Джвари монастырь святого креста

Храм Джвари — памятник древней истории Грузии

Сегодня Джвари — один из самых значимых и знаменитых монастырей в Грузии. Он возвышается над древней Мцхетой. Вид на слияние рек Арагви и Куры захватывает дух. Это про Джвари писал Лермонтов в своей повести:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

История монастыря

История одного из древнейших храмов Грузии связана со святой равноапостольной Нино Каппадокийской.

Строили храм с 590 по 605 года нашей эры, о чем написано на фасаде. В это время Грузия (Иберия) была хоть и христианской, но не православной, а монофизитской страной, поэтому форма храма – тетраконх (крест, вписанный в квадрат) – необычна.

Вход в монастырь

В 6-8 веке княжества, вошедшие позже в состав Грузинского царства, придерживались течения монофизитства, которое уже в пятом веке, на Константинопольском соборе осудили как еретическое. Поэтому большинство грузинских храмов, построенных до перехода в православие, строили в форме базилик.

Неизвестно, кто именно строил здания. Тем не менее, в монофизитской стране построили типично православный храм.

В конце седьмого века арабское вторжение завершилось образованием Тбилисского халифата и судьба храма в период мирного сосуществования христианских княжеств и исламского правительства неизвестна. Возможно, храм превратили в мечеть или забросили.

Фасад с узким окном

В середине 9 века правитель Тбилисского эмирата Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб (грузины звали его Сохак) перешел в христианство, отказался платить дань Персии и попытался обеспечить независимость эмирата.

В 853 году армию Сохака разбили, а Тбилиси (Тифлис) сожгли. Эта же участь постигла монастырь Джвари. Персы сожгли храм и увезли с собой деревянный крест. Но, по преданию, сами же вернули, ибо «обуял их недуг живота и порешили они, что пострадали от креста».

В разрушенном храме продолжали жить монахи. Но малое число не позволяло им не только восстановить разрушенные персами здания, но даже поддерживать то, что осталось и проводить службы. Тем не менее, внутри и снаружи храма сохранились отдельные элементы украшений.

Почему храм построен на горе

Храм построили на высокой горе, поэтому его видно из города Мцхета, расположенного неподалеку. Такой выбор места для храма необычен для Грузии. Существует предположение, что храм поставили на месте одного из крестов, которые установила святая Нина Каппадокийская.

По одной из легенд, иберийский царь Миран III видел видение – четыре падающие звезды. И святая равноапостольная Нина отправилась к местам падения звезд, чтобы установить там кресты из виноградной лозы, связанные ее волосами. На месте одного из крестов и построили монастырь Джвари.

Крест внутри храма

Существует традиция, по которой человек должен «послужить Богу», преодолеть трудности на пути к храму. Возможно, эта традиция появилась после строительства монастыря Джвари.

Как попасть в монастырь

Чтобы попасть в монастырь, необходимо приехать в город Мцхета (20 километров на север от Тбилиси). Дешевле всего приехать на маршрутном такси из Тбилиси. У входа в историческую часть Мцхеты стоят таксисты. Они скорее всего согласятся поднять вас к монастырю. Стоит эта услуга 15-20 лари. Торгуйтесь ?

Приехав в город, вы увидите монастырь Джвари, расположенный на одной из гор. К монастырю подходит хорошая асфальтированная дорога.

Монастырь Джвари – свидетель драматических событий в Иберии, предшественницы Грузии. В монастыре вы увидите следы персидских вторжений и результаты борьбы за независимость.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Монастырь Джвари

Все туристические маршруты Грузии ведут в Мцхету – древнюю столицу . Все в этом городе связано с христианизацией Картли и драгоценными культовыми артефактами: хитоном Иисуса и крестом Святой Нино. Недалеко от Мцхеты, на горе стоит монастырь Джвари (Крест), который с удовольствием посещают туристы. Этот монастырь возведен так, что виден с любого места Мцхеты.

История Джвари

Испокон веков, еще с языческих времен, возвышенности, будь-то гора или холм, использовались жрецами. На них строились языческие капища, куда приносили жертвы. Традиция строительства храмов на возвышенностях перешла и в христианство. Место, где сейчас расположен монастырь Джвари, и в дохристианский период использовалось для языческих ритуалов.

История монастыря непосредственно связана со Святой Нино – якобы, дальней родственницей Георгия Победоносца. Она была «крестительницей» Грузии. Равноапостольная Нино, будучи монахиней бежала вместе с 38 послушницами и настоятельницей Репсиме в Армению от гонений Диоклетиана. В Армении настоятельницу Репсиме и послушниц казнили, а Нино удалось чудом спастись.

Из виноградной лозы и своих волос, она сделала посох в виде креста и двинулась в путь, на север. Сейчас этот крест является святыней Грузии и хранится в Тбилисском храме Сиони. Через грузинский регион Самцхе-Джавахети , Нино дошла до бывшей столицы Грузии Мцхеты, где проповедовала христианство и жила под ежевичным кустом, рядом с которым возведен храм «Самтавро».

Крещение грузинского монаршеского семейства: царя Мириана и царицы Наны, ознаменовалось установкой трех поклонных крестов:

  1. На вершине Тхоти;
  2. В, теперь уже разрушенной, крепости Уджарма;
  3. На месте капища у Мцхеты.

С проповедями просветительница дошла до Кахетии , где и провела последние дни своей жизни. Она умерла в местечке, где сейчас находится действующий монастырь Бодбе, там же она и похоронена. Царь Мириан, хотел перевезти ее останки в Мцхету, но ему не удалось это сделать. Запряженные быки не смогли сдвинуть с места, телегу с телом миссионерки. Монастырь Бодбе также является местом, часто посещаемым туристами. Он находится в двух километрах от Сигнахи .

Через два века, после установления поклонного креста на месте языческой святыни Армазиу Мцхеты, построят «Малый храм», руины которого можно увидеть и сейчас. Большой храм в виде тетраконха возведен позже, в первой половине VII века. Его специально строили с таким расчетом, чтоб крест, установленный святой миссионеркой Нино, был в центре сооружения.

Во время очередного нашествия иноземцы сожгли Джвари и вынесли оттуда, хранившийся там поклонный крест. Средневековый историк Леонтий Мровели в своей «Хронике…» упоминает об этом случае. Он пишет, что захватчиков, которые забрали с собой крест, охватил тяжелый недуг, они вернули святыню назад и водрузили на прежнее место. Крест, который сейчас стоит на постаменте, установлен в последние годы и не имеет ничего общего с первым поклонным крестом, следы которого утеряны.

Более никаких значительных событий вокруг храма не происходило, пока Лермонтов не описал в «Мцыри» некий монастырь у слияния Арагви и Куры. Появилась версия о том, что русский поэт описывал именно Джвари.

Из-за удобного стратегического расположения территорию вокруг монастыря российские войска долгое время использовали в качестве военного объекта. Следы, оставленные вандалами, до сих пор можно видеть на стенах храма.

Архитектура монастыря и храма

От монастыря сейчас почти ничего не осталось. Лет 200 назад также были лишь «столбы обрушенных ворот» – как писал поэт. Джвари считается одним из древнейших христианских храмов, хотя и неоднократно реставрировался и перестраивался.

