Главный самый важный монастырь

Презентация по теме: Золотое кольцо России»

Презентация составлена к урокам окружающего мира.

Вложение Размер
zolotoe_koltso_rossii_marikova_darya.ppt 1.28 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Золотое кольцо России Подготовила Марикова Дарья 2 В класс СОШ №45

Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь России.

Переславль-Залесский — город, который, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Горицкий Успенский монастырь возник в XVI в. при Иване Калите.

Ростов. Этот город — один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города — Ростовский кремль

Углич . Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Угличский кремль, церковь царевича Димитрия на Крови ( 1692 ) Панорама Угличского кремля с Волги Вид Угличской ГЭС с ул. Спасской Палаты царевича Дмитрия Вид на Успенскую площадь в Угличе

Ярославль — самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Памятник Ярославу Мудрому Театр имени Ф. Волкова и памятник Ф. Волкову

Кострома. Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент она развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

Ипатьев Троицкий монастырь Памятник Ивану Сусанину

Плёс . Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс — это город художников.

Суздаль — всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.

В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества.

Владимир Его основал князь Владимир Мономах . Вот перед нами замечательный памятник старины — Золотые ворота.

Успенский собор , который долгое время был главным на Руси. Дмитриевский собор . На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Храм Христа Спасителя Успенский собор Памятник Юрию Долгорукому Покровский собор Красная площадь Москва

Тест «Золотое кольцо России»

Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь.

Город Переславль-Залесский был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранились старинные церкви и другие памятник архитектуры.

Ростов — один из самых древних городов в Золотом кольце, и уже в древние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города — Ростовский кремль.

Финифть — красивое украшение с эмалью — броши, серьги, браслеты. Их делают уже несколько столетий.

Город Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины.

Ярославль — самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. В центре города есть памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр.

Если посмотреть на план Костромы, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера.

Своё название город Плёс получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс — город художников.

Суздаль — всемирно известный город музей. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева — церкви, избы, мельница и другие достопримечательности.

Его основал князь Владимир Мономах. Город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьма.

Город Ярославль стоит на Волге. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

Именно в городе Углич работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

В Костроме расположены Торговые ряды. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорит название — Пряничные ряды.

Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И действительно Троице-Сергиева лавра признан главным монастырём России.

Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан. Сейчас в этом городе открыт музей И.И.Левитана.

Урок-путешествие по окружающему миру в 3-м классе «Золотое кольцо России»

ЦЕЛИ:

  • познакомить с интересными городами нашей Родины, закрепить знания о государствах, которые являются ближайшими соседями России;
  • развивать умения работать с географической (политической) картой; внимание, память
  • воспитывать интерес к предметам, бережное отношение к памятникам истории.

Оборудование:

  • карта городов Золотого Кольца (на доске и индивидуально);
  • рисунки достопримечательностей городов;
  • герб каждого города;
  • цветные карандаши, фломастеры;
  • жетоны;
  • карточки с рисунком броши;
  • цветные карточки с названием стран, столиц;
  • политическая карта мира на магнитной доске.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот — тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прядки,
И недосуг дуть на корабль бумажный —
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный !

а) Тренируем память: Как называется государство в котором мы живём? (Россия). Россия имеет сухопутные границы со странами, они являются нашими ближайшими соседями :

Закрой глаза, представь себе карту и попробуй перечислить все страны, с которыми граничит Россия; покажи на карте государство — : Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Монголия, Япония, Северная Корея (КНДР).

б) Урок — путешествие. Пользуясь картой (на доске) назови пропущенные страны в перечне ближайших соседей России: Норвегия, . Эстония, Латвия, . Польша, . . Грузия, . Казахстан, . Монголия, . Северная Корея.

Что не названо? (США, Канада — морские границы).

в) Работа в парах.

Потренируй внимание: — назови столицы, пропущенные в списках (цветные карточки)

ЭСТОНИЯ — Таллин

ЛИТВА — . Кто затруднился указать столицы? ГРУЗИЯ — Тбилиси

КАЗАХСТАН — . ПОЛЬША — Варшава

УКРАИНА — . МОНГОЛИЯ — Улан-Батор

КНДР (Сев.Корея) — Пхеньян

Я задам вопросы — загадки; за правильный ответ, ребята получат жетон.

  1. Назови материк, на котором располагается Россия ( наша страна)? (ЕВРАЗИЯ);
  2. Почему так названа ? (АЗИЯ + ЕВРОПА);
  3. Через какую реку можно перейти из Европы в Азию и обратно? (УРАЛ);
  4. Самое большое государство, которое является соседом России? (КИТАЙ);
  5. Самое маленькое? (ЭСТОНИЯ);
  6. Какое государство — сосед в названии имеет местоимение и название маленькой лошади? (ЯПОНИЯ);
  7. Какое государство — сосед в названии имеет два слова? (СЕРЕВНАЯ КОРЕЯ);
  8. В каком государстве город спит на боку? (АЗЕРБАЙДЖАН, Баку);
  9. Какое государство — сосед имеет в названии 3 буквы? (США);
  10. Какое государство — сосед расположилось на острове? (ЯПОНИЯ);
  11. Назови Прибалтийские страны? (ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ, ЛИТВА).

Сообщение ТЕМЫ и ЦЕЛИ:

Сегодня мы совершим путешествие и побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО.

Почему Кольцо? Почему Золотое? — ответите в конце урока.

А нам помогут гиды (кто такие?) (экскурсоводы). (Дети заранее готовят тексты о городах).

РАБОТА над новой темой:

Карта на доске (на ней показаны города Золотого Кольца) и у каждого индивидуально. Город на карте будете помечать красным цветом, где будет остановка.

Итак, из Москвы по золотому кольцу отправляемся и едем на северо — восток, прибыли в г.Сергиев-Посад (показать на карте).

Гид: Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас в городе Сергиев Посад. Герб города. Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице — Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан самым главным монастырём России (прикрепляет картины на карте у города.

До свидания ! Доброго пути Вам.

Из Сергеева Посада мы едем в Переславль — Залесский (показать на карте).

Гид: Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас в городе Переславль —

Залесский. (Герб города). Переславль — Залесский — город, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранилось много старинных церквей и других памятников архитектуры (прикрепляет картины на карте у города.

До свидания! Доброго пути Вам.

Дальше путь лежит в Ростов (показать на карте).

Гид: Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас в городе Ростов. (Герб города). Ростов это город — один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города — Ростовский кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей. Колокола ростовских церквей славятся своим мелодичным звоном. Ростовские звоны записаны на пластинки, аудиокассеты, лазерные диски и известны во всём мире. В Ростове мы обязательно полюбуемся знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые эмалевые украшения — броши, серьги, браслеты. Их делают здесь уже несколько столетий (прикрепляет картины на карте у города).

И я предлагаю вам расписать ростовской финифтью эмалевые украшения (у каждого карточка (Рисунок 12)).

До свидания! Доброго пути Вам.

Следующая остановка Углич (показать на карте).

Гид: Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас в городе Углич.( Герб города). Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция — одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка» (прикрепляет картины на карте у города).

До свидания! Доброго пути Вам.

Из Углича отправляемся в самый крупный город Золотого кольца — г.Ярославль (показать на карте).

Гид: Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас в городе Ярославле. (Герб города). Ярославль был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра (прикрепляет картины на карте у города).

До свидания! Доброго пути Вам.

ФИЗМИНУТКА — отдохнём, т.к. дальше поплывём по реке Волге.

Следующий город на реке Волге, где остановимся г.Кострома (показать на карте).

Гид: Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас в городе Кострома. (Герб города). Кострома, если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия — Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды . (прикрепляет картины на карте у города).

До свидания! Доброго пути Вам.

Ещё посетим прекрасный город на Волге — Плёс (показать на карте).

Гид: Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас в городе Плёс. (Герб города). Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс — это город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана (прикрепляет картины на карте у города).

