Донской ставропигиальный мужской монастырь

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора

Донской ставропигиальный мужской монастырь

История

Монастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор во имя Донской иконы Божией Матери.

В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных. В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю.

В 1922-1925 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон, в 1925 г. в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов.

Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя, части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт. Николая «Большой Крест» и др. Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 г. После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В начале ноября 1982 г. Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

Большой собор освящен в августе 1991 г. 19 февраля 1992 г. после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи.

Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 г.

При входе в монастырь стоит военная техника — танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев — Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 г. было принято решение передать их в дар Донскому монастырю.

Храмы и часовни

  • Малый (старый) собор Донской иконы Божией Матери с приделами вмч. Феодора Стратилата и прп. Сергия Радонежского (1591-1593 г., архит. предположительно Федор Конь; колокольня и приделы — 1679 г.);
  • Большой собор Донского монастыря (1684-1698 гг., надстроен в сер. XIX в., иконостас 1695-1699 гг.) — летний, в подклете — храм Сретения Господня;
  • храм Михаила Архангела (1714 г., перестроен в 1806-1809 гг., больничный, с усыпальницей Голицыных);
  • храм Тихвинской иконы Божией Матери над южными вратами (1713-1714 гг., архит. предположительно И.П. Зарудный);
  • храм правв. Захарии и Елисаветы над западными вратами, в колокольне (1730-1732 гг., архит. Д. Трезини, затем А.П. Евлашев, при участии Д.В. Ухтомского — 1752-1755 гг.);
  • храм прп. Александра Свирского (1796-1798 гг., усыпальница Зубовых, восстановлен после пожара в 1813 г.);
  • храм прп. Иоанна Лествичника (1898 г., усыпальница Терещенко);
  • храм свт. Иоанна Златоуста (1888-1891 гг., архит. А. Венсан, усыпальница Первушиных) верхний храм; вмц. Екатерины — нижний храм;
  • храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря (1902-1910 гг.; освящ. 1914 г. — архит. З.И. Иванов; ул. Орджоникидзе, 4), приделы Успения Пресвятой Богородицы и равноапостольной Марии Магдалины, Сошествия Святого Духа и Всех святых;
  • часовня-усыпальница Левченко (нач. XX в., архит. И. Клейн);
  • храм свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, и нижний храм бл. кн. Вячеслава Чешского (1998 г.);
  • храм Георгия Победоносца (2000 г.).

Святыни

  • в Малом соборе: чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение»; Донская икона Божией Матери под сенью; у стен собора — могила келейника свт. Тихона мч. Якова Полозова;
  • в Большом соборе: чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского;
  • в часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона свт. Николая.

Богослужение

В Малом соборе ежедневно полунощница и часы в 7.00, Литургия в 8.00, в 17.00 вечерня и утреня (в среду с акафистом Донской иконе Божией Матери, в воскресенье с акафистом свт. Тихону); по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 в Малом соборе и в 10.00 в Большом, накануне всенощное бдение — в 17.00. В храме прп. Серафима Саровского по воскресеньям Литургия в 10.00.

Внебогослужебная деятельность

При монастыре действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, ежедневно открыты иконная и книжная лавки.

 Донской ставропигиальный мужской монастырь

Официальный приходской сайт

 Донской ставропигиальный мужской монастырь

Контактная информация

  • Ставропигия: да
  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Ежедневно совершаются:
    06.40 – братский молебен и полунощница;
    07.40 – часы;
    08.00 – Божественная литургия, исповедь, лития и молебен с водосвятием (Сретенский храм);
    16:40 – вечернее богослужение (Сретенский храм).
    В воскресные и праздничные дни:

Суббота
17:00 – Всенощное бдение (Большой собор).

Воскресенье
07:00 – первая Божественная литургия (Сретенский храм);
09:00 – вторая Божественная литургия (Большой собор);
10:00 – третья Божественная литургия (Серафимовский храм).

В среду вечером: после окончания вечернего богослужения совершается акафист Богоматери перед Ее иконой «Донская».

В воскресенье вечером: совершается акафист свт. Тихону.

Богослужения в Серафимовском храме Донского монастыря (на Новом Донском кладбище):
Суббота:
09.00 – Божественная литургия.
Воскресенье:
10.00 – Божественная Литургия.