Архитектура храма тетраконх – без сомнения свидетельствует о византийском влиянии того времени. Начало строительства храма датируется концом VI века, приблизительно 590 г. Закончено было строительство в начале VII века, приблизительно 604 г. В то время грузинские храмы, как правило, представляли собой базилики без куполов.

Храм Джвари является одним из нескольких церквей в виде тетраконхов, построенных в Грузии и Армении того времени, среди них:

  • Дзвели Гавази — первый купольный храм;
  • Собор в Ниноцминда;
  • Храм в Чкондидском монастыре;
  • Храм в Старой Шуамта;
  • Атенский Сион и пр.

Почти точной копией Джвари, является храм святой Репсиме в Вагаршапате (Эчмиадзин). Византийское влияние на строительство Джвари доказывает и плоский купол храма. Его внутренне убранство представляет собой квадрат, с вписанным крестом. Купол в виде сферы опирается на восьмиугольник стен.

Все в храме строго и аскетично, сохранились некоторые фрагменты украшений в виде узоров или барельефов. Фрески в грузинских храмах появились позже, в Джвари сохранились лишь фрагменты мозаики, некогда украшавшие его стены. Такое оформление, не свойственно грузинской храмовой архитектуре.

Вокруг церкви также видны руины монастырских стен и башен. Туристов впечатляет и удивляет гармония слияния храма с внешней средой, горой, на которой он стоит. Невозможно не оценить высокое качество, которым проведены работы по обработке и укладке камня.

Тех туристов, которые интересуются древней храмовой архитектурой, удивит наличие тромпов. Тромпами называют арки, служащие опорной конструкцией угловых куполов. Аналогичные архитектурные решения свойственны византийским храмам в Грузии они больше не встречаются.

Современный Джвари

Джвари расположен на вершине горы, с которой открывается чудный пейзаж на древнюю столицу Мцхету и место слияния рек Куры и Арагви. Из-за этого экскурсоводы считают, что в поэме «Мцыри» описывается именно этот монастырь.

Это мнение может быть неверным, так как в XIX веке эти две реки соединялись в другом месте, рядом с кафедральным собором Светицховели. В начале ХХ века, когда строилась ЗАГЭС, русла рек были направлены в нужную сторону и ландшафт местности был изменен до неузнаваемости. Вполне возможно, что Лермонтов имел в виду не Джвари, а Светицховели, тем более, в поэме имеется упоминание о надгробном камне царя Ираклия II. Усыпальница грузинских царей находится в Светицховели.

Со смотровой площадки Джвари открывается отличный вид на Мцхету и речную долину.

Как добраться до монастыря Джвари

Посетить храм рейсовым транспортным средством не удастся, так как к нему ни автобусы, ни маршрутки не ездят. Есть несколько способов, добраться до храма:

  1. Такси от Тбилиси или Мцхета: дорого, но быстро и удобно;
  2. Общественным транспортом до подножья горы, на скоростной магистрали сойти, пешком взобраться по крутому склону на гору, раньше только так и шли к храму, где-то на середине впути встречается чудотворный ключ, вода которого положительно влияет на организм супругов, желающих иметь детей.
  3. На автобусе №11 от центрального стадиона города Тбилиси можно доехать до ЗАГЭС, оттуда по дороге до храма 5 км, если пойти напрямую, через поля – 2 км.
  4. Экскурсией. Например, недорогой групповой экскурсией в Мцхету.

Из тетраконхов, которые были возведены в Грузии, лучше всего сохранился Джвари. Еще в 2004 году, храм входил в число культовых сооружений, которые находятся на грани исчезновения. Реставрационные работы, проведенные в 2007 году, исключили его из этого списка. Джвари является первым грузинским историческим памятником, внесенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ещё материалы с информацией для туристов:

Джвари монастырь святого креста

Основой здания является центральный квадрат, перекрытый сферическим куполом, опирающимся на восьмигранный широкий барабан. Купол является венцом, который подчиняет себе все остальные элементы интерьера: конхи апсид — словно отголоски полусферы купола; внутреннее пространство храма уравновешенно, спокойно, величественно; соотношение частей, пропорции гармоничны. Зодчий, имя которого, к сожалению, неизвестно, глубоко продумали целое, и детали. Глубоко продумана и система освещения: четыре окна в барабане купола, три — в алтарной, т.е. в главной апсиде, дверь и одно окно в южной апсиде, одно окно в западной и только дверной проем в северной. Боковые ниши для прохода в угловые комнаты, не имеющие самостоятельного значения, вовсе лишены окон. Таким образом, создается вполне логичная градация освещения отдельных частей в соответствии с их функцией и значением.

Внешний вид здания отражает внутреннее членение. Если в Дзвели-Гавази и Ниноцминда зодчий только пассивно повторяет то, что ему диктовали внутренние формы, то в Джвари мастер художественно решает соответствие внутренних и внешних объемов. Впервые на протяжении развития средневековой грузинской архитектуры фасад в Джвари приобретает самостоятельное значение, так как он тщательно проработан в художественном отношении.

Ядром внешнего построения также является подкупольный квадрат. Он как бы собирает вокруг себя все остальные компоненты здания: его венчает восьмигранный барабан, перекрытый широкой пологой кровлей; рукава креста, тоже с пологими кровлями, «исходят» из него; их кровли раскрываются в виде зонта и как бы вторят очертаниям купола. Рукава креста выше боковых крыльев фасадов, которые соответствуют угловым комнатам.

Глубоко продумана композиция фасадов. Разработка каждого из них соответствует их функциям и значению. Особенно интересен восточный фасад. На трехгранном выступе алтарной апсиды три окна, по одному на каждой грани, над каждым окном рельефные арочные навершия, связывающие оконные проемы. Кроме того, над тремя центральными окнами помещены рельефные изображения эрисмтаваров: Стефаноза, Деметре и Адарнасе. Выделяя важнейшую часть здания — алтарную апсиду, они вместе с окнами и надоконными навершнями связывают в единое целое весь фасад.

Внешний вид Мцхетского Джвари, так же как и внутреннее пространство, поражает зрителя художественной цельностью и гармоничностью пропорции. Облик храма строг, спокоен и производит величественное впечатление. Уровень технического исполнения очень высок. Стены облицованы прекрасно отесанными плитами песчаника. В заключение следует отметить органическую связь храма с окружающей природой. Безошибочно найдены соотношения высоты храма и горы, которую он венчает, чем достигается впечатление их неразрывного единства, они представляют как бы части единого организма.

Монастырь Джвари, Грузия: история и описание + фото

Монастырь Джвари – обязательный пункт любой экскурсии по окрестностям Мцхеты и любимый храм экскурсоводов, которые обожают цитировать Лермонтова у его ворот. У этого места масса интересных граней: ландшафт, архитектура, история и живописные пейзажи. Чтобы побывать в Мцхете и не заметить Джвари, надо сильно постараться – он стоит на холме и виден во всех окрестностях. Что, кстати, несвойственно грузинским монастырям.

Храм Джвари

История монастыря

Дословно Джвари переводится как «крест». Похоже, строители решили долго не размышлять и назвали храм в честь креста, который водрузили на этом месте царь Мириан и святая Нино в IV веке. Крест был из мироточивого кедра с добавлением кусочков Голгофского Креста. К нему стекались на поклон верующие со всех концов Иберии.

