Дубовский монастырь волгоградской области

Свято-Вознесенский женский монастырь (Дубовка)

Свято-Вознесенский женский монастырь (Дубовка) — православная женская обитель в Волгоградской области, основанная в 1871 году. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, возрожден в 1991 году. При монастыре действует гостиница.

Содержание

Основан в 1871 году в виде женской общины при посаде Дубовке на правом берегу реки Волги, в 40 километрах от города Царицына (нынешнего Волгограда). На устройство обители пожертвовали по 18 тысяч рублей протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Посохин. В 1892 году община становится внештатным общежительным женским монастырём. В начале XX века в монастыре было около 270 сестёр.

После Октябрьской революции монастырь был закрыт, в его зданиях размещались различные учреждения. Были разрушены храмы Вознесения Господня и Пресвятой Богородицы, а также стены.

В 1991 году монастырь возрождён. В начале 2000-х годов настоятельницей была сестра Анна (Ерофеева).

Свято-Вознесенский женский монастырь был основан 7 ноября (по старому стилю) 1865 года. Основателем, учредителем и строителем будущего монастыря был протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский — благочинный Дубовского округа, служивший в Успенском соборе посада Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии.

Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин на имя Преосвященного Иоанникия, епископа Саратов¬ского и Царицынского, послали письмо о создании женской общины. В письме-обращении мы читаем дословно: «Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин для блага тамошнего степного края хотят «насадить благочестие через основание женского монастыря». отец протоиерей усердно и долго молился, изливая слезы. Впоследствии на этом месте, где он молился, вырыт был коло¬дезь с приятной на вкус водою, существующий и до сего времени. Осенью 186 5 года отец Иоанн освятил ме¬сто для первой келий. Собрались первые насельницы числом в пять человек. Первой начальницей монашеской об¬щины стала по выбору отца Иоанна рясофорная послушница Виталия из города Бежецка.

29 мая 1880 года на праздник Вознесения Господня в присутствии Преосвященного Тихона был заложен собор в честь Вознесения Господня. В 1904 году игумения Виталия отказалась от должности игумений по болезни, и по своему желанию и желанию сестер сдала, с разрешения Епархиального начальства, все монастырское управление матушке Августе, которая с 1904 года значилась по бумагам исполняющей должность настоятельницы. В 1906 году матушка Августа была утверждена в должности настоятельницы.

В 1909 году 21 мая матушка Августа получила сан игумений, причем для вручения ей посоха изволил приехать в монастырь лично Преосвященнейший Гермоген епископ Саратовский. В 1913 году за ревностную службу и за понесенные труды для блага монастыря в продолжении 45 лет игумения Августа была награждена наперсным золотым крестом. На 1-ое января 1915 года в монастыре состояло 60 монахинь и 289 послушниц. Монастырь имел собственный кирпичный завод, подворье в Царицыне, в Дубовке, в селе Городище около Красного колодца (ныне источник св. мчц. Параскевы).

С наступлением в России эпохи новой богоборческой власти в истории монастыря открылась одна из самых трагических страниц. В 1919 году заведующий отделом народного образования Губин открывает здесь городок под на¬званием «Коммунист» и арестовывает двух монахинь якобы за грубое обращение с детьми приюта.

Около 1920 года были расстреляны несколько монахинь во главе с настоятельницей монахиней Антонией В марте 1922 года под предлогом борьбы с голодом безбожники проводят опись ценностей монастыря и забирают 2 пуда и 2 с четвертью фунта серебра. Из строений первым разрушили Вознесенский собор, кирпичи от которого просто растащили. Второй, зимний, храм превратили сперва в клуб, а затем в склад. В стенах обители попеременно обосновывались то школа красных комиссаров, то колония несовершеннолетних преступников, то курсы механизаторов, а под конец большевистского правления — школа-интернат для умственно отсталых детей. Уже в 1970-е годы развалили стены с уникальными воротами.

В 1991 году распоряжением исполкома Волгоградского областного Совета народных депутатов Свято-Вознесенский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 06.06.1992 г. был найден и открыт разграбленный большевиками склеп о. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме. В мае 1993 года старшей сестрой здесь становится монахиня Христина, приехавшая из г. Тулы.

В 1997 году она назначается настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. Все передавалось сестрам в таком разбитом и изношенном состоянии, что некоторые здания пришлось строить заново. Матушка Христина, показывая пример сестрам, обучала их, недавно начавших свою церковную жизнь, основным послушаниям, пекла просфоры, готовила трапезу, пела и читала на клиросе, объясняла азы монашеской жизни. Будучи тяжелобольной, матушка Христина в сентябре 1998 года принимает постриг в Великую ангельскую схиму с именем Валентины. В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 сентября 1998 года схимонахиня Валентина отошла ко Господу в возрасте 47 лет. Старшей сестрой становится монахиня Анна.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

В последующие годы строится звонница, закладывается виноградник и сад. Был вырыт и зарыблен пруд, обрабатываются монастырские земли, засевается пшеница, ячмень, травы. Очищается и восстанавливается колодец батюшки Иоанна Покровского.

  • Церковь Иоанна Предтечи
  • Часовня Иоанна Предтечи в Святых вратах
  • Тихвинская икона Божией Матери
  • Мощи протоиерея Иоанна Покровского
  • Иверская икона Божией Матери, написанная на святой горе Афон в конце 19 века
  • Икона с мощами святых, писанная на Афоне (старинная)
  • Икона Покров Божией Матери, обновившаяся в наше время в 1996 г.
  • Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих
  • Перламутровый напрестольный крест, принадлежавший о.Иоанну Покровскому, с мощами святых (привезенный им из Иерусалима)

Престольные праздники

  • Церковь Иоанна Предтечи — 11 сентября

Церковь Иоанна Предтечи



Как добраться

Адрес: Россия, Волгоградская область, г. Дубовка, Свято-Вознесенский женский монастырь

Монастырь находится вне г.Дубовка. Если ехать из Волгограда на Саратов, то не доезжая Дубовки левый поворот. Постройки видны с трассы.

Также можно добраться до г. Дубовка поездом или автобусом. Далее до самого монастыря удобнее добраться регулярными рейсами городских автобусов.

Монастырь принимает православных паломниц, желающих помолиться, а также помочь посильным трудом сестрам святой обители. Ночлег и трапеза предоставляются бесплатно при условии, что паломницы несут монастырские послушания.

Монастырь также принимает паломнические группы. Для проведения экскурсии, предоставления трапезы, ночлега надо заранее договориться по телефону. Большие паломнические группы размещаются на ночлег в храме на полу на матрасах (желательно иметь с собой простыни и одеяла).

Храм в монастыре открыт весь день. В любое время можно придти помолиться, подать записки, поставить свечи, приложиться к святыням.

Источники монастырские: в честь Божией Матери «Живоносный источник» и батюшки Иоанна Покровского – в 5 минут ходьбы о храма, имеется кабинка для обливания водой.

Дубовский монастырь

Монастырь располагается совсем недалеко от Дубовки. Въезд на его территорию обрамляет Надвратный храм Иоанна Предтечи, построенный совсем недавно.

Дубовский женский монастырь был основан 7 ноября 1865 года. Основателем монастыря был благочинный Дубовского округа, священник Успенского собора Дубовки, протоиерей И.А. Покровский. Он в 1864 году купил здесь на личные средства усадьбу с двумя прудами, в степи, на возвышенности, в пяти вёрстах от Дубовки. Первоначально в монастыре жили пять насельниц. В будущем их число многократно возрастёт.

Когда-то у монастыря были каменные стены и высокие башни. Сегодня от тех времён остались только воспоминания, да несколько фрагментов. Забор строят новый.

А это — одна из старинных угловых башен, единственная сохранившаяся (пусть и не целиком).

А когда-то башни были вот такими:

. но потом их растащили местные жители, на кирпичи.

Сохранившийся фрагмент старого забора.

На территории монастыря ещё много неосвоенного. заброшенного, что только предстоит восстановить.

Храм Собора Пресвятой Богородицы. Когда-то этот храм был вторым по значимости, а теперь он единственный.

Фото начала XX века. После революции храм закроют и переоборудуют сначала под клуб, потом — под склад.