  • Наместник: Игумен Парамон (Голубка).
  • Престольные праздники:
    • Донской иконы Божией Матери — Сентябрь 1 [по н.с.]
  • Святыни: – В Малом соборе – чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение», Донская икона Божией Матери под сенью, у стен собора – могила келейника свт. Тихона, мч. Якова Полозова.
    – В Большом соборе – чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского.
    – В часовне-усыпальнице Левченко – мозаичная икона свт. Николая.
  • Краткая историческая справка: Основание Донского монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. Многие драматические события русской истории не обошли стороной Донской монастырь. С XVII в. монастырь стал местом погребения московской аристократии. Официальной датой закрытия Донского монастыря считается 1918 г., но церковная жизнь в обители теплилась до конца 1920-х гг. Иноческая жизнь в обители начала возрождаться в 1991 г.
  • Донской ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

    В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой Богородицы крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ее в походную церковь, в стане русского войска. Во время бессонной ночи, которую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Кода отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.

    Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» — том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

    Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с исконны был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

    Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться — Малым. Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля. «Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.

    В период смуты в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.

    Возрождается обитель в 20-х годах XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.

    Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, позднее названым — Большим. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

    В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

    В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.

    Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

    В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.

    В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.

    Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти последовавшей 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

    В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей который начал свою работу еще в 1920 -е годы, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.

    На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

    В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь.

    В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафадор (Маркевич).

    С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

    На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

    Донской монастырь

    Донской монастырь, действующая мужская обитель, – один из крупнейших и наиболее значимых в Москве. Он обладает статусом ставропигиального – то есть подчиняется напрямую патриарху Русской Православной Церкви. Здесь стоит обязательно побывать не только православным верующим, но и любителям старинной архитектуры и увлеченным историей России. В Донском монастыре сохранились постройки XVI ‒ XX вв.; кроме того, монастырь владеет большой ухоженной территорией, по которой приятно гулять в хорошую погоду. В монастырском некрополе можно увидеть надгробия представителей известных дворянских семей и общественных деятелей XVIII-XX века.

    Главной православной святыней монастыря считается чудотворная древняя Донская Икона Божией Матери, одна из самых почитаемых в православии. Этот образ находится в Третьяковской галерее, но каждый год в праздник иконы (19 августа) ее доставляют в монастырь для праздничного богослужения и крестного хода.

    История монастыря

    История основания Донского монастыря связана с походом татар на Москву в 1591 году. Тогда войско крымского хана Газы II Гирея появилось у незащищенных подступов к городу между Даниловым и Новодевичьим монастырями. На борьбу с врагами были направлены московские войска, а в сопровождавшую их походную церковь передали из Благовещенского собора Кремля чудотворную икону Донской Богоматери. Когда хан бежал, в честь успешной защиты города по указанию царя Федора Иоанновича был основан Донской монастырь и начато строительство первого каменного храма монастыря – Малого (Старого) Донского.

    На протяжении XVII в. монастырь находился в некотором запустении, которое было прервано в конце века сестрой царя Петра I Екатериной Алексеевной. В 1684 ‒ 1698 гг., под ее покровительством был построен новый большой собор. Посвящение осталось прежним – иконе Донской Богоматери. Этот масштабный крестообразный в плане собор увенчан пятью куполами. Внутри собора сохранился резной иконостас того же времени с большим количеством старых икон. Одновременно со строительством нового собора были возведены каменные стены монастыря: до 1696 г. монастырь имел лишь деревянные укрепления. В XVIII ‒ XIX вв. на территории монастыря продолжали появляться новые сооружения: были построены несколько церквей, в том числе надвратные, а также корпуса братских келий.

    В годы советской власти новые хозяева Москвы распорядились Донским монастырем по-своему: на территории монастырского кладбища в 1927 г. заработали первый советский крематорий и колумбарий, а через два года в монастыре были прекращены богослужения. В 1934 году здесь был устроен музей архитектуры. На территорию монастыря свозили фрагменты уничтоженных памятников архитектуры, среди которых – церковь Успения на Покровке, Сухарева башня и храм Христа Спасителя. Горельефы последнего (созданные в 1847 ‒ 1849 гг.) можно видеть и сегодня у внутренних стен обители.

