Гледенский монастырь великий устюг

Троице-Гледенский монастырь

На правом берегу Сухоны, в месте слияния ее с рекой Юг, находится Троице-Гледенский монастырь. И от названия, и от облика этого архитектурного памятника веет древностью. Имя свое монастырь получил по главному храму – Троицкому собору, освященному в честь Святой Троицы, и по названию города Гледен, существовавшего на этом месте несколько столетий назад. Согласно летописям, древнейшее укрепленное поселение устюжан было основано здесь в конце XII века владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо. По одной из версий, название «Гледен» на языке местного финно-угорского населения означает «местность при устье реки», по другой, происходит от славянского слова «глядень» – место, откуда далеко видно. С высокого берега действительно видно на 26 километров вокруг – и сам Устюг, и наступающий на него неприятель были как на ладони. Какое-то время Устюг и Гледен сосуществовали, а в XV столетии Гледен был разрушен вятчанами во время междоусобных войн. Город после разрушения так и не оправился, а монастырь, один из старейших на Русском Севере, сохранился и до наших дней.

Монастырь этот всегда был небогатый, хотя в лучшие годы владел 60-ю деревнями, 8-ю мельницами, скотом, имел в Устюге лавку и двор. Монахи с выгодой торговали зерном и солью, держали лодочную переправу – русло Сухоны тогда подходило намного ближе к монастырю, чем сейчас. После секуляризации, проведенной Екатериной II во второй половине XVIII века, монастырское имущество перешло государству, а сама обитель получила финансирование по смете. У монастыря не хватило средств достроить каменную стену вокруг: с двух сторон она так и осталась деревянной и со временем разрушилась. Монахов становилось всё меньше, и в 1840 году Троице-Гледенский монастырь был упразднен. Возрожден он был в 1911 году уже как женский. В годы революции игуменья, чтобы спасти монастырь, объявила его сельскохозяйственной коммуной, однако и та была закрыта в 1925 году.

В советское время на территории монастыря находились и лагерь для спецпереселенцев, и санаторий для больных туберкулезом костей, и колония для малолетних правонарушителей, и дом престарелых. Когда в 1970-е годы их перевезли в интернат в Красавино, территория была отдана музею, на плечи которого легла работа по сохранению монастыря и его знаменитого иконостаса.

Пятиярусный позолоченный иконостас Троице-Гледенского собора – жемчужина не только монастыря, но и всей великоустюгской земли. В 1920-е годы музейные работники во главе с Николаем Бекряшовым встали на защиту этого уникального произведения искусства конца XVIII века, и собор с иконостасом, в отличие от других построек монастыря, был передан в ведение музея. Выполнен он в стиле елизаветинского барокко. Строился иконостас на пожертвования – сам монастырь не мог позволить себе такое дорогое украшение. Деревянная рама иконостаса украшена богатой резьбой – над ней работали резчики из Тотьмы, а иконы, написанные с западноевропейских гравюр, созданы устюжскими художниками. После многих лет бедности и запустения (собор стоял без стекол, открытый дождю и ветру, а на иконостасной раме вили гнезда голуби) в 1970-х годах иконостас был отреставрирован, и сегодня за его состоянием следят музейные работники.

Сам Троицкий собор, центральное сооружение монастыря и древнейшая из его построек, был возведен в XVII веке на средства богатых устюжских купцов Босых. Стоящий на высоком подклете величественный пятиглавый храм производит торжественное и строгое впечатление, его шатровая колокольня смотрится нарядно. Она расположена необычно для храмов того времени – не на углу основного объема собора, а симметрично, прямо над западным его крылом. В XVIII веке в монастыре появились другие каменные здания: Тихвинская церковь с трапезной палатой (трапезную позднее соединили с собором крытыми переходами) и Успенская больничная церковь. С высокого берега, на котором стоит монастырь, и сегодня, как сотни лет назад, открывается панорамный вид на Великий Устюг и на устье Сухоны и Юга, дающих начало Северной Двине.

Вологодская область, Великоустюгский район, Трегубовский с/с, д. Морозовица, ул. Центральная, 122.

Троице-Гледенский монастырь

На высоком коренном берегу над пойменными лугами и староречьями, образовавшимися при слиянии рек Сухоны и Юга, стоит гора Гледен. Согласно летописным известиям здесь в 1178 г. великим князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо было основано древнейшее укреплённое поселение устюжан ­– Гледен, заброшенное лишь в XV в. Сегодня отовсюду виден находящийся на этом возвышении Троице-Гледенский монастырь. Это одна из старейших на Русском Севере обителей, время основания которой, видимо, уходит в XII–XIII вв.

