Иоанно богословский череменецкий мужской монастырь

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь — расположен в Лужском районе Ленобласти на Череменецком озере. Главная святыня — икона св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Согласно устному преданию основание монастыря связывают с явлением этой иконы.

История

Первое документальное упоминание о монастыре святого Иоанна Богослова, что на Череменце озере, появляется в платёжной (перечневой) книге 1497/98 года Шелонской пятины, но оно не содержит точной информации о том, когда он был основан. Предполагают, что возникновение обители относится к концу XV века, но раскопки, проводившиеся на территории монастыря, говорят о том, что он был основан раньше. Устное предание гласит, что во времена царствования Великого Московского Князя Иоанна III в 1478 году на острове, где стоит теперь монастырь, крестьянину деревни Русыня, по имени Мокий, явилась икона Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Князь, услышав об этом явлении, повелел основать на острове монастырь во имя этого святого.

В конце XVI века среди построек монастыря, находившегося в Шелонской пятине Петровском погосте, были церкви, кельи, конюшни, мельница. Все они были деревянными, кроме собора. В 1581 году обитель была завоёвана польско-литовскими войсками Стефана Батория, а братия частью взята в плен, а частью побита, в живых остался лишь иеромонах Закхей с двумя старцами. Об этом упоминается в писцовой книге 1581/82 года письма Леонтия Ивановича Аксакова:
«Моностырь Богословской на Черменце озере, а в нем церковь камена Иван Богослов, да церковь древена Рожество Пречистые с трапезою и с келарскою, зжен и воеван от литовских людей. А на пожарище остался в моностыре черной поп Закхей, да два старца, да шестнатцать мест келейных, а старцов побили и в полон поимали литовские люди. А незженых дв. конюшенной монастырской, да четыре житницы, да мелница лошединая. А около монастыря ограда древена в забор.»

Позже монастырь был вновь восстановлен. Обитель всегда была самостоятельной, только в конце XVII столетия была попытка сделать её приписной Вяжищскому Николаевскому монастырю под Новгородом. Однако за Череменецкую обитель вступились окрестные помещики, и обитель сохранила свою самостоятельность, хотя казна, бумаги и хлеб были вывезены в Вяжищи. При установлении штатов во время правления Екатерины II, в 1764 году, Череменецкая обитель оказалась «за штатом», на своём содержании. Казна монастыря складывалась из доходов от угодий, приношений богомольцев и частных пожертвований.

Интерьер церкви Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря

В 1767 году в кельях Череменецкого монастыря было размещено духовное правление Залесской половины Шелонской пятины; несколько лет спустя оно было преобразовано в Череменецкое духовное правление. В 1788 году к Череменецкому духовному правлению Петербургской епархии было приписано несколько деревень из Новгородской епархии, а в 1795 году 19 церковных приходов было передано в Гдовское духовное правление. В 1800 году Череменецкое духовное правление было переименовано в Лужское и переведено в город Лугу.

После революции в обители была создана сельхозартель, в которой трудились оставшиеся монахи. Другую часть монастыря занял детский интернат, отделённый от обители колючей проволокой. В 1930 году монастырь был закрыт, а его здания отданы артели «Красный Октябрь». Почти все иноки были арестованы. Кладбище, на котором были похоронены местные дворяне и настоятели монастыря, полностью разрушено. В последующие годы здесь находилась школа садоводства, и с 1967 года (до конца 80-х) Череменецкая турбаза, некоторые объекты которой остаются на территории монастыря до сих пор.

В 1995 году Инспекция по охране памятников начала работы по сохранению уцелевших конструкций Иоанно-Богословского собора. В 1997 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира монастырь возобновлён. В 1999 году 21 мая, на престольный праздник монастыря из Казанского собора города Луги в обитель перенесена икона св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С 2000 года для размещения подворья монастыря была передана бывшая Киновия Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 18).

Архитектура. До революции.

Храмов в обители было два. Главный — пятиглавый Иоанно-Богословский собор, выстроенный в XVI в. из белого известняка — стоял на высоком насыпном холме посреди острова. Рядом — небольшая каменная церковь Преображения Господня, построенная в 1707 г. на месте старой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Богословский собор имел над папертью высокую колокольню в виде восьмигранного столба, который венчался главкой с крестом. К острову приплывали на лодках. Причал находился с южной стороны, там же находились и главные ворота. Недалеко от главных ворот был устроен другой вход. Между воротами и входом в ограду монастыря была встроена гостиница. Неподалеку располагалась другая гостиница, перестроенная из хлебного амбара. За гостиницами по всему пологому скату был разбит фруктовый сад. В конце XIX века был устроен третий вход в монастырь. Расположенный в юго-восточном углу острова, он стал главным. По перешейку, соединявшему остров с берегом озера, к нему вела дорога. Вокруг островного холма со всех сторон стояли кельи, встроенные в ограду монастыря. В конце XIX века были выстроены каменная братская трапезная и братский корпус. В монастыре были устроены мастерские — портняжная и сапожная. Были и хозяйственные заведения: хлебопекарня, квасоварня, ледник. Хозяйственные постройки и огороды располагались на небольшом островке, позже присоединённом к главному острову. В начале XX века здесь было довольно много построек. Среди них: скотный двор, молочня, коровник, кузница, гумно с ригой, ледник, сенные сараи, бани и прачечные. Монастырь сам обеспечивал себя всем необходимым. В 1903 году по проекту инженера-архитектора Н. Г. Кудрявцева было построено деревянное двухэтажное здание церковно-приходской школы. Монахи Череменецкого монастыря стали обучать крестьянских детей из окрестных деревень. В 1914 году был утверждён проект того же инженера Н. Г. Кудрявцева постройки нового собора в византийском стиле. Однако в связи с началом Первой мировой войны работы так и не были начаты.

В настоящее время

В 1997 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил возобновление монастыря.

Центральное место в композиции монастыря до недавнего времени занимали руины собора Иоанна Богослова, который стоял на самой высокой точке холма. Рядом с руинами на деревянных опорах была поставлена небольшая звонница. В 2012 году здание собора было практически отстроено заново. В феврале 2013 года на храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола.

Рядом находится восстановленная церковь Преображения Господня, от которой вниз, к подножию холма, ведёт древняя каменная лестница. К ней из-за пределов монастыря попадают по дорожке, ведущей через стилизованные ворота. За пределами монастырских построек остров покрыт тихим старинным парком.

