Городецкий феодоровский мужской монастырь

Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Попросить помолиться

Именной кирпичик

Пожертвовать храму

Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери основан в 1154 году князем Георгием (Юрием) Долгоруким на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В ноябре 1263 года в монастыре скончался святой благоверный князь Александр Невский, приняв иноческий постриг и схиму с именем Алексий.

На рубеже XIV-XV веков в монастыре подвизался инок Прохор, вошедший в историю как Прохор из Городца – подвижник и соратник Андрея Рублева и Феофана Грека. Считается, что старец Прохор являлся учителем Андрея Рублева. В XV веке в обители некоторое время трудился ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский, Комельский чудотворец, впоследствии основавший на реке Обноре мужской монастырь.

В XVIII веке монастырь посещали Петр I и Екатерина II. В 1804 году в обители был пострижен в мантию преподобный Тимон Надеевский – ученик Серафима Саровского, ныне местночтимый святой Костромской епархии. В течение 14 лет святой Тимон был строителем Городецкого монастыря, являясь наместником обители.

В XIX веке в монастыре подвизался известный церковный миссионер и ученый востоковед архимандрит Петр Каменский, здесь он окончил свой земной путь и был похоронен.

Монастырь трижды подвергался разорению. В 1238 году монастырь сожжен отрядом хана Батыя, в 1408 – ханским князем Эдигеем.

В 1927 году мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери был закрыт большевиками . Храмы взорваны в конце 40-х годов XX века.

В 2009 году обитель стала возрождаться. 12 сентября 2009 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом монастырь был освящен.

Частицы мощей святых находящиеся в Городецком Феодоровском мужском монастыре

Св. Ап. Андрей Первозванный
Св. Матрона Московская
Св. равноап. царица Елена
Свт. Николай Мир Ликийских
Свт. Спиридон Тримифунтский
Свт. Даниил Московский
Свт. Петр и Феврония
Свт. Димитрий Ростовский
Свт. Феодосий Черниговский
Свт. Феофан Затворник
Свт. Лука Крымский
Свт. Гурий архиеп. Таврический
Свт. Модест патр. Иерусалимский
Свт. Амвросий Медиоланский
Свт. Мартин папа Римский
Свт. Арсений Суздальский
Свт. Игнатий Мариупольский
Свт. Митрофан Воронежский
Свт. Агафангел Ярославский
Свт. Феофил Новгородский
Свт. Никита Новгородский
Свт. Нифонт Новгородский
Свт. Симон Суздальский
Свт. Лаврентий Туровский
Свт. Ефрем Переяславский
Свт. Иннокентий Херсонский
Свт. Афанасий Цареградский
Свт. Милетий Харьковский
Сщмч. Климент папа Римский
Сщмч. Лукиан
Сщмч. Владимир митр. Киевский
Сщмч. Сильвестр архиеп. Омский
Сщмч. Константин Богородский
Сщмч. Александр Харьковский
Сщмч. Киприан и муч. Иустина
Прмч. Анастасий диакон
Прмч. Евстратий
Прмч. Феодор
Прмч. Василий
Прмч. Григорий Чудотворец
Прмч. Кукша Печерский
Прмч. Вифлеемские
Прмч. Хозевитские
Прмч. Синайские
Прмч. Зверенецкие
Прмч. Дивногорские
Прмчц. вел. кн. Елисавета
Вмч. Феодор Стратилат
Вмч. Пантелеимон Целитель
Преп. Макарий постник
Преп. Авраамий трудолюбивый Преп. Иоанн
Преп. Феофил
Преп. Сисой Схимник
Преп. Анатолий затворник

Преп. Никодим просфорник
Преп. Иоанн постник
Преп. Сильвестр
Преп. Спиридон просфорник
Преп. Захарий постник
Преп. Савва чудотворец
Преп. Лонгин Вратарь
Преп. Лаврентий затворник
Преп. Лука эконом
Преп. Макарий диакон
Преп. Агафон чудотворец
Преп. Сергий Послушливый
Преп. Феодор молчаливый
Преп. Павел послушливый
Преп. Пимен постник
Преп. Силуан Схимник
Преп. Моисей Чудотворец
Преп. Иосиф многоболезненный
Преп. Меркурий постникПреп. Григорий затворник
Преп. Арсений трудолюбивый
Преп. Ахилла диакон
Преп. Геронтий канонарх
Преп. Леонтий канонарх
Преп. Мартирий диакон
Преп. Зинон постник
Преп. Паисий
Преп. Нестор Некнижный
Преп. Евфимий схимник
Преп. Ипатий целебник
Преп. Вениамин Затворник
Преп. Тит воин
Преп. Игнатий Архимандрит
Преп. Феодор князь Острожский
Вмч. Анастасия Узорешительница
Вмч. Марина
Муч. Севастийские
Муч. млад. Иоанн
Муч. млад. от Ирода избиенный
____________________________________

Муч. Суворовские
Муч. Дария
Муч. Дария
Муч. Мария
Муч. Евдокия
________________________________________

Преп. Антоний Великий
Преп. Макарий Великий
Преп. Евфимий Великий
Преп. Иов Почаевский
Преп. Амфилохий Почаевский
____________________________________

Преп. Киево-Печерские
Преп. Варлаам иг. Печерский
Преп. Никон иг. Печерский
Преп. Моисей Угрин

Преп. Илларион Схимник
Преп. Дамиан Целебник
Преп. Агапит врач
Преп. Исаакий затворник
Преп. Нестор летописец
Преп. Марк гробокопатель
Преп. Прохор лебедник
Преп. Илия Муромец
Преп. Исаия чудотворец
Преп. Никола Святоша
Преп. Алипий иконописец
Преп. Иоанн многострадальный
Преп. Тит иеромонах
Преп. Никон сухой
Преп. Онуфрий молчаливый
Преп. Поликарп Архимандрит
Преп. Афанасий затворник
Преп. Феофан постник
Преп. Пимен Многоболезный
Преп. Нектарий
Преп. Григорий иконописец
Преп. Еразм
Преп. Онисифор исповедник
Преп. Кукша Одесский
Преп. Шио Мгвимский
Преп. Макарий Калязинский
Преп. Афанасий Серпуховской
Преп. Алексий Карпаторусский
Преп. Марсалий Дивногорский
Преп. Антипа Афоно-Валаамский
Преп. Александр Свирский
Преп. Серафим Саровский
Преп. Сергий Радонежский
Преп. Амвросий Оптинский
Преп. Дивеевские
Преп. Александра
Преп. Марфа
Преп. Елена
Преп. Матрона
________________________________________
Преп. вел. кн. Анастасия Киевская
Св. блг. вел. кн. Александр Невский
Прав. Симеон Верхотурский
Прав. Иулиания кн. Ольшевская
____________________________________

Блаж. Дивеевские
Блаж. Параскева
Блаж. Пелагия
Блаж. Мария
____________________________________

Преп. Гавриил Афонский
Преп. Георгий затворник Задонский
Преп. Феодосий Тотемский
Преп. Феофил Китаевский
Преп. Антоний Оптинский (млад.)
Преп. Авраамий Ростовский
Преп. Феодор Санаксарский

Просветительская деятельность

В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников.