Внутри храма (фото взято из монастырского буклета)

Главным храмом монастыря в своё время был Вознесенский собор:

Построенный в 1891 г., он был разрушен в 20-е годы. Собор был очень похож на стоящий неподалёку храм Михаила Архангела, что в Ерзовке

Храм в Ерзовке в начале XX века

Первая настоятельница монастыря — Виталия

Сёстры. Фото начала XX в.

Нам сложно сейчас представить себе монастырскую жизнь того времени, как и само то время — представить сложно. Вот фото Прокудина-Горского (это — настоящее, цветное дореволюционное фото, не раскрашенное!). Это где-то в средней полосе России, далеко от Царицына, но едва ли далеко по сути. Благодать!

Очень многие постройки в монастыре — дореволюционные.

Так когда-то выглядел Игуменский дом. Он и сейчас стоит целый, но предназначение у него теперь другое.

Так выглядели ворота монастыря до революции.

. а так — после революции. Окончательно ворота были разрушены в 70-е гг.

Монастырь закрыли в 1923 г., монахини разошлись по сёлам, некоторые поселились в Дубовке С ноября 1925 года здесь располагают сельскохозяйственную детскую колонию на 500 человек. Впоследствии здесь же работала школа-интернат.

Дом паломника. Тоже старинный

Ещё одно старинное здание

Под некоторыми домами в монастыре сохранились старинные сводчатые подвалы. В один из таких мы спустились.

Бочка, двери — всё историческое!

Клейменый кирпич — замок над аркой

На территории монастыря — святой источник прот. Иоанна Покровского. Из-за того, что к нему и после закрытия монастыря тянулись паломники, власти запретили сюда доступ, а родник завалили камнями и мусором. Со временем его местонахождение было забыто. Однажды, уже после возрождения монастыря, сюда приехала паломница из Москвы, которая решила отыскать родник во что бы то ни было. Ползая на коленях по степи, она всё-таки достигла задуманного!

Сегодня над родником возводят небольшую часовню

Паломнический дом. Дальше виднеется бывший игуменский. Всё постепенно восстанавливается.

Зимнее фото. Из монастырского буклета

За последние годы в монастыре была построена звонница, заложен виноградник и сад, вырыт и зарыблен пруд. Из-за постоянных аварий ветхой водопроводной системы были проложены новые ветки во все корпуса и хозяйственные помещения. Монастырские здания были газифицированы, часть корпусов отремонтированы. Однако впереди ещё огромная восстановительная работа.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

(с) «Царицын», 2019. «При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Copyright © 2012-2019 All Rights Reserved

Сайт является средством массовой информации. Свидетельство ЭЛ №ФС77-54693 от 9.07.2013 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

По святым местам Волгоградской области. Дубовка и Ерзовка

Скажите, часто ли вы делаете что-то по зову души, просто потому что очень захотелось? Признаюсь честно, я нет. Приоритетные и безотлагательные дела совсем не оставляют места и времени на исполнение заветных желаний.

Но, вопреки всему, в один из августовских выходных, мы спонтанно решили нарушить запрограммированное течение жизни, сказать всем «надо» – «нет» и отправились в небольшой городок Дубовка, расположенный в 52 километрах от центра Волгограда на берегу Волги.

Целью нашей поездки стало посещение женского монастыря и церквей, расположенных как в самом городке, так в его окрестностях.

Город Дубовка (Волгоградская область)

Дубовка – старейшее поселение Волгоградской области. Его история, насыщенная знаменательными историческими событиями, начинается с давних времен.

Первые люди здесь появились еще в эпоху палеолита. Некогда здесь обитали племена сарматов, аваров, хазаров и печенегов. Позже поселились золотоордынские ханы. Археологический памятник тех времен – Водянское городище, которое находится на месте разрушенного в 14 веке войсками Тамерлана золотоордынского города Бельджамена.

В 1733 году для защиты правого берега Волги от набегов кочевников было учреждено Волжское казачье войско. А в 1734 году был издан указ об основании укрепления Дубовка и о переселении сюда семей донских казаков, малороссов и русских.

Население Дубовки активно участвовало в событиях, связанных с восстанием Пугачева в 1771 году. Как свидетельствуют исторические факты, казаки и местное духовенство радушно встречали мнимого государя колокольным звоном и присягнули ему на верность. За что, правда, впоследствии жестоко поплатились: город почти полностью сгорел, казаки были высланы на Северный Кавказ, духовенство расстрижено и тоже выслано. А на их место пришли переселенцы.

В середине 19 века Дубовка превращается в богатый купеческий посад с развитой торговлей и ремеслами, с многочисленными ярмарками (этому способствовало выгодное географическое положение и прохождение торговых путей с Урала, Ветлуги и Вятки) и интенсивным строительством. В городе насчитывалось 5 церквей, 74 лавки и более тысячи домов. А к концу 19 века было построено 3740 домов, из них 730 –каменные.

До сегодняшнего дня в городе можно увидеть хорошо сохранившиеся купеческие особняки: дом купца Крючкова, особняк купца Жемарина (кстати, первый дом в городе, куда было проведено электричество), магазин на ул. Московской в бывшем купеческом доме, дом купца Артамонова и Воронина и другие.

Если интересна история, можно посетить краеведческий музей «История Дубовки», который, кстати, находится в одном из исторических особняков – доме купца Крючкова (постройка 1887 г.). Все музейные экспонаты были собраны и подарены музею жителями города.

Символ города – величественный дуб

Дуб, который поражает своей мощью, величием и размерами, находится на территории санатория «Дубовка», который расположен на крутом волжском берегу.

400-летний дуб-патриарх (его высота – 20 метров, в обхвате – 7 метров), который рос уже во времена Степана Разина и Емельяна Пугачева, и растущий рядом с ним 250-летний каштан признаны памятниками живой природы в Волгоградской области.

Кстати, по одной из версий, свое название город Дубовка получил потому, что его окрестности были покрыты густыми дубовыми зарослями (частично сохранилась и до наших дней в виде дубовых рощ).

Свято-Вознесенский Дубовский монастырь

Основной целью нашей поездки была главная достопримечательность Дубовки – Свято-Вознесенский монастырь, основанный в 1871 году.

Вознесенская женская община (будущий Свято-Вознесенский монастырь) была основана на пожертвования мещанина Посохина и протоиерея Иоанна Покровского. В построенном в 1865 году флигеле поселились первые жильцы. А в начале двадцатого столетия в монастыре проживали 270 сестер.

Судьба монастыря после революции трагична и печальна. Монастырь закрыли. Его настоятельница и еще несколько монахинь были расстреляны. Были разрушены его стены с уникальными воротами, храмы Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня, разграблены ценности монастыря. А в его зданиях располагались различные учреждения.

В 1991 году монастырь был возрожден и вновь возвращен Русской Православной церкви. Состояние монастыря на тот момент было очень плохое (все было изношено и разбито). Судить об этом можно по остаткам старой стены.

Некоторые здания пришлось строить заново. Восстановлена звонница и церковь Иоанна Предтечи. В монастыре есть свой сад, виноградник, пруд с рыбой, свои коровы (кстати, очень вкусную молочную продукцию сестра-монахиня продает в монастырском магазине), засеваются монастырские земли.

В храме сегодня можно увидеть мощи Иоанна Покровского (которые перенесены из склепа Иоанна Покровского в 1992 году) и икону из Афона с частицами мощей 40 святых, которая была подарена обители в 1994 году.

Сюда верующие приходят, чтобы найти помощь высших сил, поблагодарить за исполненное прошение, испросить благословления святых.

На входе в монастырь находятся Святые врата с колокольней и часовней Иоанна Предтечи.

А чуть поодаль находится колодец с холодной родниковой водой «Святой Источник». Сейчас там, как и на всей территории монастыря, ведутся строительные работы. Но набрать воды из колодца можно. Что мы и сделали.

Место для этого колодца было выбрано не случайно. При строительстве обители обнаружилась острая нехватка питьевой воды. Ходить за ней приходилось очень далеко. По легенде, колодец с вкусной водой был вырыт на том месте, на которое указал основатель, строитель и учредитель монастыря – протоиерей Иоанн Покровский. Во время молитв с ним произошло чудо, которое послужило знаком для выбора места.