В период расцвета число монашествующих в обители достигало четырёх десятков. Патриаршим указом 1697 г. игумены Троице-Гледенского монастыря получили чин архимандрита. На монастырь работали более полутора сотен служителей-бельцов. В 1725 г. в принадлежащих монастырю 60 деревнях проживало более 1000 душ мужского пола крестьян-половников. В это время монастырь владел 8 мельницами, более чем тысячью голов скота, 187 лошадьми; в Устюге ему принадлежали лавка и двор. Монастырь вёл прибыльную торговлю солью и зерном.

В 1764 г. в ходе проведения секуляризационной реформы имущество монастыря было передано государству, а взамен обитель, отнесённая к третьему классу, получила финансирование по смете.

В половодье 1807 г. реки Сухона и Юг, некогда сливавшиеся напротив монастыря, изменили русла и отдалились от горы Гледен, и пристань здесь перестала существовать. Монастырь потерял ещё одну из статей своих доходов. Это событие оказалось символом перемен. В иные годы в монастыре было от двух до четырёх монашествующих. В 1841 г. утративший популярность монастырь был упразднён. В 1911 г. монастырь был возрождён как женский и существовал до закрытия в 1918 г. Бывшие монахини образовали трудовую сельскохозяйственную коммуну во главе с бывшей настоятельницей монастыря, и продлили существование обители до 1925 г.

Сегодня монастырский ансамбль состоит из каменных построек XVII–XVIII вв. – времени расцвета Великого Устюга и Троице-Гледенского монастыря. В XIX в. постройки монастыря практически не подвергались перестройкам из-за его тяжелого материального положения.

Древнейшая из сохранившихся до наших дней построек монастыря – Троицкий собор. Он был построен на средства Босых – одной из крупнейших устюжских купеческих фамилий. Собор заложили в 1659 г., но завершили строительство после перерыва лишь в 1690-х гг. Блистающий позолотой иконостас Троицкого собора, сооруженный в конце XVIII в., проникнут торжественным и праздничным настроением. Иконостас сооружался с 1776 по 1784 г. резчиками из Тотьмы – братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. Иконы к нему в 1776–1781 гг. писали устюжские художники Алексей Васильевич Колмогоров, Егор Александрович Шергин и отец Василий Аленев. Скульптуру в иконостасе расписывали устюжане Прокопий Андреевич Износов и Семён Попов.

В XVIII в. в монастыре под руководством ярославского мастера Михаила Борисова был сооружен ряд каменных построек. В 1738 г. была заложена тёплая Тихвинская церковь с трапезной палатой. Её строительство было завершено в 1740-х гг. В 1750-х гг. собор и трапезную соединили крытыми каменными переходами. Возле северных ворот по линии стен в 1730–1740-е гг. была построена небольшая каменная Успенская больничная церковь. В XVIII в. с запада и севера от монастыря возведена невысокая каменная ограда с двумя воротами. С востока и юга ограда оставалась деревянной.

С момента закрытия обители Троицкий собор находится в ведении музея. В остальных зданиях с 1925 по 1983 г. последовательно располагались далёкие от задач сохранения монастыря и благочестия колония для беспризорников, детдом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых. С 1970-х гг. ведётся реставрация зданий и иконостаса собора. Ныне все здания монастыря используются Великоустюгским государственным музеем-заповедником.

Центральные сооружения монастыря – Троицкий собор и Тихвинская церковь с трапезной. Они составляют основу планировочной структуры монастыря и определяют его объемно-пространственную композицию. Успенская церковь находится в северо-западном углу огороженной территории монастыря. С запада и севера сохранилась каменная монастырская ограда. К северо-востоку от Троицкого собора находится угловая башня ограды, напротив его западного фасада – главные ворота монастыря.

Крупнейшим зданием монастыря является поставленный на высокий подклет Троицкий собор, который, видимо, сооружался по образцу собора Михайло-Архангельского монастыря. Троицкий собор производит впечатление строгости за счёт сдержанного декора. Подчёркнуто нарядно смотрится шатровая колокольня, украшенная многочисленными ширинками и карнизами. В соборе сохранился один из лучших в Великом Устюге вырезанный из дерева позолоченный пятиярусный иконостас, выполненный в стиле елизаветинского барокко. В иконостасе представлено более четырёх десятков выразительных образцов объёмной скульптуры.