В настоящее время монастырь активно реставрируется и возрождается.

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Монастырь расположен на одном из островов живописного Череменецкого озера, недалеко от г. Луги.

Точная дата основания монастыря неизвестна. Первое документальное упоминание о Череменце появляется в Переписной книге Вотской пятины 1500 года, но оно не содержит точной информации о том, когда он был основан. Как говорит местное предание, в 1478 г., во времена царствования Великого московского князя Иоанна III, на острове, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова и князь, прослышав об этом, повелел основать здесь монастырь во имя этого святого. Поэтому можно предположить, что возникновение обители относится к концу XV в., но археологи, проводившие недавно раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше.

В 1680 г. монастырь сильно пострадал от нападений литовцев, были сожжены все монашеские кельи. Однако храмы и монастырские строения сохранились.

Храмов в обители было два.

Главный — пятиглавый Иоанно-Богословский собор, выстроенный в XVI в. из белого известняка, — стоял на высоком насыпном холме посреди острова.

Рядом находилась небольшая каменная церковь Преображения Господня, построенная в 1707 г. на месте старой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

На острове Деревелец рядом с монастырем находилась каменная Успенская часовня, освященная в 1905 г.

Главной святыней обители была явленная икона св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Икона имела богатую ризу и находилась в Иоанно-Богословском соборе в четырехъярусном иконостасе. (Позднее чудотворная икона хранилась в Казанском соборе Луги, куда ее передали во время Отечественной войны.)

Крестные ходы с чудотворной иконой совершались: 21 мая и 9 октября — вокруг монастыря, а 14 мая — в город Лугу, в память избавления от холеры в 1848 г..

Известно, что на крестном ходе ежегодно присутствовал митрополит Вениамин (Казанский).

Обитель никогда не была многолюдной, управлялась архимандритом.

В 1920-х годах монастырь был закрыт.

В 1930 г. здания монастыря отданы артели «Красный Октябрь», почти все иноки были арестованы

В последующие годы здесь находилась школа садоводства, а с 1967 г. до конца 1980-х гг. — Череменецкая турбаза.

Уцелевший даже в Отечественную войну Иоанно-Богословский храм был снесен местным чиновником.

Возобновлен монастырь в 1997 г.

В 1999 г. из Казанского собора города Луги в обитель перенесена главная ее святыня — явленная икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова (XV в.).

Статус монастыря утвержден постановлением Священного Синода от 9 июня 1996 г.

Престольный праздник- апостола и евангелиста Иоанна Богослова (21 мая).

Центральное место в композиции монастыря до недавнего времени занимали руины собора Иоанна Богослова, который стоял на самой высокой точке холма. Рядом с руинами на деревянных опорах была поставлена небольшая звонница. В 2012 году здание собора было практически отстроено заново. В феврале 2013 года на храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола.

Рядом находится восстановленная церковь Преображения Господня, от которой вниз, к подножию холма, ведёт древняя каменная лестница. К ней из-за пределов монастыря попадают по дорожке, ведущей через стилизованные ворота. За пределами монастырских построек остров покрыт тихим старинным парком.

Добрые люди из Череменца. Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь

От эстрады до кельи

Монастырь видно издалека. Вдоль берега полуострова кругом проходит дорога, словно окольцовывая холм, на вершине которого возвышается главный собор обители — храм святого Иоанна Богослова, — а по склонам стоят хозяйственные и жилые постройки: воссоздаваемый по старым чертежам настоятельский дом и братский корпус, трапезная и гостиница.

До первозданного облика монастырю пока далеко. Фотографии начала прошлого века показывают картину крепкого, хорошо поставленного хозяйства: с кузницей, мельницей, множеством послушников. Но, как говорят сегодняшние насельники, обитель восстанавливается очень быстро, меняясь прямо на глазах.

— Посмотрите, — говорит эконом и казначей иеромонах Владимир (Рогачевский), — здесь у нас небольшой прудик. Этим летом хотим его расширять и запускать туда карпов и красноперок. В прошлом году наши поймали в озере пять раков, их я тоже отправил в пруд, но прижились или нет, еще не проверял. А по эту сторону будем выкорчевывать пни, но тоже пока не придумали, чем засадим. Картошку мы всегда закупали, но несколько месяцев назад нам завещали гектар земли неподалеку, так что теперь кормиться будем с него.

Отец Владимир — помощник настоятеля Иоанно-Богословского монастыря епископа Гатчинского и Лужского Митрофана (Осяка). В обители он больше 15 лет, начинал с простого послушника. А вырос в интеллигентной петербургской семье. Больше всего на характер и мировоззрение будущего иеромонаха повлиял его дедушка — офицер царской и Красной армии, а потом политзаключенный, отсидевший 10 лет в лагерях по страшной 58-й статье, но не сломленный тюремной жизнью и не растерявший благородства. Он учил внука и правилам этикета, и первым молитвам.

— После армии я учился по классу саксофона в училище Римского-Корсакова, — рассказывает отец Владимир. — Помню, после занятий все шли на Сенную в пивной бар «Старая Застава», и я один — в Никольский собор. Если бы узнали, могли исключить, ведь я был секретарем комсомольской организации всего факультета.

Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан (Осяк):

В мирской жизни отец Владимир работал со многими музыкальными коллективами и артистами. Как говорит он сам, не удалось посотрудничать разве что с Аллой Пугачевой, хотя с ее зятем Владимиром Пресняковым активно гастролировал года два. Но эстрадную практику пришлось оставить в последнее десятилетие прошлого века: концерты среди беднеющего населения стали совсем непопулярны — прокормиться бы. И музыкант ушел из шоу-бизнеса. Работал где только можно, в том числе и продавцом в магазине. Но при этом всё так же не оставлял мысль о том, что жизнь надо посвятить Богу. В конце концов так и произошло — он пришел в монастырь.

Теперь отец Владимир один из двух (не считая настоятеля) священников в обители. Второй — иеромонах Иларион (Качур), который отвечает за техническую базу монастыря (например, у монахов есть свой КАМАЗ и автобус). Кроме того, он окормляет расположенную под Лугой военную часть — поэтому часто на воскресной службе можно видеть солдат.