Монастырь находится не в самой Дубовке. Если ехать из Волгограда (по Саратовской трассе), не доезжая до города, нужно повернуть налево. Постройки монастыря видно с трассы. Когда мы ехали в город, монастырь не заметили. И попали в него, уже возвращаясь назад.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Старая церковь 1892 года, построенная на средства купца Кулакова как кладбищенская, чудом сохранившаяся от разрушения, находится в Дубовке рядом с санаторием на красивой зеленой и цветущей территории.

Церковь достаточно хорошо сохранилась, несмотря на выпавшие на ее долю испытания. Как и многие другие, в 1930 году она была закрыта и до 1950 года использовалась как дизельная электростанция. Затем долго пустовала и была заброшенной.

В 1988 году организовался приход. На восстановление храма, колокольни и часовни, реставрацию внутренней отделки ушло много сил и средств. Кстати, новый иконостас и часть икон написаны настоятелем храма отцом Сергием, которому в 2008 году присвоено звание «Заслуженного художника России».

Храм впечатлил внутренним убранством и каким-то особым покоем и умиротворением. К тому же, это не просто религиозный храм, но и памятник архитектуры, который восстанавливался с сохранением первоначальной планировки и внутренних росписей.

Храм Святой Живоначальной Троицы

Все сооружения в приходе Свято-Троицком (церковь, крестильный храм, колодец, часовня, подсобные помещения) деревянные и были возведены в 2006 году.

Раньше здесь находился городской сад с церковью (постройка 1876 года), которая в 40-е годы двадцатого столетия была разрушена.

Сегодня на ухоженной территории прихода, буквально утопающей в зелени и цветах, с вымощенными дорожками, беседкой, детской площадкой, часовней на роднике, с маленьким прудиком, от старой церкви сохранилась лишь сторожка.

Церковь Михаила Архангела в Ерзовке

По дороге из Дубовки в Волгоград мы заехали в поселок Ерзовка. И совсем не случайно. В центре поселка – церковь Михаила Архангела, построенная в конце 19-го века.

Первоначально это была деревянная церковь Михаила Архангела, купленная в Царицыне и перевезенная в Ерзовку. Позже было начато возведение пятиглавого каменного здания церкви из кирпича с железной крышей. Закончено строительство в 1896 году.

В 1937 году церковь была закрыта, и властями было принято решение об использовании ее для хранения зерна и общественных нужд. Как склад храм использовался с 1945 по 1988 год. При этом был частично разрушен (чтобы удобнее было заезжать машинам, разбили южную стену храма). А во время войны из-за попадания бомбы была разрушена колокольня. В 80-е годы храм даже пытались взорвать, чему помешали местные жители.

В 1990 году церковь передали православной общине Ерзовки. А с 1991 года начались регулярные богослужения и ее восстановление на деньги верующих. К 1996 году была восстановлена ее роспись, расчищены завалы, а из стены был вытащен снаряд, застрявший в ней с Гражданской войны. В 1999 году восстановили башню в честь святителя Николая Чудотворца.

Сейчас трудно поверить, что церкви пришлось пережить такие тяжелые времена. Постройка в стиле эклектики, присущего архитектуре конца 19 века, красиво смотрится и гармонично вписывается в зеленый пейзаж. Здесь также есть источник Святой воды, где мы не преминули попить водички и умыться.

Как добраться до Ерзовки из Волгограда: автобус Волгоград-Дубовка (через Ерзовку) от автовокзала. От рынка ТЗР до Ерзовки – маршрутка 198 (проходит мимо церкви).

День получился потрясающий. Просто потому что мы никуда не торопились, наслаждались тишиной и покоем под сводами старых церквей, любовались старинными купеческими особняками, органично вписывающимися в современный стиль и дизайн городских улиц, знакомились с людьми и делали то, что нам хотелось.

Теперь строим планы и мечтаем посетить другие святые места Волгоградской области. А заодно полюбоваться природой и познакомиться с новыми интересными людьми.

Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи

Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь

Город Дубовка основан в 1732 г. как укрепление Дубовка. Название связывают с соседством с дубовой рощей. Дубовка считалась в XVIII веке центром волжского казачества; тут жил атаман, помещалась войсковая канцелярия. Дубовские казаки примкнули к Пугачеву, который по преданию останавливался в кирпичном белом доме с толстыми стенами и железными дверями. За «измену трону» многих дубовских казаков после разгрома Пугачева выслали из родных мест. В середине прошлого века Дубовка была соединена конно-железной дорогой со станицей Качалинской, стоящей на Дону.

Главной достопримечательностью города является Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь.

Вознесенская женская община основана протоиереем Иоанном Алексеевичем Покровским. Строящаяся обитель испытывала недостаток питьевой воды, за которой надо было далеко ходить. Тогда и происходит чудо, изложенное в начале XX в. П.М. Посохиным. Он наблюдал как о. Иоанн, вставши на колени и воздев руки к небу, долго и слёзно молился, а потом приподнялся и повис в воздухе. От крика свидетеля, батюшка очнулся и велел отметить это место, где вскоре был вырыт колодец с вкусной водой.

В октябре 1865 г. возводится первый флигелёк, в котором поселились 5 насельниц. 7 ноября 1865 г. служится первая торжественная всенощная, что и считается основанием обители. Первым священником стал Кирилл Пимонович Орлов, прослуживший 4 года и ушедший на покой. Первой настоятельницей стала Виталия из Бежецка, назначенная по ходатайству Покровского.

29.05.1880 г. на праздник Вознесения Господня закладывается каменный Вознесенский собор. Он строился 5 лет архитектором Езеровским и подрядчиком Ежовым, и когда уже достраивался купол храма, 3 ноября он внезапно обрушивается вместе со всей массой кирпича (до 300 тыс. штук) с высоты 42 м. Настоятельница прощает горе-строителей, и приглашает других — архитектора Салько с подрядчиком Андреевым, и всё начинается сначала.

В 1903 г. обитель охватил сильный пожар, уничтоживший большинство хозяйственных служб. В конце ноября 1909 г. к здешним святыням приезжают личности, гремевшие на всю Россию — Григорий Распутин и иеромонах Царицынского Свято-Духова монастыря Илиодор (Труфанов).

1920 г. настоятельница вместе с 14 монахинями были расстреляны бандитами. В 1919 г. заведующий отделом народного образования Губин открывает здесь городок под названием «Коммунист» и арестовывает двух монахинь якобы за грубое обращение с детьми из приюта. В марте 1922 г. под предлогом борьбы с голодом проводят опись ценностей монастыря и забирают 2 пуда 2 с четвертью фунта серебра. Из строений первым разрушили Вознесенский собор, кирпичи от которого просто растащили. Второй храм превратили сперва в клуб, а затем и в склад. В стенах обители попеременно обосновывались то школа красных комиссаров, то колония несовершеннолетних преступников, то курсы механизаторов, а под конец большевистского правления — школа-интернат для умственно-отсталых детей. Уже в 70-е годы развалили стены с уникальными воротами. На 1923 г. здесь активно действовало кооперативное товарищество «Новый труд», зарегистрированное насельницами и имевшее даже устав. Но губернский земельный комитет в июле 1923 г. приказывает закрыть все религиозные коммуны, и в ноябре 1925 г. здесь располагается сельскохозяйственная детская колония с более 500 ребятами.

В 1991 г. монастырь был частично возвращён Церкви (зимний храм и несколько строений). Школа-интернат, занимавшая многие его помещения, закрывается только в сентябре 1995 г. Всё передавалось сёстрам в таком разбитом и изношенном состоянии, что некоторые здания пришлось строить заново. Первым священником стал о. Сергий Ермаков, также писавший и иконы для иконостаса. Тогда 7 ноября прибыли и первые насельницы: монахиня Евфалия, послушницы Вера и Любовь. Первое время их общину возглавляла монахиня Олимпиада, а затем монахиня Вера. 06.06.1992 г. был найден и открыт варварски разграбленный большевиками склеп прот. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме. Другая ценность — икона из Афона со многими частицами святых мощей, была подарена обители в 1994 г.
В новом келейном корпусе с 1996 г. уже проживали 12 юных насельниц. Также к монастырю протягивается газопровод, восстанавливаются гостиница для паломников и главный келейный корпус, строится звонница, очищается и зарыбляется пруд, территория обносится оградой и благоустраивается. На 2000 г. здесь насчитывалось уже 37 сестёр. Обитель имеет своё подворье в Волгограде – это наш храм св. Иоанна Предтечи.