Тихвинская церковь с трапезной палатой представляет собой традиционное для монастырей сооружение, выдержанное в формах архитектуры середины XVII в. Высокий нижний подклетный этаж служил для хозяйственных нужд. Западную часть второго этажа занимает большая трапезная палата. Внутри неё – характерный обширный зал для трапез с могучим квадратным столбом в центре, поддерживающим своды.

Успенская больничная церковь – традиционный для рубежа XVII–XVIII вв. храм типа «восьмерик на четверике», прежде увенчанный небольшой главкой. С запада к церкви примыкает низкий одноэтажный корпус больничных палат и братских келий, составляющий с ней единое целое.

Монастырь окружает невысокая каменная ограда с двумя воротами с северной и западной стороны и с небольшой двухъярусной башней на северо-восточном углу. Привлекают внимание Святые ворота, выполненные в виде однопролётной арки с аттиком, в рамах на котором находились иконы. Обрамление этих ворот напоминает перспективные порталы храмов XVI–XVII вв.

Первоначально открытые галереи Троицкого собора были заложены. До наших дней не сохранились соединявшие собор и трапезную палату каменные переходы. В 1898 г. надстроен окружённый галереей второй этаж угловой башни ограды. В ХХ в. были утрачены деревянные южная и восточная части ограды монастыря, хозяйственные постройки. В настоящее время реставрируется угловая башня ограды. Тихвинская и Успенская церкви в XX в. были лишены главок, ныне на Тихвинской церкви завершение восстановлено. На территории монастыря в XX в. были возведены хозяйственные и жилые постройки, не относящиеся к монастырю.

Гледенский Троицкий мужской монастырь

Гледенский Троицкий мужской монастырь — православный монастырь, основанный в конце XII — начале XIII века. Был закрыт в 1925 году, открыт вновь в 2014 г.

Содержание

Достоверные сведения о монастыре Достоверные сведения о монастыре, в то время небольшом и малобратном, появляются с середины XVI века. В позднем житии Киприана Устюжского утверждается, что обитель существовала на этом месте ещё в домонгольское время. Достоверно известно, что монастырь занимает холм Глядень, где в средние века стоял русский город Гледен, заложенный, по локальному преданию, Всеволодом Большое Гнездо.

Параллельно росту торговых оборотов устюжских купцов в XVII веке укреплялась и Гледенская обитель. В середине XVII века на средства купцов Грудцыных и с благословения митрополита Ионы Сысоевича она начинает застраиваться кирпичными зданиями. В 1697 году в Троице-Гледенском монастыре учреждается архимандритское правление. В то время основание обители приурочивали к 1492 году: Троицкай же Гледенский монастырь, скажут, архангелские помогали строить: хлебом ссужали и людей работных посылали церковной лес ронить и возить.

Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века: сначала был построен двухстолпный Троицкий собор (по образу и подобию собора Архангельского монастыря в Устюге), затем — теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег.

В 1784 г. были завершены работы по созданию жемчужины обители — нового барочного иконостаса, длившиеся 8 лет. Образцом при его создании послужил иконостас старого собора Яковлевского монастыря в Ростове. Иконостас сохранился и знаменит своей резьбой по дереву.

Монастырь был упразднен в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.

В начале 1980-х здания переданы музею. Епископ Игнатий 16 июля 2014 года распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь».

Cовременное состояние

С 16 июля 2014 года распорядился образовать архиерейское подворье Троице-Гледенский монастырь.

В настоящее время монастырь действующий.

В храмах обители богослужения совершаются практически ежедневно.

Великоустюгский музей-заповедник

Троице-Гледенский мон.

Т роице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.

В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.

О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.

Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.

Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.

Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.

Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.

Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.

Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).

Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.

Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.

Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации

Троице-Гледенский монастырь

К числу выдающихся ансамблей Великого Устюга относится также и Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 км от города на противоположном правом берегу Сухоны в том месте, где она, сливаясь с Югом, дает начало Малой Северной Двине. Здесь на высоких отрогах коренного берега некогда стоял древний чудский город Гледен, вблизи которого и был основан Троице-Гледенский монастырь.

Место для монастыря было выбрано необычайно удачно, и вплоть до наших дней этот величественный ансамбль господствует над бескрайней ширью заливных лугов и водных просторов, отмечая важнейший узел пересечения древних торговых путей Северного края. Одна из основных видовых точек на монастырь открывается с Двины, откуда путешественник, подъезжающий к Устюгу по реке, уже на расстоянии 12–15 км видит замечательный ансамбль, как бы представительствующий от города. Удивительно хороши и другие аспекты Троице-Гледенского монастыря и, в частности, его северо-западный фасад, особенно если смотреть на него с устюжской набережной в вечерние часы, когда утопающие в зелени белоснежные постройки вспыхивают багрянцем в последних лучах заходящего солнца.

Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «Летопись великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «. в которые лета постройся о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице-Гледенский монастырь был древнейшим оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так как очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу реки уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, в процессе дальнейшей христианизации Северного края и постепенного обращения в новую веру местного населения, возникали другие монастыри, в числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский. Таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.

Вся с была неразрывно связана с историей древнего города Гледена, о котором из-за отсутствия археологических данных мы, к сожалению, знаем очень мало. Поэтому современному исследователю приходится полагаться в основном на сведения устюжских летописцев, которые сообщают, что в 1438 г., в результате жестокой междуусобной войны, город Гледен был до основания разрушен вятчанами, а жители его переселились в Устюг и в село Морозовицу, основанное в 1440 г. Во время этой катастрофы сильно пострадал и Троице-Гледенский монастырь, однако он был, по-видимому, быстро восстановлен, тогда как сам город так и не поднялся из руин.

К сожалению, устюжские писцы XVII в. не включили в свои книги описания построек Троице-Гледенского монастыря. Не попал этот комплекс и в изображение на иконе «Прокопий и Иоанн Устюжские». Поэтому в настоящее время мы не располагаем материалами, позволяющими представить ранний облик монастыря, и только размещение каменных его зданий, построенных, согласно традиции, на местах старых деревянных сооружений, в известной степени отображает первоначальную планировочную структуру этого ансамбля, очень сходного с ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.

Возведение основных каменных зданий Троице-Гледенского монастыря было завершено в 1659 г., через шесть лет после окончания строительства центрального комплекса Михайло-Архангельского монастыря, а общее композиционное сходство главных сооружений этих ансамблей свидетельствует о том, что строителями их были, очевидно, одни и те же мастера. При этом Троице-Гледенский монастырь, как вариант более поздний, представляет дальнейший этап развития общих принципов организации ансамблей этого типа. Так же, как в Михайло-Архангельском монастыре, напротив главных западных ворот здесь разместилось центральное сооружение всего ансамбля – величественный пятиглавый Троицкий собор, окруженный двухэтажными крытыми галереями паперти. Однако шатровая колокольня расположилась здесь не на углу главного объема собора, а прямо над западным его крыльцом, предваряя тем самым симметричные композиции храмов XVIII в. Теплая Тихвинская церковь с трапезной палатой аналогична комплексу Введенской церкви Михаило-Архангельского монастыря, но отличается от последнего своими скромными размерами и более интимной трактовкой основного объема. Значительно усиливали общее сходство центральных сооружений этих монастырей и каменные переходы, связывавшие некогда Троицкий собор с трапезной и Тихвинской церковью, но, к сожалению, в настоящее время утраченные.

В первой четверти XVIII в. в монастыре было завершено строительство каменных зданий и весь ансамбль приобрел тот облик, который он в основном сохранил до наших дней. В это время в северо-западном углу монастыря была построена одноглавая больничная Успенская церковь, получившая типичную для культовых сооружений XVIII в. форму восьмерика на четверике и связанная в единый комплекс с низким одноэтажным корпусом больничных палат и братских келий. Ближайший к реке северо-восточный угол монастыря был закреплен восьмигранной каменной башней, от которой к Успенской церкви и далее на юг протянулась каменная монастырская стена. В этой стене были устроены двое одинаковых ворот, обращенных на запад и на север и выполненных в сдержанных и строгих формах, хорошо гармонирующих с общим характером архитектуры этого ансамбля. Остальные стены неправильного многоугольника территории монастыря остались деревянными, так же как и все его хозяйственные, подсобные и жилые постройки.

Троице-Гледенский монастырь был беднее Михайло-Архангельского и значительно уступал ему в размахе хозяйственных и торговых операций. В начале XIX в. доходы монастыря еще больше сократились, а в 1841 г. он был «приписан» к Михайло-Архангельскому монастырю. С этого времени ведение строительных работ здесь совсем прекратилось. Вот почему этот монастырь почти не знал поздних переделок, так сильно исказивших общий облик большинства старых устюжских ансамблей, а его каменные постройки вплоть до наших дней сохранили почти неизменными свои первоначальные формы. Это обстоятельство еще больше повышает художественную ценность Троице-Гледенского монастыря, который подобно Михайло-Архангельскому монастырю может быть отнесен к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей всего Северного края.