Социальное служение

Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями Городецкого района и Нижегородской области.

Богородице-Феодоровский Городецкий мужской монастырь

Богородице-Феодоровский Городецкий монастырь основан в начале XIII века, здесь принял постриг и скончался Александр Невский. Принадлежит Городецкой епархии Русской Православной Церкви. Престольный праздник — 27 марта и 29 августа (Феодоровской иконы Божией Матери).

Содержание

Первый монастырь

Монастырь был построен на берегу реки Волги в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий. В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел.

Современники событий считали, что главная икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Современные историки указывают, что до сих пор не подтверждено существование монастыря в XII веке, указывая, что для такого предположения нет прямых доказательств:

  • «Повесть о житии Александра Невского» (1263—1280) указывает, что князь был пострижен в схиму, но не указывает монастырь.
  • «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» XVII века указывает, что образ был перенесён из Городца в Кострому, но также не указывает на существование монастыря, из которого отправилась икона.
  • Археологические раскопки на предполагаемом месте нахождения монастыря не выявили культурного слоя XII-XIV веков.

Но вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе то место, где находилась икона подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Это обретение является предметом легенд, и нет единого мнения по поводу того, как этого произошло. См. также: Легенды обретения Феодоровской иконы Божией Матери в XIII веке

Икона в монастырь уже не вернулась, но сюда был помещён чудотворный список, который был главной святыней Феодоровской церкви Существует легенда о том, что монастырь основал святой князь Георгий Всеволодович в 1220-х годах, хотя, возможно, монастырь был в то время отстроен заново.

В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём.

Позже, в какое-то время в монастыре жил будущий святой Павел Обнорский, это произошло в промежуток между 1354 и 1410 годами.

Монастырь просуществовал в этом пустынном месте до XV века], или, скорее всего, до XVII века когда в XVI-начале XVII века место было снова заселено и монастырь был упразднён.

Второй монастырь

Монастырь был учреждён снова грамотой от 20 марта 1700 года по благословению патриарха Московского Адриана. Инициатором события стали церковные старосты И. Юдин и С. Осокин (прихожане Троицкой церкви Верхней слободы Городца). К тому времени река Волга поменяла своё русло и монастырь стал находится в поле сравнительно далеко от берега.

В том же 1700 году в монастыре был построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в котором был устроен придел во имя святого князя Александра Невского.

На протяжении XVIII века монастырь неоднократно менял свой статус. В 1764 году было принято решение об упразднении монастыря, но местные жители Городца предложили мирской приговор, который поддержал своим ходатайством епископ Нижегородский Феофан (Чарнуцкий). В результате монастырь был отнесён к заштатным, но вскоре, в июне 1870 года Святейший Синод возвёл монастырь во 2-классный общежительный, его настоятель получил сан архимандрита.

В середине XIX века монастырь находился на том месте, которое занимает сейчас и территория монастыря вошла в черту Городца.

Дальнейшая судьба монастыря незавидная — он был закрыт в 1927 году и его помещения занимали почта, школа, колония правонарушителей и больница.

Большинство строений монастыря было разрушено, но сохранились здания, в которых были расположены кельи монастыря и Церковь во имя святителя Пантелеимона.

Современное состояние

В монастыре находится чтимый список Феодоровской иконы Божией Матери, одной из наиболее почитаемых богородичных икон в России. 29 августа 2008 года возобновлена традиция проведения в Городце крестного хода существовавшая до 1917 года.

29 января 2009 года благочинный Городецкого и Борского округов иерей Алексей Парфёнов освятил 12 колоколов. Полный комплект для звонницы был передан в декабре 2008 года генеральным управляющим Уральской горно-металлургической компании Андреем Козицыным. Колокола были изготовлены на заводах металлургической компании «Холдинг». Общий вес колоколов 2,2 тонны. В качестве материала использован сплав меди, олова и серебра. Схема размещения на оптимизирована под одного звонаря. К 4 февраля на новую колокольню были подняты восемь освящённых колоколов.

27 мая 2009 года Священный Синод благословил открытие в Городце мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Наместником монастыря назначен игумен Августин (Анисимов).

3 июля состоялось первое заседание попечительского совета. 9 июля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил молебен святому благоверному князю Александру Невскому в нижнем приделе строящегося Феодоровского собора. 17 июля наместник монастыря игумен Августин (Анисимов) совершил чин благословения и освящения крестов для куполов Феодоровского собора. 20 июля планировалось установить освященные кресты на купола, а 22 июля — поднять купола на храм.

В августе была завершена работа по изготовлению и установке четырёхъярусного фаянсового иконостаса для Феодоровского собора. Иконы были написаны сёстрами Тихвинского монастыря Екатеринбурга. Фаянсовый иконостас Феодоровского собора стал третьим в храмах Нижегородской епархии.

Архитектура

Главный храм монастыря — Феодоровский собор — неоднократно перестраивался в камне. Пятиглавый собор 1765 года постройки был закрыт в 1927 году и снесён несколько лет спустя. Воссоздан в первоначальных формах в 2009 году.

По легенде, место, где стояла монастырская церковь Александра Невского 1870-82 гг. постройки, обозначало место явления Феодоровской иконы. Храм был закрыт в 1934 году и достаточно быстро снесён; на этом месте стоят корпуса Городецкой районной больницы.

  • блв. Александр Невский
  • досточтимый список Феодоровской иконы
  • Феодоровская икона с дарственной надписью Патриарха Кирилла
  • икона блв. Александра Невского с частицей мощей
  • частицы мощей многих святых

Как добраться

Адрес: 606502, Нижегородская область, г. Городец, Пролетарская пл., 34б

Тел.: (83161) 9-11-08, 9-50-64, 9-11-08

ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Легендарные сведения о Г. м.

В прошении старост Юдина и Осокина, поданном патриарху Адриану в 1700 г., излагалось предание о существовании с XII в. в Городце мон-ря в честь Феодоровской иконы Божией Матери и одноименного чудотворного образа. Согласно прошению, в этой обители перед кончиной принял постриг св. кн. Александр Ярославич Невский. Однако ни в одном из летописных источников нет сведений о древнем Феодоровском мон-ре в Городце. Сведения о нем отсутствуют и в агиографии Александра Невского XV-XVII вв. В «Повести о житии Александра Невского» XIII в. сообщается о его пострижении в схиму перед смертью в Городце, но мон-рь не упоминается. В «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» (XVII в.) повествуется о перенесении иконы из разоренного Батыем Городца в Кострому, где образ получил название по пребыванию в ц. вмч. Феодора Стратилата, но Г. м. в «Сказании. » также не упоминается. Археологические исследования территории, на к-рой располагался с XVIII в. Г. м., не выявили культурного слоя XII-XIV вв.