В начале VI века первый грузинский эрисмтавар Гуарам решил, что не дело это – крест есть, а храма нет. И построил на склоне горы Армази небольшую церквушку, которую сейчас прозвали Малым Джвари.

Строительство большого храма началось только в 590 году. Тогда Грузия (Иберия) была христианской страной, но исповедовала не православие, а монофизитство. Поэтому форма храма непривычна для Грузии: это крест, вписанный в квадрат (тетраконх). Из-за своей уникальности Джвари стал первым грузинским монастырем, который включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вид на Джвари из Мцхеты

Джвари сегодня

Весь монастырский комплекс не сохранился – от него остался только главный храм и развалины башен. Но монастырь выглядит вполне прилично. Пожалуй, это один из немногих грузинских храмов, который дошел до наших дней в целости и сохранности. Монастырь действующий, но монахи живут в кельях поодаль от него. Хозяйственных построек не видно, поэтому внимание сразу цепляется за сам храм.

Аскетичная красота храма поражает своими строгими линиями и идеальными пропорциями. Зальные помещения, купол – все это выверено до миллиметра. Внешние стены гладкие, нет ничего лишнего, кроме единичных рельефов на фасадах.

Координаты:41.838347, 44.733100

График работы:с 8:00 до 22:00, зимой с 09:00

Стоимость посещения: бесплатно. Если едете на машине, нужно заплатить 2 лари(0,75$) за парковку.

Правила посещения:никаких голых частей тела, женщин пускают только в юбках (возле входа можно взять бесплатные платки и юбки, если заранее не подготовились).

Что внутри?

Заходим внутрь и сразу видим каменную «тумбу», на которой возвышается крест. Для грузинских храмов решение нестандартное, но вполне объяснимое, учитывая историю Джвари. Поговаривают, что это каменное изваяние значительно старше самого храма и сохранилось еще со времен Святой Нино.

Крест современный с добавлением кусочков креста Святой Нино. Но есть ли они на самом деле, остается загадкой. История гласит, что в 960 году сарацины подожгли храм, забрали крест и ушли. После акта вандализма многие заболели. Решив, что все это из-за креста, грабители вернули его на место. Но донесли ли его до Джвари, неизвестно.

Крест внутри храма

Еще одна изюминка храма – тромпы. Так называют архитектурные композиции, в которых подкуполный квадрат постепенно переходит в восьмиугольник в куполе. От одной апсиды к другой тянется арка, а купол покоится на этой арке. Такое встречается только в очень старых храмах. В России тромп нет вообще, а в Грузии очень мало (есть, например, в храме Иоанна Крестителя при Шао-Мгвимском монастыре).

Тромп

Что снаружи?

Снаружи храм похож на большой восьмиугольный барабан, который венчает купол с крестом. К зданию привыкает 4 угловых помещения. Внешний вид древнего храма удивляет своей гармоничностью и эстетической целостностью не меньше внутреннего убранства. Он строгий и величественный. При этом так соблюдена гармония между высотой храма и горы, что они кажутся одним целым.

Любителям истории будет интересно изучать куски резьбы на стенах, остатки украшения и загадочные пристройки. В этом плане храм весьма информативный.

Барельеф на стене Джвари Узкие окна на фасаде храма Руины башни

Родник и часовня

До храма добираются по асфальтированной дороге, но она довольно современная. Раньше все ходили по тропе со стороны Джвари. Примерно в середине этой тропы есть небольшая роща и священный родник. Легенды гласят, что он появился благодаря молитвам Святой Нино, и вода в роднике необычайно полезна.

Рядом с родником построили часовню и домик смотрителя. Тут же – скамейка и столики. Но туристы сюда добираются редко, поэтому главные потребители священной воды – местные жители. Чтобы испить святой водицы, нужно всего лишь спуститься на 300 метров, а потом подняться обратно к Джвари. Говорят, она помогает бесплодным женщинам забеременеть.

Пейзажи вокруг Джвари

Местные пейзажи – еще одна изюминка этого места. Со смотровой площадки рядом с Джвари открывается великолепный вид на слияние рек Куры и Арагви на фоне Мцхеты. Это самый узнаваемый открыточный вид Грузии. Если хотите сделать красивое фото, лучше приезжайте утром: после обеда солнце будет светить прямо в объектив.

Слияние Куры и Арагви на фоне Мцхеты

С высоты видно гору Багинети и городище Армази на ее фоне. Багинети тянется на запад и превращается в Триалетский хребет. А гора Армази, на которой возвышается храм, тянется на восток и плавно перетекает в Сагурамский хребет. Эти живописные окрестности просто рай для фотографа.

Стоимость экскурсий в Джвари

Самый познавательный способ, который дает возможность осмотреть еще и окрестности. Рекомендую подбирать экскурсии вот здесь. С достопримечательностями вас знакомят местные жители, поэтому экскурс получается весьма колоритным. По желанию можно совместить изучение Джвари с конной прогулкой и старым Тбилиси, Мцхетой, Уплисцихе и другими интересными местами.

Как добраться в Джвари?

Несмотря на популярность у туристов, транспортное сообщение между Тбилиси и Джвари не особо продумано. Если не собираетесь ехать на машине, придется немало пройти пешком. Но обо всем по порядку.

Маршрут к монастырю Джвари на карте:

Не бойтесь ехать на машине – трасса хорошая, придется проехать всего 20 км на север от Тбилиси. Когда доберетесь до Мцхеты, увидите монастырь Джвари на одной из гор. К нему подходит хорошая гравийная дорога. Возле храма есть парковка.

Парковка рядом с монастырем Джвари

Такси или трансфер

Такси можно взять в Мцхете, там их куча. Маршрут Мцхета-Джвари-Мцхета обойдется в 20-30 лари (8-12$), но таксисты могут сильно задирать цену. Выгоднее немного доплатить и заранее заказать трансфер GoTrip. Водитель довезет до храма, подождет, сколько нужно, и увезет обратно. Ожидание уже входит в стоимость.

Такси можно взять в Мцхете, там их куча. Маршрут Мцхета-Джвари-Мцхета обойдется в 20-30 лари (7-11$). А если ехать из Тбилиси, то еще дороже. Кроме того таксисты могут сильно задирать цену. Выгоднее немного доплатить и заранее заказать трансфер GoTrip. Водитель довезет до храма, подождет, сколько нужно, и увезет обратно. Ожидание уже входит в стоимость.

Время в пути: 40 минут

Стоимость трансфера:

Общественный транспорт

Можно сесть на маршрутку до Мцхеты на вокзале Дидубе в Тбилиси. Не доезжая до центра города, попросить водителя высадить у указателя «Джвари». Оттуда придется идти около 5 км по объездной или вдоль трассы до тропы на гору.

Время в пути: 30 минут + минимум час на подъем в гору

График движения:каждые 15-20 минут.

Стоимость билета: 2 лари(0,75$).

Полезные ссылки:

Отзыв о Джвари

Мой вердикт – Джвари обязателен для посещения каждому, кто приехал в Грузию. Атмосфера необычного древнего храма запомнится надолго. А над всеми этими пейзажами, которые его окружают, чувствуешь себя свободным, как птица в полете.

Шикарных вам видов в Джвари и безветренной погоды!