Троице-Гледенский монастырь — недействующий православный монастырь. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Северное трёхречье

Котласское историко-просветительское общественное движение краеведов

Сценарий классного часа «Великий Устюг. Троице-Гледенский монастырь: от древности до наших дней»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Котласский электромеханический техникум»

Всероссийская общественно-научная историко-краеведческая конференция «9-е Стефановские чтения»

«Великий Устюг. Троице-Гледенский монастырь:

от древности до наших дней»

Секция: Православная церковь

Разработала: Попова Наталья Геннадьевна,

г. Котлас, ул. 28 Невельской дивизии 6 – 20,

ул. Кузнецова 16А

Сценарий классного часа

«Великий Устюг. Троице-Гледенский монастырь:

от древности до наших дней»

1.Приветствие

Здравствуйте, уважаемые студенты!

В нашем техникуме существует замечательная традиция – каждый год группы студентов совершают экскурсии по музеям, историческим памятникам нашей родины.

В 2012-2013 учебном году группа № 13 посещала знаменитый в В.Устюге Троице-Гледенский монастырь.

Конечно, Вологда — красавица,
Но Устюг нам милей.

Он в водной глади отражается

Убранством беленьких церквей.
Его не зря же называют
Городом — музеем под небом голубым,
Да еще так важно величают
Устюгом Великим, батюшкой родным!
Город белых колоколен
Предстает во всей красе,
Горд стоит и непреклонен,
Славен всюду и везде.

Троице-Гледенский монастырь – архитектурная жемчужина Великого Устюга. История его насчитывает много веков, а внешний вид не оставит равнодушным ни одного ценителя русской старины.

Троице — Гледенский монастырь — недействующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга Вологодской области. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Находится на том месте, где в Средние века стоял русский город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же, в конце XII века, появился и мужской монастырь, освящённый в честь Живоначальной Троицы.

Экскурсия, которую нам провели по территории монастыря, дала нам много новой информации как исторической, так и об искусстве, чем бы мы хотели поделить с вами.

Первое, о чем хочется рассказать, это об истории Троице-Гледенского монастыря.

Троице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга.

МОЯ ДЕРЕВНЯ

Стоит деревня на угоре,

Куда ни глянь кругом простор,

С ней днем и ночью ветер шалый

Ведет душевный разговор.

Весной, как только лед растает

И хлынет талая вода,

Речушка малая, родная,

Покроет разом берега.

Она как верная подружка

Протянет руку к Югу вдруг,

И оба горячо обнявшись

Польются на зеленый луг.

Как будто море разольется,

Весь остров станет под водой,

И если выйдешь на угор ты

Захватит дух твой красотой.

Зимой здесь морозы крепчают

И стылые вьюги метут,

Живет здесь, конечно, бывалый

Упрямый, но добрый народ.

Названье холодное дали деревне,

Но знать не для красного видно словца,

Стоишь в глубине ты лесов вологодских

Деревня Морозовица.

Когда-то на месте деревни

Был северный город — Гледен

С великолепным обзором

И множеством каменных стен.

Призывные трубы звучали,

Когда враг стоял у ворот,

Храбрые воины часто сражались,

Давая врагу поворот.

И церковь тогда прихожан принимала,

Горели зажженные свечи в руках,

Венчались счастливые пары влюбленных,

В Троице-Гледенском монастыре.

И жить бы да жить тому городу вечно,

До наших и новых времен,

Но жаль, что победа была их не вечна,

И город Гледен уничтожен, сожжен.

До нашего времени лишь сохранился

Высокий холмистый пустырь,

На нем словно памятник городу древнем

Красавец стоит монастырь.

Прошу Вас, друзья, приезжайте в деревню,

Зайдите в музей наш хоть раз,

Увидите памятник городу древнему —

Святынь величавую — иконостас.

Иконы на нем в золоченых оправах,

Не золото, нет, это свечи зажглись,

Уверена я, что вам тоже покажется —

Здесь продолжается жизнь.

Посмотрят на вас изумительным взглядом

Как будто живые скульптуры святых,

Они у икон этих словно на страже —

Хранители вечные их.

Деревня моя на высоком угоре,

А рядом леса и река,

Весною и летом, и ранней зимой

Она мне как мать дорога.

Т. Ядрихинская.

Троицкий собор строился восемь лет с 1776 по 1784 годы на пожертвования устюжан.


