Горнальский свято николаевский белогорский мужской монастырь

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

Братья и сестры, паломники! Добрый день!

Святая обитель Курской земли –

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь — официальный сайт которого Вы посетили, древний и знаменитый, он известен далеко за пределами края. Сегодня в монастырь устремляются паломники не только из российских городов, но и из стран ближнего зарубежья.

С 2005 года для прихожан и паломников доступен мощевик Оптинских старцев. Не так давно в монастыре появилась на поклонение частичка мощей епископа Иоасафа Белгородского.

Особых почестей заслуживает одна из самых почитаемых – Икона Божией Матери, именуемая Пряжевская. Молитвы перед образом Пресвятой Богородицы благодатны в исцелении женских недугов и бесплодия, заболеваний позвоночника и ног.

Ежегодно из стен Горнальского монастыря совершается уникальный Крестный ход с Пряжевской иконой Богородицы. Шествие которого направляется в г.Мирополье, что находится в Украине (с 2014 года, в связи с известными политическими событиями, Крестный ход совершается из монастыря в г. Суджу, 4 км пеший ход до Богородице-Рождественского храма с. Гуево и 21 км на автотранспорте до Свято-Троицкого храма г. Суджы, без посещения Украины).

На сайте Горнальского монастыря Вы можете заказать требы о здравии или упокоении, молебны или сорокоусты за себя и Ваших близких. Легкость заказа и удобство внесения пожертвования, позволяет делать заказ треб не только гражданам России, но и посетителям из любой точки мира.

На страницах нашего сайта мы расскажем Вам о церковном этикете, ознакомим с правилами для паломников и распорядком дня монастыря, представим Вашему вниманию уникальные фотографии Горнальского монастыря и окрестностей с. Горналь, как одного из самых красивых мест в мире.

Copyright © All Rights Reserved. .Труды братии Горнальского монастыря 2010 — 2017 г.

Объявления

  • Освящен надкупольный крест на строящийся соборный храм свт. Николая Чудотворца
  • 22 Апрель 2019

В понедельник страстной седмицы освящен надкупольный крест на строящийся соборный храм обители.

По благословению Высокопреосвященного ГЕРМАНА,

митрополита Курского и Рыльского

и Преосвященного ПАИСИЯ, епископа Щигровского и Мантуровского

чудотворная икона Божией Матери «Пряжевская» с 02 марта по 20 апреля 2019 г . будет пребывать в храмах Щигровской епархии

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь — монастырь Курской и Рыльской епархии Русской Православной Церкви. Расположен в селе Горналь, недалеко от города Суджа Курской области. Святая обитель Курской земли — древняя и знаменитая, известная далеко за пределами края. Сюда устремляются паломники не только из российских городов, но и из стран ближнего зарубежья. При монастыре действует гостиница.

Содержание

Среди святынь Курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от г.Суджи. Обитель была учереждена около 350 лет назад, в 1672 году.

Первые монахи – Феодосий, Лаврентий, и старец Нектарий переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния) монастыря. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также “в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь”. Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь.

Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: «. пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность — икона Богоматери Пряжевская , писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи».

В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а также колокольню и монастырскую стену.

В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска.

В Николин день в монастыре проходила ярмарка.

Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1785 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич.

После закрытия обители, как гласит предание в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери.

После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Первыми насельниками монастыря, был сам Косма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром.

При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году.

Великий русский писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе “Братья Карамазовы”.

Поднявшийся над равниной, на высокий белый пьедестал, величественный монастырский архитектурный ансамбль прекрасно сочетался с живописным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровского храма, построенные в русско-византийском стиле были видны за десятки километров. В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт властью в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже – школу-интернат для детей-сирот.

Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий Горнальского Николаевского мужского монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день молитвенной памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года.

Современное состояние

Наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин) рассказал, что с момента передачи монастыря проделана большая реставрационная работа, прежде всего, отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе.

В Никольском храме, — уточнил отец Питирим, — заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас, написаны иконы Деисусного чина, два больших киота для чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери и Киево-Печерских святых, 84 частицы мощей которых находятся в ковчеге при этом образе.

В 2008 году завершена роспись храма. Работы выполняли известные московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский. Они расписывали трапезную в Коренной пустыни, левый предел Большого Донского собора в Донском монастыре, собор монастыря во имя зачатия прав. Анны Московской. Сейчас они работают над росписью Успенского собора знаменитой Святогорской Лавры.