    Богослужения в Малом соборе разрешили возобновить после окончания Великой Отечественной войны. Тогда же там разместили мироваренную печь, и с тех пор миро для всей Русской Православной Церкви изготавливается в Донском монастыре. В 1991 г. монастырь передали Патриархату, был вновь освящен большой собор, а деятельность монастыря полностью возобновилась.

    Святыни и захоронения

    Главной святыней считается чудотворная Донская икона Божией Матери, которая связана с историей основания монастыря. По преданию, эта икона, написанная Феофаном Греком в XIV в., помогла Дмитрию Донскому одержать победу в ключевой битве с татарами на Куликовом поле в 1380 г. Икона хранится в Третьяковской галерее, но один раз в году она доставляется в Донской монастырь, где сам Патриарх Московский и Всея Руси проводит праздничное богослужение. В Малом соборе постоянно находится список Донской иконы Божией Матери, а также иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение». В Донском монастыре покоятся мощи святого патриарха Тихона (первый патриарх после восстановления в 1917 г. этого сана), умершего здесь в 1925 г., обретенные в ходе восстановления собора после пожара 1992 г.

    Донской монастырь знаменит еще и своими кладбищами. Их при монастыре два. Старый некрополь находится внутри стен монастыря, а новый, основанный в 1910 г., разместился снаружи. В старом некрополе можно увидеть надгробия многих дворянских семей, таких как Долгоруковы, Трубецкие, Голицыны, Вяземские. Здесь похоронены известные деятели: философ П. Чаадаев, историк В. Ключевский. Среди последних захоронений – нобелевский лауреат писатель А. Солженицын, умерший в 2008 г.

    Донской монастырь в наши дни

    При Донском монастыре ведет активную деятельность паломническая служба обители: для паломников открыты гостиница и трапезная, организуются экскурсии по монастырю и другим православным святыням Москвы и за ее пределами. При монастыре работают воскресная школа и молодежный клуб. Имеется иконная лавка и лавка с монастырской выпечкой.

    С точки зрения истории архитектуры, Донской монастырь – не единственная заметная ценность в округе. Неподалеку от него, в районе современной станции метро «Шаболовская», находятся многие памятники архитектуры конструктивизма (1920 ‒ 1930-е гг.). Среди них – знаменитая Шуховская телебашня, мировой памятник инженерного искусства. Посещение этих замечательных мест можно превратить в одну пешеходную прогулку.

    Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве

    Ставропигиальный (независимый от местных епархий) церковный комплекс располагается в юго-западной части столицы, на Донской площади. Обитель основана в 1593 г. в честь чудесного избавления Москвы от монгольского разорения.

    Монастырь основан именно на том памятном месте, где Донская икона Богородицы защитила русский город от войск монгольского хана Газы-Гирея.

    История создания монастыря

    История берет начало с постройки Федором Иоанновичем (Блаженным) в 1591-1593 гг. одноглавого собора, освященного во славу Донского образа Богородицы. Сегодня он именуется Старым (Малым) и не соответствует ординарному типу монастырских храмов, потому что создан по чертежам приходских церквей.

    Причиной для постройки послужило желание восхвалить имя великой иконы, которая сумела отогнать от Москвы кровавых монгольских налётчиков. В конце XVI столетия во время битв на полях сражений действовало передвижное укрепление «гуляй-город». Оно защищало не только войско от легкого стрелкового оборудования и тяжелой конницы, но и позволяло располагать вблизи очага войны походную церковь, освященную в честь преподобного Сергия Радонежского.

    Другие известные монастыри в Москве:

    Донская икона Богородицы находилась в подобном передвижном укреплении, и помогла отразить атаки яростных монголов.

