из него, положили на верх главного престола . Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря.

Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения не давали долгое время возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины ХVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 50 годы XVII века строятся каменные ограда и святые ворота по проекту зодчего Юрия Ершова. Это единственные сохранившиеся на территории Рязанской области фресковые росписи такой древности.

В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор. В том же году был построен второй каменный храм — в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились шатровая колокольня и настоятельский корпус.

В 1652 году своей грамотой патриарх Адриан благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованной митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии.

После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает во второй половине XIX столетия.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный Почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н. В. Шумовым. Храм был вновь освящен 5 октября 1862г.

Благодаря инициативе Д.И. Хлудова, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865г. Святейшим Синодом назначается иеромонах, затем игумен и архимандрит Виталий (Алексеев). В течении последующих лет облик обители совершенно изменился. Общежительный устав в ней был введен по образцу Коневского монастыря, с аскетически строгими правилами.

В 1868 — 1870 годах на средства Д.И.Хлудова строится новый Успенский собор с тремя престолами, а в 1868 — 1878 годах — новый трехэтажный братский корпус.

Вне монастырской ограды в 1867 были построены двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и училище для крестьянских детей села Пощупово. Иноки ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности так же предоставлялись за счет монастыря.

Уже после смерти Д.И.Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С.Цеханского строится 80 метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII — XVIII веков.

Архимандрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течении полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем необычайно возросло и составило более 100 человек.

Особое место в жизни Иоанно-Богословской обители занимает Святой Источник, расположенный вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 года случаи чудесных исцелений стали фиксироваться документально. Первым, среди множества подобных случаев, упоминается исцеление 22-летней крестьянки села Кузьминского, бесноватой и расслабленной Анны Егоровой, случившееся 21 мая 1872 года. В 1874 году над источником была построена часовня, увенчанная пятью главами, до наших дней не сохранившаяся.

В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года; тогда и началось восстановление.

За прошедшие годы с Божией помощью уже немало сделано. В Иоанно-Богословском соборе устроен новый резной в древнерусском стиле иконостас работы рязанских мастеров. Московским иконописцем Александром Чашкиным был расписан алтарь. Продолжается реставрация Успенского собора. Полностью восстановлен братский корпус, в нижнем этаже которого устроена трапезная для братии. Под малой шатровой колокольней с самого первого времени существования обители освящен храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В древних Святых вратах устроена часовня во имя иконы Божией Матери Иверской. На третьем этаже братского корпуса устроен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. По милости Божией и усердием управлявшего монастырем в 1989 — 2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение — Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а так же реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского и новомученика священномученика Иувеналия Рязанского. Под алтарной частью Богословского собора в 1993 году устроен и освящен новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В этом храме почивают останки трех последних настоятелей обители, обретенные в 1992 году, и устроена братская гостиница, а также здесь погребен почивший в 2007 г. архимандрит Авель (Македонов).

Сведения о современной жизни монастыря. расписание богослужений.

Богослужения в обители совершаются ежедневно. В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) — в 5.30, часы и Божественная Литургия — в 8.30. Вечернее богослужение — в 18.00.

В праздничные дни начало всенощного бдения накануне — в 17.00, утром в 7.30 ( по воскресным дням в 7.00) — утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9.00 — Часы и Божественная Литургия.

Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов и молитвой у монастырских святынь. Также для них существует гостиница, в которой можно остановиться на ночлег. По монастырскому обычаю, всем паломникам предлагается бесплатная трапеза.

Осуществляется запись на длительное поминовение о здравии и упокоении, в том числе через почтовый перевод.

Одной из достопримечательностей обители является обширная библиотека, собранная за последние годы. В ней кроме современных изданий по богословию, философии, истории, искусству, хранятся так же старопечатные книги (самые ранние — сер. XVII века), редкие дореволюционные издания и ценные рукописи, относящиеся к новейшей истории Русской Церкви.

В обители имеется обширное подсобное хозяйство: много лет здесь существует своя пасека, хлебопекарня, а также молочный цех. С Божьей помощью в 2008 году была открыта гончарная мастерская. Устраивается монастырский сад.

  • 21 мая, 9 октября — дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • 22 мая, 19 декабря — дни памяти святителя и чудотворца Николая
  • 10 декабря — иконы пресвятой Богородицы «Знамение Корчемная»
  • 9 июля — иконы пресвятой Богородицы «Тихвинская»
  • 22 ноября — иконы пресвятой Богородицы «Скоропослушница»
  • 6 мая, 16 и 23 ноября, 9 декабря — дни памяти великомученика Георгия Победоносца
  • 17 июля — день памяти святых Царственных страстотерпцев
  • 9 августа — день памяти великомученика и Целителя Пантелеимона
  • 15 января, 1 августа — дни памяти преподобного Серафима Саровского, чудотворца
  • 24 октября — день памяти священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского

Все даты приведены по новому стилю.