В 2005 году иконописцы расписали западную стену в храме, свод и стены алтаря, в 2006 появились изображения Пантакратора в центре храма, архангелов и четырех евангелистов, летом 2007 года – двунадесятые праздники на потолочном своде и образа некоторых великих преподобных отцов, особо почитаемых в монашестве, и преподобных отцов из Собора Курских святых. На фасаде храма написаны три иконы – святителя Николая над входом – главная икона Горнальского Свято-Николаевского монастыря, а по бокам от входа – архангел Михаил и архангел Гавриил.

В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза. Возведена временная звонница, на которой установлены 11 колоколов, благоустраивается территория.

Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.

Большую спонсорскую помощь оказывает уроженец этих мест Анатолий Иванович Дзюба. Он построил на своей малой родине в селе Гуево красивый храм во имя Рождества Богородицы – это скит монастыря, с него и началась современная история обители. Анатолий Иванович помог отреставрировать чудотворный Пряжевский образ Божией Матери.

Когда монастырь только открыли, о нем мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает все больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в нашем уникальном крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы за границу России, на Украину. Этот чудотворной образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины, — завершил свой рассказ о сегодняшнем дне возрождаемой древней обители наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин).

Ревностные труды по восстановлению и благоукрашению обители были высоко оценены архиепископом Курским и Рыльским Германом. Владыка наградил Знаменской медалью II степени жертвователей монастыря – москвичей Анатолия Ивановича Дзюба и Юрия Федоровича Алексеева, а также Владимира Александровича Облогина и главного бухгалтера монастыря матушку Макарию.

Посмотреть фотоархив восстановления монастырского храма вы можете на сайте.

Швейная мастерская

Великие святыни Православной церкви – мощи святых, находящиеся в храмах и монастырях. Мощи – это нетленные тела святых или их особые костные останки. После смерти святых их тела сохраняют в себе благодать Духа Святаго. Через эту благодать исцеляются духовно и телесно притекающие к мощам граждане. Почитание и поклонение святым мощам связано с их даром исцеления и чудотворения. Святой Иоанн Дамаскин говорил, что святые мощи позволяют бесов изгонять, «немощные врачуются, слепые прозревают, прокаженные очищаются, искушения и скорби исчезают».

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

История монастыря

Среди святынь Курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от г.Суджи. Обитель была учереждена около 350 лет назад, в 1672 году.

Первые монахи – Феодосий, Лаврентий, и старец Нектарий переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния) монастыря. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также “в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь”. Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь.

Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: «. пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность —икона Богоматери Пряжевская , писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи».

В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а так же колокольню и монастырскую стену.

В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска.

В Николин день в монастыре проходила ярмарка.

Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1788 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич.

После закрытия обители, как гласит предание в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери.

После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Первыми насельниками монастыря, был сам Косма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром.

При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году.

Великий русский писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе “Братья Карамазовы”.

Поднявшийся над равниной, на высокий белый пьедестал, величественный монастырский архитектурный ансамбль прекрасно сочетался с живописным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровского храма, построенные в русско-византийском стиле были видны за десятки километров. В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт властью в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже – школу-интернат для детей-сирот.

С 1996 года, Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий Горнальского Николаевского мужского монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день молитвенной памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года.

Восстановление монастыря

«Наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин) рассказал, что с момента передачи монастыря проделана большая реставрационная работа, прежде всего, отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе.

— В Никольском храме, — уточнил отец Питирим, — заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас, написаны иконы Деисусного чина, два больших киота для чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери и Киево-Печерских святых, 84 частицы мощей которых находятся в ковчеге при этом образе.

В 2008 году завершена роспись храма. Работы выполняли известные московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский. Они расписывали трапезную в Коренной пустыни, левый предел Большого Донского собора в Донском монастыре, собор монастыря во имя зачатия прав. Анны Московской. Сейчас они работают над росписью Успенского собора знаменитой Святогорской Лавры.

В 2005 году иконописцы расписали западную стену в нашем храме, свод и стены алтаря, в 2006 появились изображения Пантакратора в центре храма, архангелов и четырех евангелистов, летом 2007 года – двунадесятые праздники на потолочном своде и образа некоторых великих преподобных отцов, особо почитаемых в монашестве, и преподобных отцов из Собора Курских святых. На фасаде храма у нас написаны три иконы – святителя Николая над входом – главная икона Горнальского Свято-Николаевского монастыря, а по бокам от входа – архангел Михаил и архангел Гавриил.