Особенности народного меценатства

Чтобы восстановить монастырь из руин, требуются деньги. Очень сильно помогает министерство культуры, но немало удается собрать и с помощью благотворителей.

— Что интересно, — говорит отец Владимир, — охотнее на помощь приходят бизнесмены из соседних районов и регионов — Петербурга, Пскова, Новгорода, — а вот лужские коммерсанты на доводы монахов о том, что под боком у них находится самое настоящее чудо, реагировали не так охотно. Раньше здесь была туристическая база. Они и привыкли относиться к нам как к турбазе. Сломать этот стереотип удалось далеко не сразу. Люди приходили и даже удивлялись тому, что теперь здесь живут монахи. Всё никак не могли привыкнуть. Сейчас, впрочем, ситуация поменялась, и лужские предприниматели тоже обратили на нас внимание. Кто материалы строительные подвезет, кто — деньгами поможет, многие на время отпусков приезжают помочь руками.

Самый важный этап реставрации монастыря — восстановление Иоанно-Богословского собора. Работа шла необычайно быстро, завершить ее удалость за считанные месяцы. А завершающий момент — водружение куполов — был ознаменован настоящим чудом. По крайней мере, так говорят монахи:

— Стоял февраль, — рассказывают они. — Перед самым освящением куполов поднялся сильный ветер. Мы еще думали: как же кран будет их поднимать? И вот, на удивление, как только молитва была окончена, ветер неожиданно стих, установился полный штиль: ни дуновения, ни дождинки, ни снежинки. Установка куполов заняла всего-то часов десять, и, как сказали нам приехавшие из Ростова и Ярославля рабочие, это очень мало — обычно на такие работы уходит двое-трое суток минимум. Ветер поднялся вновь, лишь когда наместник монастыря давал интервью телеканалам… Да, а через пару дней над островом засияла радуга. И это в феврале месяце.

Национальная солидарность

Когда взбираешься по склонам монастырского холма к собору, первое, что отмечает глаз, — обилие разбросанных там и сям надгробий. Часть могил сохранилась на своем месте, но основное кладбище, где нашли последний приют проживавшие поблизости дворяне и чиновники, было разрушено при большевиках.

Вот плита с могилы Александра Артамоновича Муравьева, живописца и графика, сына декабриста Артамона Муравьева. Вот — с захоронения Александра Петровича Квашина-Самарина, действительного статского советника. А совсем рядом с собором — усыпальница графов Половцевых, меценатов, много помогавших монастырю до революции. Их усадьба располагалась совсем неподалеку, в деревне Рапти. В царские времена частым гостем особняка Половцевых был великий князь Константин Константинович Романов, в страшные тридцатые сюда приезжали на отдых высшие чины НКВД, в том числе и сам Ежов, в годы Великой Отечественной войны в особняке хозяйничали немцы, которые и взорвали его в 1944 году при отступлении.

Недалеко от вновь возводимого настоятельского дома брошенной лежит плита с могилы Егора Карловича фон Лоде, прокурора Евангелическо-лютеранской консистории, купившего в начале XIX века деревню неподалеку. С этим надгробием связана такая история: однажды монастырю требовалось большое количество цемента. Отец Владимир просил помощи у предпринимателя из Германии, но тот всё отказывался: с какой стати? И тут отец Владимир упомянул, что в монастыре похоронены дворяне немецкого происхождения. Довод оказался веским.

Как я стал монахом

Около 25 лет назад было ликвидировано государственное предприятие «Ленрыбпром», куда после армейской службы трудоустроился выходец из Ульяновской области Александр Кежапов. На предприятии он относился к «элитной» части рыбаков — у него была виза. На рыболовецком судне обошел самые разные уголки планеты: Европу, Северную и Южную Америки, даже Канары. Размеренная, спокойная, сытая жизнь. Как и многие в те годы, стоял в очереди на кооперативную квартиру. Но… перестройка, приватизация. Квартира ускользнула из рук, денег нет, предприятие разорено, безнадега и безденежье. Куда податься?

— Два года я ходил судовым механиком. Всё в моей жизни было ясно и стабильно. А когда наступил «рынок», я растерялся, — рассказывает теперь уже монах Череменецкой обители Алексий (Кежапов). — Как же так: всю жизнь говорили, что спекуляция — это зло и преступление, а стала, наоборот, — доброде­телью, получила, как говорят у нас, благословение. Конечно, я сначала начал попивать, а потом и сильно пить. Стал ссориться с женой, в итоге развелся.

От полного падения Александра спасла хотя бы немного, но всё же теплящаяся в груди вера. Еще работая в «Ленрыбпроме», он заметил:
— Когда на корабль надвигалась большая волна, молились все. Даже атеисты. Но, сойдя на берег, почти все о своей минутной «слабости» забывали. А мы со штурманом — нет. Всегда заходили в церковь, и перед отправкой в рейс, и после.
Пойти в монастырь Алексею посоветовал протоиерей Роман Гуцу из Всеволожска. Он же и отвез его после годового раздумья в обитель.

— Я смог увидеть себя со стороны, — говорит монах. — Каким я был в миру? Таким, что дурь из меня пришлось выбивать очень долго. Но отец Владимир нашел подход. Например, говорит: завтра приезжает ассенизаторская машина, надо бы туалет почистить. Конечно, ребята вокруг смеются. «Почему я?» — возмущаюсь. «Потому, что никто лучше тебя не справится с работой». Вот так, на мой взгляд, мудро он ответил: и меня не обидел, и братьям повода для шуток не оставил.

В монахи брат Алексий был пострижен в 2016 году, на третий день Великого поста.

«Либеральный» монастырь

Считается, что порядки в Иоанно-Богословском монастыре — одни из самых мягких среди всех обителей Санкт-Петербургской митрополии. Такую славу он заслужил во многом благодаря доб­рому характеру своего наместника — епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, и человечному его отношению к подчиненным.

— Наверное, многие удивятся, но главное, чем руководствуются у нас при назначении послушания — это чтобы оно нравилось человеку, — говорят в монастыре. — Это и правильно: какой смысл изводить человека работой, которую он терпеть не может?
Часто послушание совпадает с мирской профессией монаха (трудника, послушника). Так, монах Иов (Гуйтер), бывший в «прошлой» жизни электромонтажником, и в монастыре отвечает за всю проводку.
А если нет для человека соответствующего его специальности дела?