Джвари монастырь

На вершине горы, у подножья которой сливаются две реки (Арагви и Кура), расположился древний монастырь Джвари. Находится это историческое место (наследие ЮНЕСКО) недалеко от бывшей столицы Иберии города Мцхета. Это древнейшее свидетельство об уникальной грузинской архитектуре средних веков. Воздвигнут храм был в шестом веке, предположительно в 585- 604 годах.

Свое имя грузинский храм носит не случайно. В переводе это слово обозначает «крест». В момент закладки храма его основательницей святой Нино Капподийской был воздвигнут первый Святой крест. Это значимое событие возвещало о начале принятия народом христианской веры. Спустя два столетия на этом месте был воздвигнут малый храм. Его руины до сегодняшних дней сохранились в строении большого храма. Древние летописи гласят, что до возведения храма крест был виден не только из разных уголков Мцхета, но и далеко за пределами города, являлся объектом поклонения и паломничества.

Исторические данные

Древние предания повествуют о разных чудесах, связанных с крестом. Именно поэтому, начиная с 7 века, в монастырь стремятся паломники с Кавказа, а сегодня и со всего мира. Именно это место было воспето М.Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри». Удивительные слова написал классик, вдохновленный красотой храма и места, где он находится. Описание в поэме подчеркивает, насколько поражен был поэт красотой этого края.


По сегодняшний день места восхищают посетителей, многие из которых оставляют свои отзывы в специальной книге.

«С высоты птичьего полета открывается чудесный вид на слияние двух рек и старинный Мцхет. Монастырь небольшого размера, скромный, без обилия золота. Только истинно верующий сможет оценить духовность, которая здесь присутствует. Я далека от веры, но храм стал интересен как историческое, архитектурное наследие»

Подлинный крест, на основании некоторых версий, сберегают в Троицком соборе. На его месте был установлен новый, изготовленный из кипарисовых пород деревьев. Но произошло это уже в наши дни, в 2009 году. Современный крест раз в пять выше предыдущего и, как его предшественник, является местом всемирного крестьянского паломничества.

Храм Джвари Грузия являются не только местом, повествующим о начале крестьянства. Это объект необычайной гордости. Как для Египта — пирамиды, для Франции – Эйфелева башня. Служит монастырь предметом многовековых споров среди историков Грузии и Армении. Одни считают, что храм строили армяне, другие категоричны, и заявляют о строительстве руками грузинских мастеров.

Такая спорная ситуация вполне объяснима с исторической точки зрения. Еще в начале 590-х годов Ираном в пользу Византии был передан огромный земельный участок, принадлежавший Армении. Вместе с этой землей Византийская империя получила часть западной Иберии. Это событие в истории значится как Ктесифонское соглашение (договор). Была обозначена граница, которая прошла между Мцхетой и Тбилиси. Сегодня на этом месте стоит гидростанция. Сегодняшний монастырь в Мцхете имеет некоторые фрагменты, позаимствованные у халкидонского (православного) собора.

Но суть спора не в этом. Незадолго до начала строения храма Джвари, Мцхета была подчинена католикосату Аванскому. Этот факт, хотя и не имеет достоверного подтверждения, свидетельствует о принадлежности к Византийской империи. Историки узрели доказательство в форме купола Джвари. Он имеет не пирамидальную, а плоскую или греческую форму.

Немного позже подобные храмы были возведены в Атенинском Сионе, в монастыре Чкондиди и Светицховели. В те времена между Джвари и Светицховели была натянута подвесная лестница над устрашающей пропастью. Этот путь необходимо было пройти паломникам, чтобы попасть в храм. Придание гласит, что преодолеть этот нелегкий путь могли только те, кто искренне раскаялся в содеянных грехах. На протяжении всей нелегкой дороги человек должен читать молитвы. Не всем это удавалось, многие срывались в пропасть. С каждым годом желающих становилось меньше и, в конце концов, мостик сорвался. Верующие утверждают, что произошло это от тяжести людских грехов.


Были захватнические войны. Так, в седьмом веке, храм был захвачен арабами, что повлекло образование в Джвари Тбилисского эмирата. После очередного нашествия мусульман (приб. 960г.) храм был сожжен, но крест удалось спасти накануне трагедии. После этого ничего знаменательного в истории храма не происходило, если не считать визит Лермонтова в эти места. Благодаря вышедшей поэме, интерес возродился с новой силой.

Монастырь сегодня

Современная Georgia – это развитая экономически страна с богатейшей историей. Сама Грузия и Монастырь Джвари являются местом, которые стремятся посетить миллионы туристов. Уникальная архитектура, место расположения и множество тайн делают эту достопримечательность одной из самых посещаемых. Церковь как бы продолжает величественный вид горы, на которой находится.

Сегодня – это не только историческая ценность, но и действующий монастырь. Именно благодаря служителям, послушникам удается за счет пожертвований реконструировать и поддерживать в надлежащем состоянии столь древнее и уникальное строение Джва ри. Несмотря на все усилия, все это больше похоже на развалины, но основу составляет действующая церковь святого Христа, которая имеет уникальную конструкцию и удовлетворительное состояние. Нестандартный, имеющий квадратные помещения по углам, храм.

В центре главного помещения, которое также имеет форму квадрата, имеется специальное возвышение, на котором находится крест, под огромным полусферическим куполом. Имя зодчего истории неизвестно. Но все строение продумано до мелочей. Это ощущается в благоприятной атмосфере, которая царит внутри.


За большим Поклонным крестом находится иконостас с иконами, выполненными в характерной грузинской манере иконописи. Кроме стандартного набора, там можно увидеть:

  • Св. Троица;
  • Георгий-Победоносец;
  • Богородица;
  • Св. Николай.

Внешний вид храма величествен и спокоен, как и вид самой горы, на которой он находится. Отсюда открывается великолепная панорама на две реки, на соседние горы, храмы и на старинный город Мцхета. Из города к храму паломники и туристы добираются по мцхетско – храмовой тропе. Она существует уже на протяжении нескольких веков. Подъем достаточно долгий и крутой. Поэтому на середине пути многие отдыхают в районе небольшой рощи возле родника Святой Нины, которому приписывают полезные и целебные свойства. Существует поверье, что вода из этого источника помогает тем, кто потерял возможность иметь детей.

Присутствие духа ощущает каждый, кто однажды побывал в этом месте. Достаточно почитать отзывы туристов.

«Меня поразила местность и храм, не меньше, чем самого Лермонтова! Красота, великолепие природы, вид на город, реки у подножия, это не сможет оставить равнодушным никого! Не менее интересно убранство собора. Иконы, фрески, старинные надписи! Здесь должен побывать каждый! Святость ощущается не только в храме, но и на подходе к нему, еще у источника! Описать все невозможно, необходимо прочувствовать!»

Как добраться

Уникальная страна с обилием достопримечательностей, монастырь Джвари Мцхета Грузия — это места, которые необходимо посетить. Основные туристические ветви ведут к этой святыни из Тбилиси по трассе А-1 в западном направлении. Если ехать поездом, то там, в Тбилиси, на вокзале каждого туриста ждут сотни таксистов, готовых домчать к любой интересной достопримечательности и поведать монастырский секрет в пути. Стоимость поездки обойдется в 13 $ летом и 8 $ зимой.

В столице Грузии на автовокзале, в аэропорту, на ж/д вокзале действует услуга аренды авто. Поэтому можно выбрать любой автомобиль и по Военно-грузинской дороге добраться до интересного исторического места. Или же воспользоваться услугами пригородной электрички. Но от станции только до города около 2-х километров пути вдоль берега. От центра города до монастыря – 10 км, помощь оказывают таксисты и маршрутки.

Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)

Монастырь Джвари известен каждому культурному человеку, по крайней мере, родившемуся и прожившему первые полтора десятилетия своей жизни в России. Потому что каждый русский человек, хотя бы закончивший среднюю школу, слышал эти строки:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

Культурному человеку, на самом деле, должны быть знакомы и следующие строки поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Но когда оказываешься возле Джвари, невольно начинаешь шептать именно самое начало.

***
Мужской монастырь Джвари стоит на горе Армази недалеко от старой грузинской столицы Мцхеты. А под горой, действительно, шумят, сливаясь зелеными струями, реки Арагва и Кура.

Строительство на горе для Грузии традиционно: считается, что люди должны потрудиться ради Господа и подняться к храму пешком — этот обычай сохраняется и по сей день. Но у этого места есть и своя история. По преданию, святая равноапостольная Нино, идя по Грузии с проповедью, поставила здесь крест. «Джвари» и переводится как «крест».

***
Еще в 545 году здесь был построен маленький храм, но от него остались только руины. Нынешняя церковь воздвигнута через полвека, и архитекторы приложили немало усилий, чтобы идеально вписать ее в ландшафт: пропорции со скалой (1:7), форма (в плане — крест, вписанный в квадрат), купол на восьмигранном барабане (стал для грузинской храмовой архитектуры образцом), очень простые и экспрессивные скульптуры…

Фресок в Джвари нет и быть не могло — они появляются не ранее XI века, а этот монастырь после строительства в VI веке своего облика не менял.

***
Имя архитектора достоверно неизвестно — предположительно, это был Микел Тхели. Средневековые мастера не были тщеславны, и действовали по словам псалма: «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!» — главным для зодчего было построить храм.

Строили не на века, а на тысячелетия: используемая техника «ключевой архитектуры» состоит в том, что один камень оказывается «сидящим» в другом — чем больше проходит времени, тем более прочной становится эта конструкция.

***
С 1994 года Джвари является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь постоянно идут реставрационные работы, создаются специальные условия для сохранения особо ценных древних фрагментов храма.

***
Совсем недалеко от монастыря Джвари, в Мцхете, находится собор Светицховели, в котором хранится под спудом Хитон Господень. Об этих двух храмах в Грузии рассказывают красивую легенду.

Когда-то между Джвари и Светицховели была протянута крепкая и толстая цепь, чтобы верующие могли переходить из одного храма в другой. Но постепенно истощалась в людях вера — истончалась и цепь.

«В наших силах, — говорят тут, — эту цепь восстановить».

Джвари. Реставрационные работы

…шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…

Согласно преданию, здесь святая Нина воздвигла Крест

Святая равноапостольная Нина

Крест установлен под самым куполом

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Фрагмент креста в центре храма

Возле Иверской иконы, даже если это простая репродукция, почти всегда стоят цветы

Фрагменты внешнего декора

На коленях перед Господом изображен, судя по всему, сам архитектор

Развалины древнего малого храма Креста

Развалины древних стен монастыря

Внизу продают глиняные изделия ручной работы…

orhidea777

Мысли, если они есть

Грузия. Монастырь Креста — Джвари

У каждого народа, нации есть свой особенный центр, некая сердцевина, которая связывает живых с историей прошедших веков и дает шанс на будущее. Именно таким местом для грузин является храм Джвари. Пока он стоит и здесь есть молитва – будет жива Грузия.

Джвари — грузинский монастырь и храм начала VII века ( 590-604 гг). Расположен на вершине горы у слияния рек Куры и Арагви недалеко от Мцхеты – древней столицы Грузии. Эта гора была священной и в языческую эпоху. Самый известный и узнаваемый кадр в Грузии — это фото Мцхеты от смотровой площадки Джвари. Действительно, отсюда хорошо видно сам город, и ущелье Куры, и долину Арагви, и гору Багинети. Очень красивая панорама.

Джвари в переводе означает Крест, и неспроста этот церковный комплекс ( здесь не только храм, но и монастырь) имеет такое название. По преданию, на этом месте в пещере жила святая равноапостольная Нина, принесшая в Иберию христианство. Она же воздвигла деревянный крест, и этот крест творил настоящие чудеса, привлекая паломников со всего Кавказа. Также здесь был источник целебной воды, который испросила у Бога святая Нина.

В Грузии имя Нино самое популярное, и такое ощущение, что так зовут большую часть женщин.) После Крещения Грузии (326) святыми Ниной и царем Мирианом в знак торжества Православия на этом месте был воздвигнут деревянный крест, почитавшийся как чудотворный на всем христианском Кавказе и давший название этому месту.

Факт того, что ты входишь в храм, которому почти 1500 лет, впечатляет. Строили не на века, а на тысячелетия: используемая техника «ключевой архитектуры» состоит в том, что один камень оказывается «сидящим» в другом — чем больше проходит времени, тем более прочной становится эта конструкция.

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. ( М.Ю. Лермонтов)

К 545 году на «крестовой» горе, в южной ее части, уже стоял храм малого размера в форме базилики; сейчас он в руинах. Именно здесь подвизалась великая святая христианка Нина.

Более крупная церковь (Джвари) сохранилась, это одна из самых первых церквей подобного типа. Храм этот довольно сложен по конструкции. Это несколько нестандартный тетраконх — с квадратными помещениями в углах креста. Джвари — один из шедевров архитектуры по совершенству архитектурных форм и первый в Грузии памятник Всемирного наследия. Единство с ландшафтом подчеркнуто тем, что сам монастырь соотносится с размером скалы ровно как 1 к 7. Форма храма является результатом длительных поисков грузинских зодчих. Безошибочно найдены соотношения высоты храма и горы, которую он венчает, чем достигается впечатление их неразрывного единства, они представляют как бы части единого организма.

В X веке церковь не раз жгли арабы, пострадали купол и своды, которые многократно восстанавливались в последующие времена.

В XVII-XVIII вв. на Грузию участились набеги горцев и вокруг комплекса были возведены стены, в храме было убежище. От всего монастырского комплекса сейчас остался только храм и развалины башен.

Одна из башен похожа на смайлик. Есть глаза, носик, и улыбка.

В советский период комплекс был заброшен, так как доступ к нему был затруднен из-за близлежащих военных баз. На стенах монастыря до сих пор можно видеть варварские надписи посетителей со всего СССР за последние 60 лет. Есть надписи и прошлых столетий и даже со времени строительства. После независимости Грузии здание и его религиозное значение были восстановлены.

Восточная и южная сторона храма украшены скульптурными рельефами и орнаментами.

Очень интересно вставлено стекло фигурной формы, без рамы и каких-то следов строительных материалов типа пены.

Если войти внутрь, то первое, что бросается в глаза — это некое вызвышение в центре храма, на котором стоит крест. Есть мнения, что это каменное возвышение существенно древнее самого храма и сохранилось еще ли не с времен Святой Нины. Про этот крест есть интересное упоминание в хронике Леонтия Мровели: «В эту же пору вторглись сарацины, коих именовали Саджами. Полонили Кахети, спалили Джвари во Мцхете и удалились; ушли и захватили с собой крест пречистый и разрушили его. Но обуял их недуг живота и порешили они, что пострадали от (того) креста. Собрали его части и вернули в Джвари, водрузили на место прежнее, уложив его в собственное же гнездо» (это примерно в 960 году).