Свято-Вознесенский женский монастырь г.Дубовка Епархиальный женский монастырь

С давних времен красуется на берегах Волги посад Дубовка. Он был важным транспортным узлом, центром экономики и торговли, одно время опережал Царицын и Камышин. Здесь жили купцы, мастеровые люди, крестьяне. Сюда привозили товары из северных губерний России, а дубовские извозчики переправляли их на Дон и Кавказ.

Украшением посада был расположенный на Московской улице девятиглавый Успенский собор. В этом храме с 1847 по 1850 гг. и с 1853 по 1876 гг. служил протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский. Жизнь отец Иоанн, особенно после смерти супруги и гибели единственного сына, вёл аскетическую, духовно окормлялся он у старцев: отца Адриана из Югской пустыни Ярославской губернии и отца Петра из Иерусалимской слободы Тверской губернии.

Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин на имя Преосвященного Иоанникия, епископа Саратовского и Царицынского послали письмо о создании женской общины.

Отец Петр сам через посланца благословил на постройку монастыря. Было получено и святительское благословение Преосвященнейшего Иоанникия. При учреждении общины Дубовское городское самоуправление обещало безвозмездно отвести под святую обитель столько земли, сколько потребуется, а жителем дать все то, что необходимо будет. В 1864 году отец Иоанн на свои личные средства купил усадьбу с двумя прудами, в степи на возвышенности в пяти верстах от посада Дубовка.

Осенью 1865 года отец Иоанн освятил место для первой кельи. Собрались первые насельницы числом в пять человек. Первой начальницей монашеской общины стала по выбору отца Иоанна рясофорная послушница Виталия из города Бежецка. В общине ничего не строилось, не определялось без ведома отца протоиерея, он был попечителем и строителем этой юной общины.
Назначенный в монастырь дальний родственник о. Иоанна отец Павел Павильонов отделяется с небольшой партией сестер из семи человек, причиняя много зла для отца протоиерея.
Пошли доносы в Саратов к Преосвященному Епископу Тихону, и хотя доносы были не основательные, хотя другая партия сестер опровергала эти доносы – отцу протоиерею Преосвященным Тихоном было запрещено служение в монастырской церкви и посещение общины. Потом пошли доносы, что настоятельница монахиня Виталия не следит за сестрами, что они ходят к отцу протоиерею Иоанну, и Преосвященный прислал в монастырь другую мантийную монахиню Марию из Саратовского монастыря, а Виталию отослал в Саратовский монастырь под начало.
При мантийной монахине Марии смуты и неприятности усиливаются, в монастыре случается пожар в келейном корпусе, где находилась церковь. Многие сестры, терпя нападки и невзгоды, расходятся из общины к посадским жителям, и, лишенные своей обители, в слезах и великой скорби живут в Дубовке.

Отец протоиерей, скорбя за свою обитель и видя, что мир не водворяется в обители, посылает двух деятельных послушниц Анну Алексеевну Евлампиеву (впоследствии схимонахиня Агния) и Пелагию Васильевну Дорошенко лично просить защиты Государыни Марии Александровны, супруги императора Александра II, которая сказала, что «все будет по Вашей просьбе, поезжайте и успокойте сестер».

Вскоре был прислан Указ на имя Преосвященного Тихона, которым предписывалось немедленно послать в эту общину благонравную и деятельную монахиню, и собрать в общину всех сестер, которые разошлись.

Была назначена из Саратовского женского монастыря Виталия II. Приехавшая в августе 1876 года монахиня Виталия нашла полный распад монастыря: сестры, которые вышли временно из общины в Дубовку, встретили матушку Виталию с великими слезами и просили её защиты, чтобы она установила между ними мир и тишину и укротила все раздоры и распри.

Протоиерей Иоанн доживал последние минуты. Вскоре по приезде матушки Виталии он скончался в октябре с 28 под 29 в 12 часов ночи 1876 года на 60-ом году жизни.

Преосвященный Тихон ехал в это время в Дубовку для освящения Воскресенского храма. Владыка, подъехавши к дому отца протоиерея, подошел к праху этого великого страдальца, поклонился ему до земли, прося у него прощения за причиненные ему обиды. Великое стечение народа было на отпевании, которое совершил с целым сонмом священников сам Преосвященный Тихон. Похоронили отца Иоанна вначале возле алтаря первого храма, к 1914 году могила была покрыта чугунной плитой и находилась уже среди теплого храма.

Первым делом новой настоятельницы монахини Виталии было поправка и постройка сгоревшего корпуса и освящение храма.

По мере возможности монахиня Виталия умиротворяла сестер после их раздора, старалась вселить в них любовь и мир. Когда в монастыре все устроилось и успокоилось, матушка настоятельница приступила к дальнейшим работам: вырыт был второй колодезь с прекрасной для питья водой, отведено место для кладбища, которого не было в обители в течение 12-ти лет, так как за это время здесь никто не умирал.

Матушка Виталия вполне посвятила себя на восстановление и украшение сей разрушившейся общины: была задумана постройка собора. 29 мая 1880 года на праздник Вознесения Господня в присутствии Преосвященного Тихона был заложен собор в честь Вознесения Господня.

Собор строился пять лет и, когда был окончен вчерне, случилось несчастье: главный купол ночью рухнул внутрь храма. Был приглашен другой архитектор. И с благословения Владыки вновь было освящено место, и опять началась постройка собора. В три года окончили собор вчерне. В 1891 году на 19-е число сентября было назначено освящение главного престола во имя Вознесения Господня.

За годы настоятельства монахини Виталии были возведены следующие постройки: дом для священника, корпус пекарни, ковровая мастерская, игуменский корпус, корпус для детского приюта.
Окончание постройки собора, сооружение в монастыре множества капитальных строений, увеличение числа насельниц до 182-х сестер, пожертвование монастырю значительного количества земли, – все это было причиною того, что Дубовская монастырская община возбудила через Саратовское Епархиальное начальство ходатайство перед святейшим Синодом о преобразовании общины в общежительный монастырь.

Святейший Синод удовлетворил ходатайство Преосвященнейшего Авраамия. В 1892 году 22 октября настоятельница монастыря матушка Виталия была возведена в сан игумении, а 10 декабря 1892 года были пострижены в мантию 14 сестер.

В 1899 году монахиня Августа становится казначеей монастыря. Четыре года монахиня Августа была казначеей и строго следила за монастырским хозяйством, что особенно требовалось ввиду болезни игумении Виталии. В 1904 году игумения Виталия отказалась от должности игумении по болезни, и по своему желанию и желанию сестер сдала, с разрешения Епархиального начальства, все монастырское управление матушке Августе, которая с 1904 года значилась по бумагам исполняющей должность настоятельницы.

В первые годы своего управления монастырем матушка Августа приобрела в пользу монастыря фруктовый сад. Ею же был сооружен деревянный корпус, гостиницы, была устроена прекрасная для сестер больница.

В 1906 году матушка Августа была утверждена в должности настоятельницы.

В 1907 году 25 ноября скончалась игумения Виталия на 77 году жизни, положившая так много труда для блага вверенной ей обители, страдавшая тяжелою болезнью в течении 14 лет.

В свое управление матушка Августа, следя за монастырскими делами, строго следила также и за духовным настроением вверенных ей сестер: так по примеру других монастырей сестры стали сходится в полночь в храм, для совершения установленной полунощницы и чтения дневного акафиста, чего раньше не было (было чтение полунощницы при матушке Виталии, но по кельям, а не в храме).

В 1908 году трудами и стараниями матушки Августы была отремонтирована и приведена в надлежащий вид монастырская каменная ограда, которая от давности пришла в ветхость. Не имея больших наличных средств, матушка Августа обращалась к добрым людям за пожертвованиями. Произвела ремонт по монастырю, не затронув монастырского капитала – исключительно на пожертвования благотворителей.