В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза.

Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.

Большую спонсорскую помощь оказывает уроженец этих мест Анатолий Иванович Дзюба. Он построил на своей малой родине в селе Гуево красивый храм во имя Рождества Богородицы – это скит нашего монастыря, с него и началась современная история обители. Анатолий Иванович помог отреставрировать чудотворный Пряжевский образ Божией Матери.

Когда монастырь только открыли, о нем мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает все больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в нашем уникальном крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы за границу России, на Украину. Этот чудотворной образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины, — завершил свой рассказ о сегодняшнем дне возрождаемой древней обители наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин).

Ревностные труды по восстановлению и благоукрашению обители были высоко оценены архиепископом Курским и Рыльским Германом. Владыка наградил Знаменской медалью II степени жертвователей монастыря – москвичей Анатолия Ивановича Дзюба и Юрия Федоровича Алексеева, а также Владимира Александровича Облогина и главного бухгалтера монастыря монахиню Макарию (Сасс).» По материалам газеты «Курские епархиальные ведомости»

Посмотреть фотоархив восстановления монастырского храма Вы можете здесь.

Copyright © All Rights Reserved.Горнальский монастырь 2010 — 2013 г.

Объявления

  • Освящен надкупольный крест на строящийся соборный храм свт. Николая Чудотворца
  • 22 Апрель 2019

В понедельник страстной седмицы освящен надкупольный крест на строящийся соборный храм обители.

По благословению Высокопреосвященного ГЕРМАНА,

митрополита Курского и Рыльского

и Преосвященного ПАИСИЯ, епископа Щигровского и Мантуровского

чудотворная икона Божией Матери «Пряжевская» с 02 марта по 20 апреля 2019 г . будет пребывать в храмах Щигровской епархии

Контактная информация

  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Состояние: восстанавливаемый
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Богослужения совершаются ежедневно. В будние дни утреннее богослужение в 6-00: Полунощница с утренними молитвами, Часы, Божественная литургия, молебен с чтением акафиста перед чудотворным образом Божией Матери Пряжевская и заказные молебены и панихиды. В воскресенье и праздничные дни начало богослужений в 8-00. Вечернее богослужение, в которое входит: вечерня и утреня с первым часом начинается в 17-00, вечернее монашеское правило – Малое повечерие с канонами – в 21-00.
  • Наместник: Настоятель — игумен Питирим (Плаксин)
  • Престольные праздники:
    • Николая Чудотворца — Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
  • Краткая историческая справка: Монастырь был основан в 1671 году иеромонахами разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская область) монастыря. Сначала в монастыре были одни лишь кельи. Вскоре на монашеское прошение на строительство храма во имя свт. Николая, обитель, в качестве царских дарений, получила земли и мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также «в церковь Николая Чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь».

    Из Острогожской обители монахи вынесли икону свт. Николая Чудотворца, в честь которой в 1688 году и была построена небольшая монастырская церковь. Она была деревянной, как и все монастырские строения того времени.

    Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести, вырабатываемой из мела монастырской горы. На эти средства была построена деревянная летняя церковь Преображения Господня, за свою величину называемая соборною. К 1733 году монастырь «пришел в ветхость»: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения разобрали и из их остатков построили часовню на монастырском кладбище. В часовне разместили и старые иконостасы.

    Тогда же, при игумене Наркиссе, в монастыре возвели каменный храм в честь Преображения Господня, колокольню и монастырскую стену.

    В 1770 году обители принадлежало 80 крестьянских дворов. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, меда и воска с монастырских пасек. Имелись рыбные ловы и скот, особенно много содержали рабочих волов.

    В Николин день в монастыре проходила ярмарка.

    В 1777 году освятили новую каменную церковь, в честь свт. Николая Чудотворца.

    В 1781-1784 годах (в игуменство Константина (Савурского)) на месте старой Николаевской церкви построили трапезную.

    В 1785 году монастырь имел благоустроенный вид: две монастырские церкви, братские и настоятельский корпуса и большую трапезную окружали деревянные стены с четырьмя башнями. Однако обитель только что отстроенная и обновленная, в этом же году по секуляризации была закрыта и превращена в приход.