На современном деревянном кресте умело вырезаны эпизоды из Евангелия. Внутри храма нет фресок, их и не могло быть в эпоху его строительства. Внутри он очень строг и аскетичен, но это совсем не умаляет его достоинства и красоты. Есть икона русского святого Серафима Саровского, и что интересно, в Грузии его очень почитают. Практически во всех храмах я видел его икону, это меня удивило.

Озеро Джвари. В сентябре уже высохшее, возможно весной оно полное.

Храм Джвари. Координаты:41°50’17″N 44°44’0″E. Подьехать можно только на машине, транспорт сюда не ходит.

По преданию, на этом месте в пещере жила св. равноап. Нина, испросившая у Господа источник целебной воды. После Крещения Грузии (326) здесь, как и на вершинах гор Уджарма и Тхоти, святыми Ниной и царем Мирианом в знак торжества Православия был воздвигнут деревянный крест, почитавшийся как чудотворный на всем христ. Кавказе и давший название этому месту (КЦ. Т. 4. С. 536; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 86, 147-151; Книга посланий. 1968. С. 66-89). На юж. стороне горы, в месте, где подвизалась св. Нина, расположена малая полуразрушенная базилика раннехрист. периода.

В 545-557 гг. эрисмтаваром Картли Гуарамом рядом с крестом был возведен Малый храм Д. Близ него был построен храм в честь Животворящего Креста Господня (Джварпатиосани) как своеобразный ковчег над крестом. Он не имеет строительной надписи и по сопоставлению исторических данных с ктиторскими изображениями и сопутствующими надписями на рельефах фасадов датируется 586-604/5 гг., временем правления сына Гуарама, эрисмтавара Картли Степаноза I (КЦ. Т. 1. С. 223; Чубинашвили . 1948. С. 3-25, 29-44, 133-155).

В X в. церковь не раз жгли арабы, пострадали купол и своды, которые многократно восстанавливались в последующие времена (КЦ. Т. 1. С. 265). В XVII-XVIII вв. на Грузию участились набеги горцев и вокруг комплекса Д. была возведена ограда, частично восстановленная в 1997-1998 гг. В храме была помещена сплошная алтарная преграда; в пастофорий встроено убежище.

В XVIII в. крест Д. неоднократно поновлялся: неск. раз его оковывали серебром на средства царевича Теймураза II (царь Картли в 1744-1762) и придворного министра Д. Авалишвили. В 1731-1847 гг. крест находился в Светицховели, откуда был вновь возвращен в Д.; утрачен в кон. 10-х — нач. 20-х гг. ХХ в.

В 1893 г. Д. был отреставрирован свт. Александром (Окропиридзе). Груз. исследователь А. Натроев указывает на то, что в XIX — нач. XX в. источник св. Нины, Дзудзусцкали (груз.- вода из грудей), почитался как чудотворный: его воду пили матери, потерявшие молоко ( Натроев . 1900. С. 17). В 1924 г. купол храма, пострадавший от времени и сырости, был укреплен бетоном и перекрыт черепицей ( Чубинашвили . 1936. С. 86).

Натроев передает древнюю легенду о том, что с купола Д., называемого также и Джачвис сакдари (груз.- церковь цепи), до патриаршего собора Светицховели в Мцхете была протянута цепь, по которой монахи спускались на службу в собор. Но по мере того как слабела вера, слабела и цепь, пока не порвалась и не вознеслась на небо. Существование мон-ря в Д. научно не подтверждено, однако во многом благодаря М. Ю. Лермонтову, опиравшемуся на местные предания и воспевшему Д. в поэме «Мцыри», традиционно считалось, что он был («Немного лет тому назад / Там, где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры, / Был монастырь»).

В янв. 1989 г. по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Большом храме Д. было возобновлено богослужение, настоятелем церкви назначен прот. Антоний (Хантадзе). В 1992 г. Д. были переданы строения близлежащего пионерского лагеря, в к-рых были устроены кельи. В 1995 г. группа молодежи по меркам древнего пьедестала изготовила кипарисовый крест (высота 4 м, вес 400 кг) с изображением 13 евангельских сцен. Крест украшен серебряными пластинами и самоцветами, внутри в нише-ковчеге помещено небольшое распятие с частицей Животворящего Креста Господня. 20 апр. 1996 г. крест торжественным крестным ходом, возглавляемым еп. Цагерским и Сванетским Николаем (Пачуашвили), был перенесен из кафедрального патриаршего собора Тбилисский Сиони в Д., 21 апр. состоялось воздвижение креста на пьедестал.

В 1996 г. в Д. был основан муж. мон-рь, где на данный момент подвизаются 18 монахов и послушников; настоятель — игум. Константин (Чинчараули).

Комплекс Д. стоит на вершине отвесной скалы, виден со всех сторон. Эффект слияния с ландшафтом усиливают желтоватый, красно-коричневый и розоватый оттенки тесаных квадров песчаника, из к-рых построены храмы.

Малый храм Д.

имел крестообразное центральное пространство, вписанное в прямоугольник внешних стен. Центральный квадрат храма был перекрыт крестовым сводом, над храмом возвышалась 2-скатная кровля. Характерными чертами были притворы сев. и юж. входов со спаренными 3/4-ными колоннами (сохр. на юж. стороне), капители к-рых богато украшены резьбой. В алтаре находится фрагмент престола. В зап. стене была устроена ниша для трона настоятеля мон-ря с изображением процветшего креста. Под сооружением была расположена крипта. Храм основательно перестроен, в VII в. юж. портик стал частью ведущего в большой храм перехода, в VIII-IX вв. сев. портик был превращен в придел.

Конха алтаря церкви была украшена мозаикой, в к-рой использовали золотистую смальту и покрашенные в различные цвета камни; оставшиеся фрагменты не позволяют судить о сюжете, сохранявшиеся до 40-х гг. XX в. остатки дают основание предположить, что мозаикой была украшена только конха алтаря ( Tschubinaschwili . 1921. Р. 17-19; он же . 1948. С. 12; Skhirtladze . 1997. Р. 170); фактура поверхностей камней конхи была специально обработана для укрепления грунта мозаики ( Амиранашвили . 1957. С. 21).

Большой храм Д.

Архитектура

В плане храма Д. рукава креста с 4 сторон заканчиваются апсидами, а между рукавами размещены близкие к квадрату 4 пастофория, вход в к-рые осуществляется через небольшие ниши (3/4 круга) на стыках рукавов креста. Зап. и вост. апсиды имеют вимы. Полусферический купол храма опирается на стены рукавов и на уступы межрукавных ниш креста посредством тромпов, расположенных в 3 яруса. Подобное усложнение обычного тетраконха увеличило размеры храма (длина Д. ок. 22,3 м, ширина ок. 19 м, высота внутри ок. 22 м), а изолированные межрукавные помещения приобрели разные функции. Вост. пастофории служили жертвенником и диаконником. Надпись над входом в юго-зап. пастофорий сообщает, что он предназначался для женщин (на что указывает и отдельный вход с юга). Сев.-зап., очевидно, был отведен для светских правителей или духовенства. Расположение зап. части храма непосредственно над обрывом обусловило расположение входов по короткой оси («север-юг»).