До свидания! Доброго пути Вам.

Из Плёса отправляемся в г.Суздаль (показать на карте).

Гид: Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас в городе Суздаль. (Герб города). Суздаль — всемирно известный город — музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля — как будто перенёсся в далёкое прошлое. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева — церкви, избы, мельницы и др. (прикрепляет картины на карте у города).

До свидания! Доброго пути Вам.

От Суздаля недалеко до г.Владимира (показать на карте).

Гид: Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас в городе Владимире. (Герб города). Владимир его основал князь Владимир Мономах (отсюда название города). Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток уже известной нам реки Оки). Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимаемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам Владимира. Вот перед нами замечательный памятник старины — Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений (прикрепляет картины на карте у города).

До свидания! Доброго пути Вам.

Ребята, мы увидели много старинных памятников, которым много веков. Как же они сохранились до наших дней? Что надо сделать, чтобы и ваши внуки смогли их увидеть?

Итак, ребята мы из г.Владимира возвращаемся в г.Москву. Закончилось наше путешествие.

Подумай и ответь!

Викторина

Давайте проверим кто же из вас был самым внимательным путешественником (Рисунок 11).

— Где построены все города Золотого Кольца? (на берегах рек и озёр);

— Почему они строились на берегах рек и озёр?

— Перечисли города Золотого Кольца.

— В каком городе находится Троице — Сергиева Лавра? (СЕРГИЕВ — ПОСАД);

— В каком городе делают финифть? (РОСТОВ);

— В каком городе делают деревянную куклу, имеющую 100 летнюю историю? (СЕРГИЕВ-ПОСАД);

— В каком городе сохранилось много старинных церквей? (ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ);

— В каком городе создан первый в России общедоступный театр? (ЯРОСЛАВЛЬ);

— Кто основал город Владимир? (ВЛ.МОНОМАХ);

— Где работает большой час.завод, где делают часы «Чайка»? (УГЛИЧ);

— Колокола какого города славятся своим мелодичным звоном? (РОСТОВ);

— В каком городе открыт музей русскому художнику Исааку Ильичу Левину? (ПЛЕСС);

— Какой город является городом — музеем? (СУЗДАЛЬ);

— Какой город называли Великим с уважением уже с давних времён? (РОСТОВ);

— В каком городе 33 церкви и 5 монастырей, 17 часовен? (СУЗДАЛЬ);

— В каком городе находятся Золотые ворота? (ВЛАДИМИР);

— Какой город является городом художников? (ПЛЕС);

— В каком городе улицы расположены в виде веера? (КОСТРОМА);

— В честь кого назван город Сергиев — Посад? (СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО);

— В каком городе стоит памятник Ф.Г.Волкову? (ЯРОСЛАВЛЬ);

— Какой город перестроен по приказу Екатерины Второй? (КОСТРОМА);

— В каком городе находится самый главный, самый важный монастырь? (СЕРГИЕВ-ПОСАД);

— Как называется самый главный монастырь России? (ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА);

— Какой город основал Юрий Долгорукий? (ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ);

— Сколько городов входит в Золотое Кольцо? (9);

— Название какого города произошло от слова «угол»? (УГЛИЧ);

— Самый крупный город Золотого Кольца? (ЯРОСЛАВЛЬ);

— Кто основал г.Ярославль? (ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ);

— Какой город имеет Торговые ряды уже несколько веков, где каждому товару отводилось

свое место? (КОСТРОМА);

-Какой город получил название от речного плеса, т.е. широкой части реки между двумя изгибами? (ПЛЕС);

— В каком городе есть Музей деревянного зодчества? (СУЗДАЛЬ);

— В каком городе есть Успенский собор? (ВЛАДИМИР);

— Какой город стоит на высоком берегу реки Клязьмы? (ВЛАДИМИР).

Итог: Так почему же Кольцо и почему Золотое?

2 вопрос стр.99;

  • рассказ об одном городе;
  • рассказ о городе, где был (из Золотого Кольца).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ Министерство экономического развития Российской Федерации

10 старейших монастырей России

В дни поста, в период особого воздержания и усердной молитвы, православные совершают паломничества к святым местам и источникам. Предлагаем вам подборку самых старых монастырей России, куда можно отправиться в эти дни с экскурсионной программой или на послушание.

Свято-Юрьев мужской монастырь


По преданию, монастырь в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый, в крещении Георгий. Там же князь построил деревянную церковь во имя Святого Великомученика Георгия. Долгое время монастырь владел обширными земельными угодьями, вел сложнейшую сельскохозяйственную деятельность. Из летописи известно, что в 1333 году стены монастыря были укреплены «на 40 сажень с забородами…». Однако при Екатерине II часть земель Юрьева монастыря уходит государству, но обитель все равно остается в списке 15 самых значимых монастырей России. Новую жизнь мужской монастырь получит уже в XIX веке, при настоятеле отце Фотии. На территории были построены новые соборы и келии, колокольня, в монастыре появились редкие и дорогие иконы.

Возрождение древнего монастыря продолжалось недолго: уже в 20-е годы XX века обитель была закрыта и разграблена. В годы Великой Отечественной войны в монастыре дислоцировались немецкие и испанские части, а в мирное время здесь располагался техникум, почта, училище, музей, жили бездомные. В 1991 году монастырь возвратили церкви. С тех пор монашеская жизнь постепенно начала возвращаться обитель, зазвучали колокола, каждый день совершается Божественная литургия.

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Обитель была основа преподобными Зосимой и Германом, которые прибыли в середине XV века на Большой Соловецкий остров и поселились у моря. По легенде, Зосима увидел в небесном сиянии белую церковь, где впоследствии воздвигли деревянную церковь с приходом и трапезной. С середины XVI века территория монастыря приросла пастбищами и сельхозугодиями. Монахи варили соль, занимались фермерским хозяйством. Монастырь стал мощным форпостом на северном рубеже страны. Для поддержания боеспособности Иван Грозный отвел монастырю собственную артиллерию, укрепил стены обители.

При монастыре также располагалась тюрьма. Еще до прихода советской власти на соловецкие нары отправляли вероотступников и государственных преступников. В советское время Соловецкий монастырь приобрел исключительно негативную окраску. Сюда ссылались политические заключенные, духовенство. Вместе с конвоем количество заключенных не превышало 350 человек.

В годы войны на Соловках была открыта школа юнг Северного флота, которую преобразовали в Соловецкий заповедник, который продолжал существовать и при возобновлении монашеской общины.

В 1992 году комплекс Соловецкого монастыря был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, спустя три года в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Кирилло-Белозерский мужской монастырь

Монастырь основан последователями Сергия Радонежского: Кирилл и Ферапонт Белозерские вырыли на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началось создание обители. Территория монастыря постепенно разрасталась и уже в середине XV века монахи вели активную торговлю рыбой и солью, что сделало его крупным экономическим центром.

Главной достопримечательностью была библиотека монастыря. Здесь хранились сборники и летописи прошлых веков, окончательная редакция «Задонщины» была составлена тоже здесь.

Известно, что 1528 году Василий III приезжал сюда вместе с супругой Еленой Глинской молиться о даровании наследника. После этого моления на свет появился будущий царь Иван Грозный, и до последних дней Василий III питал к обители особые чувства и перед смертью принял схиму и стал подвижником Кирилло-Белозерского монастыря; туда же перед смертью отправился и сам Иван Грозный.

Как и многие другие северные монастыри, Кирилло-Белозерский служил местом заточения духовенства и знати. Например, здесь побывали опальный патриарх Никон, Иван Шуйский и другие.

До петровских времен монастырь сосредотачивал в себе культурно-исторические, экономические и оборонительные функции, это была настоящая крепость Вологодской области. Однако с приходом на престол Екатерины II часть земель была выведена из собственности, из монастырской слободы был организован город Кириллов.

В богоборческие годы монастырь был разграблен, а его настоятель епископ Кирилловский Варсонофий расстрелян. Территория стала музеем-заповедником, и только в 1997 году монастырь был возвращен Русской Православной церкви.