    • В Смутное время (1598-1613) новоявленная и ещё малочисленная обитель жестоко угнеталась польскими захватчиками. Донской монастырь долгое время пребывал в полном забвении. Делом возобновления церковного комплекса занялись Михаил Федорович (первый царь из династии Романовых) и Алексей Михайлович, его сын.
    • Донской монастырь взял на себя миссию царского богомолья, принимая крестные ходы, в которых участвовали русские правители. Однако для расширения обители средств не выделяли вплоть до 1670 г., его ограда оставалась деревянной. Модернизация началась после того, как к территории Донского монастыря начали присоединять другие церковные постройки.
    • Грандиозная реконструкция обители началась в конце XVII столетия на средства, благосклонно предоставленные Екатериной Алексеевной, дочерью Алексея Михайловича. В 1698 г. создали Большой собор, отличающийся величественностью и уникальным интерьером с прекрасно освещенным пространством. В начале XVIII столетия архитекторы возвели здесь каменную стену с 12 башнями, несколько напоминающую ту, что окружает Новодевичий монастырь.

    Жизнь церковного комплекса в ХVII-XIX веках

    С 1711 г. в истории монастыря начинается период расцвета и интенсивного роста. В 1739 г. Донская обитель уже является большим хозяйством, имеющим в своем распоряжении достаточное количество территории и крепостных душ. Величественность церковного комплекса была полностью сформирована, сегодня именно этот грандиозный образ предстает перед современниками.

    • В 1713 г. здесь построили Тихвинскую церковь и высокую колокольню, а в 1753 г. закончили возводить западные врата. В 1740 г. правители распорядились соорудить на территории епископские покои, православную семинарию и вспомогательные здания. В конце XVII столетия итальянский мастер Клаудио сделал фресковую роспись стен Главного (Большого) храма.
    • В 1771 г. в столице произошел Чумной бунт — восстание, которое затронуло и Донской монастырь. Народ, озлобленный и недовольный социальным положением в городе, ворвался в обитель и лишил жизни архимандрита Амвросия, приказавшего спрятать от людей чудотворную икону, в которой видели спасение от напасти. Вскоре зачинщики и исполнители убийства понесли наказание и были повешены.
    • В 1812 г. Донская обитель пострадала от рук французских захватчиков. Вскоре на территории организовали духовное училище, где готовили молодых людей для поступления в семинарию. Церковный комплекс также располагал иконописной мастерской для обучения и работы по заказам. Расширение получал большой монастырский некрополь, славящийся тем, что здесь хоронили знатных людей эпохи.

    На заметку! Перед Октябрьской революцией обитель имела статус первоклассной и ставропигиальной. Ежегодно в день памяти Донской иконы Пречистой Матери (19 августа) в монастырь совершается великий крестный ход из Кремлёвского Успенского храма.

    Монастырь в XX веке

    Церковный комплекс официально закрыли в 1918 г., но богослужения проводились до 1920 г. С 1922 г. у врат на северной стороне держали под стражей патриарха Никона. Через три года святитель скончался, его тело погребли на территории Донской обители.

      В 1925 г. в монастыре состоялся собор десяти архиереев, которые образовали «временный высший совет». С этого момента начался григорианский раскол, спровоцированный в целях клеветы на Церковь. В 20-х годах XX века на территории обители создали антирелигиозную выставку, которая впоследствии переквалифицировалась в музей искусств. Документация и исторические справки перенесли в Государственный архив.

    Архитектура

    Большая часть монастырского комплекса приобрела индивидуальный образ в промежуток с XVI по XVIII вв.

      Малый (Старый) храм Донской Божьей Матери совсем не имеет столпов и построен по типу одноглавых церквей эпохи Б. Годунова. Других подобных экземпляров русская архитектура того времени не знала. Шатровая колокольня возводилась рядом в 1679 г. Росписи стен проходили в 1780 г. Комплексная реставрация совершалась в 1948 г.

    Как добраться

    Грандиозный Донской монастырь располагается в юго-западной части столицы, он был основан в память о том событии, когда святая икона спасла Москву от наступления монгольского войска. Период расцвета церковного комплекса начинается с начала XVIII столетия, обитель становится большим хозяйством.

    Настоятелем монастыря в 2012 г. назначили игумена Парамона.

    Пережив тяжелые времена в прошлом, сегодня она приглашает прихожан, которые желают поучаствовать в богослужениях и насладиться старинной архитектурой.

    Комплекс находится по адресу: Москва, Донская площадь № 1-3, которая располагается между Садовым и Третьим транспортным кольцами. Ближайшая к нему станция метро — «Шаболовская», что на Калужско-Рижской ветке. До обители останется 10 минут пешком, а если ехать на трамвае, следует выйти на остановке под названием «Университет дружбы народов».