С сер. XIX в. в церковно-исторической лит-ре широкое распространение получили легенды о происхождении из Г. м. Феодоровской иконы Божией Матери, о постриге в мон-ре св. кн. Александра Невского, а также предание об основании Г. м. вел. кн. Георгием Всеволодовичем. Источником последнего послужило старообрядческое соч. «Сказание о граде Китеже» (кон. XVII в.). В 1849 г. было опубликовано составленное в Г. м. соч. «Историческое сведение о Городецком монастыре Пресвятые Богородицы Федоровские». В нем к преданиям о прямом отношении мон-ря к патрональной иконе Романовых и постригу перед кончиной кн. Александра Невского добавилось также повествование об основании Городца и мон-ря в 1152 г. кн. Юрием Долгоруким. Впосл. эти легенды стали широко использоваться в церковно-исторической лит-ре.

По др. легенде, бытовавшей в XIX — нач. XX в. в старообрядческой среде Городца, средневек. Феодоровский мон-рь, келья, в к-рой принял постриг св. кн. Александр Невский, место явления Феодоровской иконы находились там, где в то время стояла старообрядческая часовня в с. Городец.

Грамотой патриарха Адриана от 20 марта 1700 г. строителя Г. м.- «иеромонаха или монаха» — должны были избрать сами городчане. Первым строителем Г. м. стал иером. Михаил. В 1719 г. в Г. м. проживали игум. Павел, казначей иером. Моисей, 2 иеромонаха, 14 монахов и трудник. Летом 1723 г. указом еп. Нижегородского Питирима в Г. м. были переселены 9 монахов из Покровского мон-ря в Василёвой слободе. В 1764 г. в Г. м. проживали игум. Зосима, казначей Филарет, иеромонах и 2 монаха. В 1801-1807 и 1811-1818 гг. строителем Г. м. был прп. Тимон Надеевский, а численность братии не превышала 10 чел. В 1830 г. в Г. м. находилось ок. 20 насельников, в 1870 г. проживали 51 насельник и 23 чел., «стоящих на усмотрении», к 1888 г.- архим. Феодосий, 12 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 3 монаха, 12 послушников и 31 чел. «на испытании», к 1913 г.- 2 архимандрита, 18 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 8 монахов, 11 послушников и 35 трудников, к 1917 г.- архим. Израиль и 39 насельников.

Храмы и другие постройки

В 1700 г. в Г. м. был поставлен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя св. кн. Александра Невского. Антиминс был выдан 24 июля 1700 г. в Москве строителю иером. Михаилу. В 1702 г. рядом с обветшавшей и впосл. разобранной деревянной была возведена одноименная каменная церковь. В июне 1708 г. иером. Михаил подал челобитные Петру I и митр. Рязанскому и Муромскому Стефану (Яворскому) о строительстве нового каменного Феодоровского храма (упом. в описи мон-ря 1719). После пожара 1765 г. Феодоровский собор был восстановлен стараниями управителя Городецкой вол. Афанасия Яковлева. Собор относился к распространенному во 2-й пол. XVII — нач. XVIII в. типу бесстолпных храмов с 3 апсидами, массивный четверик имел декор в виде кирпичного профилированного карниза, украшенного «поребриком», и венчающего ряда из 5 полуциркульных кокошников на каждом фасаде. Окна (одно на зап. и по 2 на сев. и юж. фасадах) были декорированы сандриками. Во время восстановления после пожара к центральному куполу собора были добавлены 4 малых купола на глухих барабанах. На освящении отремонтированного собора 19 мая 1767 г. присутствовала имп. Екатерина II, сделавшая пожертвования на украшение храма и для братии. В соборе сохранялось место моления Екатерины II, обитое красным сукном с вензелем императрицы. В 1872 г. на хорах были устроены приделы во имя сщмч. Антипы Пергамского и вмц. Екатерины.

К 1717 г. в Г. м. из разобранной деревянной Феодоровской ц. была построена трапезная ц. в честь Преображения Господня (к 1763 упразднена). В 1798 г. на средства местных жителей поставлена теплая ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Считалось, что ее алтарь устроен на месте кельи, где принял постриг в схиму и скончался кн. Александр. В 1870 г. по проекту архит. Л. В. Даля был заложен, а в 1882 г. на пожертвования купца И. А. Ноздринского, городецких жителей Т. А. Плеханова и Ф. С. Кутенева построен каменный храм во имя св. кн. Александра Невского с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1883 г. в нем был освящен придел во имя преподобных Антония, Феодосия и др. угодников Киево-Печерских. Центральный объем 3-апсидного Александро-Невского храма типа восьмерик на четверике был увенчан 5-главием со световым центральным барабаном; грани восьмерика завершались килевидными кокошниками. Прямоугольные в плане приделы полностью закрывали боковые фасады четверика; высокие 2-скатные кровли приделов примыкали к восьмерику; треугольные фронтоны имели завершения миндалевидной формы.

К 1719 г. в Г. м. находилось 5 деревянных келий, окруженных деревянной оградой с рубленой колокольней над св. вратами, к 1763 г.- каменные шатровая колокольня близ собора, хлебопекарня, ограда со св. вратами и 4 башнями. В 1835 г. по инициативе архим. Петра (Каменского) под колокольней был устроен храм во имя вмч. Феодора Стратилата. В нач. XX в. близ Александро-Невского храма по проекту архит. А. К. Никитина была построена 2-я колокольня в 4 яруса; на средства московских купцов Е. А. и Е. И. Козловых — 3-этажный каменный корпус с трапезной и ц. во имя вмч. Пантелеимона (освящена 14 окт. 1908). К 1917 г. в Г. м. кроме храмов и 2 колоколен находилось 5 братских корпусов, обитель окружала каменная ограда с угловыми башнями.

В иконостас Феодоровского собора входили почитаемые Феодоровская икона Божией Матери «в чюдесех» и образ св. кн. Александра Невского с частицей мощей. В 1830 г., во время эпидемии холеры, при настоятеле иером. Флавиане Феодоровскую икону принесли из Г. м. в г. Балахну. Вскоре эпидемия прекратилась, а монастырский образ стал почитаться чудотворным. С этого времени ежегодно во время Петровского поста из Городца в Балахну совершался крестный ход с монастырскими святынями — Феодоровской иконой и образом св. кн. Александра Невского (с 1869/70 крестные ходы совершались уже по неск. уездам Нижегородской губ.).