Железной дорогой: с Казанского вокзала г. Москвы электропоездами «Москва-Рязань», до станции «Рыбное», затем от автостанции рейсовым автобусом «Рязань — Новоселки» или маршрутным такси «Рязань — Костино» до села Пощупово.

На автомобиле по автомобильной дороге Москва-Самара, на Рязань, у поста ГИБДД поворот на город Рыбное и село Константиново (указатели), затем поворот на село Новоселки и по асфальтированной дороге до с. Пощупово.

Богословский собор — Собор Иоанна Богослова в Иоанно-Богословском монастыре, Пощупово

Главный (холодный) собор монастыря. Под его алтарной частью находится храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В усыпальнице погребены последние настоятели монастыря, управлявшие им вплоть до 1930-х годов.

Иверская часовня — Часовня Иконы Божией Матери Иверская в Иоанно-Богословском монастыре, Пощупово

Кубической формы часовня, устроенная в старых монастырских воротах.

Скоропослушнинская церковь — Церковь Иконы Божией Матери Скоропослушница в Иоанно-Богословском монастыре, Пощупово

Церковь на втором этаже братского корпуса.

Борисоглебская церковь — Церковь Бориса и Глеба в Иоанно-Богословском монастыре, Пощупово

Домовая однопрестольная церковь в новом братском корпусе.

Знаменская церковь — Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Иоанно-Богословском монастыре, Пощупово

Домовый храм в деревянном корпусе наместника.

Богородицкий собор — Собор Успения Пресвятой Богородицы в Иоанно-Богословском монастыре, Пощупово

Собор построен в камне в 1652, в 1870 разобран и рядом возведён ныне существующий тёплый храм с двумя приделами — левым Никольским и правым Димитрия Солунского и Тихвинской Богоматери. В советское время закрыт. После долгой реставрации освящён 9 июля 2009.

Богословская часовня — Часовня Иоанна Богослова в Пощупово (каменная), Пощупово

Пятиглавая каменная часовня над святым источником, с бассейном и двумя деревянными купальнями.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь

Свято-Иоанно-Богословский монастырь.

Адрес Свято-Иоанно-Богословского монастыря: 391132, Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово, Свято-Иоанно-Богословский монастырь.
Проезд до Свято-Иоанно-Богословского монастыря.
От станции «Рыбное» Московско-Рязанской ж/д до с. Пощупово рейсовым автобусом «Рязань — Новоселки» или маршрутным такси «Рязань — Костино» до с. Пощупово.
Из г. Рязани: рейсовым автобусом «Рязань — Новоселки» от городского автовокзала до с. Пощупово.
От шоссе Москва — Рязань: поворот на регулируемом перекрестке в пос. Зеленинские Дворики — в направлении на Константиново (указатель — на музей С. Есенина). На въезде в г. Рыбное (1 км от шоссе) — поворот налево на первом перекрестке, далее через два моста (через ж/д пути и через р. Вожу), через 15 км правый поворот на с. Новоселки. Через 2 км правый поворот на с. Пощупово (указатель — на монастырь). В селе можно ориентироваться на высокую колокольню.
Дорожная обстановка на участке от шоссе Москва — Рязань до с. Пощупово: дорога узкая (2 полосы), но покрытие хорошее (за исключением участка на окраине г. Рыбное), обстановка спокойная, движение регулярное, но редкое. Дорога обслуживаемая (чистят круглый год), но при сильных метелях дорогу может переметать снегом и дорожные службы не всегда успевают чистить заносы. До обители дорога делает три крутых поворота (знаки установлены), где скорость рекомендуется снижать несмотря на видимое отсутствие транспорта. Из сложностей дорожной обстановки — ночью и ранним утром возможны густые туманы, так как в окрестностях много рек, речек и ручьев.
Таблица расстояний.
Монастырь — пос. Константиново: 8 км по шоссе.
Монастырь — ж/д станция «Рыбное»: 15 км по шоссе.
Монастырь — пос. Зеленинские Дворики (трасса Москва — Рязань): 19 км по шоссе.
Монастырь — Рязань (въезд): 34 км по шоссе.
Монастырь — Москва (МКАД): 185 км по шоссе.
Телефон Свято-Иоанно-Богословского монастыря: (4912) 24-04-33, факс (4912) 24-04-19.
Сайт Свято-Иоанно-Богословского монастыря: http://www.obitel-bogoslov.ru
Богослужения и распорядок дня в Свято-Иоанно-Богословском монастыре:
Свято-Иоанно-Богословский монастырь открыт для посещения с 5:30 до 21:00.
Главный собор монастыря в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и храм во имя Успения Пресвятой Богородицы открыты для посещения в течение дня.
Другие храмы обители доступны для посещения в соответствии с установленным графиком проведения богослужений, во внеурочное время их посещение возможно по личному благословению наместника.
Богослужения в обители совершаются ежедневно.
В будние дни:
монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) — в 5:30;
часы и Божественная Литургия — в 8:30;
вечернее богослужение — в 18:00.
В воскресные и праздничные дни:
начало всенощного бдения накануне праздника — в 17:00;
утренние молитвы, молитвы ко Святому Причащению, сотница — в 7:30 (по воскресным дням — в 7:00);
часы и Божественная литургия — в 9:00.
Ежедневно за час до начала вечернего богослужения совершается панихида. А также еженедельно, по воскресным дням, после Божественной литургии перед чудотворной иконой «Знамение-Корчемная» служится водосвятный молебен.
Таинство Исповеди совершается в храме во время богослужения или в любое заранее согласованное со священником время.
Таинство Соборования бывает обычно 2 раза в год: Великим и Успенским постом.