— Тогда мы смотрим, какая работа ему придется больше по душе, — комментирует отец Владимир. — Обычно всегда находится что-то, где человек может хорошо проявить себя. Работы ведь в монастыре невпроворот. В этом мы нехватки не испытываем точно. Бывает, конечно, что человек ни к чему не способен. Но это редкость.

Другой принцип, которого придерживаются в монастыре — это здоровые отношения между братией. Важно, чтобы не было конфликтов, и если новоприбывший не может ужиться с большинством, ему обычно приходится уходить.

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь основан в XV веке.

Предание гласит, что во времена царствования Иоанна III, в 1478 году, на острове Череменецкого озера, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Князь, услышав о чуде, повелел основать на острове монастырь во имя этого святого

Боборя и Ядреня

На своем месте работают и безраздельные «хозяева» монастырской кухни — Боборя и Ядреня, вернее, Борис Татуев и Михаил Анисимов. Боборя и Ядреня — это их монастырские прозвища. Ядреня — потому что Михаил очень уж любит сдабривать речь словами «ядрен батон», а Боборя — потому что как-то раз Михаил позвал напарника по имени и запнулся. С тех пор и приклеилось. Даже над рабочими столами Бориса и Михаила висят бумажки с прозвищами.

Михаил и Борис — послушники. Специфика работы на кухне такова, что встают они раньше всех, а уходят в келью на покой — позже. Готовить приходится вручную: техники вроде кухонных комбайнов в монастыре нет. Особенно жарко приходится в дни, когда на автобусах приезжают организованными группами паломники и туристы — их тоже надо накормить. Борис — профессиональный повар. Закончил кулинарный техникум.

— А в 1990-х годах сменил профессию, занялся бизнесом. Организовали с напарником фирму по сборке мебели. Но напарничек меня кинул. Бросила и вторая жена. В итоге остался я без денег и без жилья. Куда деваться? Друг посоветовал монастырь. Договорился и привез меня сюда.

Борис трудничает в обители почти три года. Недавно решил сделать перерыв в монастырской жизни и уехал жить в Печоры (не в монастырь), работал там в православной трапезной. За то недолгое время, что его не было, на кухне Череменецкой обители сменилось трое поваров…

На столе у него лежит книга американской фантастки Урсулы Ле Гуин. Как говорит повар, на досуге он любит почитать подобную литературу:
— А вы думали, что раз трудник, то всё — только «Добротолюбие» и «Лествица»? Нет, конечно. Я и детективы люблю.

Напарник Бориса, Михаил Анисимов, он же Ядреня, — главный по выпечке хлеба. Говорит много и обо всем: о службе в армии, о своих чувашских корнях, о детстве в Грузии, о детях, котах и международном терроризме…
Чтобы испечь хлеб, нужно сперва замесить тесто — в двух больших зеленых тазах, иначе не хватит на всех. Около девяти вечера Михаил оставляет его в пекарне, а ровно через 7 часов, то есть рано утром, когда остальные еще крепко спят, отправляет тесто в печку.

Бывать на богослужениях у Михаила и Бориса практически никогда не получается: пока идет Литургия, на кухне работа в самом разгаре. Вернувшись со службы, братия должна пообедать. Порции повара стараются накладывать щедро:
— Братия-то, небось, хорошо поправилась на таких харчах? — шутит наш фотограф.
— Да с чего бы это? Мужики работают, их кормить надо, — говорит Борис. — Разве что с белого хлеба, он как раз полнит. А черный у нас техника не позволяет печь.

Мать Мария

Иоанно-Богословский монастырь — мужская обитель. Тем более удивительно, что самая первая его насельница (имеется в виду наше время) — женщина. Мать Мария (Жукова) живет в обители уже 23 года. Она появилась здесь почти сразу, как монастырь был передан Церкви. Всю жизнь она проработала в общепите — только работников завода «Светлана» она кормила 20 лет, потом устроилась в студенчес­кую столовую. А последнее время работала в Александро-Невской лавре уборщицей.

— Но меня очень просили приехать помочь в Череменец. У меня как раз умер муж, и я решилась. Вот я и отправилась сюда. Дел тут было невпроворот. Я и печку топила, и поварихой была, и экскурсии водила, и лавка была на мне. Ну а через некоторое время бывший насельник монастыря, а тогда игумен Тихвинского монастыря архимандрит Евфимий (Шашорин) мне предложил монашество. Я сначала упиралась, но потом все-таки решилась.

Мать Мария привыкла работать. Сейчас, в силу ее возраста, ей поручено, можно сказать, символическое послушание — собирать масло с лампад. Но сидеть без дела монахиня не может и всё время просит дать ей еще работы.
— Отец Владимир, благословите помыть полы в храме. Смотрите, как там грязно, — просит она священника, — смотреть на это не могу, всё равно уборщицы сегодня не будет. Вы же знаете, что я не могу не работать.
— Мать Мария, а ты действительно этого хочешь?
— Да, хочу. Благословите, отец.
— Благословляю.

palborum

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь.

Удивительно, но эта маленькая, почти безвестная широкой публике монашеская обитель имеет давнюю историю. По преданию, в 1478 году, на небольшом островке Череменецкого озера явилось чудо: была обретена икона Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Повелением великого князя Московского Ивана III на месте знаменательного события был выстроен монастырь. В писцовых книгах Шелонской пятины 1581 — 1582 гг. за ним уже числились церкви, кельи, конюшни, мельницы. С тех пор прошла не одна сотня лет. Монастырь перестраивался, расширялся, горел, вновь перестраивался, но так и не стал ни большим, ни богатым.

Фото 1. Монастырские ворота. Вторая половина XIX века.

Главной его достопримечательностью является уникальный природный ландшафт. Представьте себе остров, с высоким холмом, на вершине которого возвышается пятиглавый, сложенный из местного плитняка Иоанновский собор. В середине XVIII века к нему пристроили трапезную с колокольней, а сам холм частично «усекли» и укрепили подпорной стеной из дикого камня.

Фото 2. Общий вид монастыря. Гравюра середины XIX века.

Фото 3. Терраса с церковью Преображения Господня.