В 1909 году 21 мая матушка Августа получила сан игумении, причем для вручения ей посоха изволил приехать в монастырь лично Преосвященнейший Гермоген епископ Саратовский.
Весной 1910 года при очередном посещении монастыря Преосвященный Гермоген особо интересовался местночтимой чудотворной Тихвинской иконой, для которой он на свои деньги заказал новую серебряную вызолоченную ризу и металлический киот.

10 января 1911 года матушка игумения Августа и монастырский священник о. Феодосий Никольский получили из Консистории по небольшой серебряной медали в память 25-тилетия церковно-приходских школ, так как в монастыре существовала школа грамоты, в коей матушка игумения состояла попечительницею, а батюшка –законоучителем.
В 1913 году за ревностную службу и за понесенные труды для блага монастыря в продолжении 45-ти лет игумения Августа была награждена наперсным золотым крестом.
На 1-ое января 1915 года в монастыре состояло 60 монахинь и 289 послушниц.

Монастырь имел собственный кирпичный завод, подворье в Царицыне, в Дубовке, в селе Городище около Красного колодца (ныне источник св. мчц. Параскевы).

После революции монастырь был закрыт.

В 1919 году заведующий отделом народного образования Губин открыл в монастыре городок под названием «Коммунист» и арестовывает двух монахинь якобы за грубое обращение с детьми приюта.
Около 1920 года были расстреляны несколько монахинь во главе с исполняющей обязанности настоятельницы монахиней Антонией (25 августа 1917 года по указу Святейшего Синода № 8576 настоятельница игумения Августа увольняется по болезни).

В марте 1922 года под предлогом борьбы с голодом безбожники проводят опись ценностей монастыря и забирают 2 пуда и 2 с четвертью фунта серебра. Из строений первым разрушили Вознесенский собор, кирпичи от которого просто растащили. Второй, зимний храм превратили сперва в клуб, а затем в склад. В стенах обители попеременно обосновывались то школа красных комиссаров, то колония несовершеннолетних преступников, то курсы механизаторов, а под конец большевистского правления – школа-интернат для умственно-отсталых детей. Уже в 1970-е годы развалили стены с уникальными воротами.

На 1923 год здесь активно действовало кооперативное товарищество «Новый труд», зарегистрированное насельницами и имевшее даже устав. Но губернский земельный комитет в июле 1923 года приказывает закрыть все религиозные коммуны, и в ноябре 1925 года здесь располагается сельскохозяйственная детская колония с более 500 ребятами. Монахини расходятся по домам, многие живут у верующих в Дубовке. Но сестры, разошедшиеся по селам не оставили своего служения.

В 1991 году распоряжением исполкома Волгоградского областного Совета народных депутатов от 17.07.1991 года № 6/138-с Свято-Вознесенский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви Волгоградской епархии. Указом архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа поручается священнику Сергию Ермакову принять возвращенный в собственность Волгоградской Епархии монастырь, быть настоятелем церкви Иоанна Предтечи и озаботиться созданием условий для возрождения монашеской общины.

7 ноября прибыли первые насельницы: монахиня Евфалия (Плуталова) и послушница Мария Пятницкая (в будущем монахиня Вера). Начинают собираться сестры. Первое время их общину возглавляла монахиня Олимпиада, затем послушница Мария Пятницкая (впоследствии монахиня Вера).

6 июня 1992 года был найден и открыт варварски разграбленный большевиками склеп о. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме.

В мае 1993 года старшей сестрой становится монахиня Христина, приехавшая из г. Тулы. В 1997 году она назначается настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. Будучи тяжело больной матушка Христина в сентябре 1998 года принимает постриг в Великую ангельскую схиму с именем Валентины. В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 сентября 1998 года схимонахиня Валентина отошла ко Господу в возрасте 47 лет.

В 1998 году старшей сестрой становится мон. Анна (Ерофеева), ныне игумения.

По святым местам. Дубовский Вознесенский монастырь Волгоградской епархии

Чего здесь только нет! И святой источник, и швейная мастерская, и чайная. Здесь пишут и реставрируют иконы, умеют делать сладкие десерты и, конечно, возвращают святой обители ее былую дореволюционную красоту. Мы увидим точный список Тихвинского образа Пресвятой Богородицы, а также посмотрим, как на волгоградской земле растет виноград.

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Волгоградской епархии. Недалеко от самого города Волгограда, в нескольких десятках километров, находится населенный пункт под названием Дубовка. Здесь во второй половине XIX века была основана святая обитель. О Свято-Вознесенском женском монастыре наш сегодняшний рассказ.

Считается, что первые люди поселились в районе современной Дубовки еще до нашей эры, потом здесь жили племена сарматов, в Средневековье тут находился золотоордынский город Бельджамен, а в XVIII веке сюда пришли казаки. Собственно, 1734 год и считается датой основания Дубовки. А уже в следующем столетии и был основан Свято-Вознесенский монастырь.

Игумения Анна (Ерофеева), настоятельница Дубовского Свято-Вознесенского монастыря:

– Монастырь был основан священником, протоиереем Дубовского округа, настоятелем Успенского собора в Дубовке Иоанном Алексеевичем Покровским. Руководил он людьми с любовью; можно даже сказать, это не было руководством, это был отец, любящий своих детей. К нему приходили все, и сектанты тоже (молокане, раскольники); и все находили у него привет, любовь и помощь – всем он старался помочь. Все население Дубовки любило его.

Заручившись поддержкой местного населения и священноначалия, в 1865 году отец Иоанн основал здесь святую обитель. В первом флигельке была устроена домовая церковь, а позже возводили и другие здания. А вот это первая каменная постройка монастыря. Это жилой корпус, и на его возведение ушел всего один год. Корпус строился при основателе святой обители отце Иоанне Покровском. Изначально на плане здание напоминало собой ключ, т.е. символически для всех приходящих сюда этот корпус еще раз напоминал о ключе в Царство Божие. Но почти сразу назначенный в монастырь дальний родственник отца Иоанна Павел Павильонов отделяется с небольшой партией сестер из семи человек и пишет доносы на основателя монастыря.

– Батюшку из общины удаляют на какое-то время до разбирательства. Но с разбирательством не торопятся, община пребывает в смятении, несколько сестер уходят в Дубовку, здесь случается пожар в корпусе домовой церкви. Батюшка приезжает на место пожарища, сестры ставят ему стульчик; он смотрит на провалившуюся крышу и поет псалом «На реках Вавилонских». И успокаивает сестер: «Сестры, вы не переживайте, правда будет восстановлена, но это будет уже тогда, когда я отойду в вечность».

Чтобы прекратить смуты, отец Иоанн благословил двух послушниц обратиться к государыне Марии Александровне. И после этого по указу сюда направляют монахиню саратовского монастыря Виталию.

– Это часовня-усыпальница первой игумении монастыря Виталии, которая была строительницей, восстановительницей монашеского уклада жизни, та, которая приняла монастырь в таком разоренном состоянии и трудами своими возвела монастырь в цветущий вид.

Когда матушка Виталия только принялась за труды по наведению порядка в обители, батюшка Иоанн в то время доживал последние минуты жизни. Все обвинения были сняты, но основатель монастыря до этого не дожил. Его отпевал епископ Саратовский и Царицынский Тихон.

– Владыка идет в домик к батюшке на коленях, при всех испрашивает у него прощения за причиненные ему обиды – правда восторжествовала, причем при большом стечении верующих, многие из которых знали батюшку.

И вот распри и недопонимания закончились, начинается новый этап в жизни святой обители. Восстановлен сгоревший корпус, освящен домовый храм в честь Собора Пресвятой Богородицы и Третьего обретения главы Иоанна Предтечи, сюда стали прибывать насельницы, паломники, и было решено в 1880 году заложить большой собор Вознесения Господня. К тому времени здесь уже проживало около 200 человек и община официально получила статус монастыря. А вот эта часовня настоящая редкость, потому что она освящена в честь святого царя Давида. Такое посвящение вы вряд ли где найдете. Очень символично, что в этой небольшой часовне сестры читают Псалтирь, а прямо за зданием этого храма когда-то и находился Свято-Вознесенский собор. Его большевики разрушили первым, в годы революции в монастыре проживало уже 400 сестер.

– Часть из них была расстреляна без суда и следствия, в монастырь прибыли два красноармейца и один офицер, вывели сестер в балки, и те сестры, которые находились в тот момент в обители, были убиты.