История Свято-Иоанно-Богословского монастыря.

Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области в 25 километрах от города Рязани и является одним из древнейших в Рязанской епархии.

Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону св. Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам явившийся ему апостол.

Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить связь факта основания обители с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь стал деревянным.

Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения Старой Рязани вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при архиепископе Рязанском священномученике Мисаиле, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся сейчас в Рязанском Краеведческом Музее.

В ХVI — первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место — село Высокое Михайловского уезда. Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией вернулись на прежнее место, дуб же этот спилили, а доску, сделанную из него, положили на верх главного престола. Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря.

Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения не давали долгое время возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины ХVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 50 годы XVII века строятся каменные ограда и святые ворота по проекту зодчего Юрия Ершова. Это единственные сохранившиеся на территории Рязанской области фресковые росписи такой древности.

В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор. В том же году был построен второй каменный храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились шатровая колокольня и настоятельский корпус.

В 1652 году своей грамотой патриарх Адриан благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованной митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии.

После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает во второй половине XIX столетия.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный Почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н. В. Шумовым. Храм был вновь освящен 5 октября 1862г.

Благодаря инициативе Д.И. Хлудова, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865г. Святейшим Синодом назначается иеромонах, затем игумен и архимандрит Виталий (Алексеев). В течении последующих лет облик обители совершенно изменился. Общежительный устав в ней был введен по образцу Коневского монастыря, с аскетически строгими правилами.

В 1868 — 1870 годах на средства Д.И.Хлудова строится новый Успенский собор с тремя престолами, а в 1868 – 1878 годах — новый трехэтажный братский корпус.

Вне монастырской ограды в 1867 были построены двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и училище для крестьянских детей села Пощупово. Иноки ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности так же предоставлялись за счет монастыря.

Уже после смерти Д.И.Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С.Цеханского строится 80 метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII – XVIII веков.

Архимандрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течении полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем необычайно возросло и составило более 100 человек.

Особое место в жизни Иоанно-Богословской обители занимает Святой Источник, расположенный вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 года случаи чудесных исцелений стали фиксироваться документально. Первым, среди множества подобных случаев, упоминается исцеление 22-летней крестьянки села Кузьминского, бесноватой и расслабленной Анны Егоровой, случившееся 21 мая 1872 года.

В 1874 году над источником была построена часовня, увенчанная пятью главами, до наших дней не сохранившаяся.

В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года; тогда и началось восстановление.

За прошедшие годы с Божией помощью уже немало сделано. В Иоанно-Богословском соборе устроен новый резной в древнерусском стиле иконостас работы рязанских мастеров.

Московским иконописцем Александром Чашкиным был расписан алтарь.

Продолжается реставрация Успенского собора.

Полностью восстановлен братский корпус, в нижнем этаже которого устроена трапезная для братии.

Под малой шатровой колокольней с самого первого времени существования обители освящен храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В древних Святых вратах устроена часовня во имя иконы Божией Матери Иверской.

На третьем этаже братского корпуса устроен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона.

По милости Божией и усердием управлявшего монастырем в 1989 – 2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение – Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а так же реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского и новомученика священномученика Иувеналия Рязанского.

Под алтарной частью Богословского собора в 1993 году устроен и освящен новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В этом храме почивают останки трех последних настоятелей обители, обретенные в 1992 году, и устроена братская гостиница, а также здесь погребен почивший в 2007 г. архимандрит Авель (Македонов).

Ссылка на основную публикацию