Ризоположенский женский монастырь

Обитель была заложена в начале XIII века исключительно деревянными постройками. Спустя несколько веков на территории стали появляться каменные сооружения и самым древним, сохранившимся до наших дней стал Ризоположенский сбор, возведенный в начале XVI века. В 1688 году вход монастыря украсили двухшатровые вороты. Рядом с обителью находился еще один монастырь, построенный как бы в дополнение — Троицкий, который предназначался для вдов, принявших постриг. Территории их плотно соприкасались и в 1764 году Троицкий монастырь упразднили и земли перешли к «старшему брату».

В начале XIX века в честь победы над Наполеоном в монастыре была возведена 72-метровая колокольня. В 1882 году монастырь получил еще одну постройку — Сретенскую трапезную церковь. На этом период развития Ризоположенского монастыря заканчивается, уступая место богоборчеству. В 1923 году монастырь был закрыт, его колокола отправлены на переплавку, в помещениях расквартированы охранники политизолятра, располагавшегося в соседнем монастыре. В Ризоположенском соборе обосновали электростанцию, а святые ворота использовали как склад горячего.

В 1999 году обитель была передана Русской православной церкви и возобновлена как Ризоположенский женский монастырь.

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь

По преданию, монастырь был заложен еще в 1015 году и его основание связывают с муромским князем Глебом Владимировичем, однако «Повесть временных лет» указывает на стены обители в 1096 году, когда погиб князь Изяслав Владимирович.

В середине XVI века после удачного похода Ивана Грозного на Казань по приказу царя в Муроме были воздвигнуты несколько церквей, в том числе и главный собор Спасо-Преображенского монастыря. Экономический расцвет монастыря также связан с именем Ивана Грозного, который отпил обители многочисленные земли и вотчины. В описях Мурома середины XVII века монастырь значится как «строение государево».

На протяжении веков монастырь менял настоятелей и расширял территории. Так в период правления патриарха Никона Спасо-Преображенский монастырь оставался оплотом старообрядчества и отказывался подчиняться нововведениям. За что настоятель, несмотря на раскаяние, был сослан в Кирилло-Белозерскй монастырь.

В 1887 году в монастырь с Афона была привезена точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница». И до начала XIX века храм активно застраивался и реконструировался.

После революции 1917 года настоятеля обители обвинили в соучастии в восстании, монастырь закрыли, оставив действующим лишь приходской храм. Но и это продолжалось недолго. В 1920-е годы храм превратили в музей, но в 1929 году помещения монастыря заняли военные и части НКВД.

Возрождение началось 1990 году после письма жителей города с просьбой восстановить храм.

Спустя пять лет власти откликнулись на письмо, воинская часть покинула монастырь, в обитель назначили настоятеля, началось восстановление. К 2009 году реконструкция была завершена и в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница».

Троице-Сергиева Лавра, Московская область, 1337 год.

Обитель основа преподобным Сергием Радонежским. Это крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви, центр духовной и общественной жизни. Монахи боролись с татаро-монгольским игом, позднее, в Смутное время обитель активно выступала против самозванцев, посягавших на власть. В годы правления Ивана Грозного особое значение придавалось превращению обители в надежную подмосковную крепость, именно в то время деревянные стены были заменены на каменные крепостные.

В монастыре — уникальная библиотека: долгие годы здесь собирались уникальные старопечатные и рукописные книги. В 1744 обитель получила почетное наименование Лавры. С 1814 года на территории Лавры располагается Московская духовная академия, старейшее учебное заведение.

За алтарем Лавры похоронены И.А. Аксаков, В.В. Розанов.

В монастыре находятся мощи почитаемого православными Преподобного Сергия Радонежского, чудотворные иконы Тихвинской и Черниговской Богоматери и ряд других.

Благовещенский мужской монастырь

Eiji Kudo / flickr.com

Монастырь заложен в год основания Нижнего Новгорода — в 1221 году. Но уже через несколько лет был полностью разграблен и сожжен, а еще через сто лет заново восстановленный монастырь засыпало снегом. Погибли насельник и были разрушены постройки.

Согласно легенде, митрополит Алексий увидел разрушенный монастырь и дал обет Богу, что если поход против Орды закончится успешно, он восстановит обитель. Митрополит вернулся с честью, т.к. исцелил от слепоты супругу татарского хана. Набеги прекратились и обет был исполнен в 1370 году. Эту дату можно считать вторым рождением монастыря.

Среди попечителей монастыря был Осип Ермолов, прямой предок генерала Ермолова.

В XVIII веке в монастыре найден рукописный кондакарь, получивший название Благовещенский или Нижегородский.

После революции монастырь закрыли, а после войны в здании Аликсиевской церкви основали планетарий, который просуществовал там до 2005 года.

В 2007 году в храме Святителя Алексия установили фарфоровый иконостас. Подобные есть только в нескольких храмах Москвы, в Екатеринбурге и на Валааме.

До революции в монастыре находился список Корсунской иконы Богоматери, который уцелел в нескольких пожарах, но в этот раз был утрачен. В восстановленный монастырь внесли уже обновленный список.

Псково-Печерский мужской монастырь

Александр Козлов / flickr.com

В летописи монастыря указывается, что еще до заложения камня первого собора обители охотники в лесу услышали пение. А позже, когда земли отошли местным крестьянам, при вырубке деревьев под корнями одного из них открылся вход в пещеру с надписью «Богом зданные пещеры». Известно, что когда-то в этом районе жили бежавшие от налетов крымских татар монахи Киево-Печерской лавры. Позднее, уже в 1473 году недалеко от ручья была выкопана Каменца. На этом месте и заложили монастырь.

Это одна из немногих обителей, которая не прекращала свою жизнь в советское время. Однако в годы Великой Отечественной войны стены и постройки сильно пострадали от фашисткой артиллерии. После войны в Псково-Печерский монастырь приехали семь валаамских старцев. Многие настоятели и монахи, служившие тут, впоследствии были причислены к лику святых. Общая протяженность пещер составляет около 35 метров. В нижних пещерах держится температура 10 градусов.

Псково-Печерский монастырь — место паломничества православных всего мира. Тут начинал свой монашеский путь епископ Тихон Шувкунов. На основании его заметок был снят фильм «Псково-Печерская обитель», а в 2011 году вышла книга «Несвятые святые и другие рассказы», где многие главы связаны с псковской обителью.

Введенская Оптина пустынь

Точная дата основания монастыря неизвестна, но по преданию, в этих местах в конце XIV века раскаявшийся разбойник Опта основал прибежище для старцев и стариц, живущих в разных отделениях под управлением одного духовника.

Долгие столетия пустынь меняла наставников и расширялась. На территории появились соборы, трапезная, кельи. Также здесь селились пустынники, люди, которые долгое время жили в затворничестве и уединении. Известно также, что Владимир Соловьев привез в Оптину пустынь Федора Достоевского, который только что потерял сына. Тут же великий писатель подчерпнул некоторые детали жизни монахов, которые потом легли на страницы «Братьев Карамазовых». Прототипом старца Зосимы из романа стал старец Амвросий, живший в то время в скиту и после канонизированный после смерти.

В Советское время Оптина пустынь также подверглась разорению и закрытию. Сначала здесь была сельскохозяйственная артель, потом Дом отдыха имени Горького. А годы Великой Отечественной войны на территории монастыря располагался военный госпиталь и фильтрационный лагерь НКВД. Позже эти здания передадут воинской части, которая покинет территорию только в 1987 году. Год спустя в стенах обители состоялась первая божественная литургия.

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь

По одному преданию, Андрей Первозванный установил на месте будущего монастыря каменный крест, а по другой легенде, двое иноков — Сергий и Герман — основали на Валааме монашеское братство. Первое упоминание в 1407 году считается годом основания монастыря. Уже через столетие на острове жили около 600 монахов, однако постоянные набеги шведов привели хозяйство в запустение.