Просветительская и благотворительная деятельность

28 сент. 1869 г. при Г. м. в присутствии еп. Нижегородского Филарета (Малышевского) было основано духовно-просветительское Александро-Невское братство, к-рое возглавил настоятель иером. Феодосий. Целью братства было содействие уч-щу в распространении «духовно-нравственного просвещения и противодействие иномыслящим в посягательстве на право Православной Церкви». В 1870 г. иером. Феодосий передал братству б-ку (2500 т.), пожертвованную мон-рю петербургским купцом 1-й гильдии П. И. Кудряшовым. Насельники Г. м. и наставники уч-ща пользовались б-кой бесплатно, жители Городца — за плату 3 р. в год. В 1870 г. Александро-Невское братство организовало в мон-ре лечебницу на 5 коек с фельдшером и аптекой, где предоставлялись бесплатные медицинские услуги и лекарства жителям Городецкой вол. 13 февр. 1872 г. Александро-Невским братством в Городце было открыто начальное жен. уч-ще (впосл. перешло в ведение земства). 4 марта 1881 г. Нижегородская Духовная консистория утвердила при Александро-Невском братстве миссионерское отд-ние, попечителем к-рого стал балахнинский купец 1-й гильдии И. А. Ноздринский. С 1881 по 1885 г. (с перерывами — до 1889) миссионерское отд-ние проводило открытые беседы со старообрядцами и народные чтения, к-рые вел член братства свящ. городецкого Троицкого собора Аполлоний Соколовский.

Материальное положение мон-ря

Инициатор строительства Г. м. Юдин завещал на содержание буд. насельников участок пахотной земли. К 1764 г. Г. м. владел 5 дес. пахотной земли в дер. Кириллово и 13 дес. в поле в 5 верстах от обители, к-рые стояли «впусте». Также братия кормилась «от церкви мирским подаянием», чему способствовали сборы от Феодоровской часовни в торговом ряду Верхней слободы. В 1802-1812 гг. в балахнинском суде и в нижегородской палате гражданского суда Г. м. вел тяжбу с крестьянами кн. Ухтомского, к-рые стремились изъять принадлежавшие мон-рю окрестные земли, пожалованные братии Юдиным.

В нач. XX в. Г. м. владел ок. 325 дес. земли, из них ок. 154 дес. пахотной, сенокосной и неудобной земли близ дер. Архипихи, полученной по генеральному межеванию 1786 г., а также 150 дес. лесных угодий (100 дес. в Балахнинском у. Нижегородской губ. и 50 дес. в Гороховецком у. Владимирской губ.). Мон-рю принадлежали 2 каменные часовни и 4 деревянных флигеля в с. Городец, водяная мельница Бычиха с паровым двигателем в дер. Архипихе. Г. м. располагал капиталом в ценных бумагах ок. 12,5 тыс. р.

мон-ря были в С.-Петербурге и Н. Новгороде. Начало столичному подворью положила часовня-киот, освященная 7 авг. 1868 г. в пассажирском зале Николаевской железной дороги. В ней находились Феодоровская икона и образ св. кн. Александра Невского. Средства от продажи свечей и совершения молебнов у киота предназначались для Александро-Невского уч-ща при Г. м. В 1875 г. вслед. тесноты пассажирского зала часовня была закрыта. В 1891 г. служащие товарной станции Николаевского вокзала ходатайствовали об устройстве новой часовни Г. м. в память коронования имп. Александра III и избавления его семейства от гибели в железнодорожной катастрофе 17 окт. 1888 г. Часовня, сооруженная на углу ул. Полтавской и пер. Товарного, в 1904 г. была обращена в церковь, освященную в честь Феодоровской иконы и во имя свт. Алексия, митр. Московского (в память рождения наследника престола св. Алексия Николаевича). С 1906 г. по инициативе архим. Алексия и при содействии архиеп. Нижегородского Назария (Кириллова) началась подготовка к сооружению в С.-Петербурге храма и подворья Г. м., был учрежден строительный комитет под покровительством вел. кн. Михаила Александровича и председательством ген.-майора Д. Я. Дашкова. Постановлением Синода от 18 февр. 1910 г. строительному комитету разрешался сбор пожертвований в храмах Российской империи в течение 2-й седмицы Великого поста. Крупные пожертвования сделали имп. мч. Николай II, св. Иоанн Кронштадтский, частные лица и банки. К окт. 1910 г. было собрано более 137 тыс. р. На приобретенном у городского управления участке земли 17 окт. 1910 г. еп. Нижегородский Иоаким (Левицкий) освятил место под постройку храма. Верхняя ц. в честь Феодоровской иконы была освящена 15 янв. 1914 г. в присутствии имп. мч. Николая II, его семьи, членов Гос. совета и Гос. думы. Главный престол нижней ц. во имя св. кн. Александра Невского был освящен осенью 1920 г. Фасад храма украшали майоликовая Феодоровская икона и фреска с изображением родословного древа дома Романовых по эскизам худож. С. В. Чехонина. 23 июля 1932 г. храм был закрыт, в нем разместился молочный завод.

Феодоровский монастырь Городец

Феодоровский монастырь — гордость городчан, и это вполне объяснимо: с ним связаны судьбы нескольких известнейших личностей (среди которых — князь Александр Невский и преподобный Павел Обнорский) и обретение величайшей русской святыни — Феодоровской иконы Божией Матери.

Между тем в истории Феодоровского монастыря Городца остается множество неясных моментов — это касается и ряда исторических событий, и даже первоначального места расположения монастыря. Среди исследователей на сей счет согласия нет, и нам остается полагаться на сохранившиеся предания, во многом, впрочем, совершенно легендарные.

Одно из них повествует о том, что при основании Городца в XII веке за оградой нового поселения стояла часовня с иконой Божией Матери. Когда, по княжьему желанию, собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли его сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь. Так будто бы было положено начало Феодоровской обители.

Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный городецкий Феодоровский монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где находится сейчас, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы.

Обретенная икона Божией Матери, тогда еще не получившая название Феодоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины XIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого «путешествия» существуют две версии.

  1. В 1238 году, когда Городец был разорен татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали — по его изображению в костромском соборе — великомученика Феодора Стратилата.
  2. Вторая версия связана со знаковым для Феодоровского монастыря событием — кончиной в нем возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году. Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сити (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Феодоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Феодоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце ее взял — на молитвенную память о старшем брате — князь Василий Ярославич, княживший в Костроме.

Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Феодоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской. Городчане же, посетив Кострому, привезли в монастырь (с тех пор — тоже Феодоровский) точный список с нее, тоже прославившийся чудотворениями. Список с этого списка, выполненный в середине XIX века, ныне хранится в Городецком краеведческом музее.

Окончательно разоренный в 1408 году ханом Едигеем Феодоровский монастырь пребывал в запустении до конца XVII века. К тому времени сам Городец окончательно встал на ноги, в нем снова завелись ремесла и богатые селяне, что явилось причиной возобновления обители в 1700 году — уже на нынешнем месте (тогда здесь было «старое» кладбище с часовней, в которой, по преданию, сохранялся чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери).

На протяжении следующих двух веков обитель отстраивалась и хорошела. Уже в 1708 году было получено разрешение на строительство каменного соборного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

В 1719 году Феодоровский собор упоминается как отстроенный и освященный («об одной главе»). В 1765 году монастырь сильно пострадал от пожара — все его деревянные постройки оказались уничтожены, каменный собор требовалось восстанавливать. Освятили его после масштабного ремонта (именно тогда появились боковые главки) в 1767 году.