    Читайте также интересные статьи:

    До церковного комплекса ходят автобусы № 111, № 196, № М1. Нужная остановка называется «Улица Стасовой».

    В Малом (Старом) соборе проходят ежедневные полунощницы, посвященные пришествию Мессии и Страшному Суду. Литургия начинается в 8:00, вечерня проходит с 17:00 (в среду читают акафист главной иконе, а в воскресный день — образу святителя Тихона). Накануне праздников священники проводят ритуал всенощного бдения, которое начинается в 17:00.

    Внимание! Сегодня паломники имеют возможность посетить храмы обители и прикоснутся к знаменитым чудотворным образам Богородицы, Николая Угодника и святителя Тихона. При монастыре работает воскресная школа, иконографические мастерские и церковные лавки.

    Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве

    М онастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор во имя Донской иконы Божией Матери. В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным.

    С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных.

    В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю.

    В 1922-1925 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон, в 1925 г. в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт.

    До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов. Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя, части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт. Николая «Большой Крест» и др.

    Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 г. После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В начале ноября 1982 г. Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Большой собор освящен в августе 1991 г. 19 февраля 1992 г. после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи. Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 г.

    При входе в монастырь стоит военная техника — танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев, Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 г. было принято решение передать их в дар Донскому монастырю. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) на должность наместника Донского монастыря г. Москвы назначен игумен Парамон (Голубка).

    В архитектурный комплекс монастыря входят: малый (старый) собор Донской иконы Божией Матери с приделами вмч. Феодора Стратилата и прп. Сергия Радонежского (1591-1593 г., архит. предположительно Федор Конь; колокольня и приделы — 1679 г.); большой собор Донского монастыря (1684-1698 гг., надстроен в сер. XIX в., иконостас 1695-1699 гг.) — летний, в подклете — храм Сретения Господня; храм Михаила Архангела (1714 г., перестроен в 1806-1809 гг., больничный, с усыпальницей Голицыных); храм Тихвинской иконы Божией Матери над южными вратами (1713-1714 гг., архит. предположительно И.П. Зарудный); храм правв. Захарии и Елисаветы над западными вратами, в колокольне (1730-1732 гг., архит. Д. Трезини, затем А.П. Евлашев, при участии Д.В. Ухтомского — 1752-1755 гг.); храм прп. Александра Свирского (1796-1798 гг., усыпальница Зубовых, восстановлен после пожара в 1813 г.); храм прп. Иоанна Лествичника (1898 г., усыпальница Терещенко); храм свт. Иоанна Златоуста (1888-1891 гг., архит. А. Венсан, усыпальница Первушиных) верхний храм; вмц. Екатерины — нижний храм; храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря (1902-1910 гг.; освящ. 1914 г. — архит. З.И. Иванов; ул. Орджоникидзе, 4), приделы Успения Пресвятой Богородицы и равноапостольной Марии Магдалины, Сошествия Св. Духа и Всех Святых; часовня-усыпальница Левченко (нач. XX в., архит. И. Клейн); храм свт. Тихона, Патриарха Всероссийского и нижний храм бл. кн. Вячеслава Чешского (1998 г.); храм Георгия Победоносца (2000 г.).

    Малый собор Донского монастыря открылся после реставрации. В монастыре имеются святыни: в Малом соборе — чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение»; Донская икона Божией Матери под сенью; у стен собора — могила келейника свт. Тихона, мч. Якова Полозова; в Большом соборе — чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского; в часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона свт. Николая. При монастыре действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, ежедневно открыты иконная и книжная лавки.

    Донской ставропигиальный мужской монастырь, Москва.

    Донская площадь, 1

    Донской монастырь был основан в конце XVI века на том месте, где войска Бориса Годунова в 1591 году разбили походный стан, ожидающий идущего на Москву крымского хана Казы-Гирея. Отступление татарских войск русский народ объяснил заступничеством Божией Матери, чья Донская икона находилась в походной Сергиевой церкви.