Во второй половине XIX века остров соединили с другим, а тот перешейком-плотиной присоединили к материку. По склонам холма провели кольцевые дорожки, устроили террасы и соединили их лестницами. Эта своеобразная система кругообразных линий, сужающихся по мере восхождения к вершине подводила путника к входу в храм. Сейчас от собора остались одни руины. На холме возвышается только небольшая церковь во имя Преображения Господня возведённая в 1707 году. В 60-х годах XIX века она была перестроена по проекту архитектора К.К. Кольмана и получила новое завершение в виде шатрового купола на шестигранном барабане.

Фото 4. Ворота и настоятельский корпус. Фрагмент.

Фото 5. Церковь Преображения Господня. Арх. К.К. Кольман. 1867.

Фото 6. Монастырская гостиница. XIX век.

При монастыре существовала деревянная гостиница сгоревшая в 1866 году. Зато сохранилась вторая, перестроенная из амбара для хлеба, сложенная из дикого камня с кирпичными стенами внутри. За гостиницей по всему пологому скату разбит фруктовый сад протянувшийся от главных ворот до восточной ограды.
В последней трети XIX века на площадке, к которой спускались концы большой окружной дорожки, поставили входные кирпичные ворота с ведущей к ним тенистой лиственничной аллеей. Вокруг холма расположили деревянные кельи, а в юго-западном углу выстроили каменную трапезную и братский корпус. Все эти сооружения весьма скромны, сложены из дешёвого местного камня и вполне соответствуют суровому духу самой обители.

Фото 7. Братский корпус. XIX век.

Фото 8. Библейский голубок над крыльцом.

Фото 9. Братский корпус. Фрагмент.

Островной монастырь сам обеспечивал себя всем необходимым: имелся скотный двор, молочня, ледник, коровник, кузница, гумно с ригой, сенные сараи, бани и прачечные. В 1903году по проекту инженера Н.Г. Кудрявцева построили двухэтажное деревянное здание церковно-приходской школы, где монахи обучали крестьянских детей из окрестных деревень.

Фото 10. Мраморный склеп над могилой А.Ф. Половцовой, урождённой Татищевой.

Фото 11. Дары маленьких прихожан.

Фото 12. Монастырская трапезная. XIX век.

После революции монастырь постигла общая участь. Иоанновский собор превратился в руины, большая часть построек канула в Лету. Оставшиеся стали использоваться в качестве туристической базы. В 1997 году монастырь возвратили епархии. В чудом сохранившейся церкви Преображения Господня проводятся службы, а немногочисленная братия единственной в Лужском районе монашеской обители пытается возродить в ней духовную жизнь.

Фото 13. Обломки недавнего прошлого.

Фото 14. Памяти Череменецкого монастыря. Худ. Н. Пашко. 1972.

Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь

Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь стоит на южной окраине Ленинградской области, на берегу живописного озера Череменец. Исторически он был основан на острове, который со всех сторон омывали озерные воды. Позже для связи острова с «материком» построили дамбу, протока заросла и заболотилась. Так обитель оказалась уже на полуострове. Череменецкое озеро издавна славится своей красотой: сосновые леса, чистый воздух, песок с содержанием кварца делают отдых в этом месте близким к курортному. Посетители монастыря отмечают, что прекрасная природа не в последнюю очередь позволяет ощутить здесь безмятежность и удаленность от повседневной суеты.

Немного истории

Согласно легенде, монастырь появился во второй половине 15 века там, где местному крестьянину явилась огромная икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это случилось очень вовремя и в удивительно подходящем месте — на острове, возвышающемся над окрестностями на 11 м. Великий князь Иван Васильевич III как раз занимался покорением Новгорода и, узнав об обретении иконы, повелел немедленно построить там монастырь-крепость для обороны и надзора за окружающими территориями. В 17 веке обитель пережила нападение литовских войск, но смогла возродиться. После революции, в предвоенные годы здесь располагались учреждения, связанные с сельским хозяйством, в послевоенное время — Череменецкая турбаза, остатки которой на полуострове сохранились до сих пор. С 1997 г. монастырь вновь стал действующим.

Что посмотреть

К началу 21 века монастырские постройки дошли в виде руин, но на сегодняшний день многие объекты восстановлены. Высотная доминанта обители — Череменецкий Иоанно-Богословский собор с эффектной колокольней, увенчанной тонким шпилем. Храм построен из местного известняка белого цвета. Рядом стоит церковь Преображения Господня куда более скромных размеров, от нее вниз ведет обнаруженная при реставрации старинная каменная лестница. Главной святыней монастыря считается икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — это та самая «явленная» икона, благодаря которой и была основана обитель.

Возле церкви находятся старинные захоронения и мраморный, с каменной резьбой склеп над могилой А. Ф. Половцовой, урожденной Татищевой. Живописны келейный корпус и баня, сложенные из камня. На территории монастыря сохранились старинная лиственничная аллея и мощный дуб — возможно, ровесник самой обители.

За пределами монастырских стен, на склонах холма устроена целая система кольцевых дорожек, которые, концентрически сужаясь, приводят путешественников ко входу в Череменецкий Иоанно-Богсловский мужской монастырь.

Практическая информация

Адрес: местечко Череменец в Скребловском сельском поселении Лужского района Ленинградской области. Координаты: 58.606320, 29.957660.

Как добраться: доехать из Луги до д. Госткино на автобусе № 138А (ходит в летнее время), затем пройти около 3 км пешком до монастыря.

Иоанно Богословский Череменецкий монастырь

Расположенный неподалеку от г. Луга Иоанно Богословский Череменецкий мужской монастырь является одной из достопримечательностей Ленинградской области. Многие туристы, приехавшие в Санкт-Петербург, стремятся посетить его храмы, послушать службы и молебны.

История Череменецкого монастыря

Когда точно был основан монастырь, историкам неизвестно. Но впервые упоминание о нем появилось в 1500 году. Свое имя монастырь получил после события, произошедшего в 1478 году. По преданиям, одному крестьянину, живущему в деревне Русыня, вдруг явилась икона с ликом святого Иоанна Богослова. Узнав об этом, правящий в те годы князь Иоанн III распорядился о постройке монастыря, который будет носить имя святого.