В 1798 году была освящена теплая каменная церковь во имя святого князя Александра Невского — при этом считалось, что ее алтарь находится на месте кельи, в которой принял схиму и скончался невский герой. Забегая вперед, скажем, что этот храм, исполненный в стилистике классицизма, к 1870-м годам окончательно устарел как физически, так и стилистически и был заменен новым Александро-Невским храмом, построенным по проекту известного архитектора Л. В. Даля (приходившегося сыном автору знаменитого словаря русского языка) и освященным в 1882 году.

К тому времени в Феодоровском монастыре Городца, помимо двух названных храмов, имелась еще одна церковь — во имя великомученика Феодора Стратилата, устроенная в нижнем ярусе колокольни в 1835 году. В начале XX века появилась и четвертая — Пантелеимоновская, в новопостроенном восточном братском корпусе. Примерно тогда же над монастырем взметнулась пятиярусная колокольня-«свеча» высотой около 60 метров. Вкупе с четырьмя братскими корпусами, монастырским училищем, больницей и хозяйственными постройками, после этого монастырский ансамбль обрел завершенность. Отметим, что у него было два подворья — в Нижнем Новгороде и Царском Селе.

Никто тогда не мог провидеть страшной будущности прославленной и процветающей обители. В 1927 году большевики закрыли ее. Действующим в ней до 1934 года оставался только теплый Александро — Невский собор. Феодоровский собор стал электростанцией, колокольню превратили в водонапорную башню, помещения заняла колхозная школа. В 1934 году все постройки бывшего монастыря перешли в ведение НКВД, а чуть позже началось варварское его уничтожение — как «не представляющего культурной ценности». Были разрушены все храмы и колокольня обители.

С 2008 года Феодоровский монастырь восстанавливается. Возрожден в прежних формах и на прежнем месте Феодоровский собор, теперь дело — за Александро-Невским храмом.

ГОРОДЕЦКИЙ ФЕОДОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Городецкий Феодоровский монастырь, 2010-е. Фото с сайта Городецкой епархии

Городецкий мужской монастырь во имя великомученика Феодора Стратилата (Городецкая епархия)

  • Адрес: Россия, 606502, Нижегородская область, г. Городец, Пролетарская пл., 34б
  • Телефон: (83161) 9-11-08, 9-50-64, 9-11-08
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    По мнению церковных историков XIХ века, Городец основан в 1151 году, а Феодоровский монастырь заложен уже в 1154-м. По преданию, Феодоровский монастырь в Городце стал местом монашеского пострига и кончины св. великого князя Александра Невского.

    Монастырь трижды подвергался разорению. В 1238 году монастырь сожжен отрядом хана Батыя, в 1408 – ханским князем Эдигеем.

    На рубеже XIV-XV веков в монастыре подвизался инок Прохор, вошедший в историю как Прохор из Городца – подвижник и соратник Андрея Рублева и Феофана Грека. Считается, что старец Прохор являлся учителем Андрея Рублева. В XV веке в обители некоторое время трудился ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский, впоследствии основавший на реке Обноре мужской монастырь.

    Документально подтвержденная история монастыря началась на рубеже XVII – XVIII веков, когда в более или менее мирных условиях начал возрождаться сам Городец, став крупным торгово-промысловым частновладельческим селом Балахнинского уезда.

    В 1804 году в обители был пострижен в мантию преподобный Тимон Надеевский, ученик Серафима Саровского. В течение 14 лет святой Тимон был строителем Городецкого монастыря, являясь наместником обители. В XIX веке в монастыре подвизался известный церковный миссионер и ученый востоковед архимандрит Петр (Каменский), здесь он скончался и был похоронен.

    Монастырь был закрыт в 1927 году. В одном из корпусов бывших монастырских келлий расположилась районная колхозная школа, а колокольня стала использоваться под водонапорную башню. Размещение в Феодоровском монастыре Трудовой коммуны правонарушителей, а затем и все нелегкие для культовых памятников десятилетия негативно отразились на его состоянии. Храмы монастыря были взорваны в конце 1940-х годов. Кирпич от разрушенных монастырских построек пошел на нужды хозяйственного или культурного строительства.

    Главная святыня Феодоровского монастыря, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, сохранилась и сейчас находится в музее.

    В 2009 году обитель стала возрождаться. 12 сентября 2009 года монастырь был освящен патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

    В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников.

    Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями Городецкого района и Нижегородской области.

    • Икона Божией Матери «Феодоровская» — копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году
    • Частицы мощей многих святых [1]

    Феодоровский монастырь в Городце

    Старинный монастырь в Городце — легендарное место обретения Феодоровской иконы Богородицы. В мужской обители один действующий храм, некрополь и поклонный крест в честь Александра Невского. По преданию, он скончался на этом месте, предварительно подстригшись в монахи с именем Алексий. Главная святыня монастыря — копия Феодоровской иконы, оригинал которой находится в Костроме. По легенде, ее нашел князь Юрий Долгорукий в деревянной часовне близ Городца еще в 11 веке. В разные годы в монастыре жили учитель и помощник Андрея Рублева и Феофана Грека Прохор, ученик Сергия Радонежского Павел, основавший позже Обнорский мужской монастырь, Тимон Надеевский, а также востоковед Петр Каменский. Сегодня при обители действуют музей, библиотека и гостевой дом для паломников.

    С момента своего основания, примерно 1150 г. монастырь три раза разорялся и отстраивался заново. Дважды его сжигали отряды татаро-монгольского ига — в 1238 и 1408 гг. В 20 веке большевики закрыли обитель и снесли все ее храмы. Феодоровский собор, возведенный из камня в 1765 г., восстановили в 2009, монастырская колокольня и церковь Александра Невского до сих пор утрачены. На месте последней ныне стоит районная больница. Из сохранившихся построек — восточный и южный братские корпуса 19 века.

    Возрождение обители началось в 2008 г., в мае 2009 в ней вновь начали проходить службы.

    Что посмотреть

    Белоснежный храм монастыря с 5 небольшими круглыми позолоченными куполами и остроконечной колокольней довольно необычен, напоминает одновременно и церковь 18 века в неорусском стиле, и произведения зодчества Древней Руси. Иконостас выполнен в 4 яруса из фаянса. Иконы написали послушницы Тихвинского монастыря. Специально для храма, из смеси меди, олова и серебра были отлиты 12 колоколов.

    Копия Феодоровской чудотворной иконы Богоматери написана в 1800 г. Ежегодно в Городце с ней совершается крестный ход.

    При монастыре работает Музей истории обители, который проводит экскурсии и организует выставки. Также есть кинозал, библиотека с большим собранием духовной литературы, читальный зал, несколько учебных аудиторий. Паломники могут остановиться в гостевом доме либо, с разрешения настоятеля, пожить в монастыре наряду с монахами, неся службу и соблюдая распорядок дня.

    Практическая информация

    Адрес: Городец, Пролетарская пл., 34-б. Веб-сайт.