Другие сестры прошли через лагеря и ссылки, но все-таки возвращались в Дубовку и жили в домах у местных жителей, а в монастыре был интернат.

– В 1991 году указом президента монастыри Русской Православной Церкви были официально переданы Православной Церкви, но передача строений продолжалась очень долго.

Вот с этого небольшого домика и трех окошек и началось возрождение монашеской жизни. Здесь поселились первые сестры, и здесь же они оборудовали первый небольшой домовый храм.

– Когда видим, с чего начиналось возрождение монастыря, видим, что это помощь Божия. Не своими силами и заслугами, а милостью Божией потихоньку все восстанавливалось и продолжает восстанавливаться.

Храм Иоанна Предтечи – историческое здание теплой, келейной, монастырской церкви – сейчас главный храм святой обители.

– Здесь покоится наша первая настоятельница матушка Христина. С 1993 по 1998 год она поднимала монастырь. Действительно поднимала, потому что у нас в области не было ни монастырей, ни достаточного количества храмов (в Волгограде всего на такой огромный город было два храма); матушка положила на это все труды и поэтому так рано ушла из жизни. Этот корпус бывший игуменский, он был разделен, где труба, на две половины, т.е. два входа было (один вход для высоких гостей – архиереев, благодетелей, а где второй вход – там жила игумения с сестрами).

Сейчас этот корпус мы под швейные мастерские переделали. Швейных мастерских у нас две; и два послушания. В одной шьют монашескую одежду, облачения для священников, а другая мастерская – это творческое объединение верующих людей, наших прихожан под руководством монахини монастыря, они шьют одежду в русском стиле, и это материальное выражение русской духовной культуры. Одна наша прихожанка, когда надела наши платья и поехала в маршрутке в город, все в маршрутке очень активно интересовалась этим; люди были рады увидеть это платье на девушке. Хотя иногда приходит женщина и говорит: а как же я в этом выйду? Стесняется. На самом деле – наоборот, реакция людей как раз подтверждает, что люди рады видеть такую одежду.

И хоть мы знаем, что не одежда красит человека, но все-таки на внутреннее состояние она влияет, и эти платья и сарафаны нашли отклик у наших современниц. Также здесь есть иконописная мастерская.

– Мы читали тоже в летописи, что наш основатель протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский мечтал, хотел, чаял, чтобы в монастыре были свои сестры-иконописицы. Но больше 150 лет не было возможности для этого. А тут наша сестра-послушница ездила в Москву и познакомилась с нынешней нашей монахиней Фамарью.

Монахиня Фамарь (Петропавлова):

– Мы традиционно в древнерусском стиле пишем. Конечно, самый любимый наш ориентир – преподобный Андрей Рублев. Мы стремимся к тому, чтобы икона содействовала молитвам людей. Именно этим она отличается от картины. То есть на картину можно любоваться, а на икону молиться.

Здесь не только пишут, но и реставрируют иконы.

– Представляете, вот этот старый слой (миллиметры) был перенесен на новую доску.

– Его отделили от доски, очистили полностью и длительным процессом (несколько раз клей прокладывали) приклеили на новую доску; и то приходится какие-то фрагменты немножко укреплять.

Рядом с мастерскими есть чайная, где паломники могут отдохнуть. Хлеб и печенье здесь делают сами, а еще умеют делать молочные продукты.

– Мы десять лет привлекали различных специалистов, консультировались, ездили в Москву в институты, которые занимаются молочным производством. Со всеми разговаривали, спрашивали советов – все технологически выверено и в лучшем классическом советском стиле производства молочных продуктов.

А теперь давайте пойдем к святым источникам монастыря. Воду в этом месте нашел основатель святой обители отец Иоанн Покровский.

– Он спустился помолиться в одну из балок, а с собой взял маленького мальчика – сына благодетеля монастыря Петра Подсохина. И мальчик, сидя долго в бричке с кучером, устал ждать и захотел посмотреть, что батюшка делает. Когда сбежал вниз, увидел, что батюшка во время молитвы не стоит на земле, а чуть-чуть уже приподнялся в воздух.

Здесь был устроен колодец со святой водой. Но в 60-е годы его забетонировали власти. В наши дни обнаружить родник смогла одна из паломниц.

– Она на коленях исползала все балки и нашла – он был заброшен мусором, камнями, бревнами. Потребовалось достаточно много времени (наверное, лет пятнадцать), как мы смогли его восстановить.

Сейчас здесь есть часовня, где воду можно набрать, а рядом – купальня, чтобы погрузиться в нее полностью. Там, где в монастыре до революции была мастерская по созданию ковров ручной работы, сейчас трапезная. Еще в святой обители выращивают виноград и, конечно, очень ждут паломников.

– Наше место вроде бы и близко к городу, но мы чувствуем уединение. Я думаю, это уединение не просто территориальное. Святая обитель – это и внешние, и внутренние стены, потому что когда человек попадает на территорию обители, он чувствует уже совершенно другое пространство, духовное, и мы это тоже чувствуем. Это благодаря благодати Божией, молитвам сестер, которые здесь подвизались в прошлом, и молитвам новомучениц.

Еще до революции здесь почитали Тихвинский образ Царицы Небесной. Перед местной иконой молились об излечении от душевных недугов. Святыня была утеряна в лихолетье советской власти, но уже в наше время из запасников Александро-Невской лавры сюда была доставлена точная копия Тихвинского первообраза.

– У нас есть более двадцати мощей. Это мощи Киево-Печерских святых, святой блаженной Матроны Московской, святителя Феофана Затворника, святителя Иосафа Белгородского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), великомученицы великой княгини Елисаветы Романовой. Покров Господа, Божией Матери над обителью и мы ощущаем, и верующие, которые сюда приходят. Такое удобное расположение: вроде бы мы рядом с дорогой и в то же время, если пройти дальше, увидим, что это бескрайние степи, пустынная тишина, уединение, и это создает такие условия, которые удобны и для жителей, и для верующих, которые хотят приехать в обитель. Когда они попадают сюда, чувствуют уединение, тишину – и мысли совершенно другие. И радость такая, что можешь уединиться, помолиться… Попадаешь в духовное пространство.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

ДУБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Община была организована по инициативе прот. Иоанна Алексеевича Покровского, благочинного Дубовского окр., клирика Успенского собора посада Дубовка. После кончины супруги и гибели в С.-Петербурге единственного сына Покровский вел монашеский образ жизни, окормлялся у старцев иером. Адриана Югского и свящ. Петра Томаницкого. Последний, по преданию, благословил о. Иоанна организовать жен. мон-рь близ Дубовки, мн. жители к-рой принадлежали к старообрядцам, молоканам и др. сектам и толкам. После ходатайства прот. Иоанна и владельца кирпичного завода мещанина М. Ф. Посохина еп. Саратовский и Царицынский Иоанникий (Руднев) благословил основание общины. Летом 1864 г. Покровский купил у мещанки А. И. Шишлянниковой усадьбу с 2 прудами, на землях к-рой и была основана обитель. Дубовское посадское управление также передало общине землю. В сент.-окт. 1865 г. на месте будущего мон-ря был построен флигель, в к-ром поселились 5 девиц, 1-ю всенощную в строящейся обители 7 нояб. того же года отслужил прот. Иоанн, ставший духовником насельниц. В 1872 г. в обители начались нестроения: нек-рые сестры оклеветали о. Иоанна и Саратовский еп. Тихон (Покровский) запретил ему совершать богослужения в общине. Лишь вмешательство в 1876 г. имп. Марии Александровны помогло водворить мир. По свидетельству монахинь Д. м., о. Иоанн стяжал дар прозорливости: предсказал дату своей смерти (ночь с 28 на 29 окт. 1876) и погребение в обители. Прот. Покровского отпевал Саратовский еп. Тихон (Покровский), испросивший прощение у подвижника за несправедливые прещения. Основатель Д. м. был погребен напротив алтаря монастырской Тихвинской ц.

Насельницы

Обителью управляла переведенная из Бежецка рясофорная послушница Виталия, с 1876 г. мон. Виталия II (с 1892 игумения; Ɨ 1907), с 1906 г. мон. Августа, 21 мая 1909 г. возведенная в сан игумении. Для вручения ей посоха Д. м. посетил еп. Саратовский сщмч. Ермоген (Долганёв). 10 янв. 1911 г. игум. Августа и монастырский свящ. Ф. Никольский были награждены серебряными медалями.