    По указу царя Федора Ивановича на этом месте была построена каменная церковь, а впоследствии вокруг церкви образовался монастырь.
    Донской монастырь входит в кольцо монастырей-сторожей на подступах к Москве.
    В Смутное время обитель была опустошена и разграблена, но потом восстановлена.
    Вершиной рассвета монастырь достиг в период правления царевны Софьи. Попечительством ее сестры Екатерины монастырь застраивался новыми зданиями, воздвигли кирпичные стены с 12 башнями. В это время Донской монастырь был одним из самых богатых монастырей России.
    Над главным входом возвышается колокольня, построенная в 1713-1714 годах, с надвратным храмом во имя Тихвинской иконы. Западные ворота увенчаны колокольней с церковью праведных Захария и Елизаветы, построенные в 1730-1753 годах.


    Асфальтовая дорожка ведет от Святых ворот к Большому соборы Донской иконы Божией Матери, построенному в 1684-1698 годах. Мощный объём собора в Нарышкинском стиле с пятью стройными высокими куполами господствует надо всем ансамблем монастыря.

    В XVII веке Симон Ушаков сделал список с чудодейственной иконы, список разместили в иконостасе Большого собора. А сама Донская икона Пресвятой Богородицы находится в Третьяковской галереи.
    Рядом с собором находится самый древний храм обители – Малый (Старый) собор Донской иконы Божией Матери, возведенный в 1591-1593 годах. Современная форма купола относится к более поздним перестройкам. В этом соборе похоронены представители дворянских фамилий: Волконские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие, Лопухины, Нарышкины, Пушкины.
    В больничной церкви Архистратига Михаила находится фамильная усыпальница Голицыных. Церковь была заложена в 1714 году, но в начале XIX века значительно перестроена.
    Также на территории монастыря находятся церкви Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Лествичника, часовня-усыпальница Левченко.
    На монастырском кладбище были похоронены многие известные и прославленные люди России, среди них Д.И. Фонвизин, П.Я. Чаадаев, О.И. Бове, П.Д. Барановский, В.О. Ключевский, С.И. Танеев, Н.Е. Жуковский и другие.
    В 1918 году монастырь был закрыт, но монашеская жизнь некоторое время продолжалась.
    С 1929 года здесь располагался музей антирелигиозного искусства, с 1934 году – филиал музея архитектуры. В это время здесь появился горельеф с храма Христа Спасителя, наличники Сухаревой башни, разобранные Триумфальные ворота.
    После войны в 1946 году были возобновлены богослужения в Малом соборе. А в 1990 году монастырь передали Церкви. Обитель стала возрождаться – появились две новые церкви-усыпальницы – во имя святителя Тихона (1998 год) и великомученика Георгия Победоносца (2000 год).

    Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве

    Донская монастырская мужская ставропигиальная обитель расположилась в городской черте Москвы и находится немного юго-западнее самого сердца столицы России. Ее месторасположение действительно удобное. Ведь почти каждый гость города может посетить это восхитительное духовное место, находящееся на Донской площади, в честь которой монастырь и получил свое название. Дата основания Донского московского монастыря приходится на 1591 год, когда после нашествия войск хана Крыма Газы Второго Гирея тут разместился небольшой гуляй-город.

    До и послереволюционная история обители

    Основателем Донской мужской монастырской обители является царь Федор Иванович. Изначально это была небольшая постройка — одноглавный собор, который сейчас получил название старого и имеет вид сельской церкви. Освящен собор был в честь Донской Иконы Божьей Матери. Эта святыня не раз помогала московским землям избавиться от нашествий врагов.

    Смутные времена принесли обители разруху и запустение, но в период царствования Михаила Федоровича снова возобновила свою деятельность и стала неотъемлемой частью крестных походов, в которых принимали участие великие деятели и государи. Миниатюрные соборы, скромные кельи, бревенчатый забор — это все, чем ранее мог похвастаться Донской монастырь в Москве. Приблизительно в 1670 году монастырь начал расширяться, а к нему присоединялись все новые общины. Крупномасштабная реконструкция обители была произведена в конце 17 века по приказу царевны Екатерины. Появились крепкие каменные стены, заборы и башни, большие храмы, монахи обзаводятся различным хозяйством, а соборы были расписаны кистью известного итальянского художника Клаудио. 18 век по праву можно назвать периодом расцвета и становления Донского монастыря.