    Адрес Музея истории монастыря: Городец, ул. Титова, 2 (территория обители, здание Православного миссионерского научно-образовательного просветительского центра).

    Вход в музей: бесплатно (приветствуются добровольные пожертвования). Часы работы: понедельник-пятница: 8:00-17:00, суббота-воскресенье: 9-00-15:00.

    Епархия Городецкая и Федоровский мужской монастырь

    Для Русской православной церкви 2011 год ознаменовался началом реформы епархиального устройства. В рамках ее программы произошло разукрупнение прежних и создание новых епархий, в том числе в Городецкой и Нижегородской областях, объединяющих ряд приходов в прилегающих административных границах.

    Исторические сведения о городе

    Городец Нижегородской области – древнейший город на волжском берегу. Упоминание о нем в летописях датируется 1172 годом. Он возник как крепость для защиты Владимиро-Суздальского княжества от вторжения иноземцев и долгое время был важным опорным пунктом для его обороны. Несколько раз сжигался врагами, но возрождался и отстраивался снова.

    Во времена Российской империи в городе проживали как православные христиане, так и старообрядцы различных направлений, поэтому Городец Нижегородской области издавна считался центром старообрядчества. С приходом Советской власти были закрыты все храмы, независимо от вероисповедания, а часть из них полностью разрушена. Восстановление церквей началось в 90-е годы прошлого столетия.

    Епархия Городецкая

    Епархии – это территориальные области, границы которых определены государственными и церковными законами. Они состоят из совокупности церковных учреждений и общин и являются частью поместной церкви, непосредственно связанной с правительственной властью. Епархии независимы друг от друга в своих внутренних делах. Каждая из них находится под постоянным управлением местного архиерея, имеющего в ее пределах очень большое влияние.

    Епархия Городецкая и Ветлужская, образованная в 2012 году постановлением Священного Синода, входит в Нижегородскую Митрополию. В ее состав включены следующие приходы муниципальных районов области:

    • Городецкий.
    • Варнавинский
    • Воскресенский.
    • Ветлужский.
    • Краснобаковский.
    • Сокольский.
    • Коверненский.
    • Тонкинский.
    • Семеновский.
    • Тоншаевский.
    • Шаранский.
    • Уренский.
    • Шахунский.

    Епархия Городецкая получила статус самостоятельной структурной единицы РПЦ. Правящим архиереем избран Августин (Анисимов), Епископ Городецкий и Ветлужский. Хиротония за Божественной литургией состоялась в Вербное воскресение 8 апреля 2012 года в Московском Храме Христа Спасителя. Городец Нижегородской области стал кафедральным городом. Вторая кафедра расположена в городе Ветлуге.

    Его преосвященство Епископ Августин

    Резиденция архиерея Августина находится в Федоровском монастыре, наместником которого он по-прежнему остается. Здесь владыка проводит встречи и заседания, ведет прием посетителей.

    Архиерей Августин известен как миссионер и талантливый проповедник, богослов и правовед. Он является идейным вдохновителем и организатором многих проектов, благодаря которым и в России и за рубежом стали широко известны Федоровский монастырь и Городецкая епархия. Служение епископа Августина, его проповеди и душеспасительные беседы всегда привлекают множество людей. На форумы российского уровня в Федоровский монастырь приезжают видные деятели нашей страны и иностранные гости.

    Городецкая епархия (Федоровский монастырь)

    Большую славу небольшому городу дала епархия Городецкая во главе с епископом Августином и Федоровский мужской монастырь. Историческая судьба этой обители в советские годы незавидна. В 1927 году монастырь закрыли и более двух десятков лет в нем располагались различные учреждения. В конце 40-х годов храмы и вовсе были взорваны, строительный материал использован на хозяйственные нужды. К счастью, сохранилась главная реликвия — Феодоровская икона Божией Матери, которая находится теперь в монастырском музее.

    Жизнь монастыря начала возрождаться в 2009 году, когда за 1 год был построен Федоровский собор обители. 12 сентября этого же года он был освящён Святейшим Патриархом Кириллом. Первое время в монастыре не было никого, кроме назначенного наместником игумена Августина. Образование Городецкой епархии дало толчок новой жизни. Сейчас, когда в монастыре кипит деятельность, трудно поверить, что несколько лет назад здесь был пустырь.

    В настоящее время на территории обители действует православный миссионерский центр с музеем истории монастыря, экскурсионной службой, выставочной галереей, кинозалом, библиотекой, конференц-залом и учебными аудиториями, гостиницей для паломников. Планируется еще много новых проектов. Монастырь продолжает расширять свою деятельность.

    Городецкий феодоровский мужской монастырь

    Сегодня 290
    Вчера 404
    2019-10-24″ /> За неделю 1494
    2019-10-21″ /> За прошедшую неделю 2830
    2019-10-24″ /> За месяц 8274
    2019-10-01″ /> За прошедший месяц 9447
    Все дни 2107162
    История создания Феодоровского монастыря | Печать |
    09.03.2012 02:23

    Монастырь был основан одновременно с Городцом в 1152 году. «Китежский летописец», описывая закладку города, сообщает, что люди просили князя внести в него образ Федровской Божьей матери, но икону не уда лос ь сдвинуть с места, и потому на том месте, за чертой крепостных валов, близ въезда в город и был основан Федоровский монастырь.

    Во время монголо-татарского разорения Го родца 1238 и 1239 годов обитель была выжжена, но после ухода захватчиков восстановлена. До к аз т ельством тому служит факт кончины в сте нах Феодоровского монастыря 14 ноября 1263 го да в великого полководца Древней Руси Александ ра Невского. Но в 1408 году монастырь вместе с городом был вновь дважды разрушен ордами Э ди гея, так что с XV века более не возобновлялся.

    Правда, монастырская территория не зани­малась и не распахивалась, а в народе продолжа ла жить память о древней Городецкой святыне. В кон нце XVII века на месте монастыря «в поле, от вал у на росчищенье», располагалось лишь старое кладбище, в центре которого был «постав ле н столп, а в том столпе образ Пресвятая Богородицы Феодоровская и от того столпа на все чет ыре стороны отмерено земли по 7 сажен для то го , чтоб старого кладбища тое земли им, крес ть яном, впредь не пахать. ». Это самое древнее опи сание места Федоровского монастыря после разорения Городца Эдигеем.

    В относительно мирных условиях жизни Нижегородского Поволжья XVII века Городец возрождается как крупный торгово-промышленный посад с 523 жилыми дворами и населением в 1680-x годах более чем 2300 человек. В Городце тогда возводятся каменные парные храмы (соборы) Троицкий и Никольский, а также каменная церковь Параскевы-Пятницы в Слободе. Иници­аторами каменного храмового строительства в Городце, перешедшем после восстания стрель­цов в Москве 1682 года во владение наставника молодого Петра I, боярина Т.Н. Стрешнева, были священники-братья Троице-Никольского собора Максим и Павел Петровы, Алексей и Василий Ивановы.