К 1891 г. в общине проживало 182 чел. После преобразования общины в мон-рь 10 дек. 1892 г. первые 14 сестер были пострижены в мантию, 23 апр. 1894 г. состоялся постриг еще 12 сестер. В 1914 г. Саратовский еп. Палладий (Добронравов) постриг 4 монахинь в схиму и 4 послушниц в мантию. К 1 янв. 1915 г. в мон-ре проживали 60 монахинь и 289 послушниц.

Храмы и другие постройки

Летом 1866 г. Саратовский еп. Иоанникий (Руднев) освятил место под постройку мон-ря. Одновременно на средства Покровского был построен 2-этажный кирпичный келейный корпус (длина 69,4 м). Декор фасадов сосредоточен на оконных проемах и нишах в виде сандриков и пилястр с арочными архивольтами. Осенью 1866 г. в вост. части корпуса была освящена ц. во имя св. Иоанна Предтечи (расписана саратовским худож. Г. И. Смирницким). 1-м настоятелем храма стал свящ. К. П. Орлов. В 1870 г., во время пожара, кельи и храм пострадали, в 1876 г. были восстановлены, церковь освящена Саратовским еп. Тихоном (Покровским) в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Собор в честь Вознесения Господня был заложен 29 мая 1880 г. еп. Тихоном (Покровским), освящен 19 сент. 1891 г. Саратовским еп. Авраамием (Летницким). В 1910 г. в соборе были освящены приделы в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Пантелеимона. 5-главый храм был выстроен в русско-визант. стиле и выделялся среди построек мон-ря не только крупным объемом, но и монументальностью архитектурно-художественной трактовки. Автор проекта — саратовский губернский архит. А. М. Салько. Собор строился на средства крестьянки Расторгуевой, купчихи Ф. И. Дивеевой и др. жителей Дубовки.

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1894-1897) был построен по проекту Салько и освящен в 1897 г. Саратовским еп. Николаем (Налимовым). Храм составлял с келейным корпусом единое целое, выдержан в скромных формах рус. стиля, крестообразный, 3-апсидный. Первоначально был перекрыт 8-лотковым сводом. Завершение храма утрачено, в наст. время заменено 4-скатной кровлей с небольшой главкой. Основные декоративные элементы — пучки полуколонок с капителями в виде кубов на углах храма и торцах рукавов, аркатура под карнизом фронтонов.

Среди святынь Д. м. была местночтимая Тихвинская икона Божией Матери — дар П. Г. Ворониной и московского торговца Краюшкина. 8 февр. 1911 г. из Царицына (ныне Волгоград) в Д. м. была принесена чудотворная Смоленская Седмиезерская икона Божией Матери.

В 1888 г. на пожертвования купчихи Дивеевой был построен 2-этажный игуменский корпус в стиле эклектики (совмещение древнерус. и классической архитектуры) с архиерейскими покоями и кельями для гостей. Основу декоративного убранства составляют ступенчатые кронштейны под карнизом, лучковые и килевидные наличники, ниши, рустованные лопатки. К нач. 90-х гг. в Д. м. были построены еще один 2-этажный монашеский корпус, дом священника, корпус для пекарни и ковровой мастерской, возведена ограда вокруг собора.

В вост. части Д. м. находился корпус приюта для девочек-сирот. Главный его фасад обращен к соборной площади и широкими лопатками делится на ритмические группы. Декорация фасадов состоит из оконных наличников и прямоугольных филенок. Наличники 1-го этажа в виде лучка с гирьками на концах, 2-го этажа — легкие с перехватом лопаточки, поддерживающие многопрофильный лучок. В Д. м. были открыты богадельня для престарелых, странноприимный дом на 40-50 чел. В нач. XX в. в Д. м. была также построена больница для сестер, открыта школа грамоты. Территория мон-ря имела форму неправильного прямоугольника и была обнесена кирпичной стеной высотой более 2 м с круглыми башнями по углам. Главные ворота располагались в стене, обращенной на юг. Сев. часть комплекса занимала хозяйственная зона.

Материальное положение

При учреждении общины Дубовское посадское об-во пожертвовало 1271 дес. земли, мещанин М. Ф. Посохин — кирпичный завод, расположенный на 10 дес. земли. От прот. Покровского перешло обители ок. 5 дес. сада. В 1891 г. дубовский купец Д. К. Шестаков пожертвовал 938 дес. пахотной и луговой земли. В 1904 г. потомственной почетной гражданкой Ю. Д. Репниковой пожертвован сад на 10 дес. в Дубовке. К нач. XX в. мон-рю принадлежали 2 хутора: близ с. Песковатка со 120 дес. земли с водяной мельницей и близ дер. Оленья с 938 дес. земли. При с. Городище Царицынского у. обители принадлежало 25 дес. земли, пожертвованной царицынским купцом С. Кирилловым. К нач. XX в. Д. м. построил в Дубовке 5 домов с дворовыми службами и баней, а в Царицыне на пожертвованной Репниковой земле на углу улиц Надеждинской и Екатерининской было открыто подворье. В хозяйстве Д. м. было 25 коров, 20 быков, 10 лошадей, 6 верблюдов и др. Капитал составлял более 15 тыс. р., годовой доход мон-ря превышал 11 тыс. р.

Дубовский монастырь волгоградской области

Свято-Вознесенский женский монастырь был основан, по благословению старцев Адриана Югского и Петра Углического, 7 ноября (по старому стилю) 1865 года. Основателем, учредителем и строителем будущего монастыря был протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский – благочинный Дубовского округа, служивший в Успенском соборе посада Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии. Ныне монастырь расположен в 3 км от города Дубовка, Волгоградской области.

В 1891 г. монастырь из общины был возведен в статус общежительного. За годы его существования были построены: Соборный храм в честь Вознесения Господня, зимний храм в честь Собора Божией Матери, 15 монашеских келейных корпусов, детский приют, странноприимная, ковровая мастерская, больница, два колодца (один из них возник по молитвам протоиерея Иоанна Покровского), хоз. постройки, каменная ограда с 4 башнями.

К 1913 г. в обители было 369 насельниц.

На 1-ое января 1915 года в монастыре состояло 60 монахинь и 289 послушниц.

Монастырь имел собственный кирпичный завод, подворье в Царицыне, в Дубовке, в селе Городище около Красного колодца (ныне источник св. мчц. Параскевы).

С наступлением в России эпохи богоборчества монастырь претерпел серию трагедий.

В 1919 году заведующий отделом народного образования Губин открывает здесь городок под названием «Коммунист» и арестовывает двух монахинь якобы за грубое обращение с детьми приюта. Около 1920 года были расстреляны несколько монахинь во главе с исполняющей обязанности настоятельницы монахиней Антонией.

В марте 1922 года под предлогом борьбы с голодом безбожники проводят опись ценностей монастыря и забирают 2 пуда и 2 с четвертью фунта серебра. Из строений первым разрушили Вознесенский собор, кирпичи от которого просто растащили. Второй, зимний храм превратили сперва в клуб, а затем в склад. В стенах обители попеременно обосновывались то школа красных комиссаров, то колония несовершеннолетних преступников, то курсы механизаторов, а под конец большевистского правления – школа-интернат для умственно-отсталых детей. Уже в 1970-е годы развалили стены с уникальными воротами.

На 1923 год здесь активно действовало кооперативное товарищество «Новый труд», зарегистрированное насельницами и имевшее даже устав. Но губернский земельный комитет в июле 1923 года приказывает закрыть все религиозные коммуны, и в ноябре 1925 года здесь располагается сельскохозяйственная детская колония с более 500 ребятами. Монахини расходятся по домам, многие живут у верующих в Дубовке. Но сестры, разошедшиеся по селам не оставили своего служения. В докладах уполномоченных по делам РПЦ говорится, например, что под руководством монахинь совершались как легальные, так и нелегальные богослужения в Дубовском и других районах области.

В 1991 году распоряжением исполкома Волгоградского областного Совета народных депутатов от 17.07.1991 года № 6/138-с Свято-Вознесенский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви Волгоградской епархии.