    От монастыря остался лишь Преображенский собор, служивший приходским храмом вплоть до 1863 года.

    Но после закрытия обители в Преображенском храме стало совершаться чудесное самовозгорание свечей и лампад по утрам, повторяющееся до тех пор, пока не была обретена Пряжевская икона Пресвятой Богородицы (принесенная в 1671 году из Дивногорского монастыря, судя по размерам, она была вероятнее всего вынута вместе с иконой свт. Николая из иконостаса разоренной татарами обители). Открытие иконы произошло в 1792 году, и с той поры начали происходить чудеса и исцеления.

    В1858 году от Пряжевской иконы исцелился суджанский купец Косьма Купреев, решивший по обету в благодарность восстановить обитель на свои средства. В ответ на его прошение Высочайшим повелением от 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустырь с учреждением архимандрии. Первыми ее насельниками стали Косьма Иванович с сыновьями Федором и Владимиром.

    В 1865 году был заложен небольшой каменный храм Николая Чудотворца, через четыре года была освящена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Третья монастырская церковь – соборная, в честь Преображения Господня – была заложена в 1888 году.

    В 1878 году в Мирополье проживал Ф. М. Достоевский, неоднократно посещавший Белогорскую пустынь. Впечатления о посещении обители отражены в его романе «Братья Карамазовы».

    Через тридцать лет с начала возобновления монастыря над равниной «на высоком белом пьедестале» вырос великолепный монастырский архитектурный ансамбль, прекрасно сочетающийся с местным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровской церкви, построенных в русско-византийском стиле, были видны за десятки километров.

    Монастырь закрыли в 1922 году, его помещения заселила колония для малолетних преступников.

    После Великой Отечественной войны в нескольких уцелевших постройках разместили школу-интернат для детей офицеров погибших на войне. До нашего времени сохранился храм Покрова Пресвятой Богородицы, братский корпус, трапезная, гостиница, некоторые служебные и хозяйственные постройки, башня и разрушенная монастырская стена.

    Монастырь возвращен епархии в декабре 2001 года, возобновлен крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери из города Суджы в монастырь через Мирополье (ныне село в Сумской области (Украина)). В единственном, сохранившемся от советской власти храме, произведен капитальный ремонт: перекрыта крыша, оштукатурены и расписаны стены внутри, изготовлен резной дубовый иконостас и написаны для него иконы. Капитально отремонтирован братский корпус, который находился в аварийном состоянии; восстановлены межэтажные перекрытия между цокольным и первым этажами, заново оштукатурены внутренние стены корпуса, заменены полы, окна и кровля, проведены инженерные сети. Возведена временная звонница, на которой установлены 11 колоколов, благоустраивается территория.

Юридическое наименование монастыря:

Религиозная организация « Курской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

т/факс. (47143) 317-77, 8-952-495-11-11

т/факс. (47143) 317-41 — бухгалтерия с 8-00 до 13-00

Проезд до монастыря:

Автобусом: из г. Курска до г. Суджа, затем с автовокзала г. Суджа до монастыря автобусом «Cуджа-Горналь», который совершает два рейса в день в 7-00 и 12-00 по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям

На автомобиле: вариант 1): из г. Курска ехать в сторону г. Курчатова до с. Дьяконово. В с. Дьяконово свернуть влево на г. Суджу, далее прямо до самого города; вариант 2)(более удобный и быстрый): выезд из г. Курска в сторону г. Белгорода, перед постом ДПС свернуть направо в сторону г. Льгов (объездная дорога), на кольце свернуть по указателю, налево в сторону г. Суджа. В г. Суджа проехать через центр города до дорожного указателя «Горнальский монастырь» и свернуть по указателю влево. Проехать по главной дороге села Гуево и далее по указателю «Горнальский монастырь» cвернуть влево.

Координаты для GPS: Lat=51.06663 Lon=35.23220

Реквизиты для пожертвования через банк:

Курское отделение №8596 СБ РФ г. Курск

ИНН 4623005131 КПП 462301001

Р/C 40703810333030100123 БИК 043807606

Кор/c 30101810300000000606 ГРН 1034690008363

  • Навигация
  • Главная
  • /
  • Храмы и монастыри
  • /
  • Монастыри
  • /
  • Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

  • Первое упоминание: 1671 г.
  • Адрес: 307816, Суджанский район, с Горналь
  • Телефон: (471-43)3-17-77
  • На карте Яндекс: Расположение
  • Настоятель(ца): игумен Питирим (Плаксин)
  • Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • Сайт: http://www.gornal.prihod.ru/

Б елогорская Николаевская мужская пустынь располагается в 30 километрах от города Суджи Курской области на белых утёсах правого берега реки Псел. Предание утверждает, что во времена переяславских князей здесь было древнее укрепление.