После окончания Северной войны территория монастыря прирастала новыми землями и соборами.

В военное время в монастыре была организована школа боцманов и юнг, которые отправились на защиту Ленинграда. В 1950 году в монастыре был организован Дом инвалидов войны и труда.

Спустя десятилетие на святой остров приехали первые туристы, для которых был организован музей-заповедник. Из-за растущей популярности места в 1989 году было принято решение передать обитель Ленинградской епархии. 13 декабря на остров ступили шесть монахов.

Около половины пытающихся начать на Валааме монашескую жизнь покидают остров. Каждый год в Валаамский монастырь прибывают около 100 тысяч паломников, 90 тысяч из которых туристы.

На Валааме находятся мощи основателей монастыря святых Сергия и Германа Валаамских, чудотворная икона Божией матери «Валаамская», исцеляющая от болезней, и икона Святой праведной Анны, помогающая при бесплодии.

Главный самый важный монастырь

Беседа на апостольское чтение 18-й Недели по Пятидесятнице.

В апостольском чтении 18-й Недели по Пятидесятнице апостол Павел говорит о милостыне.

Эта добродетель настолько высока, что в Писании она часто употребляется как одна из характеристик нашего Господа. Например: «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш», – говорит псалмопевец (Пс. 114:5).

Эта добродетель имеет некую тайну и неисчерпаемость в себе. Можно даже так сказать: она интимна. И, наверное, лучше бы поменьше распространяться о ней, а учиться творить ее.

Да и что, собственно, тут непонятного? Можешь помочь – помогай, имеешь – поделись, просят – не откажи. Жалей, милуй, утешай. Короче говоря, иди и делай!

Но как раз тогда, когда доходит до практики, в этом простом деле вдруг возникают десятки вопросов.

Всем ли давать? А пьяному? А наркоману? Если давать, то сколько? А может, только продуктами, чтобы не пропил? Всегда ли давать? А если дома семья нуждается? А если нищий наглый – булку не берет, денег требует? А если на виду у всех – давать или лучше в другой раз, когда никто не увидит? А что такое вообще милостыня? Это только деньги? А может, и душевное тепло тоже? Сочувствие? Простить – это милостыня? Не вспоминать старого? Поступиться своими интересами ради другого? А достаточно ли одной милостыни? Ведь в Писании написано, что милостыня очищает грехи, – так может, больше ничего и не надо?

Думаю, каждый христианин задавался какими-то из этих вопросов. Не все так просто, оказывается. Само наличие таких вопросов говорит о том, что жизнь всегда сложнее закона и добродетель без рассуждения не бывает. И именно потому, что мы хотим быть практиками, а не теоретиками, мы должны понемногу говорить об этом.

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6) – так начинается сегодняшнее апостольское зачало. Интересно, что Павел употребляет слова из области земледелия: «сеет, пожнет». Как известно, сеять можно лишь в определенные времена, ведь есть пора, когда посев невозможен. Также и благотворить мы сможем не всегда. Не всегда мы будем молоды, здоровы, обеспечены. Не всегда у человека есть хорошая работа. Бывают времена, когда и мы начинаем нуждаться в помощи. Поэтому будем спешить благотворить, не откладывая на завтра. «Кто не поспешит сделать доброе дело, тот не сделает его никогда», – говорил свт. Иоанн Шанхайский.

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет». А что значит «пожнет»? В Нагорной проповеди Христос говорит о том, что милостыня наша должна быть втайне, и затем прибавляет: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4). Очевидно, что выражение «воздаст тебе явно» относится не только к будущей жизни, но и к этой. Как и в другом месте говорит Спаситель: «Нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лк. 18:29–30). Значит, пожинать плоды милостыни мы должны уже здесь, сейчас. Какие же это плоды? Неужели умножение материального имущества? Вряд ли. Это благодать, братья и сестры. Сила Божия, посылаемая на спасение всякому верующему. Дары небесные, которыми Господь воздает нам за дары земные.

Поэтому-то и отличается милостыня христианская от милостыни, творимой людьми неверующими, хотя по виду все одно и то же. Если атеист подает – это хорошо, но мы понимаем, что это естественное движение души, присущее любому нормальному человеку независимо от религиозных взглядов. Но если христианин подает, с молитвой и во имя Христово, то это совсем другое. Христианин в человеке видит образ Божий и, подавая человеку, жертвует Богу. А Бог воздает нам Своей любовью, даруя Свою благодать. Так в христианстве социальная помощь превращается в милостыню – духовную добродетель.

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7), – продолжает апостол Павел. Вот и подтверждение того, о чем мы только что сказали: поступок в христианстве оценивается не по форме, а по внутренним мотивам. Самое интересное, что их-то никто и не знает, кроме самого человека и Господа Бога. Вот я дал – а почему я дал? Доброхотно ли? Или я вынужден создавать некую форму благочестия для целей совсем недуховных? Например, скоро выборы. А мне – баллотироваться. Надо бы поблаготворить – так уж заведено. Желательно, чтоб видеокамеры были наготове. Где ближайший храм?

Поэтому апостол и говорит: «Каждый уделяй по расположению сердца». Наши мысли, сердечные расположения и дела должны быть одним целым. Эта внутренняя и внешняя цельность и образует, кстати, другую добродетель – добродетель целомудрия.

«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8). Вот и снова подтверждение сказанного нами о том, что в ответ на пожертвования материальные Бог воздает нам милостыней духовной – благодатью. А для чего? Чтобы мы «были богаты на всякое доброе дело». Мы даем людям – Бог воздает нам. Для того, чтобы мы снова творили добрые дела. Вот такой круговорот добра в природе.

Здесь скрыта и еще одна мысль. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы . были богаты на всякое доброе дело». Оказывается, никакое доброе дело невозможно без благодати! Добрые дела, совершенные без Бога, есть добродетели, смердящие страстями: гордостью, самолюбием, тщеславием. Все доброе, что есть в нас и исходит от нас – от благодати. Поэтому нельзя гордиться человеку – ему попросту нечем гордиться. У него ничего нет, если нет благодати. Он голый король.

Для утверждения своей мысли Павел прибегает к цитате из псалмов: «расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор. 9:9). Получается, что в милостыне (раздавании нищим) есть некая высшая, духовная правда. В чем же она заключается? Не в том ли, что земные ресурсы даны всем людям и наше понятие «личной собственности» достаточно условно? Возможно. А может, и в другом: через неравномерное распределение материальных средств Господь учит нас жалеть друг друга, учит отдавать. Принимая и отдавая, человек превращается в полноводную реку. Или в одно большое сердце, принимающее кровь и качающее ее на весь организм.

«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (2 Кор. 9:10), – продолжает апостол. Посеянное нами – это что? Неужели деньги? Нет, деньги лишь средство. Благотворя, мы сеем в того, кто просит, зернышки веры и любви. Веры в то, что Господь есть и не оставляет просящего. Любви к Господу, ведь Он подал рукою дающего, Он прислал помощь. И чем щедрее мы будем сеять, тем более будут возрастать эти семена веры и любви в душах наших братьев и сестер, по тем или иным обстоятельствам поставленных в тяжелые условия выживания.

А все это устроил Господь, «так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9:11). Вот цель и вершина всякой добродетели, дорогие христиане, – «благодарение Богу». Для этого мы дышим и существуем – для хвалы и благодарности Творцу.

Благодарим Господа – таков главный возглас Литургии, отражающий всю ее суть. Благодарение – таков перевод слова «Евхаристия». Благодарение – это жизнь христианина. Благодарение как возвращение Богу всего того, что Он нам дал, как высшая правда жизни мира, как основа круговорота добра в мироздании. Мы принимаем, чтобы поблагодарить и снова отдать, тем самым подвигнуть чужие уста произнести самые главные в мире слова: «Благодарю Тебя, Господи».