    В 19 веке на территории монастырской обители возникло духовое училище, иконописная мастерская, расширился некрополь. 1812 год ознаменовался очередной разрухой, ведь французы полностью разграбили все монастырское имущество. В 1918 году обитель была формально закрыта, несмотря на это монахи продолжали трудиться за ее стенами и проводить богослужения. В этот период начались массовые аресты служителей церкви, так в заточение попал патриарх Тихон (1922 год), митрополит Петр (1925 год) и т. д. В этом же году настал григорианский раскол.

    Официальное возобновление работы Донского московского монастыря приходится на 1946 год, но богослужения были возобновлены лишь в старом соборе. В 1991 году обитель входит в Московскую Патриархию. В ноябре того же года неизвестный устроил поджог святыни, после чего начались восстановительно-ремонтные работы.

    Святыни и достопримечательности монастыря

    На территории Донской монастырской обители сейчас можно увидеть невероятной красоты архитектурный ансамбль. Что же прихожане и туристы, приехавшие полюбоваться известным монастырем, могут тут увидеть?

    • Уникальный и единственный в своем роде бесстолпный Малый собор Донской Божьей Матери;
    • Пятиглавый 4-столпный Большой собор Донской Божьей Матери;
    • Надвратная церковь в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы;
    • 12 оградных башен и кирпичные стены красного цвета, украшенные изысканными коронами в стиле барокко;
    • Церковь при больнице названая в честь Архангела Михаила;
    • Высокую колокольню Донской монастырской обители;
    • Кельи времен правления Петра Первого;
    • Миниатюрные часовенки;
    • Различные церкви: Александра Свирского, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Святителя Тихона, Георгия Победоносца, святого благословенного князя Александра Невского и т.д.;
    • Колодец со святой водой.

    Отдельного внимания заслуживает некрополь Донского монастыря в Москве, где захоронены священнослужители, богатые дворяне и другие знатные люди.

    Донской ставропигиальный мужской монастырь, г.Москва

    Основание Донского монастыря для мужчин произошло в 1591 году. Территориально место его расположения приходится на участок неподалеку от старой Калужской дороги на юго-западе от центра Москвы.

    Такое наименование монастырь получил во имя Донской иконы Божией Матери, которая невероятным дивным образом уберегла Москву от армии хана Казы-Гирея. Если верить древнему преданию, то данная икона в руках Сергия Радонежского благословила армию великого князя Димитрия на битву на Куликовом поле. Пресвятая Богородица заступилась за своих людей и полки Казы-Гирея со стыдом бежали за пределы города, что послужило уроком для крымских татар, которые больше никогда не совершали набеги на эти земли.
    Основание великого монастыря произошло на том же месте, где русские войска готовились обороняться от татарской орды, и где была расположена крошечная церквушка с Донским образом Пресвятой Богородицы. С течением времени на данном месте был возведен собор Донской иконы Божией Матери, вследствие чего монастырь и получил ныне свое название. Так и случилось, что меж Даниловым монастырём и Новодевичьим храмом со временем восстала Донская обитель, которая получила статус новой монашеской крепости и ставшая завершительной фазой в устройстве оборонительного кольца Москвы.

    Донской монастырь в первой половине 19 века получил статус наиболее привилегированной и зажиточной обители России, которая имела крупное влияние не только на церковную жизнь, но и на политическую. На временном отрезке с 1799 по 1827 гг. на территории Донского монастыря был расположен Духовно-цензурный комитет, позднее перемещенный на место Троицко-Сергеевой Лавры. Непосредственно в храме на период 1834 года функционировало церковное училище, и позднее школа для обучения послушников, которая открыла свои двери для учащихся в 1909 году.

    Монастырь стал известнейшим местом упокоения высокопоставленных людей, начиная с 17 века. В 1930 году могила художника Перова была перевезена с Даниловского кладбища на территорию некрополя Донского монастыря. В этом же месте в 2000 году провели процедуру перезахоронения писателя Шмелева,а позднее и других прославленных личностей. Одно из последних захоронений на территории монастыря было проведено в 2008 году, когда в старинном некрополе монастыря произошло погребение знаменитого писателя А. Солженицына. Здесь также захоронены: грузинские цари Давид, Александр и Матвей, архитектор О.Бове, писатель В.Одоевский и многие другие известные личности.