Благодаря идеальному сочетанию пропорций внутреннее пространство храма воспринимается как единое целое — от пола до купола, в скуфье к-рого — изображение большого рельефного креста (сохр. фрагменты, датируется не ранее XI-XII вв.). Непосредственно под ним располагался 8-гранный пьедестал (сохр. фрагменты) с чудотворным крестом. В организации внутреннего пространства храма особая роль отведена системе освещения, интенсивностью к-рого обозначены основные и второстепенные элементы интерьера. Подкупольное пространство освещается 4 окнами, алтарная апсида — 3, тогда как в зап. и юж. апсидах расположено по окну, а в сев.- только дверной проем. Пастофории имеют по окну, ниши, соединяющиеся с основным пространством, не имеют независимого источника освещения.

Предполагается, что в конхе апсиды была мозаика, аналогичная по иконографии мозаике Малого храма ( Чубинашвили . 1948. С. 41, 90; Skhirtladze . 1997. Р. 170-171), но следов ее не осталось. Во внешнем облике храма подчеркнута крестообразность: 3-гранные апсиды рукавов креста не только выступают за линию стен пастофориев, что выявлено разделяющими пастофории и апсиды глубокими нишами, но и значительно выше их. Скаты кровель над пастофориями следуют направлению скатов кровель над вимами, чем акцентирована продольная ось «восток-запад». Купол имеет 8-скатную кровлю криволинейных очертаний, система тромпов под ним оформлена снаружи 8-гранным барабаном.

Архитектурные достижения Д. обусловили дальнейшее распространение этого типа храма в Грузии и Армении. Вслед за Д. были построены храмы подобного типа в Мартвили, Атени, Шуамте, Дранде, Чамхуси. В Армении к вышеназванному типу относятся храмы в Аване, св. Рипсимии в Вагаршапате, Таргмачанц, Адиаман, Арамус.

занимают особое место в решении оформления фасадов. Местоположение храма определило концентрацию рельефов только на его вост. и юж. фасадах, тогда как др. оставлены практически без декора, поскольку зап. фасад виден только издали, с противоположного берега р. Арагви, а сев. скрыт Малым храмом. 3 рельефа с образами ктиторов храма, предстоящих Христу, создают единую 3-частную композицию и располагаются над приставками окон в центральной части 3-гранного выступа вост. апсиды. Фигуры выполнены высоким рельефом. На плите, расположенной в центре композиции, высечен коленопреклоненный перед Спасителем эрисмтавар Степаноз I. Свободное пространство между фигурами заполнено 6-строфной надписью заглавными буквами: «Крест Спасителя, помилуй Степаноза, Патрикиоса Картли» (КГН. Т. 1. С. 159-160. Рис. 80. Табл. 54.2, 56, 60). На плите левой грани фасада алтаря представлен брат Степаноза I, кн. Деметре, также в коленопреклоненном молении, с протянутыми к Христу руками; выше — образ парящего арх. Михаила, чьи опущенные крылья как бы осеняют Деметре в знак покровительства. С обеих сторон фигуры князя высечена надпись: «Св. Архангел Михаил, предстательствуй Випатосу Деметре» (Там же. С. 163-164. Рис. 82. Табл. 54.1, 59). Фигура Деметре превосходит по размерам фигуру Степаноза I. На правой грани фасада алтарной апсиды арх. Гавриил представляет Спасителю эрисмтавара Адарнерсе. Коленопреклоненная фигура небольшого размера перед Адарнерсе — его сын, Кобул-Степаноз (впосл. эрисмтавар Степаноз II). Руки Адарнерсе указывают на сына, о к-ром он молит Спасителя. Изображения сопровождаются надписями: «Св. Архангел Гавриил, предстательствуй Випатосу Адарнерсе» (Там же. Рис. 81-81а. Табл. 54.2, 57, 58); «Кобул-Степаноз, сын Адарнерсе» (Там же. С. 161-162. Рис. 81. Табл. 54.3, 57, 58). Ктиторы представлены в украшенных орнаментами по подолу платьях ниже колен и накидках с ложными рукавами, в сапогах без каблуков с высокими голенищами. Эта типичная одежда правителей и вельмож раннехрист. Картли изображается во многих памятниках изобразительного искусства.

Грузия стала христианской страной еще в далеком IV столетии. С тех пор здесь было возведено множество храмов, монастырей и церквей, которые сегодня считаются ценными памятниками религиозной архитектуры. Одним из таких мест, привлекающих живое внимание туристов, является и монастырь Джвари. Читайте далее о том, чем он интересен.

История монастыря Джвари в Грузии

«Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод…»

Эти строки из поэмы Лермонтова «Мцыри» знакомы каждому любителю русской классической поэзии. В произведении описывается реальный старинный грузинский монастырь, возведенный в VII веке на вершине горы Армази, у подножия которой сливаются две реки, Арагви и Кура.

Легенда гласит, что Джвари был основан на месте, где святая равноапостольная Нина (Нино Каппадокийская), почитаемая всеми грузинами, воздвигла крест. Эта христианская просветительница, как считается, привела страну к православию, и везде, где она проходила со своими проповедями, были установлены кресты из виноградной лозы, скрепленные волосами святой Нины. К тому же обычай строить храмы на возвышенностях характерен для Грузии: ее жители верят, что тяжелый пеший подъем на пути к храму сделает молитву сильнее.

Еще в VI веке на горе в Мцхете построили небольшую церковь (Мцире Джвари), но она была разрушена, руины можно увидеть и сегодня. Через полстолетия на этом же месте был возведен более солидный храм, который с тех пор не поменял своего облика.

Название «Джвари» переводится как «крест»: именно в форме этой фигуры (тетраконха размерами 18,4х22 м) и построен храм. Из-за этого Джвари нередко называют «монастырем Святого Креста». Интересна и технология постройки – в прямом смысле «на века». Каждый камень здания прочно «сидит» на том, что расположен ниже, и чем больше проходит времени, тем крепче и прочнее становится всё здание. И 14 прошедших после строительства веков – яркое тому подтверждение.

Центр храма – это квадрат, над которым на 8-гранном «барабане» установлен купол. Посредине центральной части можно увидеть пьедестал, оставшийся от креста святой Нины. Фасад храма украшен древними барельефами. В 2007 году его начали реставрировать, спасая от разрушения.

Имени архитектора, спроектировавшего этот исторический памятник, история не помнит. Предполагают, что, скорее всего, им был Микел Тхели, но вполне возможно, что проектировал Джвари армянский архитектор Тодосак, еще одним шедевром которого является очень похожий на Джвари храм Атенский Сион.

Интерьер храма Джвари в Мцете

Внутреннее убранство храма очень скромное. К примеру, фресок в монастыре нет. Они начали появляться в храмах Грузии значительно позже – в XI веке. Поэтому украшают Джвари лишь иконы (главная, конечно же, посвящена святой Нино), свечи и живые цветы, которые приносят прихожане.

История гласит, что в 1837 году, путешествуя по практически родной для него Грузии, Михаил Лермонтов встретил на развалинах Джвари старика-монаха. Тот рассказал ему необычную историю, которая и превратилась впоследствии в знаменитую поэтому «Мцыри». Подтверждает это сам текст произведения, в первых главах которого рассказано о том самом монахе, «развалин страже полуживом». Кстати, самому Михаилу Юрьевичу у подножия горы установили памятник.