На этом сегодняшнее зачало оканчивается. Умолкнем и мы. Сказано достаточно. Мысль ясна. Осталось лишь одно: «Так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:28).

Старейшие монастыри России

материалы
по теме

Как негров везли в рабство

Крупнейшая геополитическая катастрофа Древнего мира

Что ты знаешь об этом культовом фильме?

1 Муромский Спасо-Преображенский монастырь

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.

2 Свято-Юрьев монастырь

Свято-Юрьев монастырь — один из древнейших монастырей России. В прошлом — духовный центр Новгородской республики, ныне — действующий мужской монастырь Русской Православной Церкви. Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень.

Монастырь был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Князь в крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.
Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор. Он был выстроен мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

В 1125 году Мстислав наследовал престол киевский. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, написанная на пергаменте от лица Мстислава и его сына Всеволода, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится в Новгородском музее.

еках монастырь стал государственным монастырем Новгородской республики. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших монастырей. После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х монастырь потерял значительную часть своих владений и пришел в запустение.

В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий, пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему также благоволила графиня Анна Орлова-Чесменская, на ее средства в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту архитектора Карла Росси.

В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова.

Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части. В эти годы здания монастыря подверглись серьезным разрушениям. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община. В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: в Георгиевском, Крестовоздвиженском, Спасском соборах и церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина.

3 Антониев монастырь

Антониев монастырь — упраздненный монастырь в Новгороде, один из центров духовной жизни Новгородской республики. Расположен на правом берегу реки Волхов к северу от центра города. Монастырь был основан в первые годы XII века (1106 год). Основателем монастыря стал преподобный Антоний Римлянин, появление в Новгороде и вся жизнь которого окутана легендами.

Житие св. Антония (составленное через несколько столетий после его смерти) рассказывает, что он родился в Риме единственным наследником богатой православной семьи. Оставшись рано сиротой, он раздал свое богатство нищим, а оставшиеся драгоценности, золотые и серебряные вещи и церковные предметы закупорил в бочку и пустил ее в море. Сам уединился на скале на берегу моря и прожил там год и три месяца в молитве. Но однажды камень, на котором он молился, оторвался и приплыл в Волхов. Так Антоний и очутился в Новгороде. Обжившись на новом месте, он попросил рыбаков закинуть сети в Волхов, и чудесным образом сеть вытащила на берег бочку с сокровищами Антония, брошенную им в море в Италии.

Существует и более правдоподобная версия появления св. Антония в Новгороде. Возможно, он был монахом одного из греческих монастырей, выходцем из Киево-Печерского монастыря, монашеская жизнь в котором была принята по греческому обычаю.

Преподобный Антоний постоил в Антониевом монастыре каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Первая Новгородская летопись отмечает закладку собора в 1117 году, а в 1119 году говорит о завершении строительства. Изначально собор был трехнефным одноглавым с круглой лестничной башней. Со временем оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Фрагменты этой первой росписи сохранились до наших дней. В 1127 строится трапезная церковь. Умер Антоний в 1147 году, завещав настоятельство своему ученику Андрею, который позднее написал первый несохранившийся текст жития святого Антония.

В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввел в монастыре общежительный устав. Вскоре начались новые строительные работы. При архимандрите Геронтии в 1533—1536 годах были построены Сретенская церковь и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. В середине XVI столетия игумен монастыря Вениамин обрел камень преподобного Антония, лежавший на берегу Волхова, и водрузил его в наружную стену собора.

В течение многих столетий Антониев монастырь был заметным духовным и культурным центром Новгородчины. В XII веке здесь трудился Кирик — первый русский математик, создатель «Учения о числах». В 1740 году стараниями архиепископа Амвросия по указу императрицы Анны Иоановны при монастыре учредили семинарию. В семинарии постепенно сформировалась фундаментальная библиотека, основу которой составляло уникальное собрание книг новгородского архиепископа Феофана Прокоповича.

После Революции в 1918 году семинария была ликвидирована, в 1919 году в ее помещениях открыли Новгородский институт народного образования, позднее педагогический техникум, педагогический, учительский институты. В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года.

Сегодня монастырские постройки входят в состав новгородского музея-заповедника, на территории располагается несколько факультетов НовГУ.

4 Новоторжский Борисоглебский монастырь

Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке, один из древнейших Российских православных монастырей, а также древнейший в Тверской области. Он основан преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имен двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей Бориса и Глеба, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще. Через несколько лет он устроил обитель еще ближе к Торжку на берегу реки Тверцы, на горе.

В 1577 году во время правления Ивана Грозного к храму были пристроены два придела, а в 1607 году, при взятии Торжка поляками собор сильно пострадал. Самая древняя, сохранившаяся до нашего времени, постройка монастыря — Введенская церковь, была построена в XVII веке на месте сожженной поляками старой деревянной. В 1717 году между настоятельскими корпусами приблизительно того же времени постройки была возведена Входо-Иерусалимская церковь. Большой урон монастырю нанес пожар 1742 года.

Во второй половине XVIII века началось возрождение монастыря. В 1785—1796 годах на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Александровича Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Ее строительство вел известный российский архитектор Яков Ананьин.

В 1925 году монастырь был распущен, а на территории монастыря была размещена тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет. После нее в монастыре разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а затем разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Руководство музея приложило немало усилий для реставрации архитектурного ансамбля, изуродованного тюрьмой. В 1993 году в монастырь вернулись верующие, разделив помещения монастыря с музеем.

5 Зверин-Покровский монастырь

Зверин-Покровский монастырь — бывший женский монастырь в Великом Новгороде. Расположен на левом берегу Волхова, недалеко от места впадения в него реки Гзень. Монастырь был построен на земле, рядом с которой произрастал Зверинец — заповедный лес, в котором охотились новгородские князья. Зверинец впервые упоминается в Новгородской летописи под 6577 (1069) годом в связи с победой новгородцев над полоцким князем Всеславом.

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о деревянной церкви Покрова в Зверином монастыре относится к 1148 году. Запись в летописи сообщает о том, что «бысть дождь с громом июня 27, в неделю, и зажьже гром церковь Святые Богородицы в Зверином монастыре».

Главная церковь в монастыре называлась Покров Святой Богородицы. Монастырский храм с ХII века был деревянным, а в 1335 году на его месте архиепископом Василием был построен каменный. В 1399 году церковь возобновили на общую, собранную новгородцами сумму при архиепископе Иоанне II. Это типичный храм конца XIV века, когда строительство в Новгороде осуществлялось с большим размахом. Древний Покровский храм — одноглавая, четырехстолпная, одноапсидная постройка. После шведского разорения храм получил новое посвящение в честь Положения ризы Богоматери.

Из древних построек в монастыре сохранилась церковь Симеона, сооруженная в 1467 году жителями всего города по случаю свирепствовавшей в то время эпидемии на месте деревянной церкви. Первый храм был поставлен годом раньше при участии архиепископа Ионы за один день по случаю мора. Церковь св. Симеона принадлежит к числу миниатюрных построек середины XV века. Особенностью храма является его двухэтажность. Первый этаж, подцерковье, использовался как служебное помещение. Собственно храм располагался на втором этаже, отличаясь особой камерностью пространства.

В XVIII веке к монастырю приписываются церкви св. Николы Чудотворца и св. Лазаря, из упраздненных Бело-Никольского мужского и Лазаревского женского монастырей.

В 1919 году Зверин монастырь был обращен в приходскую церковь, хотя сестры продолжали в нем жить. В 1920 году над приходом нависла угроза окончательного закрытия. Сестры предприняли попытку организовать в монастыре сельскохозяйственную молочную артель, но безуспешно. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен верующим только в 1989 году.

Самый древний монастырь в России

Фоторепортаж

Самый древний монастырь в России

Первое упоминание о самом городе Муроме в «Повести временных лет» относится к 862 году, а о Спасо-Преображенском монастыре – к 1096 году. Однако есть все основания полагать, что он был заложен еще раньше, во времена княжения благоверного князя страстотерпца Глеба.