Троицкий собор пятиглавый, с колокольней. Колокольня поставлена отдельно от собора, что обеспечило равновесие объемов. Она утверждена на четверике основания, на арках, соединяющих мощные четырехгранные столбы. Восьмерик звона увенчан приземистым шатром с двумя рядами слухов, причем верхние окна меньше нижних – это усиливает эффект перспективного сокращения, дающий представление о грандиозности сооружения.
Кубической формы собор обнесен с трех сторон двухэтажной галереей. Обычные пилястры, уступчатый карниз и закомары – вот и все украшение храма. Алтарный придел выгодно отличается от примитивной пристройки Архангельского собора: на правом прямоугольном этаже возведены трехлопастные волнообразные апсиды, обеспечивающие плавность перехода к основному объема храма.
Устремленность сооружения ввысь подчеркивает удачно собранное пятиглавие на граненых барабанах, вырастающих из рядов кокошников. Окна собора обрамлены зелеными «муравлеными» изразцами. На галерее на уровне второго этажа расположен ширинчатый пояс. Эти же мотивы использованы для декорирования четверика колокольни.
По договоренности с администрацией музея с 1995 года в праздник Пресвятой Троицы проводится богослужение в храме.

  1. Архитектурный ансамбль

Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века: на средства богатых устюжских купцов был построен каменный Троицкий собор, затем — теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег. В 1784 г. были завершены работы по созданию нового иконостаса, длившиеся 8 лет. Иконостас сохранился и знаменит своей изумительной резьбой по дереву.

Монастырь был упразднен в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.

С начала 1980-х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря работает в музейном режиме. В настоящий момент сохранились следующие постройки: Собор Святой Живоначальной Троицы (1659-1701 гг.), Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной (1729-1740 гг.), Церковь Успения Пресвятой Богородицы с больничной палатой (1729-1740 гг.), Сторожевая башня (1759-1763), Святые врата обители и Северные хозяйственный ворота.

  1. Храмы монастыря

Собор Троицы Живоначальной

Монастырь был построен теми же зодчими, которые возводили Михайло-Архангельскую обитель. Поэтому сооружения обоих монастырей имеют между собой много общего. Троицкий собор Гледенского монастыря сходен с собором Михайло-Архангельского. Аналогичны композиции трапезных и связанных с ними церквей.

Однако Троицкий собор решен в более удачных пропорциях, большую законченность имеет и гледенская колокольня. Композиция собора Гледенского монастыря, в отличие от Михайло-Архангельского, симметрична. Обращают на себя особое внимание отдельные части Троицкого собора, в частности его апсиды — мягких, плавных очертаний с очень изящным наличником центрального окна. В декоративной обработке применены типичные для вологодско-устюжской архитектуры изразцы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь во имя Успения Божией Матери при въезжих вратах.
Видимо, в первой четверти XVIII века появилась и низкая каменная ограда монастыря с двумя воротами (с севера и запада) и восьмигранной каменной башней на северо-восточном углу. Часть стены осталась деревянной, так же как и все хозяйственные, подсобные и жилые постройки.

Особенно интересны западные ворота, выполненные в виде однопролетной арки с нарядным обрамлением и невысоким аттиком. В систему ограды включена поставленная возле северных ворот, по линии стен небольшая Успенская церковь, сооруженная в 1730—1740-е годы. С запада к церкви примыкает низкий одноэтажный корпус больничных палат и братских келий, составляющий с ней единое целое. Любопытно, что угловая башня ограды по композиции повторяет ярусное построение Успенской церкви.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

В начале XVIII века монастырь не имел кроме собора других каменных построек; они появились здесь лишь во второй четверти этого столетия. В 1738 году была заложена теплая Тихвинская церковь с трапезной палатой, которая была закончена после ряда переделок где-то в 1740-х годах. Это традиционное по типу монастырское сооружение близко Введенскому храму с трапезной Михайло-Архангельского монастыря. Эту близость усиливали такие же, как у прототипа, каменные переходы между Троицким собором и трапезной, ныне уже не существующие.
Предельно скромный декор трапезной, состоящий из простых лопаток на углах, междуэтажной тяги, узкого карниза и окон в арочных нишах с откосами, придает ей подчеркнутую суровость. Несколько наряднее сам храм, украшенный зубчатым карнизом и рамочными наличниками окон. В интерьере трапезной палаты и в алтаре храма сохранились две великолепные большие печи 1730—1740-х годов из полихромных устюжских изразцов с изображением крупных картушей.


В феврале 1926 года иконостас Николаевского придела Тихвинской церкви передан Морозовской общине. В 1928 году Тихвинская церковь с трапезной передана детдому – изолятору. Все убранство церкви было разорено и осквернено. Позднее помещение церкви использовалось под палаты для престарелых.

  1. Иконостас – главная достопримечательность монастыря

Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.

Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.

Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).

Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.

Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.

  1. Иконопись Троице — Гледенского монастыря

Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.