Монастырь был основан в 1671 году иеромонахами разорённого татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская область) монастыря. Сначала в монастыре были одни лишь кельи. Вскоре на монашеское прошение на строительство храма во имя свт. Николая обитель в качестве царских дарений получила земли и мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а так же «в церковь Николая Чудотворца книги, ризы, всякие сосуды и всякую церковную утварь».
Из Острогожской обители монахи вынесли икону свт. Николая Чудотворца, в честь которой в 1688 году и была построена небольшая монастырская церковь. Она была деревянной, как и все монастырские строения того времени.
Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести, вырабатываемой из мела монастырской горы. На эти средства была построена летняя деревянная церковь Преображения Господня, за свою величину называемая соборною. К 1733 году монастырь «пришёл в ветхость»: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения разобрали и из их остатков построили часовню на монастырском кладбище. В часовне разместили старые иконостасы.
Тогда же, при игумене Паркисе, в монастыре возвели каменный храм в честь Преображения Господня, колокольню и монастырскую стену.
В 1770 году обители принадлежало 80 крестьянских дворов. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, мёда и воска с монастырских пасек. Имелись рыбные ловы и скот, особенно много содержали рабочих волов.
В Николин день в монастыре проходила ярмарка.
В 1777 году освятили новую каменную церковь в честь свт. Николая Чудотворца.
В 1781 – 1784 годах (в игуменство Константина (Савурского)) на месте старой Николаевской церкви построили трапезную.
В 1785 году монастырь имел благоустроенный вид: две монастырские церкви, братский и настоятельский корпуса и большую трапезную окружали деревянные стены с четырьмя башнями. Однако обитель, только что построенная и обновленная, в этом же году по секуляризации была закрыта и превращена в приход.
От монастыря остался лишь Преображенский собор, служивший приходским храмом вплоть до 1863 года.
Но после закрытия обители в Преображенском храме стало совершаться чудесное самовозгорание свечей и лампад по утрам, повторяющееся до тех пор, пока не была обретена Пряжевская икона Пресвятой Богородицы (принесённая в 1671 году из Дивногорского монастыря, судя по размерам, она была, вероятнее всего, вынута вместе с иконой свт. Николая из иконостаса разорённой татарами обители). Открытие иконы произошло в 1792 году, и с той поры начали происходить чудеса и исцеления.
В 1858 году от пряжевской иконы исцелился суджанский купец Косьма Купреев, решивший по обету в благодарность восстановить обитель на свои средства. В ответ на его прошение Высочайшим повелением от 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь с учреждением архимандрии. Первыми её насельниками стали Косьма Иванович с сыновьями Фёдором и Владимиром.
В 1865 году был заложен небольшой каменный храм Николая Чудотворца, через четыре года была освящена церковь Покрова пресвятой Богородицы. Третья монастырская церковь – соборная, в честь Преображения Господня – была заложена в 1888 году.
В 1878 году в Мирополье проживал Ф.М. Достоевский, неоднакратно посещавший Белогорскую пустынь. Впечатления о посещении обители отражены в его романе «Братья Карамазовы».
Через тридцать лет с начала возобновления монастыря над равниной «на высоком белом пьедестале» вырос великолепный монастырский архитектурный ансамбль, прекрасно сочетающийся с местным ладшафтом.
Купола Преображенского собора и Покровской церкви, построенных в русско–византийском стиле, были видны за десятки километров.

Монастырь закрыли в 1922 году, его помещения заселила колония для малолетних преступников.
После Великой Отечественной войны в нескольких уцелевших постройках разместили школу–интернат для детей офицеров, погибших на войне. До нашего времени сохранился храм Покрова Пресвятой Богородицы, братский корпус, трапезная, гостиница, некоторые служебные и хозяйственные постройки, башня и почти разрушенные монастырские стены.
Монастырь возвращён епархии в декабре 2001 года, возобнавлён крестный ход с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери.

Восстановление монастыря

С момента передачи монастыря проделана большая реставрационная работа, прежде всего, отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе.