Получив в удел от своего отца великого князя Владимира Красное солнышко Муром, юный князь Глеб Владимирович, приехал сюда не просто княжить, а с целью обратить местное население в православную веру. Он не встретил радушного приема у муромлян и был вынужден поселиться за пределами города. Глеб Муромский построил свою резиденцию на берегу реки Ушня в двенадцати верстах от города, а на высоком берегу Оки устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, и затем – монашескую обитель.

В 1015 году Глеб и его брат Борис были вероломно убиты, а на Руси началась эпоха кровавых междуусобиц. Но и в такое тяжелое время Спасо-Преображенский монастырь продолжал оставаться центром православия на муромской земле.

Благодарность Ивана Грозного

Новое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре относится уже к эпохе Ивана Грозного. В 1552 году царь предпринял третью попытку захватить Казань. Муром стал боевым лагерем великого князя: на берегу Оки раскинулись воинские шатры, здесь готовились плоты и струги для переправы. Молясь о даровании победы практически под стенами Спасо-Преображенского монастыря, царь дал обет: в случае взятия Казани построить в Муроме новые храмы.

Иван Грозный сдержал свое слово: вскоре после похода на Казань в Муроме началось каменное строительство, и вскоре город украсили четыре новых каменных храма. Тогда же был отстроен и новый собор в Спасо-Преображенском монастыре. Государь не забывал обитель на протяжении всего своего правления, делал немалые денежные вклады, подарил церковную утварь, облачения, книги.

Икона Божией матери «Скоропослушница» – спасительница обители

В последующие годы на долю Спасо-Преображенского монастыря выпало немало испытаний. Он был разграблен в годы Смуты, пострадал от церковных преобразований Петра I и от проводимой Екатериной II политики секуляризации монастырских земель. Спасский собор даже пришлось закрыть по причине ветхости: в нем было опасно служить, поскольку в любой момент могли обрушиться стены. Литургия в обители не могла совершаться из-за отсутствия хлеба и вина.

Но даже обедневший монастырь не утратил своего значения и продолжал славиться своей библиотекой с уникальным собранием древних памятников письменности.

А в 1878 году произошло настоящее чудо, с которого началось возрождение обители. Настоятель архимандрит Антоний (Ильенов) привез со Святой горы Афон чудотворную икону Божией матери «Скоропослушница», которая стала главной святыней обители. Многие отмечают, что лик Богородицы меняется в зависимости от событий дня – на праздники она радостна и улыбается, а когда происходят трагические события – темнеет и печалится.

Икона Божией матери «Скоропослушница» спасла монастырь от разорения: с ее появлением вдруг стали поступать деньги и пожертвования. На эти средства были восстановлены храм и настоятельский корпус, построен братский корпус, отреставрированы стены.

«Страшный» XX век

Останки, найденные на территории уничтоженного в советское время монастырского кладбища

В 1918 году в монастыре вспыхнул антибольшевисткий мятеж, в результате братию обвинили в поддержке белого движения, а монастырь закрыли и отдали под руководство военного ведомства. Часть имущества была передана Муромскому музею, а сам монастырь в 1930-х годах заняла воинская часть. В братских корпусах были устроены казармы для солдат, в Спасо-Преображенском соборе – спортивный зал. Некрополь, который находился за апсидами Покровского храма и Спасского собора, был разрушен, а на его месте был устроен плац. Солдаты маршировали по сути по костям захороненных здесь людей…

Часовня, где находится костница

После возвращения Спасо-Преображенского монастыря церкви плац был разобран, и на месте бывшего кладбища было обнаружено огромное количество останков из поруганных захорошенений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница. На ее стене выбита надпись: «Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы».

Новое возрождение Спасо-Преображенского монастыря

В 1995 году Спасо-Преображенская обитель была возвращена Церкви. Большую роль в спасении и возрождении монастыря сыграл академик Дмитрий Лихачев, обратившийся с ходатайством о возрождении обители к патриарху Алексию II. Ее наместником был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…».

На помощь вновь пришла икона Божией Матери «Скоропослушница», которая на протяжении почти 80 лет хранилась в запасниках муромского музея и наконец вернулась в монастырь. Восстановление пошло быстрыми темпами: в обители собралась братия, нашлись благотворители и опытные помощники.

Подсобное хозяйство монастыря

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – один из самых красивейших монастырей Мурома. В настоящее время на территории монастыря расположены два больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус.

Достопримечательности обители

Икона Божией Матери «Скоропослушница», которая сыграла такую важную роль в истории Спасо-Преображенской обители, сейчас находится в Покровской церкви монастыря. Здесь же установлен мироточивый крест с частицей Животворящего Креста Господня. Рядом находится икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы, икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских Чудотворцев.

В нижнем храме Покровской церкви находится рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца, легендарного защитника Русской земли родом из Мурома. В конце он был пострижен в монахи в Киево-Печерском монастыре и прославлен в лике святых в 1643 году. Раку украшает скульптурный образ богатыря, который был воссоздан по нетленным мощам святого известным скульптором Сергеем Никитиным.

В 2005 году на берегу Оки была построена церковь Сергия Радонежского, особенностью которой являются колокола-била, отлитые по старинным «рецептам». Звонить в эти колокола могут все желающие, поэтому во время прогулки по монастырю в любое время можно услышать колокольный звон.

Своего рода достопримечательностью является и работающая в монастыре пекарня. Испеченный здесь хлеб пользуется повышенным спросом у местных жителей и гостей города. На территории обители пекут и калачи, символ Мурома, а монастырские просфоры расходятся по всем храмам муромской епархии.

Как добраться:

Адрес Спасо-Преображенского монастыря: город Муром, улица Лакина, дом 1.

Доехать до обители из Москвы можно поездом с Казанского вокзала до города Муром. В Муроме удобнее всего взять такси – доехать до монастыря можно всего за сто рублей.

Можно добраться до обители и на автомобиле – по Горьковскому шоссе до Мурома.

10 старейших монастырей России

Несмотря на то, что в XX веке после революции в нашей стране царил атеизм, и в это непростое время находились люди, которые никогда не отрекались от веры. Тысячи монастырей и церквей были разрушены, но некоторые из них устояли. И в эти святые, намоленные места сейчас приходят миллионы паломников, чтобы почувствовать благодать и исцелиться от тяжелых недугов.

10. Богородице-Рождественский мужской монастырь


Он находится во Владимире. Монастырь заложили в 1191 году, по приказу великого князя Всеволода Юрьевича. Во время правления Александра Невского и еще более 100 лет после его смерти это был одним из самых влиятельных монастырей на Руси.

Именно здесь был похоронен Александр Невский в 1263 году, и его мощи хранились в этом монастыре, пока их не перевезли в Санкт-Петербург.

После 1917 года в этом здании размещалось ВЧК, а в 1930 году монастырь решили снести. В этом же году уничтожили собор и колокольню, а на этой территории построили следственные изоляторы. В них держали представителей духовенства, некоторых из которых приговорили к расстрелу.

Все храмовые постройки были разрушены, за исключением Христорождественского храма. С 1993 года началось возрождение монастыря: реконструировали сохранившийся храм, начали строить собор. Сейчас это действующий монастырь, у которого есть свои святыни.

9. Псково-Печерский мужской монастырь


Это один из самых крупных монастырей в России. Он находился на территории Эстонии. Из-за чего смог устоять в сложный послереволюционный период и ни разу не закрывался. Но его прихожане все равно подвергались дискриминации. Годом его основания считается 1473, когда освятили пещерную церковь Успения Божией Матери. Здесь когда-то подвизался знаменитый архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Именно о пребывании в стенах этого монастыря была написана книга «Несвятые святые» епископом Тихоном (Шевкуновым), которая стала одной из самых читаемых среди верующих людей.