    Но Городец по-прежнему оставался селом когда-то основанного городчанами более моло­дого уездного города Балахны. Местные жители напрямую связывали восстановление статуса Городца как города с возможным возрождением славившегося еще в древности своими «святы­нями» Федоровского монастыря, где в 1263 году скончался великий русский полководец Алек­сандр Ярославич Невский.

    Можно полагать, что перенесение в новопостроенную столицу Санкт-Петербург праха пол­ководца, чей ратный подвиг был связан с Невой, и возросший интерес к личности Невского по­служили веским доводом к возобновлению в Го­родце связанного с его именем монастыря.

    Для доказательства значимости Городецких мест в исторических судьбах России, и был на­писан на основе древних храмовых записей «Китежский летописец». Он был создан в 1698 или 1699 году, ибо в 1700 году по челобитью Троицко — Никольского причта Петр I разрешает возобновить в Городце Федоровский монастырь, а год спустя — под горой, на которой возвышался собор, его клир в знак признательности возво­дит в честь Петра I шатровую Петропавловскую часовню с помещением в ней образов Спаса Не­рукотворного и Феодоровской Божьей матери. Со временем, в годы гонений старообрядцев епископом Питиримом, «Китежский летописец» становится их постоянным чтением, особенно во время бдений у озера Светлояр.

    Монастырь возобновили в первые годы XVIII века, а уже 22 июня 1708 года его строи­тель, иеромонах Михаил получил разрешение вместо деревянной возвести каменный собор с приделом в честь Александра Невского, который и был вскоре отстроен.

    Архитектура соборного здания отличалась строгой простотой: четверик основного объема в верху завершался широким профилирован­ным фризом и закомарной стенкой с пятью ко­кошниками с каждой стороны. Над четырех­скатной кровлей возвышались пять глухих бара­банов со стройными «в перетяжку» главками. Лишь окна и порталы сохраняли сложные про­фильные обрамления с «петушиными гребня­ми», свидетельствуя о прочных художественных традициях, идущих от минувшего столетия.

    Более монументальной, хотя и столь же стро га я в решении, была кирпичная колокольня с од ни м рядом слухов шатра над ярусом звона. Пер во начально главы Федоровского собора покры вала поливная черепица, но во время бури 1727 года кровля была повреждена настолько, что ее нав сегда заменили на чешуйчатую железную . В 1764 году существование Федоровского настыря вновь оказалось под угрозой. Соглас но « Духовным штатам» российские монастыри дели лись на три класса по количеству иноков и, так ка к как в монастыре было менее 12 иноков, он должен был быть упразднен. Жители Городца стали ходатайствовать перед нижегородским е пископом Феофаном о сохранении обители . Пр ошение городчан было удовлетворено.

    В первой половине XVIII века Городец неод но кратно выгорает, поэтому к 1765 году Федо ров ский монастырь перестраивается. В соборе устанавливается «императорское место», по сколь ку в 1767 году во время путешествия по Волге Екатерина II «на освящении храма соизво ли ла иметь высочайшее присутствие».

    В XIX веке монастырь сыграл особую роль в деле просвещения городчан и жителей округи. При монастыре в 1867 году было открыто учи лищ е, активную поддержку которому оказывал к упец второй гильдии Илья Кондратьевич Лазу­тин. Именно по его инициативе училище стало именоваться Александро-Невским.

    Спустя два года, в 1869 году, при монастыре было создано Александро-Невское братство, три котором в 1872 году было открыто единст­венное в Городце начальное женское училище. Главной целью Братства было распространение «духовно нравственного просвещения и противодействия инакомыслящим в посягательстве на право православной церкви». Как и в предше­ствующие времена, обитель оставалась одним из центров по борьбе со старообрядчеством, продолжавшим, несмотря на все старания ино­ков, владеть умами городчан.

    К моменту строительства собора Александра Невского , обитель стремительно развивалась: были открыты благотворительные заведения, такие как больничный покой и аптека, монастырь был возведён в штатный второклассный общежительный, а на должность настоятеля назначили опытного и энергичного человека — иеромонаха Феодосия. С его появлением в монастыре началось активное строительство, которое и было начато храмом Александра Невского.

    Новый собор Александра Невского был построен на месте обветшавшего одноимённого храма (освящённого в 1798 году), выполненного в духе классицизма. К 1870-м гг. эта архитектура казалась морально устаревшей и скучной. Прежний храм представлял собой объём, имеющий в плане форму латинского креста. На кубический центральный объём опирался низкий барабан, увенчанный куполом. Будучи привнесённой из Западной Европы, архитектура классицизма не несла в себе «русского духа» и национальной идеи. Особенно остро этот вопрос вставал, когда речь шла об облике храма, расположенного на том месте, где когда-то по легенде принял монашество и скончался благоверный князь Александр Невский — знаменитый русский полководец и политик.

    В 1872 году произошла закладка нового собора по проекту Л.В. Даля. Храм был освя­щён в 1882 году, а его приделы (первый — во имя преподобных Антония и Феодосия Пе­чёрских; второй — во имя трёх святителей, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова) в 1883 году. Постройка собора не обошлась и без помощи жителей Городца, особенно крупные суммы внесли Т.А. Плеханов и купец I гильдии И.А. Ноздринский.

    Собор Александра Невского и расположенный рядом соборный храм в честь иконы Феодоровской Божьей Матери, между которыми было небольшое кладбище, занимали в комплексе центральное положение В целом новая церковь гармонично вписалась в ансамбль Феодоровской обители, заметно обогатив её образ. При этом она сохранила монастырский дух и соответствовала представлению о том, каким должен быть храм-памятник, посвящённый Александру Невскому.

    К великому сожалению, ни одна постройка академика Л.В. Даля не дошла до наших дней, все они были разрушены в советское время. Но в связи с возрождением Городецкого Феодоровского монастыря и образованием Городецкой епархии всё явственней видим обретение одной из его построек. Это тем более важно, что духовная значимость этого храма как для русского народа в целом, так и для городчан по-прежнему велика.

    В начале XX века в Феодоровском монастыре в штате был архимандрит (Феодосий), 14 иеромо­нахов, 5 иеродиаконов, 4 монаха и 13 послушни­ков. Монастырю были приписаны два подворья: в Нижнем Новгороде и в Царском Селе.

    В 1927 году монастырь был закрыт. До наших дней из монастырских строений уцелели лишь 2 корпуса келий.

    Городецкий феодоровский мужской монастырь

    Основателем Феодоровского монастыря считается великий князь Георгий (Юрий) Владимирович Долгорукий. Временем основание обители считается 1154 год.

    Архитектурный комплекс Феодоровского монастыря в основном сформировался к началу XX века. Его живописное изображение этих лет сохранилось на оборотной стороне иконы «Феодоровской Божьей Матери с чудесами образа» (ныне хранится в фондах Городецкого историко-художественного музейного комплекса).