    Без сомнений основной святыней храма не без оснований принято считать Донскую икону Божией Матери, которая была создана в 16 веке, и которой был украшен иконостас Большого собора. Нельзя не сказать так же о святынях Малого собора, которыми являются высокоуважаемые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение». Во время проведения работ по реконструкции храма почти случайным образом были найдены мощи святителя Тихона, захоронение которого пришлось на 1925 год.

    На данный момент местом расположения иконы служит Третьяковская галерея. Существует также древняя традиция, по которой ежегодно 1 сентября икона перевозится из галереи в Донской храм, где перед данной реликвией Святейший Патриарх при огромнейшем скоплении православных россиян и жителей зарубежья проводит Божественную Литургию.

    Другим сокровищем Донского монастыря выступают святые мощи Тихона, Патриарха Всероссийского, которые находятся в позолоченной раке в Большом соборе храма.

    Донской ставропигиальный мужской монастырь

    Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея.

    Московский Донской монастырь был основан в 1593 году третьим сыном Ивана Грозного царь Фёдором Иоанновичем.

    Монастырь основан в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от войск крымского хана Казы-Гирея.

    Храм в честь иконы Богородицы, именуемой Донской (Малый собор), 1591—1593 годы. Первая каменная постройка на территории обители. Храм был заложен на том месте, где стояла походная церковь русского войска, в честь преподобного Сергия Радонежского.

    Храм в честь иконы Богородицы, именуемой Донской (Большой собор), 1683—1698 годы.

    Программу росписей интерьера собора разработал в 1782 году известный архитектор В. И. Баженов.

    Своды храма имеют характерную для эпохи классицизма роспись имитирующую лепные кессоны.

    Непосредственно живописные работы выполнял итальянский художник Антонио Клаудио.

    Западные ворота монастыря с надвратной церковью в честь праведных Захарии и Елизаветы и колокольней.

    Северные (Святые) ворота монастыря с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

    Церковь в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, 1997 год.

    Церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского, 2006 год.

    С 1934 по 1991 год в Донском монастыре размещался музей архитектуры. В него свезли детали, скульптурные фрагменты многих сносимых сооружений, в том числе Триумфальных ворот с площади Белорусского вокзала, Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.

    Здесь же нашли приют и мраморные горельефы (1847—1849 гг.) взорванного в 1931 году Храма Христа Спасителя.

    «Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями». Скульптор Александр Логановский.

    Слева направо: «Встреча Давида, победившего Голиафа» (cкульптор Александр Логановский), «Воин Георгий» (cкульптор Николай Рамазанов).

    «Мариам, воспевающая победу своего народа над врагами». Скульптор Александр Логановский.

    «Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями». Скульптор Александр Логановский.

    «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 г.». Скульптор Александр Логановский.

    Некрополь Донского монастыря (Старое Донское кладбище) — самый крупный сохранившийся в Москве дворянский некрополь XVIII—XIX веков. Он единственный в городе, переживший без существенных потерь советское время.

    Слева направо: Церковь Александра Свирского (1796—98 гг.) — усыпальница рода Зубовых и Храм Иоанна Лествичника, возведённый в 1896—1897 годах на средства генерал-майора И. Ф. Терещенко. Первоначально это была часовня-усыпальница для его семьи, в 1898 году переоборудована в церковь.

    Многие надгробные памятники некрополя Донского монастыря были привезены в 1930-х годах с обречённых на снос кладбищ Москвы и Подмосковья.

    Здесь захоронено множество выдающихся людей: литераторов, архитекторов, художников, дипломатов, мыслителей, промышленников и полководцев.

    В начале XXI века именно сюда был перенесён прах крупных деятелей белого движения, скончавшихся в эмиграции: А. И. Деникина и И. А. Ильина.

    Иловайский, Василий Дмитриевич (1788—1860) — герой Отечественной войны (Иловайский 12-й) генерал-лейтенант.

    Тиль Карл Карлович (1860—1903) — фабрикант.

    Ясюнинский Константин Арсеньевич (1863—1907) — инженер-механик, фабрикант (надгробие работы Н. А. Андреева перенесено с кладбища Новодевичьего монастыря без перезахоронения праха).

    Ссылка на основную публикацию