8. Благовещенский мужской монастырь


У берегов Оки, в Нижнем Новгороде, стоит этот монастырь с 1221 года. У него была несчастливая судьба. В 1229 году князь Пургас его разорил, убив всех иноков. Только через 100 лет его удалось возродить, но в 1369 году монастырь пострадал от обвала снега. Опять разрушились многие здания, умерли люди.

Его смог возродить митрополит Алексий. Он отправился в Золотую Орду, и пообещал, что если его визит закончится хорошо, заново его отстроить. Митрополит вылечил супругу хана, и тот отказался от набега. В 1370 году он смог исполнить свой обет. До революции здесь хранился список Корсунской иконы Божией Матери, который смог уцелеть при 3 пожарах. Но потом монастырь закрыли, список исчез. После здесь расположился планетарий. В 90-ых началось его возрождение.

7. Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь


Он находится на Соловецких островах, раскинувшихся в Белом море. Начиная с XVI века он служил тюрьмой, в которой побывало более 500 человек. После 1883 года, когда тюрьму закрыли, в монастырь по-прежнему ссылали некоторых представителей церкви, провинившихся в чем-то.

В 1920 году монастырь ликвидировали, там появилась Соловецкая тюрьма, куда сажали интеллигенцию, офицеров белой армии и духовенство. В 1967 году здесь появился музей-заповедник, а в 2007 году его вывезли с территории монастыря.

6. Ризоположенский женский монастырь


В Суздале стоит этот монастырь, основанный в 1207 году. Он прославился благодаря святой Евфросинии. В миру она была княжной Феодулией Черниговской, которая приняла в этом монастыре постриг, а потом стала его настоятельницей. Она совершила множество чудес при жизни, а также 2 посмертных чуда, о которых написал инок Григорий.

В 1923 году, монастырь закрыли, его колокола отправили на переплавку, а в зданиях расположились охранники политизолятора. Только в 1999 году его вернули церкви и он возродился.

5. Кирилло-Белозерский мужской монастырь


Другое его название – Кириллов монастырь. Он раскинулся у Сиверского озера в Кириллове. Расцвет монастыря пришелся на 15-17 века, когда он был самым крупным и богатым в России. Его устав отличался особой строгостью. Он был одним из российских книжных центров.

Считается, что здесь царская чета вымолила наследника, который позже стал Иваном Грозным. После революции монастырь разорили, его настоятеля расстреляли. Все вывезли, а также забрали монастырскую библиотеку. Его могли бы разрушить и снести, если бы в 1924 году здесь не открылся музей-заповедник. До сих пор верующие пытаются возродить монастырскую жизнь в его стенах.

4. Введенская Оптина пустынь


Эта одна из самых старинных обителей расположилась рядом с городом Козельском. Согласно легенде ее основал раскаявшийся разбойник по имени Опта.

В 1821 году здесь появился скит, в нем поселились пустынники. К ним тянулись люди со всей России, пытаясь получить ответы на свои вопросы и исцеление. После гибели сына Ф.М. Достоевский пробыл в скиту 3 дня.

Монастырь прославился Оптинскими старцами, которые стали утешителями народа. После революции Оптина пустынь закрыли, здесь размещался и дом отдыха, и концлагерь, и госпиталь. В 1987 году ее вернули церкви.

3. Свято-Юрьев мужской монастырь


У реки Волхов, на окраине Великого Новгорода расположился Юрьев монастырь. Его основали в 1030 году, когда –то считался духовным центром всей Новгородской земли. После октябрьского переворота все ценности из монастыря вывезли, а после 1932 года в нем расположился инвалидный дом. Позже здесь жили люди, были размещены почта и другие учереждения. Лишь в 90-ые годы началось его возрождение.

2. Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь


Он расположился на острове Ладожского озера, со всех сторон окружен водой. Считается одним из самых красивых монастырей. Его называют Северным Афоном. На него не раз нападали и разоряли, но монахи никогда не брали в руки оружие и не защищались, предпочитая умереть.

Расцвет монастыря пришелся на XIX век. После революции он остался на территории Финляндии, благодаря чему смог устоять, но подвергался дискриминации со стороны финских властей. До 1940 года Валаам принадлежал Финляндии, но потом вновь отошел к России после русско-финской войны. Сейчас к нему стекаются паломники, которых привлекает не только история обители, но и красивейшие пейзажи.

1. Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь


Он находится на берегу Оки, в Муроме. Ему покровительствовал Иван Грозный, по его приказу был выстроен основной собор, и подарены ему обширные вотчины. После революции его настоятеля обвинили в участии в восстании и монастырь закрыли. Он работал как храм, а в 20-ые годы был отдан музею, позже – НКВД. Возрождать обитель стали в 1990-ые годы.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Вязание — крючок (774)
  • Береты-шапочки-сумки (19)
  • Детское (53)
  • Жилеты (13)
  • Журналы (21)
  • Костюмы (19)
  • От топа до туники (278)
  • Платья (117)
  • Пледы-коврики-салфетки (23)
  • Тапочки и пинетки (8)
  • Теплое (10)
  • Узоры+Уроки (117)
  • Юбки (67)
  • СВАДЬБА (10)
  • Вязание — спицы (627)
  • Дача-сад-огород (52)
  • ЕГИПЕТ (7)
  • Куклы и игрушки (316)
  • Куклы-обереги (5)
  • Кулинария (73)
  • Мои работы (1)
  • Рукоделие (394)
  • Бисер (12)
  • Валяние (19)
  • Вышивка (78)
  • Детям (61)
  • Журналы (112)
  • Органайзеры (12)
  • Поделки & для подарков (62)
  • Украшения (24)
  • Шитье (42)
  • Сборник (123)
  • Душевное (20)
  • Ностальгия (4)
  • Полезное (82)
  • Православие (25)
  • Скрапбукинг (29)
  • Туризм (54)
  • Фильмы, видео и аудио (20)
  • Фитнесс (3)
  • Фото и все для него (5)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

7 монастырей России, которые должен посетить каждый

Воскресенье, 05 Октября 2014 г. 20:32 + в цитатник

7 мест силы, которые должен посетить каждый

Есть на земле места, после посещения которых, говорят, что человек заряжается положительной энергией и начинает оптимистично смотреть на мир. Или наоборот — узнает о мире и о себе — много нового. К таким местам не зарастают тропы паломников со всего мира.

Воскресенский собор Новоиерусалимский монастырь

Интересный нашла я сайт — Советы по бюджетным путешествиям!
Там и новости, и путевые заметки, и советы от Low Cost эксперт (так называется этот сайт), и эконом-маршруты, и информация об авиакомпаниях, и о сайтах онлайн-трекингов самолётов, благодаря которым можно отследить полеты в реальном времени. Лично для меня, это очень важное удобство, позволяющее отследить полеты в реальном времени. Знать, где именно находится интересующий нас самолёт — очень удобно, особенно, в отсутствии мобильной связи. Впрочем, подробно об этом можете почитать в статье на самом сайте.

Итак, 7 мест силы, которые должен посетить, хотя бы, каждый русский.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Свято-Введенская Оптина пустынь — один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой. Что ищут паломники в Оптиной пустыне? На языке верующих — это называется благодать, то есть особое состояние души, которое словами не выразишь.

Дивеево называется Четвертым Уделом Божией Матери на земле. Главная святыня Дивеевской обители — мощи преподобного Серафима Саровского. Святой Старец незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая ожестевшие души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли. Паломники приезжают за святой водой из 4 источников, поклониться мощам и пройти вдоль святой канавки, которую, по преданию, не сможет пересечь антихрист.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Этот монастырь по праву считается духовным центром России. История обители неразрывно связана с судьбой страны – здесь Дмитрий Донской получил благословление на Куликовскую битву, местные монахи вместе с войсками в течение двух лет оборонялись от польско-литовских интервентом, тут принимал присягу бояр будущий царь Петр I. По сей день паломники со всего православного мира приезжают сюда, чтобы помолиться и ощутить благодать этого места.