    Главным фасадом комплекса был западный, обращённый одновременно и к Городцу, и к Волге. Монастырь представлял собой четырёхугольную в плане территорию, которая была обнесена с трёх сторон каменной оградой с невысокими башенками, а с южной стороны ограничивалась каменным двухэтажным братским корпусом.
    С восточной стороны параллельно друг другу располагались обветшавший к этому времени одноэтажный каменный корпус, предназначавшийся к слому, и новый двухэтажный каменный корпус с трапезной церковью.

    С северной стороны имелись ещё два здания: одноэтажный каменный флигель, где размещалась больница с аптекой, и деревянный братский корпус на каменном фундаменте.

    В монастыре было четыре храма:

    1. Соборная церковь в честь пресвятыя Богородицы Одигитрии (1765 г.).

    Собор относился к распространенному (во 2-й пол. XVII — нач. XVIII в.) типу бесстолпных храмов, массивный четверик имел декор в виде кирпичного профилированного карниза, украшенного «поребриком» и венчающего ряда из 5 полуциркульных кокошников на каждом фасаде. Окна собора (одно на зап. и по 2 на сев. и юж. фасадах) были декорированы сандриками. Собор имел 3-х апсидный алтарь. Во время восстановления после пожара единственная глава собора была заменена 5-ти главием на глухих барабанах.
    На освящении отремонтированного собора 19 мая 1767 г. присутствовала имп. Екатерина II, сделавшая пожертвования на укоторашение храма и для братии. В соборе сохранялось место моления Екатерины II, обитое красным сукном с вензелем императрицы.
    В 1872 г. на хорах были устроены приделы во имя сщмч. Антипы Пергамского и вмц. Екатерины. Посвящения престолов были связаны с местным почитанием иконы сщмч. Антипы и с памятью о визите Екатерины II.

    2. Соборная церковь во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского (1798 г.)

    Теплая церковь была построена на средства местных жителей в 1798 г. Считалось, что ее алтарь устроен на месте кельи, где принял постриг в схиму и скончался кн. Александр.
    В 1870 г. по проекту архит. Л. В. Даля был заложен, а в 1882 г. на пожертвования купца И. А. Ноздринского, городецких жителей Т. А. Плеханова и Ф. С. Кутенева построен новый, каменный храм во имя св. кн. Александра Невского с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.В 1883 г. в нем был освящен придел во имя преподобных Антония, Феодосия и др. угодников Киево-Печерских.
    Центральный объем Александро-Невского храма типа восьмерик на четверике был увенчан 5-ти главием со световым центральным барабаном; грани восьмерика завершались килевидными кокошниками. Прямоугольные в плане приделы полностью закрывали боковые фасады четверика; высокие 2-скатные кровли приделов примыкали к восьмерику; треугольные фронтоны имели завершения миндалевидной формы. В церкви был сооружен высокий 3-х апсидный алтарь.

    3. Церковь во имя святого вмч. Федора Стратилата

    По инициативе архим. Петра (Каменского) в 1835 г. под колокольней был устроен храм во имя великомученика Феодора Стратилата (однопрестольная).

    4. Церковь во имя целителя Пантелеймона.

    На средства московских купцов Е. А. и Е. И. Козловых – в начале ХХ века строится 3-х этажный каменный корпус с трапезной и церковью во имя вмч. Пантелеимона (освящена 14 окт. 1908).

    В нач. XX в. близ Александро-Невского храма по проекту архит. А. К. Никитина была построена колокольня в 4 яруса. Она взметнулась в небо более чем на 80 метров.

    В начале XX века в Феодоровском монастыре в штате был архимандрит (Феодосий), 14 иеромо­нахов, 5 иеродиаконов, 4 монаха и 13 послушни­ков. Монастырю были приписаны два подворья: в Нижнем Новгороде и в Царском Селе.

    В 1927 году монастырь был закрыт. До наших дней из монастырских строений уцелели лишь 2 корпуса келий.

    Новый кирпичный монастырский Храм в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы выстроен в 2008-2009 на средства Уральской горно-металлургической компании (директор А. А. Козицын). Крупный бесстолпный пятиглавый четверик с шатровой колокольней у северо-западного угла, с декором в духе традиционного зодчества.

    Храм возведён на месте и в формах старого летнего собора 1765, сломанного в 1930-х. В старом храме имелись приделы Екатерининский и вмч. Антипия, пристроенные в 1872, и Феодора Стратилата, устроенный под колокольней в 1835.

    Освящен 12 сентября 2009 Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

    Городецкий Феодоровский монастырь

    тел.: +83 16 19 11 08

    епископ Августин (Анисимов)

    Городецкий Феодоровский мужской монастырь

    История Городецкого Феодоровского мужского монастыря делится на три этапа — XIII—XV веков, 1700—1927 годов и с 2009 года по наше время.

    Первая обитель, известная как Богородице-Феодоровский монастырь, построена в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой находилась Феодоровская икона Божией Матери, перенесенная в монастырь.

    Согласно преданию, монастырь основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году, однако эта дата продолжает оставаться предметом исторических дискуссий.

    В 1238 году во время нашествия Батыя на Северо-Восточную Русь монастырь сгорел, а Феодоровская икона Божией Матери была утрачена, позднее, по сообщениям современников обретена вновь, но уже в Костроме. В настоящий момент в монастыре хранится список иконы, написанный в 1800 году.

    В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг и скончался князь Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды.

    В 1354-1410 годах в обители жил ученик Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский (Комельский чудотворец).

    В 1408 году обитель подверглась нашествию ордынского хана Эдигея.

    На рубеже XIV-XV веков в монастыре жил инок Прохор, известный как Прохор с Городца – иконописец, один из авторов росписи Благовещенского собора в Московском Кремле, соратник Андрея Рублева (Прохор считается его учителем) и Феофана Грека.

    Монастырь упразднен, по разным данным, в период XV-начала XVII веков.

    Вновь учреждён по инициативе местных церковных старост в 1700 году. В этом же году построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя святого князя Александра Невского.

    В 1764 году принимается решение о повторном упразднении монастыря, однако, по просьбе местных жителей. так и не вступившее в силу. Монастырь приобретает статус заштатного (находящегося на собственном обеспечении, без государственной поддержки).

    В 1834 году император Николай I выделил на монастырские нужды 211 652 рубля ассигнациями и наделил обитель землями.

    С 1833 по 1845 год в монастыре жил известный церковный миссионер и ученый-востоковед архимандрит Петр Каменский, скончавшийся и похороненный на территории обители.

    В 1870 году обители присваивается статус штатного монастыря II класса. Ее настоятель получает сан архимандрита.

    В 1927 году монастырь закрыт, храмы взорваны в конце 1940 годов.

    В период с 1927 по 2009 год на территории обители располагались почта, школа, колония правонарушителей и больница.

    В 2009 году монастырь возрожден, в этом же году воссоздан Феодоровский собор.

    В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников.

    Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями как Городецкого района, так и и всей Нижегородской области.

    Интересные факты о Городецком Феодоровском монастыре

    Монастырь неоднократно посещали Петр I и Екатерина II.

    Ссылка на основную публикацию