— В Никольском храме, — уточнил настоятель монастыря игуменПитирим, — заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас, написаны иконы Деисусного чина, два больших киота для чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери и Киево-Печерских святых, 84 частицы мощей которых находятся в ковчеге при этом образе.

В 2008 году завершена роспись храма. Работы выполняли известные московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский. Они расписывали трапезную в Коренной пустыни, левый предел Большого Донского собора в Донском монастыре, собор монастыря во имя зачатия прав. Анны Московской. Сейчас они работают над росписью Успенского собора знаменитой Святогорской Лавры.

В 2005 году иконописцы расписали западную стену в нашем храме, свод и стены алтаря, в 2006 появились изображения Пантакратора в центре храма, архангелов и четырех евангелистов, летом 2007 года – двунадесятые праздники на потолочном своде и образа некоторых великих преподобных отцов, особо почитаемых в монашестве, и преподобных отцов из Собора Курских святых. На фасаде храма написаны три иконы – святителя Николая над входом – главная икона Горнальского Свято-Николаевского монастыря, а по бокам от входа – архангел Михаил и архангел Гавриил.

В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза.

Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.

Большую спонсорскую помощь оказывает уроженец этих мест Анатолий Иванович Дзюба. Он построил на своей малой родине в селе Гуево красивый храм во имя Рождества Богородицы – это скит нашего монастыря, с него и началась современная история обители. Анатолий Иванович помог отреставрировать чудотворный Пряжевский образ Божией Матери.

Когда монастырь только открыли, о нем мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает все больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы. Этот чудотворной образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины.

Ревностные труды по восстановлению и благоукрашению обители были высоко оценены архиепископом Курским и Рыльским Германом. Владыка наградил Знаменской медалью II степени жертвователей монастыря – москвичей Анатолия Ивановича Дзюба и Юрия Федоровича Алексеева, а также Владимира Александровича Облогина и главного бухгалтера монастыря матушку Макарию.

Горнальский монастырь, Ракитное

PreviousNext

Информация

Пожертвование: 1,100 руб.
Категория: По святым местам России
Страна: Россия
Места поездок: Горналь, Ракитное
Количество дней: 1
Дата выезда: 02.11.2019

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

Среди святынь Курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от г.Суджи. Обитель была учереждена более 325 лет назад, в 1672 году.

Главная достопримечательность — икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи».

Великий русский писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе “Братья Карамазовы”.

Поднявшийся над равниной, на высокий белый пьедестал, величественный монастырский архитектурный ансамбль прекрасно сочетался с живописным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровского храма, построенные в русско-византийском стиле были видны за десятки километров. В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт властью в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже – школу-интернат для детей-сирот.

Первое богослужение в возвращенной обители Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий совершил в день молитвенной памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года.

Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.

Ежегодно из стен Горнальского монастыря совершается уникальный Крестный ход с Пряжевской иконой Богородицы.

По мнению международной организации ЮНЕСКО — это одно из десяти самых красивых мест России.

Свято-Никольский храм в с. Ракитное

Ракитное в период служения отца Серафима стало одним из самых знаменитых духовных источников, куда приезжали люди из разных концов страны.

  1. Сбор группы в 05.00 возле храма вмч. Георгия Победоносца, в 05-10 воле Центра Православной книги. Отправление. Приезд в Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь. Божественная литургия, молебен о недужных. Трапеза. Свято-Никольский храм в с. Ракитное (могилка старца арх. Серафима Тяпочкина).
    Возвращение в г. Белгород планируется в районе 17:00.

Пожертвование: 1100 рублей

Желательно пожертвование на монастырь (продуктами питания или хоз. товарами).
Полезный совет: возьмите с собой паспорт, емкости для источника, готовые записки для поминовения.

Даты поездки: 2 ноября

*** организатор поездки оставляет за собой право вносить некоторые изменения в программу поездки, менять очерёдность предоставления услуг, без уменьшения общего объема.

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Среди святынь Курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от г.Суджи.

Первые монахи – Феодосий, Лаврентий, и старец Нектарий переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния) монастыря. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также «в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь». Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь.

Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: «. пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность —икона Богоматери Пряжевская , писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи».

В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а так же колокольню и монастырскую стену.

В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска.

В Николин день в монастыре проходила ярмарка.

Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1785 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич.