Маленький городок, затерянный среди озер Вологодской области, на протяжении веков является местом сосредоточении духовной жизни всего Русского Севера. Тут, на берегу озера, находится Кирилло-Белозерская обитель – город в городе, самый большой монастырь в Европе. Гигантская крепость не раз выдерживала осаду неприятеля – на ее трехэтажных стенах спокойно могут разъехаться две машины. Постриг здесь принимали богатейшие люди своего времени, а в казематах содержались государевы преступники. Сам Иван Грозный благоволил обители и вкладывал в нее немалые средства. Здесь ощущается странная энергетика, дающая умиротворение. По соседству находятся еще две жемчужины Севера – Ферапонтов и Горицкий монастыри. Первый знаменит своими древними соборами и фресками Дионисия, а второй — монахинями из знатных родов. Те, кто побывал в окрестностях Кириллова хоть раз – возвращаются сюда.

Почти мифическое место на карте России — Соловецкий архипелаг находится посреди холодного Белого моря. Еще в языческие времена острова были усыпаны капищами, а древние саамы считали это место святым. Уже в XV веке тут возник монастырь, который вскоре стал крупный духовным и общественным центром. Паломничество в Соловецкий монастырь всегда было большим подвигом, на который осмеливались лишь немногие. Благодаря этому, вплоть до начала XX века монахам удавалось сохранить здесь особую атмосферу, которая, как ни странно не улетучилась за годы лихолетья. Сегодня сюда приезжают не только богомольцы, но и ученые, исследователи, историки.

Когда-то здесь была одна из главных уральских крепостей, от которой осталось несколько зданий (местный Кремль – самый маленький в стране). Однако этот небольшой городок прославился не славной историей, а большим сосредоточением православных храмов и монастырей. В XIX веке Верхотурье был центром паломничества. В 1913-м году тут был построен третий по величине собор Российской империи – Крестовоздвиженский. Недалеко от города, в селе Меркушино жил чудотворец Симеон Верхотурский – покровитель Урала. Помолиться у мощей святого приезжают люди со всей страны – считается, что они излечивают болезни. В наш список Верхотурье попало, как уникальное намоленное место, о котором знают, к сожалению, немногие.

Валаам — довольно крупный для пресных вод, скалистый и покрытый лесами архипелаг в северной части Ладожского озера, территорию которого занимает одна из двух существовавших в России «монашеская республика». Постоянное население архипелага — несколько сотен человек, в основном это монахи, рыбаки и лесничие. Кроме того, на островах есть воинская часть и метеостанция.

Топ-10 красивейших православных монастырей мира (часть первая)

Монастыри всегда были оплотами Православия, бастионами духовности. С постройки монастыря часто начинали существование города, в древности них велись летописи и […]

Монастыри всегда были оплотами Православия, бастионами духовности. С постройки монастыря часто начинали существование города, в древности них велись летописи и развивались науки.

Православные монахи поддерживали голодающих в годы недорода, ухаживали за больными и, самое главное, всегда выступали на передовой духовной борьбы – молились Богу за весь мир, за каждого из нас.

Монастыри строились веками. В итоге, в них возникали неповторимые по красоте и сочетанию стилей архитектурные ансамбли, многие из которых входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, так как их красота поражает даже иностранцев.

Представляем вниманию читателей первую пятёрку из 10-ти самых красивых монашеских обителей, которые без преувеличения можно назвать жемчужинами Православного мира:

1. Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра — колыбель Русской Православной Церкви. Этот монастырь расположен на площади в 22 гектара, на берегу реки Днепр, в Киеве. Это была первая монашеская обитель на Руси, основание которой, согласно Повести временных лет, положил будущий Киевский митрополит Иларион, автор “Слова о законе и благодати”.

Позже его пещера на берегу Днепра была занята и расширена преподобным Антонием в 1051 году. Первые наземные постройки над пещерным монастырём появились при преемнике и ученике преподобного Антония – преподобном Феодосии.

Лавра считается одним из ведущих центров Православия в Восточной Европе. Она включает множество архитектурных памятников: комплексы Ближних и Дальних подземных пещер, келий и часовен, стен, церквей и колоколен.

2. Рильский монастырь (Болгария)

Рильский монастырь расположен в Кюстендилской области Болгарии, недалеко от деревни Пастра примерно в 120 км к югу от столицы страны и занимает территорию в 8 800 м².

Ставропигиальный мужской монастырь был основан в X веке преподобным Иоанном Рыльским, в верхнем течении реки Рила и считается крупнейшим в Болгарии.

Обитель является одним из самых важных культурных памятников Болгарии, символом болгарского сопротивления против турецкой оккупации, а также национального возрождения в XVIII и XIX веках. Современная форма монастыря датируется ХIХ веком.

В монастыре хранятся мощи Иоанна Рыльского и чудотворная икона Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») с тридцатью двумя четырёхугольными перегородками с мощами святых, одна из трех самых чтимых икон в Болгарской Православной Церкви.

Самыми красивыми постройками в монастыре являются: церковь Кафоликон, библиотека и музей обители.

3. Серафимо-Дивеевская обитель

Женский монастырь во имя Святой Троицы был основан во второй половине XVIII века бывшей рязанской помещицей Агафьей Семёновной Мельгуновой, прославленной в лике святых как преподобная Александра Дивеевская.

Дивеевская обитель в Нижегородской области созидалась при активной помощи одного из самых почитаемых русских святых преподобного Серафима Саровского.

Монастырь знаменит заложенной преподобным Канавкой Пресвятой Богородицы, трёхярусной колокольней и двумя прекраснейшими соборами: Благовещенским, Свято-Троицким, в котором хранятся мощи преподобного Серафима и икона Богородицы “Умиление” и златоверхим Спасо-Преображенским.

«Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» – говорил преподобный Серафим, утверждавший, что Дивеево находится под особым покровительством Богородицы.

4. Троице-Сергиева лавра

Если Киево-Печеркий монастырь послужил становлению Православия на Руси, то Троице-Сергиева лавра стала форпостом его возрождения в XIV столетии, после ужасного разорения страны монгольскими ордами.

Основал обитель на реке Кончуре в Радонежском бору недалеко от Москвы преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Позже вокруг вырос монастыря целый город, названный Сергиевым Посадом. Здешний мужской монастырь является крупнейшим в Русской Православной Церкви.

С 1688 года монастырь является ставропигиальным. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры .

Монастырь окружают величественные стены с несколькими надвратными церквями. В стенах и корпусах обители расположена Московская православная духовная академия и семинария. Но главными жемчужинами архитектурного ансамбля несомненно являются: Успенский собор, многоярусная монастырская колокольня и Свято-Троицкий собор, где хранятся мощи преподобных Сергия и Никона Радонежских.

5. Монастырский комплекс Метеоры (Греция)

Метеоры — это даже не один монастырь, а комплекс монастырей, расположенный на севере Греции, близ городка Кастраки и в 21 километре к северо-западу от города Трикала, в крайне живописном месте. Название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе».

Братские корпуса и храмы выстроены на вершинах высоких неприступных скал Фессалии, известных как геологический феномен. Скалы образованный более 60 000 000 лет назад достигают в высоту 400 метров. Когда-то на их вершинах находилось более 20 монастырей, большая часть которых были построены в XIV веке, а основание самых первых относят к X-му.

В XV веке монастыри пришли в упадок в связи с падением и окончательным распадом Византийской империи, но и на сегодняшний день здесь сохранилось 6 действующих монастырей — 4 мужских и 2 женских: «Преображенский», «Русану или Арсану», «Святого Варлаама», «Святого Николая Анапавсаса», «Святого Стефана» и «Святой Троицы».

До 20-х годов XX века, когда к монастырям были проложены дороги и сделаны каменные ступени для подъёма, монахи и посетители могли попасть в монастыри только по навесным деревянным лестницам, либо с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках, подъём в которых занимал более получаса.

Ссылка на основную публикацию