7-го ноября прибыли первые насельницы: монахиня и послушница. Начинают собираться сестры. 06.06.1992 года был найден и открыт варварски разграбленный большевиками склеп о. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме.

В мае 1993 года монастырю принадлежала половина одноэтажного домика, где в одной комнате жили, в другой уже начали совершать богослужения. Много трудов положила первая настоятельница с сестрами, чтобы возрождающемуся монастырю начали постепенно возвращать храм и остальные строения. Школа-интернат, занимавшая многие помещения, закрывается только в сентябре 1995 года. Все передавалось сестрам в таком разбитом и изношенном состоянии, что некоторые здания пришлось строить заново. Был отремонтирован и украшен храм, написаны новые иконы, сооружен иконостас, построен новый келейный корпус для сестер, отремонтирован главный 2-х этажный келейный корпус, проведен газ, построены хозяйственные корпуса, коровник, баня. Часть территории, включающей в себя храм с келейным корпусом и остальные келейные корпуса, обнесена оградой.

В последующие годы строится звонница, закладывается виноградник и сад. Был вырыт и зарыблен пруд. Очищается и восстанавливается колодец Батюшки Иоанна Покровского. Закладывается фундамент надвратной часовни в честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Созданы все условия для приема сестер, желающих проводить монашескую жизнь. Сестры осваивают новые послушания: иконописное, золотошвейное. Монастырь имеет свое подворье в г. Волгограде – храм св. Иоанна Предтечи, восстановленный в 2001 году.

Святыни монастыря:
— Икона пожертвована в 2005 году архимандритом Назарием, наместником Александро-Невской Лавры из запасников этого монастыря и является списком с чудотворной Тихвинской иконы, которая находится в г. Тихвине. Ныне она находится в монастырском храме и ей сделана богато украшенная риза.
— Мощи протоиерея Иоанна Покровского.
— Иверская икона Божией Матери, написанная на святой горе Афон в конце 19 века.
— Старинная икона с мощами святых, написанная на Афоне.
— Икона Покров Божией Матери, обновившаяся в наше время в 1996г.
— Ковчег с частицами мощей различных святых. Всего около сорока.
— Перламутровый напрестольный крест, принадлежавший о. Иоанну Покровскому, с мощами святых (привезенный им из Иерусалима).

Адрес: 404002, Волгоградская область, Дубовский район, г. Дубовка, Свято-Вознесенский женский монастырь

Для желающих сделать пожертвования Банковские реквизиты:

Православная религиозная организация Свято-Вознесенский женский монастырь г. Дубовка
Р/сч. 40703810011180000317
Камышиское ОСБ № 7125 г. Камышин
Волгоградское ОСБ № 8621 г. Волгоград
К/сч. 30101810100000000647 БИК 041806647
ИНН 3405005958 КПП 340501001

Свято-Вознесенский Дубовский монастырь

Игумения Анна (Ерофеева)

Свято-Вознесенский Дубовский монастырь — небольшой, но благоустроенный женский монастырь в Волгоградской области.

Он был основан протоиереем Иоанном Покровским как женская община. Священник пожертвовал на новую обитель все свои сбережения — 18 тысяч рублей. Такую же сумму внес мещанин Матвей Посохин. Отец Иоанн был человеком святой жизни. По воспоминаниям сына Матвея Посохина, записанным в начале ХХ века, при строительстве монастыря по молитве священника случилось чудо. Новая обитель нуждалась в питьевой воде, колодца рядом не было. Однажды на прогулке с юным Посохиным отец Иоанн пришел на место, где планировалось начать строительство, встал на колени и начал молиться. По воспоминаниям Посохина, приблизившись, он увидел священника не стоящим на земле, а «несколько приподнявшимся — как будто в воздухе». Позже на этом месте был вырыт колодец, существующий до сих пор.

Община разрасталась и в 1892 году с благословения Святейшего Синода стала женским монастырем. К этому моменту на территории были построены два храма: величавый собор Вознесения Господня, храмы Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.

После революции из монастыря были изъяты все ценности, расстреляны настоятельница и 14 монахинь. Монастырь прекратил свое существование в 1923 году, Вознесенский собор и храм Пресвятой Богородицы были разрушены.

Открылся он в 1991 году. Был отреставрирован храм Иоанна Предтечи, разбиты фруктовый сад и виноградник, вырыт пруд, в который запустили мальков.

Интересные факты о Вознесенском Дубовском монастыре

По преданию, протоиерей Иоанн предсказал не только день своей смерти, но и то, что до него не умрет ни одна монахиня. Так и случилось: первые 12 лет существования общины в ней даже не было кладбища. Мощи отца Иоанна, который ныне почитается как местночтимый святой, находятся в обители.

До революции монастырь имел собственный кирпичный завод, подворья в Царицыне, в Дубовке, в селе Городище.

Главный собор Вознесения Господня строили дважды. Первое строительство продолжалось пять лет, и собор обрушился, когда достраивали купол храма. Второй раз собор был построен за три года. Это было красивое, богато украшенное краснокирпичное строение в русско-византийском стиле.

6 часов в день на молитвы. Как живут женщины в Дубовском монастыре

150 лет назад был основан Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь.

21 мая православная церковь отметила один из двунадесятых великих праздников — Вознесение. В Дубовском монастыре прошли в этот день праздничные мероприятия.

Откуда вода?

«Присоединиться к таким мероприятиям может любой желающий, — говорит иерей Савеков, представитель Волгоградской епархии. — Для гостей даже проводят экскурсии по достопамятным местам обители».

История монастырской обители на окраине Дубовки, которой в этом году исполняется 150 лет, драматична. Основал её в начале XIX века Иоанн Покровский, настоятель Успенского храма посада Дубовки. В момент строительства обители было зафиксировано самое настоящее чудо, далеко не последнее в монастырской летописи. Есть свидетельство очевидца, как Иоанн, вставши на колени и воздев руки к небу, долго и слёзно молился, а потом… приподнялся и завис в воздухе. От крика свидетеля батюшка очнулся и велел отметить место «левитации». Там вскоре был вырыт колодец со вкусной водой. Теперь родник известен как «Святой колодец Иоанна». Сюда за целебной водой приезжают со всей округи. Кстати, у обители есть свой сайт, зайдя на него, можно узнать о ближайших экскурсиях и праздниках.

До революции монастырь располагал тысячью десятинами земли, имелся отдельный монастырский хутор. На рубеже веков в обители проживали 182 монахини-послушницы, 10 престарелых безродных женщин и
10 девочек-сироток. Вскоре после 1917 года обитель закрыли и разграбили, монахинь разогнали, более десятка из них вовсе казнили в глубоком овраге у Волги.

«Наш монастырь не был захвачен иноземными врагами, его не бомбили и не расстреливали из наземного оружия, однако гонения оставили страшный след, — рассказывает игуменья Анна (Ерофеева), настоятельница монастыря. — К началу девяностых, к моменту возвращения монастыря церкви, 90 процентов храмового комплекса было уничтожено. В груды развалин превратилась келья с зимним молельным храмом. Сейчас эти здания, как и трапезная для гостей, полностью восстановлены. А вот главный Вознесенский храм воссоздать оказалось пока не по силам — безбожники его сравняли с землёй».

Кто помогает младенцам?

По словам игуменьи, женщины уходят в монастырь не после «сильнейших душевных потрясений», а по сознательному выбору. Многие из будущих монахинь происходят из глубоко верующих семей. В обители на чтение молитв ежедневно отводится по шесть часов. Остальное время посвящается выполнению определённых обязанностей — послушаний. Кто-то работает в огороде, кто-то на кухне, кто-то вышивает, убирается, что-то благоустраивает, ремонтирует. У монастыря есть собственное дойное стадо коров и даже свои посевы.

«Монастырь XXI века не отгорожен от внешнего мира, — улыбается игуменья. — К нам ежедневно приезжают миряне — просто поговорить по душам, исповедаться, попросить совета». Кстати, в женских делах, как утверждают монахини, хорошо помогает храмовая икона Тихвинской Божией Матери. Образ считается покровительницей младенцев и матерей. Помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. К ней обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия. «Помогает многим, если подойти с верой», — утверждают монахини.

Ссылка на основную публикацию