Построен был Череменецкий мужской монастырь на озере, воды которого окружают его со всех сторон. За время существования монастырь был несколько раз разрушен и вновь восстановлен. Было время, когда его закрывали, размещали в нем сельскохозяйственную артель, школу садоводства и даже туристическую базу. И только в 1997 году религиозная община монахов вновь была открыта, а в 1999 году была возвращена ее главная святыня – икона Иоанна Богослова, которая до этого находилась в Казанском соборе города Луга.

Сейчас монастырский комплекс включает храм святого Иоанна Богослова, дом настоятеля, братский корпус, трапезную и гостиницу. Постройки окружены парком, в котором с удовольствием гуляют приезжие между богослужениями.

Праздники и богослужения

Узнать, когда проходят богослужения, можно на официальном сайте Череменецкого Иоанно Богословского мужского монастыря. По субботам проходит Всенощное бдение, а по воскресениям литургии и исповеди. Престольный праздник монастыря – 21 мая в день Иоанна Богослова.

Как добраться

В Череменецкий монастырь поездка из СПб займет несколько часов. На общественном транспорте можно добраться на электричке, отправляющейся с Балтийского вокзала. Конечная станция – г. Луга. В городе надо сесть на автобус, идущий до деревни Госткино. От нее до обители монахов всего 3 км пешком. Также можно доехать собственным автомобилем. Проработать маршрут можно на карте, которая выложена на официальном сайте Череменецкого монастыря.

На поездку в обитель монахов стоит выделить минимум день или целые выходные. Тогда получится посетить все богослужения, прогуляться по острову, сделать красивые фото Череменецкого монастыря.

СвятоМестоРусь☦

Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь основан в XV веке и расположен в 20 км. от г. Луги, на двух небольших островах Череменецкого озера, отделённых узкой протокой от его западного берега.

Озеро растянулось почти на 15 км. Территория эта относилась к Псковскому княжеству. Ранняя история этого монастыря обычно воссоздается по преданиям, поскольку упоминание о нём в писцовых книгах появилось только в ⅩⅥ веке, когда даётся описание монастырских владений, в том числе говорится о уже имеющихся: церкви, конюшни, кельях и мельнице.

Каменный пятиглавый собор — самое древнее здание, относится ко времени первых лет жизни монастыря, то есть, предположительно — начиная с 1478 г., когда Великий князь Иван Ⅲ пришёл с войском в непокорный Новгород.

Его поразила история о чудесном явлении на острове Череменецкого озера крестьянину Мокию, жителю д. Русына (ныне Русыня на берегу р. Луги, в 10 км.), образа Святого Апостола Иоанна Богослова.

По его повелению на этом месте была учреждена обитель.
Этот факт явно представляет для паломников интерес, поскольку позволяет открыть мало известную страничку Череменецкого монастыря и получить хоть какую-то, более-менее приемлемую версию человеку любопытному и желающему знать свою историю.

Во первых — был ли этот собор изначально пятиглавым? Дело в том, что в конце пятнадцатого века известен только один каменный пятиглавый собор, построенный на Руси.

Общий вид Череменецкого монастыря с запада до 1917 г. Фото с картины.

Дело в том, что в конце пятнадцатого века известен только один каменный пятиглавый собор, построенный на Руси.

Он был создан архитектором Фиораванти. В период 1475-79 гг. строится Успенский собор в Кремле по его проекту и под его наблюдением.

Из дошедших до наших дней источников поход его, как военного инженера и начальника артиллерии, с войском Ивана Ⅲ на Новгород в 1477-1478 гг., где он строил наплавной мост через р. Волхов.

Эти события совпадают по времени с основанием Великим князем Московским обители на Череменецком озере.

Если пятиглавый Иоанно-Богословский собор был построен во второй половине ⅩⅤ, то это вполне возможно, дело рук итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Он был в походе на Новгород вместе с Ивана Ⅲ, значит, был под рукой для начала любого серьёзного строительства.

Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь

Но есть и ещё одна версия, согласно которой до создания монастыря здесь была приходская церковь, которую Фиораванти мог перестроить.

Основанием для такого предположения служат приметы Псковского строительства — применение местного камня-плитняка во всех элементах здания, форма материалы колонн. По такому же типу была построена псковская церковь «Василия на горке» в 1413.

Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь

Если «псковская версия подтвердится», то возраст первого каменного собора может увеличиться как минимум на век, а Аристотель мог реконструировать уже имеющийся храм, сделав его пятиглавым и привнести новые достижения в архитектуре и зодчестве для того времени.

В 1558 — 1583 годах ливонцы, захвати псковские земли, без жалости и сострадания разрушали православные святыни и Русскую культуру. Собственно так же, но уже через сто лет, в 1680 году, это делала Литва, и так же, как ещё почти через три столетия это делали немецкие захватчики. Но ни те, ни другие, ни третьи так и не смогли разрушить этот собор.

Вдумайтесь только — храм простоял более полтысячи лет! Это говорит о высоком качестве проекта и самого собора.
Единственным чудотворным образом в монастыре была икона Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова — та самая, которая явилась крестьянину Мокию.

Известно, что её поновляли в 1707 году, что говорит о её древности. Известно также, что её считали списком с Византийской иконы. Искусствоведы датируют её тем временем, когда она явилась, но это самая поздняя точка отсчета. Чудотворная икона после окончательного закрытия монастыря в 1930 году исчезла, а во время ВОВ неожиданно объявилась в Казанском соборе г. Луги.

Среди замечательных людей, связанных с монастырем, следует отметить его настоятеля в период с 1862 по 1866 гг., иеромонаха Антония, в миру — Алексея Бычкова. Выходец из богатой купеческой семьи, писатель, музыкант, художник, знакомец А.С Пушкина, он в 24 года потеря любимую им беззаветно жену, дал обет принять иночество.

Череменецкий монастырь и окружающего его природа привлекала многих замечательных людей. Здесь Н.А. Римским—Корсаковым была написана опера «Псковитянкав». Здесь работал композитор Мусоргский.

Чудотворная икона Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

В начале 90-х годов территория монастыря была возвращена Церкви, здесь расположилось подворье Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры. В конце 90-х годов в обитель были направлены два иеромонаха — Митрофан и Евфимий, для устройства вновь открытого монастыря.

21 мая 1999 года череменецкая Святыня — чудотворно-явленная икона Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова была перенесена Митрополитом Петербургским и Ладожским Владимиром крестным ходом из Луги в возрожденный монастырь, где и пребывает сегодня.