Примечательно, что именно Джвари стал первым из объектов Всемирного наследия в Грузии. Он получил этот статус в 1994 году.

Приезжать в эти места лучше с гидом. Без него вы просто увидите старинное здание и сможете полюбоваться красивой природой вокрг, экскурсовод же расскажет много интересных историй о монастыре Джвари и его окрестностях. Не забудьте сделать фото возле монастыря Джвари в Грузии – вид со смотровой площадки очень красив. Приезжать следует рано утром, когда освещение позволяет подобрать самый выгодный ракурс.

Монастырь Джвари – как добраться из Тбилиси?

Город Мцхета, лежащий у подножия горы Армази, от столицы Грузии удален на 20 км. Их легко преодолеть на обычном или маршрутном такси (стоимость последнего составит 1 лари, или $0,4). Арендовав авто, двигайтесь на запад по трассе А1.

Как правило, туристы, чтобы добраться до самого монастыря Джвари из Мцхеты, поднимаются пешком по гравийной дороге либо, опять же, нанимают таксистов, которые «дежурят» в исторической части городка. Их услуги обойдутся уже в 15-20 лари ($6-8).

Монастырь Джвари

Мцхета: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Мцхеты
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (11)
    • Храмы, соборы, мечети (7)
    • Рестораны и кафе (1)
  • Забронировать отель в Мцхете
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Мцхеты
  • Советы о Мцхете
  • Экскурсии в Мцхете

Автобус Тбилиси — Мцхета

Монастырь Джвари является одним из самых древних храмов Грузии. В 1994 году он стал первым грузинским памятником внесенным в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится монастырь на горе, с которой открывается шикарная панорама на Мцхету, собор Светицховели и на слияние двух рек — Куры и Арагвы.

Если вы посещаете Джвари с экскурсоводом или местным жителем, то обязательно услышите рассказ о том, что именно этот монастырь, упоминается в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». У подножия горы даже есть памятник знаменитому русскому поэту.

Панорама монастыря и прилегающей территории:

История монастыря

Название «Джвари» переводится как «крест», поэтому храм также называют монастырем Святого Креста. Считается, что на горе, где воздвигнуто сооружение, в IV веке был установлен крест, символизирующий победу христианства над язычеством и исцеляющий от болезней. Согласно легенде, установила крест Святая Нино — просветительница Грузии. Спустя 200 лет после установки креста, на горе построили церковь, а позже рядом с ней был возведен монастырь Джвари. Точная дата постройки неизвестна, историки постоянно спорят на этот счет. Назвать можно только примерный промежуток времени — между 604 и 642 годами. Об архитекторе, создавшем монастырь Джвари, также ничего не известно.

В течение трех лет, с 2004 по 2007 годы, монастырь был включен в список 100 монументов, которым грозит гибель. Добиться исключения из списка помогли реставрационные работы. Сегодня монастырь посещают не только паломники, Джвари стал символом Мцхеты и ежегодно к нему приезжают тысячи туристов со всего света.

Архитектурные особенности

Монастырь идеально вписывается в окружающий ландшафт. Храм, выполненный в форме вписанного в квадрат креста, имеет небольшие размеры и венчается куполом.

С восточной и южной стороны храма можно увидеть скульптурные рельефы и орнаменты. На барельефах изображены государственные деятели, которые занимались строительством Джвари. Также на стенах остались следы вандализма — многочисленные надписи на русском и других языках, сделанные туристами.

Интерьер монастыря скромен и аскетичен. Внутри находится пьедестал, где был установлен крест Святой Нино. Стены украшены несколькими иконами и крестами. Такая строгость характерна для грузинского храмового зодчества, и это значительно отличает его от византийской школы, где большое внимание уделяется проработке интерьера.

Как добраться до монастыря Джвари

Монастырь Джвари находится в небольшом городе — Мцхета, который считается древней столицей Грузии. Расстояние между Мцхетой и Тбилиси составляет всего 25 километров. Доехать можно на автомобиле, на поезде или на общественном транспорте.

Из центра Тбилиси до монастыря Джвари можно доехать на машине за 25–30 минут. У подножия монастыря есть большая бесплатная автостоянка, где можно припарковаться. Здесь же располагаются лавки с сувенирами, чурчхелой и вином.

Маршрут из Тбилиси до монастыря на карте — Google Maps

На общественном транспорте

До Мцхеты можно доехать на маршрутке, отправляющейся с тбилисского автовокзала «Дидубе». Автовокзал находится прямо на рынке, маршруток здесь очень много, чтобы найти нужную просто спросите у водителей или прохожих, где стоит маршрутка до Мцхеты. Билеты продаются в кассе, также можно заплатить за проезд водителю.

В Мцхете маршрутка останавливается в центре города, к монастырю можно пройти пешком, однако, эта прогулка подходит только для хорошо подготовленных физически туристов. Джвари находится на высокой горе, к монастырю ведет длинный серпантин, не имеющий тротуаров и обочин. Поэтому проще всего договориться с местными таксистами о поездке. Стоимость ее составляет примерно 15–20 лари — если вы путешествуете компанией, то выходит совсем недорого.

Из Тбилиси также можно доехать в Мцхету на поезде. Он отправляется от ж/д вокзала столицы утром и вечером. Расписание можно посмотреть на сайте железных дорог Грузии.

От ж/д станции в Мцхете до монастыря также придется добираться на такси.

Как уже говорилось выше, найти такси можно без труда в центре Мцхеты. Если вы не любите торговаться, то можете воспользоваться приложением Яндекс.Такси, которое действует в Грузии. Такси до монастыря Джвари можно заказать прямо из Тбилиси. Такая поездка обойдется примерно в 20 лари.

Также вы можете спланировать свое путешествие в Мцхету заранее, заказав услугу трансфера от KiwiTaxi. На сайте можно выбрать комфортабельный автомобиль или миниавтобус для индивидуальной или групповой поездки.

Поиск трансферов в Мцхету

Откуда Куда Стоимость
Мцхета Тбилиси от 1689 p. показать
Мцхета Тбилиси Железнодорожный Вокзал от 2014 p. показать
Мцхета Аэропорт Тбилиси от 2014 p. показать
Мцхета Натахтари от 4027 p. показать
Мцхета Боржоми от 4807 p. показать
Мцхета Степанцминда от 4872 p. показать
Мцхета Гудаури от 5651 p. показать
Мцхета Аэропорт Еревана «Звартноц» от 7600 p. показать
Мцхета Батуми от 9223 p. показать
Мцхета Кобулети от 9613 p. показать
Откуда Куда Стоимость
Тбилиси Мцхета от 1689 p. показать
Аэропорт Тбилиси Мцхета от 2014 p. показать
Тбилиси Железнодорожный Вокзал Мцхета от 2014 p. показать
Натахтари Мцхета от 4027 p. показать
Боржоми Мцхета от 4807 p. показать
Степанцминда Мцхета от 4872 p. показать
Гудаури Мцхета от 5651 p. показать
Аэропорт Еревана «Звартноц» Мцхета от 7600 p. показать
Батуми Мцхета от 9223 p. показать
Кобулети Мцхета от 9613 p. показать

Монастырь Джвари в Мцхете: аэросъемка

Ссылка на основную публикацию