После закрытия обители, как гласит предание в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери.

После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Первыми насельниками монастыря, был сам Косма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром.

При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя святителя Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовый храм Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году.
Великий русский писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе «Братья Карамазовы».

Поднявшийся над равниной, на высокий белый пьедестал, величественный монастырский архитектурный ансамбль прекрасно сочетался с живописным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровского храма, построенные в русско-византийском стиле были видны за десятки километров. В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт властью в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже – школу-интернат для детей-сирот.

Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий Горнальского Николаевского мужского монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день молитвенной памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года.

В 2008 году завершена роспись храма.

В братском корпусе восстановлены межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза.

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь.

Адрес Горнальского Свято-Николаевского монастыря: 307816, Курская область, Суджанский район, с. Горналь.
Телефоны Горнальского Свято-Николаевского монастыря: (47143) 3-17-77, (903) 871-64-26.
Как проехать к Горнальскому Свято-Николаевскому монастырю.
Проезд к Горнальскому Свято-Николаевскому монастырю автобусом: из г. Курска до г. Суджа, затем с автовокзала г. Суджа до монастыря автобусом «Cуджа-Горналь», который совершает два рейса в день в 7-00 и 12-00 по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.
Проезд к Горнальскому Свято-Николаевскому монастырю на автомобиле: из г. Курска ехать в сторону г. Курчатова до с. Дьяконово. В с. Дьяконово свернуть влево на г. Суджу, далее прямо до самого города. В г. Суджи проехать через центр города до дорожного указателя «Горнальский монастырь» и свернуть по указателю влево. Проехать по извилистой дороге село Гуево и далее по указателю «Горнальский монастырь» cвернуть влево.
Горнальский Свято-Николаевский монастырь: http://www.gornal.prihod.ru/

Среди святынь курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от Суджи. Обитель была учреждена более 325 лет назад, в 1672 году.

Первые монахи — Феодосии, Лаврентий и старец Нектарий переселились сюда из разоренного татарами Острогожского Дивногорского Воронежской губернии монастыря. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также «в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь». Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону святителя Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь.

Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосии. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором.

В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а также колокольню и монастырскую стену.

В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска.

Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1785 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич.

После закрытия обители, как гласит предание, в Преображенском храме стали сами собой возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери.

После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Первыми насельниками монастыря, названного в 1863 году по-новому Белогорская Николаевская пустынь, был сам Косма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром.

При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовый храм Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня была заложена в 1888 году.

Великий русский писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе «Братья Карамазовы».

Поднявшийся над равниной, на высокий белый пьедестал, величественный монастырский архитектурный ансамбль прекрасно сочетался с живописным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровского храма, построенные в русско-византийском стиле, были видны за десятки километров. В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт советской властью в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже — школу-интернат для детей-сирот.

Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий Горнальского Николаевского мужского монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день молитвенной памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года.

Наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин) рассказал, что за семь лет с момента передачи монастыря проделана большая реставрационная работа, прежде всего отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Ведутся работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе.

— В Николаевском храме, — уточнил отец Питирим, — заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас, написаны иконы Деисусного чина, два больших киота для чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери и Киево-Печерских святых, 84 частицы мощей которых находятся в ковчеге при этом образе.

В 2008 году завершена роспись храма. Работы выполняли известные московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский. Они расписывали трапезную в Коренной пустыни, левый придел Большого Донского собора в Донском монастыре, собор монастыря во имя зачатия прав. Анны. Сейчас они работают над росписью Успенского собора знаменитой Святогорской Лавры.

В 2005 году иконописцы расписали западную стену в нашем храме, свод и стены алтаря, в 2006, — продолжил отец Питирим, — появились изображения Пантакратора в центре храма, архангелов и четырех евангелистов, летом 2007 года — двунадесятые праздники на потолочном своде и образа некоторых великих преподобных отцов, особо почитаемых в монашестве, и преподобных отцов из Собора Курских святых. На фасаде храма у нас написаны три иконы — святителя Николая над входом — главная икона Горнальского Свято-Николаевского монастыря, а по бокам от входа — архангел Михаил и архангел Гавриил.

В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад стена и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Идут штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых будет размещена монастырская трапеза.

Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.