Адрес: 188273, Ленинградская область, Лужский район, Скребловская волость, Череменец 8(813-72) 583-86

Череменецкий монастырь. История, легенды

Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь находится на полуострове, расположенном на одноименном озере, в 15 километрах от Киевского шоссе. Основана обитель в 1478 году. Это один из самых старинных монастырей Ленинградской области.

Точная дата основания Иоанна-Череменецкого монастыря неизвестна. Хотя в официальных источниках обычно говорится, что существует он с 1478 года. Первое упоминание о монастыре встречается в документах 1500 года. Однако в них нет точных сведений об основателях и строительстве Череменецкого монастыря. Но, как и о многих других святынях Русской православной церкви, об этой обители существует немало легенд.

Первое предание

Однажды некоему крестьянину, в некоторых источниках даже называется его имя (Мокий), посчастливилось найти икону святого апостола Иоанна Богослова. Произошло это именно там, где сегодня находится Череменецкий монастырь. Царь, узнав об этом, тут же приказал начать строительство.

Второе предание

Согласно этой легенде, крестьяне не имеют никакого отношения к возведению обители. В 1478 году Иван III прибыл с войсками в северо-западную часть новгородских земель. В то время он решал ряд важных проблем. В том числе и вопрос о вхождение новгородских земель в состав государства. Тогда кто-то из русских князей и обнаружил здесь икону, после чего началось стремительное возведение монастыря.

Обитель на границе

Череменецкий монастырь находится в довольно необычных местах — на участке низменности, едва возвышающейся над водной гладью. На этом острове имеется высокий холм с довольно крутыми склонами. В плане обороны место довольно удачное. Скорее всего, появление монастыря в этих местах было обусловлено необходимостью защитить границу государства от вражеского нашествия.

Стоит сказать, что первая легенда звучит довольно странно. Как простой крестьянин оказался на острове, расположенном посреди озера, вблизи тогдашних границ? Кроме того, во многих старинных преданиях рассказано о человеке, который неожиданно находит икону — на острове, в болоте или на берегу реки. Это классическая легенда, которая присутствует в истории едва ли не каждого русского монастыря.

Послушникам этой обители пришлось нелегко. Череменецкий монастырь, как уже было сказано, находился у самой границы. В XVI столетии он сильно пострадал во время нападения литовцев.

Этот монастырь не был никогда богат, известен. В XVII веке сюда не шли вереницей паломники со всей страны. Что произошло после революции с Череменецким мужским монастырем, догадаться несложно. Его упразднили, на территории обители открыли сельскохозяйственное предприятие. Называлось оно в духе эпохи – «Красный Октябрь». Позже здесь появилась школа садоводства, затем туристическая база. В окрестностях монастыря и сегодня сохранились постройки советских времен.

Руины обители

В начале девяностых началось восстановление монастырей и храмов. Некоторые были довольно быстро отреставрированы. Многие вошли в популярные туристические маршруты. Но этого, к сожалению, нельзя сказать о Череменецком монастыре. Он очень долго оставался в руинах. Говорят, этому способствовали местные жители, регулярно наведывающиеся на остров в поисках строительного материала. Все же любознательные путешественники посещали эти места еще до начала восстановительных работ. Здесь царит необыкновенная атмосфера, которой нет в более поздних, многократно отремонтированных обителях.

Постройки на территории монастыря

До революции здесь было два храма. Первый — пятиглавый Иоанно-Богословский собор. Он был возведен из белого известняка в XVI столетии. Находился на высоком холме, в самом центре острова. Рядом с ним располагалась небольшая каменная постройка — церковь Преображения Господня. Этот храм появился здесь в начале XVIII века. Прежде на его месте была деревянная церковь.

Богословский собор имел высокую колокольню, имеющую форму восьмигранного столба, венчавшуюся главкой с крестом. Добирались до острова, конечно же, на лодках. Причал расположен был в южной части. Здесь же находились ворота, недалеко от которых имелся еще один вход.

На острове была небольшая гостиница, фруктовый сад. В XIX столетии здесь устроили третий вход. Он находился в юго-восточной части. Позже стал главным. Вокруг холма стояли кельи, составляющие своеобразного ограду монастыря. В конце XIX столетия здесь появились также братский корпус и трапезная.

Монахи не проводили время в праздности. Они работали в сапожной, портняжной. Здесь были хозяйственные постройки – квасоварня, хлебопекарня, ледник. И огород, и эти здания находились на небольшом островке, позже присоединенном к главному.

В начале XX столетия на территории монастыря построили коровник, кузницу, сараи, прачечную, баню. Обитель находилась на полном самообеспечении. В 1903 году на острове открылась церковно-приходская школа. Здание, в котором она располагалась, было возведено по проекту архитектора Кудрявцева.

Современное состояние

В 2012 году завершилось строительство нового собора с шестью куполами. Восстановили и церковь Преображения Господня. Вниз, к берегу, от нее ведет каменная лестница. Главная святыня монастыря – икона святого Иоанна Богослова.

Иоанно богословский череменецкий мужской монастырь

Иоанно-Богословский-Череменецкий монастырь

Вот именно здесь я и провел позавчера весь день.

Основан монастырь при Иване III, закрыт в 1920-м. В те-же двадцатые почти полностью порушен.
Возвращен Московской Патриархии в 1997-м, ныне считается подворьем Александро-Невской Лавры.
Насельников пока очень мало.
Те, с которыми мне посчастливилось пообщаться — совершеннейший пример церковного и гражданского подвижничества.
Поверьте на слово — впечатление сильнейшее.
Собственно — слов особо-то и нет.
Вот — посмотрите фотографии с коротенькими комментариями:

Одно из малого уцелевшего — въездные ворота в монастырь, XVI век:

Это — то, что осталось от одного из двух храмов монастыря — храма Иоанна Богослова:

Каменная лестница. Для того, чтобы её раскопать — пришлось снять гору битых кирпичей и земли:

Монастырский сад высаживали заново. Случайно нашли могилу одного из насельников 19-го века — Иеромонаха Севастьяна:

То, что слева — отстроено за эти годы, справа — в начале 19-го века:

Это — вид из пустого окна разрушенного храма, Череменецкое озеро:

Один из тех, кто поднимает из пепла Череменецкую обитель. Я его застал за работой. Первое, что было у меня спрошено при знакомстве — не хочу ли посетить трапезную:

Путь в монастырь — почти 30 километров по пыльной грунтовой дороге. Святость этого места видна уже по окружающим деревням.
Село на несколько домов и вот такой храм:

На несколько малюсеньких деревень одно древнее кладбище. Это — кладбищенские ворота:

Часовня разрушена большевиками, на реставрацию денег нет, но местные старушки приносят сюда собственные иконы и приходят молиться:

Ну вот такое у меня было путешествие.
Немного сбавлю пафос. Вот так называется деревушка, где меня напоили козьим молоком:

Удивительно то, что о.Вячеслав на прошлой неделе был там. Разведал все пути и чем там можно быть полезным. Еще привез от туда пару дубков, пару елок и еще что-то, т.к. славится монастырь именно как питомник лесных деревьев. В будущем думаю предоставится возможность посетить его всем приходом. Вот и немного о самом монастыре (из справочника).
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь, на острове Череменецкого озера, в 20 км от г. Луги. Время основания с точностью неизвестно; по преданию, основан в XV в. при вел. кн. Иоанне III.
В 1764 г. был оставлен за штатом. С 1897 г. — 2-го класса общежительный мужской монастырь. Храмов два каменных: соборный во имя св. Иоанна Богослова (кон. XVI в.); в честь Преображения Господня (1707 г.). В соборном храме находилась икона св. Иоанна Богослова. Крестные ходы с чудотворною иконою совершались: 8/21 мая и 26 сент./9 окт. вокруг монастыря и 1/14 мая — в г. Лугу в память избавления от холеры в 1848 г.
В 1920-х гг. монастырь был закрыт. Возобновлен в 1997 г.
С 7/20 по 9/22 мая 1999 г. в храмах г. Луги и древнем Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре состоялись духовные торжества, посвященные св. ап. и ев. Иоанну Богослову и его чудотворному Череменецкому образу, который был перенесен с крестным ходом вновь в обитель, где чудесно явился 525 лет назад.
Настоятель — игумен Митрофан (Осяк).
Адрес: Россия, 188273, Ленинградская обл., Лужский р-н, Скребловская вол., место Череменец; тел. (81372) 58-386.

Иоанно богословский череменецкий мужской монастырь

Череменецкий монастырь

В сентябре месяце мне удалось побывать в двух красивых местах — Коновецком и Череменецком монастырях. Коновец это довольно известное место, а вот расположенный под Лугой Череменцкий монастырь не столь прославлен среди руссо-туристо. Я давно хотел в нем побывать, прочитав в одном из путеводителей, что место где он расположен считалось «Русской Швейцарией».

Объективности ради замечу, что монастырю на Череменецком озере до Швейцарии все-таки далеко. Обитель стоит на небольшом полуострове, сильно заросшем лесом. Наверное с другого берега озера, белая монастырская церковь увенчанная тонким шпилем смотрится довольно красиво, но проверить это мне не удалось.

На входе в монастырь нас встретил послушник Алексей, очень веселый и позитивный мужичок, один из самых приятных в общение людей церкви, с которыми я когда-либо встречался. Именно он и проводил экскурсию по монастырю. Сразу замечу, что большинство нашей группы составляли набожные тетушки.

Череменецкий монастырь возник в конце XV века, что сразу наводит на мысль о руке Москвы. Несколько раз обитель разоряли литовцы и поляки, в XVIII веке она пришла в полный упадок, но затем возродилась за счет пожертвований набожных и богатых паломников. В советское время монастырь ликвидировали, а в его стенах сначала устроили интернат, а потом санаторий.

Как я читал, к 2000-хх годам от обители остались одни руины, но к счастью, на данный момент это не соответствует действительности. Уже довольно много монастырских строений на сегодняшний отстроено. Доминантой комплекса является Иоанно-Богословский собор, чей внейшний облик напоминает какое-то французское аббатство.

Впрочем внутренние, отделочные работы в соборе не закончены, а для посетителей открыт только храм Рождества Богородицы.

Пока народ пошел прикладываться к иконе, мы пошли осматривать старинные склепы и захоронения вокруг церкви.

Здесь когда-то было два кладбище — Воинское и Дворянское, но как это водится на Руси, со временем могильные камни были пущены на строематериалы.

Для осмотра мало что осталось

Пока мы ходили вокруг до около, до нас докопался православный активист-общественник. «А почему вы к иконе не прикладываетесь?», «А вы крещенные?» «А сколько у вас телевизоров? — Два? Деньги не знаете на что девать, в потреблядстве погрязли». Особенно беднягу задела моя реплика, что Дзержинский был польским дворянином. К счастью, от его монологов нас спас приезд священника, которые срочно приехал для того чтобы открыть лавку в храме, но скромной православной машине. Активист помчался в лавку и вернулся оттуда с брошюркой где черным по белому было сказано, что Феликс Эдмундович был сыном раввина из местечка Дзержинское.

После шопинга, мы проследовали мима корпуса братии, первый этаж который по утверждению Алексея был сложен еще в средние века. В это можно было поверить. Бабки зашептались «с молитвой строили, не то что сейчас, только денег нахапать!»

В монастыре оказался и небольшой свечной, то есть макаронный заводик, который в данный момент не действовал.

Рядом располагалось еще одно солидное здание — старая конюшня. По словам нашего гида, сейчас она использовалась как баня, а так же как монастырская темница. Мол если из братии кто-то разбушуется, приходится ненадолго сажать. Соловки-не Соловки.

Еще одной достопримечательностью является старинный дуб, с которого и началась обитель. Бабушки сразу же устроили вокруг него языческие пляски.

В завершении прогулки, послушник посетовал на местных жителей, которые по-свой несознательности недовольны тем, что обитель отжала солидный участок берега и никого туда не пускает. На это Алексей смиренно заметил, что в монахи не напоминают аборигенам, что некогда в собственности монастыря было и все Череменецкое озеро. Эту тему наверное можно было развить, — ведь вероятно в собственности монастыря были и жители окрестных деревень.

В целом, усилия монастырского коллектива произвели на меня благоприятные впечатление. Жаль что РПЦ не уделяет больше внимания восстановлению разрушенных храмов и коллективному труду. Все лучше чем глупые брошюрки печатать.

Ссылка на основную публикацию