7.Фотоотчет – видеоролик под песню «Великий Устюг»

Литература

Сойкин П. П. Гледенский монастырь в Вел.-Устюжском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 75-76. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1

Л. Г. Конасова Гледенский во имя Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Том XI. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 570-572. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-017-Х

В.В. Кокарев «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976.

И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.

СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ансамбль Троице-Гледенского монастыря

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Датировка: XVII–XVIII вв.

Статус: объект культурного наследия федерального значения.

Адрес: Россия, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Морозовица.

Элементы ансамбля: Собор Троицы, церковь Тихвинской Богоматери с трапезной, церковь Успения, северо-восточная башня ограды, ограда с северными и западными воротами.

Современное использование: используется Великоустюгским государственным музеем-заповедником.

УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Ардашев. Летопись семисотлетнего существования города Устюга Великого // Вологодские губернские ведомости. 1857. № 34–52.
  2. Батаков Н., Мансветова Е., Широков В. Великий Устюг. Вологда, 1960.
  3. Бестужева Ю.А. Деятельность Музея северодвинской культуры по сохранению памятников культового зодчества в Великом Устюге в 1920–1930-х годах // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 4. С. 175–194.
  4. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983.
  5. Булкин В.А., Чугунов Г.И. Великий Устюг. Л., 1978. 73 с.
  6. Город Великий Устюг в церковном отношении // Вологодский иллюстрированный календарь на 1894 год. Вологда, 1893. С. 27–31.
  7. Дунаев Б. И. Город Великий Устюг. 2-е изд. М., 1919. (Культурные сокровища России. Вып. 15).
  8. Дунаев Б. И. Северорусское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. М., 1915.
  9. Зенкова О.Б. Троице-Гледенский монастырь. Б/м, 2007.
  10. Золотова О.А. Ландшафтно-архитектурная среда Великого Устюга // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2004. Вып. 3. С. 359–378.
  11. Капустина А.В., Сыроватовская Л.Н., Чебыкина Г.Н. Великий Устюг. Великий Устюг, 2007. 96 с.
  12. К истории города Великого Устюга (список литературы) / сост. Э.А.Волкова // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 2. С. 357–378.
  13. Кляповская Е.Г. Архитектурный облик Великого Устюга в первой трети XX века // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 4. С. 158–174.
  14. Мерцалов А. Е. Устюг Великий в первой четверти XVII века // Вологодские губернские ведомости. 1885. № 23, 32, 347.
  15. Непеин А. Святыни и достопримечательности города Великого Устюга и его окрестностей. Вологда, 1915.
  16. Онаш К. Иконостасы Великого Устюга // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 180–194.
  17. Описание города Устюга Великаго Вологодской губернии в историческом, статичстическом и топографическом отношениях / введение И.С.Велиевой и Ю.С.Васильева, публикация И.С.Велиевой, комментар ий Ю.С.Васильева // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 379–459.
  18. Парийский И. Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга Великого, сочиненное в 1793 году. СПб., 1899.
  19. Паспорт памятника истории и культуры г. В. Устюга: ансамбль Троице-Гледенского монастыря // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
  20. Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969. С. 12–51.
  21. Саввитов П. Описание Велико-Устюжского Архангельского и прописанного к нему Троицкого Гледенского монастыря. СПб., 1848.
  22. Сербина К. Н. Устюжский летописный свод // Исторические записки. Т. XX. 1946.
  23. Суворов Н. Устюг Великий в конце XVII столетия // Памятная книга Вологодской губернии на 1864 год. Вологда, 1864.
  24. Тельтевский П. А. Великий Устюг. М., 1960; 2-е изд. М., 1977.
  25. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1889.
  26. Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903.
  27. Токмаков И. Историко-статистический и археологический очерк города Великого Устюга с уездом. М., 1894.
  28. Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1883.
  29. Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец). М.; Л., 1950.
  30. Хронологическая таблица для областного города Великого Устюга // Северный архив. 1822. № 11, 12.
  31. Чебыкина Г.Н. Великий Устюг во второй половине XIX – начале XX века // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 57–117.
  32. Чебыкина Г.Н. Великий Устюг: летописная книга XII – нач. XXI века. Великий Устюг, 2007.
  33. Шильниковская В.П. Великий Устюг: развитие архитектуры города до середины XIX в. М., 1973. 227 с.; 2-е изд. М., 1987. 254 с.
  34. Шляпин В. П. Из истории города Великого Устюга // Записки Северо-Двинского общества изучения местного края. Вып. I—IV. Великий Устюг, 1925, 1926, 1927.

ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ

© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.

Троице-Гледенский монастырь в Великом Устюге

Троице-Гледенский монастырь — не действующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга, при слиянии рек Сухоны и Юга. Его здания находятся в ведении Великоустюгского музея-заповедника.

Достоверные сведения о монастыре, в то время небольшом и малобратном, появляются с середины XVI века. В позднем житии Киприана Устюжского утверждается, что обитель существовала на этом месте ещё в домонгольское время. Достоверно известно, что монастырь занимает холм Глядень, где в средние века стоял русский город Гледен, заложенный, по локальному преданию, Всеволодом Большое Гнездо.

Параллельно росту торговых оборотов устюжских купцов в XVII веке укреплялась и Гледенская обитель. В середине XVII века на средства купцов Грудцыных и с благословения митрополита Ионы Сысоевича она начинает застраиваться кирпичными зданиями. В 1697 году в Троице-Гледенском монастыре учреждается архимандритское правление. В то время основание обители приурочивали к 1492 году: «Троицкай же Гледенский монастырь, скажут, архангелские помогали строить: хлебом ссужали и людей работных посылали церковной лес ронить и возить».

Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века: сначала был построен двухстолпный Троицкий собор (по образу и подобию собора Архангельского монастыря в Устюге), затем — теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег.

В 1784 г. были завершены работы по созданию жемчужины обители — нового барочного иконостаса, длившиеся 8 лет. Образцом при его создании послужил иконостас старого собора Яковлевского монастыря в Ростове. Иконостас сохранился и знаменит своей резьбой по дереву.

Монастырь был упразднен за малобратностью в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.

В начале 1980-х здания переданы музею. Епископ Игнатий 16 июля 2014 года распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь». Сохранившиеся постройки:

  • Собор Святой Живоначальной Троицы (1659-1701 гг.)
  • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной (1729-1740 гг.)
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы с больничной палатой (1729-1740 гг.)
  • Сторожевая башня (1759-1763)
  • Святые и Северные (хозяйственные) ворота.

Троице-Гледенский монастырь

Троице-Гледенский монастырь сейчас не действует и является частью Великоустюгского музея-заповедника. Комплекс построек находится не в самом городе, а в 4 км от него, в месте слияния рек Юга и Сухоны у деревни Морозовица. Именно здесь раньше был русский город Гледен, его обитель, существовавшая еще с домонгольских времен, называлась Гледенской — этим объясняется современное название монастыря.

В летописях упоминания о Троице-Гледенском монастыре появляются только с середины 16 века. Каменные постройки здесь стали возводиться в 17 веке, а в 18 архитектурный ансамбль сложился полностью. Таким он и остался спустя 300 лет — церкви ни разу не перестраивали.

Каменная ограда вокруг монастыря не разрушена — ее не достроили из-за нехватки средств.

В 1841 г. монастырь упразднили, так как в нем было очень мало послушников. Незадолго до революции он снова начал действовать как женская обитель, но в 1925 г. советская власть закрыла его окончательно, а помещения использовались под дом престарелых и инвалидов, колонию для беспризорников, пересыльный пункт для раскулаченных и других врагов народа.

Что посмотреть

Сейчас на территории монастыря сохранились Троицкий собор, Тихвинская церковь с трапезной и больничная церковь Успения Богоматери с кельями. Дополняют ансамбль Сторожевая башня и двое ворот: Северные и Святые.

Троицкий собор — основная постройка, он находится в центре всего комплекса напротив Святых ворот. Раньше с теплой Тихвинской церковью его соединяла галерея. Каменная ограда стоит углом, а не окружает монастырь полностью. В месте соединения стен расположена церковь Успения Богоматери с больничной палатой.

В Троицком соборе находится знаменитый барочный иконостас с тончайшей резьбой по дереву и позолотой. Его изготовление заняло 8 лет и завершилось в 1784 г.

Практическая информация

Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, Морозовица, ул. Центральная, 122.

Хотя расстояние от Великого Устюга до Морозовицы небольшое, прямой дороги между ними нет. На машине из центра города до монастыря потребуется около получаса с учетом переезда по мосту через Сухону. С левого берега добираться быстрее и удобнее, поэтому поездку можно совместить с осмотром Дымковской слободы.

Троице-Гледенский монастырь

Великий Устюг: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Великого Устюга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (21)
    • Храмы, соборы, мечети (11)
    • Музеи (4)
    • Аэропорты (1)
  • Забронировать отель в Великом Устюге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Великого Устюга

Автобус №104

Ссылка на основную публикацию