Большую спонсорскую помощь в возрождении обители оказывает уроженец этих мест Анатолий Иванович Дзюба. Он построил на своей малой родине в селе Гуево красивый храм во имя Рождества Богородицы — это скит нашего монастыря, с него и началась современная история обители. Анатолий Иванович помог отреставрировать чудотворный Пряжевский образ Божией Матери.

Когда монастырь только открыли, о нём мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает всё больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в нашем уникальном крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы за границу России, на Украину. Этот чудотворный образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины, — завершил свой рассказ о сегодняшнем дне возрождаемой древней обители наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин).

Ревностные труды по восстановлению и благоукрашению обители ктиторов монастыря были высоко оценены архиепископом Курским и Рыльским Германом. Владыка наградил Знаменской медалью II степени жертвователей монастыря — москвичей Анатолия Ивановича Дзюбу и Юрия Федоровича Алексеева, а также Владимира Александровича Облогина и главного бухгалтера монастыря Галину Федоровну Сасс.

«Православный церковный календарь», издание Курской епархии Русской Православной Церкви.

ГОРНАЛЬСКИЙ НИКОЛО-БЕЛОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Горнальский Николо-Белогорский монастырь

Горнальский Николо-Белогорский мужской монастырь Курской епархии

  • Адрес: Россия, Курская область, с. Горналь
  • Официальный сайт: http://www.gornal.prihod.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Первые монахи – Феодосий, Лаврентий, и старец Нектарий переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского монастыря около 1671 года – именно эта дата считается временем основания обители. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также “в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь”. Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону Николая Чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь.

    Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм в честь Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: «. пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность — икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи».

    В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а так же колокольню и монастырскую стену.

    В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска. В Николин день в монастыре проходила ярмарка.

    Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1785 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич.

    Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

    По преданию, после закрытия обители в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери. После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители.

    При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году.

    В 1878 году монастырь посетил великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Есть даже мнение, что в «Братьях Карамазовых» изображена именно эта обитель, а не Оптина пустынь, как принято полагать. В поддержку этой версии историки приводят тот факт, что на момент написания своего романа Достоевский как раз гостил в имении сестры, которое располагалось в окрестностях Горнальского монастыря.

    В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников.

    В 1922 году монастырь был закрыт властями, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже – школу-интернат для детей-сирот.

    Митрополит Курский Ювеналий (Тарасов) не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года.

    Начались работы по восстановлению обители. Была отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе. В Никольском храме был заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас. В 2008 году завершена роспись храма. В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза.

    На 2012 год братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.

    Ежегодно из стен Горнальского монастыря совершается крестный ход с Пряжевской иконой Богородицы, шествие которого направляется в украинский город Мирополье. Это единственный крестный ход, совершаемый за государственную границу России.

    • Пряжевская икона Божией Матери
    • икона Киево-Печерских святых и ковчег с 84 частицами их мощей
    • частица мощей святителя Иоасафа Белгородского, епископа Белгородского и Обоянского

    Настоятели, наместники

    Литература

    • Платонова О.А Русские монастыри и храмы. Историческая энциклопедия. — М: Институт русской цивилизации, 2010. — 688 с.
    • Сотникова Анна Горналь: «терра инкогнито» под Курском. — 15.10.2008, 00.00 ИА KURSKCiTY

    Отзыв: Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь (Россия, Курская область) — Здесь так легко дышать…

    Доброе время суток!

    Сегодня хочу рассказать об одной из православных достопримечательностей Курской области — Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь. Находится эта обитель в Суджанском районе Курской бласти, в 130 км от Курска. Монастырь распложен в удивительно красивом месте.

    Вид на монастырь с трассы на подъезде, по истине завораживает))

    Территория монастыря довольно большая. Оглядимся по сторонам.

    Есть здесь и гостиница для паломников.

    Много зелени, цветов, как видно всё очень ухоженное.

    Клумба с розами.

    Некоторые строения уже обветшавшие, но потихонечку идут работы по их реконструкции.

    Красивый вид вдаль с территории монастыря. Любоваться можно бесконечно…

    И здесь цветочки.

    Площадка перед монастырём.

    Вот такая необычная, старинная лестница.

    Невозможно уехать, не посмотрев на монастырь ещё раз издалека…

    Спустилась в поле, за очередным кадром. Как видно монастырь находится на возвышенности, окружённой со всех сторон глубокими оврагами.

    Очень люблю это место. Здесь всегда тихо, спокойно и светло.

Ссылка на основную публикацию